Слово «эти» какая часть речи?

Слово «еще» — какая часть речи? Ответ на заданный вопрос вы получите из материалов представленной статьи. Кроме этого, мы поведаем вам о том, что вообще такое часть речи, какие признаки она имеет.Слово «эти» какая часть речи?

Общие сведения

«Еще» — какая часть речи? Прежде чем ответить на поставленный вопрос, следует рассказать о том, что абсолютно все слова в русском языке можно разделить на своеобразные группы, которые официально именуются частями речи. Более того, каждая из них имеет свои особые признаки, объединяемые в три группы:

  • общие грамматические значения, то есть значения, которые одинаковы для всех слов русского языка, относящихся к одной и той же части речи;
  • морфологические признаки (падеж, лицо, род, время и число, а также спряжение и склонение);
  • синтаксические признаки (способность слов, относящихся к одной и той же части речи, быть определенными членами предложения, а также особенности их связи с другими словами).

Какие группы частей речи существуют в русском языке?

Для того чтобы понять, какой частью речи является «еще», следует выяснить, на какие группы вообще подразделяются все слова русского языка.

Итак, они могут относиться к:

  • Самостоятельными частям речи (или так называемым знаменательным).
  • Служебным. К таким относятся предлоги и частицы.

Следует также отметить, что к отдельным категориям частей речи относят и междометия.

Слово «эти» какая часть речи?

Самостоятельная группа (части речи)

Ответить на вопрос о том, «еще» — какая часть речи, довольно легко. Но для начала следует сказать, что данное слово может относиться как к знаменательной группе, так и к служебной. В связи с этим требуется особое внимание уделить изучаемому контексту.

Таким образом, для определения того, какая часть речи слово «еще», необходимо перечислить все существующие части речи (самостоятельные) в русском языке, а также их вопросы:

  • Имя существительное. Названная часть речи отвечает на следующие вопросы: «кто?» и «что?» Приведем несколько примеров: девочка, мама, дядя, тетя, мальчик, стул, зеркало, окно, стена, картина, машина и пр.
  • Глагол. Он отвечает на следующие вопросы: «что делать?» и «что сделать?» Приведем несколько примеров: ругать, ходить, плясать, помогать, бежать, плести, нести, отнести, убежать, распилить, обогнать, отвергнуть и пр.
  • Имя прилагательное. Оно отвечает на следующие вопросы: «какой?», «каков?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?» Приведем несколько примеров: плохой, хорош, красивая, милые, Машин, Танин, папин.
  • Имя числительное. Упомянутая часть речи отвечает на следующие вопросы: «который?», «сколько?» Приведем несколько примеров: шестой, четвертый, пять, шесть, восемь, двенадцать и пр.
  • Наречие. Эта часть речи отвечает на следующие вопросы: «как?», «где?», «когда?» и пр. Приведем несколько примеров: горячо, близко, завтра.Слово «эти» какая часть речи?
  • Местоимение. Такая часть речи отвечает на следующие вопросы: «сколько?», «как?», «какой?» и пр. Приведем несколько примеров: он, ты, такой, столько, твой и пр.
  • Причастие. Оно отвечает на следующие вопросы: «какой?» («что делающий?» и «что сделавший?») и пр. Приведем несколько примеров: мечтающий, ходивший, гулявший, бродивший, задумавший и пр.
  • Деепричастие. Эта часть речи отвечает на следующие вопросы: «как?», «что делая?», «что сделав?» и пр. Приведем несколько примеров: полив, решив.

Слово «еще» — какая часть речи? Выясняем вместе

Теперь вам известны все части речи, которые существуют в русском языке. Более того, вашему вниманию представлены практически все вопросы, которые к ним относятся. Следует особо отметить, что данная информация позволит вам значительно облегчить поиск ответа на заданный вопрос (часть речи слова «еще»).

Проведем анализ слова «еще»

Для того чтобы определить категорию названного слова, необходимо внимательно изучить предложение, в котором оно используется. Например:

  • Дайте мне еще картофеля.
  • Он еще не приезжал.
  • Приходи в гости еще.
  • Я еще успею на автобус.
  • Луна засияла еще ярче.

После изучения контекста к данному слову требуется задать вопрос: «Как?» – еще. Из представленной выше информации известно, что на него отвечают местоимение, наречение и деепричастие. Первое и последнее отпадают, так как слово «еще» не имеет признаков глагола и не указывает на какое-либо лицо.

Из этих исключений можно смело сделать вывод о том, что это наречие. Однако при этом возникает новый вопрос: «Почему на конце слова после шипящей буквы пишется не «о», а «ё»?». Дело в том, что данное выражение попадает в разряд исключений.Слово «эти» какая часть речи?

Определяем частицу «еще»

Часть речи – это особая категория слов русского языка, которая имеет как синтаксические, так и морфологические признаки. Следует отметить, что в некоторых случаях одни и те же выражения могут принадлежать к совершенным разным категориям. К таким и относится слово «еще». Ведь помимо наречия, в предложении оно может выражаться и обычной частицей. Приведем несколько примеров:

  • Она еще какая проныра!
  • Куда еще нас закинет судьба?
  • Задай ему этот вопрос! – Зачем еще?
  • Я не помню, как называлось кино. Там еще Андрей Полядковский играл.

В данных контекстах слово «еще» выступает в качестве частицы. С чем это связано? Дело в том, что к частице нельзя задать вопрос, так как она относится к служебной части речи.

Собственно, этот факт и является главным различием между наречием «еще» и частицей, аналогичной по написанию и произношению.Слово «эти» какая часть речи?

Подведем итоги

Теперь вам известно, к какой части речи относится такое слово, как «еще». Следует отметить, что данная информация особенно поможет вам в том случае, если потребуется определить все члены того или иного предложения. Напомним, что чаще всего наречия выступают в нем в качестве обстоятельства.

Источник: https://autogear.ru/article/149/403/slovo-esche—kakaya-chast-rechi-v-russkom-yazyike/

Как определить, к какой части речи относится слово

Чтобы справиться с большинством заданий ЕГЭ, нужно уметь определять, к какой части речи относится слово. Делать это лучше всего по вопросу, на который слово отвечает. Однако будьте внимательны: на один и тот же вопрос могут отвечать слова разных частей речи.

К примеру, у прилагательного и причастия общий вопрос «какой?» А у деепричастия и наречия — «как?». Получается, что только вопроса не всегда бывает достаточно для определения части речи. Поэтому стоит обратить внимание на общее значение слова, а также на его морфологические признаки.

Самостоятельные части речи

Слово «эти» какая часть речи?

Для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку необходимо, разумеется, не только научиться определять части речи, но и хорошо усвоить их основные признаки. Обязательно повторите, какие наклонения бывают у глагола, на какие разряды делятся по своему значению прилагательные и местоимения.

Кстати, о местоимениях. Им на сайте посвящена отдельная статья, с которой рекомендую ознакомиться. Итак, «Кастинг местоимений», статья П.Н. Малофеева: читаем, размышляем, обсуждаем!

Служебные части речи

Эти маленькие (в большинстве своём) словечки очень важны в языке. Без них люди не смогли бы полноценно общаться.

Изучая (или повторяя) материал о служебных частях речи, необходимо обратить внимание на:

  1. Отличие предлогов, союзов и частиц от самостоятельных частей речи.
  2. Отличие служебных частей речи друг от друга.

Предлоги, союзы и частицы, в отличие от самостоятельных частей речи, не отвечают ни на какие вопросы и не являются членами предложения.

Друг от друга служебные части речи отличаются, прежде всего, ролью в словосочетании, предложении или тексте,- то есть тем, для чего они служат.

Предлог

Предлог служит для связи слов в словосочетании, а следовательно, и в предложении. При этом выражается зависимость одного слова от другого.

Слово «эти» какая часть речи?

Мы задаём вопросы от главных слов к зависимым, а ответить помогают предлоги «в» (пример 1) и «в течение» (пример 2). Без них невозможно было бы построить  словосочетания. Причём к самим предлогам вопросы задать нельзя, от них – тоже.

Предлог «в» — непроизводный (он появился в языке непосредственно для выражения зависимости одних слов от других), как и другие непроизводные предлоги: на, под, к, у, в, за, из, от и др.

Предлог «в течение» — производный. Вы, наверно, почувствовали в нём «след» от существительного «течение». Производные предлоги образовались от слов знаменательных частей речи, при этом утратив их морфологические признаки.

Союз

Союз служит для связи простых предложений в составе сложного, а также для связи однородных членов предложения.

Как и предлоги, союзы бывают простые и составные, производные и непроизводные.

Слово «эти» какая часть речи?

Частица

Частицы выполняют в нашей речи сразу две функции. Во-первых, они вносят в предложение определённый оттенок смысла — оттенок дополнительный, однако подчас очень важный. При этом никакой новой информации частицы не передают. Особые в этом плане частицы – НЕ и НИ. Они способны менять смысл высказывания на прямо противоположный, отрицательный.

Во-вторых, частицы могут служить для образования всевозможных форм слова. Например, для образования глагольных наклонений или степеней сравнения прилагательного и наречия.

Источник: http://bacenko.ru/podgotovka-k-ege/zadanie-v2/

Слово "ЭТО" какая часть речи?

Слово «эти» какая часть речи?

Слово «это» в роли местоимения

Слово «этот» является местоимением, в основном указательным, иногда определительным. Такова форма его мужского рода единственного числа. Но ведь речь может идти о женском роде (эта), о среднем роде (это), о множественном числе (эти). Поэтому, например, в словосочетании «это слово» мы имеем дело с местоимением среднего рода.

Рассмотрим на примере

Это колесо установлено криво.

Колесо (какое?) это. Колесо может быть большим, маленьким, правым передним и т. д. В этом примере слово «это» только указывает на признак предмета, но конкретно его не обозначает. Способностью указывать на лицо и предмет, признак или количество обладает уникальная самостоятельная часть речи русского языка — местоимение. Выяснили, что слово «это» в данном примере — местоимение.

  • Мы знаем, что у местоимений в соответствии с их значением и грамматическими признаками различаются следующие семантические разряды:
  • личные (я, мы, ты, вы, он); притяжательные (мой, свой, наш); определительные (всякий, любой, каждый);
  • указательные (этот, тот, сей) и пр.
  • Видим, что слово «это» является грамматической формой указательного местоимения «этот», которое изменяется по родам и числам:
  • этот человек; эта инструкция; э́то решение;
  • эти ученики.

Слово «это» в нашем случае — форма единственного числа среднего рода указательного местоимения «этот».

Рассмотрим основные случаи, в которых слово  «это» является местоимением. Обратите внимание на то, что оно:- в большинстве случаев склоняется и может иметь форму мн. ч., но иногда является несклоняемым;

Читайте также:  "можно" часть речи?

— может быть местоимением как адъективным, т. е. таким, которое категориально соотносится с именем прилагательным, так и субстантивным, т. е. таким, которое соотносится с именем существительным.

1. (адъект.) Что-либо близкое в пространственном отношении по отношению к говорящему (может сопровождаться указательным жестом):

Это гнездо на днях свили аисты. Этому дереву наверняка не меньше ста лет.

2. (адъект.) Что-либо близкое во времени, обычно длящееся в настоящее время:

Это лето выдалось особенно жарким. Этим летом мы собираемся побывать в Испании.

3. (адъект.) Употребляется для указания на одновременность действия с другим действием, о которых идет речь:

Он позвонил ровно в девять — в это время как раз по телевизору начинались новости.

4. (адъект.) Что-либо, только что упомянутое, названное в предшествующем повествовании:

В углу стояло кресло. Это кресло было подарено родителями на новоселье.

5. (субст.) Действие, мысль, обстоятельство и т. п., о которых говорится в предшествующем или последующем повествовании:

Я купил машину и не жалею об этом. К полудню небо, до этого чистое, стало затягиваться тучами.

Это ужасно, что мы до сих пор ничего не знаем о нем.

6. (субст., нескл.) Предмет или явление, указанные в предыдущей части предложения или в предыдущем предложении как объект объяснения, истолкования:

Со двора раздавались крики: это соседи выясняли отношения. Не вмешивайся, это бесполезно.

7. (субст., нескл.) В сочетании с местоимением «всё» указывает на перечисленные предметы как единое множество, выполняя функцию обобщающего слова (также нескл.):

Вещи, книги, картины — всё это мы упаковали и подготовили к перевозке.

8. (адъект.) Употребляется в качестве определения при слове, обозначающем уже упомянутые в разговоре или не упомянутые, но известные говорящему и слушающему предмет или явление, и служит для выражения эмоционального отношения к определяемому объекту:

Ох уж это твое занудство — деваться от него некуда! Ну и что хорошего в этом метро в часы пик?

9. (адъект., определит.) Такой, который совпадает по всем свойствам с данным, такой же самый (часто в сочетаниях «это же», «это же самое»):

Приходите завтра в это время. Встретимся на этом же месте.

В предложении местоимение «это» может выполнять синтаксическую роль подлежащего, дополнения или определения.

Примеры

Нам это кажется не слишком забавным. Это издание журнала уже вышло в печать. Я просто закрываю глаза на это.

Таковы в общих чертах случаи, в которых слово «это» выступает в качестве местоимения. Однако оно может также быть частицей и связкой.

Слово «это» в роли частицы

Рассмотрим случаи, когда «это» является частицей:

1. «Это» может быть служебной частью речи, если употребляется для подчеркивания, выделения того члена предложения, перед которым находится.

Примеры

Это наивные только верят тому, что говорят им по телевизору. Это ты вчера звонила?

Если кто мне и помог, так это ты.

2. Употребляется для указания на мысль или отдельное слово, которые содержатся в предшествующем предложении:

— Знаешь, я, наверное, не пойду с вами. — Это как угодно. — Вчера твой друг заходил, спрашивал тебя.

— Это Миша что ли?

3. Употребляется в составе вопросительного предложения для усиления вопросительного местоимения или наречия, а также для смягчения вопроса с оттенком недовольства, устранения его категоричности:

Это кто вчера приходил? Кто это с вами поздоровался? О чем это вы говорите? Куда это вы собрались? И зачем это я с ним связался? Ты что же это, обещал прийти и не пришел?

Это учиться-то неинтересно?

«Это» — слово связка

И наконец, поговорим о тех случаях, когда слово «это» является связкой (прош. вр. — «это было», буд. вр. — «это будет», сослагат. накл. — «это было бы»).

1. Вводит объяснение, толкование языковой единицы, которое может представлять собой любую часть речи, словосочетание или целое предложение.

Примеры

Грамматика — это  собрание законов и правил употребления устного и письменного языка.Орфография — это система общепринятых правил письма для какого нибудь языка.Матрешка — это расписная деревянная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера. Очевидный — это явный, бесспорный.

Обманчивый — это такой, который может легко привести к неправильному заключению.

2. В простых двусоставных предложениях вводит составное сказуемое, содержащее существительное, инфинитив или словосочетание, а также слово категории состояния либо слово, повторяющее подлежащее.

Примеры

Свобода — это осознанная необходимость. Доказать — это убедить. Жалеть человека — это понимать его. Быть милосердным — это быть справедливым. Любят — это когда всего себя отдают любимому.Интересующие вас студенты — это Иванов и Петров. Аня — это моя дочь.

Защита интересов трудящихся — это главная функция профсоюзов. Дипломатия — это дело тонкое. Для нее математика — это темный лес. «Так все поступают» — это не аргумент.Застой — это та же смерть. Сдавать экзамен — это все равно что идти по минному полю.Уйти из института — это потерять всё.

По-моему, не волноваться — это не жить.Найти себя — это счастье. Это проблема — дозвониться. Карточный долг — это свято. Ложь — это плохо. Это стыдно — быть таким эгоистом. Три часа ожидания — это очень много. Трудности — это ничего.Сочи — это море, солнце. Закон — это порядок.Поступить так — это его идея.

Ждать разрешения — это потерять время.Конкурс это конкурс. Закон это закон.

Писать стихи — это вам не метлой махать.

3. Вводит составное сказуемое (содержащее ряд однородных существительных) в простых двусоставных предложениях, в которых содержится перечислительное раскрытие и конкретизация того, что обозначено подлежащим.

Пример

Основные разделы учебной лексикографии это: создание учебных словарей, минимизация лексического состава, учебная лексикостатистика, создание лексических пособий словарного типа, формирование и представление словаря в учебнике соответствующего языка.

Источник: https://7gy.ru/shkola/russkij-yazyk/2211-slovo-eto-kakaya-chast-rechi.html

Чем бывает слово «это» в предложении?

Слово «эти» какая часть речи?

Изучая в 6 классе указательные местоимения, мы учимся определять их морфологические признаки и синтаксическую роль.

Иногда трудно понять, что обозначает слово «это». Оно может быть местоимением, заменять прилагательные и существительные, связкой в именном сказуемом и даже частицей. Виды сказуемого шестиклассники ещё не знают, а частицу как часть речи будут изучать только в седьмом классе.

Как же помочь ребятам точно определять синтаксическую функцию слова «это»? В качестве дидактического материала воспользуемся простыми и сложными предложениями, а также текстами разных стилей и типов речи из произведений Константина Паустовского. Покажем, какие возможны варианты употребления местоимения ЭТО.

Для начала напомним, что начальная форма данного указательного местоимения – ЭТОТ. Его общее значение – выделение какого-то одного предмета из числа однородных, который расположен в пространстве близко или рядом, чем, например, предмет, на который указывает слово ТОТ.

Указательное местоимение-прилагательное ЭТО имеет признаки рода (ЭТОТ, ЭТА, ЭТО) и числа (ЭТИ), а также изменяется по падежам.

При склонении во множественном числе и в единственном числе в мужском роде в Винительном падеже имеются двоякие формы: ЭТИХ, ЭТОГО для обозначения одушевлённых предметов и ЭТИ, ЭТОТ для обозначения неодушевлённых предметов.

В предложениях выделенные указательные местоимения являются определениями, поскольку относятся к существительным и согласуются с ними.

  • Например:
  • ЭТИХ людей сюда не пропустили (одушевлённый предмет, множественное число).
  • Я не видел ЭТОГО человека полгода (одушевлённый предмет, единственное число).
  • Но тем интереснее было бы знать все ЭТИ деревья (неодушевлённый предмет, множественное число), кустарники и травы со всеми их свойствами.
  • ЭТОТ путь нам знаком (одушевлённый предмет, единственное число).
  • Встречаются предложения с инверсионным порядком слов:
  • Цветы ЭТИ собраны в большие стоячие кисти.
  • Делали ЭТО они потому, что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.
  • Местоимение ЭТО как существительное обозначает событие, факт, ситуацию, помогает избежать повтора и заменяет слова, являясь подлежащим:
  • Их вершины окутывал туман, и ЭТО придавало деревьям призрачный вид.

Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. Но ЭТО не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качеству.

В бездонной синеве и глубине появились жёлтые очертания острова, похожего на цветок чертополоха. ЭТО была Корсика.

Но на Ильинском омуте не было, к сожалению, ни ветряной, ни водяной мельницы. И ЭТО очень жаль.

Местоимение ЭТО является средством связи предложений в тексте:

То был лес на правом берегу Оки. Далеко за ЭТИМ лесом пряталась усадьба Богимово… (Определение)

Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался. Он не понимал, что ЭТО значит. (Подлежащее)

Я не мог понять, о каких беличьих запасах идёт речь. Кого бы расспросить об ЭТОМ? (Дополнение)

Местоимение может входить в обобщающий член предложения как подлежащее:

Берега Корсики, её замки, алый цвет каких-то кустарников, ливень синего средиземноморского света – всё ЭТО не могло оторвать мои мысли от маленькой сыроватой ложбины на Ильинском омуте…

  1. Всё ЭТО: новые моря, каналы, леса, растительность, новый климат – создавалось на наших глазах.
  2. Слово Это является подлежащим:
  3. ЭТО правда, что вы отбираете у белок сосновые шишки?

Маша не знала, что ЭТО вовсе не грусть, а то чувство, какому нет еще, пожалуй, точного названия – замирание сердца перед неизвестным будущим…

  • Может, ЭТО последняя заря в моем существовании.
  • Слово ЭТО может выполнять роль связки в именном сказуемом и входить в его состав:
  • Кипрей – ЭТО наш помощник.
  • В роли дополнения слово ЭТО используется в диалоге, в составе полных и неполных предложений:

– Да нет, ЭТО я не вам говорю, – засмеялась она. – ЭТО котёнку.

  1. Некоторые словосочетания, например ЭТИМ ЛЕТОМ, могут входить в состав обособленного определения:
  2. Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною ЭТИМ летом, – мой первый пейзаж».
  3. Цельные словосочетания являются обстоятельствами времени:
  4. С каких ЭТО пор на крейсере завелись барышни?
  5. Указательной частицей слово ЭТО обычно бывает в предложениях типа «ЭТО рубят лес» или «ЭТО ты поёшь».
  6. Местоимение-частица может стоять и после сказуемого:
  7. Иду ЭТО я по лесной тропинке и вижу пичужку.
  8. Жили мы ЭТО втроём.
  9. И после вопросительных слов ОТЧЕГО, КАКИЕ, КАК, ПОЧЕМУ, КУДА:
Читайте также:  Составление предложения

Отчего ЭТО мне грустно, не понимаю? – спросила вполголоса Маша.

«Какие же ЭТО петухи? Первые или вторые?..»

Как ЭТО «в порядок»? – удивилась Маша.

Вместе с другими модальными частицами ЧТО ЗА, ВОТ в вопросительных или восклицательных предложениях слово ЭТО передаёт экспрессивные оттенки, составляя устойчивые обороты (это уж слишком, вот это да):

Что ЭТО за таинственное счастье?

Вот это да! Все луга оборвали.

Исследовать роль местоимений разных разрядов можно в текстах монологической и диалогической форм речи, определяя их морфологические признаки и синтаксическую роль.

Текст 1   

Определите стиль и тип речи данного текста. Укажите разряды выделенных местоимений.

Я часто ходил не только к ветряку, но и к ЭТОМУ вязу, и подолгу просиживал в ЕГО тени.

Скромная невысокая кашка росла на меже. Старый сердитый шмель грозно налетал на МЕНЯ, стараясь прогнать человека из СВОИХ пустынных владений.

Я сидел в тени вяза, лениво собирал цветы и травы, и в сердце подымалась КАКАЯ-ТО родственная любовь к КАЖДОМУ колоску.

Я думал, что ВСЕ ЭТИ доверчивые стебли и травы, конечно же, МОИ безмолвные друзья, что МНЕ спокойно и радостно видеть ИХ каждый день и жить с НИМИ в ЭТОЙ тихой степи под свободным небом.

За Ильинским омутом была видна в отдалении зеленая стена. ТО был лес на правом берегу Оки. Далеко за ЭТИМ лесом пряталась усадьба Богимово, чернел старый парк и стоял господский дом с террасой и венецианскими окнами. В ЭТОМ доме одно лето жил Чехов. ОН написал здесь «Остров Сахалин» и «Дом с мезонином» – бесконечно грустный рассказ о любви и милой девушке Мисюсь.

Мисюсь уехала из ЭТИХ мест навсегда, но чеховская грусть осталась. ОНА живет в глубине сыроватых аллей, в пустых комнатах большого дома, где ночные бабочки спят на пыльных оконных стеклах. Если ВЫ прикоснетесь к ЭТОЙ бабочке, то увидите, что ОНА мертва.

(К.Г. Паустовский «Ильинский омут».)

Текст 2   

Определите стиль и тип речи данного текста. Укажите разряды выделенных местоимений.

– Кипрей, – сказала Анюта, – не только воздух обогревает, но и почву. Так что и корешки ВСЕХ ЭТИХ побегов не замерзают.

– ВЫ думаете, один кипрей ТАКОЙ замечательный? – спросил МЕНЯ Михаил Михайлович. – Почти про каждое растение можно рассказать ТАКИЕ удивительные вещи, что ВЫ просто ахнете. Что ни цветок, то прямо рассказ.

Растения спасают НАС от болезней, дают крепкий сон, свежие силы, одевают, кормят – ВСЕГО не перечтешь. Нет у НАС лучших друзей, чем растения.

Да если бы Я умел рассказывать сказки, Я бы о КАЖДОЙ травинке, о КАЖДОМ КАКОМ-НИБУДЬ незаметном маленьком лютике или колоске порассказал бы ТАКОЕ, что ВСЕ старые добрые сказочники МНЕ бы позавидовали.

– Ещё бы! – сказала Анюта. – Если бы ОНИ знали тогда ТО, что МЫ знаем сейчас, тогда и сказок не надо бы.

(К.Г. Паустовский «Ильинский омут».)

Литература

1. Иванова А.Н. Слово «это» в письменной и устной речи / Русский язык в школе. — 1982. — №2. — С. 80-85.

2. Произведения К.Г. Паустовского на сайте http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/text/rasskaz/rasskazy.htm

Источник: http://ruslita.ru/13-glavnaya/558-chem-byvaet-slovo-eto-v-predlozhenii

К какой части речи относится слово «столовая»?

К какой части речи относятся слова «столовая», «военный», «больной»? Формально это прилагательные: эти лексемы имеют род, число, склоняются. Но в то же время эти слова указывают на предмет.

Действительно, сейчас подобные слова воспринимаются как существительные, хотя раньше они относились к прилагательным: «столовая комната», «военный человек», «больной человек». Процесс перехода лексемы в разряд существительных называется субстантивацией.

Однако все эти лексемы могут выступать и в качестве обычных прилагательных. С легкостью определить часть речи лексемы можно по контексту.

Случаи субстантивации

  • Мы вошли в столовую. (вошли куда?)
  • Военные живут неподалеку. (кто?)
  • Надо проверить больного. (проверить кого?)

Примеры с обычными прилагательными

  • Столовая ложка лежала на столе. (Ложка какая?)
  • Военный парад проходит на площади. (Парад какой?)
  • Мы подобрали больного котенка. (Котенок какой?)

Субстантивации могут подвергаться не только прилагательные, которые в этом случае переходят в существительные, но и другие части речи.

  • Причастия: «будущее», «трудящиеся», «командующий».
  • Собирательные числительные: «Трое в лодке, не считая собаки».
  • Порядковые числительные: «На первое будет суп».
  • Числительное «один»:«Один в поле не воин».
  • Наречия: «(наше) вчера, сегодня, завтра».

Субстантивация может быть полной и неполной. Полная субстантивация подразумевает, что слово больше не может использоваться в той части речи, из которой перешло.

Например, слово «горничная» используется сейчас только как существительное.

При неполной субстантивации слово может использоваться в качестве двух частей речи в зависимости от контекста: «великий русский народ» (прилагательное) и «русский – звучит гордо» (существительное).

Теперь вы знаете, как ответить на вопрос, к какой части речи принадлежит слово «столовая». Вы с полной уверенностью можете заявить: «В зависимости от контекста».

Библиографический список

  • Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. — М.: Сов. энциклопедия, 1990.

Анна Шустова, филолог

Подписывайтесь ВКонтакте, чтобы не пропустить новую статью!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/597f798c4ffd133ffcc720bd/5a3755875816699a3b28f09f

Поиск ответа

Всего найдено: 143

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, к какой части речи относится слово «немногие»?

Ответ справочной службы русского языка

Прилагательное, которое может употребляться в функции существительного.

Здравствуйте! В чем разница местоимений и местоименных наречий, если многие из них выглядят одинаково: там, где-то и т.п.?

Ответ справочной службы русского языка

Местоимения могут заменять собой разные части речи: существительные, прилагательные, наречия, числительные… Таким образом, местоименные наречия — это разновидность местоимений.

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста. «Ничем не_выдающийся» — слитно или раздельно? И к какой части речи относится слово «выдающийся»? Это причастие (суффикс -ющ-) или имя прилагательное? Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В этом значении выдающийся — прилагательное. Верно: ничем не выдающийся.

Подскажите, пожалуйста. «Ничем не_выдающийся» — слитно или раздельно? И к какой части речи относится слово выдающийся? Причастие или имя прилагательное?

Ответ справочной службы русского языка

С существительными, прилагательными, наречиями на -о отрицание не пишется раздельно в составе конструкций, усиливающих отрицание. К ним относятся и конструкции с отрицательными местоименными словами нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не и т. п.

Поэтому верно: ничем не выдающийся.

Подскажите, пожалуйста. К какой части речи относится слово «приемлемый»? Это страдательное причастие с суффиксом -ем? Как тогда стоит писать: неприемлем или не приемлем (ведь частица не с краткими причастиями пишется раздельно)?

Ответ справочной службы русского языка

Приемлемый — прилагательное. Оно пишется с не слитно или раздельно в зависимости от контекста.

Здравствуйте! У меня возник один вопрос по поводу определения части речи в этих словах: «утром, днём, в потёмках». Предложение: «Они светят и утром, и днём, и в потёмках» Как я поняла «утром, днём, потёмках» — наречия. Почему «потёмках» — наречие?

Ответ справочной службы русского языка

В потемках — наречное выражение. Потемки — существительное.

Подскажите, пожалуйста, как правильно: «Количество товара ограниче(НН)о». Дополнений в предложении нет.

Ответ справочной службы русского языка

Вы задали вопрос, на который не так просто ответить, потому что прописанная в руководствах по орфографии рекомендация основана на смысловом критерии, допускающем разные трактовки и приводящем к разным орфографическим решениям. Попробуем сформулировать точки зрения лингвистов коротко.

1. Правильно написание Количество товаров ограничено. В этой фразе отглагольное образование является причастием. Ограничено – это форма глагола ограничить, обладающая глагольным значением 'поставить в какие-либо границы, рамки; стеснить какими-либо условиями'.

 Признак ограниченности процессуальный, временный: он существует столько, сколько длится акция. В ситуации, описываемой фразой Количество товаров ограничено, обязательно присутствует какой-то субъект (например, руководитель компании), который ограничил количество товаров.

 

2. Правильно написание Количество товаров ограниченно. Отглагольное признаковое слово можно считать формой прилагательного ограниченный. В толковых словарях это прилагательное толкуется так: 'небольшой, незначительный' (Ограниченные средства.

 Соль следует употреблять в ограниченном количестве. Ограниченный обзор. Ограниченный круг знакомых. Человек ограниченных способностей) и 'c недостаточными знаниями, с узким кругозором' (Очень ограниченный и самоуверенный человек. Ограниченные люди редко сомневаются в своих способностях).

 В разбираемой фразе реализуется первое значение прилагательного: количество товаров ограниченно означает, что товаров немного, незначительно, мало. И это вполне может быть связано не с волей некоего субъекта, а с тем, что товар просто заканчивается.

Соответствует этому рассуждению пример из «Русского орфографического словаря»: наши возможности ограниченны. 

3. Есть и еще одна – отчасти примиряющая – позиция. Во фразе возможны оба смысла, они нейтрализуются, то есть не различаются.

Пишущий не обязан знать обо всех нюансах ситуации, к тому же они могут быть скрыты (не всегда компания, сообщающая об ограничении товаров, готова обнародовать истинные причины своих действий). Далее рассуждения переносятся с одного частного случая на весь корпус кратких отглагольных образований.

При нейтрализации возможны две стратегии нормирования: 1) признать допустимой вариативность написаний, 2) утвердить один вариант – с н или нн. Первая стратегия отражает лингвистическую сущность явления, но она приведет к разнонаписаниям. А это представляется плохим решением и для орфографии, и для пишущих.

Вся многовековая эволюция русского письма подчинена движению к унификации, отказу от вариативности, даже лингвистически обоснованной. Например, вполне возможно вариативное написание многих наречий и ученые не раз предлагали узаконить его.

Однако всякий раз дискуссия приходила к тому, что орфографическая вариативность неудобна: пишущему все равно придется выбирать между двумя вариантами и двоякие написания будут мешать формированию зрительного облика слова, очень важного для приобретения навыка беглого чтения. 

Из сказанного вытекает предложение, сейчас осторожно высказываемое некоторыми лингвистами при обсуждении этой болезненной темы. Можно было бы установить единое написание, не требующее различения кратких причастий и прилагательных.

Если такой выбор делать, то закреплять нужно написание с одним н, так как именно варианты с одним н абсолютно преобладают в практике письма.

В пользу такого решения говорит и то, что в устной речи мы не используем для подобных слов никаких сигналов «причастности» или «прилагательности» и это никак не мешает взаимопониманию.

Читайте также:  "не знакомы" или "незнакомы", как пишется, слитно или раздельно?

Конечно, возникает вопрос, что делать с теми несколькими словами, на которых традиционно объясняют правила об орфографическом различии кратких причастий и отглагольных прилагательных (например: воспитана – воспитанна, образована – образованна, рассеяна – рассеянна).

 Прилагательные этой группы можно оставить исключениями из общего правила о написании с одним н, а можно подвести и под общее правило.

В пользу второго решения говорят современные исследования, показывающие, что даже в грамотном узусе (в текстах, прошедших редакторскую и корректорскую обработку) устойчиво не различаются соотносимые краткие причастия и прилагательные, а во многих случаях различить две части речи оказывается просто невозможно, как в предложении Количество товаров ограничен(?)о.

Здравствуйте! К какой части речи отностя сотрудники «Грамоты» слово необлагаемый? Вопрос связан с написанием не. Раздельно или нет. Если по Розенталю, это прилагательное, тогда независимо от наличия зависимых слов писать надо слитно… Если же причастие, то — раздельно.

Ответ справочной службы русского языка

Это причастие.

Здравствуйте! В отрывке «…И днём, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом» учитель в 4-м классе исправил ребенку в домашнем задании обозначенные части речи: над «днём» и «ночью» указал «наречие», зачеркнув «существительное».

Наречие изучалось 1 урок, подразделения на «наречия времени» и т.д. в учебнике перед этим упражнением нет. Буду признательна за Вашу помощь, как объяснить ребенку, почему это наречие, а не существительное, ребенок исходил из того, что «день» и «ночь» — это существительные.

Как его в этом разубедить? 🙂 Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

На наш взгляд, этот вопрос принципиально нерешаем в рамках лингвистической теории в четвертом классе. Можно обратиться к фундаментальной исследовательской литературе, но и там ответ вряд ли будет однозначным.

Возможное «детское» объяснение: формы днем и ночью приобрели самостоятельное временнОе значение (отвечают на вопрос когда? — «в определенное время суток»), и по сути стали самостоятельными словами (наречиями).

Пожалуйста, ответьте! Третий день очень ждём. Объясните, пожалуйста, почему на вопрос (№ 294975 (Подскажите, востребованны, в предложение ниже, с одно н, или двумя? Не секрет, что опытные менеджеры по продажам более востребованны, да и денег получают больше) вы ответили (ответ уже удалён): Верно: востребованы.

С двумя н эта форма не пишется. ?? А почему в других ответах вы признаёте существование этой формы?? № 279526 Скажите, пожалуйста, в выражении «деятельность абсолютно востребована» сколько н в слове «востребован/нна»? Ответ справочной службы русского языка Две Н: востребованна. № 264690 1.

Как правильно писать: эти программы востребованы или востребованны; дети на сцене раскованы или раскованны? Ответ справочной службы русского языка 1. Верно: востребованны. № 264757 1.

Помогите, пожалуйста, как надо писать слово ВОСТРЕБОВАНЫ (например, эти словари востребованы или востребованны)? Ответ справочной службы русского языка 1. Верно: эти словари востребованны; эти словари востребованы читателями.

№ 262989 Ответ справочной службы русского языка Количество Н зависит от того, краткая форма какой части речи перед Вами: востребована (краткое причастие) и востребованна (краткое прилагательное).

№ 262725 Ответ справочной службы русского языка Это слово может выступать как краткое прилагательное или как краткое причастие, с чем и связаны различия в написании. В Вашем примере следует написать две Н (это краткое прилагательное). № 216831 Ответ справочной службы русского языка Они здесь, в Юрге, нужны и востребованны_. № 213632 Ответ справочной службы русского языка Здесь верно (если нет зависимых слов): будет востребованна. ???

Ответ справочной службы русского языка

Написание краткой формы слова востребованный представляет собой орфографическую проблему. Правила 1956 года и вслед за ними Д. Э. Розенталь предлагали писать краткие причастия с одним н, а соотносимые с ними отглагольные прилагательные с двумя.

Так, одним и двумя н различаются причастия и прилагательные во фразах: Она воспитана дальней родственницей — У нее хорошие манеры, она воспитанна; Она избалована хорошими условиями — Она капризна и избалованна. Прилагательные отличаются от причастий тем, что имеют качественное значение и могут образовывать сравнительную степень.

Есть и другие показатели «причастности» и «прилагательности», но в орфографических справочниках указываются именно эти.

Если руководствоваться такими рекомендациями, слово востребованный во многих контекстах можно отнести к прилагательным.

 Оно часто имеет качественное значение 'нужный, своевременный' и при этом образовывает сравнительную степень: эти товары востребованнее, чем другие.

Из приведенного правила следует, что в востребованный может быть прилагательным и в его кратких формах нужно писать два н. 

Однако практика письма иная: в ней абсолютно преобладает написание с одним н. Более того, такое написание соответствует рекомендации «Русского орфографического словаря» РАН. Получается, что с двумя н эта форма не пишется. 

Можно предположить, с чем связана словарная фиксация с одним н. В толковых словарях слово востребованный как прилагательное не отмечается, в отличие от воспитанный, избалованный и других отглагольных прилагательных, давно существующих в русском языке.

По нашим наблюдениям значение 'нужный, своевременный' появилось у слова востребованный относительно недавно. А словари всегда немного отстают от развития языка.

Не зафиксированное толковыми словарями прилагательное не попало и в орфографический словарь.

Но почему не распространяется написание с двумя н (по правилу!) в практике письма?  Дело в том, что пишущие нарушают правило о кратких причастиях и прилагательных и во многих других случаях.

И количество не соответствующих правилам написаний столь велико, что впору задуматься, не говорит ли это о том, что само правило не соответствует норме письма.

Может быть, нормой стало написание прилагательных с одним н и только несколько пар типа воспитана – воспитанна еще более или менее устойчиво различаются. Также есть основания предполагать, что это вовсе не изменение нормы, а так было и раньше. Еще Д. Э.

Розенталь в своих наиболее полных справочниках отмечал, что есть отглагольные прилагательные, которые пишутся с одним н, а в некоторых случаях выбор н и нн обусловлен синтаксически: при наличии дополнения пишется н, а при его отсутствии – нн. 

Эта проблема не осталась без внимания ученых. Правило в полном академическом справочнике 2006 года было сформулировано несколько иначе, чем в своде 1956 года и у Д. Э.

Розенталя: «Краткие формы прилагательных на -нный пишутся с одним н, если эти прилагательные требуют зависимых слов и не имеют формы сравнительной степени.

Примеры: привязанный к кому-либо 'испытывающий привязанность' – Она к нему очень привязана; исполненный чего-либо 'полный, проникнутый' – Душа исполнена печали; наслышанный о чём-либо 'хорошо осведомленный' – Мы наслышаны о его проделках».

При этом в «Русском орфографическом словаре» для отглагольных прилагательных указано, что при наличии дополнения они пишутся с н, а при отсутствии – с нн, например: её интересы ограничены домом и детьми и наши возможности ограниченны, она самоуверенна и ограниченна (см. словарную статью для слова ограниченный). 

Вот такая непростая ситуация. Пока правило не изменено, мы рекомендуем писать в соответствии с ним, хотя иногда колеблемся. Однако нужно признать, что на данный момент ни написание н, ни написание нн в кратких формах прилагательного востребованный считать ошибкой нельзя. 

Добрый день! Скажите, пожалуйста, правильно ли проставлены запятые в предложении: «На данный момент, сумма кэшбэка может отображаться неверно, но, в процессе обработки заказа, кэшбэк поступит правильно на Ваш баланс.» И в роли какой части речи выступает «в процессе обработки заказа»?

Ответ справочной службы русского языка

В этом предложении нужна только одна запятая перед но. Обратите внимание, что вторая часть предложения составлена небезупречно, и ее лучше перестроить: На данный момент сумма кешбэка может отображаться неверно, но в процессе обработки заказа на Ваш баланс поступит правильная сумма.

Если Вы имеете в виду синтаксическую роль, которую выполняет словосочетание в предложении, то это обстоятельство времени.

Здравствуйте, к какой части речи относится слово «онлайн», хотелось бы, чтобы это было не только существительное, но ещё и наречие) Вжух!

Ответ справочной службы русского языка

Так и есть. Это существительное (работать в онлайне) и наречие (выполнять задания онлайн).

Добрый день, помогите пожалуйста определить как писать слово слитно или раздельно? Как определить к какой части речи оно относится? Предложение «Если вам неизвестна точная дата, укажите 31 декабря» Вопрос в написании слова: «неизвестна» или «не известна» Какое правило русского языка помогает определиться с написанием этого слова. Заранее большое спасибо))

Ответ справочной службы русского языка

Неизвестна – краткое прилагательное. Не с краткими прилагательными может писаться и слитно, и раздельно – в зависимости от того, какой смысл нужно подчеркнуть. Раздельное написание подчеркивает отрицание (отрицается известность), слитное написание подчеркивает утверждение (утверждается неизвестность). Окончательное решение принимает автор текста.

Здравствуйте. В школе нас учили, что сочетание «категорически запрещается» является нарушением лексической нормы. Является ли нарушением сочетание «строго запрещается»? И допустимы ли вообще какие-либо наречия или др. части речи в сочетании с «запрещается»?

Ответ справочной службы русского языка

Эти сочетания лексически корректны.

Кто знает, глаголы с разным управлением считаются полными омонимами или омоформами?

Ответ справочной службы русского языка

Омоформы — разновидность омонимов. Одинаковые глаголы с разным управлением — это либо многозначные слова, либо полные лексические омонимы.

Основным видом омонимов являются лексические омонимы – слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание, написание и грамматическое оформление, но разное значение.

Если между значениями многозначного слова прослеживаются смысловые связи, основанные на разных типах переноса наименования, то у омонимов значения не связаны между собой, у них нет общих смысловых компонентов (в отличие от разных значений многозначного слова). Омонимы являются разными словами.

Фонетические омонимы (омофо́ны) – это слова, различно пишущиеся, но одинаково произносящиеся (за счет редукции и оглушения/озвончения), например, код – кот, пруд – прут, обессилеть – обессилить, пребывать – прибывать.

Грамматические омонимы (омофо́рмы) – это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах. Так, например, глаголы лететь и лечить совпадают в форме 1 лица единственного числа настоящего времени – лечу; мой – форма повелительного наклонения глагола мыть и притяжательное местоимение; печь – глагол и существительное.

Графические омонимы (омо́графы) – слова, одинаково пишущиеся, но различно произносящиеся за счет различия в ударении: за́мок – замо́к, му́ка – мука́, па́рить – парио́ть.

Источник: http://www.gramota.tv/spravka/buro/search-answer?s=%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8&start=60

Ссылка на основную публикацию