Причастный оборот и определяемые слова

  • Изучению особенностей причастия и деепричастия (в том числе причастных и деепричастных оборотов), как правило, посвящена большая часть рабочей учебной программы по русскому языку в 7 классе, в календарно-тематическое планирование включены такие темы, как «Причастный оборот: понятие, примеры использования в тексте», «Обособление причастного оборота», «Особенности деепричастного оборота», «Обособление деепричастного оборота», «Ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов» и др.
  • Как учителю логически выстроить уроки по данным темам таким образом, чтобы школьники не только поняли, что такое причастный и деепричастный обороты, но и научились корректно обособлять их?
  • Полагаем, педагогу поможет использование методических приемов, упражнений, которые используются в учебниках для 7 класса по русскому языку.

Рассмотрим, как построена методика изучения причастных и деепричастных оборотов в УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской.

В этих учебниках информация о причастном обороте предваряет сведения о деепричастном обороте.

В обоих рассматриваемых УМК под причастным оборотом понимается причастие с зависимыми словами, и приводятся такие примеры: исправляющий ошибки, рассказывающий о походе, грозно потемневшая и т.д.

В учебнике «Русский язык. 7 класс» М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И.Капинос , В. В. Львова на с. 75 дается упражнение 207, целью которого является формирование у школьников умения определять, в каких словосочетаниях причастие является главным словом, в каких — зависимым:

Прочитайте словосочетания. Определите, в каких из них причастие является главным словом, а в каких — зависимым. Спишите, распределяя эти словосочетания в три группы в соответствии с данными схемами:

Причастный оборот и определяемые слова

Приводим словосочетания, которые предлагаются школьникам для анализа:

Причастный оборот и определяемые слова

Одним из вариантов выполнения данного задания, на наш взгляд, является заполнение таблицы:

1 схема 2 схема 3 схема
Преодолевающие болезнь, переплывающие через реку, представляющий интерес, увидевший волка Наблюдающееся явление, горящие костры, сидящая девушка, подсохшее дерево, летящая стрела, обрабатываемая земля, огороженная территория Поднявшихся медленно, ярко белеющие, быстро потемневшее

Ребята, выполняя это упражнение, повторяют орфографические правила (правописание приставок пре- и при-, правописание окончаний причастий, правописание проверяемых гласных в корне слова и др.

), повторяют синтаксические правила построения словосочетания и основные синтаксические термины «определяемое слово в словосочетании», «главное слово в словосочетании».

На наш взгляд, важно, чтобы учитель на данном этапе акцентировал внимание семиклассников на вопросах, которые задаются от главного слова к причастию (какой? какая? какое? и др.). Как следствие, ребята сделают важный вывод: причастие в предложении является определением.

Семиклассники, выявляя особенности обособления причастного оборота, находят следующую информацию в этом учебнике.

1) Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми на письме. В этом случае причастный оборот является одним членом предложения — определением.

Причастный оборот и определяемые слова

2) Если причастный оборот находится перед определяемым словом, то он не выделяется запятыми. В этом случае каждое слово причастного оборота принято подчеркивать как член предложения.

Причастный оборот и определяемые слова

В качестве правила, регулирующего обособление причастного оборота, в учебнике «Теория. Русский язык. 5-9 класс» В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой на с. 169 дается следующая информация:

Причастный оборот и определяемые слова

В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой УМК В. В. Бабайцевой дается образец графического выделения причастного оборота на письме:

Причастный оборот и определяемые слова

Как видим, в этом учебнике причастный оборот (независимо от своего положения перед или после определяемого слова) графически выделяется волнистой линией как единый член предложения — определение.

Причастный оборот и определяемые слова

Закрепление полученных сведений о причастном обороте

В учебнике по русскому языку для 7 класса М. М. Разумовской в качестве упражнений, закрепляющих полученные сведения о причастном обороте, предлагаются задания на с. 75-78. Приведем некоторые из них.

Замените выделенные слова подходящими по смыслу причастными оборотами и закончите предложения. Обозначьте в каждом из них определяемое слово и причастный оборот. В причастиях выделите суффиксы и окончания.

  1. Причастный оборот и определяемые слова
  2. Рассмотрите записанные вами предложения. Докажите, что для каждого из них подходит схема:
  3. Причастный оборот и определяемые слова
  4. Перестройте свои предложения так, чтобы для них подходила схема:
  5. Причастный оборот и определяемые слова

Определите, изменится ли при этом пунктуация предложений. Запишите два перестроенных предложения (на выбор), обозначая в них определяемые слова и причастные обороты.

Предлагаем один из вариантов выполнения упражнения.

Исходное предложение Отредактированное школьником предложение Предложение, отредактированное школьником по схеме
Лодка, которую увлекает сильный поток, … . Лодка, увлекаемая сильным потоком, стремительно неслась вниз по течению. Увлекаемая сильным потоком лодка стремительно неслась вниз по течению.
Книга, которую прочитал школьник, … . Книга, прочитанная школьником, сиротливо лежала на книжной полке. Прочитанная школьником книга сиротливо лежала на книжной полке.
Тучи, которые гонит ветер, … . Тучи, гонимые ветром, принесли с собой шторм. Гонимые ветром тучи принесли с собой шторм.
Старые письма, которые хранит бабушка, … . Старые письма, хранимые бабушкой, пожелтели от времени. Хранимые бабушкой старые письма пожелтели от времени.
Земля, которая освещается солнцем, … . Земля, освещаемая солнцем, быстро согрелась. Освещаемая солнцем земля быстро согрелась.

Семиклассники могут поделиться своими наблюдениями о том, что причастный оборот поясняет определяемое слово, отвечает на вопрос определения и подчеркивается волнистой линией; сделать вывод об изменении пунктуации при перестроении предложений: если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется.

Выразительно прочитайте примеры и определите, почему они разделены на две группы. Установите, какой группе примеров соответствует каждая из схем.

  • Начертите схемы и к каждой из них выпишите из предложений соответствующие причастные обороты с определяемыми словами.
  • Выполните морфологический анализ выделенных слов.
  • Семиклассники могут начертить две схемы и привести примеры из каждой группы предложений; сделать вывод, что предложения разделены на две группы на основании того, что причастный оборот по отношению к определяемому слову может занимать разные позиции, и вспомнить правила обособления причастного оборота.

В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой и др. (УМК В. В. Бабайцевой) на с. 35-44 приводятся такие упражнения для закрепления знаний о причастном обороте и правилах его обособления.

Спишите предложения, согласуя данные в скобках причастия с выделенными определяемыми словами (ставьте от них вопросы к определениям, чтобы не ошибиться в выборе окончаний!). Причастные обороты обозначьте графически.

Школьники могут выполнить упражнение таким образом:

Исходное предложение Отредактированное школьником предложение
Углом называется геометрическая фигура, (образованный) точкой и двумя лучами, (исходящий) из этой точки. Углом называется геометрическая фигура, образованная точкой и двумя лучами, (исходящий) из этой точки.
Представление о прямой даёт (натянутый) луч света, (выходящий) из малого отверстия. Представление о прямой даёт натянутый луч света, выходящий из малого отверстия.
О точках, (принадлежащий) прямой, говорят, что они лежат на прямой. О точках, принадлежащих прямой, говорят, что они лежат на прямой.
Треугольником называется фигура, (состоящий) из трёх отрезков, попарно (соединяющий) три точки, (не лежащий) на одной прямой. Треугольником называется фигура, состоящая из трёх отрезков, попарно соединяющих три точки, не лежащие на одной прямой.

Школьники сделают важный вывод о том, что причастие поясняет определяемое слово и согласуется с ним в числе, падеже и роде (в единственном числе), отвечают на вопросы определения какой? какая? какое? и др. Следовательно, от того, сможет ли ученик найти определяемое слово и задать от него корректный вопрос, зависит, сделает ли он ошибку при употреблении причастного оборота или нет.

Объясните ошибки в употреблении причастий, исправьте их. Запишите отредактированные предложения, подчеркивая причастные обороты.

Приводим вариант выполнения данного упражнения:

Исходное предложение Отредактированное школьником предложение
По краям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от пыли листьями. По краям дороги виднелись чахлые тополя с листьями (какими?), посеревшими от пыли.
Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинками. Он не замечал ни лесов, ни озер (каких?), заросших кувшинками.
Люди пользуются водой из колодца, вытекающего из земных недр. Люди пользуются водой (какой?) из колодца, вытекающей из земных недр.
На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома. На деревьях распустились первые листочки (какие?), растущие около дома.
Мы подошли к домику, стоявшему на небольшой полянке и который был освещен яркими лучами солнца. Мы подошли к домику (какому?), стоявшему на небольшой полянке и (какому?) освещенному яркими лучами солнца.

Выполнение упражнение направлено на формирование у школьников умения выбирать правильную форму причастия-определения и ее корректно использовать.

Полагаем, среди основных результатов на данном этапе обучения, свидетельствующих об успешном освоении школьниками сведений о причастном обороте, необходимо назвать умение графически выделять причастный оборот волнистой линией, находить определяемое слово и задавать от него к причастию вопрос определения (какой? какая? какие? и др.).

Теоретические основы изучения деепричастного оборота

В рассматриваемых учебно-методических комплектах теоретические сведения о деепричастных оборотах и правилах его обособления представлена схожим образом:

● деепричастный оборот определяется в учебниках по русскому языку для 7 класса как деепричастие с зависимыми от него словами (например, скользя по утреннему снегу);

● как и одиночные деепричастия, деепричастный оборот рассматривается в предложении в качестве обстоятельство (т.е. отвечает на вопрос обстоятельства как? каким образом? и др.);

● правила обособление деепричастного оборота сформулировано следующим образом: он всегда выделяется на письме запятыми, например,

Закрепление полученных сведений о деепричастном обороте

Учебник по русскому языку для 7 класса УМК М. М. Разумовской включает пять заданий на закрепление знаний школьников о причастном обороте, среди которых мы выделим следующие упражнения.

Спишите, подчеркивая грамматические основы предложений и обстоятельства. Чем выражены эти обстоятельства?

Используя данные примеры, школьники расскажут о знаках препинания при деепричастном обороте и выявят предложение (третье), в котором содержится причастный оборот, графически обозначат его и сделают вывод об основном отличии причастного и деепричастного оборота.

● Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений. Обозначьте деепричастные обороты.

  1. Предлагаем вариант выполнения данного задания:

При выполнении этого упражнения семиклассники обязательно увидят в тексте использование причастного оборота (в предложениях 1 и 2), обозначат его графически и назовут вопросы, на которые отвечает причастный оборот (какой? какая? какие? и др.) и деепричастный оборот (как? каким образом? и др.).

В учебнике по русскому языку для 7 класса УМК В. В. Бабайцевой (с. 92-98) хотим выделить несколько упражнений, выполнение которых, на наш взгляд, сформирует у школьников умения использовать деепричастный оборот.

Подберите к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова. (Следите за порядком слов!) Запишите предложения, подчёркивая деепричастные обороты и объясняя постановку запятых.

Перед вами предложения с пунктуационными ошибками. Объясните причину их возникновения. Запишите предложения в исправленном виде.

Исправляя пунктуационные ошибки в данных предложениях, семиклассники научатся видеть «границы» деепричастного оборота и сделают вывод о важности анализа предложений такого характера.

Методический комментарий

Как показал проведенный нами анализ учебников по русскому языку для 7 класса названных учебно-методических комплектов, «репертуар» упражнений, формирующих умения видеть причастный оборот и деепричастный оборот в предложении, исправлять нарушения при их употреблении, использовать их в собственной речи, достаточно широк.

На наш взгляд, при изучении особенности причастного и деепричастного оборотов на основе УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М.

Разумовской учителю необходимо провести параллель между причастным оборотом и определением, деепричастным оборотом и обстоятельством, закрепить знания школьников, выполняя упражнение (например, представленные нами выше).

Полагаем, такая дифференциация учебного материала позволит школьникам избежать путаницы между причастным и деепричастным оборотами и, как следствие, ошибок.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/prichastnyy-i-deeprichastnyy-oboroty-uchimsya-razlichat/

Причастие и причастный оборот

Причастие представляет особую форму глагола, которая сочетает в себе признаки глаголов и прилагательных. При использовании в речевой конструкции с зависимыми словами образует причастный оборот.

Читайте также:  "претензия" или "притензия", как правильно пишется?

В данной статье подробно описаны характеристики и особенности причастного оборота с примерами, а также способы его определения в предложении.
Причастный оборот и определяемые слова

Причастие – особая форма глагола (в некоторых источниках – самостоятельная часть речи), которая обозначает признак по действию и отвечает на вопросы Какой? Что делающий? Что сделавший? Каков? Причастие имеет грамматические признаки глаголов (вид, время, залог) и прилагательных (род, число, падеж, полные и краткие формы); при употреблении с зависимыми словами образует причастный оборот.

Примеры причастий: покупающая сладости девочка, составленный учителем список, смотрящий по сторонам пешеход, спешащий на работу мужчина.

Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами. Вопросы причастного оборота – Какой? Что делающий? Что сделавший? В предложении причастный оборот может выполнять синтаксическую роль обособленного либо необособленного определения.

Особенности правописания причастного оборота зависят от того, какое место он занимает по отношению к определяемому слову (существительному или местоимению). Причастный оборот выделяется запятыми с двух сторон, если стоит после определяемого слова. Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то, как правило, не обособляется.

Причастный оборот примеры предложений: Маше подарили платье, сшитое из пестрой ткани. Увешанные спелыми яблоками ветви дерева сгибались до земли. Домик, стоявший на окраине села, утопал в зелени.

Одним из самых сложных моментов является определение границ причастного оборота. Чтобы найти причастный оборот в предложении нужно выделить причастие и зависимые от него слова, поставив вопрос от определяемого слова (определяемое слово не входит в состав оборота).

Примеры: Мальчик, ответивший на вопрос учителя, сел за парту. (Мальчик (какой?) ответивший на вопрос учителя). Сделанное из светлого металла кольцо блестело на солнце. (Кольцо (какое?) сделанное из светлого металла).
Важно! Причастный оборот может состоять только из полных причастий с зависимыми словами. Краткие причастия употребляются исключительно в роли части составного именного сказуемого.
Примеры: Плакаты были нарисованы учениками младших классов. Тетради были сложены в портфель.

Предлагаем для закрепления полученных знаний по причастию и причастному обороту пройти бесплатно тест на нашем сайте.

Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 5614.

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/prichastie-i-prichastnyy-oborot

Причастный оборот: запятые нужны или нет?

Причастный оборот и определяемые слова

Причастным оборотом называется согласованное распространённое определение, состоящее из причастия и зависимых от него слов. Отличить причастие от других частей речи можно, задав к слову соответствующие вопросы:

  • что делающий / (с)делавший?
  • какой?

Мальчик (что сделавший, какой?), открывший калитку ключом.

В предложении с одиночным причастием отсутствует вопрос к зависимым словам:

Смеющаяся девочка играла со щенком.

В предложении с причастным оборотом можно задать вопрос к поясняющим его словам:

Смеющаяся (над чем?) над шуткой подруги девочка забыла о ссоре с нею.

Причастный оборот, в свою очередь, зависит от главного слова (оно называется определяемым) и согласуется с ним в числе, падеже и роде:

Из-за спешки он забыл поднять часы с ремешком, упавшие на пол, и чуть не наступил на них.

Так как определяемое слово здесь часы, причастие должно быть во множественном числе — «часы с ремешком, упавшие на пол».

Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом

Выделение причастного оборота зависит от того:

1 Если причастный оборот перед определяемым словом, он обособляется интонационно и выделяется запятыми с 2-х сторон:

Обои, выгоревшие на солнце, стали почти белыми.

Туфли, купленные на распродаже, оказались бракованными.

В тех случаях, когда оборот стоит перед главным словом, запятая не ставится.

Выгоревшие на солнце обои стали почти белыми.

Купленные на распродаже туфли оказались бракованными.

Из этого правила есть ряд исключений.

2 Обособление требуется, если причастный оборот находится перед главным словом, но дополнительно отвечает на вопросы обстоятельства. В этих случаях предложение без искажения смысла можно превратить в сложноподчинённое с союзами:

  • «потому что»;
  • «вопреки»;
  • «так как»;
  • и т.д.:
  • Встревоженная тишиной в комнате, мама заглянула в детскую.
  • Или:
  • Мама заглянула в детскую, потому что была встревожена тишиной в комнате.
  1. Ставшие тяжелыми от налившихся яблок, ветви часто обламывались.
  2. Или:
  3. Ветви часто обламывались, так как стали тяжелыми от налившихся яблок.

3 Если главное слово — личное местоимение, запятая ставится:

Одетая в алое пальто, она выделялась из серой толпы.

Выросшие в полной свободе, они с трудом подчинялись надуманным правилам.

4 Обособление нужно, когда причастный оборот и главное слово отделены друг от друга иными членами предложения:

Намокшая под дожем, сидит у крыльца собака.

Вспорхнувший высоко на дерево, настырно чирикает воробей.

5 Если причастие — не определение, а часть составного сказуемого либо подлежащее, выделять его не нужно:

Дети прибежали домой запыхавшиеся от погони друг за дружкой.

Дети (что сделали?) прибежали запыхавшиеся. Причастие здесь входит в состав сказуемого.

В состав сказуемого также входят краткие причастия, поэтому конструкции с ними не обособляются.

Газон хорошо подстрижен рабочими.

Не нужно отделять запятыми конструкцию с причастием, перешедшим в существительное.

Всем читающим статьи в интернете стоит относиться к информации критически.

В данном примере причастие перешло в существительные и стало частью подлежащего (кому? — всем читающим), на его роль в предложении указывает определительное местоимение. Обособление не требуется.

6 Если в предложении два причастных оборота, относящихся к разным определяемым словам, запятые перед причастным оборотом нужны.

Я не сразу увидела ястреба, спикировавшего на воробья, забившегося от страха в колючий боярышник.

Когда обособленные определения относятся к одному определяемому слову, они являются однородными.

Надо было успеть вернуть библиотечные книги, лежавшие в беспорядке тут и там или розданные по знакомым.

Частые ошибки

Трудности возникают из-за недостаточного опыта употребления причастных оборотов в речи или на письме. Ниже рассмотрены 4 распространенных ошибки.

1 Нельзя ставить определяемое слово в середину причастного оборота.

Неправильно:

Сестра не знала, что ей делать с найденным телефоном на улице.

Правильно:

Сестра не знала, что ей делать с телефоном, найденным на улице.

Сестра не знала, что ей делать с найденным на улице телефоном.

2 Лишние запятые или, наоборот, отсутствие их, когда они нужны.

Налитые в тарелку, щи прокисли.

Овчарка найденная в заброшенном доме оказалась дрессированной.

3 Нельзя согласовывать причастие со словом, не являющимся определяемым.

Неправильно:

Посмотрела на корешок книги, стершейся от времени.

Правильно:

Посмотрела на корешок книги, стершийся от времени.

4 Действительные возвратные причастия нельзя употреблять для обозначения действий совершаемых над предметом (в этом случае правильно использовать страдательные причастия).

Неправильно:

Хоругви, несущиеся священниками, были вышиты вручную.

Правильно:

Хоругви, несомые священниками, были вышиты вручную.

Источник: https://PishuGramotno.ru/punktuacia/kogda-prichastnyj-oborot-vydelyaetsya-zapyatymi

Что такое определяемое слово? ОС в причастном обороте

Определяемое сло­во — это лек­се­ма, обо­зна­ча­ю­щая пред­мет, от кото­рой зави­сит дру­гое сло­во (обо­рот или пред­ло­же­ние), выра­жа­ю­щее его при­знак, каче­ство или при­над­леж­ность.

Что такое определяемое слово?

В сло­во­со­че­та­нии раз­ли­ча­ют глав­ное сло­во и зави­си­мое, напри­мер:

  • цве­ток (какой?) голу­бой;
  • собач­ка (какая?) белая;
  • небо (какое?) чистое;
  • пиджак (чей?) папин;
  • нора (чья?) лисья;
  • вяза­ние (чьё?) бабуш­ки­но;
  • меч­ты (чьи?) деви­чьи.

С точ­ки зре­ния син­так­си­са рус­ско­го язы­ка глав­ные сло­ва «цве­ток», «собач­ка», «небо», «пиджак» и пр. в при­ве­ден­ных сло­во­со­че­та­ни­ях явля­ют­ся опре­де­ля­е­мы­ми, так как от них к зави­си­мым сло­вам зада­ют­ся вопро­сы опре­де­ле­ний:

  • какой? какая? какое? какие?
  • чей? чья? чьё? чьи?

В рус­ском язы­ке суще­ству­ет нефик­си­ро­ван­ный поря­док слов в сло­во­со­че­та­нии, поэто­му опре­де­ля­е­мое сло­во может нахо­дит­ся как после зави­си­мо­го сло­ва, так и перед ним:

  • крас­ная гвоз­ди­ка;
  • жизнь (чья?) ребен­ка.

В роли опре­де­ля­е­мых слов обыч­но высту­па­ют имя суще­стви­тель­ное или местоимение-существительное, а так­же сло­ва, заме­ня­ю­щие имя суще­стви­тель­ное (суб­стан­ти­ви­ро­ван­ные части речи).

  • зеле­ная тра­ва;
  • про­стор­ная ван­ная;
  • отваж­ный сме­лый;
  • тот в чер­ной шап­ке;
  • гром­кое «ау»;
  • вос­тор­жен­ное «ах».

Определяемое слово в причастном обороте

Слово может опре­де­лять не толь­ко дру­гая лек­се­ма, но и обо­рот, и даже пред­ло­же­ние.

В пред­ло­же­нии к опре­де­ля­е­мо­му сло­ву, как пра­ви­ло, отно­сит­ся при­част­ный обо­рот, кото­рый может зани­мать раз­ное поло­же­ние, нахо­дясь как перед опре­де­ля­е­мым сло­вом, так и после него.

Освобожденная от оков, она [река] дви­ну­лась навстре­чу пото­кам, соеди­ни­лась с ними, затоп­ляя все, что было выше её уров­ня: поля­ны, ого­ро­ды и ближ­ние к реке избы (М. Алексеев).

Я снял газе­ту и уви­дел про­сто­ква­шу, осве­щен­ную голу­бым лун­ным све­том (В. Катаев).

От пози­ции в пред­ло­же­нии при­част­но­го обо­ро­та зави­сит поста­нов­ка зна­ков пре­пи­на­ния.

Определяемое слово в сложноподчиненном предложении

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии одно пред­ло­же­ние под­чи­ня­ет­ся дру­го­му по смыс­лу, что выра­же­но с помо­щью под­чи­ни­тель­ных сою­зов.

В глав­ной части тако­го слож­но­го пред­ло­же­ния с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным, опре­де­ли­тель­ным, сте­пе­ни, обра­за дей­ствия и места, как пра­ви­ло, суще­ству­ет опре­де­ля­е­мое сло­во, от кото­ро­го зада­ет­ся син­так­си­че­ский вопрос к при­да­точ­но­му пред­ло­же­нию.

Примеры из художественной литературы

Долго Авилов слу­шал эти страст­ные, отча­ян­ные жало­бы, и все ста­рал­ся при­пом­нить (что?), где он рань­ше слы­шал похо­жий голос (А. Куприн. Ночлег).

Маленький дом (какой?), где я живу в Мещёре, заслу­жи­ва­ет опи­са­ния (К. Паустовский).

Паровоз чер­не­ет так (в какой мере и сте­пе­ни?) дале­ко впе­ре­ди, что едва виден (И. Бунин. Жизнь Арсеньева).

Я про­жил жизнь так (как?), что мне не за что крас­неть (А. Ф. Кони).

Алексей пополз туда (куда?), где теперь уже совсем ясно были раз­ли­чи­мы зву­ки кано­на­ды (Б. Полевой. Повесть о насто­я­щем чело­ве­ке).

Волга там (где?), где не было тени, свер­ка­ла живой упру­гой рту­тью (В. С. Гроссман. За пра­вое дело).

Читайте также:  Как пишется "почетный гражданин"?

Видеоурок

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/sintaksis/opredeliaemoe-slovo.html

Примеры причастного оборота

Причастный оборот — это причастие с зависимыми словами. В предложении является определением. Рассмотрим правила постановки запятых в простом предложении с причастным оборотом с примерами.

Обособление причастного оборота

Причастный оборот широко распространён в письменной речи, поэтому необходимо знать пунктуационные правила его обособления в предложениях. Работая с причастным оборотом, в предложении нужно уметь находить 3 элемента:

  1. определяемое слово. Существительное или местоимение (редко), от которого зависит причастие. Может стоять в любом падеже. На схемах обозначается крестиком сверху. Будем выделять его полужирным шрифтом;
  2. причастие;
  3. слова, зависящие от причастия.

Особенности пунктуации в предложении с причастным оборотом зависят от расположения определяемого слова и причастного оборота относительно друг друга. На схемах причастный оборот выделяется с двух сторон вертикальными чертами, зависимость от главного слова показывают стрелочкой.

Причастный оборот обособляется всегда, если стоит после определяемого слова.

Примеры причастного оборота после определяемого слова:

  • Корабль, показавшийся на горизонте, можно было заметить только в бинокль.
  • Из земли, щедро политой майским дождём, дружно показались зелёными иголочками всходы.

Обычно причастный оборот не обособляется перед определяемым словом.

Примеры причастного оборота перед определяемым словом:

  • Парящий над полем орёл вдруг камнем полетел вниз.
  • Внезапно налетевший ветер сорвал с моей головы шляпу.

Внимание! Если причастный оборот имеет добавочное действие уступки или причины, то выделяется запятыми, даже если стоит перед определяемым словом.

  • Уснувшая только глубокой ночью, мать утром чувствовала себя разбитой.
  • Слегка припорошенный снегом, лёд на солнце ослепляюще сверкал.

Причастный оборот, относящийся к местоимению, всегда выделяется знаками.

  • Увлечённые разговором, они не услышали приближавшихся шагов.
  • Удивлённые неожиданной встречей, мы не могли найти слов.

Несколько причастных оборотов в предложении

В предложении может быть не один причастный оборот, а два или даже три. Если они однородные (то есть относятся к одному определяемому слову), то действуют правила постановки знаков препинания между однородными членами.

Однородные причастные обороты, примеры:

  • Первый снег, выпавший ночью и скрывший осеннюю грязь, безумно обрадовал детвору.
  • От пыли, поднятой порывом ветра, закружившейся столбом и полетевший по дороге, пришлось зажмуриться.

Предложение может содержать и неоднородные причастные обороты, которые относятся к разным словам в предложении.

Предложения с двумя причастными оборотами, примеры:

  • Лаявшая на прохожих собака была привязана к деревцу, гнущемуся от её порывистых движений.
  • Солнце, выглянувшее из-за тучи, озарило луг, только что политый обильным дождём.

Распространённые ошибки при использовании причастного оборота

Распространённые нарушения построения предложения с причастным оборотом, примеры:

  1. Согласование причастия с определяемым словом. Например:
    • Перга — продукт пчеловодства, распространённая в народной медицине. Причастие относится к слову «продукт», поэтому должно согласовываться с ним и cтоять в форме мужского рода.Правильно: Перга — продукт пчеловодства, распространённый в народной медицине.
    • Дети лакомились малиновым вареньем, сваренное бабушкой. Причастие «сваренный» должно стоять в форме творительного падежа, так как относится к слову «вареньем».Правильно: Дети лакомились малиновым вареньем, сваренным бабушкой.
  2. Причастный оборот разделён определяемым словом. Например:
    • Медведица горевала по убитому медвежонку браконьерами. Определяемое слово «медвежонок» должно стоять или после, или перед причастным оборотом.Правильно: Медведица горевала по убитому браконьерами медвежонку. Или: Медведица горевала по медвежонку, убитому браконьерами.
  3. Сочетание в одном предложении причастного оборота и придаточного предложения с союзным словом «который». Например:
    • Книга, которую взяли в библиотеке и уже прочитанная, лежала на столе. Следует использовать два причастия или два глагола.Правильно: Книга, взятая в библиотеке и уже прочитанная, лежала на столе. Или: Книга, которую взяли в библиотеке и уже прочитали, лежала на столе.
  4. Время причастия не совпадает со временем глагола. Например:
    • Котёнок, лежавший на коврике, мурлычет. Глагол и причастие должны стоять в формах одного времени.Правильно: Котёнок, лежавший на коврике, мурлыкал. Или: Котёнок, лежащий на коврике, мурлычет.
  5. Определяемое слово стоит далеко от причастного оборота. Например:
    • Тропинка убегала вглубь сада, усыпанная опавшими лепестками. Определяемое слово и причастный оборот должны стоять рядом.Правильно: Тропинка, усыпанная опавшими лепестками, убегала в глубь сада. Или: В глубь сада убегала тропинка, усыпанная опавшими лепестками.

Смотри также: Примеры деепричастного оборота

Источник: https://bingoschool.ru/blog/219/

Причастный оборот – примеры предложений: как найти по определяемому слову и как подчеркивать

Многие учащиеся испытывают затруднения в тех случаях, когда надо найти в предложении особые синтаксические конструкции. Пожалуй, центральное место среди них занимает причастный оборот. Примеры и рекомендации, представленные в данной статье, помогут справиться с этой проблемой.

Что такое причастный оборот

Причастие с одним или более зависимыми словами называется причастным оборотом. 

В предложении он выполняет функцию согласованного распространенного определения: «Туристы увидели зеленеющий вдали лес. Все знали, что Кутузов одарен храбростью, доходящей до героизма» (Е. Тарле).

Рассматривается конструкция как единое целое и не разбивается на отдельные члены предложения.

Как подчеркивать такое синтаксическое образование — непрерывной волнистой линией.

Обратите внимание! Причастный оборот могут образовывать лишь причастия в полной форме: «Он поднял ладонь, плотно сжатую в кулак». Функция форм кратких – именная часть составного сказуемого: «Ее тонкие губы оказались сжаты настолько плотно, что стали похожи на ниточку».

Зависимое и определяемое слово

Следует разграничивать два понятия: зависимое и определяемое слово. К определяемому относится оборот в предложении. Именно от него и задается вопрос: «По узкой тропинке (какой?), извивающейся между скал, мы поднимаемся на смотровую площадку».

Определяемое слово бывает только одно и всегда представлено либо существительным, либо местоимением. К зависимому задается вопрос от причастия: «На полу блестело разлитое (кем?) кошкой молоко». Подобных слов в причастном обороте бывает одно либо несколько.

Обратите внимание! Определяемое слово может находиться либо перед распространенным определением, либо после него: «Родственники, живущие в деревне, остановились у нас. Живущие в деревне родственники остановились у нас». Располагать определяемое слово внутри конструкции недопустимо: «Живущие родственники в деревне остановились у нас».

Словосочетания в причастных оборотах

Хотя причастие с зависимыми словами рассматривается как один член предложения, при необходимости его можно разделить на отдельные словосочетания. Их количество зависит от числа зависимых слов, входящих в состав конструкции.

Если она состоит только из двух слов, то он будет представлять собой словосочетание с типом связи управление или примыкание, например:

  • громко (как?) звенящий – примыкание;
  • звенящий (чем?) колокольчиком – управление.

Если к причастию относятся несколько зависимых слов, то в составе распространенного определения выделяется более одного словосочетания. Так, «с любовью написанная величайшим живописцем» включает в себя следующие сочетания слов:

  • написанная (как?) с любовью – примыкание
  • написанная (кем?) живописцем – управление;
  • живописцем (каким?) величайшим – согласование.

Обратите внимание! Если распространенное определение складывается только из двух самостоятельных слов, то образуется сочетание слов с причастием в роли главного. Если из него можно выделить несколько словосочетаний, то это условие снимается.

Необособленное и обособленное причастие

Причастие с зависимыми словами обособляется только при следующих условиях:

  1. Если оно находится позади определяемого слова: «Мальчик, успешно пробежавший стометровку, включен в школьную команду».
  2. Если оно расположено до определяемого слова и несёт на себе дополнительную смысловую нагрузку – передает условные, причинные, уступительные и прочие значения. В этом случае причастный оборот легко заменяется придаточной конструкцией: «Запыхавшаяся от бега, собака сразу легла. Собака сразу легла, потому что запыхалась от бега».
  3. Если оно относится к любому местоимению из разряда личных. Где находится обособленный оборот относительно определяемого слова, в этом случае не существенно: «Пораженный страхом, я иду за матушкой. Я иду за матушкой, пораженный страхом».
  4. Если другие члены предложения отрывают его от определяемого слова: «Упала очередная балка, и, получившее свежую пищу, с новой силой разгорелось пламя».

Причастие с зависимыми словами не обособляется, если:

  1. Находится непосредственно перед определяемым словом (кроме указанных выше особых случаев): «Разлившаяся по всей округе вода неожиданно ушла».
  2. Стоит после местоимений неопределенных: «В их взгляде мелькали странные огоньки когда-то тревожащие душу».
  3. Располагается после местоимения с обобщающим значением весь: «Все пришедшие на собрание рабочие посмеялись над шуткой».

Это интересно! Уроки русского: что это такое страдательное причастие

Предложения с причастными оборотами

Распространенные определения часто употребляются в книжной речи. При этом в пределах одной предикативной конструкции их иногда встречается сразу несколько. Они могут относиться как к одному, так и к разным зависимым словам.

Как определить, где находится причастный оборот в простом или сложном предложении? Для этого рекомендуется воспользоваться таким алгоритмом:

  1. Найти причастие.
  2. Определить с помощью вопроса, от какого слова оно зависит.
  3. Выявить все части речи, к которым от выбранного причастия можно задать вопросы.
  4. Выделить запятыми обособленный причастный оборот. Обозначить конструкцию вертикальными чертами.

Схемы предложений с причастными оборотами включают в себя не только стандартные элементы (скобки, знаки препинания и союзы), но и вертикальные черты, между которыми располагается волнистая линия,- в них обозначаются распространенные определения.

Простые и сложные предложения

Простые предложения обычно содержат только одно распространенное определение: «Ядреный морозец, ударивший ночью, сразу все преобразил» (Б. Полевой). «Оставленная всеми Мавра Ильинична была в восхищении».

Однако бывают случаи, когда в их состав включается более одного подобного компонента. Они могут относиться к одному или разным определяемым словам.

«Видавший всякие виды вездеход остановился на берегу реки, окутанной утренним туманом. По степи, густо заросшей травой и разукрашенной весенними цветами, лошади шли шагом».

Читайте также:  Паронимия и парономазия - что это такое? отличия паронимов и парономазов

Сложные предложения объединяют в своем составе несколько простых.

Объем таких синтаксических образований позволяет включать в них как одно, так и несколько распространенных определений.

Например: «Девица, сконфуженная такой исключительной болезнью своего жениха, не могла особенно высказывать свою печаль и тревогу» (М. Зощенко).

«Возле дамы метался какой-то гражданин, сдирающий с себя летнее пальто и от волнения не справляющийся с рукавом, в котором застряла рука» (М. Булгаков).

«Сквозь щелки в ширмах он видел освещенную месяцем свою комнату и видел прямо висевший на стене портрет» (Н. Гоголь). «Луазо, стянувший в трактире колоду карт, засаленных за пять лет игры на плохо вытертых столах, затеял с женой партию в безик» (Г. Мопассан).

Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/prichastnyj-oborot.html

Решу егэ

7.1. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Причастный оборот — это причастие с зависимыми словами. Например, в предложении Выпускники, успешно сдавшие экзамен, становятся абитуриентами
  • слово выпускники —главное слово,
  • сдавшие  — причастие,

сдавшие (как?) успешно и сдавшие (что?) экзамен — это зависимые от причастия слова .

Таким образом, причастный оборот в данном предложении — успешно сдавшие экзамен. Если изменить порядок слов и записать это же предложение по-другому, поместив оборот до главного слова (Успешно сдавшие экзамен выпускники становятся абитуриентами), изменится лишь пунктуация, а оборот остаётся без изменений.

Очень важно: перед началом работы с заданием 7 на нахождение ошибок в предложении с причастием советуем прорешать и изучить задание 16, в котором проверяется умение ставить запятые при правильно построенных причастных и деепричастных оборотах.

Цель задания  — найти одно такое предложение, в котором нарушены грамматические нормы при употреблении причастного оборота. Конечно же, поиск нужно начинать с нахождения причастия. Помните, что разыскиваемое причастие должно быть непременно в полной форме: краткая форма никогда не образует причастного оборота, а является сказуемым.

Для успешного выполнения этого задания необходимо знать:

  • правила согласования причастия и главного (или определяемого) слова;
  • правила расположения причастного оборота по отношению к главному слову;
  • время и вид причастий (настоящее, прошедшее; совершенный, несовершенный);
  • залог причастий (действительный или страдательный)

Обращаем внимание на то, что в предложении с причастным оборотом может быть допущены не одна, а две или даже три ошибки.

Примечание для учителей: учитывайте, что у авторов различных пособий точка зрения на классификацию, а также на типы ошибок, которые можно отнести к определённому типу, различна. В основу принятой на РЕШУ классификации положена классификация И.П. Цыбулько.

Классифицируем все типы возможных грамматических ошибок при употреблении причастного оборота.

7.1.1 Нарушение согласования причастия с определяемым словом

Правило, по которому одиночные причастия (а также включённые в причастный оборот) согласуются с главным ( =определяемым) словом, требует постановки причастия в тот же род, число и падеж, что и главное слово:

о детях (какИХ?) возвращающИХся из поездки; для выставки (какОЙ?) готовящЕЙся в музее.

  1. Поэтому просто находим предложение, в котором есть полное причастие, а его окончание не соответствует (или) роду, (или) падежу,(или) числу главного слова.
  2. 1 тип, самый лёгкий
  3. Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.
  4. Я долго разговаривал с авторами, написавших эту замечательную статью.
  5. Мне довелось пообщаться с гостями, присутствовавшие на открытии выставки.

В чём причина ошибки? Причастие не согласовано со словом, которому оно должно подчиняться, то есть окончание должно быть другим. Ставим вопрос от существительного и меняем окончание причастия, то есть согласуем слова.

Приведём исправленный вариант :

Я долго разговаривал с авторами (какИМИ?), написавшИМИ эту замечательную статью;

Мне довелось пообщаться с гостями (какИМИ?), присутствовавшИМИ на открытии выставки.

В данных примерах существительное и его причастие стоят рядом, ошибка видится легко. Но так бывает не всегда.

  • 2 тип, труднее
  • Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.
  • Мне довелось пообщаться с автором книги, недавно опубликованного.
  • Мне хочется найти слова песни, услышанные недавно.

В данных предложениях есть по два существительных: автором, книги; слова, песни. К какому из них прикреплён оборот с причастием? Думаем о смысле. Что было опубликовано, автор или его книга? Что хочется найти, слова или песню?

Приведём исправленный вариант :

Мне довелось пообщаться с автором книги (какОЙ?), недавно опубликованнОЙ.

Мне хочется найти слова песни (какОЙ?), услышаннОЙ недавно.

3 тип, ещё сложнее

Окончания причастий порой выполняют очень большую смыслоразличительную миссию. Думаем о смысле!

Сравним два предложения:

Шум моря (какого?), будившЕГО меня, был очень сильным. Что будило? Получается, что море. Море не может будить.

Шум (какой?) моря, будившИЙ меня, был очень сильным. Что будило? Получается, что шум. А шум будить может. Это правильный вариант.

Я услышал тяжёлые шаги (какИЕ?) медведя, преследовавшИЕ меня. Шаги не могут преследовать.

Я услышал тяжёлые шаги медведя (какОГО?), преследовавшЕГО меня. Медведь может преследовать. Это верный вариант.

Дети сотрудников (какИХ?), имеющиХ какие-либо заболевания, получают льготные путёвки в санаторий. Причастие «имеющИХ» относится к слову «сотрудников». Получается, заболевания будут у сотрудников, а дети больных сотрудников получат путёвки. Это неверный вариант.

Дети (какие?) сотрудников, имеющИЕ какие-либо заболевания, получают льготные путёвки в санаторий. Причастие «имеющие» относится к слову «дети», и мы понимаем, что это у детей есть заболевания, и им нужны путёвки.

4 тип, вариантный

Часто встречаются предложения, в которых есть словосочетания из двух слов, первое их которых является частью целого, обозначенного вторым, например: каждый их участников, один из всех, любой из названных, часть из них, часть подарков..

К каждому из уществительных может быть присоединён причастный оборот в зависимости от смысла: в подобных словосочетаниях причастие (причастный оборот) может быть согласовано с любым словом.

Ошибкой будет, если причастие «зависнет» и не будет иметь связи ни с одним из слов.

  1. Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.
  2. Каждому из участников, получившим максимальное количество баллов, было предоставлено право исполнить ещё по одному номеру.
  3. Причастие может быть согласовано как со словом «каждому», так и со словом «участников».
  4. Каждому (какОМУ?) из участников, получившЕМУ максимальное количество баллов, было предоставлено право исполнить ещё по одному номеру
  5. или

Каждому из участников (какИХ?), получившИХ максимальное количество баллов, было предоставлено право исполнить ещё по одному номеру.

Обращаем внимание на то, что ошибкой будет несогласование НИ с первым словом, НИ со вторым:

Неверно: Каждому из участников, получившИЕ… или Каждому из участников, получившИМИ… Так нельзя.

В пояснениях на РЕШУ чаще используется вариант согласования с окончанием ИХ.

Аналогично верно: Часть книг (какИХ?), полученнЫХ в подарок, пойдёт в подарок.

  • Или Часть (какАЯ) книг, полученнАЯ в подарок, пойдёт в подарок.
  • Неверно: Часть книг, полученнЫЕ в подарок, пойдёт в подарок.
  • ПРИМЕЧАНИЕ: такой тип ошибки при проверке сочинений считают ошибкой согласования.

7.1.2 Причастный оборот и место главного слова

В правильно построенных предложениях с причастным оборотом главное (или определяемое слово) не может стоять внутри причастного оборота. Его место или до, или после него. Помните, что этого зависит расстановка знаков препинания!!!

  1. Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.
  2. Необходимо тщательно проверять направляемые документы на экспертизу.
  3. Мы шли по усеянной аллее опавшими листьями.
  4. Ведущая улица в город была свободна.
  5. Созданный роман молодым автором вызывал оживлённые споры.
  6. Обратите внимание: при таком построении предложения совершенно непонятно, ставить ли запятую.
  7. Приведём исправленный вариант :

Необходимо тщательно проверять документы, направляемые на экспертизу. Или: Необходимо тщательно проверять направляемые на экспертизу документы.

Мы шли по аллее, усеянной опавшими листьями. Или: Мы шли по усеянной опавшими листьями аллее.

Улица, ведущая в город, была свободна. Или: Ведущая в город улица была свободна.

Роман, созданный молодым автором, вызывал оживлённые споры. Или: Созданный молодым автором роман вызывал оживлённые споры.

7.1.3. Причастные обороты, включающие неправильные формы причастий

В соответствии с нормами образования причастий, в современном русском литературном языке не употребляются формы причастий на –щий, образованные от глаголов совершенного вида со значением будущего времени: не бывает слов обрадующий, помогущий, прочитающий, сумеющий. По мнению редакции РЕШУ, такие ошибочные формы должны представлены в задании 6, но, поскольку в пособиях И.П. Цыбулько аналогичные примеры есть, считаем важным отметить данный тип тоже.

  • Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.
  • Пока я не нашёл человека, сумеющего помочь мне.
  • Ценный приз ожидает участника, найдущего ответ на этот вопрос.

Эти предложения необходимо исправить, потому что от глаголов совершенного вида причастия будущего времени не образовываются. Не бывает у причастий будущего времени..

  1. Приведём исправленный вариант :
  2. Заменяем несуществующее причастие глаголом в условном наклонении.
  3. Пока я не нашёл человека, который сумеет помочь мне.
  4. Ценный приз ожидает человека, который найдёт ответ на этот вопрос.

7.1.4. Причастные обороты, включающие неправильные формы залога причастий

Такой тип ошибки был в заданиях ЕГЭ прошлых лет (до 2015 года). В книгах И.П. Цыбулько 2015-2017 года подобных заданий нет. Этот тип распознаётся труднее всего, и связана ошибка с тем, что причастие употребляется не в том залоге, другими словами, вместо страдательного используется действительное.

  • Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.
  • Документы, направляющиеся на экспертизу, необходимо тщательно проверять. 
  • Конкурс, проводящийся организаторами, очень понравился участникам.
  • Пена, наливающаяся в ванну, имеет приятный аромат.
  • Приведём исправленный вариант :
  • Документы, направляемые на экспертизу, необходимо тщательно проверять. 
  • Конкурс, проведённый организаторами, очень понравился участникам.
  • Пена, которую наливаем в ванну, имеет приятный аромат.

Источник: https://rus-ege.sdamgia.ru/handbook?id=231

Ссылка на основную публикацию