Какое окончание имели существительные в местном падеже?

  • Склоне́ние – это изменение слова по падежам.
  • В русском языке есть шесть падежей.
  • Информация по падежам и окончаниям существительных разного склонения – в таблице:
Падеж Вопросы Возможные предлоги Окончание
Ед. число Множ. число
I склонение II склонение III склонение
Имени́тельный (есть) кто? что? -а, -я –, -о, -е -ы, и, -а, -я
Роди́тельный (нет) кого́? чего́? без, у, до, от, с, о́коло, из, во́зле, по́сле, для, вокру́г -ы, -и -а, -я –, -ов, ев, -ей
Да́тельный (даю́) кому́? чему́? к, по -е, -и -у, -ю -ам, -ям
Вини́тельный (виню́, ви́жу) кого́? что? в, за, на, про, че́рез -у, -ю -о, -е –, -ы, -и, а, -я, -ей
Твори́тельный (творю́, горжу́сь) кем? чем? за, над, под, пе́ред, с -ой (-ою), ей (-ею) -ом, -ем -ами, -ями
Предло́жный (ду́маю) о ком? о чём? в, на, о, об, о́бо, при -е, -и -е, -и -ах, -ях

В русском языке три типа склонения существительного.

Пе́рвое склоне́ние Второ́е склоне́ние Тре́тье склоне́ние
все слова мужского и женского рода на -а, -я все остальные слова мужского и среднего рода все остальные слова женского рода
в ед. числе -а, -я в муж. роде – согласный и -ь в ср. роде -о, -е
во множ. числе -ы, -и -а, -я, -ы, -и
примеры слов ма́ма па́па стена́ ли́ния тётя дя́дя роя́ль нож окно́ мо́ре ночь дочь пасте́ль

I склонение:

Падеж Окончание
Ед. число Множ. число
Имени́тельный -а, -я -ы, и
Роди́тельный -ы, -и –, -ей
Да́тельный -е, -и -ам, -ям
Вини́тельный -у, -ю –, -ы, -и, -ей
Твори́тельный -ой (-ою), ей (-ею) -ами, -ями
Предло́жный -е, -и -ах, -ях
ед. число множ. число ед. число множ. число
И. кто? па́па па́пы что? ра́на ра́ны
Р. кого? па́пы пап чего? ра́ны ран
Д. кому? папе па́пам чему? ра́не ра́нам
В. кого? па́пу пап что? ра́ну ра́ны
Т. кем? па́пой па́пами чем? ра́нами ра́ны
П. о ком? о па́пе о па́пах о чём? о ра́не о ра́нах
ед. число множ. число ед. число множ. число
И. кто? дя́дя дя́ди что? ви́шня ви́шни
Р. кого? дя́ди дя́дей чего? ви́шни ви́шен
Д. кому? дя́де дя́дям чему? ви́шне ви́шням
В. кого? дя́дю дя́дей что? ви́шню ви́шни
Т. кем? дя́дей дя́дями чем? ви́шней ви́шнями
П. о ком? о дя́де о дя́дях о чём? о ви́шне о ви́шнях

Обрати внимание!

Если существительное I склонения оканчивается на -ия, то в дательном и предложном падежах пишется окончание -и. Это касается и имён собственных на -ия:

ед. число множ. число
И. кто? Мари́я что? ли́ния
Д. кому? Мари́и чему? ли́нии
П. о ком? о Мари́и о чём? о ли́нии
И. кто? Фра́нция что? исто́рия
Д. кому? Фра́нции чему? исто́рии
П. о ком? о Фра́нции о чём? об исто́рии

II склонение:

Падеж Окончание
Ед. число Множ. число
Муж. род Ср. род
Имени́тельный -о, -е -а, -я, -ы, -и
Роди́тельный -а, -я –, -ов, -ев, -ей
Да́тельный -у, -ю -ам, -ям
Вини́тельный -о, -е -а, -я, -ы, -и
Твори́тельный -ом, -ем -ами, -ями
Предло́жный -е, -и -ах, -ях
ед. число множ. число ед. число множ. число
И. кто? конь ко́ни что? дива́н дива́ны
Р. кого? коня́ коне́й чего? дива́на дива́нов
Д. кому? коню́ коня́м чему? дива́ну дива́нам
В. кого? коня́ коне́й что? дива́н дива́ны
Т. кем? конём коня́ми чем? дива́ном дива́нами
П. о ком? о коне́ о коня́х о чём? о дива́не о дива́нах
ед. число множ. число ед. число множ. число
И. кто? о́блако облака́ что? мо́ре моря́
Р. кого? о́блака облако́в чего? мо́ря море́й
Д. кому? о́блаку облака́м чему? мо́рю моря́м
В. кого? о́блако облака́ что? мо́ре моря́
Т. кем? о́блаком облака́ми чем? мо́рем моря́ми
П. о ком? об обла́ке об облака́х о чём? о мо́ре о моря́х
ед. число множ. число
И. что? музе́й музе́и
Р. чего? музе́я музе́ев
Д. чему? музе́ю музе́ям
В. что? музе́я музе́и
Т. чем? музе́ем музе́ем
П. о чём? о музе́е о музе́ях

Обрати внимание!

Если существительное II склонения оканчивается на -ий или -ие, то в предложном падеже единственного числа пишется окончание -и:

ед. число ед. число ед. число
И. кто? Васи́лий что? жре́бий И. что? дове́рие
П. о ком? о Васи́лии о чём? о жре́бии П. о чём? о дове́рии

III склонение:

Падеж Окончание
Ед. число Множ. число
Имени́тельный
Роди́тельный -ей
Да́тельный -ам, -ям
Вини́тельный
Твори́тельный -ами, ями
Предло́жный -ах, -ях
ед. число множ. число ед. число множ. число
И. кто? мышь мы́ши что? ткань тка́ни
Р. кого? мы́ши мыше́й чего? тка́ни тка́ней
Д. кому? мы́ши мыша́м чему? тка́ни тка́ням
В. кого? мышь мыше́й что? ткань тка́ни
Т. кем? мы́шью мыша́ми чем? тка́нью тка́нями
П. о ком? о мы́ши о мыша́х о чём? о тка́ни о тка́нях

Осторожно, орфография!

В именительном падеже единственного числа после шипящих (ж, ш, ч, щ) у существительных женского рода III склонения на конце пишется -ь, а у существительных мужского рода II склонения -ь не ставится:

III скл. III скл. II скл. II скл.
И. кто? дочь что? ночь И. кто? грач_ И. что? нож_

Также не ставится -ь после шипящих на конце существительных женского рода I склонения в родительном падеже множественного числа:

ед. число множ.число ед. число множ.число
И. что? да́ча да́чи И. что? ро́ща ро́щи
Р. чего? да́чи дач_ Р. чего? ро́щи рощ

В русском языке есть существительные, которые сохраняют одну форму во всех падежах и числах. Это неизменяемые существительные. Почти все они пришли из других языков.

ед. число множ. число
Какое окончание имели существительные в местном падеже? е́вро е́вро
Какое окончание имели существительные в местном падеже? кафе́ кафе́
Какое окончание имели существительные в местном падеже? ко́фе ко́фе (= «напиток в ёмкости»: Дайте два кофе, пожалуйста!)
Какое окончание имели существительные в местном падеже? метро́ метро́
Какое окончание имели существительные в местном падеже? пальто́ пальто́
Какое окончание имели существительные в местном падеже? пиани́но пиани́но
Какое окончание имели существительные в местном падеже? рагу́ рагу́
Какое окончание имели существительные в местном падеже? такси́ такси́
Какое окончание имели существительные в местном падеже? фортепиа́но фортепиа́но
Какое окончание имели существительные в местном падеже? какаду́ какаду́
шимпанзе́ шимпанзе́
Мона́ко
То́кио
ха́ки (цвет)

Источник: https://www.ruspeach.com/learning/2159/

Окончания в предложном падеже. Какое выбрать?

9Мар21/01/2019

Предложный падеж – один из самых простых с точки зрения окончаний. Тем не менее здесь тоже есть свои нюансы, о которых полезно помнить изучающему русский язык. Давайте повторим, как же мы выбираем окончания в предложном падеже.

Какое окончание имели существительные в местном падеже?

Ниже на картинке я собрала основные окончания предложного падежа и правила, когда какое окончание мы выбираем.

Какое окончание имели существительные в местном падеже?

В единственном числе это, как правило, окончание :

  • (город) в городе, (музей) в музее, (словарь) в словаре,
  • (Москва) в Москве, (деревня) в деревне,
  • (море) на море, (зеркало) в зеркале;

или  для существительных, заканчивающихся на (только для женского рода), -ия, -ие или -ий:

  • (Казань) в Казани, (история) в истории,
  • (здание) в здании,
  • (Маврикий) на Маврикии.

Во множественном числе, мы выбираем окончание -ах (после твёрдых согласных) или -ях (после мягких согласных):

  • (город) в городах, (улица) на улицах, (зеркало) в зеркалах,
  • (музей) в музеях, (словарь) в словарях, (деревня) в деревнях, (тетрадь) в тетрадях, (море) в морях.

Для прилагательных у нас тоже по два варианта окончаний в зависимости от рода и числа.

В женском роде мы выбираем:

-ой

  • после твёрдых согласных (работать в крупной компании, думать о серьёзной проблеме);
  • или под ударением после ж, ш, ч, и щ (читать о большо́й политике).

-ей

  • после мягких согласных (девушка в зимней куртке, ходить в домашней обуви);
  • или в безударной позиции после ж, ш, ч, и щ (лежать в горя́чей ванне).
Читайте также:  Запятые между оборотами со словами "в соответствии с", "в целях"

В мужском и среднем роде выбираем:

-ом

  • после твёрдых согласных (работать в удобном офисе, музей находится в этом красивом здании);
  • и после г, к и х (мужчина в строгом костюме).

-ем

  • после мягких согласных (мужчина в синем свитере, не хочу даже думать о моём домашнем задании).

Во множественном числе после твёрдого согласного окончание будет -ых, а после мягкого – -их:

  • мужчина в модных брюках, были в интересных музеях, рассказал о новых технологиях;
  • книга о русских традициях, женщины в вечерних платьях, мечтаю о домашних пирогах.

И ещё один важный момент. У некоторых слов мужского рода в предложном падеже возможны два варианта окончания в зависимости от функции этого слова в предложении:

  • , чтобы ответить на вопрос «где?»,
  • , чтобы ответить на вопрос «о чём?».

Какое окончание имели существительные в местном падеже?

  • берег: (где?) на берегу́, (о чём?) о бе́реге
  • борт: (где?) на борту́, (о чём?) о бо́рте
  • ветер: на ветру́, (о чём?) о ве́тре
  • год: (когда?) в этом году́, (о чём?) книга о 1917 го́де
  • пол: (где?) на/в полу́, (о чём?) о по́ле
  • порт: (где?) в порту́, (о чём?) о по́рте
  • ряд: (где?) в ряду́, (о чём?) о ря́де
  • сад: (где?) в саду́, (о чём?) о са́де
  • снег: (где?) в/на снегу́, (о чём?) о сне́ге
  • угол: (где?) в/на углу́, (о чём?) об угле́
  • шкаф: (где?) в/на шкафу́, (о чём?) о шка́фе
  1. На … (следующая неделя) я буду в … (командировка).
  2. Опять я не работаю, а мечтаю о … (летний отпуск).
  3. В … (следующий месяц) наша компания переезжает. Мы будем работать в … (новое современное здание).
  4. О … (что) пишут в … (сегодняшние газеты)?
  5. В … (прошлый год) мы отдыхали на … (Канарские острова).
  6. Я приехал сюда на … (новый автобус).
  7. Что лежит в … (этот шкаф)?
  8. Сегодня мы были на … (Красная площадь).
  9. Я всю ночь думала об … (это грамматическое правило).
  10. Катя так спешила, что чуть не выбежала из дома в … (домашние тапочки).
  1. На следующей неделе я буду в командировке.
  2. Опять я не работаю, а мечтаю о летнем отпуске.
  3. В следующем месяце наша компания переезжает. Мы будем работать в новом современном здании.
  4. О чём пишут в сегодняшних газетах?
  5. В прошлом году мы отдыхали на Канарских островах.
  6. Я приехал сюда на новом автобусе.
  7. Что лежит в этом шкафу?
  8. Сегодня мы были на Красной площади.
  9. Я всю ночь думала об этом грамматическом правиле.
  10. Катя так спешила, что чуть не выбежала из дома в домашних тапочках.

Всё правильно угадали? В каких словах вы ошиблись?

Если у вас остались вопросы, их можно задавать в х внизу.

Источник: https://burupo.com/ru/endings-prepositional-case-ru/

Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже

  • Урок57
  • Падежные окончания имён существительных в родительном падеже.
  • Тип урока
  • Освоение нового материала
  • Педагогические задачи
  • Создать условия для ознакомления с правилом написания безударных окончаний имен существительных в родительном падеже; совершенствовать умение определять падеж имен существительных; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
  • Планируемые предметные результаты
  • Познакомятсяс правилом написания безударных окончаний имен существительных в родительном падеже; научатся писать безударные падежные окончания имен существительных в родительном падеже; указывать склонение и падеж имен существительных; выполнять морфологический разбор слова
  • Метапредметные УУД
  • Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); участвовать в работе группы
  • Личностные результаты
  • Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значение в процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого языка; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке
  • Организационная структура урока
  • Этап урока
  • Содержание деятельности учителя
  • Содержание деятельности учащегося(осуществляемые действия)
  • Формируемые способы деятельности
  • учащегося
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся.

  1. – Проверим готовность к уроку.
  2. Я желаю тебе сегодня добра.
  3. Ты желаешь мне сегодня любви.
  4. Мы желаем сегодня друг другу успеха.
  5. Если тебе будет трудно, я тебе помогу
  6. Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)
  7. Принимать и сохранять организационные задачи
  8. II. Актуализация знаний, необходимых
  9. для изучения
  10. и понимания
  11. нового материала.

– Прочитайте задание в упражнении 190. Составьте два предложения с однородными членами, употребляя выделенные имена существительные в винительном падеже. Можете использовать и другие слова. Запишите.

Объясните, почему в одних предложениях вы употребили глагол «одела», а в других – «надела».

Составляют предложения с однородными членами.

Бабушка надела шапку (В. п.) и пальто (В. п.).

Девочка одела брата (В. п.) и сестренку (В. п.).

Глаголы «одеть» и «надеть» – многозначные. Одеть (кого, что)  облечь кого-либо в какую-либо одежду (одеть ребёнка, больного, раненого; ср. одеть куклу, манекен). Надеть (что)  натянуть, надвинуть (одежду, обувь, чехол и т. п.

), покрывая, облекая кого-нибудь, что-нибудь (надеть костюм, юбку, пальто, пиджак, башмаки, маску, противогаз).

Глагол «одеть» вступает в сочетание с существительными одушевлёнными (и с небольшим количеством неодушевлённых, обозначающих подобие человека: кукла, манекен, скелет), «надеть» – с неодушевлёнными.

Выделять существенную информацию из текста загадки. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

  • Минутка чистописания.
  • Проводит минутку чистописания.
  • – Запишите буквосочетания.
  • – Продолжите ряд родственных слов.
  • – Спишите предложения, вставив пропущенные буквы.
  • Выполняют чистописание.

Какое окончание имели существительные в местном падеже?

  1. Мы уходим все дальше в лес. Под ногами пышным ковром лежит мох, костяника сверкает в траве,
  2. а грибы дразнят крепким запахом.
  3. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания
  4. Работа над словами с непроверяемым написанием
  5. Организует работу над словами с непроверяемым написанием.
  6. – Отгадайте загадку.
  7. Где дорогу проложить?
  8. Из чего деталь отлить?
  9. Как конфеты начинить?
  10. Сколько пуговиц пришить?
  11. Кто на это даст ответ,
  12. Чей поможет нам совет?
  13. Первым кто найдет решение,
  14. Кто проверит исполнение?
  15. Знай, малыш, бери пример,
  16. Заводской он … нженер).
  17. – Запишите словарное слово, используя прием ассоциаций.
  18. – Подберите однокоренные слова к слову «инженер».
  19. Записывают словарное слово.

Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Составляют предложения с этим словом.

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

  • – На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?
  • – С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже?
  • – Чем являются в предложении существительные в родительном падеже?
  • – Вспомните, какие окончания имеют имена существительные в родительном падеже.
  • – Прочитайте тему урока.
  • – Сегодня на уроке будем учиться правильно писать окончания имен существительных в родительном падеже

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

Читайте также:  Проверочное слово к слову "чудесен"

– Падежные вопросы: «кого?», «чего?». Смысловые вопросы: «где?», «откуда?».

  1. – От, до, из, без, у, для, около, с.
  2. – Второстепенным членом
  3. Принимать
  4. и сохранять учебную цель
  5. и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание
  6. в устной форме

IV. Объяснение нового материала.

  • Наблюдение над языковым
  • материалом.
  • Работа
  • по учебнику
  • (упражне-
  • ние 191)УСТНО.

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте. Вспомните по таблице признаки, по которым можно определить родительный падеж имени существительного.

  1. У имен существительных какого склонения в родительном падеже может быть окончание ?
  2. – Как проверить написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже?
  3. – Объясните, одинаковы или различны будут пропущенные окончания имен существительных в данном предложении

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Вставляют пропущенные окончания.

Какое окончание имели существительные в местном падеже?

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

V. Первичное закрепление знаний. 

  • Работа
  • по учебнику
  • (упражне-
  • ние 192) — 2 группа

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Прочитайте загадку С. Маршака. Отгадайте ее.

– Спишите. Укажите имена существительные в родительном падеже. Выделите их окончания. Объясните, почему у имен существительных в родительном падеже разные окончания.

Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Списывают. Указывают имена существительные

в родительном падеже. Выделяют их окончания.

Дверца узкая под крышей –

Какое окончание имели существительные в местном падеже?(3-е скл.,

Р. п.),

Не для вешнего (2-е скл., Р. п.),

Говорливого (2-е скл., Р. п.).

  1. (Почтовый ящик.)
  2. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать
  3. усилия по решению учебной задачи
  4. Работа
  5. по учебнику
  6. (упражне-
  7. ние 193 )-1 группа

– Прочитайте. Назовите произведение С. Михалкова. («А что у вас?».)

  • – Спишите, вставляя пропущенные окончания.
  • – Объясните, почему у одних имен существительных в родительном падеже окончание , а у других –
  • Списывают, вставляя пропущенные окончания.

Вот у Коли (1-е скл., Р. п.), например,

Мама – милиционер.

А у Толи (1-е скл., Р. п.) и у Веры (1-е скл., Р. п.)

Обе мамы – инженеры.

А у Левы (1-е скл., Р. п.) мама – повар

  1. VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных зна-
  2. ний и умений.
  3. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Обсудите: какую профессию вы считаете самой важной? Почему?

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Работают в парах. Объясняют значение слов-названий профессий.

  • Слушать собеседника. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному
  • эталону.
  • Работа
  • по учебнику
  • (упражне-
  • ние 194).

– А кем бы вы хотели стать и почему? Составьте на эту тему текст.

Выполняют морфологический разбор слова по заданию.

Формулировать свое мнение и позицию. Адекватно использовать речевые средства

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Какие окончания у существительных в родительном падеже? (1-е скл. – , ; 2 скл. – ,; 3 скл. –

.)

– Перечислите предлоги, с которыми употребляются существительные в родительном падеже. (От, до, из, без, для, около, у, с.)

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

  1. Продолжают высказывания:
  2. • У меня получилось…
  3. • Я научился…
  4. • Сегодня на уроке я смог…
  5. • Урок дал мне для жизни…
  6. • За урок я…
  7. Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
  8. Домашнее
  9. задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

  • – Выполнить упражнение 196 в учебнике
  • Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
  • Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи
  • – Запишите словосочетания с существительным в родительном падеже.
  • Ходил около палатк, стучал по крыш, подъехал к избушк, достал из печ, искал брат, подлил масл, придвинулся к парт, связали из шерст, вернулся из лагер, обрадовался гост, испарился с поверхност, сварил из клубник, пришёл из лес.

– Какие окончания имеют существительные 1 склонения в родительном падеже? (-и, -ы.)

– Какие окончания у существительных 2 склонения? (-а, -я.)

– Какие окончания у существительных 3 склонения? (-и.)

Составляют таблицу.

1 склонение 2 склонение 3 склонение
-и, -ы -а, -я
  1. Игра «Узнай падеж»
  2. – Я называю вопросы, вспомогательное слово или предлоги, вы должны определить падеж и показать сигнальными карточками.
  3. Задание
  4. Падеж
  5. Вопрос «что?»

И. п., В. п.

Предлоги «о», «об»

П. п.

Без предлога не употребляется

П. п.

«Щедрый падеж»

Д. п.

Предлоги «на», «за», «под», «через», «про», «в»

В. п.

Вопрос «кому?»

Д. п.

Вспомогательное слово «нет»

Р. п.

Является подлежащим

И. п.

«Падеж-работяга»

Т. п.

Вопрос «кого?»

В. п., Р. п.

Два предлога «по» и «к»

Д. п.

Источник: https://infourok.ru/pravopisanie-okonchaniy-imen-suschestvitelnih-v-roditelnom-padezhe-800759.html

Падежные окончания имен существительных

В русском языке существует 3 склонения имён существительных. В одном и том же падеже у имён существительных могут быть разные окончания, если эти имена существительные относятся к различным склонениям.

  • К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже: сосна, вода, дедушка.
  • К 2-му склонению относятся имена существительные мужского и среднего рода с нулевым окончанием: дом, конь — и имена существительные среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже: поле, окно.
  • К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже: степь, рожь.

Чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное, его надо поставить в форму именительного падежа, единственного числа.

У имен существительных разные склонений разные падежные окончания. Если окончание ударное: (у) реки, (на) тропе, ошибку при его написании сделать нельзя. А как верно написать безударное окончание в именах существительных (у) речки, (по) тропке? Для этого надо знать, к какому склонению относится имя существительное и в каком падеже оно стоит.

Безударные падежные окончания имён существительных — это орфограмма.

У всех имён существительных одного и того же склонения в одном и том же падеже должны быть одинаковые окончания.

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения

Падеж
Окончание
И.п. -а, -я
Р.п. -ы, -и
Д.п.
В.п. -у, -ю
Т.п. -ой, -ей (-ою, -ею)
П.П.

Труднее всего верно написать безударные окончания родительного, дательного и предложного падежей: без ударения они звучат одинаково.

Существует 2 способа, которые помогут верно написать безударные окончания имени существительного.

Первый способ. Поставьте вопрос к имени существительному, по вопросу определите его падеж. Вспомните, какое окончание имеет имя существительное данного склонения в этом падеже.

Идти (по чему?) по тропинке. (По) тропинке — имя существительное 1-го склонения, в дательном падеже -> имеет окончание -е.

Свернуть (с чего?) с тропинки. (С) тропинки- имя существительное 1-го склонения, в родительном падеже -> имеет окончание -и.

Второй способ. Используйте слово-помощник. Для этого подбери к данному имени существительному другое имя существительное того же склонения, но с ударным окончанием. Поставьте подобранное имя существительное на место имени существительного с безударным окончанием. Вспомните, что ударные и безударные окончания пишутся одинаково.

Идти по тропинке — (по) тропинке — имя существительное 1-го склонение с безударным окончанием. Подбираем слово-помощник. Идти по траве — (по) траве — имя существительное 1-го склонения с ударным окончанием. Значит, в слове (по) тропинке тоже нужно написать окончание -е.

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения

Падеж
Окончание
И.п. , -о, -е
Р.п. -а, -я
Д.п. -у, -ю
В.п. , -я, -о, -е
Т.п. -ом, -ем
П.п.

Труднее всего верно написать безударное окончание -е в предложном падеже, а также окончание в творительном падеже.

Надо запомнить, какие окончания бывают у имён существительных в этом падеже: -ом, -ем, -ём.

Для существительных 2-го склонения словами помощниками являются слова конь и окно. У этих имён существительных ударные окончания: о коне, на окне, с конём, за коном.

У некоторых имён существительных мужского рода 2-го склонения в предложном падеже может быть или окончание -у(-ю), или окончание -е: (где? в чём?) в лесу — (о чём) о лесе.

Читайте также:  Инверсия - это... примеры из литературы

Падежные окончания имён существительных 3-го склонения

Падеж
Окончание
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.П.

Труднее всего верно написать безударное окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах.

Окончания -е у имён существительных 3-го склонения вообще нет.

Для проверки безударных окончаний имён существительных 3-го склонения можно использовать слово с ударным окончанием. Например, рожь, грудь.

Источник: https://shkolnaiapora.ru/russkij-yazyk/padezhnye-okonchaniya-imen-sushhestvitelnyx.html

Окончания существительных

Упражнения к правилу Окончание существительных

Существительные изменяются по числам и по падежам. Это называется склонением.

Падежи существительных

Именительный Кто? Что?
Родительный Кого? Чего?
Дательный Кому? Чему?
Винительный Кого? Что?
Творительный Кем? Чем?
Предложный О ком? О чём?

Существует три типа склонения существительных, различающихся по своим падежным окончаниям. Первое склонение

К нему относятся существительные женского и мужского рода, которые в начальной форме (именительном падеже) имеют окончания -а, -я, например: кошка, баня, дядя, дедушка.

И.п. речка
Р.п. речки
Д.п. речке
В.п. речку
Т.п. речкой
П.п. о речке

Правило

В родительном падеже существительных первого склонения всегда пишется окончание -и, в дательном и предложном -е.

Второе склонение

К нему относятся существительные мужского рода, которые в начальной форме имеют нулевое окончание, и среднего рода с окончаниями (в н.ф.) -о, -е, например: берег, конь, окно, поле.

И.п. конь, окно
Р.п. коня, окна
Д.п. коню, окну
В.п. коня, окно
Т.п. конём, окном
П.п. о коне, в окне

Правило

В предложном падеже существительных второго склонения всегда пишется окончание -е.

Третье склонение

К нему относятся существительные женского рода, оканчивающиеся (в н.ф.) на -ь, например: лошадь, пристань, вещь, гордость.

И.п. ткань
Р.п. ткани
Д.п. ткани
В.п. ткань
Т.п. тканью
П.п. о ткани

Правило

В родительном, дательном и предложном падежах существительных третьего склонения всегда пишется окончание -и.

Особо склоняются

Существительные женского рода, оканчивающиеся (в н.ф.) на -ия, мужского рода — на -ий, среднего рода — на -ие, склоняются особым образом.

И.п. история, гений, здание
Р.п. истории, гения, здания
Д.п. истории, гению, зданию
В.п. историю, гения, здание
Т.п. историей, гением, зданием
П.п. об истории, о гении, о здании

Также особо склоняются 10 существительных среднего рода, оканчивающхся (в н.ф.) на -мя: знамя, вымя, стремя, бремя, темя, племя, пламя, семя, время, имя, и слово «путь».

И.п. знамя, путь
Р.п. знамени, пути
Д.п. знамени, пути
В.п. знамя, путь
Т.п. знаменем, путём
П.п. о знамени, о пути

Правило

  • В родительном, дательном и предложном падежах существительных на -мя, пишется окончание -и.
  • В родительном, дательном и предложном падежах существительных на -ия пишется окончание -и.
  • В предложном падеже существительных мужского рода на -ий и среднего рода на -ие пишется окончание -и.

Источник: http://www.rusyaz-online.ru/pravila/okonchanija-sush

Имя существительное, §§ 43-46

§§:  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55

 § 43. Типы склонений существительных.

     Не все имена существительные склоняются одинаково.      Разные имена существительные в одном и том же падеже единственного числа могут иметь разные окончания.

Например, существительные волна, стол, площадь в дательном падеже единственного числа имеют окончания -е, -у, -и: волне, стол, площад, а в творительном падеже имеют окончания -ой (-ою), -ом, -ью: волн-ой (волн-ою), стол-ом, площад-ью.      По падежным окончаниям единственного числа все существительные делятся на три склонения.

 § 44. Первое склонение.

     К первому склонению относятся существительные с окончанием -а, -я в именительном падеже единственного числа: волна, земля, армия. Все они – женского рода, за исключением некоторых существительных, обозначающих лиц мужского пола: юноша, дядя, Ваня.

     З а м е ч а н и я.  1. Твор. пад. имеет двоякие окончания: или -ой, -ёй (-ей) – волн-ой, земл-ёй, или -ою, -ёю (-ею) – волн-ою, земл-ёю. 2. У одушевлённых сущ. вин. пад. множ. числа совпадает с род. пад.

, а у неодушевлённых сущ. – с им. пад.: Я видел лисиц (одушевлённый предмет); я видел горы (неодушевлённый предмет). 3. При стечении двух согласных в конце основы в род. пад. множ.

числа в большинстве случаев появляется беглая гласная (доска – досок, сестра – сестёр, капля – капель).

 § 45. Правописание падежных окончаний первого склонения.

Единственное число.

     1. Существительные 1-го склонения могут иметь основу на твёрдый и мягкий согласный звук.

После  т в ё р д ы х  согласных в окончаниях пишутся буквы а, ы, у, о; после  м я г к и х  – соответственно буквы я, и, ю, е (или ё: волна – земля, волны – земли, волну – землю, волной – землёй.      2.

Безударные окончания пишутся так же, как и ударяемые (кроме окончаний после шипящих и ц; см. ниже, п. 4). Поэтому существительные на -а, -я в дат. и предл. пад. ед.

числа всегда имеют окончание : к столице, к деревне, к статуе (сравните к земле); о столице, о деревне, о статуе (сравните о земле). В род. пад. ед.

числа те же существительные имеют окончания -ы, -и: от столицы, от деревни, от статуи (сравните от земли).      3. У существительных на -ия в род., дат. и предл. пад. на конце пишется : армия – из армии, к армии, об армии.      4.

Существительные с основой на шипящие (ж, ш, ч, щ) и ц в твор. пад. ед. числа, вопреки общему правилу (см. п.1 и 2), имеют окончание -ой (-ою), если ударение падает на окончание, или -ей (-ею), если ударение падает на основу: межой, лапшой, свечой, овцой, но ложей, тучей, рощей, ношей, улицей.

Множественное число.

     1. У существительных на -ия в род. пад. множ. числа на конце пишется -ий: армия – армий, станция – станций.      2. У существительных на -ья с безударным окончанием (гостья, певунья) в род. пад. множ.

числа пишется -ий: гостий, певуний.      3. У существительных на -ья с ударяемым окончанием (статья, судья) в род. пад. множ числа пишется -ей: статей, судей.      4.

У существительных на -ня с предшествующей согласной или й в род пад. множ. числа на конце не пишется ь: башня – башен, купальня – купален, бойня – боен.  И с к л ю ч е н и я:  деревня – деревень, барышня – барышень, кухня – кухонь.      5. У существительных с основой на шипящие в род. пад. множ.

числа ь на конце не пишется: туч, рощ, луж, нош.

 § 46. Второе склонение.

     Ко второму склонению относятся слова мужского рода без падежного окончания в им. пад. ед. числа: стол, конь, край, пролетарий, а также слова среднего рода на -о, -ё, -е: окно, тряпьё, море, здание.

     З а м е ч а н и е.  Вин. пад. усуществительных 2-го склонения не имеет особого окончания. У существительных мужского рода, обозначающих одушевлённые предметы, он совпадает с род. пад.

; у существительных же, обозначающих неодушевлённые предметы, – с им. пад. Например: вижу (кого?) коня, товарища, но вижу (что?) стол, гвоздь. У существительных среднего рода вин. пад.

всегда совпадает с им. пад.

Источник: http://stcreserv.narod.ru/Tutorial/imia43-46.html

Ссылка на основную публикацию