Морфема — это… определение и примеры

Изучение русского языка в школе или институте всегда сопряжено с множеством сложностей. Приходится вникать в огромное количество терминологии, осваивать разнообразные анализы и разборы.

МОРФЕМА - это... Определение и примеры

Всё, что говорят или пишут люди, можно определить как некие элементы. Например, существуют тексты, абзацы, предложения, слова и прочее. Морфема же является наименьшей подобной единицей, которая, однако, имеет некий смысл. Меньше морфемы может быть только фонема, но когда она существует сама по себе, в ней вряд ли можно выделить какой-то смысл.

Понятие «морфема» было впервые введено Иваном Александровичем Бодуэн де Куртенэ, лингвистом, в какой-то степени принадлежавшим и России, и Польше. Свою же часто используемую трактовку слово получило гораздо позже. Её создал Леонард Блумфилд, лингвист из Соединенных Штатов Америки.

Морфемой называют некое абстрактное её проявление. Когда же она находится в конкретном тексте, то её называют морфой или морфом. Нередко происходят ситуации, когда одна и та же морфема несколько изменяется из-за своего окружения, в частности, с фонетической точки зрения. Это называют алломорфами.

Легче всего понять, чем является алломорф, на классическом примере с глаголом бегать. «Я бегу, ты бежишь, он не бежит». В этом предложении морфема «бег» выглядит по-разному. В частности, она имеет два алломорфа – бег и беж.

Тем не менее, в речи (и даже научной литературе) люди нередко используют слова морфема вместо морфа.

Виды морфем

Для того, чтобы понимать, что значит морфема слова, нужно рассмотреть основные существующие виды этой языковой единицы.

В первую очередь, находя морфемы, люди обращают внимание на корень. Это самая главная часть слова, которая, как правило, содержит в себе весь его смысл. Без корня не может быть и самого слова – это обязательная часть. Иногда слова имеют всего одну морфему – сам корень. Однако, в большинстве случаев, присутствуют и другие.

Ими являются аффиксы. В школьные годы вряд ли удастся услышать именно это понятие, особенно учитывая, что, чаще всего, оно применяется в других языках. Аффиксы – это любая часть слова, присоединяемая к корню.

С её помощью образуют новые понятия. Главное отличие этой морфемы в том, что она не может существовать сама по себе. Хотя он и имеет некоторое значение, лишь присоединяясь к корню, аффикс обретает свой смысл.

У этой морфемы можно выделить достаточно обширную собственную классификацию. Например, она подразделяется на префикс-корни, или корни-суффиксы, однако, как правило, всё это используется в английском языке.

Среди аффиксов рассматривают, в основном, приставки, суффиксы и окончания. Интересно, что окончания называются флексиями, однако это название не стало традиционным.

МОРФЕМА - это... Определение и примеры

В зависимости от того, где находится тот или иной аффикс, его называют префиксом или постфиксом. Нетрудно догадаться о значении этих терминов. Префиксы находятся до главной части слова, то есть корня, а постфиксы ставятся после него.

До корня могут находиться приставки. Они дополняют или несколько изменяют смысл слова. Очень часто приставки происходят от предлогов, а потому дают корню то значение, которое содержал исходный предлог. Всего в русском языке существует примерно 70 приставок. Интересно, что префиксы есть не во всем языках. Например, грамматика тюркского языка основана на постфиксах.

Суффиксы – это морфема, располагающаяся после корня. Его определяют как постфикс, который не является окончанием. В языках, сходных с индоевропейским, лингвистика нередко концентрируется на ключевых отличиях суффикса и флексии. В русском же языке эта морфема очень часто используется для того, чтобы изменить часть речи какого-то слова.

В самом же конце практически любого термина находятся окончания. С их помощью можно узнать о связи слова с каким-то иным членом предложения, а также уточнить его значение.

Существует также несколько достаточно узкоспециализированных морфем, вроде интерфиксов и инфиксов. Они считаются служебными, не имеют какого-то собственного смысла, и очень часто добавляются в середину слова, прямо в корень.

МОРФЕМА - это... Определение и примеры

Источник: https://topkin.ru/voprosy/raznoe-voprosy/chto-takoe-morfema-v-russkom-yazyike/

Определение морфема

Первое, что мы должны установить относительно термина морфема, это то, что он имеет этимологическое происхождение в греческом языке.

Таким образом, мы можем ясно видеть, что это происходит от греческой морфемы, которая в свою очередь состоит из двух прекрасно установленных частей.

Таким образом, с одной стороны, есть слово morphe, которое можно перевести как «форма», а с другой стороны мы находим суффикс — ma, который эквивалентен «результат действия».

МОРФЕМА - это... Определение и примеры

В области лингвистики морфема является минимальной анализируемой единицей, которая имеет грамматическое значение . Например: я, нет, ты .

Следовательно, морфема — это зависимая монема, способная выразить смысл . Когда это присоединено к лексеме (moneme не зависимо), морфема — ссылка.

Можно сказать, что морфема — это переменная часть слова, которая с грамматической точки зрения состоит из морфем и лексем. Морфема обеспечивает грамматическое значение и всегда связана с лексемой, которая имеет семантическое значение. И морфему, и лексему можно разбить на фонемы, минимальные единицы фонологии, которые не имеют смысла (грамматические или семантические).

Обычно говорят о том, что такое грамматические морфемы. Их можно установить, которые можно разделить на три большие группы. Так, в частности, мы сталкиваемся со следующим:

Гендерные морфемы. Это те, которые, как показывает их собственное имя, помогают нам узнать, является ли рассматриваемое слово, которое у нас есть, мужским или женским.

Морфемы числа. В вашем случае они помогают нам узнать, есть ли слово в единственном или множественном числе.

Флексии. Под этим именем находятся морфемы, которые добавляются к лексеме глаголов и служат для обозначения нас как человека, так и времени, режима или числа.

Среди морфем можно выделить несколько типов в зависимости от того, как они соединяют слово. Независимые морфемы или клифические морфемы — это те, которые допускают определенную фонологическую независимость по отношению к лексеме (например, предлоги, союзы и детерминанты).

Зависимые морфемы или связанные морфемы, с другой стороны, всегда связаны с другой монетой, чтобы завершить их значение.

Существует два подтипа зависимых морфем: производные (которые добавляют нюансы к значению и действуют в разных семантических полях) и инфлекционные (они указывают на случайности и грамматические отношения).

Зависимые от производных морфемы, с другой стороны, могут быть классифицированы на префиксы (они имеют префикс к лексеме), инфиксы (они не имеют семантического содержания) или суффиксы (они переносятся на лексему).

Наконец, свободные морфемы — это те, которые могут появляться как самостоятельные слова. Например: свет, море, мир, цветок, солнце .

В дополнение ко всему этому мы должны заявить, что существует группа под названием Morfema. В частности, это театральная группа с Канарских островов, которая выполняет постановку как работ, направленных на более детскую аудиторию, так и других для взрослых. Точнее, они представляют следующие спектакли: «Лазарилло де Тормес», «Патито Фео», «Cantos Canarios» …

Источник: https://ru.tax-definition.org/52550-morpheme

Морфема. Что такое морфема? Что такое морфемный разбор слова?

Морфема — это часть слова, причем его самая минимальная. Любое из слов, в русском языке, состоит из морфем, подразделяемых на два вида: это обязательные, называемые корнем ( например: вода — водяной — водопад — подводник, у всех этих слов примерно одинаковое значение, связанное с водой и общий корень) и не обязательные, входящие в состав лексемы либо нет (например : походить, выходить, уходить, заходить) С помощью морфемного разбора слов, мы можем разобрать его структуру и определить и подобрать родственные по смыслу слова. При морфемном разборе, в первую очередь, можно определить основу слова и его корень, так же, если слово, каким то образом изменяется, то нужно найти его окончание, с помощью спряжения и склонения.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Любое слово разбивается на минимально значимые части, которые называют морфемами. Морфемы, это:

  • корни (главная морфема в слове),
  • суффиксы,
  • приставки,
  • интерфиксы (соединительные гласные),
  • постфиксы,
  • окончания.

Раздел науки о языке, который изучает состав слова, носит название морфемика.

Само по себе слово морфема, переводится как часть слова, ну и соответственно морфемный разбор, это разбор слова по частям.

Части эти слова в большинстве своем известны все, так как в школьный курс входят такие разборы, это: суффикс, приставка, корень и другие.

Помимо этого есть некоторые дополнительные характеристики, как например выведение основы слова или способа образования. Конечно нормы и требования к стандартам разбора меняются, а потому, их изменения есть необходимость, которая возникла как данность времени и является естественным явлением разбора слова и всех других норм в русском языке.

Морфемы — это части, из которых состоят слова: корни, приставки, суффиксы, окончания и интерфикс (соединительная гласная в составе сложного слова). Все эти части слова находят при морфемном разборе слова, то есть, морфемный разбор слова — это разбор слова на составные части, другими словами морфемный разбор еще называют разбором по составу.

При морфемном разборе морфемы слова выделяют различными путями: изменяя слово, подбирая однокоренные слова, подбирая слова, содержащие такую же морфему.

морфема -это значимая часть слова, а морфемика изучает эти части (корень, приставку, суффикс, окончание). соответственно, морфемный разбор- это разбор слова по составу, не путать с морфологическим, когда слово разбирается как часть речи. В учебниках задание по разбору слова по составу обозначается цифрой 2 над словом.

Значимая часть слова называется морфемой. Отсюда следует, что морфемным разбором мы будем заниматься в случае разбора слова по составу: найдем корень, выделим приставку, определим суффикс и окончание. Разбирая слово по составу, нельзя забывать, что делается это на основе современных правил русского языка.

Под морфемой в русском языке подразумевается самая маленькая часть слова, которая может быть в нём выделена. Каждое слово как раз таки и состоит из разного количества морфем. В свою очередь морфемы носят такие названия:

МОРФЕМА - это... Определение и примеры

Морфемный разбор подразумевает выделение всех возможных морфем в конкретном слове.

МОРФЕМА — это значимая часть слова, из морфем ( то есть значимых частей) состоят слова в русском языке. Корень, суффикс, префикс и окончание- все это морфемы. Но здесь есть НО — значимая часть слова, это не одно и то же, что часть слова, и многие ошибаются, путая эти значения.

Добрый день, как известно в школе проходят разбор слова по составу, в словах можно выделить следующие части:

Так вот все эти части называют морфема. Поэтому все люди сталкиваются с этим в школе и узнают, как можно разбирать слово.

Морфема, в переводе с древнегреческого значит «форма». Значимая часть слова, двусторонняя единица языка. Одна сторона называется — семантическая (содержание). Вторая сторона — фонетическая (выражение).

Любое слово которое разбивается на минимально значимые части, которые называют морфемами. Морфемы (с древнегреческого переводится как «форма»), это: корни (эта самая главная морфема в слове), суффиксы (после корня), приставки (перед корнем), интерфиксы (соединительные (беглые) гласные), постфиксы (после окончания),окончания (не входит в состав слова).

А раздел науки о языке, который изучает состав слова называется морфемика.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/598827-morfema-chto-takoe-morfema-chto-takoe-morfemnyj-razbor-slova.html

Морфемика. Понятие морфемы. Типы и разновидности морфем. Основа слова

Морфемика — раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

Основная единица морфемики — морфема. Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

Морфема — наименьшая единица языка, которая имеет значение.

Наприм.: Возвращение

ВОЗ имеет значение «обратное действие» или «направление движения». Действие обычно направлено на субъект или объект.

ВРАЩ – круговое движение

ЕНИj – процесс, мыслимый предметно

Е – ср.р., ед.ч., им.п.

Также как и фонема, морфема – это структурный элемент слова. Поскольку морфема явл-ся языковой единицей, мы наблюдаем в ней те же системные признаки, что и у фонемы. Морфема – инвариант (образец, эталон), а варианты морфемы наз-ся морфами.

Наприм.: ДРУГ – ДРУЖ, ДРУЗ’, ДРУГ, ДРУ[К], ДРУ[Ш]

Морфы одной морфемы по отн-ию друг к другу наз-ся алломорфами. Даже если морфема равна по структуре фонеме, наприм., О, С, К, она все равно имеет знач-ие.

Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов — тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования; от предложений — тем, что она не является коммуникативной единицей.

Морфема — минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.

Морфема и слово

Общее: наличие знач-ия, воспроизводимы, непроницаемость, постоянство звучания и значения. И слово, и морфемы состоят из фонем.

Отличительные признаки:

слово морфема
Членится на морфемы, фонемы Не членится на значимые единицы
Слово структурно и грамматически оформлено и выступает как лексико-грамматическое единство. Наприм., ЧЕРНЫЙ, ЧЕРНЕТЬ Отсутствует грамматическая оформленность и смысловая законченность. Морфема обладает либо очень общим, обобщенным лексическим знач-ем, либо еще более обобщенным грамматическим знач-ем. Наприм., -ЧЕРН-, -ЫЙ
Слово – самостоятельный элемент предлож-ия, способный занимать любую позицию. Морфема имеет смысл только как элемент слова, т.е. она лишена самост-ти. Морфема обобщает в большей степени, чем слово.

Классификация морфем русского языка

Все морфемы делятся на корневые и некорневые (аффиксальные). Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).

  • Корневые морфемы
  • К корневым морфемам относятся КОРЕНЬ, АФФИКСОИД.
  • Корень – общая часть родственных слов, к-рая выражает главное вещественное значение основы.

Корень — единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол) и без окончаний (кенгуру).

Определение корня как «общей части родственных слов» верно, но не является исчерпывающей характеристикой, поскольку в языке есть достаточное количество корней, встречающихся только в одном слове, например: какаду, очень, увы, многие собственные существительные, называющие географические названия.

Часто при определении корня указывают, что он «выражает основное лексическое значение слова». У большинства слов это, действительно, так, например: стол-ик ‘маленький стол’.

Однако есть слова, в которых основной компонент лексического значения выражен не в корне или вовсе не выражен какой-то определенной морфемой.

Так, например, в слове утренник основной компонент лексического значения — ‘детский праздник’ — не выражен ни одной из морфем.

Существует множество слов, состоящих только из корня.

Это служебные слова (но, над, если), междометия (ага, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, атташе) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти.

Корень выдел-ся при сопоставлении слов одного словообразовательного гнезда.

сон -сон-
засоня -сон’-
сновидение -сн-
сниться -с’н’-
заснуть -сн®-
проснуться -сн®-

В корне чаще всего наблюд-ся исторические чередования.

Корни бывают 2 типов: свободные и связанные.

  1. Свободный корень – это корень, к-рый способен выступать без аффиксов в составе нечленимых основ (встреч-ся без приставок и суффиксов).
  2. Наприм., ВОДа, ВОДный – свободный корень
  3. Связанный корень известен только в составе членимых основ и не может употреб-ся без аффиксов.
  4. Наприм., ТРЯПица, ТРЯПка, ТРЯПочный, ТРЯПочка

Аффиксоид – морфема переходного типа между собственно корнем и аффиксом. С одной стороны, аффиксоид несет в себе такое же вещественное знач-ие как и корень, с другой стороны, аффиксоид создает словообразовательную модель как аффикс, т.е. явл-ся серийным элементом, создает серию.

  • Наприм., САДОВОД, ПТИЦЕВОД, ЦВЕТОВОД
  • -ВОД- аффиксоид «тот, кто занимается резведением чего-либо, кого-либо»
  • Аффиксоиды дел-ся на префиксоиды (перед корнем) и суффиксоиды (после корня) в зависим-ти от места расположения.
  • Аффиксальные морфемы

– морфемы, создающие словообразовательные модели и уточняющие, дополняющие знач-ие корня. Аффиксальные морфемы явл-ся общими для ряда неоднокоренных слов.

  1. Наприм., УРАЛЕЦ, ЛЕНИНГРАДЕЦ, АМЕРИКАНЕЦ – «житель какой-то местности» —ЕЦ-
  2. К аффиксам относятся: ПРЕФИКС ( ), СУФФИКС ( ), ИНТЕРФИКС ( ), ОКОНЧАНИЕ (ФЛЕКСИЯ), ПОСТФИКС ( ).
  3. Аффиксы выполняют либо деривационную (словообразовательную) функцию: морфемы использ-ся для создания новых слов; либо реляционную (формообразовательную) функцию: морфемы новых слов не создают, а создают форму одного и того же слова.
  4. Наприм., УЧИТЕЛЬНИЦА – 4 аффиксальные морфемы
  5. И, ТЕЛЬ — словообразоват ф-я
  6. А — формообраз. ф-я

НИЦ — словообраз. ф-я + формообраз. ф-я

Однако есть морфемы, к-рые выполняют обе ф-и одновременно. Они наз-ся синкретичными.

Аффиксы могут быть продуктивными и непродуктивными.

Продуктивными наз-ся аффиксы, к-рые использ-ся на современ. этапе развития языка для создания новых слов или форм одного слова: ОТксерокопИРОВАть – продуктивные.

Непродуктивныеаффиксы – аффиксы, к-рые не использ-ся в настоящее время для создания наст. слов: заКОулок, простОТа, теплОТа – непродуктивные

Аффиксы могут быть регулярными и нерегулярными. Регулярные – часто встреч-ся (-н-, -к-), нерегулярные – редко встреч-ся в словах (-их-).

  • Есть суффиксы, к-рые встреч-ся в 1-2 словах: почтАМПТ, стеклЯРУС, апплодИСМЕНТы.
  • Как и слова, морфемы могут быть исконно русскими и заимствованными.
  • Наприм., чудАК, рыбАК (-ак-); пирожОК, мужичОК (-ок-) – исконно русские
  • ТРАНС-, ДЕЗ-, А-, СУПЕР-; -ИРОВА-, -ФИЦИРОВА-, -ИЗМ- заимствованные
  • Суффикс —
  • — аффиксальная морфема, к-рая стоит после корня и служит для образования новых слов и грамматических форм.
  • МОРЕ + -СК- →МОРСКОЙ – словообраз. суффикс
  • СЫН – сынОВЬjЯ – грамматич. форма
  • РАЗРИСОВАТЬ – разрисовЫВАть – формообраз. суффикс

В слове может быть неско-ко суффиксов, но словообразующим, т.е. тем, к-рый создает данное слово, будет всегда последний суффикс.

  1. Наприм., УЧИТЕЛЬСКИЙ ← УЧИТЕЛЬ (УЧИТЬ + -ТЕЛЬ-) + СК
  2. Суффиксы могут быть разными по структуре. Они могут быть простыми: -ИСТ-, -ИЗМ-, -И-, -ТЕЛЬ-, -СК-, а могут быть сложными (составными): -НИЧА-, -ФИЦИРОВА(ТЬ)-
  3. Суффиксы бывают материально выраженными и нулевыми.
  4. Наприм., засох, засохЛа, засохЛо, засохЛи
  5. Префикс (приставка) –
  6. — аффиксальная морфема, к-рая стоит перед корнем, и служит для образования новых слов или форм одного и того же слова.
  7. Наприм., ПРОслушать←слушать – словообразующий
  8. писать→Написать – формообразующий
  9. Префиксы не могут создавать слова других частей речи. Приставки не бывает нулевой, она всегда материально выражена (в отличии от суффиксов и окончаний)
  10. Префиксы: простые (о-, на-, про-, за-); сложные (обез-, недо-); исконно русские и заимствованные
  11. Интерфикс

В производных словах встреч-ся морфема, к-рая не совсем соответствует признакам данной единицы языка, поскольку не имеет знач-ия ни лексич., ни грамматич., но использ-ся для создания новых слов или форм одного слова.

  • Не все ученые признают интерфикс как морфему, и называют данный формант морфемной прокладкой.
  • Интерфикс может соед-ть основы в сложных словах: пищЕвод, сорвИголова.
  • К интерфиксам относятся застывшие окончания внутри сложных производных основ: сумАсшедший.

Не нужно путать интерфиксы и суффиксы внутри сложных слов. Ср.: вечнОзеленый (суффикс), плодОовощной (интерфикс).

  1. Интерфикс может соед-ть корень и суффикс: ялта + -ец- + ИН →ялтИНец
  2. Флексия (окончание)–
  3. — значимая морфема в изменяемых словах.

Окончание всегда говорит о возмож-ти замены данной морфемы другим звуковым комплексом. Список возможных изменений опред-ся частью речи.

Наприм., зимА, зимЫ, зимЕ, зимУ, зимОЙ, зимЕ, ЗимЫ, зим, зимАМ, зимЫ, зимАМИ, зимАХ – 12 парадигм; книжный – 24 парадигмы.

Весь список грамм. форм одного слова наз-ся парадигмой этого слова, а оформляется парадигма с помощью смены окончаний.

Остается нерешен. вопрос о том, явл-ся ли окончание только формообразующей морфемой, или можно признать, что также и словообразовательная морфема.

Постфикс –

— аффиксальная морфема, к-рая стоит после флексии и использ-ся для создания новых слов или форм одного слова. Постфикс наблюд-ся в прерывистых основах.

Наприм., крутитСЯ – словообразовательный

СЯ явл-ся формообраз. в формах страдат. залога в страдат. конструкциях.

Ср.: Кран поднимает груз. Груз поднимаетСЯ краном.

-ТО, -ЛИБО,-НИБУДЬ, создающие неопред. местоимения явл-ся постфиксами.

Формообразующей явл-ся морфема ТЕ в формах повелительного наклонения глаголов и имеет граммматич. знач-ие множ. числа: ходиТЕ

Не все однозначно оценивают эту морфему: одни считают ТЕ постфиксом, т.к. эта морфема стоит после др. формообразующей морфемы И; другие считают, что это суффикс.

Основа слова —

это часть слова, которая предшествует окончанию и выражает лексическое значение данного слова. Основа изменяемых и неизменяемых слов различна.

В изменяемых (склоняемых или спрягаемых) словах основа определяется как часть слова без окончания и формообразующих суффиксов: окно, грустный, гнался.

Чтобы выделить основу слова, необходимо отбросить окончание и формообразующие суффиксы. Основа неизменяемых слов равна слову: грустно , по-моему, хаки.

Многие слова русского языка имеют первичный характер, то есть не образованы от каких-либо других слов.

Основа таких слов называется непроизводной, например: сер-ый, чёрн-ый, лес, вод-а, трав-а.

Непроизводная основа всегда нечленима, то есть её нельзя разбить на морфемы; она состоит только из корня. К непроизводной основе присоединяются различные словообразовательные аффиксы (приставки,

суффиксы, интерфиксы, постфиксы), в результате этого появляются новые слова с производной основой, например: гор-а — горн-ый — горн-о-лыж-н-ый; брат — брат-ск-ий — по-братски. Таким образом, производная основа — это основа слов, образованных от каких-либо других слов путём присоединения различных морфем.

  • В составе производной основы, кроме корня, может быть:
  • 1) один или несколько суффиксов (муж-еств-о, муж-еств-енн-ый, муж-еств-енн-ость);
  • 2) только приставки (за-муж, не-друг, пра-внук);
  • 3) различные сочетания приставок и суффиксов (по-муж-ск-и, воз-муж-а-тъ, воз-муж-а-л-ый).
  • Производная основа членима, то есть, кроме корня, в ней выделяются другие морфемы; производная основа может быть непрерывной (рыбк-а, столов-ый, мечта-ть) и прерывистой (встречаюсь , увлекл-а-съ).

У каждой производной основы есть своя производящая основа. Производящая основа — это основа того слова, от которого данное слово образовано. Например: вода —>вод-ян-ой — водянистый —водянистость.

4) сочетание приставки, суффиксов и постфиксов (за-дох-ну-тъ-ся, о-дум-а-вши-съ).

К производящей основе присоединяются те словообразовательные аффиксы, с помощью которых производится данное слово.

В результате возникают разнообразные словообразовательные цепочки, в основе которых находится слово с непроизводной основой. Все слова, входящие в цепочку, являются однокоренными (родственными) словами.

22. Словообразование. Производное слово. Способы словообразования в современном русском языке.

  1. Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка.
  2. Словообразование изучает структуру слова (из каких частей оно состоит, каково значение этих частей, какую позицию они занимают в слове) и способы образования слов.
  3. Словообразование связано с лексикологией, так как вновь образованные слова пополняют словарный состав языка и новые слова образуются на базе уже существующих в языке слов по моделям данного языка.
  4. Словообразование также связано с морфологией, так как вновь образованное слово оформляется по грамматическим законам данного языка.
  5. Связь словообразования с синтаксисом проявляется в том, что синтаксические преобразования обусловливаются словообразовательным потенциалом слова.
  6. Новые слова появл-ся 2-мя типами словообразования:

1. морфологический; 2. неморфологический.

При морфологическом словообразовании новое слово создается путем прибавления/усечения морфем, т.е. производится какая-то операция с морфемой. К ним относятся частные способы сложения и аффиксация.

Неморфологические способы – способы, где образование нового слова связано с изменениями в его семантики. Новых морфем не добавляется, и даже иногда не меняется структура основы.

  • К неморфологическим способам словообразования относятся:
  • — лексико-семантический способ
  • — лексико-грамматический способ (морфолого-синтаксический)
  • — лексико-синтаксический способ
  • Неморфологические типы словообразования
  • Лексико-семантиченский

Новое слово появл-ся в рез-те семантических изменений у уже изменившегося в языке слова. Т.е. первоначально разв-ся полисемия (многозначность) и новое знач-ие отрывается, превращаясь в омоним.

Наприм., пионер (первооткрыватель) → пионер (член детской организации); завод (предприятие) → завод (заводить); лопатка (орудие труда) → лопатка (кость)

Морфемная струк-ра не изменилась, часть слова не изменилась, изменилась семантика!!!

Источник: https://cyberpedia.su/14x1cb4.html

Что такое морфема в русском языке – определение и примеры. Морфемы в русском языке

В данной главе:

§1. Морфема

Морфема
— это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.

  • Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).
  • Словообразовательные морфемы
    служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова.
  • Словоизменительные (формообразующие) морфемы
    нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.

§2. Виды словообразовательных морфем

  1. К словообразовательным морфемам относят корень, приставку, суффикс и интерфикс.
  2. Корень
    — основная морфема, общая для родственных слов и выражающая основное лексическое значение слова.

  3. Запомни:
  4. Слова без корня в русском языке невозможны.

В словах дом , дом
ик
, дом
ище
, дом
овой
, дом
ушник
, дом
овод
ство
, дом
остро
ение
есть корень дом .
В приведённых примерах сложных слов это первый из двух корней.

Корней в слове, как это видно из примера, может быть несколько.

В русском языке есть слова, состоящие только из корня. Это, прежде всего, служебные слова: предлоги: по , к , над , союзы: и , но , если , междометия: ах , ох , алло
,
некоторые наречия: очень , там , а также неизменяемые существительные: кофе , метро и прилагательные: беж ,
хаки
.

Приставка
— это морфема, занимающая в слове положение перед корнем, например с
бегать
, при
ехать
, пере
ос
мыслить
. Приставок, как и корней, в слове может быть несколько: бес
с
мысленный
, бес
по
мощный
.

Запомни:

Слово не может состоять только из приставки.

Суффикс
— морфема, занимающая в слове положение после корня, например человечн
ый
, берегов
ой
. Во многих русских словах не один, а несколько суффиксов: насильств
енн
о , американ
из
ир
ова
нн
ый
.

Запомни:

Слово не может состоять только из суффикса.

Несколько особо в системе морфем стоит интерфикс
. К интерфиксам в русском языке относят буквы о

и е

в роли соединительных гласных в сложных словах. Интерфиксы участвуют в словообразовании, но своего значения не добавляют: тепл
о
ход , пар
о
воз , сам
о
вар
.

§3. Виды формообразующих морфем

К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.

Окончание
— это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении.Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры:

Слушаю
, слушаешь
, слушает
, слушаем
, слушаете
, слушают

гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.

дача
, дачи
, даче
, дачу
, дачей
, о даче

сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.

Нулевое окончание
Окончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении.

Пример: стол — нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал — нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.).

  • Запомни:
  • В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:
  • у существительных 2-го и 3-го скл. в форме И.п. и В.п. в ед.ч., если их формы совпадают, как у неодушевленных существительных: дом, конь, мать, ночь

  • у существительных всех склонений в форме Р.п. во мн.ч.: машин, окон, солдат
    , армий
  • у кратких прилагательных в форме ед.ч. м.р.: здоров, рад, счастлив
  • у глаголов в форме изъявительного наклонения, прошед. времени, ед.ч., м.р.: читал, писал, считал
  • у глаголов в форме условного наклонения, ед.ч., м.р.: прочитал бы, написал бы, сосчитал
    бы
  • у глаголов в форм повелительного наклонения единственного числа: пиши, читай, считай
  • у кратких страдательных причастий в форме ед.ч. м.р.: написан, прочитан

Не путай:

Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.

Формообразующие суффиксы
— это морфемы, стоящие в слове после корня и служащие для образования форм слова. Примеры: суффикс неопределённой формы глагола -ть , -ти : читать , идти , суффикс прошедшего времени -л : ходил , повелительного наклонения -и : смотри , степени сравнения прилагательных и наречий -е :тише .

Обсуждаем проблему толкования

Формообразующие суффиксы или окончания?

Некоторые авторы рассматривают формообразующие суффиксы как окончания.

Логика их такова: если морфема используется для образования новых слов, это суффикс, а если с помощью морфемы образуются разные формы одного и тогоже слова, то это окончания.

По этой логике получается, что показатель прошедшего времени -л — окончание, и показатель инфинитива тоже. Ведь любить
и любил
— это одно и то же слово, различны лишь его формы.

Рекомендую ребятам не удивляться, встретив новую для себя интерпретацию. Ничего не поделаешь, есть вопросы, относительно которых исследователи еще не пришли к согласию. Главное — быть последовательными и всегда комментировать спорные явления одинаково.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

    • Словообразовательные
    • Формообразующие (словоизменительные)
    • Для словообразования
    • Для передачи нового значения
    • Для формообразования

Правильные ответы:

  1. Морфема
  2. Словообразовательные
  3. Корень
  4. Окончание
  5. Для словообразования
  6. Окончание

Источник: https://mobohan.ru/apartment-design/chto-takoe-morfema-v-russkom-yazyke-opredelenie-i-primery-morfemy-v/

Морфемика: Морфема. Виды морфем. Основа и окончание

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 17Следующая ⇒

Учение о структуре слова и его частях сложилось в лингвистике давно, но сам термин морфемика относительно новый. Он вошел в широкий научный обиход в 1970 г., после выхода «Грамматики-70». Морфемикой называется совокупность морфем данного языка и раздел языкознания, в котором изучаются морфемы.

Внутри морфемики выделяют следующие разделы: 1) классификация морфем по месту в слове; 2) классификация морфем по типам значений; 3) учение о морфемах и их речевых представителях.

1) Классификация морфем по месту в слове.

Морфемы делятся на корневые и служебные. Последние называются родовым термином аффикс. К аффиксам относятся префикс, суффикс, постфикс, интерфикс, инфикс, конфикс, флексия, амбификс, трансфикс и др.

Корень несет основную смысловую нагрузку. В нем сосредоточено главное содержание лексического значения, которое уточняется аффиксами. Служебные морфемы намного менее информативны, чем корень: ср. -изн- (белизна) или -ить (белить). Если мы знаем корень, то это гораздо больше, чем если нам известны все аффиксы.

Префикс (лат. prae ‘перед’, fixus ‘прикрепленный’) – часть слова перед корнем, которая имеет словообразовательное (делать – переделать) или формообразующее значение (видовая пара делатьсделать). В русском языке, как и в североамериканском языке хайда – 70 префиксов.

Суффикс (лат. sub ‘под’) – часть слова, следующая сразу после корня и имеющая словообразовательное (чай – чайник) или формообразующее значение (учить – учил) значение.

Флексия (лат. fleхio ‘сгибание’) – изменяемая часть слова, как правило, выражающая словоизменительное значение и связывающая слова в синтаксическую конструкцию.

Менее частотна словообразовательная функция флексии: математик – математика, раб – раба (женщина, подчиненная какой-либо страсти – раба любви), синий – синь, выходить – выход.

Окончание не теряет словоизменительного значения, если служит средством словообразования. В любом случае часть слова без окончания называется словоизменительной основой.

Внутренняя флексия – чередование гласных корня, выражающее словоизменительное, словообразовательное или грамматическое значение: англ. goose ‘гусь’ – geese ‘гуси’. Иногда такая морфема описывается как трансфикс (см. ниже).

Понятие внутренней флексии возникло при описании немецких диалектов, где чередование гласных имеет широкое распространение.

Например, германский корень со значением ‘ломать’ содержит все восемь возможных для немецкого языка огласовок: Bruch ‘перелом’, gebrochen ‘сломан’, brach ‘сломал’, bräche – ‘сломал бы’, brechen ‘ломать’, brich ‘ломай’, brüchig ‘ломкий’, abbröckeln ‘отломить’. В русской лингвистике чаще употребляется термин чередование: соберу – собирать – собрать. Строго говоря, корень здесь -бр-, а не —бир- / —бер-, как принято говорить в школе.

Постфикс – часть слова после окончания: ся-, кто-нибудь, гдекорень к-, окончание -то (к-ого-нибудь, к-ому-нибудь) и постфикс -нибудь.

Амбификс – морфема, которая без изменения значения может присоединяться к корню с любой стороны: англ. come-out и outcome ‘исход’.

Инфикс – морфема, вставляемая внутрь корня: тагальск.[135] sulat ‘письмо’ – s-um-ulat ‘писать, написать’ – s-in-ulat ‘был написан’; лит. jutau ‘ощущал’ – juntu ‘ощущаю’; лат. vici ‘победил’ – vinco ‘побеждаю’.

Конфикс (лат. con – приставка со значением совместности), или циркумфикс (лат. circulus ‘круг’) – двух- или трехкомпонентная[136] («разорванная») морфема, представляющая собой комбинацию префикса и суффикса (постфикса). Первая ее часть находится перед корнем, а вторая после него: нем.

machen – gemacht,голл. maken – gemaakt (отпереходного глагола – страдательное причастие: делать – сделанный),wonen – gewond (от непереходного глагола – действительное причастие: жить – проживший); венг.

legnagyobb ‘самый большой’ – превосходная степень образуется циркумфиксом leg- -bb (корень слова nagy ‘большой’). Некоторые лингвисты не употребляют термин конфикс, описывая образование подобных форм как присоединение двух морфем.

В русистике, например, данный способ словообразования называется префиксально-суффиксальным: за-речь-j-е, под-зем-ный.

Трансфикс (лат. trans ‘сквозь, через’) – разорванный инфикс, или внутрикорневой конфикс. Трансфикс, представляя собой гласные звуки, проходит через корневую морфему. При этом он разрывает корень, а корень – его. Встречается несколько вариантов трансфиксации. Гласные окружают центральный корневой согласный: араб.

katib ‘пишущий, писец’, kitab ‘письмо, книга’. Другой вариант – гласные окружают два первых согласных: араб. qtl ‘убивать’ – uqtul ‘убей’, iqtal ‘заставляющий убивать’; ср.

qatala ‘oн убил’, qutila ‘он был убит’, qutilu ‘они были убиты’, uqtul ‘убей’, qatil ‘убивающий’, iqtal ‘заставляющий убивать’.

2) Классификация морфем по типам значений.

Морфемы бывают словоизменительные (синтаксические), формообразующие (грамматические, морфологические) и словообразовательные.

Словоизменительные морфемы иногда называют лексическими, что создает двусмысленность. Можно подумать, что морфемы с лексическим значением – это корни, что, безусловно, не верно.

Лексическое значение выражается всем словом, т.е. совокупностью морфем, а не только корнем.

3) Учение о морфемах и их речевых представителях – морфах. Морфема – абстрактный языковой инвариант. Он реализуется конкретными (материальными) речевыми вариантами – морфами. Морфема —друг— может быть представлена следующими морфами: [друг] (друга), [друк] (друг), [друш] (подружка), [друз,] (друзья), [друж](дружить).

С одной стороны, морфемы могут быть омоничными: пропол-к-а – опредмеченное действие; студент-к-а – показатель женского рода. С другой стороны, между морфами одной морфемы может отсутствовать всякое фонетическое сходство: сказ-к-а >сказ-оч-к-а.

§ 2. Словообразование: производящая и производная основа. Способы словообразования. Словообразовательный тип.

Главной единицей словообразования является производное слово. Большинство слов в языке являются производными (приблизительно 88 %). У производного слова особое значение – словообразовательное. Оно, как правило, не совпадает с суммой морфемных значений. Коровник ‘помещение для коров’, а не, например, человек, ухаживающий за коровами.

Словообразовательное значение – это общее для ряда производных слов значение.

Слова с одинаковыми аффиксами могут иметь разное словообразовательное значение: коровник, курятник – помещение для того, что названо производящей основой; курортник, выпускник – люди, имеющие отношение к тому, что названо производящей основой; чайник, кофейник – посуда для того, названо производящей основой.

Важно разграничивать синхронический и диахронический аспекты словообразования. С точки зрения реального источника слов в языке – все слова производные, т.е. откуда-то произошли. Просто производность одних слов находится в другом языке или неизвестна, производность других со временем перестает осознаваться или переосмысляется.

Диахроническое словообразование включает этимологию и историческое словообразование в рамках данного языка. Этимология устанавливает первичный источник слова, который может быть и в другом языке: помада из лат. pomum ‘яблоко’ > фр. pommade, ит. pomata (Первоначально помада изготавливалась из яблок).

В любом случае диахроническое словообразование выясняет реальное происхождение слова.

Синхроническое словообразование выясняет не реальный источник происхождения слова, а то каким он представляется современным носителям языка. Синхроническая производность имеет системный характер. Для синхронии важно уяснить, какому слову противопоставлено анализируемое слово.

Слово ложка, образованное, по данным истории языка, от утраченного слова лъжа, в современном русском языке воспринимается как не мотивированное. В слове вилка тоже не выделяется суффикс -к-, хотя даже рядовому носителю языка понятно, что оно происходит от вилы.

В синхронии производным является слово, осознаваемое как более сложное с формально-семантической точки зрения.

Итак, диахронически производное – это образованное в реальном времени, порожденное слово. Синхронически производное – слово, мотивированное чисто логически; логика обусловлена не реальными словообразовательными процессами, а системой языка.

Словообразование в узком смысле – производство слов на базе существующих. Если рассматривать широко, как область ономасиологии, то в словообразование должны включаться семантические дериваты, заимствования, кальки.

Производящее слово обычно проще формально и семантически. Бывает и наоборот. Что проще радовать или радоваться? Радовать проще с формальной стороны, но семантически сложнее, поскольку в его толковании есть отсылка к радоваться: радовать – «делать так, чтобы кто-либо радовался».

Морфологические (точнее, морфематические) способы словообразования в национальном языке определяются набором его словоообразовательных аффиксов. В соответствии с ними выделяются префиксальный, суффиксальный, трансфиксальнный, инфиксальный, флексийный способы и т.д. Словообразование осуществляется и аффиксальными комбинациями, которые могут быть весьма изощренными: венг.

meg-szent-ség-telen-ít-hetetlen-ség-es-kedés-e-i-tek-ért.Приблизительный перевод этого слова ‘по причине [вашего] постоянного стремления быть неоскверняемыми’.

Слово образовано присоединением к корню —szent- ‘святой’ префикса meg- с грамматическим значением продолжительности действия и 11 суффиксов, выражающих различные значения (предмета, отношения к лицу, повторяющегося действия и т.п.).

Специфика словообразования зависит от общей специфики строя языка. В английском языке основными способами словообразования являются суффиксация и префиксация: natural ‘естественный’ > naturally ‘естественно’, usual ‘обычный’ > unusual ‘необычный’; decryptor ‘расшифровщик’.

Продуктивно в английском и словосложение. Здесь оно без соединительной гласной, обычно с ударением на первом слове: handbook ‘справочник’– hand ‘рука’ и book ‘книга’.Гораздо продуктивнее, чем в русском, конверсия.

Наиболее частотная модель «существительное > глагол»: a test ‘испытание’ > to test ‘испытывать’.

В древнекитайском языке вообще не было служебных морфем. Соответственно словообразование в нем могло быть только неморфологическое.

Современный китайский язык, наряду с неморфологическими способами, использует и морфологические. Основным способом словообразования в нем является словосложение.

Слово dàxuéуниверситет’ складывается из слов ‘большой’ и хuéxí ‘изучение’.

§ 3. Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ. Опрощение.

Морфемный анализ предполагает выяснение морфемной структуры слова. В школе он обычно называется разбором слова по составу.

Словообразовательный анализ проводится в два этапа: 1) необходимо найти слово, непосредственно мотивирующее данное, т.е. максимально близкое к нему в формальном и семантическом отношении; 2) выяснить способ словообразования.

Подробнее о морфемном и словообразовательном анализе см. в методичке «Морфемика и словообразование».

Этимологический анализ выясняет первоисточник слова – его этимон (греч. ‘истина’). Этимологический анализ требует специальных знаний. Студенты да и сами лингвисты, научные интересы которых не включают изучение этимологии, пользуются уже готовыми результатами, представленными в этимологических словарях.

Легко установить, что слова уподоблять(ся), расподоблять(ся), подобный, (не)подобает, сподобиться произошли от основы -подоб(л). В этих словах выделяется повторяющийся элемент -доб- (с-доб-ный, у-доб-ный), который уже не раскладывается на более мелкие компоненты.

Данный корень и будет этимоном для всех исторически (диахронически) однокоренных слов, хотя бы и разошедшихся по значению. Но значение этимона непонятно, а дальнейший анализ для неспециалиста невозможен. Смотрим в этимологическом словаре. Русские слова с корнем -доб- восходят к общеславянскому слову, а оно в свою очередь к индоевропейскому: о.-с.

* doba- ‘период времени, срок’ < и.-е. * dhabros ‘соответствовать, подходить’, ‘быть удобным’.

С течением времени в морфемной структуре слова происходят различные изменения. Самое распространенное из них опрóщение. Оно представляет собой упрощение морфемной структуры, т.е. зарастание морфемного шва и уменьшение количества морфем: двор-ец → дворец; в-кус → вкус.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Что изучают морфемика и словообразование?

2. Какие разделы выделяются в морфемике?

3. Какие существуют морфемы и способы словообразования?

4. Перечислите основные единицы морфемного и словообразовательного уровней и дайте им определение.

5. Что такое морфемный, словообразовательный и этимологический анализ?

6. Дайте определение опрощения и приведите собственные примеры.

Лекция № 11. Лексикология.

  • § 1. Слово как предмет лексикологии ицентральная единица языка
  • § 2. Лексическое значение
  • § 3. Системные отношения в лексике (полисемия, омонимия, синонимия, антонимия, паронимия)
  • § 4. Этимология и внутренняя форма слова
  • § 5. Фразеология
  • § 6. Лексикография

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/1×6703.html

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика