Отличие метафоры от аллегории на примерах

Максим Мошков

Краткое содержание статьи:

Когда автор пишет литературное произведение, пишет картину или создает другое произведение искусства, он ставит своей целью максимально точно передать характер героев, их внутренний мир и взаимоотношения.

Поэзия, живопись, скульптура – это не просто набор слов и информации. Если использовать в стихах только четкие определения, вряд ли они чем-то зацепят читателя. Поэтому в русском языке так много средств художественного выражения. Одним из них является аллегория.

  Что такое аллегория можно понять на конкретных примерах.

Отличие метафоры от аллегории на примерах

Как применяется в разных видах искусства?

Аллегорией, если попытаться сформулировать определение, можно назвать определенное средство, предназначенное для того, чтобы что-либо абстрактное назвать конкретным понятием или предметом.

Аллегория используется как средство выражения во многих видах искусства:

  1. В живописи, в эпоху Возрождения очень часто на картинах художники, рисуя различные предметы, вкладывали в картины глубокий смысл. Это были не просто композиции из непонятных элементов, это был призыв художника, его взгляд на окружающий мир. Однако не все зрители могли разгадать смысл, а только те, кто был знаком с понятиями аллегории;
  2. В скульптуре. Улицы городов, особенно являющимися культурными центрами, часто украшают памятники, скульптуры и статуи. Но в каждом монументе выражена определенная идея;
  3. В литературе. Очень часто поэты маскируют чувства, нематериальные понятия под животными, растениями, предметами, придавая стиху неповторимый стиль и давая тем самым волю воображению читателя.

Отличие метафоры от аллегории на примерах

В скульптуре и живописи

В качестве примера аллегории в живописи можно привести картину «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа, французского художника. На картине свобода, которая является нематериальным, абстрактным понятием, изображена в виде женщины с красным флагом, которая возвышается над остальными людьми. Оружие в ее руке символизирует силу, а повернутая голова – призыв к действиям.

Аллегорией в скульптуре ярким примером является «Родина мать», которая олицетворяет победу над фашистами, и говорит о том, что Волгоград, словно мечом поразил врага. А «Медный Всадник» в Санкт-Петербурге подчеркивает величие Петра I, каждая деталь имеет свое потаенное значение: глыба в форме волны – это стихия, а конь – преодоление препятствий.

Отличие метафоры от аллегории на примерах

Что такое аллегория в литературе?

  • Если открыть толковый словарь, то можно найти следующее определение аллегории – это развернутая метафора, иносказание, троп, который усиливает выразительность произведения путем представления абстрактного понятия конкретным образом или выражением.

То есть, это как бы художественный синоним. Например, в баснях Крылова все персонажи животные, но каждое животное представляет собой усиленное выражение человеческих пороков или наоборот достоинств. Лиса – это хитрость, ворона – глупость, а дуб – мудрость.

Если бы автор представил те же самые черты людских характеров, но по-другому, например, описал бы просто хитрого, просто глупого или просто мудрого человека, вряд ли бы до читателя получилось донести жизненные истины в такой ироничной, легкой и простой форме.

Отличие метафоры от аллегории на примерах

Чем отличается метафора от аллегории?

  1. Аллегорию можно спутать с метафорой, ведь оба понятия обозначают выражение чего-то через что-то.

  2. Но аллегория это более расширенная метафора:
  • Метафора более конкретное, узкое выражение, аллегория шире, это целая картина иносказаний;
  • Метафора – переносное значение на основе сходства, аллегория больше использует ассоциации. Например, метафорой будет выражение «хитер как лис», а вот если назвать кого-то «лисом» будет уже аллегорией;
  • Метафорой чаще всего выражают одушевленное понятие, а аллегорией абстрактное. То есть про человека, можно сказать «горд как лев» и это будет метафора, а вот образ льва обозначает силу, власть и гордость – это пример аллегории.

Отличие метафоры от аллегории на примерах

Что такое аллегория: примеры

Аллегория очень часто используется в литературе. Яркий образ аллегорий – это басни, в них каждый персонаж – это олицетворение.

Поэзия тоже пользуется этим средством выражения мыслей. Аллегории не просты для понимания.

Например, в строках Марины Цветаевой «Стихи растут как звезды и как розы»:

  • Каменные плиты – это творческое затишье, когда у поэта нет ни идей, ни вдохновения;
  • Небесный гость – внезапное прозрение, муза, в четыре лепестка, имеется ввиду цветок, который в свою очередь олицетворят что-то прекрасное;
  • Закон звезды – это определенное видение мира, его подводных течений;
  • Формула цветка – говорит о том, что только поэт знает, как передать все истины словом.

В строках «Зимняя ночь» Бориса Пастернака, также присутствуют аллегорические выражения:

  • Метель и зима означают невзгоды, которые наступили повсеместно,
  • Свеча – неугасаемую надежду;
  • «На озаренный потолок» — озаренный потолок символизирует то, что, несмотря на трудности, надежда может осветить все вокруг;
  • «Скрещенье рук, скрещенье ног» – страсть и любовь;
  • «Мело весь месяц в феврале, и то и дело свеча горела на столе, свеча грела» – здесь в последних строчках как бы говорится о том, насколько стойкой оказалась маленькая свечка, которая, несмотря на месяц невзгод, горела.

Отличие метафоры от аллегории на примерах

Применение в религии

Любая религия призвана изменить человека в лучшую сторону. Притчи и заповеди учат людей любви, милосердию, справедливости и смирению. К примеру, в христианской религии в каждой притче все персонажи, предметы и действия аллегоричны.

Притча о талантах: в ней рассказывается о том, как хозяин, уезжая в другую страну, дал своим рабам таланты: одному пять, другому три, третьему один. Когда он вернулся, то увидел, что тот, у кого было пять талантов, приумножил их и получил всего десять, у кого было три, сделал так же, а тот раб, у которого был один талант, закопал его в землю.

  • Хозяин – это Бог, таланты – это все то, чем мы награждены от рождения: способностями, возможностями и здоровьем.
  • Раб, закопавший в землю талант – ленивый человек, который не хочет развиваться и совершенствоваться.
  • Практически каждая притча построена на аллегориях, для того чтобы более доступно донести до людей истину.

Искусство служит для того, чтобы вести человека к совершенству, иначе это не искусство, а простой общепит. Для того чтобы лучше донести до человека то или иное понимание мира, нужно создать яркие образы и усилить контрасты.

Поэтому искусство не может быть сухим, однообразным и открытым для понимания. Для этого и существуют различные средства выражения. Любой истинный мастер знает не только, что такое аллегория, метафора, эпитет, символ, но и умеет правильно применить все это в своих творениях.

Отличие метафоры от аллегории на примерах

Видео: примеры аллегорий и метафор в творчестве

В данном ролике преподаватель литературы Елена Краснова расскажет, что же такое аллегория и как она применяется в искусстве, приведет самые яркие примеры:

Источник: https://1-vopros.ru/768-chto-takoe-allegoriya.html

Чем отличается метафора от аллегории?

Отличие метафоры от аллегории на примерах

В повседневной жизни, в числе выразительных форм, выражающих чувства, эмоции, отношение к чему-либо люди используют разговорную речь, эпистолярный жанр, а так же литературные произведения, работы научного характера.  Для создания наиболее яркого, точного образа и достижения наилучшего результата в описании событий и эмоций применяются слова, используемые в переносном смысле, называемые тропами.

Троп — перенос смыслового значения целого выражения или отдельного слова с одного объекта на другой для достижения наиболее полной художественной выразительности. Основных тропов насчитывается порядка шестнадцати.

Центральное место среди них занимают метафора и аллегория.

Метафора

Метафора (от греческого metaphora — перенос) образное усиление качества, свойства, формы либо значения одного предмета или явления при использовании качества, свойства, формы либо значения другого предмета или явления, обладающего данными характеристиками.

Отличие метафоры от аллегории на примерах

Собачий вой – вой ветра (образное усиление характеристики ветра). Термин «метафора» охарактеризовал и активно применял в своих трудах Аристотель.

Перенос смыслового значения с буквального, полученного от природы на переносное, дающее возможность более точного раскрытия литературного образа.

В понимании Аристотеля, метафора имеет много общего с преувеличением (гипербола), иносказанием (синекдоха), уподоблением, сравнением.

Метафорические обороты речи в каждом отдельном случае преследуют одну из целей:

  1. Номинативную (найти название тому, что его еще не имеет),
  2. Характеризующую, предикативную (подбор точных характеристик, используя синонимические возможности языка).

Функции метафоры

  • Когнитивная – слово приобретает абстрактный характер («кучка людей» — небольшое количество).
  • Мнемоническая – оценочная природа объекта, способствующая наилучшему запоминанию информации о нем. Чаще всего встречается в сочетании с другими функциями (волки — санитары леса).
  • Резкая (диафора) – использующая понятия, далеко находящиеся друг от друга (океан любви, море эмоций).
  • Стертая (эпифора) – привычная, используемая в повседневной разговорной речи (пришла зима, спинка кресла).
  • Образная – основывается на характеризующих свойствах, использует скрытые сравнения (острый ум).
  • Генерализующая– сематическое преобразование из отождествляющего в предикатное (определяющее характерные признаки) (произносится «Лиса» — подразумевается «хитрая, ловкая»).
  • Метафора-формула— напоминает стертую, отличаясь невозможностью преображения из переносного значения в буквальное (желудок сосет).
  • Реализованная метафора подразумевает использование переносного значения как прямого (Вышел из себя).
  • Стилеобразующая– отражает индивидуальный стиль в литературе, в речевой стилистике разговорного и научного языков и т.д. (метафоры А.С. Пушкина отличается от метафор С.А. Есенина).
  • Жанрообразующая– раскрывающая принадлежность к определенному литературному жанру (сказка, загадка, пословица, афоризм).
  • А так же объяснительная, ритуальная, этическая, игровая, оценочная, и некоторые другие.

Отличие метафоры от аллегории на примерах

Типы метафоры

  1. Антропоморфизм (солнце поднимается, садится), перенос от конкретного к абстрактному (жена пилит, раздувает скандал, ест поедом), синестезия (бархатный тембр, мягкий запах).

  2. Сухие метафоры – констатация предмета при отсутствии художественного образа (глазницы окон, усы колосьев).

  3. Развернутые метафоры – переносное значение используется на протяжении целого сообщения либо достаточно большой его части (Отговорила роща золотая березовым веселым языком).

Ценность метафорических речевых оборотов заключается в трансформации обыденного смыслового или качественного значения в значение образное, возвышенное, глубоко эмоциональное. «Спит ковыль, равнина золотая…», «Утону в твоих глазах…», «Окно в Европу…».

Аллегория

Аллегория (allegoria от греческого – иносказание) выражение характеристик абстрактного объекта посредством реально существующих предметов и образов. Сердце со стрелой, ромашка – реальные образы, характеризующие такое чувство как любовь.

Отличие метафоры от аллегории на примерах

С древних времен используется в притчах, сказках, баснях, мифологии. С помощью аллегории складывается смысловая характеристика природных явлений, качеств человеческого характера, времен года, атмосферы, ситуаций, настроения через конкретные и общедоступные понятия, нередко наделяемые качествами живых существ.

Отображение этапов жизненного пути человека с проекцией на времена года. Жизнь как таковая не имеет собственного конкретного образа. При этом четыре времени года – события, имеющие реальные образы, характеризующие каждое из них.

Способ проецирования каждого на отдельные этапы жизни человека позволяет создать визуальный, и даже осязаемый образ происходящего.

  Весна – зарождение новой жизни, лето – время роста и развития, осень – период мудрости и опыта, зима – увядание, старость.

  1. Сова – отображение мудрости и знаний.
  2. Держава и скипетр – власть.
  3. Фемида – правосудие.
  4. Кукушка – мать, бросившая своих детей.

Громовые раскаты – гнев

Отвлеченный смысловой объект по отношению к конкретным понятиям и образам, раскрывающим его сущность, является объектом вспомогательным. Из данной формулы складывается основной показатель аллегории.

В литературе яркими примерами аллегории служат басни И.А. Крылова, где природа человеческих взаимоотношений и характеров раскрывается на фоне природных особенностей поведения животных и птиц.

В пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» примером аллегории является фамилия одного из главных персонажей Юлия Капитоныча Карандышева. С ее помощью автор показал мелкую сущность маленького человека-карандаша.

Читайте также:  "извините" или "извените", как правильно пишется?

Что роднит метафору и аллегорию

  • Аллегория и метафора являются членами одной семьи. Они – тропы, риторические фигуры, используемые для усиления речевой выразительности.
  • Из числа шестнадцати основных тропов, как иносказательный элемент аллегория ближе всего находится именно к метафоре.
  • Зачастую ее, аллегорию, трактуют как последовательность нескольких метафор, представляющих единый законченный образ.
  • Аллегория и метафора широко используются в литературе и ораторском искусстве.

Отличия аллегории от метафоры

  1. Аллегория основывается на конкретных символах, служащих абстрактному толкованию.
    Метафора не использует абстракции. Она переносит характеристики одного конкретного объекта на другой конкретный объект.
  2. Аллегория при определении характеристик абстрактного объекта посредством реальных образов сохраняет смысловую логику.
    В метафоре логический акт иносказания отсутствует.
  3. Аллегория может являться главенствующим приемом литературного жанра (при описании абстрактных отношений и понятий).
    Метафора, в силу своих свойств, как самостоятельный прием не используется.
  4. Метафора используется в разговорной повседневной речи.
    Аллегория, являясь более сложной по своей структуре, в обыденной речи практически не используется.

Источник: https://vchemraznica.ru/chem-otlichaetsya-metafora-ot-allegorii/

Аллегория – понятие, примеры из литературы, отличие от метафоры

В статье рассмотрим сущность и примеры такого литературного приема как аллегория.

Понятие аллегории

Отличие метафоры от аллегории на примерах

Наверное, самым распространённым примером аллегории будет служить изображение смерти в виде черепа и костей, или же фигуры в черном одеянии с косой. Образы аллегории широко применялись еще со времен Средневековья и Ренессанса художниками на своих полотнах до самого IX века. В современном же искусстве интересные аллегории используют куда виртуознее для более тонкого, незримого выражения смысла произведения, давая зрителю самому уловить скрытый намёк автора. В этом и заключается роль аллегории.

Примеры

Нельзя сказать, что аллегорию можно встретить исключительно в литературной речи. Мы сами, нередко того не замечая, в повседневной жизни употребляем выражения иносказательного характера.

К примеру, «первая ласточка» — признак приближения хороших перемен, нового и долгожданного события.

Или «ворона в павлиньих перьях» — человек, который старается показать себя важным, незаменимым, значительным, хотя сам таким не является.

Каждый знает, что образ змеи, обвивающей чашу – это символ медицины, а девушка Фемида с повязкой на глазах, держащая в руках весы олицетворяет правосудие. Изображение сердца означает любовь, креста – веру. Всё это аллегория.

Что такое аллегория в литературе

Аллегория в литературе начинает встречаться еще со времен античности. Ярким примером служат поэмы Гомера «Одиссея» и «Илиада», где аллегоричный образ Одиссея отождествляется с любознательной, неиссякаемой мыслью человека, а его жена Пенелопа, как трогательный и бесспорный образ любви, верности и женской преданности.

В произведениях древнегреческого баснописца Эзопа использована аллегория: описывая животных, автор высмеивал, выставлял напоказ людскую жадность, притворство и глупость. Позже его стиль аллегорического изложения назовут эзоповым языком.

Ко всему прочему присутствует аллегория в литературе Средневековья, в текстах священных Писаний, религиозных гимнах, притчах, трудах Отцов Церкви немало образов носят иносказательный мотив. Немало аллегорий к нам пришло из Библии: Иуда символизирует предательство, а Богородица – безгреховность, нравственную чистоту, безукоризненною мораль и непорочность.

Множество аллегорических примеров можно найти в творчестве Верхарна, Ибсена, Франса, в гениальном произведении Данте «Человеческая комедия», в сонетах Шекспира, поэмах Шелли. Стоит учесть тот факт, что в произведениях IX-XX вв. период рационалистических философских традиций аллегория практически не употреблялась вовсе.

К слову, русские авторы никак не могли обойтись без аллегорий. Баллады Жуковского, сатира Салтыкова-Щедрина, произведения Ильфа и Петрова, Чехова, стихи Маяковского, басни Крылова – неиссякаемый источник остроумных и тонких иносказаний.

Возможно, Вам будет интересно, что такое синтаксический параллелизм.

Аллегория в баснях Крылова

Зачастую, говоря об аллегории, нас интересуют самые яркие, запоминающиеся примеры из художественной литературы. И аллегория Крылова явное тому подтверждение.

Каждая его басня – это небольшая забавная история, где главные герои исключительно обитатели леса, раскрывает читателю в шуточной форме определенную норму поведения или поступок, зачастую не самый образцовый.

В каждом из характеров лесных героев мы узнаем что-то схожее, близкое среди нашего окружения. Описывая своих персонажей, Крылов больше затрагивает человеческие пороки и достоинства, чем характер животного.

У автора аллегория басни такова: Лиса символизирует хитрость, плутовство, ложь, наглость, угодничество и заискивание ради своей выгоды. Осел – образ упрямства, тупости, безграмотности и невежества. Петух представляется нам как образец зазнайства, самолюбия и нарциссизма.

Медведь олицетворяет силу, мощь, доброту, а иногда и ограниченность, нерасторопность. Стрекоза – беспечность, а заяц – трусость и хвастовство.

Отличие метафоры от аллегории на примерах

Пример аллегории в басне Крылова

Произведения Крылова многолики. В одних автор высмеивает характеры, а в других — отношения между людьми, устои жизни, общественный порядок.

Аллегория басни «Волк и Ягненок» прекрасно отражает взаимоотношения между властью и народом, между всеимеющими, всемогущими и подчиненными, сильными и слабыми.

И как часто это бывает в жизни, сильный пытается доказать свою властность, издеваясь, помыкая над слабым.

А есть у Крылова басни, в которых наши своё отражение исторические события. Так, например, в басне «Волк на псарне» повествуются события в годы Отечественной войны 1812 года, когда французский император попытался провести мирные переговоры с Россией.

Волком Крылов изобразил Наполеона, а опытным ловчим – полководца Кутузова. Когда Волк попадает на псарню (на территорию России), то и сам не рад, это можно понять из строк: «В минуту псарня стала адом».

Пытаясь избежать своей горькой участи, хитростью идет на переговоры, но умный ловчий не поддается.

Чем отличается аллегория от метафоры

Отличие метафоры от аллегории на примерах

Метафора – это выражение (или слово), употребленное в переносном значении. Например, золотые руки, часы идут.

Аллегория и метафора схожи между собой тем, что оба эти понятия построены на ассоциациях, то есть проводится параллель между названным объектом и его определением. Однако, аллегория куда глубже и богаче по своему значению и сложности.

Метафора изображает нам какие-либо события или состояния, например наступление старости через метафору «пришла осень», невозможность возвратить все вспять — «заросла тропинка», описание притихшего, неподвижного леса – «лес призадумался».

Метафора – это своего рода сравнение, эффектное, меткое, остро подмеченное, благодаря которому произведение становится живым, выразительным и воображение читателя начинаем работать.

В свою очередь аллегория может принимать форму целого произведения (это хорошо видно на примере басен и притчей). Используя этот литературный прием, автор иллюстрирует какое-то событие, историю и дает нам понять свое отношение к случившемуся.

Переносное значение в метафоре умещается в одно слово, а в аллегории оно охватывает целую мысль. Метафорой выступают словосочетания, а примером самых простых и кратких аллегорий служат пословицы («Лучше синица руках, чем журавль в небе»).

Источник: https://liricon.ru/allegoriya-ponyatie-primery-otlichie-ot-metafory.html

Разница между аллегорией и метафорой

Аллегорию и метафору объединяет то, что обе они рассчитаны на особое, не буквальное, восприятие. Читатель должен уметь видеть в сказанном второй план, содержащий в себе главный смысл. Однако каждое из этих средств речи употребляется с разной целью и предстает перед нами в своем свете.

  • Содержание статьи

Аллегория – выражение понятий отвлеченного характера в конкретном образе. Аллегория применяется не только в литературе, но и в других направлениях искусства, например в скульптуре и живописи.

Метафора – это фигура речи, имеющая переносное значение. Метафора возникает на основе сходства предметов.

Сравнение

То и другое выразительное средство связано с появлением в сознании человека ассоциации, то есть некоторой параллели сказанному. Однако отличие аллегории от метафоры состоит в самой их сложности. Аллегория гораздо богаче и полней. Она представляет собой развернутый законченный образ.

Сам размер аллегории может быть небольшим. Так, фраза «пришла осень» нередко истолковывается как «наступила старость», а выражение «заросла дорожка» в некоторых разговорных ситуациях обозначает «к былому нет возврата». Наглядным примером аллегорического подхода является изображение правосудия (абстрактного понятия) в конкретном образе женщины с весами.

Отличие метафоры от аллегории на примерах

Аллегория также может быть очень объемной и принимать вид целого произведения. Типичный пример – басни. В них различные пороки воплощаются в образах животных: осел ассоциируется с глупостью и упрямством, стрекоза – с недопустимой беспечностью, заяц – с хвастовством и трусостью. Критикуемые явления раскрываются в поступках этих персонажей.

Аллегория встречается и в других жанрах. Она применима везде, где через образ, доступный простому пониманию, автор стремится наиболее полно изобразить какое-либо явление жизни и выразить свое отношение к нему.

Рассматривая, в чем разница между аллегорией и метафорой, заметим, что последняя по своей сути представляет собой лишь сравнение.

Но это сравнение является очень четким и эффектным, заставляющим работать воображение читателя или слушателя. Метафоры строятся на сходстве признаков и свойств предметов – пытливый глаз художника повсюду замечает общие черты.

Неожиданность и меткость таких сопоставлений делает речь интересной и особенно выразительной.

К примеру, под словами «железный характер» подразумевается большая сила воли, стойкость. Слово «железный» здесь выступает как метафора, основанная на сходстве сильных черт характера и прочности железа.

Еще один пример: выражение «лес призадумался». В этом случае на неодушевленный предмет переносятся способности человека.

Лес в таких словах изображается притихшим, неподвижным, подобно кому-то, погруженному в свои мысли.

Метафора иногда умещается в одном слове. Бывает также, что автор, находя целый ряд родственных явлений, выдвигает метафору в виде развернутой словесной конструкции.

Тогда простой стилистический прием, играющий в тексте роль отдельного элемента языка, превращается в мощное композиционное средство.

Часто такая распространенная метафора или несколько взаимосвязанных метафорических образов рассматриваются как аллегория.

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-allegoriya-ot-metafory/

Аллегория и метафора 2019

Отличие метафоры от аллегории на примерах Аллегория против метафоры

Аллегория и метафора — это цифры выступлений, часто встречающихся в литературе и искусстве. Метафора — это фразальное выражение, которое используется для сравнения несвязанных объектов и действий. Аллегорию можно назвать расширенной метафорой. Аллегория — это сравнение на более глубокой ноте.

По сравнению с метафорой аллегория может быть более длинными проходами сравнения. Аллегория, которая заменяет другой объект или действие, содержит более тонкие точки, чем метафора.

Хотя метафоры обычно встречаются в литературе, аллегории встречаются в литературе, скульптурах, живописи и многом другом, что означает, что аллегория имеет более широкое представление, чем метафора.

Давайте теперь посмотрим на некоторые из известных аллегорий и метафор, которые помогут лучше определить разницу между ними. Говоря о аллегории, Божественная комедия — хороший пример.

В Божественной комедии Данте он совершает паломничество для понимания себя, но этот персонаж также является представлением человека, который ищет цель своей жизни. Еще один пример аллегории — это яблоко, которое Адам ест по настоянию Евы.

Яблоко символизирует знание между хорошим и плохим.

Один из лучших примеров метафоры можно проследить в книге Шекспира «Как вам нравится», где мир сравнивается со стадией, в которой все мужчины и женщины являются просто актерами. Другие примеры включают в себя замороженные со страхом, убивая его добротой, мой желудок был внизу меньше ямы.

Метафора — это слово, которое было получено из древнефранцузского Метафора, которое, в свою очередь, было получено от латинской метафоры, что означает перенос. Аллегория — это слово, которое было получено из Латинской Аллегории, что означает образный или завуалированный язык.

Резюме

  1. Метафора — это фразальное выражение, которое используется для сравнения несвязанных объектов и действий. Аллегорию можно назвать расширенной метафорой.
  2. По сравнению с метафорой аллегория может быть более длинными проходами сравнения.
  3. Аллегория, которая заменяет другой объект или действие, содержит более тонкие точки, чем метафора.
  4. Хотя метафоры обычно встречаются в литературе, аллегории встречаются в литературе, скульптурах, живописи и многом другом.
  5. Метафора — это слово, которое было получено из древнефранцузского метафора, который, в свою очередь, был получен от латинской метафоры, что означает перенос. Аллегория — это слово, которое было получено из Латинской Аллегории, что означает образный или завуалированный язык.
Читайте также:  "дерево" - 22 одкоренных слова

Источник: https://ru.esdifferent.com/difference-between-allegory-and-metaphor

Что такое аллегория на примерах из литературы

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Аллегория – это древнегреческое слово, и в переводе оно означает «иносказание».

Считается, что самым первым, кто стал активно использовать этот прием в своих произведениях, был баснописец Эзоп.

Дело в том, что Эзоп был рабом. Он хотел высмеивать поведение и привычки своих хозяев, но делать это в открытую означало неминуемую смерть. Вот и придумал он собственный язык, который сплошь состоял из намеков, иносказаний и тайных символов.

Аллегория — это маскировка истинного смысла

Чуть ниже будет приведено определение этого термина, но сначала хочу продолжить тему его появления. Чуть ниже вы можете увидеть изображения автора этого способа художественной речи (тропа) — Эзопа.

Чаще всего он изображал людей в виде животных, наделяя их соответствующими повадками и чертами характера. И всем, включая господ, очень нравились произведения Эзопа.

Они с удовольствием читали их, даже не подозревая, что смеются в этот момент над собой – своими пороками и недостатками. Позже даже появился такой термин, как «Эзопов язык».

Теперь обещанное определение аллегории:

Очень часто в литературных произведениях и в обычной жизни мы встречаем такие вот соответствия:

Пример аллегории в современной литературе

Перед тобой сейчас отрывок одного из самых известных стихотворений Бориса Пастернака «Зимняя ночь». Прочти и ответь на простой вопрос – о чем оно?

Мело, мело по всей землеВо все пределы.Свеча горела на столе,Свеча горела.На озаренный потолокЛожились тени,Скрещенья рук, скрещенья ног,Судьбы скрещенья.Мело весь месяц в феврале,И то и делоСвеча горела на столе,

Свеча горела.

Если понимать все дословно, то вроде бы картина ясна. Перед мысленным взором рисуется суровая русская зима, где-то стоит одинокий дом. Происходит все в какой-нибудь деревне, так как электричества нет, и дом освещается свечками. Ну а внутри находятся двое влюбленных, которые периодически занимаются сексом. Похоже, правда? Вот только ни капельки не верно.

Чтобы понять смысл «Зимней ночи», нужно представлять, кто такой Пастернак. Это бунтарь, правдолюб. Автор, который долгое время был запрещен в СССР. И было бы странно предположить, что он вдруг написал такую банальную любовную лирику. А он ее и не писал! В этом стихотворении скрыт куда более глубокий смысл:

  1. Зима, которая окутала всю землю – это смерть, которая подстерегает человека и может забрать его в любой момент.
  2. Свеча, горящая на столе – это лучик света, надежды, а также сама жизнь. Яркий образ дает нам ясно понять, насколько наша жизнь хрупкая, что может быть задута малейшим ветерком. Но при этом жажда жизни в нас очень сильна, так как «вьюга мела весь февраль, но таки не смогла погасить свечу».
  3. Скрещенье рук, скрещенье ног – это действительно любовные отношения двух людей, но не ради удовлетворения инстинктов. Это символ объединения вокруг света, отсюда и «судьбы скрещенье».

Видите, через вроде бы банальную картину зимы Пастернак описал одни из главных законов мироздания. А лучше сказать – замаскировал одно в другом. Это и есть АЛЛЕГОРИЯ.

Аллегории в баснях Крылова

Массу аллегорий использует в своих баснях и Иван Крылов. В каждом его произведении главные герои – животные. Но в них мы можем легко узнать людские манеры поведения или поступки, часто не самые правильные и образцовые.

Крылов очень явно высмеивает людские пороки или, наоборот, хвалит достоинства. В каждом животном зашифрован какой-то характер:

  1. Так, Лиса – это всегда олицетворение хитрости и заискивания.
  2. Осел – упрямство и невежество.
  3. Медведь – сила и доброта, иногда неуклюжесть.
  4. Петух – самолюбие и зазнайство.
  5. Заяц – хвастовство и трусость.
  6. Стрекоза – беспечность.
  7. Муравей – трудолюбие.
  8. Мартышка – глупость и так далее.

Но Крылов прячет под аллегории не только характеры, но даже целые устои жизни, отношения между разными слоями общества и исторические моменты. Яркий пример – басня «Волк и Ягненок».

У сильного всегда бессильный виноват:Тому в истории мы тьму примеров слышим.

По сюжету Волк укоряет и всячески принижает Ягненка, который посмел пить воду из того же ручья, что и он. Но ведь басня (что это такое?) не об этой паре животных. За образами Волка и Ягненка Крылов спрятал власть имущих и простой народ.

А есть у баснописца и другое произведение – «Волк на псарне».

  • Волк ночью, думая залезть в овчарню,Попал на псарню.Поднялся вдруг весь псарный двор —
  • Почуя серого так близко забияку.

В этой басне Крылов умело замаскировал события 1812 года. Тогда Наполеон (Волк), поняв, что Россию (Псарня) ему не одолеть, пытался провести мирные переговоры.

Но в итоге наши полководцы во главе с Кутузовым не купились на это и гнали французскую армию до самого Парижа. А басня как раз заканчивается тем, что опытный ловчий (Кутузов) не пошел на переговоры с волком (Наполеон) и спустил на него всех собак.

Другие примеры аллегорий в литературе

Конечно, не только у Крылова, и не только в баснях мы встречаем аллегории. Например, многие сказки Салтыкова-Щедрина полны иносказаний. Самый яркий пример – «Премудрый пескарь».

Ведь под маской маленькой рыбки, которая решила отгородиться от всего на свете, ни во что не влезать, никому не помогать и жить только для себя, можно рассмотреть пассивных людей.

Они ни к чему не стремятся, не пытаются пробиться на самый верх, не борются за улучшение собственной жизни.

И автор делает вполне справедливый вывод, что от таких существ (будь то рыба или человек) никакой пользы нет.

От них никому ни холодно, ни тепло, ни бесчестия, ни чести. Они лишь даром занимают место да едят корм.

Еще один пример – «Песня о Буревестнике» Максима Горького. Ведь это не о птице, хотя она и является главным персонажем.

Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах … Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем! … Буря! Скоро грянет буря!

Пингвины в данном случае — серая масса. Люди, которые трепещут перед властью и боятся ей противостоять. А Буревестник – это смельчаки, которые готовы бросить вызов и смести старые порядки.

Такое же недовольство вековыми устоями можно найти и в творчестве Александра Блока.

  1. Вагоны шли привычной линией, Вздрагивали и скрипели; Молчали жёлтые и синие,
  2. В зелёных плакали и пели.

Хотя тут надо пояснить, что именно имеет в виду автор. В дореволюционной России состав поезда состоял из разноцветных вагонов. В первом и втором классе (желтых и синих) ездили богатеи, а простой народ ютился в менее комфортных вагонах третьего класса (зеленых).

Но в данном случае Блок, конечно, не имеет в виду какой-то конкретный поезд.

Через аллегорию он описывает общий уклад жизни в стране – богатые наслаждаются и не хотят замечать ничего вокруг, а бедным ничего не остается как молчать и терпеть.

В качестве аллегорий некоторые авторы используют фамилии персонажей. Например, у Гоголя есть Собакевич и Тяпкин-Ляпкин. У Фонвизина – Правдин и Простаков. У Грибоедова – Молчалин и Скалозуб. И как только мы видим, то тут же понимаем, какой характер у того или иного героя, и как к нему относится сам автор.

Чем аллегория отличается от метафоры

Внимательный читатель может задать вопрос – в чем же отличие аллегории от метафоры? Ведь оба эти понятия подразумевают иносказание.

Суть действительно одинаковая – через яркие образы усилить значение написанного. Вот только масштабы тут разные. Метафора – это, как правило, всего одно слово, которое очень метко подмечает характер или свойства.

Например, золотые руки, гробовая тишина, бегущее время. А вот аллегория может принимать форму целого произведения. Она богаче и глубже по смыслу. И порой даже настолько сложна, что не каждый читатель сможет разгадать в чем ее смысл.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Отличие метафоры от аллегории на примерах

  • * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
  • Подборки по теме
  • Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/allegoriya-chto-ehto-takoe-primery-literature.html

Чем метафора отличается от аллегории?

Отличие метафоры от аллегории на примерахМетафорой называются слова, употребляемые в переносном значении на основании сходства впечатлений от разных предметов. В метафоре переносное значение ограничивается одним словом, в аллегории же оно распространяется на целую мысль и даже на ряд соединенных в одно целое мыслей. Примеры кратких аллегорий представляют пословицы: о скупом человеке аллегорично можно сказать “На обухе плетью рожь молотит”; о разумном – “Слово молвит – рублем подарит”. Более сложный вид аллегорий представляют басни и притчи.

И вот теперь, слегка разобравшись, с понятием аллегории, могу сказать, что, в стихе «Любовь» в качестве главных героинь представлены аллегорические образы.

Прежде чем говорить о существенном различии аллегорической и метафорической образности, укажем сначала на то общее, что их объединяет. А объединяет их ярко выраженное противоположение с той образностью, которую мы выше называли индикаторной.

Индикаторная образность вовсе не фиксируется как таковая, а существует в живой речи совершенно незаметно наряду с прочими прозаическими приемами, ровно ничем на выделяясь из обыденной словесности. Оба эти вида образности всегда так или иначе оцениваются.

В противоположность явному неравновесию абстрактного и конкретного в аллегории и олицетворении она характеризуется именно полным равновесием того и другого в поэтическом образе.

Только теперь мы можем сформулировать, в чем состоит художественная специфика метафорической образности. Отмеченное различие аллегории и метафоры с индикаторной образностью показывает художественную самостоятельность и метафорической и аллегорической образности.

Однако эта меньшая живописная насыщенность аллегории отнюдь не всегда поддается определению с необходимой точностью. Если мы возьмем метафоры, которыми пользовались поэты-импрессионисты, то живописная образность метафоры выступает в них особенно наглядно.

Импрессионистическая образность приучает нас также понимать метафору не только собственно поэтически, а именно живописно. Большей частью импрессионистические метафоры есть самые обыкновенные метафоры, но только с подчеркиванием живописного элемента.

Ведь во всякой метафоре комбинируются два или несколько образов, не имеющих ничего общего между собою в субстанциальном смысле. Именно так следует понимать равновесие общего и единичного в метафоре, и ради этого мы сочли необходимым сделать небольшое замечание об олицетворении как особом виде образности.

Читайте также:  Аллегория - это...определение и примеры из литературы

Но этот момент ничуть не мешает присутствовать аллегории и в литературе. Так, фраза «пришла осень» нередко истолковывается как «наступила старость», а выражение «заросла дорожка» в некоторых разговорных ситуациях обозначает «к былому нет возврата».

Наглядным примером аллегорического подхода является изображение правосудия (абстрактного понятия) в конкретном образе женщины с весами. Конкретно-образное содержание аллегории явно «перевешивает» основную, заключенную в ней мысль.

Частное и единичное превалирует над той общностью, иллюстрацией которой они являются.

Источник: http://callbollonez.ru/CHem-metafora-otlichaetsya-ot-allegorii/

Что такое аллегория в литературе? Аллегория и метафора для чайников. Примеры тропов в литературе

Аллегория и метафора. На днях написала стих и задумалась о них не на шутку. Что такое аллегория в литературе? А метафора? Поняла, вдруг, что с трудом могу вспомнить различия. Посему сегодня – повторение. Кто со мной? ???? В процессе разбора обнаружились ещё и такое важное понятие как тропы. По ним тоже побродим и примеры тропов в литературе рассмотрим.

Информация получена мной из Википедии, поэтического словаря Квятковского и энциклопедии поэта стихиры. Затем изложена здесь своими словами в очень и очень сокращенном виде. Для чайников ????

Тропы. Не неведомые дорожки, а — другие

Отличие метафоры от аллегории на примерах

Аллегория и метафора… Оказывается, они – родня! Потому что все они – тропы.

Да-да! Именно так. И не только они. Есть ещё много других тропов. И о них чуть позже.

А для начала стоит понять их суть.  Приступим.

Троп – это слово или выражение, используемое, скажем так, не по назначению для усиления образности.

Например. Говоришь ты «легкий завтрак». И вот оно! Тут уже, появляется этот самый троп. Ибо ты не имел в виду, что ты завтрак поднимаешь без труда. Ты имел в виду другое! Вот в этом и есть троп.

А вот аллегория и метафора, равно как и каламбур, сравнение, эпитет и многое-многое другое, это всё – виды этих самых тропов. Попробуем разобраться, хотя бы с некоторыми из них. И начнём, пожалуй, с аллегории.

Аллегория. Что такое аллегория в литературе?

Итак. Аллегория… Это наделение какого-либо абстрактного понятия, ну, например, — души, неким конкретным образом. Вообще-то, получается так, что аллегория скорее визуальна. Образ смерти в виде скелета или правосудие в виде женщины с весами — это и есть она – аллегория в визуальном её исполнении.

Но этот момент ничуть не мешает присутствовать аллегории и в литературе. Ведь образ можно и словами описать так, что с визуализацией вопросов не возникнет.

Самый яркий и наглядный пример, на мой взгляд, аллегории в литературе это басни Крылова.

Каждая зверушка там подразумевает под собой какое-либо человеческое качество. Осёл – аллегорический образ упрямства, лиса, как водится, — хитрости, ягнёнок – кротости и так далее.

И вот теперь, слегка разобравшись, с понятием аллегории, могу сказать, что, в стихе «Любовь» в качестве главных героинь представлены аллегорические образы. И теперь, имея при себе понятие аллегории и примеры её определения, можно, в качестве тренировки, найти аллегорические образы в этом стихотворении ???? .

Пример аллегории в прозе… Например здесь. Аллегорический образ времени…

Теперь перейдём к метафоре.

Метафора

Метафора – это то, что встречается у нас на каждом шагу. Даже на этом вот самом шагу ????  .

Это переносное использования названия, свойства или действия, просто потому что это название, свойство, или действие, очень похоже на то, что хотелось бы выразить. Например «идёт дождь», «железная воля», «железный конь».

А вот метафоры из стихотворения «Любовь»: «пенный туман», «перемывать кости», «сквозь смех», «лакировать водкой» и т.д.

Метафора бывает ещё и разных видов, но мы не будем, пожалуй, так углубляться.

Замечу только, что если метафорическое выражение раскрывается на большом отрезке или во всем стихе, то это будет развёрнутая метафора.

Вот, например, стих «Рецепты осени» согласно этому утверждению имеет в себе развёрнутую метафору рецептов осени на весь стих, если рассматривать «рецепты осени», как метафорическое выражение.

Ну и раз пошло такое дело, попробуем вкратце рассмотреть и другие виды троп в примерах.

Метонимия

Это замена одного понятия в выражении другим – схожим по каким-то признакам. Например «Бокалы пенятся» вместо «Шампанское пенится» или «Читал я Пушкина» вместо «Читал я стихи Пушкина». В «Любви» и «Рецептах осени» — не нашла. Кто найдёт – сообщайте.

Синекдоха

Разновидность Метонимии. Использование частного вместо целого или — наоборот. «Мне нужна крыша» вместо «Мне нужно жильё».

Эпитет

Образное определение, описание чего-либо. То есть, когда ты, описывая свойство этого самого чего-либо, для описания используешь переносное значение.

Кстати,

Каламбур

,оказывается, — тоже троп. Каламбур это когда используешь в одной и той же фразе разные значения одного и того же слова. Каламбур возможен, например, при употреблении омонимов. Стишки с омонимами у нас имеются, например, здесь  («Я уже имею право, знать, что право это — справа»)

Литота

— приуменьшение, смягчение — «жизнь только миг». А вот —

Гипербола

, наоборот, — намеренное преувеличение – «он ест, как слон».

Дисфемизм

Тут всё просто, — грубое обозначение негрубого понятия. Например, вместо «лицо» — «морда»… Дальше – сами ???? .

Эвфемизм

– наоборот. Замена чем-то нейтральным чего-то грубого. Например, использование,«блин», «ёлки-моталки» и т.п. вместо матерных – слов.

Сравнение

Это когда сравнивают что-то с чем-то с целью усиления образности объекта сравнения. Например, «А он вдруг отмахнулся равнодушно, Как на жаре от надоевшей мухи».

Перифраз

Косвенное упоминание чего-либо. То есть, вроде бы и упомянули, но прямо не назвали.

Например: «А с ним – ни сна, ни Мурзика, ни гостя». «Ни Мурзика» — тут имеется в виду «никакого домашнего животного». Или «ночное светило». Тут понятно?

Олицетворение

это когда неодушевлённые предметы обретают свойства и признаки одушевлённых. «Ну а управишься, свистом завьюженным
С севера кликни сестренку-подруженьку…»

Ирония

Это понятно. Это когда говорят одно, вроде бы и хвалят, а подразумевают и не скрывают этого, — прямо противоположное, например «Ну ты и молодец!».

А

Сарказм

– высшая степень иронии. Это уже когда со злостью и ненавистью.

Ну вот, вроде бы основные виды и пример тропов в литературе – рассмотрели.

Надеюсь – кому-нибудь стало понятней, что такое аллегория в литературе и чем различаются аллегория и метафора. Мне — стало! Посему – ура, товарищи (надо полагать, это был ещё один вид тропа – пафос ???? )!

Спасибо, что читаете!

Внизу статьи можно поставить «лайк», написать комментарий, поделиться с друзьями и подписаться на новости блога.

Источник: http://IrinaRoslova.ru/chto-takoe-allegoriya-v-literature-allegoriya-i-metafora-dlya-chajnikov-primery-tropov-v-literature

Приведите примеры 3-4 для каждого названия:Аллегория Антитеза Метафора Гипербола Сравнение — Школьные Знания.com

Аллегория-это иносказание,абстрактное выражение смысла ,через образность ,условный перенос  явления,признаков предмета ,когда говорится одно,а подразумевается другое.Средство художественной выразительности,троп,часто используемый в баснях,стихотворениях,притчах.

  В баснях волк-это злость,жадность,баран-тупость,упрямство,попугай-глупый,повторяющий за всеми человек,лиса-хитрость,обман,заяц-трусость.Животные наделены человеческими качествами.Фемида-правосудие с завязанными глазами.

Антитеза-это приём противопоставления образов,применяемый в литературе для усиления и более полного раскрытия образа.

-Я смеюсь,что бы не плакать.(афоризм)-«Был земляк не стар, не молод»(Твардовский)-«Мой верный друг! мой враг коварный!Мой царь! мой раб! «(Брюсов)

Метафора-это вид художественной выразительности,приём переноса значения одного предмета,на другой за счёт сходства ,уподобление одного явления другому,путём скрытого сравнения.Метафоры добавляют тестам образность,добавляют новый,ёмкий смысл слов,помогают разгадать скрытый смысл.

-В саду горит костер рябины красной (С.Есенин)-костёр рябины метафора,-«пока свободою горим, пока сердца для чести живы…»(А.Пушкин)-«свободою горим» и «сердца живы»-метафоры,-«Она поет — и звуки тают,»(М.Лермонтов)-«звуки тают-метафора,-«Дул север. Плакала трава» (А.Фет)-«плакала трава-метафора.-«И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу. (А А. Блок)-“очи. цветут… на берегу”-метафора.

 Гипербола-преувеличение,специфическое утрирование ,

художественный приём комического стиля.Служит средством  привлечения внимания читателей к проблемам общества,выявлению противоречий,пороков,негативных явлений.Н.Некрасов-«что взмах-то готова копна».Ильф и Петров-«Храпит,как трактор».

«Мириады карет валятся с мостов «-Н. Гоголь

Сравнение-это вид художественного тропа,основанный на  сходстве  предметов,действий,явлений с чем или кем-либо.Сравнения служат для выразительности и образности описания характеров,портретов,явлений.То, как зверь, она завоет,То заплачет, как дитя… (А.С.Пушкин)

«Глаза ,как небо,голубые»(А.Твардовский)

«Как хищный зверь, в смиренную обитель Врывается штыками победитель… «(М. Ю. Лермонтов)

 Эпитет-художественный приём в литературе,характеризует предмет или явление,добавляя образное и более красочное определение.

 Эпитеты могут выражаться разными частями речи,но в основном прилагательными. «Улыбнулись сонные берёзки,Растрепали шелковые косы». (Есенин)Сонные берёзки,шелковые косы-эпитеты,выражены прилагательными.И горько жалуюсь, и горько слезы лью» (Пушкин).Горько жалуюсь и лью-эпитеты,выражены наречием.»Ой, каб Волга-матушка да вспять побежала!» (Толстой)Волга-матушка-эпитет,выражен существительным.

Источник: https://znanija.com/task/6671669

Аллегорично — Чем отличается Метафора от Аллегории? — 2 ответа



В разделе Лингвистика на вопрос Чем отличается Метафора от Аллегории? заданный автором Ѓдалено лучший ответ это Метафорой называются слова, употребляемые в переносном значении на основании сходства впечатлений от разных предметов.

Например, звуки текущего ручейка напоминают лепет ребенка, на этом основании говорят: ручей лепечет; шум бури напоминает вой волка, поэтому говорят: буря воет.

Таким путем в метафоре переносятся либо свойства одушевленного предмета на неодушевленный (вещественный и абстрактный) , например, лес призадумался, совесть скребет сердце, либо свойства неодушевленного вещественного предмета переносятся на одушевленный и абстрактный, например, железный человек, черствая душа.

Аллегорией называется распространенная метафора. В метафоре переносное значение ограничивается одним словом, в аллегории же оно распространяется на целую мысль и даже на ряд соединенных в одно целое мыслей.

Примеры кратких аллегорий представляют пословицы: о скупом человеке аллегорично можно сказать «На обухе плетью рожь молотит»; о разумном — «Слово молвит — рублем подарит». Более сложный вид аллегорий представляют басни и притчи. Некоторые произведения поэтов — аллегорического характера, например Пушкинский «Пророк».Элла КацнельбогенПросветленный(24897)

Да Вы что!! Хорошо, что сказали. А я то думала, что сама придумала дефиниции к тропам, известным с давних времен.

Ответ от Alexander Grishchenko[гуру]Не буду цитировать научные книги, в состоянии ответить по-своему.»Буря мглою небо кроет… » — это метафора, т. к. придаёт буре (которая в сущности ничего не кроет) свойство, присущее предметам (крыть, закрывать, покрывать может, например, коробка).А вот «…То как зверь, она завоет, / То заплачет, как дитя…

«- это уже аллегория, то есть чистое сравнение.Но у меня вызывает сомнение, что аллегория показывает простое через сложное. Бывает и наоборот! Судите сами, дорогой Барон:»Мне бросилось в глаза, с какой фривольюСлучайный вздрог улыбкой погася,Она слегка обдёрнула револьвер -И в этом жесте выразилась вся. «

То есть сложнейшее состояние состояние дамы передаётся через жест.

На мой взгляд, это изумительная метафора.

Ответ от Fool108[гуру]Паровоз превратил меня в негра — это метафора

Паровоз выкрикнул что-то матерно и умчался вдаль — это аллегория

Ответ от Anastasiya[гуру]алегория это несколько метафор которыу формируют целосную картину…

а метафора это скрытое сравнение…

Ответ от Лилия Петренко[активный]метафора- это скрытое сравнение, а аллегория показывает простое через сложноеАллегория на ВикипедииПосмотрите статью на википедии про АллегорияХудожественный стиль на ВикипедииПосмотрите статью на википедии про Художественный стиль

Источник: https://2oa.ru/allegorichno/

Ссылка на основную публикацию