Что такое чередование звуков? примеры чередования в суффиксах и корне слов

Что такое чередование звуков? Примеры чередования в суффиксах и корне слов

4. При образовании слов и форм звуковой облик слова может меняться. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов и т.д. Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. 6. В ходе исторического развития морфемный состав слова может меняться.

Чередование гласных О—А в корне слова

В слове красный ранее выделялся корень крас- и суффикс -н-, а в настоящее время красн- полностью является корнем.

Процесс опрощения идёт постепенно, и в современном русском языке можно обнаружить достаточно много переходных случаев. Наименьшие значимые части слова называются морфемами.

К значимым частям слова относятся корень, приставка, суффикс, соединительная морфема, окончание, постфикс.

Однокоренные слова имеют общий корень, но могут иметь различное значении и относиться к разным частям речи, например: соль, солёный, солить. Однокоренные слова образуются в языке в процессе словообразования.

В данном случае происходит процесс формообразования. Следовательно, нельзя говорить, что слово читающий – это лишь одна из форм глагола читать. Таким образом, причастие читающий, как и читала, читая, читать, является непроизводным.

1) Первый случай: если в корне нет ударения пишется буква о, если есть — гласная, которая слышится. В определённых случаях чередуются не только гласные звуки, но и согласные. Исторические чередования выявляются при словообразовании и формоизменении.

Что такое чередование звуков? Примеры чередования в суффиксах и корне слов

В этом уроке поговорим о том, как происходит чередование согласных звуков в корне слова. Чтобы перейти к рассмотрению этой темы, вспомним, какие слова являются родственными. Правильно. Это корень. Например, в корне -воз- заключено общее лексическое значении слов возить, извозчик, подвозят.

А теперь прочитайте слова: светильник, лампа, люстра. Следует помнить, что бывают слова с одинаковыми корнями, но разным лексическим значением. Слово водитель не является однокоренным, т.к.

имеет другое лексическое значение и с водой никак не связано.

Можно сделать вывод, что однокоренные слова обязательно должны иметь два существенных признака – во-первых, это слова, которые близки по смыслу, во-вторых, написание корня в этих словах совпадает.

Что такое чередование звуков? Примеры чередования в суффиксах и корне слов

Чередующиеся гласные в корнях

Слова с сочетаниями согласных ск, ст, зг, зд.В этих сочетаниях первый согласный обычно является непроверямым. Чередование безударных гласных в корне — страшное место русской орфографии. В то время, как большинство корней решено было писать одинаково во всех однокоренных словах, некоторые корни (неясно, почему именно они) остались на привилегированном положении.

Что такое чередование звуков? Примеры чередования в суффиксах и корне слов

А когда правила начали составлять, слова эти решили оставить в том виде, к которому народ уж и привык. И теперь каждое поколение школьников расплачивается за то, что предыдущие поколения не пришлось переучивать.

Точнее, всё время обнаруживаются неучтённые корни. Коллекция постоянно пополняется, окончательных списков исключений и слов с чередованием нет, реформировать правило никто не собирается.

Что такое чередование звуков? Примеры чередования в суффиксах и корне слов

Одна и та же морфема (например, корень или приставка) может иметь варианты с разными буквами. Такое явление получило название чередование. Чередоваться могут как гласные, так и согласные буквы. В корне очень часто чередуются Е и Ё, Г и Ж, К и Ч: шёл — шедший, бег, бежать, скакал — скачок. Корень лаг/лож попадает и в эту группу правил.

§1. Однокоренные и родственные слова

В слове полог, скорее, действует уже полногласие. Исключения:выгарки, изгарь, пригарь (маловероятно, что вы употребите где-либо эти слова, но они могут встретиться на экзамене), утварь, зоревать, пловец, пловчиха.

Фонетика и фонология

По последним данным это слово всё-таки не является исключением. Существует множество омонимичных или созвучных пар слов, имеющих похожие корни с разным значением и с разными буквами: флаг развевается, ребёнок развивается, залезать на дерево, зализать рану и т.д.

Что такое чередование звуков? Примеры чередования в суффиксах и корне слов

Если у корней разные значения (пусть даже в чём-то близкие), значит, корни разные. А раз корни разные, при чём тут чередование? Но приведём эти правила в формулировке Розенталя. Некоторые современные учебники выделили ещё не менее пяти корней с чередованием (например крап/кроп, пай/пой).

Что такое чередование звуков? Примеры чередования в суффиксах и корне слов

Буква зависит от соседней согласной

1. К счастью, слов с безударными чередующимися гласными, в которых часто допускаются ошибки, сравнительно немного: не более трёх десятков. Эти слова проще выучить как словарные, чем запоминать все пункты правила. 2. Очень важно! Не путайте корни с чередованием с похожими корнями, имеющими другое значение.

3. Существуют пары слов с полногласием и неполногласием: злато — золото и т.п. 4. Существуют пары глаголов с различными гласными в аналогичных корнях. Таких пар десятки, если не сотни, но правилом о чередовании гласных они не описаны.

Но — разные. Тогда говорят: чередуются эти звуки. Говорят: это чередование. То один в неё въедет, то другой. Чаще всего чередование находится в корнях, суффиксах и приставках. Например, в слове приятный ранее выделялись приставка при- и корень я- (яти «взять»).

А квартира-то, конечно, та же. Только в одной комнате жильцы чередуются. Бывает в квартире — все жильцы постоянные, а одна комната сдаётся.

В этих примерах правописание удобно скрывает от нас (и от программы, работающей с написанным текстом) тонкости чередования звуков.

Источник: http://zvondrobyndl.ru/cheredovanie-zvukov-v-korne-pri-obrazo/

Корни с чередованием: правописание, примеры :

Корни с чередованием – тема, вызывающая наибольшие трудности в изучении русской орфографии. Исторически они восходят к различным источникам пополнения русского языка, к этимологии слов.

Не секрет, что наш язык – потомок старославянского, соответственно, вариативность связана с тем, что часть лексических единиц была перенесена из него, а другая часть образовалась уже непосредственно в древнерусском языке.

Потому-то и происходит путаница.

Чередование: что это такое

Корни с чередованием – это такие значимые части слова, где существует вариативность написания гласной либо согласной буквы. Зависит это от многих факторов: последующих букв, ударения, местоположения.

Что такое чередование звуков? Примеры чередования в суффиксах и корне слов

Как правило, явление чередования прослеживается при изменении формы слова: друг – дружба (вариативность согласных г/ж) или возить – везти ( вариативность о/е). какие могут быть чередования в русском языке? Для начала поговорим о гласных.

  • о – ы – у: сохнуть – усыхать – сухой;
  • о – ы(и): бой – бить; вой – выть;
  • о – е – и: мор – умереть – умираю; ожог – жечь – выжигать;
  • о – а: рост – растить.

Нередки случаи, когда гласные «о» либо «е» чередуются с нулем звука. Такие звуки принято называть беглыми: день – дня; сон – о сне.

Разберем правописание корней с чередованием с учетом требований орфографической нормы.

Правописание зависит от ударения

Корней с чередованием, корректное написание которых зависит от ударения, четыре.

Для начала разберем безударные позиции, когда следует писать букву «о». Прежде всего это корни -гор-/-гар-: загар – загорелый; угар – подгореть; разгореться – разгар. Следует отметить, что под ударением следует писать ту букву, которая отчетливо слышится.

Есть у правила исключения, это слова изгарь, пригарь, выгарки. Интересна этимология данных корней. Исторически слова горе и гореть – однокоренные. Горем называли то, что жжет, мучает изнутри.

А вот прилагательное горячий начинает свое существование со «Слова о полку Игореве».

Что такое чередование звуков? Примеры чередования в суффиксах и корне слов

Также выбор в безударной позиции буквы «о» наблюдается и в корнях -твар-/-твор-: творец – тварь; сотворить, творение. Исключение – слово утварь.

Пишется «о» в безударном положении в корнях -клон-/-клан-: поклонение – кланяться; наклонился, уклонение. Под ударением следует употреблять ту букву, которая отчетливо слышится: склон, наклон.

Букву «а» следует писать в безударной позиции в двух корнях. Во-первых, -зар-/-зор-: зарница – зорька; заря – зори. Исключения – зоревать, зорянка.

Во-вторых, буква а пишется в безударном и ударном положении корня –плав-: плавает, плаванье, поплавок. «О» употребляется только в словах пловец, пловчиха, а слово плывун пишется вообще с «ы».

Правописание зависит от последующего согласного

От последующего согласного будут зависеть буквы «а» и «о», входящие в следующие корни с чередованием:

1. -Лаг-/-лож-: перед «г» следует писать «а», а перед «ж» употребляется «о»: полагать, предлагать, слагаемое, но сложение, положить, предложить. Исключение – слово полог.

С этим правилом связана одна из норм грамматики: слова с корнями -лаг-/-лож- никогда не употребляются без приставок. Предложение «Ложу тетрадь на парту» крайне некорректно.

Правильнее будет сказать: «Кладу тетрадь на парту» либо «Положу тетрадь на парту».

Что такое чередование звуков? Примеры чередования в суффиксах и корне слов

2. Чередование -раст-/-ращ-/-рос-: «а» употребляется перед сочетанием с «т» или «щ»; перед «с» пишется «о»: растить – выращивать – выросли; возраст – сращение – заросли. Исключений здесь достаточно много: ростовщик, росток, отрасль, Ростов, Ростислав.

3. Чередование -скак-/-скоч-: перед «к» употребляется «а», перед «ч» необходимо писать «о»: скакать – выскочка; проскочить – проскакать. Есть в правиле исключения: скачок, скачу.

Правописание зависит от последующего гласного

Самые многочисленные корни с чередованием, написание которых зависит от последующего суффикса -а-. Это связано с тем, что данный суффикс исторически помогал создать форму несовершенного вида. Да и сейчас эта тенденция сохранена: собирать (несовершенный вид) и соберу (совершенный вид); втирать (несовершенный вид) – втереть (совершенный вид).

Что такое чередование звуков? Примеры чередования в суффиксах и корне слов

Правило достаточно простое: в корнях с чередованием «е – и» следует писать «и», если после корня наблюдается суффикс «а». Гораздо сложнее запомнить эти корни, а их немало:

  • -бер-/-бир-: заберу – забираю; переберу – перебираю; изберу – избираю;
  • -чет-/-чит-: вычет – вычитать; почет – почитать (здесь имеются исключения: сочетать, сочетание, чета);
  • -дер-/-дир-: выдернуть – выдирать; отдерешь – отдирать;
  • -стел-/-стил-: стелет – устилает; постелить – постилать;
  • -мер-/-мир-: вымереть – вымирать; умереть – умирать;
  • -жег-/-жиг-: обжечься – обжигать; зажечь – зажигать;
  • -тер-/-тир-: натереть – натирать; затереть – затирать;
  • -блест-/-блист-: заблестеть – блистать; блесна – блистательный;
  • -пер-/-пир-: отпереть – отпирать; запер – запирала.

Также от последующего суффикса -а- зависит гласная «а» в корнях -кас-/-кос-: касание – прикоснуться; касательная – коснуться.

Правописание зависит от лексического значения

Особую сложность представляют корни с чередованием гласных, где необходимо правильно растолковать значение слова.

Например, -мак-/-мок-: здесь следует обратить внимание на процесс.

Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот; макать перо в чернильницу; обмакнуть хлеб в варенье.

Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш; ребенок намочил ноги; намочить волосы; промокнуть написанное.

Что такое чередование звуков? Примеры чередования в суффиксах и корне слов

Второе чередование: -равн-/-ровн. Необходимо обратить внимание на результат действия. В словах, которые говорят о выравнивании, делании одинаковым, следует писать -равн-: квадратное уравнение; сравнить по росту, держать равновесие.

Если же имеется в виду процесс формирования ровной поверхности, в корне пишется буква «о»: сровнять яму с землей; выровнять асфальт; разровнять грядки.

У данного правила есть исключения: равнина, уровень, поравняться и все его производные, поровну.

Чередование согласных

Чередование согласных также имеет место в русском языке. Разберем примеры:

  • к – ч: рука – ручной;
  • х – ш: грех – грешный;
  • г – ж – з: друг – дружочек – друзья;
  • д – ж – жд: водить – вожатый – сопровождать;
  • б – бл: любовь – влюбленный;
  • п – пл: ослеп – ослепла;
  • в – вл: ловит – улавливает;
  • м – мл: кормить – кормлю.
Читайте также:  "конъюнктивит" или "коньюнктивит", как правильно пишется?

Источник: https://www.syl.ru/article/219438/mod_korni-s-cheredovaniem-pravopisanie-primeryi

Корни с чередованием гласных: таблица примеров и правило правописания

Основной частью в слове является корень. Он объединяет общим значением все родственные слова, определяя смысловую связь между ними. Такие слова мы называем однокоренными, подразумевая одинаковость в них данной морфемы.

Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что выглядит и звучит она далеко не всегда одинаково. Корни с чередованием гласных и согласных представляют собой разновидности одной и той же языковой единицы, хотя иногда с первого взгляда об этом сложно даже догадаться – настолько они могут оказаться непохожими внешне или разойтись по значению в процессе развития языка.

Правописание корней с чередованием гласных нетрудно освоить, если разобраться в некоторых нюансах. Неясными в корнях могут быть как гласные, так и согласные, но большинство правил связано именно с первыми, поскольку вариантов их правильного выбора гораздо больше.

Что такое чередование звуков? Примеры чередования в суффиксах и корне слов

Важно! Перед началом проверки гласных в корне слова необходимо определить, к какой разновидности они относятся, и в зависимости от этого выбирать правило для проверки.

Разновидности неясных гласных в корнях

Гласные, требующие проверки, можно разделить на 4 типа:

  • Проверяемые. Для их верного написания подбирается проверочное слово, где они ясно слышны под ударением (гора́ – го́рка).
  • Непроверяемые. Здесь поможет либо заучивание, либо орфографический словарь. Иногда подспорьем служит знание этимологии слова, но справочная литература в данном случае надежнее (палиса́дник).
  • Выбираемые. Их правописание определяется правилами, как, например, при выборе между и – ы после приставки (искать – подыскать – поискать).
  • Чередующиеся. Именно чередование гласных в корне слова рассматриваются в данной статье.

Что такое чередование звуков? Примеры чередования в суффиксах и корне слов

  • последующие согласные,
  • наличие суффикса -а- ,
  • ударность/безударность,
  • оттенки значения.

Корни с чередованием, проверяемым с помощью конечных согласных

К случаям чередования гласных в корне слова относятся -раст-(-ращ-)//-рос-, где перед сочетанием ст или перед щ следует писать а, а если на конце одна лишь с, без последующей т, то перед ней может оказаться только о (разрастаться – выращенный – поросль).

Из этого правила существует пять исключений. К ним относятся два имени собственных – название города Ростов и имя Ростислав, а также нарицательные – ростовщик и росток. В них вместо полагающейся по правилу а пишется о. Есть и противоположный вариант, где вместо требуемого нормами о следует писать а – отрасль.

В данную группу корней часто включают и -лаг-//-лож-, однако о нем будет сказано отдельно.

Слова с чередующимися гласными, зависящими от наличия суффикса -а-

  • Присутствие данного суффикса в слове определяет выбор:
  • изберет – избирает
  • раздерешь – обдирать
  • выжег – разжигаю
  • презреть – надзирать
  • замерший – отмирание
  • подпереть – препираться
  • подстели – застилает
  • обтереть – растирать
  • вычтет – вычитание
  • блестит – блистающий,
  • -кос-//-кас- (прикоснуться – касательная),
  • сочетания -им-, -ин- на месте а(я) и, в некоторых случаях, форм с нулевым звуком
  1. сжать – нажми – прижимать
  2. поднять – нанимать
  3. клятва – заклинатель
  4. начало – начни – зачинатель
  5. помятый – мнут – разминать

Безударная чередующаяся гласная корня -лаг-//-лож- может быть определена с помощью обоих указанных выше правил. С одной стороны, она привязана к последующей согласной, но с другой стороны, за формой -лаг- всегда следует суффикс -а-.

Чередование гласных в корне слова в зависимости от ударения

Важно! Гласные в сильной позиции, то есть под ударением, в проверке не нуждаются. Регламентировать написание есть необходимость там, где на слух букву не определить.

Что такое чередование звуков? Примеры чередования в суффиксах и корне слов

  • -гор-//-гар- (загоре́лый)
  • -клон-//-клан- (склони́ться)
  • -коп-//-кап- (вы́копать)
  • -молч-//-малч- (промолча́ть)
  • -морг-//-марг- (проморга́ть)
  • -позд-//-пазд- (опозда́ние)
  • -порх-//-парх- (вы́порхнуть)
  • -стой-//-стай- (состоя́ться)
  • -твор-//-твар- (творе́ние)
  • -толк-//-талк- (столкну́ть)
  • -тороп-//-торап- (заторопи́ться).
  • Существует также один пример, в котором действует обратный закон: в сомнительных случаях (без ударения) пишется а:
  • -зар-//-зор- (заря́).

Что такое чередование звуков? Примеры чередования в суффиксах и корне слов

Это интересно! Как пишутся о и ё после шипящих в корне слова

Правописание корней с чередованием по оттенкам основного смысла

Выбор некоторых чередующихся гласных в корне слова связан с оттенком общего значения. Приведенная ниже таблица поможет верно написать слова с чередующимися гласными, относящиеся к данной разновидности.

Варианты корня Значение Примеры
-мак- //
-мок-
Погружение в жидкость. Способность пропускать жидкость, пропитываться ею. обмакнуть печенье в чай промокать под ливнем
-плав-

  1. //
  2. -плыв-
  3. //
  4. -плов-
Способность держаться на плаву. Направленное движение в потоке или с потоком.
Совмещение обеих предыдущих функций.
плавучий остров подплывать к берегу
состязания пловцов
-скак- //
-скок-
Многократность или длительность действия. Однократность. поскакать на лошади вскочить с муравейника
Искл.: скачок
-равн- //
-ровн-
Связано по смыслу с понятием равенства (одинаковости). Восходит к понятию «ровный» (прямой, гладкий). квадратное уравнение разровнять песок

Иногда к исключениям из этого правила относят слово «равнина» и команду «Равняйсь!», однако, если вдуматься, они вполне соответствуют нормам.

 Равнина не является ровной поверхностью – это обширное пространство, на котором могут быть овраги, ухабы и другие неровности, но она равна по высоте уровню моря.

А армейская команда призывает не просто построиться ровно – она обозначает требование встать всем одинаково.

Источник: https://tvercult.ru/literatura/kak-pishutsya-korni-slov-s-cheredovaniem-glasnyih-pravilo-i-primeryi

Чередование звуков

  • Сегодня мы ответим на такие вопросы:
  • ·                   Что такое чередование звуков?
  • ·                   Какими бывают чередования звуков?
  • ·                   Что нужно знать о чередовании звуков?

Мы знаем, что звуки в словах могут чередоваться. Например, в словах домдома мы видим чередование гласных звуков [о] и [а].

А в словах грибы и гриб чередуются согласные звуки [б] и [п].

А почему эти звуки чередуются? Да просто они стоят в разных позициях!

В слове дом у звука [о] сильная позиция, он стоит под ударением. А в слове домау того же звука – слабая позиция.

В слове грибы у звука [б] – сильная позиция. Но если звук стоит на конце слова, то он находится в слабой позиции и изменяет своё качество.

Из-за этого такие чередования и называются позиционными.

Позиционные чередования не отражаются на письме. Мы произносим звуки в этих словах по-разному. Но буквы, которыми мы изображаем звуки, не меняются.

  1. Дом и дома пишутся черед О.
  2. Грибы и гриб – через б.
  3. Но некоторые чередования звуков все же отражаются на письме.
  4. А чтобы познакомиться с такими чередованиями, мы послушаем историю о нашем знакомом – Сене Тарелкине.

Сеня сегодня доволен: его вызвали к доске. Задание лёгкое: выделить корень в трех словах: друг, друзья и дружить.

Справился Сеня с заданием быстро: раз – и корни выделены. Но учитель почему-то не торопился ставить ему хорошую отметку.

– Ты выделил корень -дру- во всех трёх словах, — сказал учитель. – Почему ты решил, что корень – именно -дру-?

– А как же ещё? – удивился Сеня. – Вы же сами нас учили: корень – это общая часть однокоренных слов. Вот у этих слов – только такая часть общая. А все остальные – отличаются.

Что такое чередование звуков? Примеры чередования в суффиксах и корне слов

– А чем тогда являются вот эти буквы: г, з, ж? – поинтересовался учитель.

– Наверное, это такие суффиксы, – решил Сеня. – Хотя друзья – это множественное число слова друг, а зачем суффикс для образования формы множественного числа? Странно… Но если это все – части корня, то почему этот корень так меняется?

– В одном ты прав, Сеня, — отозвался учитель, – перед нами – действительно один и тот же корень: -друг-, -друз- и –друж. Просто в этом корне звуки [г], [з’] и [ж] чередуются.

Что такое чередование звуков? Примеры чередования в суффиксах и корне слов

Как видишь, такое чередование отражается на письме. Поэтому, когда мы говорим о чередовании, мы записываем буквы. Но говорим все равно о чередовании звуков.

К слову, такие чередования могут встретиться тебе очень часто.

Главное – знать, что они существуют. И не бояться их при разборе слова по составу!

Учитель дал Сене ещё одно задание: выделить корень в парах слов писать – пишу и пловец – плавать.

– Теперь я обязательно справлюсь, — потёр руки Сеня. Писать – писатель, написать… Корень – -пис-. Пишу – пишущий, допишу. Корень – —пиш. Пловец и плавать… ух ты, а здесь – чередование гласных. Но в любом случае корни —  -плов- и -плав-.

Эти корни похожи по смыслу. И ничего, что одна или несколько букв в них отличаются!

Что же мы можем почерпнуть из этой поучительной истории?

В одной и той же части слова один звук может заменяться другим звуком.

Ответить – отвечу. В корне слова [т] заменяется на [ч].

Моряк – морячка. В суффиксе [к] заменяется на [ч].

  • При этом значение морфемы никак не меняется.
  • Но меняется написание морфемы, так что мы можем её не узнать при разборе слова по составу.
  • При этом чередоваться могут как согласные, так и гласные звуки.

Например, блеск – блестеть. Чередование согласных звуков [к] и [т].

Загореть – загар. Чередование гласных [о] и [а].

  1. Конечно, при этом гласный звук чередуется с гласным, а согласный – с согласным.
  2. Посмотрим на слова излагать и изложение.
  3. Здесь чередуются сразу и гласные, и согласные.
  4. Чередование может происходить и при изменении слов, и при образовании новых слов.
  5. Вернёмся к уже знакомым нам словам друг – друзья – дружить.

Друзья – это форма множественного числа слова друг. То есть, слово просто изменяется.

А вот дружить – это уже другое слово. Но чередования возможны и там, и там.

  • Но почему чередуются такие звуки?
  • Мы уже установили, что чередования такого типа не зависят от позиции звука в слове.
  • Можно просто сказать, что это – одна из причуд русского языка.

На самом деле, объяснить такие изменения без специальных сложных терминов очень сложно. Проще поверить, что так оно и есть.

  1. Если же мы все-таки захотим докопаться до сути, то нам придётся отправиться глубоко в прошлое.
  2. В древнерусском языке происходили когда-то сложные фонетические процессы.
  3. Следы этих процессов мы и видим сейчас в чередованиях.

Сейчас эти процессы остались глубоко в истории, и подробно о них могут рассказать разве что учёные, которые их изучают. Но эти объяснения – очень сложные.

Что такое чередование звуков? Примеры чередования в суффиксах и корне слов

В современном языке бесполезно искать причины этих чередований. И поэтому такие чередования называются историческими.

С какими историческими чередованиями вы сталкиваетесь чаще всего? Сосредоточимся на чередованиях согласных.

  • [с] — [ш], косить – кошу
  • [з] — [ж], мазать – мажу
  • [х] — [ш], тихий – тише.
  • К звукам [б] [в] [п] [м] в чередовании часто присоединяется [л].
  • Любить – люблю, ловить – ловлю, сыпать – сыплю, земной – земля.
  • Во всех случаях [л] тоже входит в корень.
  • Чередоваться могут и три звука.
  • [т] – [ч] – [щ] – свет, свеча, освещение.
  • [ск] – [ст] – [щ] – блеск, блестит, блещет.
  • [д] – [ж] – [жд] – ходить, хожу, хождение.
  • Что же нам требуется запомнить?
Читайте также:  Какая часть речи слово "название"?

В одной и той же части слова один звук может заменяться другим звуком. Такая замена называется чередованием.

Чередования, которые отражаются на письме, называют историческими. Чередоваться могут гласные и согласные звуки.

Чередование происходит при изменении слов и при образовании слов.

Источник: https://videouroki.net/video/51-cheredovanie-zvukov.html

Чередование звуков

Что такое чередование звуков? Примеры чередования в суффиксах и корне слов

Почему в словах чередуются звуки? Это происходит при образовании грамматических форм слова. То есть звуки в одной и той же морфеме, например в корне, могут заменять друг друга. Такую замену называют чередованием. Отметим сразу, что речь пойдёт о фонетических процессах, а не о правописании слов.

В определённых случаях чередуются не только гласные звуки, но и согласные. Чаще всего чередование находится в корнях, суффиксах и приставках. 

  • Мох — мха, везти — возить, крутой — круче, друг — друзья — дружить — в корне слова;
  • кружок — кружка, дочка — дочек, зимую — зимовать, ценный — ценен — в суффиксах;
  • ждать — подождать, звать — созвать, втереть — вотру — в приставках.
  • Существуют два вида чередований: исторические (их нельзя объяснить, они возникли давно и связаны с утратой гласных звуков [ъ], [ь] (сънъ — съна, льсть — льстить) или с необъяснимым тождеством согласных звуков (бега — бежать) и фонетические (по-иному позиционные, так как зависят от позиции звука в слове [нΛга — нок], их можно объяснить с точки зрения современного русского языка, например, чередование [г//к] возникло потому, что перед гласным согласный звук сохраняется, а в конце слова звук оглушается, изменяет своё качество звучания).
  • Исторические чередования
Гласные звуки Примеры
  1. [о//-]
  2. [е//-]
  3. [а//о]
  4. [э//и]
  5. [ы//о]
  6. [э//о]
  7. [а//им//м]
  8. [у//он]
  • мох — мха
  • корень — корня
  • загар — загореть
  • замереть — замирать
  • дышать — вздох
  • везти — возить
  • понять — понимать — пойму
  • звук — звон
Согласные звуки Примеры
  1. [п//пл; м//мл; б//бл; в//вл]
  2. [с//ш]
  3. [з//ж]
  4. [х//ш]
  5. [д//с]
  6. [ц//ч]
  7. [ск//ст//щ]
  8. [т//ч//щ]
  9. [д//ж//жд]
  10. [к//ц//ч]
  • купить — куплю, земной — земля
  • носить — ношу
  • возить — вожу
  • сухой — суша
  • ведёт — вести
  • отец — отечество
  • блеск — блестеть — блещет
  • свет — свеча — освещение
  • ограда — огорожу — ограждение
  • оклик — клич — восклицание

Фонетические (позиционные) чередования

Гласные звуки Примеры
  1. [о//Λ//ъ]
  2. [а//Λ//ъ]
  3. [о//иэ//ь]
  4. [а//иэ//ь]
  5. [э//иэ//ь]
  • в[о]дный — в[Λ]да — в[ъ]дяной
  • тр[а]вка — тр[Λ]ва — тр[ъ]вяной
  • н[о]с — н[иэ]сёт — н[ь]суны
  • п[а]ть — п[иэ]ти — п[ь]тидесятый
  • с[э]мь — с[иэ]ми — с[ь]мидесятый
гласные звуки Примеры
  1. звонкий — глухой
  2. [ж//ш] 
  3. твёрдый — мягкий

[л//л’]

но[ж]и — но[ш] мо[л] — мо[л’]ь
  • Исторические чередования выявляются при словообразовании и формоизменении.
  • Фонетические (позиционные) можно определить по редукции гласных и ассимиляции согласных звуков.
  • Много беглых гласных при изменении односложных и двусложных существительных по падежам [о, э, и// -]:
  • рот — рта, лёд — льда, пень -пня;
  • огонь — огня, узел — узла, ветер — ветра, урок — урока, ноготь — ногтя, улей — улья;
  • ведро — вёдер, окно — окон, игла — игл, яйцо — яиц.
  • Встречаются беглые гласные и в кратких прилагательных:
  • краткий — краток, горький — горек, смешной — смешон, длинный — длинен, хитрый — хитёр.
  • В корнях разновидовых глаголов тоже происходят чередования гласных  и согласных звуков:
  • коснуться — касаться, осмотреть — осматривать, собрать — собирать, послать — посылать, зажечь — зажигать, понять — понимать, сжать — сжимать.

Чередования звуков важно знать, чтобы правильно применять орфографические правила, когда возникают затруднения с написанием букв в разных частях речи. Если не узнаешь чередования, можешь допустить ошибку и при морфемном разборе, когда выделяешь части слова.

О правописании корней с чередованием читайте в категории «Орфография».

Источник: http://ruslita.ru/fonetika/35-cheredovanie-zvukov

Корень как часть слова

Наименьшие значимые части слова называются морфемами. К значимым частям слова относятся корень, приставка, суффикс, соединительная морфема, окончание, постфикс. Все морфемы, кроме окончания, входят в основу слова.

  • Разберём такую часть слова как корень.

Корень — это главная значимая часть слова, которая заключает в себе общее лексической значение всех родственных слов. Например, в корне –воз- заключено общее лексическое значении слов возить, извозчик, подвозят.

Как правило, корень в родственных словах всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков. Так, следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове:

  • 1) г ж з – друг- дружить- друзья;
  • 2) т ч щ- свет- свеча- освещение;
  • 3) д ж жд- труд- тружусь- утруждать;
  • 4) а о- расти- росток;
  • 5) е и- блестеть- блистать;
  • 6) б бл- любовь- люблю;
  • 7) в вл- ловить- ловля;
  • 8) м мл- ломить- преломление;
  • 9) п пл- лупить- луплю;
  • 10) ф фл- графить- графлю.

Однокоренные слова и формы одного и того же слова

Следует отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Однокоренные слова имеют общий корень, но могут иметь различное значении и относиться к разным частям речи, например: соль, солёный, солить. Однокоренные слова образуются в языке в процессе словообразования.

Формы одного и того же слова сохраняют единое лексическое значение и, естественно, относятся к одной части речи, например: работать — работал, работай, работавший, работая. В данном случае происходит процесс формообразования. При формообразовании новых слов не образуются, а появляются лишь новые формы одно и того же слова.

Так, у глагола читать есть множество форм, например: читала, читающий, читая. В приведённых словах суффиксы –л-, -ющ-, -я- являются формообразовательными и в процессе словообразования никакой роли не играют. Следовательно, нельзя говорить, что слово читающий – это лишь одна из форм глагола читать. Таким образом, причастие читающий, как и читала, читая, читать, является непроизводным.

Чередующиеся гласные в корнях

Написание гласной зависит от места ударения

1) Первый случай: если в корне нет ударения пишется буква о, если есть — гласная, которая слышится.

  • -гар- -гор-
  • -клан- -клон-
  • -твар- -твор-
  • Пример: Загорать, Загар, Склониться, Кланяться, Поклон, Творение, Творчество.
  • Исключения: пригарь, утварь.
  • 2) Второй случай: если в корне нет ударения пишется а, если есть — гласная, которая слышится.
  • Пример: Зори, Зарево, Зарница, Озарение

Написание гласной зависит от наличия суффикса –а- после корня

  1. 1) Первый случай: пишется а, если за корнем находится суффикс –а-. В остальных случаях пишется о
  2. Пример: Касаться, Коснуться
  3. 2) Второй случай: В нижеперечисленных корнях пишется буква и, если за корнем присутствует суффикс –а-, во всех других случаях- буква е.

  • е и
  • -бер- -бир-,
  • -блест- -блист-,
  • -дер- -дир-,
  • -жег- -жиг-,
  • -мер- -мир-,
  • -пер- -пир-,
  • -стел- -стил-,
  • -тер- -тир-,
  • -чет- -чит-

Пример: Соберу, собирать, блестеть, блистать, удеру, удирать, выжег, выжигать, замереть, замирать, вычет, вычитать.

Запомните написание слов: сочетать, сочетание, чета, блеснуть, седок, седло, но: сиделка, сидеть

Написание гласной зависит от й согласной корня,которая находится в конце слова

  • 1) Первый случай: перед буквой г- а, перед ж- о.
  • Пример: Предлагать, предложение
  • Исключение: Полог
  • 2) Второй случай: перед ст и буквой щ пишется гласная а, в других случаях- о.
  • Пример: Растение, выращенный, вырос 
  • Исключение: Отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростиславль
  • 3) Третий случай: если в корне нет ударения пишется а, перед ч- о
  • Пример: Проскакать, проскочить
  • Исключения: Скачок, скачу

Нужна помощь в учебе?

Что такое чередование звуков? Примеры чередования в суффиксах и корне слов Предыдущая тема: Слова, к которым нельзя задать вопрос: примеры и правила
Следующая тема:   Правописание проверяемых согласных букв в корне слова: правила и примеры

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/koren-cheredovanie-soglasnykh-zvukov

Конспект урока на тему "Чередование согласных звуков" 5 классс

  • Тема урока: Чередование согласных звуков.
  • Цели урока:
  • Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):знать понятие чередования, основные чередования согласных в корне; беглость гласных как варианты чередования (с нулем звука), приставки и суффиксы с беглыми гласными.
  • Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.
  • Личностные:понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
  • Оборудование: учебник, тетради, рабочий лист.
  • Ход урока.

II. Повторение. На доске запись:

  1. МОЙ ДЕДУШКА
  2. Сапером мой дедушка был на войне.
  3. Медали свои он показывал мне.
  4. Теперь на площадке, где строится дом,
  5. Работает дедушка крановщиком.
  6. Он рукоятку тронет слегка –
  7. Стальная стрела уйдет в облака.
  8. Однажды принес я деду обед
  9. И громко позвал его:
  10. – Дедушка, дед! –
  11. Вокруг засмеялись:
  12. – Шутишь, герой! Какой же он дед,
  13. Он у нас – молодой! –
  14. Хрустит под ногами белый снежок,
  15. Мы с дедушкой вместе идем на каток.
  16. Людмила Константиновн. Татьяничева
  17. – Ребята, какие непонятные слова встретились вам в этом стихотворении?*

Сапер, -а, м. Военнослужащий инженерных войск.

рукоятка

 — ручка 1 N1 оружия, ручного инструмента Пример: Р. кинжала. Р. молотка, заступа.2. — часть механизма, прибора, за которую берутся рукой для управления, поворота Пример: Р. штурвала, рулевого колеса.

– Мы недавно познакомились с такими морфемами, корень, окончание, суффикс, приставка. А какая морфема самая главная? (Корень.)

– Правильно, корень. Дайте определение этой морфеме? (Корень главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных (родственных) слов. Слова с одним и тем же корнем называют однокоренными.)

– Ребята, сегодня на уроке мы уделим больше внимания корню. Найдите в стихотворении «Мой дедушка» слова с проверяемым безударным гласным в корне. (На войне, свои, на площадке, крановщиком, слегка, стальная, стрела, засмеялись, молодой, под ногами, снежок.)

  • – Почему мы слышим в корнях этих слов звук а, а пишем букву о?
  • (Потому что можем поставить гласную корня в сильную позицию, под ударение, и проверить:
  • на войне – войны;
  • свои – свой;
  • на площадке – площадь;
  • стальная – сталь;
  • молодой – молод, моложе;
  • под ногами – ноги.)
  • – Почему в словах слегка, стрела, засмеялисьслышим и, а пишем е? (Потому что можем поставить гласную корня в сильную позицию, под ударение, и проверить:
  • снежок – снег; стрела – стрелы;
  • слегка – легкий; засмеялись – смех.)
  • Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.
  • – В этих примерах мы наблюдаем позиционные чередования гласных звуков, то есть такие чередования, которые зависят от их позиции в слове.

– А почему в словах дед, обед, мы слышим на конце т, а пишем букву д? (Потому что звонкий согласный звук корня проявляется в сильной позиции перед гласной: обед – обедать; дед – деда, дедушка.)

– Здесь мы видим позиционные чередования согласных звуков. Позиционные чередования не отражаются на письме. Их правописание определяется особыми орфографическими правилами. Эти орфографические правила – основные.

– А почему в однокоренном со словами снег, снегурочка слове снежок мы слышим звук жи пишем букву ж? Почему в однокоренном со словами молод, молодой слове моложе тоже слышится и пишется буква ж?

– В данном случае мы имеем дело не с позиционным чередованием. Здесь закономерности сложнее. Мы принимаем как данность подобные чередования, которые встречаются довольно часто. Подберите к слову засмеялись однокоренные слова (смех, смешить

  1. – Как называется замена одного звука другим?
  2. – Попробуйте сами составить определение: что же такое чередование звуков?
  3. Чередованием называется замена одного звука другим в корне однокоренных слов.
  4. – При образовании новых слов и изменении формы слов может происходить изменение звуков, то есть чередование, в пределах одной морфемы, в данном случае корня.
  5. На стр.23 давайте ещё раз рассмотрим таблицу чередующихся звуков
  6. Чередуются гласные с гласными, согласные с согласными, могут чередоваться сочетания звуков.
  7. Чередование согласных в корне слова.
  8. а) к-ч рук-а — руч-к-а — руч-н-ной
  9. х-ш сух-ой — суш-и-ть
  10. г-ж-з друг — друж-и-ть — друз-ей
  11. д-ж-жд вод-и-ть — вож-ак — вожд-ени-е
  12. б) б — бл люб-и-ть — любл-ю
  13. п-пл куп-и-ть — купл-ю
  14. в-вл лов-и-ть — ловл-ю, ловл-я
  15. ф-фл граф-а — граф-и-ть — графл-ю
  16. м-мл корм — корм-и-ть — кормл-ю
  17. Примечание. Чередование звуков может быть и в суффиксах:
  18. друж-ок — друж-оч-ек
  19. Наш язык постоянно изменяется и развивается, поэтому многие чередования звуков в корнях слов объясняются историческими изменениями в звуковом составе слова.

IV. Минута релаксации.

  • Отложите ручки, сядьте удобно. Давайте совершим заочную прогулку в лес.
  • А какое время года сейчас?
  • Тогда пойдем в зимний лес.
  • Закройте глаза и представьте. Полдень в зимнем лесу. Солнце светит ярко, даже кажется пригревает. Вы чувствуете запах сосны и снега, легко дышится. От солнца и снега блестит все вокруг. Подул слабый ветерок. Огромные вершины сосен всколыхнулись. Вспорхнула какая-то птица. А вон попрыгала белка, сейчас она серая. Сорвала шишку и спряталась. Лес настоялся за долгую теплую осень, пахнет дубовой корой. Кажется он спит, но нет — он только дремлет, дожидаясь прихода весны.
  • Задание 1.
  • Спишите, обозначая корни и чередующиеся согласные.
  • Махать-машет, помогать-поможет, поглотить-поглощать, бегать-бежать, искать-ищет, дремать-дремлет, цепкий-цеплять, любить –люблю, круг-кружок, сладости-наслаждение, свет-свеча, упасть-падать.
  • Задание 2.

Укажите все возможные чередования согласных звуков в корнях слов. Составьте предложения с 1 группой слов.

  1. Образец: друг-дружить-друзья (г//ж//з)
  2. Пух, мешок, дорожный, мороженое, напрягаться, любить, сухой.
  3. Задание 3.

На самом берегу ручья у зелёного болотца густо цветут незабудки. Очень хороши и красивы эти маленькие голубые цветы. В крошечных их лепестках как бы отразилась голубизна летнего неба.

Приятно смотреть на чистый голубой ковёр разросшихся у ручья незабудок. Тихо журчит, плещется лесной ручеёк.

А высоко-высоко в голубом летнем небе, над неподвижными макушками высокого леса тихо плывут белые летние облака. (И.С.Соколов-Микитов)

VI. Подведение итогов. Выставление оценок.

  • Над какой темой мы сегодня работали?
  • Что называется чередованием звуков?
  • Для чего нам нужно изучать чередование?

VII. Домашнее задание. §78, знать, что такое чередование, упр. 422.

  • Задание 1.
  • Спишите, обозначая корни и чередующиеся согласные.
  • Махать-машет, помогать-поможет, поглотить-поглощать, бегать-бежать, искать-ищет, дремать-дремлет, цепкий-цеплять, любить –люблю, круг-кружок, сладости-наслаждение, свет-свеча, упасть-падать.
  • Задание 2.
  • Укажите все возможные чередования согласных звуков в корнях слов.
  • Образец: друг-дружить-друзья (г//ж//з)
  • Пух, дорожный, мороженое, напрягаться, любить, сухой.
  • Задание 3.

На самом берегу ручья у зелёного болотца густо цветут незабудки. Очень хороши и красивы эти маленькие голубые цветы. В крошечных их лепестках как бы отразилась голубизна летнего неба.

Приятно смотреть на чистый голубой ковёр разросшихся у ручья незабудок. Тихо журчит, плещется лесной ручеёк.

А высоко-высоко в голубом летнем небе, над неподвижными макушками высокого леса тихо плывут белые летние облака. (И.С.Соколов-Микитов)

Игра «Змейка»

На доске написаны слова, нужно подобрать слово с указанным чередованием. Какой ряд подберет быстрее, тот выиграл. Учащиеся выходят к доске по очереди. Если учащийся не знает, какое слово записать, пропускает очередь.

  1. г//ж к//ч х//ш
  2. пирог мука ухо
  3. долг пеку смех
  4. стог сук тихо
  5. порог клок верх
  6. берегу высоко слух
  7. стерегу облака орех

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-cheredovanie-soglasnih-zvukov-klasss-2145890.html

Чередование гласных в корне слова

Чередования гласных в корне характерны для русского языка. Они могут зависеть от:

  • ударения;
  • последующей согласной;
  • суффикса, следующего за корнем;
  • значения корня.
КОРЕНЬ ПРАВИЛО ПРИМЕР ИСКЛЮЧЕНИЯ
Чередование А – О
гар-/гор- В корне гар-/гор- под ударением пишется а, без ударения пишется о загар; загорел
зар-/зор- В корне зар-/зор- без ударения пишется а, под ударением может писаться как а, так и о зарница; зарево, зорька
клан-/ клон- В корне клон-/клан- без ударения пишется о, под ударением может писаться как а, так и о наклонить; кланяться, поклон
твар-/ твор- В корне твор-/твар- без ударения пишется о, под ударением может писаться как а, так и о творить, тварь, творчество утварь
кос-/кас- В корне кос-/кас- перед согласным пишется о, перед суффиксом -а- пишется а коснуться, касаться
крап-/ кроп- Корень кроп- со значением ‘покрывать каплями, брызгами’ пишется с буквой о кропить, кропление
Корень крап- со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’ пишется с буквой а краплёный, крапление
В корне лаг- перед суффиксом -а- пишется а, в корне лож- не перед суффиксом —а- пишется о. В корне /лог-/лож- под ударением всегда о предлагать, предложить залог, положит полог
Корень плов- употребляется в двух словах: пловец, пловчиха пловец, пловчиха
Корень плыв- употребляется в слове плывун и производных от глагола плыть плывун, плыву, подплывать, расплываться
Корень плав- употребляется в остальных случаях плавание, сплавной
разн-/ розн- В сложных словах с первой частью разно- без ударения пишется а разнородный, разноголосица порознь
В корне разн-/розн- под ударением может писаться как а, так и о разница; розница, разрозненный
В корнях раст-/ращ- без ударения а пишется перед ст и щ растить, выращен росток, Ростов, ростовщик, отрасль, Ростислав
В корне рос- без ударения о пишется перед с вырос, заросль отрасль и его производные отраслевой, межотраслевой и т. п.
В корнях рос-/рост- под ударением всегда о нарост, рослый
скак-/ скок-/ скач-/скоч- В корне скак-/скок- без ударения пишется а, под ударением – о скакать, скаковой; наскок, соскок различаются в написании формы 1-го лица будущего времени, а также повелит. накл. у глаголов заскакать (‘начать скакать’) и заскочить (‘зайти ненадолго’): заскачу и заскачи – заскочу и заскочи.
В корне скач-/скоч- пишется а в формах глагола скакать и производных от него глаголов; пишется о в приставочных глаголах на -скочить скачу, поскачи; вскочить, выскочу, подскочишь
Корень мак- со значением ‘погружать в жидкость’ пишется с буквой а; корень мок- со значением ‘пропускать жидкость’ пишется с буквой о макать, макнуть (сухарь); вымокание, мокнуть
В корне мач-/моч- всегда пишется о намочи, мочить, вымоченный в глаголах на -ивать пишется а: вымачивать, смачивать
равн-/ ровн- Корень равн- со значением ‘равный, одинаковый’ пишется с буквой а поравняться, равнение поровну, ровесник
Корень ровн- со значением ‘ровный, прямой, гладкий’ пишется с буквой о ровнять (дорогу), не ровён час, уровень равнина
Чередование Е – И
бир-/бер- В корне бир-/бер- перед суффиксом -а- пишется и; в остальных случаях пишется –е- собирать; соберёт
вис-/вес- В корне вис-/вес- пишется и в глаголе висеть и производных от него, а также в приставочных глаголах на -висать; пишется е в словах вывесить, вывеска, подвесной, навесной, на весу висит, отвисеться, нависать, свисать
дир-/дер- В корне дир-/дер- перед суффиксом -а- пишется и; не перед суффиксом -а- пишется е обдирать; обдерёт
мир-/мер- В корне мир-/мер- перед суффиксом -а- пишется и; не перед суффиксом -а- пишется е замирать; замереть
пир-/пер- В корне пир-/пер- перед суффиксом -а- пишется и; не перед суффиксом -а- пишется е запирать; запереть
тир-/тер- В корне тир-/тер- перед суффиксом -а- пишется и; не перед суффиксом -а- пишется е обтирать; обтереть
блист-/ блес-/ блеск-/ блест-/блещ- В корне блист- перед суффиксом -а- пишется и блистать под ударением пишется е и ё: блеск, блещет; поблёскивать, отблёскивать, блёстки
В корне блес-/блеск-/блест-/блещ- не перед суффиксом -а- пишется е блестеть, блесна, отблеск, блещу
жиг-/жег- В корне жиг-/жег- перед суффиксом -а- пишется и; не перед суффиксом -а- пишется е обжигать; выжег
чит-/чет- В корне чит-/чет- перед суффиксом -а- пишется и; не перед суффиксом -а- пишется е вычитать; вычесть сочетать, сочетание
стил-/ стел- В корне стил-/стел- перед суффиксом -а- пишется и; не перед суффиксом -а- пишется е расстилать; расстелить
  • Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
  • продолжить с «Правописанием гласных» >>>
  • вернуться к выбору в разделе «Грамматика» >>>

Источник: https://reallanguage.club/grammatika-russkogo-yazyka/pravopisanie-glasnyx-v-russkom-yazyke/cheredovanie-glasnyx-v-korne-slova/

Ссылка на основную публикацию