Грамматическая основа предложения состоит из подлежащего и
сказуемого.
В грамматической основе выражаются грамматические значения
предложения. Они связаны со значениями наклонений и времени глагола-сказуемого.
- Войска движутся к фронту.
- (Действие происходит на самом деле и имеет место в настоящем
времени). - Вчера он заходил к нам.
- (Действие происходило на самом деле, но в прошедшем времени).
- Поговорил бы ты с матерью, Иван!
- (Действие не реализовано в реальности, но желаемо для
говорящего). - Подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения,
потому что все второстепенные члены в предложении напрямую или косвенно
распространяют их. - Покажем зависимость второстепенных членов от главных на
следующей схеме: - Изумленный Варенуха молча подал ему срочную телеграмму.
Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает
предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?
Подлежащее в русском языке может быть выражено по-разному,
иногда «непривычными» формами. Правильно определять подлежащее поможет
следующая таблица.
Основные способы выражения подлежащего.
Часть речи в позиции подлежащего | Примеры |
Существительное в и. п. | Язык отражает душу народа. |
Местоимение в и. п. |
Дом, который едва стоял, принадлежал леснику. (Здесь обратите внимание на подлежащее в придаточном предложении.) Искры, что летели из костра, казались белыми. (Здесь обратите внимание на подлежащее в придаточном предложении.) Кто-то пришел. Все уснули. |
Неопределенная форма глагола |
|
Сочетание слов (одно из которых — в и. п.) | Мы с ним часто там бывали. Два облака плывут по небу. |
Сочетание слов без и. п. | Прошло около часа. |
Сказуемое — это главный член предложения, который связан с
подлежащим особой связью и имеет значение, выраженное в вопросах что делает
предмет речи? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др.
Сказуемое в русском языке бывает простым и составным. Простое
(простое глагольное) сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо
наклонения.
Составные сказуемые выражаются несколькими словами, одно из них
служит для связи с подлежащим, а на другие падает смысловая нагрузка. Иначе
говоря, в составных сказуемых лексическое и грамматическое значения выражаются
в разных словах.
- (Глагол был
служит для связи с подлежащим, на слово полковник падает смысловая
нагрузка сказуемого.) - (Глагол начали
служит для связи с подлежащим, на слово работать падает смысловая
нагрузка сказуемого.) - Среди составных сказуемых различаются составное глагольное и
составное именное сказуемые. - Простое глагольное сказуемое выражается одним глаголом в форме
какого-либо наклонения. - Оно может выражаться следующими формами глагола:
— формой настоящего и прошедшего времени глагола. | |
— формой будущего времени глагола. | |
— формами условного и повелительного наклонения глагола. |
Подчеркнем, что в случае Вас будут ждать завтра простое
глагольное сказуемое выражено составной формой будущего времени глагола ждать.
Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов —
вспомогательного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего
грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей
его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку.
В роли вспомогательного глагола могут выступать сочетания
некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан и т. п.) и
служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений (в настоящем
времени эта связка опускается).
- (здесь связка
быть опущена). - Итак, представим строение составного глагольного сказуемого
формулой:
СОСТ. ГЛАГ. СКАЗ. = ВСПОМОГАТ. ГЛАГ. + НЕОПРЕД. ФОРМА |
- Составное именное сказуемое состоит из двух компонентов:
связочного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего
грамматическое значение сказуемого, и именной части, выражающей его основное
лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку. - (Здесь связочный
глагол станет, а именная часть выражена прилагательным вязкий.) - (Здесь связочный
глагол будет, а именная часть сказуемого выражена существительным гандболист.) - Представим строение составного именного сказуемого формулой:
СОСТ. ИМЕН. СКАЗ. = СВЯЗ. ГЛАГ. + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ |
Именная часть составного именного сказуемого выражается
следующими частями речи: существительным, прилагательным (полным и кратким,
разными формами степеней сравнения), причастием (полным и кратким),
числительным, местоимением, наречием, cловом категории состояния, глаголом в
неопределенной форме.
В русском языке можно выделить не менее четырех основных типов
односоставных предложений.
Форма выражения подлежащего и сказуемого | Примеры |
Подлежащее выражено именем существительным либо местоимением в именительном падеже, сказуемое — определенной формой глагола. | |
Подлежащее выражено именем существительным либо местоимением в именительном падеже, сказуемое — существительным в именительном падеже. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка и падеж в сказуемом меняется на творительный. | |
Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое — также неопределенной формой глагола. Между подлежащим и сказуемым возможны частицы это, значит. | |
Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое — наречием. | |
Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое — существительным в именительном падеже либо словосочетанием на его основе. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка и падеж в сказуемом меняется на творительный. | |
Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка. | |
Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — прилагательным либо причастием (полным или кратким) в именительном падеже. В прошедшем и будущем времени в сказуемом появляется глагол-связка. |
Зная основные типы двусоставных предложений, легче
находить в них грамматические основы.
Тип | Типовые форма и значение | Примеры |
Номинативные (назывные) предложенияhttps://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=9 bugaga.net.ru | Это предложения, где главный член выражен именем существительным или местоимением-существительным в форме именительного падежа. Этот главный член считают подлежащим и указывают, что в номинативном предложении нет сказуемого. Номинативные предложения сообщают обычно о том, что какое-нибудь явление или предмет существуют (имеются) в настоящем. | Большая площадь в городе. Вот скамейка. |
Определенно-личные предложения | Сказуемое выражено глаголом в форме 1 или 2 лица. Окончание глагола в этих случаях ясно указывает на лицо и число местоимения (я, мы, ты, вы). Употреблять эти местоимения в роли подлежащего нет необходимости. | |
Неопределенно-личные предложения | Сказуемое выражено глаголом в форме 3 лица множественного числа (в настоящем и будущем времени) либо в форме множественного числа (в прошедшем времени). В таких предложениях важно само действие, а деятель либо неизвестен, либо не важен для говорящего, поэтому подлежащее в них отсутствует. | |
Безличные предложения | Это предложения, при которых нет и не может быть подлежащего, поскольку обозначают они действия и состояния, которые мыслятся происходящими «сами собой», без участия активного деятеля. По форме эти предложения делятся на два вида: с глагольным сказуемым и со сказуемым — словом категории состояния. Глагольное сказуемое бывает выражено глаголом в форме 3 лица единственного числа (в настоящем и будущем времени) либо в форме среднего рода единственного числа (в прошедшем времени). В этой роли выступают обычно безличные глаголы либо глаголы в безличном употреблении. Глагольное сказуемое может также выражаться неопределенной формой глагола. | Чтобы не замерзнуть, она захватила кофту. |
Сказуемое — слово категории состояния образует в безличном предложении составное сказуемое. Кроме того, сказуемым в безличном предложении может являться слово нет. | Хозяев нет дома. |
Все члены предложения, кроме главных, называют второстепенными.
Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую
основу, но распространяют (поясняют) ее. Они могут пояснять и другие
второстепенные члены.
- Продемонстрируем сказанное схемой:
- Авторитетные критики высоко ценили его полотна.
- Второстепенные члены предложения: авторитетные; высоко;
полотна; его.
По своему значению и роли в предложении второстепенные члены
подразделяют на определение, дополнение и обстоятельство. Эти синтаксические роли опознаются по
вопросам.
Критики (какие?) авторитетные
— определение.
Ценили (в какой степени?) высоко
— обстоятельство.
Ценили (что?) полотна —
дополнение.
Полотна (чьи?) его —
определение.
Дополнение — это второстепенный член предложения, который
отвечает на вопросы косвенных падежей (т.е. всех, кроме именительного) и
обозначает предмет. Дополнение обычно распространяет сказуемое, хотя может
распространять и другие члены предложения.
С удовольствием читаю (что?) журналы. (Здесь дополнение журналы
распространяет сказуемое.)
Чтение (чего?) журналов — увлекательное занятие. (Здесь
дополнение журналов распространяет подлежащее.)
Дополнения чаще всего выражаются именами существительными (либо
словами в функции существительных) и местоимениями, но могут быть представлены
также неопределенной формой глагола и цельными по смыслу словосочетаниями.
Брился он в походе (чем?) штыком. (Здесь дополнение штыком
выражено существительным.)
Это понятно только ценителям (чего?) прекрасного. (Здесь
дополнение прекрасного выражено прилагательным в роли существительного.)
А вас я попрошу (о чем?) остаться. (Здесь дополнение остаться
выражено неопределенной формой глагола.)
Он прочел (что?) много книг. (Здесь дополнение много книг
выражено цельным по смыслу сочетанием.)
Дополнения бывают прямые и косвенные.
Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают
предмет, на который непосредственно направлено действие. Прямые дополнения
выражаются винительным падежом без предлога.
Не знаю, когда теперь увижу родных (в. п.).
В этих печах раньше плавили сталь (в. п.).
Все остальные дополнения называются косвенными.
Сыграйте-ка на рояле (п. п.).
Я положил хлеб на стол (в. п. с предлогом).
Мне запретили волноваться (выражено неопределенной формой
глагола).
Возможные трудности | Добрые советы |
На что следует обратить внимание при определении подлежащего? |
|
Бывает ли подлежащее выражено несколькими словами? |
|
Как отличить прямое дополнение от подлежащего? | Используйте вопросы именительного (кто? что?) и винительного (кого? что?) падежей. Обратите внимание на смысл предложения, например: Город (кого?что?) украшает (кто?что?)сад. Подлежащим в данном предложении является существительное сад. |
Может ли простое глагольное сказуемое быть выражено несколькими словами? | Простое глагольное сказуемое может быть выражено сложной формой будущего времени глагола (Завтра снова будут петь птицы.). Фразеологизмы, обладая единым смыслом, также могут являться в предложении простыми глагольными сказуемыми. В этом случае возможна замена устойчивого сочетания на глагол: впал в сомнение – засомневался, задел за живое – обидел, принимает участие – участвует). Подобные примеры следует отличать от сочетаний глаголов-сказуемых с дополнениями, которые нельзя заменить словом-синонимом: рассмотрел книгу, прочёл в энциклопедии, спрятался за дверью. |
Как установить границы составного сказуемого? | Помните о том, что составное глагольное сказуемое выражается вспомогательным словом (глаголом или кратким прилагательным) и инфинитивом: начал работать, любит гулять, готов помочь. При вспомогательном слове-прилагательном употребляется глагол-связка быть. В настоящем времени связка является нулевой: был готов победить, готов победить. Проанализируйте составные именные сказуемые. Учтите, что они состоят из глагола-связки и именной части (прилагательного, существительного, причастия, числительного, местоимения, наречия или неделимого сочетания). Обратите внимание на смысл предложения. Действительно ли глаголы быть, делаться, являться, стать, становиться, считаться, казаться, называться, представляться являются связками? Метель была страшная (глагол-связка была). На дворе была метель (глагол- сказуемое была). Школьникам кажется, что учебный год длится целую вечность (глагол- сказуемое кажется). Дворец казался островом печальным (глагол-связка казался). |
Источник: https://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=9
Грамматическая основа предложения с примерами
Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).
То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Посмотрите также вводные слова.
Прочитав эту статью 5-ege.ru, вы сможете легко её найти в любом предложении.
- Подлежащее.
- Помни!
- Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже, но и:
1) числительным, прилагательным и причастием в И.П. в роли существительного; Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось. |
2) конструкциями: — числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.; У князя в сакле собралось множество народа. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке. — кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.;
— существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе!). |
3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие. Прожить по-барски – это дворянское дело |
Сказуемое.
В русском языке выделяют три типа сказуемых. Следующий алгоритм действий поможет Вам определить, какой тип представлен в вашем предложении.
- Различай!
- Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно.
- Также посмотрите видео-презентацию.
- Подсказка.
- 1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:
- Я буду принимать участие в выставке.
В данном примере буду принимать участие – сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.
- Ловушка!
- Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:
- Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото.
- Такая ошибка связана с двумя факторами.
- Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.
- Помни!
Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н-, а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия.
Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.
В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото.
Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть. Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото.
- Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.
- Помни!
- Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые.
- Мне необходимо сойти на этой остановке.
- Ловушка!
- Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться, так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого.
Она показалась мне смешной. Неверно!
- Если вы выделяете только слова показалась, то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась).
- Верно: Она показалась мне смешной
- Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил).
- Верно: Учитель был строгим.
- Ловушка!
В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга. Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?
1) Предложения могут быть составлены по разным моделям:
- подлежащее + сказуемое;
- только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения);
- подлежащее + однородные сказуемые;
- однородные подлежащие + сказуемое.
- В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.
- Помни!
- В грамматическую основу входят ВСЕ главные члены предложения, пропуск одного из них – явная ошибка.
- https://5-ege.ru/grammaticheskaya-osnova/
- 2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ.
3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).
4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу.
Различай!
Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие.
Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны.
В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа:
Рассчитывал координаты. Координата рассчитана.
Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.
5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.
[И по его щекам поползли вниз блестящие капельки], (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).
Разбор задания.
1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?
(1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит.
(4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи.
(5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей.
(6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.
- 1) восприятие является (предложение 2)
- 2) приобрел способность (предложение 4)
- 3) они не представляются слепком (предложение 4)
- 4) который позволяет видеть (предложение 6)
Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). См. пункт 3 в разделе «Сказуемое».
Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.
Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!
Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.
Таким образом, прав будет тот ученик, который выберет вариант 3.
2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?
(1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает.
(4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться.
(6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).
- 1) книги нужны были, они терялись
- 2) им нужны были, они терялись
- 3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись
- 4) книги нужны были, они терялись в океане
Правильным является Вариант 1, так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане.
3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?
(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя.
(3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь.
(4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…
- 1) она издохнет (предложение 2)
- 2) что хочется (предложение 3)
- 3) что хорошо и должно делать (предложение 4)
- 4) научает способность (предложение 4)
- Это задание повышенной сложности.
Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.
Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.
Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.
Верным является Вариант 4.
Рекомендуем:
- Синтаксический анализ предложения: ССП, СПП, БСП
- Запятая перед союзом и
- Однородные члены предложения, примеры
- Двусоставные и односоставные предложения
- Сложные предложения с примерами
Источник: https://5-ege.ru/grammaticheskaya-osnova/
Вопрос: Выделить грамматические основы, сделать схему! Русский язык
Как выделить “предикативное ядро” предложения?
Aleksandr7
Грамматическая основа предложения в двусоставных предложениях состоит из подлежащего и сказуемого. Видео ниже представляет собой объяснение темы для тех, кто впервые сталкивается с этими понятиями, – для пятиклассников.
- Это просто, а дальше начинаются сложности, потому что подлежащее часто ассоциируют с именем существительным или личным местоимением в именительном падеже, а сказуемое – с глаголом, поэтому любые отклонения от этого упрощённого преставления вызывает недоумение.
- Подлежащее называет то или что, о чём идёт речь в предложении, а выражено оно может быть как отдельными словами, так и целыми словосочетаниями, см. таблицу ниже:
- Здесь важно обратить внимание на то, что в конструкции
числительное / несколько, множесто, часть, большинство, меньшинство + существительное
сказуемое согласуется со словами “множество, часть, большинство, меньшинство”, а не за идущим за ним существительным, поэтому должно стоять в единственном числе! Обо всех сложных или запутанных случаях такого рода можно прочитать здесь.
Определение сказуемого также вызывает ряд сложностей. Чего бы проще “один глагол – простое глагольное сказуемое”, ан-нет, в форме будущего времени сказуемое состоит из двух слов, но при этом остаётся простым! Следуя данному ниже простому алгоритму, можно определить сказуемое правильно:
Приведённые ниже видео наглядно представляют виды сказуемого и способы его правильного определения:
А также это видео (нужно пойти по ссылке, потому что видео не вставляется в текст ответа).
В неполных предложениях грамматическая основа “теряет” подлежащие или сказуемое, потому что оно подразумевается, но не произносится. Неполные предложения всегда нужно рассматривать в контексте, потому что именно по нему восстанавливаются грамматическая основа.
-Где Димка?
-Гуляет
Подразумевается, что гуляет именно Димка, смысл восстанавливается по предыдущему предложению. С объяснение особенностей неполных предложений и простым, но интересным тестом на усвоение материала можно ознакомиться здесь.
От неполных предложений нужно отличать односоставные. В них грамматическая основа изначально выражена либо подлежащим (назывное предложение), либо сказуемым (определённо-личное, неопределенно-личное, безличное, инфинитивное предложение). Односоставные предложения часто могут быть логически изменены в двусоставные, например:
Тебе передали книгу
- это неопределённо-личное предложение, которое можно трансформировать в “Кто-то передал тебе книгу”, но при этом подлежащие придумывается, а не восстанавливается из контекста (вместо “кто-то” может стоять другое слово), и сказуемое при этом изменяет грамматическую форму (со множественного числа в единственное).
Подробнее об односоставных предложениях можно узнать здесь.
Удивительная4Всего 10 ответов.
- Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
- По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
- По наличию грамматических основ: простое или сложное.
Для простого:
- Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).
- Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.
- Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.
- Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
- Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.
Для сложного:
- Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.
- Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.
- Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).
- Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое (см. выше).
Источник: https://ask-homework.ru/russkij-yazyk/vydelit-grammaticheskie-osnovy-sdelat-shemu-russkij-yazyk/
Задание 8. ОГЭ по русскому языку. Грамматическая (предикативная) основа предложения
Скачать материал
Формулировка задания:
Выпишите грамматическую основу предложения 22.
(22) Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
Показать ответ Правильный ответ: создают
Комментарий: действующее лицо в данном предложении не названо, указано только действие — создают. Это односоставное неопределенно-личное предложение
Что нужно знать:
Задание 8 связано с заданием 11 ОГЭ по русскому язык, в котором требуется указать количество грамматических основ в сложном предложении.
Учитывая специфику задания 8, где требуется выписать грамматическую основу, в данной статье мы не будем детально разбирать теоретический материал, а рассмотрим основные «подводные камни», на которые можно натолкнуться, определяя грамматические основы предложений.
Грамматическая основа предложения
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА — это основа, ядро или основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого: Под окном рос старый дуб, который в летний зной дарил тишину и прохладу. Ядро предложения: рос дуб, который дарил
Трудности при определении подлежащего
Чтобы правильно выделить подлежащее, надо помнить о том, что
- подлежащее обозначает действующее лицо (предмет) и отвечает на вопрос кто? что? Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ЕМУ, ИМ отвечают на вопрос кому? и подлежащим не являются: Мне не нравится этот цвет. (в этом предложении подлежащим является цвет. так как он совершает действие);
- в придаточной части сложноподчиненное предложения роль подлежащего часто выполняют союзные слова КОТОРАЯ, КОТОРЫЙ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ, ЧТО: Книга, которая лежала на столе, была открыта. (в придаточной части предмет, совершающий действие, называется словом которая — это и есть подлежащее); Никогда не знаешь, что тебя ждет завтра;
- подлежащее может быть выражено словом с количественным значением + именем существительным в родительном падеже: Несколько человек пришли на лекцию позже. На полке стояло пять книг. Около тысячи предложений поступило в газету от читателей:
- подлежащее может быть выражено словом в именительном падеже + ИЗ + слово в родительном падеже: Каждый из нас хотел стать отличником. Многие из критиков справедливо оценили рукопись;
- подлежащее может быть выражено словом в именительном падеже + С + слово в творительном падеже (если сказуемое в форме множественного чила): Мы с Тамарой ходим парой;
- подлежащее может быть выражено именем собственным, состоящим из нескольких слов: Черное море очень красиво.
Чтобы правильно выделить сказуемое, надо помнить о том, что
- сказуемое обозначает действие подлежащего и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? что это такое?;
- сказуемое может быть простым или составным;
Трудности при определении сказуемого
Простое глагольное сказуемое
Может быть выражено:
- глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Я рисую. Нарисуй что-нибудь. Давай что-нибудь нарисуй. Пусть нарисует что-нибудь. Нарисовала бы что-нибудь. Она ничего не нарисовала. Обратите внимание: частицы ДАВАЙ, ПУСТЬ, БЫ, НЕ входят в состав сказуемого, даже если между ними и глаголом есть другие слова;
- фразеологизмом или описательным оборотом: Два ученика считали ворон целый день (= бездельничал). Он принял участие в переписи населения (= участвовал);
- глаголом в форме будущего времени: Каждый из нас будет читать книгу. Она не пойдет в кино.
Составное глагольное сказуемое
Может быть выражено:
- вспомогательным глаголом со значением начала, конца, продолжения действия + инфинитивом: Его продолжали просить спеть еще песню (= просили). Он начал переживать по поводу экзамена (= переживал). Мы с братом закончили писать письмо (= написал);
- вспомогательным глаголом со значением желания, возможности, стремления к действию + инфинитивом: Татьяна Ларина мечтала увидеться с Евгением. Я хотел бы сдать экзамен. Он стремится поступить в университет. Алексей мог бы лучше учиться;
- вспомогательным глаголом со значением мысли, чувства + инфинитивом: Он боялся опоздать в школу. Мы с мамой не любим путешествовать. Родственники рассчитывали приехать в гости;
- кратким прилагательным РАД, ДОЛЖЕН, СПОСОБЕН, ОБЯЗАН, ГОТОВ, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН + инфинитивом: Мы были готовы прийти на собрание. Я обязан сообщить о случившемся. Он намерен выиграть партию;
- словами НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО + инфинитивом: Мне надо лучше подготовиться к экзамену. Мне нужно было отлучиться.
Когда инфинитив не входит в состав сказуемого?
- необходимо учитывать значение сказуемого: Они начнут готовиться к экзаменам. (В этом предложении нельзя выделять сказуемым только слово «начнут» , так как оно не называет главного действия, которое выполняют «они». Когда Андрей закончит работу, Игорь только начнет. В данном предложении глаголы «закончит» и «начнет» приобретают значение самостоятельных действий и являются простыми глагольными сказуемыми;
- если глагол и инфинитив обозначают действия разных лиц, то перед нами простое глагольное сказуемое. Инфинитив должен иметь значение волеизъявления (просить, умолять, приказать, уговорить): Его попросили написать заявление. Сказуемое здесь попросили, а слово «написать» является дополнением (попросили о чем? написать);
- если инфинитив зависит от глагола движения, то перед нами простое глагольное сказуемое и обстоятельство цели: Он пришел узнать о здоровье тетушки. (пришел с какой целью? узнать);
- если к инфинитиву можно задать вопрос КАКОЙ?, то перед нами несогласованное определение, а не часть сказуемого: Охота странствовать напала на него. (охота какая? странствовать).
Составное именное сказуемое
Может быть выражено:
- глаголом-связкой БЫТЬ (ЕСТЬ, БУДУ, БУДЕТ, БЫЛ БЫ, ПУСТЬ БУДЕТ и другие формы) и именной частью (именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением, причастием, наречием): Брат скоро будет студентом;
- глаголом-связкой ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАТЬ, СТАНОВИТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ и именной частью: Она явилась настоящим профессионалом в своей области. Ребенок выглядел совершенно растерянным. Солнце казалось красным.
- глаголом-связкой со значением движения, положения в пространстве + именной частью: Осень пришла дождливая. Собака лежала успокоенная.
Как отличить простое глагольное сказуемое от глагола-связки?
Сравните предложения: Аня казалась расстроенной (= была расстроенной) и Вдалеке казалась деревушка (= появлялась, виделась).
Очевидно, что в первом примере перед нами составное именное сказуемое с глаголом связкой, а во втором примере глагол «казалась» получает полноценное лексическое значение и его можно заменить только другим полноценным глаголом, следовательно, является простым глагольным сказуемым.
Еще примеры: Мама сделалась задумчивой (= стала задумчивой, задумалась) и После поломки вещь не сделается сама собою (= не починится).
Вот теперь Вы знаете тот объем теоретического материала, который необходим для того, чтобы выполнить задание 8 ОГЭ по русскому языку!
Перейти к выполнению тренировочных упражнений по заданию 8 |
Добавьте ссылку на страничку социальной сети:
Источник: http://www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai/publ/russkiy_jazyk/teoriya_oge/zadanie_8_grammaticheskaja_predikativnaja_osnova_predlozhenija/10-1-0-43