Определите фигуру речи

Многоликой и сложной является лексическая система языка. Поэтому до сих пор не разработана типология различных лексических средств, поскольку она должна была бы суметь воссоздать многообразную гамму чувств человека. Однако имеются три основные группы. Выразительные средства принято классифицировать, деля на фонетические, синтаксические и лексические.

Определите фигуру речи

Троп

Лексические средства усиливают выразительность языка. Их называют тропами в лингвистике. Обычно тропы используют авторы различных художественных произведений, когда требуется описать облик героев или природу.

Троп, таким образом, — это изобразительный прием, заключающийся в использовании выражения или слова в переносном значении. Цель этого приема состоит не только в создании нового значения, но и в обогащении, украшении речи, придании ей большей выразительности. Следует различать тропы и фигуры речи. Примеры тропов: сравнение, гипербола, метафора, эпитет, олицетворение и перифраз.

Фигура речи

Фигуры речи представляют собой особые синтаксические построения, которые служат для того, чтобы усилить выразительность. К ним относятся антитеза, оксюморон, градация, риторическое восклицание, риторический вопрос, риторическое обращение, эллипсис, синтаксический параллелизм, лексический повтор, эпифора, анафора, умолчание, инверсия, многосоюзие, бессоюзие.

Выразительность речи — особенности ее структуры, позволяющие поддерживать интерес и внимание читателя (слушателя).

Антитеза

Антитеза — это оборот, состоящий в резком противопоставлении характеров, понятий, образов, с помощью которого возникает эффект резкого контраста. Антитеза помогает лучше противопоставить явления, изобразить противоречия. Она является способом выражения взгляда автора на описываемые образы, явления и т. д. Пример можно привести следующий: «Мягко стелет, да жестко спать».

Синтаксический параллелизм

Синтаксический параллелизм является вспомогательным средством, с помощью которого создается антитеза, так как схожее или тождественное построение конструкций оттеняет слова, противоположные по своему значению. Это одинаковое построение расположенных рядом предложений.

Также антитезы могут строиться на основе речевых антонимов. Пример: «Они сошлись. Волна и камень…» (А. С. Пушкин).

Определите фигуру речи

Иногда они могут выражаться стилистическими синонимами. На первый план в этих случаях выходят стилистические и смысловые различия между ними. Примеры, где используются эти фигуры речи в тексте: «У нее были очи, а не глаза», «Он дрыхнет, а не спит». Автор стремится с их помощью подчеркнуть, выделить высказанную мысль.

Оксюморон

Продолжаем описывать фигуры речи. Оксюморон — яркий стилистический прием, который состоит в создании некоторого нового понятия с соединением слов, контрастных по значению. Это делается для того, чтобы создать яркий и сложный образ и оттенить несовместимые логически значения.

Примеры: «умный дурак», «веселая грусть», «черная белизна». Подобно антитезе, эта фигура является как бы местом встречи различных антонимов. В оксюмороне редко сочетание их в чистом виде. Пример: «плохой хороший человек».

Слова, которые имеют противоположное значение, в большинстве случаев соединяются как определяемые и определяющие («дорогая дешевизна», «крупные мелочи»), поэтому мы не можем говорить о том, что это стопроцентные антонимы, поскольку последние должны относиться к одной части речи.

Русскими поэтами были созданы яркие фигуры речи — оксюмороны. Примеры: «пышное природы увяданье» (Пушкин), «самоуверенно-смущенная» (И. Северянин).

Часто встречается оксюморон в названиях произведений художественной литературы. Пример: роман Ю. Бондарева «Горячий снег».

Определите фигуру речи

Эти фигуры речи используются также в публицистическом стиле, зачастую в заголовках для того, чтобы привлечь внимание. Примеры: «отступление вперед», «холода — жаркий сезон».

Градация

Это стилистическая фигура, которая заключается в последовательном нагнетании или же, напротив, ослаблении образов, сравнений, метафор, эпитетов и других средств выразительности.

Эмоционально-выразительное выделение определенных слов тогда усиливается, когда они повторяются в одном либо нескольких предложениях, находящихся по соседству. Повторение в сложном предложении одного и того же слова осуществляется нередко из логических соображений.

Оно служит для установления между членами предложения отчетливой смысловой связи или разъяснения высказываемой мысли.

Лексический повтор

В художественной речи очень часто несколько слов повторяются не только в сложном, но и в простом предложении. Это делается для того, чтобы создать большую эмоциональную выразительность.

Лексическим повтором называется эта фигура речи.

Примеры: «На полотне уже справный мужик, живущий прочной и здоровой жизнью, той жизнью, о которой мечтает интеллигент», «Это не сказка, сказка будет впереди».

Словесный повтор получает особую выразительность тогда, когда слово находится в начале двух или более соседних фраз. Называется анафорой (иначе — единоначалием) эта фигура речи. Примеры: «Хоть бы что-нибудь появилось. Хоть тень. Хоть бы свисток милиционера раздался. Ничего», «Эти ивы и березы, эти капли — эти слезы» (А. Фет, портрет представлен ниже).

Определите фигуру речи

Часто нанизывание синонимов порождает градацию, когда следующий усиливает (или же ослабляет) значение предыдущего.

Эллипсис

Это синтаксическое средство заключается в том, что пропущен один из главных членов некоторого предложения (или даже оба). Эллипсис принадлежит к деструктивным фигурам, поскольку разрушает существующие в языке синтаксические связи.

Данная фигура предполагает «пропадание» фрагментов высказываний. Считается при этом, что их можно восстановить, исходя из смысла целого. Обычной нормой для пропусков являются одно-два слова.

Однако за рамками предложения могут оставаться и крупные синтаксические блоки (в особенности в случае, если параллелизм сопровождает эллипсис).

Следует заметить, что конструкция эта предполагает наличие наиболее близкого контекста. Читатель в противном случае может ее не понять или неадекватно воспринять. Следовательно, эллипсисы являются средством выразительности, заключающемся в пропуске члена предложения, который подразумевается. Пример у Жуковского: «Мы села — в пепел, грады — в прах…».

Определите фигуру речи

Используя эти синтаксические фигуры речи, мы придаем динамичность высказыванию, а также интонацию живой речи, текст становится более выразительным. Чаще всего для создания эллипсиса упускается сказуемое. Пример: «Мир — людям». Данная фигура на письме воспроизводится с помощью тире. Эллипсис как стилистический прием особое распространение получил в лозунгах.

Риторическое обращение, восклицание, вопрос

Риторическое обращение (восклицание) представляет собой конкретное обращение к чему-либо или кому-либо. Оно служит не только для того, чтобы назвать адресата речи, но и для выражения отношения к некоторому объекту, характеристики его.

Риторические восклицания и риторические вопросы — стилистические фигуры речи, состоящие в создании выражения позиции автора, в высказывании в форме вопроса некоторого утверждения.

Анафора и эпифора

Анафора — повтор в начале предложения отдельных оборотов или слов. Используется данный прием для усиления мысли, явления, образа: «Как передать красоту неба? Как рассказать о чувствах, которые переполняют в этот момент душу?»

Эпифора — фигура, при которой у нескольких предложений имеется одинаковая концовка, которая усиливает значение определенного понятия, образа и т. д.

Инверсия

Представляет собой обратный порядок слов. Подлежащее при прямом порядке стоит обычно перед сказуемым.

Согласованное определение находится перед определяемым словом (после определяемого — несогласованное), после управляющего слова ставится дополнение, а перед глаголом — обстоятельство образа действия.

Слова при использовании инверсии ставятся в другой последовательности, которая не соответствует этим грамматическим правилам. Это средство выразительности является довольно сильным. Используется оно обычно в эмоциональной речи.

Мастером инверсии является магистр Йода из «Звездных войн».

Определите фигуру речи

Умолчание

Представляет собой синтаксический прием, который состоит в сознательном использовании мысли, выраженной не до конца, когда представляется возможность дополнить ее самому читателю. Умолчание на письме выражается многоточием. За ним стоит «неожиданная» пауза, которая отражает волнение говорящего. Как стилистический прием оно используется часто в разговорном языке.

Бессоюзие и многосоюзие

Другие стилистические фигуры речи — бессоюзие и многосоюзие. Бессоюзие представляет собой намеренный пропуск между членами одного предложения или же между предложениями соединительных союзов. Это придает выражению насыщенность впечатлениями, стремительность. «Швед, русский — колет, рубит, режет…» (А. С. Пушкин).

Определите фигуру речи

  • Многосоюзие — фигура, которая состоит в намеренном повторении для эмоционального и логического выделения понятий сочинительных союзов.
  • Таковы основные фигуры выразительности речи.

Источник: https://www.syl.ru/article/181804/new_stilisticheskie-figuryi-rechi-primeryi

Фигура речи это, что такое фигура речи, примеры фигуры речи?

Фигура речи — это одно из средств обогащения синтаксического строя языка, его речи. Уже в античный период в риторическом учении существовала теория фигур.

В более узком смысле слова — Фигура речи- это особое построение синтаксиса , которое более лучшим образом, служило выразительности нашей речи.

Н.Ф.Кошанский дал определение фигуры такое:

Определите фигуру речи

Постепенно учение о фигурах речи стало переноситься в область стилистики и стало пониматься- как стилистические фигуры, как выразительное средство синтаксического уровня речи.

Проще говоря -фигура речи служит для обогащения нашей речи ,ее выразительности, это один из способов, позоляющий воплощать наши мысли на более богатом, стилистически значимым ,синтаксическом уровне.

Например, такая фигура речи-градация.Бывает восходящая градация и нисходящая градация.Например-

Определите фигуру речи

Здесь ипользована нисходящая градация (умный- и так и сяк-дурак).

Анафора(повтор слова или оборота, стоящий в начале слова),помогающая усилить ,придать большую выразительность чему -то важному, существенному, по мнению автора ,слова. Еще одна фигура речи.

Определите фигуру речи

О, шелестящий миг!

О,речи магов и волхвов

Пергамент желтых книг!(А.Блок)

эпифораповтор, но не в начале ,а в конце слова или оборота речи.

Определите фигуру речи

Антитеза (противопоставление слов, понятий ,синтаксических конструкций).Эта фигура применяется когда нужно дать характеристику предмета ,мысли или ,если нужно, выделить какое-то понятие.

Определите фигуру речи

Оксюморон(соединение слов с противоположным значением)- черный день, белая ночь ,святой грешник .Оксюморон можно встретить в названии произведений «Горячий снег» Ю.Бондарев.В названиях некоторых фильмов «Обыкновенное чудо», «Оптимистическая трагедия» и т.д.

Риторический вопрос (утвердительное высказывание, которое не предполагает какой-то ответ)

Определите фигуру речи

Перифраза-фигура, которая заменяет наименование предмета, его словесной характеристикой, что помогает избежать лишний раз повторения одного и того же -тавтологии.Например, орел- огромная птица с большим размахом крыльев.Вьюга — рой белых мух и т.д.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1162637-figura-rechi-eto-chto-takoe-figura-rechi-primery-figury-rechi.html

Фигуры речи

Подробности Создано: 16 октября 2012 Просмотров: 107387 Определите фигуру речи

От тропов отличаются фразовые компоненты, которые называются фигурами речи. Это обычно словосочетания или предложения.

  • Они представляют собой выразительные синтаксические конструкции, которые передают экспрессию текста.
  • Если троп — это слово с переносным значением (оно имеет отношение к лексике), то фигура — часть предложения, которая играет определённую функцию в нём (здесь обретает свои права синтаксис).
  • Рассмотрим примеры различных фигур речи.
  • Перифраза – замена слова или словосочетания описательным выражением, оборотом.
  • Приветствую тебя, пустынный уголок,               
  • Приют спокойствия, трудов и вдохновения.

А.С. Пушкин

  1. Погасло дневное светило;
  2. На море синее вечерний пал туман.
  3. Шуми, шуми, послушное ветрило,
  4. Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

А.С. Пушкин

  • Инверсия – стилистически значимое изменение обычного порядка слов.
  • Где глаз людей обрывается куцый,
  • главой голодных орд,
  • в терновом венце революций
  • грядёт шестнадцатый год.
  • В. Маяковский
  • Анафора – единоначалие, повторение слов или словосочетаний в начале предложения, стихотворных строк или строф.
  • Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид…

А.С. Пушкин

  1. Эпифора – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.
  2. Степям и дорогам
  3. Не кончен счёт;
  4. Камням и порогам
  5. Не найден счёт.
  6. Э. Багрицкий
  7. Антитеза – контраст, противопоставление явлений и понятий.
  8. Я царь – я раб, я  червь – я бог!

Г.Р. Державин

  • Когда в кругу убийственных забот
  • Нам всё мерзит — и жизнь, как камней груда,
  • Лежит на нас, — вдруг знает бог откуда
  • Нам на́ душу отрадное дохнёт,
  • Минувшим нас обвеет и обнимет
  • И страшный груз минутно приподнимет.
  • Ф. Тютчев
  • Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • С. Есенин
  • Весны дуновеньем земля обогрета. Ещё не начало весны, а предвестье, и даже ещё не предвестьенамёк, что будет, что рядом,
  • что срок недалёк.
  1. В. Тушнова
  2. Оксюморон – сочетание противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия.
  3. Но красоты их безобразной
  4. Я скоро таинство постиг,
  5. И мне наскучил их несвязный
  6. И оглушающий язык.
  7. М. Лермонтов
  8. С кем мне поделиться
  9. Той грустной радостью, что я остался жив.
  10. С. Есенин
  11. Риторический вопрос – оборот речи в вопросительной форме, не требующий ответа.
  12. О чём ты воешь, ветр ночной?

О чём так сетуешь безумно?..

  • Что значит странный голос твой,
  • То глухо жалобный, то шумно?
  • Ф. Тютчев

Знакомые тучи! Как вы живете?

  1. Кому вы намерены нынче грозить?
  2. М. Светлов
  3. Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к чему-то неодушевлённому или к кому-то незнакомому.
  4. Здравствуй, племя
  5. Младое, незнакомое! Не я
  6. Увижу твой могучий поздний возраст,
  7. Когда перерастешь моих знакомцев…

А.С. Пушкин

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! я предан вам душой.

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной…

А.С. Пушкин

Риторическое восклицание – выражение утверждения в восклицательной форме.

Какое лето! Что за лето!

  • Да это просто колдовство.
  • Ф. Тютчев
  • Умолчание – фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
  • Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
  • И всё – равно, и всё – едино,
  • Но если по дороге – куст
  • Встаёт, особенно – рябина…
  • М. Цветаева
  • Параллелизм – сходное построение смежных фраз, строк или строф.
  • Гляжу на будущность с боязнью,
  • Гляжу на прошлое с тоской.

М. Лермонтов.

Я пришёл к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало… Рассказать, что лес проснулся… Рассказать, что с той же страстью… Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет…

А.А. Фет

  1. Эллипсис — пропуск какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста.          
  2. Зверю – берлога,      нужна
  3. Страннику – дорога…
  4. М. Цветаева
  5. Полюбил богатый — бедную,       человек — девушку
  6. Полюбил ученый — глупую,
  7. Полюбил румяный — бледную,

Полюбил хороший — вредную…

  • М. Цветаева
  • Парцелляция — намеренное расчленение фразы с целью усиления выразительности, экспрессивности.
  • Всякие стихи ради последней строчки.
  • Которая приходит первой.
  • М.Цветаева

«Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда!» — не понимая, сказал Никитин.

  1. Ю. Бондарев
  2. Прочитать подробнее о звукописи.
  3. Прочитать о лексических средствах выразительности (тропах).

Источник: http://ruslita.ru/leksika/47-figury-rechi

Основные тропы и стилистические фигуры

В русском языке широко применяются дополнительные выразительные средства, например, тропы и фигуры речи.

Тропы — это такие речевые обороты, которые основываются на употреблении слов в переносном значении. Они используются для усиления выразительности речи пишущего или говорящего.

К тропам относятся: метафоры, эпитеты, метонимия, синекдоха, сравнения, гипербола, литота, перифраз, олицетворение.

Метафора — прием, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии, сходства или сравнения.

И тьмой и холодом объята душа усталая моя. (М. Ю. .Лермонтов)

Эпитет — слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки. Обычно эпитетом называют красочное определение.

Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак. (А С. Пушкин)

Метонимия — средство, в основе которого лежит замена одного слова другим на основе смежности.

Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой. (А.С. Пушкин)

Синекдоха — один из видов метонимии — перенесение значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения.

И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)

Сравнение — прием, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы.

Анчар, как грозный часовой, стоит — один во всей вселенной. (А.С. Пушкин).

Гипербола — троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления.

По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу… (А. А. Ахматова).

Литота — прием, противоположный гиперболе, — художественное преуменьшение.

Ваш шпиц, прелестный шпиц, — не более наперстка…( А.С. Грибоедов)

Олицетворение — средство, в основе которого лежит перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные.

Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость. (А.С. Пушкин).

Перифраз — троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным оборотом, в котором указываются признаки не названного прямо предмета, лица, явления.

«Царь зверей» вместо лев.

Ирония — прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое.

Так, в примере упомянут граф Хвостов, который современниками не был признан поэтом из-за бездарности своих стихов.

Граф Хвостов, поэт, любимый небесами, уж пел бессмертными стихами несчастья невских берегов. (А.С. Пушкин )

  •   Стилистические фигуры — это особые обороты, выходящие за рамки необходимых норм для создания художественной выразительности.
  • Необходимо еще раз подчеркнуть, что стилистические фигуры делают нашу речь информационно избыточной, но эта избыточность нужна для выразительности речи, а значит, для более сильного воздействия на адресата
  • К таким фигурам относят:

Риторическое обращение — придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии и т.п.

А вы, надменные потомки…. (М.Ю. Лермонтов)

Риторический вопрос — такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не требует ответа, а лишь усиливает эмоциональность высказывания.

И над отечеством свободы просвещенной взойдет ли наконец желанная заря? (А С. .Пушкин)

Анафора — повтор частей относительно самостоятельных отрезков.

Словно клянете вы дни без просвета,

Словно пугают вас ноченьки хмурые…

(А. Апухтин)

Эпифора — повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы.

  1. Милый друг, и в этом тихом доме
  2. Лихорадка бьет меня,
  3. Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня. (А.А. Блок)

Антитеза — художественное противопоставление.

И день, и час, и письменно, и устно, за правду да и нет … (М. Цветаева)

Оксюморон — соединение логически несовместимых понятий.

Ты — меня любивший фальшью истины и правдой лжи… (М. Цветаева)

Градация — группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости

Не жалею, не зову, не плачу… (С А. .Есенин)

Умолчание — намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу.

Но слушай: если я должна тебе… кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена…( А.с. Пушкин)

Многосоюзие — повторение союза, воспринимающееся как избыточное, создает эмоциональность речи.

И для него воскресли вновь: и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь. (А. С. Пушкин)

Бессоюзие — такое построение, в котором для усиления экспрессии опущены союзы .

Швед, русский, рубит, колет, режет, бой барабанный, клики, скрежет… (А.С. Пушкин)

Параллелизм — тождественное расположение элементов речи в смежных частях текста.

Одни дома длиною до звезд, другие — длиной до луны..(В. В. Маяковский).

Хиазм — перекрестное расположение параллельных частей в двух смежных предложениях.

Автомедоны (кучер, возница — О.М.) наши бойки, неукротимы наши тройки… (А.С. Пушкин). Две части сложного предложения в примере по порядку расположения членов предложения находятся как бы в зеркальном отражении: Подлежащее — определение — сказуемое, сказуемое — определение- подлежащее.

Инверсия — обратный порядок слов, например, расположение определения после определяемого слова и т.п.

На заре морозной под шестой березой, за углом, у церкви, ждите, Дон Жуан… (М.Цветаева).

  • В приведенном примере прилагательное морозной стоит в позиции после определяемого слова, что и является инверсией.
  • Наша презентация темы
  • Для проверки или самоконтроля по теме можете попробовать отгадать наш кроссворд «Определи троп, фигуру»

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/kultura-rechi-russkiy-yazyk/osnovnyie-tropyi-i-stilisticheskie-figuryi

Фигура речи — это… Что такое Фигура речи?

  • фигура речи — сущ., кол во синонимов: 38 • амплификация (6) • анаколуф (3) • анафора (4) • …   Словарь синонимов
  • фигура речи — (фигура риторическая, фигура стилистическая). Оборот речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространенные фигуры речи! анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие,… …   Словарь лингвистических терминов
  • фигура речи — оборот речи, особое сочетание слов, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания …   Толковый переводоведческий словарь
  • Фигура — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Фигура (лат. figura  внешний вид, образ)  многозначный …   Википедия
  • Фигура (форма предмета) — Фигура (лат. figura  внешний вид, образ)  многозначный термин, входит в состав сложных терминов. Фигура  внешнее очертание, вид, форма предмета. Фигура  очертание человеческого тела, телосложение. Фигура  скульптурное, живописное или графическое… …   Википедия
  • ФИГУРА — (лат. figura, от fingere лепить, ваять). 1) наружный вид предмета, внешнее очертание. 2) в геометрии: очерк плоскости, чертеж. 3) в картах: туз, король, дама, валет. 4) в риторике: украшение речи, оборот, употребляемый для красоты слога. 5) в… …   Словарь иностранных слов русского языка
  • Фигура — (лат. Figura) термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, поскольку они имеют стилистическую значимость и направлены к тому, чтобы придать высказываемой мысли определенную выразительность. Попытки перечисления и классификации… …   Литературная энциклопедия
  • ФИГУРА — ФИГУРА, фигуры, жен. (лат. figura вид). 1. Внешнее очертание, вид, форма чего нибудь (устар.). Фигура земли (мат., астр.). 2. В геометрии часть плоскости, ограниченная замкнутой ломанной или кривой линией, а также вообще совокупность определенно… …   Толковый словарь Ушакова
  • Фигура —     ФИГУРА (лат. Figura) термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, поскольку они имеют стилистическую значимость и направлены к тому, чтобы придать высказываемой мысли определенную выразительность. Попытки перечисления и… …   Словарь литературных терминов
  • фигура — ы, ж. figure f., нем. Figure

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1164892

Стилистические фигуры речи. Таблица с примерами

В русском языке применяются языковые средства речи, например:

  • стилистические фигуры речи
  • тропы

Стилистические фигуры речи

Стилистические фигуры (фигура речи) — это обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Иногда к стилистическим фигурам относят тропы, а также необычные словосочетания, обороты речи, выходящие за рамки языковой нормы (например, солецизм).

Таблица с примерами

Виды фигур Определение Примеры
Антитеза фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, свойств Спят и богатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и злые (А. Чехов)
Анафора повторение одинаковых элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С. Есенин)
Эпифора повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.) Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Градация такое расположение слов, при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего или ослабляет его Я думаю о тебе, тоскую, вспоминаю, скучаю, молюсь; Иди, беги, лети и мсти за нас (Пьер Корнель).
Хиазм перекрестное расположение параллельных частей в двух смежных предложениях Не погибла молодость – Молодость жива! (Багрицкий)
Инверсия нарушение обычного порядка слов Изумительный наш народ; Рассказать тебе я хотел бы одну историю.
Параллелизм Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи Он над тучами смеется, он от радости рыдает! (М. Горький)
Каламбур игра слов, где в тексте создает комический эффект Наш медик в рот больным без счету капли льет, // Однако от того ни капли пользы нет. (М. Херасков)
Риторический вопрос не требует ответа, а только усиливает эмоциональность высказывания. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
Риторическое восклицание в форме восклицания содержится утверждение Орлам случается и ниже кур спускаться, // Но курам никогда до облак не подняться! (И.Крылов)
Риторическое обращение фигура, в которой в форме обращения к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям и т.п. выражается различное отношение автора к тому, о чем говорится А вы, надменные потомки…. (М.Ю. Лермонтов)
Умолчание намеренное прерывание речи, дающее возможность читателю домыслить фразу Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что время уж барону умереть (А.С. Пушкин).
Многосоюзие повтор избыточного союза. Создает эмоциональность речи И снег, и ветер, и звезд ночной полет (Ошанин)
Бессоюзие построение сложных предложений или ряда однородных членов без союзов Швед, русский, рубит, колет, режет, бой барабанный, клики, скрежет… (А.С. Пушкин)
Эллипсис пропуск подразумеваемого слова Не тут-то (было)!
Оксюморон соединение логически несовместимых понятий «Живой труп» (название пьесы Л.Н. Толстого) Таинственно шумит лесная тишина. (И. Бунин)
Парцелляция особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным Я видел солнце. Над головой.

Источник: https://bingoschool.ru/blog/110/

Фигуры речи: определения и примеры

Первое описание фигур речи известно еще со времен «Поэтики» Аристотеля. Великий ученый назвал тропы речи обязательной принадлежностью науки красноречия.

Тропы речи включают в себя риторические фигуры, фигуры повтора, фигуры убавления и фигуры перемещения.

Риторические фигуры — это особая группа синтаксических фигур, по формальному признаку являющихся диалогичными, но по существу монологичные: собеседник предполагается, но он не участвует в речи.

Риторический вопрос — оборот, оформленный вопросительным знаком и усиливающий эмоциональность восприятия. Ответ на риторический вопрос не предполагается. Пример: «А судьи кто?» (А.С. Грибоедов).

Риторическое восклицание — оборот речи, оформленный восклицательным знаком и усиливающий эмоциональность восприятия. Пример: «Погиб поэт!» (М.Ю. Лермонтов).

Риторическое обращение — обращение, которое используется для привлечения внимания. Пример: «Тучки небесные, вечные странники!» (М.Ю. Лермонтов).

Риторическое умолчание фиксируется многоточием. Оборот характеризуется синтаксической незавершенностью. Значение риторического умолчания заключается в создании эффекта многозначительности за счет недосказанности. Пример: «Речь не о том, но все же, все же, все же…» (А.Т. Твардовский).

Общим для фигур повтора является то, что они строятся на повторе какой-либо части высказывания.

Анафора — синтаксическая фигура, построенная на повторе слова или групп слов в начале нескольких стихов. Пример: «Мне нравится, что вы, больны не мной, Мне нравится, что я, больна не вами» (М.И. Цветаева).

Эпифора — повтор в конце нескольких стихов или строф. Пример: «Свеча горела на столе, Свеча горела» (Б.Л. Пастернак).

Анадиплосис (стык) — повтор слова или группы слов в конце стиха или строфы и начале стиха или строфы. Пример: «Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка…» (М.Ю. Лермонтов).

Просоподосис (кольцо) — повтор в начале стиха и в конце следующего стиха или строфы. Пример: «Мутно небо, ночь мутна» (А.С. Пушкин).

Фигуры убавления — группа фигур, основанных на нарушении грамматических связей между членами предложения.

Эллипсис (эллипс) — пропуск подразумеваемого слова. Пример: «Билет — щелк, Щека — чмок» (В.В. Маяковский).

Силлепсис (силлепс) — объединение в общем синтаксическом подчинении неоднородных членов. Пример: «Шел дождь и два студента».

Бессоюзие (асиндетон) — пропуск союзов между однородными членами или частями сложного предложения. Пример: «Катятся ядра, свищут пули, Нависли хладные штыки» (А.С. Пушкин).

Многосоюзие — избыточное количество союзов. Пример: «…И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь» (А.С. Пушкин).

Фигуры перемещения — группа фигур, основанных на перестановке, изменении традиционных позиций членов предложения.

Градация — фигура, в которой однородные члены предложения выстраиваются по усилению интенсивности признака или действия. Пример: «Не жалею, не зову, не плачу…» (С.А. Есенин).

Инверсия — нарушение привычного порядка слов. Пример: «Заметался пожар голубой…» (С.А. Есенин).

Синтаксический параллелизм — одинаковое или похожее расположение членов предложения в соседних частях текста. Пример: «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается».

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-906714-figury-rechi-opredeleniya-i-primery

Лингвистический энциклопедический словарь

В языкознании нет исчерпывающе
точного и общепринятого определения Ф. р. Сам термин употреб­ля­ет­ся в
различных смыслах (чаще всего приблизительных).

Однако есть тенденция к
закреплению этого термина и к выявлению его лингви­сти­че­ско­го смысла.
Указанная неопре­де­лён­ность коренится как в истории термина «Ф. р.

»
(и, шире, «фигуры»), так и в стремлении языкознания усвоить понятие,
сложившееся вне его рамок.

Термин «фигура» античная традиция связывает с
Анаксименом из Лампсака (4 в. до н. э.). Фигуры рассматривались как
основной объект раздела риторики,
имевшего дело с «поэтической» семантикой, и
понимались как средства изменения смысла, уклонения от нормы. Связь с языком была характерна для всего
того идейно-культурного контекста, в котором возникло понятие фигур.

Уже
представители философской школы элеатов (6—5 вв. до н. э.), поставившие
под сомнение тезис о естественной и необходимой связи между названием
(словом) и вещью, выдвинули концепцию условности такой связи, которая
предполагала принципиальную возможность конструирования ее новых форм,
отличных от существующей, трактующейся как стилистически нейтральная.

Признание возможности разных форм языкового выражения одного и того же
содержания привело к идее выбора стилистически отмечен­ных форм и к
исполь­зо­ва­нию их с целью убеждения слушающего, руководства его душой.
Таким образом, сам язык через его фигуры становился средством
психического воздей­ствия на слушателя. Не случай­но, что именно Горгий
(5—4 вв. до н. э.

), с именем которого связывают зарождение риторики,
оказы­ва­ет­ся, по античным источникам, «изобретателем» словес­ных
фигур. У истоков учения о Ф. р. стоит Аристотель, употреб­ляв­ший термин
«фигура» в отнесении к структуре речи. Определения фигур у него были
операционными и потому допускают их переформулировку в строго
лингви­сти­че­ском смысле. У Аристотеля и его после­до­ва­те­лей Ф. р.

впервые стали объектом иссле­до­ва­ния (ср. выделение Ф. р. и фигур
мысли у Деметрия Фалерского). Теофраст подчёркивал
противо­по­став­лен­ность практи­че­ской и художественной речи и относил
к числу элементов, вносящих в речь величавость, наряду с выбором слов и
их сочетанием, также и фигуры, которые эти сочетания в результате
образуют. В эллини­сти­че­скую эпоху термин «Ф. р.

» уже вполне прочно
входит в употреб­ле­ние (первоначально, видимо, на острове Родос).
Развёрнутая классификация Ф. р. содержалась в сочинении Цецилия (1 в.),
дошедшем до нас только во фрагментах; эта же тема представлена в
трактате «О возвышенном» Псевдо-Лонгина (1 в.). Но ещё до этого связь
фигур с идеей двуплановости речи отчетливо подчёр­ки­ва­лась Дионисием
Галикарнасским (1 в. до н. э.

). Таким образом, складывается
представление о словес­ной фигуре не только как о «виде построения речи»
(Деметрий), но и как о некоем изменении нормы, отклонении от неё,
способствующем «услаждению слуха» (Афиней из Навкратиса, 2 в. до н. э.,
Аполлоний Молон, 1 в. до н. э., Цецилий, Геродиан и другие). Итоговой
для античности стала формулировка Квинтилиана (1 в.

): «Фигура
определяется двояко: во-первых, как и всякая форма, в которой выражена
мысль, во-вторых, фигура в точном смысле слова определяется как
созна­тель­ное отклонение в мысли или в выражении от обыденной и простой
формы… Таким образом, будем считать фигурой обновление формы речи при
помощи некоего искусства» (IX, 1, 10, 14).

Квинтилиан подчёркивает, что
словес­ные фигуры основаны на форме речи (грамматические фигуры) или на
принципах размещения слов (риторические фигуры). Античная наука, таким
образом, сформулировала 3 основных положения в теории Ф. р.

(словес­ных
фигур): связь их с языковыми элементами, с речью; принадлежность к
«отклонённому» языковому состоянию (стилистическая отмечен­ность; фигура
как языковой жест, поза, ср. обычные сравнения риторики и её фигур с
гимнастикой и её стандартными позами); соотне­се­ние с парадигматическим (выбор слов) или синтагматическим (размещение слов во фразе) уровнями.

Существенным был вклад античной науки в разработку вопроса об
исполь­зо­ва­нии Ф. р. и в их класси­фи­ка­цию. Подробному анализу
подверглись их связи с характеристиками речи в риторике (чистота,
ясность, уместность, красота, внушительность, торжественность и т. д.

) и
правила пользо­ва­ния ими, особенно некоторые предельные ситуации,
имеющие отношение к самому определению фигур (один из пределов: любая
конструкция может в принципе высту­пать как фигура, и, следо­ва­тель­но,
вся речь без изъятия распадается на фигуры; другой предел: каждая
«стёршаяся» фигура перестает быть таковой; ср.

объясняемое отсюда
требование незаметно вводить фигуры, избегать их чрезмерного скопления и
т. п.). В классификации Ф. р. особое значение имел их анализ по двум
принципам — семантико-стилистическому [ср. фигуры точности
(расчленение, перечисление, повторение), суровой, стремительной,
сладостной речи, горячности, живости, торжественности и т. п.] и
структур­но­му: Ф. р.

, образуемые посред­ством изменения,
добавления (удвоения, анафора, эпанод, метабола, охват, сплетение),
сокращения (зевгма, усечение), перестановки, противоположения (антитеза,
антиметабола) и др. Сюда же примыкает и классификация тропов, обычно не смешиваемых с Ф. р., но служащих
сходным целям. Для языкознания особое значение имеют те Ф. р.

, которые
выделялись по чисто лингви­сти­че­ским признакам: бессоюзие, многосоюзие; фигуры, основанные на игре
грамматических категорий; среди послед­них
Квинтилиан указывал фигуры, образуемые соеди­не­ни­ем един­ствен­но­го
числа с множе­ствен­ным числом, заменой
положи­тель­ной степени сравнительной степенью,
причастия — глаголом,
имени — инфинитивом и т. п.

Однако в целом
чрезмерно разрос­ши­е­ся классификации словес­ных фигур нередко
приводили к забвению их лингви­сти­че­ских основ, след­стви­ем чего был
все увеличивающийся разрыв между так называ­е­мы­ми риторическими
фигурами и Ф. р., постепенно сводимыми к простейшим типам
синтакси­че­ских структур.

Новому обращению к Ф. р., и прежде всего к уяснению отношений между
Ф. р. и стилисти­че­ски­ми (риторическими) фигурами, способствовали
становление лингви­сти­ки текста,
внедрение лингви­сти­че­ских методов в поэтику и
риторику, сложение единой науки о знаках и
знаковых системах.

В современном языкознании потребность в разработке
понятия Ф. р. связана прежде всего с задачей нахождения такого
промежу­точ­но­го (двой­ствен­ной природы) элемента, который, во-первых,
высту­пал бы как составная часть текста (т. е.

был бы результатом его
членения и элементом, участвующим в синтезе текста), и, во-вторых,
реализовал бы переход от уровня чисто языковых элементов к уровню
элементов композиции текста. При этом важно избежать двух типичных
крайностей в понимании Ф. р. — «лингви­сти­че­ско­го» подхода, когда
Ф. р.

объявля­ет­ся всякое сочетание языковых элементов, и
«риторического», когда отбрасывается ориентация на язык и Ф. р.
объявля­ют­ся, по сути дела, все известные стилистические фигуры.
В обоих случаях не принимается во внимание именно промежу­точ­ная
функция Ф. р.

, а само определение их становится или слишком экстенсивным
и мало­эф­фек­тив­ным, или слишком оторванным от связей с языко­вы­ми
реаль­но­стя­ми.

В лингвистической теории текста под Ф. р.
можно понимать любую практи­че­скую реализацию в речи предусмотренного языком набора элементарных синтакси­че­ских типов,
образующего парадигму, особенно если
эта реализация принимает вид, отличный от признаваемого стандартным
(ср., например, мену порядка слов и т. п.).

В этом смысле нейтральному тексту соответствуют нейтральные Ф. р., т. е.
практи­че­ски элементарные синтакси­че­ские типы. Но более
целесообразным практи­че­ски и более важным теоретически представляется
определение ядра Ф. р., или того локуса, в котором Ф. р.

находится в
«сильных» условиях, когда элементы языка наиболее наглядно становятся
Ф. р. К типичным ситуациям «порожде­ния» Ф. р. относится любое
употреб­ле­ние данного языкового элемента в непервичной функции
(синтакси­че­ской и семанти­че­ской). Речь может идти как об отдельном
элементе (ср.

«мы» в значении ‘я’ или «пошёл» в значении ‘уходи!’), так
и о сочетании элементов, противопоставленном некой нейтральной форме
передачи того же смысла или порожда­ю­щем новый смысл, несводимый к
механической сумме смыслов элементов, составляющих сочетание (случай
тропов). В обоих случаях Ф. р.

предполагает выбор более богатого
(специфического) с теоре­ти­ко-информа­ци­он­ной точки зрения типа
выражения, который и образует речевой жест, высту­па­ю­щий как
элемент организации текста более сложного типа, чем нейтральный.
Следо­ва­тель­но, при таком подходе Ф. р.

могут тракто­вать­ся как
средство увеличения «гибкости» языка, определяемой количеством способов
передачи данного содержания, и как средство выбора наиболее
информативной, наиболее творческой формы реализации данного смысла.

Статус Ф. р. находится в тесной зависимости от характера текста.
В относительно простых и нейтраль­ных текстах Ф. р. служит главным
образом средством синтакси­че­ской организации текста, образуя сегменты,
реализующие некие стандартные смыслы, состоящие из дискретных
«подсмыслов», соотносимых с отдельными частями соответствующей Ф. р.

В этих случаях элементарные синтакси­че­ские типы (то же относится к
единицам звукового или морфологического уровней)
как единицы языковой парадигмы упорядо­чи­ва­ют­ся в речи (в тексте) в
соответствии с некими принципами простран­ствен­ной организации, образуя
своего рода подобия геометрических фигур, хотя самой структуре языка
такая простран­ствен­ность не присуща.

Иначе говоря, элементы языка,
подвергшись простран­ствен­но­му упорядочению в тексте в соответствии с
общими принципами простран­ствен­ной семиотики, становятся Ф. р.,
которые могут быть выражены в простран­ствен­ной проекции, например
повторе­ние: aaa…; чередование: abab…; прибавление: abc при ab;
убавление (эллипсис): ab при abc; симметрия:
ab/ba и т. п.

, разного рода геометрические фигуры: охват, перекрёст
(хиазм), инверсия и т. п. Близки к указанным и
такие Ф. р.

, которые основаны на операциях развёртывания
(a→a1a2a3), свёртывания
(a1a2a3→a), восходящей и нисходящей
градации, увеличения и уменьшения, улучшения и ухудшения, членения и
соеди­не­ния, противо­по­став­ле­ния (с богатым набором типов),
уравнивания, уподобления, сравнения и т. п. Такие геометризированные
Ф. р.

в существенной мере определяют принципы преобра­зо­ва­ния
языкового материала в текстовой и, следо­ва­тель­но, сам характер
обобще­ния (текстового освоения) действи­тель­но­сти, а в некоторых
случаях предопределяют и выбор субъек­тив­но­го отношения автора текста
к описываемым в тексте фактам.

В более сложных случаях,
встре­ча­ю­щих­ся чаще всего в текстах с отчетливой «поэтической»
функцией, Ф. р. не поддаются простран­ствен­ной проекции и их общий
смысл не может быть расчленён на отдельные «подсмыслы», которые
соотносились бы с составными элементами Ф. р.

, и не может быть
эксплицитно выражен другими средствами; любая попытка «перевода»
оказалась бы неполной и неточной. В этой ситуации ведущую роль играет не
синтакси­че­ская структура Ф. р., а её семантика, характеризующаяся
(в отличие от предыдущего случая) непрерывностью. Как правило, такие
Ф. р.

особенно часты в текстах, которые оказы­ва­ют­ся первичными по
отношению к составляющим их элементам. Реальность текста превос­хо­дит
реальность его элементов и в значительной степени предопределяет
принципы выделения послед­них. В этих условиях сами Ф. р.

строятся как
соотне­се­ние смысловых элементов, которые могут быть сопоставлены
(«столкнуты») друг с другом, но не могут быть «пригнаны» друг к другу с
абсолютной точностью.

Напротив, нередко эти смыслы вообще несовместимы в
стандартной схеме, и суммарный, до конца неанализируемый эффект
соотне­се­ния этих элементов как раз и определяется
неопреде­лён­но­стью, вытекающей из разно­пла­но­во­сти соотно­си­мых
элементов (ср. семанти­че­ские тропы), из нахождения общих сем в несовместимых семанти­че­ских простран­ствах.

Дальнейшее уточнение статуса Ф. р. связано с анализом именно этих
наиболее сложных «семанти­че­ских» ситуаций. Теоретическая и
практи­че­ская ценность понятия Ф. р. резко упадёт, если выяснится
неприменимость этого понятия к указанным ситуациям.

Поэтому не
случай­но, что в центре внимания оказались проблемы
лингво­се­ман­ти­че­ско­го анализа тропов — прежде всего метафоры и метонимии.

Эти два тропа уже получили языковую
мотивировку, связанную вместе с тем с принципами аранжи­ров­ки
словес­но­го поведения, существенными для определения «поэтической»
функции [«проекция принципа экви­ва­лент­но­сти с оси отбора на ось
комбинации», по Р. О.

Якобсону, при принципах отбора, строящегося на
основе эквивалентности (подобия — различия, синонимии — антонимии), и
комбинации (построения после­до­ва­тель­но­стей), основанной на
смежности]. Выяснилось, что метафора строится на замещении понятия по
оси парадигматики, связанном с выбором элемента парадигматического ряда,
замещением in absentia и установлением смысловой
связи по сходству, тогда как метонимия ориентирована на синтагматическую
ось (см. Синтагматика), на сочетание
(а не выбор!) in praesentia и установление связи
по смежности. Такая формулировка в известной мере сдела­ла оправданным
поиск «первотропа» (при решении этой задачи был бы определён важнейший
локус Ф. р.). И действи­тель­но, ряд иссле­до­ва­ний ставит себе целью
отыскание «исходного» тропа [метонимия, по У. Эко, в основе которой цепь
ассоциативных смежностей в структуре кода, контекста и референта; синекдоха, удвоение которой, по
Ц. Тодорову, образует метафору; по концепции льежской группы μ (Ж. Дюбуа
и другие), из синекдохи выводятся как производные и метафора, и
метонимия]. Однако при этом нередко игнори­ру­ет­ся главное —
определение тех условий, в которых данное языко­вое выражение
приобретает перенос­ное значение. Тропы, смысловая структура
которых характе­ри­зу­ет­ся сочетанием двух разных планов — прямого и
переносного, видимо, и являются тем изоструктур­ным творческому
созна­нию объектом, анализ которого сулит наиболее важные разъяс­не­ния
природы Ф. р. в условиях максимальной сложности.

Термин «фигура» в языкознании употребляется также в глоссематической теории знака. Согласно
Л. Ельмслеву, фигуры суть «не-знаки», входящие в знаковую систему как
часть знаков. Важность этого чисто операционного термина в том, что он
обладает обще­се­ми­о­ти­че­ской значи­мо­стью.

  • Потебня А. А., Из записок по теории словесности, Хар.,
    1905;
  • Горнфельд А. Г., Фигура в поэтике и риторике, в сб.:
    Вопросы теории и психологии творчества, 2 изд., т. 1, Хар., 1911;
  • его же, Тропы, там же, т. 2, Хар., 1911;
  • Шпет Г. Г., Эстетические фрагменты. I—III, П.,
    1922—23;
  • его же, Внутренняя форма слова, [М.], 1927;
  • Античные теории языка и стиля, М.—Л., 1936;
  • Балли Ш., Французская стилистика, пер. с франц., М.,
    1961;
  • Гвоздев А. Н., Очерки по стилистике русского языка, 3 изд.,
    М., 1965;
  • Корольков В. И., Семасиологическая структура метафоры,
    «Учёные записки МГПИИЯ», 1968, т. 41;
  • Цицерон, Три трактата об ораторском искусстве, М.,
    1972;
  • Лекомцева М. И., Лингвистический аспект метафоры и
    структура семантического компонента, в кн.: Tekst i
    język, Warsz., 1978;
  • Лотман Ю. М., Риторика, в сб.: Труды по знаковым системам,
    [т.] XII, Тарту, 1981;
  • Аристотель, Соч., т. 4, М., 1983;
  • Paulhan J., Les Figures ou la rhétorique
    décryptée, «Cahiers du Sud», 1949, № 295;
  • Pelc J., Semantic functions as applied to
    the analysis of the concept of metaphor, в кн.: Poetics. Poetyka. Поэтика, Warsz., 1961;
  • Leech G. N., Linguistics and the figures of
    rhetoric, в кн.: Essays on style and language,
    L., [1966];
  • Todorov T., Tropes et figures, в
    сб.: To honor of R. Jakobson. Essays on the occasion of
    his seventieth birthday; v. 3, The Hague — P., 1967;
  • его же, Littérature et signification, P.,
    1967;
  • Cohen J., La comparaison poétique: essai de
    systématique, «Langages», 1968, № 12;
  • Steiger E., Grundbegriffe der Poetik, 8 Aufl.,
    Z. — Freiburg, 1968;
  • Rhétorique générale, P., 1970;
  • Jakobson R., Questions de poétique, P.,
    [1973];
  • Schofer P., Rice D., Metaphor, metonymy
    and synecdoche, «Semiotica», 1977, t. 21;
  • Lodge D., The modes of modern writing: metaphor,
    metonymy and the typology of modern literature, Ithaca, 1977.

В. Н. Топоров.

Источник: http://tapemark.narod.ru/les/542c.html

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика