Комнатная роза – миниатюрный представитель растений, которые обычно выращивают в открытом грунте.
Не смотря на то, что размеры домашней розы в горшке не превышают 35 см, она также благоухает, имеет пышное цветение при хорошем уходе.
Селекционеры создали множество сортов с разными оттенками и ароматом, поэтому растение пользуется большой популярностью у домохозяек, проживающих в квартире.
Описание растения
Уход за комнатной миниатюрной розой в горшке в домашних условиях легким не считается. Ей необходимо внимание, чтобы поддерживать надлежащие условия. От этого зависит, как растение зацветет весной.
Различают несколько разновидностей комнатных роз – бенгальские, чайные, полиантовые, флорибунда, ремонтантные и почвопокровные, но размер их в несколько раз меньше, чем уличных собратьев.
Способ, как ухаживать за комнатными розами в горшках после покупки в домашних условиях, каждая хозяйка выбирает сама. Важно знать, что мероприятия по уходу за садовыми растениями отличаются от тех, что нужны комнатным культурам, потому что условия в саду и в комнате сильно отличаются.
За чем придется следить:
- За состоянием грунта, чтобы не пересыхал и не переувлажнялся.
- Подкормки – от их качества и количества зависит, как быстро растение восстановится после цветения.
- Освещение – цветущие декоративные виды все любят яркий, но рассеянный свет.
- Влажность – сухой воздух оказывает пагубное влияние на иммунитет растения.
Если домашняя роза была преподнесена в качестве подарка, наверняка ее купили в супермаркете, где растения усиленно стимулируют к росту и цветению.
Поэтому после двухнедельного карантина нужно начинать мероприятия по выхаживанию и спасению растения. Его пересаживают, обрезают, дезинфицируют, чтобы не заболели грибком. Иногда бывает, что покупатели не замечают вредителей на листьях – перед установкой на карантин комнатную розу осматривают на предмет мучнистого червеца, паутинного клеща, щитовки.
Выбор комнатной розы в магазине
Если созрело решение купить розу в горшке для домашнего культивирования, необходимо внимательно отнестись к ее выбору в магазине.
На что обратить внимание:
- Стебли. Если растение в упаковке, ее снимают. Ветки должны быть ровного зеленого цвета, без темных пятен и повреждений.
- Листья. Их природный цвет – темно-зеленый, глянцевый. Малейший намек на хлороз должен насторожить – возможно, за розой плохо ухаживали в магазине, переливали удобрений или воды под корень. Листья не должны опадать в период вегетации.
- Наличие подарочной упаковки. Лучше, если растение находится без нее, так как резкое изменение условий может привести к болезни. Полиэтиленовая пленка сохраняет влагу и надземная часть хорошо себя чувствует.
Покупку комнатной розы лучше запланировать на весенний или летний период, так как в это время растения начинают активно образовывать бутоны после зимнего периода покоя. Если культура цветет зимой, это означает, что у нее нарушен естественный цикл существования. Может потребоваться время, чтобы «переучить» растение зимой отдыхать, а весной расти.
Адаптация к домашним условиям, карантин
После покупки растение переезжает домой на новое место. Для него выбирают хорошо освещенное место на подоконнике, чтобы не было прямых солнечных лучей. Неделю комнатная роза должна находиться отдельно от всех растений, на случай, если имеются паразиты (они могут попасть на листья с улицы, особенно паутинные клещи, обитающие повсеместно).
Можно периодически увлажнять воздух вокруг и подливать воды в поддон. Если верхний слой почвы подсох, культуру поливают незначительно. Важно проветривать помещение, чтобы усилить воздухообмен в листьях.
Адаптация длится около 2 недель, после чего растение можно пересадить в новый горшок, заменить грунт. Рекомендуется по пунктам проанализировать комнатные условия, в которых будет расти домашняя розочка, чтобы потом не лечить ее в экстренном порядке.
Условия роста в период вегетации
Домашние розы, как и все растения, имеют два периода – вегетативный и покоя. Период вегетации длится с весны до осени – март – октябрь. Все остальное время растение находится в спящем состоянии. Готовить розу нужно к пробуждению и спячке.
Почва
Для розы в горшке покупают почву в которой уже есть питательные вещества в виде компоста или минералов. Можно приготовить почвосмесь в домашних условиях. Для этого смешивают:
- 4 части перепревшего навоза;
- 4 части дернового грунта;
- 1 часть мелких камней или песка.
Грунт должен быть рыхлым, чтобы воздух хорошо проникал к корням. На треть горшка нужно положить керамзит – он способствует отводу жидкости от корневой системы.
Все компоненты дезинфицируют в горячей духовке перед смешиванием, чтобы не занести личинок вредителей или споры грибка.
Полив
Полив необходим регулярный, особенно в период вегетации. На пересыхание или переувлажнение почвы роза реагирует снижением иммунитета, сбрасывает листья и бутоны. Чтобы понять, когда нужно поливать, осматривают верхний слой – он должен немного подсохнуть.
Видео: Уход за домашней розой
Раз в неделю нужно проводить купание комнатных роз. Почву закрывают пленкой, чтобы вода не попадала под корень. Опрыскивают тогда, когда воздух в помещении слишком сухой в летнее время – это способствует снижению температуры в тканях растения.
Полив холодной водой из-под крана недопустим, нельзя лить хлорированную жидкость. Поддон под комнатной розой нужно опорожнять после полива, чтобы дно горшка не находилось в воде. Лучше, если емкость будет с ножками или установлена на слое керамзита.
Влажность воздуха
Особенно трудно поддерживать нужную влажность в помещении зимой, когда работают батареи отопления. Опытные хозяйки закрывают их мокрыми полотенцами, ставят емкости с водой для испарения, устанавливают защитные экраны.
Домашние культуры в большинстве своем не любят горячих потоков воздуха. Розы – особенно. Высокие температуры для них противопоказаны. Если весной растение не растет, значит зимой условия произрастания не соответствовали потребностям.
Освещение
Восточное или западное окно – лучший вариант для комнатной розы. В этом случае освещение будет полным, но мягким.
Домашние розы желательно ставить на отдельное окно – они не любят скученности, хуже себя чувствуют в компании с другими растениями.
Если нельзя найти место с выходом на восточное или западное направление, можно поставить на южное, но повесить прозрачную занавеску, чтобы прямые солнечные лучи не обожгли листья.
Подкормки
Подкормки необходимы комплексные – органические и минеральные. Можно воспользоваться удобрениями нового поколения с гуминовыми кислотами – они стимулируют иммунитет и цветение, хорошо восстанавливают почву.
Самый важный элемент весной – азот с фосфором, ближе к цветению – калий с фосфором. Подкормки в период цветение проводятся каждую неделю или раз в две недели.
Нельзя подкармливать больные растения – их корни не способны усваивать питательные вещества, вместо этого получают ожог и отмирают.
Можно купить специальные смеси для роз, подойдут удобрения для декоративно-лиственных растений. Дозировки нельзя превышать, так как переизбыток минеральных веществ пагубно сказывается на состоянии растений. Перед использованием смесей внимательно читать инструкцию – каждый производитель выпускает разную концентрацию минералов.
Во время зимней спячки розам не нужны подкормки – последний раз их вносят после цветения. Это калийно-фосфорные удобрения, чтобы растение восстановило силы и подготовило почки к следующему периоду вегетации.
Только что пересаженную домашнюю розу можно 2 – 3 месяца не кормить – в грунте достаточно минералов для поддержания жизнедеятельности.
Обрезка
Уход за домашней розой заключается в периодической обрезке и формовке куста, чтобы выглядел опрятно.
Обрезать необходимо:
- высохшие и отцветшие бутоны, чтобы не забирали питательные вещества;
- побеги, растущие внутрь куста, создающие загущение;
- пожелтевшие листья – они могут быть больными грибком.
Ежегодно осенью проводится обрезка перед периодом покоя. Побеги укорачивают до 10 см. Обрезки могут использоваться для размножения. Вполне достаточно, если на каждой ветке останется 4 – 5 почек – из них весной вырастут новые побеги с бутонами.
Обрезку проводят острыми ножницами, чтобы не пережимать побег и не надламывать его. Срезы обрабатывают толченым активированным или древесным углем.
Пересадка
Первый раз пересадка проводится в полноценный грунт, когда растение приносят из магазина, давая ему предварительно привыкнуть к новому месту. Горшок лучше взять керамический, с крупными дренажными отверстиями для стока воды. Емкость белого цвета лучше отражает тепло, поэтому корневая система не будет сильно перегреваться.
Как пересадить розу в горшке после покупки:
- Положить на дно горшка керамзит, насыпать на него слой грунта.
- Вынуть осторожно розу из старой емкости вместе с почвой.
- Переставить в новый горшок и присыпать по бокам землей.
Не должно образоваться воздушных карманов, поэтому почву утрамбовывают по мере засыпания. Увлажнять не обязательно, так как покупная земля обычно влажная.
Корни у комнатной розы нежные и тонкие, поэтому их случайно можно повредить.
Экстренная пересадка нужна, когда растение начало чахнуть, желтеть, вянуть. Это означает, что нарушен режим полива, на корнях завелся грибок и роза погибает. В этом случае готовят новый грунт, дезинфицируют горшок марганцовкой, корни промывают чистой теплой водой, обрабатывают фунгицидом.
После этого надо дать поврежденным корням немного подсохнуть, затем пересадить розу в новый грунт, поставить в притененное место для выздоровления.
Размножение
Лучше всего комнатные розы размножаются черенками. При попытке посеять семена не сохраняются сортовые признаки, поэтому такой способ не практикуют в домашних условиях.
Как размножить домашнюю розу:
- Обрезки длиной 8 – 10 см, которые имеют 4 – 5 почек и пару листьев, ставят в воду.
- Срез для скорейшего образования корней обрабатывают Корневином или другим стимулятором.
- Ставят в затененное место.
Корневая система образуется в течение 3 недель, после чего растение можно пересаживать в отдельную емкость.
Температура в помещении не должна превышать 22 градуса, поэтому чаще всего размножение комнатных роз проводят весной. Укоренение происходит в течение 2 недель, дальнейший уход идентичен взрослым культурам.
Болезни и вредители
Розы – нежные чувствительные культуры, поэтому малейшее отступление от правил культивации вызывает болезни. Кусты могут поражаться серой гнилью, мучнистой росой. Происходит это из-за высокой плотности посадок – большого количества растений в одном месте. С грибком можно бороться народными способами или купить химикаты.
Из вредителей на комнатную розу чаще всего нападают полчища паутинных клещей.
Осматривая растение, можно заметить белый точки на листьях, которых с каждым днем становится все больше. Затем лист темнеет, сохнет и отмирает. Между листьями появляется паутина, по которой насекомые передвигаются, яйца они откладывают на нижней стороне листа, поэтому обработку проводят с обеих сторон.
Источник: https://udobreniya.net/komnatnaya-roza/
Проверка парных согласных звуков в корне слова. Видеоурок. Русский язык 2 Класс
На этом уроке мы узнаем, что парная согласная в корне слова (в середине и в конце слова) требует проверки. Научимся проверять парные согласные в корне при помощи гласной буквы. Выполним много занимательных заданий.
Мы уже знаем, что в русском языке есть парные согласные:
Б-П, Д-Т, Г-К, З-С, В-Ф, Ж-Ш.
Рис. 1. Парные согласные (Источник)
Понаблюдаем за тем, что происходит с парными согласными на конце и в середине слова.
Назовём предметы. Выделим последние звуки.
Поезд. Слышим звук Т – пишем букву Д.
Таз. Слышим звук С – пишем букву З.
Рис. 2. Поезд (Источник) | Рис. 3. Таз (Источник) |
Проверим, как звучит парный согласный в середине слова перед глухими согласными.
Лодка. Слышим звук Т – пишем букву Д.
Ложка. Слышим звук Ш – пишем букву Ж.
Рис. 4. Лодка (Источник) | Рис. 5. Ложка (Источник) |
Делаем вывод: звонкие парные на конце слова и в середине перед глухими согласными оглушаются, значит, написание парных согласных надо проверять.
Три способа проверки парных согласных
Это орфограмма встречается в корне слова, поэтому получила название «Правописание парных согласных в корне слова». А какие слова будут проверочными?
- Рассмотрим примеры.
- Первый способ проверки правописания парных согласных: изменить форму слова, чтобы после парного согласного появилась гласная.
- Например: груз – грузы, сугроб – сугробы, плод – плоды.
- Второй способ: мысленно подставить слово «нет».
- Например: флаг – нет флага, мороз – нет мороза, клюв – нет клюва.
- Третий способ: подобрать однокоренное слово так, чтобы после парного согласного шла гласная.
- Например: ножка – ноженька, лапка – лапочка, травка – травушка.
Рис. 6. Слова с парными согласными (Источник)
- Парные согласные
- Самые опасные.
- Парный в слове проверяй,
- Рядом гласный подставляй.
- А ещё, чтобы проверить парный согласный, надо изменить слово так, чтобы после проверяемого согласного звука слышался звонкий согласный звук Н.
- Например: рыбка – рыбный, книжка – книжный.
Закрепление знаний на практике
- А теперь закрепим полученные знания, выполнив задания.
- Вставим пропущенные буквы, назовём проверочное слово.
- Юбка, дудка, блузка, холод, выставка, глазки, снежки, грязь, коровка, кружка, звонок, морж.
- Проверим, что получилось: юбка – юбочка, дудка – дудочка, блузка – блузочка, холод – холодный, выставка – выставить, глазки – глаза, снежки – снежный, грязь – грязный, коровка – коровушка, кружка – кружечка, звонок – звонки, морж – моржи.
- Выделим корень в родственных словах, вставим парную согласную.
- Тра…ка – тра…а, тра…ушка, тра…инка.
- Ду…ки – ду…ок, ду…очек, ду…овый.
- Моро… – моро…ы, моро…ный, моро…ить.
Травка – трава, травушка, травинка – корень трав. Вставили букву В.
Дубки – дубок, дубочек, дубовый – корень дуб. Вставили букву Б.
Мороз – морозы, морозный, морозить – корень мороз. Вставили букву З.
Назовём предметы. В каких словах написание расходится с произношением? Подберите к ним проверочные слова. Выделим корни.
- Хлеб, гвоздь, шапка, торт, голубь.
- Проверим. Произношение расходится с написанием у слов:
- Хлеб, гвоздь, голубь.
- Проверочные слова:
Хлеб – хлеба, хлебушек, хлебный. Корень хлеб.
Гвоздь – гвозди, гвоздик. Корень гвоздь.
Голубь – голуби, голубок, голубиный. Корень голубь.
Впишем подходящие по смыслу слова с парной согласной на конце. Все слова начинаются с буквы С.
- …… цветёт весной.
- Мама сделала …… из огурцов.
- Зимой идёт……
- …… намело во время пурги.
- После драки под глазом……
- …… сена убрали в поле.
- Проверим, что получилось (один из вариантов).
- Сад цветёт весной.
- Мама сделала салат из огурцов.
- Зимой идёт снег.
- Сугроб намело во время пурги.
- После драки под глазом синяк.
- Стог сена убрали в поле.
- На следующем уроке мы узнаем правила написания слов с разделительным мягким знаком и закрепим эти знания на практике, выполнив множество интересных заданий.
- Список рекомендованной литературы
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
- Kuznetzova.siteedit.ru (Источник).
- School.xvatit.com (Источник).
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 165 С. 109, упр. 167, 168 С. 111.
- Вставь необходимый согласный на месте пропуска в словах.
Рис. 7. Задание на правописание парных согласных в корне слова (Источник)
- * Используя полученные на уроке знания, разгадай ребусы, объясни правописание слов-ответов.
Рис. 8. Ребус 1 (Источник) | Рис. 9. Ребус. 2 (Источник) |
Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/2-klass/pismo-orfografiya/proverka-parnyh-soglasnyh-zvukov-v-korne-slova
«Для меня слово «пожилой» оскорбительное». Учительница сельской школы рассказала, чем занимается на пенсии • Слуцк • Газета «Інфа-Кур’ер»
Наталья Бартошик, учитель из деревни Городище, на пенсии оказалась неожиданно и не по своей воле. Уведомление о том, что с ней расторгают контракт, женщине предложили подписать, когда она во время отпуска зашла в школу совсем по другому поводу. Наталья Бартошик рассказала «Кур'еру», почему она расстроилась, но потом нашла много занятий, которые доставляют ей удовольствие.
Наталье всего 56 лет. Она стройная, бодрая, активная и целеустремлённая. Родилась в Украине, училась и жила в России, но вместе с мужем приехала в Беларусь и последние 24 года работала учителем истории в Бокшицкой средней школе.
Пенсионерка не по своей воле
«Слово «пожилой» по отношению к себе считаю оскорбительным, — так начала Наталья разговор с корреспондентом «Кур`ера». — Я работала и совсем не думала о пенсии, несмотря на то, что 39 лет уже в образовании. Не стояла на месте, стремилась внедрить интересные новации, учеников стимулировала к творческому поиску.
Ежегодно получала 15−20 сертификатов о повышении квалификации, дважды становилась победителем районного конкурса «Учитель года», побеждала в областном конкурсе «IT-мозаика 2018».
Последнее время занималась внедрением информационных технологий в учебный процесс, создала два личных сайта и блог, где делилась наработками с коллегами.
Наталья Бартошик с Алесей Гук. Раньше Наталья была у Алёны классным руководителем, а теперь они коллеги. Фото предоставлено Натальей Бартошик
Обучать молодых не захотели
Я предложила районному отделу образования использовать мой опыт и знания и организовать Школу молодого учителя истории, ведь много лет руководила районным методическим объединением учителей истории. Это оказалось ненужным.
Я освоила курс международной стратегии обучения «Активная оценка», стажировалась в Польше, Германии и Литве, сотрудничаю с Ассоциацией «Образование для будущего». Один из последних моих проектов, который я разработала и выиграла грант на реализацию, — «Создание экспозиции музея в деревне Городище».
«Музей в Городище — часть моей жизни»
Идея создания музея в деревне Городище принадлежала старосте Евгении Сытько. Она начала сбор экспонатов, нашла дом, который за свои средства отремонтировал местный предприниматель Николай Гуринович.
Наталья Бартошик приходит в музей несколько раз в неделю, чтобы следить за сохранностью экспозиции, систематизировать экспонаты. Елена БадьинаПосле смерти Евгении Сытько ко мне обратилась Галина Грак, сейчас она староста деревни. Она предложила мне заняться музеем. И я согласилась.
Для этого я разработала проект «Воспитание гражданственности и патриотизма средствами краеведения». Директор Бокшицкой школы его поддержала, а я стала руководителем этого проекта, которым являюсь и сейчас.
Всем понятно: чтобы что-то создавать, развивать, нужны деньги. Для этого представила проект на конкурс для получения гранта от Фонда поддержки местных сообществ (Брюссель) и выиграла его.
На 2,5 тысячи долларов была систематизирована, оформлена и смонтирована экспозиция музея. В январе 2018 года он был подготовлен к приёму посетителей.
За эту работу мне даже вручили грамоту от Слуцкого райисполкома.
В музее собрано более 200 экспонатов. Здесь хранятся и материалы исследовательских работ, которые Наталья проводила вместе с учениками. Елена Бадьина
В Городище много уникальных людей, которыми односельчане могут гордиться. Среди них — народный доктор Прокофий Бартошик, который бесплатно лечил людей, и Ульяна Бартошик, мать семерых детей, трое из которых — медработники, а четверо — участники Великой Отечественной войны.
В экспозиции представлены вещи и предметы быта местных жителей прошлого века.
Но оформление экспозиции — это только начало. Чтобы музей работал, здание должно отапливаться, нужно платить за помещение, за освещение, за уборку и прочее. Кто это будет делать? Сейчас музей закрыт. За год в нём побывала только делегация начальников и прошло одно мероприятие совместно с библиотекой.
Проблема, которую я сейчас пытаюсь решить, состоит в том, что дом в сельсовете числится как жилой, юридически он никак не оформлен.
Владимир Горбенко, председатель Бокшицкого сельсовета, когда я рассказала, что хочу развивать музей как социальный проект, ответил: «Искренне желаю вам удачи».
Я думаю, что всё решаемо, если не на словах, а на деле поддерживать культуру, образование и патриотическое воспитание молодёжи. Но без поддержки местной власти не обойтись. Сейчас староста Галина как-то выкручивается: достаёт дрова, оплачивает свет.
Жители помогли купить косилку, чтобы содержать территорию. Всё выглядит прилично, но музей закрыт, экскурсии туда не ходят, краеведческая работа не ведётся.
Хочу развивать социальное предпринимательство
Я понимаю, чтобы развивать музейный проект, нужно учиться. В июне этого года, защитив бизнес-идею, поступила в Школу социального предпринимательства. Есть шанс получить финансовую поддержку.
Жизнь на пенсии — время учиться новому и двигаться
Мне нравится учиться новому, расти, и не только профессионально. Я занималась восточными танцами, а этим летом окончила курсы по созданию и продвижению сайтов. В результате создала свой — по продаже изделий ручной вязки.
Изделия, связанные крючком Натальей БартошикЗанимаюсь дважды в неделю в Центре активного долголетия по курсу моделинга. Там учимся красиво ходить, стильно одеваться, делать возрастной макияж, знакомимся с азами актёрского мастерства, занимаемся с психологом. Вырываюсь из привычной обстановки, сажусь в маршрутку и попадаю в другой мир.
У выпускниц центра есть перспективы стать фотомоделью, демонстрировать одежду на показах, ведь популярность возрастных моделей только растёт. Я ещё не решила, буду ли этим заниматься, но учусь с удовольствием.
Около года учу итальянский язык. Сначала взяла 36 уроков у педагога по скайпу, теперь по 1−2 часа занимаюсь самостоятельно. Веду образовательный блог, странички в соцсетях. Мне нравится заниматься саморазвитием. Благодаря этому чувствую, что мои возможности безграничны.
Мне претит возрастная дискриминация: человек в 56 может быть активнее и работоспособнее, чем некоторые в 30. Жаль, что общество оценивает его возможности только по цифрам в паспорте.
Когда 1 октября мне прислали открытку с Днём пожилого человека, я восприняла её как насмешку. Запечатала в конверт и отправила назад».
Источник: https://kurjer.info/2019/10/30/pension-13/
Проверочное слово к слову вода — ищем вместе!
Обучение правописанию слов с безударной гласной в корне остается самой сложной темой в курсе начальной школы. И это, несмотря на то что ученые, методисты, учителя на протяжении десятилетий пытаются найти оптимальные пути решения проблемы. Для детей же, казалось бы, простой вопрос о том, как проверить слово «вода», может оказаться неразрешимым.
Для достижения положительного результата в работе по формированию орфографической грамотности детей нужен, прежде всего, системный подход в обучении. Это требование является актуальным в любом варианте школьной программы. Конкретные же пути формирования навыка могут быть самыми различными.
Знакомство с понятием «ударение»
Одним из требований программы по русскому языку в первом классе является знакомство с понятием «ударение». Ученики осваивают практические способы его определения в словах. Кроме того, дети узнают, что ударение в русском языке подвижно, оно может приходиться только на гласную букву.
На первый взгляд материал кажется простым и не очень значительным. Но это совсем не так. Слабо сформированный навык умения определять ударный звук в слове станет препятствием в освоении правописания безударной гласной в корне слова.
Поэтому в период обучения грамоте после введения понятия «ударение» необходимо ежедневно давать детям упражнения на определение ударного гласного в словах. Языковый материал может быть самым разнообразным: на определенную тему, разрозненным, воспринимаемым устно или письменно, предлагаемым всему классу, группе учеников или индивидуально.
В целях пропедевтики курса русского языка уже на этом промежутке освоения темы можно предлагать цепочки однокоренных слов. Для примера возьмем слово «вода».
Учитель говорит, что он будет называть его «родственников», а дети должны определить место ударного слога (звука, буквы).
Ряд слов может выглядеть следующим образом: «вода, водица, водичка, водник, водовоз, водоворот, водоем» и т. д. Не забываем обращать внимание на лексическое значение слов.
Подвижность ударения
При дальнейшей работе, рассматривая, например, слова с корнем -вод-, -сад-, -лес-, нужно отрабатывать не только навык определения ударного слога, но и дать возможность пронаблюдать такое явление, как подвижность ударения. Оно может быть на первом, последнем слоге или находиться в середине слова.
Учитель предлагает задание, в котором требуется подобрать однокоренное слово к слову «вода» (понятием оперирует учитель, не требуя этого от детей). Во время обсуждения на доске появляется, например, такая запись: «вода, водокачка, водолаз, водный, водянистый».
Продолжая наблюдать и сравнивать, дети замечают, что ударение перемещается с одного слога на другой, но безударные гласные в слове остаются неизменными. И еще одно наблюдение, которое приведет к важному выводу, необходимо провести с детьми. Ученики должны заметить, что произношение слова не совпадает с его написанием. Это «открытие» обычно поражает маленьких знатоков русского языка.
Безударные гласные
Следующим важным этапом в работе над орфограммой является выработка у обучающихся умения видеть безударную гласную. До знакомства с морфемным составом слова дети должны выделять ударную и все безударные гласные независимо от части слова.
Снова даем ученикам задание подобрать однокоренное слово к слову «вода». В образовавшейся цепочке: «вода, водомерка, водопой, безводный» — ученики графически обозначают ударные и безударные гласные. На начальном этапе можно давать пары слов, отличающихся формой числа: «вода — воды», «зима — зимы», «лес — леса» и др.
Очень важно именно сейчас дать возможность понять детям, что невнимательное отношение к безударной гласной может вызвать смешение букв при написании слова, что приводит к серьезной ошибке.
Проверяемые и проверочные слова
На втором году обучения языку дети уже готовы к восприятию темы «Однокоренные слова». Для них не являются новыми задания такого типа, как подобрать однокоренное слово к слову «вода», «земля», «цветы», «лиса». Они обладают информацией о том, что среди слов бывают группы «родственников», и их признаки хорошо известны детям.
Вводится понятие «корня» и его графическое обозначение. Дети еще и еще раз убеждаются в единообразном написании корня в родственных словах независимо от позиции ударения.
Путем наблюдения, сопоставления ученики приходят к выводу, что любую группу родственных слов можно разделить на две части: в одну поместить проверочные, а в другую — проверяемые слова. После такого «открытия» вопрос учителя о том, какое проверочное слово к слову «вода» можно подобрать, не будет вызывать у детей удивления или непонимания.
Гласные звуки и буквы
Чтобы у ребенка сформировался устойчивый навык грамотного написания безударной гласной в корне, и он мог подбирать проверочное слово к слову «вода» или любому другому, где есть указанная орфограмма, учителю нужно регулярно обращать внимание учеников на недопустимость смешения букв. Разные буквы в русском языке могут использоваться для обозначения одного и того же звука.
Очень полезны будут упражнения, где нужно в словах заменить одну букву, а затем пронаблюдать, что произошло со словом.
Материал для задания подбирается в соответствии с уровнем развития детей («дом — дым», «пела — пила», «леса — лиса» и т. д.).
Работая над отдельными словами и группами родственных слов, следует постоянно предлагать задания, где необходимо сделать выбор нужной буквы, обозначающей безударный гласный звук.
Как проверить слово. Памятка
На заключительном этапе работы над темой в классе появится памятка, которая в любое время подскажет, как, например, проверить слово «вода» и написать его без ошибки. Памятка должна быть «живой», востребованной детьми.
Если учитель видит, что ученики не пользуются алгоритмом работы над орфограммой, то это может означать, что памятка сложна для понимания или она была предложена детям в готовом виде. Схема, составленная учениками самостоятельно, всегда вызывает интерес, так как дети понимают значение каждого ее элемента.
Продолжительность использования схемы, раскрывающей секреты написания безударной гласной в корне слова, зависит от уровня развития учеников класса.
Для одних необходимость в ее применении отпадет через несколько уроков, а другие дети могут пользоваться ею не один год.
Учитель должен поощрять тех из них, кто благодаря памятке избавляется от орфографических ошибок в самостоятельных работах и диктантах.
Тренировочные упражнения
Учитывая сложность темы, педагог должен помнить о том, что без тренировки, постоянного повторения основных понятий невозможно формирование навыка правописания безударных гласных.
В связи с этим на уроках русского языка необходимо использовать несколько типов упражнений:
- Тренировка в постановке ударения. Здесь помогут слуховые упражнения, на списывание, творческого характера.
- Упражнения на формирование навыка выделения безударной гласной в корне. Предлагаем задания, например, такого характера: «Выпишите родственные слова, поставьте знак ударения, подчеркните безударную гласную, подберите проверочное слово к слову «вода»».
- Задания на формирование умения подбирать проверочные слова из группы однокоренных. Например, учитель просит доказать, что представленные слова являются однокоренными: «водоросль, водоснабжение, подводный, наводнение» — и подобрать проверочное слово к слову «вода».
- Упражнения направлены на выработку умения самостоятельно находить проверочное слово. Дети должны списать текст, найти слова с безударными гласными, требующими проверки. Используя свой словарный запас, подобрать проверочное слово к слову «вода» или другому, заданному учителем.
Работа над ошибками
Единых требований к проведению работы над ошибками в начальных классах не существует. Среди педагогов ведется немало споров о формах ее проведения, но польза такой работы в плане повышения грамотности детей давно доказана и не обсуждается.
Педагогу необходимо помнить, что чаще всего работу над ошибками приходится выполнять детям, испытывающим трудности в обучении. Это накладывает на учителя дополнительную ответственность в подборе заданий, использовании наглядных средств, специальных методических приемов.
Систематическая работа над ошибками помогает развить орфографическую зоркость учащихся, а это приводит к повышению грамотности.
Практика преподавания в начальных классах позволяет убедиться в эффективности применения разнообразных форм, приемов, которые использует учитель для достижения целей обучения. Виды практической деятельности учеников тоже имеют немаловажное значение в процессе познания секретов языка.
Источник: https://autogear.ru/article/145/352/proverochnoe-slovo-k-slovu-voda—ischem-vmeste/
Как правильно хранить отыгравшую брагу до перегонки
Бывают ситуации, когда из-за сильной занятости, срочной командировки или поломки самогонного аппарата винокур не может сразу перегнать отбродившую брагу, откладывая процесс на 7-14, а иногда и 20-30 дней. Ничего страшного в этом нет, при правильной организации процесса хранения брага может стоять без последствий несколько недель.
Теория
Ухудшение свойств браги может произойти по следующим причинам:
1. Скисание. После того как брожение прекращается, дрожжи перестают выделять углекислый газ, который выталкивает кислород. Если брага контактирует с воздухом, то попадание кислорода в сусло вызывает скисание – активируются аэробные микроорганизмы, они перерабатывают спирт в браге на воду и кислоту. В результате выход самогона снижается и появляется кисловатый привкус.
Чтобы не допустить скисания браги на хранении, нужно оградить доступ кислорода, держа емкость герметично закрытой или под гидрозатвором.
2. Побочные продукты жизнедеятельности дрожжей. Перерабатывая сахара в сусле, дрожжи кроме спирта и углекислого газа выделяют и другие вещества, многие из которых ухудшают качество браги.
Интересно, что больше всего вредных примесей накапливает именно отбродившая брага – когда заканчивается сахар, дрожжи начинают поедать своих умерших сородичей или находят себе другие источники питания из остатков растительного сырья.
Нужно уничтожить дрожжи или создать неблагоприятные условия, при которых они перейдут в анабиоз («заснут»). Для этого отбродившую брагу снимают с осадка, осветляют (желательно) и хранят в холоде, но не при минусовой температуре.
Для осветления лучше всего добавить в брагу водку, спирт или хвосты с предыдущей перегонки. В результате концентрация этилового спирта возрастет и это станет препятствием для активизации дрожжей и вредных микроорганизмов.
Убить дрожжи можно пастеризацией, но по затратам труда и времени этот процесс сравним с перегонкой, поэтому зачастую нецелесообразен.
3. Разложение растительных остатков. Характерно для фруктовых и зерновых браг. Остатки сырья скапливаются вместе с отмершими дрожжами в виде осадка на дне.
Рано или поздно этот осадок начинает разлагаться (гнить) или становится источником резервного питания для дрожжей. Оба варианта негативно сказываются на качестве самогона.
Это еще одна причина, по которой отыгравшую брагу перед хранением обязательно снимают с осадка (декантируют).
4. Активизация других микроорганизмов. Кроме уксусных бактерий испортить брагу могут и другие микроорганизмы, которые в зависимости от сырья вызывают плесень, молочное, масляное и даже глицериновое брожение.
Плесени подвержена любая брага, особенно зерновая или фруктовая
Главный метод борьбы с патогенной микрофлорой – стерилизация оборудования и ёмкостей. А при хранении браги помогает отсутствие доступа кислорода, закрепление этиловым спиртом и декантирование осадка.
Технология подготовки браги к хранению
Последовательность действий:
- Убедиться, что брага отбродила. Хотя четкое исполнение следующих этапов данной инструкции гарантированно остановит брожение, но недоброд чреват уменьшением выхода и, возможно, не таким насыщенным вкусом и ароматом фруктового и зернового самогона.
- Снять брагу с осадка: с помощью трубочки перелить в другую пластиковую или стеклянную ёмкость, стараясь не задеть осадок на дне.
- Осветлить. Этап желательный, но не обязательный. Целесообразнее всего добавить в брагу водку, спирт или «хвосты» от предыдущей перегонки. Нужно поднять крепость до 16-18% об, чтобы «законсервировать» дрожжи и другие микроорганизмы. Если считать, что брага отбродила и набрала крепость 12%, то на один литр требуется 4-8% чистого спирта, формула расчета количества. При этом важно помнить, что во фруктовые и ягодные браги лучше не вливать зерновые дистилляты, поскольку они могут перебить легкий аромат. Существуют и другие методы осветления браги, но они подходят не для каждого сырья.
- Герметично закрыть брагу или поставить под надежный гидрозатвор.
- Перенести ёмкость в темное помещение с температурой +12-15 °C (лучше +2-5 °C). Главное не допустить понижения температуры ниже нуля и повышения за пределы указанного диапазона.
- Оставить брагу в покое до перегонки. Перед дистилляцией еще раз снять с осадка.
Внимание! Если брага осталась хоть немного сладкой и при хранении возможно повышение температуры выше +14 °C, тогда нужно обязательно ставить гидрозатвор, иначе углекислый газ от вероятного повторного брожения может разорвать ёмкость.
Количество осадка бывает значительным
Срок хранения браги
Время хранения без ухудшения качеств зависит от сырья и точно предсказать его не получится. В любом случае, чем раньше будет сделана перегонка, тем меньше риск.
Универсальное правило: чем светлее брага и ниже температура окружающей среды, тем дольше срок хранения.
Проще всего с чистой сахарной брагой, поскольку она почти не содержит растительных примесей. Такая брага может храниться 6 месяцев и дольше.
Самый сложный случай – зерновая брага, которую зачастую очень сложно отфильтровать. Зерновые браги лучше не держать дольше 14 дней, однако это не значит, что по прошествии указанного срока всё потеряно, нужно перегонять, но качество самогона может быть хуже.
В плане срока хранения посредине находятся фруктовые и ягодные браги, которые могут стоять несколько месяцев при условии качественной фильтрации, по сути, это вино.
Проблема в том, что не с каждого сырья можно удалить растительные примеси.
Например, дольше может храниться большинство яблочных и виноградных браг, если плоды не переспели (содержание пектина незначительное), а вот персиковая или абрикосовая брага начнет терять свои свойства быстрее.
Источник: https://alcofan.com/khranenie-bragi-do-peregonki.html