4. При образовании слов и форм звуковой облик слова может меняться. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов и т.д. Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. 6. В ходе исторического развития морфемный состав слова может меняться.
Чередование гласных О—А в корне слова
В слове красный ранее выделялся корень крас- и суффикс -н-, а в настоящее время красн- полностью является корнем.
Процесс опрощения идёт постепенно, и в современном русском языке можно обнаружить достаточно много переходных случаев. Наименьшие значимые части слова называются морфемами.
К значимым частям слова относятся корень, приставка, суффикс, соединительная морфема, окончание, постфикс.
Однокоренные слова имеют общий корень, но могут иметь различное значении и относиться к разным частям речи, например: соль, солёный, солить. Однокоренные слова образуются в языке в процессе словообразования.
В данном случае происходит процесс формообразования. Следовательно, нельзя говорить, что слово читающий – это лишь одна из форм глагола читать. Таким образом, причастие читающий, как и читала, читая, читать, является непроизводным.
1) Первый случай: если в корне нет ударения пишется буква о, если есть — гласная, которая слышится. В определённых случаях чередуются не только гласные звуки, но и согласные. Исторические чередования выявляются при словообразовании и формоизменении.
В этом уроке поговорим о том, как происходит чередование согласных звуков в корне слова. Чтобы перейти к рассмотрению этой темы, вспомним, какие слова являются родственными. Правильно. Это корень. Например, в корне -воз- заключено общее лексическое значении слов возить, извозчик, подвозят.
А теперь прочитайте слова: светильник, лампа, люстра. Следует помнить, что бывают слова с одинаковыми корнями, но разным лексическим значением. Слово водитель не является однокоренным, т.к.
имеет другое лексическое значение и с водой никак не связано.
Можно сделать вывод, что однокоренные слова обязательно должны иметь два существенных признака – во-первых, это слова, которые близки по смыслу, во-вторых, написание корня в этих словах совпадает.
Чередующиеся гласные в корнях
Слова с сочетаниями согласных ск, ст, зг, зд.В этих сочетаниях первый согласный обычно является непроверямым. Чередование безударных гласных в корне — страшное место русской орфографии. В то время, как большинство корней решено было писать одинаково во всех однокоренных словах, некоторые корни (неясно, почему именно они) остались на привилегированном положении.
А когда правила начали составлять, слова эти решили оставить в том виде, к которому народ уж и привык. И теперь каждое поколение школьников расплачивается за то, что предыдущие поколения не пришлось переучивать.
Точнее, всё время обнаруживаются неучтённые корни. Коллекция постоянно пополняется, окончательных списков исключений и слов с чередованием нет, реформировать правило никто не собирается.
Одна и та же морфема (например, корень или приставка) может иметь варианты с разными буквами. Такое явление получило название чередование. Чередоваться могут как гласные, так и согласные буквы. В корне очень часто чередуются Е и Ё, Г и Ж, К и Ч: шёл — шедший, бег, бежать, скакал — скачок. Корень лаг/лож попадает и в эту группу правил.
§1. Однокоренные и родственные слова
В слове полог, скорее, действует уже полногласие. Исключения:выгарки, изгарь, пригарь (маловероятно, что вы употребите где-либо эти слова, но они могут встретиться на экзамене), утварь, зоревать, пловец, пловчиха.
Фонетика и фонология
По последним данным это слово всё-таки не является исключением. Существует множество омонимичных или созвучных пар слов, имеющих похожие корни с разным значением и с разными буквами: флаг развевается, ребёнок развивается, залезать на дерево, зализать рану и т.д.
Если у корней разные значения (пусть даже в чём-то близкие), значит, корни разные. А раз корни разные, при чём тут чередование? Но приведём эти правила в формулировке Розенталя. Некоторые современные учебники выделили ещё не менее пяти корней с чередованием (например крап/кроп, пай/пой).
Буква зависит от соседней согласной
1. К счастью, слов с безударными чередующимися гласными, в которых часто допускаются ошибки, сравнительно немного: не более трёх десятков. Эти слова проще выучить как словарные, чем запоминать все пункты правила. 2. Очень важно! Не путайте корни с чередованием с похожими корнями, имеющими другое значение.
3. Существуют пары слов с полногласием и неполногласием: злато — золото и т.п. 4. Существуют пары глаголов с различными гласными в аналогичных корнях. Таких пар десятки, если не сотни, но правилом о чередовании гласных они не описаны.
Но — разные. Тогда говорят: чередуются эти звуки. Говорят: это чередование. То один в неё въедет, то другой. Чаще всего чередование находится в корнях, суффиксах и приставках. Например, в слове приятный ранее выделялись приставка при- и корень я- (яти «взять»).
А квартира-то, конечно, та же. Только в одной комнате жильцы чередуются. Бывает в квартире — все жильцы постоянные, а одна комната сдаётся.
В этих примерах правописание удобно скрывает от нас (и от программы, работающей с написанным текстом) тонкости чередования звуков.
Источник: http://zvondrobyndl.ru/cheredovanie-zvukov-v-korne-pri-obrazo/
Корни с чередованием: правописание, примеры :
Корни с чередованием – тема, вызывающая наибольшие трудности в изучении русской орфографии. Исторически они восходят к различным источникам пополнения русского языка, к этимологии слов.
Не секрет, что наш язык – потомок старославянского, соответственно, вариативность связана с тем, что часть лексических единиц была перенесена из него, а другая часть образовалась уже непосредственно в древнерусском языке.
Потому-то и происходит путаница.
Чередование: что это такое
Корни с чередованием – это такие значимые части слова, где существует вариативность написания гласной либо согласной буквы. Зависит это от многих факторов: последующих букв, ударения, местоположения.
Как правило, явление чередования прослеживается при изменении формы слова: друг – дружба (вариативность согласных г/ж) или возить – везти ( вариативность о/е). какие могут быть чередования в русском языке? Для начала поговорим о гласных.
- о – ы – у: сохнуть – усыхать – сухой;
- о – ы(и): бой – бить; вой – выть;
- о – е – и: мор – умереть – умираю; ожог – жечь – выжигать;
- о – а: рост – растить.
Нередки случаи, когда гласные «о» либо «е» чередуются с нулем звука. Такие звуки принято называть беглыми: день – дня; сон – о сне.
Разберем правописание корней с чередованием с учетом требований орфографической нормы.
Правописание зависит от ударения
Корней с чередованием, корректное написание которых зависит от ударения, четыре.
Для начала разберем безударные позиции, когда следует писать букву «о». Прежде всего это корни -гор-/-гар-: загар – загорелый; угар – подгореть; разгореться – разгар. Следует отметить, что под ударением следует писать ту букву, которая отчетливо слышится.
Есть у правила исключения, это слова изгарь, пригарь, выгарки. Интересна этимология данных корней. Исторически слова горе и гореть – однокоренные. Горем называли то, что жжет, мучает изнутри.
А вот прилагательное горячий начинает свое существование со «Слова о полку Игореве».
Также выбор в безударной позиции буквы «о» наблюдается и в корнях -твар-/-твор-: творец – тварь; сотворить, творение. Исключение – слово утварь.
Пишется «о» в безударном положении в корнях -клон-/-клан-: поклонение – кланяться; наклонился, уклонение. Под ударением следует употреблять ту букву, которая отчетливо слышится: склон, наклон.
Букву «а» следует писать в безударной позиции в двух корнях. Во-первых, -зар-/-зор-: зарница – зорька; заря – зори. Исключения – зоревать, зорянка.
Во-вторых, буква а пишется в безударном и ударном положении корня –плав-: плавает, плаванье, поплавок. «О» употребляется только в словах пловец, пловчиха, а слово плывун пишется вообще с «ы».
Правописание зависит от последующего согласного
От последующего согласного будут зависеть буквы «а» и «о», входящие в следующие корни с чередованием:
1. -Лаг-/-лож-: перед «г» следует писать «а», а перед «ж» употребляется «о»: полагать, предлагать, слагаемое, но сложение, положить, предложить. Исключение – слово полог.
С этим правилом связана одна из норм грамматики: слова с корнями -лаг-/-лож- никогда не употребляются без приставок. Предложение «Ложу тетрадь на парту» крайне некорректно.
Правильнее будет сказать: «Кладу тетрадь на парту» либо «Положу тетрадь на парту».
2. Чередование -раст-/-ращ-/-рос-: «а» употребляется перед сочетанием с «т» или «щ»; перед «с» пишется «о»: растить – выращивать – выросли; возраст – сращение – заросли. Исключений здесь достаточно много: ростовщик, росток, отрасль, Ростов, Ростислав.
3. Чередование -скак-/-скоч-: перед «к» употребляется «а», перед «ч» необходимо писать «о»: скакать – выскочка; проскочить – проскакать. Есть в правиле исключения: скачок, скачу.
Правописание зависит от последующего гласного
Самые многочисленные корни с чередованием, написание которых зависит от последующего суффикса -а-. Это связано с тем, что данный суффикс исторически помогал создать форму несовершенного вида. Да и сейчас эта тенденция сохранена: собирать (несовершенный вид) и соберу (совершенный вид); втирать (несовершенный вид) – втереть (совершенный вид).
Правило достаточно простое: в корнях с чередованием «е – и» следует писать «и», если после корня наблюдается суффикс «а». Гораздо сложнее запомнить эти корни, а их немало:
- -бер-/-бир-: заберу – забираю; переберу – перебираю; изберу – избираю;
- -чет-/-чит-: вычет – вычитать; почет – почитать (здесь имеются исключения: сочетать, сочетание, чета);
- -дер-/-дир-: выдернуть – выдирать; отдерешь – отдирать;
- -стел-/-стил-: стелет – устилает; постелить – постилать;
- -мер-/-мир-: вымереть – вымирать; умереть – умирать;
- -жег-/-жиг-: обжечься – обжигать; зажечь – зажигать;
- -тер-/-тир-: натереть – натирать; затереть – затирать;
- -блест-/-блист-: заблестеть – блистать; блесна – блистательный;
- -пер-/-пир-: отпереть – отпирать; запер – запирала.
Также от последующего суффикса -а- зависит гласная «а» в корнях -кас-/-кос-: касание – прикоснуться; касательная – коснуться.
Правописание зависит от лексического значения
Особую сложность представляют корни с чередованием гласных, где необходимо правильно растолковать значение слова.
Например, -мак-/-мок-: здесь следует обратить внимание на процесс.
Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот; макать перо в чернильницу; обмакнуть хлеб в варенье.
Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш; ребенок намочил ноги; намочить волосы; промокнуть написанное.
Второе чередование: -равн-/-ровн. Необходимо обратить внимание на результат действия. В словах, которые говорят о выравнивании, делании одинаковым, следует писать -равн-: квадратное уравнение; сравнить по росту, держать равновесие.
Если же имеется в виду процесс формирования ровной поверхности, в корне пишется буква «о»: сровнять яму с землей; выровнять асфальт; разровнять грядки.
У данного правила есть исключения: равнина, уровень, поравняться и все его производные, поровну.
Чередование согласных
Чередование согласных также имеет место в русском языке. Разберем примеры:
- к – ч: рука – ручной;
- х – ш: грех – грешный;
- г – ж – з: друг – дружочек – друзья;
- д – ж – жд: водить – вожатый – сопровождать;
- б – бл: любовь – влюбленный;
- п – пл: ослеп – ослепла;
- в – вл: ловит – улавливает;
- м – мл: кормить – кормлю.
Источник: https://www.syl.ru/article/219438/mod_korni-s-cheredovaniem-pravopisanie-primeryi
Корни с чередованием гласных: таблица примеров и правило правописания
Основной частью в слове является корень. Он объединяет общим значением все родственные слова, определяя смысловую связь между ними. Такие слова мы называем однокоренными, подразумевая одинаковость в них данной морфемы.
Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что выглядит и звучит она далеко не всегда одинаково. Корни с чередованием гласных и согласных представляют собой разновидности одной и той же языковой единицы, хотя иногда с первого взгляда об этом сложно даже догадаться – настолько они могут оказаться непохожими внешне или разойтись по значению в процессе развития языка.
Правописание корней с чередованием гласных нетрудно освоить, если разобраться в некоторых нюансах. Неясными в корнях могут быть как гласные, так и согласные, но большинство правил связано именно с первыми, поскольку вариантов их правильного выбора гораздо больше.
Важно! Перед началом проверки гласных в корне слова необходимо определить, к какой разновидности они относятся, и в зависимости от этого выбирать правило для проверки.
Разновидности неясных гласных в корнях
Гласные, требующие проверки, можно разделить на 4 типа:
- Проверяемые. Для их верного написания подбирается проверочное слово, где они ясно слышны под ударением (гора́ – го́рка).
- Непроверяемые. Здесь поможет либо заучивание, либо орфографический словарь. Иногда подспорьем служит знание этимологии слова, но справочная литература в данном случае надежнее (палиса́дник).
- Выбираемые. Их правописание определяется правилами, как, например, при выборе между и – ы после приставки (искать – подыскать – поискать).
- Чередующиеся. Именно чередование гласных в корне слова рассматриваются в данной статье.
- последующие согласные,
- наличие суффикса -а- ,
- ударность/безударность,
- оттенки значения.
Корни с чередованием, проверяемым с помощью конечных согласных
К случаям чередования гласных в корне слова относятся -раст-(-ращ-)//-рос-, где перед сочетанием ст или перед щ следует писать а, а если на конце одна лишь с, без последующей т, то перед ней может оказаться только о (разрастаться – выращенный – поросль).
Из этого правила существует пять исключений. К ним относятся два имени собственных – название города Ростов и имя Ростислав, а также нарицательные – ростовщик и росток. В них вместо полагающейся по правилу а пишется о. Есть и противоположный вариант, где вместо требуемого нормами о следует писать а – отрасль.
В данную группу корней часто включают и -лаг-//-лож-, однако о нем будет сказано отдельно.
Слова с чередующимися гласными, зависящими от наличия суффикса -а-
- Присутствие данного суффикса в слове определяет выбор:
- изберет – избирает
- раздерешь – обдирать
- выжег – разжигаю
- презреть – надзирать
- замерший – отмирание
- подпереть – препираться
- подстели – застилает
- обтереть – растирать
- вычтет – вычитание
- блестит – блистающий,
- -кос-//-кас- (прикоснуться – касательная),
- сочетания -им-, -ин- на месте а(я) и, в некоторых случаях, форм с нулевым звуком
- сжать – нажми – прижимать
- поднять – нанимать
- клятва – заклинатель
- начало – начни – зачинатель
- помятый – мнут – разминать
Безударная чередующаяся гласная корня -лаг-//-лож- может быть определена с помощью обоих указанных выше правил. С одной стороны, она привязана к последующей согласной, но с другой стороны, за формой -лаг- всегда следует суффикс -а-.
Чередование гласных в корне слова в зависимости от ударения
Важно! Гласные в сильной позиции, то есть под ударением, в проверке не нуждаются. Регламентировать написание есть необходимость там, где на слух букву не определить.
- -гор-//-гар- (загоре́лый)
- -клон-//-клан- (склони́ться)
- -коп-//-кап- (вы́копать)
- -молч-//-малч- (промолча́ть)
- -морг-//-марг- (проморга́ть)
- -позд-//-пазд- (опозда́ние)
- -порх-//-парх- (вы́порхнуть)
- -стой-//-стай- (состоя́ться)
- -твор-//-твар- (творе́ние)
- -толк-//-талк- (столкну́ть)
- -тороп-//-торап- (заторопи́ться).
- Существует также один пример, в котором действует обратный закон: в сомнительных случаях (без ударения) пишется а:
- -зар-//-зор- (заря́).
Это интересно! Как пишутся о и ё после шипящих в корне слова
Правописание корней с чередованием по оттенкам основного смысла
Выбор некоторых чередующихся гласных в корне слова связан с оттенком общего значения. Приведенная ниже таблица поможет верно написать слова с чередующимися гласными, относящиеся к данной разновидности.
Варианты корня | Значение | Примеры |
-мак- // -мок- |
Погружение в жидкость. Способность пропускать жидкость, пропитываться ею. | обмакнуть печенье в чай промокать под ливнем |
-плав-
|
Способность держаться на плаву. Направленное движение в потоке или с потоком. Совмещение обеих предыдущих функций. |
плавучий остров подплывать к берегу состязания пловцов |
-скак- // -скок- |
Многократность или длительность действия. Однократность. | поскакать на лошади вскочить с муравейника Искл.: скачок |
-равн- // -ровн- |
Связано по смыслу с понятием равенства (одинаковости). Восходит к понятию «ровный» (прямой, гладкий). | квадратное уравнение разровнять песок |
Иногда к исключениям из этого правила относят слово «равнина» и команду «Равняйсь!», однако, если вдуматься, они вполне соответствуют нормам.
Равнина не является ровной поверхностью – это обширное пространство, на котором могут быть овраги, ухабы и другие неровности, но она равна по высоте уровню моря.
А армейская команда призывает не просто построиться ровно – она обозначает требование встать всем одинаково.
Источник: https://tvercult.ru/literatura/kak-pishutsya-korni-slov-s-cheredovaniem-glasnyih-pravilo-i-primeryi
Чередование звуков
- Сегодня мы ответим на такие вопросы:
- · Что такое чередование звуков?
- · Какими бывают чередования звуков?
- · Что нужно знать о чередовании звуков?
Мы знаем, что звуки в словах могут чередоваться. Например, в словах дом – дома мы видим чередование гласных звуков [о] и [а].
А в словах грибы и гриб чередуются согласные звуки [б] и [п].
А почему эти звуки чередуются? Да просто они стоят в разных позициях!
В слове дом у звука [о] сильная позиция, он стоит под ударением. А в слове домау того же звука – слабая позиция.
В слове грибы у звука [б] – сильная позиция. Но если звук стоит на конце слова, то он находится в слабой позиции и изменяет своё качество.
Из-за этого такие чередования и называются позиционными.
Позиционные чередования не отражаются на письме. Мы произносим звуки в этих словах по-разному. Но буквы, которыми мы изображаем звуки, не меняются.
- Дом и дома пишутся черед О.
- Грибы и гриб – через б.
- Но некоторые чередования звуков все же отражаются на письме.
- А чтобы познакомиться с такими чередованиями, мы послушаем историю о нашем знакомом – Сене Тарелкине.
Сеня сегодня доволен: его вызвали к доске. Задание лёгкое: выделить корень в трех словах: друг, друзья и дружить.
Справился Сеня с заданием быстро: раз – и корни выделены. Но учитель почему-то не торопился ставить ему хорошую отметку.
– Ты выделил корень -дру- во всех трёх словах, — сказал учитель. – Почему ты решил, что корень – именно -дру-?
– А как же ещё? – удивился Сеня. – Вы же сами нас учили: корень – это общая часть однокоренных слов. Вот у этих слов – только такая часть общая. А все остальные – отличаются.
– А чем тогда являются вот эти буквы: г, з, ж? – поинтересовался учитель.
– Наверное, это такие суффиксы, – решил Сеня. – Хотя друзья – это множественное число слова друг, а зачем суффикс для образования формы множественного числа? Странно… Но если это все – части корня, то почему этот корень так меняется?
– В одном ты прав, Сеня, — отозвался учитель, – перед нами – действительно один и тот же корень: -друг-, -друз- и –друж. Просто в этом корне звуки [г], [з’] и [ж] чередуются.
Как видишь, такое чередование отражается на письме. Поэтому, когда мы говорим о чередовании, мы записываем буквы. Но говорим все равно о чередовании звуков.
К слову, такие чередования могут встретиться тебе очень часто.
Главное – знать, что они существуют. И не бояться их при разборе слова по составу!
Учитель дал Сене ещё одно задание: выделить корень в парах слов писать – пишу и пловец – плавать.
– Теперь я обязательно справлюсь, — потёр руки Сеня. Писать – писатель, написать… Корень – -пис-. Пишу – пишущий, допишу. Корень – —пиш—. Пловец и плавать… ух ты, а здесь – чередование гласных. Но в любом случае корни — -плов- и -плав-.
Эти корни похожи по смыслу. И ничего, что одна или несколько букв в них отличаются!
Что же мы можем почерпнуть из этой поучительной истории?
В одной и той же части слова один звук может заменяться другим звуком.
Ответить – отвечу. В корне слова [т] заменяется на [ч].
Моряк – морячка. В суффиксе [к] заменяется на [ч].
- При этом значение морфемы никак не меняется.
- Но меняется написание морфемы, так что мы можем её не узнать при разборе слова по составу.
- При этом чередоваться могут как согласные, так и гласные звуки.
Например, блеск – блестеть. Чередование согласных звуков [к] и [т].
Загореть – загар. Чередование гласных [о] и [а].
- Конечно, при этом гласный звук чередуется с гласным, а согласный – с согласным.
- Посмотрим на слова излагать и изложение.
- Здесь чередуются сразу и гласные, и согласные.
- Чередование может происходить и при изменении слов, и при образовании новых слов.
- Вернёмся к уже знакомым нам словам друг – друзья – дружить.
Друзья – это форма множественного числа слова друг. То есть, слово просто изменяется.
А вот дружить – это уже другое слово. Но чередования возможны и там, и там.
- Но почему чередуются такие звуки?
- Мы уже установили, что чередования такого типа не зависят от позиции звука в слове.
- Можно просто сказать, что это – одна из причуд русского языка.
На самом деле, объяснить такие изменения без специальных сложных терминов очень сложно. Проще поверить, что так оно и есть.
- Если же мы все-таки захотим докопаться до сути, то нам придётся отправиться глубоко в прошлое.
- В древнерусском языке происходили когда-то сложные фонетические процессы.
- Следы этих процессов мы и видим сейчас в чередованиях.
Сейчас эти процессы остались глубоко в истории, и подробно о них могут рассказать разве что учёные, которые их изучают. Но эти объяснения – очень сложные.
В современном языке бесполезно искать причины этих чередований. И поэтому такие чередования называются историческими.
С какими историческими чередованиями вы сталкиваетесь чаще всего? Сосредоточимся на чередованиях согласных.
- [с] — [ш], косить – кошу
- [з] — [ж], мазать – мажу
- [х] — [ш], тихий – тише.
- К звукам [б] [в] [п] [м] в чередовании часто присоединяется [л].
- Любить – люблю, ловить – ловлю, сыпать – сыплю, земной – земля.
- Во всех случаях [л] тоже входит в корень.
- Чередоваться могут и три звука.
- [т] – [ч] – [щ] – свет, свеча, освещение.
- [ск] – [ст] – [щ] – блеск, блестит, блещет.
- [д] – [ж] – [жд] – ходить, хожу, хождение.
- Что же нам требуется запомнить?
В одной и той же части слова один звук может заменяться другим звуком. Такая замена называется чередованием.
Чередования, которые отражаются на письме, называют историческими. Чередоваться могут гласные и согласные звуки.
Чередование происходит при изменении слов и при образовании слов.
Источник: https://videouroki.net/video/51-cheredovanie-zvukov.html
Чередование звуков
Почему в словах чередуются звуки? Это происходит при образовании грамматических форм слова. То есть звуки в одной и той же морфеме, например в корне, могут заменять друг друга. Такую замену называют чередованием. Отметим сразу, что речь пойдёт о фонетических процессах, а не о правописании слов.
В определённых случаях чередуются не только гласные звуки, но и согласные. Чаще всего чередование находится в корнях, суффиксах и приставках.
- Мох — мха, везти — возить, крутой — круче, друг — друзья — дружить — в корне слова;
- кружок — кружка, дочка — дочек, зимую — зимовать, ценный — ценен — в суффиксах;
- ждать — подождать, звать — созвать, втереть — вотру — в приставках.
- Существуют два вида чередований: исторические (их нельзя объяснить, они возникли давно и связаны с утратой гласных звуков [ъ], [ь] (сънъ — съна, льсть — льстить) или с необъяснимым тождеством согласных звуков (бега — бежать) и фонетические (по-иному позиционные, так как зависят от позиции звука в слове [нΛга — нок], их можно объяснить с точки зрения современного русского языка, например, чередование [г//к] возникло потому, что перед гласным согласный звук сохраняется, а в конце слова звук оглушается, изменяет своё качество звучания).
- Исторические чередования
Гласные звуки | Примеры |
|
|
Согласные звуки | Примеры |
|
|
Фонетические (позиционные) чередования
Гласные звуки | Примеры |
|
|
гласные звуки | Примеры |
[л//л’] |
но[ж]и — но[ш] мо[л] — мо[л’]ь |
- Исторические чередования выявляются при словообразовании и формоизменении.
- Фонетические (позиционные) можно определить по редукции гласных и ассимиляции согласных звуков.
- Много беглых гласных при изменении односложных и двусложных существительных по падежам [о, э, и// -]:
- рот — рта, лёд — льда, пень -пня;
- огонь — огня, узел — узла, ветер — ветра, урок — урока, ноготь — ногтя, улей — улья;
- ведро — вёдер, окно — окон, игла — игл, яйцо — яиц.
- Встречаются беглые гласные и в кратких прилагательных:
- краткий — краток, горький — горек, смешной — смешон, длинный — длинен, хитрый — хитёр.
- В корнях разновидовых глаголов тоже происходят чередования гласных и согласных звуков:
- коснуться — касаться, осмотреть — осматривать, собрать — собирать, послать — посылать, зажечь — зажигать, понять — понимать, сжать — сжимать.
Чередования звуков важно знать, чтобы правильно применять орфографические правила, когда возникают затруднения с написанием букв в разных частях речи. Если не узнаешь чередования, можешь допустить ошибку и при морфемном разборе, когда выделяешь части слова.
О правописании корней с чередованием читайте в категории «Орфография».
Источник: http://ruslita.ru/fonetika/35-cheredovanie-zvukov
Корень как часть слова
Наименьшие значимые части слова называются морфемами. К значимым частям слова относятся корень, приставка, суффикс, соединительная морфема, окончание, постфикс. Все морфемы, кроме окончания, входят в основу слова.
- Разберём такую часть слова как корень.
Корень — это главная значимая часть слова, которая заключает в себе общее лексической значение всех родственных слов. Например, в корне –воз- заключено общее лексическое значении слов возить, извозчик, подвозят.
Как правило, корень в родственных словах всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков. Так, следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове:
- 1) г ж з – друг- дружить- друзья;
- 2) т ч щ- свет- свеча- освещение;
- 3) д ж жд- труд- тружусь- утруждать;
- 4) а о- расти- росток;
- 5) е и- блестеть- блистать;
- 6) б бл- любовь- люблю;
- 7) в вл- ловить- ловля;
- 8) м мл- ломить- преломление;
- 9) п пл- лупить- луплю;
- 10) ф фл- графить- графлю.
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Следует отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Однокоренные слова имеют общий корень, но могут иметь различное значении и относиться к разным частям речи, например: соль, солёный, солить. Однокоренные слова образуются в языке в процессе словообразования.
Формы одного и того же слова сохраняют единое лексическое значение и, естественно, относятся к одной части речи, например: работать — работал, работай, работавший, работая. В данном случае происходит процесс формообразования. При формообразовании новых слов не образуются, а появляются лишь новые формы одно и того же слова.
Так, у глагола читать есть множество форм, например: читала, читающий, читая. В приведённых словах суффиксы –л-, -ющ-, -я- являются формообразовательными и в процессе словообразования никакой роли не играют. Следовательно, нельзя говорить, что слово читающий – это лишь одна из форм глагола читать. Таким образом, причастие читающий, как и читала, читая, читать, является непроизводным.
Чередующиеся гласные в корнях
Написание гласной зависит от места ударения
1) Первый случай: если в корне нет ударения пишется буква о, если есть — гласная, которая слышится.
- -гар- -гор-
- -клан- -клон-
- -твар- -твор-
- Пример: Загорать, Загар, Склониться, Кланяться, Поклон, Творение, Творчество.
- Исключения: пригарь, утварь.
- 2) Второй случай: если в корне нет ударения пишется а, если есть — гласная, которая слышится.
- Пример: Зори, Зарево, Зарница, Озарение
Написание гласной зависит от наличия суффикса –а- после корня
- 1) Первый случай: пишется а, если за корнем находится суффикс –а-. В остальных случаях пишется о
- Пример: Касаться, Коснуться
- 2) Второй случай: В нижеперечисленных корнях пишется буква и, если за корнем присутствует суффикс –а-, во всех других случаях- буква е.
- е и
- -бер- -бир-,
- -блест- -блист-,
- -дер- -дир-,
- -жег- -жиг-,
- -мер- -мир-,
- -пер- -пир-,
- -стел- -стил-,
- -тер- -тир-,
- -чет- -чит-
Пример: Соберу, собирать, блестеть, блистать, удеру, удирать, выжег, выжигать, замереть, замирать, вычет, вычитать.
Запомните написание слов: сочетать, сочетание, чета, блеснуть, седок, седло, но: сиделка, сидеть
Написание гласной зависит от й согласной корня,которая находится в конце слова
- 1) Первый случай: перед буквой г- а, перед ж- о.
- Пример: Предлагать, предложение
- Исключение: Полог
- 2) Второй случай: перед ст и буквой щ пишется гласная а, в других случаях- о.
- Пример: Растение, выращенный, вырос
- Исключение: Отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростиславль
- 3) Третий случай: если в корне нет ударения пишется а, перед ч- о
- Пример: Проскакать, проскочить
- Исключения: Скачок, скачу
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Слова, к которым нельзя задать вопрос: примеры и правила
Следующая тема: Правописание проверяемых согласных букв в корне слова: правила и примеры
Источник: http://www.nado5.ru/e-book/koren-cheredovanie-soglasnykh-zvukov
Конспект урока на тему "Чередование согласных звуков" 5 классс
- Тема урока: Чередование согласных звуков.
- Цели урока:
- Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):знать понятие чередования, основные чередования согласных в корне; беглость гласных как варианты чередования (с нулем звука), приставки и суффиксы с беглыми гласными.
- Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.
- Личностные:понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
- Оборудование: учебник, тетради, рабочий лист.
- Ход урока.
II. Повторение. На доске запись:
- МОЙ ДЕДУШКА
- Сапером мой дедушка был на войне.
- Медали свои он показывал мне.
- Теперь на площадке, где строится дом,
- Работает дедушка крановщиком.
- Он рукоятку тронет слегка –
- Стальная стрела уйдет в облака.
- Однажды принес я деду обед
- И громко позвал его:
- – Дедушка, дед! –
- Вокруг засмеялись:
- – Шутишь, герой! Какой же он дед,
- Он у нас – молодой! –
- Хрустит под ногами белый снежок,
- Мы с дедушкой вместе идем на каток.
- Людмила Константиновн. Татьяничева
- – Ребята, какие непонятные слова встретились вам в этом стихотворении?*
Сапер, -а, м. Военнослужащий инженерных войск.
рукоятка
— ручка 1 N1 оружия, ручного инструмента Пример: Р. кинжала. Р. молотка, заступа.2. — часть механизма, прибора, за которую берутся рукой для управления, поворота Пример: Р. штурвала, рулевого колеса.
– Мы недавно познакомились с такими морфемами, корень, окончание, суффикс, приставка. А какая морфема самая главная? (Корень.)
– Правильно, корень. Дайте определение этой морфеме? (Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных (родственных) слов. Слова с одним и тем же корнем называют однокоренными.)
– Ребята, сегодня на уроке мы уделим больше внимания корню. Найдите в стихотворении «Мой дедушка» слова с проверяемым безударным гласным в корне. (На войне, свои, на площадке, крановщиком, слегка, стальная, стрела, засмеялись, молодой, под ногами, снежок.)
- – Почему мы слышим в корнях этих слов звук а, а пишем букву о?
- (Потому что можем поставить гласную корня в сильную позицию, под ударение, и проверить:
- на войне – войны;
- свои – свой;
- на площадке – площадь;
- стальная – сталь;
- молодой – молод, моложе;
- под ногами – ноги.)
- – Почему в словах слегка, стрела, засмеялисьслышим и, а пишем е? (Потому что можем поставить гласную корня в сильную позицию, под ударение, и проверить:
- снежок – снег; стрела – стрелы;
- слегка – легкий; засмеялись – смех.)
- Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.
- – В этих примерах мы наблюдаем позиционные чередования гласных звуков, то есть такие чередования, которые зависят от их позиции в слове.
– А почему в словах дед, обед, мы слышим на конце т, а пишем букву д? (Потому что звонкий согласный звук корня проявляется в сильной позиции перед гласной: обед – обедать; дед – деда, дедушка.)
– Здесь мы видим позиционные чередования согласных звуков. Позиционные чередования не отражаются на письме. Их правописание определяется особыми орфографическими правилами. Эти орфографические правила – основные.
– А почему в однокоренном со словами снег, снегурочка слове снежок мы слышим звук жи пишем букву ж? Почему в однокоренном со словами молод, молодой слове моложе тоже слышится и пишется буква ж?
– В данном случае мы имеем дело не с позиционным чередованием. Здесь закономерности сложнее. Мы принимаем как данность подобные чередования, которые встречаются довольно часто. Подберите к слову засмеялись однокоренные слова (смех, смешить
- – Как называется замена одного звука другим?
- – Попробуйте сами составить определение: что же такое чередование звуков?
- Чередованием называется замена одного звука другим в корне однокоренных слов.
- – При образовании новых слов и изменении формы слов может происходить изменение звуков, то есть чередование, в пределах одной морфемы, в данном случае корня.
- На стр.23 давайте ещё раз рассмотрим таблицу чередующихся звуков
- Чередуются гласные с гласными, согласные с согласными, могут чередоваться сочетания звуков.
- Чередование согласных в корне слова.
- а) к-ч рук-а — руч-к-а — руч-н-ной
- х-ш сух-ой — суш-и-ть
- г-ж-з друг — друж-и-ть — друз-ей
- д-ж-жд вод-и-ть — вож-ак — вожд-ени-е
- б) б — бл люб-и-ть — любл-ю
- п-пл куп-и-ть — купл-ю
- в-вл лов-и-ть — ловл-ю, ловл-я
- ф-фл граф-а — граф-и-ть — графл-ю
- м-мл корм — корм-и-ть — кормл-ю
- Примечание. Чередование звуков может быть и в суффиксах:
- друж-ок — друж-оч-ек
- Наш язык постоянно изменяется и развивается, поэтому многие чередования звуков в корнях слов объясняются историческими изменениями в звуковом составе слова.
IV. Минута релаксации.
- Отложите ручки, сядьте удобно. Давайте совершим заочную прогулку в лес.
- А какое время года сейчас?
- Тогда пойдем в зимний лес.
- Закройте глаза и представьте. Полдень в зимнем лесу. Солнце светит ярко, даже кажется пригревает. Вы чувствуете запах сосны и снега, легко дышится. От солнца и снега блестит все вокруг. Подул слабый ветерок. Огромные вершины сосен всколыхнулись. Вспорхнула какая-то птица. А вон попрыгала белка, сейчас она серая. Сорвала шишку и спряталась. Лес настоялся за долгую теплую осень, пахнет дубовой корой. Кажется он спит, но нет — он только дремлет, дожидаясь прихода весны.
- Задание 1.
- Спишите, обозначая корни и чередующиеся согласные.
- Махать-машет, помогать-поможет, поглотить-поглощать, бегать-бежать, искать-ищет, дремать-дремлет, цепкий-цеплять, любить –люблю, круг-кружок, сладости-наслаждение, свет-свеча, упасть-падать.
- Задание 2.
Укажите все возможные чередования согласных звуков в корнях слов. Составьте предложения с 1 группой слов.
- Образец: друг-дружить-друзья (г//ж//з)
- Пух, мешок, дорожный, мороженое, напрягаться, любить, сухой.
- Задание 3.
На самом берегу ручья у зелёного болотца густо цветут незабудки. Очень хороши и красивы эти маленькие голубые цветы. В крошечных их лепестках как бы отразилась голубизна летнего неба.
Приятно смотреть на чистый голубой ковёр разросшихся у ручья незабудок. Тихо журчит, плещется лесной ручеёк.
А высоко-высоко в голубом летнем небе, над неподвижными макушками высокого леса тихо плывут белые летние облака. (И.С.Соколов-Микитов)
VI. Подведение итогов. Выставление оценок.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Что называется чередованием звуков?
- Для чего нам нужно изучать чередование?
VII. Домашнее задание. §78, знать, что такое чередование, упр. 422.
- Задание 1.
- Спишите, обозначая корни и чередующиеся согласные.
- Махать-машет, помогать-поможет, поглотить-поглощать, бегать-бежать, искать-ищет, дремать-дремлет, цепкий-цеплять, любить –люблю, круг-кружок, сладости-наслаждение, свет-свеча, упасть-падать.
- Задание 2.
- Укажите все возможные чередования согласных звуков в корнях слов.
- Образец: друг-дружить-друзья (г//ж//з)
- Пух, дорожный, мороженое, напрягаться, любить, сухой.
- Задание 3.
На самом берегу ручья у зелёного болотца густо цветут незабудки. Очень хороши и красивы эти маленькие голубые цветы. В крошечных их лепестках как бы отразилась голубизна летнего неба.
Приятно смотреть на чистый голубой ковёр разросшихся у ручья незабудок. Тихо журчит, плещется лесной ручеёк.
А высоко-высоко в голубом летнем небе, над неподвижными макушками высокого леса тихо плывут белые летние облака. (И.С.Соколов-Микитов)
Игра «Змейка»
На доске написаны слова, нужно подобрать слово с указанным чередованием. Какой ряд подберет быстрее, тот выиграл. Учащиеся выходят к доске по очереди. Если учащийся не знает, какое слово записать, пропускает очередь.
- г//ж к//ч х//ш
- пирог мука ухо
- долг пеку смех
- стог сук тихо
- порог клок верх
- берегу высоко слух
- стерегу облака орех
Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-cheredovanie-soglasnih-zvukov-klasss-2145890.html
Чередование гласных в корне слова
Чередования гласных в корне характерны для русского языка. Они могут зависеть от:
- ударения;
- последующей согласной;
- суффикса, следующего за корнем;
- значения корня.
КОРЕНЬ | ПРАВИЛО | ПРИМЕР | ИСКЛЮЧЕНИЯ |
Чередование А – О | |||
гар-/гор- | В корне гар-/гор- под ударением пишется а, без ударения пишется о | загар; загорел | — |
зар-/зор- | В корне зар-/зор- без ударения пишется а, под ударением может писаться как а, так и о | зарница; зарево, зорька | — |
клан-/ клон- | В корне клон-/клан- без ударения пишется о, под ударением может писаться как а, так и о | наклонить; кланяться, поклон | — |
твар-/ твор- | В корне твор-/твар- без ударения пишется о, под ударением может писаться как а, так и о | творить, тварь, творчество | утварь |
кос-/кас- | В корне кос-/кас- перед согласным пишется о, перед суффиксом -а- пишется а | коснуться, касаться | — |
крап-/ кроп- | Корень кроп- со значением ‘покрывать каплями, брызгами’ пишется с буквой о | кропить, кропление | — |
Корень крап- со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’ пишется с буквой а | краплёный, крапление | ||
В корне лаг- перед суффиксом -а- пишется а, в корне лож- не перед суффиксом —а- пишется о. В корне /лог-/лож- под ударением всегда о | предлагать, предложить залог, положит | полог | |
Корень плов- употребляется в двух словах: пловец, пловчиха | пловец, пловчиха | — | |
Корень плыв- употребляется в слове плывун и производных от глагола плыть | плывун, плыву, подплывать, расплываться | ||
Корень плав- употребляется в остальных случаях | плавание, сплавной | ||
разн-/ розн- | В сложных словах с первой частью разно- без ударения пишется а | разнородный, разноголосица | порознь |
В корне разн-/розн- под ударением может писаться как а, так и о | разница; розница, разрозненный | — | |
В корнях раст-/ращ- без ударения а пишется перед ст и щ | растить, выращен | росток, Ростов, ростовщик, отрасль, Ростислав | |
В корне рос- без ударения о пишется перед с | вырос, заросль | отрасль и его производные отраслевой, межотраслевой и т. п. | |
В корнях рос-/рост- под ударением всегда о | нарост, рослый | — | |
скак-/ скок-/ скач-/скоч- | В корне скак-/скок- без ударения пишется а, под ударением – о | скакать, скаковой; наскок, соскок | различаются в написании формы 1-го лица будущего времени, а также повелит. накл. у глаголов заскакать (‘начать скакать’) и заскочить (‘зайти ненадолго’): заскачу и заскачи – заскочу и заскочи. |
В корне скач-/скоч- пишется а в формах глагола скакать и производных от него глаголов; пишется о в приставочных глаголах на -скочить | скачу, поскачи; вскочить, выскочу, подскочишь | ||
Корень мак- со значением ‘погружать в жидкость’ пишется с буквой а; корень мок- со значением ‘пропускать жидкость’ пишется с буквой о | макать, макнуть (сухарь); вымокание, мокнуть | — | |
В корне мач-/моч- всегда пишется о | намочи, мочить, вымоченный | в глаголах на -ивать пишется а: вымачивать, смачивать | |
равн-/ ровн- | Корень равн- со значением ‘равный, одинаковый’ пишется с буквой а | поравняться, равнение | поровну, ровесник |
Корень ровн- со значением ‘ровный, прямой, гладкий’ пишется с буквой о | ровнять (дорогу), не ровён час, уровень | равнина | |
Чередование Е – И | |||
бир-/бер- | В корне бир-/бер- перед суффиксом -а- пишется и; в остальных случаях пишется –е- | собирать; соберёт | — |
вис-/вес- | В корне вис-/вес- пишется и в глаголе висеть и производных от него, а также в приставочных глаголах на -висать; пишется е в словах вывесить, вывеска, подвесной, навесной, на весу | висит, отвисеться, нависать, свисать | — |
дир-/дер- | В корне дир-/дер- перед суффиксом -а- пишется и; не перед суффиксом -а- пишется е | обдирать; обдерёт | — |
мир-/мер- | В корне мир-/мер- перед суффиксом -а- пишется и; не перед суффиксом -а- пишется е | замирать; замереть | — |
пир-/пер- | В корне пир-/пер- перед суффиксом -а- пишется и; не перед суффиксом -а- пишется е | запирать; запереть | — |
тир-/тер- | В корне тир-/тер- перед суффиксом -а- пишется и; не перед суффиксом -а- пишется е | обтирать; обтереть | — |
блист-/ блес-/ блеск-/ блест-/блещ- | В корне блист- перед суффиксом -а- пишется и | блистать | под ударением пишется е и ё: блеск, блещет; поблёскивать, отблёскивать, блёстки |
В корне блес-/блеск-/блест-/блещ- не перед суффиксом -а- пишется е | блестеть, блесна, отблеск, блещу | ||
жиг-/жег- | В корне жиг-/жег- перед суффиксом -а- пишется и; не перед суффиксом -а- пишется е | обжигать; выжег | — |
чит-/чет- | В корне чит-/чет- перед суффиксом -а- пишется и; не перед суффиксом -а- пишется е | вычитать; вычесть | сочетать, сочетание |
стил-/ стел- | В корне стил-/стел- перед суффиксом -а- пишется и; не перед суффиксом -а- пишется е | расстилать; расстелить | — |
- Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
- продолжить с «Правописанием гласных» >>>
- вернуться к выбору в разделе «Грамматика» >>>
Источник: https://reallanguage.club/grammatika-russkogo-yazyka/pravopisanie-glasnyx-v-russkom-yazyke/cheredovanie-glasnyx-v-korne-slova/