Начальная форма глагола — это… как определить начальную форму глагола?

Вы уже имеете представление о том, что такое глагол. Глагол – это, прежде всего, действие, динамика. А действие длится во времени, оно имеет начало и конец. И те слова, которыми мы эти действия выражаем, должны иметь некоторые свойства, позволяющие выполнять свои функции.

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?что сделать?

Значение действия глагол выражает через категории вида, наклонения, времени (в изъявительном наклонении), лица (в настоящем и будущем времени и в повелительном наклонении), числа, а в прошедшем времени и в условном наклонении – и в форме рода.

В предложении глагол чаще всего является сказуемым, но так происходит не всегда. Об этом вы узнаете немножко позже.

Категория глагола существует во всех языках, но в каждом языке глагол ведёт себя и изменяется по-разному и изменяется. Например, есть языки, в которых нет категории времени. Но надо сказать, что и русский глагол ведёт себя достаточно интересно.

Например, если мы попробуем употребить глагол в прошедшем времени, не употребляя рода (не показывая, к какому роду этот глагол относится), то это будет сложно. Только во множественном числе, в единственном не получится. Например, если вы скажете ходил, то сразу понятно, что он ходил.

Вариантов в прошедшем времени не показать, к какому роду относится глагол, у вас не будет. Если вы возьмёте глагол в настоящем времени, будет другая картина.

Глагол в прошедшем времени

он ходил (рис. 1) (м. р.)

она ходила (ж. р.)

оно ходило (ср. р.)

  • Глагол в настоящем времени
  • ты ходишь (2 л.)
  • ходит (3 л.)

Начальная форма глагола - это... Как определить начальную форму глагола?

Рис. 1. Идущий мальчик (Источник)

В глаголе настоящего времени обязательно надо указывать лицо, отношение говорящего к действию, если действие совершаю я – я делаю, если ты – ты делаешь.

Категория глагола есть во всех языках, но не во всех языках глаголы ведут себя одинаково. Например, в русском глаголе всё очевидно – есть время (настоящее, будущее, прошедшее). А вот в арабском языке времени нет, т.

е. мы по форме глагола время определить не сможем. Для этого нужно использовать слова другой части речи, например сегодня, сейчас и т. д. Более подробная информация находится по ссылке в дополнительных материалах.

Но есть у глагола и самая малоинформативная форма. По ней нельзя определить ни рода, ни числа, ни лица, ни времени, ни наклонения.

Эта форма называется неопределенной формой глагола, она является словарной для глагола и начальной формой в морфологическом разборе.

По неопределённой форме глагола мы можем определить только постоянные признаки: вид, переходность, спряжение (не всегда).

Неопределённая форма глагола (инфинитив) – это такая форма глагола, по которой мы можем определить только постоянные признаки (возвратность, вид, переходность).

Например:

перейти дорогу (рис. 2) – переходный глагол, он управляет существительным в винительном падеже, без предлога. Мы определили это по неопределённой форме.

Начальная форма глагола - это... Как определить начальную форму глагола?

Рис. 2. Дети переходят дорогу (Источник) Идти – глагол непереходный, это тоже понятно по неопределённой форме.

Учиться – глагол возвратный, потому что имеет суффикс -ся.

Учить – невозвратный глагол (рис. 3).

Начальная форма глагола - это... Как определить начальную форму глагола?

Рис. 3. Мальчик учит уроки (Источник)

Вести (что делать?) – несовершенный вид.

Отвести (что сделать?) – совершенный вид.

  1. Но ни у одного из этих глаголов мы не сможем определить ни время, ни лицо, ни число.
  2. Неопределённая форма глагола обычно образуется с помощью суффиксов —ти и —ть. Например:
  3. петь – суффикс –ть (рис. 4)

Начальная форма глагола - это... Как определить начальную форму глагола?

Рис. 4. Дети поют (Источник) 

грести – суффикс -ти

умываться – суффикс -ть, который стоит перед -ся

Но иногда инфинитив заканчивается на -чь, которое возникло из сочетания —к или с -ти. Глагол стричь образовался так: было стригу + ти – стригти (существовало долгое время). Вот ещё пример: пеку + ти – пекти, а из слова пекти возникло печь.

Суффиксы -ти, -ть и -чь в некоторых учебниках и в некоторых теориях обычно выделяются как окончание.

В общем, это логично, потому что они образуют форму слова и не входят в основу.

Но мы же знаем, что инфинитив – это неизменяемая форма глагола, что существует в русском языке формообразующий суффикс, который тоже не входит в основу, например суффикс .

  • Формообразующие суффиксы -ть и -л-
  • читать (суффикс -ть) – читала (суффикс -л-)
  • печься (суффикс -чь-)  – пеклась (суффикс -л-)
  • стараться (суффикс -ть) – старались (суффикс -л-)

Инфинитив – это словарная форма. Т. е. если вам нужно найти в словаре слова бежал, иду, глядит, вы их не найдёте в такой форме. Вам придется ставить их в неопределённую форму:

  1. бежать
  2. идти
  3. глядеть
  4. Поэтому иностранцам тоже необходимо уметь ставить глагол в неопределённую форму, чтобы узнать его перевод.
  5. Посмотрим, как нам это помогает справиться с правилом спряжения глагола. Нам нужно узнать, как пишется глагол:
  6. продолжа…т
  7. Для этого ставим его в начальную форму:
  8.  продолжить
  9. Смотрим: перед суффиксом -ть пишется -и-, значит, глагол в II спряжении ив окончании пишем и – продолжаит.

Но на самом деле это не так. Ошибка вышла, потому что мы изначально поставили глагол в неправильную начальную форму. Нужно очень хорошо запомнить, что вид глагола – это постоянный признак. И если в личной форме у нас несовершенный вид (что делает?), то и в неопределённой форме тоже должен быть несовершенный вид:

продолжать(что делать?).

А от неопределённой формы продолжить (что сделать?) совершенного вида тоже образуется личная форма совершенного вида – продолжит (что сделает?).

Трудность может быть связана не только с видом глагола, но ещё и с его значением. Например, возьмём глагол бегу и поставим его в неопределённую форму – бежать (а не бегать). Хоть и оба эти глагола несовершенного вида (что делать?), но значения у них отличаются. Бежать – это единичное действие, а бегать – повторяющееся (личная форма от него будет – бегает). То же самое со словами:

одобрим – одобрить, а не одобрять. От слова одобрять мы образуем форму одобряем.

захаживает – захаживать, а не заходить, от которого личная форма – заходит.

Нужно следить за тем, чтобы сохранялись суффикс основы и значение глагола.

В дополнительных материалах есть задания. Обязательно потренируйтесь, получится ли у вас поставить глагол в неопределённую форму правильно.

Это первая трудность, которая у нас возникает с неопределенной формой глагола. Вторая трудность заключается в том, что, даже если вы правильно поставили глагол в неопределённую форму, необходимо ещё знать, как она пишется. Рассмотрите список глаголов для запоминания:

глаголы на -ять:сеять, реять, баять, таять, веять, лелеять, каяться, затеять, лаять, маяться, блеять, хаять, чуять, чаять, надеяться, кланяться, кашлять.

глагол на -ить:клеить.

С появлением электронных словарей трудностей у иностранцев стало гораздо меньше. Электронные словари распознают форму глагола и сразу определяют его значение. Но нужно знать, что в основе всех электронных словарей лежит ручная работа одного человека – Андрея Анатольевича Зализняка (рис. 5). Он составил «Грамматический словарь русского языка».

Начальная форма глагола - это... Как определить начальную форму глагола?

Рис. 5. А.А. Зализняк (Источник) 

Вы только представьте себе, какую огромную работу он проделал. Собрал все формы всех слов русского языка. Потом классифицировал их по способам словоизменения и создал словарь настолько точный и правильный, что его можно использовать в программировании.

Как раз электронная версия этого словаря легла в основу большинства современных компьютерных программ, работающих с русской морфологией, системы проверки орфографии (то, что в Word подчёркивается красным) и машинного перевода, автоматического реферирования.

О синтаксической роли инфинитива нужно говорить отдельно, потому что она действительно необычна. Инфинитив ведёт себя в предложении совершенно удивительно. Он ведёт себя так, как ведут обычные имена существительные и имена прилагательные, т. е. выступает в совершенно необычной для глагола роли.

Инфинитив достаточно часто выступает в роли подлежащего (что совершенно необычно для глагола).

Начальная форма глагола - это... Как определить начальную форму глагола?

Или в роли дополнения:

Начальная форма глагола - это... Как определить начальную форму глагола?

Попросил (о чём?) отдать– дополнение. Даже вопрос ставим падежный, что для глагола совсем не естественно.

Или в роли обстоятельства:

Начальная форма глагола - это... Как определить начальную форму глагола?

Пришли (зачем?) обсудить – обстоятельство цели.

Определением инфинитив тоже может быть:

Начальная форма глагола - это... Как определить начальную форму глагола?

Желание (какое?) высказать.

  • Сказуемым инфинитив тоже может быть:
  • Начальная форма глагола - это... Как определить начальную форму глагола?
  • Предупредить – это сказуемое.

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?.

  1. Значение действия и процесса у русского глагола выражается в категориях вида, наклонения, времени (в изъявительном наклонении), лица (в настоящем и будущем времени и в повелительном наклонении), числа, а в прошедшем времени и в условном наклонении – и в форме рода.
  2. Кроме того, глагол обладает такими свойствами, как возвратность и переходность.
  3. В предложении для глагола характерна, прежде всего, роль сказуемого, но он может выполнять также и другие синтаксические функции (подлежащего, дополнения, определения и обстоятельства).
  4. Список литературы
  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 13-е изд. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 34-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой – 19-е изд. – М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. – 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Postnauka.ru (Источник).
  2. Postnauka.ru (Источник).
  3. Википедия (Источник).
Читайте также:  Как отличить именительный падеж от винительного падежа неодушевленного существительного?

Домашнее задание

  • Дайте определения таким терминам, как глагол и неопределённая форма глагола.
  • Прочитайте слова и определите их начальную форму:

Ходила, думал, играли, извлекал, мылась, приготовила.

  • Выучите семнадцать глаголов на -ять и один на -ить и запомните их правописание.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/7-klass/glagol/ponyatie-glagola-nachalnaya-forma-glagola-povtorenie

Как определить начальную форму глагола

Для правильного правописания глаголов в русском языке важно уметь определять их начальную форму. 

Глагол – это часть речи, обозначающая какое-либо действие или указывающая на состояние.

Начальная форма глагола - это... Как определить начальную форму глагола?

Начальная (неопределенная) форма – это особый грамматический вид глагола, инфинитив, и он выделяется среди остальных частей речи. Инфинитив отвечает на глагольные вопросы что делать? что сделать?.

Название этой части речи (инфинитив) берет свое начало с латинского языка и переводится как «неопределённый». Это слово (infinitivus), а точнее его производная «инфинитив» указывает на особую глагольную форму. Ситуация схожа с существительными и их начальным видом именительного падежа, который всегда приводится в толковых словарях.

Если задать эти вопросы (что делать? что сделать?) к любой форме действия, то можно получить начальный вид, который и будет считаться неопределённым или нулевым.

Обычные глаголы можно спрягать по лицу и числу, времени, наклонению. Суть в том, что по инфинитиву нельзя определить ни время, ни число, ни любую другую грамматическую категорию взятого глагола (например, он рубит (н.в, ед.ч.), что делать? – рубить (?, ?.). Всегда неопределенный вид оканчивается на –ть, -ти или –чь.

Определение начальной формы глагола

У любого глагола, указывающего на совершения действия или на состояние, можно выделить неопределенную форму, например:

  • Плыл (что делал?) – плыть (что делать?);
  • Идешь (что делаешь?) – идти (что делать?);
  • Ударю (что сделаю?) – ударить (что сделать?);
  • Приветствую (что делаю?) – приветствовать (что делать?).

Определить начальную форму глагола не сложно, достаточно лишь задать один из указанных вопросов к слову. Также на неопределенность указывает окончание (-ть, -ти). Например:

  • Приду — прийти;
  • Пришью – пришить;
  • Бегу – бежать;
  • Читает — читать;
  • Дает – дать;
  • Пишет – писать.

Начальная форма глагола - это... Как определить начальную форму глагола?

Стоит отметить, некоторые из глаголов совсем не имеют (нулевое) окончания (они оканчиваются на –чь), например:

  • Бережем – беречь  (корень, нет окончания);
  • Привлекает – привлечь  (приставка, корень, нет окончания);
  • Прилег – прилечь  (приставка, корень, нет окончания);
  • Печем – печь  (корень, нулевое окончание).

Также нужно уделить особое внимание некоторым нулевым глаголам, у которых в корне слова пишется буква «Й». Например:

  • Обошел – обойти;
  • Зайдем – зайти;
  • Перешли – перейти;
  • Выйдем – выйти.

Примечательно, что инфинитив может отвечать на два вопроса. Подобное разнообразие говорит о разных лексических видах слова, которые называются совершенной и несовершенной формой. Вид говорит о соответствии действия с пределом (происходит в начале или в конце).

Например, несовершенная форма действия не ограничивается какими-либо рамками. Это постоянное действие, которое периодично повторяется (например, есть, бить, спать, гадать – что делать?).

Совершенная форма указывает на действие, которое было окончено, но сохранило итог к моменту разговора (например, проплыть, проспать, пойти – что сделать?).

Для чего нужен инфинитив в глаголах?

Одна из причин использования инфинитива заключается в том, что в некоторых словах окончания не попадают под ударение. Это случается, когда у людей появляются сомнения в правописании букв «е» и «и» в словоформах:

  • Строишь или строешь;
  • Клеит или клеет;
  • Здоровеем или здровоеим.

Для правильности написания подобных слов понадобится определить спряжение этих глаголов, используя форму инфинитива. Все достаточно просто.

Другой момент — в прошедшем времени глаголы часто получают безударные суффиксы. К примеру:

  • Клеить – клеил;
  • Посеять – посеял;
  • Ненавидеть – ненавидел.
  • Зависеть – зависел.

Основываясь именно на неопределенном виде создаются другие словоформы глаголов, к примеру:

Лелея-ть – леле-ял, леле-ю, леле-яв (меняется только окончание, основа остается точно такой же, как в инфинитиве).

Именно поэтому так важно точно определить начальный вид и выделить в ней безударный суффикс. Без этих знаний не получится правильно писать глаголы в прошедшем времени, причастиях прошедшей формы, деепричастиях.

Начальная форма глагола - это... Как определить начальную форму глагола?

Морфологические характеристики инфинитивной формы глаголов в русском языке

Неопределенные глаголы нужны для обозначения действия или состояние того, о чем говорится. При этом они не имеют каких-либо изменяемых характеристик, которые присущи другим частям речи и формам. Инфинитивы получили только незыблемые морфологические определения:

  • Вид.
  • Возвратность.
  • Спряжение и переходность.

Рассмотрим предложение: Они начали понемногу зажигать огни.  Выделим морфологические характеристики на примере начальной формы «зажигать».

Зажигать – отвечает на вопрос что делать?

  • Это глагол, указывающий на действие;
  • Форма инфинитив;
  • Несовершенный вид;
  • Невозвратный;
  • Непереходный;
  • Первое спряжение.
  • Синтаксическое назначение –  часть составного глагольного сказуемого «начали зажигать».
  • Рассмотрим другое предложение: В ней жила мечта освободиться из плена.
  • Освободиться – отвечает на вопрос что сделать?
  • Глагол, указывает на какое-либо действие;
  • Форма инфинитив;
  • Совершенный вид;
  • Непереходный;
  • Возвратный;
  • Первое спряжение.

Синтаксическое назначение – несогласованное определение.

Важно помнить, что начальная форма глагола отвечает на вопросы «что делать?  что сделать?» и может являться любым членом в предложении.

Начальная форма глагола - это... Как определить начальную форму глагола?

Источник: https://nach-shkola.ru/kak-opredelit-nachal-nuyu-formu-glagola.html

Начальная форма слова

Чтобы словосочетания и предложения в русском языке были связным и понятными, значимые слова в большинстве своем имеют разные грамматические формы, которые позволяют связывать их между собой.

И у всех таких значимых слов есть “отправная точка” – начальная форма слова, причем у каждой части речи ее грамматические показатели свои. Поставить слово в такую форму – значит многое о нем узнать, например, как оно пишется или что обозначает.
Начальная форма глагола - это... Как определить начальную форму глагола?

Чаще всего слово необходимо поставить в начальную форму для того, чтобы проще было найти его в словаре – орфографическом, толковом, этимологическом и т. п. Поскольку неизменяемые слова, в том числе служебные части речи, никак не изменяются, то у них нет и начальной формы.

В русском языке есть слова, не имеющие начальной формы, например, глаголы неймется и гнетет не используются в инфинитиве.

Так, для того, чтобы выяснить начальную форму существительного, нужно привести его к виду “единственное число, именительный падеж” (за исключением случаев, когда оно используется только во множественном). У прилагательного к этим двум категориям добавляется еще и род – мужской.

У местоимений начальная форма зависит от того, к какой категории они относятся. Так, у личных она такая же, как у существительных, а у притяжательных показатели совпадают с прилагательными.

Для числительных начальной формой является именительный падеж, а для тех, которые изменяются по родам и числам – соответствующие формы, то есть единственное число, мужской род.

Также важно ответить на вопрос, что такое начальная форма глагола, то есть инфинитив.

Это глагол с неопределенной форме, который отвечает на вопрос что делать или что сделать? Он лишен наклонения, рода, числа, времени и лица, то есть является, что называется, глаголом в чистом виде, который обладает максимально полной лексической информацией и при этом минималистичен с грамматической точки зрения.

Было проведено исследование, целью которого являлась частотность использования инфинитивов в тексте по сравнению с использованием глаголов вообще.

И было выяснено, что хотя в деловой речи глаголы использовали меньше всего, среди них преобладала как раз неопределенная форма.

В научном стиле, который носит отвлеченный характер, также часто используется инфинитив, а вот в художественном он не так популярен.

Те слова в русском языке, которые могут принимать разные грамматические формы, то есть изменяемые, имеют и начальную форму. Она нужна для того, чтобы получить общую информацию о слове и найти его в словаре.

У каждой части речи своя начальная форма, которая зависит от того, какие изменяющиеся грамматические признаки она имеет. Особый случай – это глагол. Его начальной формой является инфинитив, то есть максимально обезличенная глагольная форма, лишенная грамматических признаков.

При этом именно среди глаголов чаще всего встречаются слова без начальной формы.

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 264.

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/nachalnaya-forma-slova.html

Что такое начальная форма глагола? Как определить начальную форму глагола?

  • Начальной формой любого изменяемого слова считается та, от которой могут быть разные другие формы этого слова,
  • например, падежные, родовые, наклонения, причастные и деепричастные формы.
  • Именно в такой исходной форме и даются слова в разных словарях.
  • Начальная форма слова — это практически словарная форма.
  • Для каждой части речи определена своя собственная форма начальная, позволяющая легко найти нужное слово в словаре.
  • Для глаголов начальной формой считается неопределённая форма глагола (=инфинитив).

Как определить эту форму? Да очень легко.

Необходимо только задать один из вопросов инфинитива ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

  1. Например.
  2. Она улыбается — Что делать (хочется)? — улыбаться; они разговаривают — Что делать (хотят) — разговаривать;
  3. Меня сократят — Что (хотят, могут) сделать? — сократить;

Из искры пламя разгорится — Что (нужно) сделать? — разгореться, разгораться.

система выбрала этот ответ лучшим

Чтобы определить начальную форму глагола, задаем вопросы к глаголу что делать? кормить (глагол несовершенного вида) и что сделать? покрасить (глагол совершенного вида). Признаком глаголов в начальной или неопределенной форме является формообразующее окончание (суффикс) глагола

  • -ть ( пе-ть, гуля-ть, лови-ть), -ти (нес-ти, брес-ти, плес-ти) или -чь ( увле-чь, постри-чь). Вся остальная часть слова без -ть, -ти, -чь называется основой инфинитива, которая пригодится нам для образования некоторых глагольных форм:
  • покраси-ть — покраси —л, покраси-вш-ий, покрасив.
  • От основы инфинитива мы образовали три глагольные формы : форму прошедшего времени, действительное причастие прошедшего времени и деепричастие.
Читайте также:  Как правильно писать: "уполномочивает" или "уполномачивает"?

У начальной формы глагола нет привязки ни к лицу, ни к наклонению, ни к роду, ни ко времени, т.е. она лишена субъективности и весьма абстрактна.

Начальную форму глагола называют также инфинитивом или неопределенной формой. Она отвечает на вопросы: что делать? (несовершенный вид), что сделать? (совершенный вид). Чтобы определить начальную форму глагола, нужно задавать именно эти вопросы.

Например: глагол «думал», инфинитив — «думать» (что делать?). Глагол «занималась», неопределенная форма — «задаваться» (что сделать?).

Возможные варианты окончаний глаголов в начальной форме: -ть, -ться, -чь, -чься, -ти, -тись.

Начальную форму глагола иначе называют инфинитивом, который в дальнейшем и изменяется по времени, числам и лицам. Так вот инфинитив в русском языке отвечает на такой вопрос как «что делать?» и на такой вопрос как «что сделать?». Именно подставляя эти вопросы вы и поставите глагол в его начальную форму.

Пример: держать (что делать), лежать (что делать), есть (что делать).

Начальная форма глагола это инфинитив, то есть безличная глагольная форма выражающая только действие и отвечающая на вопросы «что делать, «что сделать», таким образом, определить начальную форму глагола можно задав вопрос «что делать» или «что сделать», например глагол «бегу» определяем инфинитив вопросом что делать? И получается «бежать».

Начальная форма глагола или инфинитив — это безличная глагольная форма, которая выражает только действие и отвечает на вопросы -что делать, -что сделать. Задайте эти вопросы любому глаголу и получите начальную форму.

Начальной или же неопределенной формой глагола является его форма, которая изменяется в последующем по лицам, числам и времени. Начальная форма глагола отвечает на вопросы: «Что делать?» и «Что сделать?».

Большинство глаголов в начальной форме оканчиваются на -ть-. Другие глаголы в неопределенной (начальной) форме оканчиваются на -ти- и -чь-.

Именно по вопросу и следует определять начальную форму.

Примеры глаголов в начальной (неопределенной) форме:

  • пить, есть, играть, идти, ходить, жечь, беречь, мечтать, ползать и тд.
  1. В русском языке — инфинитив — это и есть начальная форма глагола, то есть начальная форма глагола — это инфинитив.
  2. Приведем пример использования инфинитива:
  3. У нас есть интересное слово «хочу», он и есть глаголом, потому что начальная форма слова будет слово «хотеть».

Не стоит забывать, что начальная форма слова отвечает на вопросы «Что делать» или «Что сделать»?.

  • Ученики начальной школы проходят определение начальной формы глагола.
  • Сделать это можно, задав вопросы:»Что сделать» или «Что делать».
  • Например глагол «учу», его начальной формой является «учить», глагол «шучу», его начальной формой является «шутить», глагол «гуляю», его начальной формой является «гулять».

Начальная форма глагола, это конечно же инфинитив, или проще говоря неопределённая форма глагола, которая не спрягается и отвечает на вопрос «что делать» или «что сделать».

Например: я хочу есть. В этом предложении глагол — слово «хочу». Его начальная форма будет «хотеть».

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/836099-chto-takoe-nachalnaja-forma-glagola-kak-opredelit-nachalnuju-formu-glagola.html

Начальная форма глагола

Неопределенная форма глагола имеет ещё два названия:

  • Начальная форма;
  • Инфинитив (от латинского «неопределенный»).

Данная форма не даёт возможности определить:

А только называет действие или состояние субъекта действия. Начальная форма глагола отвечает на вопросы:

  • Что делать? (Печатать, есть, смотреть, любить, мечтать);
  • Что сделать? (Напечатать, съесть, посмотреть, полюбить, помечтать).

Как же определить начальную форму глагола? Ей присущи следующие постоянные признаки:

  1. Переходность:
    1. Переходные обозначают тип действия, направленное на конкретный предмет. Пример: «Необходимо прочитать текст пять раз.» Здесь присутствует дополнение «текст», которое отвечает на вопрос «что?».
    2. Непереходные обозначают действие, которое замкнуто само в себе и не направлено на какой-то другой предмет. Пример: «Кот любит спать.» Невозможно подобрать дополнение к слову «спать», отвечающее на вопросы «что?» или «кого?»
  2. Вид:
    1. Несовершенный — действие, которое ещё происходит не зависимо от времени, и не имеющее завершенности (читать, поступать, гулять).
    2. Совершенный — действие, которое имеет уже результат (прочитать, сжечь).
  3. Возвратность:
    1. Возвратные — глаголы, у которых есть на конце постфикс «-ся» (отдышаться, заниматься). Они обозначают действия:
      1. с возвратным значением, направленное на субъект действия (бриться, одеваться, мыться);
      2. с взаимным значением, выполняемое несколькими субъектами и направленное на каждого из них (обниматься, ссориться, здороваться, целоваться, обниматься);
      3. самопроизвольного характера (Дверь может открываться);
      4. постоянного характера (Собака может кусаться);
      5. в интересах субъекта (укладываться спать);
      6. внутри субъекта, его моральное или физическое состояние (смеяться, торопиться, разочароваться, веселиться, огорчиться).
      7. страдательного характера (Дом построить надо к ноябрю).
    2. Невозвратные — глаголы без постфикса «ся» (рисовать, решить).
  4. Спряжение:
    1. 1 спряжение определяется окончаниями «еть», «оть», «ать», «ять», «уть» (стоять, летать, лаять).
    2. 2 спряжение определяется только окончанием «ить» (клеить, белить).
    3. Поставить глагол в начальную форму можно тремя способами с помощью:
  1. суффикса «ть» — если основа глагола оканчивается на гласную букву (летать, бежать, смотреть, сидеть; исключения — грызть, класть);
  1. суффикса «ти» — если основа глагола оканчивается на согласную букву (нести, везти, приобрести).
  2. «чь» — при чередовании в корне глагола с буквами «г», «к», «х» (стерегут — стеречь, берегу — беречь, пеку — печь).

В предложении начальная форма глагола может быть:

  • Подлежащим — в начале предложения. (Выбрать правильную дорогу — это трудное дело.)
  • Составным сказуемым — вместе со вспомогательным глаголом (Я начинаю волноваться.)
  • Сказуемым — в безличных предложениях (Рано стало темнеть.)
  • Несогласованным определением — если рядом есть существительное с отвлеченным значением. (Мама бы поняла мое желание купить эту книгу.)
  • Дополнением — когда действие субъекта направлено на действие другого лица. (Домашние животные учат детей ответственно относиться к живым существам.)
  • Обстоятельством — если после глагола, который обозначает движение можно поставить «чтобы» (Ваня встал рано утром посмотреть рассвет).

Источник: https://russkyaz.ru/slova/glagoly/nachalnaya-forma-glagola.html

Методический материал. Глагол. Начальная форма глагола. учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме

ТЕМА УРОКА 

ЦЕЛИ:

  1. Формирование представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи.
  2. Развитие познавательной деятельности учащихся, критического мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности.
  3. Воспитание правильного отношения к читательской деятельности, внимания, трудолюбия.

ХОД УРОКА

  1. Орг момент. Приветствие гостей  города.

Учитель: наш урок мы начнем со словарного диктанта: пассажир, экскурсия, ребята, русский, класс, однажды, магазин. (Обмен тетрадями для проверки в парах).

  • Учитель: новое словарное слово вы узнаете через «Блок – схему» сложного высказывания, при Х:= 12 (Слайд 1)
  • Учитель — Итак,  какое словарное слово нашли в блок-схеме?
  • Дети: Отец.
  • Учитель Вспомним, какие слова называются синонимами?
  • Дети: Слова, которые пишутся, звучат по — разному, но лексическое значение одинаковое- называются синонимам.
  • Учитель — Подберите синоним к новому словарному слову.
  • Дети: Папа.
  1. Работа над новым материалом

      1.   Обобщение и оценивание раннее полученных знаний

Учитель — Предлагаю вернуться к нашей модели «Знаний», которую построили ещё в 1 классе, прочитайте её. (Слайд 2)

Дети: Речь делится на две группы: устная и письменная. Состоит из предложений. Предложения состоят из слов,  которые обозначают: предмет (Им.существительное), признак предмета (Им. прилагательное), действие предмета (глагол) и служебные слова. Слова состоят из букв и звуков. Две группы: согласные и гласные.

Учитель — Как вы думаете, зачем опять вернулись к модели?

Дети: Значит новая тема урока. Каждую новую тему урока мы находим в модели «Знаний». Это говорит о том, что в русском языке всё взаимосвязано.

Учитель — Молодцы.  Найдите блок, о частях речи. Покажите.

Учитель — Какие части речи вы уже хорошо изучили?

Дети: Имена существительное, прилагательное.

Учитель — Тема нашего урока: «Глагол. Начальная форма глагола». В начале третьего класса вы начали заполнять модель «Глагол». Вспомним, что знаем о глаголе. (Слайд 3)

Дети:  Самостоятельная часть речи, обозначающий действие предмета, отвечающий на вопросы: что делать, что сделать- называется глаголом. Грамматические значения глагола- изменяется по числу и по временам. Имеет начальную форму, которая отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?. В начальной форме имеет суффикс –ТЬ.

 Учитель:-Как вы думаете, почему авторы учебника предлагают нам вернуться к уже знакомой теме?

Дети:  Может для повторения? Наверное, что-то новое узнаем? Мы,  сегодня будем что-то исследовать?

Учитель — Появилась проблема, точного ответа нет. Вернемся к ней к концу урока?!

Учитель -Хорошо, я называю вам слова, вы превращаете их в глагол начальной формы с суффиксом –ТЬ:  пила, мыло, завтрак, коса, худой, красный, синий. 

Учитель — Молодцы. Предлагаю оценить свои знания — прогнозирующая оценка.  (Слай 4)

  1. Учитель — Прочитайте предложения и ответьте на вопрос- что это? (Слайд 5)
  2. Дети:- Пословицы и поговорки.
  3. Учитель — Выпишите в столбик глаголы начальной формы с суффиксом –ТЬ.
  4. ( самоконтроль, проведенный на интерактивной доске, ретроспективная оценка знаний)

  Учитель:   — Сравните свою прогнозирующую оценку с ретроспективной.  (Анализ оценок).

  1. Решение проблемной задачи

Учитель:   -Выпишите во второй столбик оставшиеся глаголы. Что вы заметили?

  • Дети: -Глаголы в начальной форме.
  •  Учитель:   -Но, в них нет суффикса –ТЬ.
  • Дети: -Значит нужно дополнить нашу модель суффиксом –ТИ (дополнение модели Слайд 6)

Учитель:   -Откройте «Обратный» словарь на Ь (ЧЬ). Выпишите пять глаголов на –ЧЬ. Что можно сказать про выписанные глаголы?

Дети: -Они тоже в начальной форме.

 Учитель:   -Да, ребята. Вернемся к модели. Дополните!

Учитель:   — Прочитайте в учебнике, какая тема урока предлагалась авторами.

Дети: «Глагол. Начальная форма. Суффиксы –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ».

Учитель:   — Как вы думаете, почему я вас сразу не познакомила с темой урока?

Дети: — Мы были исследователями, сами добывали знания.

Учитель:   — Я хочу вам открыть ещё два секрета: начальная форма глагола имеет другие названия: неопределенная форма- объясните почему? Другое название- инфинитив, расшифровку  вы узнаете на уроках английского языка. Второй секрет: существуют две школы (Московская и Ленинградская) по изучению фонемы.

Читайте также:  Самостоятельные и служебные части речи (таблица с примерами)

Одна школа утверждает, что –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ – это суффиксы. Другая- это окончания! В учебнике русского языка в 5 классе под редакцией Бабайцевой  –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ- суффиксы. В нашем учебнике тоже концовка начальной формы это суффиксы.

Но вы, ребята, знайте, что иногда может встречаться –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ как окончание.

  1. Отработка полученных знаний

Предлагаю с данной проблемой разобраться на наших занятиях научного клуба младших школьников «Ключ и заря». А, сейчас, перед вами листочки с заданиями  по выбору трудности. За 5 минут вы должны правильно выполнить выбранные задания. За 6 баллов вы получите оценку 5!. За 4-5 баллов- 4! За 3 балла- 3! Остальное…  Приступаем.

(Самостоятельная работа учеников)

Учитель:   -Вернемся к нашей проблеме, которая появилась в начале урока. Ваше мнение.

Дети: — Сегодня на уроке мы повторили все, что знаем о глаголе, проверили свои знания.

Узнали новое о суффиксах начальной формы глагола. На уроке мы были исследователями и нам понравилось!

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/04/25/metodicheskiy-material-glagol-nachalnaya-forma-glagola

Урок по русскому языку на тему "Начальная форма глагола"

  • Технологическая карта
  • УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ «Начальная ФОРМА ГЛАГОЛА»
  • Предмет: русский язык.
  • Класс: 4.
  • Тема урока: Начальная форма глагола.

Учебник: Русский язык (С. В. Иванов, М. и. Кузнецова, Л. В. Петленко, В.Ю. Романова.

“Русский язык” 4 класс, издательский центр “Вентана – граф” 2005), учебник часть 1 § 39, с. 87-89.

  1. Цель: создать условия для формирования знаний о начальной форме глагола.
  2. Задачи:
  3. Образовательные:
  4. – закреплять знания о глаголе как части речи;
  5. – формировать умение сравнивать и различать начальную форму глагола и личную форму глагола;
  6. – формировать умение образовывать и выделять начальную форму глагола по отличительным признакам (суффиксы -ть, -чь, -ти);
  7. – формировать умение сравнивать и различать однокоренные слова и форму слова.
  8. Воспитательные:
  9. – воспитывать самостоятельность учащихся;
  10. – способствовать формированию умения работать в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
  11. Развивающие:
  12. – содействовать развитию речи обучающихся (оформлять свои мысли в устной форме), мышления (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам), умения работать с ЭОР;
  13. — развивать умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  14. Тип урока: открытие новых знаний.
  15. Планируемые результаты
  16. Предметные:
  • На уроке ученик научится сравнивать и различать начальную и личную форму глагола;
  • Выделять начальную форму глагола по отличительным признакам;
  • Образовывать начальную форму глагола.

Метапредметные:

  • Использовать учебник как источник получения новых знаний;
  • Работать с ЭОР;
  • Обобщать языковой материал;
  • Регулировать свою деятельность.

Личностные:

  • Ученик получит возможность вести коммуникативную деятельность;
  • Устанавливать связь между целью своей деятельности и ее мотивом;
  • С пониманием относиться к проблемам и трудностям другого.
  • Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
  • Необходимое техническое оборудование: учебник, компьютер, интерактивная доска, проектор, карточки с заданиями для групповой работы
  • Структура и ход урока:
  • Этап урока
  • Название используемых ЭОР
  • Действия учителя
  • Действия учащихся
  • УУД
  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

  1. 3 мин
  2. 1.Минутка каллиграфии:
  3. Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле. (Аристотель)
  4. — В каком случае нам пригодится это высказывание на уроках русского языка?
  5. Отвечают на вопрос.
  6. Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме) Познавательные (умение обобщать и классифицировать по признакам)
  7. 2. Актуализация знаний и
  8. фиксация
  9. затруднения в деятельности
  10. 4 мин

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cea25f-0a01-00ee-0185-fe0c294c2a4d/%5BRUS5_006%5D_%5BIM_193%5D.swf

Постановка проблемного вопроса: — Слова какой части речи пропущены?

-Вставьте подходящие глаголы.

— Какие части речи мы ещё знаем? На какой строчке вы видите эту часть речи?

  • На доске:
  • фильмом — фильм — фильму — фильма;
  • интересного — интресным — интересному — интересный;
  • мелькать — мелькает — мелкаю — мелькаешь;
  • интересный — интересовал — интерес.
  • Вопросы к каждой строчке:
  • -Что вы можете сказать о значении этих слов; о форме этих слов?
  • — Назовите начальную форму существительного, прилагательного.
  • — Есть ли начальная форма у глагола?
  • – Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
  • Выдвигают гипотезы.
  • Отвечают на вопросы
  • Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)
  • Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке)
  • 3. Выявление
  • места и причины затруднений
  • (постановка
  • учебной задачи)
  • 8 мин

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b40437e2-52ca-4dc6-a2c4-7ca3622aa412/%5BNS-RUS_3-28%5D_%5BTQ_061%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0042df83-acfb-4acd-8d9c-d30b1bb4acb6/%5BNS-RUS_4-16%5D_%5BQS_037%5D.html

  1. – Определите, на какие вопросы отвечают выделенные глаголы.
  2. — Попробуйте определить время, число, род.
  3. Ничего невозможно определить. Форма глагола, которая не изменяется, у которой ничего не определяется — это начальная
  4. или неопределенная форма глагола.
  5. — Что ещё общего заметили у выделенных глаголов? (-ть, — ти)
  6. — Сделайте выводы.

(1. Глагол имеет нач. форму;

  1. Нач. форма глагола не изменяется;

  2. Н.ф. образуется с помощью -ть, -ти, -чь.)

– Сравните свои выводы с выводом учебника на с.88.

— Давайте потренируемся в определении нач. формы глагола.

  • Извлекают информацию из текста, наблюдают, делают выводы, тренируются на основе интерактивного задания
  • Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)
  • Познавательные (умение на основе анализа объектов
  • делать выводы)
  • 4. Построение
  • проекта выхода
  • из затруднения
  • 5 мин

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/780d2d71-edcd-4838-9db7-1ddedead8dd2/%5BNS-RUS_3-28%5D_%5BTQ_062%5D.swf

Нацеливает на работу:

– У начальной формы глагола есть свои секреты. Посмотрим один фрагмент и попробуем раскрыть некоторые из них.

— Запишите по два примера в каждый столбик и выделите суффиксы

— У. с.89 упр.4 Найдите ошибку и исправьте.

  1. Смотрят анимацию о суффиксах начальной формы, обсуждают, делают вывод:
  2. 1.-ть, -чь, -ти — это суффиксы
  3. 2.Суффиксы -ть, — чь, -ти в основу глагола не входят,

т.к. они не образуют новое слово, а его форму

  • Коммуникативные (умение слушать и понимать других)
  • Познавательные (умение на основе анализа объектов делать выводы)
  • Организует работу по учебнику (в парах):

– Подумайте, в каких группах записаны разные слова, а в каких — формы одного слова. (У. с.87 упр. №1)

— 1 вариант списывает формы слова «смотреть». 2 вариант — «листать»

— Найдите и подчеркните н.ф., выделите суффиксы.

  1. В случае затруднения:
  2. – Разное значение у них или нет?
  3. Выполняют задание в парах, делают вывод:
  4. Познавательные (умение выявлять сущность, особенности слов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)
  5. 5.Физминутка
  6. 1 мин
  7. -Когда я называю глагол в начальной форме вы поднимаете руки вверх и хлопаете 1 раз; когда я называю глагол в любой другой форме вы присаживаетесь.
  8. Выполняют задание
  9. Регулятивные(умение совмещать мыслительную и двигательную деятельность)
  10. 6. Реализация
  11. построенного
  12. проекта
  13. 2 мин

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ef0797d3-5f6d-4749-85ea-2abdc256c6cc/index_listing.html

  • Предлагает задание:
  • — Найдите лишний глагол.
  • Выполняют задание, делают вывод о признаках начальной формы глагола
  • Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)
  • 7. Первичное
  • закрепление
  • с проговариванием во внешней
  • речи
  • 5 мин
  • Организует самостоятельную работу по учебнику.

– Посмотрите в учебник на с.88 упр. 3.

— Подберите к каждой группе галаголов н.ф.

— На какой вопрос будет отвечать начальная форма в каждом случае? Почему?

  1. Докажите свою точку зрения.
  2. Выполняют задание самостоятельно.
  3. Взаимопроверка в паре.
  4. Личностные (умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила)
  5. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
  6. 5 мин
  7. Организует работу детей ( индивидуально)
  8. 1вар. — первые три задания
  9. 2 вар. — последние 3 задания
  10. Выполняют задание
  11. Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем)
  12. 8. Включение в систему знаний и повторение
  13. 5 мин
  14. Работа в команде:
  15. — Замените фразеологические обороты глаголами неопределенной формы:
  16. Пускать пыль в глаза – (врать)
  17. Зарубить на носу – (запомнить)
  18. Держать язык за зубами – (молчать, не выдавать секрет)
  19. Вешать нос – (унывать, грустить)
  20. Дать слово – (обещать)
  21. Мозолить глаза – (надоедать)
  22. Наговорить с три короба – (обманывать)
  23. Выполняют задание
  24. Творческие (умение применять существующие знания в нестандартной ситуации)
  25. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
  26. 3 мин
  27. Организует беседу:
  28. – Что узнали нового?
  29. – Ответили ли на главный вопрос урока?
  30. – Какую работу мы сегодня выполняли?
  31. – Чему научились?
  32. – Какие признаки начальной формы глагола мы узнали?
  33. – Какие секреты открыли?
  34. – Кто или что вам помогало справиться?
  35. – Кто доволен сегодня своей работой?
  36. Отвечают на вопросы
  37. Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)
  38. Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)
  39. 10. Домашнее задание
  40. 2 мин
  41. Творческое задание:
  42. Подготовить карточки-задания с 2-3 рядами глагольных форм
  43. Или упр. 5 из учебника
  44. Приложение
  45. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
  46. Название ресурса
  47. Тип, вид ресурса
  48. Форма предъявления информации
  49. Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ
  50. 1
  51.  Интерактивный текст «Стихи» 2 к теме «Глагол»
  52. Мультимедийный, Практический

Объект представляет собой интерактивный текст (стихотворение А. Н. Плещеева «Осень наступила»). Предназначен для повторения темы «Глагол. Значение глагола в речи»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cea25f-0a01-00ee-0185-fe0c294c2a4d/%5BRUS5_006%5D_%5BIM_193%5D.swf

  • 2
  •  На какие вопросы отвечает глагол в неопределённой форме?
  • Моноформатный, Информационный
  • Текст, аудио-фрагменты (анимация)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b40437e2-52ca-4dc6-a2c4-7ca3622aa412/%5BNS-RUS_3-28%5D_%5BTQ_061%5D.swf

  1. 3
  2. Форма глагола
  3. Мультимедийный, Практический
  4. Интерактивное задание, таблица, текст

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0042df83-acfb-4acd-8d9c-d30b1bb4acb6/%5BNS-RUS_4-16%5D_%5BQS_037%5D.html

  • 4
  • Неопределённая форма глагола
  • Мультимедийный,
  • информационный
  • Иллюстративный материал, направленный на изучение неопределённой формы глагола ,
  • аудио — фрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/780d2d71-edcd-4838-9db7-1ddedead8dd2/%5BNS-RUS_3-28%5D_%5BTQ_062%5D.swf

5

Тест 02.1. Начальная форма глагола

  1. Мультимедийный,
  2. контрольный
  3. Тест включает 2 задания, обучающая цель которых: 1) научиться задавать вопросы к начальной форме, научиться отличать начальную форму от похожих форм; 2) научиться видеть в тексте начальную форму глагола.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ef0797d3-5f6d-4749-85ea-2abdc256c6cc/index_listing.html

Источник: https://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku-na-temu-nachalnaya-forma-glagola-502290.html

Ссылка на основную публикацию