Презентация на тему: Смысловые группы наречий
Скачать эту презентацию
Получить код Наши баннеры
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
Смысловые группы наречий Урок русского языка в 7 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
№ слайда 2
Описание слайда:
Цель Познакомить со смысловыми группами наречийУчить отличать наречия от слов других частей речиЗнакомить со способами образования наречий и их этимологией
№ слайда 3
Описание слайда:
Орфоэпический словарьМелькомПешком С происхождением слов познакомимся в статье упр. 201.
№ слайда 4
Описание слайда:
Смысловые группы наречий Обстоятельственные Образ действияВремя Место Причина Цель Определительные Мера и степеньКачество Способ действия
№ слайда 5
Описание слайда:
Смысловые группы наречий Образ действия:Как? Шел пешкомКаким образом? Танцевал вприсядкуВремяКогда? Вышли засветлоС каких пор? Повелось издавнаДо каких пор? Простились до завтра
№ слайда 6
Описание слайда:
Смысловые группы наречий Место:Где? Посмотреть вокруг Куда? Двигались вперед Откуда? Вернулись издалекаПричина:Почему? Обидеть сгорячаЦель:Зачем? Разорвать назло
№ слайда 7
Описание слайда:
Поэтическая пятиминутка На берегу пустынных волнСтоял он дум великих полн,И вдаль глядел. Пред ним широкоРека неслася; бедный чёлнПо ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегамЧернели избы здесь и там,Приют убогого чухонца;И лес, неведомый лучамВ тумане спрятанного солнца,Кругом шумел. И думал он:Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложёнНазло надменному соседу. (А.Пушкин «Медный всадник»)
№ слайда 8
Описание слайда:
Задания к тексту Выпишите из текста наречия, определив их принадлежность к смысловой группеРазберите по членам предложение: Здесь будет город заложён Назло надменному соседу.Какой частью речи является слово ЗАЛОЖЁН?
№ слайда 9
Описание слайда:
Синтаксическая работа Запишите предложение. Сложное оно или простое? Там, где есть герои, земля цветет. (Пословица)Как вы понимаете смысл высказывания?Назовите простые предложения, входящие в состав.Составьте аналогичные предложения с наречиями туда, оттуда.
№ слайда 10
Описание слайда:
Благодарюзаурок
Скачать эту презентацию
Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования «Профессионал-Р» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№3715 от 13.11.2013).
Получить доступ
Источник: https://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/smyslovye-gruppy-narechijj.html
Видеоурок «Смысловые группы наречий»
Смысловые группы наречий
- В этом уроке рассмотрим смысловые группы, на которые подразделяются наречия в зависимости от значения.
- Как мы знаем, наречия обозначают признак действия, состояния, качества предмета или другого признака и характеризуют эти действия, состояния и качества с различных сторон.
- В связи с многообразием значений, свойственных данной части речи, в лингвистике принято выделять две смысловые группы наречий – наречия определительные и наречия обстоятельственные.
- Определительные наречия характеризуют действие или признак со стороны его качества, количества и способа совершения действия: читать громко, читать очень громко, читать вслух.
- Такие наречия могут относиться не только к глаголу, но и к существительному, наречию, слову категории состояния, характеризуя их с разных сторон.
Качество действия или признака выражают определительные качественные наречия, отвечающие на вопрос как?: громко, ласково, смело, как-нибудь, кое-как.
В поэме А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» семеро крестьян выясняют, «кому живётся весело, вольготно на Руси».
Наречия «хорошо», «весело», «вольготно» обозначают качество действия, переданное глаголом «жить».
В названии стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» наречие «недаром» обозначает качество действия, переданное глаголом «злится».
Меру и степень качества, интенсивность действия передают определительные количественные наречия, отвечающие на вопросы «в какой мере?», «в какой степени?», «насколько?»: весьма, очень, слишком, нисколько, еле-еле.
В предложении
количественные наречия «немного», «чересчур», «слишком» характеризуют степень качества прилагательных «слепа», «шумна», «эгоистична».
Каким образом или способом совершается действие, характеризуют определительные наречия образа и способа действия, отвечающие на вопросы «как?», «каким образом?»: пешком, на ощупь, вдребезги, вплавь, вброд, вмиг.
В предложении из произведения Н.С. Лескова «Очарованный странник»:
обстоятельственные наречия «насмерть», «верхом» характеризуют способы совершения действия: расколотит каким образом? насмерть; едешь каким образом? верхом.
Обстоятельственные наречия обозначают различные обстоятельства совершения действия (время, место, причину, цель), они не уточняют характер действия, а указывают на обстоятельства его протекания, примыкают только к глаголам: издавна повелось, двигаться вперёд, ответить сгоряча.
На время совершения действия указывают обстоятельственные наречия времени, отвечающие на вопросы «когда?», «как долго?», «с каких и до каких пор?»: завтра, утром, сегодня, вчера, сейчас, днём, теперь, зимой.
В предложении
наречие «издавна» указывает на время совершения действия: славились с каких пор? издавна.
На место совершения действия либо его направление указывают обстоятельственные наречия места, отвечающие на вопросы «где?», «куда?», «откуда?»: здесь, впереди, издали, всюду, вперёд, вниз, направо, налево, издалека.
Обратимся к отрывку из стихотворения А.С. Пушкина «Деревня»:
В данном отрывке автор при помощи обстоятельственных наречий места «здесь» и «везде» подчёркивают, что ужасы рабства происходят именно в деревне.
На причину, из-за которой совершается действие, указывают обстоятельственные наречия причины, отвечающие на вопросы «почему?», «отчего?», «по какой причине?»: сослепу, сгоряча, волей-неволей, поневоле, сдуру, оттого, потому.
В предложении из произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина»:
обстоятельственное наречие причины «волей-неволей» указывает на причину того, почему приходилось подумать об учении.
На цель, ради которой совершается действие, указывают обстоятельственные наречия цели, отвечающие на вопросы «зачем?», «для чего?», «с какой целью?»: нарочно, назло, в пику, напоказ, зачем, затем.
В предложении из произведения Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»:
обстоятельственное наречие причины «нарочно» указывает на цель, ради которой совершено действие.
Таким образом, в этом уроке Вы познакомились со смысловыми группами наречий и узнали, что наречия делятся на определительные, характеризующие действие или признак со стороны его качества, количества и способа совершения действия, и на обстоятельственные, обозначающие различные обстоятельства совершения действия (время, место, причину, цель).
Источник: https://znaika.ru/catalog/7-klass/russian/Smyslovye-gruppy-narechiy
Смысловые группы наречий. Использование в речи наречий – синонимов и наречий-антонимов
- · Сегодня мы с вами поищем таинственного вора.
- · Узнаем о разнообразии наречий.
- · И, конечно, составим определение-памятку.
Наречие – это самостоятельная часть речи. Наречия не изменяются и обычно обозначают признак действия.
Наречия отвечают на вопросы как? когда? куда? зачем? где? – а также на другие вопросы.
По значению наречия делятся на обстоятельственные и определительные.
Что такое обстоятельственные наречия? О любом деле мы можем спросить – каковы обстоятельства этого дела? Что мы при этом имеем в виду?
Нам хочется узнать, каким образом, когда, где, почему и с какой целью происходило действие, о котором мы ведем речь. Поэтому обстоятельственные наречия могут обозначать образ действия, время, место, причину или цель.
А что такое определительные наречия? Мы можем попросить кого угодно дать определение любому действию или происшествию. При этом нам хочется знать качественные и количественные характеристики действия, то есть, как именно оно происходило, в какой мере и в какой степени.
Поэтому определительные наречия могут обозначать качество, а еще – меру и степень.
Возьмем любое действие. Например, кто-то украл сосиски. Явившаяся за сосисками семья очень удивилась и обратилась за помощью к сыщику. Какие вопросы задаст им сыщик?
Конечно, сначала его заинтересует образ действия. То есть, он спросит – как, каким образом были похищены сосиски?
Как? Каким образом?
- − Исподтишка, − заявил дедушка.
- − Вдруг, − припомнила бабушка.
- − Тайком, − предположила Маша.
− Впопыхах! – воскликнул Игорек.
− Молча, − вообразил себе вора Олег.
Показания не сходятся, и сыщику нужно продолжать расследование. Теперь его интересует время похищения. Точнее – когда все произошло, с каких пор сосисок не было видно и до каких пор потерпевшие собираются путаться в показаниях. Потерпевшие загалдели, и ответы посыпались самые путаные:
Когда? С каких пор? До каких пор?
- − Сосиски исчезли сегодня!
- − Ночью!
- − Нет, утром!
- − Ну, когда-то мы их видели!
- − Накануне точно были на месте!
Что вот сделаешь с такими показаниями?! Можно только уточнить информацию о месте преступления. Теперь сыщика будет интересовать, где были потерпевшие, когда произошла кража, куда мог пропасть ценный продукт и откуда, собственно, исчезли сосиски.
Где? Куда? Откуда?
− Мы были дома, − сказал дедушка.
− А сосиски лежали в холодильнике сбоку! – припомнила бабушка.
− А потом пропали куда-то! – добавила Маша.
− Непонятно, куда они делись оттуда, − призадумался Игорь.
А маленький Олег сказал:
− Налево! – просто чтобы как-то ответить на вопрос куда.
Сыщик, услышав такие показания, серьезно призадумался и решил, что свет на расследование прольется, когда он узнает о причинах кражи. Поэтому он спросил, почему и отчего кто-то мог покуситься на сосиски.
Почему? Отчего?
Мнения разделились.
− Сгоряча, − махнул рукой дедушка.
− Сослепу? – предположила бабушка.
− Шутя, − уверена Маша.
− Со зла, − нахмурился Игорь.
− Поневоле! – пискнул маленький Олег, уверенный, что по своей воле никто сосиски есть не будет.
Картина показаний явно была неполной. Надо бы выяснить не только причину, но и цель похищения. Это значит – ответить на вопросы, зачем, с какой целью и для чего кому-то красть сосиски.
Зачем? С какой целью? Для чего?
− Просто так, − вздохнул дедушка.
− Назло? – покачала головой бабушка.
− Затем, − таинственно высказалась Маша.
− Он сделал это нарочно! – задохнулся от возмущения Игорь.
− А может, и нечаянно… − неуверенно протянул маленький Олег.
Картина начала вырисовываться, но сыщик всегда идет до конца. Теперь он хочет знать мнение потерпевших и просит их охарактеризовать кражу, дать ей оценку. В этом нашим свидетелям помогут определительные наречия со значением качества. Итак, как именно действовал вор, по мнению потерпевших?
- Как?
- − Злобно, − заметил голодный дедушка.
- − Коварно, — нахмурилась бабушка.
- − Но расчетливо, − заметила Маша.
− Он явно сделал это умышленно! – высказался Игорь.
− Еще и быстро! – почти с восхищением добавил маленький Олег.
Ну что ж, для полноты картины осталось только уточнить меру и степень подлости вора, а также негодования бедной семьи. Конечно же, здесь на помощь приходят наречия меры и степени.
Они помогут ответить на такие вопросы: сколько было сосисок, насколько огорчились жильцы по поводу пропажи, в какой мере и в какой степени они хотят, чтобы пропажа нашлась.
Сколько? Насколько? В какой мере? В какой степени?
− Он унес много, − тут же сказал дедушка.
− Я дважды падала в обморок! – простонала бабушка.
− Наверное, вор наелся досыта, − фыркнула Маша.
− А мы очень хотим найти пропажу! – пожаловался Игорь.
− А я совсем не хочу, − пробормотал под нос Олег, который не любил сосиски.
Благодаря показаниям потерпевших, наречиям и мастерству сыщика вор наконец был обнаружен. Как вы думаете, какие наречия помогут потерпевшим ответить на вопрос, как вор поступил? Какие наречия помогут дать оценку его действиям? Это качественные наречия.
Посмотрите на эти слова. Все эти качественные наречия являются синонимами, то есть, обладают похожим значением. Значит, среди наречий есть синонимы.
А если бы на место происшествия явились соседи, не любящие сосиски, и оценили бы поступок вора иначе? Например, они сказали бы, что вор поступил хорошо, мило, замечательно, чудесно, здорово… По сравнению с предыдущими характеристиками эти наречия выступают как антонимы, то есть, слова с противоположным значением.
Значит, среди наречий есть и антонимы.
Что же нам требуется запомнить?
Бывают наречия-синонимы: немного − чуть-чуть, вместе − сообща, по-старому − по-прежнему. А бывают наречия-антонимы: сегодня – вчера, утро – вечер, много – мало.
Катя давно увлекается танцами, но выступать начала недавно. Наречия давно и недавно отвечают на вопрос когда? Это обстоятельственные наречия времени. Кроме того, давно и недавно – это слова с противоположным значением, антонимы.
Художник был уверен, что рисует не просто красиво а прекрасно, роскошно, бесподобно, божественно. Все эти наречия называют качества, выражают какую-то оценку. Значит, перед нами качественные наречия. Кроме того, у всех выделенных слов – схожее значение. Это наречия-синонимы.
Источник: https://videouroki.net/video/22-smyslovyie-ghruppy-nariechii-ispol-zovaniie-v-riechi-nariechii-sinonimov-i-nariechii-antonimov.html
Сам Себе Репетитор — Смысловые группы наречий
- В этом уроке рассмотрим смысловые группы, на которые подразделяются наречия в зависимости от значения.
- Как мы знаем, наречия обозначают признак действия, состояния, качества предмета или другого признака и характеризуют эти действия, состояния и качества с различных сторон.
- В связи с многообразием значений, свойственных данной части речи, в лингвистике принято выделять две смысловые группы наречий – наречия определительные и наречия обстоятельственные.
- Определительные наречия характеризуют действие или признак со стороны его качества, количества и способа совершения действия: читать громко, читать очень громко, читать вслух.
- Такие наречия могут относиться не только к глаголу, но и к существительному, наречию, слову категории состояния, характеризуя их с разных сторон.
Качество действия или признака выражают определительные качественные наречия, отвечающие на вопрос как?: громко, ласково, смело, как-нибудь, кое-как.
В поэме А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» семеро крестьян выясняют, «кому живётся весело, вольготно на Руси».
Наречия «хорошо», «весело», «вольготно» обозначают качество действия, переданное глаголом «жить».
В названии стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» наречие «недаром» обозначает качество действия, переданное глаголом «злится».
Меру и степень качества, интенсивность действия передают определительные количественные наречия, отвечающие на вопросы «в какой мере?», «в какой степени?», «насколько?»: весьма, очень, слишком, нисколько, еле-еле.
- В предложении
- количественные наречия «немного», «чересчур», «слишком» характеризуют степень качества прилагательных «слепа», «шумна», «эгоистична».
Каким образом или способом совершается действие, характеризуютопределительные наречия образа и способа действия, отвечающие на вопросы «как?», «каким образом?»: пешком, на ощупь, вдребезги, вплавь, вброд, вмиг.
В предложении из произведения Н.С. Лескова «Очарованный странник»:
обстоятельственные наречия «насмерть», «верхом» характеризуют способы совершения действия: расколотит каким образом? насмерть; едешь каким образом? верхом.
Обстоятельственные наречия обозначают различные обстоятельства совершения действия (время, место, причину, цель), они не уточняют характер действия, а указывают на обстоятельства его протекания, примыкают только к глаголам: издавна повелось, двигаться вперёд, ответить сгоряча.
На время совершения действия указывают обстоятельственные наречия времени, отвечающие на вопросы «когда?», «как долго?», «с каких и до каких пор?»: завтра, утром, сегодня, вчера, сейчас, днём, теперь, зимой.
В предложении
наречие «издавна» указывает на время совершения действия: славились с каких пор? издавна.
На место совершения действия либо его направление указывают обстоятельственные наречия места, отвечающие на вопросы «где?», «куда?», «откуда?»: здесь, впереди, издали, всюду, вперёд, вниз, направо, налево, издалека.
Обратимся к отрывку из стихотворения А.С. Пушкина «Деревня»:
В данном отрывке автор при помощи обстоятельственных наречий места «здесь» и «везде» подчёркивают, что ужасы рабства происходят именно в деревне.
На причину, из-за которой совершается действие, указывают обстоятельственные наречия причины, отвечающие на вопросы «почему?», «отчего?», «по какой причине?»: сослепу, сгоряча, волей-неволей, поневоле, сдуру, оттого, потому.
В предложении из произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина»:
обстоятельственное наречие причины «волей-неволей» указывает на причину того, почему приходилось подумать об учении.
На цель, ради которой совершается действие, указывают обстоятельственные наречия цели, отвечающие на вопросы «зачем?», «для чего?», «с какой целью?»: нарочно, назло, в пику, напоказ, зачем, затем.
В предложении из произведения Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»:
- обстоятельственное наречие причины «нарочно» указывает на цель, ради которой совершено действие.
- Таким образом, в этом уроке Вы познакомились со смысловыми группами наречий и узнали, что наречия делятся на определительные, характеризующие действие или признак со стороны его качества, количества и способа совершения действия, и на обстоятельственные, обозначающие различные обстоятельства совершения действия (время, место, причину, цель).
Источник: https://saunkina.ucoz.ru/index/smyslovye_gruppy_narechij/0-357