Как проверить букву «е» в слове «повелительное»?

С затруднениями в выборе правильного написания глагольных окончаний легко справиться, если руководствоваться правилами орфографии, которые регулируют употребление –е— и –и— в личных окончаниях глаголов.

В русском языке правописание окончаний глаголов подчинено морфологическому принципу. Это значит, что любая форма глагола может быть образована от инфинитива при помощи свойственных именно ей устойчивых суффиксов или окончаний.

Сравнение глаголов напишите и напишете

В чем же разница между глаголами напишите и напишете?

Глаголы напишите и напишете характеризуются разными морфологическими признаками, поскольку являются разными глагольными формами, образованными от инфинитива написать при помощи не совпадающих окончаний –ите и –ете.

Напишете– личная форма глагола I спряжения написать. Ее морфологические признаки – изъявительное наклонение, будущее время, множественное число, второе лицо.

По существующим правилам, в личных окончаниях глаголов I спряжения  изъявительного наклонения во втором и третьем лице единственного числа, а также первом и втором лице множественного числа настоящего и будущего времени пишется буква е; в соответствующих формах глаголов II спряжения – и.

Сравним окончания глаголов будущего времени I и II спряжения:

Будущее время
I спряжение II спряжение
Единственное число Множественное число Единственное число Множественное число
Я напишу Мы напишем Я изучу Мы изучим
Ты напишешь  Вы напишете  Ты изучишь Вы изучите
Он, она, оно напишет  Они напишут  Он, она, оно
изучит
Они изучат

Напишите – глагольная форма, которая  соответствует повелительному наклонению глагола написать. В ее окончании под ударением пишется буква и.

Определить, к какому наклонению относится глагол, можно по смыслу предложения:

  1. Когда вы обо всем этом напишете, получится неплохой рассказ.
  2. Напишите мне подробнее о вашем путешествии.

В первом предложении глагол напишете употреблен в изъявительном наклонении.

Морфологический разбор слова «перевыставлены»

Он просто указывает на действие, которое предстоит выполнить. Во втором глагол повелительного наклонения напишите побуждает к выполнению этого действия.

Как проверить букву

TheDifference.ru определил, что отличие глаголов напишите и напишете заключается в следующем:

  1. Напишите– глагольная форма повелительного наклонения. Напишете – личная форма глагола I спряжения в изъявительном наклонении.
  2. Глагол напишете указывает на действие; глагол напишите побуждает к его выполнению.

  • В глаголе напишите ударение падает на гласный –и— в окончании –ите; в глаголе напишете под ударением находится не окончание, а корневой гласный
  • Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
  • Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И.

выставленный

Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
  1. Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
  2. Какая тишина, прислушайтесь.
  3. Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
  • План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
  • — Его нужно предостеречь.
  • — Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
  • — Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Как пишется перевыставить: слитно или раздельно?

1. Как правильно: согласно приказа, договора, распоряжения или согласно приказу, договору, распоряжению?

Правильно: согласно приказу, договору, распоряжению, штатному расписанию и т. д.

Предлог 'согласно' в современном русском языке требует ДАТЕЛЬНОГО падежа. Правильно: согласно ЧЕМУ, не чего.

Уже в XIX веке конструкция согласно чего, то есть с родительным падежом, расценивалась как характерная примета официально-деловой, канцелярской речи.

А в современном русском литературном языке она не является нормативной и для официально-делового стиля. Сейчас правильно только: согласно чему, то есть с дательным падежом.

2. На какой слог падает ударение в слове звонит?

Ударение падает на окончание во всех формах: звонИт, звонИм, звонИшь, звонЯт, то же в приставочных глаголах: позвонИт, созвонИмся, перезвонЯт и т. д.

3. Как правильно: в городе Москва или в городе Москве?

Правильно: в городе Москве.

Правило таково: географическое наименование, употребленное с родовыми наименованиями город, село, станция, поселок, река и под.

, выступающее в функции приложения, согласуется с определяемым словом, то есть склоняется, если топоним русского, славянского происхождения или представляет собой давно заимствованное и освоенное наименование.

Правильно: в городе Москве, в г. Санкт-Петербурге, в городе Владивостоке.

Обычай не склонять географические названия укоренился в профессиональной речи военных и топографов и под влиянием этого профессионально-терминологического языка широко распространился в современной речи, однако нормой его считать нельзя.

Подробно о склонении географических названий см. здесь.

4. Как правильно: на Украине или в Украине?

Литературная норма современного русского языка: на Украине, с Украины.

В 1993 году по требованию Правительства Украины нормативным следовало признать варианты в Украину (в Украине) и соответственно из Украины.

Тем самым, по мнению украинского Правительства, разрывалась не устраивающая его этимологическая связь конструкций на Украину и на окраину.

Украина с предлогом в получала, по мнению Правительства Украины, лингвистическое подтверждение своего статуса суверенного государства, поскольку названия государств оформляются в русской традиции с помощью предлогов в (во) и из.

Однако литературная норма русского языка, согласно которой следует говорить и писать на Украине, – результат исторического развития языка на протяжении нескольких столетий.

Сочетаемость предлогов в и на с определенными словами объясняется исключительно традицией. Ср.: в школе, в институте, в аптеке, в отделе, но: на заводе, на почте, на курорте, на складе и т. д.

Литературная норма не может измениться в одночасье из-за каких-либо политических процессов.

5. Как правильно: дОговор или договОр? Как ставить ударение во множественном числе?

Литературная норма: договОр, договОры. Впрочем, некоторые словари уже признают допустимым (но только в непринужденной устной речи!) вариант дОговор, договорА. Вот что пишет К. С. Горбачевич, автор «Словаря трудностей произношения и ударения в современном русском языке»:

Сейчас ещё трудно с уверенностью сказать, станет ли со временем ударение дОговор столь же нормативным и эстетически приемлемым, как договОр. Предпосылки для этого есть.

Не только часть интеллигенции, но и некоторые современные известные поэты употребляют вариант дОговор: «Но ты не пугайся. Я договор наш не нарушу, Не будет ни слез, ни вопросов, ни даже упрёка» (О. Берггольц, Ничто не вернётся…). В книге «Живой как жизнь» К.

Чуковский предсказывал, что варианты дОговор, договорА станут в будущем нормой литературного языка.

6. С какой буквы пишется слово президент? Как пишутся названия должностей?

С прописной буквы пишутся названия высших государственных должностей и титулов (Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, Чрезвычайный и Полномочный Посол и т. п.) в официальных текстах, например: Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина.

Однако в неофициальном употреблении (например, в тексте газетной статьи) эти слова пишутся со строчной буквы, например: президент России подписал указ, премьер-министр критиковал депутатов, генеральный прокурор выдвинул обвинение и т. п.

Название должности министр пишется со строчной буквы.

Такие названия должностей, как генеральный директор, президент компании, начальник отдела и т. п., также пишутся со строчной буквы.

7. На какой слог падает ударение в слове деньгами?

Литературная норма: деньгАм, деньгАми, о деньгАх. Вариант дЕньгам, дЕньгами, о дЕньгах в словарях рассматривается как допустимый, однако устаревающий.

Ударение на первом слоге сохраняется в поговорке не в дЕньгах счастье, а также в названии пьесы А. Н. Островского «Бешеные деньги»: в «Бешеных дЕньгах» А. Островского.

8. Как правильно: скучаю по вам или скучаю по вас?

Возможны оба варианта, но предпочтительным пока следует считать вариант скучаю по вас.

Скучаю (а также грущу, тоскую и т. п.) по вас – старая норма; по вам – новая. Прежние лингвистические издания рекомендовали как нормативные только скучать по вас, по нас. Сегодня эти варианты конкурируют, что находит отражение и в справочниках. Так, «Русская грамматика» (М., 1980) формы скучать по вам и скучать по вас рассматривает как вариативные.

В справочнике Д. Э.

Как пишется слово «вышеперечисленные», слитно или раздельно?

Розенталя «Управление в русском языке» указано, что с существительными и местоимениями 3-го лица правильно: скучать по кому-чему, например: скучать по сыну, скучать по нему. Но с личными местоимениями 1-го и 2-го лица мн. числа правильно: скучать по ком, например: скучали по нас, скучаем по вас.

А вот вариант скучать за кем-либо, о котором тоже довольно часто спрашивают, не является нормативным, выходит за рамки русского литературного языка.

9. Что означают слова гламурный, креативный, брутальный?

Гламур – от англ. glamour – ’обаяние, очарование’; ’романтический ореол’; ’чары, волшебство’, (разг.) ’роскошь, шик’. Гламурный – внешне привлекательный, обладающий внешним блеском, блистательный.

Креативный – творческий, созидательный. Кроме этого, у слова креативный есть такие оттенки значения: нестандартный, небанальный, свежий, талантливый.

Брутальный (от фр. brutal < лат. brutalis) – грубый, жестокий.

10. Какого рода существительное счет-фактура? Как склонять это слово?

Читайте также:  Подпись или роспись в документах, как правильно?

Счет-фактура – существительное мужского рода. Правильно: счет-фактура выставлен, счет-фактура получен и т. д. При склонении изменяются обе части этого слова:

счёт-фактура счета-фактуры счёта-фактуры счетов-фактур счёту-фактуре счетам-фактурам счёт-фактуру счета-фактуры счётом-фактурой счетами-фактурами

о счёте-фактуре о счетах-фактурах

Источник: https://bookerlife.ru/perevystavit-schet-kak-pishetsja/

Личные окончания глаголов

Число и лицо глаголов определяется их личным окончанием, правописание которых напрямую зависит от их спряжения и наклонения. В статье подробно описаны различные способы проверки ударных и безударных личных окончаний глаголов, приведена таблица с наглядными примерами.
Как проверить букву

Личные окончания глаголов – система окончаний спрягаемых форм глаголов, указывающая на лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения – различаются личные окончания I и II спряжений, а также окончания изъявительного и повелительного наклонений.

Примеры личных окончаний глаголов в таблице:

Изъявительное наклонение Повелительное наклонение
І спряжение ІІ спряжение
Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число
1-е лицо Управляю;
Выберу
Управляем;
Выберем
Спорю;
Понравлюсь
Спорим;
Понравимся
Давайте управлять;
Давайте понравимся
2-е лицо Управляешь;
Выберешь
Управляете;
Выберете
Споришь;
Понравишься
Спорите;
Понравитесь
Управляй;
Понравься
Управляйте;
Понравьтесь
3-е лицо Управляет
Выберет
Управляют;
Выберут
Спорит;
Понравится
Спорят;
Понравятся
Пусть управляет;
Пускай понравится
Пусть управляют;
Пускай понравятся

Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными. Ударные не требуют орфографической проверки, их спряжение определяется сразу (поет, смеются). Безударные личные окончания проверяются инфинитивом глагола.

Ко 2 спряжению относятся глаголы:

  • С инфинитивом на -ить (исключения: брить, зиждиться, стелить);
  • Семь глаголов с инфинитивом на -еть: вертеть, терпеть, обидеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть;
  • Четыре глагола с инфинитивом на -ать: слышать, гнать, держать, дышать.

Все остальные глаголы относятся к 1 спряжению. Если вы не уверены в спряжении и правописании безударных личных окончаний глагола, рекомендуем обращаться к словарю.

Некоторые глаголы имеют личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения: хотеть, бежать, чтить (и производные от них).

Единственное число Множественное число
1-е лицо Хочу;
Бегу;
Чту
Хотим;
Бежим;
Чтим
2-е лицо Хочешь;
Бежишь;
Чтишь;
Хотите;
Бежите;
Чтите
3-е лицо Хочет;
Бежит;
Чтит
Хотят;
Бегут;
Чтут (чтят)

Также существует два глагола, которые спрягаются по архаическому типу: есть, дать (и производные от них).

Единственное число Множественное число
1-е лицо Дам;
Ем
Дадим;
Едим
2-е лицо Дашь;
Ешь
Дадите;
Едите
3-е лицо Даст;
Ест
Дадут;
Едят

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 454.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/lichnye-okonchaniya-glagolov

Повелительное наклонение глаголов

Как проверить букву

  • Формирование универсальных
    учебных действий
  • Познавательные УУД:
  • уметь находить,
    преобразовывать и воспроизводить информацию в различных формах в рамках темы
    «Повелительное наклонение глагола» (знать морфологические признаки, способы
    образования, правила написания глаголов в повелительном наклонении; уметь
    правильно использовать глаголы в устной и письменной речи);
  • — уметь самостоятельно выбирать
    способы решения проблем творческого и поискового характера.
  • Регулятивные:
  • — уметь учитывать выделенные учителем
    ориентиры действия в новом учебном материале;
  • — уметь планировать свои действия
    в соответствии с поставленной задачей.
  • Коммуникативные: уметь
    правильно выражать свои мысли, аргументировать собственное
    мнение, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
    позиций в сотрудничестве.
  • Личностные:
  • — понимать личный вклад в работу;
  • — понимать значимость
    приобретённых знаний и умений.
  • Тип урока:  урок открытия новых знаний, развития
    речи.
  • Оборудование для учителя: ИКТ: компьютер, мультимедийный
    проектор, интерактивная доска.

Оборудование для
учащихся: раздаточный материал (карточки с заданиями); книга «Мы в обществе»
Я.В. Соколова (научно-издательский центр «Гражданин», Москва, 2012);
демонстрационные таблички с толкованием значений понятий «Толерантность»,
«Вероисповедание», «Бестактность», распечатка текста стихотворения Р. Киплинга
«Завещание».

Предварительная
подготовка.

1.     
Выразительное чтение наизусть
шуточного стихотворения о глаголе.

2.     
Учащиеся
подбирают кулинарны
е
рецепт
ы, пословицы, рекламные объявления и т.д.

3.     
Подготовка выразительного чтения
наизусть стихотворения Редьярда Киплинга «Завещание».

Ход урока

I.                  
Организационный
момент.

  1. Учитель:
  2. Добрый день, мои друзья!
  3. Перед  вами снова  я.
  4. Долгожданный  дан  звонок,
  5. Начинается урок.
  6. Соберитесь, подтянитесь
  7. И тихонечко садитесь.

II.
Актуализация знаний учащихся.

  • 1)      Загадка.
  • Учитель: О какой
    части речи мы будем сегодня говорить?
  • Заранее подготовленный ученик
    читает:
  • Я страшное дело какой деловой;
  • В любые дела ухожу с головой.
  • Задачи решаю, на скрипке играю,
  • Сынишку соседки в коляске катаю.
  • Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю.
  • И на стадионе голы забиваю.
  • Укроп поливаю, кусты подстригаю.
  • И чисто-пречисто весь двор
    подметаю.
  • Дорожки в саду я песком посыпаю,
  • А после работы в тени отдыхаю.
  • Дети отгадывают загадку.
  • Учитель: Вспомним
    особенности глагола как части речи.
  • III. Работа с текстом
  • На листах формата
    А4 напечатано слово «МОЛОДЦЫ» — по букве на каждом листе, прикреплены листы на
    доске при помощи магнитов (буквами к доске); в случае правильного ответа на
    вопросы при анализе текста ученику нужно выйти к доске и перевернуть листочек.

1) Где я найду слова,
чтобы передать ту страстную тоску, те горячие желания, которые овладели мною,
когда я увидел корабль! 2) С моих губ беспрестанно слетали слова: «Ах, если бы
хоть два или три человека… нет, хоть бы один из них спасся и приплыл ко мне! 3)
…»у меня был бы товарищ, был бы живой человек, с которым я мог бы
разговаривать!» 4) Ни разу за все долгие годы моей отшельнической жизни не
испытывал я такой настоятельной потребности в обществе людей…

Анализ
текста.
Выполнение
упражнений на понимание текста и
на использование различных
синтаксических конструкций и морфологических средств.

Учитель: Является ли приведенный фрагмент
текстом? Давайте это докажем.

Внимательно прочитайте текст еще раз про себя.
Разберитесь в содержании. А чтобы это лучше получилось, попробуйте представить,
о чем (о ком) идет речь.

Задайте соседу по парте вопросы по прочитанному.
Ответьте на них сначала своими словами, а затем – обратившись к тексту.

Итак, о чем же этот текст? Предложите каждый свой
вариант заглавия.

Определите основную мысль этого текста. (Тяжесть одиночества).

Определите тип текста. (Рассуждение с элементами описания).

Узнали, из какого произведения взят этот отрывок? (Отрывок взят из романа Д. Дэфо «Жизнь и
удивительные приключения Робинзона Крузо»)

Поработаем с утверждениями. Ваша задача – быть очень
внимательными и определить, какие из них верные, а какие нет. Ответы
аргументируйте.

Утверждение
1.
Рассказчик
расстроился, когда в дали моря увидел незнакомый корабль. (Утверждение неверно).

Утверждение
2.
Повествователь
страстно желал, чтобы хоть кто-нибудь выжил после крушения корабля. (Утверждение верно).

Утверждение
3.

Повествователь испытывал сильное разочарование, когда, взобравшись на палубу
корабля, не увидел там ни одного человека. (Утверждение
неверно).

Утверждение
4.
Повествователь
по прошествии долгих лет чувствовал себя отшельником и хотел человеческого
общения. (Утверждение верно).

Что же главное в данном тексте? С какой целью он
написан?

Какие средства выразительности использованы в первом
предложении? (Ответы учеников)

Назовите все глаголы из предложения №1, укажите их
вид. (Ответы учащихся).

  1. Назовите номер предложения, в котором есть глаголы в
    условном наклонении. (№3)
  2. В каком предложении употребляется возвратный глагол?
    (№3)
  3. Найдите в предложении №1 слово с непроизносимой
    согласной в корне. (Страстную)
  4. А сейчас выполним еще несколько упражнений (на
    использование различных синтаксических конструкций и морфологических средств).

Упражнение. Объясните, как связаны по смыслу
2 и 3 предложения? Добавьте на место пропуска в начале третьего предложения
подходящее по смыслу слово: однако, и, следовательно, тогда, но, а, если бы. (Верный ответ: тогда)

2) Фонетический
анализ слова «МОЛОДЦЫ
» (оно появилось на доске в
результате выполнения предыдущего задания).

Учитель: Запишем транскрипцию
получившегося слова (проверка по
эталону). 
Совпадает ли количество
букв и звуков в этом слове? Почему? Какие гласные/согласные звуки оказались в
слабой позиции? Почему? (Ответы детей).

Итак, ребята, какую же постоянную потребность
испытывал герой романа Дефо, находясь на необитаемом острове? (Потребность находиться в обществе людей,
потребность в человеческом общении)

IV.Синтаксический разбор предложения.

Отдельный человек слаб, а в сообществе с другими
людьми он может сделать многое. (По А.
Шопенгауэру)

Учитель: Согласны ли вы с этим
утверждением (тезисом)? Приведите свои аргументы…(Ребята аргументируют свою точку зрения, приводя примеры из знакомых
произведений художественной литературы или из собственного жизненного опыта).

Как вы думаете, с каждым ли человеком просто найти
общий язык? (Ответы учащихся).

И все же мы должны стараться находить способы делать
общение нормальным и приятным. Существует качество, которое выручает в любой
ситуации. О том, как оно называется, вы прочитаете сами.

V.
Интеграция в обществознание.

1. Работа с учебником Я.Соколова «Мы в обществе»,
стр. 6-7. (Ответы учащихся).

2. Обобщение учителя: это ТЕРПИМОЕ отношение к
другим людям – ТЕРПИМОСТЬ (или ТОЛЕРАНТНОСТЬ)

Как образовано это слово? (Ответы учащихся).

Итак,
толерантность=терпимость!!!

Найдите в книге Я. Соколова ответ на вопрос: «Почему
толерантным людям легче жить в обществе? (Ответы
учащихся)

VI. Мотивация. Создание проблемной ситуации.  Лингвистические загадки.

Учитель: Ребята,
действительно, мы можем совершать какие-то действия, которые укрепляют
взаимоотношения реально, а какие-то — при определенных условиях. При этом мы
часто вслух выражаем свои мысли…

Подумайте, с помощью каких слов мы это делаем? О каком
наклонении пойдёт речь в лингвистических задачах, которые я для вас приготовил?

Задача 1. «Я совершаю действия реально, которые
происходили, происходят, будут происходить».
(Ответы учащихся).

Задача 2.  «Моё
действие возможно при определённых условиях. Меня легко узнать, потому что со
мной всегда мои верные помощники, частицы БЫ или Б». (Ответы учащихся).

Какие ключевые слова помогли вам
правильно определить наклонение глагола? (Ответы учащихся).

Приведите примеры глаголов в изъявительном наклонении, а
затем в условном. (Работа в парах).

А сейчас я предлагаю вам решить еще одну лингвистическую
задачу. Прочитайте внимательно предложения, понятен ли вам смысл высказываний?
Почему? (Попутно целесообразно провести
работу со словами «Вероисповедание», «Бестактный»)

Работа по
восстановлению «испорченного» текста.

Быть вежливыми и уважительными друг к другу. Не проявлять
грубость по отношению к людям, которые другого цвета кожи или вероисповедания.
Не смеяться над инвалидами, не показывать на них пальцами. Не быть бестактными
и грубыми. Запастись добротой и терпением, чтобы жить в мире и взаимопонимании
с окружающими вас людьми…

Учитель:
Прочитайте запись. Понятен ли вам смысл записанного? Что необходимо сделать,
чтобы данные предложения стали текстом? Исправьте, используя известные вам
синтаксические конструкции и союзы, а так же слова для связи, правильно
разместив их. (Ребята в группах по 4
человека выполняют задание.)

Читайте также:  Чем фразеологизм отличается от метафоры

Можно определить наклонение глаголов в данных предложениях?
В какой форме употреблены глаголы? (Инфинитив)

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним наклонением
глагола – повелительным.

VII.         
Открытие новых знаний. Тема
урока. Постановка учебных задач.

Учитель: Попробуем определить задачи
к нашему уроку:

1. Узнать, что выражают  глаголы в повелительном наклонении;

2. Определить, на какие вопросы
отвечают; как образуются; где используются 
в речи.

VIII. Решение учебных задач.

1) Задача 1: «Что обозначают глаголы в
повелительном наклонении?»

Как вы понимаете значение слова «Повелительный»?
Подберите к нему однокоренные слова. (Повелевать,
велеть, повелитель
).

VII. Словарная работа. Обращение к
«Толковому словарю» С.И. Ожегова.

Повелевать — иметь
власть над кем-нибудь (устар.). Приказывать, указывать.

Учитель: Попробуем
определить, что выражают глаголы в данных предложениях:

Вы, отроки — други, возьмите коня. просьба
Родные мои, не болейте никогда, будьте здоровы! пожелание
Эй, вратарь, готовься к бою! команда
Читайте книги, они учат нас жизни. совет
Молчи! Устал я слушать! приказ

Сделайте вывод, что могут выражать глаголы в повелительном
наклонении? (Глаголы в повелительном
наклонении могут выражать пожелание, просьбу, приказ, совет)

2) Задача 2. «Вопросы»

Задайте вопросы к глаголам. (Что делайте? Что делай?)

Какого вида эти глаголы?
(Несовершенного)

На какие вопросы будут отвечать глаголы повелительного
наклонения совершенного вида? (Что
сделай? Что сделайте?)

3) Задача 3. «Как
образуются глаголы повелительного наклонения».

  • Как будем решать эту непростую задачу?
  • Обратимся к теории, п. 85:
  • — Беглое чтение (находим информацию «Образование форм
    повелительного наклонения»).
  • — Составление алгоритма (один
    ученик на доске делает запись)
    .

IX. Первичное закрепление и проговаривание вслух.

1.      Образование
формы глаголов повелительного наклонения с использованием алгоритма действий.

Сказать – скажете (буд. вр.) – скажи (ед. ч.) – скажите (мн.
ч.)

Быть, проявлять, любить, смеяться (работа в парах)

2.      Контроль и корректировка ответов пар

 X. Физкультминутка

В то время, когда
учитель произносит глаголы в повелительном наклонении, учащиеся хлопают в
ладоши.

Без сомненья, вы
устали.
Встаньте! Сядьте! Снова встаньте!
Разогнулись, потянулись,
Вправо-влево повернулись!

Головою повертите!

Друг на друга
посмотрите!
Тихо сели! Продолжаем работать.

XII. Самостоятельная работа учащихся с
самопроверкой по эталону.

Учитель: Вернёмся
к записи, к которой мы уже обращались в начале урока. Прочитайте  ее еще раз, найдите ошибки в употреблении
глаголов. Исправьте их, употребляя глаголы в форме повелительного наклонения
множественного числа.

Люди просят…

Нужно быть вежливыми и уважительными друг к другу,
ПОЭТОМУ не проявляйте грубость по отношению к людям, которые другого цвета
кожи или вероисповедания, А также не смейтесь над инвалидами, не
показывайте на них пальцами. Не будьте бестактными и грубыми. И запаситесь
добротой и терпением, чтобы жить в мире и взаимопонимании с окружающими вас
людьми…

XIII. Воспитательный момент.

Учитель: Ребята,
скажите, почему я попросил вас употребить глаголы во множественном числе? (Это обращение ко всем сразу).

К каким людям адресовано это обращение? (К безразличным людям, не терпимым по отношению к тем, кто чем-то
отличается от них, то есть не обладающим толерантностью.)
.

Что помогли выразить глаголы в повелительном наклонении? (Просьбу, пожелание, крик о помощи).

XIV. Разминка.

Образовать от инфинитива формы повелительное наклонения
глаголов единственного и множественного числа (хором):

ЖИТЬ, УЛЫБАТЬСЯ,
РАДОВАТЬСЯ, УВАЖАТЬ, ЛЮБИТЬ

XV. Реализация творческого домашнего
задания «Где используем глаголы в повелительном наклонении»?

Учитель: Ребята,
а в жизни где мы можем встретить глаголы в повелительном наклонении?

Учащиеся демонстрируют
заранее подготовленные пословицы, рецепты, рекламные объявления, памятки к
урокам, инструкции и так далее.

XV. Творческая работа. Стилистический эксперимент.

Учитель: Стихотворение Джозефа Редьярда Киплинга
«Завещание», пожалуй, можно назвать жемчужиной классики. Это
стихотворение полезно всем людям мира, независимо от национальности и
вероисповедания.

Как поэту удалось достичь такого
эффекта? Безусловно, помогли глаголы, которые он уместно употребил.

Задание. Побудьте немного поэтами и на место пропусков
вставьте глаголы в повелительном наклонении, которые, по вашему мнению, должны
здесь находиться.  Посмотрим, что у вас
получится, а затем сравним с оригиналом…

Работа в группах по 4 ученика. Текст с пропущенными словами роздан.

Останься прост, беседуя с царями,

Останься

честен, говоря с толпой;
Будь прям и тверд с врагами и друзьями,
Пусть все, в свой час, считаются с тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неуловимый бег, —
Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

А в завершение урока – замечательное музыкальное
произведение о самом прекрасном чувстве на земле, которое делает всех нас
добрее… о Любви. (Звучит лирическая
мелодия, на фоне которой заранее подготовленный ученик читает наизусть
стихотворение Р. Киплинга «Завещание» в переводе М.Лозинского).

XVI. Рефлексия.

Учитель: Я
предлагаю каждому оценить свой вклад в достижении поставленной в начале урока
цели и реализации задач, свою активность, эффективность работы класса. Выберите
начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите
свое мнение о сегодняшнем уроке.

  1. 1. Сегодня я узнал…
  2. 2. Было интересно…
  3. 3. Было трудно…
  4. 4. Я теперь могу…
  5. 5. Я научился…
  6. 6. У меня получилось…
  7. 7. Мне захотелось…
  8. 8. Я попробую…
  9. 9. Я смог…
  10. 10.Урок дал мне для жизни…

VIII. Домашнее задание.

I.
Изучить п. 85, выделить информацию, которая не прозвучала на уроке.

II.
Задание на выбор:

1) Записать 7 пословиц с глаголами в повелительном
наклонении.

2) Составить памятку достойного поведения для Егора (по
книге Я.Соколова «Мы в обществе». Ситуация на стр.6).

Владимир Кривошеев,
учитель русского языка и литературы средней школы №1 города Почепа Брянской
области

Фото с сайта https://www.live-and-learn.ru.

Источник: http://www.ug.ru/method_article/1220

Урок 2 Буква О. Повелительное наклонение

  • ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ
  •      Буквосочетание th 

      Буквосочетание th обозначает два звука, которых нет в русском языке. Поэтому, научимся произносить их. Приложите кончик языка к краям передних верхних зубов и произнесите русский звук [c] и у Вас получится английский звук [θ]. Например: math [mæθ], или известное всем выражение: thank you – спасибо.

А теперь, при том же положении языка, произнесите русское [з], и у Вас получится звонкий английский звук [ð], например: them [ðem].

      Не произносите русские звуки [с] и [з] вместо звуков [θ] и [ð], иначе, изменится смысл слова. Например, вместо math [mæθ] математика получится mass [mæs] масса.

  1. Прочтите вслух:
  2. [θ]  math, teeth, path, bath, three 
  3. [ð]  than, then, that, them
  4. Чтение буквосочетания th  необходимо проверять по словарю.
  5.        В открытом слоге, буква O передает звук [ou] похожий на русский [оу] в слове клоун, но с более слабым [у]. Например: home [həum] дом  
  6.       А в закрытом слоге буква О передает краткий звук [ɔ] похожий на русский [o] в слове кот. Например: hot [hɔt] горячий
  7. Прочтите вслух:
  8. [ou] home, no, note, hope, Rome Рим
  9. [ɔ]    not, hot, from, on, top, stop, lot
  10.      Несколько слов являются исключением из этого правила. Запомните некоторые из них:
  11. love [lʌv] любить, do [duː] делать, to [tuː] в – to Rome – в Рим
  12. Нейтральный звук [ə]

     Сейчас мы познакомимся со звуком, который очень часто встречается и в русской, и в английской речи. В транскрипции он обозначается перевернутой буквой «е» — [ə]. По звучанию этот нейтральный звук похож на нечто среднее между русскими «а» и «э», и образуются, когда мы произносим безударные гласные.

Например, если бегло произнести слово: облако, то безударное конечное «о» передает тот самый «нейтральный», то есть слабый звук [ə]. Будем произносить его как слабое «э».  Этот звук может передавать любая английская гласная буква в безударном слоге.

 Прочтите вслух, делая ударение ['] на первый слог:

  • madam    ['mædəm]   (мэдэм)      
  • problem   ['prɔbləm]  (проблэм)  
  • seldom     ['seldəm]    (селдэм)      
  • album       ['ælbəm]     (элбэм)        

      Как вы видите, гласные под ударением читаются ясно и четко, а вот безударные гласные в конце слова читаются слабо и передают нейтральный звук [ə]. Имеются редкие исключения.

  1. Прочтите вслух:
  2. [ə]  madam, problem, seldom, album,
  3.        Adam ['ædəm], open ['əupən]
  4. Ударение в слове 
  5.       Ударение в английских словах, чаще всего, падает на первый слог.Например: madam ['mædəm] мадам, Helen ['helən] Елена
  6.       Английское слово может иметь основное и дополнительное ударение. Основное ударение в транскрипции обозначается знаком в виде запятой наверху ['], а дополнительное ударение обозначается тем же знаком, но внизу [‚] – например: handmade [‚hænd'meɪd] сделанный вручную
  7. ГРАММАТИКА
  8. 1. Повелительное наклонение глагола

        Повелительные предложения – это предложения, которые выражают просьбу, приказ, совет и т.д. Например: «Читай больше.», «Не шумите!», «Пожалуйста, дайте мне эту книгу.» 

        Форма английского глагола в повелительном наклонении совпадает с его словарной формой. Это очень легкое правило. Чтобы понять это, сравним формы повелительного наклонения русского и английского глаголов. Например, глагол: Take — Брать:

Take! = Бери!      (Обращение на ты)

Take! = Берите! (Обращение на вы)

  •       Как видно из этого примера, глагол «брать» спрягается, то есть изменяется — «бери», «берите», а  английский глагол take не меняет своей основной формы.
  •       Обратите также внимание и на то, что мы делаем перевод  в зависимости от контекста, то есть  «бери» при обращении на ты,  и «берите» при обращении на вы.   
  • Прочтите вслух :

Take the pen!       Возьмите ручку!

Tell me!                 Скажи мне !

Adam, help me !  Адам, помоги мне!

2. Отрицательная форма повелительное наклонение глагола

      Отрицательная форма повелительного наклонения образуется с  помощью глагола do [duː] и отрицания not, то есть do not. Чаще всего, используется сокращенная форма  – don't [dəunt]. Сравните:

Help them!                Помогай им!

Do not help them!   Не помогай им!

Don't help them!     Не помогай им!

Прочтите вслух:

Tell me. Скажи мне. See that plan. Посмотри тот план. Let me help Steve. Позволь мне помочь Стиву. Take that test from that table. Возьмите тот тест с того стола. Do that test. Сделай тот тест. Don't do that test. Не делай тот тест. Don’t smoke! Не кури! Don’t sleep! Не спи!

  1. ТЕКСТ
  2. Прочтите вслух и переведите текст с помощью словаря уроков 1 и 2.  
Читайте также:  Какие ошибки в предложениях с деепричастным оборотом?

Tell me. Do not tell me. Don’t tell me. Tell them. Tell that man. Tell Steve. Help me. Help them. Ann, help me. Ann, help Rob.  Take that apple. Take that pen from that table. Make that plan. Let me help them. Let them help me.  Adam, let them help me. Let me take them.  Help Steve do that test. Do that test and then make that plan. Help Ann and Rob make that plan.

Let me take that pen. Help me make that plan. Let that man help me. Let that man help them. Let that man take them. Stop me. Don’t stop me. Send me that plan.  See that plan. Let them see that plan. Do that test. Don’t do that test on that table. Don't make that mistake. Steve, do that test. Send me that test. Don’t send them that test. Ann, send me that test. Don’t sleep.

Don’t smoke at home!

  • НОВЫЕ СЛОВА
  • Adam ['ædəm] – Адам
  • and [ænd] – союз «и» и союз «а»
  • Ann and Steve — Анна и Стив

And Helen ? — А Елена ?              

  1. Ann [æn] — Анна
  2. apple ['æpl] – яблоко
  3. at [æt] –  в (предлог нахождения около или в каком-л. месте)   
  4. at hotel – в гостинце
  5. at home – дома
  6. at ten – в десять
  7. Rob [rɔb]  – Роб (мужское имя)
  8. do [duː] – делать
  9. Do that test – Сделай тот тест
  10. from [frɔm] – от, из, с  (предлог)
  11. from me – от меня
  12. from Rome – из Рима
  13. from that table – с того стола
  14. home [həum] – дом — at home — дома
  15. hotel [həu'tel] –  гостиница, отель
  16. let [let] – позволять, разрешать
  17. make [meɪk] – делать
  18. mistake [mɪ'steɪk] — ошибка
  19. not [nɔt] – не (отрицание)   
  20. not from Rome – не из Рима
  21. on [ɔn] – на (предлог)   
  22. on that table – на том столе
  23. open ['əupən] – открывать
  24. plan [plæn] – план
  25. Rome [rəum] – Рим
  26. send [send] – отправить
  27. smoke [sməuk] – курить
  28. table ['teɪbl] – стол
  29. tell [tel] – сказать   

Tell me. – Скажи мне.

  • that [ðæt] – тот, та, то —  (указательное местоимение)  
  • that man – тот человек
  • that mistake – та ошибка
  • that apple – то яблоко 
  • them [ðem] – их, им
  • then [ðen] – затем, тогда 

and then — … а затем 

  1. three [θriː] – три
  2. to [tuː] – в, к (предлог, показывающий направление)
  3. to London – в Лондон
  4. to them – к ним
  5. Примечание: глаголы do и make являются синонимами и как правило переводятся на русский глаголом – «делать». Но между ними есть разница:
  6.      Глагол do используется когда речь идет о выполнении какой-либо работы, задачи, задания или занятии какой-либо деятельностью. Например:
  7. do that test – сделать тот тест
  8. do sport –  заниматься спортом
  9.       А глагол make используется, когда речь идет о создании или приготовлении чего-либо и так далее. Например:
  10. make that plan — составить тот план
  11. make that mistake — сделать ту ошибку
  12. make that dress — сшить то платье
  13.             На первый взгляд разница между этими глаголами кажется нелегкой, но на самом деле она станет очевидной по мере изучения языка.
  14. В новых словах второго урока повторяются некоторые слова первого урока.

Источник: https://www.o-english.com/urok-02

Московский государственный университет печати

  • Различается написание личных окончаний у глаголов настоящего или будущего простого (если глагол совершенного вида) времени в зависимости от типа спряжения:

      1) глаголы I спряжения имеют окончания: -у(-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют): несу, несешь, несет, несем, несете, несут
      ;
      2) глаголы II спряжения имеют окончания: -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят): сижу, сидишь, сидит, сидим, сидите, сидят
      .

    Спряжение глаголов определяется двумя способами: по личному окончанию, если оно ударное: петь
    — I спр. (петь — пою
    т); сидеть
    — II спр. (сидеть — сидя
    т) и по суффиксу неопределенной формы (инфинитива); если личное окончание безударное.

    Из числа глаголов с безударным личным окончанием ко II спряжению относятся:

    глаголы, в неопределенной форме оканчивающиеся на ить(иться): вялить, готовить, ездить, жалить, жеманиться, канителиться, косить, кружить, лакомиться, манить, мерить, молить, нарядить, нездоровиться, нравиться, нянчить, пениться
    .

  • Исключения: брить (брею, бреешь, бреет, бреем, бреете, бреют), зиждиться (употребляется только в двух формах: зиждется — зиждутся) — имеют окончания I спряжения; четыре глагола на ать(аться): гнать, держать, дышать, слышать
    и семь глаголов на еть(еться): видеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть

    — имеют окончания II спряжения.

    Примечание 1. Остальные глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на ать, еть, уть
    , а также глаголы на оть
    с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

    Вот некоторые из них: бормотать, выздороветь, греть, закабалять, закаляться, кликать, колебать(-ся), колоть, колыхать(-ся), краснеть, лепетать, лопотать, молоть, обожать, омрачать, паять, плакать, пороть, считать, сыпать, таять, топтать, тянуть, шептать
    .

    Примечание 2. Глаголы хотеть, бежать, брезжить относятся к разноспрягаемым, т.е. они имеют окончания I и II спряжений.

    Так, глагол хотеть в единственном числе изменяется по I спряжению (хочешь, хочет
    ), а во множественном числе — по II (хотим, хотите, хотят
    ); глагол бежать в 3-м лице множественного числа имеет окончание -ут (бегут), в остальных — окончания II спряжения: бежишь, бежит, бежим, бежите
    ; глагол брезжить
    имеет только две формы: 3-е лицо единственного числа —
    брезжит
    (II спряжение) и 3-е лицо множественного числа —
    брезжут
    (I спряжение).

    Примечание 3. Глаголы стлать и стелить и производные от них: выстлать — выстелить, застлать — застелить, постлать — постелить, перестлать — перестелить и др. — имеют личные окончаний I спряжения: стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют
    .

    Примечание 4. Глаголы типа выздороветь, заиндеветь, опостылеть, опротиветь, плесневеть изменяются в литературном языке по I спряжению: выздоровеешь, выздоровеет, выздоровеем, выздоровеете, выздоровеют
    .

    Примечание 5. В неопределенной форме и прошедшем времени глаголов баятъ, блеять, веять, каяться, лаять, леять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять (не следует путать с глаголом таить), хаять, чаять, чуять суффикс -ять
    , поэтому они изменяются по I спряжению: таешь
    (но: таи

    шь
    от таи

    ть
    ), тает, таем, таете, тают
    .

    Примечание 6. От глагола мучить употребляются формы как I, так и II спряжения: мучаю, мучаешь, мучает, мучаем, мучаете, мучают
    и мучишь, мучит, мучим, мучите, мучат
    . Предпочтительными являются формы II спряжения, а формы I спряжения считаются разговорными, они восходят к устаревшему глаголу мучать.

    Примечание 7. Глагол мерить и производные от него: домерить, померить, замерить и др. — изменяются по II спряжению: мерю, меришь, мерит, мерим, мерите, мерят; формы меряю, меряешь, меряет, меряем, меряете, меряют образуются от просторечного глагола мерять и считаются нелитературными.

    Примечание 8. У многих глаголов приставка вы-
    принимает на себя ударение, в результате чего возникает затруднение в написании. В этих случаях сомнительное окончание рекомендуется проверять бесприставочным словом: выговорят
    — говорят (выговорить
    — говори

    ть), выспишься
    — спишь (выспаться
    — спать), выстрижешь
    — стрижёшь (выстричь
    — стричь).

  • Различаются близкие по звучанию формы 2-го лица множественного числа повелительного наклонения и формы 2-го лица множественного числа настоящего или будущего (у глаголов совершенного вида) времени изъявительного наклонения типа стукните и стукнете.

    Повелительное наклонение образуется с помощью суффикса -и-
    (2-е л., ед. ч.) и окончания -те
    (мн. ч.): сиди-те, пиши-те, прыгни-те
    ; в изъявительном наклонении глагол имеет окончание в зависимости от спряжения: -ете
    или -ите
    . Поэтому у глаголов I спряжения указанные формы различаются; ср.

    : Пиши

    те аккуратней! (повелительное наклонение) и Вы пишете аккуратно, поэтому работу легко читать (изъявительное наклонение), а у глаголов II спряжения такие формы совпадают в написании; ср.

    : Держи

    те ручку правильно! (повелительное наклонение) и Если вы правильно держите ручку, почерк получается красивый (изъявительное наклонение).

  • Источник: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook142/01/part-012.htm

    Императив — повелительное наклонение в немецком

    В нашем сегодняшнем материале по грамматике мы поговорим о повелительном наклонении, именуемом в немецком языке Императив. Мы используем его, когда выражаем другому человеку или группе лиц просьбу, приказ, рекомендацию и т.д. В общем, говорим другому что-то сделать: призываем к действию. Призывать мы можем в трёх лицах: du (ты), ihr (вы), Sie (Вы).

    Образования повелительных предложений

    • Для образования повелительных предложений глагол мы ставим в самое начало (как в вопросе, но говорим без вопросительной интонации) и ставим глагол в императивную форму. Тут правила образования императивных глаголов отличаются у разных лиц:
    • Убираем окончание и оставляем корень слова:
    • инфинитив – kommen > du kommst > императив – komm!;

    Komm heute zu mir! – приходи сегодня ко мне!;

    Ставим глагол в начало предложения:

    Sprecht lauter! – говорите громче!;

    Ставим глагол на первое место и обязательно употребляем местоимение “Sie” в предложении:

    Fangen Sie bitte an! – начинайте!

    Если корень глагола заканчивается на “-t/d” или “-m/n”, то нужно добавлять букву “е” перед окончанием во втором и третьем лице единственного числа и во втором лице множественного числа. Эти глаголы оставляют “е” и в повелительном наклонении.

    • Arbeite schneller! – работай быстрее!
    • Arbeitet schneller! – работайте быстрее!
    • Arbeiten Sie schneller – работайте быстрее (вежливая форма)!

    Отдельно стоит разобрать глаголы “haben” и “sein”:

    • Du – hab Respekt! – имей уважение!
    • Ihr – habt Respekt! – имейте уважение!
    • Sie – haben Respekt – имейте уважение!
    • Du – sei aufmerksam! – будь внимательным!
    • Ihr – seid aufmerksam! – будьте внимательны!
    • Sie – seien aufmerksam! – будьте внимательны!

    Во втором лице единственного числа иногда происходит замена гласной в корне, эта замена остаётся и в императиве: инфинитив – essen > du isst > императив – iss!;

    Чередование a/ä не распространяется на повелительное наклонение: инфинитив – fahren > du fährst > императив – fahr!;

    Обратите внимание, что отделяемые приставки отделяются и в императиве: Ruf mich an! – позвони мне!

    Не забывайте, что императив может заменяться с помощью модального глагола “sollen”. Это более вежливый вариант: Du solltest aufmerksam sein – тебе стоило бы быть внимательным.

    Добавить вежливости также можно с помощью “bitte”: Hilf mir bitte! – помоги мне пожалуйста!

    Без этого инфинитив может звучать слишком фамильярно.

    Источник: https://speakstarter.com/blog/imperativ-ili-povelitelnoe-naklonenie-v-nemetskom-yazyike/

    Ссылка на основную публикацию