В ритм или в ритме?

Что такое ритм в музыке, изучаем и осваиваем ритм

В ритм или в ритме?

Ритм является основополагающим элементом при исполнении музыкального произведения. При этом можно говорить о независимости ритма от мелодии. Так каждый человек мог наблюдать вокруг себя тысячи примеров отдельного существования, начиная от биения сердца и заканчивая ударными инструментами, не имеющими звуковысотной составляющей. Мелодии же без ритма быть практически не может.

Вне зависимости от степени профессионализма, каждый музыкант должен считаться с основами ритма, знать специфическую терминологию, а также уметь воспроизводить произведение или музыкальный фрагмент в предложенном ритме. На данной странице разбираются основные понятия и терминология, необходимая для практики.

Ритм, длительности и паузы

Давайте рассмотрим, что такое ритм. Музыкальный термин представляет собой четкую организацию музыки во временном пространстве. Образуется структура из последовательности длительностей и пауз. В таблице указаны длительности, а также их обозначение.

Название длительности Обозначение при записи Количество счетов на одну длительность
На нотном стане Вне нотного стана
Целая  В ритм или в ритме?  В ритм или в ритме? 1 и 2 и 3 и 4 и
Половинная  В ритм или в ритме?  В ритм или в ритме? 1 и 2 и
Четверть  В ритм или в ритме?  В ритм или в ритме? 1 и
Восьмая  В ритм или в ритме? или 1
Шестнадцатая  В ритм или в ритме? или  В два раза меньше восьмой

Существует специальная таблица, показывающая соотношение длительностей между собой.

Отдельную категорию составляют триоли. Данные длительности появляются при делении не на две части, как это происходило в вышеуказанных случаях, а на три.

Стоит разобраться с таким понятием, как пауза в музыкальном ритме. Пауза – это временной отрезок в музыке, который заполняется тишиной. Существуют следующие по размеру паузы:

  1. Целая пауза. По длительности равна целой ноте. Обозначается черным, закрашенным прямоугольником над третьей линией нотного стана.
  2. Половинная пауза. Равна половинной ноте. Обозначается черным прямоугольником, располагающимся на третьей линии нотного стана.
  3. Четвертная пауза приравнивается к четверти. Обозначается фигурно практически на весь нотный стан.
  4. Восьмая пауза по длительности схожа с восьмой. По обозначению напоминает прописную букву «ч».
  5. Шестнадцатая пауза равна соответствующей ноте. На письме схожа с предыдущей длительностью, отличием является удвоение хвостика.

Необходимо отметить, что некоторые музыканты воспринимают паузы, как остановки, в результате чего сбиваются с общей ритмической канвы. Пауза – это знак молчания, который играет большую роль в произведении.

Настоятельно не рекомендуется съедать паузы за счет другой предшествующей ноты, удлиняя ее длительность. В противном случае, теряется музыкальная мысль. Особенно важно учитывать данный принцип при игре в оркестре, ансамбле или коллективе.

Ведь если не будут учитываться паузы, то звуки будут накладываться друг на друга, создавая неблагозвучия.

Основная терминология

Ритм в профессиональной музыке не может обойтись без таких понятий, как такт, метр, темп и размер.

  • Метр представляет собой равномерное чередование акцентов в музыкальном произведении.
  • Такт представляет собой единицу измерения метра, которая исчисляется нотами или паузами. В размере четыре четверти первая нота в такте – это сильная доля, вторая – слабая, третья – относительно сильная, четвертая слабая. Между собой такты делятся чертой. Закрывает произведение двойная черта.
  • Размер – две цифры, располагающиеся одна над другой, стоящие вначале нотного стана. Верхняя цифра показывает количество длительностей в такте, а нижняя какая длительность преобладает. Располагается обозначение после ключа и ключевых знаков. Примечательно, что показатель дублируется только один раз вначале произведения, на следующих строчках не нужно вновь указывать размер. Исключением является смена на новый.

На рисунке представлен размер 4/4 (четыре четверти)

Указание четвертей не означает, что в такте будут использоваться только данные длительности. Могут быть использованы разные по величине длительности, но их сумма не должна превышать размер. Рассмотрим правильный и неправильный примеры.  

  • Стоит учесть, что размеры бывают простыми, сложными, смешанными и переменными.

К первой простой группе относят преимущественно двух или трехдольные размеры, в которых имеется всего один акцент на сильную долю. Наиболее распространенными можно считать размеры на две четверти, на две половинные, две восьмые, три четверти, три восьмые и три половинные.

Сложные размеры появляются при слиянии двух простых, обычно они имеют к основному акценту на сильную долю, еще дополнительный относительный. В данную группу входят: четыре четверти, шесть восьмых, двенадцать восьмых, шесть четвертей и т.д.

Смешанные составляют особую категорию. Они образуются от соединения нескольких простых неодинаковых размеров между собой. Группа включает такие единицы, как пять четвертей, пять восьмых, а также семь четвертей и семь восьмых.

Переменный размер характерен прежде всего для фольклорной музыки, прежде всего для русской народной песни. Ярким примером является песня «Сидел Ваня».

  1. Популярный размер четыре четверти изображают, как заглавную букву С, поэтому не стоит пугаться данного обозначения.
  • Темп – это музыкальная характеристика, определяющая скорость исполнения музыкального инструмента. Обычно темп размещается вначале произведения над нотным станом, и написан на итальянском языке. Существует три группы медленные, умеренные и быстрые темповые обозначения. В зависимости от выставленного значения произведение может звучать по-разному. Обычно темп выставляется на специальном устройстве, которое называется метроном. Чем больше значение, тем быстрее будет темп.

Дополнительные знаки

Существуют некоторые знаки нотации, которые активно участвуют в образовании ритма. Если две ноты, находящиеся на одном звуковысотном уровне залигованы, то это означает, что первый звук должен держаться суммарное количество по времени. Обычно это требуется для соблюдения группировки в сложных размерах.

Например, возьмем размер четыре четверти. Он сложный и имеет один сильный акцент на первой доле, и один относительно сильный на третьей доле. Таким образом, на первой и третьей доле такта должны оказаться ноты. Чтобы записать ритм четверть, половинная и четверть необходимо соблюсти основные группировочные правила.

Так если после ноты стоит точка, то это увеличивает ее звучание ровно в половину. Например, четверть с точкой равняется по звучанию четверти с восьмой.

Часто длительность с точкой идет рядом с таким понятием, как пунктирный ритм. Термин обозначает ритмическую фигуру, состоящую из длительности с точкой и ее логического по счету завершения. Так наиболее распространенными вариантами являются четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая. Рассмотрим на нотном примере.

  • Как можно заметить по изображению пунктирный ритм используется в основном на сильных или относительно сильных долях такта.
  • Еще одним из дополнительных знаков можно назвать фермату.
  • Этот музыкальный знак обозначает, что исполнитель может выдерживать ноту, помеченную фермату неограниченное количество времени.
  • Основные системы ритмослогов

Существует специальная система ритмослогов, помогающая на практике научиться правильно воспроизводить различные длительности. Данная система была придумана в Венгрии в прошлом столетии и активно используется в музыкальных школах в первые годы обучения музыки, когда закладывается ритмическая основа. Итак, существуют следующие ритмослоги:

  • Целая – Та-а-а-а
  • Половинная – Та-а
  • Четверть – Та
  • Восьмая – Ти
  • 2 шестнадцатые – Ти-ри
  • Пунктирный ритм: четверть с точкой и восьмая – та-ай – ти.

Также были разработаны специальные ритмослоги для определения пауз:

  • Целая – Па-у-уза.
  • Половинная – Па-а
  • Четвертная – Па
  • Восьмая – пи
  1. Подобное восприятие длительностей позволяет в несколько раз быстрее освоить даже сложные ритмические фигуры и научиться быстро читать с листа музыкальные произведения.
  2. Упражнение №1. Усвоение ритмослогов
  3. Пропойте мелодию в предложенном ритме, используя ритмослоги.
  4. Сравните с ответом, представленном ниже:
  5. Советы для быстрого освоения ритма и упражения
  1. Ежедневная практика. Как бы это не было банально, но только ежедневная практика может привести вас к хорошему результату. Необходимо работать над ритмом примерно полчаса в день, чтобы добиться прочной базы.
  2. Первое время стоит использовать метроном. На столе или крышке фортепиано отстукивайте предложенный ритм. Выставляйте вначале медленный темп, от 40 до 60 ударов, затем переходите к более подвижным темпам. Старайтесь сразу попадать в сильные доли.
  3. Используйте систему ритмослогов.

Стоит учитывать, что при игре на фортепиано в работу включены две руки. При этом ритм в каждой из рук может быть различным, чтобы заранее проработать технику требуется делать специальные упражнения.

Упражнения на поочередное вовлечение правой и левой руки, создающее перекличку. Верхняя строка для правой руки, нижняя для левой. Отстукивать ритм необходимо в среднем темпе, в котором вы не будете делать ошибки. При появлении ошибок или остановок требуется перейти к более медленному темпу. Стучать можно на столе или крышке фортепиано под метроном.

  • №1
  • №2
  • Более сложными упражнениями являются те, в которых ритмические фигуры отбиваются одновременно двумя руками.
  • №1
  • №2

Если вы хотите больше упражнений, то рекомендуем вам познакомиться с учебником Ольги Берак «Школа ритма». Пособие делится на несколько частей по размерам. Вначале идут двухдольные размеры, затем идут трехдольные размеры.

Программы для самоконтроля в изучении

Если человек пытается самостоятельно освоить ритм без профессиональной помощи, то ему необходимо проводить контроль, который достигается при помощи современных технологий. Существуют специальные программы, в которых можно проверить собственные знания ритма.

Абсолютный слух 2

В данной программе разработан специальный раздел «Ритм», в котором можно найти следующие разделы для освоения ритмических фигур:

  • Теория. В категории представлены минимальные основополагающие сведения, касающиеся ритма, а также можно послушать как по времени звучат разнообразные длительности.
  • Чтение. При помощи встроенного в приложении метронома требуется отстучать записанный выше ритм, не допуская ошибок.
  • Диктовка. Необходимо правильно записать ритмический рисунок, который вы услышали.
  • Имитация. После прослушивания ритмических фигур необходимо правильно их записать.

В каждом из вышеуказанных разделов есть дополнительные подразделения на определенные ритмические фигуры. Это позволяет добиться совершенства в ритмическом плане.

Стоит отметить, что в сети интернет существует огромное количество электронных метрономов, которые ни сколько не уступают реальным аналогам. Они достаточно просто настраиваются, при чем каждый человек может самостоятельно отстучать ритм, в котором он собирается исполнять произведение или музыкальный фрагмент.

На данной странице мы познакомили с основной терминологией, которая пригодится начинающему музыканту, а также дали необходимые упражнения и рекомендации для усвоения темы. Материал поможет лучше понимать музыкальный текст, а также быстрее ориентироваться и точнее воспроизводить нотную запись.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник: https://soundtimes.ru/uroki-muzyki/chto-takoe-ritm-v-muzyke-izuchaem-i-osvaivaem-ritm

Ритм и темп текста в копирайтинге: просто о сложном

Плохой текст или хороший во многом решает его ритм. Нет, я
не принижаю роль других параметров качества, но ритм – тема особая. Правильное
чередование слов, предложений и абзацев заставляет читателя скользить по тексту
статьи не хуже горки Шугермана. И это отлично! И возникает вопрос: можно ли
задать нужный ритм текста технически? Или для этого нужно обладать определенным
талантом?

Что такое ритм и темп текста

Ритм текста – это чередование предложений, слов и даже
слогов в определенной последовательности.

Читайте также:  Инфинитив в русском языке. примеры

Теме ритмичности в литературе посвящено много исследований. Цитаты «классиков» учат правильно работать с прозой, уделять структуре текста особое внимание.

Рассуждения Константина Паустовского о ритме в текстах:

В ритм или в ритме?

Яркая демонстрация ритма текста из книги «1985» – пример от Гари Провоста:

В ритм или в ритме?

Собственно, на этой цитате можно и закончить изучение
ритмичности текста. Все уже понятно и без дополнительных комментариев.
Чередуйте фразы по длине, избегайте монотонности, добивайтесь гармоничной
структуры, и наступит счастье.

Но все же давайте остановимся на технических моментах
создания ритмичного текста. Ведь лучшее понимание материала поможет выйти за рамки
механического подхода и научит писать, действительно, классные статьи.

Структура ритмичного текста

Слоги, слова и предложения задают ритм. Их правильное чередование позволяет писать настоящие шедевры – как поэтические, так и в прозе. И речь не только о художественной литературе. Кроме того, на темп текста влияет симметричность и структура строк, их длина.

В ритм или в ритме?

Что поможет хорошему автору в создании читабельного текста:

  1. «Рваный ритм». Пример рваного ритма представлен как раз в цитате из книги «1985» и демонстрирует нам, как именно надо чередовать предложения.
  2. Ударные слова. Ударные слова – точки перемены ритма. Запоминаются на уровне эмоций и подсознания, так как именно их в тексте мы всегда выделяем интонационно.
  3. Контроль «воды», «канцелярщины». В бессмысленных словах вязнет сознание. Читать и понимать текст сложно.
  4. «Тире». Этот знак препинания лучше всего воспринимается при чтении и потому отлично подходит для разбивки протяженных предложений. С помощью тире удобно создавать точки симметрии в предложении и выделять акценты.
  5. Чередование абзацев. Абзацы разной длины также регулируют темп текста.
  6. «Микровзрывы». Под этим термином понимают цитаты, выделенные информационные блоки, абзацы из одного слова. Любой контент, визуально выделяющийся из массива текста, привлекает внимание читателя и заставляет сосредоточиться на материале.

«Рваный ритм»: как чередовать предложения

Держать читателя в тонусе помогает переменчивость
предложений. Длинных. Средних. Коротких.

Для понимания:

  • Длинные предложения – более 10 слов.
  • Средние строки – 5-10 слов.
  • Короткие фразы – 1-4 слова.

Оптимальный ритм у каждого автора свое. Но есть несколько
рекомендованных схем:

  1. не более трех предложений одной группы подряд;
  2. два длинных предложения, короткое, очень короткое.

В ритм или в ритме?

Правила создания ритмичного текста

Из всего перечисленного выше выделю три важных совета по
структуре текста:

  1. Чередование предложений разной длины по любой
    удобной схеме.
  2. Списки – обязательно. Нумерованные и маркированные
    перечисления не только улучшают структуру текста, но и служат теми необходимыми
    ударными точками, которые читатель воспринимает лучше всего. Стандартная
    структура списка: слово-акцент и четкая расшифровка.
  3. Подзаголовки. Точки разрыва текста. Служат для
    структурирования материала и «пробуждения» читателя при изучении длинных
    текстов.

Ритм без ритма

Не все авторы следуют рекомендациям о «правильном» темпе
текста. Но это не мешает им создавать настоящие шедевры – отличные статьи и
величайшие художественные произведения. Подозреваю, что Л.Н. Толстой даже не
думал о «длинных-коротких-очень коротких» предложениях, но его «Война и Мир» –
все равно классика. В чем же дело?

Дело в том, что ритм – это не только чередование
предложений, абзацев и акцентов в тексте, это еще и правильная
последовательность слогов. Да, как в стихах. Но поэтам проще. Строфы в
поэтических произведениях имеют небольшую длину и для поддержания нужного темпа
усилия нужны небольшие.

С прозой сложнее.

Тут важно иметь языковое чутье и хороший ритмический слух. Уметь
слышать ударные слоги. Талант необходим тоже, но в минимальной степени. В
создании хорошего контента помогут:

  • книги хороших авторов – чтение классики
    развивает языковое чутье;
  • чтение собственных статей вслух – сразу
    находятся неудачные предложения, сбитый ритм, перегруженные фразы;
  • создание собственных дисциплинарных рамок –
    Сергей Довлатов, например, следовал правилу «в предложении каждое слово
    начинается с другой буквы».

Интересна выдержка из письма самого Довлатова на эту тему:

В ритм или в ритме?

Подводим итоги: текст не должен быть монотонным,
непрерывным, долгим. В нем должен присутствовать ритм, но автор вправе сам
выбирать способ подачи материала. Структура помогает следовать ритму, создает
точки интонационного разрыва.

Собственно, всё.

Источник: https://kaverina80.ru/sekreti-horoshego-kopiraitinga/ritm-i-temp-teksta-v-kopirajtinge-prosto-o-slozhnom/

Осевой ритм, или наслаждение жизнью

В ритм или в ритме?«Само состояние от Осевого ритма всегда прекрасно и приятно, это всегда удовольствие и наслаждение. И само нахождение во времени – это удовольствие для мозга, колоссальнейшее удовольствие».
«Осевой ритм – что же это такое? Осевой ритм – это ваше состояние внутри времени»
Е.Д. Лучезарнова

Осевой ритм позволяет человеку войти во время, разместиться во времени и сохраниться во времени. Именно поэтому получить Осевой ритм можно только в радастовом потоке, где каждый находится на своей личной временной траектории.

За многие годы у нас накопилось несколько Осевых ритмов: иногда мы выбирали их на Радасте сами, иногда получали от Основного Луча.

Но как с ними работать, и о чём они подсказывают, впервые максимально подробно можно узнать на обновлённом озарине «Осевой ритм, или наслаждение жизнью».

Специально для неё записан фильм, в котором Евдокия Дмитриевна подробно рассказывает о значении Осевого ритма, о его взаимодействии с Ритмом возврата и другими ритмами, и о многом другом.

На озарине вы узнаете:

  • О ритморубежах и ритмоциклах, которые идут от Осевого ритма. Как их отслеживать и распознавать, по каким знакам можно лучше понять свой Осевой ритм, его подсказки и подсветки
  • О каких координатах подсказывает Осевой ритм
  • О взаимодействии Осевого ритма с Ритмом возврата, субстанцией розеточного узла и ЫЙИ. О различных вариантах перехода Осевого ритма в Ритм возврата
  • Как проводить ритмокоррекцию по Осевому ритму. Какие практические действия необходимо предпринять, как только вы отдалились от Осевого ритма, а значит, выпали из времени, удалились от своей личной, совместной и общей траектории
  • Каким образом укреплять Осевой ритм и постоянно удерживать собственную ось во времени

Во время данного озарина вы получите настоящее удовольствие и наслаждение, наблюдая за своим Осевым ритмом и проживая его. Перед вами развернется реальная жизнь знакорядов.

Знаки от Осевого ритма выстраивают нам ритморубежи в пространстве. Они делают нашу жизнь насыщенной, интересной, значимой. Благодаря им мы лучше узнаём самого себя, быстрее корректируем и убираем помехи. В нашей жизни появляется праздник невероятности.

Так как Осевой ритм ближе всего к таким координатам, как Облик и Сокровенное имя, то легче будет прочитать свои отношения с людьми, выстроить новые связи или подкорректировать старые.

«Осевой ритм — это главная подсказка, что человек должен сделать сам, что у него всё равно это слабая зона, слабое место и нужно с этой темой очень быстро разобраться и себя ритмооткорректировать.»

Озарин состоит из 5 встреч продолжительностью по 2 часа + 6 этап через неделю.В озарине можно участвовать в формате вебинара, а также в офисе клуба.

Условия прохождения озарина;

  • Вебинар можно проходить индивидуально или в группе.
  • Участником может стать житель любого города из любой страны
  • К первому занятию необходимо подготовить книги: «Озаригн», «Знакомься, знак! Знакомьтесь – знаки!»
  • Книги, необходимые на программе: «Озаригн», «Радастея», «Знакомься, знак! Знакомьтесь – знаки!», «Наноход. Даракод. Ключевые координаты», «Соприульотк», «Времена календарей», «ИРЛЕМ», ритмы, ритмология.

Количество мест на каждую программу ограничено, поэтому рекомендуется как можно раньше оформить и оплатить заказ

Озарин ведёт личный ритмолог:

В ритм или в ритме?

Мак Марина Зиновьена

Ритмостаж 22 года, имеет большой практический ритмоопыт в ритмологических консультациях с разными людьми и координатными сотрудниками. На протяжении 7 лет является главным ведущим клубных вебинаров и ритмовстреч в Санкт-Петербургском клубе «ОЗАРЕНИЯ».

  • Внимание! Сейчас идёт набор участников для озарина
  • «Осевой ритм, или наслаждение жизнью».
  • Стоимость озарина   —  5600 рублей
  • Возможна оплата наличными.
  • Заказать озарин можно на сайте http://irlem-practice.ru
  • или оплатить через расчётный счет клуба  здесь 
  • Заказать

После оплаты вам на эл.почту придет письмо. В письме вы увидите ссылку и пароль для входа на вебинар по озарину. Если письмо не пришло в течении 5 минут после оплаты, обратитесь в службу поддержки клиентов или напишите на эл.почту nplira@gmail.com

Источник: https://ozarign.club/blog/osevoy-ritm.html

Чувство ритма: что это такое и как его проверить?

У понятия «чувство ритма» в музыкальном плане очень простое определение. Чувство ритма – это способность ощущать музыкальное время и улавливать события, которые происходят в течении этого времени.

Что есть музыкальное время? Это равномерное биение пульса, равномерное чередование в нем сильных и слабых долей.

Многие даже никогда не задумывались о том, что музыка какой-нибудь пьесы для инструмента или песни насквозь пронизана каким-то единым движением.

А между тем, именно от этого единого движения, от частоты ударов пульса зависит темп музыки, то есть ее скорость – быстрой она будет или медленной.

ПОДРОБНЕЕ О МУЗЫКАЛЬНОМ ПУЛЬСЕ И МЕТРЕ – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

А что такое события музыкального времени? Это и есть то, что называется словом ритм – последовательность звуков, различных по своей длительности – долгих или коротких. Ритм всегда подчиняется пульсу. Поэтому хорошее чувство ритма всегда основано на ощущении живого «музыкального сердцебиения».

ПОДРОБНЕЕ О ДЛИТЕЛЬНОСТЯХ НОТ – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

Вообще чувство ритма — это понятие не сугубо музыкальное, это то, что рождено самой природой. Ведь в мире все ритмично: смена дня и ночи, времен года и т.д. А посмотрите на цветы! Почему у ромашек так красиво расположены белые лепестки? Это все и есть явления ритма, и они знакомы каждому и каждый их чувствует.

В ритм или в ритме?

Как проверить чувство ритма у ребенка или взрослого?

Сначала несколько вводных слов, а затем мы расскажем о традиционных и нетрадиционных методах проверки, об их плюсах и минусах.

Проверку чувства ритма лучше всего производить не в одиночестве, а в паре (ребенок и взрослый или взрослый и его товарищ).

Почему? Потому что нам трудно бывает дать объективную оценку самому себе: мы можем себя или недооценивать или переоценивать. Поэтому лучше, если есть кто-нибудь проверяющий, желательно музыкально образованный.

Что делать, если мы не хотим никого звать, чтобы нас послушали? Как тогда проверить чувство ритма? В таком случае вы можете записывать упражнения на диктофон и потом оценивать себя как бы со стороны по записи.

Традиционные методы проверки чувства ритма

Такие проверки широко практикуются на вступительных экзаменах в музыкальные школы и считаются универсальными. Они, на первый взгляд, очень простые и объективные, но, на наш взгляд, все-таки не подходят всем без исключения взрослым и детям.

Читайте также:  Запятые между оборотами со словами "в соответствии с", "в целях"

МЕТОД 1 «ПРОСТУЧАТЬ РИТМ». Ребенку, будущему ученику предлагают послушать, а затем повторить ритмический рисунок, который простукивается ручкой или прохлопывается в ладоши.

Это же самые мы предлагаем сделать и вам.

Послушайте несколько ритмов, исполненных на различных ударных инструментах, а затем простучите их или прохлопайте в ладоши, можете просто напеть на слоги типа «там та-та там там там».

Примеры ритмических рисунков для прослушивания:

https://muz-teoretik.ru/wp-content/uploads/2016/01/chuv-ritma-001.mp3 https://muz-teoretik.ru/wp-content/uploads/2016/01/chuv-ritma-002.mp3 https://muz-teoretik.ru/wp-content/uploads/2016/01/chuv-ritma-003.mp3

Данный способ выявления ритмического слуха нельзя назвать идеальным. Дело в том, что многие дети не справляются с заданием.

И не потому, что у них не развито чувство ритма, а в простой растерянности: ведь их просят продемонстрировать то, чего они еще никогда в своей жизни не делали, иногда они вообще не понимают, чего от них хотят услышать. Получается, что ничему еще не учили, но спрашивают. Разве это дело?

Поэтому, если ребенок или испытуемый взрослый справился с заданием – это хорошо, а если нет, то это ни о чем не говорит. Нужны другие методы.

МЕТОД 2 «СПЕТЬ ПЕСНЮ». Ребенку предлагают спеть любую знакомую песню, самую простую. Чаще всего на прослушиваниях звучит песня «В лесу родилась елочка». Вот и вы попробуйте напеть на диктофон свою любимую песню, а затем сравните с оригиналом звучания – много ли расхождений?

Конечно, когда просят что-то спеть, то цель проверки, прежде всего – слух мелодический, то есть звуковысотный. Но так как мелодия немыслима без ритма, то и чувство ритма, следовательно, можно проверить по пению.

Однако и этот метод не всегда работает. Почему? Дело в том, что не все дети могут вот так сразу взять и запеть. Одни стесняются, у других пока нет координации между голосом и слухом. И снова получается та же самая история: спрашивают то, чему еще не учили.

Новые методы проверки чувства ритма

Так как распространенные методы диагностики чувства ритма не всегда могут дать материал для анализа, и, следовательно, в определенных ситуациях оказываются непригодными для проверки слуха, мы предлагаем еще несколько «запасных», нетрадиционных методов проверки, хотя бы один из них должен подойти именно вам.

МЕТОД 3 «РАССКАЗАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ». Этот способ проверки чувства ритма, пожалуй, наиболее доступный для детей. Нужно попросить ребенка прочитать небольшой отрывок (2-4 строчки) любого стихотворения (желательно простого, детского). Например, пусть это будет знаменитое «Наша Таня громко плачет» Агнии Барто.

Читать стих лучше размеренно – не очень быстро, но не медленно, то есть в среднем темпе. При этом ребенку дается задание: каждый слог стихотворения отмечать хлопком в ладоши: рассказывать и хлопать в ладоши в ритме стиха.

После чтения вслух можно дать более сложное задание: читать мысленно про себя и только хлопать в ладоши. Вот тут-то и должно выясниться, насколько развито ритмическое чувство.

Если результат упражнения положительный, можно еще усложнить задание: подвести ребенка к фортепиано, указать на нем какие-нибудь две соседние клавиши в среднем регистре и попросить «сочинить песенку», то есть рассказывать стишок и подбирать мелодию на двух нотах так, чтобы в мелодии сохранился ритм стиха.

МЕТОД 4 «ПО РИСУНКУ». Следующий способ характеризует умственное понимание, осознание явлений ритма вообще в жизни. Нужно попросить ребенка нарисовать рисунок, только обязательно указать, что именно рисовать: например, домик и забор.

После того, как испытуемый завершит рисунок, анализируем его. Оценивать нужно по таким критериям: чувство пропорций и чувство симметрии. Если у ребенка с этим все нормально, то чувство ритма можно будет развить в любом случае, даже если оно в данный момент никак себя не проявило или вообще, кажется, что оно напрочь отсутствует.

МЕТОД 5 «НАЧАЛЬНИК ПОЛКА». В данном случае чувство ритма оценивается по тому, как ребенок командует маршировкой или любым самым простым физическим упражнением из зарядки. Сначала можно попросить маршировать самого ребенка, а затем предложить ему поруководить маршировкой «строем» из родителей и участников экзаменационной комиссии.

Источник: http://muz-teoretik.ru/chuvstvo-ritma-chto-eto-takoe-i-kak-ego-proverit/

Ритм и музыкальность. Руководство к применению

?

Category: Rhytm and Musicality: An E-Guide Laura Riva, Канада

Оригинал: http://grapevine.dzouk.com/rhythm-and-musicality-an-e-guide/

Это теоретическая статья о ритме. Хотите больше практики и более широких знаний? Обратите внимание на Level Up Zouk Camp 2016, который пройдет в Москве на следующей неделе — там 3 дня классов посвящены теме музыкальности — будет над чем поработать.______________________________________________________________________________________

Ритм и музыкальность. Краеугольные камни практически в любом танце из всех, когда-либо существовавших. Мы уделяем так много внимания понятиям «в ритм», «попасть в акцент», «чувствовать музыку», «раскрывать песню»…Я одна из тех, кому повезло.

Я начала заниматься музыкой в 5 лет и не бросала ее вплоть до старших классов. И только 2-3 года назад я начала учиться танцевать. Тяжелее всего для меня были сальса и ча-ча, но все остальные танцы были мне естественны с точки зрения попадания в такт.

Я поняла разницу между 3/4 и 4/4 и быстро стала чувствовать, где будет начало музыкальной фразы.Но как быть тем, кому не так повезло?Есть понятие глухоты ритма.

Считается, что ей подвержены всего 4% населения, остальные же 96% могут естественно определять ритм или натренировать этот навык. Какие существуют стратегии?

Разница между музыкальностью и ритмом

Музыкальность — это ваша способность интерпретировать и выражать более сложные формы экспрессии в музыке. Это требует гораздо более высокого понимания музыки, а ваши движения дожны быть отлично освоены, чтобы вы смогли уделять больше внимания тому, что происходит в музыке.Ритм — это базовый счет в музыке и ваш первый шаг на пути к музыкальности.

Ритм — это основа, и в него просто необходимо уметь попадать в танце независимо от вашего уровня. Очень важно убедиться, что вы умеете это делать, перед тем, как вы попробуете освоить более сложные идеи музыкальности.В этой статье мы рассмотрим основные способы определения ритма, которые помогли мне и остальным. Музыкальность рассматриваться не будет.

«А, ну это просто про ритм, я это умею, закрываю статью» — если вы так подумали, то у меня для вас плохие новости. Такое отношение ничем не отличается от игнорирования базы в танце:  «Там же все просто, пусть начинашки учат». На эту тему я публиковала перевод замечательной статьи «Возвращение к основам».

Рекомендуется к прочтению всем, кто еще не читал, а особенно тем, кто только что хотел эту статью закрыть 😉

  • Определение ритма
  • КАК НАЙТИ ПЕРВЫЙ БИТ  (СЧЕТ 1)
  • Небольшой ликбез:

Возьмите песню. Пусть для примера это будет стандартная песня 4/4 с сильным битом.

1) «Бит» — это широкоиспользуемый термин из английского языка (удар, биение и т.д.). В русском языке это называется «доля», но мы не будем чрезмерно перегружать статью и мозг танцоров музыкальными терминами, чтобы не запутать и не напугать)

2) В зуке музыкальный счет 1 приходится на ТУМ -чик-чик. Так повелось, что преподаватели зука обычно считают ТРИ — раз — два.

Возможно, так легче произносить и так проще учить шаги, но это неграмотно с точки зрения построения музыки.

На самом деле, по музыкальным правилам, самый первый ТУМ в песне — это счет РАЗ, а чик — чик — это вовсе не «два — три».

Если мы возьмем сферическую зук песню в вакууме и наложим на привычный тум-чик-чик, то правильно музыка будет считаться так: (1) ТУМ(2) чик — чик — (3) ТУМ(4) чикчик.

Это очень условно, потому что счета 2 и 4 необязательно будут всегда приходиться на первый «чик». По воле музыканта «чик» может быть немного раньше или позже.

Также очень распространена, например, такая схема: (1) ТУМ(2) * — чик — чик — (3) ТУМ (4) * — чик — чик.

1. Найдите сильные доли

Во многих музыкальных стилях присутствует отчетливый бит на счет «1» (он будет первой нотой в музыкальном фрагменте, и зачастую на него приходится первый шаг в танце). Обычно он сопровождается более тяжелым басом или он значительно сильнее соседних нот.

В начале данной песни первый счет — более тихая нота, звучащая как бас. Ритм идет так: бум — бум — чик — * . (* означает, что последний счет не выражен никаким специфическим звуком, по сути это тишина).

В итоге, первый счет — это первый, более тихий бум в музыке.

2. Определите, когда музыка повторяется

«Такт — единица музыкального метра, начинающаяся с наиболее сильной доли и заканчивающаяся перед следующей равной ей по силе».

Как правило, в музыке будут 4, 8, 12 или 16 счетов, которые будут повторяться. Ближе к концу каждой такой группы счетов музыкальный рисунок немного меняется.

Наша песня начинается с бум — бум — чик — * , иэтот рисунок (это и есть 1 такт) повторяется множество раз с небольшими вариациями .

Каждые 4 такта (которые представляют собой 16 счетов: 4 кусочка по 4 счета), рисунок возобновляется. Счет «1» будет в начале всех этих повторяющихся кусочков.

3. Найдите вокал

Вокал часто начинается на счет «1» или рядом с ним, — но не всегда. Также распрастраненный вариант — после счета «1» или «1-2». В нашей песне Джастин Тимберлейк начинает петь между «2» и «3». Вокал приходится на чик, а не на бум — бум.

Вокал более разнообразен, и поэтому это не самый верный способ найти начало. Но если все остальное потеряно, то стоит попытаться.

Как минимум, вокал поможет вам определить, где музыка повторяется или переходит в новый фрагмент, — это может навести вас на верный путь к первому биту.

4. Найдите «двойной чик».

Во многих стилях (особенно в сальсе, и именно это меня спасло) присутствуетслабый «двойной чик» прямо перед счетом «1».

Он повышает музыкальную тональность, за счет чего сильный бит за ним звучит намного тяжелее. Если вы нашли этот отчетливый контраст, с огромной вероятностью вы нашли счет «1».

Естественно, это не 100%. В выбранной песне двойной чик встречается в разных местах.

Изучение музыкальной теории будет чрезвычайно полезно для развития этих навыков, также как и игра на музыкальных инструментах. Если у вас нет возможности посещать такие уроки, слушайте очень-очень много музыки и специально прорабатывайте упражнения выше.

Слушайте сильный, слабый бит, отсутствие бита, акустику и другие музыкальные стили. Чем больше вы будете практиковаться, тем легче вам будет. Выделите время на практику без танца, т.к.

Читайте также:  Деепричастие с "не" пишутся слитно. примеры предложений

искать ритм и одновременно шагать иногда намного сложнее, чем будучи в спокойной обстановке, когда все ваше внимание приковано только к музыке.

Инструментарий

Salsa Beat Machine Счет в сальсе. Тем, кто не танцует сальсу, это поможет понять те звуки, которые ведут к счету «1». Для меня лично сальса была самым сложным ритмом. Когда я научилась находить «1» в сальсе, у меня больше не было проблем с другими стилями.

Поддержание найденного ритма

Итак, вы определили ритм. Что дальше? Темп!Основная задача здесь — научиться соблюдать темп. Это означает, что ваш счет должен быть равномерным. Мой любимый способ — считать и следить за тем, чтобы мой «раз» попадал в сильный бит. В песне Тимберлейка я буду вслух считать 1, 2, 3, 4…

Если я замечу, что мой «1» не совпадает с «1» в музыке, значит я слишком торополюсь или торможу. Хлопать также помогает.Некоторые люди могут в совершенстве поддерживать ритм, но при этом они не могут постоянно попадать в бит во время танца.

Обычно это вызвано следующим: а) вы не до конца освоили движения; б) вы не освоились с ритмом. Если вам надо поработать с ритмом, используйте шаги, которые вам давно знакомы и комфортны (чтобы над ними не думать) и сосредоточьтесь на счете под музыку во время шагов.

В конце концов, это станет для вас просто и естественно.

Инструментарий

Метроном Прослушивая песню, вы можете включить метроном и играться с ним, пока он не совпадет с битом в песне. С метрономом вам не надо считать, проще сначала понять логику музыке, а потом уже искать в ней счет «1».

Тренажер ритма Более продвинутый вариант, базовые знания нотной грамоты вам помогут. Но и без них можно разобраться, выбирая разные обозначения и слушая, как они звучат. Вы выбираете минимум два ритма, прослушиваете аудио фрагмент и выставляете эти ритмы в том порядке, в каком они были сыграны (А), либо смотрите на ноты и выбираете соответствующий им аудио фрагмент (В).

Разбираемся со сложными песнями

Итак, мы уже хорошо понимаем песни с сильным битом. А что будет если мы возьмем песню без отчетливого бита?

В целом, ничего не меняется, просто слушайте внимательней.

Счет «1»

Здесь так же присутствуют сильные доли. Они могут быть выражены фортепьяно, скрипкой или чем-нибудь еще. Отчетливый счет «1» здесь есть. Сильные доли в этой песне — это фортепьяно, которое звучит прямо перед вокалом.

В песне так же повторяется музыкальный рисунок, посредством фортепьяно и вокала. Даже если фортепьяно играет так: чик * * * чик * * * , или чик * чик * чик * чик, — это музыкальный рисунок, и он повторяется. Его первая нота по-прежнему будет счетом «1».

Что касается повторов вокала, то вокал часто заканчивается на счете «4» и снова появляется после счета «1».

Помните, мы говорили выше о чик — чик на счете «4»? В этой песне тоже есть вариации на эту тему! Каждые несколько тактов содержат синкопу (нерегулярный ритм), ее играет фортепьяно прямо перед счетом «1». Это эквивалентно двойному чик во многих ритмичных песнях (и в зуке).

  1. Ритм
  2. ___________________________________________________________________________________________
  3. С 29 апреля по 3 мая в Москве будет проходить LEVEL UP Zouk Camp.

Не буду обманывать, с этим сложнее. В песнях без постоянного бита потребуется ваше умение заполнять пробелы. Это означает, что вы должны взять пространство между счетами «1» и мысленно разделить его на равные части, чтобы достроить счет до 1-2-3-4.В этом вам поможет метроном и прочие инструменты для нахождения ритма. Salsa beat machine тоже может помочь, если убрать в ней все дополнительные инструменты и оставить только бит. Специальные программы для создания ремиксов очень полезны в этом смысле, но доступны они не всем.Учиться слушать музыку — долгий процесс, который может даваться с трудом. Но научиться реально! Просто кому-то придется для этого приложить намного больше внимания и усилий. Практически все люди могут слышать и соблюдать бит, если будут уделять время тренировкам и практике. Помните, что вы уже достаточно хорошо танцуете, и гордитесь своими достижениями, даже если ритм и музыкальность для вас — мистика.Хороших танцев!А теперь отличное предложение для тех, кто хочет слышать больше и глубже:Главная задача Level Up Zouk Camp'a — раскрыть для вас музыку на новом уровне глубины, даже если вы танцуете много лет! Такого вы еще не видели — 3 дня классов, посвященных единой цели!

Специальный гость мероприятия — Pasty Pieternelle, один из самых музыкальных партнеров в зуке! Видео.

Многие из вас уже были на семинарах по музыкальности и УЖЕ ЗНАЮТ: как попадать на сильную долю, как слышать и выделять акценты в музыке, из чего состоит музыка, под какие инструменты удобно танцевать.(*если не знаете, вам тем более сюда 😉

Какие НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ даёт участие в LEVEL UP?

* ЧЕМ ЛУЧШЕ вы СЛЫШИТЕ — ТЕМ БОЛЬШЕ интересных ВАРИАЦИЙ вы можете придуматьВЫ ОПЫТНЫЙ ПАРТНЕР, который отлично импровизирует и придумывает связки на ходу. Поняв логику построения музыки вы сможете учитывать мелодику трека, а это позволит партнерше легче проявлять себя и получать больше удовольствия ;)Научиться органично вплетать элементы импровизации;Стать более «продвинутым» зук-танцором;Сделать свой танец более «вкусным» визуально;Получить обширную новую зону для дальнейшего развития своего стиля в Зуке;Более уверенно чувствовать себя в танце Зук под любую музыку и с партнером/партнершей любого уровня (как выше, так и ниже вашего);Стать более желанным для других партнеров/партнерш на Зук вечеринках;Если вам откликаются данные пункты, то ВАМ ТОЧНО СЮДА! =)Классы будут полезны и тем, кто только знакомится с танцем (от полугода) и тем кто танцует уже много лет!

РАСПИСАНИЕ: vk.cc/4JnoUR

РЕГИСТРАЦИЯ: vk.cc/4IWYKgОт вашего участия зависит скорость развития зук-тусовки!

Давайте вместе развивать наш любимый танец!

Вы можете следить за анонсами новых статей через группу в VK: https://vk.com/zoukability

Источник: https://zoukability.livejournal.com/2298.html

ТЕМПО-РИТМ

«Что значит сидеть в ритме? Что значит думать в ритме?» — спрашивал Станиславский студийцев и тут же, как бы отвечая на поставленные вопросы, приводил пример из спектакля:

«…Эсмеральда идет на казнь… Марш торжественный. Она идет медленно, а внутри ее при виде гильотины что делается! Все это волнение мечущейся растерявшейся души заметно только в ее глазах, в кончиках пальцев… Вот где собирается ритм. В музыке идет „трам, там!“, а внутри „ти-ти!“… Много раз быстрее. Внутри счет на 32 и медленный торжественный темп в ногах…»

Встав с кресла, он начал показывать, как идет Эсмеральда. А потом предложил студийцам пройтись в том же ритме… «Как видите, — объяснил он, — внутри один ритм, а снаружи вы показываете другой ритм. Если вы ритм почувствуете, привыкнете к этому, тогда вы можете разыгрывать какую хотите драматическую сцену. Ритм выбивает из вас само чувство и настроение».[142]

На практических занятиях в Оперно-драматической студии К. С. Станиславский учил, что темпо-ритм может производить прямое и непосредственное воздействие на чувство актера. Он требовал, чтобы мы овладели им как одним из важных элементов актерского мастерства.

Что же такое ритм? Физическая природа его определяется тем, что ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве. Он присущ всем явлениям природы, движениям живых существ. Одно из важнейших проявлений ритма — повторность элементов, мерность их чередования.

На основе этой мерности складывается все многообразие ритмических соотношений.

Как эстетическая категория, ритм обладает своими закономерностями, специфическими для каждого вида искусства. Эти закономерности обусловлены художественными средствами различных искусств (движение в танце, стихосложение, звуки в музыке и т. д.).

Ритм — это соотношение движений и остановок в пространстве и времени, или ритм — это протекаемые во времени действия, звуки, чувства разнообразной продолжительности с перерывами между ними или правильная смена движений, звуков, чувства различной интенсивности — все это и есть ритм.

В ритме должно быть обязательно известное чередование (будь то звук, движение, чувство). Если же этого чередования нет, то, значит, нет и ритма. В ритме главную роль играет не движение, а акцентировка, то есть остановка или усиление. Без ясной акцентировки в ритме нет четкости, выразительности, к тому же он не способен будет усилить эмоциональную окраску образа.

«Темпо-ритм, — пишет К. С. Станиславский, — механически, интуитивно или сознательно действует на нашу внутреннюю жизнь, на наше чувство и переживание»…[143]«Темпо-ритм действия может интуитивно, прямо, непосредственно подсказывать не только соответствующее чувствование и возбуждать переживания, но и помогать созданию образов».[144]

  • Вот почему в мастерстве актера ритм является важным фактором в передаче всей гаммы чувств человека, эмоциональных процессов его действий.
  • Ритмы бывают: внешний (физический) и внутренний (психологический).
  • Мы не должны смешивать ритм с темпом, тактом и метром (это все составные части темпо-ритма).
  • Темп — это скорость или медленность, он является элементом ритма, характеризующим ритмический рисунок во времени.

Такт — это мера времени, но его продолжительность зависит от темпа, от скорости. При одном и том же счетном размере такта может быть бесконечное количество всевозможных ритмов. Так, например, комбинации ритмов при четырехдольном счете (на 4/4):

  1. 4/32+2/16+4/8+1/4= 1 такту
  2. или
  3. 1/2+1/4+2/8=1 такту
  4. Метр — размер, это абсолютная длительность, за единицу измерения принимается метрическая доля.

Нужен ли ритм в искусстве? Да, нужен, так как искусство — это порядок, а без ритма, ведущего к порядку — внутреннему и внешнему, — художественное творчество актера невозможно. «При ритме нет хаоса, — говорил Константин Сергеевич. — Внешний порядок рождает внутренний порядок. А искусство — это прежде всего порядок».[145]

И если в спектакле (этюдах) не найден верный ритм, то спектакль (этюд) становится скучным, мертвым. Если мысль, слово, текст нужны для воздействия на ум, если задача нужна для воли, то ритм и темп необходимы для чувства.

«Наум непосредственно воздействуют слово, текст, мысль, представления, вызывающие суждения. На волю (хотение) непосредственно воздействуют сверхзадача, задачи, сквозное действие.

На чувство же непосредственно воздействует темпо-ритм».[146]

Итак, ритм служит манком для вызывания чувства. Он легче ухватывается, чем само чувство.

Этапы прохождения данного элемента: первый этап — изучение темпо-ритма действия; второй этап — темпо-ритм в этюдах, отрывках, спектаклях.

Следующая глава

Источник: https://biography.wikireading.ru/282581

Ссылка на основную публикацию