Как различать однокоренные слова от формы одного и того же слова?

Записи учителя по уроку

  1. Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой.

  2. Урок начался с разминки. Деление учащихся на группы. Учащимся раздаются кусочки картинок. Они должны собрать пазл с рисунком деревьев.

  • 1-я группа рисунок березы
  • 2-я группа рисунок дуба
  • 3-я группа рисунок ёлки
  1. Повторение пройденного материала

  1. Закончи фразу
  2. Корнем называется … .
  3. Корень — …… часть слова.
  4. Корень выражает … .
  5. Корень в слове выделяется с помощью подбора … .
  6. Одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению корни называются… .
  7. В корнях слов может происходить … .
  1. Опрос домашнего задания.Работа в паре

Упр5 Стр.57 Выпишите родственные слова. Обозначьте в них корень.

  • Лётчик, лететь,
  • Сила, сильно, сильный,
  • Смело, смелый, смелость,
  • Праздник, праздновать, праздничный,
  • Писать, записка, письмо, переписка,
  • Рассказ, рассказчик, рассказать,
  • Цветок, цветёт,
  • Повар, варенье, варить.
  1. Если при выполнении задании учащиеся не допустили никаких ошибок или допустили одну ошибку, то задание оценивается на «5».
  2. Если учащиеся допустили две ошибки, то задание оценивается на «4».
  3. Если учащиеся допустили три или более ошибок, то задание оценивается на «3».

5)Сообщение темы урока. Запись числа и темы урока.

Как можно разделить данные слова в два столбика? Найдите однокоренные слова?

Лес, лесник, леса, лесу, лесной, лесистый, лесом, о лесе

  • Чем различаются данные слова?
  • Основами? Имеют разное
  • лексическое значение?
  • Это разные, но

однокоренные слова. Только окончанием?

  1. Это формы одного и того же слова.
  2. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
  3. При образовании однокоренных слов получается слова с различным лексическим значением, например: звонить, звонкий, перезвон.
  4. При образовании слова получаются формы этого же слова; изменяется только его грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым, например: звонить, звонит, звонят; правильный, правильная, правильные; телефон, телефона, телефону.
  5. Если просклонять или проспрягать слово, то что получится: однокоренные слова или формы одного и того же слова?
  1. Стадия осмысление. Работа по карточкам. Выполнение упражнений. Индивидуальная работа. Самооценивание. Учащимся раздаются листы с правильными ответами и критерии оценок.

  • Подчеркни однокоренные слова, если они есть, выдели корень.
  • Кашель, каша, кашлять, кошелек.
  • Подосиновик, синица, осина.
  • Косить, косынка, косарь, косая.

Как различать однокоренные слова от формы одного и того же слова?

  1. Если при выполнении задании учащиеся не допустили никаких ошибок или допустили одну ошибку, то задание оценивается на «5».
  2. Если учащиеся допустили две ошибки, то задание оценивается на «4».
  3. Если учащиеся допустили три или более ошибок, то задание оценивается на «3».
  4. Соедините стрелками формы слова
  5. Лётчик Лететь
  6. Лётчика
  7. Полёт
  8. Лётчику
  9. Самолёт
  10. Летел
  11. Летели

Как различать однокоренные слова от формы одного и того же слова?

  • Если при выполнении задании учащиеся не допустили никаких ошибок, то задание оценивается на «5».
  • Если учащиеся допустили одну ошибку, то задание оценивается на «4».
  • Если учащиеся допустили две ошибки, то задание оценивается на «3».
  • Где слова родные, однокоренные?
  • Белка, беленький, белить
  • Водяной, вода, водить
  • Горный, горка, городок
  • Пёс, песочный, песок

Как различать однокоренные слова от формы одного и того же слова?

  1. Если учащиеся допустили одну ошибку, то задание оценивается на «4».
  2. Если учащиеся допустили две ошибки, то задание оценивается на «3».
  3. Почему слова вода и водить не являются однокоренными?
  4. Вода- это прозрачная жидкость
  5. Водить- вести машину.
  6. Вода, водяной, водный, водичка
  7. Водить, водитель, водительский
  8. Подбирая однокоренные слова, следи за тем, чтобы корень являлся общим для всех родственных слов заключал в себе общий смысл родственных слов.
  9. Корни заблудились.Помогите каждому корню найти свою семью
  10. Рис, грибы, грибник, рисование, нарисовал, грибная, вода, водить, подводник, грибные, гриб, зарисовка

Как различать однокоренные слова от формы одного и того же слова?

Если учащиеся допустили две ошибки, то задание оценивается на «4».

Если учащиеся допустили три или более ошибок, то задание оценивается на «3».

7)Самостоятельная работа. Работа в группе. Учащимся раздаются листы с правильными ответами и критерии оценок. Игра «Лото». Разноуровневые задания.

Распределите в два столбика

Трава, травяной, травой, травка, травы, травами, травушка

Как различать однокоренные слова от формы одного и того же слова?

  • Если при выполнении задании учащиеся не допустили никаких ошибок, то задание оценивается на «5».
  • Если учащиеся допустили одну ошибку, то задание оценивается на «4».
  • Если учащиеся допустили две ошибки, то задание оценивается на «3».
  • Какое слово лишнее?
  • Гора, горный, пригорок, гореть
  • Разгорелся, горелка, горелый, горка
  • Речь, речной, река, речушка
  • Лес, лесенка, лесной, лесник
  1. Если при выполнении задании учащиеся не допустили никаких ошибок, то задание оценивается на «5».
  2. Если учащиеся допустили одну ошибку, то задание оценивается на «4».
  3. Если учащиеся допустили две ошибки, то задание оценивается на «3».
  4. Найдите однокоренные слова

В тайге растёт кедр. Кедровник — любимое место многих животных и птиц. Осенью в нём созревают кедровые шишки.

Если учащиеся допустили одну ошибку, то задание оценивается на «4».

Если учащиеся допустили две ошибки, то задание оценивается на «3».

К данным словам припишите справа другие формы этих же слов, затем подберите однокоренные слова и напишите их внизу. Составь предложение.

Например: Праздник, на празднике, с праздником, праздновать, праздничный. Сегодня большой праздник.

  • Рисую, радостный, школьный.
  • Если учащиеся выполнили данные все три задания, то задание оценивается на «5».
  • Если учащиеся выполнили только две задания, то задание оценивается на «4».
  • Если учащиеся выполнили всего одно задание, то задание оценивается на «3».

8)Обобщение. Работа по кластеру. Вырасти «Чудо дерево»

Ученики защищают свои проекты, рассказывая правило. Каждая группа оценивают работ других групп стикерами.

  1. 9)Взаимооценивание. Ребята оценивают рисунки групп по содержанию, по красочности
  2. Если при выполнении задании учащиеся нарисовали красочно, содержанием, смогли защитить проект понятливо, то задание оценивается на «5».
  3. Если учащиеся нарисовали красочно, но защитили слабо, то задание оценивается на «4».

Если учащиеся нарисовали свои рисунок некрасочно, слабо защитили проект, то задание оценивается на «3». При оценивании работ групп, какая группа соберет, более 6-ти стикеров, работа оценивается на «5».

  • Если группа соберет 5 стикера, то работа оценивается на «4».
  • Если группа соберет 4 или меньше стикера, то работа оценивается на «3»
  • 10)Рефлексия
  • Что мы узнали
  • Что мы умеем
  • Что мы хотим знать
  • Учащимся раздаются разноцветные стикеры, приклеивают их на доске над надписями.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/odnokoriennyie-slova-i-formy-odnogho-i-togho-zhie-slova-1

Формы слова и однокоренные слова. Образование формы слова

Как различать однокоренные слова от формы одного и того же слова?

Образование форм слова

В русском языке слова в составе словосочетаний в предложении связаны друг с другом с помощью окончаний.

Прочитайте предложения:

Маша рисовала синей краской.Дети рисовали синими красками.

  • Витя рисовал синюю бабочку.
  • Во всех примерах глагол рисовать обозначает одно и то же действие, прилагательное синий — один и тот же цвет, а существительное краска — один и тот же предмет.

Это значит, что их лексическое значение не изменилось.

Но в этих словах разные окончания, значит формы этих слов разные. Существительные, прилагательные, глаголы связаны друг с другом в предложении с помощью окончаний.

Окончания образуют форму слова.

Окончание — формообразующая морфема. Такие морфемы позволяют изменить слово, а не образуют новые слова. Окончание служит для связи слов в предложении и образует формы слова. Окончание может выражать грамматические значения числа, падежа, рода и лица.

Правила и примеры образования форм слова

Форма существительных образуется с помощью числа и падежа. Примеры: карандаш, карандаши, карандашу, о карандаше…Форма слова изменяется под влиянием падежа (именительного, родительного, дательного, винительного, творительного и предложного), в котором оно используется, или числа (единственного или множественного). Другими словами, склоняется.

Форма прилагательных образуется с помощью числа, падежа и рода. Примеры: красный, красные, красную, красная…

Форма глаголов образуется с помощью числа и лица в наст./буд. времени (рисую, рисуешь, рисуют) и с помощью числа и рода в прош. времени (рисовала, рисовал, рисовали).Глагол изменяет окончание в зависимости от лица (первого, второго и третьего) и числа (единственного или множественного), в которых он употребляется, то есть спрягается.

Сравнивая формы одного и того же слова, мы выделяем его основу и окончание. Основа будет одинаковой, а окончания — разными.

Сосн[а], сосн[Ы], сОсн[ы], сосн[е], сосн[ой], о сосн[е].

Важно понять, что слово фактически одно и то же, его лексический смысл не изменился, а свою грамматическую «одежду» оно меняет при каждом использовании в зависимости от речевой ситуации.

Есть формы слов, в которых окончания не выражены звуками. Такие окончания называются нулевыми. Примеры: подоконник□, (много) книг□, окон□ мамин□, лисий□, лежал□, облокотил(□)ся.

 Наречия  (слева, сверху, здесь) не изменяются,  то есть имеют только одну форму. Не изменяются служебные слова (и, под, в, же) и междометия (ну, ах). Такие слова не имеют окончаний.

Формообразующие суффиксы

Для образования некоторых форм глаголов используются особые суффиксы. Эти формообразующие суффиксы показывают, что слово изменяет свою форму, а не лексическое значение, и выражают грамматическое значение слова.

Формообразующие суффиксы: суффиксы прошедшего времени -л-: плавал, несла, цвели; инфинитива (суффиксы неопределённой формы) -ть, -ти : плавать, нести, цвести.

В школьной программе эти суффиксы некоторые учителя некорректно выделяют как окончания.

При формообразовании лексическое значение слова сохраняется, а изменяется форма слова и его грамматическое значение (книга, книге, книгу и т. п; читал, читаю и буду читать).

Однокоренные слова

Дом (строение), домашний (находящийся дома), бездомный (не имеющий дома), домовитый (хозяйственный) — это родственные слова, у них у всех корень -дом-, но лексическое значение слов (оно приведено в скобках) разное. Это однокоренные слова.

Однокоренные слова — это слова родственные, с одним корнем, но разные по своему лексическому значению.

Корень слова — это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных (родственных) слов. Однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов.

  Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Например: жарить — пережарить (приставка ПЕРЕ-), поджарить (приставка ПОД-). Суффикс — это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Например: трава — травка (суффикс -К-), травинка (суффикс -ИНК-), травушка (суффикс -УШК-).

Пример:

Старшина почувствовал сильную боль в груди. Его болезнь прогрессировала. Больному срочно требовалось лекарство. Все палаты в больнице были заполнены пациентами. Болельщики «Спартака» отличаются неспортивным поведением на трибунах. Врач назначил мне обезболивающее. Дезинфицирующие средства убивают болезнетворные бактерии.

Здесь разные слова с одним и тем же корнем -боль-, но с разным лексическим значением.

Применение приставок и суффиксов позволяет образовывать ветви слов с одним и тем же корнем. Эти слова и называются однокоренными. При словообразовании образуется новое слово с новым лексическим значением.

Все на самом деле просто:

1. Общим элементом для формы слова и однокоренных слов является их корень.2. Формы слова – это формы одного и того же слова, а однокоренные слова – это разные слова.

3. Форма слова может меняться, сохраняя смысл, а в однокоренных же словах меняется смысл.

Надеемся, что теперь и вы разобрались в этой теме на «отлично». Потренируемся?

Задания для самопроверки:

Запиши в один столбик однокоренные слова, а в другой — формы одного и того же слова. Выдели основу и окончание в каждом слове.

1)   Под сосной, о сосне, сосенка, сосновый, сосняк, сОсны. 

Ответ:

Сосна (однокоренные слова):  сосенк[а], соснов[ый], сосняк[].Сосна (формы слова): под сосн[ой], о сосн[е], сОсн[ы].

2)   Играть, в игре, до игры, игрушки, игрушечный, игрок.

Ответ:

Игра  (однокоренные слова): игра/ть, игрушк[и], игрушечн[ый], игрок[].Игра (формы слова):  в игр[е], до игр[ы].

3)    Стрела, стрелы, без стрелы, стрелок, стрелять, к стреле, перестрелка, со стрелой, о стреле.

Ответ:

Стрела (однокоренные слова):  стрелок[], стреля/ть, перестрелк[а].Стрела (формы слова): стрел[ы], без стрел[ы], к стрел[е], со стрел[ой], о стрел[е]. 

Источник: https://7gy.ru/shkola/russkij-yazyk/1458-formy-slova-i-odnokorennye-slova-obrazovanie-formy-slova.html

Отличия однокоренных слов от форм одного и того же слова

  • Выясним, как отли­чить одно­ко­рен­ные сло­ва, кото­рые могут быть сло­ва­ми раз­ных частей речи, от форм одно­го и того же сло­ва.
  • В рус­ском язы­ке суще­ству­ют ряды слов, кото­рые род­нит глав­ная мор­фе­ма — корень.
  • Вспомним, что такое корень сло­ва.
  1. Следовательно, одно­ко­рен­ны­ми явля­ют­ся сло­ва с одним и тем же смыс­ло­вым кор­нем, напри­мер:
  2. ско­рый — ско­рость, уско­ре­ние, ско­рост­ной, уско­рить, ско­ро, наско­ро, поско­рее, вско­ре.

  3. Их объ­еди­ня­ет корень скор-, кото­рый име­ет общее зна­че­ние «быст­рое пере­дви­же­ние«.

  4. Как видим, в ряду одно­ко­рен­ных слов раз­ли­ча­ют раз­ные части речи:
  • ско­рость, уско­ре­ние — суще­стви­тель­ные;
  • ско­рый, ско­рост­ной — при­ла­га­тель­ные;
  • уско­рить — гла­гол;
  • ско­ро, наско­ро, поско­рее, вско­ре — наре­чия.

Как отличить родственные слова от форм слова

  • Следует отли­чать род­ствен­ные сло­ва, кото­рые могут быть сло­ва­ми раз­ных частей речи, от форм одно­го и того же сло­ва.
  • Так, у каче­ствен­но­го при­ла­га­тель­но­го «ско­рый» име­ют­ся фор­мы сте­пе­ней срав­не­ния:
  • ско­рый — ско­рее, более/менее ско­рый, ско­рей­ший, ско­рее всех, самый ско­рый.

Эти фор­мы не явля­ют­ся одно­ко­рен­ны­ми сло­ва­ми к ряду род­ствен­ных слов с кор­нем скор- (ско­рость, ско­ро, ско­рост­ной и т.д.), а пред­став­ля­ют собой фор­мо­из­ме­не­ние одно­го и того же при­ла­га­тель­но­го «ско­рый».

  1. В таб­ли­це ниже мож­но уви­деть, в чем отли­чия одно­ко­рен­ных слов от форм одно­го и того же сло­ва:
  2. К суще­стви­тель­но­му «гора» под­бе­рем род­ствен­ные сло­ва:
  3. гор­ный, гори­стый, гори­стость, при­го­рок, гор­няк, гор­няц­кий.
  4. Слово «гора» может менять свою фор­му, изме­ня­ясь по паде­жам и чис­лам:
  • склон горы
  • направ­люсь к горе
  • вижу гору
  • любу­юсь горой
  • думаю о горе
  • высо­кие горы.

Это все фор­мы одно­го и того же суще­стви­тель­но­го «гора», у кото­рых меня­ет­ся толь­ко окон­ча­ние. Их нель­зя вклю­чать в ряд род­ствен­ных слов с кор­нем гор-.

У при­ла­га­тель­ных тоже име­ют­ся свои грам­ма­ти­че­ские фор­мы, кото­рые не сле­ду­ет вклю­чать в пере­чень род­ствен­ных слов. Рассмотрим это на при­ме­ре сло­ва «яркий»:

Родственные сло­ва с кор­нем ярк-Формы при­ла­га­тель­но­го «яркий»
яркий яркая, яркое, яркие
яркость он ярок, она ярка, оно ярко, они ярки
ярко ярче, более/менее яркий, самый яркий, ярче всех

У гла­го­лов раз­ли­ча­ют­ся род­ствен­ные сло­ва и их фор­мы.

Родственные сло­ваФормы гла­го­ла «решить»
решить решу, решишь, решит
решить­ся решим, реши­те, решат
решать решив­ший, решив­шая, решив­шее, решив­шие
Решенный, решен­ная, решен­ное, решен­ные
решать­ся решив
реше­ние
реши­тель­ный

Изучением форм слов зани­ма­ет­ся мор­фо­ло­гия.

Изучение частей речи пред­по­ла­га­ет зна­ком­ство с фор­ма­ми суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов и осо­бых гла­голь­ных форм (при­ча­стия и дее­при­ча­стия), место­име­ний, чис­ли­тель­ных и наре­чий.

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/sostav-slova/koren/otlichiya-odnokorennyih-slov-ot-form-slova.html

чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов

Василиса Прекрасная Мыслитель (8557) 8 лет назад У однокоренных общий корень, они могут быть разными частями речи. А формы одного и то го же слова — это одна часть речи, изменяемая, например, по падежам, по числам, по родам, по лицам. Например: лес — лесок, перелесок, лесник — однокоренные слова.

Лес — леса, лесу, лесом, о лесе — формы одного и того же слова.

Елена Конюхова Просветленный (20106) 8 лет назад Однокоренные слова имеют разный состав и значение, но одинаковый корень, а формы одного и того же слова имеют одинаковый состав и одно и то же значение. Например: лес, лесистый, лесник, лесничество (это слова с разным составом (в слове лес — корень и нулевое окончание, в слове лесистый — корень, суффикс и окончание, в слове лесничество — корень, 2 суффикса и окончание) и разным лексическим значением, но у них общий корень – однокоренные) . Лес, лесом, о лесах, лесами.. . (Имеют одинаковое лексическое значение и одинаковый состав (корень и окончание) — это формы одного и того же слова. Ещё пример: однокоренные (родственные) слова — это слова, содержащие один и тот же корень; две разные формы одного и того же слова нельзя назвать однокоренными, это одно слово. Например, слова «сторож — сторожевой — сторожить» являются однокоренными, а слова «сторож и сторожи» — это две разные формы одного и того же слова.

Источник: учитель русского языка

анисова Ирина Знаток (296) 3 года назад Однокоренные слова имеют разный состав и значение, но одинаковый корень, а формы одного и того же слова имеют одинаковый состав и одно и то же значение. Например: лес, лесистый, лесник, лесничество (это слова с разным составом (в слове лес — корень и нулевое окончание, в слове лесистый — корень, суффикс и окончание, в слове лесничество — корень, 2 суффикса и окончание) и разным лексическим значением, но у них общий корень – однокоренные) . Лес, лесом, о лесах, лесами.. .(Имеют одинаковое лексическое значение и одинаковый состав (корень и окончание) — это формы одного и того же слова.

Ещё пример: однокоренные (родственные) слова — это слова, содержащие один и тот же корень; две разные формы одного и того же слова нельзя назвать однокоренными, это одно слово. Например, слова «сторож — сторожевой — сторожить» являются однокоренными, а слова «сторож и сторожи» — это две разные формы одного и того же слова.

Арсений С**** Профи (518) 3 года назад формы слова Елена Конюхова Мудрец (19590) 4 года назадОднокоренные слова имеют разный состав и значение, но одинаковый корень, а формы одного и того же слова имеют одинаковый состав и одно и то же значение. Например: лес, лесистый, лесник, лесничество (это слова с разным составом (в слове лес — корень и нулевое окончание, в слове лесистый — корень, суффикс и окончание, в слове лесничество — корень, 2 суффикса и окончание) и разным лексическим значением, но у них общий корень – однокоренные) . Лес, лесом, о лесах, лесами.. .(Имеют одинаковое лексическое значение и одинаковый состав (корень и окончание) — это формы одного и того же слова. Ещё пример: однокоренные (родственные) слова — это слова, содержащие один и тот же корень; две разные формы одного и того же слова нельзя назвать однокоренными, это одно слово. Например, слова «сторож — сторожевой — сторожить» являются однокоренными, а слова «сторож и сторожи» — это две разные формы одного и того же слова.Источник: учитель русского языка 44 Нравится Пожаловаться4 ОТВЕТАТатка Ковалева Гуру (3684) 4 года назадФормы одного и того же слова—это например, существительное, изменённое по падежам: ложка, ложкой, в ложке. Или у глаголов: положу, положил… А однокоренное слово: ложка—положить. 20 Нравится ПожаловатьсяВасилиса Прекрасная Мыслитель (8491) 4 года назадУ однокоренных общий корень, они могут быть разными частями речи. А формы одного и то го же слова — это одна часть речи, изменяемая, например, по падежам, по числам, по родам, по лицам. Например: лес — лесок, перелесок, лесник — однокоренные слова. Лес — леса, лесу, лесом, о лесе — формы одного и того же слова. 25 Нравится ПожаловатьсяТатьяна Чернышова Ученик (161) 3 дня назадОднокоренные слова имеют разный состав и значение, но одинаковый корень а формы одного и того же слова имеют и одинаковый состав и одно и то же значение 1 Нравится Пожаловатьсяанисова Ирина Ученик (150) 1 день назадОднокоренные слова имеют разный состав и значение, но одинаковый корень, а формы одного и того же слова имеют одинаковый состав и одно и то же значение. Например: лес, лесистый, лесник, лесничество (это слова с разным составом (в слове лес — корень и нулевое окончание, в слове лесистый — корень, суффикс и окончание, в слове лесничество — корень, 2 суффикса и окончание) и разным лексическим значением, но у них общий корень – однокоренные) . Лес, лесом, о лесах, лесами.. .(Имеют одинаковое лексическое значение и одинаковый состав (корень и окончание) — это формы одного и того же слова. Ещё пример: однокоренные (родственные) слова — это слова, содержащие один и тот же корень; две разные формы одного и того же слова нельзя назвать однокоренными, это одно слово. Например, слова «сторож — сторожевой — сторожить» являются однокоренными, а слова «сторож и сторожи» — это две разные формы одного и того же слова.

Нравится Пожаловаться

Азалия Мухарямова Ученик (248) 3 года назад формы слова Елена Конюхова Мудрец (19590) 4 года назадОднокоренные слова имеют разный состав и значение, но одинаковый корень, а формы одного и того же слова имеют одинаковый состав и одно и то же значение. Например: лес, лесистый, лесник, лесничество (это слова с разным составом (в слове лес — корень и нулевое окончание, в слове лесистый — корень, суффикс и окончание, в слове лесничество — корень, 2 суффикса и окончание) и разным лексическим значением, но у них общий корень – однокоренные) . Лес, лесом, о лесах, лесами.. .(Имеют одинаковое лексическое значение и одинаковый состав (корень и окончание) — это формы одного и того же слова. Ещё пример: однокоренные (родственные) слова — это слова, содержащие один и тот же корень; две разные формы одного и того же слова нельзя назвать однокоренными, это одно слово. Например, слова «сторож — сторожевой — сторожить» являются однокоренными, а слова «сторож и сторожи» — это две разные формы одного и того же слова.Источник: учитель русского языка 44 Нравится Пожаловаться4 ОТВЕТАТатка Ковалева Гуру (3684) 4 года назадФормы одного и того же слова—это например, существительное, изменённое по падежам: ложка, ложкой, в ложке. Или у глаголов: положу, положил… А однокоренное слово: ложка—положить. 20 Нравится ПожаловатьсяВасилиса Прекрасная Мыслитель (8491) 4 года назадУ однокоренных общий корень, они могут быть разными частями речи. А формы одного и то го же слова — это одна часть речи, изменяемая, например, по падежам, по числам, по родам, по лицам. Например: лес — лесок, перелесок, лесник — однокоренные слова. Лес — леса, лесу, лесом, о лесе — формы одного и того же слова. 25 Нравится ПожаловатьсяТатьяна Чернышова Ученик (161) 3 дня назадОднокоренные слова имеют разный состав и значение, но одинаковый корень а формы одного и того же слова имеют и одинаковый состав и одно и то же значение 1 Нравится Пожаловатьсяанисова Ирина Ученик (150) 1 день назадОднокоренные слова имеют разный состав и значение, но одинаковый корень, а формы одного и того же слова имеют одинаковый состав и одно и то же значение. Например: лес, лесистый, лесник, лесничество (это слова с разным составом (в слове лес — корень и нулевое окончание, в слове лесистый — корень, суффикс и окончание, в слове лесничество — корень, 2 суффикса и окончание) и разным лексическим значением, но у них общий корень – однокоренные) . Лес, лесом, о лесах, лесами.. .(Имеют одинаковое лексическое значение и одинаковый состав (корень и окончание) — это формы одного и того же слова. Ещё пример: однокоренные (родственные) слова — это слова, содержащие один и тот же корень; две разные формы одного и того же слова нельзя назвать однокоренными, это одно слово. Например, слова «сторож — сторожевой — сторожить» являются однокоренными, а слова «сторож и сторожи» — это две разные формы одного и того же слова.

Нравится Пожаловаться

Диля Королёва Ученик (111) 3 года назад У однокоренных общий корень, они могут быть разными частями речи. А формы одного и то го же слова — это одна часть речи, изменяемая, например, по падежам, по числам, по родам, по лицам. Например: лес — лесок, перелесок, лесник — однокоренные слова.

Лес — леса, лесу, лесом, о лесе — формы одного и того же слова.

dima ovsyannikov Ученик (145) 3 года назад nik maksakov Знаток (284) 3 года назад У однокоренных общий корень, они могут быть разными частями речи. А формы одного и то го же слова — это одна часть речи, изменяемая, например, по падежам, по числам, по родам, по лицам. Например: лес — лесок, перелесок, лесник — однокоренные слова.

Лес — леса, лесу, лесом, о лесе — формы одного и того же слова.

Незнакомец Гришатов Ученик (175) 3 года назад Елена Клюшинцева Ученик (203) 3 года назад У однокоренных общий корень, они могут быть разными частями речи. А формы одного и то го же слова — это одна часть речи, изменяемая, например, по падежам, по числам, по родам, по лицам. Например: лес — лесок, перелесок, лесник — однокоренные слова.

Лес — леса, лесу, лесом, о лесе — формы одного и того же слова.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/53135994

Методическая разработка по русскому языку по теме: Однокоренные слова и формы одного и того же слова. | Социальная сеть работников образования

                       Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

    Дав урок по этой теме, я столкнулась с трудностями в восприятии учащимися данного материала, что и подтолкнуло меня к написанию этой работы.

     Словарный состав языка непрерывно изменяется: происходит постоянное и интенсивное пополнение его за счёт новых слов. Он обогащался ранее и обогащается в наши дни путём образования новых слов на основе лексического материала, который в языке уже существует.

     В системе языка словообразовательные процессы тесно связаны как с лексикой, для пополнения которой они служат, так и с грамматикой, в соответствии с нормами которой оформляется каждое вновь появляющееся в языке слово.

     Лексическое значение слова – это содержание слова, т.е. устанавливаемая нашим мышлением соотнесённость между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, которые обозначены этим комплексом звуков.

Лексическое значение складывается  из вещественного значения, носителем которого является корень слова, и словообразовательного, выражаемого приставками и суффиксами.

Например, значение «маленький стул» в слове стульчик складывается из вещественного (предметного) значения, заключённого в корне стул, и словообразовательного значения, выражаемого  уменьшительным суффиксом – чик; ср. аналогично: шкафчик, сарайчик, заборчик.

     Слово имеет грамматическое значение. У существительных, например, можно определить род, падеж и число (из космоса – сущ. род. пад., ед. числа), у глагола – лицо и число (запустят – глаг. 3 лица, множ. числа). Грамматические формы одного и того же слова выражают его отношение к другим словам.

Например, при изменении существительного костёр образуются падежные формы единственного и множественного числа (костёр – костра – костру и т. д.); при изменении местоимения я – падежные формы единственного числа (я, меня, мне и т. д.

); при изменении спрягаемой глагольной формы настоящего – будущего времени – личные глагольные формы единственного и множественного числа (побеждать – побеждаю, побеждаешь, побеждает и т. д.).

     В лексическое значение каждого из однокоренных слов входит значение корня, например: апельсиновый (цвет) – такой, как у апельсина;  лимонный (запах) – такой, как у лимона;  гористый (край) – обладающий большим количеством того, что названо основой исходного слова  (содержащий большое количество гор);  рыхлить (землю) – действие, имеющее отношение к признаку, названному основой исходного слова (рыхлый).

     К понятию формы слова можно подвести учащихся в процессе повторения ранее изученного материала об изменении имён существительных, прилагательных и глаголов. Для этого может быть использован примерно такой записанный на доске текст.

     Липа цветёт позднее других деревьев. Прекрасный запах её разносится далеко, даже в тихие безветренные дни чувствуешь его за целый квартал. Душистый липовый мёд приносит людям здоровье.

     Сначала учащиеся найдут в тексте имена существительные. Вспомнят, что существительные изменяются по падежам и числам. Письменно просклоняют в единственном числе существительное липа (удобно взять это существительное, потому что при его склонении в единственном числе учащиеся не встретятся с нулевым окончанием, с которым ещё не знакомы).

     Выясняется значение слова липа (лиственное дерево с сердцевидными зубчатыми листьями и душистыми медоносными цветками). Внимание учащихся нужно обратить на то, что лексическое значение имён существительных при изменении остаётся постоянным; изменяется окончание, указывая тем самым, в каком падеже и числе употреблено слово.

     Затем склоняется прилагательное липовый (мёд). Снова обращается внимание на то, что лексическое значение прилагательного липовый при изменении его по падежам, а также родам и числам (липовая аллея, липовое дерево, липовые аллеи) остаётся прежним.

     Предлагается назвать глаголы. Глагол цветёт учащиеся изменяют по лицам; повторяют, что у существительных и прилагательных падежные, а у глаголов личные окончания.

     После этого учащиеся подводятся к понятию формы слова. Существительные и прилагательные при склонении, а глаголы при спряжении не изменяют своего лексического значения. При изменении мы имеем дело не с новыми словами, а с формами одного и того же слова. Формы слова образуются при изменении окончаний.

     Следующая задача учителя – показать, как образуются слова. Обращается внимание учащихся на то, что изменение слов нельзя смешивать с их образованием, и предлагается выписать из текста однокоренные слова  липа, липовый.

     Выясняется, что это не формы одного слова, а разные слова, хотя и однокоренные. При образовании слов от одного корня получаются слова с разным лексическим значением. Например, слово липа обозначает предмет, это существительное, а слово липовый указывает на признак по предмету, к которому (к липе) другой предмет имеет отношение.

     Сопоставляются формы слова липа (липы, липе, липу и т. д.) с однокоренным словом того же корня (липовый). Указывается, что формы слова липа образовались в результате изменения окончания, а однокоренное слово липовый образовано с помощью суффикса      – ов- от основы существительного липа.

  •     Делается общий вывод:
  •     а)  формы одного слова образуются изменением окончания; однокоренные слова – прибавлением суффиксов и приставок;
  •     б) при изменении слов лексическое значение их остаётся прежним, при словообразовании лексическое значение слова изменяется.
  • Примерные виды заданий для закрепления изученного.

     Найдите в тексте формы одного и того же слова и однокоренные слова. Докажите правильность ответа.

  1. В лесу под д..ревьями ещё лежал снег, но зато на открытых местах уже т..мнели проталины. Др..весные почки начали надуваться, и от этого ветки кустов и д..ревьев казались не такими голыми, как зимой, а чуть м..хнатыми.

                                                                                                                (Г. Скребицкий).

                                2. Бл..стят коньки,

                                    Бл..стит каток,

  1.                                     Пушистый снег искрится.
  2.                                     Надень коньки
  3.                                     Свои, дружок,
  4.                                     Попробуй прокатиться.

                                                                                                             (В. Доникова).

   В первом тексте учащиеся укажут формы существительного дерево и однокоренное слово древесный. Во втором тексте, кроме форм существительного коньки и форм глагола блестеть, есть однокоренные слова каток – прокатиться.

   Для того чтобы учащиеся сознательно усвоили формы слов, полезны задания, когда из многих форм требуется указать нужную.

    Выпишите предложение, в котором существительное лес стоит в форме винительного падежа.

     Выпал снег, и лес словно заснул… Лишь сл..ды на снегу да писк пром..лькнувшей среди голых в..твей синицы г..ворят, что жизнь не совсем покинула опустевший лес.

                                                                                                          (По Н. Плавильщикову).

    Выполняя это упражнение, учащиеся должны определить, в какой форме существительного лес стоит в обоих предложениях. В данном тесте можно также работать над формами слова снег.

  •     В процессе выполнения упражнений учащиеся должны усвоить, что при образовании форм одного слова мы имеем дело с одной частью речи. Поэтому возможны задания типа:
  • Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.
  • Являются ли они формами одного слова?

    Между далью и правым г..ризонтом мигнула молния, и так ярко, что осв..тила часть степи и место, где небо граничило с ч..рнотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на её краю висели большие ч..рные лохмотья.

                                                                                                                        (А. Чехов).

     Предлагаются упражнения на отыскание однокоренных слов в тексте.

Найдите однокоренные слова, объясните их значение. Как они образованы?

      Грибов в нашем лукошке всё прибавлялось. Вскоре мы напали на удивительно грибное место. На поляне, точно толстые, вбитые в землю гвозди с краснеющими шляпками, стояли крепкие подосиновики. Пришлось звать на помощь всех грибников.

                                                                                                           (В. Бонч-Бруевич).

  1.       Ответ учащихся будет приблизительно таким:
  2.       Гриб – растение в виде шляпки, сидящей на ножке.
  3.       Грибное (место) – место, где растут грибы.
  4.      Грибник – человек, который любит собирать грибы.
  5.      Указывается, что прилагательное грибной образовано с помощью суффикса –н-, а существительное грибник – с помощью суффикса –ник.
  6.      Следует обратит внимание учащихся на то, что однокоренные слова могут принадлежать как одной, так и разным частям речи (гриб, грибник – существительные, грибное – прилагательное, белела –глагол, белизна – существительное).
  7.      Работа с однокоренными словами предполагает выделение корня, установление его значения. Поэтому целесообразны задания типа:
  8. Выпишите однокоренные слова, выделите корень, укажите общее в значении слов.

1) Б..лела гора над чащей лесной. Своей изв..стковую б..лизной. (С. Щипачёв).              2) Зак..лосилась  рожь. На к..лосьях повисли словно крохотные щепочки: это пылинки тычинок – рожь зацв..ла. (Н. Плавильщиков).

                                                 3) Зап..вали песню зап..валы,

                                                     Подп..вали все до одного,

                                                     И она им сердце согр..вала

                                                     Только жаром сердца своего!

                                                                                                           (А. Прокофьев).

  •       Затем предлагаются упражнения на разграничение форм одного слова и однокоренных слов.
  • Найдите в тексте формы слова и однокоренные слова.
  • 1. На реке, реке Кубани                         Золотистыми хлебами
  •     За волной волна бежит                      Степь Кубанская шумит.

                                                                                 (М. Исаковский).

     2. На з..лёных широких лугах, возле светлой реки, от зари до зари работают в сенокос люди.

        Ярко бл..стят острые косы. Далеко за рекой слышатся весёлые песни к..сцов.

        Мёдом, полевыми цветами густо пахнет в жаркий день сено.

                                                                                 (По И. Соколову–Микитову).

     3. Первые жёлтые листья на деревьях являются признаком наступающей осени. Если бы лиственные деревья не сбрасывали на зиму листву, они непременно должны были бы погибнуть от недостатка влаги.

Большая  листовая поверхность испаряла бы на морозе большое количество влаги, а корни не могли бы восполнить эту убыль. Листопад избавляет растение от излишних веществ, накапливающихся в листьях.

Большое количество падающих на землю листьев ежегодно удобряет почву.

                                                                                         (По А. Кожевникову).

        Тексты данного упражнения позволяют выделить формы разных слов и группы однокоренных слов.

        Внимание учащихся полезно обратить на то, что однокоренные слова могут выполнять стилистическую функцию – служить средством, при помощи которого можно задержать внимание читателя на явлении, названном тем или другим словом. Например: Ты не гляди так гордо на меня, и я бываю гордым с гордецами, гордясь, что сам могу седлать коня, пахать и сеять этими руками.

(Р. Гамзатов).

 Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 416 г. Петергоф Санкт-Петербурга Звягинцева Н.И.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/09/21/odnokorennye-slova-i-formy-odnogo-i-togo-zhe-slova

Урок "Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова."

10.09.2015 Учитель:

  • Русский У р ок 8
  • Тема: Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
  • Цель: Формировать  представления о сходстве и различии  разных форм одного и того же слова и однокоренных слов.
  • Задачи: Формировать  знания об однокоренных словах и роли окончания, как формообразующей части слова.
  • Развивать умения образовывать однокоренные слова и формы слова.
  • Воспитывать аккуратность, любознательность, любовь к родному языку.
  • Формирование универсальных учебных действий:
  • Личностных: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
  • Регулятивных: оценивать свои достижения на уроке.
  • Познавательных:принимать и сохранять учебную задачу; осваивать способы ориентировки в пространстве тетради; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
  • Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, парная.
  • Технология: проблемного обучения; информационно-коммуникативная; здоровьесберегающая.
  • Тип урока: комбинированный урок
  • Оборудование: учебник, презентация
  • Ход урока
  • Этап урока
  • Содержание учебного материала
  • Деятельность обучающихся
  • ФУУД

I. Организационный этап.

 — Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева, улыбнулись всем. Дали себе установку на то, что вы будете работать, все у вас получится. Успехов вам!

  1. Прозвенел уже звонок
  2. Вот и начался урок!
  3. Вы за парты ровно сядьте
  4. И тетради раскрывайте!
  5. Настрой на работу.
  6. Личностные УУД:

II. Актуализация знаний.

1.Проверка домашнего задания. 

  • 1. Фронтальный опрос
  • -Над какой темой работали на предыдущем уроке?
  • 2.Индивидуальная работа (трое на карточках, один у доски)
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Сели, открыли тетради, запишите число, классная работа.
  • 3. Минутка чистописания:
  • Р Бб Бр Би Бу Ба
  • Ро багаж багажный багажник
  • багаж багажом багажу
  • -Чем похожи и в чем отличие строк?
  • Назовите тему урока
  • Личностные УУД:
  • Познавательные УУД:
  • Коммуникативные УУД:

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1.Какую поставим цель?

Чтобы достичь цели урока, поставьте задачи урока. Чему должны учиться? Что должны уметь?

Словарь: багаж, бабочка, балкон, банан, барабан, барсук, бассейн, батон.

2. Постановка проблемы.

— Корни заблудились. Помогите каждому корню найти свою семью.(на доске карточки со словами: рис, грибы, грибник, рисование, нарисовал, грибная, вода, водить, подводник, грибные, гриб, зарисовка.)Проверка: при проверке предполагается, что дети не включат слова: рис и водить, так  как нет родства с корнями, а если включат, то поработать над значением этих слов.

1группа слов: грибы, грибник, грибная, грибные, гриб.2 группа слов: рисование, нарисовал, зарисовка. ( рис) не писать.

3 группа слов: вода, подводник.( водить ) не писать.

  1. Создание проблемной ситуации.
  2. — Итак, не включив слова рис и водить в группы слов, можно предположить, что (на доске предположение):
  3. Не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными.
  4. — Проведём исследование.
  5. Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания.
  6. Читают и записывают словарное слово с проговариванием опасных мест.
  7. IV Первичная проверка понимания.

1. Решение проблемы. Исследование.

— Допишите окончания так, чтобы получилось предложение:

Саш. слушает  Даш…Варианты: Саша слушает Дашу.  Сашу слушает Даша.

— Одинаковый ли смысл предложений? (разный).- Убедимся, что разный. О ком говорится в 1 предложении, во 2ом.?- Почему изменился смысл 2-ого предложения? (поменяли окончание).- Изменили окончание, а своё значение имена изменили? (нет).

— Значит, слова

Света и Свету – это одно и то же слово или разные?(одно и то же).

— Поскольку эти слова являются одним и тем же словом, но с разными окончаниями, такие  слова называют

формами слова.

  • ( на доске появляется схема)
  • формы словаодно и то же словоразные окончания у одного слова( из истории возникновения устойчивых оборотов)

— Русский язык очень богат. Для выразительности своей речи люди, общаясь друг с другом, используют крылатые фразы, фразеологические обороты, устойчивые выражения. История возникновения некоторых оборотов очень интересна.

— Например выражения – «работать, спустя рукава» и «работать, засучив рукава», зародились в те далёкие времена, когда на Руси носили одежду с очень длинными рукавами. — Работать с такими длинными рукавами было очень неудобно и приходилось их всё время засучивать, а рукава вновь спускались и их опять засучивали.

— Народ подметил это и о людях, которые работали хорошо, говорили: « Работает, засучив рукава» и наоборот о людях, которые работали плохо стали говорить:«Работает, спустя рукава».

2.-Познакомимся с устойчивыми оборотами, связанными со словом голова.- Какие обороты знаете вы?-Если изобразить в виде карикатур, то это будет выглядеть так:- Выбросить из головы — постараться забыть.-Отвечать головой — взять на себя ответственность.- Ходить на голове — шалить, озорничать.- Светлая голова — умный, думающий человек.

— Снег на голову — неожиданно, внезапно появиться.

 — Слово голова во всех словосочетаниях звучит по-разному почему? (разные окончания) — Выделим их.- Могут ли при помощи окончания образовываться новые слова? (нет).Если дети скажут да, то попросить выделить основу.- Выделим основы.

— Что видите? (о основа одинаковая

– голов)— Какую особенность формы слова отметим в таблице?

(в таблицу добавляется):

формы словаодно и то же словоразные окончания у одного словаодинаковые  основы

— У каждого на столе карточка со словами:Лес, лесник, лесная, лесок.- Самостоятельно нужно выделить основу, корень, окончание.После выполнения — Какие это слова? (однокоренные)-Почему? Можно ли, выделив корень, определить родство слов? (да).

— Но при этом, что нужно учитывать? (показать пример с

рисом).-Чтобы в корне было заключено основное значение слов.однокоренные словаодинаковый кореньв корне заключено основное значение слов

  1. — Какие выделили основы? (разные)(в таблицу добавить )
  2. однокоренные словаодинаковый кореньв корне заключено основное значение словразные основы
  3. — Разные основы, значит лексическое значение какое? (разное)(добавить в таблицу)
  4. однокоренные словаодинаковый кореньв корне заключено основное значение словразные основы  разное лексическое значение
  5. — Мы выделили ряд особенностей форм слова и однокоренных слов.
  6. формы словаодно и то же словоразные окончания у одного словаодинаковые  основы
  7. -Вернёмся к предположению, которое прозвучало вначале урока

Не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными.— Посмотрим на группы слов.

1группа слов : грибы, грибник, грибная, грибные, гриб.2 группа слов: рисование, нарисовал, зарисовка. ( рис) не писать.

3 группа слов: вода, подводник.( водить ) не писать.

— Вы не включили слова РИС и ВОДИТЬ  в группы слов, т. к. эти слова не имеют родства  с группами слов.- Посмотрите на слова 1-ой группы, что вы теперь можете сказать.

  • (слова  ГРИБ, ГРИБНАЯ – являются формами слов грибы и грибные).
  • Вывод: не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными – подтвердился.
  • Определение и обоснование темы урока
  • Высказывают предположения.
  • Познавательные УУД:
  • Регулятивные УУД:

V. Динамическая пауза.

  1. музыкальная
  2. Выполнение движений, показанных учеником
  3. Коммуникативные УУД: работа в парах

VI.Первичное закрепление.

1. Закрепление.

  • Игра:  «Не ошибись» — Я буду читать пары слов, а вы определите какие это слова – однокоренные или формы слова, или совершенно разные слова.
  • Лес-лесник, стена-потолок, кот-котик, сад-садовый, дом-домашний, дом-дома, дом-дым, пять-пятно, царь-цари.
  • Каждое слово ученик объясняет
  • Практическая работа, анализ.
  • Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни.

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

2. Задание: «поле свободы». На доске помещены 4 слова: светлый, старый, берёзовый, ленивый.

  1. -Запишите одно слово.
  2. Выпишите формы слова или однокоренные слова с любым словом по выбору.

1 карточка: старик, старое, светлая, берёза, березняк, ленивая, лень 2 карточка старина, светлое, свет, берёзовая, берёзовые, ленивые.3 карточка старых, старенький, светить, берёзка, лениться, ленивенький.

  • 4 карточка старая, старче, светлеет, светлых, берёзовую, ленивой.
  • Проверка.
  • Игра: «лото».На карточках даны слова: мороз, морозная, заморозок, морозу, морозы, морозные, морозное

— Собираем однокоренные слова, потом собираем формы слова.(дети выходят к доске и помещают нужные карточки.

  1. Морозы — морозу — Мороз — морозная — морозные — морозное
  2. ЗаморозокЗаморозки
  3. Закрепляют знания, доказывают.
  4. Тренируют мыслительные операции.
  5. Выдвигают гипотезы с использованием моделей своей исследовательской деятельности.
  6. Познавательные УУД: построение ответов.
  7. Коммуникативные УУД: приходить к общему решению.

VIII. Рефлексия.

– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?

– Что было трудным на уроке?– Что было для вас самым интересным на уроке?

  • Какие задачи ставили перед собой?
  • Удалось ли решить эти задачи?
  • Что самое главное для себя запомнили на уроке?
  • — Оцените своё настроение и работу на уроке
  • Познавательные УУД: построение ответов.
  • Коммуникативные УУД: приходить к общему решению

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  1. упр. 32
  2. Самооценка и коррекция.
  3. Личностные УУД:
  4. Регулятивные УУД:.

Источник: https://infourok.ru/urok-razlichenie-odnokorennih-slov-i-razlichnih-form-odnogo-i-togo-zhe-slova-658469.html

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика