«помощник». правильно ли мы произносим это слово?

В правописании и разговорной речи, люди часто сталкиваются с проблемами написания и употребления конкретных слов и словоформ.

В частности, нередко появляются сложности со склонением существительных: кофе, боа, кашпо и др.

Кроме того, часто возникают проблемы написания и употребления слов, которые не регулируются конкретными правилами. Например, как правильно писать, а также говорить слово «помо[щ/ш]ник».

Как правильно писать: Всвязи или в связи?

Правило употребления

Согласно теории правописания буквы «ш» и «ч» перед «т» и «н», правильным использованием будет буква «ч». Эта теория распространяется на те семантические единицы, которые сформированы от основы на «-к», «-ч» и «-ц». Например: песоК – песоЧница, конеЦ – конеЧный, пеЧь – пеЧник. Однако в этом правиле, как и в других правилах русского языка, есть исключения.

К таким исключениям относятся те слова, в которых буква «ч» произносится как звук «ш». К примеру: «девичник» произносится «девишник», «подсвечник» — «подсвешник», «скворечник» — «скворешник» и другие. К этим же словам относится «помо[щ/ш]ник».

Правильной версией правописания будет «помоЩник». 

Объясняем, почему.

«Помощник». Правильно ли мы произносим это слово?Как написать: «помощник» или «помошник»?

Берем проверочное слово, от которого образовано это существительное – «помощь». Как видно, словоформа от «помощь» образована путем удаления мягкого знака, а после — присоединения суффикса «-ник». Поэтому верный вариант написания будет исключительно через «Щ», т.е. «помощник».

Для объяснения используем примеры:

  • Человек, который оказывает помощь воспитателю, – помощник воспитателя.
  • Коллега, оказывающий помощь руководителю, – помощник руководителя.

Из примеров четко видно, как существительное видоизменилось при помощи суффикса, однако буква «Щ» осталась на месте.

Почему возникают проблемы с правописанием «Ш» и «Щ»

Подобные вопросы появляются, если отталкиваться от принципа «как слышится, так и пишется». Действительно, в русском языке большинство семантических единиц пишутся так, как и воспринимаются на слух. Например, задайте себе вопрос, как написать следующие слова: ночь, пальто, авто, кенгуру. Эти слова пишутся так же, как и слышатся. Однако, со словом «помощник» действует исключение.

«Помощник». Правильно ли мы произносим это слово?Разница в написании и произношении слова «помощник»

Оно произносится как «памошник», но такое использование на письме крайне ошибочно. Кроме того, если обратить внимание на разговорную речь, люди никогда не говорят это слово через звук «Щ», т.к. это неблагозвучно.

Читайте по теме: Как правильно склонять в русском языке?

Есть еще одно похожее исключение. Это слово «всенощная» – т.е. вечерняя и утренняя церковная служба. Словоформа образована от существительного «ночь», проговаривается как «всеношная». Но на письме верным вариантом будет «всенощная».

Особенности произношения морфемы [ша] в словах с [ча]

Чтобы говорить грамотно и красиво, запомните еще одну особенность. Во многих словах «ч», которая стоит перед «н», проговаривается как «ш». В качестве примера приведем женские отчества:

Мария Саввична – произношение [Саввишна]Любовь Никитична – [Никитишна]Евгения Ильинична – [Ильинишна]

Глафира Кузьминична – [Кузьминишна]

Иногда произносимая морфема «ша» слышится как «ща», и это не является ошибочным произношением в разговорной речи. Правилу «как слышится, так и пишется» подчиняются: дотошный, городошный, дурашный, раешный и рушник.

Источник: https://24smi.org/news/71004-kak-pravilno-pomoshchnik-ili-pomoshnik-pravila-shc.html

Помошник или помощник?

В простом слове «помощник» существует вероятность неверного написания шипящей буквы. Как правильно писать это существительное: «помошник» или «помощник»? Чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться с правописанием  шипящих  перед суффиксами существительных.

«Помощник». Правильно ли мы произносим это слово?

Шипящие в суффиксах существительных

С помощью присоединения суффикса –ник к основе образуются существительные мужского рода, обозначающие лиц, которые чем-либо занимаются:

  • помощник (тот, кто помогает);
  • грибник (тот, кто собирает грибы);
  • защитник (тот, кто защищает).

Какую букву писать перед суффиксом -ник, -н-, -ниц- зависит от того, на какую букву заканчивается основа.

По правилам орфографии перед этими суффиксами всегда стоит буква «Ч» в том случае, если основа заканчивается на буквы «к», «ч», «ц». Например: пеЧь – пеЧник, лотоК – лотоЧник, сквореЦ – сквореЧник. Происходит чередование согласных: к — ч, ц — ч.

Если основа заканчивается на букву «ш» или «щ», то такая же буква остается перед суффиксом -ник, то есть эта шипящая не меняется, чередование согласных не происходит. Слово «помощник» образовано от слова «помощь», то есть основа заканчивается на букву «Щ».

То же самое относится к существительному женского рода, образованному с помощью суффикса –ниц- : помощница.

ПомоЩник или помоШник?

Правильный выбор – нужно писать «помоЩник». Во множественном числе, конечно, верный вариант будет «помоЩники», но не «помошники».

С этим вариантом согласен текстовый редактор MS Word. Слово «помошник» будет подчеркнуто, как ошибка. Орфографический словарь издания 2012 года утверждает однозначно: «помоЩник». Слова «помошник» в словаре нет. Интернет-портал Грамота.ру на запрос, как пишется «помощник» или «помошник», ответит точно так же.

Почему мы ошибаемся

Когда мы произносим слово «помощь», то шипящий звук «щ» слышится явно, поэтому никто не напишет «помоШь». Совсем другая ситуация с правописанием слова  «помощник». Здесь явно слышится звук «Ш», а пишется буква «Щ».

Есть и другие слова, в которых буква перед суффиксом –ник произносится не так как пишется, например «троечник». В этом слове произносится звук «Ш», а пишется буква «Ч».

Примеры предложений

  1. Страх делу не помощник.
  2. У меня появилось желание научиться ремонтировать машины, поэтому я стал помощником мастера.
  3. В некоторых организациях есть должность помощника администратора.

  4. Помощники-волонтеры участвовали в проведении городских соревнований по биатлону.
  5. В средствах массовой информации появилось сообщение о том, что помощник госсекретаря США уходит в отставку.

  6. Я увидела объявление: «Требуется помощница по хозяйству».

Синонимы

Синонимы к слову  «помощник»: ассистент, заместитель, пособник.

Они имеют разные оттенки значений. Ассистентом обычно называют помощника врача или ученого во время процесса выполнения работы. Заместитель – это помощник руководителя, который может заменить его во время отсутствия. Слово «пособник» имеет негативную окраску: пособник террориста.

Заключение

Итак, ответ на вопрос: правильно писать «помоЩник». Только это написание подтверждается словарями и правилами русской грамматики.

Как правильно пишется: С днем рожденья или рождения?

Источник: https://correctno.ru/orfografiya/pomoshnik_ili_pomoshchnik

Как пишется слово “помощник”?

Все мы знаем, как пишется слово «помощь».

А тот, кто помогает, – кто он? Помощник или помошник – как правильно писать? Конечно, смысл от этого не меняется, а вот впечатление о себе, допустив ошибку, испортить можно.

Например, сын сделает вам сюрприз, перемыв к вашему приходу всю посуду, а вы, поздно придя с работы, оставите ему полную благодарности записку: «Ты мой помошник!» Будет стыдно. Не так ли?

Шипящие в суффиксах существительных

Правила русского языка напоминают нам, что после основ существительных, заканчивающихся согласными –ч, -ц и –к, перед суффиксами –н- и –ник- пишется буква «ч»: печь – печник, перец – перечница, лук – лучник. Если же основа существительного оканчивается на «щ», этот согласный сохранится в производном слове: овощ – овощной, мощь – мощный, мощность.

«Ш» или «Щ»?

Если вы задумались над вопросом, как пишется слово помошник или помощник, нужно обратиться к происхождению данного существительного. Здесь всё достаточно просто. Существительное «помощник» образовано суффиксальным способом от слова «помощь».

Суффикс -ник- указывает на субъект действия (ведь помощник – это тот, кто осуществляет помощь).  Русский язык знает немало словоформ с таким же суффиксом: ученик, проводник, железнодорожник, поклонник, карманник, волшебник и так далее.

Так как в исходном существительном на конце имеется шипящая «щ», то и в производном сохраняется тот же согласный звук.

Слово “помощник”  пишется только через букву Щ и никак иначе.

Так почему мы ошибаемся?

В заблуждение вводит нас фонетика. Дело в том, что при произнесении вслух звук «щ» заменяется на «ш»: [памошник]. Интересно, что и это не аксиома. Традиционно фонологи выделяли московское и петербургское произношение.

Ленинградские лингвисты ещё недавно зафиксировали бы такие произносительные формы, как [что], вместо московского [што], [конечно] вместо [канешна] и [помощник] вместо [памошник].

Московская произносительная норма оказалась активнее, получила широкое распространение – теперь мы практически не произнесём слово «помощник» с шипящей «щ». Но если вы забудете, как пишется «помощник», ориентируйтесь на петербургское произношение.

Проверка

Итак, проверить себя очень просто. Чтобы не запутаться, нужно подобрать однокоренное слово, в котором проверяемый звук слышался бы чётко. В нашем случае это существительное «помощь» с буквой «щ» на конце. Ту же букву напишем в словах «помощник», «помощница», «помощники».

«Помощник». Правильно ли мы произносим это слово?

Примеры

Чтобы закрепить верное написание, рассмотрим возможные контексты употребления:

  • С прошлого лета соседский мальчик Васятка служит на судне младшим помощником.
  • Терпение – лучший помощник в нелёгком деле воспитания детей.
  • Оленька повзрослела, и теперь она настоящая мамина помощница!
  • Как чернику собирать – вас не дозовёшься, а как пироги с черникой пробовать – так вы первые помощники.
  • Собаки с давних пор были незаменимыми помощниками людей в различных хозяйственных занятиях: выпасе овец, охоте, собирательстве, рыбной ловле, присмотре за детьми.

Правописание этих слов надо знать:

  • «Во время»
  • «Здесь»
  • «Чересчур»

Источник: https://KakPishem.ru/pishem-pravilno-slova/kak-pishetsya-slovo-pomoshhnik.html

Как научиться красиво говорить и грамотно излагать свои мысли

Умение говорить красиво будет полезно каждому человеку, независимо от профессии. Собеседники всегда позитивно реагируют на поставленный голос, хорошую дикцию, грамотно построенные фразы и оправданные интонации. Осваиваем вступление к искусству риторики.

«Помощник». Правильно ли мы произносим это слово?

Как научиться правильно и красиво говорить

Среди профессий, востребованных в последнее время, большинство основаны на умении красиво и правильно говорить. Адвокаты, политики, дикторы на многочисленных теле- и радиоканалах, преподаватели, те, кто работает с клиентами — словом, представители огромного числа успешных людей должны говорить так, чтобы их слушали, им внимали, ими восхищались.

Что же значит «говорить красиво»? В первую очередь, это грамотно, членораздельно, убедительно. Человек с «кашей» во рту, вещающий в эфире радиостанции, вызывает лишь желание переключиться на другую волну, а к преподавателю, вставляющему через каждое слово, слова-паразиты, вряд ли будут ходить на лекции.

Поэтому работа над своей речью включает три основных направления:

  • тренировка дикции (чёткого произношения);
  • работа над техникой и содержанием речи;
  • увеличение своего словарного запаса и развитие речи.

Помимо вербальных (словесных) есть невербальные средства речи: жестикуляция, интонация, мимика, общение взглядом и т. д. Правда, эти средства начнут «работать», если основное орудие — ваша красивая речь — будет давать свои плоды.

Правильность речи, чёткость происхождения гласных и согласных звуков, смена интонаций, выделение голосом — все эти характеристики вашей речи помогут вам оказывать воздействие практически на любого человека, расположить его к себе, убедить в своей правоте или в необходимости продолжить с вами дальнейшее сотрудничество.

Тренировка дикции

Начинать тренировку нужно с правильного дыхания. Если неправильно дышать, то это может повлечь за собой срыв голоса, затянувшиеся паузы, искажение смысла фразы. Поэтому во время публичных выступлений ораторы пользуются не обычным дыханием, а речевым.

 Обычного дыхания может просто не хватить, поэтому важно учиться правильно расходовать воздух и вовремя его восстанавливать. В этом случае пользуются диафрагменным дыханием.

Оно развивается целой системой дыхательных тренировок, но они требуют упорства и большого терпения.

Дальше начинается работа непосредственно над правильным произношением — дикцией. Для этого нужно произвести простые действия:

  • Записать на диктофон ваше прочтение любого текста.
  • Прослушать получившуюся запись.
  • Дать прослушать её другим.
  • Сопоставить своё мнение и чужое.
  • Выделить основные недостатки.

Наиболее часто встречаются следующие ошибки произношения:

  • неправильное произношение гласных звуков в слабой позиции (без ударения);
  • «съедание» отдельных согласных звуков;
  • утрата гласных звуков;
  • неправильное соединение согласных звуков при их соединении;
  • нечёткое произнесение шипящих и свистящих звуков;
  • неправильное произнесение мягких звуков и т. д.

Заниматься исправлением дикции желательно с помощью специалистов. Сейчас есть множество организаций, где работают логопеды. Конечно, в основном, занятия рассчитаны на детей, но можно брать частные уроки, чтобы быстрее достичь нужного эффекта.

Советы тем, кто будет самостоятельно заниматься дикцией

Все занятия нужно начинать с упражнений на расслабление мышц, отвечающих за правильную артикуляцию. Лучше соблюдать определённую последовательность выполнения упражнений. Начинать упражнения нужно с самых простых, постепенно переходя к более сложным.

 Заниматься необходимо каждый день. Переходить к отработке следующего упражнения только после полного усвоения предыдущего. Каждый день нужно ставить новые цели и задачи. Достигнутые результаты время от времени нужно поддерживать повторением основных упражнений.

Работа над содержанием и техникой своей речи

Одна из частых ошибок речи — чересчур быстрая речь. Когда человек торопится, что называется, тараторит, его трудно воспринимать. Нужно научиться контролировать темп своей речи.

Для начала можно произносить в очень медленном темпе какой-нибудь речевой материал, не требующий особого понимания.

Это может быть последовательность цифр, например, до ста, названия месяцев, городов или стран, список мужских или женских имён.

Лучше записывать эту последовательность, чтобы можно было произносить слова в прямом и обратном порядке. Со временем, запомнив эту последовательность, лучше воспроизводить по памяти, одновременно тренируя и память. Потом нужно переходить к повторению текста на слух. Причём он должен быть записан в быстром темпе, а вот повторять нужно будет в медленном темпе.

Как «поставить» голос

Конечно, термин «постановка голоса» больше относится к музыкантам, актёрам и другим творческим профессиям. Он означает, что нужно тренировать силу голоса, его диапазон и тембр. Силу голоса можно натренировать, если громко и чётко произносить тексты различного характера: стихотворения, басни, оды, стихи в прозе.

Диапазон вполне можно расширить, если произносить разнообразные текстовые упражнения на самых высоких или самых низких тонах. При этом голос в идеале должен становиться выше или ниже, в зависимости от конечной цели.

 Тембр же голоса зависит от обертонов, то есть от добавочного тона, звучащего как своеобразное эхо.

Обертон появляется в момент отражения звука от стенки естественного резонатора (собственного черепа, грудной полости, гортани и прочих).

Развитие речи

К сожалению, современные люди всё больше становятся косноязычными, не могут грамотно выразить мысль, путаются в значениях слов. Это объясняется множеством причин.

Во-первых, сейчас мало читают, так как больше проводят время у монитора компьютера или экрана телевизора.

Во-вторых, слишком мало слышат образцы грамотной речи. Ведь не секрет, что даже с экрана телевизора редко услышишь образцы правильной и красивой речи. О радиостанциях вообще говорить не приходится: диджеи общаются с радиослушателями так же, как привыкли общаться с друзьям, — пересыпая свою речь жаргонными словами и выражениями.

В-третьих, редко смотрят театральные постановки. Ведь для театра требуется особый стиль одежды, там нужно вести себя культурно, самое главное — понимать содержание отдельных мизансцен, сложность характера героев. Всё это требует от людей лишних усилий, поэтому гораздо проще сходить в кино, поесть попкорн и «поржать».

Однако если вы твёрдо уверены, что ваша речь отличается бедностью словаря, обилием речевых ошибок и неправильным построением предложений, а вы намерены научиться владеть вниманием аудитории, то вам просто необходимо срочно начинать работу над собственной речью.

Учимся говорить красиво

Итак, вот советы, которые помогут научиться овладеть красивой и грамотной речью.

1. Стройте правильно предложения

Неграмотную и однообразную речь выдают прежде всего неправильно построенные предложения. Когда человек мучительно подбирает слова для продолжения начатой мысли, делает длинные паузы, а в результате получает «корявую» мысль, это говорит о том, что он не владеет техникой правильного построения предложений.

Учиться правильному построению нужно начинать с письменных упражнений, записывая в отдельную тетрадь интересные мысли, наблюдения, афоризмы. В дальнейшем, непосредственно перед выступлением, нужно составить текст заранее на бумаге, пересказывая по готовому плану, повторяя отдельные выражения.

Можно вообще вести дневник (это модно, судя по сериалам вроде «Дневника доктора Зайцевой» и подобных ему), записывая впечатления за день, какие-то свои наблюдения, рассуждения. Всё это способствует в целом развитию речи, ну и правильному построению предложений в частности.

2. Увеличивайте словарный запас

Бедность речи выдаёт скудный словарный запас. Если человек выражает свои оценки, суждения, замечания одними и теми же словами, это говорит о том, что ему трудно выражать свои мысли из-за отсутствия знаний. Поэтому подобная речь производит отталкивающее впечатление, а сам человек не будет иметь авторитет, особенно среди тех, кто хорошо владеет речью.

Согласитесь, в наше время, скажем, косноязычный директор школы — это нонсенс. Он просто не сможет выступать перед учителями, а значит, не сможет завоевать авторитет ни среди коллег, ни среди учеников своей же школы. Ведь даже безграмотные ученики понимают, что учителя, а уж тем более директор, должны быть грамотным во всех смыслах этого слова.

Как же разнообразить свою речь? Конечно, в первую очередь, работать с толковым словарём. Услышав новое для себя слово, нужно найти его значение в словаре, выписать и запомнить. Причём запоминать слово нужно только в контексте, то есть в предложении. Употреблённое без контекста, слово может быть непонятным или восприниматься в искажённом значении.

Неплохо разгадывать хотя бы кроссворды или сканворды, ведь там тоже даются значения слов, причём иногда в иносказательном или ироничном смысле, что помогает научиться понимать многозначность слова. Ещё важно читать статьи в различных журналах — не только в глянцевых.

Например, чтение экономических новостей поможет разобраться в финансовой и юридической сферах и значительно обогатит вашу речь терминами из этих областей. Если интересоваться медициной, пусть даже глядя передачи вроде «Жить здорово» и подобных ей, можно разобраться во множестве медицинских понятий, начиная от элементарной инъекции и заканчивая узкоспециальными терминами.

Читая статьи по психологии, можно расширить своё словарный запас множеством достаточно современных понятий, ведь у нас сейчас почти каждый или сам себе психолог, или сам себе врач. В идеале, лучше расширять круг своего общения.

Ведь поддерживая отношения с юристами, специалистами в области IT-технологий, врачами, учителями и т. д.

, вы вольно или невольно будете слышать новые для вас слова, начиная постепенно разбираться в их смысле, а потом и вводя в свою собственную речь.

3. Учитесь выделять главное

Внимание к деталям хорошо для наблюдения. А вот во время выступлений, особенно публичных, излишняя детализация может привести к ослаблению интереса и скуке. Поэтому важно научиться сжимать любую информацию. С помощью компьютерных программ сжимать объём информации довольно просто. А как это сделать с текстом?

Огромную роль играет составление плана. План позволяет определить последовательность, сосредоточить внимание на главном, а также сделать акцент на важнейших деталях. Для сжатия текста используются три основных приёма — исключение, обобщение и замена. Овладение этими приёмами поможет из любого самого растянутого и неинтересного текста создать настоящий шедевр красноречия.

4. Избавляйтесь от слов-паразитов

Нет ничего более тягостного, чем публичная речь, пересыпанная словечками вроде «типа», «вот», «так сказать», «как бы» и множеством других. Не случайно их и называют словами-паразитами, потому что они вживляются в речь, убивая её красоту и звучание.

 Поэтому здесь требуется очень кропотливая работу по очищению своей речи от «речевых шлаков». Для начала нужно записать своё выступление на публике с помощью диктофона. Далее требуется прослушать это выступление, отметив те слова, которые засоряют его.

Попросите знакомых постоянно замечать подобные слова в общении с ними, каждый раз поправляя вас.

Вам же нужно научиться контролировать темп речи, чтобы было время остановиться перед тем, как успели что-то подобное ляпнуть. Пусть лучше будет небольшая пауза, чем «эканье» и «беканье». Это требует от человека самодисциплины, постоянного самоконтроля, но результат, безусловно, стоит таких жертв.

5. Расширяйте разговорную практику

Сейчас, в век тестирования и списывания готовых домашних заданий, редко предоставляется возможность выступать с монологической речью. Поэтому-то бывшие школьники и студенты и приходят потом на работу косноязычными. Поэтому, если задаться целью научиться говорить правильно, важно уже в школе использовать все возможности для публичного выступления.

Устные ответы на уроках, выступления на различных научно-практических конференциях, выступления перед одноклассниками, на сцене — всё это поможет не только стать уверенным в себе, но и заставит говорить связно, грамотно, убедительно.

Конечно, поможет и чтение классической художественной или научно-популярной литературы, потому что вы всегда сможете приводить примеры из книг или современной действительности. А ничто не делает речь более убедительной, как приведение большого количества аргументов.

Используйте жесты, которые позволят и вам ощущать больше комфорта, находясь перед аудиторией, и слушателей вызовут правильные ассоциации. Если сначала вы будете выступать, подглядывая в конспект, то частые и продолжительные выступления в скором времени помогут вам чувствовать себя уверенно даже во время непосредственного общения с залом или определённым кругом людей.

Мы подготовили специально для вас интересный тест, при помощи которого можно определить, приятный ли вы собеседник или нет

© Самосадкина Екатерина, BBF.RU

Источник: https://BBF.ru/magazine/26/5631/

Говорить правильно: какие слова и фразы выдают неуча

Разговорный стиль проник в деловую речь так же, как кэжуал в офисный дресс-код. При этом многие вполне образованные люди даже не подозревают, что говорят и пишут не так. Какие самые распространенные ошибки допускаются в рабочих диалогах и бытовом общении? Почему прижились ошибочные выражения и как научиться писать и говорить правильно? 

Разговорной лексикой мы пользуемся в неформальном общении — дома, в компании друзей, с коллегами во время обеденного
перерыва.

В быту позволяем себе употреблять просторечие, жаргонизмы, сниженную
лексику (так учёные называют слова, выражающие пренебрежения, например, училка,
губер) и даже обсценную (бранную).

Но всё это недопустимо в деловой переписке, в
общении с клиентами или обращении к представителям госорганов, пусть даже
устном.

Вместе с тем в речь проникли выражения,
неправильность которых можно и не догадываться. Но при этом они могут
подвести в ответственный момент, создав впечатление неуча.

Филология — в переводе с греческого «любовь к слову». Эта область знаний изучает письменные тексты, а также историю и культуру общества, основанную на них.

Крайний (в значении «последний»)

Фразы «кто крайний в очереди» и «крайний раз» зародились среди тех, кто работает в сферах, связанных с риском —
в МЧС, авиации, экстремальном туризме и так далее.

Подсознательно они
опасаются, что последний раз действительно может оказаться последним в их
жизни, и что этой фразой они накликают беду.

Далее подобные выражения получили распространение среди суеверных людей, а затем и среди тех, кто с ними общается…

На самом деле, это смешение близких по значению слов, а
значит, — лексическая ошибка. У «крайний» есть конкретное значение и это слово должно употребляться по отношении к чему-то, находящемуся с краю (или в начале ряда). Также обозначает «предельный», например, в выражении «крайние меры».
Допустимо и разговорное «нашли крайнего», то есть виноватого в неудаче или
срыве планов.

Доброго времени суток

Мало того, что эта фраза раздражает, так она ещё и абсолютно
неграмотная. Всё дело в неправильном падеже.

Лингвист и писатель Максим Кронгауз в книге
«Русский язык на грани нервного срыва» объясняет, что в русском языке
родительный падеж употребляется при прощании («счастливого пути», «удачи»), а
с приветствиями — именительный падеж («добрый вечер»). Поэтому разговорное
приветствие «доброй ночи» — неправильное.

Те, кто начинают переписку с «доброго времени суток», в своё
оправдание говорят, что используют фразу, когда обращаются к адресату,
который находится где-то в другом часовом поясе, или когда отправляют письмо в нерабочее время.

Но выражение подчеркивает пространственную и психологическую дистанцию
между людьми, приветствие получается слишком обобщённым, потому и раздражает.

Чтобы не действовать на нервы, всегда можно написать универсальные приветствия «добрый день» или «здравствуйте». 

Оплатите за проезд

Согласно правилам русского языка, оплатить можно только
что-то, например, проезд. А за проезд можно только платить.

Займи денег Буква «ё»: история и секреты применения

Многие не понимают разницы между «взять взаймы» и
«одолжить», и говорят неверно. На самом деле нельзя «занять соседу» и «одолжить у соседа». Занять — глагол, означающий ВЗЯТЬ, а одолжить — ДАТЬ.

Нужно запомнить значения глаголов и правильные выражения: «я займу у тебя» и «я одолжу тебе». При этом нельзя просить человека «займи мне», правильная просьба «одолжи мне» (мы просим совершить действие, то есть просим дать, а не взять).

Сколько время?

В этой конструкции нарушен падеж. Времени — единственно
правильное написание существительного «время» в родительном падеже, в вопросе
используется именно эта форма слова, поэтому правильно спрашивать «Сколько
времени?». Это выражение новое в русском языке, раньше была принята и до сих больше приветствуется формулировка «Который час?».

Одеть или надеть?

Шапку на голову надевают или одевают? Эти глаголы также
очень часто смешиваются и потому заняли почётное место в словаре трудностей.

Придумано даже мнемоническое правило, чтобы запомнить верное употребление и не запутываться: «Надеть одежду, одеть Надежду», то есть надеваем мы что-то, а одеваем
кого-то.

Антонимические пары у этих слов совершенно разные: «надеть — снять»,
«одеть — раздеть».

Класть или ложить?

Говорить «класть» или глаголы с корнем «лож-» зависят от
вида. Несовершенный вид (отвечает на вопрос «что делать?») или совершенный (отвечает на «что сделать?»). Слова с корнем «лож-» употребляются только с приставкой (положить,
приложить, заложить, переложить, изложить, сложить, уложить), корень «клад» без приставки — класть.

В кемерово или кемерове?

Русские существительные-топонимы (географические
названия), которые заканчиваются на -ово/ёво, ино/-ыно, склоняются. Чтобы
запомнить, нужно подставить слово «город»: «В городе Кемерове выбрали нового главу». При этом неверно говорить: «Любуюсь
городом Кемеровым».

Одна из самых распространенных письменных ошибок — ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. И это при том, что проверяется наличие или отсутствие мягкого знака очень просто. Если мягкий знак есть вопросе, на который отвечает глагол (что делать/сделать?), то он нужен, если нет в вопросе (что сделает/делает?), то мягкого знака нет и в глаголе. Например: (что сделать?) появиться; (что сделает?) появится.  

В этой связи

Сочетание «в этой связи» иногда вставляют там, где можно
сказать «в связи с этим». Делать это не рекомендуется. «В связи с этим» выражает
причинную связь между частями высказывания.

Например, совершенно некорректно
говорить: «Наступает весна. В этой связи вспоминается такой случай из жизни».
Правильно: «Наступает весна.

В связи с этим проблема уборки дворовых территорий
становится ещё более актуальной».

Кроме этого, «в этой связи» чаще употребляется в
официально-деловой речи и в общении лучше его не употреблять, поскольку
эта фраза оставляет после себя некий шлейф канцеляризма. 

Имеет место быть

Согласно правилам, есть два выражения — «иметь место» и «имеет
быть». «Иметь место» означает быть налицо, наличествовать. Это буквальный
перевод французского выражения avoir lieu. Сочетание «имеет быть» звучит редко,
но оно в русском языке существует и означает «произойдёт». «Имеет место быть» — совмещение этих двух фраз, при котором смысл становится запутанным.

Порядка (в значении «около»)

Многие думают, что «около» и «порядка» имеют одинаковое значение: «цена порядка
пятисот рублей».

Изначально слово «порядок» употребляли в качестве
математического термина: уравнение третьего порядка, кривая второго порядка,
величина порядка 10n.

Строго говоря, увеличение на порядок значит увеличение приблизительно в десять раз.
Выходит, что цену порядка пятисот рублей надо умножать в уме на десять.

Почему говорим неправильно?

На грамотность влияет не только образование, но и окружение, и его средний
уровень культуры, а также образ жизни.Жить в Задах и Лохово: тайны названий сибирских сел

«Социальная среда оказывает очень сильное воздействие. Многие
из вышеназванных примеров в школе изучают,
но не закрепляют.

Вообще школьное образование так построено, что в русском
языке изучают всё, но галопом по Европам, больше уделяют внимания орфографии и
пунктуации, а культуру речи изучаю фрагментарно», — комментирует кандидат
филологических наук, доцент кафедры русского языка Новосибирского
государственного технического университета Татьяна Мистюк.

Кроме этого, сегодня люди, особенно молодёжь, проводят много
времени в интернете, общаются по переписке, в которой могут встречаться какие
угодно формы слов. Благодаря Сети в речь проникают различные модные выражения-мемы, которые со временем начинают считаться нормой.

Есть много простых рекомендаций для тех, кто хочет научиться говорить правильно или переучить кого-то. Например, расклеивать стикеры с выделенной ударной буквой и правильными формами слов. Или сочинять короткие стихи с рифмой к правильному произношению трудного слова.

 

Однако, по словам Мистюк, научиться говорить правильно можно только
одним способом — практиковать верные формы в устной и письменной речи. А еще лучше — не жалеть времени на то, чтобы разобраться в значениях трудных слов и освежать в памяти базовые правила русского языка.

 

Какие ошибки узаконили

В 2009 году по инициативе Минобразования РФ словари русского языка пополнились. Нормой стали слова, которые
произносились с ошибкой повсеместно, и чиновники решили их узаконить — дОговор,
йогУрт, чёрнОЕ кофе.

Нововведения пополнили «Орфографический словарь русского
языка» Брониславы Букчиной, Инны Сазоновой и Людмилы Чельцовой, «Грамматический
словарь русского языка» под редакцией Андрея Зализняка, «Словарь ударений
русского языка» Ирины Резниченко и «Большой фразеологический словарь русского
языка» с культурологическим комментарием Вероники Телия. Как общаться в мессенджерах по делу?

Многих это обескуражило. Специалисты при этом объясняли, что считать
сразу «чёрное кофе» единственной верной необязательно.

«Эти словари можно учитывать, но
ограничиваться их рекомендациями категорически нельзя.

Это просто достойный
повод обсудить важные вопросы, связанные с языковой нормой», —
прокомментировала президент Санкт-Петербургского государственного университета Людмила
Вербицкая «Российской газете».

Но и без участия министерства постепенно нормой становятся
разговорные сочетания. Например, «май месяц». По идее, это пример тавтологии,
то есть повторения смыслов, ведь май — это и есть месяц.

«В нашей речи есть ряд тавтологических сочетаний, которые
допустимы в речи и не считаются лексическими ошибками: «реальная
действительность», «экспонаты выставки», «частная собственность», «писать
письмо».

В рамках отдельных жанров официальной деловой речи, например, в доверенности,
некоторые подобные сочетания тоже допустимы и приняты как закрепленные. К ним
можно отнести и «май месяц»», — сказала Татьяна Мистюк.

Источник: https://info.sibnet.ru/article/537190/

помощник — звуко-буквенный, фонетический разбор

ПОИСК В ОРФОЭПИЧЕСКОМ СЛОВАРЕ

В слове помо́щник:1. 3 слога (по-мо́-щник);2. ударение падает на 2-й слог: помо́щник

1) Транскрипция слова «помо́щник»: [пʌмо́шн❜ик].

БУКВА/[ЗВУК]ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
п  —  [п]  —  согл., твёрд. (парн.), глух. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Перед буквами а, о, у, э, ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо.
о  —  [ʌ]  —  гласн., безударный; ниже см. § 32.
м  —  [м]  —  согл., твёрд. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. Звук [м] — непарный звонкий, поэтому он произносится так же, как и пишется. Перед буквами а, о, у, э, ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо.
о  —  [о́]  —  гласн., ударный; ниже см. § 20.
щ  —  [ш]  —  согл., тверд. (непарн.), глух. (парн.). Перед сонорными глухие не озвончаются (см. Мусатов В.Н., стр. 73). Ниже см. §§ 68, 106.
н  —  [н❜]  —  согл., мягк. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. Звук [н] — непарный звонкий, поэтому он произносится так же, как и пишется. Ниже см. § 66, абз. 2, 3.
и  —  [и]  —  гласн., безударный; ниже см. § 5.
к  —  [к]  —  согл., твёрд. (парн.), глух. (парн.). На конце слова замена звука приосходит только у звонких парных. На конце слова все согласные, кроме непарных мягких ( [ч❜], [щ❜], [й❜]), произносятся твёрдо.

8 букв, 8 звуков

§ 5. Гласные [и], [ы] как под ударением, так и в безударных слогах произносятся в соответствии с написанием. Они обозначаются на письме буквами и и ы.

Буква и обозначает звук [и] в следующих положениях: а) в начале слова: и́ва, и́скра, изба́, игра́ть, издава́ть; б) после гласных: крои́ть, стои́т, сто́ит, поигра́ть; в) после мягких согласных: си́ла, ти́на, вить, чи́стый, щи, стира́ть, пила́, щипа́ть, вы́бить.

§ 20. Буква о обозначает ударяемый гласный [о] в следующих положениях: а) в начале слова: он, ось, о́стрый, о́хать; б) после гласных: зао́хать, зао́чник, поо́даль, проо́браз; в) после твердых согласных (кроме шипящих; о положении после шипящих см. § 22): дом, сом, пол, бок, вот, гром, лом, ток, ком, гость, ход, цо́кать.

§ 32. В 1-м предударном слоге после твердых согласных, кроме гласных [ы] и [у], и в начале слова, кроме гласных [и] и [у] (о них см. §§ 5—13), произносится гласный [а]. Гласный [а] в этом положении на письме обозначается буквой я или о.

Таким образом, на месте букв а и о гласный [а] произносится: 1) после твердых согласных: а) сады́, дары́, мала́, пашу́, стари́к, трава́; шалу́н, шала́ш, жари́, жарко́е, цари́зм, цара́пать; б) вода́ (произносится [вада́]), нога́ (произносится [нага́]), гроза́ (произносится [граза́]), поля́ (произносится [пал❜а́]), моря́ (произносится [мар❜а́]), столы́ (произносится [сталы́]), плоды́ (произносится [плады́]), прошу́ (произносится [прашу́]), пошёл (произносится [пашо́л]), шофёр (произносится [шаф❜о́р), жонглёр (произносится [жангл❜о́р]); 2) в начале слова: а) апте́ка, армя́к, арши́н, акко́рд, амба́р; б) окно́ (произносится [акно́]), оди́н (произносится [ади́н]), огу́рчик (произносится [агу́рчик]), оси́ны (произносится [аси́ны]), оде́ть (произносится [аде́т❜]).

Гласный [а] 1-го предударного слога несколько отличается от ударного [а]: при его произношении нижняя челюсть опушена меньше, раствор рта уже, задняя часть спинки языка немного приподнята.

Поэтому при более точной транскрипции эти звуки следует различать, например, для обозначения безударного [о] употреблять знак Λ, сохранив букву а для ударного [а]: [вΛда́] (вода́).

В настоящем словаре-справочнике буква а употребляется для обозначения как безударного [а] (точнее [Λ], так и, [а] ударного.

Гласный [а] 1-го предударного слога несколько отличается от ударного [а]: при его произношении нижняя челюсть опушена меньше, раствор рта уже, задняя часть спинки языка немного приподнята.

Поэтому при более точной транскрипции эти звуки следует различать, например, для обозначения безударного [о] употреблять знак Λ, сохранив букву а для ударного [а]: [вΛда́] (вода́).

В настоящем словаре-справочнике буква а употребляется для обозначения как безударного [а] (точнее [Λ], так и, [а] ударного.

§ 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь. Ср.

топ и топь (произносится [топ❜]), эконо́м и эконо́мь (произносится [экано́м❜]), уда́р и уда́рь (произносится [уда́р❜]), был и быль (произносится [был❜]).

Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголка́ и уголька́ (произносится [угал❜ка́]), ба́нку и ба́ньку (произносится [ба́н❜ку]), ре́дко и ре́дька (произносится [ре́т❜къ]).

Мягкость этих согласных перед гласными обозначается буквами следующих за ними гласных: буква я (в отличие от а) обозначает гласный [а] после мягкого согласного; ср.

мал и мял (произносится [м❜ал]); буква ё (в отличие от о) обозначает гласный [о] после мягкого согласного; ср.

мол и мёл (произносится [м❜ол]); буква ю (в отличие от у) обозначает гласный [у] после мягкого согласного; ср. тук и тюк (произносится [т❜ук]).

Приблизительно так же распределяется употребление букв и и ы: буква и употребляется после мягких согласных и в начале слова, а буква ы после твердых согласных, которые имеют мягкую пару; ср. игра́, изба́, чист, шит, пил и пыл, мил и мыл, вил и выл, нить и ныть, носи́ и носы́.

Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ❜]), бо́дро и бёдра (произносится [б❜о́дръ]), графа́ и графя́ (произносится [граф❜а́]), вал и вял (произносится [в❜ал]), плот и плоть (произносится [плот❜]), стыда́ и стыдя́ (произносится [стыд❜а́]), ос и ось (произносится [ос❜]); гроза́ и грозя́ (произносится [граз❜а́]), вол и вёл (произносится [в❜ол]), гроб и грёб (произносится [гр❜оп]), стал и сталь (произносится [стал❜]), нос и нёс (произносится [н❜ос]), лук и люк (произносится [л❜ук]), го́рка и го́рько (произносится [го́р❜къ]).

§ 68. Согласные [ш], [ж], [ц], обозначаемые буквами ш, ж, ц, являются только твердыми и всегда произносятся твердо, например: шил (произносится [шыл]), шёлк (произносится [шолк]), шум; жил (произносится [жыл]), жар, жук; цинк (произносится [цынк]), ца́пля (произносится [ца́пл❜ъ]).

  • § 106. Согласные [ж] и [ш] произносятся всегда твердо, в том числе в сочетаниях [жд❜], [жн❜], [жл❜], [шн❜], [шл❜]:
  • [жд❜]: пре́жде, хожде́ние, осуждён, награждён;
  • [жн❜]: худо́жник, сапо́жник, пре́жний, бли́жний, ва́жничать;
  • [жл❜]: ве́жливый, бережли́вый;
  • [шн❜]: ли́шний, вне́шний, зде́шний;
  • [шл❜]: промы́шленный, ка́шлять, пришли́.

1Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988. — 704 с..

Источник: https://fonetika.su/?word=%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D0%BD%D0%B8%D0%BA

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

  • Методическая разработка
  • урока русского языка в 5 классе
  • «Наши помощники — словари»
  1. Тема урока «Наши помощники — словари»
  2. Тип урока: урок открытия нового знания.
  3. Цель урока: формирование познавательной мотивации посредством изучения предмета «Русский язык».

  4. Задачи урока:
  1. дидактическая – познакомиться с различными словарями, научиться применять их для выполнения заданий;
  2. развивающая – развивать внимание, повышать уровень учебной мотивации и познавательный интерес, развивать коммуникативную компетентность обучающихся,
  3. воспитывающая – воспитывать самостоятельность, взаимоуважение, воспитывать интерес к слову.
  4. личностные – воспитание чувства взаимоуважения, развитие сотрудничества, мышления;
  5. метапредметные – развитие умения ставить цель, планировать свою деятельность, анализировать, развитие умения работать с раздаточным материалом, применять полученную и презентовать и переработан
  6. предметные – овладение информацией о словарях русского языка, формирование умения пользоваться различными словарями.
  1. Методы обучения: проблемный, исследовательский, метод «кейсов».
  2. Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая работа, индивидуальная.
  3. Средства обучения: раздаточный материал, карточки со словами для игры «Третий лишний», пакеты (кейсы) с заданием для работы в группах: текст, задание к тексту, памятка, инструкция; оформление для планирования этапов работы и рефлексии «Цветочная поляна», фонограмма «Звуки природы. Вдали от города», «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, орфографический словарь, словарь синонимов, словарь фразеологизмов, орфоэпический словарь, мультимедийная презентация.
  4.  Основные понятия: словарь, словарная статья, орфограмма, лексическое значение слова, синонимы, фразеологизм, орфоэпия.

Конспект урока русского языка «Наши помощники — словари»

  1. Организационный момент. Планирование деятельности.

— Здравствуйте, ребята! На дворе осень: сыро, холодно, грустно. Но я вам предлагаю забыть об осени и послушать эту замечательную запись. Что она вам напомнит? Какие навеет мысли, чувства, ассоциации?

(Дети слушают музыку, затем высказываются, какие у них родились чувства, мысли, ассоциации).

 — Мне тоже вспомнилось лето, птицы, лес, цветы, и я вас приглашаю на цветочную поляну. Но это не простые цветы. На каждом из них записан этап нашего урока. Расположите эти цветы так, в каком порядке, на ваш взгляд, пойдут эти этапы.

(Дети делают предположения, выдвигают свои версии; совместно с учителем приходят к определенному порядку этапов:

  1. Повторение для разминки.
  2. Определение темы урока, постановка цели урока.
  3. Изучение нового материала.
  4. Применение полученной информации для выполнения заданий.
  5. Презентация результатов своей работы.
  6. Подведение итогов.

Один из учеников располагает цветы – этапы на доске в определенной последовательности.

  1. Актуализация знаний. Ввод в тему. Целеполагание.
  1. – Итак, начинаем с разминки — повторения. Предлагаю игру «Третий лишний».
  • (На доску вывешивается по три карточки со словами, «лишнее» слово – в конспекте выделено жирным шрифтом – после ответа учащихся перевешивается в отдельный столбик:
  • Абзац
  • Дополнение
  • Сказуемое
  • Словосочетание
  • Повествование
  • Предложение
  • Звук
  • Буква
  • Тема
  •  — Каким общим понятием объединены «лишние» слова? (Понятием «текст»)

 — И я дальше для работы я предлагаю вам текст, к которому надо выполнить 5 разных заданий. Как нам лучше организовать работу? (в группах)

  1.  — Пожалуйста, объединитесь в группы по 4 человека.
  2. 2. Каждая группа получает текст, задание к нему и карточки с инструкциями:
  3. 1 группа – вставить пропущенные буквы в словах текста;
  4. 2 группа – дать толкование выделенным в тексте словам;
  5. 3 группа – заменить синонимами повторяющиеся в тексте слова;
  6. 4 группа – определить значение фразеологизмов, встретившихся в тексте;
  7. 5 группа – поставить ударение и произнести выделенные в тексте слова.
  8.  — Прочитайте текст и задание к нему, обсудите в группах, что вы знаете, на какие вопросы сразу можете дать ответ, в чем сомневаетесь.
  9. (Учащиеся, совещаясь в группах, приходят к выводу, что задания они выполнить не могут)
  10.  — Почему испытываете затруднение?
  11. (Нет знаний, нет информации)
  12.  — Подумайте, что вам может помочь в данной ситуации?
  13. (Совместно приходим к выводу, что помогут разные словари)

 — Много ли у вас знаний о словарях? Попробуйте определить тему урока.

  • (Тема урока – «Словари русского языка»)
  •  — Поставьте для себя цель урока.
  • ( — узнать о разных словарях,
  •   — научиться ими пользоваться и применять для выполнения задания)
  • — Проверьте по «цветочной поляне», не нарушили ли мы последовательность этапов урока и чем должны заняться сейчас. (Далее на протяжении всего урока постоянно обращаемся к «цветочной поляне», чтобы отследить этапы урока)

III. Открытие нового знания, применение новой информации.

  1. Предлагаю вам внимательно посмотреть презентацию. Ваша задача: запомнить информацию о словарях русского языка.
  2. Вот эти словари. Выберите тот, который поможет вам выполнить именно ваше задание.

(Организуется работа в группах. Учащиеся выбирают нужный словарь. Изучают «Памятку работы со словарем» и выполняют с помощью словаря предложенное им задание. Далее они готовят мини-доклад «Чем нам помог наш словарь» по предложенной инструкции).

  1. Отчет групп о работе со словарем.

IV. Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание.

1. — Итак, вспомните о цели, которую вы поставили на сегодняшний урок.

  1. — Что можете сказать о результате нашей работы и о цели, которую мы ставили? 
  2. — Как вы считаете, словарь – это полезное изобретение человечества?
  3. — Предлагаю составить синквейн о словаре.
  4. (Учащиеся составляют синквейн и представляют свои работы)

2. – А теперь вернемся на нашу цветочную поляну. Вам не кажется, что на поляне не хватает бабочек? Вот они. Прикрепите бабочку к тому цветку – этапу урока, который показался вам сегодня особенно интересным и полезным.

(Учащиеся выходят к доске, каждый прикрепляет бабочку на один из цветков).

3.Оценка за урок (словесная и в баллах)

4. Домашнее задание.

 — Домашнее задание я вам предлагаю на выбор:

1. «Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке». Согласны ли вы с этим высказыванием французского писателя А. Франса. Напишите об этом небольшое рассуждение.

2. Представить незнакомый нам словарь.

Приложение 1

На уроке использовались:

  1. Мультимедийная презентация «Наши помощники – словари».
  2. Фонограмма «Звуки природы. Вдали от города»
  3. «Кейсы» с материалами для работы групп.

Текст

Стояла жара. Мы шли сосновыми лесами по еле заметным стё…кам.  Собаки бежали рядом.

Эти края мы полюбили давно, и никакой силой нельзя было вырвать из сердца эту любовь. Кричали медведки. Пахло сосновой к…рой, земл…никой и донником. Над ажурными верхушками сосен неподвижно висел ястреб. Лес был накален от зноя.

Мы отдыхали в густых чащах осин и берез. Там дышали запахом травы и корней. Скоро нами овладела дремота, словно ворожея наколдовала. К вечеру мы вышли к озеру. Вода его блестела, как зерк…ло. На небе сверкали звезды. Такая красота брала за душу, (о,а)ч…ровывала. Стало прохладно, пришлось надеть свитер.

Задание

Вставьте пропущенные буквы в словах текста. В сомнительных случаях обратитесь к словарю.

Памятка «Как пользоваться орфографическим словарем»

1. Прежде чем пользоваться словарем, подумай, как бы ты написал это слово, а затем сверь его написание по словарю.

2. Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, вспомни алфавит, т. к. все слова в словаре расположены в алфавитном порядке (сначала по первой букве слова, затем по второй и т.д.).

 3. Помни, что в большинстве словарей в начале страницы указаны (жирным шрифтом) слова, которыми начинается и кончается данная страница, либо первые три буквы этих слов. Это облегчит тебе поиск нужного слова.

4. Помни, что все слова поместить в словаре невозможно, поэтому, если ты не нашел свое слово, посмотри, как пишется однокоренное слово.

5. Помни, что в целях экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде. Разъяснение к системе сокращений дается обычно в начале словаря.

Инструкция к мини-докладу «Чем нам помог наш словарь»

Постройте ваш доклад, опираясь на шаблон:

  1. Словарь, с которым мы работали, называется ______________________ .
  2. Он помог нам выполнить наше задание: ___________________________ .
  3. Работать со словарем было ______________________________________ .
  4. Выполняя задание, мы узнали, что _________________________________ .

Текст

Стояла жара. Мы шли сосновыми лесами по еле заметным стёжкам.  Собаки бежали рядом.

Эти края мы полюбили давно, и никакой силой нельзя было вырвать из сердца эту любовь. Кричали медведки. Пахло сосновой корой, земляникой и донником. Над ажурными верхушками сосен неподвижно висел ястреб. Лес был накален от зноя.

Мы отдыхали в густых чащах осин и берез. Там дышали запахом травы и корней. Скоро нами овладела дремота, словно ворожея наколдовала. К вечеру мы вышли к озеру. Вода его блестела, как зеркало. На небе сверкали звезды. Такая красота брала за душу, очаровывала. Стало прохладно, пришлось надеть свитер.

  • Задание
  • Определите значение выделенных слов.
  • Памятка « Как пользоваться толковым словарем»

1. Прежде чем пользоваться словарем, попробуй сам определить смысл незнакомого слова, а затем сверить значение его по словарю.

2. Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, вспомни алфавит, т. к. все слова в словаре расположены в алфавитном порядке (сначала по первой букве слова, затем по второй и т.д.).

3. Помни, что в большинстве словарей в начале страницы указаны (жирным шрифтом) слова, которыми начинается и кончается данная страница, либо первые три буквы этих слов. Это облегчит тебе поиск нужного слова.

4. Иногда слово имеет не одно, а несколько значений, и все они приводятся в словаре. Прочитай их внимательно, чтобы определить, в каком значении употреблено непонятное тебе слово (в данном контексте).

5. Помни, что в целях экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде. Разъяснение к системе сокращений дается обычно в начале словаря.

Инструкция к мини-докладу «Чем нам помог наш словарь»

Постройте ваш доклад, опираясь на шаблон:

  1. Словарь, с которым мы работали, называется ______________________ .
  2. Он помог нам выполнить наше задание: ___________________________ .
  3. Работать со словарем было ______________________________________ .
  4. Выполняя задание, мы узнали, что _________________________________ .

Текст

Стояла жара. Мы шли сосновыми лесами по еле заметным стёжкам.  Собаки бежали рядом.

Эти края мы полюбили давно, и никакой силой нельзя было вырвать из сердца эту любовь. Кричали медведки. Пахло сосновой корой, земляникой и донником. Над ажурными верхушками сосен неподвижно висел ястреб. Лес был накален от жары.

Мы отдыхали в густых чащах осин и берез. Там дышали запахом травы и корней. Скоро нами овладела дремота, словно ворожея наколдовала. К вечеру мы вышли к озеру. Вода его блестела, как зеркало. На небе блестели звезды. Такая красота брала за душу, очаровывала. Стало прохладно, пришлось надеть свитер.

  1. Задание
  2. Замените одно из повторяющихся слов синонимом.
  3. Памятка « Как пользоваться словарем синонимов»

1. Прежде чем пользоваться словарем, подумай, что значит слово, к которому тебе надо подобрать синонимы.

2.  В этом словаре слова расположены не по алфавиту, а смысловыми группами. Подумай, к какой смысловой группе относится твое слово.

3. Найди свое слово в этой смысловой группе и прочитай все синонимы к нему.

4. Выбери те из синонимов, которые подходят по смыслу и стилю речи.

Инструкция к мини-докладу «Чем нам помог наш словарь»

Постройте ваш доклад, опираясь на шаблон:

  1. Словарь, с которым мы работали, называется ______________________ .
  2. Он помог нам выполнить наше задание: ___________________________ .
  3. Работать со словарем было ______________________________________ .
  4. Выполняя задание, мы узнали, что _________________________________ .

Текст

Стояла жара. Мы шли сосновыми лесами по еле заметным стёжкам.  Собаки бежали рядом.

Эти края мы полюбили давно, и никакой силой нельзя было вырвать из сердца эту любовь. Кричали медведки. Пахло сосновой корой, земляникой и донником. Над ажурными верхушками сосен неподвижно висел ястреб. Лес был накален от жары.

Мы отдыхали в густых чащах осин и берез. Там дышали запахом травы и корней. Скоро нами овладела дремота, словно ворожея наколдовала. К вечеру мы вышли к озеру. Вода его блестела, как зеркало. На небе блестели звезды. Такая красота брала за душу, очаровывала. Стало прохладно, пришлось надеть свитер.

  • Задание
  • Определите значение фразеологизмов, встретившихся в тексте.
  • Памятка « Как пользоваться словарем фразеологизмов»

1. Прежде чем пользоваться словарем, попробуй сам вспомнить смысл фразеологизма, а затем сверь значение его со словарем.

2. Чтобы быстро найти в словаре нужный фразеологизм, вспомни алфавит, т. к. все фразеологизмы в словаре расположены в алфавитном порядке.

Инструкция к мини-докладу «Чем нам помог наш словарь»

Постройте ваш доклад, опираясь на шаблон:

  1. Словарь, с которым мы работали, называется ______________________ .
  2. Он помог нам выполнить наше задание: ___________________________ .
  3. Работать со словарем было ______________________________________ .
  4. Выполняя задание, мы узнали, что _________________________________ .

Текст

Стояла жара. Мы шли сосновыми лесами по еле заметным стёжкам.  Собаки бежали рядом.

Эти края мы полюбили давно, и никакой силой нельзя было вырвать из сердца эту любовь. Кричали медведки. Пахло сосновой корой, земляникой и донником. Над ажурными верхушками сосен неподвижно висел ястреб. Лес был накален от жары.

Мы отдыхали в густых чащах осин и берез. Там дышали запахом травы и корней. Скоро нами овладела дремота, словно ворожея наколдовала. К вечеру мы вышли к озеру. Вода его блестела, как зеркало. На небе блестели звезды. Такая красота брала за душу, очаровывала. Стало прохладно, пришлось надеть свитер.

Задание

Произнесите выделенные слова. Проверьте по словарю, правильно ли вы это сделали.

Памятка « Как пользоваться орфоэпическим словарем»

1. Прежде чем пользоваться словарем, произнеси слово, а затем найди его в словаре и проверь, правильно ли ты произнес это слово.

2. Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, вспомни алфавит, т. к. все слова в словаре расположены в алфавитном порядке (сначала по первой букве слова, затем по второй и т.д.).

 3. Помни, что ударный гласный звук  отмечен специальным знаком. А особенности произношения указываются в квадратных скобках. Если звук должен произноситься мягко, то после него сверху ставится маленькая запятая.

Инструкция к мини-докладу «Чем нам помог наш словарь»

Постройте ваш доклад, опираясь на шаблон:

  1. Словарь, с которым мы работали, называется ______________________ .
  2. Он помог нам выполнить наше задание: ___________________________ .
  3. Работать со словарем было ______________________________________ .
  4. Выполняя задание, мы узнали, что _________________________________ .
  1. Приложение 2
  2. Примеры синквейнов, составленных детьми на этапе рефлексии.
  3. Словарь
  4. Умный, большой
  5. Помогает, учит, рассказывает
  6. Хорошо, что он есть
  7. Помощник!
  8. (Настя З., 5 б класс)
  9. Книга
  10. Большая, толковая
  11. Расскажет, растолкует, научит
  12. Обращусь, если не знаю
  13. Словарь
  14. (Илья М., 5 б класс)
  15. Словарь
  16. Толковый, орфографический, орфоэпический
  17. Растолкует, напишет, произнесет
  18. Научит меня
  19. Учитель
  20. (Милана Б., 5 б класс)

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/11/23/slovari-nashi-pomoshchniki

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика