- Морфемика — раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.
- В морфемике решаются два основных вопроса:1) как классифицируются морфемы русского языка,
- 2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.
- Основная единица морфемики — морфема.
- Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).
Классификация морфем русского языка
Все морфемы делятся на корневые и некорневые Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).
Корень
Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень — единственная обязательная часть слова.
Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол) и без окончаний (кенгуру).
Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.
Существует множество слов, состоящих только из корня.
Это служебные слова (но, над, если), междометия (ага, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, атташе) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти.
Словообразующие морфемы: приставка, суффикс
Некорневые морфемы делятся на словообразующие (словообразовательные) и формообразующие (формообразовательные).
Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие — для образования форм слова.
Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам.
- Приставка — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).
- Суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть).
- В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс — словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо).
Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс
Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы.Окончания и формообразующие суффиксы различаются характером выражаемого ими грамматического значения
Окончание
Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь).
Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.
У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и-ст-а, тр-ёх-сот- , диван -кровать- , диван-а-кроват-и.
Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено.
Нулевое окончание — это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово.
Так, окончание —а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, —у в стол-у указывает на дательный падеж.
Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.
Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, — неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.
Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы
Другим видом формообразующих морфем является формообразующий суффикс — суффикс, служащий для образования форм слова.
В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм. Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия.
- У большинства глаголов — два разных вида основы: одна — основа настоящего / простого будущего, и другая — основа инфинитива, а также прошедшего времени: читаj— и чита—, рисуj— и рисова—, бег— и бежа—, говор— и говори—.
- Существуют глаголы, у которых совпадают основы настоящего / простого будущего и инфинитива: (ид-ут, ид-ти), и им противопоставлена основа прошедшего времени (ш-л-а).
- Есть глаголы, у которых все три основы различны: тере—ть, тер-л-а, тр-ут; мокну-ть, мок-л-а, мокн-ут.
- Есть глаголы, у которых все формы образуются от одной и той же основы: нес-ти, нес-л-а, нес-ут; вез-ти, вез-л-а, вез-ут.
- Разные глагольные формы образуются от разных основ.
- От основы инфинитива образуются, помимо неопределенной формы, личные и причастные формы прошедшего времени (если глагол не имеет иной основы прошедшего времени) и условного наклонения.
- От основы настоящего / простого будущего времени образуются, помимо личных и причастных форм настоящего времени, формы повелительного наклонения.
- Это хорошо видно у тех глаголов, в которых представлено чередование согласных:
- писа-ть — писа-л- (бы — писа-вш-ий
пиш-у — пиш-ущ-ий — пиш-и- .
- Основа
- Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова.
Основа — это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Формообразующие же морфемы, выражая грамматические значения, не изменяют лексического значения слова.
У неизменяемых слов всё слово составляет основу, например: если, пальто, вчера. У изменяемых слов в основу не включаются окончания и / или формообразующие суффиксы, например: окн-о, лежа-ть, смел-ее, прочита-л-а, сдела-нн-ый.
Основа слова может быть прервана формообразующими морфемами.
Таковы основы глагольных форм, содержащих словообразующий возвратный суффикс -ся/-сь (учи-л-а-сь), основы неопределенных местоимений, содержащих суффиксы -то, -либо, -нибудь (к-ого-либо), основы некоторых сложно-составных существительных (диван-а-кроват-и) и сложных числительных (пят-и-десят-и). Такие основы называются прерывистыми.
Морфемный разбор (разбор слова по составу)
Морфемный разбор проводится по следующему плану:1. Определить, какой частью речи является слово; указать его основу и окончание.2. Установить лексической значение слова и определить, как оно образовано ( от какого слова и с помощью каких морфем); указать приставки, суффиксы и корень слова.
- Образец морфемного разбора
- плотничал
- Образец рассуждения:плотничал — форма глагола плотничать; глагол стоит в форме прошедшего времени изъявительного наклонения, что выражено формообразующим суффиксом -л-, мужского рода единственного числа, что выражено нулевым кончанием (сравним: плотничал-и).
- Основа — плотнича-.
- Глагол плотничать образован от существительного плотник, мотивируется через него: плотничать — ‘быть плотником’; разница между основой плотнича и плотник — суффикс -а-, в основах представлено чередование к / ч.
Существительное плотник в современном языке непроизводно, так как не может быть мотивировано через слово плот. Следовательно, плотник / плотнич — корень.
Таким образом, словоформа плотничал имеет нулевое окончание со значением мужского рода единственного числа, формообразующий суффикс -л- со значением прошедшего времени изъявительного наклонения, словообразующий суффикс -а- со значением являться тем, что названо в мотивирующей основе, корень плотнич. Основа слова плотнича-.
Образец письменного оформления:
Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/18-fanetika.html
Урок русского языка. 5 класс. Учитель Сергиенко В.В. Тема. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика. Орфография
Урок русского языка. 5 класс. Учитель Сергиенко В.В. Тема. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»
Цели: Обучающая: обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем .
Развивающая: развивать умения систематизировать материал, обобщать, делать выводы; отрабатывать орфографическую и пунктуационную грамотность.
Воспитательная: воспитывать потребность в овладении грамотным письмом, развитии речи; внимание, самодисциплину; в каждом ученике воспитывать нравственно и физически здоровую личность, способную к творческой деятельности; повысить мотивацию учебной деятельности.
Оборудование: индивидуальные карточки, сигнальные карточки с буквами З, С, Ё,О, карточки с изображением частей цветка ; карточки, тестовые задания для самостоятельной работы.
Тип урока: урок-обобщение
1.Организационный момент.
1). Приветствие учителя.
2). Ознакомление с целями урока.
II. Повторение по изученным темам.
-
Сейчас мы с вами из всех частей слова, то есть морфем, вырастим цветок. Чтобы подготовить почву для выращивания цветка, необходимо вспомнить его строение (ответы учащихся).
— подготовленные части цветка. На обратной стороне каждого элемента записаны вопросы. Ученики по очереди выходят к доске и собирают цветок.
-
Что называют морфемикой? (Морфемика — раздел науки о языке, изучающий состав слова).
-
Что называют морфемой? (Морфема — наименьшая значимая часть слова).
-
Что называют корнем слова? ( Корень— главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
-
Что называют приставкой? ( Приставка- значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов).
-
Что называют суффиксом? ( Суффикс- значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов).
-
Что называют окончанием? ( Окончание- значимая часть слова, которая образует формы слова).
-
Что называют основой слова? ( Основа – это часть изменяемого слова без окончания).
При изучении данного раздела, с какими ещё терминами мы познакомились. Назовите их.
Орфография — правила написания слов и их форм.
Культура речи — это правильная, красивая, образная речь и в общении, и в ответах, и в сочинениях.
-
Запишите и разберите слова по составу. Вспомним алгоритм морфемного разбора
Дружный, друг, выровнять, травы, выравнивать, трава.
— Как можно назвать слова дружный- друг, выровнять – выравнивать? (однокоренными словами ).
— Что мы наблюдаем в данных словах? ( чередование гласных и согласных)
— Можем ли мы отнести к однокоренным слова травы – трава? ( Нет. Это формы слова).
3. З или С? (Сигнальные карточки: буквы з –с.)
Итак, ребята. Приготовьте сигнальные карточки. Я буду называть слова с приставками, оканчивающимися на з-с, а вы будете поднимать карточку с буквой с или з.Безвредный, разжимать, вскрикнуть, взглянуть, бездомный, рассвет, чрезмерный, бесхарактерный, рассмешить, испортить.
– Кто ошибся – объясняет правописание приставок.
— Какое правило применили при выборе согласного?
4. Физкультминутка.
- Спал цветок и вдруг проснулся,
- Больше спать не захотел.
- Шевельнулся, потянулся,
- Взвился вверх и полетел.
5. Распределительный диктант. О или А?
- В первую колонку записываем слова с гласной А в корне , во вторую- с О.
- Приложение, слагаемое, обрастать, выращивание, росток, предлагать, отрасль, изложение, расти, предполагал, полагаться, возлагать, предложение.
- А О
- слагаемое Приложение
- обрастать росток
- выращивание изложение
- предлагать предложение
- отрасль
- расти
- предполагал
- полагаться
- возлагать
- Проверка.
- — Какое правило необходимо было вспомнить, чтобы выполнить это задание?
6. Выборочный диктант. Выписать слова с орфограммой « Буквы и-ы после ц» .
Цыплёнок встал на цыпочки. Приходит в цирк цыган и начинает танцы. Я взяла сестрицын циркуль. Цветёт акация в саду.
Проверка. (Учащиеся вспоминают правило).
7. Просигналь!
- Почему в щёчке – ё, а в крыжовнике – о?
- Шорох, жёлудь, жёлтый, чёлка, шов, щётка, решётка, шоколад.
- Учащиеся вспоминают правило.
8. Составьте с одним из слов предложение. ( Одно из предложений записать на доске, подчеркнуть грамматическую основу).
В лесу мы собирали жёлтые листочки.
III. Итоги. Оценки.
— Итак, над какими орфограммами работали на уроке? Вспомним их .- Что нового узнали на уроке?
Рефлексия.
IV. Домашнее задание Ответить на вопросы на 183 странице ( устно) 2. Выполните упр.452
Тест « «Морфемы слова»
1. Что составляет основу слова?
- а) приставка, корень, окончание
- б) корень, суффикс
- в) приставка, корень, суффикс, окончание
- г) приставка, корень, суффикс
2. Какая часть слова служит для образования форм слова?
- а) окончание
- б) приставка
- в) корень
- г) суффикс
3. Какой частью слова не похожи существительные: дубок, лесок, медок, теремок?
- а) приставкой
- б) корнем
- в) суффиксом
- г) окончанием
4. В какой части слова есть орфограмма: лаг — лож; рос — раст — ращ?
- а) в окончании
- б) в приставке
- в) в корне
- г) в суффиксе
5. Какой суффикс характерен для глаголов прошедшего времени?
- а) -и-
- б) -а-
- в) -е-
- г) -л-
- Ответы:
1.г 2. а 3. б 4. в 5. г
Индивидуальная карточка № 1
Индивидуальная карточка № 1 Карточка № 1
В каком ряду в словах надо вместо пропуска вставить букву С?
1) ра..чихался, ..десь
2) бе..душный, ра..пелся
3) ра..веселить, и..менился
4) и..клевал, и..вёлся
Карточка № 2
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А?
1) прор..сти, р..сток
2) сл..гаемое, пол..гаться
3) выр..щенный, Р..стов
4) прил..гать, предл..жение
- Карточка № 1
- В каком ряду в словах надо вместо пропуска вставить букву С?
- 1) расчихался, здесь
- 2) бездушный, распелся
- 3) развеселить, изменился
- 4) исклевал, извёлся
- Карточка № 2
- В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А?
- 1) прорасти, росток
- 2) слагаемое, полагаться
- 3) выращенный, Ростов
- 4) прилагать, предложение
Источник: https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-klass-uchitel-sergienko-vv-tema-analiz-kontrolnogo-diktanta-rabota-nad-oshibkami-obobschenie-i-sistematizac-2673731.html
Дидактический материал по русскому языку 5 класс по теме "Морфемика"
ЗАДАНИЯ по разделу: МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ
Задание1.
-
Выпишите из данного списка однокоренные слова, распределив их по группам. Подчеркните в однокоренных словах чередование гласных и согласных, если оно имеется.
- А: 1) Голубь, голубизна, голубика, голубоватый, голубчик, голубец;
- 2) Летний, летать, летный, лето, летун, многолетник, однолетки.
- В: 1) Наложить, прилагать, приладить, ложка, ладья, приложение, слагаемое, неполадка, обложка, ладушки.
- 2) Ворота, дворняга, подворотня, воротить, дворник, поворот.
- С: 1) Роса, росток, росомаха, растение, подросток, росистый, выращивать, вращать, расстегнуть, недоросль.
- 2) Горец, горчица, горький, горе, горняк, горчичник, горечь, подгорный, горевать, горчить.
- Задание 2.
- А: Выделите суффиксы, с помощью которых образуются существительные, обозначающие профессии.
- На ПИАНИНО играет ПИАНИСТ, на скрипке — , на барабане — , на трубе — , на органе — , на флейте — , на балалайке — , на гитаре — , на баяне — .
В: Образуйте от данных слов существительные, обозначающие лиц мужского или женского рода. Выделите суффиксы.
Паром — , агитация -, фокус- , бедный- , модный -.
С: Образуйте с помощью разных приставок как можно больше слов от глагола БЕЖАТЬ. Выделите в образованный словах все приставки. Подберите несколько однокоренных слов к глаголу БЕЖАТЬ, в которых обнаружилось бы чередование согласных.
Задание 3.
-
Выполните морфемный разбор слов.
- А: Гордец безводный подкормиться.
- В: Баранина приозёрный раствориться
- С: Подосиновик расплывчатый перемножить.
-
Проанализируйте разбор данных слов. При неправильном разборе предложите свой вариант морфемного анализа.
- А: Берез- няк- 0 пере- крестн-ый не- на-вид-е-ть.
- В: Рос-пись-0 бородат-ый рас-по-зна-ва-ть
- С: Без-време- нн- ик-0 клык- аст-ый при- остан – ови-ть-ся
- Задание 4.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Составьте с данными словами предложения.
А: Ш..(с,сс)е, ра(с,сс)вет, м..ршрут, ц..рк, в..лос..пед, пр..строиться, гр..мадный,ч..репаший, акац..я.
В: Ж..кей, ц..трус, бл..стать, ар..матный, оч..ртания, амуниц..я, ш..рох, ц..корий, ш..коладка, д..суг.
С: Ц..ц, обж..ра, ра(с,сс)ч..т, (с,з)бить, а(п,пп)етит, ц..плёнок, д..ван, ч..лка, к.бинет, те(н,нн)ис, ж..нглировать, крыж..вник.
Задание 5.
Перечислите значимые части слова. Дайте определение морфемы. Ответьте на вопрос: «Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова?»
Обозначьте в словах орфографические слоги и морфемы. Можно ли сказать, что слоги и морфемы одно и то же? Сделайте вывод.
- Образец: про-го-во-рить – про-говор-и-ть
- Корова, домик, дописать, вывод.
- Задание 6.
- Составьте слова, используя суффиксы – ОВАТ, -ЁНОК, -АЧ.
Путём присоединения приставок В-, ДО-, ЗА-, ОТ-, ПОД-, ПЕРЕ- образуйте новые слова. Какое значение имеет каждая из приставок?
Задание 7.
Распределите слова по значению приставки: «движение сверху вниз», « удалиться, устраниться». Свалиться, уйти, уползти, умчаться, убежать, сползти.
Подберите по 3 – 5 слов с суффиксом – ТЕЛЬ: 1) «лицо, профессия» — следователь; 2) «предмет» — выключатель.
Задание 8.
Разберите слова по составу. Выделяя приставки и суффиксы, объясняйте значение морфемы. Небольшого, въедет, гвоздиком, рубашонка, парашютный, маршрутчик, мечтательный.
- Докажите, что данные слова однокоренные, выделите корень.
- Вижу – увидеть, видно, предвидеть, перевидеть.
- Задание 9.
Решите задачу. Сами слова не известны, даны лишь их окончания. Требуется рассказать о каждом слове по его окончанию. Можно ли догадаться по окончанию, какое конкретно слово имеется в виду?
ЕШЬ ЕГО ОМУ
Являются ли эти слова однокоренными? Почему? Мучной – мучиться, душ – душный, железа´ – железный.
Задания 10.
Меняя формы слова с помощью окончаний, составьте предложения. В скобках содержатся пояснения.
-
Крыша, давно, уже, не быть ( прош.вр), крашен (жен.р).
-
Пассажир (Им.п, мн.ч), с вещи (Твор.п) сидеть (прош.вр), на, площадки(Предл.п, мн.ч).
Вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания в изменяемых словах.
По чистому снегу б..ж..т серая мыш..ка. За мыш..кой – доро..ка, где в снегу лапки ступали. Ув..дела мыш..ка с..сновую ш..шку, ухв..тила, скр..бёт и погл..дывает, нет ли хоря. А злой хорь по сл..дам п..лзёт. Вот –вот мыш..ку загонит и схватит. А мыш..ка праг в снег. Побрёл г..лодный хорь по белому снегу.
- Выберите название текста: «Хорь и мышка», «Умная мышка», «Мышка», «Злой хорь», объясните, почему выбрали такое название.
- Тест 1.
- А: Выберите вариант, где допущена ошибка в формулировке правила.
-
Приставка, корень, суффикс, окончание – это морфемы (части слова)
-
Морфемика – раздел науки о языке, в котором изучаются части слова ( морфемы)
-
При склонении или спряжении слова образуется форма этого же слова.
-
При склонении или спряжении слова изменяется не только грамматическое, но и лексическое значение.
Б: В каком слове есть приставка, корень, суффикс и окончание?
-
Убегут 2) Водяной 3) Прибрежный 4) Квартал
В: В каком ряду во всех случаях даны формы одного и того же слова?
-
Бабочки, бабочкой, о бабочке 2) клеточка, клеточкой, клетка
-
Стрелочка, со стрелочкой, о стрелке 4) лапочка, лапа, лапкой
С: В каком предложении глагол позвонить употребляется в форме прошедшего времени, в единственном числе, в женском роде?
-
Ты позвонишь мне завтра? 2) Он обязательно должен позвонить! 3) Одноклассница позвонила мне вчера. 4) Моим родителям позвонил учитель.
Д: Выберите правильный вариант продолжения мысли: Слова весёлый, веселиться, веселье…
-
Не имеют общего лексического значения
-
Относятся к разным частям речи, поэтому не могут иметь общего лексического значения.
-
Являются однокоренными и имеют общее лексическое значение.
Е: В каком ряду все слова являются однокоренными?
-
Полёт, лететь, лётчик 2) Лыжи, на лыжах, с лыжами 3) Суд, судить, судно 4) Дождик, дождливый, дождаться.
Тест 2.
А: Выберите вариант, где допущена ошибка в формулировке правила
-
Окончание – значимая часть слова, которая образует формы слова.
-
Окончание имени существительного обозначает только число.
-
Окончание служит для связи слов в словосочетании и предложении.
-
Нулевое окончание не выражено звуками, его грамматическое значение обнаруживается при сравнении форм слов.
Б: Укажите слово, которое оканчивается на букву А, но не имеет окончания – а.
-
Графика 2) Вчера 3) Азбука 4) Буква
В: Укажите форму слова с нулевым окончанием
-
Из партера (выйти) 2) В партере ( сидеть) 3) о партере (мечтать) 4) партер ( занят)
С: Какое из существительных имеет нулевое окончание в Родит. падеже, множественном числе?
-
В корзине пять помидор(?) 2) У Тани много дел(?) 3) Я положила на стол пять мандарин(?) 4) Трудно съесть сразу шесть апельсин(?)
Д: Укажите слово, которое состоит только из основы
-
Лиловый 2) Кабинет 3) Завтра 4) Читает.
- Е: В каком ряду все слова являются однокоренными?
- 1) Полёт, лететь, лётчик 2) Лыжи, на лыжах, с лыжами 3) Суд, судить, судно 4) Дождик, дождливый, дождаться.
- Повторение по теме «Морфемика. Орфография»
- 1.Найдите корень в словах: беседка, безделица, бездна, бесёнок, бескозырка
2. Выпишите в 1-ый столбик слова, основы которых состоят из приставки и корня, во 2-й – из корня и суффикса, а в 3-ий- из приставки, корня и суффикса.
Пожать, перевалить, доварить, великоватый, гранитный, мраморный, изумрудный, головушка, отдать, передать, водяной, жемчужинка, донести, безвоздушный, заговор, предвесенний, газетчик, выход.
3) Вставьте буквы, применяя изученные правила: ш..л, ш..ссе, ж..рдочка, ш..лк, поч..тный, изж..ванный, предл..жение, от птиц.., ц..фры, медиц..нский, у красавиц.., ц..кнуть.
4) Расположите данные слова в 2 столбика: 1) О 2) А
Р..стов, р..стовщик, выр..стающий, зар..сли, пор..сль, отр..сль, прил..гательное, сл..гаемое, предпол..жение, изл..гать, р..сток, з..рька, з..рницы, з..рево, на з..ре, возр..ст.
5) Вставьте пропущенные буквы вместо точек.
1р- бе..смысленный ра..смотреть мирово..зрение бе..хитростный ..бор
2р — ра..вешанный и..бегать ра..стояние ра..ставлять ра..дуть
3р — ра..сеянный ..делать ..жечь ра..цвет ..дание
6)Выпишите слова группами: а) непроизносимые согласные б) парные согласные в) согласные в приставках
И..живать, бе..радостный, ду(п,б), ко(з,с)ьба, про(с,з)ьба, праз..ник, во(к,г)зал, бе..чувственный, ненас..ный, трос..ник, бе..сердечный, бе..шумный, звёз..ный
7) Заполните таблицу своими примерами
Проверяемые гласные и согласные в корне | Непроверяемые гласные и согласные в корне | Чередующиеся гласные в корне | Гласные после шипящих и Ц в корне |
Источник: https://multiurok.ru/files/didaktichieskii-matierial-po-russkomu-iazyku-5-kla.html
Анализ программ и учебников по русскому языку
Знакомство учащихся со значимыми частями слова начинается с начальной школы.
В программе по русскому языку для 1-4 классов тувинской школы говорится, что «на базе практического усвоения грамматического строя русского языка учащиеся начальной школы овладевают операциями выделения значимых частей слова (без употребления терминов). Особое значение имеет тема «Состав слова» как для развития языкового чутья, так и для совершенствования орфографических навыков».
(Кызыл, 1987, с. 17). С первоначальными сведениями об окончании и основе, родственных словах, о корне, суффиксе и приставке учащиеся национальной школы впервые знакомятся в 3 классе.
В 4 классе закрепляются сведения о корне, суффиксе, приставке, вырабатывается умение подбирать однокоренные слова, группировать слова с одинаковой приставкой, суффиксом, употреблять их в речи.
Таким образом, школьники к началу изучения систематического курса русского языка уже владеют понятиями корня, приставки, суффикса, окончания, умеют производить морфемный разбор, подбирать родственные слова, образовывать новые с помощью словообразовательных приставок и суффиксов, указывать, от какого слова они образованы.
В 5 классе национальной школы (Учебник «Русский язык» Ашурова С.Д. и др.) знания по составу слова углубляются, даются новые сведения о способах словообразования (суффиксальный, префиксальный, суффиксально-префиксальный, сложение), о чередовании звуков при образовании и изменении слов.
Так, например, в учебнике «Русский язык» для 6 класса в начале года идет повторение понятий «основа», «окончание», «приставка», слов с чередующимися согласными и гласными. После изучения каждой части речи учащиеся знакомятся со способами образования частей речи (см. § 41, § 61, § 65 и др.).
Подробно рассматриваются суффиксы, участвующие в образовании имен существительных, имен прилагательных, глагола. Упражнения ориентированы на усвоение значений суффиксов. В учебнике имеется достаточное количество заданий на разбор слова по составу (см. упр. 376, 396, 418 и др.).
Работа с текстом предполагает работу и над составом слова (упр. 421, 424, 4310.
Согласно программе авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского «Русский язык. 5-9» морфемика изучается в V, а словообразование — в VI классе. Целью изучения морфемики является усвоение учащимися структуры слова, его значимых частей (морфем).
В связи с этим в V классе введены такие понятия: морфема как значимая часть слова, корень слова, суффикс, приставка, окончание, основа слова. В VI классе школьники знакомятся с основными способами образования новых слов на основе семантико-словообразовательного подхода к анализу структуры слова.
Программа предусматривает также усвоение орфографических правил, связанных со знанием структуры слова: правописание гласных и согласных в приставках, чередующихся гласных в корнях слов, буквы з — с на конце приставок и др.
В данной программе представлен перечень основных умений, которые формируются у учащихся в процессе усвоения разделов «Морфемика» и «Словообразование»: умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами, согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени со сложносокрашенными словами, умение пользоваться словообразовательным словарем, производить этимологический анализ слова.
В учебнике В.В.Бабайцевой (Русский язык. Учебник 5-11 классы. — М., 2000) изучение морфемики и словообразования проходит по линейному принципу в V классе. «Морфемика. Орфография» изучается в основном курсе, а словообразование — после изучения каждой части речи (см. §§ 98-101, §§ 129-131, §§ 142-145 и др.).
Авторы учебника уделяют большое внимание коммуникативному аспекта обучения русскому языку, упражнения формируют навыки говорения, языкового анализа, умений словообразовательного разбора слов. Одна из сложных тем 5 класса — «Словообразовательные цепочки», «Исторические изменения в составе слова» (§§ 57-58).
Для закрепления изученных понятий подобраны упражнения разного типа.
Усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка в учебном комплексе под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта проявляется в повышенном внимании к морфемной семантике.
«Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве»,- отмечается в объяснительной записке к программе.
В связи с этим в программу введены понятия словообразовательной модели, словообразовательной цепочки, исходной части слова.
По данной программе строение слова и способы его образования изучаются в V и VI классах. В V классе в разделе «Закрепление и углубление изученного в начальных классах» рассматривается слово и его строение: понятие морфемы как значимой части слова; корень, приставка, суффикс, окончание как значимые части слова.
В систематическом курсе происходит знакомство со следующими понятиями словообразования: способы образования новых слов (приставочный, суффиксальный, сложение); словообразовательная модель как схема построения слов определенной части речи.
В VI классе расширяются и углубляются сведения о словообразовании. Школьники знакомятся с приставочно-суффиксальным способом словопроизводства, словообразовательной цепочкой однокоренных слов. В процессе изучения морфологии постигаются способы словообразования знаменательных частей речи.
На основании знаний об этих теоретических понятиях формируются следующие умения: производить морфемный и словообразовательный разбор слова, подбирать однокоренные слова, понимать их значения, вносимые приставками и суффиксами, соблюдать словообразовательную цепочку слов, по типичным приставкам и суффиксам узнавать части речи и указывать способы их словообразования, объяснять значение слова, его грамматические признаки и правописание, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели. (Программа общеобразовательных учреждений: Русский язык: Учебный комплекс / Под ред. М.М.Разумовской. — М., 1998. — С. 69).
Все учебные программы предусматривают пополнение сведений о словообразовании в процессе изучения морфологии, где рассматриваются основные способы словопроизводства частей речи.
Источник: https://studwood.ru/550783/literatura/analiz_programm_uchebnikov_russkomu_yazyku
Учебно-методический материал по русскому языку на тему: Морфемика и словообразование. | Социальная сеть работников образования
Морфемика и словообразование.
МОРФЕМИКА
Морфемика (от греч. morph – ‘форма’) – это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. Термин «морфема» введен в научный обиход И.А. Бодуэном де Куртенэ в 1877 г.
Морфема – наименьшая значимая часть слова (в отличие от слога).
Слово состоит из основы и окончания. Основа — это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение. В основу входят:
- 1)приставка,
- 2)корень
- 3)суффикс.
- Познакомимся с новыми морфемами!
- 4)постфикс (ся/сь): беречь-ся, береги-сь;
- 5) интерфикс (соединительная гласная) ; сам-о-лет, змее-е-лов, пят-и-летка.
- Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
- ! Неизменяемые слова окончаний не имеют:
- Несклоняемые существительные: кофе, пальто, кино;
- Неопределённая форма глагола(инфинитив): читать, увидеться, нести, беречь;
- Деепричастия: рисуя, прочитав, учась;
- Наречия: вблизи, влево, горячо.
Порядок разбора слова по составу(морфемный разбор):
- Определите, к какой части речи относится слово.
- У изменяемого слова найдите окончание и определите его значение.
- Укажите основу слова (часть слова без окончания и без формообразующих суффиксов (например, суффикс -л- у глаг. в форме прош.времени, формообразующие суффиксы инфинитива).
- Выделите корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова).
- Выделите приставки и суффиксы (если они есть). Правильность выделения этих морфем докажите подбором слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами.
Пример: Повредит — глагол, обозначает действие — причинит вред. Окончание -ит указывает на то, что этот глагол II спряжения стоит в будущем времени, 3-м лице, единственном числе.
Такое же окончание в глаголах висит, сгорит, закричит и пр. Основа слова повред-. Приставка по- неизменяемая на письме. Такая же приставка в словах поговорить, побелить, поворот и др. Корень -вред-.
Этот же корень в словах вредный, вредить и т.д.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
Словообразование — раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. При словообразовательном анализе необходимо определить, от какого исходного слова и при помощи какого способа образовано данное слово.
Слова в русском языке образуются морфологическими и неморфологическими способами словообразования.
Неморфологические способы словообразования характеризуются тем, что в образовании слова не участвуют морфемы. Внешний облик слова остаётся неизменным, однако оно приобретает новое значение, изменяются морфологические признаки слова, другой становится его синтаксическая роль. Различают следующие неморфологические способы:
- Переход слова из одной части речи в другую. Пример: учительская(прил.) комната – учительская(сущ.)
- Сращение – два или несколько слов сливаются в одно, не изменяясь при этом внешне. Пример: сильно действующий – сильнодействующий
- Образование омонимов. Пример: кулак(сжатые пальцы) – кулак(сословие)
Морфологический способ – это способ словообразования, при котором новое слово образуется путем присоединения к производящей основе различных морфем (приставок, суффиксов) или другой основы. Окончания не входят в число словообразовательных морфем. Различают следующие морфологические способы:
- Приставочный: беспорядок ← порядок. Помни! Приставка не меняет часть речи! Чаще всего: Глаголы (воздействует-действует…) Наречия (навсегда – всегда…) Существительное (сверхчеловек – человек…) Прилагательное (гиперактивный – активный….) Местоимение (никогда – когда, нигде – где..)
- Суффиксальный: просительница ← проситель. Помни! Суффиксальный способ чаще образовывает новую часть речи. Чаще всего: Наречия на –о, -е (молниеносно← молниеносный ) Глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-, -ва- (рассматривать ← рассмотреть) Существительные с суффиксами -ени-, -ни-, -и-, -ти- (положение← положить)
- Бессуфиксный – новое слово образуется путём усечения суффикса(зыплыв ← заплывать). Образуются только существительные: а) от глаголов(значение действия) бег←бегать; б) от прилагательных существительные ж.р.на «–ь» (ширь – широкий, даль – далекий….). Чтобы правильно определить данный способ словообразования, необходимо найти в тексте отглагольное существительное(см.а – оно сохраняет значение действия), убедиться в том, что после корня сразу идёт окончание.
- Приставочно-суффиксальный: подбородок←борода. Образуются: Глаголы (разбежаться – бег…) Прилагательное (беспомощный — помощь…) Существительное (подснежник – снег, поморье – море…) Наречия (по-моему – мой…, во-первых – первый…, снова – новый…, вправо – правый)
- Сложение — образование нового слова путём сложения двух или нескольких основ (или целых слов) с соединительной гласной или без неё: пешеход ←пеший+ходит, плащ-палатка ←плащ+палатка. Внимание! Не путать с суффиксальным: Земледельческий ← земледелие, суффиксальный
Правило №1. Работать только с начальной формой слова (для склоняемых частей речи – именительный падеж, единственное число и, если возможно, мужской род, для глаголов – неопределенная форма).
Ловушка! перечитал ← перечитать (суффиксальный способ). Ошибка! –ть и –л- – формообразующие суффиксы, т.е. это формы одного и того же слова. Правильно: перечитал, н.ф. перечитать – читать (приставочный способ).
Правило №2. Если в слове есть приставка, то постараться найти прежде всего однокоренное слово с приставкой.
Ловушка! вход ← ход (приставочный способ). Ошибка! Ход – не самое близкое однокоренное слово! Правильно: вход ← входить (бессуффиксный способ).
Помни! При словообразовательном анализе помнить, что существуют исторические чередования гласных и согласных: — е/о/и/а/ноль звука (собрать – собирать – соберу); Ошибка: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –енн). Правильно: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –н). — шипящие ж,ш,ч,ц чередуются с г-к, з-с, д-т (пускать, пустить, пущу); — б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл (любить, люблю, влюбленный).
При подборе однокоренного слова помни следующее:
часть речи | от какой части речи может быть образовано | каким способом |
существительное | существительное | приставочный, суффиксальный,приставочно-суффиксальный |
Прилагательноеглагол | суффиксальный, бессуффиксный | |
прилагательное | существительное | суффиксальный, приставочно-суффиксальный |
прилагательное | приставочный | |
глагол | суффиксальный | |
глагол | глагол | приставочный, суффиксальный |
существительное | суффиксальный, | |
прилагательное | приставочно-суффиксальный | |
наречие | существительное, прилагательное, наречие, числительное, местоимение | суффиксальный,приставочно-суффиксальный |
причастие | суффиксальный | |
причастие, деепричастие | только глагол | только суффиксальный |
Алгоритм действий:
- Выписать слово в начальной форме и выделить окончание или формообразующий суффикс (-ть, -чь или –ти (инфинитив), — л (пр.время) у глаголов).
- Подобрать ближайшее родственное слово (оно должно максимально включать морфемы разбираемого слова) и выделить окончание или формообразующий суффикс.
- Выделить у двух слов общую часть (совпадающие морфемы)
- Определить способ образования по морфеме, которая не вошла в общую часть.
Образец словообразовательного анализа слова:
- Загородный. Лексическое значение: находящийся за городом.
- Основа слова – загородн
- Ближайшее родственное слово – город, его основа – город
- Сравним основы: загородн и город. В основе слова загородн выделяются ещё две значимые морфемы: приставка за- и суффикс -н-
- Слово загородный образовано приставочно-суффиксальным способом.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/07/30/morfemika-i-slovoobrazovanie
Тест. Итоговый тест по разделу "Морфемика. Словообразование. Орфография"
Итоговый тест позволяет осуществить контроль знаний обучающихся 5 класса по разделу «Морфемика. Словообразование. Орфография.»
Тестовые задания строятся по принципу правильного ответа и соответствуют структуре ЕГЭ.
Тест содержит задания, связанные с написанием проверяемых, непроверяемых и чередующихся безударных гласных в корне слова; написанием букв И-Ы после Ц в корне слова; правописанием приставок (неизменяемых, оканчивающихся на -З -С, ПРЕ-, ПРИ-). Также задания теста проверяют знания пятиклассников о составе слова, однокоренных словах и формах одного и того же слова.
Варианты ответов
- Раздел лингвистики, изучающий правила обозначения звуков речи буквами.
- Раздел лингвистики, изучающий значимые части слова – морфемы.
- Раздел лингвистики, изучающий части речи.
Какая часть слова называется значимой?
Варианты ответов
Варианты ответов
Укажите формообразующую морфему.
Варианты ответов
- окончание
- приставка
- основа
Что зависит от значения корня?
Варианты ответов
- лексическое значение слова
- грамматическое значение слова
- основа слова
Какова роль приставки и суффикса в слове?
Варианты ответов
- образуют новые слова
- образуют формы слова
- в них заключено главное лексическое значение
Найдите лишнее слово среди однокоренных: водить — водитель — подводник — проводник.
Варианты ответов
- водить
- подводник
- проводник
Найдите «лишнее» слово: расти — росток — растём
Варианты ответов
Что такое морфемный разбор?
Варианты ответов
- Выделение в слове значимых частей.
- Выделение в слове букв.
- Выделение в слове слогов.
Строение какого слова соответствует схеме: приставка — корень — суффикс — окончание?
Варианты ответов
- прибежал
- приставка
- списали
Строение какого слова соответствует схеме: корень — окончание
Варианты ответов
Укажите раздельное написание: (на) писал, (на) доел, (на) руке.
Варианты ответов
Найдите слово с проверяемой безударной гласной в корне слова.
Варианты ответов
- замереть
- примирять (друзей)
- замирать
Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне слова.
Варианты ответов
- косичка
- прикосновение
- косить
Укажите слово, в котором нет приставки.
Варианты ответов
В каком ряду во всех словах пишется буква е?
Варианты ответов
- приб..ру, пост..лить, выт..реть
- вым..рать, отб..рать, сж..чь
- выж..гать, зап..реть, бл..стать
В каком ряду во всех словах пишется буква а ?
Варианты ответов
- Р..стов, оз..рение, заг..реть
- Прил..гать, выр..щенный, прик..саться
- Прик..сновение, заг..р, отр..сль
В каком ряду во всех словах пишется буква и ?
Варианты ответов
- Пр..ключение, станц..я, без..нтересный
- Пр..интересный, ц..кнуть, сверх..нтересный
- Ц..ркуль, пр..коснуться, меж..нститутский
В каком ряду во всех словах пишется буква з ?
Варианты ответов
- Бе..жалостный, бе..вкусный, бе..ценный
- ..дача, ..дание, ..десь
- во..дать, чре..вычайно, раз..местить
В каком ряду на месте пропуска пишется буква О ?
Варианты ответов
- Расч..тливый, пш..нка, ш..рстка
- Крюч..к, ж..нглёр, борщ..м
- Ш..л, ж..ваный, ж..лудь
Источник: https://videouroki.net/tests/itoghovyi-tiest-po-razdielu-morfiemika-slovoobrazovaniie-orfoghrafiia.html
Морфемный анализ. принципы морфемного анализа
Морфемный анализ. принципы морфемного анализа
Цель морфемного анализа — определение морфемного состава слова. Методика проведения морфемного анализа базируется на ряде принципов и предполагает выполнение ряда задач — алгоритмов. В основе современного морфемного анализа слов лежат следующие принципы:
- Принцип двойного сравнения (принцип Г.О.Винокура), который требует: а) вхождения слова в ряд однокоренных: придумать, бездумный, дума; б) вхождение слова в ряд слов с одним и тем же аффиксом: потепление — потеплеть, потемнение — потемнеть. Этот принцип достаточно формален и не исключает ошибочного выделения морфем.
- Принцип производности базируется на глубинном словообразовательном анализе цепочки однокоренных слов, последовательно выводимых друг из друга.
Например, анализ слова частотность предполагает: 1) выделить основу из словоформы частотность-□; 2) Затем последовательно выделить словообразовательные аффиксы в составе словоформы, проверяя, чтобы каждая пара (производящее и производное слово) были связаны отношениями мотивации, т.е. производное должно мотивироваться, объясняться производящим. Выделение каждого аффикса должно быть осмысленным, обоснованным, доказательным.
- Частотность 'признак, свойство частотного'
- частотный
- частотный 'имеющий отношение к частоте'
- частота
- частота 'признак, качество, свойства частого'
- частый
- частый 'тот, что повторяется многократно'
Такой анализ позволяет выделить в слове морфемы: част-от-н-ость-П. Принцип производности позволяет более точно определять границы суффиксов, но неприменим при анализе непроизводных слов.
Таким образом, каждый из принципов имеет свои достоинства и недостатки. При морфемном анализе может использоваться любой принцип.
Для предупреждения ошибок следует соблюдать строгую последовательность в процедуре морфемного анализа.
Алгоритм морфемного анализа
- Определить частеречную принадлежность слова и ответить на вопрос, изменяема ли данная часть речи или словоформа. Неизменяемые слова и словоформы: наречия, безлично-предикативные слова, модальные слова, инфинитив, деепричастие, сравнительная форма прилагательных, служебные слова.
- Если слово изменяемое, изменить его в пределах словоформы, выделить окончание и, если есть, формообразующий аффикс (суффиксы глагольных форм, степеней сравнения и т.п.).
- Выделить основу. (Неизменяемая часть слова, без окончания).
- Найти корень, подобрав однокоренные слова, желательно разных частей речи.
- Выделить приставку.
- Выделить суффикс(-ы), применяя принципы двойного сравнения и производности, подбирая односуффиксальные слова или слова на суффикс меньше.
- Выделить постфиксы, интерфиксы, асемантичные аффиксы.
Источник: https://ebooks.grsu.by/morph_slovo/morfemnyj-analiz-printsipy-morfemnogo-analiza.htm