Глагол «управлять» переходный или нет?

Глагол Глагол

Глагол

Определение понятия

Чтобы определить тип глагола, необходимо разобраться с самим понятием переходности. Так называется грамматическая категория, которая указывает на способность формы влиять на прямое дополнение.

К ней можно присоединять имена существительные без предлогов в родительном или винительном падеже. Переходность дает понять, может ли глагол управлять в предложении объектами, которые совершают действие.

Глагол

Если рассматривать это определение с семантической стороны, то можно понять его смысл. Оно означает те действия, которые живой объект или предмет не может совершить самостоятельно. Под переходом стоит понимать перенос действия, совершаемого подлежащим, на прямое дополнение.

Чаще всего глагол управляет беспредложными существительными в винительном падеже. Если перед ним стоит отрицание, то зависимое от него словосочетание употребляется в родительном падеже. Это происходит и в том случае, когда упоминается не целый предмет, а его часть.

Глагол

Как правило, к переходному типу относятся слова, которые обозначают:

  • создание, уничтожение или изменение объекта (сжечь лучину, написать сообщение);
  • отношение к нему (ненавидеть слабость, предпочитать сладости);
  • чувственное восприятие (слышать шум, ощущать холод);
  • не изменяющее воздействие (гладить собаку, благодарить учителя).

Выбор между винительным и родительным падежом

Имена существительные в предложениях с переходными глаголами могут стоять в двух падежах. Основным считается винительный, а для родительного есть несколько конкретных случаев:

Глагол

  • при обозначении количества предмета;
  • в отрицательных словосочетаниях;
  • при использовании усилительной частицы «ни».

В первом случае речь идет о некоторой части предмета или объекта. Например, во фразе «выпила компота» родительный падеж указывает на какую-то долю жидкости. А в словосочетании «выпила компот» говорится обо всем напитке, который был в сосуде, поэтому используют винительный.

Если в отрицательном предложении переходный глагол стоит в значении «совсем», то употребляется родительная форма: я не ел твоего шоколада. Винительный применяется в случае, когда просто отрицается действие: я не брал твою книгу.

Усилительная частица «ни» также говорит о том, что необходимо ставить существительное в родительный падеж. Например: у меня нет ни малейшего понятия.

Глагол

В школьной программе предусмотрены специальные упражнения для определения падежа. Но при выполнении домашних заданий нужно быть внимательным.

Некоторые имена существительные в таких предложениях приобретают форму родительного падежа, которая отличается от привычной: съем сахару, выпью чаю. Есть в русском языке таблица переходности глаголов.

Ее удобно использовать во время уроков в школе и занятий дома для определения падежей.

Как определить переходность

У школьников часто возникают проблемы с определением переходности. На самом деле, определить, является ли глагол переходным, довольно просто. Для этого нужно задать от него вопрос «кого?» или «что?» к зависимому существительному.

Если удалось это сделать, значит, глагол переходный: съесть (что?) конфету, видеть (кого?) мальчика.

Если же после него нельзя употребить прямое дополнение, а только существительное с предлогом или наречие, то он является непереходным: идти домой, играть в шахматы.

Глагол

Есть еще один способ, как определить переходность и непереходность глагола. Нужно постараться образовать от него страдательное причастие. Если это получилось, то он переходный. С ним всегда можно составить словосочетание с прямым дополнением: принять решение, получить знания, оказать помощь.

Стоит помнить, что возвратные глаголы и формы страдательного залога, образованные с помощью суффиксов «-ся» или «-сь» (решаться, бояться, кажется), являются непереходными.

Учитывается также и смысл имени существительного. Оно обязательно должно означать предмет или объект действия. Иногда встречаются предложения, в которых оно стоит в винительном падеже без предлога и зависит от глагола, который при этом относится к непереходным: жить месяц, ехать день.

Непереходный тип

К непереходным глаголам относятся слова, которые обозначают действие, не переходящее на предмет. Они также не нуждаются в конкретном объекте. Обычно такие слова не сочетаются с дополнениями, стоящими в винительном падеже без предлога.

Глагол

Они обозначают следующие действия:

  • обозначение психического или физического состояния (присесть, грустить, болеть);
  • профессиональные занятия (слесарничать, столярничать);
  • существование и движение (править, ходить, являться);
  • выявление качеств (краснеть, бледнеть, вырастать, уменьшаться).

Есть несколько различий между переходными и непереходными глаголами в русском языке. Первые описывают контакты с предметами без влияния на них, касаются органов чувств и восприятия, проявляют отношение к объекту и говорят о создании или уничтожении вещей.

Стилистические приёмы

Переходность может использоваться в качестве стилистического приёма. При этом писатели употребляют непереходные глаголы как переходные. Используется этот приём редко:

Глагол

  • в юмористической прозе;
  • фольклоре;
  • диалектизмах;
  • жаргонизмах.

В юмористической прозе, например, авторы могут употребить такие выражения: пьянствовать алкоголь и хулиганить дисциплину. Это помогает им создавать комический эффект и сглаживать отрицательный смысл выражения.

Устаревшие слова также могут изменять свою форму. К примеру, в современном универсальном языке «торговать» — непереходный тип. Но ранее его понимали, как «прицениваться», поэтому он имел другую форму. В фольклоре, диалектизмах и жаргонизмах такое употребление осталось и сегодня. Иногда подобные выражения можно услышать в профессиональном или молодежном сленге.

Таким образом, чтобы определить переходность глагола, необходимо проанализировать главное слово и зависимое от него, обратить внимание на наличие или отсутствие предлогов.

Источник: https://nauka.club/russkiy-yazyk/perekhodnye-i-neperekhodnye-glagoly.html

Переходные и непереходные глаголы в русском языке: как определить, что это такое – правило, примеры и как отличить

Глагол – часть речи, «ответственная» за обозначение действий. У него есть не только изменяемые признаки, но и постоянные – те, которые не исчезают при словоизменении. Переходные и непереходные глаголы в русском языке различаются по наличию или отсутствию одного из таких постоянных признаков – переходности….

Понятие переходности глагола

Глагол

Это формальная сторона определения. Но что такое переход с семантической стороны?

Смысл переходных глагольных форм в том, что они обозначают «несамостоятельные» действия, которые невозможно совершить без управляемого объекта. Вот примеры:

  • Написать (что?) пьесу, обслужить (кого?) клиента, не заработал (чего?) денег – переходные глаголы (просто «написать» или «обслужить» невозможно, а «заработать» без управляемого объекта – глагол с другим значением).
  • Сидеть (на чём?) на стуле, умываться, страдать (от чего?) от болезни – непереходные глаголы (можно просто «сидеть» или «страдать»).

Переход – это и есть перенесение действия с субъекта (подлежащего) на объект (именуемый прямым дополнением).

В какие падежи ставить существительные

Переходные глаголы способны управлять дополнением как в форме винительного падежа, так и в форме родительного, в обоих случаях без предлога. Но как понять, какой из двух падежей употреблять в каждом конкретном случае?

Винительный является основным. Форму родительного падежа дополнение приобретает в следующих случаях:

  1. Если обозначает «некоторое количество чего-то»: «выпил воды» (род. п.) – то есть какую-то часть налитой жидкости, но «выпил воду» (вин. п.) – то есть всю воду в данном сосуде или водоёме.
  2. В отрицательных предложениях, если подразумевается значение «совсем»: «я не ел твою морковь» (просто не ел) – «я не ел твоей моркови» (совсем не ел, ни кусочка).
  3. В отрицательных предложениях, если имеется усилительная частица «ни»: «Мы не имеем ни малейшего понятия».

Винительный падеж в отрицательных предложениях ослабляет отрицание, а родительный, наоборот, усиливает.

Важно! Некоторые существительные при переходных глагольных формах приобретают форму родительного падежа, отличающуюся от основной: «Возьму сахару», «не зная броду, не суйся в воду» (вместо «сахара», «брода»).

Как определить переходность конкретного глагола

Глагол

Сначала нужно найти в предложении глагольную форму. Затем отыскать существительные или местоимения, к которым можно задать вопрос «кто?» или «что?».

Если такое слово имеется и при нём нет предлога, значит, это и есть прямое дополнение, перед нами переходный.

Если предложение неполное, то прямого дополнения может не быть в наличии, но оно подразумевается, в таком случае тоже нужно задавать вопрос винительного падежа от глагола: «Ты меня понимаешь? – Понимаю (кого? что?)». Если такой вопрос задать не получается, то это непереходный: «Где ты был целую неделю? – Болел» (спросить «кого?» или «что?» невозможно).

Важно! Не являются переходными все возвратные, и глагольные формы в страдательном залоге, то есть те, которые имеют суффикс «-сь» или «-ся»: кажется, умывается, находится.

Соблюдая указанное правило, нужно иметь ввиду и смысл существительного – оно должно обозначать объект действия. Бывают ситуации, когда существительное в форме винительного падежа без предлога стоит возле глагола и имеет к нему отношение, однако он не может быть переходным: «Ехать час», «жить неделю».

Переходность многозначных глаголов

Глагольные формы слова могут иметь несколько значений. При этом в первом значении имеет место переходный тип, а во втором значении это же слово – непереходный тип. «Он говорит (что?) неправду» переходный, но «ребёнок уже говорит (разговаривает)» непереходный. «Оркестр играет (что?) марш» переходный, но «ребёнок играет (занят игрой)» непереходный.

Глагол

На этом строится комический эффект, глаголы при этом как бы приобретают значения тех, вместо которых они поставлены – «хулиганить» вместо «нарушать» и т. д.

Устаревшие значения непереходных глагольных форм могут иметь переходность.

«Торговать» в современном русском языке непереходный глагол, однако ранее, имея значение «прицениваться», он был переходным: «Торговать лошадь». Такое употребление осталось в фольклоре.

Различия переходных и непереходных

Теперь нужно узнать, чем отличается переходный от непереходного. Прежде всего это его значение. Переходные обычно обозначают:

  1. Создание, видоизменение или уничтожение объектов (построил дом, уменьшил дозу),
  2. Чувственное восприятие объектов (слышу музыку, вижу город),
  3. Контактирование с объектом без его изменения (потрогал стену, погладил кота),
  4. Отношение к объекту (люблю фантастику, обожаю контрастный душ).

Отличить переходный также возможно, попытавшись образовать от него страдательное причастие. Если получится – глагол переходный, не получится – непереходный.

  • Словосочетания с переходными глаголами всегда состоят из глагольной формы и прямого дополнения, иногда может включаться определение, обстоятельство: рубить деревья, водить автобус, найти пиратский клад, быстро выучить урок.
  • Переходные и непереходные глаголы в русском языке
  • Изучаем русский язык виды глаголов, примеры

Вывод

Отнести глагольную форму к какой-либо из групп не так уж и сложно. Стоит лишь помнить, что в большей степени следует анализировать значение главного и зависимого от него слова, а не внешнюю форму: один и тот же глагол в разном контексте может быть как переходным, так и непереходным.

Источник: https://tvercult.ru/obrazovanie/kak-opredelit-perehodnyie-i-neperehodnyie-glagolyi-v-russkom-yazyike

Понять переходный глагол или. Определяем переходность глагола

Все глаголы в русском языке по этой категории делятся на две большие группы – переходные и непереходные

.

К переходным

относят глаголы, способные управлять винительным падежом без предлога. Такие глаголы обозначают действие, которое непосредственно направлено на объект.

В предложении переходные глаголы имеют или могут иметь при себе прямое дополнение

.

Например:

1. Я пишу письмо.

  • 2. Вчера я весь день читал
  • Во втором примере прямого дополнения нет, но оно потенциально возможно (интересную книгу
    ).
  • Следует помнить, что переходные глаголы возвратными быть не могут.
  • Задание:
  • Сравните:

1. По дороге в университет я встретил своего друга.

  1. 2. Моего друга дома не оказалось
  2. Кроме формы винительного падежа, переходные глаголы в двух случаях могут управлять также и формами родительного падежа.
  3. Первый случай:
    когда родительный падеж имеет значение части целого.
  4. Например:

Я выпил молока.
(Ср.: выпил молоко
)

  • Второй случай
    : когда при переходном глаголе стоит отрицательная частица не.
  • Например:
  • Я долго не получал от брата письма
  • Такие дополнения также являются прямыми

    .
Читайте также:  Парцелляция - это... примеры из художественной литературы

К непереходным

относятся глаголы, не способные управлять формой винительного падежа без предлога. Такие глаголы обозначают действие, которое непосредственно на объект не направлено. При непереходных глаголах нет и не может быть прямого дополнения (после них нельзя поставить вопрос кого?
или что?)

Например:

сидеть, спать, идти, мечтать, беседовать

Непереходные глаголы могут управлять всеми косвенными падежами, кроме винительного без предлога. Могут они также управлять и винительным падежом, но только с предлогом.

  1. Например:
  2. наступить на камень, споткнуться о камень
  3. Следует помнить о том, что непереходные глаголы в предложении имеют при себе косвенное дополнение

    .
  4. Например:
  5. Я разговариваю по телефону с другом
  6. Следует также помнить, что если к переходному глаголу присоединяется возвратный постфикс -ся-,
    то он становится непереходным.
  7. Задание:
  8. Сравните:
  9. учить – учиться, купать – купаться, строить – строиться, одевать – одеваться

Залог
– это постоянная лексико-грамматическая категория глагола, которая выражает отношение действия к субъекту (т.е. производителю действия). Существует два залога – действительный и страдательный

.

Глаголы действительного залога

обозначают действие, не направленное на субъект (т.е. производителя действия).

Например:

1. Рабочие строят дом.

2. Снег покрыл землю

В таких конструкциях субъект действия выражен подлежащим (в И.п.), а объект прямым дополнением (в В.п. без предлога).

Глаголы страдательного залога

обозначают действие, направленное на субъект.

Например:

1. Дом строится рабочими.

2. Земля покрылась снегом

В таких конструкциях субъект действия выражен косвенным дополнением (в Т.п. без предлога), а объект стал подлежащим (в И.п.).

При этом следует помнить, что глаголы страдательного залога всегда являются возвратными, т.е. имеют постфикс -ся-, (-сь-)
, и глаголы действительного залога могут быть как невозвратными, так и возвратными.

  • Например:
  • Ребёнок спит.
  • Дети резвятся.
  • На улице вечереет
  • Во всех этих примерах глаголы – действительного залога.

Категории вида
– это тоже постоянная грамматическая категория глагола. Вид глагола выражает отношение действия к его внутреннему пределу. Различают глаголы несовершенного и совершенного вида.

Глаголы несовершенного вида

обозначают действие, не достигшее своего внутреннего предела, т.е. своего конечного результата. Они отвечают на вопрос что делать?
(В вопросе нет приставки -с-).

  1. Например:
  2. Я вчера решил эту математическую задачу
  3. Эта глагольная форма содержит указание на то, что я с этой задачей справился.
  4. 1) глаголы, соотносительные по виду;
  5. 2) одновидовые глаголы;
  6. 3) двувидовые глаголы
    .
  7. Глаголы, соотносительные по виду
    – это глаголы, имеющие соотносительные видовые пары.
  8. Например:
  9. 1) писать – написать, делать – сделать, нести – принести, будить – разбудить
    и др. (различаются наличием и отсутствием приставки);
  10. 2) решать – решить, толкать – толкнуть, заказывать – заказать, закусывать – закусить
    и др. (различаются суффиксами);
  11. 3) вырывать – вырвать, кричать – крикнуть, прощать – простить и др.
    (различаются чередованием в корне, а также суффиксами);
  12. 4) разрезать – разрезать, рассыпать – рассыпать
    и др. (различаются только ударением);
  13. 5) ловить – поймать, брать – взять
    (это супплетивные формы).
  14. Одновидовые глаголы
    – это такиеглаголы, которые соотносительных видовых пар не имеют. В свою очередь, эта группа имеет две разновидности
    :
  15. 1) одновидовые глаголы только несовершенного вида
    ;
  16. Например:
  17. 1. хаживать, сиживать
    (обозначают действия, которые имели место в далёком прошлом);
  18. 2. подглядывать, покашливать
    (со значением прерывистости действия);

3. приплясывать, приговаривать
и др. (со значением сопровождающего действия).

  • 2) одновидовые глаголы только совершенного вида
    .
  • Например:
  • 1. запеть (начать петь), зашагать (начать зашагать), побежать (начать бежать)
    (со значением начала действия);

2. отшуметь, отговорить, перепортить
и др.(со значением завершённости действия);

3. хлынуть, грянуть
и др. (со значением интенсивности действия).

  1. Двувидовые глаголы

    это глаголы, которые совмещают с себе значения несовершенного и совершенного вида одновременно.
  2. Например:
  3. атаковать, телеграфировать, обещать, велеть, ранить, женить и др.
  4. Вид таких глаголов конкретизируется только в предложении или в связанном тексте.
  5. Например:

1. Люди женятся; гляжу, не женат лишь я хожу.

(Пушкин. Сказка о царе Солтане)

2. А он между тем женится на Марии Ивановне.

(Пушкин. Капитанская дочка)

Глаголы совершенного вида

могут иметь такие оттенки значений

:

1. Они называют действие, которое было еди­ничным (случилось один раз): Я подбежал к берегу, и бросился в воду, быстро подплыл к мальчику, обхватил его рукой и, гребя другой, направился снова к берегу.

2. Они называют результативное действие, т.е. та­кое, результат которого налицо: Мы повесили стенгазе­ту в коридоре.

(Так мог бы сказать член редколлегии этой газеты, если бы его спросили: «Ну, как газета? Готова?» Ответ означал бы: Эта газета готова, можете читать — результат работы налицо). Николай за лето вырос, загорел, окреп и немного похудел.

(Встретив его, вы можете убедиться в этом). Слова, которые здесь поставлены в скобках, подчеркивают тот смысл, который позволяют подразумевать в этих высказывани­ях глаголы совершенного вида.

3. Они называют однократное действие: Я вспрыг­нул на подоконник.

Глаголы несовершенного вида

могут иметь такие оттенки значений

:

1. Они называют действие, которое совершалось (совершается, будет совершаться) многократно, обыч­но или всегда: Летом мы бегали на реку и купались в еще холодной утренней воде. Гепард обгоняет даже барса.

2. Они называют действия, которые протекают, еще не исчерпаны, длятся (в прошедшем, настоящем и будущем времени): Утром я писал письмо и думал о том, что ответит на него Наташа. На улице шумит дождь, водяные капли и струи звенят о стекла моей комнаты. Эти розы будут цвести и благоухать еще много дней.

3. Они называют действие, состоящее из ряда актов; при этом, хотя каждый акт закончен, исчерпан, сам ряд не исчерпан, изображен как длящийся: Каждый день мы выучивали по пять новых слов. Мы много раз пропалывали обе эти грядки.

Похожая информация.

Показатель, который мы хотим представить в статье, является одним из самых сложных для понимания глагольных отличий в русском языке. Поэтому постараемся разобрать его разносторонне. Что такое переходный и непереходный глагол — это главная тема нашего материала. Начнем с определения основного понятия.

Что такое переходность?

В данном контексте переходность — это одна из грамматических особенностей глаголов, которая отражает способность последних присоединять прямые дополнения. Другими словами, именно она указывает на возможность управлять существительными без предлога. Теми, что обозначают действующий объект, — человека, животное, неодушевленный предмет и проч.

Отсюда вычленяется переходный и непереходный вид глагола. Подробно познакомимся с каждой группой.

Переходные глаголы

Начинаем определяться, что такое переходный и непереходный глагол. Разберем первую категорию.

Переходный глагол обозначает действие или отношение, которое направлено на конкретный объект, переходит на него. Главный признак — такие глаголы управляют беспредложным существительным, местоимением, находящимся в винительном падеже. Но это не абсолютное правило.

Если форма глагола отрицательна, то существительное, местоимение будет в родительном падеже. Такое положение дел также характерно и для случая, когда глагол управляет не всем объектом, а только его частью.

Переходные глаголы обычно образуются от прилагательных путем прибавления суффикса -и- и приставки: озеленить, забелить
и проч.

Чтобы было понятнее, что такое непереходный и переходный глагол, давайте посмотрим на примеры последнего:

  • Приглашать родственников.
  • Испытывать радость.
  • Читать газету.
  • Получить оплату.
  • Выпить сока.

Особенности переходных глаголов

Говоря про переходные и непереходные глаголы, правила их определения, отметим, что именно от первых можно образовать страдательные причастия.

Посмотрим на лексические особенности. В этом плане переходные глаголы имеют следующие значения:

  • Создание, изменение, уничтожение чего-либо, материального и нематериального, перемещение (написать книгу, перекрасить стену, разорвать договор
    ).
  • Чувственное восприятие (услышать шаги, увидеть мир, ощутить холод
    ).
  • Воздействие на что-либо, не приводящее к изменению этого объекта (поблагодарить маму, пожурить ученика, приласкать щенка
    ).
  • Высказывание своего эмоционального отношения, ощущения либо восприятия (ненавидеть предательство, любить Родину, предпочитать фрукты
    ).

Глагол

Непереходные глаголы

Продолжаем выяснять, что такое переходный и непереходный глагол. По логике, во вторую группу мы отнесем то, что не входит в первую.

Непереходный глагол обозначает какое-либо действие, которое не переходит на объект и вовсе не нуждается в последнем. Отсюда с существительными винительного падежа без предлога он не сочетается.

Приведем несколько примеров непереходных глаголов:

  • Сидеть на стуле.
  • Идти в магазин.
  • Жить с вами.
  • Радоваться новому дню.

Глагол

Особенности непереходных глаголов

В лексическом плане у непереходных глаголов может быть такое значение:

  • Повествование о психическом, физическом состоянии, положении в пространстве (лечь на кушетку, грустить по дому, заболеть ангиной
    ).
  • Существование, движение (идти по дороге, быть собой, являться в офис
    ).
  • Описание какого-либо занятия, свойства человека, предмета (учительствовать в школе, бездельничать в саду
    ).
  • Появление, изменение каких-либо качеств, становление определенного признака (краснеть до ушей, уменьшаться в весе
    ).

Глагол

Непереходные глаголы также выделяет следующее:

  • Многие имеют суффиксы -сь, -ся (встретиться, увлечься, загореться
    ).
  • Характерны для них также суффиксы -ича-, -нича-, -е- (обессилеть, жадничать, капризничать
    ).
  • Немалая их часть — возвратные (

, «ответственная» за обозначение действий. У него есть не только изменяемые признаки, но и постоянные – те, которые не исчезают при словоизменении. Переходные и непереходные глаголы в русском языке
различаются по наличию или отсутствию одного из таких постоянных признаков – переходности.

Источник: https://warframetrader.ru/ponyat-perehodnyi-glagol-ili-opredelyaem-perehodnost/

Переходные и непереходные глаголы

В русском языке определенные категории глаголов могут присоединять прямое дополнение. Этом случае речь идет о переходности глаголов. В статье подробно описаны особенности переходных и непереходных глаголов с приведением наглядных примеров.
Глагол

Переходность глагола – грамматическая категория глаголов, отражающая способность глагола присоединять прямое дополнение. То есть, переходность указывает, может ли глагол управлять беспредложными существительными, обозначающими объект действия (предмет, человека, животное и т. д.).

Например: посетить выставку, есть конфеты (прямое дополнение); расти на глазах, стоять возле двери (непрямое дополнение).

В русском языке существуют переходные и непереходные глаголы, которые различаются по значению и особенностям управления.

Переходные глаголы – это глаголы, обозначающие отношение либо действие, направленное на определенный объект (предмет, лицо) и переходящее на этот объект. Переходные глаголы управляют беспредложной формой существительного в винительном падеже.

Если глагол находится в отрицательной форме, то управление осуществляется существительным в родительном падеже. Также управление родительным падежом возможно тогда, когда речь идет о части объекта.

Примеры переходных глаголов: приглашать (кого?) подруг, испытывать (что?), не читать (чего?) книг, не получить (чего?) благодарности, выпить (чего?) воды.

С лексической точки зрения переходные глаголы могут обозначать:

  • Процесс создания, изменения или уничтожения объекта (написать книгу, сжечь полено);
  • Чувственное восприятие (ощущать тепло, слышать шорохи);
  • Воздействие на объект, которое не изменяет его (благодарить друзей, гладить кота);
  • Отношение к объекту (ненавидеть грубость, предпочитать кофе).

От переходных глаголов образуются страдательные причастия.

Непереходные глаголы – глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на прямой объект, и не нуждаются в таком объекте. Как правило, с существительными в винительном падеже такие глаголы не сочетаются.

Непереходные глаголы примеры: лежать на диване, жить с родителями, радоваться новому дню, учительствовать в школе, разместиться в машине.

С лексической точки зрения непереходные глаголы могут обозначать:

  • Психическое, физическое состояние, положение в пространстве (грустить, заболеть, присесть);
  • Движение и существование (ходить, передвигаться, быть, являться);
  • Профессиональные либо непрофессиональные занятия (слесарничать, лентяйничать);
  • Становление и выявление качеств (подрастать, краснеть, уменьшаться).
Читайте также:  Какой вид сложного предложения?

Подводя итоги, можно выделить 3 основных правила как определить переходность глагола:

  • Переходные глаголы управляют существительными и местоимениями в винительном или родительном падеже без предлога (водить машину, не пить воды);
  • Непереходные глаголы при сочетании с существительными в винительном падеже требуют использования предлога (пересесть в машину, поссориться из-за спора).
  • Все возвратные глаголы являются непереходными (собираться, строиться, влюбиться).

Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 2075.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/perehodnye-i-neperehodnye-glagoly

Переходные и непереходные глаголы в английском языке. Transitive and Intransitive verbs in English

Переходные и непереходные глаголы являются двумя основными типами, и эта классификация помогает нам правильно использовать грамматику английского языка.

Основное различие между переходными и непереходными глаголами заключается в том, что переходный глагол требует дополнение (object), а непереходный не требует. В этой статье мы подробно обсудим эту разницу.

Давайте начнем изучать переходные и непереходные глаголы английского языка!

Глагол

Что такое переходные глаголы?

  • Как мы все знаем, подлежащее, глагол и дополнение являются основными элементами в предложении. Глаголы в английском языке можно разделить на две группы:
  • Transitive verbs – переходные глаголы
  • Intransitive verbs – непереходные глаголы
  • Разберем правило на примерах:
  • I ate buckwheat – Я ела гречку. (Ate – переходный глагол (от eat), buckwheat – дополнение)

Обратите внимание, что некоторые предложения могут иметь два дополнения: прямое и косвенное (Direct Object and Indirect Object) такие глаголы называются Ditransitive verbs.

Прямым дополнением является получатель глагола, а косвенным дополнением — существительное или местоимение, на которое влияет действие. Имейте в виду, что косвенное дополнение не может существовать без прямого. Давайте посмотрим на пару примеров, чтобы все стало ясно.

She is eating a watermelon – Она ест арбуз. (Eating – transitive verb, a watermelon – прямое дополнение – direct object).

I told her a lie – Я солгал ей. (Told – transitive verb, her – косвенное, a lie – прямое дополнение).

Посмотрим еще на пару примеров Ditransitive verbs, которые имеют два дополнения:

-She had lent Mary the money – Она одолжила Мери деньги. (indirect object + direct object).

  1. В этом предложении идет сначала косвенное дополнение, затем прямое.
  2. Если прямое дополнение идет первым в предложении после переходного глагола, то затем следует предложное дополнение (prepositional phrase):
  3. — I passed a message to James – Я передала сообщение Джеймсу. (direct object + indirect object)
  4. Популярные ditransitive verbs:
  5. bring, buy, give, make, offer, pass, sell, show, wish

Чтобы лучше все понять, нужно больше примеров прочитать. Перейдите в следующий раздел и прочтите еще больше примеров.

Переходные глаголы в английском языке с примерами

  • Как мы объяснили ранее, у переходного глагола всегда есть дополнение (object), чтобы предложение было полное и имело смысл.
  • For example:
  • — I bought. – Я купил

Это предложение неполное. Не хватает информации. Возможно, вам интересно, что купили. И вы спросите: Что ты купил? (What did you buy?)

  1. Почему это предложение неполное?
  2. Потому что bought (прошедшая форма) это переходный глагол и после него должно стоять дополнение, чтобы предложение было полным.
  3. После переходного глагола дополнение может быть существительным или местоимением:
  4. — I bought a bag – Я купил сумку.

Теперь предложение полное и мы понимаем, о чем речь. Мы добавили ‘a bag’ после transitive verb.

Давайте посмотрим еще на несколько примеров.

Источник: https://EnglishMix.ru/grammatika/glagoly/perehodnye-i-neperehodnye-glagoly

Категория переходности английских глаголов

Английские глаголы классифицируются по многим признакам.

Тогда как о правильности и неправильности, модальности глаголов или их принадлежности к группе вспомогательных сказано немало, категория переходности зачастую остается в тени.

И напрасно, ведь сведения о том, является ли глагол переходным или непереходным, помогут правильно употребить его в предложении и ответят на вопрос о совместимости глагола с некоторыми грамматическими конструкциями.

Разделение английских глаголов на переходные и непереходные

Итак, английские глаголы (как впрочем, и русские) подразделяются на переходные  (transitive verbs) и непереходные (intransitive verbs). Первые обязательно требуют после себя дополнения, иначе выражаемая ими мысль не будет законченной. Например:

He often uses his computer. Он часто использует свой компьютер.

Глагол to use является переходным, потому что нельзя сказать «он использует», не упомянув при этом, что именно. Что касается дополнения, оно существует в виде прямого дополнения (ему соответствует в русском языке винительный падеж без предлога) и/или косвенного. А некоторые переходные глаголы требуют после себя не одного, а нескольких дополнений. Например:

Mr. Smith offered him a job. Мистер Смит предложил ему работу.

В данном примере после переходного глагола to offer  употреблены косвенное дополнение him и прямое дополнение a job.

Непереходные глаголы не требуют после себя употребления дополнений. Предложение с таким глаголом будет законченным, даже если кроме подлежащего и сказуемого в нем больше нет членов предложения. Например:

Mrs. James is travelling. Миссис Джеймс путешествует.

Глагол to travel является непереходным, так как после него просто невозможно добавить дополнение. Однако чаще такие глаголы «обрастают» в предложении всевозможными обстоятельствами. Например:

Mrs. James is travelling through South America at the moment. Миссис Джеймс путешествует по Южной Америке в настоящее время.

Некоторые словари при помощи особых сокращений, указываемых перед значением, дают информацию о том, является ли глагол переходным (v.t. или v/t – verb transitive) или непереходным (v.i. или v/i – verb intransitive). Например:

to find – v.t. –
to sit – v.i. –
найти
сидеть

Не стоит при определении того, является ли глагол переходным, сильно опираться на русский перевод. Действительно, у многих глаголов совпадает этот признак в обоих языках и, попытавшись добавить к соответствующему русскому глаголу дополнение в винительном падеже без предлога, иногда можно определить, будет ли переходным соответствующий английский глагол, например:

спать + кого?что? = глагол непереходный, значит to sleep – тоже непереходный
видеть + кого? что? = глагол переходный, значит to see – тоже переходный глагол

Однако существует множество английских глаголов, переходность которых отличается от той же характеристики соответствующих русских глаголов, например:

ждать – переходный to wait for – непереходный
влиять на — непереходный to affect — переходный

Глаголы, сочетающие свойства переходности и непереходности

Существует большое количество глаголов, которые благодаря своей многозначности могут в разных значениях проявлять переходность или непереходность. Например:

Переходный глагол (v.t.) Непереходный глагол (v.i.)
I burnt my hand while cooking. – Я ожег руку во время приготовления пищи. The campfire burnt brightly. – Костер горел ярко.
Jerry walks the dog twice a day. – Джерри выгуливает собаку дважды в день. Tom walks home after school. – Том ходит домой пешком после школы.
Don’t drop litter in the park! – Не бросайте мусор в парке! Water dropped from the tap. – Вода капала из крана.
Open

Источник: http://1hello.ru/grammatika/kategoriya-perexodnosti-anglijskix-glagolov.html

Переходные и непереходные глаголы в русском языке — что это? Примеры

В русском языке все глаголы делятся на переходные и непереходные.

Переходные глаголы — это глаголы, действие которых направлено на предмет. Они обозначают действие, переходящее на какой-то объект. При этом дополнение стоит в винительном падеже, без предлога.Пример: купить — переходный глагол. Я купил (что?) подарок. Они купили (кого?) кошку.

Глагол — это часть речи, которая обозначает действие. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? Например: жить, думать, рисовать, трудиться.

Подробнее о глаголах читайте в статье: Что такое глагол. Формы и виды, спряжение глаголов

Переходные глаголы способны управлять прямым дополнением. Дополнение — существительное или местоимение — чаще всего стоит в винительном падеже, без предлога.

Примеры переходных глаголов:

Победить (кого?) соперникаНести (что?) кирпичВидеть (кого?) сеструОбнаружить (что?) ошибку

В отдельных случаях — с существительными и местоимениями в родительном падеже: выпил молока, налил водки, купил цветов.

Непереходные глаголы. Что такое непереходный глагол. Примеры

Непереходные глаголы — это все остальные глаголы русского языка. Их действие не направлено на предмет. Они могут обозначать движение, положение в пространстве, состояние.

Примеры непереходных глаголов:стоять, гулять, прыгать, сомневаться, переживать

Непереходные глаголы не имеют при себе прямого дополнения, они не могут управлять формой винительного падежа существительного или местоимения.

Непереходные глаголы употребляются с существительными или местоимениями с предлогами и без предлогов в формах:

  1. Родительного падежа. Требовать (чего?) уважения. Проезжать (мимо чего?) мимо деревни.

  2. Дательного падежа. Рассказывать (кому?) друзьям. Служил (чему?) стране. Скучать (по чему?) по Родине. Подтолкнуть (к чему?) к размышлениям.

  3. Винительного падежа с предлогом. Не верила (во что?) в совпадения. Попасть (во что?) в яблочко. Войти (во что?) в комнату. Вдохновить (на что?) на свершения.

  4. Творительного падежа. Утомила (чем?) болтовней.Повеяло (чем?) ароматом. Дорожим (чем?) дружбой. Летит (над чем?) над лесом.

  5. Предложного падежа: Жить (в чем?) в квартире. Располагаться (на чем?) на холме. Плавать (в чем?) в бассейне.

Все возвратные глаголы являются непереходными. Если глагол оканчивается на -ся или -сь, то он относится к возвратным, и переходным быть не может. Например: Вскоре на одной стороне улицы из-за угольного дома показался молодой офицер (А.С. Пушкин).

Непереходные возвратные глаголы. Примеры:обидеться (на что?) на знакомоготревожиться (за кого?) за свою судьбуоскорбиться (чем?) подозрениями

сомневаться (в чем?) в ответе

Как отличить переходный глагол от непереходного?

Чтобы узнать, переходный или непереходный перед вами глагол?

  1. Возможно ли при нем дополнение? Если нет, это точно непереходный глагол.

  2. Определите падеж. Годится ли винительный падеж? Подходит ли к дополнению вопрос кого? что? Если нет, то

  3. Установите, есть ли предлог. Если предлог есть — это непереходный глагол.

Итак, если перед вами глагол с дополнением без предлога в винительном падеже (винить кого? что?) — это переходный глагол.

Источник: https://www.anews.com/p/110802328-perehodnye-i-neperehodnye-glagoly-v-russkom-yazyke-chto-ehto-primery/

о переходных глаголах

о переходных глаголах [ноя. 16, 2017|07:57 pm]
Anatoly Vorobey
Сергей Волков пишет об уроках русского языка в школе в своем фейсбуке.»Написали диктантик и замолкли в ожидании. Тут я им прямо в лоб: «Скажу вам одну страшную вещь: все эти типы сказуемых и еще многое, что вам предстоит изучить по программе, в жизни вообще никогда не пригодится. Еще раз: Вообще. Никогда. Не пригодится».[…]«Вы что, это тоже понимаете?» А что, я на вашем месте не сидел? И не спрашивал безнадежно учителей, зачем мне знать прямые и косвенные дополнения и почему именно способность присоединять винительный, а не какой-нибудь другой падеж названа особо, выделена в категорию переходности? Почему не творительный или дательный?»А почему, кстати, действительно, именно способность присоединять винительный падеж выделена в категорию переходности глагола?Интересный ведь вопрос! Почему видеть (что-то) переходный глагол, а помогать (кому-то) непереходный, при том, что оба используются обычно с дополнением, просто в разных падежах. Скажем, в английском или французском языках это разграничение выглядит логичным, потому что после переходного (transitive) глаголa нет предлога, а после глаголов с косвенными дополнениями есть. А в русском какой смысл их различать?Частичный ответ, кажется, есть тут: http://rusgram.ru/ПереходностьТам приводится много разных признаков — морфологических, синтаксических и семантических — по которым переходные глаголы отличаются от непереходных. Но практически во всех случаях это больше корреляции, чем строгие признаки, и из них из всех есть кучи исключений, иногда массивные кучи. Не уверен, что это объяснение закрывает вопрос «естественности» категории переходности.
Читайте также:  В словах "сверлит", "сверлишь" ударение на какой слог?
Comments:
From: buddha2392017-11-16 06:42 pm (Link)

Это понятие может быть естественным «с научной точки зрения». Но зачем оно нужно русскоязычным школьникам — загадка.

From: gul_kiev2017-11-16 06:49 pm (Link)

— Что вы там делали на этом перекрестке? — Мы думали туман, — ответила Ирма. — Что? — Думали туман, — повторила Ирма. — Про туман, — поправил Виктор. — Или о тумане. — Зачем это — про туман? — сказала Ирма. — Думать — непереходный глагол, — объяснил Виктор. — Он требует предлогов. Вы проходили непереходные глаголы? — Это когда как, — сказала Ирма. — Думать туман — это одно, а думать про туман — это совсем другое… и кому это нужно — думать про туман, неизвестно. Виктор вытащил сигарету и закурил. — Погоди, — сказал он. — Думать туман — так не говорят, это неграмотно. Есть такие глаголы — непереходные: думать, бегать, ходить. Они всегда требуют предлога. Ходить по улице. Думать про… что-нибудь там… — Думать глупости… — сказал Голем. — Ну, это исключение, — сказал Виктор, несколько потерявшись.

(с) Стругацкие

From: dims122017-11-16 07:05 pm (Link)

Тут всё проще: если кто-то требует, это не значит, что его требования будут выполнены. Даже если это — глагол.

(без темы) — gul_kiev Развернуть
(без темы) — livelight Развернуть
(без темы) — afuchs Развернуть
(без темы) — elvit Развернуть
(без темы) — gul_kiev Развернуть
(без темы) — (Анонимно) Развернуть
(без темы) — (Анонимно) Развернуть
(без темы) — geish_a Развернуть
(без темы) — geish_a Развернуть

From: dims122017-11-16 07:00 pm (Link)

То есть, переходные глаголы — это двухместные предикаты, а непереходные — одноместные. Ясно.

From: spamsink2017-11-17 04:51 am (Link)

Непереходные глаголы тоже могут быть многоместными предикатами, в которых валентности определяются не порядком, а именем (имя валентности = предлог). Переходные глаголы — обращаемые двухместные предикаты: Будланула(куздра, бокр) = Был_будланут(бокр, куздра). Упомянутый выше якобы переходный глагол «бегать» пока еще плохо обращаем: «я бегу марафон», но *»марафон бегом мной».

(Parent) (Thread) (Развернуть)
А ты, пробегаемый мной марафон — (Анонимно) Развернуть
(без темы) — (Анонимно) Развернуть

From: dims122017-11-16 07:03 pm (Link)

P.S. Что касается «нужности» знаний, два соображения:1) во-первых, школа тренирует «мозговую мышцу»; даже если знания, которые вы там получили, забудутся, то «мышца» останется «накачанной» и будет лучше работать в течение жизни

2) во-вторых, человек помнит ассоциативно, знания цепляются друг за дружку; чтобы запомнить что-то, нужно не выделить этот материал отдельно, а, наоборот, дополнить его «несущественными» связями; на этом основаны многие мнемотехники

From: i_eron2017-11-16 07:44 pm (Link)

Если про переходные глаголы учат не ради самих переходных глаголов, а ради косвенной пользы вроде этой, то давайте тогда учить вместо них чему-нибудь полезному. Сплошная выгода — косвенная польза, как Вы описываете, никуда не денется, а прямая польза добавится.

Не говоря уже о том, что когда школьников учат всякой ерунде, у большинства из них глаза стекленеют и уши вянут, в их головы проникает мало и остаётся ещё меньше, так что даже и косвенная польза выходит меньше, чем могла бы быть.

Оправдывать бесполезное занятие косвенной пользой — неубедительно, работает только как утешение.

(Parent) (Thread) (Развернуть)
(без темы) — dims12 Развернуть
(без темы) — i_eron Развернуть
(без темы) — dims12 Развернуть
(без темы) — i_eron Развернуть
(без темы) — dims12 Развернуть
(без темы) — i_eron Развернуть
(без темы) — dims12 Развернуть
(без темы) — i_eron Развернуть
(без темы) — dims12 Развернуть
(без темы) — i_eron Развернуть
(без темы) — dims12 Развернуть
(без темы) — (Анонимно) Развернуть
(без темы) — dims12 Развернуть
(без темы) — i_eron Развернуть
(без темы) — dims12 Развернуть
(без темы) — asper Развернуть
(без темы) — alon_68 Развернуть
(без темы) — dims12 Развернуть
(без темы) — asper Развернуть
(без темы) — (Анонимно) Развернуть

From: livelight2017-11-16 07:06 pm (Link)

Охладеть vs охладить.От переходности зависит написание. Правда, навскидку мне не приходят в голову такие примеры, чтобы изменяющаяся гласная была безударной.

Ну а вообще есть такой стилистический приём, как использование непереходных глаголов в качестве переходных, например: «его ушли с поста».

From: elvit2017-11-16 08:40 pm (Link)

По-моему, это просто два разных глагола, и правописание их никак не связано с переходностью. Можете привести еще какую-нибудь пару в пример?По ассоциации вспомнила обезлюдить/обезлюдеть, но там переходность никаким боком, тут имеет значение залог.

Edited at 2017-11-16 20:46 (UTC)

(Parent) (Thread) (Развернуть)
(без темы) — livelight Развернуть

From: alon_682017-11-16 07:47 pm (Link)

Подражать кому-то — непереходный, а копировать кого-то — переходный. Постареть — обычный, а состариться — возвратный. А смысл тот же самый.Кстати, в израильской школе грамматику родного языка вообще не учат. Народ, боюсь, думает, что грамматика — это такая странная особенность английского.

From: afuchs2017-11-16 08:19 pm (Link)

Мы учили в израильской школе и сдавали грамматику иврита на вполне проходном уровне, и синтаксис, и словообразование (мишкалим) и глагольную систему (биньяним и гизрот), и даже мракобесный «никкуд».

По незабвенному строгому и прескриптивному учебнику Рахель Кабели.

(Parent) (Thread) (Развернуть)
(без темы) — alon_68 Развернуть
(без темы) — afuchs Развернуть
(без темы) — yigal_c Развернуть
(без темы) — afuchs Развернуть
(без темы) — drfinger Развернуть

From: (Anonymous)2017-11-16 08:00 pm (Link)

«Способность присоединять винительный падеж выделена в категорию переходности глагола» в языках номинативного строя! То есть в почти всех индоевропейских, например.В языках эргативного строя (кавказские и много других, наверное половина всех, что еще существуют) переходный глагол присоединяет абсолютный падеж. Иными словами, грамматическая форма «объекта» переходного глагола будет совпадать с формой «субъекта» непереходного: «брат спит» и «я бью брата» — здесь брат ничего не делает, т.е. он там и там будет в одном и том же падеже — абсолютиве. Эргативный падеж — падеж активного участника ситуации. «Брат бьет сестру» — брат будет в эрагативе, а сестра в абсолютиве.

From: afuchs2017-11-16 08:15 pm (Link)

По гиперссылке есть, кстати, обычная ссылка на классическую статью Хоппера-Томпсона (1980), которая очень сильно проясняет ситуацию с переходностью; вообще, правильно было бы думать, как вы заметили, что категории в принципе не «естественны», они выводятся из языка и фальсифицируются.Переходность оказывается вполне применимой категорией, например, когда она принимается в купе с залогом: синтаксические роли подлежащего и дополнения меняются местами (формой), глагол становится в особый (пассивный) залог, который можно выделить в очень разных по строю языках.Минимальная синтаксическая структура предложения, эргативность, прочие фундаментальные структурные различия не просто коррелируют, а сообщаются со свойством переходности.

Но да, безусловно, синтаксис никогда не бывает отвязан от семантики и прагматики, и исключения — свидетельства исторического процесса и динамики лингвистической материи, а также совершенно регулярные, здоровые явления на интерфейсе.

From: biglebowsky2017-11-16 09:09 pm (Link)

«1984» в переводе Голышева:»В соответствии с принципом покорения действительности все глаголы считались переходными: завозразить (проект), задействовать (человека), растаять (льды), умалчивать (правду), взмыть (пилот взмыл свой вертолет над вражескими позициями). «

Мне как-то раз пришел занятный спам на тему пищевых добавок: «это средство Вас похудит».

From: geish_a2017-11-16 10:09 pm (Link)

Мне приходится студентам давать основы структуры языка, чтобы можно было объяснить что-то в иностранном языке (то же прямое дополнение, например). Базовые знания нужны для этого, хотя бы. Но те глубины, которыми пичкают в школе, конечно, не нужны. Более того, многое из этого является устаревшим, объяснять можно разными способами, да и подход совсем не единственно возможный.

From: (Anonymous)2017-11-17 07:22 am (Link)

Более того — эти базовые знания оказываются абсолютно бесполезными и даже вредными после того, КАК их выучили. Переходные в русском я выучил и забыл, и когда в ранние годы изучения английского встречал это полубессмысленное-по-моему-прежнему-опыту понятие в рассуждениях о грамматике английского, оно абсолютно не добавляло ясности, а напротив, полагаю, настраивало мое подсознание, что читаю какую-то теорию, бесполезную с практической точки зрения. Потом я понял и заценил разницу в английском, но осознание связи с винительным падежом в русском пришла гораздо позже, когда я уже забыл школьные определения…То есть да имело бы смысл объяснять переходность в русском именно ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО, в непосредственной и осознанной связи с ним. Причем не уверен даже, что изучающим немецкий это необходимо — надо именно язык с выродившимися падежами…

Кстати, интересно, а в латыни как было? Там тоже было понятие вида, и при этом падежи кроме винительного могли использоваться без предлога?

(Parent) (Thread) (Развернуть)
(без темы) — (Анонимно) Развернуть
(без темы) — (Анонимно) Развернуть
(без темы) — (Анонимно) Развернуть
(без темы) — (Анонимно) Развернуть

From: kcmamu2017-11-16 11:32 pm (Link)

Подозреваю, что из-за связей с возможностью строить страдательные причастия (и переводить фразу в пассив). Другие виды глагольного управления так глубоко на грамматику не влияют.

From: migmit.dreamwidth.org2017-11-17 01:33 am (Link)

Посмотрел запись по ссылке. У меня такое впечатление, что автор а) понимает, что это нафиг не надо, но б) считает, что это всё равно нужно.

From: e2pii12017-11-17 02:41 am (Link)

С полки книжечка упалаИ убила братика. До чего ж ты тяжела, Русская Грамматика!:-)

From: burum_bum2017-11-17 04:40 am (Link)

Возможно, он имел в виду автоматическое использование правильной грамматической формы носителями родного языка. Но мне лично очень помогло хорошее знание русской грамматики при изучении других языков, французского и особенно — греческого.

From: (Anonymous)2017-11-17 09:14 am (Link)

Ну мы же все-таки интуитивно понимаем, что помогать мамЕ — не прямое дополнение, что действие направлено не на маму, правильно? Непереходность не позволяет сказать «помогать маме уборку» или «помогать маме мытье посуды», однако достаточно заменить непереходный глагол на синонимичный переходный: «делать за маму», и именно эти слова оказываются прямыми дополнениями!

Зачем акцентировать именно переходность, а не возможность управлять, скажем, дательным падежом — другой вопрос. Например, «помогать кому-то» можно, а «думать кому-то» — нельзя. Тоже можно было бы провести классификацию (или может такая классификация существует? — извините если глупость говорю).

Выше писали про важность именно винительного падежа с точки зрения возможности употребления страдательного залога (пусть переходность не достаточное условие такой возможности, но по крайней мери необходимое!) и с точки зрения понимания других языков.

Не факт, что и то, и другое — достаточное основание мучить этим школьников, но, возможно, достаточное основание для лингвистов выделять винительный падеж из всех остальных…

From: (Anonymous)2017-11-17 09:16 am (Link)

Извиняюсь за опечатки, не дают анонимам править комментарии… ))

Источник: https://avva.livejournal.com/3065872.html

Ссылка на основную публикацию