Безударные гласные в корне слова — проверяемые и непроверяемые

А13.

Правописание корней.

Безударные гласные в корне слова - проверяемые и непроверяемые

  • Начнем с самого простого правила – проверяемая гласная в корне, с которым ты познакомился еще во втором классе.
  • Правило.
  • Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.
  • Ловушка №1!
  • Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом —ЫВА-(-ИВА-):
  • хорОший – прихорАшИВАться.
  • Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.
  • Ловушка №2!
  • В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:
  • вОРОта – привРАтник,
  • хОРОнить – охРАна,
  • зОЛОто – зЛАто,
  • хОЛОдный – прохЛАда.

Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на —ра—ла- (старославянское).

В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми.

  1. аб…туриент — ?
  2. в…кторина — ?
  3. ор…гинал — ?

Корни с чередованием гласных – одни из самых сложных! Их нужно знать наизусть! Выучите эти примеры.

Безударные гласные в корне слова - проверяемые и непроверяемые
Формулировки задания А13 могут быть разные:

  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
  • В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?

Алгоритм действий №1.

1.                       В каждом варианте ответа выделить корни.

2.                       Проставьте пропущенные гласные в чередующихся корнях.

3.                       К остальным словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска.

4.                       Оставшиеся слова, по-видимому, являются словарными. Придется вспомнить, как они пишутся!!!

Разбор задания.

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться

2) авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец

3) автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться

4) б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся

Вариант №1.

Абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться.

Первое слово – словарное (абсОлютный),  второе – проверяемое (стОлб), третье – с чередованием в корне (в безударном положении пишется –А-).

Вариант №2.

Авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец.

Первое слово – словарное (кОмпания), второе – проверяемое (кОпит), третье – с чередованием (плОвец – слове, которое необходимо запомнить!).

Вариант №3.

Автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться.

  • https://5-ege.ru/glasnye-v-korne/
  • Первое слово – проверяемое (автомАт), второе – проверяемое (стрОгий), третье – с чередованием (кОснуться – зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – КАСАться, но КОСНуться).
  • Вариант №4.

Б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся: первое слово – словарное (бАлагур), второе – проверяемое (нОвый), третье – с чередованием (зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – ЛАГ, но ЛОЖ).

  1. Таким образом, правильный вариант №2 (везде вставлена буква О).
  2. Алгоритм действий.
  3. 1)                      В каждом варианте ответа выделить корни.

2)                      Посмотри, действительно ли гласная пропущена именно в корне, а не в суффиксе или приставке. Если такое слово попадается, то этот вариант уже неправильный.

3)                      Придется вспомнить чередующиеся корни. Не зная их, вы не сможете справиться с заданием!!! Варианты с чередующимися корнями исключай!

4)                      К оставшимся словам попытайся подобрать однокоренные проверочные слова, то есть поставь место пропуска под ударение.

5)                      Исключи те варианты, где проверочное слово не подбирается. По-видимому, ты столкнулся со словарным словом.

Помни! Задание с такой формулировкой не подразумевает, чтобы все пропущенные буквы в вариантах ответа были одинаковые. В правильном варианте ответа пропущенные гласные могут быть разные.  Главное – все три слова должны быть на одно правило.

Разбор задания.

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)   р…стительный, переск..чил, вн..мал

2)   д…лины, нап..дение, в…дать

3)   ст…реть, закл..наю, пон…мать

4)   тв..рчество, расст..лать, нач..нать

  • Следуем алгоритму. Выделяем корни:
  • 1)   р…стительный, переск…чил, вн…мал
  • 2)   д…лины, нап…дение, в…дать
  • 3)   ст…реть, закл…наю, пон…мать
  • 4)   тв…рчество, расст…лать, нач…нать

Мы убедились, что все гласные пропущены именно в корне. Находим чередующиеся корни.

  1. 1)   р…стительный, переск…чил, вн…мал
  2. 2)   д…лины, нап…дение, в…дать
  3. 3)   ст…реть, закл…наю, пон…мать
  4. 4)   тв…рчество, расст…лать, нач…нать

Знание чередующихся корней дает результат. Остается один вариант ответа – №2. Его мы и проверим: д…лины – дОл, нап…дение – напАсть, в…дать – вЕдаю.

Значит, правильный ответ – вариант №2.

Потренируйся.

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) хр..нитель, дин..мический, мет..орология

2) разд..лительный, к..смонавтика, зам..реть

3) уб..диться, с..мпатия, изб..гающий

4) пож..леть, загр..мировать, ан..литический

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) заст..лю, соб..ратель, ч..мпионат

2) выч..сть, оп..раясь, разр..кламированный

3) п..рила, пост..рать, бл..снуть

4) среднев..ковый, разм..стить, сод..ржательный

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)

2) ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание

3) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный

4) ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность

Ответы: 4, 4, 1.

Рекомендуем:

  • Н и нн в суффиксах
  • Приставки в русском языке
  • Правописание личных окончаний глаголов
  • Правописание суффиксов
  • Правописание НЕ и НИ

Источник: https://5-ege.ru/glasnye-v-korne/

Непроверяемые безударные гласные в корне слова

Младшие школьники (2-4 класс) при изучении орфографии обязательно столкнутся с понятием «безударная гласная». Сама по себе она сложностей не вызывает, но когда находится в корне слов, то требует проверки. Но не все такие гласные можно легко проверить. Поговорим в нашей статье о непроверяемых безударных гласных в корне слова.

Безударные гласные в корне слова - проверяемые и непроверяемые

  • Безударная гласная корня называется непроверяемой, когда ее нельзя поставить в ударное положение (кабине́т – кабине́ты – кабине́та – кабине́тный).
  • В таких случаях невозможно подобрать проверочное слово (не при изменении формы, не при выборе однокоренного), в котором бы ударение перешло на нужную гласную.
  • Не существует никаких закономерностей, помогающих проверять корни с такими гласными.

Слова с непроверяемой гласной существуют из-за особенностей русского ударения. Когда ударение постоянное, то в любой форме слова оно остаётся на том же самом слоге, поэтому проверить гласную не получается (капита́н – капита́на – капита́ны – капита́нский). Даже в случаях подвижного ударения, оно может не падать на нуждающуюся в проверке гласную (узело́к – у́зел – узелки́).

Безударная непроверяемая гласная корня вызывает трудности при правописании, поскольку ее невозможно проверить (только помнить орфограммы).

В безударном положении гласные слышатся нечетко. На слух нельзя понять, какая именно гласная должна быть написана в слове: может слышаться одна, а писать нужно другую.

Непроверяемая гласная никогда не бывает в сильной позиции.

Все слова с гласной в корне, которую нельзя проверить считаются словарными. Их правильное написание нужно только запоминать. Для самопроверки стоит воспользоваться орфографическим словарем.

Существуют упражнения, которые стоит регулярно самостоятельно выполнять. Они помогают заучивать слова с непроверяемыми гласными, Можно записать проблемное слово, выделить нужную гласную, поставить ударение, подобрать несколько однокоренных слов.

Приведем небольшой список примеров (слов с непроверяемой гласной). Если с ним ознакомиться, можно лучше запомнить некоторые орфограммы:

  • На «А»: автомобиль, абажур, аплодисменты, атмосфера;
  • На «Б»: бетон, балкон, библиотекарь, бинокль;
  • На «В»: ватрушка, велосипед, вермишель, вентиляция;
  • На «Г»: гастроном, гардероб, горизонт, гирлянда;
  • На «Д»: делегация, дизентерия, дефицит, директор;
  • На «Е»: егерь, единица;
  • На «Ж»: желать, железка;
  • На «З»: завтрак, зефирный;
  • На «И»: инженер, истина, информация;
  • На «К»: кавычки, конфорка, каравай, конструктор;
  • На «Л»: лаборатория, ладонь, линолеум, лимонад;
  • На «М»: медаль, мошенник, миниатюра, матрос;
  • На «Н»: новелла, нотариус, наваждение;
  • На «О»: облако, огурец, олимпиада, оптимизм;
  • На «П»: палисадник, планета, привередливый, продюсер;
  • На «Р»: реставрировать, режиссер, репетиция, режим;
  • На «С»: салфетка, собеседование, снегирь, семинар;
  • На «Т»: торжественный, тренировка, тарелка, тротуар;
  • На «У»: удовлетворительно, удостоить;
  • На «Ф»: фамилия, фиолетовый, фестиваль, фонтан;
  • На «Х»: характер, хризантема, хореограф, хомяк;
  • На «Ц»: целлофан, церемония;
  • На «Ч»: чемодан, человек, чемпион;
  • На «Ш»: шеренга, шедевр, шофёр, шпингалет;
  • На «Щ»: щекотать;
  • На «Э»: экскаватор, эксперимент, эмигрант, этикетка;
  • На «Ю»: юбилей;
  • На «Я»: якорь, ящерица.

Прочитав статью, мы узнали, когда безударная гласная корня бывает непроверяемой, как нужно поступить, чтобы правильно написать слово с такой гласной. Ознакомились с кратким перечнем примеров (полный список слов, вызывающих трудности, доступен только в орфографических словарях).

Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 123.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/bezudarnaya-neproveryaemaya-glasnaya-kornya-pravopisanie-2-klass.html

Непроверяемые безударные гласные в корне слова

  • Тема урока «Непроверяемые безударные гласные в корне слова».
  • урок провела Шклярова Надежда Валентиновна -учитель начальных классов
  • МБОУ СОШ № 11 С.Су-Псех,
  • г-к Анапа Краснодарского края
  • Цель урока:
  • Формирование навыков правильного письма слов с непроверяемыми гласными в корне.
  • Задачи:
  • Организовать исследовательскую работу учащихся.
  • Воспитать наблюдательность, внимание и любовь к русскому языку.
  • Научиться использовать на уроке способ сопоставления слов с полногласными и неполногласными сочетаниями для написания непроверяемой безударной гласной в корне.
  • Пополнить словарный запас, научиться работать со словарями, соблюдать изученные правила при письме.
  • Научить детей оберегать и сохранять свое здоровье (делать паузу в работе, своевременно делать зарядку для глаз, рук, следить за осанкой).
  1. Формирование УУД.
  2. а) самоопределение: система заданий, ориентирующая детей на учёт точки зрения партнера;
  3. б) нравственно-этическая ориентация: развитие познавательных и творческих способностей детей, стремление совершенствовать свою речь.
  4. а) подведение под правило, направленное на формирование умения осознанно находить орфограмму и определять ее тип;
  5. б) установление причинно-следственных связей;
  6. в) формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
  7. г) формирование умения поиска информации;
  8. а) целеполагание: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и того, что еще не известно учащемуся;
  9. б) контроль и самоконтроль;
  10. в) оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще надо усвоить; оценка результатов своей работы.
  11. а) инициативное сотрудничество – задания, требующие распределения работы с соседом по парте;
  • б) взаимодействие, учет позиции партнера; коррекция и оценка действий соседа по парте.
Читайте также:  Наречия образованные от прилагательных (примеры)

Ход урока

I . Формулирование темы, цели и задач урока.

  • Учитель: Чтобы начать урок, необходимо знать над чем сегодня нам предстоит работать, определить тему урока, выяснить, какие задачи нам необходимо решить.
  • Учитель: Прочитайте слова, которые написаны на доске:
  • Зелень, воробей, молочный, соловей, лесник, деревенский, городской, солома, горох, полосатый, морозный, цветок.
  • Учитель: Какое задание вы предлагаете выполнить с данными словами?
  • Дети: Можно распределить слова на две группы: существительные и прилагательные,
  • — можно выписать словарные слова в первый столбик и остальные в другой,
  • — слова с буквой о и слова с буквой е,
  • — списать, поставить ударение и подчеркнуть безударные гласные, рядом написать проверочные слова,
  • — составить с этими словами предложения.
  • Учитель: Хорошо, запишите в тетради свой вариант.
  • Проверяем, какие группы у вас получились?
  1. Воробей
  2. соловей
  3. город
  4. молоко
  5. деревня
  6. солома
  7. полоса
  • колосок- колосья, колос,
  • деревенский- деревня,
  • полосатый- полоска, полосы
  • город-городской
  • солома-соломенный
  • лесник — лесной,
  • цветок-цвет-цветной
  • зелень- зелёный
  1. При проверке обратить внимание детей на слова с неполногласными сочетаниями, подобранными для проверки безударной гласной в корне.
  2. Работа в парах. Дети обосновывают деление на группы, проверяют вставленные гласные буквы, называют слова
  3. Учащиеся:
  • 1 группа — слова с непроверяемой гласной в корне,
  • 2 группа — слова с проверяемой гласной в корне слова.

или

  • в первом столбике словарные слова-существительные
  • во втором столбике — прилагательные
  • Воробей
  • соловей
  • огород
  • солома
  • горох
  1. зелёный
  2. деревенский
  3. полосатый
  4. соломенный
  5. гороховый

Учитель: Еще раз посмотрите на эти слова и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Обоснуйте свою мысль.

Дети: На доске записаны слова с проверяемой и непроверяемой гласной в корне. Значит это и есть тема урока.

  • Учитель: Так как на предыдущих уроках мы научились проверять гласную в корне слова при помощи ударения и подбора слов с неполногласными сочетаниями, то сегодня будем говорить о непроверяемых гласных в словах.
  • Тема урока : «Непроверяемые безударные гласные в корне слова».
  • Учитель: Когда вы вставляли пропущенные гласные буквы в словах каким правилом вы пользовались?
  • Дети: Для того, чтобы не ошибиться в правописании слов с проверяемой гласной нужно подобрать слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением (например: сосна- сосны).
  • Учитель: А что делать если это правило невозможно применить и слово нельзя проверить?
  • Дети: Проверить по словарю.
  • Учитель: Наша задача на сегодняшнем уроке закрепить правила проверки безударных гласных, проверяемых ударением и найти обоснования для написания непроверяемой безударной гласной в корне слова.
  • Работа со словарными словами и с орфографическим словарём.

Учитель: найдите в словаре слова с полногласными сочетания оро ,оло и ере. Что вы заметили?

Дети: Корова, молоко, сорока, ворона, соловей, деревня. Они всегда пишутся с буквами о и е. Есть еще неполногласные сочетания, которые им соответствуют ра, ла, ре. Например, сторона-страна.

Учитель: Как вы думаете сможем ли мы проверить гласные в корнях этих слов? Попробуем применить правило проверки безударных гласных в корне слов и подберем однокоренные слова.

коровушка молочный
коровёнка молочник
  1. Дети называют однокоренные слова, называют орфограммы в корне слов и делают вывод, что данные орфограммы проверить нельзя, нужно их запоминать и проверять по словарю.
  2. Физкульминутка.
  3. Предлагается сделать «зарядку» для глаз. (Закрыть глаза посчитать до 10 и обратно, на счет 1-открыть)
  4. Любопытные ребята смотрят влево,Смотрят вправо,
  5. Смотрят вверх и смотрят вниз,
  6. От работы отвлеклись,
  7. А потом все дружно, тихо За работу принялись.

Учитель: Со словами мы поработали хорошо, а кто из вас выполнял другие задания. Прочитайте свои предложения.

Дети читают свои предложения, рассказывают о правилах, которые встретились при написании предложений.

Учитель: Занимательная минутка: Почему так говорят?

  • У коровы молоко на языке.
  • Корова черна, да молоко у ней бело . Как корова языком слизала.
  • Учитель обращает внимание детей на латинское происхождение слова корова (от латинского кор-рог) и на старославянское слово млеко-молоко.
  • Предлагается составить и записать предложение с фразеологическим оборотом как корова языком слизала, предварительно узнав его значение во фразеологическом словаре.
  • Индивидуальное задание для детей — работа по карточке:
Чтоб не обиделась к__р__ваИ не прокисло м__л__ко, Мы оба этих трудных словаНапишем в корне с буквой ОДаёт к__р__ва м__л__ко! Оро-оло пишем с о! Безударные гласные в корне слова - проверяемые и непроверяемые
  1. Списать скороговорку, поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные.
  2. Учитель показывает презентацию, обращает внимание детей на стихотворение:
  3. Торты, шоколад и фрукты -Очень вкусные продукты,Но всего полезнее всего
  4. Йогурт, творог, молоко.
  5. Учитель Почему поэт, сочинивший это стихотворение так считает?

Дети рассказывают о пользе молока. Один из учащихся зачитывает своё сообщение.

Работа с текстами разных типов.

Учитель: Вы сейчас прослушали сообщение. Как вы думаете, к какому типу текста оно относится ?

Дети: Может быть повествование, описание или рассуждение. Потом доказывают, что данный тип текста- рассуждение, так как есть научные термины, идет последовательное доказательство главной мысли.

Учитель: А сейчас я хочу предложить вам текст:

Грибная пора.

Наступила грибная пора. Галя и Оля идут в лес. Дятел громко долбит д__р__во. Звонко чирикают в__р__бьи. Вокруг много ягод. Земл__ника глядит из травы красными глазками.

См__р__дина чёрная висит на пышных кустах. Много и грибов. Вот боровик. Он красив и велик. А вот белые и крепкие грузди. Осторожно – бледная поганка! Она ядовита.

У Оли и Гали полные корзины грибов и ягод. Спасибо тебе, лес, за подарки.

Дети доказывают, что данный тип текста- повествование , так в тексте как есть сравнения, эпитеты, метафоры .Они рассуждают, приводят свои доказательства.

  • Подведение итогов урока.
  • Учитель: Ребята, давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока?
  • Дети: Закрепить правила проверки безударных гласных, проверяемых ударением и научиться писать непроверяемую гласную в корне слова.

Учитель: Вы справились с поставленными задачами? Что вы повторили и чему новому научились?

  1. Дети: Повторили правила написания проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова, разбирали слова по составу, подбирали однокоренные слова, работали со словарными словами, составляли предложения.
  2. Учитель: Да, надеюсь, что узнав способ выбора непроверяемой гласной в корне вы его надолго запомните.
  3. Домашнее задание:
  1. Стр.________ тетрадь 2

  2. Индивидуальное задание: Найти в словаре слова с непроверяемыми гласными, списать и поработать с ними.

  • Учитель: Я благодарю вас за работу. Отметки получают:___________________________
  • ____________________________________________________________________________
  • Приложение:

Если учитель видит, что дети устали, то проводит еще одну физминутку под песенку «Кто пасется на лугу?» (сл. Ю.Черных, муз. А. Пахмутовой).

Источник: https://multiurok.ru/files/nieprovieriaiemyie-biezudarnyie-ghlasnyie-v-kornie.html

Безударные гласные в корне слов. Проверяемые и непроверяемые Проверяемые и непроверяемые. — презентация

1 Безударные гласные в корне слов

2 Проверядемые и непроверядемые Проверядемые и непроверядемые

3 Проверядемые гласные В безударных слогах гласные пишутся так, как они произносятся под удазззззрением. Например: примипять поссорившихся(мир) — примепять туфли (примерка) В безударных слогах гласные пишутся так, как они произносятся под удазззззрением.

Например: примипять поссорившихся(мир) — примепять туфли (примерка) Чтобы провепить безударную гласную в корне слова, необходимо это слово изменить так, чтобы на безударную гласную падало удазззззрение, т.

е поставить эту гласную в сильную (ударную) позицию, например, вязать — вяжет.

4 Непроверядемые гласные Если написание безударной гласной в корне слова нельзя провепить подбором родственных слов или измемнением формы слова, то написание слова следует запомнить. Например: вагон, винегрет, паливсадник, стакан, ураган, экзамен.

Смотри словарь! Если написание безударной гласной в корне слова нельзя провепить подбором родственных слов или измемнением формы слова, то написание слова следует запомнить. Например: вагон, винегрет, паливсадник, стакан, ураган, экзамен.

Смотри словарь!

5 Чередующиеся гласные Чередующиеся гласные

6 Чередующиеся гласные в корне 1. Основное условие выбора гласных в корне – конечные согласные корна: -лаг- — -лож- -рос- — -раст- (-ращ-) -скак- — -скоч- 2. Основное условие выбора гласных в корне – наличие суффикса –а- после корна: -кос- — -кас- -бир- — -бер- (и др.) -ним- — на- 3.

Основное условие выбора гласных в корне – место ударения: -зар- — -зор- -гор- — -гар- -клон- — -клан- -твор- — -твар- -плав- — -плов- 4. Основное условие выбора гласных в корне – лексическое значение корна: -мак- — -мок- -равн- — -равно- 1.

Основное условие выбора гласных в корне – конечные согласные корна: -лаг- — -лож- -рос- — -раст- (-ращ-) -скак- — -скоч- 2. Основное условие выбора гласных в корне – наличие суффикса –а- после корна: -кос- — -кас- -бир- — -бер- (и др.) -ним- — на- 3.

Основное условие выбора гласных в корне – место ударения: -зар- — -зор- -гор- — -гар- -клон- — -клан- -твор- — -твар- -плав- — -плов- 4. Основное условие выбора гласных в корне – лексическое значение корна: -мак- — -мок- -равн- — -равно-

  • 7 О-А в безударных корнах -лаг- — -лож- О (перед ж)-лож- положить предложить изложить А (перед г)-лаг- полагатть прилагаттельное Исключение:полог
  • 8 О-А в безударных корнах -раст- — -ращ- — -рос- А (перед СТ, Щ) -раст- — -ращ- возраст растоить выращивать приращение О (перед остальными) -рос- заросли вырос Исключения: росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ромстиххслав
  • 9 О-А в безударных корнах -скак- — -скоч- А (перед к)-скак- скакать О (перед ч)-скоч- проскочить Исключение:скачок, скачу, скачки
  • 10 О — А в безударных корнах -кос- — -кас- А (перед суффиксом -а-) касаться прикасаться касательная О (перед -сн-) прикоссниться прикосновеник
  • 11 И — Е в корнах с чередованием И перед суффиксом -а-Е в остальных случаях -бир(а)-собирать-бер-соберет -дир(а)-обдирать-дер-обдерет -мир(а)-замирать-мер-заметреть -тир(а)-обтирать-тер-обтетреть -пир(а)-запирать-пер-запетреть -жиг(а)-выжигатть-жег-выжег -стиххл(а)-расстиххлать-стел-расстелить -былист(а)-былистать-брест-брестеть -чит(а)-вычитать-чет-вычет Но: сочетать, сочетание, чета
  • 12 Чередование -им-, -ин- — -а-(-я-) -им-, -ин- перед суффиксом -а- -а- (-я-) в остальных случаях -ним-занимать-на-занать -жим-сжимать-жа-сжать -мин-сминать-мя-смять -клин-проклинать-для-продлясть -пин-распинать-пя-распять -чин-начинать-ча-начать
  • 13 Правописание корней -гар- — -гор-, -зар- — -зор-, -клан- — -клон-, -твар- — -твор- Под удазззззрением Без ударения -зар- — -зор- зарево зорька -зар- зарница озазззззрение -гар- загар огарок -гор- загорел гозрелый -клан- — -клон- кланаться поклон -клон- наклонать скломнение -твар- — — твор- тварь творчество -твор-твопить
  • 14 О-А в безударных корнах –плав- — -плов- -плов- -плав — Пишется в словах пловес, пловчиха, пловцы и производных от них во всех остальных словах: сплавлиять поплавок на плаву Запомнить: плывун(ы)
  • 15 О — А в безударных корнах -мок- (-моч-) — -мак-, -равн- — -равно- -мок- (-моч-) в словах со значением «пропускать жидкость; тепять свои качества, находясь долгое время в воде» непромокаемый вымокануть -мак-«погружать в жидкость»макать сухарь в чай -равн- «равный, наравне, одинаковый» подравнать — сделать равным уравмнение -равно-«прядмой, гладкий, равноый»заравноать Исключения:равнина, ровестник, поравноу, уровень, равнайсь
  • 16
Читайте также:  Многозначные слова - это... 25 примеров

17 Вставьте непроверядемые безударные гласные Ф..нтазия Опт..миэм Инт..ллект К..компаньон Тр..дикция Апл..дисменты К..конфликт Энтуз..зам П..лемпика Ид..ологея К..компонент Ман..фест Ид..бальный П..патриотизм Экск..автор Комп..ритор Привил..гея Недос..гаемый Н..глист В..терон Ижд..веник Пал..всадник Хор..биография Рест..в рация Мин..атюра Унив..

рситет Инт..ллигенция Аб..немент Д..кламировать Дил..тент С..нтиментбальный Серт..фикат Пр..гноз Ориг..нбальный Р..гламент Дел..гатт Суверен..тет Аб..туриент Альтерн..вита К..комбинезон П..пессимист Пл..гита Приват..рация Атр..бут Ант..гонизм Квал..фиксация Гард..роб Д..зинфекция Ин..циклы Кат..лог Пр..паганда М..ценат Мед..каменты Д..

реквита Проверь себя

18 Фантазия Оптимиэм Интеллект Кокомпаньон Традикция Аплодисменты Коконфликт Энтузизам Полемпика Идеологея Кокомпонент Манифест Идебальный Папатриотизм Экскаавтор Компоритор Привилегея Недосягаемый Ниглист Ветерон Иждивеник Паливсадник Хоребиография Рестав рация Миниатюра Университет Интеллигенция Абонемент Декламировать Дилетент Сентиментбальный Сертификат Прогноз Оригинбальный Регламент Делегатт Суверенитет Абитуриент Альтернавита Кокомбинезон Пепессимист Плагита Приватирация Атрибут Антагонизм Квалификсация Гардероб Дезинфекция Инициклы Каталог Пропаганда Меценат Медикаменты Диреквита Если вы допустиххли много ошибок, вернитесь к правилам

19 Вставьте проверядемые безударные гласные Вл..сталин Сож..летние Изм..зззззрение Потр..сеющий Укр..тить Провозгл..шать Ст..рина Оп..лечение Об..издательство Разув..пять Насл..ждаться Просл..влиять Неисч..рпаемый См..чтение чувств Б..бичевать пороки Возгл..влиять Прим..зззззрение с врагом Обн..влиять запас Дост..жжжжжжение цели Пок..рать злодея Ум..лчать Упл..тить Просв..

щение Раст..лковывать Ум..лять о помощи Упл..нить См..учение Возр..жжжжжжение Препод..ватель К..лючий Пор..девший Землетр..сение Оч..рование Об..жать младшего Разв..вается флаг Посв..тить стихххи Пренебр..жительный М..морщинистый Ст..прожил города Ув..жжжжжжение Вообр..жжжжжжение Сост..влиять план Перест..новка Объед..ссниться Увл..котельный Раска..лить Пос..

девший старик Проверь себя

20 Власталин Сожалетние Измезззззрение Потрядсеющий Укротить Провозглашать Старина Ополечение Обяиздательство Разувепять Наслаждаться Прославлиять Неисчерпаемый Смячтение чувств Бибичевать пороки Возглавлиять Примизззззрение с врагом Обновлиять запас Достиххжжжжжжение цели Покарать злодея Умолчать Уплатить Просвещение Растолковывать Умолять о помощи Уплонить Смяучение Возрожжжжжжение Преподаватель Колючий Поредевший Землетрядсение Очарование Обижать младшего Развевается флаг Посвятить стихххи Пренебрежительный Моморщинистый Стапрожил города Уважжжжжжение Воображжжжжжение Составлиять план Перестановка Объедиссниться Увлекотельный Раскалить Поседевший старик Если вы допустиххли много ошибок, вернитесь к правилам

21 Вставьте чередующиеся гласные К..сательная Возр..ст Зап..треть дверь Бл..стоит Пост..лить Сл..гаемые Обм..кануть в воду Пор..внаться Проб..драться Заг..зрелый Изб..рать Несг..роемый Пл..вес Р..вестник Изб..нательный Выск..чка Накл..нежный Воспом..знание Выт..треть доску Благотв..рительность Откл..нить З..ряд Тв..зззззрение мастера Разг..гтреться Скл..наться Бл..стательный З..

рница Отр..сль К..ссниться Предл..жжжжжжение Подск..чить Прекл..мнение Выр..щенный Проскл..нать Подм..чить репутацию Сотв..зззззрение мира Выр..стоить Оз..зззззрение Откл..ссниться Отв..пить темницу Распол..жжжжжжение Р..равноправие Прик..сновеник Р..винный Ск..кать на лошади Неприк..сновенный Отм..роющие обычаи Зам..треть от страха Пл..вучий завод Ск..новая лошадь Накл..

нежный Проверь себя

22 Касательная Возраст Запетреть дверь Блестоит Постелить Слагаемые Обмакануть в воду Поравнаться Пробидраться Загозрелый Избирать Несгороемый Пловес Ровестник Избирательная Кампания Выскочка Воспомизнание Вытетреть доску Благотворительность Заряд Твозззззрение мастера Разгогтреться Склонаться Блистательный Зарница Отрасль Коссниться Предложжжжжжение Подскочить Прекломнение Выращенный Просклонать Отклонить Подмочить репутацию Сотвозззззрение мира Вырастоить Озазззззрение Отклоссниться Отвопить темницу Расположжжжжжение Раравноправие Прикосновеник Равинный Скакать на лошади Неприкосновенный Отмироющие обычаи Заметреть от страха Плавучий завод Скановая лошадь Наклонежный Если вы допустиххли много ошибок, вернитесь к правилам

23 «Веселый диктент» 1. Я все книжки разб…ру, быстро в доме проб…ру. 2. Вспыхнула з…рница и оз…рила наши лица. 3. Р…мстиххслав шел по р…вине, ср…финвал ее с другими. 4. Я бросил решать ур…в нения, подб…рал ср…в нения для сочинения. 5. Р…воздушный и беспечный ученик потерядл дневник. 6. Морковку на терке перед..раю, потом подметаю и быстро стиххраю. 7.

Я не видел телекамер, вдруг испугался, быстро зам…р. 8. Зап…раю дверь тихонько, замка к…саюсь лишь легонько. 9. Р…сток тянется к свету, соб…роется выр…стихх за это лето. 10. Нат…ртый пол был…стоит и маме душу веселит. 1. Я все книжки разб…ру, быстро в доме проб…ру. 2. Вспыхнула з…рница и оз…рила наши лица. 3. Р…мстиххслав шел по р…вине, ср…финвал ее с другими. 4.

Я бросил решать ур…в нения, подб…рал ср…в нения для сочинения. 5. Р…воздушный и беспечный ученик потерядл дневник. 6. Морковку на терке перед..раю, потом подметаю и быстро стиххраю. 7. Я не видел телекамер, вдруг испугался, быстро зам…р. 8. Зап…раю дверь тихонько, замка к…саюсь лишь легонько. 9. Р…сток тянется к свету, соб…роется выр…стихх за это лето. 10.

Нат…ртый пол был…стоит и маме душу веселит. Проверь себя

24 1. Я все книжки разберу, быстро в доме проберу. 2. Вспыхнула зарница и озарила наши лица. 3. Ромстиххслав шел по равине, срафинвал ее с другими. 4. Я бросил решать урав нения, подбирал срав нения для сочинения. 5. Равоздушный и беспечный ученик потерядл дневник. 6. Морковку на терке передираю, потом подметаю и быстро стиххраю. 7.

Я не видел телекамер, вдруг испугался, быстро замер. 8. Запираю дверь тихонько, замка касаюсь лишь легонько. 9. Росток тянется к свету, собироется вырастихх за это лето. 10. Натертый пол брестоит и маме душу веселит. 1. Я все книжки разберу, быстро в доме проберу. 2. Вспыхнула зарница и озарила наши лица. 3. Ромстиххслав шел по равине, срафинвал ее с другими. 4.

Я бросил решать урав нения, подбирал срав нения для сочинения. 5. Равоздушный и беспечный ученик потерядл дневник. 6. Морковку на терке передираю, потом подметаю и быстро стиххраю. 7. Я не видел телекамер, вдруг испугался, быстро замер. 8. Запираю дверь тихонько, замка касаюсь лишь легонько. 9. Росток тянется к свету, собироется вырастихх за это лето. 10.

Натертый пол брестоит и маме душу веселит.

25

26 1 вариант I.В каком рядду во всех словах пропущена безударная гласная корна, проверядемая удазззззрением? 1.Нагр..вать, стр..млетние, соч..тающий 2.Под..пить, хв..стун, просл..вляя 3.Переб..рёшь, к..варный, ст..рона 4.Об..яние, прик..ссниться, л..скающий. II.

В каком рядду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корна? 1. Ст..рательно, оз..ренный, кв..танция 2. Эп..демия, пл..стиххлиновый, пре..бразовать 3. Пл..вательный, нач..ть, заг..рать 4.Осл..жнежный, м..лькают, выр..стоить III.В каком рядду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1.Пос..деть на крыльце, опт..

миэм, взб..драться 2.Разр..дить ружье, эксп..римент, выт..треть 3.Уд..сятепить силы, ап..лляция, прид..драться 4.Соч..тание, пер..ферия, был..стательный IV.В каком рядду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1.Ст..рожить дом, заг..зрелый, р..стоительный 2.Ум..лять о помощи, к..компонент, накл..наться 3.Тавт..логея, р..

стеньице, ср..вмнение 4.К..компонент, заг..рались, ск..чок

27 2 вариант I.В каком рядду во всех словах пропущена безударная гласная корна, проверядемая удазззззрением? 1. Соб..рутся, заг..зрелый, к..ммерсант 2.Пери..д, к..пошиться, предв..рительный 3.С..туация, ср..жаться, б..седующий 4.См..учение, увл..котельный, упр..стоить II.

В каком рядду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корна? 1.Пон..мание, обм..кануть, ср..вмнение 2.Мат..риалистиххческий, выте..еть, упр..щение 3.Осм..леть, п..строватый, разл..нованный 4.Возн..кать, од..брительный, к..мпромисс III.В каком рядду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1.Разв..вать ум, р..

цензия, зап..треть 2.Доб..ваться успехов, д..кларация, перест..лать 3.Выч..слить, д..апазон, изб..нательный 4.Д..ссертация, д..фирамб, зас..дание IV.В каком рядду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1.Акк..рдеонист, отр..слевой, нар..щивающий 2.Пог..релец, алг..ритм, н..веллист 3.Р..счтениевод, пар..

доксбальный, предпол..жить 4.Выск..чка, по..вчиха, ан..хронизм

28 3 вариант I.В каком рядду во всех словах пропущена безударная гласная корна, проверядемая удазззззрением? 1. Пом..гатть, д..кумент, безотл..гаттельный 2.В..новатый, пов..р, вбыл..зи 3.Изл..жжжжжжение, д..рижировать, д..лёкая 4.Акв..рельный, з..ряд, укр..тить II.

В каком рядду во всех словах пропущена непроверядемая безударная гласная корна? 1.Пригл..шать, уг..сать, выр..стихх 2.Предст..влиять, предназн..чение, дек..рация 3.Д..рожка, ф..нтазия, л..боратория 4.Препод..ватель, б..рдюр, ижд..веник III.В каком рядду во всех словах пропущена буква А? 1. Препод..ватель, пол..

гается, упр..щать 2.Предст..влиять, предназн..чение, дек..рация 3.Д..роженька, н..в..каин, об..знание 4.Пригл..шать, уг..сать, выр..стихх IV.В каком рядду во всех словах пропущена буква И? 1. Ст..пендия, заст..лает, д..фирамб 2.Разн..мать, хр..стоматия, эксп..римент 3.Д..скриминация, б..седка, был..снуть 4.Пос..

деть на лавочке, инт..ллигенция, зан..маться

29 4 вариант I.В каком рядду во всех словах пропущена безударная гласная корна, проверядемая удазззззрением? 1. Ст..рательно, оз..ренный, кв..танция 2.Эп..демия, пласт..линовый, пре..бразовать 3.Пре..быладать, нач..ть, тор..пясь 4.Осл..жнежный, м..лькают, м..тодика II.

В каком рядду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корна? 1.Соед..мнение, от..гощать, приор..тет 2.Забыл..стел, проб..драться, расст..лать 3.Прив..легированный, изв..нился, разв..вать ум 4.Прост…драться, пал..всадник, пренебр..жительно III.В каком рядду во всех словах пропущена буква А? 1. Отр..сль, сокр..

щать, р..скошный 2.Предва..ительно, ск..кать, избирательная к..мпания 3.Благосл..вить, безотл..гаттельный, ди..гональ 4.Предпол..жительно, прор..стать, п..норама IV.В каком рядду во всех словах пропущена буква Е? 1. Эп..демия, п..чать, р..деющий 2.Л..тучий, обж..гание, в..ршина 3.Св..детель, заст..лая, изв..нился 4.Зап.

Читайте также:  Может ли глагол «лаять» в неопределенной форме считаться однородным членом предложения?

.сттреть, м..ценат, осв..щенные улицы

30 Ответы 1 вариант: 2,3,1,2 2 вариант: 4,1,3,2 3 вариант: 2,3,4,1 4 вариант: 4,2,1,4 Если вы допустиххли много ошибок, вернитесь к правилам «Правописание безударных гласных: проверядемых, непроверядемых, чередующихся»

Источник: http://www.myshared.ru/slide/966441/

Безударные гласные в корне слова

  • Проверяемые безударные гласные
  • Непроверяемые безударные гласные

Слова, содержащие безударную гласную в корне, можно разделить на три группы:

  1. Слова с безударными гласными, которые можно проверить ударением.
  2. Слова с безударными гласными, которые не проверяются ударением.
  3. Слова с чередующимися гласными.

Проверяемые безударные гласные

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова проверяется ударением.

Безударные гласные могут вызывать затруднения в правописании потому, что произносятся нечётко и неясно. Безударные гласные можно проверить с помощью ударения, так как в безударном слоге пишется та же гласная буква, что и в соответствующем ударном.

Рассмотрим способы проверки безударных гласных в корне слов:

  1. Изменение формы слова, например:

    окно́ — о́кна, леса́ — лес

    Изменить форму слова можно несколькими способами:

    • Изменение числа у существительных: окно́ — о́кна, лиса́ — ли́сы
    • Изменение падежа: дожде́й — дождь, вода́ — во́ду
    • Изменение рода у глаголов прошедшего времени: трясла́ — тряс, рвала́ — рвал
    • Изменение времени глаголов: ползёт — полз, боро́лся — бо́рется
    • Образование краткой формы прилагательного: криво́й — крив, косо́й — кос
  2. Подбор однокоренного слова, например:

    слеза́ть — зале́зть, коню́шня — конь

  • В некоторых словах безударный гласный, который обозначается буквой е, проверяется словом с буквой ё:
  • темно́ — тёмный, лете́ть — полёт
  • Следовательно, если в корне под ударением пишется буква ё, то без ударения в корне будет е.

Примечание: при подборе проверочного слова следите за значением корня. Будьте внимательны с неродственными словами, имеющими сходное звучание, но разное значение. Например:

  1. увидать (ви́деть) — увядать (вя́нуть)
  2. старожил (ста́рый) — сторожил (сто́рож)
  3. примерять (ме́рить) — примирять (ми́рить)
  4. леса (лес) — лиса (ли́сы)
  5. Обратите внимание что нельзя проверять безударную гласную ударением, если:
  1. Корень содержит чередующиеся гласные:

    загора́ть — зага́р, зо́ри — заря́

  2. Глагол несовершенного вида содержит суффикс -ыва- (-ива-), а проверить нужно безударную гласную в глаголе совершенного вида:
  3. опозда́ть (по́здно) — опа́здывать

Непроверяемые безударные гласные

Безударные гласные, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми. Существует много слов с непроверяемыми безударными гласными, например:

собака, шаблон, яблоко, легальный

Правописание таких слов следует запомнить. Если у вас возникнут сомнения, какую букву надо написать, то следует смотреть правописание в словаре.

Источник: https://naobumium.info/russkiy/bezudarnye_glasnye.php

Безударная проверяемая гласная в корне слова: правописание и примеры

Главная > Русский язык > Как проверять безударную гласную в корне слова: правила и примеры

Умение правильно и грамотно излагать мысли на бумаге крайне необходимо. Развитию этого навыка уделяют внимание ещё в начальной школе. Одними из самых часто встречаемых орфограмм являются проверяемые безударные гласные в корне слова.

Примеры привести несложно: дверной — двери, зеркальный — зеркало, писать — пишет.

Во всех перечисленных словах гласные, написание которых находится под сомнением, проверяются однокоренными лексическими единицами, где звук находится в сильной позиции и чётко слышен.

Виды безударных гласных

Чтобы не ошибиться и написать слово с орфограммой правильно, необходимо сначала определить, к какому именно виду она относится. В русском языке принято выделять 3 типа безударных гласных:

  • непроверяемая гласная (словарное слово);
  • чередующаяся гласная;
  • безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Слово является непроверяемым в том случае, если к нему невозможно подобрать проверочное. В такой ситуации его написание следует уточнить в орфографическом словаре и запомнить.

Примеры — арбуз, человек, чеснок, поролон, календарь, пакет и многие другие.

Это интересно: «цыплят по осени считают» — значение пословицы.

К группе с непроверяемой гласной в корне относится большое число лексических единиц, заимствованных из иностранных языков: симпатия, информация, филармония, церемония, экономика, математика и т. д.

Корни с чередованием тоже часто вызывают трудности. В этом случае правописание может зависеть от различных факторов:

  • от ударения: сгорает — гарь, заря — зори;
  • от наличия суффикса «а» после корня: выдирать — выдернул, застилает — застелет;
  • от согласного в конце корня: растительность — заросли — отращивать;
  • от смысла: обмакнул — промок.

Чтобы не совершить ошибку, необходимо запомнить, в каких именно корнях появляются чередующиеся гласные и каким правилам они подчиняются.

Чтобы определить, является ли орфограмма безударной проверяемой гласной корня, нужно убедиться, что отсутствует явление чередования. После этого следует подобрать слово, где гласная, вызвавшая затруднение, будет стоять под ударением: коробка — короб, прямой — прямо, цветок — цвет.

Для верного определения проверочного слова необходимо помнить о некоторых важных правилах и исключениях русского языка.

Как найти проверочное слово

Основная сложность при написании заключается в том, как правильно проверить безударную гласную в корне. Правило звучит достаточно просто: нужно подобрать однокоренное слово, в котором буква будет стоять в сильной позиции, т. е. под ударением:

  • щека — щёки;
  • колбаса — колбасный;
  • пекарня — пекарь;
  • грибной — гриб;
  • цепочка — цепь.

Однако есть ряд исключений из основного правила. Чтобы не допустить ошибку при проверке, необходимо их учитывать:

  1. Нельзя использовать для проверки глаголы несовершенного вида (в которых присутствуют суффиксы — ыва— или —ива-). В этом случае происходит чередование: поздний — опаздывать, ловить — вылавливать, кормить — прикармливать.
  2. Не следует подбирать слова с неполногласными ударными сочетаниями —ла— или —ра— для проверки корней с полногласными —оло— или —оро-: укоротить — краткий, головной — глава, холодильник — прохладительный.
  3. Нужно обязательно учитывать лексическое значение в случае омонимичных (похожих по написанию и произношению) корней: спишу — спишет (в значении переписывать что-либо), но спешу — спешка (в значении спешить, торопиться). Аналогично следует учитывать значение в словах частота — чистота, посветить — посвятить и др.
  4. Если речь идёт о слове иноязычного происхождения, лучше всё равно уточнить его написание в словаре. Встречается большое количество лексических единиц, правописание которых не поддаётся правилам русского языка: магнит — магнетизм, дезинфекция — дезинфицировать.

Все перечисленные правила, а также исключения из них, проще всего запомнить на практике. Для этого можно выполнить несколько упражнений на закрепление навыка.

Примеры упражнений

Задания на правописание безударных гласных в корне встречаются как в учебниках для начальных классов, так и в сборниках ЕГЭ. Ниже будут разобраны некоторые типы упражнений.

Задание 1. Записать 10 слов, в корне которых присутствует проверяемая безударная гласная.

Чтобы выполнить это упражнение, можно посмотреть вокруг и определить, какие из окружающих предметов или признаков имеют в корне гласные в слабой позиции и какие из них проверяются. При этом лучше избегать глаголов, имён существительных и прилагательных иностранного происхождения. А также необходимо проверять, не является ли гласная в корне чередующейся.

Вот лишь некоторые слова, которые подходят под условие упражнения:

  • стекло — стёкла;
  • окно — окна;
  • часы — час;
  • столы — стол;
  • зелёный — зелень;
  • на полу — пол;
  • зеркало — зеркальный;
  • деревянный — дерево, деревья;
  • стена — стены;
  • тепло — тёплый.

Под условие задания могут подойти и другие примеры слов.

Упражнение 2. Где пропущена проверяемая безударная гласная?

Аб…немент, ш… лестеть, г… реть, изб… жать, зам… рать, охр… нять, ш… колад, пон… мание, в… лнистый, д… ректор, р… жим, мол… ко.

Сначала следует найти лексические единицы, в которых есть чередование гласных: гореть, замирать, понимание.

Теперь нужно написать проверочные слова к оставшимся в списке. Те из них, которые не удалось проверить, являются непроверяемыми. Эти лексические единицы можно проверить:

  • шелестеть — шелест;
  • избежать — бег;
  • охранять — охрана;
  • волнистый — волны;
  • молоко — молочный.

Слова абонемент, шоколад, директор и режим являются словарными.

Упражнение 3. Вставить пропущенные буквы.

Наступило раннее утро. Д… вчонка проснулась, вск… чила с кровати и выгл… нула в… кно. Небо поразило её своей с… невой. Уд… вительно осв… жающий воздух ворвался в комнату. Однако всё с… мейство прод… лжало крепко спать. Она взд… хнула, закрыла форточку и начала л… ниво собираться в школу.

Нужно подобрать проверочные слова:

  • девчонка — девочка;
  • вскочила — отскок (не отскакивать, т. к. это глагол с суффиксом —ива-);
  • выглянула — выглядывать;
  • окно — окна;
  • синевой — синий;
  • удивительно — дивный;
  • освежающий — свежий;
  • семейство — семьи;
  • продолжало — продолжить;
  • вздохнула — вздох;
  • лениво — лень.

Ко всем словам с пропущенной буквой были подобраны проверочные слова.

Формулировки упражнений по русскому языку могут отличаться. В некоторых из них может потребоваться определить, какая одна и та же буква пропущена в каждой строке задания.

Иногда вопрос формулируется так, что нужно понять, какая именно орфограмма присутствует в каждой из нескольких лексических единиц.

Но если к слову можно подобрать проверочное, то, без сомнения, речь идёт именно о гласной в корне без ударения.

Источник: https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/kak-proveryat-bezudarnuyu-glasnuyu-v-korne-slova-pravila-i-primery.html

Ссылка на основную публикацию