120 слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ

120 слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ

Буквенные сочетания ЧТ, ЧК, ЧН, НЧ, ЩН, НЩ, РЩ пишутся без мягкого знака, потому что буквы Щ и Ч обозначают непарные мягкие звуки [ч'] и [щ'] . Для них при письме показатель мягкости не требуется. Буквенные сочетания СТ, СН, ЗН (когда буквы Т или Н обозначают мягкий звук) пишутся тоже без мягкого знака, например: листья, жизнь, мясник.

Запомни!
Слова с сочетанием ЧН могут произноситься по-разному:

  • конечно — [шн];
  • точно, срочно, конечная остановка — [ч'н];

Но есть слова, в которых сочетание чн можно произносить и [шн], и [ч'н]:

  • скучно, булочная, прачечная.

Произнося [шн], пиши чн!!!

120 слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ

120 слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ

КАРТОЧКА1 

Спиши, вставь, где нужно, «Ь», устно объясняя свой выбор. Подчеркни орфограмму.

Крошеч_ка, избушеч_ка, мал_чики, куроч_ка, девоч_ка, сороч_ка, мусор_щик, спор_щики, фонар_, фонар_щик, уздеч_ка, паял_щик, ложеч_ка, буднич_ный, лавоч_ка, мос_тик, башмач_ки, Олеч_ка, пес_ня.

120 слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ

КАРТОЧКА 2 

Спиши, вставь, где нужно, «Ь», устно объясняя свой выбор. Подчеркни орфограмму.

Щёточ_ка,кошеч_ка, свароч_ный, различ_ные, шапоч_ка, Жуч_ка, печал_ный, убороч_ный, лис_титк, отлич_ный, ласточ_ка, стул_чик, веревоч_ка, смор_щились, камен_шик, слоеч_ка, игрушеч_ные, ч_тение, халтур_щик, косточ_ка, пес_ня, мес_ть, кос_ба, водич_ка, дал_няя.

120 слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ

КАРТОЧКА 3  

Спиши, вставь, где нужно, «Ь», устно объясняя свой выбор. Подчеркни орфограмму.

Жиз_нь, дач_ка, точ_ка, боч_ка, прос_ба, свар_щик, печал_ный, жен_щина, палоч_ка, поч_та, сумоч_ка, девоч_ка, пал_чик, смор_щился, птен_чик, Эллоч_ка, Жанноч_ка, Ванеч_ка, Васен_ка, овощ_ные, хищ_ник, пес_ня, гос_ти, меч_та, нянеч_ка, сил_ный, веч_ный.

120 слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ

КАРТОЧКА 4 

Напиши к словам родственные слова, образованные с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -К- или -ОЧК-
Сказка —
Туча —
Рука —
Полка —
Скрипка —
Дочь —
Печь —
Тряпка —
Ветка —
Сердце —
Грядка —
Щётка —
120 слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ

КАРТОЧКА 5 

Образуй от данных слов прилагательные к предложенным в скобках существительным.
Яйцо — (скорлупа какая?) — скорлупа яич_ная.
Столица — (колбаса какая?) —
Скрипка — (ключ какой?) —
облако — (погода какая?) —
наука — (открытия какие?) —
загадка — (человек какой?) —
ночь — (смена какая?) —
яблоко — (сок какой?) —
уборка — (страда какая?) —
пустяк — (проишествие какое?) —
ёлка — (игрушки какие?) —
сердце — (письмо какое?) —
сумрак — (день какой?) —
пыль — (дорога какая?) —
тысяча — (посетитель какой?) —
сток — (канал какой?) —
солнце — (день какой?) —
крошка — (игрушка какая?) —

Скука — (рассказ какой?) —

Источник: http://hochuzna.blogspot.com/p/blog-page_29.html

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, нщ

– Здравствуйте, господин Карлсон! Почему Вы сегодня такой хмурый?

120 слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ

– Здравствуй, Василиса! Какое уж тут будет настроение!!! Эта противная фрекен Бок. Я так хотел чего-нибудь сладенького. У меня даже пропеллер крутиться без сладкого не хочет. А ей, видите ли, подавай заявку в письменном виде – напиши название всех вкусностей, которые хочу получить. Я ей написал, а она как раскричится:

– Сначала научись грамотно писать, а потом получишь моё вкуснейшее варенье и замечательную выпечку!!!

А что такого я написал? Вот посмотрите:

Я хочу яблочьное варенье, а также клубничьное, земляничьное и черничьное. А ещё дай мне, пожалуйста, поньчики и другую мягкую сдобную выпечьку.

Что этой вредной домомучительнице так не понравилось?

120 слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ

– Да, уважаемый господин Карлсон. Я понимаю фрекен Бок. Она привыкла к порядку, чтобы все было на своих местах. И, конечно, дама она грамотная и очень не любит, когда кто-нибудь пишет с ошибками.

А в вашей заявке очень много ошибок. Конечно, ведь Вы прибыли к нам из Швеции. Ну, ничего. Давайте я расскажу вам о некоторых правилах русского языка.

И поговорим мы про буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, нщ.

Обратите внимание, в этих буквосочетаниях все буквы согласные. А теперь я покажу Вам, как выглядит транскрипция этих буквосочетаний, т.е. звуковая запись.

к], чн], [чт], [щн], [нч], [нщ]. Видите, как много в них мягких звуков. Как Вы думаете, почему? А дело в том, что в каждом из этих буквосочетаний есть такие согласные, которые бывают только мягкими – это буквы Ч, Щ.

А если они всегда мягкие, нужен ли им ещё дополнительный знак, указывающий на мягкость? Ведь очень смешно звучит, если мы скажем, что масло масляное, солнце солнечное, а вода мокрая. Она что, сухая может быть, а масло не масляным? Вот точно так же и с мягкими согласными. Они сами по себе мягкие, зачем им ещё и мягкий знак.

Вот если бы там были другие буквы вместо Ч или Щ, а звучание было бы мягким, то, конечно, мягкий знак понадобился бы.

  • Вот сравните:
  • сказочник мельник
  • лисичка лисонька
  • хищник борьба
  • чтение письмо

Там, где стоят буквы ч или щ, несмотря на мягкое произношение, мягкий знак не пишется. А во втором столбике звуки [л], [н], [р], [с] звучат мягко, и эту их мягкость обозначает мягкий знак.

– Та–ак. В буквосочетаниях чк, чн, щн, чт мягкий знак не пишется, потому что Ч,Щ – всегда мягкие. Это понятно. Но почему не пишется мягкий знак в сочетаниях нч и нщ? Ведь, например, в словах закончить, барабанщик я точно слышу звук [н], и он мягкий.

– Да у Вас прекрасный слух, Карлсон!

– Ну да, не жалуюсь…

– Вы верно подметили, что в этих словах, как и в других, в которых есть буквосочетания нч и нщ, буква Н звучит мягко [н]. Но происходит это потому, что Ч и Щ настолько мягкие, что этой мягкостью заражают и стоящую перед ними букву Н. И буква Н не может устоять. Она тоже начинает звучать мягко. Вот поэтому в буквосочетаниях нч, нщ тоже мягкий знак не пишется

120 слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ

Ну что, господин Карлсон, теперь Вы знаете, когда писать мягкий знак, а где он абсолютно не нужен?

– Кажется, понял. Хотя… а вдруг я ещё где-нибудь ошибку допущу?

– Ну что же, тогда давайте немного поиграем.

– Урра! Я очень люблю играть!

– Замечательно! Я буду показывать слова, а Вы говорите, есть там мягкий знак или нет.

Боч.ка

– Сочетание ЧК. Мягкий знак не нужен

– Верно…Ноч.ник.

– Сочетание ЧН. Мягкий знак не нужен.

– Прекрасно…Помощ.ник.

– Сочетание ЩН. Мягкий знак н нужен.

– Прекрасно! Кол.цо.

– Так–так. Мягких Ч и Щ здесь нет, а звук [л] мягкий, значит, нужен мягкий знак.

– Карлсон, да Вы просто знаток русского языка! Следующее слово гон.щик.

– Да–да, я помню. Сочетание НЩ пишется без мягкого знака, значит, в слове гонщик мягкий знак не пишем.

– Ну что ж, последнее слово птен.чик.

– Ну конечно не пишем мягкий знак, ведь в слове птенчик есть буквосочетание НЧ, и оно пишется без мягкого знака.

120 слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ

– Вот что ещё, господин Карлсон…

– Зови меня просто – Карлсон и на «ты». Ведь мы уже подружились, я надеюсь?

– Ну конечно. Ты знаешь, Карлсон, я чуть не забыла рассказать тебе об одной особенности буквосочетаний чн и чт. Представляешь, в некоторых словах букве Ч надоедает звучать мягко и она начинает выкидывать фокусы – прячется в звуковую оболочку буквы Ш, и звучит не [чн] и [чт], а [шн] и [шт].

Например, в слове «конечно» мы пишем сочетание ЧН, а произносим [канешна], и вместо [чн] произносим [шн]. Или в слове «что» пишем ЧТ, а произносим [што]. Правда, это происходит только лишь в некоторых словах. А вот лет сто – сто пятьдесят назад в Москве почти все слова с сочетанием ЧН произносили именно так –[шн]. Например, [каришнивый, булашная].

А сейчас иногда можно услышать и такое произношение или более современное – [каричнивый, булачная]

– Ничего себе, как бы не запутаться.

– Не волнуйся, Карлсон. В современном русском языке можно говорить и так и эдак. Так что, говори эти слова так, как тебе больше нравится.

А теперь, Карлсон, давай перепишем твою заявку на сладости.

– С удовольствием. «Я хочу яблочное варенье, а также клубничное, земляничное и черничное. А ещё дай мне, пожалуйста, пончики и другую мягкую сдобную выпечку».

120 слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ

– Вот теперь все правильно, и, конечно, фрекен Бок не откажет тебе в твоих любимых сладостях.

– Конечно. Спасибо, Василиса. Я полечу к фрекен Бок.

– Не спеши, Карлсон. Для того, чтобы ты не забыл правило написания буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч, нщ, я хочу прочитать тебе стихотворение.

Точный, скучный и мучной, Мощный, сочный и речной, Кочки, бочки, точки, Есть в словах чк, чн И встречается щн. Знаем точно: в тех словах Мы не пишем мягкий знак. Мягкий знак не нужен там,

  1. Это сразу ясно нам!
  2. А вот ещё одно:
  3. Мощный каменщик зимой Нянчил дочку в час ночной: «Спи, дочурочка, в тиши, Мягкий знак тут не пиши»

– Спасибо, Василиса! Теперь я никогда не забуду, что буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, нщ пишутся без мягкого знака. А сейчас я помчусь к фрекен Бок за вареньем и пончиками. А потом обязательно угощу тебя и моего друга Малыша. Я ведь не жадный. До встречи, Василиса!

– До встречи, Карлсон!

Источник: https://videouroki.net/video/21-bukvosochietaniia-chk-chn-cht-shchn-nch-nshch.html

Урок русского языка на тему "Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЧТ, НЩ"

Конспект урока по русскому языку для 2 класса

учитель начальных классов Алферина Ю.В. МБОУ «Ореховская средняя школа» Сакского района Республики Крым

  • Тема урока: Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.
  • Тип урока: урок закрепления полученных знаний.
  • Цели урока: формирование навыков правописания сочетаний ЧК, ЧН, ЩН.
  • Образовательная: формирование навыков правописания сочетаний ЧК, ЧН, ЩН.
  • Развивающая: способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления (внимания, умения устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно добывать знания, сравнивать, обобщать и делать выводы); развивать опыт использования в речи слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.
  • Воспитательная: формировать потребности к новым знаниям; воспитывать интерес к изучению русского языка; создать условия для воспитания коммуникативной культуры общения и умения учащихся работать в паре.
  • Используемые технологии: проблемного обучения; игровые технологии; технологии развивающего обучения; ИКТ.
  • Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый; диалогический.
  • Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах.
  • Оборудование: мультимедийная установка; раздаточный материал.
  • Прогнозируемый результат (формируемые УУД):
  • Предметные (актуализировать знания о правописании слов с буквосочетаниями ЧК,ЧН,ЩН; уметь определять способы обозначения мягкости на письме.)
  • Метапредметные:
  • -признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;
  • -проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.
  • -формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • — формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
  • — овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;
  • —в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
  • -формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;
  • — под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;
  • — под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы (подведение под понятие).
  • — принимать участие в работе парами и группами;
  • — понимать задаваемые вопросы;
  • -выражать свою точку зрения;
  • -адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
  • Ожидаемый результат:Дети должны к концу урока уметь находить в предложении слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета и задавать к ним вопросы.
  • Ход урока:
  • Деятельность учителя
  • Деятельность учащихся
  • Формируемые УУД
Читайте также:  "творог" или "творог" - правильное ударение на какой слог?

I. Организационный момент. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся.

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес

Слайд 1

— Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Улыбнитесь друг другу, мне и гостям. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

  1. Прозвенел уже звонок.
  2. Сядьте тихо и неслышно,
  3. И скорей начнем урок.
  4. Будем мы писать, трудиться,
  5. Ведь заданья нелегки.
  6. Нам, друзья, нельзя лениться,
  7. Так как мы – ученики.

— Я желаю вам, ребята, извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний. А большой ли багаж знаний вы унесете с урока это зависит прежде всего от вас. Спорьте, отстаивайте свою точку зрения, но будьте внимательны и добры к своим товарищам.

  • — С какой целью вы пришли на урок?
  • — Для чего?
  • Слайд 2
  • На доске фразеологизмы:
  • ушки на макушке(внимательно)
  • зарубить на носу(запомнить)
  • бить баклуши (бездельничать)
  • знать как свои пять пальцев (очень хорошо)
  1. — Что записано на доске?
  2. Для чего они нам нужны в жизни?
  3. — Какой фразеологизм нам не подходит на уроке?
  4. Приветствуют гостей.
  5. «Дарят» друг другу улыбки
  6. Чему-то научиться
  7. Фразеологизмы
  8. Чтобы речь была более выразительной.
  9. Бить баклуши.
  10. Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества)
  11. Личностные (Смыслообразование, Учебно-познавательная мотивация, внутренняя мотивация школьника)
  12. Познавательные (извлечение из памяти сохраненной информации)
  13. II. Актуализация знаний
  14. Цель: актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднений в выполнении учебного действия
  15. Слайд 3
  16. а) Зарядка для ума.
  17. — Переставьте буквы, чтобы получились слова. (завод, город, Москва, мороз)
  18. -Что общего?
  19. — Какое слово лишнее?
  20. б) Работа в парах. Письмо по памяти

Проговариваем вслух орфографически. Самостоятельно. Запись по памяти.

  • Взаимопроверка по слайду.
  • Оценить друг друга по линеечке правильность.
  • Самооценка
  • — С какой целью выполнили задание?
  • Слайд 4
  • -Составьте предложение с фразеологизмом в значении «запомнить».
  • Слайд 5
  • в) Знакомство с новым словом.
  • Из неё обедать буду,Из глубокой или мелкой.И такая вот посудаНазывается …
  • — Дайте определение, что такое тарелка?
  • — Где найти информацию?
  • — Один ищет в словаре, другой подходит к гостям и спрашивает.
  • — Как правильно пишется?
  • — Вслух произносим слово, записываем в тетрадь, ставим ударение, выделяем орфограмму — безударную гласную.
  • Самооценка
  • Завод, город, Москва, мороз

Это словарные слова. В них по 2 слога, второй слог ударный.

  1. Москва – собственное имя существительное, в нем 6 букв.
  2. Чтобы лучше запомнить словарные слова.
  3. Чтобы правильно написать словарные слова, нужно зарубить себе на носу как они пишутся.
  4. Тарелкой
  5. Дети определяют.
  6. Словарь, взрослые, Интернет.
  7. Дети проговаривают.
  8. Выполняют задания с комментированием
  9. Познавательные (извлечение из памяти сохраненной информации)
  10. Познавательные (умение использовать полученные знания на практике)
  11. Познавательные (выделение необходимой информации)
  12. Коммуникативные (планирование сотрудничества)
  13. Познавательные (поиск и выделение необходимой информации)
  14. Логические (анализ)
  15. Регулятивные (самоконтроль)
  16. Познавательные (поиск и выделение необходимой информации)
  17. III Постановка цели урока.
  18. Цель: сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели.
  19. -Как сказать в уменьшительно-ласкательной форме?
  20. -Какую орфографическую задачу надо решить?
  21. -Запишите рядом слово «тарелочка».
  22. -Может догадались какая тема урока?
  23. — Какую поставим цель?
  24. Слайд 6
  25. Обращение к таблице.
  26. ЗНАЮ, ХОЧУ УЗНАТЬ , УЗНАЛ
  27. -Что вы уже знаете по теме?
  28. — Что узнали нового на уроке?
  29. -Что хотели бы узнать ещё?
  30. Тарелочка.

Дети говорят правильный ответ, т. к. помнят, что ЧК пиши без ь.

  • Правописание сочетаний ЧК, ЧН
  • Научиться писать сочетания ЧК, ЧН без ь
  • Что сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ пишутся без Ь.
  • Как правильно пишется слово ТАРЕЛКА, в слове ТАРЕЛОЧКА Ь не пишется.
  • Почему не пишется ь, в каких словах встречается ЧК, ЧН, есть ли ещё сочетания, где не пишется Ь
  • Познавательные (выделение необходимой информации)
  • Логические (сравнение)
  • Познавательные (формулирование проблемы)
  • Логические (обобщение, анализ, выведение следствий)
  • Познавательные (построение устного высказывания)
  • Регулятивные (предположение)
  • Познавательные (работа с информацией)
  • Логические (подведение под понятие)
  • Слайд 7
  • IV. Физкультминутка
  • Цель: снятие утомления через физические упражнения

— Мы поработали. Пора отдохнуть, снять напряжение. Коммуникативные

V. Закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: Организовать решение учащимися практико-ориентированных заданий в парах с целью закрепления полученных знаний

1. Закрепление нового знания.

  1. Слайд 8
  2. -Составьте предложение с фразеологизмом в значении «быть внимательным»
  3. Слайд 9
  4. а) Стихотворение про синичку.
  5. Прилетела к нам синичка,
  6. Села прямо под окном.
  7. Эту маленькую птичку
  8. С нетерпением мы ждём.
  9. И, чтоб ей полегче стало ,
  10. ведь исчезли червячки,
  11. Для неё кусочки сала
  12. Мы повесим на сучки.
  13. -Какое задания я хочу предложить?
  14. -Какие слова запомнили?
  15. Письмо с проговариванием.
  16. Самооценка
  17. Слайд 10
  18. б) Составление кластера.
  19. -Какой звук одинаковый во всех словах?
  20. — Что мы о нём знаем?
  21. -Какой ещё звук подходит под все эти категории?
  22. в) Работа в группах.
  23. Слайд 11

Сейчас мы поработаем в группах. «Колокольчики» — это I группа, «Ромашки» — это II группа, а «васильки» — это III группа. Собирайтесь.

  • — Давайте повторим правило работы в группе.
  • Выбор командира, чтеца, докладчика.
  • -Посовещайтесь и скажите, почему в сочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, ЩН не пишется ь?

— Соединить слова в карточке, где надо писать Ь, а где нет. Сделать вывод, может есть ещё какие-то случаи, подходящие под наше правило.

  1. цыпочки
  2. маленькие
  3. корочка Ь
  4. бульвар
  5. мечта
  6. пончик Ь
  7. беленькая
  8. помощник
  9. Проверка выполненного задания.
  10. Слайд 12
  11. -Составьте предложение с фразеологизмом в значении «очень хорошо знать»
  12. Самооценка
  13. Мы будем выполнять упражнения держа ушки на макушке.
  14. Выписать слова с ЧК
  15. Дети записывают слова с проговариванием.
  16. Звук Ч.
  17. Он согласный, шипящий, всегда глухой, всегда мягкий
  18. Звук Щ
  19. Называют правила работы
  20. Потому что Ч и Щ всегда мягкие, их не нужно смягчать.
  21. Учащиеся получают карточки со словами изученной орфограммы, показывают стрелочками, где пишется Ь, где не пишется.
  22. Мы будем знать правило правописания сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, ЩН как свои пять пальцев.
  23. Коммуникативные (планирование учебного струдничества)
  24. Познавательные (моделирование)
  25. Логические (анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение)
  26. Познавательные (построение устного высказывания)
  27. Регулятивные (самоконтроль, самооценка)
  28. Личностный (учебно-познавательная мотивация)
  29. Познавательные (построение устного высказывания)

VI. Повторение, включение новых знаний в систему знаний.

Цель: Применение новых знаний, обогащение словарного запаса.

Пальто, страничка, вечный, коньки, налью, мощный, польза, девочка, Танечка.

  1. Самостоятельная дифференцированная работа с проверкой.

  • Слайд 13
  • 1 уровень- кто понял, но хочет ещё раз закрепить
  • 2 уровень -кто все понял и хочет проверить свои знания

1 уровень (На слайде. Проверка вместе с учителем. Самооценка)

— Списать, вставить пропущенные буквы, если надо.

Камен?щик, скрипоч?ка, ночен?ка, песоч?ница.

2 уровень. (Самопроверка по слайду. Самооценка)

— Поставь слова в уменьшительно-ласкательную форму. Запиши их.

  1. Кисть – кисточка
  2. Курица – курочка
  3. Птенец – птенчик
  4. Самооценка
  5. Дети говорят ДА, если нужно ставить Ь, НЕТ, если его ставить не нужно.
  6. Логические (анализ, обобщение, установление причинно-следственных связей)

IX. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

  • Цель: Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, соотнести поставленную цель и результаты, способствовать формированию самооценки своей деятельности
  • — Подведем итог нашего урока.
  • Слайд 14

— Какая тема урока была? Цель? Достигли её?

  1. -Что понравилось?
  2. — Как вы думаете, хорошо ли мы поработали на уроке?
  3. (метод «Светофор»)
  4. — А теперь я хочу, чтобы каждый из вас оценил свою работу на уроке.
  5. У каждого из вас на партах лежат картинки, выберите одну, которая соответствует вашему состоянию.
  6. 120 слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ120 слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ
  7. * Узнали много нового и интересного, отлично поработали. солнышко
  8. * Не всё получилось. тучка
  9. — А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке.

Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Урок окончен.

Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, ЩН. Научиться писать слова с этими сочетаниями.

  • Дети поднимают карточку.
  • Ученики поднимают ладошки, потом хлопают
  • Познавательные (рефлексия)
  • Регулятивные (самооценка)
  • Личностные (мотивация на успех)

Источник: https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-na-temu-sochetaniya-chk-chn-nch-cht-nsch-838226.html

Школа XXI век

120 слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ

Записать и прочитать слова.

Точный, мучной, гаечный, горчичник, сердечный, обычный, скучный, срочный, вечный, молочный, ночной, сочный, девочка, печка, Жучка, привычка, сорочка. (17 слов.)

Птенчик, тушканчик, пончик, венчик, гончая, вагончик, стаканчик, кончик, блинчик, диванчик, точка, ласточ­ка, почка, ручка, бабочка, бочка, дочка, внучка, косточка. (19 слов.)

Записать сочетания слов. Подчеркнуть сочетаниями чн, нч, чк

Срочная работа, точное время, гаечный ключ, сердечная благодарность, обычный день, вечный огонь, прочный мир, солнечный зайчик, пятиконечная звезда. (18 слов.)

  • Выборочный диктант.
  • Записать слова с сочетаниями чн, нч.
  • Бутонов круглые бубенчики
    Ещё закрыты и плотны.
    Но солнце раскрывает венчики
  • У колокольчиков весны.

(С. Маршак.)

  1. По дороге зимней, скучной
    Тройка борзая бежит,
    Колокольчик однозвучный
  2. Утомительно гремит.

(А. Пушкин.)

Бесконечная дорога,
Убегает лентой вдаль.

(С. Есенин.)

 Плутовка к дереву на цыпочках подходит…

(И. Крылов.)

  • Творческий диктант.
  • Дописать слова с ласкательным значением.
  • Кошка — кошечка, собака, белка, ночь, булка, корка, вода, лиса, коза, туча, палка, полка, корзина, носки.
  • ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ  ДИКТАНТЫ

Отличник, вечный, бабочка, кончик, дочка, привычка, одуванчик, наконечник, строчка, ласточка, мучной, венчик, печка, бубенчик, подсолнечник. молочный, ночной, сочный, точный, срочный, скучный, облачный, мучной.(23 слов.)

Дудочка, точка, косточка, отличный, солнечный, пятиконечный, сто­личный, сердечный, кофточка, палочка, курочка, собачка, корочка, лисичка, верёвочка, девочка, пачка, скач­ка, тучка. (19 слова.)

Отличник учёбы, вечная слава, ночная бабочка, ласко­вая дочка, хорошая привычка, привычные дела, печная тру­ба, сочные ягоды, облачное небо, солнечный день. (20 слов.)

  1. ПОВТОРЕНИЕ: жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
  2. Распределить слова по группам: 1) жи-ши,  2) ча-ща, чу-щу,  3) чк-чн.
  3.  Чижи, дача, печать, точка, стрижи, моржи, удачный, роща, машины, чаща, шишки, чайка, щука, отличник, молочный, смешить, удочка, малыши, чудак, тучка, дружить, свеча, пища, туча, точный, ворчун, срочный, солнечный.
  4. вернуться к оглавлению»

с вами Школа XXI век

Источник: http://irina-se.com/diktanti-po-rysskomy-sochetanija/

Диктанты на сочетания ЧК, ЧН, НЧ

120 слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ

Сочетания ЧК, ЧН, НЧ

Сочетания ЧК, ЧН, НЧ пишут без Ь. Например: точка, точно, закончить.

На клумбе растут крошечные цветочки. Над ними летают красочные бабочки. Их ловят птички. С крылечка спустилась Танечка с собачкой Жучкой, Девочка смотрит на цветочки. (24)

Девочка Валечка читает книжечку. На каждой страничке есть картинки. Вот крошечные птенчики. Это фазанчики и бизончики. Вот кабанчик. Вот бабочки. (20)

Вот дачный участок. Здесь растёт ёлочка. Под ней стоит бочка. У неё две ручки. На бочку села птичка. У птички удачный день. Она нашла много червячков для своего птенчика. (29)

Ночная бабочка села на кончик веточки. Вон стебель ромашки. На нём пять цветочков. У каждого есть по жёлтому кружочку. Вокруг девять или десять лепесточков. (24)

Солнечный лучик разбудил уточку. Она вошла в речку. Водичка сейчас тепла. Уточка похожа на лодочку. Кончиком клюва она хватает жучков. (20)

Девочка закончила решать задачку. Она поставила точку в конце строчки. Девочка получила точный ответ. Ей не скучно решать задачки. Мать хвалит дочку. (22)

Читайте также:  У глагола "я ем" можно определить спряжение или нет?

Ольга и Кузьма сидят на берегу речки Клязьмы. По речной воде скользит хорошенькая серенькая уточка. А там плывёт маленькая лодочка. (20)

Мальчик Сашенька очень любит коньки. Девочка Пашенька больше любит лыжи. Но сейчас стоит сильный мороз. На дворе метель. Дети печально сидят дома. (22)

Вот маленькая речка. Рядом отличный лужок. В траве играют хорьки. А вон на пеньке сидит серенькая птичка. Она ищет корм для птенчиков. (22)

Вокруг нас ночная тьма. Рядом маленький костёр. Дымят угольки. По ним бегут огоньки. Скоро костёр кончит гореть. Но уже начнёт светать.(21)

Отличный июльский день. Пёстренькие бабочки и беленькие мотыльки кружат над цветочками. На цветочках есть пыльца. Среди стебельков мелькают жучки и паучки. Сколько их здесь! (24)

Ольга лежит на речной гальке. Солнечные лучи греют девочку. Она гладит пальчиками стебельки травы. Вот большой шмель сел на цветок василька. А вон летит хорошенькая бабочка, (26)

Мальчик бежит по тропе через ельник. Ноги скользят по глине. Утром был сильный дождь. Теперь под ногами сырость. Вот и берег маленькой речки. Здесь есть большая мельница. (27)

По небу плывёт тучка. Скоро начнёт капать дождь. Громко чирикают птички. Пищат птенчики. А лисичка спешит в нору. У неё отличная нора под ёлочкой. (24)

Школьников привели на завод. Они идут в сборочный цех. Здесь на стальной болт нарезают резьбу. А там сварщик чинит мощный бульдозер. Кругом летят огоньки. Стоит сильный шум. (27)

Лёнечка заканчивает решать задачку. Он знает правильный ответ. Всё точно сошлось. Больше уроков нет. А за окном сильный дождь. Теперь мальчика ждёт чтение книги о хищных животных. (27)

Закончился ливень. Солнечные лучи сушат землю. На траве лежат веточки и палочки. А из печной трубы идёт дым. Там топят печку. (21)

На дачном крылечке сидит кошечка. Она лижет шерсть язычком. По участку бежит собачка. Это щенок нашей гончей. Кошечка заканчивает мыть шерсть язычком и бежит в дом. (26)

На столе лежит сочный апельсинчик. Рядом мандаринчик. Анечка берёт кисточку и рисует, Вот на листочке апельсинчик и мандаринчик. Анечка заканчивает рисовать. Всё нарисовано точно. (25)

Школьник Игорь идёт по улице. Это обычный путь из школы. Вот на крыльце дома сидит маленькая беленькая собачка. А вон стоит бульдозер. Стальная машина чинит дорогу.(26)

Стоит отличный день. Мальчик ведёт лошадь пастись на луг. На лугу цветут васильки. В траве пищат птички. Вон маленькие ёлочки. А вот большой тополь. (24)

Сейчас декабрь. Стоит сильный мороз. По небу плывут молочные облачка. Вот маленькая полянка в лесу. На пеньке сидит беленький заинька. (19)

Бабочки бывают ночные и дневные. Дневные бабочки — яркие, красочные. На кончиках их усиков крошечные шарики. Ночные бабочки проще. Их крылышки покрыты ворсиночками. (22)

Собачка Жучка ждёт Анечку Щачкину из школы. Ей скучно без девочки. Обычно Анечка возвращается точно в два часа. Но сейчас девочки нет. Анечка зашла в булочную и в молочную. Девочка принесёт Жучке молочка. (32)

Маленькая Танечка гуляет по дачному участку. Девочка видит душистые ландыши. Крошечные цветочки очень красивы, А вот красочная бабочка. Она села на дощатую лавочку. Мама зовёт Танечку домой. (27)

Наступил праздничный день, Васечка и Петечка играют. У них есть игрушечный поезд. Это электричка, В ней едут крошечные пассажиры. Вот и конечная остановка. Дети прекращают играть. Они идут есть яблочный пирог. (31)

Мама читает Колечке и Людочке сказочку. В сказочном царстве жила обычная молочница. Она зажгла спичкой волшебную свечку. В её лавочке появились рыжие чудища. Молочница спряталась в печке и чудом спаслась через печную трубу. (33)

Первыми ручками были обычные палочки из дерева. Ими царапали буквы на восковых дощечках. Древние египтяне ручку делали из трубочки. В эту трубочку вставляли тростиночку. По ней просачивались чернила. (28)

Денис и Олег гуляли в лесу. Они увидели на ели дупло. Олег ловкий. Он быстро залез на дерево. В дупле крошки бельчата. Из дупла вылез один малыш. Денис видит его головку и ушки на макушке. Бельчата ждут мать. Олег слез с дерева. Мальчики не стали трогать малышей. (47)

У крылечка расцвели душистые розочки. На скамеечке сидит Валечка Шичкина и смотрит на цветочки. Они чудо как хороши. К ним часто подлетают бабочки. К Валечке подходит Жучка. Девочка гладит собачку. (30)

Луговая собачка живёт в Америке. Собачка вырывает подземные норочки. Там она укрывается от ночных хищников. Зимой луговые собачки впадают в спячку. (21)

Ванечка ложится спать. Мама зажигает ночник. Она рассказывает Ванечке сказочку про цветочницу. У неё были крошечные волшебные башмачки. Они превращались в лодочки. Ванечка спит. Мама тушит ночник. (27)

Плоды каштана защищает коричневая скорлупка. У неё острые колючки. Плоды каштана — крошечные семечки. В семечках есть плодовые почки. Из такой почки вырастет дерево.(23)

Утром погода была облачной. Дедушка топил печку. Потом день стал солнечным. Мы отлично погуляли. Собирали цветочки. Нашли черничник. Вокруг летали бабочки. Ласточка кружилась в небе. Появилась тучка. Мы бежим домой. (30)

На крутом берегу речки мы увидели дырочки. Птички ловили мошек и залетали в гнёздышки. Там мамочки высиживали маленькие яички. Скоро появятся крошечные птенчики. (23)

Олечка Кочкина услышала пушечный выстрел. Девочка испугалась. Она бежит к мамочке. Мама утешает дочку. Сегодня праздничный день. Это салют. Олечка села на скамеечку. Она увидела синичку. Олечка больше не плачет. (30)

В России на платках обычно рисовали или вышивали красочный орнамент. В центре платочка — рисунок из цветочков. Листочки и стебелёчки всегда яркие, зелёные. По краям платка — симпатичная каёмочка. Она украшена веточками с крошечными листочками. (34)

В комнате потухла лампочка. Без света скучно. Надо зажигать свечку. Я достаю свечку из пачки. Зажигаю спичку. Подношу спичку к свечке. Ночная бабочка летит на огонь. Какая крошечная! Я отгоняю бабочку. (31)

Бабушка сшила игрушечную рубашечку для куклы. Теперь пришивает пуговички к рукавчикам .Она надела очки. Очки у неё на резиночке. Получилась отличная рубашечка. Кукле нужны ещё чулочки и носочки.

(28) Ванечка вышел погулять на бульвар. Устал. Хотел посидеть на пеньке. Но увидел там бабочку. Крошечную и очень красивую. Решил сесть на маленькую скамеечку. Вынул тетрадь и начал рисовать бабочку.

(29)

Ольга и Людочка отправились в лес собирать грибы. Вышли на большую поляну. Там рос ясень. Вокруг было много синеньких васильков. На веточке девочки увидели рыженькую белочку. Очень интересно гулять в лесу! (32)

Мама читала Лилечке сказочку о волшебной уточке. Птичку поймал мельник Кузьма. Но он забыл запереть дверь. Уточка превратилась в маленькую кошечку и убежала. Потом села в лесу на пенёк и превратилась обратно в уточку. (34)

Из берлоги вылез большой медведь. Он очень голодный. Начал собирать маленькие корешочки. Они горькие. Сел отдохнуть под тополь. На веточке сидела серенькая белочка. У неё началась линька. Скоро её мех станет рыжим. (32)

Я прочитал большую книгу. Пора начинать новую. Я беру маленькую книжечку в серенькой обложке. Начинаю читать. Как древние люди добывали огонь. Как они охотились на хищников. Вот смельчаки! (28)

Жаркий июльский день. Мальчики собрались идти на бульвар. Колечка хочет взять игрушечный трактор. Петечка берёт роликовые коньки. Жучка смотрит на мальчиков. Возьмите меня гулять! (25)

Рейтинг:  4 / 5

Источник: https://7gy.ru/shkola/nachalnaya-shkola/1024-diktanty-na-sochetaniya-chk-chn-nch.html

СОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН, НЧ, ЩН

  • Знаем мы наверняка:
  • Сочетания НЧ, ЩН, ЧН, ЧК
  • Не нуждаются в смягчении.
  • Повторим без промедления:
  • Никогда в таких словах
  • Мы не пишем ь!

Сидит медведь на кочке и нюхает цветочки

– Ха-ха! – сказали дети, – забыл про всё на свете!

Слезай, медведь, давай, учи-запоминай:

ЧН, ЧТ, ЧК… (Мотай на ус пока!)

ЩН, НЩ, НЧ… Ой! Пчёлка на плече!

И пусть! Не прогоняй! Учи-запоминай!

  1. Такие сочетания для нас напоминания:
  2. Не ставьте мягкий знак, чтоб не попасть впросак!  
  3. Кто быстрее всех читает
  4. И слова запоминает:
  5. Ёлочка и белочка,
  6. Тучка, щучка, стрелочка,
  7. Бочка, почка, спичка,
  8. Речка, ручка, птичка,
  9. Шуточка, минуточка,
  10. Дочка, прибауточка,
  11. Свечка, печка, строчка,
  12. Булочка и точка.
  13. Козочка, горочка,
  14. Тридцать три пригорочка!
  15. Лодочка и звёздочка,
  16. Уточка и жёрдочка.
  17. Речка, ночка, строчка, дочка,
  18. Кочка, корочка и почка,
  19. Срочный, гречневый, мучной,
  20. Точный, встречный и речной…
  21. Скучный, шуточный, сердечный,
  22. Обычный, личный, вечный.

Гостеприимные паучки

  • Листья, веточки, сучки
  • Оплетают паучки.
  • Паутинки, как сачки,
  • Ждут вас, бабочки, жучки.

Прощание с букварём

  1. Почему у малышей
  2. Мокрые реснички?
  3. Потому что в азбуке
  4. Кончились странички.
  5.                    Считаем косички
  6. Пляшет девочка-узбечка,
  7. На руке блестит колечко.
  8. У узбечки нет привычки
  9. Две косички заплетать:
  10. У москвички – две косички,
  11. У узбечки – двадцать пять.

Путаница

         Продаёт цветы моло..ница,

         А молоко – цвето..ница!

Это так? А может, нет?

  •          Где же правильный ответ?
  •          Распустились кочки, подрастают бочки,
  •          Зеленеют дочки и рассохлись почки!
  •                    Что я такое?
  •          Я – грёза, я – желанье,
  • Я во мгле
  • Тебе порой дорогу освещаю,
  •          Но букву замени –
  • На корабле
  • Я паруса, как платье, надеваю.   (по 5 букв)
  •                    Д о с к а ж и     с л о в е ч к о
  •          Здесь хорошее местечко,
  •          Протекает мимо …
  • Принесли мы для бычка
  •          Полведёрка …
  •          Дождик вылился из тучки,
  •          Вымыл ёжику …
  • Белок, желток – яичко,
  •          А вылупилась …
  •          Старший брат сказал сестричке:
  •          – Никогда не трогай …                                           
  •          За пеньком-пенёчком
  •          У зелёной кочки
  •          Спрятались сестрички –
  •          Рыжие …!
  •          Вверх – бежит, вниз – летит.
  •          И всегда везде пищит:
  • Хоть сидит, хоть бежит,
  •          На лету и то пищит,
  •          Аж «закладывает» ухо!
  • А зовут её …
  • Чайнворд  
  •  120 слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ 

«Чайнворд» в переводе с английского языка обозначает «цепь слов». В чайнворде последняя буква предыдущего слова является первой буквой последующего.

  1. Украшение в форме круга, надеваемое на палец.
  2. Оптический прибор из двух линз с дужками для слабовидящих.
  3. Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли.
  4. Рабочий, специалист по кирпичной, каменной кладке.

Замени одним словом

  • Предмет, для рисования красками.
  • Рука малыша.
  • Приспособление для ловли рыбы.
  • В выделенных словах найди те понятия, которые можно встретить во взаимоотношениях людей.
  • Игрушка, которую       вешают на ёлку
  1.                    Считалка
  2. Мы на даче ждём гостей
  3. Из далёких областей.
  4. Папа строит новый мостик,
  5. Я несу ему то гвоздик,
  6. То пилу, то молоток,
  7. А в жару – воды глоток.
  8. Потрудившись с папой здесь,
  9. К маме мы бежим поесть.
  10. Стол – где кустик потенистей.
  11. Но придётся потесниться.
  12. С папой вместе мы везде:
  13. На работе и в еде!
  14. Жизни лучше я не знаю,
  15. Часто песни напеваю!
  16. Раз, два, три, четыре, пять!

Я иду гостей встречать!                                                                        С. Лукьянова

  • Я хочу расти, расти!
  • Не боюсь я сырости!
  • Прелесть и текучесть не похожи,
  • Как и те слова, что в них всегда:
  • Нету одного из них дороже,
  • А второе – сладко иногда.
  • З а г а д к и
  • Красна девица грустна:
  • Ей не нравится весна,
  • Ей на солнце тяжко!
  • Слёзы льёт бедняжка…                                   Снегурочка.
Читайте также:  "не надо" или "ненадо", как правильно пишется и почему?

Источник: https://propedagog.ru/shkolnikam/gramatika/950-sochetaniya-chk-chn-nch-shchn

Сочетания ЧК и ЧН пишутся без мягкого знака: правило, примеры

В данной статье мы рассмотрим правило, почему слова с частицами ЧК и ЧН пишутся без мягкого знака, а также приведем примеры.

Основной принцип грамотного письма – обязательное знание и применение правил грамматики и орфографии в русском языке. Только с их помощью можно добиться идеально написанных текстов и предложений.

Но порой банальные слова заставляют задуматься о правильности написания. Например, словосочетание ЧК и ЧН пишется без мягкого знака.

А почему же мягкий знак не нужен, вспомним правило и примеры для ясности.

Почему в сочетаниях ЧК и ЧН не пишется мягкий знак: вспоминаем правило и находим примеры

Вообще, это азы русского языка, что идут параллельно с основой «жи» и «ши», которые пишем только через «и». Или вспомним слово «шучу». Кстати, обратите внимание, что «ч» не используется в сочетании с буквой «ю». Это и будет небольшой подсказкой, почему ЧК и ЧН идут без мягкого знака.

Давайте также вспомним для ясности, что согласные буквы имеют парность по мягкости-твердости. Например, лоб – боль, рота – пить. То есть, буквы могут произноситься с и без смягчения.

Запомните: Буква «Ч» не имеет пары по твердости! То есть, она всегда мягкая. Поэтому на письме нет необходимости дополнительно акцентировать внимание на ее мягкости с помощью мягкого знака.

Поскольку Ч не имеет парного твердого

При этом рядом стоящие буквы также смягчатся. То же самое касается и буквы «Щ», которая также всегда выступает мягкой.

Примеры использования слов с ЧК:

  • Дочка с внучкой жили, словно две подруги.
  • Ночка выдалась темной.
  • Свечка догорала медленно.
  • Строчка на машинке была неровной и постоянно рвалась.
  • Елочка горела всю новогоднюю ночь.

Примеры, когда мягкий знак не нужен

Примеры смягчения слов с ЧН без мягкого знака:

  • Сказочный герой победил зло.
  • Елочные игрушки ярко сияли от огоньков.
  • Сочный арбуз ела вся детвора.
  • Скучный урок подходил к концу.

Не забывайте: Обратные сочетания букв НЧ и КЧ также пишутся без мягкого знака, за счет смягчающей согласной Ч.

Примеры:

  • Кочка появилась на дороге неожиданно.
  • Пончиков не хватило на всех.

Сочетания, что пишутся без мягкого знака

То же самое и со словосочетанием НЩ: гонщик мчит очень быстро.

Внимание: Сочетание букв ЧН также может произноситься, как звук «шн». К примеру: конечно, скучно, булочная, прачечная. Последние три слова могут иметь два произношения и с «шн», и с «чн».

Видео: Почему пишутся слова с частицами ЧН и ЧК без мягкого знака?

Источник: https://heaclub.ru/sochetaniya-chk-i-chn-pishutsya-bez-myagkogo-znaka-pravilo-primery

Пишу грамотно

ТЕОРИЯ.

Буквенные сочетания ЧТ, ЧК, ЧН, НЧ, ЩН, НЩ, РЩ пишутся без мягкого знака, потому что буквы Щ и Ч обозначают непарные мягкие звуки [ч']  и [щ'] . Для них при письме показатель мягкости не требуется.

  • Буквенные сочетания СТ, СН, ЗН (когда буквы Т или Н обозначают мягкий звук) пишутся тоже  без мягкого знака, например: листья, жизнь, мясник.
  • Запомни!
  • Слова с сочетанием ЧН могут произноситься по-разному:
  • конечно — [шн];
  • точно, срочно, конечная остановка — [ч'н];

Но есть слова, в которых сочетание чн можно произносить и [шн], и [ч'н]: скучно, булочная, прачечная.Произнося [шн], пиши чн!!!

УПРАЖНЕНИЯ:

1. Спиши, вставь, где нужно, «Ь», устно объясняя свой выбор. Подчеркни орфограмму.

Крошеч_ка, избушеч_ка, мал_чики, куроч_ка, девоч_ка, сороч_ка, мусор_щик, спор_щики, фонар_, фонар_щик, уздеч_ка, паял_щик, ложеч_ка, буднич_ный, лавоч_ка, мос_тик, башмач_ки, Олеч_ка, пес_ня.

2. Спиши, вставь, где нужно, «Ь», устно объясняя свой выбор. Подчеркни орфограмму.

Щёточ_ка,кошеч_ка, свароч_ный, различ_ные, шапоч_ка, Жуч_ка, печал_ный, убороч_ный, лис_титк, отлич_ный, ласточ_ка, стул_чик, веревоч_ка, смор_щились, камен_шик, слоеч_ка, игрушеч_ные, ч_тение, халтур_щик, косточ_ка, пес_ня, мес_ть, кос_ба, водич_ка, дал_няя.

3. Спиши, вставь, где нужно, «Ь», устно объясняя свой выбор. Подчеркни орфограмму.

  1. Жиз_нь, дач_ка, точ_ка, боч_ка, прос_ба, свар_щик, печал_ный, жен_щина, палоч_ка, поч_та, сумоч_ка, девоч_ка, пал_чик, смор_щился, птен_чик, Эллоч_ка, Жанноч_ка, Ванеч_ка, Васен_ка, овощ_ные, хищ_ник, пес_ня, гос_ти, меч_та, нянеч_ка, сил_ный, веч_ный.
  2. 4. Напиши к словам родственные слова, образованные с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -К- или -ОЧК-
  3. Сказка —
  4. Туча —
  5. Рука —
  6. Полка —
  7. Скрипка —
  8. Дочь —
  9. Печь —
  10. Тряпка —
  11. Ветка —
  12. Сердце —
  13. Грядка —
  14. Щётка —

5. Образуй от данных слов прилагательные к предложенным в скобках существительным.

  • Яйцо — (скорлупа какая?) — яич_ная
  • Столица — (колбаса какая?) —
  • Скрипка — (ключ какой?) —
  • облако — (погода какая?) —
  • наука — (открытия какие?) —
  • загадка — (человек какой?) —
  • ночь — (смена какая?) —
  • яблоко — (сок какой?) —
  • уборка — (страда какая?) —
  • пустяк — (проишествие какое?) —
  • ёлка — (игрушки какие?) —
  • сердце — (письмо какое?) —
  • сумрак — (день какой?) —
  • пыль — (дорога какая?) —
  • тысяча — (посетитель какой?) —
  • сток — (канал какой?) —
  • солнце — (день какой?) —
  • крошка — (игрушка какая?) —
  • Скука — (рассказ какой?) —

Источник: http://www.selezneva-lichnost.ru/index.php/pishu-gramotno/919-sochetaniya-cht-chk-chn-nch-shchn-nshch-rshch-st-sn-zn

Согласные звуки. Сочетания букв ЧН, ЧК, ЩН. Видеоурок. Русский язык 2 Класс

  • В начале урока проведём речевую разминку:
  • Ш — всегда шипящий звук.
  • Шар воздушный сдулся вдруг:
  • Ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш!
  • На камнях змея шипит:
  • Ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш!
  • Море Черное шумит:
  • Ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш!
  • Ж — конечно, звук жужжащий.
  • Это жук жужжит блестящий:
  • Ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж!
  • А еще жужжит пила:
  • Ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж!
  • И летящая пчела:
  • Ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж!
  • Ч — напомнит этот звук,
  • Как пускает пар утюг:
  • Ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч!
  • Как вагончики спешат:
  • Ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч!
  • Как жалеют малыша:
  • Ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч!
  • Щеткой вещи чищу чисто:
  • Щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ!
  • Обрывает ветер листья:
  • Щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ!
  • Щ — метем мы мусор щеткой:
  • Щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ!
  • Произносим звуки четко:
  • Ж Ш Ч Щ!

Мы уже знаем, что звуки Ж, Ш, Ч, Щ – согласные. А ещё Ж, Ш, Ч, Щ – шипящие. Шипящие согласные не имеют пары по твёрдости и мягкости. Поэтому звуки Ж и Ш – всегда твёрдые, а звуки Ч и Щ – всегда мягкие. Нам уже знакомы правила: ЖИ-ШИ пиши с буквой И, ЧА-ЩА пиши с буквой А, ЧУ-ЩУ пиши с буквой У. Сегодня мы узнаем об особенности написания буквосочетаний ЧК – ЧН – ЩН.

Особенности написания буквосочетаний ЧК – ЧН – ЩН

В сочетаниях ЧК – ЧН – ЩН мягкий знак не пишется, потому что звуки Ч и Щ всегда мягкие. Их мягкость обозначать не нужно.

  1. Прочтём стихотворение, которое поможет нам запомнить это правило:
  2. Ёлочка и белочка,
  3. Шуточка, минуточка.
  4. Срочный, уличный, ночной,
  5. Точный, шуточный, речной.
  6. Знаем мы наверняка,
  7. Где ЧН, а где ЧК.
  8. Мягкий знак не пишется,
  9. Даже если слышится!

Закрепление знаний на практике

Рассмотрим картинки и назовём предметы. Запишем слова с сочетанием ЧК.

Проверим, что получилось: тучка, синичка, свечка, речка, спичка, печка.

Назовём сказочных героев, в чьих именах есть сочетание ЧК.

Это Красная Шапочка, Дюймовочка, Русалочка. В словах Чиполлино, Буратино, Принцесса сочетания ЧК нет.

  • Изменим выделенные слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК.
  • Хищная щука, свежее молоко, рыжая белка, доброе сердце, белая собака, яркая свеча, молодая ветка.
  • Проверим:
  • Хищная щучка, свежее молочко, рыжая белочка, доброе сердечко, белая собачка, яркая свечка, молодая веточка.

Подберём к данным словам слова-родственники, отвечающие на вопрос какой?  Выделим буквосочетания, которые мы использовали.

  1. Яблоко – ……….пирог;
  2. пшеница – ……хлеб;
  3. огурец – ………сок;
  4. овощи – ……  салат;
  5. ночь – ………поезд;
  6. дача – ………сезон;
  7. хищник – ……зверь.
  8. Проверим:
  9. Яблочный пирог
  10. Пшеничный хлеб
  11. Огуречный сок
  12. Овощной салат
  13. Ночной поезд
  14. Дачный сезон
  15. Хищный зверь
  16. Мы использовали буквосочетания ЧН-ЩН.
  17. Спишем, вставляя нужное буквосочетание: мо…ая машина, солне…ый день, то…ая наука, ре…ая вода, пе…ая труба.
  18. Проверим: мощная машина, солнечный день, точная наука, речная вода, печная труба.
  19. Соединим слова в словосочетания.
  20. Мощная                               суп
  21. изящная                              зверь
  22. солнечный                           машина
  23. синичкин                             день
  24. хищный                               птенчик
  25. овощной                              ваза
  26. Проверим, что получилось:
  27. Мощная машина
  28. Изящная ваза
  29. Солнечный день
  30. Синичкин птенчик
  31. Хищный зверь
  32. Овощной суп

На следующем уроке мы узнаем, что одинаковые согласные, которые пишутся в слове подряд, называют удвоенные. Выучим правила их написания и переноса слов с удвоенными согласными.

Список рекомендованной литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Рекомендованное домашнее задание

  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 114 С. 78, упр. 116 С. 79.
  • Подберите к данным словам слова-родственники, отвечающие на вопрос какой?  Выделите буквосочетания, которые вы использовали.

Клубника – ……….торт; яблоко – ………повидло; овощи – …… сок; печь – ………труба; столица – ………клиника; жилище – ……комплекс.

  • * Используя полученные на уроке знания, придумай загадки, где ответами будут слова с ЧК, ЧН, ЩН.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/2-klass/zvuki-i-bukvy/soglasnye-zvuki-sochetaniya-bukv-chn-chk-schn

Ссылка на основную публикацию