Прямая речь и слова автора

Прямая речь и слова автора

Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки. Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Друзья побывали в театре и в один голос заявили, что им очень понравился этот спектакль. Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог.

Прямая речь и слова автора

Я не стал расспрашивать моего верного спутника__зачем он не повез меня прямо в те места_ (Тургенев). Для сравнения в косвенной речи: «Ты сказал, что вернёшься поздно». Обычно прямая речь выделяется в тексте кавычками либо дается отдельным абзацем, в начале которого ставится тире. К прямой речи в качестве её разновидности относятся цитаты.

Прямая речь и слова автора

Слова прямой речи всегда пишем с большой буквы. Слова автора — всегда с малой, кроме начала предложения. Если прямая речь сочетается с речью автора, то могут использоваться разные схемы расстановки знаков препинания.

То же, если высказывание говорящего передается приблизительно (тем самым утрачивается характер прямой речи): Предлагаемый проект, указал докладчик, получил уже апробацию на практике. Чужая речь — это высказывания других лиц, включенные в авторское повествование.

Если прямая речь представляет собой побудительное предложение, то при замене ее косвенной речью используется союз чтобы, например: Скажите, чтоб он убирался… В вопросительном или восклицательном предложении картина та же, но кавычки закрываются после вопросительного или восклицательного знака, и после кавычек точка не ставится. 5) Если прямая речь располагается внутри авторского пояснения, оформляется она следующим образом. Правильный вариант: — Нет… нет, это сон, — подлетев к зеркалу над комодом, я с удивлением рассматривала прямые волосы, кулон с вербеной и синюю ночнушку со слониками.

Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка». Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А все-таки это совершенно против правил». Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.

Прямая речь и слова автора

§ 48. Прямая речь перед авторскими словами

Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин). Чуть было вы барышню не уморили».

Вам хорошо известны такие понятия, как главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. Сравните два способа передачи одного и того же высказывания на иллюстрации.

Третий вариант очень похож на первый, но в нем нет двоеточия и кавычек. Все будет решено__умал он, подходя к гостиной_ объяснюсь с нею самою_.

Я отвечал с негодованием__что я, офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачеву вступать и никаких поручений от него принять не мог_ (по Пушкину). Он возле меня сел и начал сказывать__какой он знаменитой фамилии и важного воспитания_ (по Лескову). Федя и Кузьма молчали.

Диалоги и полилоги (разговор нескольких лиц) в художественной литературе, публицистике, а точнее, в печатных изданиях оформляются без использования кавычек. Когда он пришёл в себя, уже был вечер. Доктор посмотрел вокруг: – Какая досада! Ср.: Сегодня утром брала она у меня из кармана деньги, перед тем как идти в булочную, и напала на эту книжонку, вытащила.

2. Предложения с косвенной речью

А другие говорят, и без него можно (Л.Т.). Он немного подумал и добавил: — Придётся всё делать заново. Формула эта может иметь и другой вид, — пояснил профессор. Л.) Подлец, и я вас здесь отмечу, Чтоб каждый почитал обидой с вами встречу. Подошёл ко мне проводник и говорит: «Придётся на некоторые время задержаться».

Прямая речь и слова автора

Но уже сейчас известно, что есть жертвы». Только один раз мы встречаемся с Лукьян Лукьянычем (я ещё его не знал тогда), он и говорит: «За кем вы здесь волочитесь?» Я говорю: «Я за старшей».

А н ф и с а (увидав Лыняева). Вот и ужин нам приготовлен. Объявят завтра, в девять вечера» (Трифонов). Для наглядности свожу все правила в одну небольшую заметку.

1) В одну строку в кавычках без авторских пояснений.

Прямая речь и слова автора

После смерти родителей Елена переезжает в фамильный замок к тёте и дяде. Какие тайны он хранит? Какова будет цена, чтобы отыскать ее в этом большом мире? И сколько ей придется пройти испытаний, чтобы добиться желаемой цели, ведь всего Одна ночь может изменить ход судьбы?!

Многие авторы испытывают трудности с оформлением прямой речи и диалогов. Они выделяют всю конструкцию с прямой речью целиком. Важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. В стихах после прямой речи, кончающейся перед пробелом, тире не ставится. Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме.

Источник: http://kakbypridaser.ru/pryamaya-rech-i-slova-avtora/

Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Видеоурок. Русский язык 8 Класс

Если в повествование включены высказывания других лиц, то они образуют так называемую «чужую речь» (рис. 1).

Прямая речь и слова автора

Рис. 1. Способы передачи чужой речи (Источник)

Петров сказал: «Отыскать клад – это отличная идея!» – прямая речь

или

Петров сказал, что отыскать клад – это отличная идея. – косвенная речь.

  • Чужой речью называют также собственное высказывание автора, которое он произнес ранее или собирается произнести, а также мысли автора или других людей:
  • Вот подойду к нему завтра и скажу «Не буду я с вами клад искать, я сам, один найду!»
  • или с косвенной речью:
  • Вот подойду к нему завтра и скажу, что не буду я с ними клад искать, а сам, один найду.

Прямая речь – это дословное воспроизведение чужого высказывания. Для ее передачи используются специальные синтаксические конструкции, которые состоят из двух компонентов: слов автора и собственно прямой речи.

Диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев (рис. 2).

Прямая речь и слова автора

Рис. 2. Диалог (Источник)

Прямая речь в таких конструкциях – это обязательный компонент, а вот слова автора могут отсутствовать.         

Косвенная речь – это пересказ чужого высказывания. Для ее оформления используется один из типов придаточного предложения – конструкция с придаточным изъяснительным.

Главная часть таких предложений строится от имени автора текста и соответствует словам автора при прямой речи, а придаточная часть передает содержание высказывания и соответствует прямой речи.

Косвенная речь

Цель высказывания Способ присоединения Примеры
Повествовательное предложение Союзы будто, что Он сказал, что прилетит утром.
Вопросительное предложение Местоимения и наречия кто, что, какой, где, почему, когда; частица ли в значении союза Мама спросила, когда прилетит самолет.
Побудительное предложение Союз чтобы Начальник приказал, чтобы все вышли на улицу.

Петров сказал: «Я хочу найти клад сам». – Прямая речь.

Петров сказал, что хочет найти клад сам. – Косвенная речь.

  1. Высказывание, переданное с помощью косвенной речи, изменилось.
  2. Петров сказал о своем желании найти клад самостоятельно
  3. (содержание высказывания Петрова передано дополнением с зависимыми словами);
  4. Петров, если верить его словам, хочет найти клад сам
  5. (само предложение передает содержание высказывания Петрова, а вводное сочетание указывает на автора высказывания).
  6. Такие способы передачи чужой речи не относятся ни к прямой речи, ни к косвенной.

Прямая речь может стоять после, до или внутри слов автора, а также обрамлять слова автора с двух сторон. Расстановка знаков препинания зависит от взаимного расположения компонентов конструкции – прямой речи и слов автора, от места, в котором слова автора разрывают прямую речь или, наоборот, прямая речь разрывает слова автора, от количества вводящих прямую речь глаголов.

  • Если прямая речь следует за авторскими словами, то после слов автора ставится двоеточие, прямая речь выделяется кавычками, первое слово прямой речи пишется с прописной буквы. Вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие в прямой речи ставятся перед кавычками, а точка – всегда после кавычек:
  • Слова автора: «Прямая речь».
  • Слова автора: «Прямая речь!»
  • Слова автора: «Прямая речь?»
  • Слова автора: «Прямая речь…»
  • Петров подумал и сказал: «Я буду искать клад один».
  • Петров подумал и сказал: «Я буду искать клад один!»
  • Петров подумал и сказал: «Можно я буду искать клад один?»
  • Петров подумал и сказал: «Я, пожалуй, буду искать клад один…»   

Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то она также выделяется кавычками. После прямой речи вместо точки ставится запятая (после кавычек) или вопросительный, восклицательный знак, многоточие (перед кавычками). После одного из этих знаков ставится тире. Слова автора начинаются со строчной буквы:

«Прямая речь», – слова автора.

«Прямая речь!» – слова автора.

«Прямая речь?» – слова автора.

«Прямая речь…» – слова автора.

«Я буду искать клад один», – подумав, сказал Петров.

«Я буду искать клад один!» – подумав, сказал Петров.

«Можно я буду искать клад один?» – подумав, сказал Петров.

  1. «Я, пожалуй, буду искать клад один…» – подумав, сказал Петров.
  2. Если авторские слова находятся внутри прямой речи, то кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами.
  3. Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно быть никакого знака или должны стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы:
  4. «Прямая речь, – авторские слова, – прямая речь».
  5. «Я решил, – сказал Петров, – искать клад один».
  6. Исходная фраза: Я решил искать клад один.
  7.  «Я решил,– сказал Петров, – что буду искать клад один».
  8. Если на месте разрыва прямой речи должна стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них – точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы:

«Прямая речь, – авторские слова. – Прямая речь».

«Я хочу вам кое-что сообщить, — подумав, сказал Петров. – Я решил искать клад один».   

Если на месте разрыва прямой речи должен стоять вопросительный или восклицательный знак, то этот знак сохраняется перед авторскими словами, после знака ставится тире, слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставится точка и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы:

«Прямая речь! – слова автора. – Прямая речь».

«Прямая речь? – слова автора. – Прямая речь».

«Все-таки буду искать клад один! – решительно сказал Петров. – И вам так проще будет».

«Может быть, мне одному пойти? – спросил Петров. – А то я вам мешать буду».        

Если на месте разрыва прямой речи должно стоять многоточие, то оно сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире. Если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения, после слов автора ставится запятая и тире, вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы:

«Прямая речь… – слова автора, – прямая речь».

«Даже не знаю, может быть, все-таки… – протянул Петров, – пойти за кладом с вами».

Если вторая часть прямой речи представляет собой новое предложение, после слов автора ставится точка и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы:

«Прямая речь… – слова автора. – Прямая речь».

«Даже не знаю… – протянул Петров. – Наверное, все-таки с вами за кладом пойду».

«Прямая речь… – слова автора, – прямая речь».

«Даже не знаю, может быть, все-таки… – протянул Петров, – пойти за кладом с вами».

Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а второй – ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире, причем первое слово второй части прямой речи пишется с прописной буквы:

«Прямая речь, – слова автора + слова автора: – Прямая речь».

«Даже не знаю, как поступить… – протянул Петров и, помолчав, добавил: – Все-таки, наверное, один пойду за кладом».

  • Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее – запятая или тире (исходя из контекста).
  •  Слова автора: «Прямая речь», слова автора.
  • Или
  • Слова автора: «Прямая речь» – слова автора.
  • Петров помолчал, вздохнул: «Не знаю, что и делать», потом опять задумался.
  • – запятая разделяет однородные сказуемые вздохнул и задумался, между которыми находится прямая речь.
  • Или:
  • Петров помолчал, потом, пробормотав: «Не знаю, что и делать», развернулся
  •  и вышел из комнаты.
  • – запятая закрывает деепричастный оборот, в состав которого включена прямая речь.
  • Если прямая речь заканчивается вопросительным или восклицательным знаком, перед второй частью авторских слова ставится тире:
  • Петров помолчал, потом решительно сказал: «Один за кладом пойду!» – и решительно
  • вышел из комнаты.

На вопрос Петрова: «Может, мне одному за кладом пойти?» – никто не ответил.

Прямая речь и слова автора

Рис. 3. Знаки препинания в предложениях с прямой речью (Источник) 

  1. Дополнительно
  2. Стилистические особенности прямой речи.
  3. В художественном тексте стилистические функции прямой речи заключаются в изображении речевого поведения персонажа.

В художественной литературе и публицистических произведениях, близких к ней по стилю (очерках, фельетонах), используются экспрессивные формы передачи чужой речи, оживляющие художественное произведение. Отражаются особые характерологические черты участников диалога (речевая манера и профессиональный опыт) в интервью, беседах, круглых столах.

Список литературы

  1. Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В., Жданова Л.А., Литневская Е.И. Русский язык.
  2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык.
  3. Справочник по русскому языку «Русский язык в таблицах и схемах» (Источник). 
  4. Чужая речь (собрание материала) (Источник).

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина (Источник). 
  2. Презентация. «Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью» (Источник). 

Домашнее задание

Посмотрите презентацию на тему: « Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью» и выполните 1. задания, 2. тесты (Источник).  

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/8-klass/pryamaya-i-kosvennaya-rech/pryamaya-i-kosvennaya-rech-znaki-prepinaniya-v-predlozheniyah-s-pryamoy-rechyu

Прямая и косвенная речь

Чужая речь – это высказывание других лиц. Она может передаваться прямой и косвенной речью.

Способы передачи чужой речи:

1) предложения с прямой речью Дед сказал: «Урожай нынче добрый будет».
2) сложноподчиненные предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями Дед сказал, что в этом году урожай пшеницы будет богатый.
3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи Дед долго рассказывал о влиянии погоды на урожай.
4) предложения с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения Как сказал дед, хлеб добрые руки любит.

Прямая речь – это дословное воспроизведение чужого высказывания. Для ее передачи используются специальные синтаксические конструкции, которые состоят из 2 компонентов: слов автора и собственно прямой речи.

  •    Я сказал: «Поедем завтра на рыбалку!»
  •    Миша ответил: «Хорошо, я заеду за тобой в пять утра».
  • Прямую речь обычно сопровождают слова автора, поясняющие, кому она принадлежит (слова автора в приведённых примерах: я сказал, Миша ответил).
  • При передаче прямой речи на письме прямая речь заключается в кавычки.
  • Когда прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие и первое слово в прямой речи пишется с прописной буквы, например:
  •    Коновалов спросил меня: «Ты читать умеешь?»
  • Когда прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставятся запятая и тире, например:
  •    «Я послезавтра на Волгу поеду», — сказал Саша.
  • Если в этом случае в прямой речи содержится вопрос или она произносится с восклицанием, то после неё ставятся вопросительный или восклицательный знак и тире, например:

   «Кто кричит?» — раздался с моря суровый окрик.

   «Едем!»— сказал Гаврила, опуская вёсла в воду.

  1. Прямую речь могут разрывать слова автора, при этом знаки препинания ставятся так: если на месте разрыва прямой речи нет никакого знака или имеется запятая, точка с запятой или двоеточие, то слова автора выделяются с обеих сторон запятыми и тире.
  2. Без авторских слов:
  3.    «Выслушайте меня когда-нибудь до конца».
  4.    «Меня зовут Фомой, а по прозвищу Бирюк».
  5.    «Дождь пойдёт: утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет».
  6. С авторскими словами:
  7.    «Выслушайте меня, — сказала Надя, — когда-нибудь до конца».
  8.    «Меня зовут Фомой, — ответил он, — а по прозвищу Бирюк».
  9.    «Дождь пойдёт, — возразил Калиныч, — утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет».
  10. Если на месте разрыва прямой речи стоит точка, то перед словами автора ставятся запятая и тире, а после них — точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.
  11. Без авторских слов:

«Пойдёмте гулять завтра поутру. Я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства».

С авторскими словами:

   «Пойдёмте гулять завтра поутру, — сказала Анна Сергеевна Базарову. — Я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства».

Если на месте разрыва прямой речи стоит вопросительный или восклицательный знак, то перед словами автора ставится тире, а после них точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

Без авторских слов:    «Что вы тут делаете? Букет вяжете?» и «Что вы тут делаете? — промолвил Базаров.— Букет вяжете?»

С авторскими словами: «Ну, хорошо, хорошо! Я никому не скажу». «Ну хорошо, хорошо! — засмеялась Валя.— Я никому не скажу».

Знаки препинания в предложениях с прямой речью:

Прямая речь и слова автора

Косвенная речь – это пересказ чужого высказывания. Для ее оформления используется один из типов придаточного предложения – конструкция с придаточным изъяснительным.

Главная часть таких предложений строится от имени автора текста и соответствует словам автора при прямой речи, а придаточная часть передает содержание высказывания и соответствует прямой речи.

Цель высказывания Способ присоединения Примеры
Повествовательное предложение Союзы будто, что Он сказал, что прилетит утром.
Вопросительное предложение Местоимения и наречия кто, что, какой, где, почему, когда;частица ли в значении союза Мама спросила, когда прилетит самолет.
Побудительное предложение Союз чтобы Начальник приказал, чтобы все вышли на улицу.
  • Синтаксически косвенная речь представляет собой сложноподчиненное предложение, где в главном предложении передаются слова автора, а в придаточном — само высказывание.
  •    Антон сказал, что завтра мы поедем за город.
  • При передаче чужих слов в прямой речи обращения, междометия, вводные слова сохраняются, а в косвенной речи они опускаются.
  • Например:

   «Эй, Петя, ты сдал экзамен?» — спросила Надя (прямая речь).

   Надя спросила Петю, сдал ли он экзамен (косвенная речь).

Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.

Источник: https://yznaika.com/russian/554-pryamaya-i-kosvennaya-rech

Прямая речь: схемы оформления с примерами

Чтобы не пересказывать содержание справочников Розенталя и Лопатина, где прямой речи посвящены целые разделы (!), в которых эта тема рассмотрена подробно, прибегнем к упрощению — схемам. Представим наглядные образцы оформления разных случаев со знаками препинания.

На схемах А и а — слова автора, П — прямая речь, !?… — восклицательный знак, вопросительный знак или многоточие — любой из этих знаков.

Прямая речь после слов автора

  • А: «П». Учитель сказал: «Вспомните правила».
  • А: «П!?…» Учитель спросил: «Помните правила?» Учитель призвал: «Вспомните правила!» Учитель решил: «Не помнят они правила…»

Прямая речь перед словами автора

  • «П», — а. «Пишем диктант», — предупредил учитель.
  • «П!?…» — а. «Помните правила?» — спросил учитель.

Прямая речь внутри слов автора

  • А: «П», а. Учитель предупредил: «Пишем диктант», открыл книгу и начал диктовать.
  • А: «П» — а. Учитель предупредил: «Пишем диктант» — и открыл книгу.
  • А: «П!?…» — а. Учитель спросил: «Готовы к диктанту?» — и обвел всех взглядом.

Выбор варианта оформления — первый, с запятой, или второй, с тире, — зависит от того, нужна ли запятая в месте разрыва слов автора.

Мысленно выбрасываем прямую речь:

  1. Учитель предупредил, открыл книгу и начал диктовать. Запятая нужна. Значит, она остается — ставится после прямой речи. Правило: запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора.
  2. Учитель предупредил и открыл книгу. Запятая между однородными сказуемыми, соединенными союзом «и», не нужна — после прямой речи ставим тире. Правило: тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте разрыва вводящих слов автора.

В третьем же случае не нужно ничего мысленно выкидывать — достаточно того, что в конце прямой речи стоит восклицательный знак, или вопросительный, или многоточие. Это и есть основание для постановки тире. Правило:
тире ставится, если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком.

Слова автора внутри прямой речи

  • «П, — а. — П». «Сегодня пишем диктант, — сказал учитель. — Открывайте тетради».
  • «П!?… — а. — П». «Готовы? — спросил учитель. — Тогда начинаем».
  • «П, — а, — п». «Ребята, — обратился учитель, — сегодня пишем диктант».

Схемы оформления цитат

Цитаты чаще всего оформляются по правилам для прямой речи ↑.

Читайте по теме: — Четыре случая, когда кавычки при прямой речи не нужны — Знаки препинания перед прямой речью, начинающейся с абзаца (например, при оформлении диалога) — Нестандартное оформление прямой речи: точка вместо запятой и слова автора с большой буквы — Сочетаем знаки конца предложения с кавычками

Проверим ваш текст

Проверить грамотность вашего текста? Закажите оценку стоимости корректуры или редактуры.

Источник: https://PoPravilam.com/blog/152-pryamaya-rech-skhemy.html

Знаки препинания при прямой речи

Знаки препинания при прямой речи

Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью зависит от соотношения прямой речи и слов автора.

Пунктуация в предложениях с прямой речью показана в схемах. Буквы П, п в них обозначают прямую речь, первое слово которой пишется с прописной (П) или строчной (п) буквы; буквы А, а — слова автора, которые также начинаются или с прописной (А), или со строчной (а) буквы.

Прямая речь после слов автора

Если слова автора предшествуют прямой речи, после них ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки. Первое слово прямой речи пишется с прописной (большой) буквы, в конце прямой речи употребляется соответствующий знак конца предложения. При этом вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед кавычками, точка — после них.

А: «П!» Над самым ухом прозвучал басистый голос: «Эй, посторонись!» (Ю. Яковлев)
А: «П?» Он приветливо спросил: «Вы давно изволили приехать в Ялту?» (А. Чехов)
А: «П…» Завтра мне скажут, смеясь, зеркала: «Взор твой не ясен, неярок…» (А. Ахматова)
А: «П». Кирила Петрович нахмурился и сказал, качая головою: «Тут замешалась Марья Кириловна». (А. Пушкин)

Прямая речь перед словами автора

Если прямая речь находится перед словами автора, то она заключается вкавычки, пишется с прописной буквы, после неё ставится запятая (после кавычек) либо восклицательный, вопросительный знак или многоточие (перед кавычками) и тире. Слова автора пишутся со строчной (маленькой) буквы.

«П!» — а. « Да это бунт!» — закричал исправник (А. Пушкин).
«П?» — а. «Что у вас стряслось?» — не выдержал Андрей (Д. Гранин).
«П..» — а. «Я хотел бы купить крестьян…» — сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Н. Гоголь)
«П», — а. «Я влюблена», — шептала снова старушке с горестью она (А. Пушкин).

Слова автора внутри прямой речи

Если слова автора разрывают прямую речь, то возможны три варианта постановки знаков препинания:

1. Если прямая речь представляет собой одно предложение, то после первой её части ставятся запятая и тире, слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся запятая и тире, вторая часть прямой речи пишется со строчной буквы; кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и словами автора.

«П, — а, — п». «Вот княгиня Литовская, — сказал Грушницкий, — и с нею дочь её Мери, как она её называет на английский манер». (М. Лермонтов)
«П, — а, — п!» «Батюшка ты наш, — сказала она [Егоровна] пискливым голосом, — погубишь ты свою головушку!» (А. Пушкин)
«П, — а, — п?» «А скажите, товарищ, — спрашивала она робко, — не числится ли за сотрудниками авансовой задолженности?» (И. Ильф и Е. Петров)
«П, — а, п…» «Где уж ему читать, — заговорил Ликоспастов, — у него времени нету современную литературу читать… Ну, шучу, шучу…» (М. Булгаков)

2.

Если прямая речь состоит из нескольких предложений и слова автора стоят между ними, то после первой части прямой речи ставятся запятая и тире (если в конце предложения прямой речи должна стоять точка), восклицательный, вопросительный знак или многоточие и тире; слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи. Знаки препинания в конце второй части прямой речи регулируются правилами, уже описанными выше.

«П, — а. — П». «П, — а. — П?» 1) «Столько времени протекло со дня нашей разлуки, — думал я. — Она, вероятно, забыла всё, что было тогда между нами». (А. Пушкин)2) «Как вы меня испугали, — сказала она, тяжело дыша, всё ещё бледная, ошеломлённая. — О, как вы меня напугали! Я едва жива. Зачем вы приехали? Зачем?» (А. Чехов)
«П! — а. — П». «П! — а. — П!» 1) «Стой, братцы, стой! — кричит мартышка. — Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (И. Крылов) 2) «Не понимаю, чему вы радуетесь! — с удивле­нием сказал Лжедмитриев. — Человек погибает, а вы радуетесь!» (И. Ильф и Е. Петров)
«П? — а. — П». «П? — а. — П?» 1) «Куда вы? — сказал Иван Игнатьич, догоняя меня. — Иван Кузьмич на валу и послал меня за вами. Пугач пришёл». (А. Пушкин) 2) «Вы с ним дрались? — сросил я. — Обстоятельства, верно, вас разлучили?» (А. Пушкин)
«П… — а. — П».

Источник: http://lingvotech.com/znaki_prepinaniya_pri_pryamoy_rechi

Слова автора внутри прямой речи

Как оформить прямую речь в таком случае? Ответ на этот вопрос зависит прежде всего от того, какие знаки препинания должны были бы быть на месте её разрыва.

сли слова автора стоят внутри прямой речи, которая выделяется кавычками, то последние ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и словами автора. Например: «Ну, — думаю, — тут и будет развязка» (Лесков).

Если на месте разрыва прямой речи словами автора не должно было бы быть никакого знака препинания или должна была бы стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятыми и тире. Первое слово после них пишется со строчной буквы. Например: «Вот лечь бы и заснуть, — думал он, — и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке» (Куприн).

Если на месте разрыва прямой речи словами автора должна была бы стоять точка, то перед этими словами ставятся запятая и тире, а после них — точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

Например: «Христос воскресе из мёртвых, — одушевлённо пели голоса, точно по лествице какой незримой в небо подымаясь.

— Смертью на смерть наступи и гробным живот дарова… Христос воскресе из мёртвых…» (Наживин)

Если на месте разрыва прямой речи словами автора должен был бы стоять восклицательный или вопросительный знак, то этот знак сохраняется перед словами автора и после него ставится тире.

Слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Например: «Странный человек! — думал Литвинов, направляясь к гостинице, в которой остановился.

— Странный человек! Надо будет отыскать его» (Тургенев).

Если на месте разрыва прямой речи словами автора должно было бы стоять многоточие, то оно сохраняется перед  словами автора и после него ставится тире.

После слов автора ставится или запятая и тире (если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения, — пишется со строчной буквы): «Оставь… — примирительно сказал дед мальчику, —  оставь это, дружок»; или точка и тире (если вторая часть образует самостоятельное предложение, — пишется с прописной буквы):   «Раз… Раз… — гремел Аристотель под гуд колоколов. — Раз… Раз… Раз…» (Наживин)

Если в словах автора, находящихся внутри прямой речи, имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире. Первое слово второй части пишется с прописной буквы. Например: «Я уверен, что предательство матери раздавило его, — сказал актёр после долгой паузы, а затем добавил: — В этом вся причина».

Прямая речь не выделяется кавычками, если:

  •  не указано, кому она принадлежит, или если приводится всем известная пословица или поговорка, например: Не зря говорится: утро вечера мудренее;
  •  если она приводится в том виде, который может иметь и косвенная речь с тем же лексическим составом, например: Я даже просил у няни вразумления: нельзя ли молиться за Сганареля? (Лесков);
  •  если в середину предложения вставлен глагол «говорит», выполняющий роль вводного слова, которое указывает на источник сообщения, например: Я, говорит, не дурак, я, говорит, Ломоносова читал.

(На основе «Справочника по правописанию и литературной правке» Д. Э. Розенталя.)

«Вводные слова. Трудности пунктуации»

Источник: https://pravilnayarech.ru/slova-avtora-vnutri-prjamoj-rechi/

Прямая речь — это… Что такое Прямая речь?

Прямая речь — высказывание, дословно введённое в авторскую речь (говорящего или пишущего). В отличие от косвенной речи, сохраняет индивидуальные и стилистические особенности речи того, чьё высказывание воспроизводится: диалектные черты, повторы, паузы, вводные слова и т. п.

Прямая речь вводится без союзов, личных местоимений, глагольные формы обозначают отношение к лицу говорящего, например: «Ты сказал: „Вернусь поздно“». Для сравнения в косвенной речи: «Ты сказал, что вернёшься поздно». Обычно прямая речь выделяется в тексте кавычками либо дается отдельным абзацем, в начале которого ставится тире.

К прямой речи в качестве её разновидности относятся цитаты.

Прямая речь не является членом предложения.

Правила оформления прямой речи в русском языке

Схемы

Прямая речь после слов автора
Прямая речь перед словами автора
Прямая речь внутри слов автора

А: «П!»
А: «П?»
А: «П…»
А: «П».

«П!» — а.
«П?» — а.
«П», — а.

А: «П!» — а.
А: «П?» — а.
А: «П…» — а.
А: «П», — а.

Обозначения:

«П» — прямая речь, «А» — слова автора.

Она спросила: «Как Анюта?»

Слова автора до прямой речи

  • Точка находится за кавычками.

Сидоров сказал: «Вернусь поздно».

  • Восклицательный и вопросительный знак остаются в кавычках.

Волк закричал: «Ну, погоди!»

В обоих случаях для разделения слов автора и прямой речи применяется двоеточие.

Слова автора разрывают прямую речь

В кавычки берется вся прямая речь. Между словами автора и второй частью ставятся точка и тире. В остальном правила те же.

«Буду поздно, — сказал Сидоров. — Ложись спокойно спать».
«Ну, заяц! — закричал волк. — Ну, погоди!»

Диалог

Кавычек нет (даже если в одной есть слова автора). Каждая реплика начинается с новой строки, перед репликами ставится тире.

— Кто там?
— Это я, почтальон Печкин, — последовал ответ. — Принёс заметку про вашего мальчика.

Если в одном предложении есть две прямых речи, каждая со своим глаголом, то перед второй прямой речью, в дополнение к остальным знакам препинания, ставится тире.

— Идём, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь? (Горький).
(сравните: «Идём, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?»)

Диалог, вытянутый в строку

Короткие (2—3 реплики) диалоги разрешается писать в одной строке. Такие диалоги пишутся по обычным правилам прямой речи, но реплики отделяются друг от друга тире.

— Кто там? — спросил дядя Фёдор. — Это я!

Не являются прямой речью

Цитата всегда берётся в кавычки, но не всегда является прямой речью. Это может запутать несведущего.

  1. косвенной речью или другой органичной частью предложения. Такая цитата разбирается по составу наравне со словами автора, выделяется исключительно кавычками и пишется со строчной буквы.

    Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка» (Белинский).
    Судьям хорошо известно, «кто есть кто», и обмануть их не удастся.

  2. Иногда вся цитата целиком является членом предложения [1]. Такая цитата также не является прямой речью. Она выделяется кавычками и заглавной буквой.

    «Любовная лодка разбилась о быт» — этой поэтической строчке уже 80 лет.
    (сравните: Поэтической строчке «пюбовная лодка разбилась о быт» уже 80 лет.)

См. также

  • Несобственно-прямая речь
  • Косвенная речь
  • Диалог

Примечания

  • Правила прямой речи на gramota.ru

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/145335

Способы передачи чужой речи

 Чужая речь — это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование. Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора или авторскими словами.

  • Способы передачи чужой речи
  •  Для передачи чужой речи существуют следующие способы:
  • 1) предложения с прямой речью для передачи её без изменений.
  • Например: Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу».
  • 2) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями.
  • Например:  Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу.
  • 3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи.

Например:  И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил. (Н. Некрасов.)

4) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения.

Например: Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский.)

  1. Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.
  2. Предложения с прямой речью
  3. Прямая речь — это дословно воспроизведенное высказывание какого-либо лица или группы лиц, включенное в авторский текст.
  4. В прямой речи сохраняются особенности чужой речи, поэтому в ней могут быть глаголы в форме 1-го и 2-го лица изъявительного и повелительного наклонения, местоимения 1-го и 2-го лица, обращения, неполные предложения, междометия и частицы.
  5. Прямая речь может включать не одно, а несколько предложений.

Грамматическая связь авторского высказывания и прямой речи выражается при этом интонацией. Кроме того, эта связь осуществляется с помощью глаголов, вводящих прямую речь: говорил, заметил, закричал и др.

Это глаголы с лексическим значением говорения и мысли.

Вот некоторые из них: говорить, сказать, промолвить, повторить, приказать, заметить, просить, шептать, спросить, ответить, воскликнуть, кричать, думать, предполагать, решить, мечтать.

Нередко работу слов, вводящих прямую речь, выполняют глаголы, обозначающие способ передачи сообщения или чувства, сопровождающие речь.

Например: телеграфировать, сигналить, обидеться, радоваться, смеяться, получить телеграмму: На берегу мигал костер: «Сюда плывите!» (Мигал сопровождает действие звал).

Глаголы, вводящие прямую речь, в составе авторской речи могут находиться перед прямой речью, или после нее, или в середине нее.

Например: Вода в ручьях запела: «Весна идет!» «Скоро тронется лед на реке?» — спросил Вова. «Надо готовить, — решили ребята, — скворечники к прилету скворцов».

Иногда глаголы, вводящие прямую речь, могут отсутствовать.

Например: Но Грибоедов легок, он машет беспечно рукой: — Не будем об этом заботиться чрезмерно. Время само о себе позаботится. (Ю. Тынянов.)

  • Прямая речь разнообразна. Ею может быть:
  • 1. Речь людей:
  • а) высказывания людей — обычный состав прямой речи.

Например: «Ну, ребята, — сказал комендант, — теперь отворяй ворота, бей в барабан. Ребята! Вперед, на вылазку, за мною!  (А. Пушкин.)

Было холодно, я три ночи не спал, измучиляя и начал сердиться. «Веди меня куда-нибудь, разбойник! Хоть к черту, только к месту!» — закричал я. (М. Лермонтов.)

А мама всплеснула руками и говорит: «Не расстраивайся, Денис, из-за мышей. Нету и не надо! Пойдем купим тебе рыбку! Ты какую хочешь, а?» (В. Драгунский.)

Владелец зверя вытер ладонью мокрое лицо и предложил хозяину глухим и грозным голосом: — Купи шкуру, заведующий. (К. Паустовский.)

б) дословная передача в составе прямой речи высказывания другого лица.

Например: …Любочка сама хотела писать тебе, но изорвала уже третий лист бумаги и говорит: «Я знаю, какой папа насмешник: если сделать хоть одну ошибочку, он всем покажет». Катенька все так же мила, Мими все так же добра и скучна. (Л. Толстой.)

2. Внутренняя речь, то есть мысли людей.

Например: Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь: «Забыл про меня Карл Иваныч; ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать свою гидростатику, — а каково мне?» (Л. Толстой.

) Господи, сколько я ожидал себе от этого путешествия! «Пусть не разгляжу ничего подробно, — думал я, — зато я все видел, везде побывал; зато из всего виденного составится что-нибудь целое, какая-нибудь общая панорама…» (Ф.

Достоевский.)

3. Различные надписи, цитирование чужого текста.

Например: «Милый мой старик, — читала Татьяна Петровна, — вот уже месяц, как я лежу в госпитале. Рана не очень тяжелая — и вообще она заживает. Ради бога, не волнуйся и не кури папиросу за папиросой. Умоляю!» (К. Паустовский.) К. Чуковский пишет: «Образность поэзии Некрасова была ее величайшею силою».

4. Высказывания различных существ, предметов, которых фантазия человека наделяет способностью мыслить и говорить: высказывания животных и их внутренняя речь, высказывания мифических существ, растений, предметов неживой природы.

Например: Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать. Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!» (А. Чехов.)

  1. Заходил Садко в палату белокаменну:        Сидит в палате царь морской,        Голова у царя как куча сенная.        Говорит царь таковы слова:
  2.         — Ай же ты, Садко-купец, богатый гость!        Век ты, Садко, по морю езживал,
  3.         Мне, царю, дани не плачивал.
  4.                                     (Былина «Садко».)

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ

  •  В тексте прямая речь выделяется с помощью кавычек или тире.
  • Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку, без абзаца (она может стоять после слов автора, перед ними или внутри их).
  • Знаки препинания в предложениях с прямой речью представим в таблице:
 Схема предложен я с прямой речью Пример
 I. Прямая речь перед словами автора: Если прямая речь стоит перед словами автора, после нее ставится запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире, а слова автора начинаются со строчной буквы.
 «П», — а. «П?» — а. «П!» — а. «П…» — а.     «Лесть и трусость — самые дурные пороки», — громко промолвила Ася.    «Не пишешь ли ты стихов?» — вдруг спросил Петр Иванович.    «Ой, да тут глубоко!» — со смехом сказала она.     «А ты меня не пугай…» — равнодушно попросила она.
 II. Прямая речь после слов автора:Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней (после слов автора) ставится двоеточие, первое слово прямой речи пишется с прописной буквы, прямая речь заключается в кавычки (со знаками препинания конца предложения).
  1.  А: «П».
  2.  А: «П?»
  3.  А: «П!»

 А: «П…»

    Тут Мишка говорит: «Не надо спорить. Сейчас я попробую».

  •       Алёнка говорит: «Спорим, не пойдёт?» 
  •       Мишка кричит: «Здорово получается!»
  •    Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли…».
  1.  III. Прямая речь разрывается словами автора:
  2.       Если авторские слова стоят внутри прямой речи, то ставятся следующие знаки препинания:
  3.        — если на месте разрыва нет никакого знака или стоит запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы;
  4.          — если на месте разрыва должна быть точка, то перед авторскими словами ставится запятая и тире, после них — точка и тире, а вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы;

    — если на месте разрыва прямой речи стоит вопросительный или восклицательный знак, или многоточие, то эти знаки сохраняются перед авторскими словами и после соответствующего знака ставится тире. После слов автора ставится точка и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.        При наличии в составе авторских слов двух глаголов речи или мысли, один из которых относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире и она начинается с прописной буквы. 

  «П, — а, — п». «П, — а. — П». «П? — а. — П». «П! — а. — П». «П… — а. — П».        «Сегодня, — сказала сестра, — нам нужно уезжать».    «Нам придется здесь ночевать, — сказал он. — В такую метель через горы не переедешь».  «Что вы говорите? — воскликнула Марья  Гавриловна.— Как это странно!»   «Здравствуйте, товарищи! — крикнул он им.— Здорово».      «Не надо…  — сказал Вершинин. — Не надо, парень».   «Идем, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?»      «Что же мне делать? — подумал он, а вслух сказал: — Ладно, иду с вами».
 IV. Прямая речь внутри слов автора: Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее — запятая или тире (по условиям контекста).
 А: «П», — а. А: «П?» — а.А: «П!» — а.     Он бросил через плечо: «Иди за мной», — и не оглядываясь зашагал по коридору.    На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне вразумительного ответа.     Ему приказывают: «Стреляй!» — и он стреляет.
  • ДИАЛОГ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ДИАЛОГЕ
  • Передача чужой мысли с сохранением её формы и содержания характерна и для диалога
  • Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.

Диалог (от греч. dialogos — «разговор, беседа») — это естественная форма непосредственного общения.

Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами. Слова автора могут сопровождать реплику, или они могут отсутствовать. Каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки, перед репликой ставится тире, а кавычки не ставятся.

Диалог состоит из нескольких реплик (из нескольких, но не менее двух). Вот диалог детей, переданный М. Пришвиным:

Этой весной снег в густых ельниках еще держался и в конце апреля, но в болотах всегда бывает много теплее: там в это время снега уже не было вовсе. Узнав об этом от людей, Митраша и Настя стали собираться за клюквой.

Настя, начиная собираться, повесила себе через плечо на полотенце большую корзину.

— Зачем тебе полотенце? — спросил Митраша.

— А как же? — ответила Настя. — Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?

— За грибами? Много ты понимаешь: грибов бывает много, так что плечо режет.

— А клюквы, может быть, у нас еще больше будет.

Вы видите, как построен диалог: на каждое высказывание, заключенное в реплике одного лица, обязательно есть ответ в реплике другого лица. Реплики связаны друг с другом по содержанию: они как бы цепляются друг за друга. И каждая из реплик построена как предложение прямой речи. Знаки препинания ставятся в них по общепринятым правилам.

Диалог оформляется двумя способами:

1. Реплики следуют каждая с нового абзаца, не заключаются в кавычки, перед каждой ставиться тире.

  1. Например:
  2. — Ты придешь?
  3. — Не знаю.

2. Реплики следуют в строку.

Например:

«Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» — «Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Татьяне?» — «Ты им знаком?» — «Я им сосед» (А. С. Пушкин).

Если между репликами диалога при передаче его на письме нет авторских слов, а сами реплики заключены в кавычки, то между этими репликами ставится тире.

Например: Приказчик не мог опомниться. «Ну что же, — продолжил генерал, — рассказывай: где ты встретился с Дубровским?» — «У двух сосен, батюшка, у двух сосен».

— «Что же сказал он тебе?» — «Он спросил у меня, чей ты, куда идешь и зачем?» — «Ну, а после?» — «А после потребовал он письмо и деньги». — «Ну». — «Я и отдал ему письмо и деньги». — «А он?.. Ну — а он?» — «Батюшка, виноват». — «Ну, что же он сделал?..

» — «Он возвратил мне деньги и письмо да сказал: ступай себе с Богом, отдай это на почту». (А. Пушкин.)

В тексте по соседству могут оказаться предложения прямой речи в кавычках и предложения – реплики диалога, выделенные тире.

Например:

Настала весна… Вот проснулись пчелки от своего зимнего сна…

Полетели пчелки к вишне: «Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчелок?» — Наведайтесь, милочка, завтра, — отвечает им вишня. — Сегодня еще нет на мне ни одного открытого цветочка. (К. Ушинский.)

В этом тексте два предложения прямой речи. Первое идет сразу после предложения авторской речи, примыкает к нему. Перед вторым предложением прямой речи ставится тире, так как это предложение начинает абзац.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ

Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности ее формы и интонации.

Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли.

Прямая речь может занимать любое положение по отношению к словам автора, косвенная речь всегда следует после авторских слов.

Например: Мне сказали, что это был брат мой… (А. Пушкин.) Она требовала, чтобы я смотрел ей в глаза, и спрашивала, помню ли я пескарей, наши маленькие ссоры, пикники. (А. Чехов.) Говорили о том, как живут наловленные мною птицы. (М. Горький.)

Прямую речь можно заменить косвенной.

Косвенная речь с союзами что, будто выражает содержание повествовательных предложений чужой речи.

Например: Охотник сказал, что он видел на озере лебедей. Охотник сказал, будто он видел на озере лебедей. Гидрологи сообщили, что в поисках новых источников пресной воды они исследовали сотни озер в степях.

Сравните: «Я буду ждать тебя где-нибудь тут поблизости»,— сказала Валя. (А. Фадеев.) — Валя сказала, что она будет ждать меня где-нибудь тут поблизости.

Косвенная речь с союзом чтобы выражает содержание побудительных предложений чужой речи.

Например: Капитан приказал, чтобы шлюпки спустили на воду. Щука едва дышит и просит Ивана-царевича, чтобы он пожалел ее, бросил в синее море.

Сравните: Иван Фёдорович… попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй каждого из них». (А. Фадеев.) — Иван Фёдорович попросил, чтобы Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала каждого из них.

Косвенная речь с местоимениями и наречиями что, кто, какой, как, где, куда, когда, почему и др. или частицей ли выражает содержание вопросительных предложений чужой речи.

Например: Я спросил, который час. Мы спросили встречных, куда они едут. Я спросил товарища, решил ли он эту задачу.

Сравните: «Уж не думаешь ли со мной в прятки играть?» — сказал Ваня с досадой. (А. Фадеев.) — Ваня сказал с досадой, не думаю ли я с ним в прятки играть.

Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.

При замене предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью особое внимание нужно обращать на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, так как в косвенной речи мы передаем чужие слова от своего имени. Важно также понимать, что не все особенности чужой речи могут быть переданы в косвенной.

Например, в косвенной речи не может быть обращений, междометий, форм повелительного наклонения и многих других форм, характерных для устной речи. Такие слова и формы при переводе прямой речи в косвенную или вообще опускаются, или заменяются другими.

Например: Учитель сказал: «Алеша, сходи за мелом». — Учитель сказал Алеше, чтобы он сходил за мелом.

Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой. 

Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/311-sp

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика