«катеры» или «катера», как правильно? ударение в слове

Катера отличаются прочными корпусами, что позволяет размещать на них больше человек и груз. Удобны они для хождения по палубе ввиду жесткого днища.

Изготавливают их из стеклопластика или металла, а это разрешает выходить на них в большие акватории и даже море, не боясь высоких волн. Узкая форма носа лучше рассекает волны и содействует развитию скорости.

Всем любителям прогулок, водного спорта и рыбакам будет полезен рейтинг лучших катеров каждой категории, содержащий уже проверенные и хорошо зарекомендовавшие себя модели.

Лучшие спортивные катеры

Такие катера отличаются стильным дизайном с загнутыми ветровыми стеклами и мощными моторами, что позволяет им развивать высокую скорость и быстро выходить на глиссирование.

Используют их и для подсоединения водных лыж или аттракционов. Еще одним признаком такого судна является хорошая обтекаемость и маневренность.

Cobra 1850 Sport — на 7 человек

Это лучший спортивный катер для быстрого передвижения по огромной акватории компанией из семи человек.

Для этого на палубе имеется два полноценных кресла с мягкой обивкой и широкими спинками (за одним из них сидит водитель и там же расположен штурвал), еще есть два кресла с пластиковыми спинками на передней части катера и широкое общее сиденье сзади на трех человек.

По бокам судна расположены металлические дуги, чтобы надежно ухватиться при движении на быстрой скорости. Водителя и пассажира рядом от брызг закрывает высокое ветровое стекло с боковой частью.

Плюсы:

  • в силовой набор внедрены баки для поддержания судна на плаву;
  • трюм вентилируется;
  • раскладная лестница для удобного выхода из воды выполнена из нержавеющей стали;
  • на корме и носу предусмотрены буксировочные узлы;
  • практичный рейлинг из легированного металла;
  • не скользящее покрытие палубы защищает от падения;
  • запираемые багажные отсеки позволяют оставлять там вещи в пришвартованном судне;
  • у поста управления есть подстаканники, розетка на 12 В, приборная панель с показателем уровня горючего, подсветка;
  • яркие навигационные огни для движения в темное время суток;
  • бак катера вмещает 90 литров, чего хватит на дальнюю поездку;
  • фильтр-отстойник помогает подавать топливо без воды и примесей;
  • длина 550 см удобна для маневренности и уверенного хода;
  • мощность двигателя 115 л.с.;
  • корпус из стеклопластика способствует уменьшенной массе.

Минусы:

  • кресла рулевого и пассажира рядом без съемных подушек;
  • стоимость от 549000 рублей;
  • для транспортировки по суше нужен мощный прицеп с грузоподъемностью свыше 500 кг.

GLASTRON GT 180 — внутри как автомобиль

Это лучший спортивный катер, который отделан внутри как дорогой автомобиль. У рулевого и пассажира рядом шикарные кресла со спинками, заходящими на бока и поддерживающими туловище во время динамичного движения.

Кабина огорожена сплошным стеклом спереди и по бокам. Рулевое колесо спортивного образца с тремя спицами. Спидометр и тахометр крупного размера. Справа расположен рычаг газа. На корме размещен широкий диван для отдыха, а на носу еще два небольших кресла в нишах. Всего катер вмещает 7 человек.

Плюсы:

  • красивая отделка салона;
  • удобные поручни в носовой части для удержания;
  • сплошное ветровое стекло, открывающееся на одну секцию, чтобы пройти на нос;
  • выпускается в черно-белой и красно-бежевой отделке;
  • обозначение GT в названии подтверждается 150 л.с.;
  • топливный бак вмещает 91 литр;
  • длина катера 5,44 м;
  • осадка 76 см дает хорошую устойчивость на воде;
  • оснащается мотором Ямаха;
  • швартовочные утки и рым из нержавейки;
  • борта украшены графикой;
  • поставляется с акустической системой, спрятанной в пассажирской панели;
  • корпус уже снабжен резиновым привальным брусом и декорирован хромированными вставками;
  • трап из легированного металла;
  • дизайн в стиле «Родстер»;
  • в стандартную комплектацию входит платформа для купания, которая не скользит.

Минусы:

  • стоимость от 925000 рублей;
  • штурвал не регулируется по высоте и углу наклона;
  • масса 950 кг требует мощного прицепа для транспортировки.

Лучшие рыболовецкие катера

Такие суда имеют простое оформление, снабженное всем необходимым для занятия любимым делом — рыбалкой. Их моторы развивают среднюю скорость, где в приоритете экономичность и простота обслуживания.

Вместимость колеблется от одного до пяти человек. Скромный дизайн оправдан доступной ценой и легкой массой, удобной для транспортировки по суше.

MASTER 410 — один из самых легких в своем классе

Это лучший рыболовецкий катер, который весит всего 200 кг. При этом он имеет металлический корпус, хорошо переносящий наезд на отмели или столкновения с камнями в воде. Вмещает судно до 5 человек. У рулевого есть небольшое кресло и ветровое стекло с железной дугой. Вдоль бортов прикреплены перила.

Управление мотором осуществляется дистанционно, что позволяет сидеть посередине катера для лучшей устойчивости в воде. На носу предусмотрена стальная дуга-поручень, помогающая удержаться стоя при швартовке или забрасывании снастей. Еще на нее наматывается трос.

Плюсы:

  • стоимость от 184000 рублей;
  • металлический корпус;
  • масса 200 кг позволяет разгрузить его вчетвером из прицепа и спустить на воду;
  • чтобы вытащить из воды на носу предусмотрены ручки;
  • длина 4,3 м;
  • надводный бор поднят на 64 см, что предотвращает заливание водой даже при сильных боковых волнах;
  • мощность мотора 30 л.с.;
  • грузоподъемность до 375 кг;
  • разрешается удаляться от берега до 3000 м;
  • транец может быть 380 или 508 мм;
  • полноценный руль вместо румпеля;
  • легко вытаскивается на берег силой одного-двух человек;
  • по бокам борта предусмотрены крепления для весел и тихого хода.

Минусы:

  • осадка 22 см не самая устойчивая;
  • очень простой дизайн;
  • малый грузовой отсек;
  • нет ящичков для мелких вещей;
  • кормовой тент поставляется за отдельную плату.

MASTER 521 — для рыбалки далеко от берега

Это лучший рыболовецкий катер для дальних заплывов от берега, потому что он имеет бак вместительностью 120 литров и высокий надводный бор, защищающий от больших волн, ударяющихся сбоку. Вмещает катер до 6 человек. Кабина снабжена ветровыми и боковыми стеклами, закрывающими от брызг.

Переменная килеватость помогает быстро выходить на глиссирование и размещать сзади разнообразные двигатели. Прочный металлический корпус хорошо переносит механические нагрузки и устойчив к повреждениям.

Плюсы:

  • большая длина 5,2 м позволяет брать с собой длинные снасти и не запутываться в них;
  • ширина в 2,1 м удобна для свободного передвижения даже при наличии шести человек на борту;
  • грузоподъемность 450 кг разрешает взять все необходимое с собой;
  • способен отходить далеко от берега (5000 м) благодаря баку на 120 литров;
  • мощность мотора 100 л.с.;
  • комфорт для экипажа представлен в виде высокого стекла, штурманского столика для карт, широкого прохода, открывающейся стеклянной дверцы для выхода на нос;
  • кабина может оснащаться П-образной рамой для установки дополнительного оборудования и создания крыши;
  • в конструкции нет пластиковых деталей, что гарантирует высокую прочность и длительный срок службы;
  • неприхотливая эксплуатация;
  • отсек с АКБ надежно закрыт;
  • пульт управления с рулевым колесом, а не румпелем;
  • есть система самоосущения;
  • на носу интегрирован буксировочный рым;
  • для удержания на носу предусмотрены стальные перила из нержавейки.

Минусы:

  • стоимость от 629000 рублей;
  • вес 510 кг требует специализированной техники для спуска на воду и подъема;
  • задний ряд кресел предусматривает посадку четырех человек, но по факту там удобно только трем;
  • кресла на корме без подушки;
  • тент поставляется только за отдельную плату.

Лучшие прогулочные катера

Такие модели похожи на спортивные, но имеют более скромные показатели двигателя. Выглядят они лучше рыболовецких, и предназначены для прогулок по водным акваториям и коротким, но быстрым перемещениям. Порой их используют для аттракционов рядом с пляжами.

Victory 470 Open — с прочным дном

Это лучший прогулочный катер для плаванья по рекам и озерам с целью открытия новых для себя берегов, пришвартовывания к ним и купания. Модель отличается особенно прочным дном толщиной 40 мм, что выдержит наскоки на камни, ветки и крупные морские раковины, и не даст течь.

Стенки бортов имеют толщину 30 мм, поэтому с боков судно защищено тоже надежно. Место управляющего и соседнего пассажира огорожено ветровым стеклом расположенным под острым углом, что придает катеру спортивности.

Плюсы:

  • длина 470 см и ширина 190 см дают достаточную устойчивость и маневренность;
  • корпус алюминиевый и хорошо переносит морскую воду;
  • угол килеватости в 12 градусов оптимален для выбора оснащения силового агрегата различной мощности;
  • вмещает 5 человек;
  • высота транца 501 мм удобна для закрепления широкой линейки моторов;
  • управление осуществляется рулевым колесом, рядом с которым есть панель с приборами и датчиком топлива;
  • изначально комплектуется двигателем мощностью 74 л.с.;
  • рейлинг спереди из нержавеющей стали;
  • алюминиевая рама;
  • привальный брус поставляется для комплектации из Италии и выполнен из ПВХ;
  • швартовочные утки из легированного металла, не склонного к коррозии;
  • предусмотрен отсек для складывания дуг и тента;
  • все покрытие на катере нескользящее;
  • есть бардачок для мелких предметов;
  • яркий спортивный дизайн;
  • верхнее покрытие из стеклопластика;
  • откидывающаяся стеклянная часть в лобовом стекле для выхода на нос.

Минусы:

  • стоимость от 390000 рублей;
  • небольшие основные сиденья без возможности регулировки;
  • сиденья на носу очень маленькие и снабжены невысокими спинками.

SAVER 495 OPEN — для отдыха всей семьей

Это лучший прогулочный катер для отдыха всей семьей, потому что он имеет длинную носовую часть, на которой можно загорать во время плаванья или даже поспать.

Оснащается модель японским силовым агрегатом Хонда с мощностью 74 л.с. Для управления возведена небольшая стойка со штурвалом и несколькими датчиками. Чтобы не упасть с носа по краям прикреплены высокие поручни из нержавеющего металла.

Плюсы:

  • небольшая масса катера в 400 кг позволяет проще перевозить его и спускать на воду;
  • просторная ширина в 210 см и длина 498 см удобны для отдыха и свободного перемещения по судну;
  • рейлинг по краям бортов из нержавейки;
  • катер оснащен буксирными гаками в количестве трех штук;
  • предусмотрены швартовые утки 4 шт, для удобства привязывания судна с любой стороны;
  • может оснащаться баком для воды и душем;
  • есть тент для обустройства кабины;
  • к боту крепится трап для купания;
  • есть поддерживающая стойка, чтобы установить стол и кушать за ним.

Минусы:

  • управление осуществляется стоя, а иначе не видно куда плыть;
  • ветровое стекло играет декоративную функцию, поскольку находится гораздо ниже водителя;
  • стоимость от 400000 рублей;
  • хотя вмещает до 5 человек, но сидя в креслах могут ехать только трое.

Лучшие круизные катера

Такие суда отличаются повышенным комфортом для дальних поездок, рассчитанных на выход в открытое море.

Чтобы по несколько дней проводить на отдыхе или рыбалке их трюм обустраивается спальными местами, поэтому они более крупные по высоте корпуса. Силовые агрегаты у них одни из самых мощных, чтобы быстро проходить большие расстояния.

CABIN 23 BASE — как маленькая квартира

Это лучший круизный катер для путешествий по несколько дней или недель в море, поскольку на нем есть все необходимое для полноценной жизни. На корме предусмотрен диванчик с высокими спинками, который раскладывается и может разместить двух взрослых человек.

Под носом в трюме расположена главная зона для отдыха, где находится двухспальная кровать, откидная панель для обустройства столика, печка, рукомойник и биотуалет. Удобно и купаться в море с этим катером, потому что сзади имеется отдельный низкий выход со ступеньками и перилами в воду.

Плюсы:

  • стильный дизайн;
  • повышенная безопасность даже при шторме за счет высокой надводной линии и большого водоизмещения;
  • по периметру носовой части прочные перила;
  • полукруглое ветровое стекло;
  • П-образная рама входит в штатную комплектацию (от нее натягивается тент и полностью закрывает кабину от непогоды);
  • на палубе уже внедрен бак для воды на 60 литров, чтобы принимать душ и мыть руки в раковине;
  • мощность двигателя 225 л.с. обеспечивает движение с высокой скоростью несмотря на крупные размеры судна 6,9х2,5 м;
  • топливный бак вмещает 200 литров горючего, которого хватит на большую дистанцию;
  • может располагать в сидячем положении семь человек;
  • четыре полноценных спальных места;
  • встроенная площадка для купания;
  • носовая часть снабжена мягким покрытием, разрешающим ложиться на него для принятия солнечных ванн без дополнительной подстилки;
  • мультимедийная система с динамиками.

Минусы:

  • стоимость свыше 1600000 рублей;
  • масса катера 1600 кг требует наличия специальной техники для транспортировки по суше и спуска;
  • спинка кресла рулевого не очень высокая, и при резком старте можно упасть назад;
  • потребляет много топлива.

Хочешь получать актуальные рейтинги и советы по выбору? Подпишись на наш Telegram.

Источник: https://vyboroved.ru/reyting/2080-luchshie-katery.html

"Тренеры" или "тренера" — как правильно писать и говорить?

Споры по поводу «тренеры» или «тренера», вероятно, не затихнут долго. По крайней мере до тех пор, пока не будут установлены правила для таких случаев. Скорее всего, такие упущения объясняются молодостью языка. 

Не забывайте, что литературному русскому менее 200 лет. Вот не родился раньше Пушкин, не перевел французский на родной. Хотя даже непонятно: а какой ему-то был «родной»?

«Тренеры» или «тренера» — как правильно

В большинстве орфографических словарей утверждается первое, по телевизору услышите второе. Да и лазить каждый раз по учебникам не очень хочется.

В начальной форме (именительный падеж, единственное число) выглядит «тренер». При переходе на множественное число к существительным II-го склонения, характеризующим специализацию, рекомендуется добавлять «-ы» и не менять ударение.

Примеры:

  • мой инструктор — мои инструкторы;
  • мой тренер — мои тренеры;
  • мой инженер — мои инженеры;
  • мой бухгалтер — мои бухгалтеры;
  • мой ректор — мои ректоры.

В других существительных, обозначающих звание, профессию, во множественном числе пишут окончание «а».

Примеры:

  • твой доктор — твои доктора;
  • твой директор — твои директора;
  • твой профессор — твои профессора;
  • твой повар — твои повара;
  • твой сторож — твои сторожа.

Морфологический и морфемный разборы, исследование склонений ничего нового не дадут. Если нет установленных подходов, их заменяют подмеченные закономерности. И опытные «слововеды» предлагают свои.

Примеры предложений — здесь имеется в виду просто несколько людей, предметов, поэтому выбирается традиционный путь:

  • «Тренеры Шумахера всегда обращали внимание на успешное прохождение им поворотов при любой погоде».
  • «Размещенные со стороны основного лепестка дисперсии директоры усиливают направленность антенны».

Ситуация поменяется, если подразумевается корпоративная общность, и вступает в силу профессиональный жаргон. Последний обычно подразумевает окончание «-а»:

  • «Мы, как известные тренера, настаиваем на участии в прибыли от продажи перспективных молодых спортсменов».
  • «Собранные на форуме успешные директора выражают оптимизм по поводу государственного финансирования».

Замечено, что существительные с ударными «–ор» / «-ер» / «-ёр» тяготеют к безударному окончанию «-ы»:

  •  «Уважаемые инженеры утвердили проект по закупке революционного оборудования для сварки кессонов».
  • «Перед репетицией актеры повторяют недоученные роли в курительных комнатах и буфете».

И тут же пример, нарушающий принцип:

«Лучшие инструкторы по вождению помогли при создании новых контраварийных симуляторов».

Но имеющие непосредственное отношение все равно скажут «инженера́», «инструктора́». То же относится к «тракторы» / «трактора». «Актера́» же никому в голову не придут.

Вот, например, разница в отношении к термину клиента и косметолога очевидна:

  • «Какие только кремы не пробовала, а кожа все-таки чешется и сыпь не проходит, к платному врачу надо».
  • «Заказывала крема для жирной кожи, а прислали шампуни для крашеных волос, ну и магазинчик!».

Наконец, некоторые, образованные предпочтительным образом словосочетания, неблагозвучны («катеры», «юнкеры»). Правильнее будет так:

  • «Отдыхающие уже собрались, и к обеду катера доставят их на острова к пристаням санаториев».
  • «Самые храбрые юнкера будут награждены георгиевскими крестами и приглашены на прием к императору».

Выводы

Итак, что можно сказать в заключение:

  1. Не будет грубой ошибкой любое правописание / произношение. Формальных правил нет.

  2. Хоть как-то принятый подход перечеркивается диалектом профессионалов.

  3. У некоторых понятий есть устоявшаяся форма.

  4. Подсмотрены некие тенденции, которые имеют шанс со временем оформиться законодательно.

  5. В случае сомнений, пользуйтесь книгами, здравым смыслом и чувством языка.

Источник: https://nauka.club/russkiy-yazyk/orfografiya/trenery-ili-trenera.html

Катер

      Катер — небольшое лёгкое самоходное судно для коротких рейсов. Назначение и условия эксплуатации катеров весьма разнообразны, чем объясняется значительное количество типов и конструкций катеров.

В зависимости от района плавания катера делили на : 1) морские, 2) рейдовые, плавающие в водах морских портов и в устьях рек с выходом на морские рейды, 3) озёрные, 4) речные. Классификация катеров по району плавания определяет ряд конструктивных требований, предъявляемых к данному типу катера.

По назначению и условиям эксплуатации катера делили на четыре основных типа:

Катера пассажирские, предназначенные для внутригородского, пригородного и курортного пассажирского сообщения на реках, в морских портах и вдоль побережья.

Речные пассажирские катера, совершавшие регулярные пригородные рейсы, имели пассажировместимость 100—300 человек и часто называвшихся речными трамваями.

  

Морские пассажирские катера рассчитывались на более длительное пребывание на них пассажиров и оборудовались более комфортабельно; они обладали хорошими мореходными качествами и значительными скоростями; примером может служить мореходный пассажирский катер.

Мореходный пассажирский катер с количеством мест: I класса 59 человек; II класса на 58 человек; III класса на 44 человека

Малые быстроходные катера — глиссеры использовались для перевозки небольшого числа пассажиров (10—15) и лёгких грузов (почты, медикаментов) в районах, где водные пути являлись основными путями сообщения.

Характерными особенностями глиссеров являлись: большие скорости и скольжение (глиссирование) катеров по поверхности воды во время движения.

Малая осадка глиссеров позволяла использовать их на мелких реках, недоступных для других типов самоходных судов.

Катера буксирные — небольшие буксиры, обычно с мощностью двигателя до 150 л. с. Буксирные катера применялись для буксировки небольших барж, паромов и других несамоходных судов на малых реках, на рейдах и в портах. Характерной особенностью буксирных катеров являлись малые размеры корпуса по сравнению с мощностью их двигателя и наличие буксирного гака. Тяговое усилие 250—1.500 кг. Катера грузовые служили для перевозки грузов в портах, на малых реках, озёрах, рейдах и для пригородных перевозок.

Катера вспомогательные обслуживали разнообразные потребности флота, связанные с его эксплуатацией. К катерам этого типа относились:

  • 1) Катера разъездные, для сообщения с судами, стоящими в порту и на рейде, и между отдельными участками порта;
  • 2) Катера лоцманские, для доставки лоцманов на суда и снятия их с судов, а также для расстановки оградительных знаков водных путей;
  • 3) Катера гидрографические, для гидрографических работ у побережья и в устьях рек оборудовались специальными помещениями для работы гидрографического персонала, эхолотом, приспособлениями для измерения скорости течения, исследования грунта. Часто снабжались небольшой рабочей шлюпкой;
  • 4) Катера пожарные, для тушения пожаров на судах, разных портовых сооружениях и других объектах имели специальное противопожарное оборудование;

5) Катера спасательные.По основному материалу постройки катера делились на:

1) Катера деревянные, весь корпус и набор которых были построены из дерева одной или разных пород. При постройке катеров применялись: сосна, ель, дуб, ясень, лиственница, кедр, пихта, бук, вяз, каштан, красное дерево, а также (для некоторых частей катеров) тик, акация (нагеля), берёза, карага, ильм;

2) Катера стальные, обычно больших размеров, строились, как и другие стальные суда, из судостроительной стали;

3) Катера из лёгких алюминиевых сплавов. В катеростроении получили распространение сплавы типа алюминий — магний — кремний — хром, которые стойки против действия морской воды, а также сплавы алюминий — медь — магний.

Последние были подвержены действию морской воды и поэтому употреблялись с применением плакировки (покрытие поверхности листов при прокатке другим стойким металлом).

Высокая цена алюминиевых сплавов ограничивала применение их в катеростроении;

4) Катера композитные, для постройки которых применялись несколько разнородных материалов: дерево, алюминий, сталь, текстолит.

Наиболее часто встречался тип композитных катеров, в которых набор был изготовлен из алюминиевых сплавов или стали, а обшивка из дерева.

 Самыми распространёнными двигателями катеров являлись двигатели внутреннего сгорания. Они работают на лёгких (бензиновые, керосиновые двигатели) и на тяжёлых сортах жидкого топлива (двигатели с воспламенением от сжатия), а также на генераторном газе (газогенераторные двигатели). Небольшие размеры катеров требавали применения лёгких и компактных двигателей; наряду со специальными, широко использовшимися двигателями, применявшимися в других областях народного хозяйства. На быстроходных катерах обычно устанавливались авиационные рядные, звездообразные и У-образные двигатели; на пассажирских, грузовых, буксирных и вспомогательных — автомобильные, тракторные и небольшие стационарные двигатели с воспламенением от сжатия. Газогенераторные двигатели широко применялись на катерах и имели большие преимущества по сравнению с двигателями, работавшими на жидком топливе. Газобаллонные двигатели вместо газогенераторной установки имели баллоны, наполненные сжатым генераторным газом, для питания двигателя. Это давало экономию места, веса, помещения, а также сокращало количество обслуживающего персонала. Катеры с газогенераторными и газобаллонными двигателями назывались газоходами.

Паровые машины также применялись на катерах, но большой вес и габариты машинно-котельной установки препятствовали широкому их распространению на мелких катерах.

Кроме обычных паровых установок, на катерах применялись специальные лёгкие, быстроходные паровые машины с компактными змеевиковыми котлами с принудительной циркуляцией, которые, однако, не получили,  широкого распространения вследствие ряда эксплуатационных недостатков.

 Управление любым типом двигателя могло производиться из ходовой рубки при помощи разных конструкций телемеханических приводов.

  1. Гребные винты являлись самыми распространёнными движителями на катерах. У речных катеров, работавших на мелководье и в загрязнённых фарватерах, для защиты винтов от повреждений применялись:
  2. 1) специальные туннельные или полутуннельные обводы кормы, которые также давали возможность увеличить размеры гребных винтов и повысить их кпд;
  3. 2) различные ограждения;

3) комбинацию специальных обводов кормы с ограждениями.

Большое количество типов и конструкций катеров требовало при заказе достаточно полного технического задания, которое должно было включать следующие данные:

1) тип и назначение катеров, 2) географический район плавания и продолжительность плавания  в часах или километрах, 3) материал постройки, 4) тип механизмов и движителя, 5) чистая грузоподъёмность (в т) и потребная грузовместимость (в мг) для грузовых катеров; тяговое усилие на гаке (в кг) для буксирных катеров; число пассажиров с характеристикой обслуживающих помещений и оборудования для пассажирских катеров, 6) состав команды, 7) скорость хода (в узлах или км в час) рабочая и максимальная; скорость буксирования для буксирных катеров, 8) отдельные основные характеристики: длина, ширина, осадка, высота надводного борта, габариты и др.Определение ориентировочной цены катеров производилось в зависимости от мощности его двигателя по цене 1 л. с., которая уменьшалась с увеличением мощности двигателя и размеров катера.

Катер (англ. — motor boat, motor launch; болг. — катер: венг. — kutter, motorcsónak, motorhajó; испан. — canoa automóvil; нем. — motorboot; польск. — kuter; румын — şalupă; фин. — kutteri; франц. — canot á moteur; чеш. — kutr).

Лит.: Пономарёв В. А., Проектирование и постройка деревянных катеров, М.— Л., 1946; Мелкое судостроение. Сб. статей., Л,—М., 1939—41 (Всесоюзн. науч. ииж.-техн. о-во судостроения (ВНИТОСС), № 1—13); Паттерсон Г. У., Постройка катеров, пер. с англ., М.— Л., 1936.

Моторы лодочные

Источник: http://www.mintorgmuseum.ru/vocabulary/1492/

Наша среда

Для городского человека большая река все равно что море: стихия, одним словом, и как с ней управляться, он не знает и не должен знать. Он живет на суше и к воде попадает только летом, в отпуск.

Ветер, течение — все тут сразу становится проблемой. Конечно, в наших городах тоже есть реки, но это все так… элемент городского пейзажа, не больше. Кто воспринимает Москву-реку как стихию? Это что-то привычное, спокойное, нестрашное, закованное в надежный гранит. Самое большее, что можно сделать — на речном трамвайчике покататься.

Другое дело — Волга, Кама, Ока. Там люди действительно чувствуют, что живут у большой реки. И вот там уже не на речных трамвайчиках катаются, все больше на кАтерах, порыбачить, поохотиться… Или все-таки на катерАх, с ударением в последнем слоге?

Собственно, сказав «на кАтерах», я всего лишь повторила то, что слышала не раз от окружающих. Обычно, как ни странно, так говорят люди, которые очень хотят произносить слова правильно, и множественное число «катерА» кажется им почему-то гораздо менее симпатичным, чем те же «кАтеры».

А вот представьте себе, уважаемые господа, стремящиеся к идеальному произношению, что точно так же мы поступим со словом «мастер» и все дружно будем говорить, что ремонт в наших квартирах делают опытные «мАстеры».

Странновато звучит, согласны? А ведь слово «катер» из этой же «ячейки», относится к точно тому же типу склонения, что и «мастер».

Если уж мы говорим «мастера, мастеров, мастерам», то слово «катер» претерпевает у нас те же изменения: «катерА, катерОв, катерАм», только так и никак иначе.

Теперь со знанием дела можно ехать, к примеру, на Каму. Там такое раздолье! Леса вокруг, и по грибы можно ходить, но главное не это, а потрясающая камская рыбалка! Можно и с берега удочку закинуть, но лучше, если есть возможность, на катере.

Вот уж где катерОв так катерОв… КатерА, кстати, на реке Каме самые разные — есть старенькие, которые едва не разваливаются даже на самом тихом ходу, но верно служат хозяевам, есть и мощные новые машины, с которыми любые волны не страшны, они режут их безо всякой жалости.

  • Но и те и другие — «катерА».
  • Марина Королева,
    лингвист, заместитель главного редактора радиостанции «Эхо Москвы»
  • «Российская газета» — Неделя №6582 (11)

Источник: http://nashasreda.ru/kak-eto-po-russki-katery-ili-katera/

“КатерА” или “катерЫ” – как правильно?

“Катер” – неодушевленное существительное мужского рода, 2-го склонения.

Катер часто употребляется в значении небольшого судна. Слово происходит от нидерл. kater, англ. cutter.

  • Форма множественного числа анализируемого слова вызывает сложности в выборе правильного окончания.
  • Существует два варианта окончания, которые мы часто встречаем в разговорной речи:
  • Для начала рассмотрим какое окончание в русском языке обычно приобретают существительные во множественном числе.
  • Например:
  • сторож — сторожа
  • доктор — доктора
  • десна — дёсна
  • повар — повара
  • директор — директора
  • профессор — профессора
  1. Как видно, эта группа существительных образует множественное число при помощи окончания “а”.
  2. Но в русском языке, также возможно образование множественного числа при помощи окончания “-ы”.
  3. Например:
  • шофёр — шофёры
  • бухгалтер — бухгалтеры
  • скульптор — скульпторы
  • тренер — тренеры

Важно отметить, что в русском литературном языке, есть слова, которые могут употребляться, как  с окончанием “-а/я”, так и с окончанием “-и/ы”.

Например:

  • договоры — договора
  • годы — года
  • слесари — слесаря
  • якори — якоря
  • секторы — сектора

Окончание множественного числа слова «КАТЕР»

Согласно нормам литературного русского языка, множественное число слова “катер” образуется при помощи окончания “-а”:

катерА

Напомним, что слово “катер” было заимствовано из иностранных языков. Многие же иностранные слова, в которых ударение падает на первый слог, образуют множественное число с ударным окончанием -а/я.

Например:

  • же́мчуг — жемчуга́
  • а́дрес — адреса́
  • ка́тер — катера́
  • бу́фер — буфера́

Примеры для закрепления:

  • На побережье стояли современные катерА, которые максимально отвечали всем требованиям безопасности;
  • К берегу направились катерА с лоцманом и еще с несколькими людьми;
  • В порту стояли катерА, рыбацкие суда и огромные яхты.

(1

Источник: https://russkiypro.ru/katera-ili-katery/

Поиск ответа

Всего найдено: 5

Помогите пожалуйста , хочу понять правильность написания имен существительных множественного числа секторы — сектора , штабели — штабеля ,катеры- катера ,цехи-цеха ,договоры-договора ,бухгалтеры -бухгалтера. 1.Важнейшие отделы и секторы нашего учреждения были реорганизованы.2.По обе стороны строительной площадки возвышались аккуратно сложенные штабеля кирпичей. 3.Катера подходили к причалу один за другим.4.Многие цеха завода перешли на выпуск новой продукции.5.Выборы в органы местной власти показывают , что многие политические противники заключают договоры о «сотрудничестве».6.Бухгалтеры предприятий области регулярно проходят повышение квалификации на специально организованных курсах. Надеюсь в этих предложениях я употребил правильную форму множественного числа существительного , если нет то объясните плиззззззззззз)))

Ответ справочной службы русского языка

См.: http://gramota.ru/spravka/letters/?rub=plural

на какой слог падает ударение в слове «катерами»

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: катерами.

Как правильно написать: «Компания предлагает катера с возможность отдыха и занятиЕМ(Я) спорта на воде». Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: с возможностью… занятия спортом. Правда, стилистически оборот «катера с возможностью» не вполне удачен. 

Скажите пожалуйста, каким правилом нужно руководствоваться при выборе окончаний в сущ. М.р. мн.ч. Н-р: катеры или катера, баннеры или банера, директоры или директора, прожекторы или прожектора и т.д. Ответьте пожалуйста, очень сильно нужно, нигде не могу найти такое правило.

Ответ справочной службы русского языка

Следует руководствоваться рекомендациями словарей русского языка. Как правило, если форма мн. ч. существительного второго склонения имеет в именительном падеже окончание -а (я), то такая форма в словаре указывается, например: катер, -а, мн. -а, -ов.

У меня несколько вопросов. Скажите, пожалуйста, как будет правильно? 1.Ректора (ректоры) вузов собрались на очередное совещание. 2.Бухгалтера (бухгалтеры) подготовили материалы. 3.Наши судостроители выпустили новые катера (катеры). 4.В инструкции указано, что сила тока в цепи должна быть не выше 5 ампер (амперов). 5.Преподаватель особо отметил трех (троих) студенток. 6. МВФ принял (приняло)решение. Заранее огромное спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Справочная служба не выполняет домашних заданий.

Источник: http://www.gramota.tv/spravka/buro/search-answer?s=%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0

Катер — это… что такое катер?

  • катер — катер …   Нанайско-русский словарь
  • КАТЕР — (голл. kater). 1) одномачтовое парусное судно. 2) гребное судно с мачтами, которые можно ставить и снимать, смотря по надобности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАТЕР 1) военное одномачтовое… …   Словарь иностранных слов русского языка
  • КАТЕР — (от англ. cutter) общее название небольших (водоизмещением до 400 т), обычно быстроходных судов различного назначения (пассажирские, туристические, спасательные, грузовые, ракетные, сторожевые и др.) …   Большой Энциклопедический словарь
  • КАТЕР — КАТЕР, катера, мн. катера, муж. (голланд. kater) (мор.). Небольшое судно (паровое, моторное, весельное), преим. для коротких поездок. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова
  • КАТЕР — муж. одномачтовое парусное судно, тендер. | Гребное судно, о 8 24 веслах; на флоте, уступает он в величине только баркасу. | На реках, перевозное гребное судно, больше лодок и яликов. | кавк. осляк, лошак, помесь от осла и кобылы. Мул, от жеребца …   Толковый словарь Даля
  • катер — сущ., кол во синонимов: 6 • катерок (1) • корабль (101) • мотокатер (1) • …   Словарь синонимов
  • Катер — 1) общее название малых быстроходных судов, предназначенных для боевых целей или обеспечения боевых действий флота (торпедные, ракетные, сторожевые и т. п. катера) 2) Небольшое судно для перевозки людей и небольших грузов, имеющее двигатель.… …   Морской словарь
  • катер — катер, мн. катера, род. катеров и устаревающее катеры, катеров …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
  • Катер — (от англ. cutter)         небольшое судно или боевой корабль. Длина К. от 1,5 до 40 м, ширина до 7 м, водоизмещение от нескольких десятков кг до 150 m, скорость хода от 3 до 70 узлов (5,5 130 км/ч). По конструкции подводной части корпуса К.… …   Большая советская энциклопедия
  • КАТЕР — (от англ. cutter) 1) общее назв. небольших (водоизмещением до 400 т), обычно быстроходных судов разл. назначения. Существуют К. для перевозки людей (пасс., разъездные) и небольших грузов, для несения охранной (милицейские, пограничные), тамож.,… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/81414

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика