Возвратные и невозвратные глаголы (50 примеров)

В глаголах русского языка присутствуют морфологические непостоянные и постоянные некоторые признаки. К одному из них относятся возвратные и невозвратные виды глаголов.

Невозвратные глаголы, равно как и возвратные, несут в себе присутствие либо отсутствие специальных возвратных словообразовательных постфиксов — -сь и -ся.

Попробуем разобраться, что это такое и как такие глаголы применяют.

Возвратность глаголов

Возвратность глаголов представляет собой грамматическую категорию, которая будет указывать на направленность либо ненаправленность определяемого этим глаголом определенного состояния, либо действия на какой-то субъект. Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке являются спрягаемыми формами, которые различаются наличием или отсутствием постфиксов -сь и -ся (возвратных).

Возвратные и невозвратные глаголы (50 примеров)

Что представляет собой возвратность в глаголах, можно увидеть на следующих примерах: Мальчик умылся и собрался. Мужчина разговорился с приятелем (это примеры возвратных глаголов).

Щенок поиграл с мячиком и убежал на площадку. Вечером шел ливень (это невозвратный вид глагола). Вот так и надо их различать.

Пара полезных слов

Еще раз вкратце напомним, понять, как определить невозвратный глагол, не представляет особой сложности.

Он бывает переходным и непереходным, может означать некое действие, которое направлено на субъект (собирать пазл, читать книгу), состояние, определенное положение в пространстве, действие разнонаправленное и тому подобное (мечтать, сидеть, размышлять). Невозвратные глаголы не включают в свой состав постфикс -сь и -ся.

Оттенки значения

  • Возвратные глаголы способны выразить действие, которое будет направлено на какой-то определенный субъект (на что-то делающего, на говорящего, на смотрящего и так далее).
  • Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке представляется возможным обговаривать бесконечно. Приведем примеры возвратных глаголов с совершенно разными оттенками значения:
  • — радоваться, расстроиться, печалиться (обозначает психическое либо физическое состояние некоего субъекта);
  • — платье мнется, собака кусается, ветка крапивы жжется (показывает постоянное качество или свойство субъекта);

Возвратные и невозвратные глаголы (50 примеров)

  1. — одеваться, наедаться, обуваться, купаться (действие глаголов направлено исключительно на себя);
  2. — хочется, желается, смеркается (здесь показано безличное действие);
  3. — обниматься, ссориться, видеться (действие взаимно-возвратное, выполняемое несколькими людьми по их отношению друг к другу);
  4. — прибраться, построиться, разжиться (действие косвенно-возвратного характера, которое совершается субъектом исключительно в своих интересах).

Незабываемые суффиксы у возвратных глаголов

  • Разберемся, что значит возвратный и невозвратный глагол.
  • Глаголы, находящиеся в возвратной форме, обладают суффиксами:
  • — ся — может быть, как после согласных букв (браться, окружаться и тому подобные), так и после окончаний (учить — учиться, сушит — сушится и тому подобные));
  • — сь будет стоять после гласных букв (опустилось, нарисовалось, развиднелось и так далее).

Возвратные и невозвратные глаголы (50 примеров)

В процессе образования возвратных глаголов большое значение имеют не только суффиксы, но и приставки (читать — начитаться, пить — напиться). Кроме того, среди глаголов этого вида есть непроизводные. Именно они ни при каких обстоятельствах не употребляются без суффиксов -сь и -ся (смеяться, сражаться, нравиться).

Поскольку после возвратных глаголов местоимения в винительном падеже и имена существительные не употребляются никогда, то все они относятся к непереходным.

Отсутствие суффиксов

Невозвратные глаголы в русском языке не имеют суффиксов -сь и -ся. Они могут быть как непереходными (творить, дышать, играть), так и переходными (говорить, рисовать).

Важный момент: много возвратных глаголов способны образоваться от невозвратных, например, готовить — готовиться.

Исходя из вышесказанного, надо понимать, что для определения того, что значит возвратный и невозвратный глагол и к какому именно виду он относится, надо найти суффикс, который оказал помощь в образовании. Если суффиксы -сь (-ся) присутствуют в словах, то это возвратные глаголы. Если их нет, то невозвратные глаголы.

Ситуации, отмеченные в глаголах

Итак, мы уже знаем, что возвратные глаголы с суффиксами -сь и -ся. Они бывают как непроизводными (например, смеяться), так и образованными из переходных и непереходных глаголов (умывать — умываться).

В некоторых непереходных и образованных от них возвратных глаголах речь идет об одной и той же ситуации, например: что-то чернеется вдали и что-то чернеет вдали. Правда, в подавляющем большинстве ситуаций понять, что значит невозвратный глагол и как он выглядит «в жизни», можно, обратив внимание на то, что глаголы возвратный и невозвратный обозначают совершенно разные моменты.

В виде неплохого примера можно назвать следующее: умывать — ситуация, в которой присутствуют два участника (мама умывает свою дочку) и умываться — ситуация, в которой только один участник (девочка умывается); Петя ударил Ваню. Петя и Ваня ударились о большой камень (в обоих случаях говорится о двух мальчиках, но ситуации, в которых они являются непосредственными участниками, совершенно разные).

Возвратные и невозвратные глаголы (50 примеров)

Здесь можно сказать о том, что сами компоненты смысла, которые привносятся в слово постфиксами -сь и -ся, являются словообразующими.

Что можно найти в грамматиках?

  1. А отмечается там следующая информация (речь идет о нескольких значениях):
  2. — значение средне-возвратное — веселиться, сердиться, пугаться, радоваться;
  3. — значение активно-безобъективное — кусаться, бодаться, ругаться (употреблять нецензурные слова);
  4. — значение взаимно-возвратное — ссориться, мириться, встречаться, обниматься, целоваться;
  5. — значение собственно-возвратное — одеваться, обуваться, встречаться, пудриться;
  6. — значение пассивно-возвратное — припоминаться, вспоминаться;

Возвратные и невозвратные глаголы (50 примеров)

  • — значение косвенно-возвратное — собираться, запасаться, укладываться, упаковываться;
  • — значение пассивно-качественное — представляться, вспоминаться.
  • Возвратный глагол можно образовать, взяв в помощь -ся, что будет сочетаться с иными морфемами (перемигиваться, набегаться).
  • Именно с залогом будет связана возвратность (то есть в случае, при котором залог определен на морфемном уровне, возвратные глаголы, образующиеся от глаголов переходных, будут объединены в залог, который называют возвратно-средним).

Знак непереходности — это аффикс. Немногочисленными и ненормативными будут сочетания типа боюсь папу, слушаюсь старшего брата, которые можно встретить в русском языке.

Без правил — никуда

Вернемся еще к тому, что же такое невозвратный глагол. Правило гласит, что это глагол, не имеющий постфикс -ся. А вот в возвратных этот постфикс присутствует. Так сложилось уже давно, что появление возвратных глаголов связывалось с местоимением -ся. Правда, первоначально оно присоединялось исключительно к переходным глаголам (например, купать + ся (то есть, себя) = купаться).

  1. Многообразие глаголов русского языка подразделяется на разные группы.
  2. Невозвратные глаголы, от которых происходит образование возвратных — строить + ся; встречать + ся; писать — не пишется, спать — не спится.
  3. Невозвратные глаголы — ужинать, отвечать.
  4. Возвратные глаголы — смеяться, сражаться, артачиться.

Возвратные и невозвратные глаголы (50 примеров)

  • Из предоставленной информации можно сделать вывод: постфикс -ся в русском языке может выполнять разные функции:
  • — подготавливать возвратные глаголы, которые отличаются от производящих невозвратных глаголов значением в лексическом плане (прощать — прощаться);
  • — образовывать возвратную форму глаголов (белеться).
  • Надо обратить внимание на то, что кое-какие глаголы на -ся обладают синонимическим возвратным сочетанием (покрыться — покрыть себя).

Разделение глаголов на возвратные и невозвратные сложилось в русском языке совершенно безотносительно к их разделению на переходные и непереходные, залоговые и незалоговые.

Оно не совпадает ни с тем, ни с другим на сто процентов, но находится в определенной связи с категориями переходности и залога: -ся представляет собой непереходность глагола, а вот залоговую соотносительность может предоставить только возвратная форма.

И в заключение

Поговорим еще немного о глаголах и подведем итог продуктивной беседе.

Глаголами называют слова, в которых определено значение какого-то процесса, то есть, способные выразить обозначенные ими признаки как некое действие (сказать, читать, писать), состояние (сидеть, прыгать) или становление (стареть).

Кроме форм спряжения по синтаксису, глаголы обладают несинтаксическими формами возвратности и невозвратности и формой вида. По тому, как с их помощью выражаются несинтаксические формальные значения, глаголы можно подразделить на грамматические разряды, которые находятся в некоем соотношении друг к другу.

Зависимость подразделения глаголов на невозвратные и возвратные находится в том, насколько выражено или, наоборот, не выражено у них грамматически непереходное значение процесса.

Возвратные и невозвратные глаголы (50 примеров)

Возвратные — глаголы, в которых присутствует грамматически выраженная непереходность. Другими словами, они отлично показывают, что процесс, выражаемый ими, может быть обращен на прямой объект, который представлен существительным в винительном падеже без предлога. Примером могут послужить слова — сердиться, встречаться, мыться, стучаться, одеваться.

Невозвратные глаголы обладают некоторым отличием: у них нет никакого указания на непереходность процесса. Вот почему они могут быть и переходными: одевать (дочку), сердить (родителей), встречать (гостей), и непереходными: колошматить, стучать.

Источник: https://autogear.ru/article/339/117/vozvratnyie-i-nevozvratnyie-glagolyi-v-russkom-yazyike/

Что такое возвратные и невозвратные глаголы

«Собака, хотя и кусается, себя не кусает, однако», – размышляет медвежонок Винни-Пух в сказке английского писателя А. Милна. Рассматривая эти размышления с точки зрения лингвистики, можно сказать, что герой задумывается о природе возвратных глаголов. Возвратные и невозвратные глаголы (50 примеров) Глагол – это слово, обозначающее действие и отвечающее на вопрос «Что делать?» Последнее уточнение очень важно, ведь слово «ходьба», например, тоже обозначает действие, тем не менее причислить его к глаголам нельзя.Действие всегда направлено на какой-то предмет. Это может быть тот же самый предмет, который его совершает, или какой-то другой. В первом случае речь будет идти о возвратном глаголе, а во втором – о невозвратном.О том, что действие, совершаемое неким субъектом, направлено на него самого, может свидетельствовать возвратное местоимение. В русском языке существует только одно такое местоимение, которое даже не имеет именительного падежа – «себя».

Язык всегда стремится к краткости, поэтому возвратное местоимение в сочетании с глаголами сократилось до «ся», а затем превратилось в часть этих глаголов – постфикс, т.е. суффикс, который пишется после окончания. Вот так и возникли возвратные глаголы, опознавательным признаком которых является постфикс «-ся»: «одеть себя» – «одеться», «умыть себя» – «умыться». Глаголы, у которых такого постфикса нет, называются невозвратными.

Не всегда смысловое наполнение возвратного глагола бывает настолько простым. Действие, которое кто-то непосредственно совершает над самим собой, это лишь один пример возвратного глагола – собственно-возвратный.

Глагол такого рода может подразумевать и некое действие, которое предмет совершает не над самим собой, но в своих интересах. Например, если о людях говорят, что они «строятся», это может означать не только «построение самих себя в шеренгу» (собственно-возвратный глагол), но и «строительство дома для себя». В последнем случае глагол будет называться косвенно-возвратным.

Обозначаются возвратными глаголами и совместные действия нескольких предметов: «встретиться», «переговариваться» – это взаимно-возвратные глаголы.

Впрочем, не всегда глагол, имеющий постфикс «-ся», является возвратным. Нельзя причислить к таковым глаголы, имеющие страдательный залог, т.е.

подразумевающие, что действие над предметом совершает кто-то другой: «дом строится», «микробы уничтожаются».

Глагол не может быть возвратным, если он является переходным, т.е. обозначает действие, направленное на другой предмет, хотя в безличной форме такие глаголы могут иметь постфикс «-ся»: «мне хочется купить машину».

Как определить вид глагола

  • Войти на сайт
  • или

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-844686-chto-takoe-vozvratnye-i-nevozvratnye-glagoly-

Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке. Примеры и правописание возвратных глаголов

Возвратные глаголы в русском языке — это глаголы, которые оканчиваются на -ся или -сь. Примеры: обуваться, красоваться, молиться, драться, толпиться, вестись.

Читайте также:  10 советов, как легко выучить русский язык

Возвратные глаголы никогда не бывают переходными — после них не употребляются существительные и местоимения в винительном падеже. Нельзя сказать обуваться ботинки или одеваться себя — это ошибка.

Невозвратные глаголы — это все остальные глаголы, глаголы без постфикса -ся или сь.

Глагол — часть речи, обозначающая действие. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Например: ходить, размышлять, читать, двигаться, любить, испытывать.

Подробнее о глаголах читайте в статье: Что такое глагол. Формы и виды, спряжение глаголов

  • Некоторые глаголы могут иметь и возвратную, и не возвратную форму, употребляться и с постфиксом -ся (сь), и без него: учить — учиться, купать — купаться.
  • Другие глаголы употребляются только в возвратной форме — бояться, надеяться, гордиться, ложиться.
  • Возвратные глаголы могут обозначать:
  • Действие, направленное на самого себя: причесываться, умываться, прихорашиваться.
  • Действие, направленное друг на друга: обниматься, драться, целоваться.
  • Действие «для себя», с своих интересах: убираться, собираться.
  • Соприкосновение: хвататься, сталкиваться, спотыкаться.
  • Свойство, присущее отдельным существам и предметам: колоться, кусаться, бодаться.
  • Эмоции или внутреннее состояние: смеяться, злиться, веселиться.

Как определить: возвратный или невозвратный глагол?

Возвратность или невозвратность — один из постоянных морфологических признаков глагола.

Признак возвратности глагола — постфикс -ся или -сь. Если вы видите его в конце глагола — он возвратный. Например: обидеться, одеться, двигаться.

Все остальные глаголы являются невозвратными. Например: обижать, одевать, двигать.

Постфикс -ся обычно ставится после согласных: разувериться, задуматься, отдышаться, пригляделся, занимаешься.

Постфикс -сь обычно ставится после гласных: стеснялась, стыжусь, прислушайтесь, насмехалась.

Правописание возвратных глаголов: -тся или -ться?

Возвратные глаголы могут оканчиваться на -ться или -тся. Понять, где мягкий знак нужен, а где не нужен, поможет вопрос к глаголу.

  • Если в самом вопросе нет мягкого знака, он не нужен — пишите -тся.

Что делает? Забавляется, ложится, задумывается.

  • Если в вопросе есть мягкий знак — он должен быть и в глаголе — пишите -ться.

Что делать? Стесняться, двигаться, обижаться.

Предложения с возвратными глаголами. Примеры

  1. Мне сегодня нездоровится.
  2. Сила армии зиждется на вере в победу.
  3. Смеркается.
  4. Она захотела развлечься.
  5. Пора браться за дело.

Варкалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве…

Источник: https://www.anews.com/p/110730961-vozvratnye-i-nevozvratnye-glagoly-v-russkom-yazyke-primery-i-pravopisanie-vozvratnyh-glagolov/

Урок "Возвратные и невозвратные глаголы"

Проект урока-исследования в 5 классе по теме «Возвратные и невозвратные глаголы». ( Программа и УМК С.И. Львовой, В.В.Львова)

  • Цели урока: дать общее представление о понятии «Возвратные и невозвратные глаголы»; организовать исследовательскую деятельность школьников при освоении данной учебной темы.
  • Задачи урока:
  • -формировать умение находить и дифференцировать возвратные и невозвратные глаголы в тексте;
  • -учить различать разнообразие оттенков лексического значения возвратных глаголов и правильно употреблять их в речи;
  • -развивать навыки исследовательской работы;
  • -работать над совершенствованием монологической речи;
  • -воспитывать любовь и интерес к слову.
  • Оборудование урока:

-портреты В. Даля, М. Пришвина;

-словарь В. Даля (т.4)

-карточки для индивидуальных заданий;

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Вход в новую тему. (Учитель показывает портрет В. Даля и задаёт вопросы:

-Знаете ли вы этого человека? Что вам о нём известно? Какую память о себе он оставил людям?).

После ответов детей учитель делает обобщение – переходит к изучению нового: В. Даль — писатель, учёный — лексикограф, посвятивший всю свою жизнь слову. Он собирал и исследовал слова родного языка, восхищаясь их красотой и мудростью. Мы тоже сегодня займёмся постижением загадок, скрытых в привычных словах. А тема урока будет проблемой нашего исследования.

3. Оформление записи в тетради.

4. Работа с ключевым словом урока исследовать: учащиеся должны определить часть речи, форму глагола и доказать правильность суждения; подобрать синонимы; найти и объяснить орфограммы.

Вывод-установка учителя: ваши ответы говорят о том, что вы готовы погрузиться в слово, то есть исследовать его свойства.

5. Составление плана исследования. Страница тетради разбивается на три колонки.

  1. Знаю Хочу знать Узнал
  2. В них ребята записывают соответствующую графе информацию.
  3. В нашем случае в графе «Знаю» дети записали:
  4. возвратность-невозвратность—постоянный признак глагола; у возвратных глаголов есть суффикс – ся; суффикс – ся – ещё называют постфиксом.
  5. В графе «Хочу знать»:

Почему эти глаголы называются возвратными? Что они обозначают? Как различить возвратные и невозвратные глаголы?

Графа «Узнал» заполнялась по ходу урока.

6.Работа с учебником. Параграф № 70, стр. 139. Возвратные и невозвратные глаголы (теоретический материал):

Возвратными называются глаголы с возвратным суффиксом -ся (-сь) на конце: наслаждаться, запастись. Глаголы без -ся (-сь) всегда называютсяневозвратными.

Суффикс -ся (-сь) всегда стоит после окончания и сохраняется во всех формах возвратного глагола:

стричься – стригусь – стрижёшься – стригутся – стриглись и т. д.

Задание учащимся: прочтите самостоятельно содержание параграфа и отметьте + вопросы, на которые получили ответ.

(После самостоятельного анализа темы учащиеся рассказывают, что они знают теперь о возвратных и невозвратных глаголах).

7.Первичное закрепление: в тексте упражнения № 902 учащиеся должны найти и выписать по пять возвратных и невозвратных глаголов, а затем добавить по 3-5 своих примеров.

Работа выполняется по вариантам и с последующей проверкой.

Упражнение № 902, стр. 130:

1) А в окно с_ница ломи(тся, ться) хоч_т сала поклевать и мечта_т позн_коми(тся, ться), с кем ей нынче зимовать (В. Берестов). 2) Рожь, как волны, бьё(тся, ться), гнё(тся, ться) с поля прочь куда-то рвё(тся, ться).

Лист оторванный кружи(тся, ться) и уноси(тся, ться) и мчи(тся, ться). (Н. Огарев). 3) И новые друз(?)я ну обнима(тся, ться, ну целова(тся, ться), (не) знают с рад_сти, к кому и приравня(тся, ться). (И. Крылов).

8.Коллективная работа по исследованию значения возвратных глаголов (упражнение № 924).

Задание к упражнению: на основе фотоколлажа составьте предложения с глаголами расчёсывать – расчёсываться, умывать – умываться, одевать – одеваться.

Работа ведётся в парах. Уточняя значение глаголов (расчёсываться-расчёсывать себя, умываться – умывать себя, наряжаться- наряжать себя), дети приходят к выводу, что возвратные глаголы благодаря суффиксу -ся (-сь) приобретают значение действий, обращённых на себя.

Затем ученик, получивший заранее задание, рассказывает о происхождении суффикса -ся (-сь) из краткой формы местоимения себя.( см. Потиха «Исторический комментарий к урокам русского языка»).

9. Продолжение исследования (в рамках домашних самостоятельных исследований): всегда ли наш вывод правомерен? Присмотримся к словам кусается, колется, улыбается, дерётся. На кого направлены эти действия? Понятно, что не на себя. Значит, возвратный суффикс имеет и другие значения.

Послушаем ребят, которые дома провели самостоятельные наблюдения по этой проблеме.

(Выступления учащихся с результатами своих исследований. Задания и результат их выполнения смотри в приложении к уроку).

После прослушивания выступлений одноклассников дети под руководством учителя делают вывод о многозначности возвратного суффикса.

9. Коллективный анализ миниатюры М. Пришвина « Слово-звезда».

Учитель объясняет «секрет» рождения сегодняшнего урока: его содержание подсказано материалом из словаря Даля (показывает т.4 и читает оттуда выдержку, записанную также на створке доски: «Живая подвижность русских глаголов не поддаётся … школьным путам.»).

Учитель акцентирует внимание на том, что труд Даля – путеводная звезда в познании тайны родного слова. У М. Пришвина есть миниатюра «Слово-звезда». Учитель предлагает обратить внимание на портрет писателя и вдуматься в смысл им написанного.

(Сначала подготовленный ученик читает миниатюру наизусть, затем ребята сами вчитываются и вдумываются в её содержание и отвечают на вопрос к упражнению № 923).

Упражнение 923. (Это сочинение-миниатюра).

Слово-звезда

В каждой душе слово ж_вёт, горит, светится, как зв_зда на небе, и, как звезда, пог_сает, когда оно, закончив свой жизненный путь, сл_тит с наших губ.

Тогда сила этого слова, как свет погасшей зв_зды, летит к человеку, на его путях в пр_странстве и времени. Бывает, погасшая зв_зда для людей на земле г_рит ещё тыс_чи лет.

Человека того нет, а слово остаётся и л_тит из пок_ления в пок_ление, как свет угасшей звезды во Вс_ленной. (М. Пришвин).

10.Подведение итогов урока: узнали ли вы на уроке то, что хотели? Выполнили ли вы свой план исследования?

Выставление оценок за работу на уроке.

11.Домашнее задание на выбор:

-упражнение № 923 (1. Учащиеся списывают текст, вставляют пропущенные буквы. Проводят морфологический разбор возвратных глаголов. 2). Письменно объясняют, как они понимают смысл названия этой миниатюры).

-упражнение № 925 – исследование по теме «Почему в одних словах пишется -ся, а в других — сь ?».

Упражнение № 925. Образуйте словосочетания со значением «действие – предмет», используя вопросы в скобках. Определите падеж имён существительных, переходность/непереходность глаголов.

Обидеть (кого?), обидеться (на кого); признать (что?), признаться (в чём?); решить (что?), решиться (на что?); бросать (кого? что?), бросаться (на кого?).

  • Приложения к уроку.
  • Результаты исследований значений возвратного суффикса.
  • Работа Чистяковой Риты:

Я сравнила значение словосочетаний: ссыпаю крупу- крупа сыплется, лью воду- вода льётся, разбил чашку- чашка разбилась—и поняла, что глаголы в первом случае обозначают действия, которые кто-то совершает, а во втором случае эти действия происходят сами по себе. Новое значение появляется вместе с суффиксом -ся .

Работа Фуражниковой Кристины.

Я наблюдала за глаголами, входящими в словосочетания: железо куётся, хлеб молотится, одежда шьётся, суп варится, свитер вяжется – и увидела, что общее значение этих глаголов в том, что они обозначают действия, которые кто-то производит. Например, железо куётся кузнецом, одежда шьётся мамой, суп варится хозяйкой, свитер вяжется бабушкой. Это значение придаёт глаголам суффикс -ся.

Работа Константиновой Лены.

Я исследовала глаголы бороться, целоваться, обниматься, подружиться и узнала, что они особые. Один человек не может совершать эти действия, а несколько могут. Значит, эти глаголы обозначают такие действия, которые совершаются несколькими лицами. Я думаю, это значение в слово вносит

суффикс -ся.

Работа Гришиной Лены.

Мы все знаем, что -ся – это суффикс, значит, он должен вносить в слово новый оттенок значения. Но всегда ли это так? После своих наблюдений я убедилась, что не всегда.

Например, молит и молится, бранит и бранится. В этих словах суффикс не меняет значение слова.

А в других — меняет. Сравним: рву и рвется, пишу и пишется. С прибавлением возвратного суффикса появляется значение « действие происходит само по себе».

Иногда это значение может измениться полностью. Например, плакать — это лить слёзы, а плакаться-жаловаться. Или сбывать — это продавать товар, а сбываться могут мечты.

  1. Дидактическое сопровождение урока
  2. Прочитай и сравни словосочетания
  3. ссыпаю крупу — крупа сыплется
  4. лью воду — вода льётся
  5. разбил чашку – чашка разбилась
  6. Подумай и ответь на вопросы:
  7. чем отличаются действия, обозначенные глаголами первого
  8. столбика от действий, выраженных глаголами второго столбика?
  9. благодаря какой морфеме появляется это значение?
  10. -можно ли подобрать ещё подобные примеры?
  11. Прочитай словосочетания, ответь на вопросы и сделай вывод.
  12. — Что общего в значениях глаголов, входящих в данные словосочетания?
  13. — Какая морфема вносит в слова это значение?
  14. железо куются, хлеб молотится, одежда шьётся ,суп варится, свитер вяжется
  15. Прочитай глаголы определи, в чём особенность действий, которые они обозначают?
Читайте также:  Заимствованные слова в русском языке. примеры слов и их значение

Какая морфема вносит в слова это значение? Докажи свою точку зрения.

бороться, целоваться, обниматься, подружиться

СЯ – это суффикс, значит, он должен вносить в слово новый оттенок значения. Всегда ли это так? Сравни пары глаголов и сделай вывод.

  • молит – молится, бранит – бранится
  • рву – рвётся, пишу – пишется
  • плакать – плакаться , сбывать – сбываться

Источник: https://infourok.ru/urok-vozvratnie-i-nevozvratnie-glagoli-1450265.html

Что такое возвратные и невозвратные глаголы. Возвратный глагол

Школьникам и студентам-лингвистам нужно уметь правильно определять возвратность глаголов. Это требуется для выполнения морфологического разбора, грамотного изложения мыслей.

Существует ряд нюансов, которые следует учитывать при определении возвратности глагола. Недостаточно просто запомнить, что возвратный глагол оканчивается на –ся или –сь: подобный способ анализа является причиной регулярных ошибок.

Важно понять своеобразие данной морфологической категории глагола.

Возвратность как категория глагола
Чтобы правильно определить возвратность глагола, надо точно знать особенности исследуемой категории.

Возвратные глаголы – это специфический вид непереходных глаголов. Они обозначают действие, направленное субъектом на себя, имеют постфикс –ся. Постфикс –ся является частью слова, отражающей исторические изменения русского языка. В старославянском языке постфикс обозначал слово «себя», выполняя функции местоимения.

Обязательно нужно знать, что возвратность глагола напрямую связана с морфологической категорией переходности. Для начала выясняют, является ли глагол переходным. Нужно запомнить: определение возвратности глагола занимает время и должно базироваться на анализе слова. Наличие постфикса –ся не гарантирует, что перед вами находится возвратный глагол.

Алгоритм определения возвратности глагола
Возвратность глагола желательно определять по конкретной схеме, тогда вероятность ошибок заметно снизится. Вам понадобится владеть основными терминами, используемыми в курсе русского языка.

  1. Сначала определите категорию переходности глагола. Вспомните признаки переходности и непереходности глагола:
    • Переходный глагол обозначает действие, направленное на себя (субъект). Он свободно сочетается с существительным, которое находится в винительном падеже, без предлога. Например, делать(что?) задание. Делать– переходный глагол, поскольку он сочетается с существительным без предлога, а существительное находится в винительном падеже. Для определения переходности просто смоделируйте словосочетание, где есть зависимое от анализируемого глагола существительное в винительном падеже.
    • Непереходные глаголы обозначают действия, не переходящие на объект. Существительные не могут сочетаться с такими глаголами в винительном падеже без предлога.
  2. Если глагол переходный – он не является возвратным. Категория возвратности для него на данном этапе уже определена.
  3. Если глагол непереходный, нужно продолжить его анализ.
  4. Обратите внимание на постфикс. Постфикс –ся – обязательный признак возвратного глагола.
  5. Все возвратные глаголы разделяются на 5 видов.
    • Общевозвратные глаголы нужны для выражения изменений эмоционального состояния субъекта, его физических действий. Например, радоваться, торопиться.
    • Глаголы из группы собственно-возвратных обозначают действие, направленное на субъект. Таким образом, одно лицо становится объектом и субъектом. Например, наряжаться– наряжать самого себя.
    • Взаимно-возвратные глаголы обозначают действия, производимые между несколькими субъектами. Каждый субъект одновременно является объектом действия, то есть происходит перенос действия друг на друга. Например, встречаться – встречать друг друга.
    • Глаголы из группы безобъектно-возвратных обозначают действия, которые присущи субъекту постоянно. Например, металл плавится.
    • Косвенно-возвратные глаголы подразумевают действия, совершаемые субъектом в собственных интересах, для себя. Например, запасаться вещами.

    Попробуйте определить, к какому типу относится глагол. Возвратный глагол обязательно должен входить в одну из групп.

  6. Обратите внимание: не всегда постфикс –ся – признак возвратного глагола. Проверьте, не относится ли глагол к одной из групп:
    • Переходные глаголы, отражающие интенсивность действия. Например, стучаться. Постфикс усиливает интенсивность.
    • Глаголы с безличным значением. Например, не спится.

Если глагол вошёл в одну из групп, он не является возвратным.

Если глагол не подошёл ни к одному типу из пункта 6, но явно принадлежит к одной из групп пункта 5 – он обладает категорией возвратности.

Возвратными глаголами
называются глаголы, которые имеют постфикс
ся (–сь): вернуться, присниться, снестись, завестись
.
Остальные глаголы называются невозвратными
: смотреть, читать, кушать, бегать.

  • Переходные и непереходные глаголы.
  • Переходные глаголы – это глаголы, указывающие на действие, которое переходит на другой предмет или лицо. Этот предмет или лицо может быть выражено:
  • Именем существительным в родительном падеже без предлога: отрезать колбасы, выпить компота.
  • Именем существительным (или местоимением) в винительном падеже с беспредложной связью: читатькнигу, видеть солнце, считать овец.
  • Именем существительным или местоимением в родительном падеже с отрицанием, но также без предлога: не иметь права.
  • Остальные глаголы считаются непереходными: лежатьна кровати, смотреть в темноту, загорать под солнцем.
  • Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Глаголы совершенного вида
указывают на завершенность, результативность, конечность действия или его начало и отвечают на вопрос «что сделать?»: прибежать, убежать, запеть, спеть, прискакать, ускакать
.

Глаголы совершенного вида имеют две формы времени: прошедшее
(что сделали? — прискакали
) и будущее простое
(что сделают? – прискачут
).

Глаголы совершенного вида
не имеют формы настоящего времени
.

Глаголы несовершенного вида
указывают на протекание действия, но не указывают на его завершенность, результат, начало или конец и отвечают на вопрос «что делать?»: бежать, скакать, петь
. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времён
:

Прошедшее
(что делали? – смотрели, слушали
);

Настоящее
(что делают? – смотрят, слушают
);

Будущее сложное
(что будут делать? – будут читать, будут смотреть
).

  1. Синтаксическая роль глагола.
  2. Глагол в предложении чаще всего выполняет роль сказуемого
    . Но инфинитив глагола
    может выступать в роли разных членов предложения:
  3. Подлежащее: Жить
    – значит, дышать;

Составное сказуемое: Я собираюсь поступать
на филологический факультет;
Определение: У меня появилось острое желание выйти
на воздух;
Дополнение: Мать попросила меня подойти
ближе.
Обстоятельство цели: Бабушка присела передохнуть
.

Дайте определение приложения.

Приложение
— это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, например: Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана.

Приложения могут обозначать различные качества предмета, указывать на возраст, национальность, профессию и другие признаки, например: Бабушка-старушка из окна глядит.

В случае, если рядом с приложением — нарицательным существительным стоит определяемое слово, тоже являющееся нарицательным существительным, их обычно объединяют дефисом: ковёр-самолёт, монах-аскет.

Когда за нарицательным существительным следует имя собственное, дефис не ставится (боксёр Иванов), но существуют сочетания, при которых нарицательное идёт за именем собственным, тогда между ними стоит дефис: Волга-матушка, Москва-река, Иван-дурак, Соловей-разбойник.

Приложение, как правило, согласовано по падежу с определяемым словом. Существуют исключения, при которых приложение может быть поставлено в падеж, отличный от определяемого слова: это названия — имена собственные и прозвища.

Если приложение, стоящее перед главным словом, можно заменить однокоренным прилагательным, то дефис после приложения не ставится.

Например: «старик сторож» (приложение — старик, главное слово сторож, старик можно заменить на «старый» — старый сторож), и сторож-старик (дефис ставится, потому что приложение и главное слово нарицательные). Примеры типичных приложений (выделены курсивом): Володя, отличник, первым поднял руку. Иван-пастух гнал коров по полю.

Примеры исключений:

Названия — имена собственные, как правило, выделяемые кавычками. Здесь используется именительный падеж независимо от формы определяемого слова.

Названия органов печати, литературных произведений. В газете «Коммерсант». В романе «Молодая гвардия».

Названия предприятий. На заводе «Красное Сормово». Захват предприятия «ЮКОС».

Прозвища. Обвинение предъявлено Мише Два Процента. У Всеволода Большое Гнездо было восемь сыновей.

Не ставится дефис после слов, являющихся общепринятыми обращениями: Гражданин фининспектор! Простите за беспокойство.

В нашем языке существует огромное число слов, которые, в свою очередь, состоят из морфем. Каждый из таких кирпичиков несет в себе особую информацию
, о которой мы порой даже не задумываемся.

Эта статья позволит вам расшифровать некоторые лингвистические коды путем анализа таких маленьких частей слова, как постфиксы.

Правило, главными элементами которого будут эти морфемы, позволить определить, возвратный или невозвратный перед нами .

Источник: https://parki48.ru/chto-takoe-vozvratnye-i-nevozvratnye-glagoly-vozvratnyi.html

Как определить возвратный или невозвратный тип глагола: изучаем на примере предложений

В нашем языке существует огромное число слов, которые, в свою очередь, состоят из морфем. Каждый из таких кирпичиков несет в себе особую информацию, о которой мы порой даже не задумываемся.

Эта статья позволит вам расшифровать некоторые лингвистические коды путем анализа таких маленьких частей слова, как постфиксы.

Правило, главными элементами которого будут эти морфемы, позволить определить, возвратный или невозвратный перед нами глагол.

Что такое глагол

Глаголом в русском языке называется одна из знаменательных частей речи, обозначающая действие или состояние предмета.

Глагол может изменяться по временам, лицам и числам, то есть спрягаться.

Также у глаголов можно определить возвратность, переходность, залог, наклонение, род (в прошедшем времени). В предложении глагол связан с подлежащим и выступает в роли сказуемого.

Из чего состоят глаголы

Разберемся, что такое значимые части глаголов? Все просто, это все составляющие его морфемы.

Одними из таких важных частичек любого глагола будут суффиксы: СЯ, СЬ, ТЬ, ЧЬ, Л; а также основы: инфинитива, настоящего времени.

(ПлескатьСЯ – маятьСЯ, СадилиСЬ – толпилиСЬ, ПиТЬ – плакаТЬ, ЛеЧЬ – перетеЧЬ, ПодудеЛ – полизаЛ; говорить – говори, плевать – плева- – основа инфинитива; несут – нес, рисуют – рисуj – основа настоящего времени).

Исходя из этого, следует разобраться, что такое возвратные глаголы. Это те, в составе которых есть постфикс СЯ. Отсутствие данной морфемы говорит о невозвратности.

Важно! Определить возвратный или невозвратный глагол легко, достаточно разобрать его по составу и проследить наличие указанного выше элемента. Это правило позволяет отличить данную особенность этой части речи.

Как определить на практике возвратность и невозвратность

Даны два слова: бежать и прогуляться. Производим разбор по составу. 1-й гл.: беж- – корень; -ать – окончание, суффиксов СЬ и СЯ в наличии нет. 2-й гл.

: про- – приставка; гул-корень; -ять – окончание; -ся – постфикс ( который и говорит о возвратности).

Также все невозвратные являются как переходными, так и непереходными, а их «собратья» – только непереходными.

Вывод: 1-й – невозвратный, 2-й – возвратный.

Все возвратные суффиксы имеют определенные оттенки значений:

  1. Умываться, бриться, одеться, подтереться, любоваться,стыдиться – действие обращено к самому себе.
  2. Драться, обзываться, обниматься – выполняют несколько субъектов относительно друг друга.
  3. Расстроиться, радоваться, дуться, смеяться – психоэмоциональное состояние.
  4. Крапива жалится, кошка царапается, цветок распускается – постоянное действие.
  5. Прибраться, разжиться – действия, сделанные в свою пользу.
  6. Дверь распахнулась, вода пролилась – событие, происходящее само.

Чаще всего возвратный глагол – производный от невозвратного ( умыть – умыться).

Важно! Необходимо отличать от возвратных глаголов глагольные формы со страдательным (Обои выбираются покупателем. Двери закрываются ключом.) и безличным значением (Смеркается. Хмурится. Распогодится.).

Особенности употребления ключевой морфемы:

  • СЯ— прибавляется к основе глагола, которая оканчивается на согласный (помылся, чесался, загорелся, понадеялся, объелся, обделался, спился, прибился, принарядился );
  • СЬ— присоединяется к основе, оканчивающейся на гласный (расплелась, поперлась, зачесалось, примелькалось, улетучилась, накрасилась, подбодрился, оперились, замешкались).

Варианты употребления внутри художественного текста

Давайте рассмотрим предложения с возвратными глаголами на конкретных примерах.

Вечереет (невозврат.). Колосится (возврат.) камыш на пруду, утки завели перекличку, предчувствуя сумерки. Речная гладь ложится (возврат.) ровным стеклянным пологом на все зримое пространство, вплотную подбирается (возврат.) к берегам.

Неспешно к деревянному мостку причаливает (невозврат.) небольшая лодочка, стукается (возврат.) еле слышно о его нос, едва-едва выступающий из воды.

Хрипло начинает (невозврат.) кричать (невозврат.) на дальнем болоте выпь, словно ему сегодня нездоровится (безличная форма). Уже заалела (невозврат.) на небосклоне кровавая полоска уходящего солнца, которое вот-вот скроется (возврат.) от людского мира и будет всю ночь нежиться (возврат.) в прохладе курчавых облаков.

Меж сучьев, корней, колыхающихся травинок просачивается (возврат.) туман, обволакивая все и вся, к чему прикоснется (возврат.) его пугливая рука, пеленой прохлады и чарующей дымной неги.

Табун лошадей угоняется (страдательная форма) с пастбищ до наступления рассвета. В спутанных гривах вольных животных доживают (невозврат.) последние секунды своей жизни колокольчики и ромашки, ненароком очутившиеся (возврат.) под их копытами.

Последний крик петуха обрывает (невозврат.) царствование прошедшего дня, и на небе загорается (возврат.) первая звезда, мерещатся крики совы, стрекотание кузнечиков и тихое мурлыкание кота, который спит (невозврат.) у печи. А с приходом первых солнечных бликов в этот мир все охватывает (невозврат.) трепет, в каждом живом существе загорается (возврат.) непреодолимое желание жизни.

И присутствует (невозврат.) во всей это кутерьме особая прелесть, что ты тоже непосредственный участник всего этого действа.

Определение глагола.  Возвратные/невозвратные глаголы. Грамматическое значение глагола

Уроки русского Возвратная форма глагола

Вывод

Нередко, владея теорией, человек не может легко применять ее в практических целях. Теперь вы знаете, как определить возвратность и невозвратность глаголов.

Именно для этого в статье дается ряд примеров как одиночных слов, так и целых синтаксических конструкций, связанных с темой изучения «Возвратный и невозвратный глагол».

Предложения с возвратными глаголами, вынесенные отдельным блоком, могут стать отличным вариантом практического задания одной из тематических работ как в высшей школе, так и в средней.

Это интересно! Как определить переходные и непереходные глаголы в русском языке

Источник: https://uchim.guru/russkij-yazyk/kak-opredelit-vozvratnyj-ili-nevozvratnyj-glagol.html

Возвратные и невозвратные глаголы — Русский язык. Возвратные. невозвратные. формы глагола и совершенные. и несовершенные. — 2 ответа



Автор Марина Ермолаева задал вопрос в разделе Школы

Русский язык. Возвратные. невозвратные. формы глагола и совершенные. и несовершенные. и получил лучший ответ

Ответ от Надейка[гуру]К возвратным глаголам относятся глаголы с постфиксом -ся, -сь. Все возвратные глаголы являются непереходными. Они образуются как от переходных глаголов (различать — различаться, радовать — радоваться, одевать — одеваться) , так и от непереходных (стучать — стучаться, чернеть — чернеться) .

От обычных словообразовательных суффиксов -ся отличается тем, что он присоединяется к глагольным формам после окончаний (стучится, стучавшийся) . Суффикс -ся прибавляется после согласных, а -сь — после гласных (учился — училась) ; в формах причастий и после гласных прибавляется -ся, а не -сь: различающийся — различающиеся.

Присоединяясь к переходным глаголам, суффикс -ся превращает их в непереходные: одевает кого? /что? — одевается. Присоединяясь к непереходным глаголам, -ся усиливает значение непереходности: белеет — белеется.Суффикс -ся служит также для образования безличных форм от личных глаголов: Я не сплю — Мне не спится, Я хочу — Мне хочется.

Среди глаголов с суффиксом -ся есть и такие, которые не имеют параллельных форм без этого суффикса: смеяться, надеяться, кланяться, бороться и др.============================================Глаголы в русском языке относятся к одному из двух видов: к несовершенному или к совершенному.

Вид — глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, результату. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой форме.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, ограниченное в своей длительности, имеющее внутренний предел, законченность.

Глаголы совершенного вида могут обозначать действие, которое закончилось (или закончится) , достигнув результата (выучить, нарисовать) , действие, которое началось (или начнётся) , причём само это начало действия понимается как его граница, предел (заиграть, запеть) , однократное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть — глаголы с суффиксом -ну) .

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие без указанияна его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся (учить, рисовать, играть, кричать) .Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют видовые пары.

Видовую пару составляют глагол несовершенного вида и глагол совершенного вида, имеющие одинаковое лексическое значение и различающиеся только значением вида: читать — прочитать, писать — написать, строить — построить.Некоторые глаголы являются одновидовыми.

Они не образуют видовой пары и бывают или только совершенного вида (очутиться, ринуться, поспать, раскричаться и др.) , или только несовершенного вида {преобладать, присутствовать, сидеть, находиться) .Существуют и двувидовые глаголы, которые совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида. Их вид устанавливается из контекста: женить, казнить, ранить, велеть, а также глаголы с суффиксами -ова (тъ) , -ирова (ть) : воздействовать, использовать, автоматизировать, асфальтировать, телеграфировать и т. п. Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают? ) (А. Пушкин) ; Не прикажете ли, я велю (что сделаю? ) подать коврик? (Н. Гоголь).

Источник:

Ответ от 2 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Русский язык. Возвратные. невозвратные. формы глагола и совершенные. и несовершенные.

Ответ от Ўлия Титова[новичек]Совершенный отвечают на вопросы что сделать, а несовершенный что делать)) А вот про возвратные и невозвратные я ничего не помню)Ответ от Анна[гуру]Возвратные глаголы имеют суффикс -ся (-сь) : учился, учиться, училась и т. д.

Невозвратные — все остальные.Совершенные глаголы отвечают на вопрос что сделать? (выучит, написать)

Несовершенные — что делать? (учить, писать)

Ответ от Katrin[новичек]несовершенный вид — что делать? , а совершенный вид — что сделать? Глаголы, у которых есть суффикс -ся (-сь) , называются возвратными, а невозвратные все остальные.Ответ от Kiron03 kiron[новичек]Возвратность / невозвратность

Возвратными называются глаголы со словообразующим суффиксом -ся: учиться, смеяться. Подробнее смотрите на

Ответ от Ёаша Вебер[новичек]Возвратные имеют постфикс «ся» «сь»учиться, резвиться и т. д.Невозвратные, собственно, не имеют постфиксаучить, тупить, убить)—————————————-Совершенные глаголы отвечают на вопросы инфинитива «что Сделать»

Несовершенные не имеют букву С в вопросе «что делать»

Ответ от Варвара и Александр Полянцевы[новичек]спасибо вам огромноеОтвет от хумай гаджиева[новичек]паоаОтвет от светлана петропавловская[новичек]спасибо вамОтвет от Елена Давыдова[активный]правельноОтвет от Anna M.[новичек]спсОтвет от Евгений Пылёв[новичек]спасибоОтвет от Ўлия Богатырь[новичек]ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааОтвет от Марина Кузькина[активный]рлолоолллрлрлорролрролролллролллллллллллллллллллллллллллллллллррррррррррррррррррррррррррррррррррррроллооооооооооооооооооооооооооолооооооооооорррррррррррррррррррроооооооооооооллорджбтлоиоррнеекеываысапмторрлдодлдОтвет от Екатерина Александровна[новичек]не совсем но сайдётОтвет от 2 ответа[гуру] Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:Возвратные глаголы в русском языке на ВикипедииПосмотрите статью на википедии про Возвратные глаголы в русском языке

Источник: https://2oa.ru/vozvratnye-i-nevozvratnye-glagoly/

Возвратные и невозвратные глаголы

Возвратными глаголами называются глаголы, которые имеют постфикс –ся (–сь): вернуться, присниться, снестись, завестись.Остальные глаголы называются невозвратными: смотреть, читать, кушать, бегать.

  • Переходные и непереходные глаголы.
  • Переходные глаголы – это глаголы, указывающие на действие, которое переходит на другой предмет или лицо. Этот предмет или лицо может быть выражено:
  • Именем существительным в родительном падеже без предлога: отрезать колбасы, выпить компота.
  • Именем существительным (или местоимением) в винительном падеже с беспредложной связью: читатькнигу, видеть солнце, считать овец.
  • Именем существительным или местоимением в родительном падеже с отрицанием, но также без предлога: не иметь права.
  • Остальные глаголы считаются непереходными: лежатьна кровати, смотреть в темноту, загорать под солнцем.
  • Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Глаголы совершенного вида указывают на завершенность, результативность, конечность действия или его начало и отвечают на вопрос «что сделать?»: прибежать, убежать, запеть, спеть, прискакать, ускакать.

Глаголы совершенного вида имеют две формы времени: прошедшее (что сделали? — прискакали) и будущее простое (что сделают? – прискачут).

Глаголы совершенного видане имеют формы настоящего времени.

Глаголы несовершенного вида указывают на протекание действия, но не указывают на его завершенность, результат, начало или конец и отвечают на вопрос «что делать?»: бежать, скакать, петь. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времён:

Прошедшее (что делали? – смотрели, слушали);

Настоящее (что делают? – смотрят, слушают);

Будущее сложное (что будут делать? – будут читать, будут смотреть).

  1. Синтаксическая роль глагола.
  2. Глагол в предложении чаще всего выполняет роль сказуемого. Но инфинитив глагола может выступать в роли разных членов предложения:
  3. Подлежащее: Жить – значит, дышать;

Составное сказуемое: Я собираюсь поступать на филологический факультет; Определение: У меня появилось острое желание выйти на воздух; Дополнение: Мать попросила меня подойти ближе. Обстоятельство цели: Бабушка присела передохнуть.

Дайте определение приложения.

Приложение — это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, например: Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана.

Приложения могут обозначать различные качества предмета, указывать на возраст, национальность, профессию и другие признаки, например: Бабушка-старушка из окна глядит.

В случае, если рядом с приложением — нарицательным существительным стоит определяемое слово, тоже являющееся нарицательным существительным, их обычно объединяют дефисом: ковёр-самолёт, монах-аскет.

Когда за нарицательным существительным следует имя собственное, дефис не ставится (боксёр Иванов), но существуют сочетания, при которых нарицательное идёт за именем собственным, тогда между ними стоит дефис: Волга-матушка, Москва-река, Иван-дурак, Соловей-разбойник.

Приложение, как правило, согласовано по падежу с определяемым словом. Существуют исключения, при которых приложение может быть поставлено в падеж, отличный от определяемого слова: это названия — имена собственные и прозвища.

Если приложение, стоящее перед главным словом, можно заменить однокоренным прилагательным, то дефис после приложения не ставится.

Например: «старик сторож» (приложение — старик, главное слово сторож, старик можно заменить на «старый» — старый сторож), и сторож-старик (дефис ставится, потому что приложение и главное слово нарицательные). Примеры типичных приложений (выделены курсивом): Володя, отличник, первым поднял руку. Иван-пастух гнал коров по полю.

Примеры исключений:

Названия — имена собственные, как правило, выделяемые кавычками. Здесь используется именительный падеж независимо от формы определяемого слова.

Названия органов печати, литературных произведений. В газете «Коммерсант». В романе «Молодая гвардия».

Названия предприятий. На заводе «Красное Сормово». Захват предприятия «ЮКОС».

Прозвища. Обвинение предъявлено Мише Два Процента. У Всеволода Большое Гнездо было восемь сыновей.

Не ставится дефис после слов, являющихся общепринятыми обращениями: Гражданин фининспектор! Простите за беспокойство.

Билет №18

Источник: https://cyberpedia.su/16x1f6d.html

Ссылка на основную публикацию