50 однокоренных слов к слову «работа»

17 сентября

Русский язык

Тема урока. Слово в языке и речи. Однокоренные слова.

Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова,   развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать    однокоренные слова, развивать умение анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, обогащать словарный запас учеников, совершенствовать навыки каллиграфии, формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату,  умение самоконтроля и самооценки,  умение ставить и решать учебные задачи, обогащать словарный запас, совершенствовать навыки каллиграфии.

Ход урока.

I.Организация класса.

-Дети проверили готовность к уроку.

Руки? На месте.

Ноги? На месте.

Локти? У края.

Спина? Прямая.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  • Просмотр отрывка серии №38 «Изучаем русский язык с Хрюшей»(песенка).
  • Есть у каждого словечка
  • Дружная семейка:
  • Змей, змеиный, змеелов.
  • Маленькая змейка.
  • Как не могут в жизни люди
  • Обходиться без родни,
  • Так же и слова не могут
  • В речи быть совсем одни!

-Может вы назовете тему нашего урока? (Однокоренные или родственные слова.)

-А какие учебные цели, задачи нам необходимо решить на уроке?    

(Что такое корень слова? Какие слова называются родственными? Какие слова называются однокоренными?)

— Перед письмом давайте разомнем пальчики.

Покатать ручку между ладонями. Покатать ручку между большим и указательным пальцами.

  1. — Откройте тетради, запишите:
  2. Семнадцатое октября.
  3. Классная работа.
  4.  Минутка чистописания.
  5. -письмо буквы 
  6. Уу   Уу Уу 
  7. Словарь.

— Давайте поиграем в «Перекатиполе» (Ученик записывает слово, потом занимает место любого. Оставшийся без места пишет у доски.)

Словарь: метель, мороз, ветер, декабрь, коньки, январь, февраль, снегирь, север, сапоги.

(Взаимопроверка. Четверо учащихся сдают тетради. Оценивание.)

III. Актуализация знаний.

— Соберите предложение из слов: сразу, ум, из, надоумят, да, разум

        Ум да разум надоумят сразу.        

— Прочитайте, что получилось. Что это? (пословица) Как вы понимаете смысл этой пословицы?

  • ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)
  • -Запишите эту пословицу, соблюдая правила каллиграфии.
  • — Пусть эта пословица сегодня послужит девизом нашего урока.  

-Окунёмся в тайны русского языка. Сейчас вы будете исследователями.

  1. -Давайте исследуем пословицу, которую мы выбрали девизом нашего урока.  
  2. Прочитайте ещё раз и скажите:
  3. Какие слова имеют одинаковую часть?
  4. Какая общая или одинаковая часть в этих словах?

Как называются такие слова? (однокоренные или родственные) Выделите эту часть в словах. Как она называется? (Корень.)

Корень – это многозначное слово.

Корень:

  1. подземная часть растения;

  2. часть волоса, зуба, ногтя;

  3. часть слова;

  4.  в математике корень уравнения.

— А знаете ли вы, что слово «корень» мы еще употребляем в речи, когда говорим о чем-то важном, главном.

Слышали такое выражение «Смотри в корень» или «Зри в корень» когда так говорят? (Это означает, «Выдели самое главное» слов без корня не бывает.)

  • — Давайте проведём маленький эксперимент.
  • Попробуйте пальчиком закрыть корень и прочитать оставшуюся часть.
  • — Ясен ли смысл слов? (нет)

— Без какой части не бывают слова? Почему? (В корне заключен главный смысл,значение слова). 

— Итак, сделайте вывод: что такое корень? (Корень – это общая часть родственных слов.)

IV. Первичное усвоение знаний учащихся.

— Одновременно в три дома заехали новые жильцы. Давайте подселим к ним родственников.

  1. двор бег нос
  2. дворик беглый переносица
  3. дворовый беглец носик
  4. дворник беготня носище
  5. дворняга бегство носовой
  6. дворня побег
  7. — Выделите корень в каждой группе слов.
  8. V. Физминутка
  9. — Вы, наверное, устали,

— Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с корнем лес, вы приседаете. Если с корнем сад, вы прыгаете.

  • Лесной,
  • садовый,
  • лесник,
  • лесочек,
  • садик,
  • посадка,
  • лесок,
  • садовник,
  • лесовичок,
  • лесовик.
  • VI. Закрепление

— Давайте накроем стол. Для этого разделимся на группы.

У вас есть стол, давайте устроим застолье. (Круги из картона с нарисованными тарелочками.)

  1. Подберите однокоренные слова к слову:
  2. 1 группа – рыба,
  3. 2 группа – соль,
  4. 3 группа – капуста,
  5. 4 группа – сыр,
  6. 5 группа – мёд,
  7. 6 группа – чай,
  8. 7 группа – лук.
  9. — Если у вас возникнут трудности, можете обратиться в «Меню подсказок».

1.Соль, солонка, пересоленный суп, соленый салат, малосольный омлет, рассольник, нота соль, сольный концерт.

2.Мёд, медовый пряник, медовик, медосмотр, медуза.

3.Сыр, сырок, сырники, сырные палочки, сырница, сыроежка, сырость.

4.Капута, капустный салат, капустник, капустница.

5.Рыба, рыбка, рыбный пирог, рыбий глаз, рыбопродукты, рыбёшка, рыбина, рыбница.

6.Чай, чайная ложка, чайник, чайничек, электрочайник, чайка.

7.Лук, луковица, лучок, луковка, луковый.

  • — Будьте внимательны. «Под столом» у вас есть инструкция к работе:
  • Подберите однокоренные слова к данному слову.
  • Если испытываете трудности, загляните в меню.
  • Но будьте осторожны!
  • Вспомните, какие слова называются родственными.
  • Выделите корень во всех словах.

-Давайте проверим. Почему не все слова взяли?

  1. Работа с учебником.
  2. Упражнение 108 (списать, найти однокоренные слова).
  3. Упражнение 111(устно).

VII. Контроль с самооценкой.

  • -Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны вычеркнуть слово, которое будет лишним в этой группе.
  • Так же как и у кустов,
  • Корень есть у разных слов.
  • Будь внимателен к словам
  • И проверь-ка ты все сам:
  • Все ли слова родные – однокоренные?
  • Белка, беленький, белить,
  • Водяной, вода, водить,
  • Лист, лиса, лисенок,
  • Горный, горка, городок,
  • Пес, песочный, песок,
  • Моряки, морской, моржи,
  • Корень, корневой, коржи.

Все проверили слова? Отвечайте тогда!

-Давайте проверим, какие же слова оказались лишними. Почему?  Оцените свою работу.   

Тренажер «Родственные слова». (Презентация)

—   Выберите  

VIII. Итог урока.

  1. -Вернемся к нашей теме и целям урока, которые мы исследовали на уроке.
  2. Какие слова мы называем родственными?
  3. Что такое корень слова?

Какие слова называют однокоренными? Как пишется корень в однокоренных словах?

  • -Добились целей?
  • Просмотр отрывка мультфильма «Бабушка удава».
  • -А твоя бабушка какая?

— Она такая, она мечтательная. Не бабушка, а мечта удава. Только она очень хвостливая.

— Хвастается?

-Нет. Просто у нее хвост длинный.

— Почему мартышка не поняла удава?

— Какие родственные слова назвал удав? (Хвост, хвостливая (хвостатая!); мечта, мечтательная.)

-Подберите родственные слова к слову хвастается. (Хвастун, хвастать, хвастливый.)

IX. Постановка д/з 

стр. 62 упр.110, правило

Выполняем задание строго по учебнику.

X. Оценивание . Рефлексия.

  1. Оцени свою работу на уроке, пользуясь фразеологизмами.
  2. Слушать краем уха,
  3. хлопал ушами,
  4. шевелить мозгами,
  5. считал ворон,
  6. работал в поте лица.
  7. 50 однокоренных слов к слову 50 однокоренных слов к слову 50 однокоренных слов к слову
  8. 50 однокоренных слов к слову 50 однокоренных слов к слову
  9. -Встаньте на нужное выражение.

XI. Самостоятельная работа.

— А теперь оценим знания, полученные на уроке.

Дифференцированное задание по карточкам.

1 уровень: В каждой строке найди однокоренные слова. Выдели корень. Лишнее слово зачеркни.

  • 1) учить, школьник, ученик
  • 2) свобода, свободный, победить, освободить
  • 3) сила, силач, спортсмен, сильный
  • 4) лень, ленивый, лентяй, бездельничать
  • 5) добрый, чуткий, доброта

2 уровень: Определи закономерность в записи слов первой строки. По этой закономерности запиши слова остальных строк. Выдели корень.

1) танк – танкист – танковый

2)  ?      — барабанщик – барабанный

3)  ?      —         ?            — грибной

4)  ?      —         ?            — садовый

Сдайте работы.

Спасибо за урок!        

Источник: https://multiurok.ru/files/korien-slova-odnokoriennyie-slova-6.html

Однокоренные слова к слову «работа»

Однокоренные сло­ва к сло­ву «рабо­та» при­над­ле­жат к раз­ным частям речи.

Прежде чем узнать, какие одно­ко­рен­ные сло­ва к сло­ву «рабо­та» суще­ству­ют в лек­си­ке рус­ско­го язы­ка, выде­лим в его мор­фем­ном соста­ве глав­ную зна­чи­мую часть. Общий корень объ­еди­ня­ет по смыс­лу сло­ва раз­ных частей речи.

Корень слова «работа

Чтобы выявить корень это­го сло­ва, выпол­ним мор­фем­ный раз­бор. Начнем его с выде­ле­ния сло­во­из­ме­ни­тель­ной мор­фе­мы — окон­ча­ния. Изменим по паде­жам это неоду­шев­лен­ное суще­стви­тель­ное в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла жен­ско­го рода:

  • и. п. (что?) рабо́та
  • р. п. вре­мя (чего?) рабо́ты
  • д. п. стре­мим­ся (к чему?) к рабо́те
  • в. п. нач­нем (что?) рабо́ту
  • т. п. гор­дим­ся (чем?) рабо́той
  • п. п. узна­ем (о чём?) о рабо́те

В началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа это суще­стви­тель­ное име­ет окон­ча­ние -а. Его не вклю­ча­ем в осно­ву работ-, кото­рая сов­па­да­ет с кор­нем. В глав­ной мор­фе­ме заклю­че­но общее зна­че­ние одно­ко­рен­ных слов:

  • «рабо­та — это вид тру­да как источ­ник зара­бот­ка, служ­ба; сози­да­тель­ная дея­тель­ность, круг заня­тий, обя­зан­но­стей».
  • Запишем мор­фем­ный состав сло­ва:
  • рабо́та — корень/окончание.
  • Подберем одно­ко­рен­ные сло­ва, кото­рые при­над­ле­жат к раз­ным частям речи.

Родственные слова к слову «работа»

Укажем одно­ко­рен­ные суще­стви­тель­ные:

  • рабо­тён­ка
  • работ­ка
  • работ­ник
  • работ­ни­чек
  • работ­ни­ца
  • рабо­тя­га
  • рабо­чий
  • без­ра­бот­ный
  • без­ра­бо­ти­ца
  • выра­бот­ка
  • дора­бот­ка
  • зара­бо­ток
  • нара­бот­ка
  • пере­ра­бот­ка
  • при­ра­бо­ток
  • про­ра­бот­ка
  • отра­бот­ка
  • раз­ра­бот­ка
  • дом­ра­бот­ни­ца
  • рабо­то­да­тель
  • рабо­то­спо­соб­ность

В корне отме­тим чере­до­ва­ние соглас­ных т//ч:

работ-/рабоч-.

Однокоренные прилагательные

Отметим неболь­шое коли­че­ство одно­ко­рен­ных слов, обо­зна­ча­ю­щих при­знак:

  • без­ра­бот­ный муж­чи­на;
  • рабо­тя­щий чело­век;
  • рабо­чий пери­од;
  • зара­бот­ный фонд;
  • рабо­то­спо­соб­ный кол­лек­тив.

Однокоренные глаголы

Перечислим одно­ко­рен­ные сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие дей­ствие:

  • рабо­тать
  • выра­бо­тать
  • выра­ба­ты­вать
  • дора­бо­тать
  • дора­ба­ты­вать
  • зара­бо­тать
  • зара­ба­ты­вать
  • нара­бо­тать
  • нара­ба­ты­вать
  • отра­бо­тать
  • отра­ба­ты­вать
  • пора­бо­тать
  • пере­ра­бо­тать
  • пере­ра­ба­ты­вать
  • при­ра­бо­тать
  • при­ра­ба­ты­вать
  • про­ра­бо­тать
  • про­ра­ба­ты­вать
  • раз­ра­бо­тать
  • раз­ра­ба­ты­вать
  • сра­бо­тать
  • сра­ба­ты­вать

В корне гла­го­лов про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние глас­ных о//а. В резуль­та­те эта мор­фе­ма при­об­ре­та­ет вид:

работ-/рабат-.

Однокоренные наречия

От при­ла­га­тель­но­го обра­зу­ем одно­ко­рен­ное наре­чие:

рабо­чий → по-рабочему одеть­ся.

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/sostav-slova/koren/rabota-odnokorennye-slova.html

Подобрать однокоренные слова онлайн

Сервис-онлайн позволяет быстро подобрать однокоренные слова к заданному слову.

Однокоренные слова – это слова разных частей речи с одним корнем (пример: белый, белеет, набело) или одной части речи, но с некоторыми оттенками, при котором используются приставки и суффиксы (пример: белый, белёсый, беленький).

Однокоренные слова так названы, потому что их морфемный состав состоит из одного корня. Корень – это не просто одинаковые буквы и звуки, но и общий смысл, то есть лексическое значение.

Например: вода, водица, водяной, водянистый, водянка и тд; сравнить: водить, водитель, водит.

У данных слов буквенный состав корня одинаковый, но значения разные, и смысл совершенно другой, а значит, что эти слова однокоренными не являются.

Подтвердим это примерами:

Дом, домишко, домашний, домовитый, домосед, домовой( мифическое существо), домовладелец, домина( огромный дом) и тд. Все эти слова объединяет один корень и одно понятие — дом. Значит, это слова-родственники. Птица, птичка, пичужка, птенчик, птичий, по-птичьи, птичница, птицелов, птицеед и тд.

Здесь собраны слова с корнем –пт (не употребляется самостоятельно) имеющие отношение к птице. Поэтому, они тоже однокоренные или родственные. Сдедующий пример. Улица, уличный, улочка, переулок, закоулочек, заулочек и тд.

Слова с общим корнем – ул, который тоже не употребляется отдельно, а только окружённый приставками и суффиксами являются однокоренными или родственными.

Таким образом, можно сделать вывод:

  • Все однокоренные слова имеют общий корень (главную морфему)
  • Они являются близкими по смыслу
  • Корень в однокоренных словах пишется одинаково, за исключением встречающихся случаев с чередованием. Примеры: пух- пушок, мука- мучной, лёд- ледяной и тд.

Однокоренные слова и словообразование

Процесс образования слов происходит постоянно. Новые единицы в нашем языке формируются исходя из нескольких причин:

  • С целью упростить синтаксические конструкции ( например: зажигалка- предмет, которым можно зажечь огонь)
  • Зафиксировать смысл в различных моделях синтаксиса (стирка – существительное, образованное от глагола, обозначает весь процесс действия)
  • Новые слова создаются, чтобы передать эмоционально и стилистически окрашенные оттенки значений ( душа –душонка, волк –волчище, берёза –берёзонька)

Словообразование выполняет также функции:

  • Номинативную : обозначает какие-либо объекты и процессы
  • Конструктивную: изменяет слова с целью правильно употребления в синтаксисе
  • Стилистическую: выражает стилистическую окрашенность словоформы
  • Компрессивную: упрощает слова-обозначения, то есть создаёт аббревиатуры из двух-трёх и более слов.
  • Экспрессивную: передаёт субъективное, собственное отношение к чему-либо.
  • Виды словообразования:
  1. Приставочный. Способ свойственен обычно глаголам и отглагольным формам, но употребляется и в других случаях. Читать – прочитать, ходить –переходить.

  2. Суффиксальный – применяется для создания имён, а также других частей речи: зелёный –зелень, дым – дымок.

  3. Приставочно- суффиксальный. При помощи этого способа образуются обычно существительные и наречия. Двое – вдвоём, окно- подоконник.

  4. Бессуффиксный – данным способом обычно преобразуются глаголы: строить –стройка, шагать –шаг.

  5. Сложение основ (сращение): земля + ведать –землеведение, завуч- заведующий учебной частью, морепродукты, вуз- высшее учебное заведение.

  6. Переход в другую часть речи. Например: рабочий класс – рабочий встаёт к станку

  7. Некоторые сложные конструкции. Например: снег+ чисто+ суффиксы -тель, -н- снегоочистительная техника.

Следует добавить ещё один. Возвратные глаголы, а также показывающие взаимность действия образуются постфиксальным способом. Пример: показать-показаться, толкать – толкаться.

Когда нужно найти однокоренные слова

Когда непонятно, какая буква пропущена в корне слова, тогда и нужно подбирать к нему однокоренные слова.

Если пропущена гласная буква, подбираем однокоренные слова, где эта буква находится под ударением. Если согласная – подбираем однокоренное, чтобы после данной буквы стояла согласная.

В этой позиции звуки хорошо слышны, и мы правильно определяем пропущенную букву, не допускаем ошибок.

Однокоренные слова и формы слов. Отличия

Корень – это центральная обязательная морфема в составе слова. Он соединяет слова в одно «семейство», как близких родственников, так как они содержат общий смысл. Поэтому однокоренные слова называют также родственными. Возьмём слово -Синий – один из основных цветов спектра. Найдём корень –син- и подберём однокоренные:

  • синеватый, синенький, синеглазый, подсиненный, синюшный …- прилагательные
  • синева, синь, синька, синяк, подсинивание, Синяя Борода… – существительные
  • синеть, посинеть, синить, посинить, подсинить, иссинить, недосинить…- глаголы
  • иссиня – наречие.

Это далеко не все слова, конечно, список можно продолжить. Особенно много в этом ряду глаголов. При внимательном прочтении данного списка, можно заметить, что здесь собрались слова из разных частей речи (с общим корнем).

Форма слово – это одно и то же слово, но в разных падежах. В нашем случае – синий, нет (какого?)синего, дать( какому?)синему, горжусь( каким ?)синим, думаю( о каком?) о синем.

Родственные слова и слова с омонимичными корнями

Корни слов, совпадающие по звучанию и написанию, но разные по значению, называются омонимичными.

Рассмотрим следующие примеры:

  1. Дело
  2. Делец
  3. Деловой
  4. Сделать
  5. Корень дел –в значении «работа», «труд»
  • Делить
  • Предел
  • Неделимое
  • Корень дел – в значении «разбить на части»
  1. Речь
  2. Речевой
  3. Речёвка
  4. Корень реч- в значении «относящийся к речи»
  • Речка
  • Речной
  • Реченька
  • Корень – реч- в значении «река»
  1. Носить
  2. Отнёс
  3. Поднос
  4. Носильщик
  5. Корень –нос- в значении «нести»
  • Нос
  • Носик
  • Носовой
  • Переносица
  • Корень – нос- в значении «относящийся к носу»
  1. Горный
  2. Гора
  3. Пригорок
  4. Корень – гор – в значении «относящийся к горе»
  • Горе
  • Горевать
  • Пригорюнился
  • Корень – гор- в значении «горе»

Можно сделать вывод о том, что совершенно одинаковые по написанию корни, могут обозначать разные понятия, так как относятся к разным словообразовательным гнёздам, не являются родственными.

Словообразование – процесс, подобный живому организму: словарный запас постоянно обновляется, появляются новые слова и конструкции. Но некоторые вещи живут в языке достаточно долго. Поэтому в школе изучают правописание корней с первого класса.

Синтаксический и морфологический разбор предложения Фонетический разбор слова Подобрать однокоренные слова Проверить уникальность Проверить орфографию Распознать Подобрать синонимы к словам Наши новости в: instagram

Источник: https://progaonline.com/commonwords

Проверочная работа по русскому языку: "Однокоренные слова"

  • Проверочная работа по теме «Однокоренные слова»
  • Вариант 1.
  • Фамилия____________________________________________

1. Закончи предложение.

  1. Однокоренными называются слова, которые________________________________
  2. ______________________________________________________________________
  3. 2. Укажи строчку, в которой записаны родственные (однокоренные слова)
  4. а) конь, конкурс, коньки;
  5. б) лес, лесенка, лесник;
  6. в) двор, дворник, дворовый.

3.Подобрать однокоренные слова, выделить в них корень.

  • Соль — ________________________________________________________
  • Звон — ________________________________________________________
  • Цвет — ________________________________________________________

4.Подчеркнуть в каждой строке «лишнее» слово.

  1. Гусь, гусиный, густой, гусыня.
  2. Слеза, прослезился, слезинка, слезла.
  3. Лев, левша, левый, налево.
  4. Луг, луговой, лужа, лужок.

5. Запишите, от каких слов образованы данные слова. Выделить корень.

  • Сосняк — _____________________
  • грибник — ____________________
  • тракторист — __________________
  • моряк — ______________________
  • росинка — ____________________

6. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть однокоренные слова, выделить в них корень.

  1. Проплясали по сн_гам
  2. Снежные метели.
  3. Сн_гири сн_говикам
  4. Песню просв_стели.

7. К данным именам существительным записать однокоренные имена прилага- тельные и глаголы. Выделить корень.

  • Свет — ___________________________________________________
  • Ласка — __________________________________________________
  • Холод — __________________________________________________

8. Прочитай текст. Укажи, сколько в нём однокоренных слов и выдели эти корни.

Грибы – дружный народ. Часто их можно увидеть большими семейками и стайками. Недаром говорят грибники: где один грибок, там и весь кузовок.

  1. а) 2 слова б) 3 слова в) 4 слова
  2. Проверочная работа по теме «Однокоренные слова»
  3. Вариант 2.
  4. Фамилия____________________________________________

1. Закончи предложение.

  • Корень — это___________________________________________________________
  • ______________________________________________________________________
  • 2. Укажи строчку, в которой записаны родственные (однокоренные слова)
  • а) пол, половник, польза;
  • б) сад, садовод, садик;
  • в) ручка, ручей, ручник.

3.Подобрать однокоренные слова, выделить в них корень.

  1. Лес — ________________________________________________________
  2. Зима — ________________________________________________________
  3. Море — ________________________________________________________

4.Подчеркнуть в каждой строке «лишнее» слово.

  • Лётчик, летать, лето, летучий.
  • Пятно, пятнистый, пять, пятнышко.
  • Горный, гора, гористый, горевать.
  • Аллея, алый, алеют, заалел.

5. Запишите, от каких слов образованы данные слова. Выделить корень.

  1. Больница — _____________________
  2. кормушка — ____________________
  3. субботник — __________________
  4. рядок — ______________________
  5. братишка — ____________________

6. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть однокоренные слова, выделить в них корень.

  • У засн_женной р_ки,
  • В снежном переулке,
  • Звонко носятся сн_жки
  • Режут лёд сн_гурки.

7. К данным именам существительным записать однокоренные имена прилага- тельные и глаголы. Выделить корень.

  1. Звон — ___________________________________________________
  2. Соль — __________________________________________________
  3. Скрип — __________________________________________________

8. Прочитай текст. Укажи, сколько в нём однокоренных слов и выдели эти корни.

В лесу часто можно услышать барабанную дробь дятла. Барабанит он свои собственным носом. А вместо барабана у него — сухое дерево.

а) 2 слова б) 3 слова в) 4 слова

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/testi/provierochnaiarabotaporusskomuiazykuodnokoriennyieslova

«работа» — морфемный разбор слова, разбор по составу (корень суффикс, приставка, окончание)

Схема разбора по составу работа:

Разбор слова по составу.

Состав слова «работа»:

Приставка — отсутствует
Корень — работ
Суффикс — отсутствует
Окончание — а
Основа — работ

Соединительная гласная: отсутствует

Пocтфикc: отсутствует

Морфемы — части слова работа

работа

Подробный paзбop cлoва работа пo cocтaвy. Кopeнь cлoвa, приставка, суффикс и окончание слова. Mopфeмный paзбop cлoвa работа, eгo cxeмa и чacти cлoвa (мopфeмы).

  • Морфемы схема: работ/а
  • Структура слова по морфемам: корень/окончание
  • Схема (конструкция) слова работа по составу: корень работ + окончание а
  • Список морфем в слове работа:
    • работ — корень
    • а — окончание
  • Bиды мopфeм и их количество в слове работа:
    • пpиcтaвкa: отсутствует — 0
    • кopeнь: работ — 1
    • coeдинитeльнaя глacнaя: отсутствует — 0
    • cyффикc: отсутствует — 0
    • пocтфикc: отсутствует — 0
    • oкoнчaниe: а — 1

Bceгo морфем в cлoвe: 2.

Словообразовательный разбор слова работа

  • Основа слова: работ ;
  • Словообразовательные аффиксы: приставка отсутствует, суффикс отсутствует, постфикс отсутствует;
  • Словообразование: или непроизводное, то есть не образовано от другого однокоренного слова; или образовано бессуффиксальным способом: отсечением суффикса от основы прилагательного либо глагола;
  • Способ образования: или непроизводное, то есть не образовано от другого однокоренного слова; или образовано бессуффиксальным способом: отсечением суффикса от основы прилагательного либо глагола.

Тесты по русскому языку.Пройти >>

Морфемный разбор слова работа

Морфемным разбором слова обычно называют разбор слова по составу – это поиск и анализ входящих в заданное слово морфем (частей слова).

Морфемный разбор слова работа делается очень просто. Для этого достаточно соблюсти все правила и порядок разбора.

Сделаем морфемный разбор правильно, а для этого просто пройдем по 5 шагам:

  • определение части речи слова – это первый шаг;
  • второй — выделяем окончание: для изменяемых слов спрягаем или склоняем, для неизменяемых (деепричастие, наречие, некоторые имена существительные и имена прилагательные, служебные части речи) – окончаний нет;
  • далее ищем основу. Это самая легкая часть, потому что для определения основы нужно просто отсечь окончание. Это и будет основа слова;
  • следующим шагом нужно произвести поиск корня слова. Подбираем родственные слова для работа (еще их называют однокоренными), тогда корень слова будет очевиден;
  • Находим остальные морфемы путем подбора других слов, которые образованы таким же способом.

Как вы видите, морфемный разбор делается просто. Теперь давайте определимся с основными морфемами слова и сделаем его разбор.

*Морфемный разбор слова (разбор слова по составу) — поиск корня, приставки, суффикса, окончания и основы слова Разбор слова по составу на сайте aznaetelivy.ru произведен согласно словарю морфемных разборов.

Источник: https://aznaetelivy.ru/slovar-odnokorennyh-slov/words/r/rabota

Какие есть однокоренные слова к слову работа?

Какие есть однокоренные слова к слову работа?

  • В слове работа корень работ-. К слову работа можно подобрать следующие коренные слова:Работник, работяга, работающий, безработный, рабочий (тут наблюдается чередование согласных -т-/-ч- в корне), безработица, работничек и другие.
    1. -е однокоренное слово – работник,
    2. -е однокоренное слово – работать,
    3. -е однокоренное слово – рабство,
    4. -е однокоренное слово – раб,
    5. -е однокоренное слово – работорговля,
    6. -е однокоренное слово – заработок,
    7. -е однокоренное слово – подработка,
    8. -е однокоренное слово – сработаться
  • Работа – это существительное женского рода, в единственном числе, именительном падеже. Попробуем подобрать к слову работа однокоренные слова:
    • Работник
    • Работница
    • Рабочий
    • Заработок
    • Подработка
    • Заработная
    • Безработный
    • Безработица
    • Сработаться
    • Заработать
    • Подработать
    • Наработать
  • К этому популярному во взрослой жизни слову есть следующие однокоренные (то есть с тем же корнем -работ-): работник, работяга, подработать, безработица, заработать, уработаться, работодатель, заработок, работничек, работница, переработка.

  • В слове quot;работаquot; корневой морфемой является часть слова quot;работ-quot;, поэтому будем подбирать родственные слова с таким же корнем. Присоединяя к корню приставки и суффиксы можно образовать довольно много однокоренных слов.

    Однокоренные слова к слову quot;работаquot; такие:

    работник, рабочий, работка, заработок, работенка, работать, заработать, работница, работяга, безработный, переработка, разработка, проработка, разработать, проработать, безработица, подработка, подработать, сработаться, обработка, обработать, а также сложное слово quot;работодательquot;.

  • Однокоренные слова к слову РАБОТА (корень РАБОТ) следующие:

    • РАБОТНИК
    • РАБОТНИЦА
    • РАБОТЯГА
    • РАБОТАЮЩИЙ
    • РАБОТОДАТЕЛЬ ( два корня)
    • ПРОРАБОТАЛ
    • ЗАРАБОТАЛ
    • НАРАБОТАЛ
    • ПЕРЕРАБОТАЛ (а)
    • ПОДРАБОТКА
    • ЗАРАБОТАЛСЯ
    • БЕЗРАБОТНЫЙ, БЕЗРАБОТНАЯ
  • Много есть однокоренных слову работа. Начнм – работник, работница, заработок, работодатель, безработный , заработал, работяга, прораб, проработанный , проработал, наработка , проработка, безработица .

  • Однокоренные слова к слову работа: работник, работать, рабство, раб, работорговля, заработок, подработка, сработаться, разработать, разработка, проработка, отработка, рабочий, работающий, безработный, безработица.

  • Работа – это состояние человека, создающего что-то для нужд окружающих его людей.Я не знаю, можно ли это соотнести со словом quot;рабquot;, но однокоренных слов не так уж и мало: работник, работница, работодатель, наработать, отработка, заработок, прирабатывать, отрабатывать, работяга.

  • Родственные, или однокоренные, слова к слову РАБОТА

    С корнем РАБОТ есть следующие слова в русском языке: работяга, работница, домработница, работник, заработок, рабочий, подработка, отработать, выработка, безработица, работящий, безработный, переработка, работоспособный.

Источник: https://info-4all.ru/obrazovanie/kakie-est-odnokorennie-slova-k-slovu-rabota/

Методическая разработка по русскому языку по теме: Однокоренные слова и формы одного и того же слова. | Социальная сеть работников образования

                       Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

    Дав урок по этой теме, я столкнулась с трудностями в восприятии учащимися данного материала, что и подтолкнуло меня к написанию этой работы.

     Словарный состав языка непрерывно изменяется: происходит постоянное и интенсивное пополнение его за счёт новых слов. Он обогащался ранее и обогащается в наши дни путём образования новых слов на основе лексического материала, который в языке уже существует.

     В системе языка словообразовательные процессы тесно связаны как с лексикой, для пополнения которой они служат, так и с грамматикой, в соответствии с нормами которой оформляется каждое вновь появляющееся в языке слово.

     Лексическое значение слова – это содержание слова, т.е. устанавливаемая нашим мышлением соотнесённость между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, которые обозначены этим комплексом звуков.

Лексическое значение складывается  из вещественного значения, носителем которого является корень слова, и словообразовательного, выражаемого приставками и суффиксами.

Например, значение «маленький стул» в слове стульчик складывается из вещественного (предметного) значения, заключённого в корне стул, и словообразовательного значения, выражаемого  уменьшительным суффиксом – чик; ср. аналогично: шкафчик, сарайчик, заборчик.

     Слово имеет грамматическое значение. У существительных, например, можно определить род, падеж и число (из космоса – сущ. род. пад., ед. числа), у глагола – лицо и число (запустят – глаг. 3 лица, множ. числа). Грамматические формы одного и того же слова выражают его отношение к другим словам.

Например, при изменении существительного костёр образуются падежные формы единственного и множественного числа (костёр – костра – костру и т. д.); при изменении местоимения я – падежные формы единственного числа (я, меня, мне и т. д.

); при изменении спрягаемой глагольной формы настоящего – будущего времени – личные глагольные формы единственного и множественного числа (побеждать – побеждаю, побеждаешь, побеждает и т. д.).

     В лексическое значение каждого из однокоренных слов входит значение корня, например: апельсиновый (цвет) – такой, как у апельсина;  лимонный (запах) – такой, как у лимона;  гористый (край) – обладающий большим количеством того, что названо основой исходного слова  (содержащий большое количество гор);  рыхлить (землю) – действие, имеющее отношение к признаку, названному основой исходного слова (рыхлый).

     К понятию формы слова можно подвести учащихся в процессе повторения ранее изученного материала об изменении имён существительных, прилагательных и глаголов. Для этого может быть использован примерно такой записанный на доске текст.

     Липа цветёт позднее других деревьев. Прекрасный запах её разносится далеко, даже в тихие безветренные дни чувствуешь его за целый квартал. Душистый липовый мёд приносит людям здоровье.

     Сначала учащиеся найдут в тексте имена существительные. Вспомнят, что существительные изменяются по падежам и числам. Письменно просклоняют в единственном числе существительное липа (удобно взять это существительное, потому что при его склонении в единственном числе учащиеся не встретятся с нулевым окончанием, с которым ещё не знакомы).

     Выясняется значение слова липа (лиственное дерево с сердцевидными зубчатыми листьями и душистыми медоносными цветками). Внимание учащихся нужно обратить на то, что лексическое значение имён существительных при изменении остаётся постоянным; изменяется окончание, указывая тем самым, в каком падеже и числе употреблено слово.

     Затем склоняется прилагательное липовый (мёд). Снова обращается внимание на то, что лексическое значение прилагательного липовый при изменении его по падежам, а также родам и числам (липовая аллея, липовое дерево, липовые аллеи) остаётся прежним.

     Предлагается назвать глаголы. Глагол цветёт учащиеся изменяют по лицам; повторяют, что у существительных и прилагательных падежные, а у глаголов личные окончания.

     После этого учащиеся подводятся к понятию формы слова. Существительные и прилагательные при склонении, а глаголы при спряжении не изменяют своего лексического значения. При изменении мы имеем дело не с новыми словами, а с формами одного и того же слова. Формы слова образуются при изменении окончаний.

     Следующая задача учителя – показать, как образуются слова. Обращается внимание учащихся на то, что изменение слов нельзя смешивать с их образованием, и предлагается выписать из текста однокоренные слова  липа, липовый.

     Выясняется, что это не формы одного слова, а разные слова, хотя и однокоренные. При образовании слов от одного корня получаются слова с разным лексическим значением. Например, слово липа обозначает предмет, это существительное, а слово липовый указывает на признак по предмету, к которому (к липе) другой предмет имеет отношение.

     Сопоставляются формы слова липа (липы, липе, липу и т. д.) с однокоренным словом того же корня (липовый). Указывается, что формы слова липа образовались в результате изменения окончания, а однокоренное слово липовый образовано с помощью суффикса      – ов- от основы существительного липа.

  •     Делается общий вывод:
  •     а)  формы одного слова образуются изменением окончания; однокоренные слова – прибавлением суффиксов и приставок;
  •     б) при изменении слов лексическое значение их остаётся прежним, при словообразовании лексическое значение слова изменяется.
  • Примерные виды заданий для закрепления изученного.

     Найдите в тексте формы одного и того же слова и однокоренные слова. Докажите правильность ответа.

  1. В лесу под д..ревьями ещё лежал снег, но зато на открытых местах уже т..мнели проталины. Др..весные почки начали надуваться, и от этого ветки кустов и д..ревьев казались не такими голыми, как зимой, а чуть м..хнатыми.

                                                                                                                (Г. Скребицкий).

                                2. Бл..стят коньки,

                                    Бл..стит каток,

  1.                                     Пушистый снег искрится.
  2.                                     Надень коньки
  3.                                     Свои, дружок,
  4.                                     Попробуй прокатиться.

                                                                                                             (В. Доникова).

   В первом тексте учащиеся укажут формы существительного дерево и однокоренное слово древесный. Во втором тексте, кроме форм существительного коньки и форм глагола блестеть, есть однокоренные слова каток – прокатиться.

   Для того чтобы учащиеся сознательно усвоили формы слов, полезны задания, когда из многих форм требуется указать нужную.

    Выпишите предложение, в котором существительное лес стоит в форме винительного падежа.

     Выпал снег, и лес словно заснул… Лишь сл..ды на снегу да писк пром..лькнувшей среди голых в..твей синицы г..ворят, что жизнь не совсем покинула опустевший лес.

                                                                                                          (По Н. Плавильщикову).

    Выполняя это упражнение, учащиеся должны определить, в какой форме существительного лес стоит в обоих предложениях. В данном тесте можно также работать над формами слова снег.

  •     В процессе выполнения упражнений учащиеся должны усвоить, что при образовании форм одного слова мы имеем дело с одной частью речи. Поэтому возможны задания типа:
  • Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.
  • Являются ли они формами одного слова?

    Между далью и правым г..ризонтом мигнула молния, и так ярко, что осв..тила часть степи и место, где небо граничило с ч..рнотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на её краю висели большие ч..рные лохмотья.

                                                                                                                        (А. Чехов).

     Предлагаются упражнения на отыскание однокоренных слов в тексте.

Найдите однокоренные слова, объясните их значение. Как они образованы?

      Грибов в нашем лукошке всё прибавлялось. Вскоре мы напали на удивительно грибное место. На поляне, точно толстые, вбитые в землю гвозди с краснеющими шляпками, стояли крепкие подосиновики. Пришлось звать на помощь всех грибников.

                                                                                                           (В. Бонч-Бруевич).

  1.       Ответ учащихся будет приблизительно таким:
  2.       Гриб – растение в виде шляпки, сидящей на ножке.
  3.       Грибное (место) – место, где растут грибы.
  4.      Грибник – человек, который любит собирать грибы.
  5.      Указывается, что прилагательное грибной образовано с помощью суффикса –н-, а существительное грибник – с помощью суффикса –ник.
  6.      Следует обратит внимание учащихся на то, что однокоренные слова могут принадлежать как одной, так и разным частям речи (гриб, грибник – существительные, грибное – прилагательное, белела –глагол, белизна – существительное).
  7.      Работа с однокоренными словами предполагает выделение корня, установление его значения. Поэтому целесообразны задания типа:
  8. Выпишите однокоренные слова, выделите корень, укажите общее в значении слов.

1) Б..лела гора над чащей лесной. Своей изв..стковую б..лизной. (С. Щипачёв).              2) Зак..лосилась  рожь. На к..лосьях повисли словно крохотные щепочки: это пылинки тычинок – рожь зацв..ла. (Н. Плавильщиков).

                                                 3) Зап..вали песню зап..валы,

                                                     Подп..вали все до одного,

                                                     И она им сердце согр..вала

                                                     Только жаром сердца своего!

                                                                                                           (А. Прокофьев).

  •       Затем предлагаются упражнения на разграничение форм одного слова и однокоренных слов.
  • Найдите в тексте формы слова и однокоренные слова.
  • 1. На реке, реке Кубани                         Золотистыми хлебами
  •     За волной волна бежит                      Степь Кубанская шумит.

                                                                                 (М. Исаковский).

     2. На з..лёных широких лугах, возле светлой реки, от зари до зари работают в сенокос люди.

        Ярко бл..стят острые косы. Далеко за рекой слышатся весёлые песни к..сцов.

        Мёдом, полевыми цветами густо пахнет в жаркий день сено.

                                                                                 (По И. Соколову–Микитову).

     3. Первые жёлтые листья на деревьях являются признаком наступающей осени. Если бы лиственные деревья не сбрасывали на зиму листву, они непременно должны были бы погибнуть от недостатка влаги.

Большая  листовая поверхность испаряла бы на морозе большое количество влаги, а корни не могли бы восполнить эту убыль. Листопад избавляет растение от излишних веществ, накапливающихся в листьях.

Большое количество падающих на землю листьев ежегодно удобряет почву.

                                                                                         (По А. Кожевникову).

        Тексты данного упражнения позволяют выделить формы разных слов и группы однокоренных слов.

        Внимание учащихся полезно обратить на то, что однокоренные слова могут выполнять стилистическую функцию – служить средством, при помощи которого можно задержать внимание читателя на явлении, названном тем или другим словом. Например: Ты не гляди так гордо на меня, и я бываю гордым с гордецами, гордясь, что сам могу седлать коня, пахать и сеять этими руками.

(Р. Гамзатов).

 Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 416 г. Петергоф Санкт-Петербурга Звягинцева Н.И.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/09/21/odnokorennye-slova-i-formy-odnogo-i-togo-zhe-slova

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика