Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Презентация на тему: СПП с придаточными изъяснительными Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Скачать эту презентацию

Получить код Наши баннеры Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Крик,(1) полный отчаяния и …»>

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Скачать эту презентацию

№ слайда 1

Описание слайда:

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Школа менеджеров» Г. Новомосковск, Тульская область

№ слайда 2

Описание слайда:

Лингвистическая разминка Готовимся к ГИА (задание А4) Укажите ошибочное суждение. 1. В слове СПОСОБ все согласные глухие 2. В слове БОЮСЬ количество букв и звуков НЕ совпадает. 3. В слове ЩАВЕЛЬ мягкость согласного [Л’] на письме обозначена буквой Ь. 4. В слове ЖЁСТКИЙ согласный звук [Т] является непроизносимым.

№ слайда 3

Описание слайда:

Лингвистическая разминка Готовимся к ГИА (задание В7) B7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны распадков и хлестким эхом вернулся в саванну,(4) сообщив ее обитателям,(5) что на охоту вышел хозяин здешних мест – леопард.

№ слайда 4

Описание слайда:

Опрос по пройденным темам. 1. На какие группы делятся СПП по их значению? 2. Каким образом связаны главное и придаточное предложения? 3. Как различить союз и союзное слово? 4. Какую функцию выполняют указательные слова? Какими частями речи они выражаются? 5. Расскажите об особенностях СПП с придаточными определительными.

№ слайда 5

Описание слайда:

Определим цели и задачи урока Познакомимся с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными. Проведем наблюдение над использованием подчинительных «скреп» в данных предложениях. Продолжим работать над составлением схем СПП. Продолжим работу по формированию правильной, грамотной устной речи

№ слайда 6

Описание слайда:

Изучив параграф 23, составьте опорную схему СПП с придаточным изъяснительным К чему относятся придаточные изъяснительные? Какие части речи выступают в качестве контактного слова? На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные? С помощью чего присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению?

№ слайда 7

Описание слайда:

Составим опорную схему СПП с придаточным изъяснительным [ ] , ( ).

№ слайда 8

Описание слайда:

Образец: [Арсеньева поразило ( что?)] , (насколько точно запомнил я путешествие двадцатилетней давности). [ ],(насколько ). 1.Эти люди знали ( ), как не любят Лермонтова при дворе. 2. Приятно было смотреть ( ), какие они загорелые, независимые. 3. Уверен ( ), что он справится с заданием.

№ слайда 9

Описание слайда:

4. Известно ( ) что слоны в диковинку у нас. 5. Что волки жадны всякий знает ( ). 6. Сколько он так просидел трудно сказать ( ). 7. Боюсь предугадать ( ) какова будет его реакция и волнуюсь 8. Он поинтересовался ( ) крепка ли наша дружба.

№ слайда 10

Описание слайда:

Распределительный цифровой диктант 1. На обрыве что возвышался сзади в светлом небе чернела одинокая скамья. (И. Бунин) 2. Казалось что город устал от зимы. (Д. Гранин) 3.

Невдалеке от домика где жил писатель рос огромный тополь. 4. Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры каких не услышишь даже в кругу друзей. 5.

По старым охотам знаю какими прекрасными могут быть последние деньки осени. (М. Пришвин)

№ слайда 11

Описание слайда:

Распределительный цифровой диктант 6. В бурные осенние ночи когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра ужас разливался от старого замка. (В. Короленко) 7. Узнайте пожалуйста когда прибывает поезд из Самары. 8. Следователь догадался где может скрываться преступник. 9. Я уже знаю кто будет сегодня петь. 10. Кто сеет да веет тот не обеднеет. (Пословица).

№ слайда 12

Описание слайда:

Запишите текст, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. 1. Вскоре после создания памятника Пушкину А.М. Опекушин пр..ступает к другой крупной работе к памятнику Лермонтову. 2. Реше..

но было что он будет стоять в Пятигорске. 3.Это поставило перед в..ятелем сл..жнейшую задачу соч..тания скульптуры с окружающей природой Кавказа. 4. Мастер стремился к тому что (бы) пейзаж.. был не только дек..

рацией но и дополнял характеристику скульптурного облика.

№ слайда 13

Описание слайда:

Словарно-орфографическая работа ВАЯТЕЛЬ, -я; м. Высок. Скульптор. Античные ваятели

№ слайда 14

Описание слайда:

Синтаксический разбор Реше..но было что он будет стоять в Пятигорске.

№ слайда 15

Описание слайда:

Расставьте знаки препинания, затем преобразуйте данные предложения в СПП с придаточными изъяснительными Аристотель писал Ясность главное достоинство речи. Чехов настаивал Язык должен быть прост и изящен. Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом утверждал А.П. Чехов.

№ слайда 16

Описание слайда:

Определите, какая норма литературного языка нарушена. Исправьте ошибку. Скалозуб удовлетворенно замечает, что «счастлив я в товарищах моих». В кабинете Онегина Татьяна находит на стенах портреты Байрона, книги, разложенные на столе и на которых были пометки карандаша Евгения.

№ слайда 17

Описание слайда:

Подведем итоги Придаточные изъяснительные относятся к …………………………………………… в главной части СПП. Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы … К главной части придаточные изъяснительные присоединяются при помощи …

№ слайда 18

Описание слайда:

Источники: Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. Для учителя.- М.

: просвещение, 1999, Богданова Г.А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 9 класса. В 3-х ч. Ч. II. – М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2008. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2012.

Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2012. Нормы русского литературного языка: практ. Материал к урокам / О.В. Загоровская, О.В. Григоренко, Г.А. Заварзина и др.; под ред. О.В. Загоровской. – М.

: Просвещение, 2006. gramota.ru

Скачать эту презентацию

Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования «Профессионал-Р» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013).

Получить доступ

Источник: https://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/spp-s-pridatochnymi-izjasnitelnymi.html

Видеоурок «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»

§ 1  Строение и структура сложноподчиненного предложения

Цель нашего занятия – расширить знания о сложноподчиненном предложении, о его строении и структуре. На этом уроке мы рассмотрим сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

Вспомним, что сложное предложение, в котором одно простое предложение по смыслу и структуре зависит от другого и связано с ним на основе подчинительной связи, называется сложноподчиненным.

Части сложноподчиненного предложения неравноправны по смыслу: главное предложение подчиняет себе придаточное, от главного к придаточному можно поставить смысловой вопрос. Кроме того, связь между главным и придаточным предложениями в сложноподчиненном предложении осуществляется с помощью подчинительных союзов и союзных слов, а также с помощью интонации.

Например:

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

В этом сложноподчиненном предложении придаточная часть относится к определяемому слову мира, и именно от этого слова ставится вопрос к придаточному предложению, в качестве средства связи между частями используется союзное слово «в котором».

Также вспомним, что сложноподчиненные предложения, состоящие из двух простых предложений, по смысловому значению придаточного делятся на три основные группы. Эти группы носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: сложноподчиненные предложения с придаточными определительными,изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными.

§ 2  Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

  • Остановимся более подробно на группе сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными.
  • Придаточное предложение, отвечающее на любой падежный вопрос и относящееся к члену главного предложения, нуждающемуся в смысловом распространении, называется придаточным изъяснительным.
  • Например:

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

  1. Придаточные изъяснительные относятся в главном предложении к словам со значением речи (говорить, просить, отвечать, вопрос, разговор),
  2. мысли (думать, решать, размышлять),
  3. чувства (чувствовать, радоваться, рад, жаль, забота, страшно),

восприятия (кажется, уверен, убежден, видел, ясно) и уточняют, т.е. раскрывают смысл этих слов.

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Важно отметить, что придаточные изъяснительные могут стоять после главного предложения или внутри главного, открывать же сложноподчиненное предложение они не могут (исключением может быть устная речь).

Например:

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Одни придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей и сходны с дополнениями, например:

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Другие придаточные изъяснительные отвечают на вопросы именительного падежа и сходны с подлежащими, например:

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Придаточные изъяснительные присоединяются к главному предложению с помощью подчинительных союзов что, как, будто, как будто, как бы, чтобы и др., союзных слов кто, что, который, где, куда, когда, сколько, зачем, почему и др. и частицы ли, которая употребляется в роли союза.

Например:

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

В этом предложении главная и придаточная часть связаны между собой с помощью подчинительного союза что.

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

В этом предложении главная и придаточные части связаны между собой с помощью союзных слов что и кто.

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Необходимо запомнить, что использование в одном и том же предложении подчинительного союза и частицы ли недопустимо, так как частица сама выполняет роль союза. Нельзя говорить

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Стоит отметить, что придаточные изъяснительные, относящиеся к существительным, типа заявление, известие, мысль, сообщение, слух и т. п., при которых нет указательных слов, имеют добавочное определительное значение.

  • Например:
  • Такие придаточные являются определительными, если прикрепляются к главному предложению не при помощи союзачто, а при помощи союзного слова что(возможна замена союзным словом который).
  • Сравните:
  • К словам со значением речи, мысли и чувства в главном предложении может относиться указательное слово (тот, та, то), к которому присоединяется в этом случае придаточное изъяснительное.
  • Например:
  • Однако употреблять указательные слова в подобных предложениях надо с осторожностью, так как иногда они могут быть лишними.
  • Сравните:
  • Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными активно используются при замене прямой речи косвенной, образуя, так называемые, синтаксические синонимы.
  • Например:
  • При этом в предложениях с косвенной речью вопросительная и восклицательная интонации исчезают, а в конце предложения не ставятся вопросительный и восклицательный знаки.

§ 3  Краткий итог урока

Подводя итог, можно отметить, что умение грамотно и верно употреблять разные группы сложноподчиненных предложений необходимо каждому носителю русского языка, это дает возможность совершенствовать грамматические знания и пунктуационные навыки.

Источник: https://znaika.ru/catalog/9-klass/russian/Slozhnopodchinennye-predlozheniya-s-pridatochnymi-izyasnitelnymi

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

  • ·                   Сегодня мы продолжим изучение видов придаточных предложений.
  • ·                   Поговорим о придаточных изъяснительных.
  • ·                   И выясним особенности сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными.
  • Мы помним, что сложноподчиненные предложения классифицируются в зависимости от вида придаточного. Бывают сложноподчиненные предложения с придаточными:
  • ·                   определительными,
  • ·                   изъяснительными,
  • ·                   обстоятельственными.
  • И сегодня нас интересуют придаточные изъяснительные.

На самом деле, придаточные изъяснительные – наши старые знакомые. Ведь мы встречались с ними, когда говорили о предложениях с косвенной речью. Помните? Косвенная речь оформляется в форме сложноподчиненного предложения.

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

  1. Ты сказал, что напишешь мне завтра.
  2. Я спросил, как пройти в библиотеку.
  3. Он поинтересовался, есть ли у нас время.
  4. Все это – сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
  5. Давайте поставим вопросы от главной части к придаточной.
Читайте также:  Какой вид подчинительной связи в словосочетании "рукав реглан"?

Ты сказал (что?), что напишешь мне завтра.

Я спросил (о чем?), как пройти в библиотеку.

Он поинтересовался (чем?), есть ли у нас время.

Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей. Именно поэтому некоторые филологи называют их придаточными дополнительными.

Алексей увидел, какой пушистый снег лежит за окном.

Увидел – что? Вопрос В. п.

Мама боится, что сын простудится. Боится – чего? Вопрос Р. п.

Мальчик попросил, чтобы ему разрешили взять щенка. Попросил – о чем? Вопрос Пр. п.

Но почему же – изъяснительное? Что в главном предложении может нуждаться в пояснении?

Например, глаголы со значением речи.

Это такие глаголы, как говорить, сказать, сообщать, спрашивать, отвечать, интересоваться, объяснять и т. д.

  • Я спросил, где здесь аптека.
  • Мне рассказали, как добраться до аптеки.
  • Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Пояснить можно и глагол со значением мысли. Например, думать, понимать, осознавать, знать, рассуждать, представлять, воображать, помнить и т. д.

  1. Я знаю, что эта задача несложная.
  2. Но я не понимаю, как ее решить.
  3. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
  4. Поясняться также могут глаголы со значением восприятия.

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

То есть, такие глаголы, как слышать, видеть, ощущать и т. д.

  • Сначала мы услышали, что за нами кто-то идёт.
  • Потом мы рассмотрели, что это наша соседка.
  • Глаголы со значением чувств мы тоже можем пояснить.

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Чувствовать, радоваться, жаловаться, огорчаться, ужасаться, опасаться и т. д.

  1. Он жаловался, что в квартире холодно.
  2. Она радовалась, что скоро будет теплее.
  3. В пояснении могут нуждаться не только глаголы, но и существительные, прилагательные, слова категории состояния со значением чувств, мыслей, восприятия.

Это такие слова, как рад, жаль, уверен, счастлив, нужно, сообщение, новость, слух и т. д.

  • До меня донеслась новость о том, что скоро олимпиада.
  • Уверен, что вы достойно справитесь с испытаниями.
  • Итак, придаточные изъяснительные относятся к члену предложения со значением речи, мысли, чувства, восприятия.

Говорят, что здесь хорошо ловится рыба. Придаточное изъяснительное относится к глаголу со значением речи.

Жаль, что не пришлось поговорить подольше. Придаточное изъяснительное относится к слову категории состояния со значением чувств.

Нужно, чтобы завтра же всё было готово. Придаточное изъяснительное относится к слову категории состояния.

Главные части всех наших предложений – односоставные. Поэтому такие предложения легко можно спутать с простыми предложениями, осложненными вводными словами. Подсказкой для нас послужит то, что в сложноподчиненных предложениях есть союзы или союзные слова, соединяющие главную и придаточную части.

В качестве средств связи в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными могут выступать:

·        союзы что, как, будто, как будто, чтобы, ли;

·        союзные слова что, как, кто, который, где, куда, когда, сколько, почему и т. д.

Средства связи в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными очень разнообразны. Это может вызвать у нас определенные трудности.

С первой проблемой мы уже сталкивались: средства связи коварны. Одни и те же союзы и союзные слова могут употребляться в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными, определительными и обстоятельственными. В особенности это касается слов что, как, который, где, куда, когда и почему.

Поэтому ни в коем случае нельзя определять вид придаточного только по средствам связи. В первую очередь мы обращаем внимание на вопросы. И уже потом делаем вывод – какой перед нами вид придаточного предложения.

Мы хотим поехать туда (куда?), куда не ступала нога человека. Вопрос обстоятельственный, значит, придаточное обстоятельственное.

Вот и место (какое?), куда мы отправимся завтра. Это придаточное определительное.

Я спросил (о чём?), куда мы отправимся завтра. Я спросил – о чем? Это придаточное изъяснительное.

Мы поставили палатку там (где?), где есть ручей. Придаточное обстоятельственное.

Палатка стояла на поляне (какой?), где протекал ручей. Придаточное определительное.

Мы не представляли (чего?), где тут можно поставить палатку. Придаточное изъяснительное.

Подсказкой может служить слово, к которому относится придаточное.

На столе стояла сумка, которая принадлежала моему другу. Придаточное относится к существительному, значит, это придаточное определительное.

Я не знал, которая из сумок принадлежит моему другу. Придаточное относится к глаголу со значением мысли. Перед нами придаточное изъяснительное.

Цветы, что распускаются весной, особенно красивы. Придаточная часть относится к существительному. Значит, это придаточное определительное.

Мы рады, что вам понравились эти цветы. Придаточное относится к краткому прилагательному со значением чувства. Значит, перед нами придаточное изъяснительное.

  1. Второй трудностью может стать различение союзов и союзных слов.
  2. В придаточных изъяснительных что и как могут оказаться как союзами, так и союзными словами.
  3. Вспомним, как отличить союзы от союзных слов.

Союзные слова являются членами предложения. А союзы не являются.

Союзные слова нельзя удалить из предложения. А союзы можно.

На союзные слова падает логическое ударение. А на союзы не падает.

К союзным словам можно подставить же и именно. А к союзам нельзя.

Ученики видели, как мастер раскрашивает поделку. Союз.

Ребята поинтересовались, как этому можно научиться. Как нельзя удалить из предложения. Зато можно подставить логическое ударение или же. Перед нами союзное слово.

Мастер ответил, что нужно тренироваться долго и упорно. Можно удалить что из предложения. Нельзя подставить же или именно. Это союз.

Учитель спросил, что нам понравилось на выставке больше всего. На слово что падает логическое ударение. Можно подставить же или именно. Слово нельзя удалить из предложения. Это союзное слово.

Некоторые трудности также иногда возникают с союзом-частицей ли. Дело в том, что этот союз находится не в начале придаточной части. А потому его просто не видят.

Мы хотели узнать, здоровы ли вы.

Это сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Части предложения связаны союзом ли.

Не хотите ли вы заняться музыкой – вот что интересно. Это тоже сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. В качестве средства связи выступает союз ли.

Заметьте, что во втором предложении между частями ставится тире. Так иногда бывает, когда придаточная часть стоит перед главной.

  • Придаточное изъяснительное в сложноподчиненном предложении обычно стоит после главного предложения, но может стоять и перед главным.
  • Я не знаю, почему я увлекся рисованием.
  • Почему я увлекся рисованием – я не знаю.

В первом предложении подчеркивается важность информации, которая сообщается в придаточной части. Во втором предложении подчеркивается важность информации, которая сообщается в главной части.

Что же нам требуется запомнить?

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Источник: https://videouroki.net/video/21-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-iziasnitiel-nymi.html

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части сложноподчинённого предложения.

Лексическое значение этих слов таково, что они нуждаются в дополнительном разъяснении: подумал — о чём?, жду — чего?,

Например: Ты  говоришь (что?), что  опять тёплой дождёмся весны. (А. Фет) Я считаю (что?), что лес — прекрасное выражение силы природы и самый ясный образчик её совершенства. (К. Паустовский) Я горожанка. Я росла, не зная (чего?), как тонет в реках медленный закат. (Ю. Друнина) Только теперь мне стало ясно (что?), зачем они собирали дрова. (В. Арсеньев)

Без придаточного изъяснительного такие предложения были бы неполными, не законченными в смысловом и грамматическом отношении.

Сравните: Я считаю. Мы с другом условились. По внешнему виду можно предположить.

  • В качестве поясняемых выступают слова разных частей речи, обозначающие мысли, чувства, восприятия человека, его речь:
  • глаголы: сказать, ответить, говорить, сообщить, спросить, думать, видеть, чувствовать, ощущать, гордиться и др.;
  • прилагательные: рад, доволен, уверен, убеждён и др.;
  • наречия и слова состояния: надо, жаль, нельзя, желательно, страшно, ясно, понятно, известно и др.;
  • существительные: сообщение, вопрос, мысль, известие, забота, разговор, вера и др.

Например: Но читаю в испуганном взоре, что ты помнишь и любишь меня. (А. Блок) Он сказал это и почувствовал, как у него холодеет лицо. (К. Паустовский)

Кроме того, пояснения в предложении требуют и некоторые фразеологизмы: проявить заботу, дать слово, высказать предположение, подать знак и др.

Изъяснительная придаточная часть выполняет в сложноподчиненном предложении ту же роль, что и многие дополнения в простом предложении.

Сравните: Он сообщил о своем зачислении в университет. (Глагол сообщил распространяется дополнением о зачислении.) Он сообщил, что его зачислили в университет. (Глагол сообщил в главной части распространяется придаточным изъяснительным что его зачислили в университет.)

Придаточное изъяснительное присоединяется к главной части с помощью союзов и союзных слов.

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными 

Например: Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (В. Маяковский) — средство связи — союз чтоб.

Я не знаю, хочу ли я идти с ними — средство связи — союз ли, который, подобно сочинительным союзам же, тоже, также, стоит не в начале части.

Говорили, что будто бы он пристрастился коллекционировать курительные трубки. (А. Н. Толстой) — средство связи — составной союз что будто бы.

Один бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова (Н. В. Гоголь) — средство связи — союзное слово какой, входящее в состав сказуемого.

Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты… (М. Ю. Лермонтов) — средство связи — союз когда.

Придаточные с союзом что содержат сообщение о реально существующем факте.

Например: Лев Николаевич прочел мне коротенькое стихотворение. Но при этом подчеркнул, что автор не он (Ард.); Мне невольно пришло на мысль, что я слышал тот же голос (Л.

); Пусть душу согреет сознанье, что ни на шаг, ни на миг в суровые дни испытанья не сдали позиций своих (Исак.); Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна (Кр.

); Я счастлив, что я этой силы частица, что общие даже слезы из глаз (М.).

Придаточные изъяснительные с что, относящиеся к именам существительным, раскрывают внутреннее содержание предмета и потому приближаются к определительным придаточным предложениям.

Придаточные определительные (они присоединяются союзным словом что), в отличие от придаточных изъяснительных (они присоединяются союзом что), допускают замену союзного слова что союзным словом который.

Сравните: И вечером весть, что (подстановка слова которая невозможна) приехала я, в Москве уже многие знали (Н.); но: Весть, что (которая) обрадовала меня, в Москве уже многим была известна. Это относится и к придаточным с некоторыми другими союзами, например чтобы и др.

Близко по значению к союзу что союз как, употребляющийся только при словах, обозначающих восприятие или мыслительную деятельность.

Например: Помню, как стоял на узкой уличке (Чак.); Я видел, как в свинцовой воде отражался тусклый силуэт транспорта (Пауст.).

Союзы будто, как будто, словно, будто бы, как бы, в отличие от союзов что, как, вносят в придаточную часть оттенок предположительности, неуверенности в сообщаемом факте.

Читайте также:  "несмотря ни на что" как пишется? запятые

Например: Не могу согласиться, будто Степан Михайлович Багров (в описании его «Доброго дня») «заслоняется несколько описанием природы…» (Акс.); Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне (П.).

Содержание придаточных с союзом чтобы (чтоб) представляется не как нечто реальное, а как желательное или нежелательное.

Например: Аркадий Николаевич любил, чтобы у него елка выходила на славу, и всегда приглашал к ней оркестр Рябова (Купр.); Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть (Л.).

Союз если бы вносит в придаточную часть оттенок условия.

Например: Не плохо было бы, если бы он вернулся рано.

Союз ли, употребляемый после знаменательного слова, указывает на предположение с оттенком неуверенности и раскрывает содержание косвенного или прямого вопроса. Союз ли ставится в придаточной части не в начале, а после первого слова.

Например: Неизвестно (что?), был ли он дома. Вы спрашиваете, знал ли я Шмидта до его речи на кладбище? Нет, не знал (Пауст.); Не знаю, походил ли водопад на зверя, но он действительно был красив (Чак.).

Союз пока вносит временной оттенок значения.

Например: Где-то рядом разорвался снаряд, и водитель, не дожидаясь, пока солдат вылезет из-под машины, дал газ (Кож.).

Придаточные изъяснительные относятся к одному слову в главной части — глаголу, краткому прилагательному, наречию, отглагольному существительному со значением речи, мысли, чувства, восприятия – и обычно находятся за тем словом в главной части, к которому относится, но изредка, преимущественно в разговорной речи, она может располагаться и перед главной частью.

Например: Я обрадовался / выразил удивление / был рад, что он пришел. Хорошо, что он пришел. [   ], (что   ).

Что он не придет, мне было ясно сразу. Что волки жадны, всякий знает. (И. Крылов) (Что   ), [   ].

В последних двух предложениях порядок расположения главной и придаточной части сложноподчинённого предложения нарушается для того, чтобы усилить внимание к информации, передаваемой придаточной частью.

В главной части может находиться указательное слово то в разных падежных формах: Я был рад тому, что он пришел. В этом предложении слово тому может быть опущено, поэтому придаточное относится к прилагательному рад.

Однако в некоторых сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными указательное слово в главной части является обязательным компонентом структуры предложения.

Например: Все началось с того, что вернулся отец.

Такие придаточные относятся именно к указательному слову, в качестве которого может выступать только слово то. Эта особенность сближает такие предложения с местоименно-определительными, использование же союза, а не союзного слова позволяет отнести их к изъяснительным.

Сложноподчинёнными предложениями с придаточными изъяснительными передаётся косвенная речь.

Например:  Я им объяснил, что я офицер, еду в действующий отряд по казённой надобности. (М. Лермонтов) Верочка сказала, что не хочет чаю, и ушла в свою комнату. (Н. Чернышевский)

Если чужая речь — вопросительное предложение, то при преобразовании её в косвенную используются союзные слова (если вопрос оформлен вопросительным словом) или союз ли (если вопрос не содержит вопросительного слова).

В конце предложения с косвенным вопросом не ставится вопросительный знак.

Например:  1) «Кто этот человек?» — спросил я дежурную. (К. Паустовский) — Я спросил у дежурной, кто этот человек. 2) Я спрашиваю старика, сидящего у печи: «Это твой внук?» (К. Симонов) — Я спрашиваю у старика, сидящего у печи, его ли это внук

Разграничение придаточных определительных и придаточных изъяснительных

 Определённые трудности вызывает разграничение придаточных определительных и придаточных изъяснительных, которые относятся к существительному.

Следует помнить, что придаточные определительные зависят от существительного как части речи (для них не важно значение определяемого существительного), отвечают на вопрос какой?, указывают на признак того предмета, который назван определяемым существительным, и присоединяются к главному только союзными словами.

Придаточные изъяснительные зависят от существительного не как части речи, а как от слова с определённым значением (речи, мысли, чувства, восприятия), кроме вопроса какой? (а его всегда можно задать от существительного к любому зависящему от него слову или предложению) к ним можно задать и падежный вопрос, они раскрывают (изъясняют) содержание речи, мысли, чувства, восприятия и присоединяются к главному союзами и союзными словами. (Придаточное, присоединяемое к главному союзами и союзом-частицей ли, может быть только изъяснительным: Мысль, что он не прав, мучила его; Мысль о том, прав ли он, мучила его).

Сложнее разграничить придаточные определительные и придаточные изъяснительные, зависящие от существительных в тех случаях, когда изъяснительные придаточные присоединяются к главному при помощи союзных слов (особенно союзного слова что).

Сравните: 1) Вопрос, что (который) ему задали, показался ему странным. Мысль, что (которая) пришла ему в голову утром, не давала ему покоя целый день. Известие, что (которое) я получил вчера, очень меня расстроило.

2) Вопрос, что ему теперь делать, мучил его. Мысль о том, что он натворил, не давала ему покоя. Известие о том, что произошло у нас в классе, изумило всю школу.

1) Первая группа — сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Союзное слово что можно заменить союзным словом который.

Придаточное указывает на признак предмета, названного определяемым существительным (от главного предложения к придаточному можно задать только вопрос какой?, падежный вопрос задать нельзя).

Указательное слово в главном предложении возможно только в форме согласованного с существительным местоимения (тот вопрос, та мысль, то известие).

2) Вторая группа — сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.  Замена союзного слова что союзным словом который невозможна.

Придаточное не просто указывает на признак предмета, названного определяемым существительным, но и изъясняет содержание слов вопрос, мысль, известие (от главного предложения к придаточному может быть задан падежный вопрос).

Указательное слово в главном предложении имеет иную форму (падежные формы местоимений: вопрос, мысль, известие о том). 

Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/295-slo

Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным изъяснительным

В слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным тре­бу­ет­ся допол­ни­тель­ное пояс­не­ние слов глав­ной части, име­ю­щих зна­че­ние речи, мыс­ли, чув­ства или состо­я­ния. Приведем при­ме­ры слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры.

Сложное предложение с придаточным изъяснительным

В соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния может быть при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное пред­ло­же­ние, осо­бен­ность кото­ро­го заклю­ча­ет­ся в том, что оно отно­сит­ся к тем чле­нам глав­но­го пред­ло­же­ния, кото­рые нуж­да­ют­ся в  рас­про­стра­не­нии, тре­бу­ют допол­ни­тель­ных разъ­яс­не­ний или пояс­не­ний. Без тако­го рас­про­стра­не­ния глав­ное пред­ло­же­ние ока­жет­ся неза­кон­чен­ным по смыс­лу, то есть оно не содер­жит пол­но­цен­но­го сооб­ще­ния. Чаще все­го при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным допол­ня­ет­ся ска­зу­е­мое, напри­мер:

Марийка не слы­ша­ла, как поза­ди скрип­ну­ла дверь (Михаил Бубеннов)

Придаточное изъ­яс­ни­тель­ное отно­сит­ся к глаголу-сказуемому «не слы­ша­ла», кото­рый нуж­да­ет­ся в пояс­не­нии: не слы­ша­ла (чего?), то есть при этом гла­го­ле обя­за­тель­но долж­но быть допол­не­ние (не слы­ша­ла сту­ка, скри­па и пр.).Содержание при­да­точ­ной части вос­пол­ня­ет отсут­ствие это­го вто­ро­сте­пен­но­го чле­на пред­ло­же­ния, без кото­ро­го глав­ное пред­ло­же­ние явля­ет­ся неза­кон­чен­ным по смыс­лу сооб­ще­ни­ем:

  • Марийка не слы­ша­ла…  
  • Так и напра­ши­ва­ет­ся вопрос чего?
  • В слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным сло­ва, к кото­рым оно при­со­еди­ня­ет­ся, име­ют зна­че­ние речи, мыс­ли, вос­при­я­тия, чув­ства, состо­я­ния:
  • гово­рить, ска­зать, сооб­щить, воз­ра­зить, объ­явить, про­сить, отве­чать;
  •  пони­мать, думать, пред­по­ла­гать, при­ду­мать, решать, заду­мать, раз­мыш­лять;
  • видеть, слы­шать, заме­чать, смот­реть, чув­ство­вать;
  • радо­вать­ся, сер­дить­ся, горе­вать, печа­лить­ся, оби­деть­ся, рас­стро­ить­ся;
  • надо, вид­но, жаль, стран­но, уди­ви­тель­но, совест­но, извест­но, понят­но, важ­но, хоро­шо. 

Чаще все­го это гла­го­лы, крат­кие при­ла­га­тель­ные (рад, вино­ват, дово­лен, согла­сен, оби­жен, сер­дит и пр.) и пре­ди­ка­тив­ные наре­чия (сло­ва кате­го­рии состо­я­ния).

  Все эти сло­ва глав­но­го пред­ло­же­ния свя­зы­ва­ют­ся с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным с помо­щью сою­зов (что, что­бы, как, буд­то, ли) и союз­ных слов (кто, что, где, когда, сколь­ко, куда, как, зачем и пр.).

Зависимое изъ­яс­ни­тель­ное пред­ло­же­ние отве­ча­ет на вопро­сы всех кос­вен­ных паде­жей, напри­мер:

Левин не заме­чал (чего?), как про­хо­ди­ло вре­мя (Лев Толстой).

Я с жад­но­стью читаю Тургенева и удив­ля­юсь (чему?), как у него всё понят­но, про­сто и по-осеннему про­зрач­но (М. Горький).

Тотчас ста­ло слыш­но (что?), как ветер шумит в кроне дере­вьев (К. Паустовский).

Я стою на склоне горы и свер­ху любу­юсь (чем?), как кру­жат в синей  воде мор­ско­го зали­ва мно­же­ство парус­ни­ков.

Минутами я совсем забы­вал (о чём?), куда и зачем я еду (А. Куприн).

К сло­вам со зна­че­ни­ем речи, мыс­ли и чув­ства в глав­ном пред­ло­же­нии может отно­сить­ся ука­за­тель­ное место­име­ние (тот, та, то, те), к кото­ро­му в таком слу­чае при­со­еди­ня­ет­ся при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное, напри­мер:

Коту нече­го было и думать о том (о чём?), что­бы лени­во тереть­ся мор­дой о кося­ки рас­сох­ших­ся две­рей или валять­ся на солн­це око­ло колод­ца (К. Паустовский).

Мне доста­точ­но было того, что я любил её (Лев Толстой).

  1. Схематично пред­ста­вим это в виде запи­си:
  2. …гла­гол + то, что (что­бы и пр.)
  3. Не пута­ем такие слож­но­под­чи­нен­ные пред­ло­же­ния с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным со слож­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми с опре­де­ли­тель­ной частью.

 Примеры предложений

Мы зна­ли, что Петька при­нёс все­го двух худых кара­сей, но мол­ча­ли (К. Паустовский).

Девочки, гля­дя на него, сра­зу сооб­ра­зи­ли, что это, долж­но быть, очень умный и учё­ный чело­век (А. Чехов).

Яков открыл гла­за, вопро­ша­ю­щим взгля­дом обвёл всех кру­гом и уви­дел, что побе­да была его (И. Тургенев).

Трудно было понять, чем это огонь так при­вле­кал лягуш­ку (К. Паустовский).

Книга дает то, что было, а не то, что мог­ло быть (Николай Островский).

Все как буд­то жда­ли, не будет ли он ещё петь (И. Тургенев).

Я горд тем, что родил­ся рус­ским (В. Попов).

Маленький костёр ярко горел перед ними, и они поне­мно­гу под­бра­сы­ва­ли в него сучья, забо­тясь о том, что­бы огонь все вре­мя горел ров­но и не давал дыму (Максим Горький).

Очевидно, что это место дав­но понра­ви­лось мое­му дедуш­ке и он заса­дил его дере­вья­ми (С. Аксаков).

В бинокль было вид­но, как серый дым засти­лал вино­град­ни­ки и дере­вья, как суе­ти­лись серо-голубые фигур­ки (В. С. Гроссман).

Я мыс­лен­но пред­став­ляю себе, как покры­ва­ют­ся асфаль­том и бето­ном ули­цы мое­го город­ка (Н. Островский).

Мы хотим, что­бы радость вошла в каж­дый дом (Юрий Каменецкий).

Смотри, как роща зеле­не­ет, паля­щим солн­цем обли­та (Ф. Тютчев).

Я стал дожи­дать­ся, ско­ро ли сол­ныш­ко вста­нет (И. Никитин).

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/sintaksis/primeryi-slozhnopodchinennyih-predlozheniy-pridatochnyim-izyasnitelnyim.html

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Придаточное предложение, как правило, поясняет глагол — сказуемое главного предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Присоединяется такое придаточное предложение при помощи подчинительных союзов или союзных слов: что, как, как будто, чтобы и др.

Жизнь Пришвина – пример того (чего?), как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой и начал жить только «по велению сердца».

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.В таких предложениях придаточное, как правило, уточняет место, причину, цель действия и др. В зависимости от значения к придаточным обстоятельственным ставятся различные вопросы, которые, в свою очередь, помогают определить смысл и значение придаточного.

Читайте также:  Типы речи в русском языке. примеры текстов
Вид придаточного Вопрос Пример
Времени Когда? С каких пор? Как долго? Когда пришло время, отпра­вили Иванушку на службу.
Места Где? Куда? От­куда? Мы устремились туда, отку­да были слышны голоса.
Условия При каком усло­вии? Если будешь много читать, будешь много знать.
Причины Почему? По какой причи­не? Наша команда заняла первое место на турнире, потому что готовилась к соревнова­ниям серьезно.
Цели Зачем? С какой целью? Чтобы не заблудиться, я ре­шил вернуться на тропинку.
Следствия Вследствие чего что произошло? Снег становился белее и ярче, так что ломило глаза.
Образа действия. Как? Каким об­разом? Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.
Меры и степени В какой мере? В какой степени? Речка так блестит и сверка­ет, что глазам больно.
Сравнения Как что? Как кто? Чем что? Чем кто? Чем ближе мы подходили к дому, тем сильнее ощущали тревогу.
Уступки Несмотря на что? Вопреки чему? Хотя для него это была трудная работа, он справил­ся с ней безупречно.
  • Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
  • Запятая ставится
  • 1)Придаточное предложение отделяется или выделяется запятыми:
  • Мы тронулись, когда взошло солнце.
  • 2)Между однородными придаточными предложениями, если они не соединены сочинительными союзами: Мы подумали, что он опоздает, что мы не сможем проститься с ним.
  1. 3)При использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как:
  2. Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все.
  3. Запятая не ставится

1)Отрицание + союз:Он стал выяснять не что произошло, а кто это? 2)Придаточное предложение = одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.

3)Перед подчинительным союзом слова в частности, то есть, а именно, особенно: Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся. 4)Перед устойчивыми оборотами как угодно, во что бы то ни стало, сколько угодно, как ни в чем не бывало …

Сложноподчиненное предложение может иметь не одно, а несколь­ко придаточных предложений

1.Последовательное подчинение [ ], ( ), ( ). Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любила мама.
2.Параллельное подчинение ( ), [ ],( ). Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.
3. Однородное подчинение [ ], ( ), ( ). Девочка писала, что ей очень нравится в деревне, что она научилась ездить верхом на лошади.

Обратим внимание!

• Если зависимым словом при деепричастии является союзное слово который, то оно не отдаляется запятой от деепричастия: запятая ста­вится перед деепричастным оборотом, а после слова который — нет. Вот книга, прочитав которую ты многое для себя откроешь.

  • • Никогда не ставится запятая после союзного слова который; сразу убирайте те варианты ответов, в которых указанна запятая после этого слова.
  • • Союзное слово который находится только в придаточной части, по — этому ищите в главном предложении существительное или местоимение, которые придаточная часть характеризует или поясняет.
  • • Если придаточное предложение стоит внутри главного, то оно выде­ляется запятыми с обеих сторон.

Дополнение к В 6. Сложносочиненные предложения.

Сложноподчинённое предложение — сложное предложение, имеющее в своем составе два и более простых предложения, соединенных сочинительными союзами и интонацией. Они вращались бы хоть час, хоть день, но мастер приставил к глине свои длинные пальцы. По характеру союза и значению сложносочиненные предложения делятся на:

· сложносочиненные предложения с соединительными союзами: и, да, тоже, также и др. В этих предложениях выражается своевременность действий, последовательность, причинно — следственные отношения. На каждой из них мастер мог бы остановить свой круг, и вот текучая форма застыла бы в виде горшка.

· с противительными союзами: а, но, однако, зато, не только…но и. В этих предложениях одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется ему. Задуман был кувшин, но я насчитал, по крайней мере, десять промежуточных форм.

· сложносочиненные предложения с разделительными союзами: то…то, либо, либо…либо, или. В этих предложениях выражаются отношения чередования и взаимоисключения. То падал туман, то вдруг припускал косой летний дождь.

А 25. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ.

1) Сочинение и подчинение, например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днём без промежутка, как это обыкно­венно бывает на юге. — сложное предложение с различными видами связи: сочинительной и подчинительной; состоит из двух частей, соединённых сочинительным союзом и.

2) Сочинение и бессоюзная связь, например: Уже давно се­ло солнце, но ещё лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (И. Бунин) — сложное предложение с бессоюзной и союзной связью; состоит из двух частей, соединённых бессоюзной связью.

3) Подчинение и бессоюзная связь, например: Когда он про­снулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (А. Че­хов) — сложное предложение с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединённых бессоюзной связью.

4) Сочинение, подчинение и бессоюзная связь, например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонил его собою, а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напря­жённо палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом (А.

Чехов) — сложное предложение с бессоюзной и со­юзной связью, состоит из двух частей, соединённых бессоюз­ной связью; первая часть — сложноподчинённое предложение с придаточным времени (с союзом когда), вторая часть — слож­носочинённое предложение с противительным союзом а.

В сложном предложении, состоящих из нескольких простых, связан­ных между собой различными видами связи, могут оказаться рядом сочинительный и подчинительный союзы.

На стыке между ними ставят­ся запятая тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза то, так или союза но:

Большая разъехавшаяся хата, в которой помещалась бурса, была ре­шительно пуста, и_ сколько философ не шарил во всех углах и даже ощупал все дыры и западни в крыше, но нигде не отыскал ни куска сала или, по крайней мере, старого книша, что, по обыкновению, запрятываемо было бурсаками. — Запятая не ставится, так как после придаточного предложения есть союз но.Сравните: Большая разъехавшаяся хата, в которой помещалась бурса, была ре­шительно пуста, и, сколько философ не шарил во всех углах и даже ощупал все дыры и западни в крыше, нигде не отыскал ни куска сала или, по крайней мере, старого книша, что, по обыкновению, запрятываемо было бурсаками. В этом предло­жении поставлена запятая, так как нет союза НО.

Обратите внимание!!!

· Всегда ставится запятая перед то, такили союзом но, стоящими после придаточного предложения;

· Будьте осторожны при постановке запятой перед союзом и: он может соединять два oдноpoдныx члена предложения или два однородных придаточных.

А 26. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

Грамматическая синонимия.

Замена придаточных предложений причастными оборотами невоз­можна, если в придаточном определительном:

сказуемое выражено формой будущего времени; Мы хотим поехать на Олимпийские игры, которые будут проходить в Пекине. Приходи намой концерт, ко­торый состоится в нашей школе.
в главной части сложноподчиненного предложения есть указательное слово (тот, того); Голос отца не имел того выражения доброты, которое всегда меня радовало и привлекало.
сказуемое выражено формой условного наклонения (т.е. при сказуе­мом есть частица бы); Нашему российскому футболу нужны опытные тренеры, которые научили бы спортсменов играть интересно, в полную силу.
если союзное слово который стоит в косвенном падеже с предлогом. Обратите внимание! Чаще всего этот случай используется в заданиях ЕГЭ! Она без памяти любила сына, в кото­ром видела черты своего покойного мужа. Летчик, о котором писали га­зеты, стал гостем телестудии. Из-за ближайшей избы выехали всадники, на которых было надето то-то невооб­разимое.

Обратите внимание!

Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, если в главной части сложноподчиненного предложения есть указатель­ное слово (тот, того и т.д.):

Голос отца не имел того выражения доброты, которое всегда меня радовало и привлекало.



Источник: https://infopedia.su/10x91ce.html

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  С ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и присоединяются к главной части союзами  (что, как, будто, как будто, как бы, чтобы, ли, не — ли, ли — или, то ли — то ли  и др.) и союзными словами  (что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда, зачем  и др.):

[Я хочу], (чтоб к штыку приравняли перо)  (В. Маяковский) — средство связи — союз чтоб

[Я не знаю], (хочу ли я идти с ними)  — средство связи — союз ли, который, подобно сочинительным союзам же, тоже, также, стоит не в начале части.

[Говорили], (что будто бы он пристрастился коллекционировать курительные трубки). (А. Н. Толстой) — средство связи — составной союз что будто бы.

[Я спросил, (идёт ли он со мной, или мне идти одному)  — средство связи — двойной союз ли — или.

[Один бог разве мог сказать], (какой был характер у Манилова)  (Н. В. Гоголь) — средство связи — союзное слово какой, входящее в состав сказуемого.

[Грустно видеть], (когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты …) (М. Ю. Лермонтов) — средство связи — союз когда.

  • Придаточные изъяснительные относятся к одному слову в главной части — глаголу, краткому прилагательному, наречию, отглагольному существительному со значением речи, мысли, чувства, восприятия:
  • [Я обрадовался /выразил удивление/ был рад] , (что он пришёл).
  • [Хорошо], (что он пришёл).
  • В главной части может находиться указательное слово то  в разных падежных формах:

[Я был рад тому], (что он пришёл).  В этом предложении слово тому  может быть опущено, поэтому придаточное относится к прилагательному рад.

Однако в некоторых СПП с придаточными изъяснительными указательное слово в главной части является обязательным компонентом структуры предложения; напр.:

[Всё началось с того], (что вернулся отец). Такие придаточные относятся именно к указательному слову, в качестве которого может выступать только слово то . Эта особенность сближает такие предложения с местоименно определительными, использование же союза, а не союзного слова позволяет отнести их к изъяснительным.

  1. Изъяснительное придаточное обычно находится за тем словом в главной части, к которому относится, но изредка, преимущественно в разговорной речи, она может располагаться и перед главной частью:
  2. (Что он не придёт), [мне было ясно сразу].
  3. Придаточное изъяснительное занимает позицию, соответствующую дополнению или подлежащему.

Источник: https://lit-ru.ru/files/————————————————————-.htm

Ссылка на основную публикацию