Наклонение глаголов в предложении…

Наклонение — это словоизменительная грамматическая категория глагола, обозначающая отношение процесса к действительности. Значение это выражается в формах изъявительного, повелительного и сослагательного наклонений.

Изъявительное наклонение представляет процесс как реальный в прошлом, настоящем или будущем (читал — читаю — буду читать). В отличие от повелительного и сослагательного наклонений изъявительное наклонение не имеет особого морфологического показателя наклонения: в этом качестве используются морфемы времени и лица.

Значение реально осуществляемого процесса может быть совмещено с дополнительными модальными характеристиками — решимости, готовности, угрозы и другими, привнесенными лексической семантикой, синтаксисом и интонацией: Пойду-ка я домой!; Она обязательно придет; Вот я ему задам!

Повелительное наклонение выражает волеизъявление говорящего — просьбу, приказ или побуждение к действию: Принеси документы; Отдайте билеты; Пойдемте в театр. Повелительное наклонение не имеет форм времени.

В систему форм повелительного наклонения входят формы 2 л. ед. и мн.ч. и 1 л. мн.ч. (формы совместного действия).

Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего времени глаголов совершенного и несовершенного вида.

Форма 2 л. ед.ч. образуется с помощью окончания или нулевого окончания. При этом конечная парно-твердая согласная основы чередуется с соответствующей мягкой.

Для правильного образования формы необходимо знать место ударения в форме 1 л. ед.ч. настоящего или будущего времени изъявительного наклонения. Если ударение падает на окончание, то форма 2 л. ед.ч.

образуется, как правило, с помощью окончания -и: пишу — пиши, иду — иди, учусь — учись.

В глаголах бить, вить, лить, пить, шить, а также в глаголах с основой настоящего или будущего простого времени на [j] и инфинитивом не на -ить форма 2 л. ед.ч.

образуется посредством нулевого окончания: бью — бей, вью — вей, лью — лей, пью — пей, шью — шей (при одновременном чередовании нуля звука в производящей основе и гласной е в форме повелительного наклонения), а также стоятьстоюстой, петьпоюпой, жеватьжуюжуй.

Если ударение в форме 1 л. ед.ч.

настоящего или будущего простого времени падает на основу, то форма повелительного наклонения образуется с помощью нулевого окончания и равна основе (орфографически в форме повелительного наклонения й после гласной, ь после мягкой и шипящей): читатьчитаючитай, сестьсядусядь, резатьрежурежь.

От этого правила отступают глаголы, основа которых заканчивается несколькими согласными, а также глаголы с ударной приставкой вы- (соотносительный глагол без приставки вы- имеет ударение на окончании): помнитьпомнюпомни, морщить —морщуморщи, вынестивынесувынеси, выгнатьвыгонювыгони. В некоторых случаях возможны вариантные образования, причем формы с нулевым окончанием чаще употребляются в разговорной речи: чиститьчищучисти и чисть, выставитьвыставлювыстави и выставь. Наконец, некоторые глаголы образуют форму 2 л. ед.ч. от основы, отличающейся от основы настоящего времени: -давать- — -давай, вставать — вставай, создавать — создавай, -знавать — знавай, дать — дай, создать — создай, есть — ешь, ехать — поезжай.

Форма 2 л. ед.ч. используется для побуждения к действию собеседника, адресата речи: Алла, напиши письмо. В разговорной речи, в командах возможно употребление формы 2 л. ед.ч. с вторичным значением для побуждения к действию некоего множества собеседников или адресатов речи: Все наверх! Слушать команду! Ставь фор-бом-брам-сели! (А. Н. Толстой).

Форма 2 л. мн.ч. образуется с помощью постфикса -те, присоединяемого к форме 2 л. ед.ч. (хвалихвалите, отрежьотрежьте, вставайвставайте).

Эта форма используется для побуждения к действию нескольких лиц, адресатов речи (Пассажиры, будьте бдительны) или одного лица в случае вежливого обращения на «Вы» (Владимир Николаевич, проходите в комнату).

Формы 1 л. мн.ч. (формы совместного действия) могут быть синтетическими и аналитическими. Синтетическая форма совместного действия внешне совпадает с формой 1 л. мн.ч. изъявительного наклонения у глаголов совершенного вида и несовершенного вида, обозначающих однонаправленное движение, но отличается от них особой интонацией побуждения: идем, бежим, летим.

К этой форме при вежливом побуждении может присоединяться постфикс -те: Поспоримте, пожалуйста, о чем-нибудь (А. Герцен).

Аналитическая форма совместного действия образуется сочетанием частицы давай(те) с инфинитивом глагола несовершенного вида: Давайте работать до седьмого пота над поднятием количества, над улучшением качества (В. Маяковский).

Форма совместного действия используется для побуждения к такому действию, в котором предполагает принять участие и говорящий.

Побуждение к действию может иметь различные оттенки значения. Для выражения приказа или категорического требования чаще употребляются формы глаголов совершенного вида (сядь, купи, встань). Формы глаголов несовершенного вида обозначают самое широкое приглашение к действию — просьбу, совет и т.д.

(садись, покупай, вставай). При употреблении с отрицанием повелительное наклонение глаголов несовершенного вида выражает, как правило, запрещение (Не ставь вещи в угол).

Для выражения предостережения с отрицанием употребляются глаголы совершенного вида, обозначающие такие процессы, которые нежелательны и осуществляются помимо воли носителя процессуального признака: заблудиться, заболеть, заразиться, испачкаться, простудиться и т.п.

{На улице ветрено, не простудись; Будь осторожен, не оступись). В разговорной речи в таких конструкциях для усиления значения предостережения нередко употребляется семантически опустошенная форма смотри: Смотри, не опоздай; Смотри, не проговорись.

Различные оттенки побуждения морфологически не выражены, они создаются интонацией и лексическим значением глагола: одна и та же форма, произнесенная с разной интонацией, может обозначать и приказ, и требование, и совет, и мольбу, и вежливое приглашение к действию.

Форма 2 л. ед.ч. может быть адресована не только собеседнику, но и самому говорящему или третьемулицу, а также употреблена в обобщенно-личном значении: Брат нашалит, а я держи ответ;

Что за житьеникогда не солги (И. Гончаров); Нас с тобой, будь мы хоть статские советники, ни за что не пустят (А. Чехов). При этом выражается не собственно побуждение во всех его разновидностях, а желательность, допущение, долженствование.

С близким значением желательности, допущения, долженствования часто употребляются и сочетания частицы пусть (пускай) с формами 3 л. ед. и мн.ч. изъявительного наклонения (пусть читает, пускай войдет). Такие сочетания иногда включают в парадигму повелительного наклонения в качестве аналитических форм 3 л.

ед. и мн.ч. Частица пусть (пускай) может сочетаться с формами 1 и 2 л. изъявительного наклонения: Пусть вы будете рассказчиком; Пусть мы будем на высоте. Близость таких сочетаний к свободным синтаксическим конструкциям, не позволяет включать их в парадигму повелительного наклонения в качестве полноправных членов.

Сослагательное наклонение обозначает предполагаемый, возможный или желаемый процесс: Сказал бы ты это вовремя., ничего бы не случилось; Почитал бы он книгу. Особенностью сослагательного наклонения является отсутствие форм времени и лица.

Формы сослагательного наклонения аналитические, они образуются сочетанием глагольной формы на -л, совпадающей с формой прошедшего времени, и частицы бы и изменяются по числам и родам (в ед.ч.): светило бы, светила бы, светило бы, светили бы.

Частица бы может быть отделена от формы на -л другими словами, а также входить в состав союзов чтобы, дабы, если бы, как если бы и некоторых других.

В том случае, если частице предшествует оканчивающееся на гласный звук слово, частица может выступать в виде б: Когда б не смутное влеченье / Чего-то жаждущей души, / Я здесь остался бнаслажденье / Вкушать в неведомой тиши: / Забыл бы всех желании трепет. / Мечтою б целый мир назвал (А. Пушкин).

Формы сослагательного наклонения могут также употребляться для выражения желания или совета: Хорошо бы он пришел сегодня; Ехал бы ты в деревню.

В сложноподчиненных предложениях формы сослагательного наклонения используются с уступительным значением, обычно в сочетании с союзами и союзными словами: Что бы ни было, мы неразлучимы перед вечностью (Ю. Бондарев).

Сфера употребления частицы бы в русском языке очень широка.

Эта частица и без сочетания с формой глагола на -л может выражать присущие сослагательному наклонению значения: Ну и жара, кваску бы; Поспать бы немного; Узнай бы я об этом, ему несдобровать.

Как довольно редкую можно отметить возможность сочетания частицы бы с причастием: Человек, обретший бы уверенность, с большим оптимизмом смотрит в будушее. Однако все эти случаи не входят в морфологическое сослагательное наклонение.

Формы наклонений могут выражать самые разнообразные значения и употребляться в переносных значениях, т.е. в функции других наклонений.

Например, для выражения побуждения наряду с формами повелительного наклонения в русском языке широко используются формы изъявительного и сослагательного наклонений. Такое употребление характерно для форм 2 л. ед. и мн.ч.

изъявительного наклонения, причем важную роль при этом играет побудительная интонация: Сейчас же пойдешь домой и принесешь мне книгу!; Вы немедленно возвращаетесь к себе в часть и обо всем докладываете командиру! С побудительным значением встречаются и формы прошедшего времени глаголов начать, кончить, пойти, поехать, полететь, взять, взяться и др.: Ну, вместе, дружно начали!; Пошел вон отсюдавот что я тебе говорю. Использование форм изъявительного наклонения с побудительным значением усиливает категоричность побуждения: говорящий таким образом подчеркивает уверенность в выполнении выраженного им волеизъявления. Вместе с тем в конструкциях с частицей не формы изъявительного наклонения могут выражать и смягченное побуждение, просьбу:

Не расскажете ли нам что-нибудь, Иван Федорович? С таким же значением ослабленного побуждения употребляются и формы сослагательного наклонения: Сергей, шел бы ты домой. Но если в конструкции есть частица чтоб, побуждение, выраженное формой сослагательного наклонения, имеет весьма категорический характер: Чтоб немедленно вернул мне книгу!

Точно так же значение предполагаемого или возможного процесса может быть выражено не только сослагательным наклонением, но и формами изъявительного и повелительного наклонений.

Формы прошедшего времени изъявительного наклонения употребляются для обозначения возможного, легко осуществимого действия: Не канатом он с Ермилом-то связан, бросил да пошел (А. Островский).

С условным или уступительным значением нередко употребляются и формы повелительного наклонения: Об этом и слова не скажи; За что ни возьмись, все из рук валится; Приди ты раньше, все было бы хорошо; Ей волю дай, и тебя из избы выгонит.

Особый случай представляет употребление формы 2 л. ед.ч. повелительного наклонения для обозначения неожиданного действия, всегда в сочетании с и, да и: Ведь узнала барыня Матрену и меня узнала, старая, да жалобу на меня и подай (И.

Тургенев); А я и вспомни о вашем предложении. Для усиления значения внезапности, неподготовленности действия в таких конструкциях часто употребляется форма возьми: А он возьми да и скажи это вслух.

Осуществление названного глаголом действия (подай, вспомни, скажи) никак не связано с волеизъявлением говорящего. Такое употребление формы дает возможность говорящему лишь квалифицировать действие как неожиданное, неподготовленное. Форма 2 л. ед.ч.

повелительного наклонения в таком употреблении по значению очень близка форме прошедшего времени глаголов совершенного вида.

Источник: http://www.fio.ru/pravila/grammatika/kategoriya-nakloneniya-glagola/

Наклонение глагола

Тема «Наклонение глагола» в курсе русского языка занимает немаловажное место, так как изучение глагола как части речи – один из самых насыщенных разделов языкознания.

Прежде чем говорить о наклонении глагола, дети должны хорошо усвоить, что такое глагол как часть речи, знать его морфологические признаки, понять, какую роль выполняет глагол в предложении.

Данная тема изучается в шестом классе. Это возраст, когда дети очень хорошо усваивают материал через игровые технологии. Поэтому урок проводился в форме путешествия с использованием лингвистической сказки.

Сказка предваряет ознакомление с новым теоретическим материалом, перед детьми была поставлена учебно-поисковая задача, во время объяснения материала через сказку учащиеся не были пассивными слушателями, но был готовы к тому, чтобы сделать определенные выводы, ответить на поставленные учителем вопросы, выполнять задания.

Игровой формой оправдывается и яркое оформление урока. Считаю, что в данном случае оно целесообразно, так как оказывает эмоциональное воздействие на учеников, включает его в игровую ситуацию и в то же время активизирует мыслительную деятельность.

Подобные уроки необходимы детям среднего школьного возраста: они помогают развить воображение, творческие способности, умения логически излагать свои мысли, аргументировать, доказывать; применять полученные знания в нестандартных ситуациях; прививают интерес к изучаемой теме, воспитывают любовь к русскому языку.

  • Тип урока: урок изучения нового материала.
  • Вид урока: урок-путешествие.
  • Технология: игровая технология, задачи исследовательского характера.
  • Класс: 6.
  • Цели урока: ознакомить учащихся с наклонениями глагола; формировать умение различать наклонения, правильно употреблять их в речи.
  • Задачи урока:
  • Образовательные: Изучение наклонение глаголов; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений о глаголе.
  • Воспитательные: Воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.
  • Развивающие: Развитие умения логически излагать свои мысли, развитие умение аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развитие умения выделять главное, обобщать.

Необходимое оборудование и материалы: лингвистическая сказка с иллюстрациями, дифференцированные задания трех уровней сложности, карточки с заданиями, музыка «В гостя у сказки», учебник «Русский язык», 6 класс/М.Т. Баранов, Т.А., Ладыженская и др.

Ход урока

I. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

Учитель: Загадка о глаголе (шуточное определение): «Часть речи, которая упала с печи, ударилась об пол, называется…»

Ученики: Глагол.

Учитель: Правильно. Содержится ли важная информация в данной загадке-шутке?

Ученик: Да, в загадке есть слова, которые обозначают действие предмета – упала, ударилась (что сделала?)

Учитель: А каков же портрет глагола? Послушайте, пожалуйста, про это сказку. Звучит мелодия «В гостях у сказки» (на доску вывешивается картинка с изображением Глагола).

«Жил-был в Стране Всяческих действий царь Глагол. Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил. Там что-то выкопает, там построит, там склеит, там пришьет, и все волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть?»

Учитель: Сегодня мы продолжим исследовать глагол как часть речи, мы станем участниками удивительного лингвистического путешествия и побываем в Стране Всяческих действий, в гостях у жителей страны Глаголии. В дороге нам не обойтись без багажа. А возьмем мы с собой самые необходимые вещи – это наши знания о глаголе.

II. Актуализация полученных ранее знаний и умений

Учитель: У входа Глаголии стоит светофор, который пропускает жителей. Но светофор этот необычный – в нем только 2 цвета: красный и зелёный. На зелёный цвет проходят глаголы 1 спряжения, на красный – 2.

Задание. Определить какого спряжения глаголов и какую гласную нужно вставить (перед выполнением повторить правописание безударных гласных в окончаниях глаголов) и разместить около красного или зеленого круг.

Каждый ученик получает карточку с глаголом.

Гуля.м по городу, сто.м на остановке, подъезжа.т автобус, вход.м в салон, автобус отправля.тся, держ.т курс, пересека.т улицу, уезжа.т пустой, грохоч.т грузовик, лентой бег.т машины, мы выполня.м правила движения, терп.т боль, бормоч.т под нос, открыва.т дверь, барабан.т по крыше, больно жал.т, крас.т кистью, получа.шь сполна.

Ученик: Для определения гласной в окончании глагола нужно поставить глагол в неопределенную форму и определить спряжение. Если 1 спр. – Е, в 3 л., ед. ч. – ут, ют; если 2 спр. – И, в 3 л., ед.ч. – ат, ят.

III. Постановка проблемы.

Учитель: Каждый житель нашей страны России в 14 лет получает документ, удостоверяющий его личность, — паспорт. Придумайте паспорт для жителя страны Глаголии.

Задание. Какие данные вы включите в такой документ? Каждый ряд должен предложить свой вариант паспорта. Перед вами предполагаемые паспортные данные жителя Глаголии. Проверьте, всё ли верно. Обменяйтесь мнениями, дополните друг друга.

На доске:

род спряжение
время вид
склонение падеж
лицо число
наклонение собственное или нарицательное
одушевлённое или неодушевлённое инфинитив
  1. Учащиеся проверяют список, объясняют, что является лишним, почему, потом рассказывают о глаголе как части речи, о его морфологических признаках.
  2. Ученик: В паспорт для жителя Глаголии должны входить:
  3. начальная форма (инфинитив), время, лицо, число, вид, спряжение.
  4. У учащихся возникает проблемный вопрос: что такое наклонение и к какой части речи принадлежит это признак?

IV. Постановка цели темы и урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы и познакомимся с новой грамматической категорией глагола – наклонением, которая выражает отношение действия к действительности. Узнаем типы наклонений глагола, научимся употреблять глаголы в речи. Об этом послушайте продолжение нашей сказки, в которой вы тоже примете участие.

«Характеры у всех жителей Глаголии разные: некоторые жители любят повелевать кем-то, приказывать кому-то; другие мечтают о чём-то, рассуждают, летают в облаках; третьи работали, работают и будут работать. Вот перед нами город. Здесь обитают самые практичные и самые справедливые жители.

Их девиз: было, есть и будет! Жители выбрали именно такой девиз, потому что это глаголы изъявительного наклонения. Они обозначают то, что происходит, происходило или будет происходить на самом деле: жили, живем и будем жить.

А изъявительным оно называется потому, что происходит наяву, действие из яви (корень -яв-).»

Задание. Через городские ворота пропустят не каждого, а только самого эрудированного гостя. Поэтому сейчас вы выполните творческую работу по группам.. Каждая группа должна написать небольшое прошение правителю города, обосновывая, зачем вам нужно обязательно попасть сюда. Условие: в своем тексте вы должны употреблять как можно больше глаголов изъявительного наклонения.

Ученик: (пример) «Уважаемый правитель, я хочу обязательно побывать в вашем городе. Я буду соблюдать все ваши законы, я научусь определять глаголы изъявительного наклонения, не допущу ни одной ошибки в их написании».

Учитель: Молодцы! Вы справились с этим задание. А теперь мы приближаемся к городу, где жители очень уверенные в себе, любящие приказывать и подчинять других.

Их девиз: Так точно! Будет сделано! Почему жители выбрали такой девиз?Здесь живут глаголы, в повелительном наклонении, которые обозначают действие, которое кто-то просит или приказывает выполнить: дай, учите, пишите, читайте.

Поскольку все и всё в этом городе побуждает к действию, нам тоже пора действовать. Послушайте задание. Я вам диктую словосочетание с глаголов в изъявительном наклонении, а вы меняете наклонение на повелительное. Обратите внимание, что нужно сохранить вид глагола:

Рисую солнце, люблю свой город, уважаю взрослых, горжусь своей страной, получу хорошее образование, выучил английский язык, прочитал стихи Пушкина, дорожу дружбой.

Ученики: Рисуйте солнце, любите свой город, уважайте взрослых, гордитесь своей страной, получите хорошее образование, выучите английский язык, прочитайте стихи Пушкина, дорожите дружбой.

Учитель: Я думаю, жители этого города остались довольны вами. Наше путешествие продолжается. Мы приближаемся к городу романтиков и мечтателей.

Если присмотреться, то мы обнаружим, что здания здесь не достроены, одежда не дошита, деревья в парках не досажены, картины художников не дописаны, больные не долечены, дети недоучены. Девиз жителей этого города: «Если бы да кабы».

Здесь живут глаголы, которые обозначают действие, которое может произойти только при определенных условиях: написал бы, вручил бы, прочитал бы. Посмотрите на них внимательно. Они всегда ходят парами. Рядом с глаголами – частица бы.

Послушайте задание жителей этого города: выпишите из предложений глаголы в форме условного наклонения.

  • Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу.
  • Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля.
  • Не сжег бы ты кожу лягушачью, оборотилась бы я снова красной девицей.
  • Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи!
  • Наградила бы я тебя по-царски, да не послушал ты моего совета.

Учитель: Молодцы! Вот и завершилось наше путешествие по Глаголии. Жители городов наклонений прощаются с вами и благодарят вас, потому что вы хорошо изучили их характеры и особенности, а также успешно справились с заданиями.

V. Закрепление пройденного материала

1) Работа по учебнику. Чтение правила на с. 194

  • 2) Работа по индивидуальным карточкам.
  • (дифференцированные задания трех уровней сложности)
  • 1 уровень: Карточка №1

Даны глаголы в неопределенной форме. Поставить их в разные формы наклонения.

  • прочитать
  • посидеть
  • сходить
  • делать
  • петь
  • рисовать

2 уровень: Карточка №2

«Перепутаница»: исправьте ошибки, объяснив принцип составления столбиков слов.

№1 №2 №3
хотел бы летел бы пусть бежит
играл поиграл бы пробегите
поиграешь засмеются улетите
играйте учил бы играйте
играй выучил бы ушел бы

3 уровень: Карточка №3

Вставьте в пословицы подходящий по смыслу глагол. Определите их наклонение.

1. Дело мастера… Сидит(ь)ся
2. Кто любит трудиться, тому без дела не… Катат(ь)ся
3. Тот труда не боится, кто умеет… Познают(ь)ся
4. С песней и труд… Боит(ь)ся
5. Любишь…, люби и саночки возить. Кончает(ь)ся
6. Друзья… в беде. Трудит(ь)ся
7. Всё хорошо, что хорошо… Ладит(ь)ся

VI. Физкультминутка.

  1. Учитель: Я буду называть глаголы, а вы:
  2. ─ если услышите глагол в изъявительном наклонении, вы тянетесь к солнцe;
  3. ─ если услышите глагол в условном наклонении – прыгаете;
  4. ─ если в повелительном наклонении – наклоняетесь вниз:
  •   бегут, торопятся ручьи (тянутся)
  •   я решил бы, если б не устал (прыгают)
  •   садись напротив меня (вниз)
  •   люблю тебя, Петра творенье (тянутся)
  •   если бы вы протянули руку, то заметили бы (прыгают)
  •   появляется травка (тянутся)
  •   потянитесь к солнцу (вниз)

Проверка и оценивание знаний, умений, навыков

VII. Тест

Учитель: Выполните тест:

    • Укажите глагол в изъявительном наклонении. а) Отдохните; б) отдохнёте;
    • в) думал бы;
    1. Укажите глагол в условном наклонении: а) Улыбается; б) собрался бы;
    2. в) отправься.
    • Укажите глагол в повелительном наклонении: а) Тишь; б) брешь;
    • в) режь.
    1. Глагол ОТКРОЙ-КА находится в форме : а) условного наклонения; б) изъявительного наклонения;
    2. в) повелительного наклонения.
  1. Вставьте букву –И- в глагол повелительного наклонения: а) Работа. . т; б) вылет . те;

    в) отправ. . тся.

Взаимопроверка тестов. Выставление оценок друг другу.

VIII. Рефлексия деятельности на уроке

Учитель: Ребята, сказка на этом уроке не заканчивается, т. к. путешествие по стране Глаголии мы продолжим. Какой конец всегда в народных сказках?

Ученики: Добро победит Зло.

Учитель: И хочется, чтобы так было всегда и в жизни. Наш урок – путешествие помог вам узнать что-то новое, закончите предложения:

  • «Сегодня я узнал ….»
  • «Было интересно ….»
  • «Урок дал мне для жизни…..»
  • Домашнее задание

IX. Сочинения.

Учитель: Я предлагаю вам пофантазировать и написать небольшие сочинения на темы:

«Если б я был волшебником». Задача – показать свои желании, фантазии.

«Я – волшебник». Задача – показать, что все твои действия были, есть и будут на самом деле.

«Я волшебник. Я повелеваю». Задача – показать, что ты приказываешь кому-либо, просишь о чем-либо.

Задание дается по группам.

16.03.2012

Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/613415/

Наклонения глагола — урок. Русский язык, 6 класс

С помощью глагола мы можем сообщить о реальном или нереальном (возможном, желаемом) действии. Помогают это сделать формы наклонений глагола.

Наклонений глагола три: изъявительное, условное и повелительное.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальное действие, которое происходило, происходит или будет происходить.

Пример:

пишу — писал — буду писать.

Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам, числам и лицам (в наст. и буд. вр.) или родам (в прош. вр.).

Пример:

«Я пишу письмо». Глагол пишу стоит в наст. вр., ед. ч., (1) л.

«Она написала письмо». Глагол написала стоит в прош. вр., ед. ч., ж. р.

«Мы напишем письмо». Глагол напишем стоит в буд. вр., мн. ч., (1) л.

Условное (сослагательное) наклонение

Глаголы в условном наклонении называют нереальное (желаемое или возможное при определённых условиях) действие.

Пример:

«Я сходила бы в театр, если бы было время».

Глаголы в условном наклонении образуются от основы неопределённой формы при помощи суффикса -л- и частицы бы, которая пишется с глаголом раздельно.

Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами:

Пример:

«Если бы я был директором школы, я разрешил бы проводить не больше двух уроков в день».

Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе — по родам.

Пример:

решил бы — решили бы — решила бы.

Глаголы в повелительном наклонении называют нереальное действие, которое кто-то требует или просит выполнить.

Пример:

«Сынок, сделай, пожалуйста, уроки» — просьба.

«Иванов, немедленно сядь на место»! — приказ.

Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица единственного и множественного числа.

Пример:

реши — решите, ответь — ответьте.

Но также может быть использована форма 3-го лица единственного и множественного числа или неопределённой формы (+) частицы пусть, пускай, да, давай.

Пример:

«Пустьвсегда будет солнце! Давайте слушать музыку. Да здравствует мыло душистое!»

Повелительное наклонение имеет также формы 1-го лица множественного числа.

Пример:

«Споёмте, друзья… Васька, бежим на речку!»

Обрати внимание!

От некоторых глаголов форма повелительного наклонения не образуется: видеть, слышать, хотеть, знобит, трясёт, смеркается, светает…

Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.

Формы глаголов в повелительном наклонении образуются от основы настоящего или будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса.

Пример:

пиши, не молчи, сядь, вспоминай.

Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном числе окончание -те.

Пример:

заметь — заметьте, встречай — встречайте.

По отношению к одному лицу формы на -те обозначают вежливость.

Пример:

«Павел Иванович, сядьте сюда, здесь вам будет удобнее».

Правописание глаголов в повелительном наклонении

На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется буква ь.

Пример:

отрежь, отрежьте, встань, встаньте.

Обрати внимание!

Искл.: ляг, лягте, приляг, прилягте.

Мягкий знак в повелительном наклонении сохраняется и перед суффиксом -ся.

Пример:

расстанься, познакомься.

Во 2-м лице во множественном числе -ите пишется в повелительном и изъявительном наклонении у глаголов 2-го спряжения.

Пример:

Летите (пов. н.) побыстрее. — Вы летите (изъяв. н.) в Мельбурн? В изъявительном наклонении -ите будет личным окончанием, в повелительном — и — суффиксом, а те — окончанием.

-ете пишется только в изъявительном наклонении у глаголов 1-го спряжения.

Пример:

Ср.: вяжете (изъяв. н.) — вяжите (пов. н.), напишете (изъяв. н.) — напишите (пов. н.).

Источники:

Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. — 33-е изд. — М.: Просвещение, 2011 — 254 с.Гаврилина М. «Русский язык: 6 класс. Практика». 2004. — 348 с.

Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М.: ЧеРо, 1999.

Источник: https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/6-klass/glagol-15838/nakloneniia-glagola-15830/re-7d96f911-1a09-4f9b-bd62-1792c3acf192

Наклонение глагола: повелительное, изъявительное, условное

В русском языке всего существует три типа наклонения глаголов: изъявительное, повелительное и условное. Последнее также называется сослагательным.

Это очень важная классификация, потому что каждая перечисленная форма помогает определить, как упомянутое в предложении связано с действительностью.

Выбранное наклонение глагола может подразумевать просьбу или приказ, что действие произошло, происходит или произойдёт в реальности, а также что оно только желаемо или состоится при выполнении каких-то необходимых для этого условий.

Первый тип – это изъявительное наклонение, которое также носит название «индикатив». Эта форма означает, что действие произошло, происходит или произойдёт на самом деле. Глаголы в изъявительном наклонении меняются по временам.

Причём для глаголов несовершенного вида имеют место все три времени: прошедшее, настоящее и сложное будущее (например: думал – думаю – буду думать, делал – делаю – буду делать, искал – ищу – буду искать), а для совершенного вида – только два: прошедшее и простое будущее (например: придумал – придумаю, сделал – сделаю, нашёл – найду).

В будущем и настоящем временах гласная, стоящая в конце основы инфинитива в некоторых случаях пропадает (например: слышать – слышу, видеть – вижу).

Второй тип – условное или сослагательное наклонение, которое также носит название «субъюнктив». Эта форма означает, что действие в реальности не произошло, а только является желаемым, планируется в дальнейшем, несбыточно или осуществится при выполнении каких-то необходимых условий. (Например: Я полетел бы в космос изучать далёкие звёзды.

Через год я хотел бы съездить на море. Я читал бы чужие мысли. Я пошёл бы гулять, если дождь прекратится.) Глаголы в настоящем и будущем времени для образования условного наклонения не используются. Оно составляется исключительно с помощью глагола прошедшего времени (то есть основы инфинитива, прибавления к ней суффикса «-л-»), а также частицы «бы» или «б».

Данные частицы могут находиться как перед глаголом, так и после него, а также быть с ним разделены прочими словами. (Например: Я сходил бы в музей. Я сходил с удовольствием бы в музей). Глаголы в условном наклонении меняются по числам, а в единственном числе ещё и по родам, но никогда не меняются по лицам и, как уже оговаривалось, по временам.

(Например: посмотрел бы, посмотрела бы, посмотрели бы).

https://uchim.org/russkij-yazyk/naklonenie-glagola — uchim.org

Третий тип – повелительное наклонение, которое также носит название «императив». Эта форма означает просьбу, совет, приказ или побуждение к действию. Глаголы в повелительном наклонении чаще всего употребляются во 2-ом лице.

В этом случае они имеют нулевое окончание в единственном числе и окончание «-те» во множественном. Также они не меняются по временам. Образуется повелительное наклонение с помощью основы глагола в настоящем или простом будущем времени, к которой прибавляется суффикс «-и-» или в некоторых случаях нулевой суффикс.

(Например: Учти, ты должен это сделать! Брось заниматься ерундой! Посмотрите этот фильм!)

Возможно употребление и формы 1-го лица множественного числа. Она используется для побуждения к совместному действию, в котором участвовать будет и говорящий.

Тогда повелительное наклонение образуется при помощи инфинитива глагола несовершенного вида или глагола совершенного вида в будущем времени, перед которыми ставятся следующие слова: давай, да­вайте.

(Например: Давай сходим в кино. Давай готовить завтрак. Давайте попробуем это блюдо.)

Формы 3-го лица единственного и множественного числа используются для образования повелительного наклонения, когда необходимо выразить побуждение к действию людей, не участвующих в диалоге.

В этом случае оно образуется с помощью глагола в форме настоящего или простого будущего времени и следующих частиц: да, пусть, пускай. (Например: Пусть он купит хлеб. Пускай они придут ко мне.

Да здравствует король!)

Время от времени для смягчения приказа к глаголам повелительного наклонения добавляют частицу «-ка» (например: Сходи-ка в магазин. Покажи-ка мне дневник. Принеси-ка мне книгу.)

В некоторых случаях бывают исключения, когда формы наклонений употребляются в переносном смысле, а именно в значении, которое обычно характерно для другого наклонения.

Так глагол в форме повелительного наклонения может принимать значение условного наклонения (например: Не будь на то его воли, ничего бы не вышло. Не заметь он вовремя пропажи, случилась бы беда.) или изъявительного наклонения (например: А она вдруг раз и скажи, что видела уже этого человека. А он возьми да сделай по-своему!)

Глагол в изъявительном наклонении может принимать значение повелительного. (Например: Быстро встал, ты же опоздаешь! Пойдём копать картошку.)

Глагол в условном наклонении также может принимать значение повелительного. (Например: Сказал бы всё как есть. Помог бы ты своему другу в беде.)

Всё для учебы » Русский язык » Наклонение глагола: повелительное, изъявительное, условное

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

Источник: https://uchim.org/russkij-yazyk/naklonenie-glagola

Наклонение глагола

Глаголы изменяются по наклонениям. Наклонение глагола указывает, как действие, названное глаголом, соотносится с действительностью, то есть происходит ли оно на самом деле, или только предположительно. Рассмотрим три глагольные формы:

спросил, спросил бы, спроси

Первая форма – спросил обозначает реальное уже совершённое кем-то действие. Вторая форма – спросил бы обозначает предположительно возможное действие, которое могло бы произойти, но не произошло.

Третья форма – спроси обозначает предположительно возможное действие, которое ещё не произошло.

Эти отличия в значениях глаголов делят их на три склонения: изъявительное, сослагательное (условное) и повелительное.

Изъявительное наклонение

  • Изъявительное наклонение глагола обозначает действие, которое действительно происходило, происходит или произойдёт, например:
  • щенок грыз игрушку
  • щенок грызёт игрушку
  • щенок будет грызть игрушку
  • Следовательно, глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам, то есть могут принимать форму настоящего, прошедшего и будущего времени:
  • бегал – прошедшее время
  • бегаю – настоящее время
  • буду бегать – будущее время
  • В прошедшем времени в единственном числе глаголы изменяются по родам, например:
  • он бегал – мужской род
  • она бегала – женский род
  • оно бегало – средний род
  • Подробно про каждую форму времени глаголов вы можете посмотреть в теме Времена глаголов.
  • В изъявительном наклонении глаголы изменяются по лицам и числам, например:
  • мы бегаем – 1-е лицо множ. число
  • ты бегаешь – 2-е лицо един. число
  • она бегает – 3-е лицо един. число

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Подробно про спряжение глаголов вы можете посмотреть в теме Спряжение глаголов.

  1. Условное (сослагательное) наклонение обозначает действия, которые могут произойти при определённом условии, то есть возможные действия, например:
  2. Я почитал бы, если книга будет интересной.
  3. Если будет солнечно, мы сходили бы на пляж.
  4. Глаголы в условном наклонении могут обозначать действия, которые желательны, то есть действия, которые хотят, чтобы случились, без каких-либо условий:
  5. Я попила бы чаю.
  6. Мы позагорали бы.

Условное наклонение образуется от формы прошедшего времени прибавлением частицы бы (б). Как и в прошедшем времени, глаголы в условном наклонении изменяются по числам, а в единственном числе и по родам.

Единственное числоМножественное число
Мужской род читал бы читали бы (б)
Женский род читала бы (б)
Средний род читало бы (б)
  • Частица бы (б) пишется отдельно от глагола. Она может стоять после глагола, перед ним, а также может отделяться от глагола другими словами, например:
  • Я попила бы чаю.
  • Мы бы позагорали.
  • Я бы с удовольствием сходил в кино.
  • При двух или нескольких глаголах условного наклонения может быть одна частица бы, например:
  • Мы отдыхали бы и веселились.
  • Повелительное наклонение глагола обозначает действия, к которым говорящий побуждает своего слушателя или собеседника. Глаголы в повелительном наклонении могут обозначать:
  • приказы: сядь, встань, идите
  • советы: Сходите лучше в кино. Лучше обратитесь к врачу.
  • разрешение: присаживайтесь, проходите
  • пожелания: Сходим в парк? Съедим по мороженому?
  1. Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам, но изменяются по числам. Для образования формы множественного числа, к форме единственного числа добавляется окончание -те, например:
  2. сядь — сядьте
  3. пиши — пишите
  4. играй — играйте
  5. Для обозначения вежливости при обращении к одному лицу используются глаголы множественного числа, сравните:
  6. передай — передайте
  7. Для смягчения просьбы или приказа к форме повелительного наклонения прибавляется частица -ка:
  8. присядь — присядь-ка, передайте — передайте-ка
  9. Для выражения резкого приказа употребляется неопределённая форма глагола, например:

Руками не трогать! Сидеть молча!

Форма единственного числа 2-го лица повелительного наклонения образуется от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида или от основы глаголов будущего простого времени совершенного вида:

  1. Если основа оканчивается на гласную, то прибавляется -й:

    копаю (наст. время) — копай (повел. накл.)

    перекопаю (буд. пр. время) — перекопай (повел. накл.)

  2. Если основа оканчивается на согласную и ударение в 1-ом лице единственного числа падает на окончание, то прибавляется -и:

    сторожу́ (наст. время) — сторожи (повел. накл.)

    посторожу́ (буд. пр. время) — посторожи (повел. накл.)

  3. Если основа оканчивается на согласную и ударение в 1-ом лице единственного числа падает на основу, то прибавляется мягкий знак -ь:

    ре́жу (наст. время) — режь (повел. накл.)

    разре́жу (буд. пр. время) — разрежь (повел. накл.)

  4. Если основа оканчивается на две согласные и ударение в 1-ом лице единственного числа падает на основу, то вместо мягкого знака -ь прибавляется -и:

    по́мню (наст. время) — помни (повел. накл.)

    запо́мню (буд. пр. время) — запомни (повел. накл.)

Для образования формы 3-его лица используются частицы пусть, пускай, да совместно с глаголами 3-его лица настоящего или будущего простого времени, например:

Пусть поиграет. Пускай читает.

Частица да выражает призыв или торжественное пожелание, предложения с этой частицей обычно являются восклицательными:

Да пойдёмте уже! Да искоренится зло!

  • Для образования формы 1-ого лица множественного числа используется форма изъявительного наклонения 1-ого лица с особой интонацией (призыв к действию), например:
  • Идём на пляж!
  • Форма 1-ого лица множественного числа обозначает, что говорящий приглашает кого-то ещё совершить действие вместе с ним. К этой форме может прибавляться окончание -те или слова давай, давайте:
  • Идёмте на пляж!
  • Давай пойдём на пляж!
  • Давайте пойдём на пляж!
  • Формы 1-ого лица единственного числа у глаголов повелительного наклонения не бывает.
  • Возвратные глаголы в повелительном наклонении имеют на конце -ся или -сь, например:
  • хвались, умойся
  • Если форма повелительного наклонения оканчивается на согласную, кроме й, то на конце глагола пишется мягкий знак – ь, например:
  • спрячь, режь, встань
  • Мягкий знак сохраняется перед -ся (-сь) и -те:
  • спрячься, режьте, встаньте

Примечание: от глагола лечь форма повелительного наклонения – ляг — лягте, приляг — прилягте. Данный глагол является исключением и не имеет в повелительном наклонение мягкого знака на конце.

Источник: https://naobumium.info/russkiy/naklonenie_glagolov.php

Наклонение глагола — как определить?

Наклонение гла­го­ла — это грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия модаль­но­сти слов этой части речи.

Все изме­ня­е­мые фор­мы гла­го­лов име­ют непо­сто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак — накло­не­ние. Глаголы могут упо­треб­лять­ся в фор­мах трех накло­не­ний:

  1. изъ­яви­тель­но­го;
  2. услов­но­го;
  3. пове­ли­тель­но­го.

Определить накло­не­ние гла­го­ла помо­жет таб­ли­ца:

ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕУСЛОВНОЕПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ
Действие, кото­рое про­ис­хо­дит, про­ис­хо­ди­ло или будет про­ис­хо­дить на самом деле Действие жела­е­мое или воз­мож­ное Действие, кото­рое кто-то про­сит или тре­бу­ет выпол­нить
Примеры: Примеры: Примеры:
пою, пел, пела, пело, буду петь спел бы, спе­ла бы, сто­ял бы, сто­я­ла бы, учи­ла бы спой, спой­те, ответь, ответь­те, учи, спрячь­те, спрячь­тесь

Изъявительное наклонение

Глаголы в фор­ме изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния име­ют зна­че­ние, что дей­ствие совер­ша­ет­ся, уже совер­ши­лось или будет про­ис­хо­дить. Это зна­чит, что гла­го­лы в изъ­яви­тель­ном накло­не­нии изме­ня­ют­ся по вре­ме­нам:

  • насто­я­щее вре­мя (что делаю? что сде­ла­ешь?  что дела­ем? и пр.) — я читаю,  ты сма­сте­ришь, мы рису­ем; 
  • про­шед­шее вре­мя (что делал? что сде­лал?) маль­чик рисо­вал,  моты­лёк уле­тел;
  • буду­щее вре­мя (что сде­лаю? что буду делать?) нари­сую, отве­чу, буду пла­вать.

В фор­мах насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни гла­го­лы изме­ня­ют­ся по лицам и чис­лам, что назы­ва­ет­ся спря­же­ни­ем, напри­мер:

1. (что делать?) гулять

  • 1 лицо: я гуляю — мы гуля­ем;
  • 2 лицо: ты гуля­ешь — вы гуля­е­те;
  • 3 лицо: он гуля­ет — они гуля­ют;

2. (что сде­лать?) укре­пить

  • 1 лицо: я укреп­лю — мы укре­пим;
  • 2 лицо: ты укре­пишь — вы укре­пи­те;
  • 3 лицо: он укре­пит — они укре­пят.

В фор­мах про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­лы изме­ня­ют­ся толь­ко по родам и чис­лам:

  • спать — ребе­нок спал (м.р.), мама спа­ла (ж.р.), озе­ро спа­ло (ср.р.), люди спа­ли (мн. ч.);
  • сме­ять­ся — малыш сме­ял­ся, девуш­ка сме­я­лась, солн­це сме­я­лось, ребя­та сме­я­лись.

Чтобы опре­де­лить фор­му гла­го­ла про­шед­ше­го вре­ме­ни, обра­ща­ем вни­ма­ние на при­сут­ствие в мор­фем­ном соста­ве сло­ва фор­мо­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са -л- и окон­ча­ний:

  • нуле­во­го окон­ча­ния у гла­го­ла в фор­ме муж­ско­го рода (сп-а-л_ — корень/суффикс/суффикс/окончание);
  • окон­ча­ния -а в фор­ме жен­ско­го рода;
  • окон­ча­ния -о в фор­ме сред­не­го рода;
  • окон­ча­ния -и/-ы в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Условное наклонение

Глагол в фор­ме услов­но­го накло­не­ния обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое воз­мож­но при опре­де­лен­ных усло­ви­ях. Условное накло­не­ние обра­зу­ет­ся при­со­еди­не­ни­ем части­цы «бы» к фор­ме гла­го­ла про­шед­ше­го вре­ме­ни:

  • успеть — успел бы;
  • решить­ся — решил­ся бы.

Глаголы в фор­ме услов­но­го накло­не­ния изме­ня­ют­ся по родам и чис­лам точ­но так же, как и гла­го­лы про­шед­ше­го вре­ме­ни. Понаблюдаем:

  • похва­лить — отец похва­лил бы, учи­тель­ни­ца похва­ли­ла бы, сооб­ще­ство похва­ли­ло бы, роди­те­ли похва­ли­ли бы;
  • улы­бать­ся — маль­чик улы­бал­ся бы, мать улы­ба­лась бы, лицо улы­ба­лось бы, дети улы­ба­лись бы.

Обратим вни­ма­ние, что фор­мо­об­ра­зу­ю­щая части­ца «бы» пишет­ся раз­дель­но с гла­го­лом. Она может сто­ять в пред­ло­же­нии перед гла­го­лом, после него или может быть отде­ле­на дру­ги­ми сло­ва­ми.

Без солн­ца я совсем бы загру­сти­ла.

Привела бы ты малы­ша ко мне на денек.

Девушка про­чи­та­ла и объ­яс­ни­ла мне бы это сооб­ще­ние, если бы не твое вме­ша­тель­ство в спор.

Повелительное наклонение

Глаголы в фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния обо­зна­ча­ют прось­бу, при­каз, поже­ла­ние, побуж­де­ние к дей­ствию, напри­мер:

  • (что делай?) гуляй, пой, рисуй, сядь, отрежь;
  • (что сде­лай?) открой, поешь, создай, уйди.

В пове­ли­тель­ном накло­не­нии гла­гол име­ет фор­му 2 лица, кото­рая изме­ня­ет­ся по чис­лам:

  • ты читай — вы читай­те;
  • ты запи­ши — вы запи­ши­те;
  • ты отрежь — вы отрежь­те;
  • ты поставь — вы поставь­те.

Возвратные гла­го­лы в пове­ли­тель­ном накло­не­нии име­ют на кон­це -ся (-сь):

  • умой­ся — умой­тесь;
  • вер­нись — вер­ни­тесь.

Побуждение к дей­ствию, поже­ла­ние, при­зыв могут выра­жать­ся фор­мой тре­тье­го лица насто­я­ще­го или буду­ще­го вре­ме­ни и части­ца­ми «пусть», «да» напри­мер:

Пусть она попла­чет!

Да здрав­ству­ет женщина-мать!

Видеоурок

Источник: https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/naklonenie-glagola-tablitsa.html

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика