Совершенный и несовершенный вид глагола — как определить, таблица, примеры

Совершенный и несовершенный вид глагола - как определить, таблица, примеры

  • СОВЕРШЕННЫЙ И НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД ГЛАГОЛА
  • Презентация
  • Крыловой Маргариты Анатольевны, учителя русского языка и литературы ГБОУ школа № 320 Приморского района
  • Санкт- Петербурга.
  • 2013 год

Совершенный и несовершенный вид глагола - как определить, таблица, примеры

Категория от греч. « kategoria »

Синонимы: понятие, разряд, признак, концепт, группа, класс, вид, порядок, ранг, сорт, порода, контингент, степень.

Совершенный и несовершенный вид глагола - как определить, таблица, примеры

  1. Переходность
  2. Вид
  3. Время
  4. Вид
  5. Наклонение
  6. Глагол
  7. Возвратность
  8. Род
  9. Спряжение
  10. Число
  11. Лицо

Совершенный и несовершенный вид глагола - как определить, таблица, примеры

ГЛАГОЛ

ГЛАГОЛ

Совершенный и несовершенный вид глагола - как определить, таблица, примеры

Что без меня предметы?

Совершенный и несовершенный вид глагола - как определить, таблица, примеры

Лишь названия.

Совершенный и несовершенный вид глагола - как определить, таблица, примеры

Но я приду — всё в действие придет,

Совершенный и несовершенный вид глагола - как определить, таблица, примеры

Летит ракета

Совершенный и несовершенный вид глагола - как определить, таблица, примеры

Люди строят здания,

Совершенный и несовершенный вид глагола - как определить, таблица, примеры

И рожь в полях растет.

  • На какие вопросы отвечают эти глаголы?
  • Что делает?
  • Летит, растет
  • Что делают?
  • Строят
  • Что сделаю?
  • Приду
  • Что сделает?
  • Придет

Вид глагола- грамматическая категория, которая выражает различия в протекании действия.

  1. Что делал Антон?
  2. Что сделал Антон?
  3. Антон писал письмо
  4. Антон написал письмо
  5. Факт действия
  6. Результат действия

Девочка долго рисовала дом .

Девочка наконец нарисовала дом .

Что делала? Что сделала?

Процесс действия

Законченность действия

Мама быстро убрала комнату

Что делала? Что сделала?

  • Мама часто убирала комнату .
  • Однократность действия
  • Повторяемость действия

Что делает? Что сделала?

  1. Таня собирает вещи и думает о поездке.
  2. Таня собрала вещи и села отдохнуть.
  3. Последовательность действий
  4. Параллельность действий

Что делать? Что сделать?

Строить дом

Построить дом

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Обозначают действие без указания на его предел, незаконченность действия.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают законченность действия.

Что делает? Что сделала?

  • Сестра готовит обед
  • Сестра приготовила обед
  • Действие не завершено
  • Действие завершено
  1. КОЛОТЬ — НАКОЛОТЬ
  2. Колет дрова
  3. (что делает?)
  4. Действие не завершено .
  5. Наколол дров
  6. (что сделал?)
  7. Действие завершено.

Глагол несовершенного вида

А я, ребята, несовершенный вид, И звание мне это вовсе не претит. Вопрос “что делать?” мне задайте, И голову мне не ломайте .

Кто что делал? Кто что будет делать?

  • Повар…
  • Учитель…
  • Баянист…
  • Портниха…
  • Пекарь…
  • Гром…
  • Трава…
  • Огонь…
  • Вода…
  • Врач…
  • Ученик…
  • Подбери глаголы несовершенного вида

Ч то делал ? Что будет делать?

  1. Повар варил Повар будет варить
  2. Учитель учил Учитель будет учить
  3. Пианист играл Пианист будет играть
  4. Портниха шила Портниха будет шить
  5. Пекарь пек Пекарь будет печь
  6. Гром гремел Гром будет греметь
  7. Трава росла Трава будет расти
  8. Огонь горел Огонь будет гореть
  9. Вода текла Вода будет течь
  10. Врач лечил Врач будет лечить
  11. Ученик учил Ученик будет учить

Я глагола вид совершенный, И ничуть я, ребята, не вредный. Вы вопро с « Что сделать? »

скажите, Так меня везде отличите .

Глагол совершенного вида

Кто что сделал? Кто что сделает?

  • Повар…
  • Учитель…
  • Пианист…
  • Портниха…
  • Пекарь…
  • Гром…
  • Трава…
  • Огонь…
  • Вода…
  • Врач…
  • Ученик…
  • ч
  • Подбери глаголы совершенного вида

Что сделал? Что сделает?

  1. Повар сварил Повар сварит
  2. Учитель научил Учитель научит
  3. Пианист сыграл Пианист сыграет
  4. Портниха сшила Портниха сошьет
  5. Пекарь испек Пекарь испечет
  6. Гром прогремел Гром прогремит
  7. Трава выросла Трава вырастет
  8. Огонь прогорел Огонь прогорит
  9. Вода вытекла Вода вытечет
  10. Врач вылечил Врач вылечит
  11. Ученик выучил Ученик выучит

Сказка о том, как поссорились два глагола

За тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в деревне Глаголии жили-были два брата-глагола. Глагол совершенного и Глагол несовершенного вида. Глагол совершенного вида был очень трудолюбивым, всегда все доводил до конца.

А Глагол несовершенного вида был нетерпеливым и бросал дело на половине пути. Решили они как-то нарубить дров и истопить печку. Глагол несовершенного вида говорит: «Рублю». А глагол совершенного вида: «Нарубил».

Глагол несовершенного вида: «Топлю», а Глагол совершенного вида: «Истопил». Так они и жили

Глагол совершенного вида работал за двоих, а Глагол несовершенного вида так никакую работу до конца и не довел.

Надоело это Глаголу совершенного вида, он и говорит:

  • Как же тебе, братец, не стыдно? Я работаю- работаю, а ты только обещаешь.

На их счастье шел мимо старичок по имени Вид.

  • Вы бы лучше не ссорились,- молвил старичок братьям- Глаголам,- а поделили бы работу между собой, чтобы никому обидно не было.
  • Так они и сделали.
  • Глагол несовершенного вида готовил, убирал в доме, мыл посуду, поливал огород. А Глаголу совершенного вида оставалось нарубить дров, истопить печку, вскопать огород и посадить овощи.
  • С тех пор Глагол несовершенного вида выполняет многократную работу, а Глагол совершенного вида – завершает работу.
  • Что делать?
  • Что сделать?
  • Прочитаю
  • Будущее
  • Время
  • простое
  • Читал
  • Прошедшее
  • время
  • Читаю
  • Настоящее
  • время
  • Наст.
  • времени
  • нет
  • Прочитал
  • Прошедшее
  • время
  • Буду
  • читать
  • Будущее
  • сложное
  • время
  • Обозначают действие как процесс
  • Результат действия
  1. Присоединение
  2. приставки
  3. Замена
  4. суффиксов
  5. Изменение ударения
  6. Замена одного слова другим
  7. Образование глаголов совершенного вида
  8. Писать — написать
  9. Брать -взять
  10. Насыпать -насыпать
  11. Решать — решить
  12. А как образуются глаголы несовершенного вида?
  13. А к
  • Время глаголов
  • Н есовершенный вид
  • Что делать?
  • решать
  • С овершенный в ид
  • Что сделать?
  • решить

П.вр .

решал

Б.в р.

решу

П.вр.

решил

Б.вр .

буду решать

Н.вр.

  1. решаю
  2. Внимание!
  3. Глагол совершенного вида не имеет
  4. настоящего времени

Несовершенный вид глагола Совершенный вид глагола Что делать? Что сделать?

  • остановить
  • ходить
  • зажечь
  • смастерить
  • говорить
  • посмотреть
  • Правильно!
  1. Игра «Третий лишний»
  2. Приходит
  3. Зашла
  4. Идёт
  5. Зайду
  6. Принесу
  7. Светила
  8. Выбираю
  9. Зажег
  10. Расстилала
  • Не говори, что делал, а говори,
  • что сделал .
  • Сделал дело гуляй смело.
  • Прочитай русские пословицы и скажи, как ты их понимаешь.
  1. Кроссворд — загадка
  2. Все слова с тобой откроем,
  3. отгадаем все глаголы.
  4. Буду строчки я читать,
  5. а вы – хором продолжать .
  6. Например,
  7. 1) в лесу медведь
  8. может громко …
  9. 2,3)Дети любят песни … ,
  10. а обжора – много … .
  11. 4,5)Соня утром хочет …,
  12. врун – ежеминутно …
  13. 6,7)Книжки любим мы … , в игры разные … .
  14. 8,9)Умеют все коты … , а поросята громко … .
  15. 10,11)Коровам нравится … , птицам – высоко … .

12,13.Солнце жарко может … , а на ветках фрукты … .

  • 14,15)Целый день дождь может … , а портной – нам куртку … .
  • Отвечали вы отлично, знаете глагол на “пять”!
  • Поработав, как обычно, всем нам нужно … !

Ответы кроссворда- загадки

Несовершенный вид Совершенный вид Что делать? Что сделать?

  1. Верно!
  2. петь, есть зареветь
  3. спать, врать
  4. читать, играть
  5. мяукать, хрюкать
  6. мычать, летать
  7. греть, зреть
  8. шить, лить
  9. отдыхать

Словарь видовых пар

Не все глаголы имеют видовые пары

  • Словарь видовых пар
  • Несовершенный вид
  • ( Что делать?)
  • Совершенный вид
  • ( Что сделать?)
  • благодарить
  • По-английски
  • поблагодарить
  • видеть
  • to thank
  • вспоминать
  • увидеть
  • готовиться
  • вспомнить
  • to see
  • делать
  • приготовиться
  • to remember
  • заболевать
  • сделать
  • to prepare
  • to do ( to make)
  • заболеть
  • играть
  • to fall ill
  • сыграть
  • ложиться
  • to play
  • лечь
  • to lie down
  1. СВ
  2. Двувидовые глаголы
  3. Двувидовые глаголы совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида, их вид устанавливается из контекста: женить, казнить, ранить, велеть, воздействовать , использовать…
  4. НВ

Я ( что делаю?) не женюсь, потому что очень молод.

Я ( что сделаю?) женюсь, когда окончу институт.

  • Некоторые глаголы являются одновидовыми .
  • Совершенный вид:
  • очутиться, ринуться, поспать, раскричаться и др .
  • Несовершенный вид:
  • преобладать, присутствовать, сидеть, находиться
  • СВ

Я ( что сделал?) ринулся в открытые двери.

Ученики ( что делали?) присутствовали при рождении чуда.

НВ

  1. Игра «Домино»
  2. Отыщи конец пословицы
  3. 1
  4. За двумя зайцами погонишься-
  5. 2
  6. На вкус и цвет
  7. 3
  8. товарищей нет
  9. 4
  10. Слезами
  11. меч не сечет.
  12. Повинную голову
  13. 5
  14. по уму провожают.
  15. горю не поможешь.
  16. По одежке встречают,
  17. ни одного не поймаешь.
  • Укажи вид глаголов в игре «Домино»
  • погонишься ( что сделаешь?)
  • совершенный вид
  • поймаешь ( что сделаешь?)
  • совершенный вид
  • поможешь ( что сделаешь?)
  • совершенный вид
  • сечет ( что делает?)
  • несовершенный вид
  • встречают ( что делают?)
  • несовершенный вид
  • провожают ( что делают?)
  • несовершенный вид

Определи вид выделенных глаголов

1.Таня читала книгу целую неделю.

2.Анна прочитала книгу быстро и вернула ее подруге.

3. Андрей учил стихотворение 40 минут.

4.Он выучил стихотворение и пошел гулять .

Проверим!

нв

1.Таня книгу целую неделю .

2.Анна книгу быстро и вернула ее подруге.

3. Андрей стихотворение 40 минут

4. Он стихотворение и пошел гулять .

  1. читала
  2. вс
  3. прочитала
  4. нв
  5. учил
  6. св
  7. выучил

Н.в.

Колобок (что делает?) улыбается .

Н.в.

Лисица ( что делает?) слушает.

Проверь свои знания

С.в.

Звери ( что сделали?) встретили .

  • Глагол
  • Важный, необходимый .
  • Действует, обозначает, изменяется .
  • Устами младенца глаголет истина .
  • Учение .
  • Глагол
  • Особенный, главный .
  • Спрягается, показывает, имеет .
  • Глаголом жги сердца людей .
  • Знание .
  • Синквейн

Посмотри! Улыбнись! Оглянись! Удивись! Закричи! Подружись! Развлекись! Поиграй! Узнай! Воскликни! Прочитай!

  1. Определи вид глагола
  2. ,
  3. Все глаголы совершенного вида, они отвечают на вопрос: Что сделай ?
  • Выборочный диктант .
  • Распредели глаголы по корзиночкам
  • Работаю
  • ссорились
  • вскопать
  • нарубить
  • завершает
  • уберут
  • пойди
  • говорят
  • Совершенный вид
  • Несовершенный вид

Спасибо за

внимание

До свидания

Использованная литература:

1. Л.В. Архипова,Т.В. Губанова. Учебное пособие. Изучаем виды глагола. Тамбов, Изд. ТГТУ,2010.

2. Современный русский язык., Учебник. Под редакцией Н.С. Валгиной.: Логос , 2002.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А.

Современный русский язык.- М.: Рольф,2002.

4. Арсирий АТ. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся.-М.Просвещение,1995

Приложение 1.

Включение игровых моментов в учебной процесс помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Приложение 2

Синквейн – прием, позволяющий в нескольких слова х изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме).  

Правила составления синквейна

  • В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
  • Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
  • Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)
  • Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
  • Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Приложение 3

Медаль

Источник: https://multiurok.ru/files/soviershiennyi-i-niesoviershiennyi-vid-ghlaghola.html

Вид глагола в русском языке: понять и полюбить

Зачем нам вид глагола? 

Все мы знаем, какое изобилие глагольных времен в английском языке. Или во французском. Или в испанском. В этом есть своя безусловная прелесть – но таятся и определенные трудности.

Как же все это запомнить – прошедшее простое, прошедшее продолженное, прошедшее, связанное с настоящим, прошедшее совершенное и несовершенное, предпрошедшее… А если речь о романских языках – то к сказанному надо добавить еще и ряд форм Modo Subjuntivo/Subjonctif, выражающих все то же, но с добавлением оттенка субъективности…

В этом отношении русский язык – здесь должна прозвучать барабанная дробь – значительно, ну просто несравнимо проще! У нас есть всего три времени: прошедшее, настоящее, будущее. Однако прервем ликование и задумаемся: разве мы могли бы полноценно выражать свои мысли, если бы все этим ограничивалось? Да ведь нам тогда совсем не интересно было бы разговаривать!

И вот чтобы мысль наша оформлялась точно, красиво, интересно, разнообразно – русский язык располагает прекрасным средством: в нем есть вид глагола! И в этом смысле вид глагола – наш лучший друг, а вовсе не кровный враг. Вопреки распространенной точке зрения, вид глагола создан не для того, чтобы безнадежно усложнить нашу жизнь, а для того, чтобы ее облегчить и украсить.

Что такое вид глагола и как его выучить?

Забудьте о том, что вид глагола – сложная грамматическая тема. В своей жизни я учила русскому языку несколько сотен студентов. Из самых разных стран, со всех, кажется, континентов. И потому знаю, что основную массу проблем с видом глагола вполне можно снять, если с самого начала четко объяснить и закрепить значение и употребление видов. При этом важно следовать двум условиям.

  • Условие первое:
  • Сначала нужно освоить и хорошенько закрепить основы этой грамматической темы, и только потом обращаться к более сложным частным случаям.
  • Условие второе:

Глагольные пары (в последовательности «несовершенный вид-совершенный вид» – именно так они будут записаны в любом учебнике, грамматическом пособии и так далее) нужно заучивать наизусть. Даже если лень, даже если не хочется – ничего не попишешь. Глагол, особенно в обиходно-бытовой сфере – организующий центр предложения.

Уделите ему уже на начальном этапе достаточно внимания – и вы никогда об этом не пожалеете.

Разумеется, поначалу речь будет идти о сравнительно небольшом количестве глаголов (при этом нужно уметь активно использовать все грамматические формы, то есть как форму несовершенного, так и форму совершенного вида в настоящем, прошедшем и будущем времени), но постепенно список должен расширяться.

В этой статье мы поговорим именно об основах темы «вид глагола».

Все глаголы в русском языке имеют вид: либо несовершенный (НСВ), либо совершенный (СВ). То есть каждый раз, когда вы при построении фразы используете глагол, вы выбираете не только время, но и вид глагола. Без вида глагол в русском языке не существует!

Глаголы НСВ выражают действие в процессе его протекания.  Глаголы СВ обозначают действие, ограниченное пределом (часто мы определяем это как «результат»).

Сравните:

Он читает книгу (НСВ): мы представляем себе человека, сидящего за столом в библиотеке или дома в уютном кресле. Перед ним – раскрытая книга, он пробегает глазами страницу за страницей, – то есть перед нашими глазами разворачивается процесс, протекание действия.

Он прочитал книгу (СВ): чтение закончено, книга закрыта и отложена, может быть, она уже вернулась на полку или в библиотеку. Перед нами – предел, результат, конец действия.

То есть, строя свое собственное предложение с тем или иным глаголом, вы первым делом должны будете определиться, какой вид глагола выбрать: несовершенный или совершенный. Так, английскому глаголу read соответствует видовая пара «читать (НСВ)/прочитать (СВ)».

Если вы хотите что-то сказать о процессе действия, то будете образовывать соответствующую форму от инфинитива «читать» (НСВ); если о действии завершенном, имеющем результат — от «прочитать» (СВ).

 [Инфинитивом называют базовую форму глагола, ту форму, которую вы находите в словаре].

Рассмотрим еще один пример с новой видовой парой: писать (НСВ)/написать (СВ).

Она пишет письмо (НСВ) – процесс, протекание действия: строчки одна за другой появляются на листе бумаги.

Она писала письмо два часа (НСВ) – перед нами снова процесс действия, но на этот раз он отнесен в прошлое.

Из этого предложения мы узнаём, что в течение определенного времени неизвестная нам девушка сидела с листом бумаги и ручкой за столом или же перед компьютером. Мы не знаем, как закончился этот процесс.

Было ли письмо закончено? Было ли оно отправлено адресату? Ответов на эти вопросы предложение не дает.

Принципиально иная ситуация в следующем примере:

Она написала письмо (СВ). Это предложение сообщает нам, что  действию положен предел, и достигнут конкретный результат: письмо закончено, лежит на столе в конверте или уже отправлено.

В русском языке есть небольшое количество двувидовых глаголов (то есть глаголов, которые могут употребляться как в значении НСВ, так и в значении СВ) и некоторое количество одновидовых глаголов (то есть глаголов, которые не имеют видовой пары и употребляются только в одном виде).

На них мы сейчас не будем останавливаться, это было бы несколько преждевременно.

Сейчас мы будем говорить о глаголах, которые образуют видовые пары – потому что именно этих глаголов в русском языке большинство, и на начальном этапе очень важно понять разницу между совершенным и несовершенным видом глагола и научиться использовать их в речи. 

  1. Совершенный и несовершенный вид глагола - как определить, таблица, примеры
  2. Образование форм совершенного и несовершенного вида
  3. По способу образования глаголы, образующие видовые пары, можно разделить на три группы:
  4. 1. префиксальные, например: читать – прочитать
  5. 2. суффиксальные, например: рассказывать – рассказать
  6. 3. супплетивные, например: говорить – сказать
  7. Остановимся на каждой из групп подробнее.
  1. То, что происходит с глаголами первой группы, называется словом «перфективация». Это означает, что совершенный вид («перфект», отсюда и название) образуется от несовершенного вида путем прибавления префикса, или приставки (про-, с-, по-, вы- и т.д.). Угадать, с помощью какого именно префикса будет образован совершенный вид, невозможно! Поэтому глагольные пары остается только заучить. Итак, запоминайте программу-минимум:

читать – прочитать, писать – написать, рисовать – нарисовать, чертить – начертить, делать – сделать, фотографировать – сфотографировать, петь – спеть, танцевать – станцевать, играть – сыграть, уметь – суметь, мочь – смочь, есть – съесть (что-то конкретное; например, съесть яблоко), есть – поесть, пить – попить, пить – выпить (что-то конкретное: например, выпить стакан сока), мыть – помыть (или вымыть), звонить – позвонить, думать – подумать, стучать – постучать, дарить – подарить, целовать – поцеловать, завтракать – позавтракать, обедать – пообедать, ужинать – поужинать, знакомиться – познакомиться, менять – поменять (или обменять), смотреть – посмотреть, слушать – послушать, ставить – поставить, знать – узнать, видеть – увидеть, слышать – услышать, готовить – приготовить, ждать – подождать, платить – заплатить (или оплатить) и, наконец, учить – выучить.

Исключение: покупать (НСВ) – купить (СВ)!

  1. Вторая группа ведет себя прямо противоположным образом. Здесь происходит «имперфективация», и направление обратное: к совершенному виду добавляется префикс – и таким образом появляется несовершенный вид («имперфект»). Как и в случае с первой группой, то, какой именно суффикс понадобится нам для образования видовой пары каждого конкретного глагола, нельзя ни угадать, ни вывести логически. Поэтому запоминаем программу-минимум:

давать – дать, уставать – устать, вставать – встать, открывать – открыть, забывать – забыть, рассказывать – рассказать, показывать – показать, рассматривать – рассмотреть, спрашивать – спросить, решать – решить, изучать – изучить, получать – получить, повторять – повторить, бросать – бросить, кончать – кончить, отвечать – ответить, отправлять – отправить, поздравлять – поздравить, понимать – понять, обнимать – обнять, начинать – начать, вспоминать – вспомнить, выбирать – выбрать. Ну а если вы это уже выучили, то можно и отдыхать – отдохнуть!

  1. Глаголы третьей группы ведут себя совсем уж особенным образом и не подчиняются никаким правилам. Единственное, что можно сказать про них – несовершенный вид и совершенный вид этих глаголов совсем друг на друга не похожи. Поэтому эти глаголы нужно просто выучить наизусть.  Не унывайте, их совсем не много:
  • говорить – сказать, брать – взять, класть – положить, искать – найти, ловить – поймать
  • Вид глагола в настоящем, прошедшем и будущем времени
  • Уже на начальном этапе изучения русского языка очень важно понять и запомнить:
  • ● глаголы несовершенного вида имеют три формы времени: настоящее, прошедшее, будущее, например:
  • Я читаю журнал;
  • Завтра я буду читать журнал;
  • Вчера я читал журнал.
  • ● глаголы совершенного вида имеют только две формы времени: прошедшее и будущее, например:
  • Я прочитал твое письмо;
  • Завтра я прочитаю твое письмо.

Это связано со значением видов: совершенный вид обозначает действие, ограниченное пределом, а несовершенный вид – процесс.

В настоящем времени мы всегда имеем дело с процессом, и никогда с результатом (сравните: я читаю, ты смотришь, он ест…).

Предел, или результат, может быть либо уже достигнут (и тогда мы используем прошедшее время, например: «Он съел яблоко»), либо будет достигнут в будущем (тогда будет использовано будущее время, например: «Он съест яблоко»).

  1. Основные значения видов глагола 
  2. Чтобы хорошо понять и запомнить значения видов глагола в русском языке, проанализируйте, какие из них есть в вашем родном языке, а какие вам нужно будет просто запомнить.
  3. Основных значений у НСВ три: первое – «процесс/длительность/продолжительность действия», второе – «регулярное/повторяющееся действие» и третье – «факт», а у СВ два – «результат» и «однократность» (мы объединим их в одно значение, поскольку граница между ними часто размыта).
  4. Сравните:
НСВ СВ
а) процесс действия: Я (долго/три часа) писал письмо. а) результат действия+ однократность Я написал письмо.
  • б) регулярное действие:
  • Обычно я пишу письма вечером.
  • Он всегда читал перед сном.
  1. в) факт
  2. — Что ты делал вчера?
  3. Писал письмо брату, а потом смотрел фильм.
  • Первое и второе значение НСВ, так же как и единственное значение СВ, обычно не представляют трудностей для студентов-иностранцев: достаточно один раз понять логику и запомнить один-два простых примера.
  • Он читал, читал роман – и наконец прочитал (в первой части предложения использован НСВ, поскольку речь идет о процессе действия; во второй – СВ, поскольку действие закончено).
  • Он открывал, открывал дверь – и наконец открыл (такая же ситуация: НСВ-СВ).
  • По утрам он просматривает газеты (использован НСВ, поскольку описывается регулярное действие).
  • Он прочитает эту книгу за два дня (использован СВ, будущее время: предложение сообщает нам, что через два дня будет достигнут результат).
  • Он каждую неделю играет в теннис (регулярность = НСВ).
  • По вечерам он будет читать и гулять (регулярное действие в будущем, НСВ).
  • Кроме того, эти значения видов могут сопровождаться определенными словами, облегчающими выбор нужной формы. Запишем их в виде таблицы:
НСВ СВ
а) долго в конце концов, наконец
    2, 3, 4 … часа (дня, года…) вдруг, сразу, неожиданно
    весь день (весь вечер, всю ночь)
    всю жизнь
б) обычно, часто, редко, иногда, каждый день, всегда, никогда

Трудности у иностранцев обычно вызывает третье значение НСВ, обозначенное как «факт». Советую вам поэтому сразу обратить на него внимание, больше слушать и запоминать, как используют его русские, а также закрепить употребление этого значения на большом количестве примеров. Например:

  1. Вчера вечером я стирал, мыл посуду, готовил ужин, а потом смотрел телевизор.
  2. Днем я ходил в Эрмитаж, а потом обедал с русским  другом в одном кафе.
  3. Спасибо, я не хочу кофе, я уже пил кофе сегодня утром.

Из этих предложений вы получаете общую информацию о том, чем ваш собеседник занимался. Вас в данном случае не интересует, было ли то или иное действие доведено до конца, был ли получен тот или иной результат.

Важно понимать, что в этих предложениях возможна замена НСВ со значением «факт» на СВ со значением «результат». В таком случае неизбежно изменится и оттенок фразы (иностранцы часто не учитывают этого изменения смысла).

Сказав «Я постирал, помыл посуду, приготовил ужин», русский имеет в виду – ура, я все закончил, я освободился! «Я сходил в Эрмитаж» – значит, долго не мог добраться, и вот наконец сходил, какое счастье!  

После того как вы выучите видовые пары и выполните тренировочные упражнения, вы уже не будете чувствовать неуверенность, используя виды глагола.

А наши профессиональные преподаватели русского языка как иностранного будут рады помочь вам сделать процесс изучения русского языка занимательным и эффективным.

На нашем сайте вы можете выбрать преподавателя и заказать с ним бесплатное пробное занятие.

Удачи!

Источник: https://skype-language.com/article/vid-glagola-v-russkom-yazyke-ponyat-i-polyubit

Виды глаголов

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Виды глаголов различаются по значению.

Таблица совершенных и несовершенных глаголов ВидНеопределённая формаПрошедшее времяНастоящее времяБудущее время
Несовершенный Что делать?играть Что делал?играл Что делаю?играю Что буду делать?буду играть
Совершенный Что сделать?поиграть Что сделал?поиграл Что сделаю?поиграю

Глаголы несовершенного вида

Глаголы несовершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать?:

сидеть, говорить, играть

Глаголы несовершенного вида имеют три временные формы: прошедшее, настоящее и будущее сложное время. В любой временной форме они обозначают повторяющееся или продолжающееся действие, без указания на то, было ли это действие завершено. Например:

  • (что делал?) толкал – прошедшее время, возможно, действие повторялось несколько раз и неизвестно, был ли достигнут нужный результат;
  • (что делают?) читают – настоящее время, продолжающееся действие, так как неизвестно, сколько времени уже длится действие и сколько ещё будет длится;
  • (что буду делать?) буду рисовать – будущее сложное время, возможно, действие будет повторяться и нет указания на то, что оно будет доведено до конца;
  • Подробнее про каждую временную форму глаголов вы можете посмотреть в теме Времена глаголов.
  • Глаголы несовершенного вида также могут обозначать действия, которые начинались, начинаются или будут начинаться:
  • зажигал, зажигаю, буду зажигать
  • Глаголы совершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос что сделать?:
  • присесть, поговорить, прочитать

Глаголы совершенного вида имеют две временные формы: прошедшее и будущее простое время. В любой временной форме они обозначают завершённое (законченное) и неповторяющееся действие. Например:

(что сделал?) присел – прошедшее время, действие закончено и было сделано один раз, то есть не повторялось;

(что сделают?) поговорят – будущее простое время, действие будет сделано полностью и не повторится.

Глаголы совершенного вида также могут обозначать действия, которые уже начались или должны начаться:

заговорил, заговорю

Образование видов

От глаголов несовершенного вида можно образовать разными способами глаголы совершенного вида. Рассмотрим способы образования:

  • Добавление приставки: писать — подписать, сидеть — досидеть
  • Отбрасыванием суффиксов, например: давать — дать, спасать — спасти
  • Заменой суффиксов, например: удваивать — удвоить, решать — решить, прыгать — прыгнуть
  • Заменой суффиксов и чередованием звуков в корне: прощать — простить, засыхать — засохнуть

Многие глаголы могут иметь совершенный и несовершенный вид. Два вида одного и того же глагола образуют видовую пару.

  1. Видовая пара глаголов часто образуется с помощью образования одного вида от другого, например:
  2. говорить — поговорить
  3. читать — дочитать
  4. решать — решить
  5. Некоторые видовые пары имеют разные основы, но обозначают одно и то же действие:
Несовершенный видСовершенный вид
брать ловить класть искатьговорить взять поймать положить найтисказать
  • Отдельные видовые пары глаголов различаются только ударением:
  • засыпа́ть — засы́пать
  • разреза́ть — разре́зать
  • отреза́ть — отре́зать
  • Некоторые глаголы, в зависимости от предложения, в котором они употребляются, могут быть как несовершенного вида, так и совершенного:

Анна сейчас (что делает?) телеграфирует сестре о времени приезда. (настоящее время, несовершенный вид)

Она завтра (что сделает?) телеграфирует о своём отъезде. (будущее время, совершенный вид)

Такие глаголы называются двувидовыми, к ним относятся: телеграфировать, овладевать, ночевать, ранить, женить, казнить и некоторые другие.

Источник: https://naobumium.info/russkiy/vidy_glagolov.php

Как определить вид глагола — как определять вид глагола? соверш. или несоверш? — 2 ответа



Автор Милашка задал вопрос в разделе Домашние задания

как определять вид глагола? соверш. или несоверш? и получил лучший ответ

Ответ от КРИСТИНА.[гуру]1.)(ЧТО ДЕЛАТЬ? что делает? ) играет, читает, пишет, летит, смеётся. Это действия, которые совершаются СЕЙЧАС, но не совершились. Поэтому ВИД У НИХ НЕСОВЕРШЕННЫЙ.В вопросе НЕТ ПРИСТАВКИ-запомни это!2.

)(Что Сделать?, Что Сделали? что Сделают?) нарисовать, поиграть, нарисовали, поиграли, нарисуют, сыграют—это СОвершенный вид. Он обозначает, что действие УЖЕ совершено или совершится.Внимание! В вопросе есть ПРИСТАВКА.Ответ короткий, но понятный .

Ответ от 2 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: как определять вид глагола? соверш.

или несоверш?Ответ от Кристина[гуру]соверш-это то что уже сделано, не соверш-то что будет, например -строитьОтвет от Влада[новичек]совершенный-прошедшее время, несовершенный-будующее))Ответ от Victoriashu[гуру]задай ему вопрос. Если он ответит на вопрос «что сделать» — совершенный.

Если — «что делать» — несовершенныйОтвет от Ирина Ковалева[гуру]Вид – это признак глагола, выражающий некоторые особенности протекания описываемого им действия, такие как наличие указания на предел действия, начало или окончание действия, ограниченность его во времени, прерывистость и другие особенности.

Различаются два вида глаголов, совершенный и несовершенный. Глаголы несовершенного вида описывают действие в его течении, без указания на его предел: решал, толстел, шумел, в отличие от глаголов совершенного вида, содержащих указание на оконченность действия или его части: решил, растолстел, зашумел.

Большинство русских глаголов образуют видовые пары: встречать – встретить, решать – решить, толкать – толкнуть, писать – написать, лелеять – взлелеять, ночевать – переночевать, толстеть – растолстеть, брать – взять, говорить – сказать, садиться – сесть, отрезáть – отрéзать.

Кроме того, существуют глаголы одновидовые, у которых нет соответствий в другом виде (сожалеть, заискивать и др. – только несовершенного вида, грянуть, хлынуть и др. – только совершенного вида) и двувидовые, у которых формы видов совпадают (женить, казнить, информировать). Внутри видов существуют также различные подвиды, но далеко не все глаголы имеют все подвидовые формы.

Кратный и некратный подвиды несовершенного вида Среди глаголов несовершенного вида выделяются небольшое количество глаголов, имеющих два подвида, кратный и некратный.

Некратные глаголы выражают действие непрерывное, однонаправленное, в отличие от кратных, обозначающих действие разнонаправленное, либо прерывающееся, повторяющееся: бежать – бегать, брести – бродить, везти – возить, вести – водить, гнать – гонять, ехать – ездить, идти – ходить, катить – катать, лезть – лазить, лететь – летать, нести – носить, плыть – плавать, ползти – ползать, тащить – таскать. Я отнёс бы сюда же пары быть – бывать, видеть – видать / видывать, слышать – слыхать / слыхивать (садить – сажать? ) У остальных глаголов формы кратного и некратного подвидов совпадают. В английском языке глаголам кратного подвида соответствуют глаголы из группы времён Indefinite, а некратным – из Continuous. Сравните: Катя ходит в школу. – Kate goes to school. и Катя идёт в школу. – Kate is going to school. (причём вторая пара предложений, как русское, так и английское, могут передавать два смысла: «сейчас идёт» и «скоро идёт»). Одновидовые глаголы * сожалеть, заискивать * грянуть, хлынуть, ринуться, очнуться, очутиться, понадобиться Двувидовые глаголы

* женить, казнить, обещать, стартовать, информировать, телеграфировать

Ответ от Ѐасул Бесфамильный[гуру]Если отвечает на вопрос что делать? то несовершенный, а если что сделать? то совершенныйОтвет от Марина[активный]совершенный отвечает на вопрос что сделать,, что сделал, что сделает ( сказать) а несовершенный что делать, что делал, что делает, что будет делать (говорить)Ответ от Гуля Зарипова[новичек]совершоный это бляОтвет от Crazy_MMORPG *[новичек]ЧебурекОтвет от Белый Котик[новичек]щтоОтвет от ЂатьянаВоробьева[новичек]ЭТО журавликОтвет от Вадим Князев[новичек]Лицо глагола Единственное число Множественное число первое -аю, -ую, -яю -ем, -им второе -ешь, -ишь -ете, -ите третье -ет, -ит -ют, -ут, -ят, -атХороший вариант – создать собственную таблицу с примерами. Начертите её на отдельном листе плотной бумаги, придумайте свои примеры на каждое окончание и вставьте их в соответствующие строки. Так вы сможете быстро запомнить все окончания и в дальнейшем легко определять лицо глагола.4.Обратите внимание на важный момент: у глаголов, находящихся в прошедшем времени, лицо не определяется! Также не нужно определять этот признак у инфинитива. Например: училась (я, ты, она). Учиться (мне, тебе, ей). Вам достаточно подставить соответствующие местоимения, чтобы убедиться: глаголы прошедшего времени и инфинитивы не обладают грамматической категорией лица. Обязательно укажите это отдельно на вашем листе с таблицей и приведите собственные примеры. Тогда вы уже не забудете данную особенность глагола как части речи.5.В сложных случаях нужно использовать все известные вам методы определения лица глагола. Лучше применять все способы до тех пор, пока вы не начнёте свободно ориентироваться в этой грамматической категории глагола и правильно определять лицо. Тогда вам будет достаточно пользоваться одним, наиболее удобным для вас, методом.Как определить лицо глагола? Алгоритм Как определить лицо глагола правильно? Вам понадобится вспомнить советы и воспользоваться алгоритмом.1.Выпишите глагол, лицо которого вам требуется определить, на отдельный листочек.2.Убедитесь, что глагол имеет настоящее или будущее время, не является инфинитивом. Если перед вами глагол будущего, настоящего времени, приступайте непосредственно к анализу.3.Подставьте к глаголу местоимение, подходящее по смыслу. Определите лицо местоимения. Глаголы употребляются с местоимениями того же лица, какое они имеют. Например, если к вашему глаголу подошло местоимение второго лица – перед вами глагол второго лица.4.Задайте к глаголу вопрос. Выясните, на вопрос какого лица он отвечает, исходя из этого определите лицо глагола.5.Самый надёжный способ – определение лица по формальному признаку. Разберите глагол по составу и выделите в нём окончание. Вспомните таблицу личных глагольных окончаний и запишите, какое лицо у данного глагола.Выполняйте анализ глагола тщательно, не торопясь, вспоминайте рекомендации, местоимения, вопросы, соответствующие разным лицам, таблицу, следуйте алгоритму. Тогда вы будете правильно определять данную грамматическую категорию глагола.Лицо глагола Единственное число Множественное число первое -аю, -ую, -яю -ем, -им второе -ешь, -ишь -ете, -ите третье -ет, -ит -ют, -ут, -ят, -атХороший вариант – создать собственную таблицу с примерами. Начертите её на отдельном листе плотной бумаги, придумайте свои примеры на каждое окончание и вставьте их в соответствующие строки. Так вы сможете быстро запомнить все окончания и в дальнейшем легко определять лицо глагола.4.Обратите внимание на важный момент: у глаголов, находящихся в прошедшем времени, лицо не определяется! Также не нужно определять этот признак у инфинитива. Например: училась (я, ты, она). Учиться (мне, тебе, ей). Вам достаточно подставить соответствующие местоимения, чтобы убедиться: глаголы прошедшего времени и инфинитивы не обладают грамматической категорией лица. Обязательно укажите это отдельно на вашем листе с таблицей и приведите собственные примеры. Тогда вы уже не забудете данную особенность глагола как части речи.

5.В сложных случаях нужно использовать все известные вам методы определения лица глагола. Лучше применять все способы до тех пор, пока вы не начнёте свободно ориентироваться в этой грамматическо

Ответ от Аля Аля[новичек])Ответ от Arsenui ![новичек]ккОтвет от Relax[новичек]Что сделать? — совершенный.

Что делать? — несовершенный

Ответ от Котик Кузя[новичек]спасибоОтвет от Анна Балдина[новичек]парраоОтвет от ВЗППСО ОГТ[новичек]Если у гагола нет приставки ( Что делать? что делают?), то это вид НЕсовершенный ( чатает, читать, играет, играть…)

Если у глагола есть приставка ( Что сделать? что сделает?), то это СОвершенный ( прочитать, зачитать…)

Ответ от Оксана Платицина[активный]Инструкция1Все глаголы делятся на два вида. Для начала следует дать определение термину «вид». Вид представляет собой глагольную категорию, которая показывает, как происходит действие во времени, выражает отношение действия к его результату. Категорию вида в любой форме, имеют все глаголы русского языка.

Как правило, глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.2Определение глаголов совершенного видаГлаголами совершенного вида называют глаголы, отвечающие на вопрос «что сделать?» и обозначающие действие предмета, ограниченное по времени, законченность.

Глаголы совершенного вида также обозначают действие, ко¬торое уже закончилось (или закончится), действие, которое сообщает о достижении результата (запомнить, прибежать), действие, которое уже началось или скоро начнется, (заговорить, забежать), единичное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть — глаголы имеющие суффикс -ну).

3Определение глаголов несовершенного видаГлаголами несовершенного вида называют глаголы, отвечающие на вопрос «что делать?» и обозначающие действие без указания итога, а также без ограничения его по времени, действие длительное или повторяющееся (писать, смотреть, говорить, сидеть, стоять).4

Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют пары по виду.

Видовую пару составляют глагол несовершенного вида и глагол совершенного вида, имеющие, одинаковое лексическое значение и различающиеся только значением вида: смотреть — просмотреть, писать — написать, строить — построить, бежать — прибежать.

Ответ от Ёубботин Максим[новичек]подставь вопрос если приставки нет то несовершенный если приставка есть то совершённый и удаче тебе на русском языкуОтвет от 2 ответа[гуру] Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:

Источник: https://2oa.ru/kak-opredelit-vid-glagola/

Виды глаголов. Совершённый и несовершенный вид

Добрый день, уважаемый студент! Сегодня мы рассмотрим виды глаголов. Очень часто мои студенты задаются вопросом, почему в русском языке так много разных глаголов, как определить их время и почему некоторые глаголы употребляются с приставками, а некоторые без.

Чтобы разобраться во всех этих вопросах, давайте разберем глаголы совершенного и несовершенного вида. Форму глаголов несовершенного вида вы обнаружите в словаре, глагол в данном случае обозначает действие, а уже от этой формы образуются глаголы совершенного вида.

При этом надо отметить,что способов этих достаточно много, вот некоторые из них:

При помощи приставок, сравните:

Несовершенный вид Совершенный вид
Читать [Chitat'] To read Прочитать [Prachitat'] Has red
Писать [Pisat'] To write Написать [Napisat'] Has written
Готовить [Gatovit'] Приготовить [Prigatovit'] Has cooked
Покупать [Pakupat'] To buy Купить [Kupit'] Has bought

Обратите, пожалуйста, внимание, что у нас есть слово-исключение, которое образуется в совершенном виде без приставки — это глагол «Купить». В несовершенном же виде этот глагол употребляется с приставкой -по.

При помощи разных суффиксов:

Несовершенный вид Совершенный вид
Решать [Rishat'] To solve/to decide Решить [Rishit'] Has solved/Decided
Показывать [Pakazyvat'] To show Показать [Pakazat'] Has shown
Забывать [Zabyvat'] To forget Забыть [Zabyt'] Has forgotten

При помощи совершенного иного слова:

Несовершенный вид Совершенный вид
Говорить [Gavarit'] To speak Сказать [Skazat'] Has spoken
Брать [Brat'] To take Взять [Vzyat'] Has taken

Итак, если мы хотим сказать,что действие происходит регулярно, нам нужен глагол несовершенного вида. Если действие произошло 1 раз в какой-то момент или день/час и т.д. и мы знаем о его результате, то мы имеем дело с глаголом совершенного вида. Такие глаголы отвечают на вопрос «что сделать

Если же мы говорим о повторяющихся действиях, то мы не только используем глаголы несовершенного вида, которые отвечают на вопрос «что делать?», но и используем различную дополнительную информацию в лице наречий, которые как раз-таки и показывают эту повторяемость. Например,

Анастасия не может готовить (что делать?), она готовит редко. [Anastasija ne mozhit gatovit', ana gatovit redka] Anastasiya cannot cooking, she cooks rare.

Я купила (что сделала?) красивое платье, оно мне очень идёт! (виден результат) [Ya kupila krasivae plat'e, ano mne ochin' idyot] I bought a new dress, it suits me much.

Чтобы правильно определить вид у глагола можно запомнить некоторые наречия, которые помогут правильно решить, точно ли тот или иной глагол относится к определенному виду:

Несовершенный вид

Что делают? Когда? Как часто?

  1. Никита смотрит фильм Каждое утро/вечер/день, регулярно, часто, редко, иногда, обычно.
  2. Виталий покупает газеты
  3. Мы играем в волейбол

Совершенный вид Что они сделали? Когда?

  1. Никита посмотрел фильм «Титаник» Вчера, вечером, утром, сегодня, один раз, в пятницу, 2 дня назад, уже, еще не.
  2. Виталий купил газету «Известия»
  3. Мы сыграли в волейбол очень хорошо

Из этих примеров видно, что слова-наречия могут значительно облегчить определение того или иного вида глагола, главное, выучить вопросы и запомнить данные слова. Чтобы попрактиковаться, исправьте данные предложения, задавая глаголам правильные глаголы. Предложения написаны с ошибками: Я доел кашу и шел гулять. Студенты задерживались в университете, но все-таки освоили материал. Она очень долго переделала доклад. Таня сильно плакала и никак не успокоилась. Дети много смеялись и учитель решала поиграть с ними еще.

Запомните, пожалуйста, что глаголы несовершенного вида имеют 3 формы: прошедшую, настоящую и будущую:

Читала, читает и будет читать (что делала, что делает и что будет делать?) [Chitala, chitaet i budet chitat'] Red, is reading, will read Глаголы совершенного вида имеют только 2 временные формы: прошедшую и будущую Посмотрели и посмотрим (Что сделали и что сделают?) [Pasmatreli i pasmotrim] Watched and will watch Форма прошедшего времени изменяется по числам:

Бежал (единственное число) и бежали (множественное число) [Bizhal i bizhali] He ran and they ran.

Источник: https://www.ruspeach.com/learning/14316/

Как определить вид глагола

Одним из пунктов в изучении русского языка является изучение такой части речи как глагол. Глагол имеет несколько форм, видов, спряжений. В этой статье подробно остановимся на том, как же можно определить вид глагола. Их всего два: совершенный и несовершенный.

1

Определить вид глагола с помощью вопроса

Это самый простой и надежный вариант, который не требует большого количества времени и дополнительных знаний.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «Что сделать (сделает, сделал, сделала)?», а к глаголам несовершенного вида задаем вопрос «Что делать (делает, делал, делала)?».

2

Определить вид глагола по характеру действия

Совершенные глаголы обозначают действие, которое к моменту употребления этого глагола было уже завершено или завершится к определенному времени (или при достижении какой-либо определенной цели).

Также обозначают действия, которые не нуждаются в повторе. Могут обозначать действия в будущем, главным пределом является само осуществление этого действия.

То есть действие всегда является ограниченным какими-либо рамками.

Несовершенные глаголы не ограничены временными рамками и могут происходить в настоящий момент, обозначают длительные действия, действия, требующие повтора.

Пример. Глагол «домыть» означает, что что-то должно быть полностью вымыто к какому-то определённому моменту. Действие завершится при достижении нужного результата, значит глагол совершенного вида.

Глагол «мыть» значит, что что-то должно быть вымыто в неопределенный период времени. Из-за того, что время действия не ограничено, можно сделать вывод, что глагол несовершенного вида.

Однако, не стоит определять вид глагола только по значению. Надежнее будет дополнительно задать вопрос, как мы делали в первом пункте. Так можно избежать случайных ошибок.

3

Определить вид глагола с помощью разбора слова

Каждый из видов глаголов имеет некоторые определенные особенности в словообразовании. Эти признаки также могут вам подсказать, с глаголом какого вида вы имеете дело.

Для глаголов совершенного вида характерны следующие признаки:

  • приставки «с», «вы», «по», «на», «про» и др.,
  • суффикс «ну».

Для глаголов несовершенного вида характерны следующие признаки:

  • приставки «с», «вы», «по», «на», «про» и др.,
  • суффикс «ива», «ыва», «ва» и др.

Ознакомившись с этой статьей, вы можете заметить, что определить форму глагола можно очень быстро и без особых затруднений. Нужно лишь знать несколько важных правил и особенностей, например, на какой вопрос отвечает тот или иной вид глагола или какой суффикс для него характерен.

Источник: https://sovetclub.ru/kak-opredelit-vid-glagola

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика