Предложить низкую цену в тендере или на тендере?

В этой статье мы расскажем о различных способах, позволяющих недобросовестным заказчикам госзакупок влиять на результаты торгов, и дадим рекомендации, которые, как мы надеемся, помогут участникам госзакупок отстоять свои интересы в не всегда честной борьбе.

Предложить низкую цену в тендере или на тендере?

Конкуренция – это двигатель прогресса. Этот тезис знаком каждому из нас, когда-то изучавших основы экономики. Давайте вспомним, что это такое. Википедия подсказывает, что конкуренция в экономике это борьба между компаниями на предмет лучшего продукта или услуги по оптимальному сочетанию цена/качество.

Правильно, в условиях конкуренции на рынке получают преимущество поставщики, предложившие товары, работы или  услуги лучшего качества по более низкой цене. Но это только в том случае, если конкуренция ведется честными методами. В немалой степени правила игры на рынке зависят от государства, которое выступает в качестве арбитра и регулятора.

Но одновременно, государство и само является активным участником рынка, выступая в качестве заказчика на рынке государственных закупок. Система государственных закупок и контрактов предусматривает конкурсное определение поставщиков товаров, работ и услуг для государственных нужд.

При этом подразумевается, что победители проводимых закупок будут определяться честно и по справедливым правилам. 

Предложить низкую цену в тендере или на тендере? Но справедливости ради, необходимо сказать, что даже несмотря на многочисленные нарушения при проведении государственных закупок, этот рынок остается очень привлекательным для потенциальных участников. Этому есть простые объяснения — большой объем рынка (6,4 трлн. рублей государственные и муниципальные закупки, 25,7 трлн. рублей закупки госкомпаний по итогам 2016г.) и достаточно проработанная законодательная база, позволяющая добросовестным участникам отстаивать собственные интересы.

Именно поэтому эксперты Кредитно-Страхового агентства рекомендуют обязательно принимать участие в государственных закупках.

Если  Ваша компания привыкла добросовестно исполнять взятые на себя обязательства, а предлагаемые Вами товары, работы или услуги востребованы на рынке, то участие в госзакупках Ваш реальный шанс поднять бизнес на новые высоты.

Но при этом необходимо обязательно принять меры предосторожности, для того, чтобы не стать жертвой недобросовестных заказчиков, которые заинтересованы в заключении контракта со «своими» исполнителями.

Схемы, по которым заказ передается «нужной» компании, очень разнообразны. Отдадим должное нашим чиновникам. Журнал Forbes в своей статье, посвященной мошенничеству с сфере государственных закупок, выделяет наиболее часто используемые схемы жульничества:

Демпинг

При проведении тендерных процедур по госконтрактам всегда имеет место соперничество по цене.

Законодательство о госзакупках требует, чтобы чиновник выбрал самое дешевое предложение от тех компаний, которые были допущены к аукциону в соответствии заранее установленными условиями и обнародованными требованиями.

Ведь основным условием конкурентных процедур закупок является  экономия бюджетных средств, но при этом нигде не сказано, каким должен быть размер этой экономии. 

Предложить низкую цену в тендере или на тендере? Надо ли объяснять, что в данном случае фирма В явно подставная и не собиралась исполнять контракт. Ее задача отпугнуть добросовестных участников, заставить их раньше времени прекратить борьбу за контракт для того, чтобы контракт достался «дружественной» фирме Г без существенного снижения цены. Как с этим бороться? Доказать факт сговора заказчика с фирмами В и Г достаточно сложно. Эксперты Кредитно-Страхового агентства советуют не отказываться от борьбы за контракт даже в условиях неблагоприятно складывающегося аукциона. Еще до начала торгов Вы уже определили для себя допустимый предел снижения цены. Не сдавайтесь, следуйте ранее намеченному плану. Возможно, недобросовестные конкуренты сдадутся раньше. По крайней мере, Вы ничего не потеряете, а приобрести можете выгодный контракт.

Орфографические ошибки

В соответствии с законом все сообщения о предстоящих торгах должны публиковаться в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок, а также на веб-сайтах электронных торговых площадок и заказчиков, проводящих закупку. Потенциальные поставщики и подрядчики должны отслеживать эти данные для подачи заявок.

Однако хитрые чиновники, организуя аукцион только для «своих», действуют следующим образом. На сайте о госзакупках появляется объявление, скажем, о поставке товаров. Пусть это будет «бумага писчая». И потенциальные поставщики действительно будут искать соответствующий текст, используя различные поисковые программы.

Но они даже не догадываются о том, что в уведомлении о принятии заявок будет допущена ошибка. Например, объявление будет содержать текст «бумга писчая» или «бумага пищая». Наиболее продвинутые чиновники могут опубликовать текст с использованием букв латинского алфавита, совпадающих по своему написанию с буквами кириллицы.  И это не гипотетическая возможность.

Такие случаи неоднократно имели место. В результате неискушенный в таких уловках потенциальный поставщик товаров, работ, услуг не сможет найти объявлениеПредложить низкую цену в тендере или на тендере? о проведении закупки, надежно спрятанное от «посторонних».   Стоит ли говорить о том, что «нужный» поставщик будет своевременно проинформирован заказчиком о проведении закупки. Другой популярный у чиновников вариант — указать неверный код продукции (из классификатора ОКПД). Например, проводится закупка канцтоваров, а код продукции относится к ремонту компьютерной техники. Если поставщик ищет нужную закупку только по классификатору товаров, эта закупка пройдет мимо него. Что делать добросовестному поставщику? Прежде всего, при поиске не ограничиваться только названием закупки, а проводить комбинированный поиск по ключевым словам, кодам ОКПД или отраслям, добавлять поиск по документации и т.п. Искать можно также искаженные слова, просматривать все закупки конкретных заказчиков или закупки на крупные суммы — чаще всего маскируют именно дорогие закупки.  Минэкономразвития продолжает работу над единым каталогом товаров работ и услуг. Подразумевается, что этот список из десятков тысяч позиций оградит честных заказчиков от непроизвольных ошибок, а мошенникам не позволит намеренно их совершить. Этот каталог поэтапно вводится в действие с 2017 года. С 1 октября 2017г. каталог стал частью Единой информационной системы в сфере закупок, правда пока его действие распространяется только на закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (федеральный закон № 44-ФЗ).

Эксперты Кредитно-Страхового агентства рекомендуют потенциальным поставщикам воспользоваться услугой подбора тендеров, предлагаемой специализированными организациями, хорошо знакомыми с методиками поиска и использующими различные поисковые программы. Стоимость этих услуг достаточно невысока.

 Фильтр

Подобная схема часто используется в госзакупках. Суть этой схемы – различными способами заставить поставщика отказаться от участия в закупке или максимально усложнить подготовку заявки.

Самый простой вариант — поставить нереальные сроки исполнения контракта (их не нужно обосновывать в отличие от цены), заявить избыточные требования к товарам или чересчур жесткие штрафные санкции.  Яркий пример — заказ на создание социальной сети для Минздравсоцразвития за 16 дней.

Государственный заказчик может потребовать проведения строительных работ за пару месяцев (удивительным образом эти работы начинаются еще до проведения торгов), поставку товара по ценам значительно ниже рыночных.  Невыполнимые требования могут предъявляться не только к реализации государственного контракта, но и к претендентам.

Например, определенный уставный капитал, финансовые гарантии, отсутствие нарушений обязательств по срокам поставки перед другими покупателями. С точки зрения действующего законодательства это законно, и придраться можно при желании к любому из участников.

Но это работает только в том случае, если чиновники грамотно подойдут к оформлению требований к кандидатам. Иначе потенциальный поставщик может обжаловать отказ организатора торгов в суде или пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу, которая сейчас активизировала борьбу со сговорами чиновников и предпринимателей.

Предложить низкую цену в тендере или на тендере? Иногда заказчики намеренно прячут информацию о товаре в объемной документации, «забыв» продублировать ее в техническом задании. Так, в электронном аукционе на ремонт здания в Санкт-Петербурге медучреждение-заказчик разместило требования к материалам в виде гиперссылки на PDF-файл. Не заметив этой ссылки на 81-й странице приложения к техническому заданию, поставщик никогда не сможет корректно сформировать заявку.

Встречаются случаи намеренного усложнения документации. Например, для электронного аукциона на ремонт здания военного суда во Владикавказе заказчик представил техническое задание на 2268 страницах PDF-файла. Максимальный срок для подготовки заявки на аукцион — 15 дней. Изучить все условия, требования и подать заявку в такой ситуации нереально.

Добросовестным поставщикам не под силу преодолеть подобные преграды, и контракт получает «свой» поставщик — как правило, он единственный и принимает участие в закупке. Как бороться с такими злоупотреблениям? Эксперты Кредитно-Страхового агентства рекомендуют подавать запрос на разъяснение закупочной документации. В электронном аукционе или открытом конкурсе это можно сделать три раза.

Главное — успеть до окончания срока подачи заявок. Если не получается или заказчик не реагирует, нужно жаловаться в региональное отделение ФАС на содержание документации.  Однажды, в ходе подготовки заявки поставщики подали шесть запросов на разъяснение документации по заказу на капитальный ремонт систем электроснабжения и освещения здания академии МИДа на Остоженке.

В итоге закупку отменили.

Преуспеть с подачей жалобы в антимонопольную службу поставщику помогут два несложных правила.

Если в документации много ошибок в описании товаров или есть частичное несоответствие ГОСТам, при этом заказчик говорит «как хотим, так и указываем», сошлитесь на требования федерального закона от 05.04.

2013 №44-ФЗ или на сами ГОСТы (их каталог доступен на сайте Росстандарта). Затем приложите к запросу на разъяснения независимое экспертное заключение. Например, о том, что выполнить контракт в указанные сроки физически нереально.

Подтасовка котировок

В соответствии с законом о госзакупках бюджетные организации могут проводить запросы котировок, если они собираются заключить контракт на сумму до 500 000 рублей.

Для этого организаторы торгов принимают заявки от потенциальных поставщиков или подрядчиков с желаемыми условиями контракта по цене — это и есть прием котировок. Естественно, выбирают того, кто дал самую низкую цену.

Так вот, результаты запроса котировок довольно успешно подтасовывают. Каким образом? Есть несколько способов.

Предложить низкую цену в тендере или на тендере? Конечно, контракт достается «своим». Доказать преступный умысел в действиях заказчика в этой ситуации практически невозможно. Чтобы не тратить время на заведомо невыигрышные процедуры мы рекомендуем Вам  изучить результаты закупок, проводимых конкретным заказчиком. Если в большинстве закупок побеждает одни и те же участники, то с большой долей вероятности можно предположить, что эти компании уже «нашли общий язык с заказчиком» и скорее всего,  окажутся победителями и последующих закупок. 

Потенциального участника должно насторожить большое количество отмененных или несостоявшихся закупок, а также наличие многочисленных судебных исков к заказчику со стороны  поставщиков. Если Вас это не остановит, будьте готовы к борьбе. Весьма возможно Вам потребуется обжаловать незаконные действия заказчика в ФАС или отстаивать Ваши законные интересы в судах. 

Подводя итог, скажем, что несмотря на высокий уровень коррупции и многочисленные факты злоупотреблений со стороны недобросовестных заказчиков шансы стать победителями закупок по госзаказу есть практически у всех. Стать поставщиком может любая компания, если сможет, конечно обойти подводные камни, расставленные заказчиком.

А если Вы не вполне уверены в своих силах, но не собираетесь отказываться от участия в госзакупках – обратитесь к профессионалам. Мы поможем победить Вам даже в нечестных закупках.

Кредитно-Страховое агентство – участвуйте и побеждайте вместе с нами !

Предложить низкую цену в тендере или на тендере?

Источник: https://kb52.ru/articles/169-kak-uberechsya-ot-nedobrosovestnogo-zakazchika-rekomendatsii-ispolnitelyam-goskontraktov

Кто, как и почему предлагает минимальную цену на тендере?

Предложить низкую цену в тендере или на тендере?
Предложить низкую цену в тендере или на тендере?

Николай Красносельский

Не так давно мне довелось побывать на одном тендере в Днепропетровске, который наглядно продемонстрировал, кто, как и почему выставляет минимальную цену за услуги, уже имеющие некую (вполне оправданную) рыночную стоимость.

Как зачастую выглядит тендер: в одном кабинете собираются представители разных компаний, и звучит сакраментальный вопрос – кто дешевле? Вот такой своеобразный аукцион. Т.е. первым и главным критерием при выборе подрядчика часто является минимальная цена (что, в принципе, нормально). 

Тут хочу отметить, что сейчас на украинском рынке практически нет фирм, специализирующихся на аутсорсинге в сфере обслуживания. Есть компании, которые пытаются проникнуть на этот рынок, но все они – выходцы из других сфер. К примеру, некоторые из них до этого занимались клинингом или работали с документами, а потом решили расширить сферу услуг.

И вот на тендере появляется одна из таких компаний и выставляет цены не только ниже рыночных, но порой сравнимые с себестоимостью! Заказчик удивлен и обрадован.

Компания предлагает технический аутсорсинг, а также услуги по своей «основной специализации».

Да, сфера технического обслуживания для нее нова, но она готова пробовать, вникать, а кроме того, предложить некую  «изюминку» – например клининг. Все это кажется выгодным, не правда ли?

Почему так происходит? Надо учесть, что у этих компаний – совершенно другой опыт, им только предстоит изучить правила и особенности рынка, на который они выходят. А чем это грозит для заказчика – сейчас расскажу.

В чем заключается подвох?

Во-первых, такие компании привыкли работать с наемным персоналом, т.е. нужного количества работников в штате у них, как правило, нет. Сотрудники набираются под конкретную задачу по мере получения заказов.

Другой случай, когда организация выглядит серьезной, с иностранными инвестициями, с крупным штатом сотрудников… но на самом деле – специалистов там крайне мало, и  они не подготовлены для выполнения таких задач.

В частности, это бывает, когда крупная компания поглощает предприятия, что передаются ей вместе с сотрудниками. 

Предложить низкую цену в тендере или на тендере?Во-вторых, нередко компания-новичок очень туманно представляет себе, какие именно затраты возникнут в ходе выполнения работ. Одно из таких распространенных заблуждений – это уверенность, что расходы на обслуживание равны зарплатам непосредственных работников + затраты на инструмент. Но эта формула неверна, ведь есть еще масса других составляющих: затраты на транспорт, налоги, административные расходы… Кто-то должен составить смету, принять аварийный вызов, вести документооборот, и всем этим людям также нужно платить зарплату.

И в-третьих, подвох может заключаться в том, что такие компании далеко не всегда предоставляют именно услуги ремонта.

Иногда бывает так, что Заказчик ожидает реакции в духе «приехали – определили поломку – отремонтировали», а  Компания, которая выиграла тендер и заключила договор, под обслуживанием понимает диагностику проблемы, но никак не сам ремонт! Т.

е. по вызову приезжают сотрудники, определяют проблему, но за ремонт они потребуют отдельную плату.

И это еще в лучшем случае, в худшем же оказывается, что стороны не поняли друг друга, и компания в принципе не может предоставить услуг ремонта. В результате заказчик просто остается без подрядчика и все нужно начинать заново.

Является ли эта ситуация осознанным обманом – сказать сложно. Ведь для того, чтобы получить правильный ответ, нужно правильно спросить, а в данном случае – уточнить, какие именно услуги компания предлагает за указанную сумму.

Другими словами, у каждой услуги есть своя «средняя стоимость», и если мы сталкиваемся с действительно заниженной ценой, скорее всего, имеет место одного из двух:

  • подрядчик – новичок на данном рынке и не вполне представляет, какими будут его собственные затраты на обслуживание (и в результате он не сможет выполнить свои обязательства по указанной цене);
  • заказчик и подрядчик не вполне поняли друг друга относительно спектра работ; возможно, собственно ремонт будет проводиться за отдельную плату.

По большому счету компании, которые ведут себя таким образом, ничего не теряют. Они пробуют освоить новый рынок, какой-то репутации на этом рынке у них нет, поэтому потеря одного заказчика некритична. Как правило, они готовы учиться новому, исправлять свои ошибки. Но – готов ли Заказчик стать объектом «проб и ошибок»?

Николай Красносельский

Источник: https://blog.tehpod.com.ua/index.php/entry/kto-kak-i-pochemu-predlagaet-minimalnuyu-tsenu-na-tendere

Как победить демпинг в тендерах?

Предложить низкую цену в тендере или на тендере?

Юристы нашей компании утверждают, что способов мошенничества, используемых при участии в тендерах, бесчисленное количество. Один из них и самый распространенный – демпинг цен. И в этой статье мы расскажем вам о том, как можно победить демпинг и какие меры для этого принимаются.

Для начала давайте разберемся, что такое демпинг. Самая простая схема демпинга выглядит примерно так:

В электронном аукционе на поставку товара с ценой контракта 1 млн рублей участвует несколько фирм, две из которых 1 и 2 – добросовестные участники. В ходе участия эти фирмы согласно шагу аукциона снижают цену, но компания 3 активно перебивает предложение участников 1 и 2.

Далее подключается 4 участник, подает ценовые предложения, которые ниже цен 1, 2 и 3 участников. 3 участник перебивает цену 4 участника, и его цена признается лучшим ценовым предложением. Такой ход может «отпугнуть» ненужных участников, поэтому компании 1 и 2 сдаются. В тендере побеждает компания 3, предложившая самую низкую цену за контракт.

На этом мошенничество не заканчивается. Следующий этап – это отстранение компании 3. При рассмотрении вторых частей заявки заказчик за несоответствие требованиям, установленным законом, или непредставление необходимых документов отклоняет  3 участника. 4 участник, допущенный по вторым частям, признается победителем.

В итоге заказчик подписывает контракт с компанией 4, предложившей цену чуть ниже, чем компании 1 и 2.

Как показывают наши опросы, поставщики не раз сталкивались именно с таким видом мошенничества.

Антидемпинговые меры в законе о Контрактной системе

Участники торгов уже давно предлагали закрепить на федеральном уровне меры, направленные на борьбу с демпингом, однако данные нормы нашли отражение только в ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон №44-ФЗ).

Итак, какие же меры содержит Федеральный закон №44-ФЗ для конкурсов и аукционов?

В первую очередь, размер обеспечения исполнения контракта будет зависеть от цены, которую предложил победитель. А именно:

  • если НМЦК больше 15 млн рублей и победитель предлагает цену на 25% ниже ее, контракт заключается только после того, как он предоставит обеспечение исполнения контракта, превышающее в полтора раза обеспечение, указанное в документации о проведении конкурса или аукциона;
  • иное дело обстоит с контрактами, цена которых 15 млн и ниже. В этом случае победитель, предложивший цену на 25% ниже НМЦК, может либо предоставить обеспечение исполнения контракта, превышающее в полтора раза обеспечение, указанное в документации о проведении конкурса или аукциона, либо информацию, подтверждающую добросовестность такого поставщика.

При этом в обоих случаях обеспечение необходимо предоставить еще до заключения контракта.

Как стать добросовестным поставщиком?

Добросовестным поставщиком считается поставщик, который в течение года до даты подачи заявки в очередном тендере:

  • исполнил три контракта без применения к нему неустоек;
  • исполнил условия четырех и более контрактов, при этом не менее чем 75% контрактов было исполнено без применения неустоек, штрафов и пеней.

«Но ведь и здесь можно смошенничать и подать фальшивые документы!» — скажете вы. Не все так просто: конкурсная комиссия обязана проверять достоверность информации, и если она окажется недостоверной, то такой участник не может считаться победителем, а контракт с ним не заключается.

Поставки товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения

Антидемпинговые меры предусмотрены и для конкурсов и аукционов на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения, среди которых:

  • продовольствие;
  • средства для оказания скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме;
  • лекарственные средства
  • топливо.

При подаче заявки на участие в таких тендерах участник обязан предоставить заказчику обоснование предлагаемой цены, куда входят:

  1. Гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара.
  2. Документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки.
  3. Иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене. Закон пока не устанавливает, какие именно это документы.

Если же участник не выполняет это условие, то его заявка отклоняется, так как цена считается необоснованной.

Итак, мы уверены, что ввод закона о Контрактной системе будет способствовать повышению уровня честной конкуренции среди участников торгов, а слово «демпинг» больше не будет пугать добросовестных поставщиков.

Вы столкнулись с демпингом? Закажите обратный звонок нашего специалиста, мы поможем вам!

Материал является собственностью bicotender.ru. Любое использование статьи без указания источника — bicotender.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Источник: https://www.bicotender.ru/articles/dumping.html

Что делать если закупка заточена под конкретного участника

Каждый в меру опытный поставщик по 44 ФЗ сталкивался с подобной ситуацией. Вы замечаете что хороший тендер, внезапно появившийся в реестре объявленных процедур, при всей своей привлекательности, проходит без снижения цены (0,5-1%), или вообще объявляется несостоявшимся по причине подачи единственной заявки. Казалось бы — вот она удача!

Любая неконкурентная процедура должна привлекать поставщиков как свет ночной лампы приманивает лохматых мотыльков.

Изучив техническое задание такого неконкурентного аукциона, неопытный поставщик, рассчитав закупочные цены и предполагаемую маржу, уже в предвкушении потирает руки, рассчитывая на хорошую сделку. Конечно, пару позиций из технического задания он найти пока не смог, ну да то ничего страшного — найдёт после подписания контракта.

Опытные поставщики, обросшие толстой шкурой исполненных контрактов, знают — есть закупки, где лучше не участвовать, потому что знают: не бывает неконкурентных закупок без подводных камней.

Речь в этой статье пойдет о том, что делать, если в аукционе появилась «закрывашка» — товар, который вы либо никогда не сможете найти, либо никогда не купите. «Закрывашки» являются необходимым элементом любого «прописанного» тендера, если речь идет о поставке товара или оказания услуги, требующей данного товара.

Если классическое «колдовство» над техническим заданием и крючкотворство в извещении, или тексте контракта призвано вышвыривать конкурентов на этапе подачи заявок, то документация «прописанных» аукционов весьма дружественна и откровенна. Вы, скорее всего, без труда сможете понять, что именно нужно предложить Заказчику, и обнаружите, что данного товара нет в свободной продаже.

Вам, возможно, дадут недвусмысленно понять, что не нужно участвовать в данной закупке.

Что же можно сделать несчастному поставщику без связей не привлекая большое количество средств и усилий, не нарушив при этом законодательства?

Почему же один поставщик?

1. Хозяин-барин.

Конкурс «готовил» сам производитель изделия.

Возможно, у Заказчика уже имеются долгие отношения с производителем, и они делают все возможное, чтобы продолжать пользоваться хорошим и качественным товаром, при этом не рискуя получить при поставке некондицию из соседних государств, не поддержавших санкции в отношении России. В лучшем случае производитель даст вам завышенные цены , как раз чтобы вы смогли снизить на торгах 3-5 % от НМЦК.

Жаловаться в УФАС малоперспективно, поскольку Заказчик расскажет на заседании что у него есть целых 3 коммерческих предложения и, следовательно, конкуренция не ограничена.

Да и зачем портить жизнь производителю и Заказчику? Любое производство в России перманентно выживает и вряд ли стоит его душить, отбирая у него рынок сбыта.

Однако, если речь идет о хитрых заграничных дистрибьюторах, можно и нужно бороться.

Хороший вариант: лучше свяжитесь с производителем и договоритесь о том, чтобы быть его дистрибьютором. При достаточных переговорных навыках вам, возможно, удастся убедить производителя в том, что вы достойны предлагает его товар в других местах.

Плохой вариант: Вы подаёте заявку на участие, при этом заранее портите вторую часть заявки.

Сильно снижаете на торгах цены (если ваш оппонент неопытный, вполне можно опустить НМЦК на 40-50%) но не чаще 2-х раз за квартал, дабы не получить штраф.

Конкурент либо возненавидит вас всей душой, либо постарается предложить вам варианты сотрудничества. Возможно то и другое одновременно.

Опционально: немного «троллинга» и на следующих торгах конкурент перестанет снижать цену, разумно предполагая что ваша заявка будет отклонена на втором этапе. Теперь самое время подавать правильные заявки и брать тендер с высокой ценой. Данный вариант подходит только в том случае если у вас есть возможность найти требуемый товар хотя бы по розничным ценам и получить 10-20% НМЦК.

Эти варианты актуальны, если в тендере подавляющее количество товара одного производителя.

2. В каждой бочке — затычка

Гораздо обиднее когда в тендере 1-10% товара, который невозможно достать. Такие аукционы, обычно, содержат в себе от 40 до 70% прибыльной составляющей и готовятся с особым усердием. Как правило в эту схему включен сам Заказчик, что добавляет остроты в ситуацию. На свой страх и риск вы можете поступить следующим образом:

Хороший вариант: грамотная работа с документацией и подача разъяснений перед аукционом может в, редких случаях, остудить интерес Заказчика к размещению «неконкурентного товара».

Постарайтесь аргументировано заставить убрать жесткие требования ограничивающие конкуренцию, даже через обращение в УФАС.

Естественно, если Заказчик пойдет на попятную и уберет «ограничения», закупка сразу же перейдет в разряд конкурентных и, следовательно, неприбыльных для поставщика.

Плохой вариант: выбирайте юридическое лицо, которое не боится попасть в РНП. Если в условиях контракта прописан короткий срок поставки товара, можно, предварительно перебив конкурента на торгах, используя вышеописанный метод «троллинга», поставить Заказчику 90-99% товара.

Естественно, когда речь пойдет об оставшихся позициях ситуация может развиваться в разных направлениях. Самый хороший вариант, если Заказчик или приемная комиссия не связаны картельными схемами, можно предложить поставить улучшенный товар через доп. соглашение, если позволяют условия технического задания.

Можно попытаться добиться расторжения контракта с частичным исполнением по соглашению сторон.

Если же Заказчик настроен решительно против вас, то приготовьтесь заплатить штраф и попасть в РНП — это вариант, при хороших прибылях, вполне рентабельный. На заседании в УФАС постарайтесь наиболее полно описать сложившуюся ситуацию, предоставив всевозможные доказательства ваших попыток найти товар и обоснования картельной составляющей.

Впрочем, лучше сразу быть готовым к РНП.

3. Взять на испуг

Получив от менеджера производителя письмо с указанием на то, что конкурс «забронирован» или «авторизован» можно пригрозить обращением в УФАС. Зачастую менеджеры даже не понимают что нарушают законодательство, поэтому без страха сообщают о том, что есть договоренности или «брони».

  • Пугайте их письменными обращениями с требованием дать вам отпускные цены.
  • Помните — все общение только на бумаге (экране): никаких истерик по телефону.
  • Иногда это срабатывает.

4. «Зиг-заг» удачи

Человеку свойственно ошибаться. Подавайте заявки на тот случай, если конкурент выходит на торги без «дублера» (аффилированного с ним участника).

Есть шанс, что его отклонят при рассмотрении первых или вторых частей заявок — от этого никто не застрахован. В случае вашей победы, можно достаточно бескровно договориться о поставке с небольшой прибылью. Вариант сработает только при наличии адекватных оппонентов.

5. Анализируй это

При уверенности в том, что работает картель.

Можно, собрав доказательную базу (список неконкурентных торгов, схемы взаимодействия участников, ценовую политику, обращения к производителям/дистрибьюторам, запросы разъяснений и обжалования в территориальных органах) обратиться в центральный аппарат УФАС России в отдел по борьбе с картелями. Территориальные управления, обычно, слабо подготовлены в вопросах борьбы с картелями, однако есть и исключения.

Вы не получите никакой прибыли, однако ваши действия, без лишнего пафоса, могут помочь оздоровлению экономики, ведь любой картель — это большая пиявка, постоянно повышающая аппетиты. Как это делать правильно — отдельная история.

Резюме

Любой картель можно использовать для разового (или многоразового) извлечения сверхприбыли не вступая во взаимодействие с его участниками. Это рискованно, но вполне оправдывает себя при правильном планировании и реализации. Впрочем, важно оценивать риски в том числе выходящие за рамки 44 ФЗ — все таки когда речь заходит о миллиардных оборотах гарантировать нельзя ничего.

Сотрудничая с картелями вы всегда рискуете оказаться в начале пищевой цепочки. Организаторы картеля могут в любой момент добровольно сознаться в преступном сговоре и для себя добиться полной амнистии в УФАС, повесив на остальных участников «схемы» оборотные штрафы.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/567-chto-delat-esli-zakupka-zatochena-pod-konkretnogo-uchastnika

Антидемпинговые меры в госзакупках: какие условия должен выполнить участник торгов, который предложил очень низкую цену

Закон не запрещает участникам госзакупок, которые проводятся в форме конкурсов и аукционов снижать цену на двадцать пять и более процентов.

Но если такой участник одержит победу в торгах, к нему применят так называемые антидемпинговые меры. Победителю придется вносить увеличенное обеспечение контракта либо предоставлять документы, подтверждающие его добросовестность.

О том, как выполнить антидемпинговые требования, мы расскажем в сегодняшней статье.

Самая распространенная причина, по которой участники торгов идут на существенное снижение начальной (максимальной) цены (НМЦ) — это сильная заинтересованность в получении данного контракта. Поставщик собирается качественно исполнить контракт по заниженной цене, чтобы получить выгоду в чем-то другом.

Например, улучшить свою репутацию, поставить оборудование по минимальной цене и затем регулярно продавать комплектующие к нему и проч. Особенно часто цену снижают подрядчики, специализирующиеся на утилизации отходов и вырубке леса.

Их конечная цель — заработать на продаже утилизированных отходов и вырубленной древесины.

Нередко цену снижают и по иным причинам. Случается, что участник неправильно рассчитывает рентабельность, и объявляет невыгодную для себя цену.

В подобной ситуации ему ничего не остается, кроме как исполнить контракт в убыток, ведь в случае отказа его занесут в реестр недобросовестных поставщиков.

Встречаются и мошенники, которые специально демпингуют, чтобы получить аванс и не исполнять контракт.

Иногда снижение цены обусловлено ошибкой заказчика, неверно рассчитавшего НМЦ. В такой ситуации даже сильно заниженная цена позволит победителю получить прибыль.

Антидемпинговые меры

Федеральный закон от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ) не запрещает поставщикам значительно снижать цену.

Но к таким участникам предъявляют особые требования (их также называют антидемпинговыми мерами). Данные меры применяются только при проведении аукционов и конкурсов (см.

«Как проходят госзакупки: электронный аукцион, открытый конкурс, запрос предложений и котировок»), а на другие виды закупок не распространяются.

Под антидемпинговые меры попадают поставщики, которые снизили НМЦ на 25 % и более. Согласно статье 37 Закона № 44-ФЗ, меры зависит от величины начальной (максимальной) цены контракта:

  • если НМЦ выше 15 000 000 руб., то «демпингующий» участник в случае победы должен внести обеспечение контракта в полтора раза больше, чем предусмотрено контрактом;
  • если НМЦ равна или менее 15 000 000 руб., то «демпингующий» участник в случае победы вправе выбрать один из двух вариантов. Первый вариант — внести обеспечение контракта в полтора раза больше, чем предусмотрено контрактом (см. «Обеспечительные платежи при участии в госзакупках: когда их можно заменить банковской гарантией»). Второй вариант — внести обеспечение контракта в обычном размере, и плюс к этому предоставить сведения, подтверждающие добросовестность.

Как подтвердить добросовестность

Поставщик может подтвердить свою добросовестность, предоставив сведения из реестра заключенных контрактов, который размещен в Единой информационной системе (ЕИС).

Обратите внимание: для работы в ЕИС, а также для участия во многих видах закупок требуется сертификат специальной электронной подписи.

Сведения должны доказывать, что:

  • за прошедший год поставщик исполнил без штрафов и пеней не менее трех контрактов;  
  • если за последний год госконтрактов не было, то не менее четырех контрактов за последние два года при условии, что не меньше 75% из них исполнены без штрафов и пеней. Возможна альтернатива: минимум три контракта в течение трех лет до текущего тендера (100% без штрафов и пеней).

Есть и дополнительное условие: цена одного из контрактов должна составлять 25% или более от цены, предложенной участником на текущих торгах. Приведем пример. Допустим, поставщик снизил цену до 10 000 000 руб. Значит, один из контрактов предыдущего периода должен быть не дешевле, чем 2 500 000 руб.

Поставщику важно убедиться, что сведения из реестра совпадают с его собственными сведениями. Не исключено, что предыдущий заказчик не внес в реестр отчет о выполненном контракте. В этом случае участник может с ним связаться и попросить внести данные. Возможен и ругой вариант — подтвердить исполнение контракта при помощи копий актов приемки.

Специальные условия для закупок жизненно необходимых товаров

Если предметом торгов является госзакупка жизненно необходимых товаров (продуктов, ГСМ, лекарств, средств для оказания скорой помощи), то антидемпинговые меры будут иными.

Участник, снизивший цену на 25% и более, обязан представить заказчику ряд документов.

Это гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие у него товара, а также другие бумаги и расчеты, доказывающие его готовность исполнить условия контракта.

В какой момент нужно подтвердить добросовестность

В электронном аукционе

Обеспечение, увеличенное в полтора раза по сравнению с обычным, нужно предоставить до заключения контракта. Документы, подтверждающие добросовестность, следует направить в электронном виде вместе с подписанным контрактом.

В конкурсе

«Демпингующий» участник может предоставить документы, подтверждающие его добросовестность, в составе заявки на участие (см. «Госзакупки по 44-ФЗ: что нужно знать об открытом конкурсе»). Получив эти бумаги, заказчик проверит информацию в реестре исполненных контрактов. Если она окажется недостоверной, заявку отклонят.

Если антидемпинговые требования не выполнены

Победитель закупки, снизивший цену на 25% и более и не выполнивший антидемпинговых требований, попадает в реестр недобросовестных поставщиков и не получает назад обеспечение заявки.

Что касается заказчика, то он размещает в ЕИС протокол о том, что победитель уклоняется от заключения контракта, и предлагает заключить контракт участнику, занявшему второе место.

Если тот согласен, но предложенная им цена более чем на 25% ниже НМЦ, ему тоже нужно выполнить антидемпинговые требования.

Чтобы не пропустить размещение информации о нужной закупке, можно подключить сервис «Контур.Закупки». В этом сервисе поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).

После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.

Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/goszakupki/2017/10/12769

Тендер и тендерные закупки

  • Тендеры – это конкурентные процедуры по выбору одного исполнителя или подрядчика, из нескольких, для исполнения определённого заказа по показателям, которые определены в техническом задании на тендер или в документации на тендер.
  • Тендеры отличаются от обычных продаж следующими элементами.
  • — Тендеры работают по четким правилам, в них все действия сопровождаются документами.
  • В обычной покупке вы можете выбрать поставщика произвольно, то в ситуации тендера, вы будете обязаны весь процесс регистрировать, в виде протоколов, документов. Тендеры организуются для крупных закупок
  • — Тендер это своеобразный конкурс между продавцами услуги, работы или товара.
  • Организатора тендера называют «заказчиком», а продавцов «участниками».

— Заказ получает победитель тендерной процедуры.

Он определяется исходя из предложенной им самой низкой цены и/или других критериев.

— Участники тендера до его начала, знают начальную цену заказа и подают заявки в случае выгодности.

При этом участники понимают, что в процессе тендера, может происходить снижение цены, в ситуации торга, и он просчитывает, минимальную цену, до которой он может снизить своё предложение цены, чтобы не уйти в минус. Иногда участники преследуют другие интересы и выигрывают тендеры в убыток себе.

КТО МОЖЕТ УЧАСТВОВАТЬ В ТЕНДЕРЕ ПО ЗАКОНУ

В Государственных тендерах может участвовать любая организация, с любой формой собственности, ОАО, ООО, ИП, и даже физические лица.

Существующее законодательство, 44 ФЗ, 223 ФЗ, допускает участие организаций с любыми кодами ОКВЭД, любых юридических и физических лиц. Однако физическому лицу есть смысл стать ИП, с целью снижения налоговой нагрузки.

Для участия в большинстве тендеров, нет необходимости иметь опыт подобных работ или поставок. В большинстве тендеров опыт не влияет на процесс определения победителя. Критерием является минимальная цена, а условием допуска к тендеру соответствие предложения участника закупки техническому заданию заказчика.

Выгодность для участника тендера, заключается также в сумме налогов, которые включены в его цену, чем она меньше, тем тендер выгоднее.

В основном это касается НДС. При участии в тендере, заказчику не важно, облагается услуга, работа, или товар НДС, или нет.

Но если участник вы плательщик НДС, и победила тендере на миллион, то это миллион «в том числе НДС». Если же вы не являетесь плательщиком НДС, то это будет миллион без НДС.

Физическим лицам придется уплатить налог с доходов физических лиц. И тут участник, должен понимать, что ему выгоднее.

Резюме: Законы Российской Федерации позволяют принимать участие в тендерах любой организации или физическому лицу, в том числе с минимальной налоговой нагрузкой, без опыта работы, с малым количеством людей в штате, или вообще с нулевым штатным расписанием.  Отсутствие всего вышеперечисленного, не влияет на допуск к участию в тендере.

Единственный критерий победы, это минимальная цена. Выиграть тендер может каждый, предложив низкую цену. Вопрос состоит в выполнении выигранного тендера. В рентабельности выигрыша.

Выиграть тендер на строительство составляет немного большую сложность, так как организаторы тендера, часто устанавливают серьезные требования к материалам, используемым в процессе исполнения выигранного тендера. Наша организация имеет тендерных специалистов, которые удалённо готовят тендерную документацию и оказывают тендерное сопровождение.

Услуги и помощь в подготовке тендера и сопровождении тендера позволяют начинающим участвовать в закупках организациям уверенно себя чувствовать и побеждать в аукционах. Победа в тендере или победа в аукционе это шаг в большой бизнес. 

КОМУ МОЖНО ПРОДАВАТЬ УСЛУГИ, РАБОТЫ, ТОВАРЫ ЧЕРЕЗ ТЕНДЕРЫ

Некоторые люди считают, что государственные закупки, тендеры, это лишь для больших организаций, или компаний, что тендеров мало, что ими занимался не стоит, что это маленький и малодоходный бизнес.

На самом деле это не так. Основные заказчики, организаторы тендеров, это государственные заказчики. Они закупают товары для своих нужд. Этих организаций в стране огромное множество. Они есть в каждом регионе, области, городе, и районе. В Москве и области их десятки тысяч.

И все они имеют возможность закупаться, через аукционы, тендеры, и никак иначе. Законы категорически запрещают им закупать товары, работы и услуги напрямую, без организации тендерной процедуры, за исключением какой-то мелочевки, на сумму до ста тысяч рублей.

  Для этих организаций, тендеры, это рутинная процедура и более девяноста пяти процентов всех закупок это тендерные закупки.

Многие государственные заказчики проводят тендеры от 3-х, 5-ти тысяч рублей.

Только представьте себе бюджеты государственных организаций и объёмах государственных тендеров. Это самый большой рынок сбыта в нашей стране.

Организации организующие тендеры вы прекрасно знаете, это муниципалитеты, военные, пожарные, больницы, школы, библиотеки, департаменты и министерства.

Другая огромная группа организации, организующая тендеры, это акционерные коммерческие организации с «госучастием». Это крупные ПАО И ОАО, контрольный пакет которых принадлежит государству. Это Сбербанк, РЖД, Аэрофлот, Транснефть и многие другие. Это огромнейший пласт заказчиков, и все они являются организаторами тендерных процедур.

Таких организации в Москве и области десятки тысяч.

Следующая большая категория организаций, организующих тендеры это государственные унитарные предприятие. Например Московский Метрополитен закупает огромное количество работ, товаров и услуг только через тендеры.

Ежегодно объём тендерных закупок всех этих организации увеличивается. Государство обещает увеличивать объём и далее.

В случае, если вы продаёте ваши товары, услуги, работы по обычным способом, то вы рискуете потерять этот рынок. Все эти заказчики через пару, тройку лет перейдут на тендерные закупки.

Многие частные коммерческие компании, без какой либо доли «государства», также начинает закупать товары, и услуги через тендерные процедуры, в целях экономии финансовых средств. Крупные частные компании почти все перешли на закупки через тендерные процедуры.

Аналогичная тенденция наблюдается и у среднего бизнеса. Некоторые из них организуют тендеры для внутренних целей.

зачем ЧАСТНЫЕ КОМПАНИИ проводят тендеры

Предприниматели мыслят категориями, прибыли, доходности, выгоды. Доходы нужно максимизировать, а расходы на бизнес минимизировать. Бизнесмены знают, что сэкономить деньги, проще, чем увеличить продажи на такую же сумму и тендерные закупки являются инструментом сокращения расходов.

Это особенно важно в кризис, когда в головах бизнесменов крутится мысль: «как и на чем сэкономить, и как это сделать проще» и первый вариант, это прозрачные и конкурентные закупки в бизнесе. Контроль расходов на материалы, работы, услуги, из любой точки мира.

Бизнесмены желают, чтобы поставщики товаров, пересматривались, на предмет лучшей цены.

Именно с этими целями стараются все ключевые закупки перевести на тендерные основы. Исключением является случаи когда собственник бизнеса, лично занимается закупками, себя он обманывать не будет. Для микро и малого бизнеса это также не так критично.

Следующий участник этого рынка, это консалтинговые организации специализирующиеся на подготовке тендерной документации. Эти организации оказывают услуги на всех этапах тендерной процедуры.

Они готовы помочь организациям, которые не имеют своих тендерных отделов, или собственные тендерные отделы не справляются с объёмами проходящих тендеров. Мы также оказываем услуги по подготовке тендерной документации. Помощь в тендерах это наше основное направление.

Наши специалисты на протяжении многих лет готовят тендерную документацию для заказчиков из разных компаний. Государственные тендеры зарегламентированы множеством законов и подзаконных актов. Не имея соответствующего образования и опыта, разобраться в хитросплетениях тендерных процедур не просто.

И мы именно те кто являются профессионалами, которые разбираются проведении тендерных процедур и имеем огромный опыт помощи в тендерах и аукционах.

ВЫВОДЫ

Участвую в тендерах вы можете продавать свои услуги, работы или услуги муниципальным, государственным организациям, крупным коммерческим компаниям с государственным участием, крупным и средним коммерческим компаниям, представительствам зарубежных фирм типа  Siemens, Schneider и так далее.

ИЗ СТАТИСТИКИ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ГОСЗАКУПОК, у нас в стране более двухсот пятидесяти тысяч организаций, проводящих закупки ежегодно. Коммерческий сектор удваивает эту цифру.

Всё это отвечает на вопрос целесообразности участия в тендерах.

Мы оказываем услугу: тендерное сопровождение

Источник: https://44fzrf.ru/tender-i-tendernyie-zakupki/

Как вычислить мошенничество в тендерах

На Гайдаровском форуме в 2016 году в рамках одной из экспертных дискуссий под названием «Контрактная система как инструмент модернизации российской экономики» были озвучены данные, характеризующие состояние дел в госзакупках. По словам директора Департамента развития контрактной системы Максима Чемерисова, в 2015 году объем госзакупок вырос на 10% до 6,598 трлн руб., увеличилось и число контрактов с малыми предприятиями.

Число госконтрактов с малым и средним бизнесом выросло на 41% и составило более 876 000, сумма контрактов увеличилась на 40,6% – до 488 млрд руб.  

Статистика по госзакупкам растет, соответственно, увеличиваются и денежные суммы, проходящие через них. Ежедневно государственных заказчиков и поставщиков в госзакупках становится больше. В этой ситуации поставщики начинают задумываться о том, как более эффективно принимать участие в госторгах, как анализировать заказчиков, чтобы избежать рисков.

О чем говорит статистика  

Затяжной экономический кризис заставляет бизнесменов и ИП постоянно искать новые точки сбыта для своих товаров и услуг.

И госзакупки могут быть для них очень перспективными с точки зрения увеличения продаж.

Однако перед тем, как начать участвовать в госзакупках, компании следует провести комплексный анализ и определить, в какой сфере она хочет развиваться и какие заказчики ей могут быть интересны.

  • Анализ заказчиков — важная часть работы любого поставщика, поскольку он позволяет получить статистику, не только сигнализирующую о состоянии какой-либо конкретной ситуации и динамике развития или спада отрасли, но и информирующую о бизнес-процессах, которые происходят сейчас и происходили раньше.
  • Собрать необходимую статистику можно на сайте госзакупок.
  • До участия в госзакупках поставщик должен:
  • собрать и проанализировать данные о закупках, контрактах, заказчиках;
  • выявить типовые нарушения при размещении информации о государственных и муниципальных заказах и исполнении госконтрактов;
  • сформировать сводную информацию о заказчике, которая включает заказы, контракты и выигрывающих поставщиков. Может оказаться, что анализ контрактов какого-то определенного заказчика приведет вас к одному постоянно выигрывающему поставщику или нескольким поставщикам, которые просто сменяют друг друга от тендера к тендеру.

Найдите все закупки благодаря умному поиску

Попробовать

Отчеты, которые должен составить специалист по закупкам перед участием в госторгах, включают:

  • историю закупочной деятельности госзаказчика

Начать стоит с анализа закупок конкретного заказчика. В рамках этого анализа можно посмотреть, кто участвует в его закупках, сколько таких участников, какие цены они предлагают, насколько снижается цена от первоначальной, кто становится победителем торгов.

Второй этап анализа — проверка плана-графика, который является важным инструментом планирования. По нему можно понять, какие закупки проводил заказчик и какие закупки будет проводить. Полученную информацию можно проанализировать и сделать выводы о целесообразности участия в госзакупках.  

Стоит также обратить внимание на еще один важный момент —  повторяются ли предметы контрактов из года в год. На основании наблюдений можно понять, будет ли у заказчика потребность в тех или иных товарах.

Также попробуйте сравнить заявленные начальные (минимальные) цены контрактов и цены заключенных контрактов.

Если вы видите, что никакого снижения нет или оно минимальное, то это может свидетельствовать о том, что заказчику конкуренция не нужна, то есть он выстраивает тендеры таким образом, чтобы пришел один поставщик и выиграл без снижения цены контрактов. Из этого следует, что тратить время на такого заказчика не стоит.    

Постарайтесь разобрать ход торгов по конкретной тематике, которая вам интересна (какое было снижение цены, кто отклонялся и за что). Эта аналитика тоже позволит сделать правильный вывод о деятельности госзаказчика в закупках.

Поинтересуйтесь, кто из поставщиков участвовал в прошедших торгах и откуда они. Это позволит вам определить круг потенциальных конкурентов.

Получив данные, вы сможете сделать вывод о добросовестности заказчика и участников закупки.

  • средний процент снижения начальной (максимальной) цены контракта (по отраслям, по направлениям, по диапазону тендеров, по регионам, по госзаказчику и т.д.).

Средний процент снижения позволяет сделать ряд выводов: столкнетесь ли вы с жестким демпингом, нужно ли готовиться к антидемпинговым мерам (эти меры включаются в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта более чем на 25%), присутствует ли сговор (если процент снижения минимальный, составляет доли процента, то снижение цены для заказчика явно не интересно), насколько завышена начальная (максимальная) цена контракта изначально (если во всех тендерах идет сильное снижение, то это значит, что цена изначально сильно завышена).

  • среднее число участников в закупках

Конкуренция в госзакупках, безусловно, растет, и все больше ИП и небольших компаний начинают проявлять к ним интерес.

Растет количество компаний, ощущающих потребность в привлечении специализированных организаций для ведения закупочной деятельности, заметно повышается уровень тендерных специалистов организаций.

Но несмотря на это, в каждой конкурентной нише можно найти «свободные территории», на которых можно развернуться. Такой «территорией» может быть отрасль, регион или что-то другое. Но чтобы ее обнаружить, нужно постоянно мониторить закупки и количество участников в них.

  • анализ торгов по конкретной отрасли

Этот анализ необходим для того, чтобы выявить наиболее перспективные с точки зрения денег направления в конкретных отраслях.

Ведь большинство поставщиков заинтересовано не просто в тендерах, а в высокорентабельных контрактах. Анализ отрасли раскрывает потенциал рынка, а статистика выявляет распространенные уловки госзаказчиков.

Следует помнить, что обязательства по исполнению контракта берется не на сумму, а на каждый заключенный контракт.

Чтобы проанализировать торги по конкретной отрасли, следует провести поиск закупок по отрасли и конкретному региону за определенный период и посмотреть, сколько за этот период состоялось закупок в отрасли, какие были поставщики, заказчики и закупки, насколько снизилась цена.

Все перечисленные выше отчеты помогут понять, в каком направлении двигаться и какое стратегически важное решение принять руководству для эффективного участия в госторгах.

Анализ модели нарушений

  1. Чтобы ответить на вопрос, есть ли смысл идти в тот или иной тендер, в ту или иную отрасль, можно провести анализ заказчика по модели нарушений.

  2. Какие признаки вас должны насторожить?
  3. — Информация о закупке заполнена некачественно

Благодаря Единой информационной системе такие «небрежности», как присутствие слов, содержащих одновременно кириллические и латинские символы в названии заказа, а также написание ключевых слов в названиях заказов в виде отдельных букв, разделенных пробелами, уходят в прошлое. Но технические задания или документацию заказчиков можно проанализировать на предмет и других нарушений. В частности, заказчики допускают следующие нарушения:

  • Не указывают в заголовке заказа ключевое слово, которое определяет содержание заказа. Это делается для того, чтобы ограничить количество участников или отсоединить от закупки какого-то поставщика. Пример: вместо названия закупки «Услуги по заправке картриджей» заказчик указывает название «Обслуживание расходных материалов копировальной техники».   
  • Указывают код ОКДП без достаточной детализации или вносят код ОКПД предмета контракта, который не сопоставляется с единицами измерения (по ОКЕИ) этого предмета контракта. Такие ситуации возникают довольно часто, поскольку в Единой информационной системе существует поиск по ОКПД. Если заказчик указывает его без детализации или с ошибками, то поиск сильно усложняется.  
  • Допускают ошибки в написании кодов ИНН и КПП заказчика.
  • Не вписывают имя или телефон контактной персоны заказчика.
  • Не указывают регион поставки товара или вносят «размытое» место поставки. Это приводит к тому, что поставщик не может четко рассчитать логистику и предложить конкурентную цену. Это нарушение, наряду с другими, тоже может указывать на коррумпированность заказчика.

— Нарушается конкуренция

В техническом задании нарушение конкуренции может отражаться несколькими способами:

  • указывается неадекватно короткий срок исполнения работ (это делается для того, чтобы выиграл свой поставщик);
  • выявляется единственный поставщик при высокой стоимости;
  • выигрывает участник, предложивший не самую низкую цену;
  • участвуют поставщики, на которых были жалобы в ФАС;
  • много отмененных закупок (при этом количество участников с каждым разом уменьшается); 
  • закупки постоянно продлеваются. Есть такие закупки, которые тянутся по полгода и больше. На финишной прямой в таких ситуациях оказывается один поставщик, который ждет своего часа, чтобы получить заказ.

— Завышаются цены

Завышение цен может проявляться в том, что стоимость единицы товара существенно отличается от аналогичных внутри номенклатуры; коды ОКДП контракта не соответствуют кодам ОКДП лотов конкурса; коммерческие предложения для формирования НМЦК «как под копирку»; существуют большие снижения цен в процедурах; контракта постоянно увеличивается после победы на 10%.

Анализ по техническому заданию

Эксперт по тендерам, специалист в области госзакупок Олег Бируля объясняет в видео, как анализировать заказчика и на что обратить внимание в техническом задании:

Анализ по документации заказчика

О коррумпированности могут сигнализировать излишние требования, к которым относятся следующие требования: к сведениям о паспортных данных, месте жительства для физлиц, номерам контактных телефонов, копиям страниц паспорта (для физлиц). Также заказчик может потребовать предоставить в оригинале документы о полномочиях лица, подписавшего заявку, принести в оригинале все справки со свежей датой, подписывать заявки только определенной ЭЦП и др.

О коррумпированности могут также свидетельствовать такие признаки, как невозможность подать запрос на разъяснение, проведение процедуры за два дня, контактные телефоны, которые не работают, требование получить пропуск на режимное предприятие.

Как анализировать заказчика по контракту, по способам закупки и по количеству жалоб в ФАС и арбитражным делам

Узнать от эксперта

Источник: https://kontur.ru/articles/4557

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика