Являются ли слова «ловче» и «ловчее» простой формой сравнительной степени слова «ловкий»?

Являются ли слова Являются ли слова
Являются ли слова

Степени сравнения

В русском языке способностью образовывать степени сравнения наделены лишь наречия, происходящие от качественных прилагательных и оканчивающиеся на -о или -е: холодно — холоднее, менее холодно, весело — веселее, веселее всех, тихо — тише, тишайше. Большинство из них относится к разряду образа и способа действия (хорошо, плохо, горячо, тонко, живо), а также меры и степени (много, мало).

Являются ли слова

Логика проста — эта часть речи называет различные признаки, некоторые из которых способны проявляться в большей или меньшей мере. Отсюда и необходимость появления степеней сравнения наречий. К примеру, в словосочетаниях «прыгнуть высоко» и «прыгнуть выше» сравниваются разные результаты одного и того же действия (прыжка), поэтому наречие, которое его описывает, может иметь степень сравнения.

Другой пример — «прыгнуть вверх». Казалось бы, эти словосочетания похожи, а понятие «вверх» тоже может подразумевать разную высоту, но здесь речь идёт всё же не о сравнении, а о направлении движения. Стало быть, сказать «более вверх» нельзя — это ошибка.

Особого внимания требуют к себе наречия, у которых, помимо основного значения, есть дополнительное с качественным признаком. Они образуют сравнительную степень, если употребляются в переносном смысле, например: брат явно не был расположен к беседе — его ответы становились всё односложней.

Подобные словоформы в литературе встречаются редко и преобладают в разговорной речи: взгляд стал ещё оловянней, атмосфера на новой работе оказалась бумажней и официальней.

Смысл понятен, но правильность употребления вызывает вопросы, поэтому при разборе таких сложных случаев необходимо сверяться со словарём.

С наречиями дела обстоят в точности так же, как и с именами прилагательными, от которых они образованы. В русском языке выделяют сравнительную и превосходную степени сравнения:

Являются ли слова

  1. сравнительная сообщает, что признак, характеризующий действие, присущ ему в большей мере, чем другим: петь громко — петь громче, готовиться тщательно — готовиться тщательней, рассказывать интересно — рассказывать интересней;
  2. превосходная, в свою очередь, сообщает о высшей степени проявления признака: петь наиболее громко, готовиться тщательнейше, рассказывать интересней всех;
  3. иногда упоминают ещё и третью степень — положительную. Так именуют начальную форму, однако она называет признак сам по себе, не оценивая меры его проявления, поэтому термин не получил окончательного признания.

Простая и сложная формы компаратива

В русском языке представлены две грамматические формы: простая (или синтетическая) и составная (аналитическая).

Например, спать долго — спать дольше (простая сравнительная) — спать более долго (составная сравнительная).

От основы наречия отсекается конечная гласная -о и присоединяется один из формообразующих суффиксов -ее/-ей, -е, -ше: холодн-о — холоднее, резк-о — резче, тонк-о — тоньше.

Следует иметь в виду несколько важных моментов:

Являются ли слова Являются ли слова

  1. если основа заканчивается на -г, -к, -д, -х, -т, -ст, то при образовании словоформ возникает чередование согласных: дорого — дороже, легко — легче, молодо — моложе, тихо — тише, богато — богаче, просто — проще;
  2. существуют наречия, которые образуют простую форму, меняя основу: хорошо — лучше, плохо — хуже (есть вариант «плоше», но он редко используется), мало — меньше, много — больше;
  3. некоторые наречия имеют не один вариант простой разновидности компаратива, а два. Значение у них одинаковое, а разница заключается только в суффиксах: много — больше или более, мало — меньше или менее, красиво — краше или красивее, далеко — дальше или далее, рано — раньше или ранее;
  4. помимо суффикса, в создании синтетических форм может участвовать приставка по-. Она усиливает проявление признака и более свойственна разговорной речи: скажи громче — скажи погромче; сделай тише — сделай потише; подняться выше — подняться повыше;
  5. иногда возникают сложные моменты, например: гибкий — гибче, ловкий — ловче. Обе словоформы существуют в русском языке, причём для «ловкий» возможно даже два варианта: «ловче» и «ловчее». Однако в разговорной речи они встречаются редко, поэтому не всегда понятно, стоит ли считать их литературными. Совет здесь только один — свериться со словарём;
  6. не обошлось без исключения из правил: от некоторых наречий синтетический компаратив всё же не образуется. Например, у «жестокий» или «робкий» возможна только сложная форма.

В образовании составной (аналитической) формы участвуют вспомогательные слова «более» и «менее». Они присоединяются только к начальной форме: более красиво, менее трудно.

Конструкция получается многосложная, поэтому чаще употребляется на письме, чем в повседневной речи. Сочетание слов «более» и «менее» с простой разновидностью сравнительной степени считается ошибкой.

Говорить «более лучше», «менее дороже» нельзя.

Некоторые лингвисты, например, А. Н. Гвоздев, отмечают, что в разговорной речи форма аналитической сравнительной степени появляется не только у качественных наречий, но и у некоторых других: более по-товарищески, менее дружески, более по-взрослому. Для наглядности всё вышеизложенное обобщено в приведённой ниже таблице.

Образование сравнительной степени наречий:

Как образуется Примеры употребления
Компаратив, простая форма Основа наречия плюс суффиксы -ее/-ей, -е, -ше Это задание оказалось сложнее, чем предыдущие.
Компаратив, составная форма «Более» или «менее» плюс наречие в начальной форме В августе по ночам стало более прохладно.

Отличие от прилагательных

Являются ли слова

Наречия в простой сравнительной степени выглядят абсолютно одинаково с аналогичными формами качественных прилагательных. Обнаружить отличия можно только в контексте: она старше (прилагательное) своей подруги — она выглядит старше (наречие) своей подруги.

Чтобы отличать друг от друга подобные омонимичные формы, следует запомнить, что в предложении они играют разную синтаксическую роль и поясняют разные части речи. Так, прилагательное всегда относится к существительному и в предложении является сказуемым, например: новый роман писателя интересней предыдущего.

Что касается наречий, то их задача — охарактеризовать действие, поэтому в предложении они определяют глаголы и обычно являются обстоятельствами: новый роман писателя показался читателям интересней предыдущего.

Образование суперлатива

С превосходной степенью ситуация аналогичная, она тоже имеет простую и составную форму. Однако тут есть несколько важных нюансов, касающихся целесообразности выделения первой разновидности.

Синтетическая простая форма образуется при участии суффиксов -айше, -ейше: покорнейше, почтительнейше, убедительнейше, глубочайше, нижайше, высочайше. Иногда значение подобных слов усиливается приставкой наи-: наистрожайше, наисекретнейше. В современном языке таких слов не очень много. Они воспринимаются как архаичные, книжные и в повседневной речи используются довольно редко.

При этом среди учёных нет единого мнения, стоит ли считать наречия на -айше и -ейше простой формой суперлатива. Так, В. В. Виноградов отмечает, что эти слова образованы с помощью суффикса -е от прилагательных, оканчивающихся на -айший, -ейший, поэтому нет оснований выделять их в отдельную грамматическую форму.

Являются ли слова

Языковед А. Н. Гвоздев и вовсе не усматривает значения превосходства в наречиях на -айше и -ейше.

По его мнению, они несут идею экспрессии, усиления, но никоим образом не передают максимальную степень проявления признака, так что не могут считаться суперлативом.

Из-за подобных спорных моментов на уроках в школе простую форму превосходной степени наречий рассматривают разве что в классах с углублённым изучением языка.

Составная (аналитическая) форма употребляется чаще и образуется по уже знакомой схеме с помощью дополнительных слов. Есть два способа это сделать:

  1. первый, чаще встречающийся в литературе: к наречию в начальной форме добавить слова «наиболее» или «наименее»: трудно — наиболее трудно, прочно — наименее прочно. Есть ещё вариант со словом «максимально», но о нём упоминают реже: максимально точно, максимально быстро, максимально качественно;
  2. второй, более характерный для разговорной речи: к простой форме компаратива добавить слово «всех» или «всего», причём первое используется, если речь идёт о ком-то одушевлённом, а второе — в остальных случаях. Например: этот аргумент выглядит убедительно — этот аргумент выглядит убедительней всего; студент выполнил упражнение быстро — студент выполнил упражнение быстрее всех. Написание «убедительней всех» и «быстрее всего» в данных образцах не будет считаться правильным.

Вспомогательные слова «наиболее» и «наименее» сочетаются только с начальной формой наречий. Использование сравнительной или превосходной степени считается ошибкой, поэтому нельзя говорить «наиболее строжайше», «наименее труднее».

  • Образование превосходной степени наречий

Являются ли слова

Как образуется Примеры
Суперлатив, простая форма Основа плюс суффиксы -айше/-ейше Детям было строжайше запрещено убегать со двора.
Суперлатив, составная форма «Наиболее» или «наименее» плюс наречие в начальной форме; Наречие в синтетической форме сравнительной степени плюс слова «всех» или «всего» В новом задании требовалось наиболее точно определить высоту дома. Его фамилию внесли в список раньше всех.
Читайте также:  Простое глагольное сказуемое. 45 примеров предложений из художественной литературы

Итак, степени сравнения имеют лишь наречия, созданные из качественных прилагательных. Каждая степень имеет два способа образования и, соответственно, две грамматические формы: простую и составную. Простая разновидность компаратива создаётся суффиксами -ее/-ей, -е, -ше, а суперлатива — -айше и -ейше.

Составная форма компаратива представляет собой слова «более» или «менее» плюс наречие, а с составной формой суперлатива дело обстоит чуть сложней. В её создании участвуют либо слова «наиболее» и «наименее» с наречием исключительно в начальной форме, либо «всех» и «всего» — с простой разновидностью сравнительной степени.

Источник: https://nauka.club/russkiy-yazyk/stepeni-sravneniya-narechiy.html

Список наречий. Как отличить наречие от прилагательного? Что такое наречие в русском языке

Формы степеней сравнения характерны только для качественных наречий (т.

Е. от таких определитель­ных наречий способа действия, которые образованы от ка­чественных прилагательных): весело, красиво и др. Обра­зование форм степеней сравнения качественных наречий и прилагательных в целом сходно: весёлый — веселее и весело — веселее, красивый — красивее всех и красиво — красивее всех.

Сравнительная степень (или компаратив) образуется синтетически и аналитически.

Для образования синтетической (простой) формы ком­паратива следует после усечения наречного суффикса -о прибавить к основе наречия суффиксы -ее, -ей, -е, -ше: кра­сив о — красив ее, сух-о — суш-е, далек о — даль ше.

Аналитическая форма компаратива образуется прибав­лением к форме положительной степени наречия вспомо­гательных слов более, менее; более красиво, менее громко. Такие формы воспринимаются как несколько книжные, в разговорной речи чаще употребляется синтетическая фор­ма компаратива.

Превосходная степень (или суперлатив) обычно образуется аналитически: 1) прибавлением к фор­ме положительной степени вспомогательных слов наибо­лее, наименее; наиболее (наименее) громко; 2) прибавлени­ем к синтетической форме компаратива вспомогательных слов всего, всех; красивее всех, смешнее всего. Синтетиче­ская форма суперлатива наречий (с суффиксами -ейше, -айше) в современном языке используется крайне редко, лишь в устойчивых оборотах, и воспринимается как арха­ичная: покорнейше благодарю, нижайше кланяюсь.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме § 232. Степени сравнения наречий:

  1. 48. Степени сравнения наречий. Использование обстоятельственных и определительных наречий. Субстантивация наречий.
  2. 18.

    Как определяется наречие в современной морфологии, объем этой части речи? Какие части речи имеют сходство с наречием и почему? Можно ли отнести к наречиям модальные слова и слова категории состояния?

Имена прилагательные и наречия могут иметь сходное лексическое значение. Например: легкий – легко; быстрый – быстро; вчерашний – вчера

.

Однако прилагательные и наречия – самостоятельные части речи, выполняющие в предложении разные функции и имеющие разные морфологические характеристики. Их анализ позволит избежать сложностей в определении понятий «имя прилагательное» и «наречие», а также выявить отличительные особенности каждой из этих частей речи.

  • Имена прилагательные
    в русском языке – это большая группа слов, которые обозначают признак предмета по качеству, форме, принадлежности кому-либо или другим свойствам:
  • сладкий чай;
  • круглый стол;
  • отцовский наказ.

В предложении прилагательные связаны с определяемыми словами сочинительной связью и в именительном падеже единственного числа отвечают на вопросы: какой?
какая? какое? какие?

  1. За прилагательным закреплена синтаксическая роль согласованного определения.
  2. Наречие
    является самостоятельной несклоняемой частью речи, которая обозначает признак действия, обстоятельство действия или признак признака:
  3. идти налегке;
  4. сидеть высоко;
  5. обидеть ненароком;
  6. очень ярко.
  7. В предложении наречия выполняют роль обстоятельств и связаны со словами, к которым относятся, не грамматически, а по смыслу, то есть, связью примыкания.
  8. Общее между прилагательными и наречиями в том, что в них заключается определенный признак чего-либо, однако именно по характеру такого признака и разделяют эти части речи.
  9. Прилагательные по значению имеют три разряда:
  • качественные (зеленый, сладкий, мягкий
    )
    ;
  • относительные (деревянный, ежовый, материальный
    )
    ;
  • притяжательные (мамин, лисий, Матренин
    )
    .

Качественные прилагательные могут обладать большей или меньшей выраженностью признака, поэтому их классифицируют по степеням сравнения:

  • положительная степень (умный, добрый, крепкий
    )
    ;
  • сравнительная степень (умнее, добрее, крепче
    )
    ;
  • превосходная степень (умнейший, самый умный; добрейший, самый добрый; крепчайший, наиболее крепкий
    )
    .
  • Качественные прилагательные могут употребляться в полной или краткой форме:
  • холодный – холоден;
  • белый – бел.
  • Поскольку прилагательные – изменяемая часть речи, они обладают непостоянными признаками рода (железный характер, железная дверь

    ); склоняются по падежам и могут употребляться в единственном и множественном числе.
  • В отличие от прилагательных, наречия по значению классифицируются как определительные и обстоятельственные. Эти основные разряды подразделяются на
  • качественные (как? – высоко, холодно
    )
    ;
  • образа действия (каким образом? – быстро, вместе)

    ;

  • меры и степени (в какой мере? насколько? – очень, мало, вдвое)
    ;
  • места (где? куда? – слева, вправо)

    ;
  • времени (когда? как долго? – утром, всегда
    )
    ;
  • причины (почему? – сослепу
    )
    ;
  • цели (зачем? с какой целью? – назло
    )
    .

Общий морфологический признак наречий – их неизменяемость. Однако качественные наречия на –о, -е
могут иметь степени сравнения, как и прилагательные, от которых они образованы.

Дул холодный
ветер. С каждой минутой он становился все холоднее
. (сравн. ст. качественного прилагательного)

В доме было холодно
. На балконе еще холоднее
. (качественное наречие, сравн. ст.)

Выводы сайт

  1. Наречие отличается от прилагательного по морфологическим признакам. Прилагательное – изменяемая часть речи, наречие не изменяется.
  2. По значению наречие – часть речи, которая обозначает признак действия, состояния или другого признака, в то время как прилагательное обозначает признак предмета.
  3. Прилагательное выполняет синтаксическую роль согласованного определения, а наречие – обстоятельства.
  4. Разряды прилагательных и наречий характеризуются разными признаками, поскольку наречие прямо связано с действием, а прилагательное – с объектом или субъектом действия.

Источник: https://ik-ptz.ru/fizika/spisok-narechii-kak-otlichit-narechie-ot-prilagatelnogo.html

Еще гораздо более приятнее

Опубликовано: 04.10.2008 0:00

Как известно, есть имена прилагательные относительные (хрустальная ваза, журнальный столик, стиральная машина, привокзальный скверик) , качественные (глубокий колодец, обрывистый берег, вкрадчивый голос) и притяжательные (отцов наказ,тургеневская усадьба, утиный клюв, медвежья берлога). Только качественные прилагательные имеют степени сравнения — положительную, сравнительную и превосходную. Они-то для многих и являются ловушкой, не попасть в которую порой весьма сложно.

Сравнительная степень прилагательных (она указывает на то, что данный признак содержится у одного предмета в большей степени, чем у другого) бывает простой и составной. Простая степень образуется в основном с помощью суффикса -ее: светлый -светлее, слабый — слабее, красивый — красивее (в форме «красивее» ударение ставится на букву «и»).

Но здесь нас подстерегает опасность. Дело в том, что от прилагательных с основой на -г, -к, -х, -д, -т, -ст сравнительная степень образуется при помощи суффикса -е: бойкий-бойче, звонкий — звонче, ловкий -ловче, сладкий — слаще, хлёсткий — хлёстче (а не «бойчее», «звончее», «ловчее», «слащее» или «слаже», «хлестчее», «хлеще»). Так принято в литературном языке.

В разговорной речи формы сравнительной степени иногда употребляются с приставкой по-, имеющей усилительное значение: погромче, поменьше, поближе, погорячее.

Сложная сравнительная степень образуется с добавлением слов «более» или «менее» к положительной степени: более звонкий, менее трудный. Простая форма носит нейтральный характер — употребляется в разных языковых стилях, а сложная свойственна в основном книжной речи.

Иногда затруднение вызывает образование сравнительной степени от прилагательных «хороший» и «плохой». Правильны только простые формы: «лучше», «хуже».

Вариант «более лучший» («более худший») нарушает грамматическую норму: ведь «лучший» («худший») уже указывает на сравнительную степень (простую) , а добавление слова «более» является излишним — получается сравнительная степень «в квадрате».

Сочетания «более лучший» и «более худший», к сожалению, часто встречаются в разговорной речи.

Также лишними бывают дополненияиз слов «еще», «куда», «гораздо», «намного», которые присоединяются к составной сравнительной степени: «еще более качественные», «куда более глубокие», «гораздо более стройные», «намного более притягательные». Уберите их — и будет грамотно.

Кстати, эти лишние слова встречаем и в произведениях писателей. Читаем у Зощенко, герои рассказов и фельетонов которого -в основном, малообразованные обыватели: «Тут снова у них начались семейные драмы, еще более тяжелые и шумные, чем раньше, поскольку ее мама, даром что ей было шестьдесят пять лет, принимала теперь у них самое деятельное участие» (Сердца трех).

До встречи!

Автор статьи: ЯНКИНА Ольга Выпуск: №200 (26317)

Добавить комментарий

Источник: http://rt-online.ru/p-rubr-nau-32331/

«Слабые участки» среди форм прилагательных

Роль прилагательных в нашей речи трудно переоценить: они делают ее более точной, конкретной, выразительной. Это слова, которые украшают нашу речь. Основная их синтаксическая функция – определение, но они могут быть и сказуемыми, а субстантивируясь, т.е. переходя в существительные или употребляясь в значении существительных, могут выполнять роль и подлежащего, и дополнения:

  • Смелый дерется с врагами,
  • Жизни своей не щадя…
  • Смелого пуля боится,
  • Смелого штык не берет…

Трудности в основном связаны с употреблением качественных прилагательных, которые имеют не только падежно-родовые формы, но и краткие формы, степени сравнения. Полные и краткие формы различаются окончаниями: молодой – молод, молодая – молода, молодые – молоды.

Однако при образовании кратких форм у некоторых прилагательных основы претерпевают изменения, в них появляются «беглые» гласные: долгий – долог, злой – зол, кислый – кисел и др. У отдельных слов есть и варианты: остр – остёр, хитр – хитер.

Трудность вызывает образование краткой формы мужского рода прилагательных с основами на -енн- и безударным -анн- (-янн-); они подвергаются усечению: болезнен, легкомыслен, мужествен.

Некоторые лингвисты считают, что прилагательные на -ственный должны иметь оба варианта: ответствен – ответственен, таинствен – таинственен, но это далеко не так. Отмечается, что в последние годы предпочтение отдается усеченным формам.

Так, правильными считаются формы: величествен, искусствен, невежествен, а не формы на -енен-. Наличие разных способов образования сравнительной степи является одной из причин распространенных речевых ошибок.

Наиболее продуктивным является образование сравнительной степени при помощи суф. -ее(-ей): красивее, сильнее.

Сравнительная степень прилагательных с основой на г, к, х, д, т, с, ст образуется при помощи суф. -е с чередованием согласных: дороже, громче, суше и т.д. или с усечением основ: высокий – выше, глубокий – глубже; при помощи суф. -ше: дальше, дольше, тоньше.

Следует различать формы сравнительной степени младше (от младший) и моложе (от молодой), старше (от старше) и старее (от старый).

Сравнительная степень прилагательных маленький, плохой, хороший образуется от других основ: меньше, хуже, лучше (в научной грамматике эти формы называют супплетивными).

Взаимодействие разных форм (т.е. контаминация) приводит к многочисленным ошибкам: длиньше, красивше, ширше, слаже, сладче (прав. слаще), дешевее, хужее. Эти и другие ошибки свидетельствуют о невысоком уровне речевой культуры. Ошибки встречаются и в речи образованных людей, в научных статьях, в диссертациях.

Это плеонастические образования, вызванные смешением простой степени: более глубже (из глубже и более глубокий), более моложе (из моложе и более молодой). Это касается и форм превосходной степени: самый глубочайший (из глубочайший и самый глубокий). Ошибочно сочетание самый лучший, т.к.

лучший – превосходная степень прилагательного хороший (правильно: лучший, лучше всех, самый хороший).

Наши наблюдения свидетельствуют о том, что не все учащиеся (и отдельные учителя) знают, что разные значения прилагательного горький имеют разные формы сравнительной степени: горче (по вкусу) и горше (горестнее), что одни прилагательные имеют равнозначные варианты: мерзкий – мерзче и мерзее, другие варианты, различающиеся стилистической окраской: звонкий – звонче и звончее (разг.), ловкий – ловче и ловчее (разг.). Кого-то удивляет форма жиже от жидкий (Тех же щей да пожиже влей).

Ошибки, указанные среди форм сравнительной степени прилагательных, характерны и для омонимичных наречий и слов категории состояния. Это – омоформы.

Источник: http://uchitel-dag.ru/articles/media/2018/5/17/slabyie-uchastki-sredi-form-prilagatelnyih/

10 класс Элективный курс Урок №29-30 Морфология и культура речи. Практическая работа

  • 10 класс
  • Вид: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
  • Тип: урок-практикум с использованием коммуникативно-деятельностного подхода.
  • Эпиграф:

Урок №29-30. Морфология и культура речи

Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни.Д.И. Писарев

Образовательные цели: повторить изученное о частях речи; познакомить учащихся с принципами русской орфографии; повторить и обобщить правила, касающиеся разных частей речи; отработать навыки узнавания орфограммы, условий ее выбора, правильного ее графического обозначения. Привести в систему знания по морфологическим нормам русского языка (нормы словообразования и словоизменения)

Развивающие:

  • Развитие положительной мотивации к процессу обучения;
  • Формирование позитивной Я — концепции;
  • Совершенствование речемыслительной деятельности;
  • Развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления;
  • Развитие умения логически верно излагать мысли;
  • Развитие творческих способностей, критического, образного мышления, коммуникативных умений и навыков, способности к сотрудничеству с другими людьми.

Воспитательные:

  • Развитие системы ценностных отношений к родному языку;
  • Совершенствование навыков этичного межличностного общения;
  • Воспитание бережного отношения к слову, ответственного отношения к собственной речи.
  1. Оборудование урока: ИКТ — презентация; орфографические словари, таблицы.
  2. Ход урока
  3. 1.Слово учителя

Речь человека – это лакмусовая бумажка его общей культуры. Владение литературным языком – это признак образованности, интеллигентности.

Морфология и культура речи. Что объединяет эти понятия? Во-первых, требование правильности речи, знание и соблюдение языковых норм, во-вторых, богатство словаря, выразительность, логическая стройность, смысловая точность.

  • Мир слов имеет свои закономерности, познание которых увлекательно.
  • Этому и посвящен наш урок.
  • 2. Повторение частей речи (Опрос)

3. Актуализация темы урока.

Род имен существительных

Важной морфологической характеристикой имён существительных является категория рода. В большинстве случаев определение рода не вызывает трудностей, однако есть слова, которым часто «не везет»; их род определяется многими неверно, отсюда речевые ошибки.

  1. Напомним:
  2. Аэрозоль, картофель, кед, кофе, пенальти, погон, рельс, рояль, толь, тюль, шампунь – слова мужского рода;
  3. Вуаль, кольраби, манжета, мозоль, плацкарта, салями, тапка, туфля – слова женского рода;
  4. Визави, задира, лакомка, невежа, протеже, тихоня… – общего рода.
  5. Род несклоняемых названий животных и птиц – мужской: какаду, кенгуру, марабу, пони, но иваси (рыба), цеце (муха). 

Большинство несклоняемых названий профессий относится к мужскому роду даже в том случае, если речь идёт о женщине. (Она – опытный управляющий банком). Род несклоняемых существительных, обозначающих географические названия, определяется по роду соответствующего нарицательного существительного: Миссури (река), Онтарио (озеро), Сочи (город).

  • Аббревиатуры приобретают род ведущего слова: МИД (Министерство иностранных дел), СНГ (Содружество Независимых Государств).
  • Склонение имён и фамилий
  • Русские и иностранные имена и фамилии, оканчивающиеся на согласный, если относятся к лицу мужского пола, склоняются, к лицу женского пола – не склоняются: Жюля Верна, Ганса Христиана Андерсена, Нине Шмидт, к Этель Лилиан Войнич.
  • Иностранные фамилии на -ов, -ин в творительном падеже имеют окончание -ом (Дарвином, Чаплином), русские -ым (Некрасовым).
  • Тест
  • Красив…какаду, молод…кенгуру, свеж…кольраби, тонк…вуаль, боль… мозоль, плотн… тюль, пожил…мадам, сед…маэстро, душист…шампун…, красив… Онтарио, полноводн… Миссисипи, сочн…манго, остроумн…конферансье.
  • Формообразование имён существительных
  • Окончания именительного падежа множественного числа имён существительных 
  • Морфологические нормы часто нарушаются.
  • Запомните: окончание
  • а (-я)
  • адреса, директора, инспектора, паспорта, отпуска, терема, шелка, купола, штемпеля, якоря…
  • -ы (-и)
  • аптекари, выборы , договоры, инженеры, лекари, месяцы, офицеры, почерки, слоги, токари, торты, фронты, шоферы.
  • Вариативные окончания (смысловые различия):
  • Учители – учителя, хлебы – хлеба, поясы – пояса…
  • Родительный падеж множественного числа
  • Единицы измерения: килограммов, граммов, ампер, микрон, рентген…
  • Лица по национальности ( нулевое окончание): армян, грузин, осетин, румын, татар, туркмен, турок, цыган; (окончание –ов, -ев):казахов, киргизов, монголов, таджиков, узбеков, якутов.
  • Овощи, фрукты: яблок, дынь, но апельсинов, баклажанов, помидоров, томатов, мандаринов.
  • Названия парных предметов: чулок, сапог, колготок, манжет, но носков, гольфов.
  • Отвлеченные понятия: комментариев, критериев,
  • Запомните (много) барж, басен, вафель, кочерёг, простынь, свадеб, цапель, яблонь; блюдец, одеялец, полотенец, плеч; потемок, сумерек; побережий, платьев; захолустий, будней, яслей.

Тест

1. Около сорока (гектары) пострадали от непогоды. 2. Опытные (шофер) отправляется в дорогу. 3. За леском вились дымки полевых (кухня). 4. В школе работают опытные…(учителя, учители). 5. Корректор заметил в рукописи… букв. Работникам завода выдали новые… (пропуска, пропуски). 6.

Были отмечены известные (профессор), крупные (директор), достойные (офицер) 7. Эта песня популярна среди (армяне, грузины и таджики) 8. Мы купили много новых (носки, чулки). 9. Фруктовый сад занимал площадь свыше пяти гектар… 10. На строительство прибыли инженер… 11.

(Бухгалтер…) составляют годовую отчетность.

Особенности употребления имён числительных

  • Произнеси фразу: «К 2009 году библиотека будет владеть 627230 книгами»
  • Наибольшее количество ошибок в речи – неправильное склонение числительных: к 525 +30; от 525-30; с525+30
  • Чтобы правильно прочитать данные примеры, нужно хорошо знать правила склонения числительных.
  • В сложных количественных числительных от 50 до 80 и от200 до 900 склоняются обе части
  • Числительные полтора, полтораста, 40. 90. 100 при склонении имеют две формы
  • У составных количественных числительных склоняются все слова, у составных порядковых – только последнее слово
  • Собирательные числительные употребляются только с существительными, называющими лиц мужского пола; с существительными, употребляющимися только во множественном числе; с существительными дети, ребята, люди.
  • Числительное оба (мужской, средний род), обе (женский род).
  • Запомните: к первому сентября

Тест. Найди ошибки

  • Двое влюбленных
  • Трое учениц
  • Обоими страницами
  • Более три тысячи километров
  • До двухтысячи пятого года
  • С восьмым мартом
  • К обеим домам
  • Семеро волков
  • К сто книгам
  • О девяносто днях
  • К шестьсот двадцати трем
  • Обеими яблоками
  • К девятьсот сорока одному
  • С первым маем
  • К обоим студентам
  • С семидесяти тремя учениками
  • С полуторами тысяч рублей
  • Обоими сестрами

Прочитай

В нашей школе более (500) учеников. Около (200) не имеют троек, более (30) – четверок. Около (120) учеников приняли участие в предметной неделе русского языка, более (150) – в олимпиаде «Медвежонок».

Формы имен прилагательных

Нельзя соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения:

  • красивый – красивее, более красивый, красивейший, самый красивый;
  • интересный – интереснее, менее интересный, интереснейший, наиболее или наименее интересный.

До недавнего времени в языке наблюдались колебания в написании форм кратких прилагательных на -ен и на -енен. В настоящее время более употреблена форма – -ен: безукоризнен, естествен, ответствен, родствен.

Разграничение функциональных омонимов

Что это такое? Это этимологически родственные слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к разным частям речи.

Мы знаем, что в русском языке слова имеют способность переходить из одной части речи в другую, при этом они различаются общим грамматическим значением, морфологическими и синтаксическими признаками. Например 1.

Все напряженно слушали учителя. – Внимание всех было напряжено. – Лица моряков были суровы и напряженны. 2. Море взволновано бурей. – Он взволнованно рассказывал о соревнованиях. 3. Лицо его было грустно. – Он грустно улыбался.

– За столом было грустно.

Разграничение частей речи нужно и при морфемном разборе, и при словообразовательном анализе: небо высоко, прыгнул высоко; это смешно, смешно кланялся.

Знаменательные части речи и омонимичные служебные

В течени… урока, в продолжении… перемены, в течени… реки, в продолжении… романа узнал о новом герое; пришел, что (бы) учиться; что (бы) прочитать; (не)смотря на опасность, (не)смотря на доску ; я то(же) приду, прочитал то(же) самое; мал, (за)то умен, ушел (за)то здание; говорил просто, я просто ученик. думал о себе, гуляй себе на воле; жил вблизи, вблизи дома.

Тестирование. Где есть нарушение морфологических норм:

  • Черное кофе без сахара, червивый яблок, несколько басней
  • Более строже, две пары носков, опытные шофера
  • Маэстро отменило концерт. Солнечное Баку ждет гостей. У обоих девушек зазвонили телефоны. Прозрачная тюль украсила комнату. Он более умнее. Вкусные торта. Умные докторы. О пятьсот первом номере. Более худшие привычки. Без комментарий. Шесть помидор. К пятому октябрю. Я к ей с душой. В полуторах километрах. Обоих сестер.

Определите, какой частью речи является выделенное слово: кратким прилагательным, кратким причастием, наречием. Вставьте пропущенные буквы.

Все напряжё…о слушали учителя. Внимание всех было напряже…о. Лица моряков были суровы и напряжё..ы. Девушка хорошо воспита..а. Она тактична и воспита..а. Юноша чувствовал себя скова..о. Кольцо скова…о из двух полос. Мать озабоче…о посмотрела на сына. Мы озабоче…ы трудным положением. Лица у всех были озабоче…ы и серьёзны.

Подведение итогов урока.

Помните слова Д.И. Писарева: «Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни».

Дом задание.

Источник: https://multiurok.ru/files/10-klass-eliektivnyi-kurs-urok-29-30-morfologhiia.html

А3. Морфологические нормы. — PDF

Подробнее

Подробнее
Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Правописание имен числительных КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ 1. У числительных от пяти до двадцати и числительного тридцать пишется буква ь на конце, а у числительных пят ь десят — восем ь десят, пят ь сот

Подробнее

Местоимение как часть речи Местоимение это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их. Грамматические признаки местоимений различны

Подробнее

АДРЕС ЭЛЕКТРОННОГО ВХОДА: http://morphologyonline.ru/razborsushchestvitelnogo.html Морфологический разбор существительных Имя существительное является изменяемой частью речи, поэтому при морфологическом

Подробнее

Готовый кроссворд по русскому языку — на тему «Части речи» с ответами без ответов По горизонтали 4. Часть речи, которая обозначает действие предмета 6. Главный член предложения. Обозначает действие предмета

Подробнее

Программа по русскому языку и развитию речи 7 класс (дети 2-3 лет) Грамматика. Правописание Кол-во Требования к знаниям и умениям Разносклоняемые имена существительные 2 (общее ознакомление) Буквы Е в

Подробнее

МЕСТОИМЕНИЕ Местоимение часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их (я, наш, этот, кто, всякий). Разряды местоимений Личные Возвратное Притяжательные Разряды местоимений

Подробнее

Решебник онлайн по русскому языку львова львов 6 класс >>> https://bit.ly/2cjy0az

Подробнее

образования «Америнский Дом» Учебные планы курса «Русский язык к иностранный» Нулевой уровень курса 80 Знакомство. Дом. Имя существительное. Род имен существительных. Личные и притяжательные местоимения.

Подробнее

Имя числительное: разряды и склонение по падежам Склонение числительных, изменение числительных по падежам и числам, один из самых сложных вопросов русской грамматики. Выбор правильной формы слова со значением

Подробнее

Речь. Текст. Предложение. Слово. Текст состоит из предложений, а предложения- из слов. Текст Предложение-это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль. Предложение Каждое предложение произносится

Подробнее

РУССКИЙ ЯЗЫК. Лекция 10. Имя числительное. Ольга Владимировна Долгих, кандидат филол. наук, доцент департамента иностранных языков МФТИ. ПЛАН 1. Числительное как часть речи. Классификация числительных.

Подробнее

Упражнения по теме «Имя числительное» Упражнение 1. Запишите текст, определите разряд числительных. 22 августа 1880 года а Петербурге появился первый трамвай. Но только в 1892 году в Киеве началось трамвайное

Подробнее

Распределение ИСЭТов по темам Тема «Повторение изученного материала» 2 урок «Части речи» — всего ИСЭТов 10 Части речи 1.Существительное- самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? Что?

Подробнее

Имя прилагательное Имя прилагательное это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые 1) обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой?, чей?; 2) изменяются по родам,

Подробнее

Самостоятельные части речи. Часть речи Вопросы, значение Морфологические признаки Синтаксическая роль 1. Существительное Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? Предмет. 2.

Подробнее

1 Грамматика. Морфология (нормы построения слов) Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных

Подробнее

Тематическое планирование по русскому языку (экстернат) 4 класс. Т.Г.Рамзаева «Русский язык» Тема занятия Задания 1 ТРИМЕСТР 1. Вводный урок. Знакомство с учебником. Что мы знаем о слове. Слово. Предложение.

Подробнее

Гдз русский язык 6 класс шмелева 2 часть >>> https://bit.ly/2acxxm8

Подробнее

Тема урока: Склонение количественных имён числительных, обозначающих целые числа. Класс: 6 Учитель русского языка: Ширенина И.И. Цель: познакомить с особенностями склонения количественных имён числительных,

Подробнее

Повторение (ч) Наша речь и наш язык. (ч) Наша речь и наш язык. Диалогическая и монологическая речь. Волшебные слова русской речи: словаприветствия, слова-прощания, словапросьбы, слова-извинения и др. Нормы

Подробнее

Разбор заданий А3 ЕГЭ по русскому языку В процессе выполнения заданий А3 ЕГЭ по русскому языку основные трудности возникают со склонением числительных. Классический пример: Укажите пример с ошибкой в образовании

Подробнее

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 2 города Ставрополя РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Протокол Заместитель директора Директор метод. объединения

Подробнее

ОГЛАВЛЕНИЕ 408 Предисловие………………………… 3 5 К Л А С С 1. Русский язык один из богатейших языков мира……………………………. 8 2. Понятие о литературном языке……….. 9 3.

Подробнее

Юнит 1 Тема: «Вводно-фонетический курс». Тема практического занятия Часы 1 Алфавит. Звуки и буквы. Слог. Особенности русского ударения. 2 Система гласных и согласных звуков. Звонкие и глухие согласные.

Подробнее

Материал для зачета по русскому языку. 5-7 классы. ВОПРОСЫ 5 класс 1. Имя существительное (определение) 2. Имя прилагательное (определение) 3. Глагол (определение) 4. Как определить спряжение глагола 5.

Подробнее

ОГЛАВЛЕНИЕ Об учебнике «Русский язык. Теория»…….. 3 310 5 класс Роль языка в жизни общества………… 8 Русский язык один из богатейших языков мира 9 ВВОДНЫЙ КУРС Грамматика Морфология и орфография

Подробнее

Наречие как часть речи Наречие это часть речи, обозначающая признак предмета, качества или действия. Значение наречия формально выражено его неизменяемостью. Эта часть речи не обладает грамматическими

Подробнее

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА За основу тематического планирования был выбран комплект «Школа России» — один из наиболее распространенных и популярных учебных комплектов, рекомендованных Министерством

Подробнее

Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку в 4 классе на 2013-2014 учебный год составлена на основе следующих документов: федерального компонента государственного стандарта общего образования,

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/45051648-A3-morfologicheskie-normy.html

Ссылка на основную публикацию