Относительные местоимения в русском языке

Относительные местоимения в русском языке

  • Внимание! Проверь, дружок,
  • Готов ли ты начать урок!
  • Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
  • Книжки, ручки и тетрадки?
  • Есть у нас девиз такой:
  • Всё, что надо под рукой!

Относительные местоимения в русском языке

Актуализация прежних знаний

  • Какую часть речи мы с вами изучаем на последних уроках?
  • Что такое местоимение?
  • Какую синтаксическую роль чаще всего выполняют местоимения?
  • С какими разрядами местоимений мы познакомились?

Относительные местоимения в русском языке

«Хитрые вопросы»

  • Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: “Эти тарелки и чашки чистые?” Дочка ответила маме тремя местоимениями. Какими?

Вы-мы-ты

  • Какое местоимение составлено из двух предлогов?

О-на

  • Первый слог личное местоимение. Второй – то же, что несчастье. Вместе обозначают – мелкая клевета или клеветник. 

Я-беда

  • Первый слог – личное местоимение. Второй слог вы найдете в словах  сварщик,   пильщик, барабанщик . Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь .

Я-щик

Относительные местоимения в русском языке

  1. Самостоятельная часть речи,
  2. которая указывает на количества,
  3. предметы и признаки,
  4. но не называет их.
  5. местоимение

Относительные местоимения в русском языке

местоимения могут изменяться по падежам, числам и иметь род

Такая погода, такой день, такие ребята, о таком солнце.

Относительные местоимения в русском языке

местоимения в предложении чаще всего являются подлежащим , дополнением, определением.

Относительные местоимения в русском языке

  • Девять разрядов местоимений
  • Личные
  • Я, мы
  • Относительные
  • Возвратное
  • Вопросительные
  • Кто, что
  • Притяжательные
  • Себя
  • Неопределённые
  • Отрицательные

кто? Что?

  1. Некто, нечто
  2. Указательные
  3. Мой, твой
  4. Тот, этот
  5. Никто, ничто
  6. Определительные
  7. Весь, всякий

Относительные местоимения в русском языке

Хаос и порядок

Порядок (в широком смысле слова) – гармоничное, ожидаемое, предсказуемое состояние или расположение чего-либо.

Хаос – 1. отсутствие видимой упорядоченности.

2. перен. Отсутствие порядка, беспорядок, неразбериха.

Относительные местоимения в русском языке

Какой хаос! Помогите навести порядок.

  • Разряды местоимений
  • Примеры
  • Личные

Я, он, ты, себя, семицветный, она, какой? мы, что? вы, один, какой.

Возвратное

Кто? Космос, Сколько? Каков, кто.

Вопросительные

Оно? Чей? Каков? Радость? Её? Вас? Чей.

Другие части речи

Относительные местоимения в русском языке

  1. Проверь себя.
  2. Разряды местоимений
  3. Примеры
  4. Личные
  5. Я, он, ты, она, мы, вы, оно, её, вас.
  6. Возвратное
  7. Себя
  8. Вопросительные

Чей? Каков? Кто? Какой? Что? Сколько?

  • Другие части речи
  • Семицветный, космос, один, радость
  • Какой, каков, чей, кто.

Сформулируем тему урока

  • Сравните предложения:
  • Кто победил в последнем футбольном матче?
  • Мы хорошо понимаем, кто победил в последнем футбольном матче.
  • О чем говорил тренер футбольной команды?
  • Нам бы хотелось узнать, о чем говорил тренер футбольной команды.

Русский язык. 6 класс

Относительные местоимения

Сформулируем цели урока

Повторить

1. Какие местоимения являются вопросительными и относительными?

2. Как изменяются вопросительные и относительные местоимения?

3. Каковы особенности их употребления в речи?

Уметь

1. Отличать вопросительные местоимения от относительных.

Запомни!

  • Местоимения кто, что, какой, чей, который, сколько являются относительными, если они употребляются без вопроса для связи простых предложений в составе сложных.
  • Относительные местоимения могут быть разными членами предложения.
  • КТО стучится в дверь ко мне? Я спросил, КТО стучится.
  • ЧЕГО тебе надобно, старче? Я спросил, ЧЕГО он хочет.
  • КАКОЙ тебе годик? Трудно решить, КАКОЙ год ему шёл.
  1. Служат для связи простых предложений в составе сложных
  2. Употребляются в повествовательных предложениях
  3. Относительные
  4. местоимения
  5. Могут быть разными членами предложения
  6. кто, что, какой, который, чей, сколько, каков

Физкультминутка

Вспомним!

  • 1. Какие вопросительно-относительные местоимения изменяются по родам?
  • 2. Какие вопросительно-относительные местоимения изменяются по числам?
  • 3. Какие вопросительно-относительные местоимения изменяются по падежам?
  • Вопросительно-относительные местоимения изменяются
  • кто, что –по падежам
  • какой, который, чей –по родам, числам и падежам
  • каков – по родам, числам
  • сколько – по падежам.

вопросительные

относительные

  • кто, что …?
  • какой, каков, который,
  • [ ],( кто ).
  • [ ],( что ).
  • [ ],( какой ).
  • [ ],( каков ).
  • [ ],(который ).
  • [ ],(чей ).
  • [ ],(сколько ).
  • СОЮЗНЫЕ СЛОВА являются членами предложения.

чей …?

Задание: составить сложные предложение, используя относительные местоимения:

  • [ ],( кто ).
  • [ ],( что ).
  • [ ],( какой ).
  • [ ],( каков ).
  • [ ],(который ).
  • [ ],(чей ).
  • [ ],(сколько ).

Распределите предложения а две колонки вопросительные и относительные местоимения

  • — Чьи следы остались на снегу?
  • — Я знаю, чьи это следы остались на снегу.
  • — Что нужно человеку для счастья?
  • — Который год все это длится?
  • — Вскоре путники увидели, что оказались на месте.
  • — О чем ты думаешь?
  • — Сколько стоит эта вещь?
  • — Теперь я знаю, сколько она стоит.
  • — Что тебе подарить на день рождения?
  • — Что хочешь, то и подари.

Выполним упражнения в учебнике

Подведение итогов.

  • Что нового узнали о местоимениях?
  • Вопросительные и относительные местоимения нужны для общения. Они заменяют существительные, прилагательные, числительные. Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложения для обозначения вопроса. Относительные местоимения употребляются в повествовательных предложения для связи простых предложений в составе сложного.
  • Вопросительные и относительные местоимения какой, который, чей, изменяются по родам, числам и падежам. А вопросительные местоимения кто, что и сколько только по падежам.
  • При склонении местоимения сколько ударение не меняется.
  • А в местоимении чей при склонении появляется мягкий знак.
  • Вопросительные и относительные местоимения в предложении могут быть разными члена предложения.
  • Достигли ли мы своих целей?
  1. Рефлексия:
  2. Узнал, открыл для себя…
  3. Научился, смог….
  4. СЕГОДНЯ НА УРОКЕ
  5. Могу похвалить себя и своих одноклассников за….
  6. Я

Домашнее задание

Спасибо за урок

Источник: https://multiurok.ru/files/otnositiel-nyie-miestoimieniia.html

Что представляют собой относительные местоимения? :

Местоимение является одной из самостоятельных частей речи, которая обобщенно указывает на предметы, их признаки и количество, однако при этом не называет их.

По значению такие слова разделяются на особые разряды. Одним из них являются относительные местоимения.

Для чего они предназначены? Когда употребляются относительные местоимения? Какова их специфика? Ответ на все вопросы вы найдете ниже.

Относительные местоимения в русском языке

Что представляют собой относительные местоимения?

Разберемся, что означает эта категория. Так, относительные местоимения в русском языке предназначены для выражения отношений между составными частями сложного предложения, причем между этими блоками должна быть подчинительная связь. Выступают такие части речи в роли союзных слов.

Всего относительных местоимений насчитывается лишь семь. К ним относятся слова «что», «какой», «кто», «каков», «который», «чей» и «сколько». Есть одна очень важная и интересная деталь.

Если посмотреть на такой разряд местоимений, как вопросительный, то можно заметить, что слова, относящиеся к двум этим видам, одинаковые.

В чем же тогда разница? Зачем было создано два отдельных разряда? Дело в том, что вопросительные местоимения служат отнюдь не для связи частей в сложном предложении, а для выражения вопроса о предмете либо же о его признаках, принадлежности, количестве, порядке. То есть можно сделать вывод о том, что они различаются между собой по своему значению.

Относительные местоимения в русском языке

Особенности относительных местоимений

Каждое из слов этого разряда можно проанализировать по таким характеристикам, как число, склоняемость по падежам, родам. Так, местоимения «чей», «какой» и «который» имеют много схожего с прилагательными. Они, как и эти части речи, могут изменять число, склоняются по падежам, а также в состоянии иметь род.

Местоимение «каков» хотя является очень похожим на вышеописанные слова, имеет свою особенность. Оно не может изменяться по падежам. Однако такое местоимение имеет формы рода и числа. И, наконец, обсудим характеристику таких слов, как «кто», «что» и «сколько». Они ведут себя полностью противоположно описанному до этого примеру.

То есть могут склоняться по падежам, но при этом не имеют форм числа и рода.

Относительные местоимения в русском языке

Отличие от иных разрядов

Так, как уже отмечалось, наиболее похожими на интересующие нас местоимения являются вопросительные. Но есть и полные противоположности. К примеру, отрицательные местоимения. Они указывают на отсутствие какого-либо предмета, признака или количества. Часто с относительными путают безличные местоимения («некто», «нечто» и так далее).

Они, в свою очередь, указывают на неопределенные предметы, признаки, а также количество. Следует помнить, что относительные местоимения не выражают никаких явлений. Они служат лишь для связи частей в сложном предложении. Перед ними всегда ставится запятая. Это объясняется спецификой относительным местоимений, находящихся всегда на стыке двух простых предложений в одном сложном.

Таким образом, мы рассмотрели все наиболее весомые признаки этого разряда.

Источник: https://www.syl.ru/article/128998/chto-predstavlyayut-soboy-otnositelnyie-mestoimeniya

5 главных правил употребления относительных местоимений в английском

Изучая английский язык, нельзя обойти важную тему относительных местоимений. Их употребление в контексте придаточных предложений имеет ряд интересных нюансов, которые вам будет полезно узнать.

Какие бывают относительные местоимения?

В английском языке существуют следующие относительные местоимения: who (кто), that (что, который), which (который), whom (кому, которому), whose (чей) и whoever/whomever (кто бы ни/кому бы ни). В основном, относительные местоимения нужны для того, чтобы вводить придаточные определительные предложения.

Обычно этот вид придаточных предложений относится к слову, фразе или смыслу главного предложения, которые выступают антецедентом (существительное или его эквивалент, к которому относится последующее местоимение).

В следующих примерах относительные местоимения whom и that воздействуют на подлежащее, которое является антецедентом:

The neighbour, whom I saw this morning, crashed his car. — Сосед, которого я видел этим утром, разбил свою машину.

The cake that Jane cooked was nice and tasty. — Торт, который испекла Джейн, был красивый и вкусный.

Употребление того или иного относительного местоимения напрямую зависит от типа придаточного предложения. Существует два вида придаточных определительных предложений: ограничительные (уточняющие смысл) и распространительные (дополняющие новую информацию). В обоих случаях относительное местоимение может выступать подлежащим, дополнением или притяжательным местоимением (whose).

Относительные местоимения в русском языке

Относительные местоимения в придаточных ограничительных

Относительные местоимения, вводящие придаточное ограничительное предложение, не отделяются запятой от главного предложения. В данном случае, придаточное предложение сообщает важную информацию об антецеденте в главном предложении.

Данная информация играет ключевую роль в правильном понимании смысла главного предложения, поэтому ее нельзя опустить. Проще говоря, без придаточного ограничительного главное предложение попросту теряет смысл.

Относительные местоимения в роли подлежащего

I was nicely surprised to meet guys who also arrived to support their favorite team. — Я был приятно удивлен встречей с парнями, которые тоже пришли поддержать свою любимую команду.

It will be the party that everyone will remember. — Это будет вечеринка, которая запомнится каждому.

Относительные местоимения в роли дополнения

Oтносительные местоимения в роли дополнения, определяющие человека или предмет, можно опустить. Однако официальный английский требует употребления относительного местоимения.

Если относительное местоимение является дополнением предлога, which следует употреблять вместо that, например: in which (в котором), about which (о котором), for which (для которого). Рассмотрим примеры:

Официальный английский: Dr. Smith was the person to whom I expressed my deep esteem and whose reputation was known to everyone. — Доктор Смит был человеком, которому я выразил свое глубочайшее уважение и чья репутация была известна каждому. 

Неофициальный английский: Dr. Smith was the person I expressed my deep esteem to and whose reputation was known to everyone.

Официальный английский: There was a wonderful landscape at the exhibition that Jane adored. — На выставке был чудесный пейзаж, который восхитил Джейн.

Неофициальный английский: There was a wonderful landscape at the exhibition Jane adored.

Официальный английский: Tom achieved the cave about which he had heard so many tales. — Том добрался до пещеры, о которой слышал так много легенд.

Неофициальный английский: Tom achieved the cave he had heard so many tales about.

В американском английском относительное местоимение whom употребляется довольно редко и обычно заменяется на who, а в разговорной речи и вовсе опускается:

Официальный вариант: The man to whom you said hello in the morning is my uncle. — Человек, с которым ты поздоровался утром — мой дядя.

Разговорный вариант: The man you said hello to in the morning is my uncle. (The man who you said hello to in the morning is my uncle.)

Однако если относительное местоимение whom находится после предлога и является его дополнением, его нельзя опускать:

The man for whom she was waiting so many years finally appeared. — Наконец-то появился мужчина, которого она ждала так много лет.

Относительные местоимения в роли притяжательного местоимения

В английском языке только whose является притяжательным относительным местоимением. Его антецедентом могут выступать как лица, так и предметы.

The boy whose toy engine broke yesterday was presented a new beautiful toy truck. — Мальчик, чья машинка вчера сломалась, получил новый первоклассный игрушечный грузовик.

The bag whose owner got off the bus was delivered to the nearest lost-property office. — Сумка, владелец которой сошел с автобуса, была доставлена в ближайшее бюро находок. 

Относительные местоимения в русском языке

Относительные местоимения в придаточных распространительных

Несмотря на сходство в употреблении, относительные местоимения, вводящие придаточные распространительные, отделяются от главного предложения запятой. Обычно which является признаком придаточного распространительного предложения.

Как правило, придаточные распространительные не несут ценной информации об антецеденте в главном предложении. Данная информация не является ключевой в правильном понимании мысли главного предложения и может быть опущена без потери его смысла.

Другими словами, придаточное распространительное является отступлением, которое сообщает дополнительную информацию. Давайте узнаем, в каких качествах могут употребляться относительные местоимения в придаточных распространительных.

Относительные местоимения в роли подлежащего

  • The summit, which lasted for three days, resulted in signing a set of important agreements. — Результатом саммита, который продолжался три дня, стало подписание пакета важнейших соглашений.  

Относительные местоимения в роли дополнения

  • The movie, which he admired, was going to be shown in the cinema. — Фильм, который его восхитил, собирались показывать в кинотеатре. 

Употребление That или Who/Which

Относительное местоимение that употребляется только в придаточных ограничительных предложениях. Его также можно заменить на who (в отношении лиц) или which (в отношении предметов). Слово that часто используется в разговорной речи, а вот who и which более характерны для письменного английского. Например:

  • Разговорный английский: Robert Burns is a Scottish poet that wrote a lot of wonderful poems and songs in the Scots language and standard English. — Роберт Бернс — шотландский поэт, который написал множество чудесных стихов и пеcен на шотландском диалекте и литературном английском языке.
  • Письменный, официальный английский: Robert Burns is a Scottish poet who wrote a lot of wonderful poems and songs in the Scots language and standard English.

Относительные местоимения в русском языке

Особые правила употребления относительных местоимений

Who или That

При описании людей неофициальный английский допускает использование как who, так и that. Но если речь идет о характеристиках или способностях человека/группы лиц, то лучше употреблять относительное местоимение that (хотя употребление who также допускается):

  • She is the kind of woman that always looks charming. — Она из тех женщин, которые всегда выглядят очаровательно.

Если же в официальном стиле речь идет о конкретном человеке, who употреблять предпочтительнее:

  • The man who won the prize was a cook. — Мужчина, который выиграл приз, был поваром. 

That или Which

В английском существует несколько ситуаций, где использовать that более уместно, чем which. После местоимений many, few, all, little, much, every(thing) и any(thing) следует употреблять именно that:

  • There are many ways that may help him resolve this complex issue. — Существует множество способов, с помощью которых он может решить этот сложный вопрос.

Существительное, определяемое прилагательным в превосходной степени, также требует относительного местоимения that:

  • This is the most beautiful car that he has ever seen. — Это самая прекрасная из виденных им машин.
  • 10 способов отличить прилагательное от наречия в английском
  • 5 простых правил порядка слов в английском
  • Наречие, знай свое место!

Источник: https://skyeng.ru/articles/5-glavnyh-pravil-upotrebleniya-otnositelnyh-mestoimenij-v-anglijskom

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Относительные местоимения | Социальная сеть работников образования

  • Урок – путешествие по русскому языку в 6 классе
  • Тема: Относительные местоимения.
  • Цель: 1) Познакомить учащихся с понятием относительные местоимения.
  • 2) Учить детей отличать относительные местоимения от вопросительных.
  • 3) Определить роль относительных местоимений в сложном преждложении.
  • 4) Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.
  • 5) Воспитывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.
  • Ход занятия
  • I Организационный момент
  • Задремали звезды золотые,
  • Задрожало зеркало затона,
  • Брезжит свет на заводи речные
  • И румянит сетку небосклона.
  •                Улыбнулись сонные березки,
  • Растрепали шелковые косы.
  • Шелестят зеленые сережки,
  • И горят серебряные росы.
  • У плетня заросшая крапива
  • Обрядилась ярким перламутром
  • И, качаясь, шепчет шаловливо:
  • «С добрым утром!»

Итак, давайте пожелаем друг другу добра. Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение.

Я вижу, настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу!

Девиз урока: «Удивительное рядом, умей видеть и наблюдать!»

II. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний.

1) Сегодня нам предстоит отправиться в Морфологическую галактику. Полёт нам поможет осуществить межпланетный корабль «Прономина» (лат. – местоимение). Для успешного выполнения всех заданий в этом путешествии, вы поделены на три экипажа.

Итак, мы летим на ближайшую соседку именных планет – планету Местоимений, которая вращается по заместительной орбите.

— Приготовиться к полёту! Три, два, один, пуск! Летим. (звучит косимческая музыка «полёт»)

  1. — Почему орбита называется заместительной? (Ответы учащихся)
  2. Жители планеты Местоимений тесно контактируют с планетами именной группы.
  3. — Какие это планеты? (Ответы учащихся)

Верно, планеты Существительных, Прилагандия, Числяндия.

Так вот, местоимения научились вслед за существительными указывать на предмет, вслед за прилагательными указывать на признаки, вслед за числительными – на количество и порядок предметов.

Местоимения, одни из которых способны заменить в тексте существительные, другие – прилагательные, третьи – числительные, считают необходимым тщательно изучать свои особенности, поэтому они запустили 9 спутников – лабораторий.

— Какие это спутники? Почему их именно 9? (Ответы учащихся)

2) С некоторых спутников вам отправлены задания. Ваша задача: выполнить задание и ответить на вопрос, с каких спутников – лабораторий отправлены задания.

1 экипаж: «Говорите по-русски» Найдите грамматические ошибки и предложите правильные варианты, определите разряд местоимений.

* Мы пошли к им в гости. (Мы пошли к ним в гости).

* Больной попросил медсестру налить себе воды. (Больной попросил медсестру налить ему воды).

2 экипаж: Вставьте местоимение по смыслу, определите падеж и разряд.

Знать … цену; рвать на … волосы; читать про … .

3 экипаж: Прослушайте отрывок из песенки, какое слово в нём повторяется? К какой части речи оно относится? Определите его разряд.

— Итак, из каких лабораторий были отправлены задания. Ну что ж, вы хорошо справились, и мы продолжаем наш полёт.

— А у меня вопрос. Как вы думаете, может местоимение кто быть другого разряда? На этот вопрос мы сегодня найдём ответ.

III 1) Мобилизующий этап, создание проблемной ситуации.

О, ужас! Началась космическая буря. Это страшное бедствие! Спутники сбились с курса, все местоимения в панике! Поможем им, ребята!

И нам поступает первая радиограмма с неизвестного спутника. Ребята, помогите нас распутать.

— Заполните четвёртую строчку, исключив из каждой лишнее слово.

1. Я, вы, что.

2. Он, себя, сколько.

3. Оно, какой, они.

  • 4. … … … (что, сколько, какой)
  • — Что это за группа местоимений?
  • — А как вы думаете, могут вопросительные местоимения относиться к другому разряду местоимений?
  • 2) Проведём лингвистический эксперимент.
  • — Найдите в предложениях вопросительные местоимения.
  • * Кто читал эту книгу?
  • * Какие книги тебя интересуют?
  • — Какие это предложения по цели высказывания? (вопросительные)

— Составьте повествовательные предложения, используя вопросительные местоимения. Затрудняетесь?

*На доске: Мы знаем, кто читал эту книгу.

Найдите грамматическую основу. Какое это предложение? (СП)

— В русском языке все сложные предложения делятся на две группы: союзные и бессоюзные. Какое предложение мы записали? Сложное, сложноподчинённое, так как от главного члена можно задать вопрос.

-Мы знаем ЧТО? Кто читал.

КТО – союзное слово, синтаксическая роль – подлежащее, выражено местоимением. И это местоимение – относительное.

Ребята,  сформулируйте тему нашего заниятия. Запишите в тетради.

  1. — Правильно, сегодня мы познакомимся с понятием относительные местоимения.
  2. — Как вы думаете, что будет целью такого знакомства? Сформулируйте:
  3. НА доске:

Познакомиться  с понятием ….  …….

Учиться отличать относительные местоимения от ….

Определить роль относительных местоимений в  ……….    ……….

3) – Итак, получается, что у вопросительных местоимений есть родственники на другом спутнике, на каком? (относительный спутник)

— Что у них общего? Чем они различаются (вопросительное и относительное местоимение) (В значении; вопросительные местоимения служат для выражения вопроса, относительные местоимения для связи простых предложений в составе сложного).

Жители вопросительного и относительного спутников подготовили для Вас, ребята, викторину под названием “Узнаете ли Вы нас?”. Сформулируйте задания к этой викторине. (определить разряд местоимений, включенных в предложения):

  1. Кто из Вас не мечтал о далёких галактиках? (кто – вопрос., вас – личн.)
  2. Пожалуй, нет ребят, кто бы не мечтал побывать на других планетах.(кто – относит.)
  3. Планета, которую мы увидели, — настоящее чудо.(которую – относит., мы – личное)
  4. О каких открытиях Вы мечтаете? (каких – вопросит., вы – личное)
  5. Что Вы хотели бы увидеть на других планетах? (что – вопросит., вы – личное)
  6. Непременно сбудется то, что ты загадал? (что – относит., ты – личное)
  7. Чьим именем дорожишь? (чьим – вопросит.)

IV 1) Словарно-орфографическая работа.

Наш полёт продолжается. Мы побывали на разных спутниках планеты Местоимений. А сейчас мы находимся на межпланетной станции “Логос – Словариус” в речевом модуле. Учёные этой станции хотят удивить вас своими открытиями. Они образовали новые слова. Ваша задача, попробовать отгадать эти слова по их лексическому значению.

Инструмент – лат. Instrumentum – орудие: 1)орудие для работы (слесарный, хирургический); 2) музыкальные … (пианино, рояль).

Коллекция – лат. Collection – собирание: систематизированное собрание однородных предметоа, представляющих научный, художественный, исторический интерес.

  • — А теперь, посмотрите на запись и сформулируйте задание. (Дописать часть предложения, которая начинается с относительного мечтоимения)
  • * Я воспользуюсь инструментом из коллекции, которая …………………… .
  • 2) Синтаксический разбор предложения.

3) А мы летим дальше, и на пути станция «Учебниково». Как вы думаете, что мы будем делать на этой станции?

Работа по учебнику: с.174 у.142 ( по цепочке у доски)

3) –Ну что ж, наш полёт подходит к концу, но чтобы вернуться домой, капитан Космического корабля «Прономина» подготовил вашим экипажам самостоятельные задания.

 — Внимание морфологический ящик. Самостоятельная работа.

  1. Списать предложения, найти относительные местоимения, определить их синтаксическую роль.
  2. 1 экипаж: Все хотят знать, кого тренеры пошлют на соревнования.
  3. Мы не понимали, что происходит в его душе.
  4. Через несколько часов должен я был увидеться с той, которую почитал уже для меня потерянною.
  5. 2 экипаж: Я понёс мою песенку к Швабрину, который один во всей крепости мог оценить произведения стихотворца.
  6. Мы хорошо знаем, кто победил в сочинской олимпиаде.
  7. Петя стал наблюдать, что будет дальше.
  8. 3 экипаж: Лиса подошла к дереву, на котором сидел тетерев.
  9. Все хорошо знают, кто будет участвовать в школьной олимпиаде.
  10. Мы знаем, чья кандидатура одобрена на собрании.
  11. В конце задания поставьте восклицательный знак на полях, для того, чтобы я знала как вас проверять.
  12. «Красный» — проверьте, пожалуйста, всё и исправьте ошибки.
  13. «Зелёный» — отметьте, пожалуйста, ошибки, я сам исправлю.
  14. «Синий» — укажите, пожалуйста, количество ошибок, я сам их исправлю.
  15. «Чёрный» — не относитесь, пожалуйста, серньёзно к моей работе, я делал всё в спешке.

-Вот мы и вернулись домой, на Землю. Сдайте свои тетради.

  • V Подведение итогов.
  • 1) — Какие местоимения являются относительными?
  • -Как отличить относительные местоимения от вопросительных?
  • — Какую роль выполняют относительные местоимения в сложном предложении?
  • -Поднимите руки те, кто считает, что мы справились с целью урока.
  • 2)- Пароль на выход: экипажу придумать предложение с относительным местоимением.
  • VI Домашнее задание
  • Сделать паспорт относительных местоимений.
  • Выставление отметок.
  • Спасибо за урок!

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/01/01/otnositelnye-mestoimeniya

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика