Примеры непроверяемых согласных в словах с сочетаниями -здн, -стн

Инфоурок › Русский язык ›Презентации›Презентация «Непроверяемые и непроизносимые согласные в корне слова».

Примеры непроверяемых согласных в словах с сочетаниями -здн, -стн

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Примеры непроверяемых согласных в словах с сочетаниями -здн, -стн Описание слайда:

Правописание непроверяемых и непроизносимых согласных в корне слова 5 класс

2 слайд Примеры непроверяемых согласных в словах с сочетаниями -здн, -стн Описание слайда:

Работа с понятиями Согласные – это… Непроверяемые согласные – это… Непроизносимые согласные – это…

3 слайд Примеры непроверяемых согласных в словах с сочетаниями -здн, -стн Описание слайда:

Работа с понятиями Согласные (звуки) – это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума (согласных звуков 37). Согласные (буквы) – графическое обозначение согласных звуков (согласных букв 21).

Непроверяемые согласные – это согласные, которые нельзя проверить путём подбора однокоренных слов (хоККей, теННис).

Непроизносимые согласные – это согласные, которые можно проверить путём подбора однокоренных слов (чесТный – чесТь, усТный – усТа).

4 слайд Примеры непроверяемых согласных в словах с сочетаниями -здн, -стн Описание слайда:

Согласные

5 слайд Примеры непроверяемых согласных в словах с сочетаниями -здн, -стн Описание слайда:

Ожидания и опасения

6 слайд Примеры непроверяемых согласных в словах с сочетаниями -здн, -стн Описание слайда:

Цель Повторить орфограмму «Непроверяемые и непроизносимые согласные в корне слова», учиться применять её на практике.

7 слайд Примеры непроверяемых согласных в словах с сочетаниями -здн, -стн Описание слайда:

План работы 1. Повторить орфограмму «Непроверяемые согласные в корне слова». Продукт: правило для запоминания. 2. Повторить орфограмму «Непроизносимые согласные в корне слова». Продукт: правило для запоминания. 3. Применить теорию на практике. Продукт: упр. 45, стр. 25 + творческая работа; упр. 47, стр. 26 + творческая работа. 4. Сделать вывод.

8 слайд Примеры непроверяемых согласных в словах с сочетаниями -здн, -стн Описание слайда:

Как подружиться с непроверяемыми согласными в корне слова? ПРЕДЛОЖИ СВОЙ ВАРИАНТ ЗАПОМИНАНИЯ Учебник: стр. 25, № 2 Непроверяемые согласные

9 слайд Примеры непроверяемых согласных в словах с сочетаниями -здн, -стн Описание слайда:

Мой помощник- орфографический словарь

10 слайд Описание слайда:

Для чего нам надо знать орфограмму «Непроверяемые согласные в корне слова»? Я думаю, что… Я считаю, что… Мне кажется, что… По моему мнению,… Мы живём в Росии. Учимся в 5 класе. Колектив у нас дружный. Мы часто устраиваем празники. Нам нравится наш клас. Всё ли написано правильно? Выполнить упр. 45, стр. 25

11 слайд Описание слайда:

Проверим! Упражнение 45, стр. 25 Баскетбол, кросс, теннис, фигура, спортсмен, вокзал, рюкзак. Творческая работа: составить текст 3-4 предложения с предложенными словами, начиная со слов «Это случилось…». Текст озаглавить.

12 слайд Описание слайда:

Текст творческая работа Это случилось…

13 слайд Описание слайда:

Как подружиться с непроизносимыми согласными в корне слова? ПРЕДЛОЖИ СВОЙ ВАРИАНТ ЗАПОМИНАНИЯ Учебник: стр. 26, № 4

14 слайд Описание слайда:

Для чего нам надо знать орфограмму «Непроизносимые согласные в корне слова»? Я думаю, что… Я считаю, что… Мне кажется, что… По моему мнению,… Всё ли написано правильно? Выполнить упр. 47, стр. 26

15 слайд Описание слайда:

Текст творческая работа Творческая работа: составить текст 3-4 предложения с предложенными словами, начиная со слов «Однажды в лесу…». Текст озаглавить.

16 слайд Описание слайда:

Ожидания и опасения Возвращаемся к «Лестнице успеха». Соотносим свои ожидания и опасения в начале и в конце урока. Делаем вывод.

17 слайд Описание слайда:

Рефлексия Сегодня на уроке я повторил… Сегодня на уроке я научился… У меня получилось… Мне надо поработать над… Я доволен тем, что…

18 слайд Описание слайда:

Домашняя работа Стр. 26, упр. 49.

19 слайд Описание слайда:

Об авторе: Прохоренко Людмила Викторовна: Учитель русского языка и литературы, Педагог дополнительного образования, Руководитель литературного творческого объединения «Слово», Классный руководитель. glyaden_plv@mail.ru 8 (39 155) 94 1 44

Общая информация

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите: — Удостоверение о повышении квалификации; — Подробный план уроков (150 стр.); — Задачник для обучающихся (83 стр.

); — Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»; — БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий; — Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

  • Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!
  • Подать заявку

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-neproveryaemie-i-neproiznosimie-soglasnie-v-korne-slova-1203920.html

Примеры непроверяемых согласных в корне слова

В русском языке действует морфемный закон правописания слов. Это значит, что все значимые части слова пишутся одинаково.

Однако из этого закона существует множество исключений: это слова, заимствованные из других языков и утратившие историю своего происхождения.

Таким образом, в орфографии сформировалась оппозиция: словарные слова и проверяемые слова. Одни из них мы должны запомнить, а для правописания других использовать правила.

Проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова: главное различие

Чтобы проверить согласную в корне, нужно найти такое проверочное слово, в котором эта буква стояла бы в сильной позиции. Она для согласных – перед гласным. Если подбор такого слова возможен – это, однозначно, проверяемая орфограмма. Рассмотрим на примере:

  • столб – столбы;
  • ложка – ложечка;
  • косьба – косить.

Кроме этого, нужно упомянуть, что не существует понятия «непроверяемые безударные согласные в корне слова». Примеры с такими явлениями не существуют в русском языке.

Проверке подлежат согласные на конце слов или перед другими буквами, обозначающими звуки, имеющие пару по глухости-звонкости.

Если проверить невозможно, то такая орфограмма просто запоминается. Для примера возьмём три слова с непроверяемой согласной в корне:

Примеры непроверяемых согласных в словах с сочетаниями -здн, -стн

Это словарные слова. Все они являются иноязычными по происхождению. Формы этих слов и однокоренные слова воспроизводят их основы в неизменном варианте: вокзальный, футбольный, в рюкзаке — проверить невозможно, только запомнить или посмотреть в словаре.

Слова для запоминания на букву «А»

Обычно словарные слова даются по алфавиту. Не будем отступать от традиций и поступим таким же образом.

  • Апелляция – документ с просьбой отменить ранее принятое решение суда.
  • Аппарат – оборудование, совокупность органов, выполняющих определённую функцию.
  • Аппендицит – воспалительный процесс, связанный с отростком слепой кишки (аппендиксом).
  • Аппетит – желание принять пищу.
  • Аппликация – изображение из кусочков бумаги или другого какого-либо материала.
  • Артиллерия – орудия, стреляющие снарядами.
  • Асессор – пребывающий на должности человек.
  • Асимметрия – нарушение симметрии.
  • Ассамблея – собрание.
  • Ассигновать – выделить деньги на целевые расходы.
  • Ассимилироваться – уподобиться кому-то или чему-то.
  • Ассистент – помощник специалиста.
  • Ассорти – подборка однородных, но чем-либо различающихся предметов.
  • Ассортимент – наличие товаров, услуг.
  • Ассоциация – отдельные представления, одно из которых вызывает другое.
  • Астронавт – в США космонавт.
  • Асфальт – чёрная смола.
  • Атташе – работник-консультант при дипломатическом представительстве
  • Аттестат – свидетельство.
  • Аффект – душевное волнение.

Примеры непроверяемых согласных в словах с сочетаниями -здн, -стн

  • Как мы все знаем, гоголевский Нос служил сначала коллежским асессором.
  • Николай Иванович стал военным атташе в дипмиссии нашей страны во Франции и должен явиться на службу уже в начале октября.
  • Звуки в потоке речи ассимилируются по глухости и звонкости.

Правописание непроверяемых согласных в корне. Слова на букву «Б»

  • Баллада – литературный поэтический жанр, совмещающий прозу и поэзию.
  • Барокко – художественный стиль, характеризующийся вычурностью, декоративной пышностью.
  • Баррель – в США мера объёма жидкости.
  • Баррикада – укрытие во время уличных столкновений
  • Баскетбол – спортивная игра, в которой нужно закинуть мяч в кольцо.
  • Бейдж – карточка с указанием фамилии, имени, названия страны, компании.
  • Бейсбол – вид спорта, напоминающий лапту.
  • Беллетрист – писатель, создатель произведений для лёгкого чтения.
  • Блокгауз – сооружение для ведения кругового огня с жилым помещением для гарнизона.
  • Боцман – должность на корабле, начальник палубной команды.
  • Брандспойт – переносной насос.
  • Буддизм – одна из мировых религий.

Источник: https://autogear.ru/article/267/206/neproveryaemaya-soglasnaya-v-korne-slova-primeryi-russkiy-yazyik/

Непроверяемые гласные в корне слова. Примеры

В ряде слов рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют непро­ве­ря­е­мые глас­ные в корне. Их невоз­мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем. Такие сло­ва назы­ва­ют сло­вар­ны­ми.

Разноместность ударения в словах

При про­из­но­ше­нии слов и их форм уда­ре­ние может менять свое место и пере­хо­дить с при­став­ки на корень, суф­фикс или окон­ча­ние. Тогда гово­рят, что в рус­ском язы­ке уда­ре­ние раз­но­мест­ное, напри­мер:

  • река́ — ре́ки;
  • барсу́к    — бар­сучо́нок   ;
  • при­ня́ть — при­ня́л    , при­ня́ла.

Гласный в корне сло­ва, остав­шись без уда­ре­ния, иска­жа­ет­ся и слы­шит­ся неяс­но, напри­мер:

волна́, вода́, соли́ть, закрепи́ть, возду́шный, весе́лый, зелене́ть.

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать дру­гую фор­му это­го же сло­ваПодобрать род­ствен­ные сло­ва
1. Один — мно­го
волна — во́лны
1. Большой — малень­кий
ковёр — ко́врик
2. Много — один
паруса — па́рус
2. Маленький — боль­шой
площад­ка — пло́щадь
3. По вопро­су:
Где?
моря — в мо́ре
Что делал?
Что дела­ет?
писал — пи́шет
3. Назови лас­ко­во
зима — зи́муш­ка
4. Какой? — Что?
зелёный — зе́лень
5. Что делал? — Что?
плясал — пля́ска
  • К этим сло­вам мож­но подо­брать про­ве­роч­ные сло­ва, в кото­рых сомни­тель­ный глас­ный про­зву­чит чет­ко и ясно, то есть он ока­жет­ся в силь­ной пози­ции — под уда­ре­ни­ем.
  • Существует два спо­со­ба про­вер­ки без­удар­ных глас­ных в корне:
  • 1. под­бор род­ствен­ных слов:
  • соли́ть — соль;
  • закрепи́ть — кре́пкий;
  • возду́шный — во́здух;
  • весёлый — ве́село;
  • зелене́ть — зе́лень,  зелё­ный;

2. изме­не­ние фор­мы сло­ва:

  • волна́ — во́лны;
  • вода́ — во́ды;
  • трава́ — тра́вы;
  • окно́ — о́кна;
  • гора́ — го́ры;
  • носи́ть — но́сит;
  • держа́ть — де́ржит;
  • накорми́ть — нако́рмит.

Непроверяемые безударные гласные в корне

Но не все­гда без­удар­ный глас­ный в корне сло­ва мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем, так как ни один из выше­ука­зан­ных спо­со­бов не может помочь. В таких сло­вах  уда­ре­ние, как пра­ви­ло, ста­тич­но, то есть не пере­ме­ща­ет­ся на без­удар­ный кор­не­вой глас­ный при изме­не­нии фор­мы сло­ва или при под­бо­ре одно­ко­рен­ных слов, напри­мер:

  • соба́ка — соба́чка, соба́чища, соба́чий, (плыть) по-соба́чьему;
  • крова́ть — крова́тка, крова́тный, при­крова́тный;
  • компо́т — компо́тик, компо́тный;
  • упражне́ние — упражня́ть, упражня́ться.

Тогда гово­рят, что эти без­удар­ные глас­ные явля­ют­ся непро­ве­ря­е­мы­ми. Написание таких слов, име­ю­щих непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные в корне, реко­мен­ду­ет­ся запо­ми­нать или справ­лять­ся в слу­чае затруд­не­ния в орфо­гра­фи­че­ском сло­ва­ре.

Примеры слов с непроверяемыми гласными в корне слова

  • аванга́рд, автомоби́ль, агроно́м, актёр, арома́т;
  • багро́вый, балко́н, база́р, бара́н, бато́н, библиоте́карь;
  • ваго́н, вестибю́ль, винегре́т, вокза́л, ветера́н;
  • делега́ция, дива́н, дире́ктор, дисципли́на;
  • гармо́ния, гарнизо́н, гастроно́м, горизо́нт;
  • инжене́р, и́ней;
  • кабине́т, кала́ч, капита́н, карма́н, карни́з, карти́на, карто́фель, кастрю́ля, катало́г, ко́мната, конду́ктор, констру́ктор, кора́бль, коры́сть, крапи́ва;
  • ладо́нь,  лазу́рь, лорне́т;
  • машини́ст, матро́с, меда́ль;
  • нота́риус, натюрмо́рт;
  • обая́ние, о́блако, обоня́ние, огуре́ц, ора́нжевый, офице́р;
  • пали́тра, палиса́дник, пейза́ж, плане́та, поликли́ника, портфе́ль, проспе́кт, проце́нт;
  • сапо́г, ско­во­ро­да́, стака́н, стадио́н, столя́р;
  • таре́лка, трактори́ст, тре́нер, тротуа́р;
  • фане́ра, фиоле́товый, флома́стер, фонта́н;
  • шофёр.

Видеоурок

Словарь с непроверяемыми гласными в корне слова

А Б В
аба­жур абсо­лют­но агро­ном аккор­де­он акком­па­не­мент акро­бат аль­пи­нист артил­ле­рия аро­мат апло­ди­ро­вать апло­дис­мен­ты атмо­сфе­ра баг­ря­ный баг­ро­вый бака­лея бал­ла­да бал­кон бар­ри­ка­да барон бар­хат бата­рея бата­льон бахро­ма бечев­ка, но биче­вать (порок) билет бинокль бидон бетон боб­ро­вый бокал бор­дюр бро­шю­ра вело­си­пед веран­да вете­ран вере­ни­ца вер­ни­саж вер­ми­шель вести­бюль вет­чи­на вине­грет вио­лон­чель вик­то­ри­на вит­ри­на вок­зал волей­бол
Г Д И
гале­рея галан­те­рея гало­ши гараж гар­де­роб гар­мо­ния гар­ни­зон геге­мо­ния гени­аль­ный гер­ба­рий герань гир­лян­да гри­ма­са говя­ди­на гори­зонт дезер­тир дез­ин­фек­ция дека­да декла­ми­ро­вать деле­га­ция десант десерт демон­стра­ция дивер­сия диви­зия дико­ви­на дири­жер дирек­тор дис­кус­сия дистил­ли­ро­ван­ный дрес­си­ров­ка иде­ал ижди­ве­нец иллю­ми­на­ция инде­веть (покры- вать­ся ине­ем) иней инже­нер интел­лект инци­дент испещ­рен­ный испо­кон веков испо­лин исти­на истя­зать
К Л М
кава­ле­рия кавыч­ки калач кал­ли­гра­фия камор­ка кам­па­ния (меро­при­я­тие) ком­па­ния (обще­ство) канал кано­на­да кари­ка­ту­ра кар­на­вал каприз кастрю­ля кобу­ра ков­риж­ка (ков­ри­га) ковыль колен­кор кол­лек­тив комод ком­пли­мент ком­по­зи­тор коноп­ля­ник кон­тра­бан­да кон­тро­лер коше­лек кошел­ка кро­пот­ли­вый лаби­ринт лабо­ра­то­рия лаза­рет лако­нич­ный лау­ре­ат лачуж­ка лачу­га леле­ять лило­вый лимо­над лино­ле­ум лос­кут лоте­рея мав­зо­лей маги­страль мане­ра мани­фест мему­а­ры мери­ди­ан меце­нат мини­а­тю­ра мораль мошен­ник
Н О П
нава­жде­ние ниве­ли­ро­вать новел­ла оазис оба­я­ние обо­ня­ние обла­ко одо­леть окку­па­ция олим­пи­а­да оран­же­рея оре­ол орхи­дея ося­за­ние опти­мизм оце­пе­неть оше­ло­мить пави­льон пали­сад­ник пано­ра­ма папо­рот­ник пар­кет пат­ри­от пери­скоп пери­фе­рия пес­карь поле­ми­ка поли­кли­ни­ка поста­мент пре­зи­дент пре­ко­сло­вить пре­ткно­ве­ние при­ве­ред­ли­вый при­ви­ле­гия при­о­ри­тет про­ле­та­ри­ат про­пел­лер про­дю­сер про­то­тип пье­де­стал
Р С Т
режис­сер рези­ден­ция рекорд репер­ту­ар репе­ти­ция репор­таж сабо­таж сак­со­фон салат сал­фет­ка сви­рель сен­ти­мен­та­лизм сирень сол­дат спи­раль ста­ди­он сти­пен­дия смя­те­ние сне­гирь тав­то­ло­гия талант тасо­вать тамож­ня тен­ден­ция тер­ра­са тра­пе­ция тре­нер (но тре­ни­ров­ка) три­бу­на тро­туар
Х Ц Ш Щ Ф Ч
хаме­ле­он халат хижи­на холе­ра хомут хомяк хри­зан­те­ма хро­но­ло­гия цел­ло­фан циви­ли­за­ция
шер­ша­вый шерен­га шпин­га­лет щавель щеко­тать
фалан­га фан­та­зия фасад фаэ­тон фаян­со­вый фей­ер­верк фести­валь фиал­ка филар­мо­ния чемо­дан чем­пи­он чече­ви­ца
Э Ю Я
эво­лю­ция экза­ме­на­тор экс­ка­ва­тор эска­ла­тор эми­грант юби­лей юве­лир ябед­ни­чать якорь ярмар­ка яхонт яще­ри­ца

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/orfografiya/neproveryaemyie-glasnyie.html

ychat-v-shkole.ru

Слова, о которых мы говорили, были проверяе­мыми. А бывают слова непроверяемые. Как их ни изменяй, все равно непонятно, какую букву нужно писать. Это относится и к безударным гласным, и к сомнительным согласным.

Написание непроверяемых слов нужно просто проверять по словарю или запоминать — другого выхода нет. Сейчас мы составим маленький сло­варик непроверяемых слов. Конечно, в него вой­дет ничтожная их часть. Но начинать надо с малого.

Непроверяемые гласные Непроверяемые согласные
кОрова аВтобус
сОбака аВтор
пОсуда воКзал
бИлет Вторник
ветЕр груЗдь
кАртофель заВтра
кОллектив заВтрак
пЕтух куВшин
рИсунок рюКзак
лИмон фуТбол

Да как их запомнить? Ведь непроверяемых слов такая уйма!

Действительно, это довольно трудно. Но есть несколько способов, которые могут в этом деле помочь.

1.    Несколько раз по слогам отчетливо произнеси­те слово, которое нужно запомнить. Но не так, как оно слышится, а так, как оно пишется. Например, бИб-лИ-Оте-ка. Сначала произнесите его громко, по­том шепотом, потом мысленно.

Ваши органы речи «запомнят» трудное слово — и потом, когда вы будете встречаться с ним, напом­нят правильное написание. Особенно если вы буде­те при этом мысленно проговаривать непроверяе­мые слова.

2.    Почаще пишите непроверяемые слова, записы­вайте их в специальную тетрадку. Рука постепенно привыкнет к правильному написанию, и сама авто­матически будет писать их правильно. Ведь и у паль­цев есть своя память!

3.       Поиграйте с трудными словами. Мы сейчас приведем несколько примеров, а вы попробуйте по­том сами придумать подобные игры. Например, можно попробовать поиграть в рифмы, которые, за­помнившись, будут потом подсказывать, как пра­вильно пишется то или иное слово:

Лежебока наш Иван, продавил собой дИван.

Круглый год, зимой И летом езжу в транспорте с бИлетом.

«КАр-р!» — кричит ворона Тошка, — «на обед хочу кАртошку!»

А еще можно придумать ребусы — они запомнят­ся надолго.

Поделиться с друзьями:

Источник: http://ychat-v-shkole.ru/neproveryaemye-slova-289/

Правописание согласных в корне слова (упражнения и тест)

Упражнение 1. 

Прочитайте. Объясните написание пропущенных согласных.

Но…ти, блю…це, домоча…цы, варе…ка, пря…ка, ча…ка, сколь…ко, приве…ти, пол…ти, ше…ство, изморо…ь (иней), изморо…ь (мелкий дождь), про…ьба, обра…­цовый.

Упражнение 2. 

Запишите приведенные ниже слова, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.

Должнос…ной оклад, чудес…ные окрес…ности, аген…ство по недвижимости, предвес…ник бури, чес…вовать президента, адвока…ская контора, ус…ный ответ, учас…ковый милиционер, кос…ный мозг, кос…ные взгляды, мес…

ное самоуправление, парламен…ские слушания, предостеречь от опас…ности, час…ный детектив, президен…ский указ, беспристрас…ное отношение, искус…ная защита, голлан…ский сыр, русская словес…ность, комендан…ский час, влас…

ные структуры.

  • Упражнение 3. 
  • По данным толкованиям определите слова; правильно их запишите.
  • 1) Благоустроенный дом для семьи, обычно с участком при нем; 2) краткое изложение содержания книги, статьи; 3) выдвигать свою кандидатуру на выборах в органы власти; 4) давать пояснения (к)чему-либо; 5) высшее или среднее учебное заведение; 6) обжалование решения суда в высшую судебную инстанцию; 7) обсуждение спорного вопроса; 8) сильное впечатление, производимое кем-либо или чем-либо; 9) занятие чужой территории военной силой.
  • Слова для справок: аннотация, апелляция, баллотироваться, дискуссия, колледж, коттедж, комментировать, оккупация, эффект.
  • Упражнение 4. 

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Устно определите значения данных слов. При выполнении задания пользуйтесь словарями толковым и орфографическим, словарем иностранных слов.

1) Н или нн: а…отация, а…улировать, коло…а, труже…ик, то…а, ю…ый;

2) с или сс: а…истент, режи…ер, иску…твенный, ди…идент, неистощимые ре…урсы, репре…ия, белору…, компроми…, свободная диску…ия, всемирный конгре…;

3) л или лл: инте…игенция, по…ис (страховой), ба…отироваться, ко…ичество, бю…етень, ко…ективная собственность, приви…егии, а…юминиевая посуда, криста…ьная форма.

Упражнение 5. 

Вставьте пропущенные буквы. Запишите слова в две колонки: в первую — с двойной согласной, во вторую — с одиночной. Какие слова не cохранили двойной согласной производящей основы?

Пятиба…ный, кора…овый (остров), криста…ная честность, оде…кий бульвар, фи…ский, иди…ический, писатель-нове…ист, сава…ая растительность, опере…ка, гру…ка, пятито…ка.

Упражнение 6. 

Вставьте пропущенные буквы:

По..тая..ший снег, замёр..шие в январе собаки-дворня..ки, июльская ко..ьба, дождь превратился в изморо..ь, белая изморо..ь покрыла деревья, бестеле..ная девочка, зави..ливый взгляд, природа безмол..твует, иску..ная работа, че..вование победителей, он уча..вовал в кроссе, рове..ники по годам, гру..ное чу..тво, дети-свер..ники.

Купить дро..и, дребе..ащий голос, огонь обо..ёт, крестьяне-белору..ы, партизаны Белору..ии, ту..ель, гла..рач больницы, компроми..ное решение, ди..ертация на учёную степень, кла..ицизм, ба..ейн, а..юминиевая посуда, ка..икатура, су..огат кофе, театральная тру..а, неистощимые ре..урсы, а..естат зрелости, фи..ская мебель, машина-трёхто..ка.

Упражнение 7. 

Обратите внимание на правописание выделенных согласных. Подберите однокоренные слова. Составьте словосочетания или предложения с этими словами.

  1. Аббревиатура, агрессия, акклиматизация, аккомпанемент, аккордеон, аккумулятор, аккуратный, аллея, аллегория, аллигатор, алогизм, алюминий, аляповатый, аннотация, аннексия, аннулировать, антенна, апелляция, аппарат, аппассионато, аппендицит, аппетит, аппликация, артиллерия, асессор, асимметрия, ас, ассамблея, ассигнация, ассистент, ассортимент, аттестат, аттракцион.
  2. Бакалея, бал (выпускной), балл (проходной), баллада, балласт, баллистика, баллон, баллотироваться, балюстрада, барельеф, баркарола, барокко, баррикада, барьер, бассейн, баттерфляй, бацилла, белиберда, белладонна, беллетристика, бельэтаж, бестселлер, бетон, бидон, бильярд, биссектриса, брависсимо, брасс, бриолин, буффонада, бюллетень.
  3. Вагон, валерьяна, валторна, ватага, ватт, великоросс, великорус, велосипед, вентилировать, вилла, вожжи.
  4. Галера, галерея, галифе, галл, галльский, галлюцинация, галоп, галоша, гамма-излучение, гематома, генералиссимус, гиппопотам, глиссер, горилла, грамм, грамматика, граммофон, грампластинка, грассировать, грим, грипп, гроссмейстер, группа, группка, гуманизм, гунны, гуттаперча.
  5. Декор, деликатес, депрессия, десерт, дефицит, дилемма, дилетант, динамо, дискриминация, дискуссия, диссертация, диссонанс, дистилляция, дифференциал, донна, дрессировать, диффузия, доллар, дрожжи, дюраль.
  6. Жжение, жжёный, жужжать, жужжание, жужелица, зуммер.
  7. Идеограмма, идиллия, иерархия, иллюзия, иллюзион, иллюминатор, иллюстрация, иммигрант, иммунитет, импресарио, импрессионизм, ингаляция, индифферентный, инициалы, инициатива, инкассатор, интеллект, интеллектуальный, интеллигенция, ипподром, иррациональный, ирригация, искусный, искусство.

Кабалистика, каллиграфия, канифоль, каннибал, капелла, капилляр, каравелла, карелы, кариатида, карикатура, касса, кассация, кассета, кастаньета, кессон, килограмм, километр, кириллица, клавесин, класс, количество, коллега, колледж, коллежский, коллектив, коллектор, коллекция, коллизия, коллоквиум, колодец, колокольня, колонна, колоннада, колонка, ко?лос (ржи), коло?сс (великан), колоссальный, комиссар, комиссия, комментарий, коммерция, коммуна, коммуникация, коммутатор, коммюнике, компактный, компаративный, компартия, компетентный, компостировать, компресс, компромисс, конгресс, конфетти, концессия, коралл, коридор, корнишон, корректор, корреляция, корреспондент, коррозия, коррупция, коттедж, коэффициент, крепдешин, кристалл, кристаллический, кристальный, кросс, кроссворд, купе.

  • Либретто, лимон, линолеум, ловелас, лотерея, лото, манекен, маникюр, марионетка, марокканец, масса, массаж, массив, масон, металл, металлолом, метис, меццо-сопрано, миллиард, миллиграмм, миллион, миниатюра, мисс, миссис, миссионер, миссия, мистерия, моллюск, мокко, монограмма, мусс, муссон.
  • Нарцисс, несессер, новелла, норманны, нормандский, одеколон, одиннадцать, окказиональный, оккультизм, оккупация, оперетта, оперетка, оппозиция, оппонент, оппортунизм, ординарный, орфограмма, оттоманка, павильон, палас, палисадник, панегирик, панно, папуас, папье-маше, параллель, параллелепипед, параллелограмм, парашют, пассаж, пассажир, пассат, пассатижи, пассив, пенициллин, пенсне, перила, перипетия, перископ, перитонит, периферия, перпетуум-мобиле, перрон, пессимизм, пианино, пианиссимо, пилигрим, плисовый, плиссе, поэтесса, пресс, пресса, примадонна, программа, прогресс, пропеллер, профессия, профессор, процесс, пудинг,.
  • Ралли, раса, регресс, режиссёр, ренессанс, репрессия, рессора, рококо, росомаха, россиянин, ротапринт, русист, русификация, русофил, саквояж, сессия, сеттер, силлабический, силлогизм, силос, силуэт, симметрия, сирокко, спиннинг, ссора, ссуда, стаккато, стеллаж, стенограмма, стресс, суббота, сумма, суррогат, суффикс, сюрреализм, табурет, тарантелла, тарантул, телеграмма, теннис, терракота, террариум, терраса, террикон, территория, террор, терцина, терьер, токката, тонна, тоннаж, тоннель, транскрипция, трасса, триллион, троллейбус, тролль, труп, труппа.
  • Феерия, филиал, финн, финка, финский, фолиант, фонограмма, фортепьяно, фрикасе, фуникулёр, фурор, характер, хина, хлорофилл, хобби, хоккей, холл, хромосома, целлофан, целлулоид, целлюлоза, цеппелин, цирюльник, шампиньон, шасси, шиллинг, шоссе, шофёр, шулер, эвкалипт, эвфемизм, экзамен, эксперимент, эксплуатация, экспрессионизм, эксцесс, элегия, эликсир, эллин, эллипсис, эпиграмма, эссе, эссенция, эффект, эшелон.
  • Упражнение 8.
  • Вставьте, где необходимо, пропущенные согласные буквы.

Аб..ревиация, авторал..и, агрес..ор, ак..лиматизироваться, ак..омпанировать, ак..уратность, ал..ейка, ал..егорический, ал..юминиевый, ан..отировать, антен..а, ап..ел..ировать, ап..аратный, ап..етитный, ар..тил..ерист, ас..им..етричный, ас..истировать, бал..-маскарад, бал..ада, бар..ок..о, бацил..а, бел..етрист, великорос.., великорус.., вож..и, гал..е- ра, гал.., гал..

ьский, гор..ил..а, грам..офон.., грам..пластинка, грим..ировать, груп..а, груп..ка, гум..анизм, депр..ес..ия, дис..кус..ия, дрес..ировка, дрож..евой, ж..ёный, ж..уж..ать, ж..уж..елица, идил..ия, ил..юзион, ин..гал..яция, ин..ициатива, интел..ект, искус..ный, искус..твенный, капил..яр, кар..авел..а, кар..ел..ы, кар..икат..ура, кас..ета, кас..таньет..а, кил..ограм.., кил..ом..

етр, кол..егия, кол..окольня, колон..а, колон..ада, колон..ка, колос..альный ком..ис..ариат, ком..ерческий, ком..унист, ком..партия, ком..промис..ный, кон..грес.., кор..ал..овый, кор..идорный, кор..екция, кристал..ический, кристал..ьный, кристал..ик, крос..ворд, лот..ер..ейный, мас..ировать, мас..он, метал..ический, метал..олом, мер..идиан, мил..играм.., нарцис.., новел..

а, норман..ы, норман..дский, один..адцать, ок..упировать, оперет..а, оперет..ка, оперет..очный, оп..озиционный, оп..онировать, пал..ас.., пар..ал..ельный, пар..ал..елограм.., пас..ажир, пас..ивный, пер..ил..а, пер..иферия, пер..он, пес..имист, пианин..о, пиан..ис..имо, плис..овый, плис..е, прес..а, примадон..а, програм..ировать, програм..ка, прогрес..ивный, проф..ес..

ор, пятитон..ка, рас..овый, режис..ёрский, рок..ок..о, рос..омаха, рос..ийский, рус..изм, с..ориться, (денежная) с..уда, стрес..овый, сум..арный, тен..исный, тер..аса, тер..орист, тон..аж, тон..ель, трол..ейбус, труп..а, труп..ка, фил..иал, фин.., фин..ка, фин..ский, фол..иант, фур..ор, хол.., цел..юлоза, шок.., шос..е, шоф..ёр, шул..ер, эксцес.., эл..егия, эл..икс..ир, эл..

ин, эф..ект.

Упражнение 9. Вставьте, где необходимо, пропущенные согласные буквы.

1. Цыган снял варе..ку, разворотил усы, боро..ку, скрывая лука..ство (А.Н. Толстой). 2. Ал..еи парка, его лужайки, площа..ки были полны гуляющими (Далецкий). 3. В мае он не успеет вывезти кирпич, даже если подойдёт автоколон..а (Рыбаков). 4. А рано утром нам пришлось отправляться наза.. и менять трас..у (Антонов). 5. Шос..

е обрывалось над рекой у сож..ённого моста (А.Н. Толстой). 6. Уже были маленькие груп..очки в пяток, в десяток лиц (Шишков). 7. Гребень водораздела состоит из кварцевого порфира, в котором включены кристал..ы полевого шпата (Арсеньев). 8. Все, кто свободен от смены, ушли в горо..ской сад на оперет..у, но Нюра не пошла (Антонов). 9. В гол..

андке чернели, рассыпаясь пеплом, листки (Бирюков). 10. Кучер взмахнул вож..ами, и тройка рысью под звон колокольчиков покатилась по дороге в гору (Гладков). 11. Над ним, пойдя на смелый риск, антен..ы вытянулись в нитку (Исаковский). 12. Перед тер..асой красовалась продолговатая клумба, покрытая розами (Тургенев). 13. Из того, что я брю..

жал здесь и ругался, не делайте выводов, что у нас совсем плохо идёт работа (Ажаев). 14. Как на беду, ни один изво..чик не показывался на улице, и он должен был и..ти пешком (Гоголь). 15. Скво..ь дремоту я слышал дребе..жание рессоры (Паустовский). 16. Дикие пчёлы c однотонным жуж..анием кружились возле дупла (Гайдар). 17.

В углу палатки на бурке сидел артил..ер..ийский пору..чик и брал на гитар..е минор..ные ак..орды (Далецкий). 18. Он имел привычку поджимать и прикусывать нижнюю губу, так и казалось, что вот он свис..нет (Горбатов). 19. Дядя утверждал, что наперё.. надобно пройти всю кал..играфическую школу, а потом приниматься за прописи (Аксаков). 20.

Из-за ручья, в трос..никах и траве, вспыхивали иголочки ружейной стрельбы (А.Н. Толстой). 21. В ак..уратном белом домике, по сосе..ству с конторой, зажгли свет (Антонов). 22. Пока Федя разговаривал с груп..оргом третьего курса, Виктор присел на подоконник (Добровольский). 23. Знакомство с ним могло только компром..

етировать человека в глазах полиции (Герцен). 24. Меня гнетёт какое-то странное тяжёлое предчу..ствие (Чехов). 25. Искры стали слетать с его пап..ир..осы, как трас..ирующие пули (Антонов). 26. Инструмент выдаётся в с..уду на пять лет с условием, что поселенец ежегодно будет уплачивать пятую часть (Чехов). 27. Как раз накануне пору..чик злоупотребил кр..

едитом Ан..ы Фридриховны в трактир..е напроти..; это всплыло наружу, и вот вспыхнула с..ора с руганью и дракой в кор..идоре (Куприн).

  1.  1. Укажите слово с пропущенной глухой согласной в корне:
  2. 1) деревя_ка;    2) коври_ка;    3) ре_ба;   4) доро_ка.
  3. 2. Укажите слово с пропущенной глухой согласной в корне:
  4. 1) сма_ка;   2) сва_ьба;   3) ре_кий;   4) про_ьба.
  5. 3. Укажите слово с пропущенной звонкой согласной в корне:
  6. 1) ше_ство;    2) варе_ка;     3) филосо_ский;   4) жени_ьба.
  7. 4. Укажите слово с пропущенной звонкой согласной в корне:
  8. 1) моло_ьба;   2) стру_ка;   3) ко_ьба;   4) жу_кий.
  9. 5. Укажите слово с пропущенной непроизносимой согласной в корне:
  10. 1) блес_нуть;   2) плес_нуть;   3) чудес_ный;   4) сверс_ник.
  11. 6. Укажите слово с пропущенной непроизносимой согласной в корне:
  12. 1) искус_ный;   2) гнус_ный;   3) хлес_нуть;  4) ужас_ный.

7. В каком случае допущена ошибка в правописании согласной в корне?

1) громко свиснуть;   2) мелкая изморось;   3) отвезти песок на стройку;   4) искусный мастер.

8. В каком случае допущена ошибка в правописании согласной в корне?

  • 1) изморозь рисует узоры;   2) луга шли вперемешку с полями; 3) бескорыстный человек;   4) над степью парили кобчики.
  • 9. Отметьте слово с удвоенной согласной:
  • 1) кол(л)ичество;  2) режис(с)ер;   3) гал(л)ерея;   4) грам(м)отность.
  • 10. Отметьте слово с удвоенной согласной:
  • 1) бал(л)он;   2) ал(л)юминий;   3) драм(м)а;   4) рес(с)урс.

11. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

1)                 вес…ник, двухмес…ный, декаден…ский

2)                 гиган…ский, глас…ность, великовозрас…ный

3)                 древес…ный, доблес…ный, съес…ной

4)                 надкос…ница, искус…ный, завис…ник

12. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

1)                 ярос…ный, ужас…ный, сверс…ник

2)                 захолус…ный, воскрес…ник, радос…ный

3)                 интриган…ство, мес…ность, юрис…консульт

4)                 окрес…ные (леса), горес…ный, президен…ский

13.В каком ряду во всех словах пропущены двойные согласные?

1)                 хлорофи…, ди…еренцировать, капи…яр

2)                 а…юминий, а…омпанемент, а…отация

3)                 дра…атургия, кава…ерия, ка…играфия

4)                 депре…ия, ди…етант, ди…онанс

14. В каком ряду во всех словах пропущены двойные согласные?

1)                 диагра…а, гра…отность, гра…атика

2)                 и…унитет, дра…а, моногра…а

3)                 ка…икатура, ба…икада, те…аса

4)                 пе…имизм, прогре…ивный, пре…а

                                                                                                Ответы

 

Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/132-pravopisaniesoglasnyhvkorneslovatest.html

Непроверяемые согласные в корне слова

  • ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ (задание ГИА В2)
  • Правописание гласных в корнях слов
  • — проверяемые безударные гласные
  • — непроверяемые безударные гласные
  • — чередующиеся гласные
  •  Безударные гласные, проверяемые ударением
  • Чтобы не ошибиться в написании проверяемых без­ударных гласных, нужно помнить:
  • — важно правильно определить лексическое зна­чение данного слова и общее для всех родственных слов.
  • Например: слово «гора» означает значительное воз­вышение над поверхностью земли, «горный» родствен­ное слово. Поэтому мы можем проверить: гора — гор­ный; слова «горный» и «горн» похожие, но не родст­венные, поэтому мы не можем проверить;
  • — определив лексическое значение слова, подберите родственное или измените форму словатак, чтобы проверяемая гласная находилась под ударением: небесный — небо, гора — горы,;
  •  — образование сложных слов может помочь прове­рить так называемые непроверяемые гласные: баталь­он, баталия — комбат (командир батальона);
  • — в случае затруднения с проверкой можно обра­титься к этимологическому словарю, сведения о проис­хождении слова могут пояснить его написание:
  • великий (очень большой) — велкий (старославян­ский), велкий (чешский);
  • очевидно (ясно, видно невооруженным взглядом) — очи (устаревшее);
  • — смена ударения может происходить и в одной фор­ме слова (в том случае, если существуют два варианта употребления слова):
  1. творог — творог                каталог — каталог
  2. Нельзя:
  3. — проверять правописание безударной гласной в корне глаголов совершенного вида подбором в качестве проверочного слова глагола несовершенного вида с суф­фиксами -ыва (ива):
  4.            опоздать — опаздывать (опоздать — поздний, поздно);
  5. — проверять безударную гласную ударением, если есть чередование гласных, которое не зависит от ударе­ния:
  6. носить — вынашивать (носить — износ, но­сит);
  7. ловить — вылавливать (ловить — ловля, ло­вит);
  8. проверять подбором родственных слов или изме­нением формы слова с чередующимися корнями: блестеть — блистать
  9. Чередующиеся гласные в корне
Корни с чередую- щимися гласными От чего зависит написание Выбор гласной Примеры и Исключения
А / О — лаг-/ — лож- от последующей  согласной перед Г пишется А, перед Ж пишется О слагаемое,  сложение
  •             А / О
  • — раст — /
  •             — ращ-/
  •                    — рос-
от последующей  согласной
  1. перед СТ и Щ
  2. пишется А,
  3.  перед С пишется О
растение,  выращенный,  росли
Исключения: росток, Ростов,  Ростислав, ростовщик, отрасль
  •             Е / И
  • -бер- /– бир-
  • -дер- /– дир-
  • -мер- /– мир-
  • -пер — /– пир-
  • -тер- /– тир-
  • -блест- / – блист-
  • -жег- /– жиг-
  • -стел- /– стил-
  • -чет- /– чит-
  1. от наличия или
  2. отсутствия
  3.  суффикса -а-
  • Если есть суффикс 
  • -а-, пишется И,
  •  если нет – пишется Е
выберешь –    выбираешь выдернуть –    выдираешь замер – замирать  запер – запирать вытер –        вытирать блестящий –  блистательный выжег –        выжигать  постелить –       постилать  вычет –         вычитать
Исключения: сочетать словосочетание
         А / О     — кос / — кас- от наличия или отсутствия суффикса -а- Если есть суффикс  -а-, пишется А,  если нет – пишется О касаться-     коснуться       (нет –а-)  
О / А -твор- / — твар- от ударения под ударением – А/О, без ударения — О творение                 
Иключение: Утварь
О / А     — гор- / — гар-   под ударением – А, без ударения — О под ударением а:  загар, угар  без ударения о: подгореть,    загоревший
Исключения: Пригарь, Выгарки
О / А -клон- / -клан- под ударением – А/О, без ударения — О кланяется,             поклон
О / А     — зор- / — зар-  от ударения под ударением – А/О, без ударения — А без ударения пишется только        а: заря под ударением- зорька, зарево
Исключения: зоревать зорянка
О / А -плов- / — плав- от ударения
  1. А во всех словах,
  2. кроме исключений:
  3. плавает
плавательный,  поплавок
Исключения: пловец, пловчиха,  плывуны
О / А     — мок- / — мак-    от лексического  значения МОК – в значении «пропускать жидкость». МАК – в значении «погружать в жидкость» непромокаемый,   обмакнуть
О / А   -ровн- / — равн-  от лексического  значения
  • РОВН – в значении
  • «ровный, прямой,
  •  гладкий».
  • РАВН– в значении
  • «равный,
  •       одинаковый»
сровнять,     сравнить
Исключение: Равнина
  1. Правописание согласных в корне.
  2. Проверяемые согласные в корне слова.
  3. Сомнительные согласные
  4. Чтобы не ошибаться в написании парных согласных по глухости — звонкости, нужно чтобы после сомнительной согласной стояла гласная:
  5. Зуб- зубы, косьба –косит.
  6. Непроизносимые согласные
  7. Правописание непроизносимых согласных в корне слова нужно определять подбором таких проверочных слов, в которых этот согласный слышится отчётливо: здравствуй – здравие, честный – честь.
  8. Но в некоторых похожих словах нет непроизносимых согласных: вкусный – вкус, чудесный – чудеса.
  9. Непроверяемые согласные в корне слова
  10. Непроверяемые согласные в корне слова нужно запоминать: хоккей, вокзал, рюкзак.
  11. Написание непроверяемых и удвоенных согласных (в большинстве своем заимствованные слова), проверя­ется по словарю (футбол, зигзаг, ветчина). Удвоенные согласные встречаются:
  12. — на стыке приставки и корня, если приставка за­канчивается, а корень начинается одной и той же согласной (беззаботный);
  13. — в корне (жужжали, ссора);
  14. — в суффиксе (родственный);
  15. — в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной (главврач, роддом);
  16. — в сложносокращенных словах во второй основе (Донецкий бассейн — Донбасс);
  17. — в прилагательных, образованных от основ, окан­чивающихся на две одинаковые согласные (балл — пятибалльный);
  18. — на стыке корня и суффикса (осенний);
  19. — в иноязычных словах с суффиксом -есс-а (стюар­десса, поэтесса); — в иноязычных словах с суффиксом  -етт-а (опе­ретта);
  20. — в иноязычных словах с суффиксом -иссимус (гене­ралиссимус).
  21. Если корень оканчивается на двойные согласные, пе­ред суффиксом они сохраняются: группа — группка.
  22. Удвоенные согласные не пишутся:
  23.  — в первой части сложносокращенных слов (группо­вой организатор — групорг);
  24.  — в уменьшительных именах собственных (Алла — Алка, Кирилл- Кирилка);
  25.  — в иноязычных словах с суффиксом -ис-а (директ­риса).
  26. Запомните: Алла -Алка, Кирилл- Кирилка, финн- финка, оперетта -оперетка, колонна — колонка, кристалл, кристаллический -кристальный, Россия — Русь, Белоруссия — Беларусь.
  27. Вариант 1
  28. В2. Из предложений 1 – 7 выпишите слова с непроизносимой согласной  в корне

 (1)Я рассматриваю письма читателей и вспоминаю многочисленные устные высказывания на литературных встречах. (2)Они, те письма и высказывания, пополняют мой писательский блокнот новыми абзацами и страницами.

(3)Многие вопросы читателей можно свести к такому общему смысловому знаменателю: что являет собой в реальности понятие «счастье»?

Вариант 2.

 В2. Из предложений 6 – 8 выпишите слова с орфограммой «Ь — показатель мягкости согласного»  в корне.

(6) Мама в обмороке, папа звонит старым друзьям. (7) Женишься, стоишь в очередях, получаешь квартиру, покупаешь мебель, защищаешь кандидатскую, а дети подрастают, и только хочешь, чтобы они были счастливы.

  • (8)И без остановки: начальству нужны статьи, жене – шуба и машина, детям – штаны и велосипеды, потом – карманные деньги и свобода, потом высшее образование, потом им нужны жены и мужья, а тебе нужна неотложка.
  • Вариант 3.
  •   В2 Из предложений 9 – 11 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне

 (9)Тяжелораненых бойцов с ораниенбаумского «пятачка» необходимо было переправлять в ленинградские госпитали.

(10)Единственной возможностью сделать это был путь по льду через Финский залив и только длинной зимней ночью, чтобы гитлеровцы, находившиеся по берегам залива, не смогли заметить тех, кто в темноте пробирался в блокированный город.

(11)Они знали, что этот опасный путь был единственной ниточкой, связывавшей плацдарм с Ленинградом, и постоянно простреливали возможную трассу.

Вариант 4.

  В2. Из предложений 10 – 14 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне

(10)Море в этот день было сильней земли. (11)В дыму вдруг вырастали обтесанные водяные стены, и тут же тысячетонные обломки воды летели вкривь и вкось, рушились на землю.

(12)Вода стала черной от подхваченного ею несметного миллиона гальки и груд песка. (13)И из этой полукаменной, тяжелой и черной воды рождались ворохи белых летучих брызг.

(14)Вода была теплей воздуха, и парное тепло от разгоряченных водяных туш усиливало ощущение одухотворенности природы – море казалось живым.

Вариант 5.

В2. Из предложений 21 – 23 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

(21)Справа крутые рыжие берега, поросшие лебедой, шли к Аркадии и Фонтанам, к туманным пляжам, где море часто выбрасывало сорванные с якорей плавучие мины.

(22)Черноморская улица была морским форпостом Одессы. (23)Мимо нее проходили все пароходы, шедшие в порт и уходившие из него.

Вариант 6.

В2. Из предложений 25 – 27 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

 (25)Мне казалось, что она знает о литературе все. (26)Видимо, это у нее было наследственное: ее отец когда-то был владельцем букинистического магазина.

(26)На меня ее знания о книгах производили большое впечатление: о чем бы я ее ни спрашивал, какую бы книгу ни называл, оказывалось, что она ее или прочитала, или знает о ней, и я брал много книг у нее.

(27)При этом она строго следила за тем, что я выбираю в ее домашней библиотеке, и говорила назидательно: «Нет, это тебе еще рано читать, возьми лучше эту книгу».

Вариант 7.

В2. Из предложений 25 – 28 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

(25)Начало быстро светать. (26)Звезды бледнели, как бы уходили от земли в глубину неба, и неожиданно над головой, на огромной высоте, загорелось нежным розовым светом одинокое облачко, похожее на пух. (27)Там, в вышине, уже светило летнее солнце, а на земле еще стоял сумрак, и роса капала с белых зонтичных цветов дягиля в темную, настоявшуюся за ночь воду.

(28)Мерин опустил голову к самой земле, из его глаз выкатилась одинокая старческая слеза, и он уснул

Вариант 8

В2. Из предложений 5 – 6 выпишите слово с чередующимися полногласными и неполногласными буквосочетаниями.

(5)Милые, забытые и полузабытые тени обступили меня.

(6)Они явились из дней моего младенчества, которые я не помнил, но, оказывается, все же помнил, из акуловского и рязанского детства, из громадной московской квартиры и кипящих котлов двух глубоких московских дворов, из дней моей первой любви в сердоликовом, горячем, ветреном, райском довоенном Коктебеле, из войны и поздней жизни, с кладбищ, оставив свои ведомые и неведомые мне могилы.

Вариант 9.

В2. Из предложений 6 – 9 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

 (6)Я никак не мог понять, почему нельзя радоваться раньше какого-то твердого срока. (7)По-моему, радость была не такая частая гостья в нашей семье, чтобы заставлять нас, детей, томиться, дожидаясь ее прихода.

(8)Но как бы там ни было, меня услали на улицу. (9)Наступило то время сумерек, когда фонари еще не горели, но могли вот-вот зажечься, и от этого «вот-вот», от ожидания внезапно вспыхивающих фонарей у меня замирало сердце.

Вариант 10.

В2. Из предложений 1 – 3 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

  1. (1)В детские годы мои мне часто приходилось в ранних зимних сумерках возвращаться домой, и на некрутом углу двух этих улиц я оказывался как раз в момент зажигания вечерних фонарей.
  2. (2)Сначала на окраинной Нюстадтской редко, на больших расстояниях друг от друга, стояли некрасивые, по-моему даже еще не металлические, а деревянные столбы, увенчанные наверху простодушными, вовсе архаического и провинциального вида, стеклянными домиками, в виде поставленных на меньшее основание четырехгранных усеченных пирамид, сверху прикрытых такими же четырехгранными железными крышами.
  3. Вариант 11.

В2. Из предложений 4 – 7 выпишите слово с непроверяемой двойной согласной в корне.

 (4)Вообразите на крыше современного трамвая двойную скамью во всю длину, на которой можно сидеть спинами друг к другу, лицами – к двум противоположным сторонам улицы.

(5)По бортикам крыши – легкие перильца, а к ним с внешней стороны прикреплены длинные рамки выполненных на жести вывесок и рекламных объявлений. (6)Высота всего сооружения получалась довольно солидная, с теперешние двухэтажные автобусы и троллейбусы.

(7)По длине вагоны примерно равнялись нашим трамвайным, но только, конечно, не современным четырехосным, а двухосным, легким, в высоту же они намного превосходили их

Вариант Ответ
1 Устные, счастье
2 начальству
3 пробирался
4 вырастали вкось
5 поросшие
6 выбираю
7 загорелось
8 младенчества
9 Горели,  замирало
10 зажигания
11 троллейбусы

Источник: https://studopedia.net/7_7949_neproveryaemie-soglasnie-v-korne-slova.html

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика