Слово «ветеринария» – заимствованное, оно пришло в наш язык из латыни. В языке-источнике veterinária произносилась с ударением на четвертом слоге, и в русском языке акцент сохранился на том же месте.
Справочник «Русское словесное ударение» М.В. Зарвы указывает, что верным является единственный вариант с ударением на четвертый слог, на «А» — так же, как в языке-источнике.
Произношение «ветеринАрия» в качестве единственно верного и правильного приводят авторы толковых словарей русского языка (например, Ожегов или Ефремова). В авторитетном орфоэпическом справочнике «Русское словесное ударение» Зарвы в качестве литературной нормы также указано ударение на четвертом слоге.
При склонении слова «ветеринария» ударной неизменно будет оставатьсявсе та же гласная «А»:
- справочник по ветеринАрии,
- изучать ветеринАрию,
- увлечься ветеринАрией.
В таких словах как «ветеринар» или «ветеринарный» ударение также будет падать на четвертый слог.
Ряд справочных изданий по русскому языку наряду с правильным ударением «ветеринАрия» приводит также и вариант«ветеринарИя», но с пометкой «профессиональное». Это можно прочитать, в частности, в орфоэпическом «Современном словаре русского языка» Резниченко.
Однако такая пометка означает, что этот вариант ударения может использоваться при общении специалистов между собой, но это не делает ударение «ветеринарИя» допустимым в литературной речи, в ситуациях, требующих использования официально-делового стиля и так далее. Даже в непринужденной разговорной речи такое ударение будет считаться ошибкой.
Нормы произношения со временем меняются. И некоторые лингвисты отмечают, что у некоторых существительных, оканчивающихся на –ия, есть тенденция к перемещению ударения ближе к концу слова.
Например, в словах «индустрИя» или «полиграфИя» это уже произошло (произношение «индУстрия» или «полигрАфия» сейчас считаются устаревшими). Возможно, в дальнейшем эта тенденция затронет и слово «ветеринария», однако пока этого не произошло.
И вариант ударения «ветеринАрия» пока является единственным, отвечающим языковым нормам.
Ветеринария – наука, которая занимается вопросами здоровья животных. Исторически ветеринары занимались крупным рогатым скотом – именно его здоровье волновало наших предков в первую очередь. Поэтому «ветеринария» и «животноводство» – очень тесно связанные понятия.
В слове «животновОдство» ударение также падает на четвертый слог, при этом его постановка не вызывает сомнений. Если запомнить, что в смысловой паре «ветеринария для животноводства» акцентным оказывается один и тот же по счету слог, правильное ударение «ветеринАрия» удастся вычислить без труда.
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-937272-kak-pravilno-stavit-udarenie-v-slove-veterinariya
Ударение в слове «ВЕТЕРИНАРИЯ»
В слове «ветеринария» ставится ударение на гласный «а» четвертого слога.
Этот термин называет систему наук, изучающих болезни животных, методы предупреждения и лечения этих болезней, вопросы повышения продуктивности животных и пр. Латинское слово veterinarius буквально значит «ухаживающий за скотом, лечащий скот».
- Это слово может доставить затруднение в постановке ударения, так как в разговорной речи оно употребляется с разным ударением:
- «ветеринАрия» и «ветеринарИя».
- Как правильно ставить ударение в этом слове или оба варианта верны?
На какой слог ударение в слове «ветеринария»?
Чтобы определить место ударения в интересующем нас слове, разделим его на фонетические слоги в соответствии с количеством гласных звуков, имеющихся в нем:
ве-те-ри-на-ри-я
Это шестисложное слово правильно произнесем, если выделим голосом гласный звук четвертого слога. В профессиональной среде отмечается произношение этого термина с ударным гласным «и» пятого слога.
Ветерина́рия — это развивающаяся современная наука о лечении и содержании животных.
Запомним правильное ударение
Обратим внимание, что слова, заканчивающиеся на -ия, имеют различное ударение. Часть из них произносится с ударным гласным «и» предпоследнего слога:
Некоторые научные термины, напротив, имеют единственно правильный вариант постановки ударения на гласные звуки предыдущих слогов:
- флюорогра́фия
- рефле́ксия
- гастроно́мия
- бюрокра́тия
- агроно́мия
Чтобы запомнить правильное ударение в анализируемом слове, установим производящую связь с существительным «ветеринар», называющего специалиста по ветеринарии, имеющего высшую квалификацию. При произношении это слово имеет ударный гласный «а» четвертого слога, который прослеживается и в производной лексеме:
ветерина́р — ветерина́рия
Упражнение
Чтобы усвоить нормативное ударение в анализируемом слове, прочтем следующие примеры.
Ветерина́рия занимается не только лечением животных, но и предупреждением болезней людей.
Ветерина́рия известна с древних времен.
Ветерина́рия издавна интересовала людей с практической точки зрения.
Государство всемерно заботится о развитии ветерина́рии.
Источник: https://RusskiiYazyk.ru/kultura-rechi/veterinariia-udarenie.html
Правильное ударение в слове ветеринария – как поставить
Ассоциация Ветбезопасность Рубрика: Обзор
Человек начал одомашнивать животных достаточно давно и уже тогда он пытался оказать им помощь и лечение. Первоначально способы лечения практически не отличались от помощи человеку, но со временем люди отметили особенности организма животных и разработали иные методы.
Этимология и особенности произношения слова «ветеринария»
Само слово «ветерина́рия» предположительно происходит от таких слов как «ветеринар», что означает «рабочий скот» либо «ветерина́риус», что означает, «тот, кто ухаживает за скотом, оказывает ему помощь».
Есть еще одна версия происхождения слова. Предполагают, что слово «ветеринария» возникло в Риме от слияния таких кельтских слов, как: «вее», что означает «скот»; «теерн», что означает «болезнь» и «аертс», что означает «врач», а в целом слово образует словосочетание «врач больного скота».
Также актуальным является вопрос, куда падает ударение в слове, как правильно говорить «ветеринАрия» либо «ветеринарИя». Филологи объясняют, что такое слово можно назвать производным от другого существительного «ветеринар», в котором ударение падает на последний слог. Соответственно, правильно делать ударение на четвёртый слог и говорить «ветеринАрия».
Сегодня ветеринарией называют сферу науки и практической деятельности, которая направлена на борьбу с разнообразными болезнями животных.
Немного истории ветеринарии
Первые упоминания о ветеринарных врачах появились в Древнем Египте и Индии. Тогда животных лечили жрецы, скотоводы или пастухи.
В Греции были отдельные должностные лица — гиппиатры (от слов «лошадь» и «врач»), в основном они диагностировали заболевания большинства животных.
Поэтому болезни животных были описаны во множестве античных трактатов, именно тогда и были упомянуты такие термины, как «ветеринария», «ветеринарная помощь».
На Руси первые упоминания о ветеринарии относятся к 10-13 векам, в 16-18 уже существовали первые законодательные акты, посвященные ветеринарии: а именно, упоминались меры о борьбе с эпизоотиями. Появляются и книги, посвящённые ветеринарной помощи (упоминают «Аптеку обозовую», «Книга лекарственная о конских болезнях»). Помощь животным чаще всего оказывали коновалы.
В Средние века медицина и ветеринария античных времен были забыты и существовали в весьма примитивном виде. Очередной этап развития можно приурочить к 18 веку, когда начали открываться ветеринарные школы в таких странах Западной Европы, как Австрия, Германия и Франция.
На заре 19 века появились первые печатные издания, посвящённые ветеринарии. В это же время в Российской империи сначала открылась «Конюшенная школа», а потом уже начали функционировать и ветеринарные отделения при медицинских училищах, а позже и ветеринарные училища и институты.
Ветеринария сегодня
Стоит отметить, что ветеринария имеет непосредственное отношение и к здоровью человека.
Ветеринары регулярно проводят профилактические мероприятия и научные исследования, которые, кроме прочего, обеспечивают разработку надежных методов для профилактики болезней, являющихся общими для человека и животных либо передающихся от животного к человеку (так называемые зооантропонозы), разные пищевые токсикоинфекции и интоксикации.
Среди болезней, одинаково опасных как для человека, так и для животных, выделяют:
- туберкулёз;
- ящур;
- бешенство;
- лептоспироз;
- бруцеллёз;
- листериоз;
- туляремия;
- сальмонеллёз;
- финноз;
- трихоцефлёз.
Сегодня эти болезни тщательно изучаются как медицинскими врачами, так и представителями ветеринарной медицины всего мира.
Источник: http://xn--80adjapb7awdo4m.xn--p1ai/blog/obzor/pravilnoe_udarenie_v_slove_veterinariya_kak_postavit/
13 слов, которые большинство из нас произносит неправильно (Кажется, в слове «трансфер» ошибку допускают почти все)
- 45 книг, которые легко читаются и круто прокачивают мозг (Научпоп, искусство, кинематограф и еще 2 жанра)
- Список произведений для тех, кто любит тайны и детективы. Книги, фильмы и статьи о реальных событиях
- 19 доказательств того, что любовь ломает любые преграды
- Как выглядят и чем занимаются дети и внуки 14 любимых советских артистов
- 20+ доказательств того, что подарить бездомным животным новую жизнь — бесценно
- 20+ дорогих вещей, которые на AliExpress можно купить за копейки
- Художник мастерски нарисовал портреты своих подписчиков (Вряд ли увидите сегодня что-то круче этих работ)
- 20 записей из детских дневников, от которых их авторам до сих пор неловко
- Эстетический ликбез: 8 простых характеристик, после которых вы сразу уясните, что такое импрессионизм
- Кем стали дети наших любимых звезд, рано ушедших из жизни
- 16 сюжетных деталей фильма «Джокер», которые поняли лишь отпетые киноманы
- 10 талантливых детей, чьи изобретения могут спасти человечество
- 11 знаменитостей, переступивших 80-летний рубеж (Но по-прежнему крутых)
- 11 обычных вещей, скрытые возможности которых большинство не использует. А зря
- 20+ человек рассказали, какие слова они хотели услышать от родителей, но так их и не дождались
- 7 детей, которые делают этот мир лучше, пока мы с вами сидим в интернете
Источник: https://www.adme.ru/svoboda-kultura/13-slov-kotorye-bolshinstvo-iz-nas-proiznosyat-nepravilno-2123715/
Орфоэпические запоминалки — ГИА
Эта статья содержит ЧЕТЫРЕ СОВЕТА о том, как готовиться к заданию А1.
Совет №1. Фантастическая история
Исключите из списка те слова, ударение в которых вы определяете безошибочно. Сосредоточьтесь на оставшихся. Распределите их в отдельные группы по какому-либо признаку. Например, в 1-ую группу внесите слова с ударением на первом слоге, во вторую — с ударением на втором и т.д. Для быстрого заучивания слов из каждой группы, попробуйте придумать с ними какую-нибудь историю (это может быть одно предложение или небольшой текст). И чем она будет фантастичнее и неправдоподобнее, чем ярче будут созданные вами образы, тем быстрее вы запомните нужные слова.
- Например, необходимо запомнить следующие слова:
- временщИк
- диспансЕр
- духовнИк
- еретИк
- каталОг
- Составляем с ними предложение:
- ВременщИк, духовнИк и еретИк поехали в диспансЕр за каталОгом, но вместо каталОга получили некролОг с приговОром.
Выучите эти несложные стихотворения с зарифмованными словами с трудным ударением. На экзамене они вам очень помогут!
1. Долго ели тОрты – Не налезли шОрты!
2. ЗвонИт звонарь, ЗвонЯт в звонок, Чтоб ты запомнить верно смог.
3. Фёкла красная, как свЁкла! или В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!
4. Срубили ель, сорвали щавЕль.
5. Не говори катАлог, а только каталОг.
А твОрог?
Можно твОрог, а можно и творОг!
6. Как у нашей Марфы Есть в полоску шАрфы!
7. С утра перепалки
Из-за ключей в коммуналке. Забудьте склоки,
Купите брелОки!
8. ФенОмен звонИт по средАм. ПринЯв договОр по годам, Он Отдал экспЕртам эскОрта ХодАтайство аэропОрта.
9. ТанцОвщик с танцОвщицей любят Своих малышей баловАть. На кУхонный стол по посуде Пускают котят танцевать.
10. Мы с шофЁром пустились по грЯзи И, подолгу буксуя в грязИ, ПрорвалИсь к отделению связи – Нам типОграф прислал жалюзИ.
- 11. Кто с правилами дружит,
- Тот твердо убежден:
- ФарфОр нам очень нужен,
- А фАрфор не нужён.
- 12. Нельзя сказать алфАвит,
- А можно алфавИт –
- Кто говорит алфАвит –
- Неверно говорит.
- 13. Когда мы на машине
- Летим во весь опор,
- То нас везет не шОфер,
- А нас везет шофЁр.
- 14. И пусть теперь не будет
- Секретом для ребят,
- Что в парке не статУи,
- А стАтуи стоят.
- 15. А если вы в театр
- Придете, например,
- Вас не пропустят в пАртер,
- Пожалуйте в партЕр.
- 16. Отлетела от костра
- И погасла быстро —
- Коль неверно, то искрА,
Если верно — Искра! (С.Белорусец)
- 17. Стол, нам купленный,
- И в кухню занесённый,
- Зовётся кУхонный,
А вовсе не кухОнный. (С.Белорусец)
- 18. Труба подзорная при нём,
- Смотрит в небо астронОм.
- 19. Доезжай до поворота:
- Вот дворец, вот вход — ворОта.
- 20. Он начальник, и в момент
- Нам подпишет докумЕнт.
- 21. Красит стены нам маляр,
- Полки делает столЯр.
- 22.Для строителей в момент
- Машина привезёт цемЕнт.
- 23. Как работать неохота,
- Одолела нас дремОта!
- 24. Помогает нам читать,
- Учит буквы различать,
- Он известен, знаменит,
- Нужный всем нам алфавИт.
- 25. Хоть и жжётся, но красива
- Всем известная крапИва.
- 26. Этот камень очень сильный
- И достаточно красивый.
- Бей его хоть целый день —
- Не расколется кремЕнь.
- 27. В тот же день царица злая,
- Доброй вести ожидая,
- Втайне зеркальце взялА
- И вопрос свой задалА.
- 28. Вот у Коли, например,
- Мама — милиционер.
- А у Толи и у Веры
- Обе мамы — инженЕры.
- 29. Для приземленья попроси
- Пилота выпустить шассИ.
30. Солнце. Жарко. Привези
- Нам для окон жалюзИ.
- 31. Прежде чем дела кончать,
- Нужно их сперва начАть.
- 32. Если есть в тебе таланты,
- Завяжи на праздник бАнты.
- 33. Тяжела была работа,
- В теле всём теперь ломОта.
- 34. Жалко весь, так дайте хоть
- Кекса вашего ломОть.
- 35. Мой сосед-незнайка стонет:
- Телефон его не звОнит.
- Аппарат-хитрец молчит,
- Ждёт, когда кто позвонИт.
- 36. Я ужасно утомлённый —
- Брат не спит новорождЁнный.
- Не смыкает ночью глаз,
- Криком громким будит нас.
- 37. Мы целый день с тобой хохочем,
- Остановиться всё не хочем.
- Сказать вернее — не хотИм,
Всё хохотим да хохотим! (С.Белорусец)38. Вот ведро, И мусор вот. Мусор — в мусоропровОд.
- Попробуйте сами придумать подобные рифмовки с нужными вам словами.
- Ну а если у вас нет способностей к стихосложению, то можно ограничиться и самыми примитивными рифмовками, например, такими:
- кремЕнь — ремЕнь
- кОнусы — бОнусы, кОнусов — бОнусов
- крАны — рАны
- столЯр — малЯр
- цепОчка — пОчка
- щавЕль залез на Ель
Совет № 3. Происхождение слова
Размышления о том, как образовалось данное слово, тоже могут помочь сориентироваться в ударении.
Рассмотрим несколько примеров:
вероисповЕдание — от «веру исповЕдать»знАчимость — от прил. «знАчимый»
Отрочество — от «Отрок» (подросток)
слИвовый — образовано от «слИва»
опОшлить, опОшлят — от слова «пОшлый»
Есть в русском языке слова, вошедшие в наш язык из французского языка, в котором ударение ставится всегда на последний слог, и эти слова не утратили свою «родную» традицию:
диспансЕр (слово пришло из англ. яз. через посредство франц.яз.)
- жалюзИ
- партЕр
- экспЕрт
А вот в немецком языке ударение в словах падает на второй слог:
квартАл
дефИс
Совет № 4. Ряды слов
Можно также составить целые ряды слов с одинаковым ударением. Например:
каталОг
- диалОг
- монолОг
- некролОг
киломЕтр
- сантимЕтр
- децимЕтр
- миллимЕтр
мЕстностей ( род.п.мн.ч)
- пОчестей
- чЕлюстей
- но! новостЕй
- мусоропровОд
- газопровОд
- нефтепровОд
- водопровОд
- призЫв
- позЫв
- отзЫв (посла)
- созЫв
- но! Отзыв (на публикацию)
- столЯр
- малЯр
- доЯр
- школЯр
- шофЁр
- киоскЁр
- контролЁр
прозорлИва (краткое прилаг. ж.р).
- смазлИва
- суетлИва
- болтлИва
- но! прожОрлива
- баловАть
- баловАться
- избаловАть
- разбаловАть
- но! бАловень (судьбы)
- опломбировАть
- формировАть
- нормировАть
- сортировАть
Многие стихи я нашла ЗДЕСЬ.Спасибо также этому сайту.
Орфоэпические минутки на уроках русского языка
учитель русского языка и литературы Подойницына Ирина Николаевна ( МОУ Кадаинская средняя общеобразовательная школа Забайкальского края Калганского района )
Как научить школьника правильно ставить ударение? Довольно часто ребёнок слышит неверное употребление слова и воспринимает это как норму. Эффективен для запоминания нормативного произношения слов приём сложения рифмовок.
Учащимся предлагается подобрать рифмующееся слово к предложенному учителем.Наиболее созвучные пары слов записываются на доске, после этого идёт работа в группах по составлению рифмующихся строчек .
Самые ритмичные , запоминающиеся, смешные стихи разучиваем хором. (Свёкла- Фёкла)
- Тётка Фёкла ела свёклу.
- (ЦемЕнт- инструмент) Я беру свой инструмент,
- Быстро развожу цемЕнт.
- (квартАл — устал) Брёл я долго и устал, Перешёл седьмой квАртал. Что за странный носорог
- Ел и твОрог , и творОГ.
Дети очень любят сочинять стихи, подбирать рифмующиеся слова, но не всегда для такой работы имеется время на уроке. Данный приём вполне уместен на занятиях кружка, а плоды коллективного труда –рифмовки- используются на уроках. Вольно или невольно ребёнок, читая подобные вирши, правильно ставит ударения, так как без этого строчки не рифмуются. Слышен в классе диалог:
- Обсуждают каталОг.
- Детей не нужно баловАть, Чтоб зубки не пломбировАть.
Повторять такие рифмовки можно хором во время физкультминуток, подбирая различные упражнения на расслабление. ДремОта и зевОта уходят за ворота. (потягивание) Если прикоснёшься к иве, Станешь ты ещё красИвей.( наклоны) Стишки быстро запоминаются.
А если на уроках создаются речевые ситуации для развития орфоэпических навыков, то успех работы обеспечен. Постепенно у учителя появляется целая коллекция рифмовок, которые помогают учащимся справиться с проблемами произношения, формообразования.
У меня в ушах звенит, Телефон опять звонИт.
Вырвали за целый день весь щавЕль и весь ревЕнь.
Рифмовки в готовом виде можно использовать на уроках в различных классах , делиться с коллегами.
Даже выпускники берут на вооружение такой дидактический материал для подготовки к ЕГЭ: задания по орфоэпии часто вызывают у них затруднения. Прием использования рифмовок предлагает Е.И.Никитина (Е.И.
Никитина Уроки русского языка в 5 классе Москва» Просвещение»2001)на занятиях по морфологии, орфоэпии.
Если есть всё время тОрты, не малы ли будут шорты.
Для тренировки нормативного формообразования существительных методист предлагает осложнённое списывание рифмовок:
Уважают человека у туркмен, татар, узбеков, у таджиков и армян, у монголов и цыган, у якутов и тунгусов, у башкир и белорусов, у киргизов и грузин, у бурят и осетин. ( Б. Успенский).
- Для уроков по теме «Окончания существительных» можно предложить и такие рифмовки:
- В детской сказке колобок без чулок и без сапог, Ведь не шьют для колобков ни ботинок, ни носков.
- Обошёл я кухню, обнаружил туфлю.
Такие элементы занимательности методически целесообразны, они положительно влияют на речевую культуру ребёнка. Очень важно, чтобы строки, предназначенные для запоминания, были построены по законам русского языка.
Источник: https://www.sites.google.com/site/gialochern/orfoepiceskie-zapominalki