Может ли глагол «лаять» в неопределенной форме считаться однородным членом предложения?

Вы уже имеете представление о том, что такое глагол. Глагол – это, прежде всего, действие, динамика. А действие длится во времени, оно имеет начало и конец. И те слова, которыми мы эти действия выражаем, должны иметь некоторые свойства, позволяющие выполнять свои функции.

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?что сделать?

Значение действия глагол выражает через категории вида, наклонения, времени (в изъявительном наклонении), лица (в настоящем и будущем времени и в повелительном наклонении), числа, а в прошедшем времени и в условном наклонении – и в форме рода.

В предложении глагол чаще всего является сказуемым, но так происходит не всегда. Об этом вы узнаете немножко позже.

Категория глагола существует во всех языках, но в каждом языке глагол ведёт себя и изменяется по-разному и изменяется. Например, есть языки, в которых нет категории времени. Но надо сказать, что и русский глагол ведёт себя достаточно интересно.

Например, если мы попробуем употребить глагол в прошедшем времени, не употребляя рода (не показывая, к какому роду этот глагол относится), то это будет сложно. Только во множественном числе, в единственном не получится. Например, если вы скажете ходил, то сразу понятно, что он ходил.

Вариантов в прошедшем времени не показать, к какому роду относится глагол, у вас не будет. Если вы возьмёте глагол в настоящем времени, будет другая картина.

Глагол в прошедшем времени

он ходил (рис. 1) (м. р.)

она ходила (ж. р.)

оно ходило (ср. р.)

  • Глагол в настоящем времени
  • ты ходишь (2 л.)
  • ходит (3 л.)

Может ли глагол «лаять» в неопределенной форме считаться однородным членом предложения?

Рис. 1. Идущий мальчик (Источник)

В глаголе настоящего времени обязательно надо указывать лицо, отношение говорящего к действию, если действие совершаю я – я делаю, если ты – ты делаешь.

Категория глагола есть во всех языках, но не во всех языках глаголы ведут себя одинаково. Например, в русском глаголе всё очевидно – есть время (настоящее, будущее, прошедшее). А вот в арабском языке времени нет, т.

е. мы по форме глагола время определить не сможем. Для этого нужно использовать слова другой части речи, например сегодня, сейчас и т. д. Более подробная информация находится по ссылке в дополнительных материалах.

Но есть у глагола и самая малоинформативная форма. По ней нельзя определить ни рода, ни числа, ни лица, ни времени, ни наклонения.

Эта форма называется неопределенной формой глагола, она является словарной для глагола и начальной формой в морфологическом разборе.

По неопределённой форме глагола мы можем определить только постоянные признаки: вид, переходность, спряжение (не всегда).

Неопределённая форма глагола (инфинитив) – это такая форма глагола, по которой мы можем определить только постоянные признаки (возвратность, вид, переходность).

Например:

перейти дорогу (рис. 2) – переходный глагол, он управляет существительным в винительном падеже, без предлога. Мы определили это по неопределённой форме.

Может ли глагол «лаять» в неопределенной форме считаться однородным членом предложения?

Рис. 2. Дети переходят дорогу (Источник) Идти – глагол непереходный, это тоже понятно по неопределённой форме.

Учиться – глагол возвратный, потому что имеет суффикс -ся.

Учить – невозвратный глагол (рис. 3).

Может ли глагол «лаять» в неопределенной форме считаться однородным членом предложения?

Рис. 3. Мальчик учит уроки (Источник)

Вести (что делать?) – несовершенный вид.

Отвести (что сделать?) – совершенный вид.

  1. Но ни у одного из этих глаголов мы не сможем определить ни время, ни лицо, ни число.
  2. Неопределённая форма глагола обычно образуется с помощью суффиксов —ти и —ть. Например:
  3. петь – суффикс –ть (рис. 4)

Может ли глагол «лаять» в неопределенной форме считаться однородным членом предложения?

Рис. 4. Дети поют (Источник) 

грести – суффикс -ти

умываться – суффикс -ть, который стоит перед -ся

Но иногда инфинитив заканчивается на -чь, которое возникло из сочетания —к или с -ти. Глагол стричь образовался так: было стригу + ти – стригти (существовало долгое время). Вот ещё пример: пеку + ти – пекти, а из слова пекти возникло печь.

Суффиксы -ти, -ть и -чь в некоторых учебниках и в некоторых теориях обычно выделяются как окончание.

В общем, это логично, потому что они образуют форму слова и не входят в основу.

Но мы же знаем, что инфинитив – это неизменяемая форма глагола, что существует в русском языке формообразующий суффикс, который тоже не входит в основу, например суффикс .

  • Формообразующие суффиксы -ть и -л-
  • читать (суффикс -ть) – читала (суффикс -л-)
  • печься (суффикс -чь-)  – пеклась (суффикс -л-)
  • стараться (суффикс -ть) – старались (суффикс -л-)

Инфинитив – это словарная форма. Т. е. если вам нужно найти в словаре слова бежал, иду, глядит, вы их не найдёте в такой форме. Вам придется ставить их в неопределённую форму:

  1. бежать
  2. идти
  3. глядеть
  4. Поэтому иностранцам тоже необходимо уметь ставить глагол в неопределённую форму, чтобы узнать его перевод.
  5. Посмотрим, как нам это помогает справиться с правилом спряжения глагола. Нам нужно узнать, как пишется глагол:
  6. продолжа…т
  7. Для этого ставим его в начальную форму:
  8.  продолжить
  9. Смотрим: перед суффиксом -ть пишется -и-, значит, глагол в II спряжении ив окончании пишем и – продолжаит.

Но на самом деле это не так. Ошибка вышла, потому что мы изначально поставили глагол в неправильную начальную форму. Нужно очень хорошо запомнить, что вид глагола – это постоянный признак. И если в личной форме у нас несовершенный вид (что делает?), то и в неопределённой форме тоже должен быть несовершенный вид:

продолжать(что делать?).

А от неопределённой формы продолжить (что сделать?) совершенного вида тоже образуется личная форма совершенного вида – продолжит (что сделает?).

Трудность может быть связана не только с видом глагола, но ещё и с его значением. Например, возьмём глагол бегу и поставим его в неопределённую форму – бежать (а не бегать). Хоть и оба эти глагола несовершенного вида (что делать?), но значения у них отличаются. Бежать – это единичное действие, а бегать – повторяющееся (личная форма от него будет – бегает). То же самое со словами:

одобрим – одобрить, а не одобрять. От слова одобрять мы образуем форму одобряем.

захаживает – захаживать, а не заходить, от которого личная форма – заходит.

Нужно следить за тем, чтобы сохранялись суффикс основы и значение глагола.

В дополнительных материалах есть задания. Обязательно потренируйтесь, получится ли у вас поставить глагол в неопределённую форму правильно.

Это первая трудность, которая у нас возникает с неопределенной формой глагола. Вторая трудность заключается в том, что, даже если вы правильно поставили глагол в неопределённую форму, необходимо ещё знать, как она пишется. Рассмотрите список глаголов для запоминания:

глаголы на -ять:сеять, реять, баять, таять, веять, лелеять, каяться, затеять, лаять, маяться, блеять, хаять, чуять, чаять, надеяться, кланяться, кашлять.

глагол на -ить:клеить.

С появлением электронных словарей трудностей у иностранцев стало гораздо меньше. Электронные словари распознают форму глагола и сразу определяют его значение. Но нужно знать, что в основе всех электронных словарей лежит ручная работа одного человека – Андрея Анатольевича Зализняка (рис. 5). Он составил «Грамматический словарь русского языка».

Может ли глагол «лаять» в неопределенной форме считаться однородным членом предложения?

Рис. 5. А.А. Зализняк (Источник) 

Вы только представьте себе, какую огромную работу он проделал. Собрал все формы всех слов русского языка. Потом классифицировал их по способам словоизменения и создал словарь настолько точный и правильный, что его можно использовать в программировании.

Как раз электронная версия этого словаря легла в основу большинства современных компьютерных программ, работающих с русской морфологией, системы проверки орфографии (то, что в Word подчёркивается красным) и машинного перевода, автоматического реферирования.

О синтаксической роли инфинитива нужно говорить отдельно, потому что она действительно необычна. Инфинитив ведёт себя в предложении совершенно удивительно. Он ведёт себя так, как ведут обычные имена существительные и имена прилагательные, т. е. выступает в совершенно необычной для глагола роли.

Инфинитив достаточно часто выступает в роли подлежащего (что совершенно необычно для глагола).

Может ли глагол «лаять» в неопределенной форме считаться однородным членом предложения?

Или в роли дополнения:

Может ли глагол «лаять» в неопределенной форме считаться однородным членом предложения?

Попросил (о чём?) отдать– дополнение. Даже вопрос ставим падежный, что для глагола совсем не естественно.

Или в роли обстоятельства:

Может ли глагол «лаять» в неопределенной форме считаться однородным членом предложения?

Пришли (зачем?) обсудить – обстоятельство цели.

Определением инфинитив тоже может быть:

Может ли глагол «лаять» в неопределенной форме считаться однородным членом предложения?

Желание (какое?) высказать.

  • Сказуемым инфинитив тоже может быть:
  • Может ли глагол «лаять» в неопределенной форме считаться однородным членом предложения?
  • Предупредить – это сказуемое.

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?.

  1. Значение действия и процесса у русского глагола выражается в категориях вида, наклонения, времени (в изъявительном наклонении), лица (в настоящем и будущем времени и в повелительном наклонении), числа, а в прошедшем времени и в условном наклонении – и в форме рода.
  2. Кроме того, глагол обладает такими свойствами, как возвратность и переходность.
  3. В предложении для глагола характерна, прежде всего, роль сказуемого, но он может выполнять также и другие синтаксические функции (подлежащего, дополнения, определения и обстоятельства).
  4. Список литературы
  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 13-е изд. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 34-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой – 19-е изд. – М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. – 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Postnauka.ru (Источник).
  2. Postnauka.ru (Источник).
  3. Википедия (Источник).

Домашнее задание

  • Дайте определения таким терминам, как глагол и неопределённая форма глагола.
  • Прочитайте слова и определите их начальную форму:

Ходила, думал, играли, извлекал, мылась, приготовила.

  • Выучите семнадцать глаголов на -ять и один на -ить и запомните их правописание.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/7-klass/glagol/ponyatie-glagola-nachalnaya-forma-glagola-povtorenie

Правописание безударных личных окончаний глагола, спряжения, исключения

Возможные трудности Добрые советы
Трудно запомнить все исключения из правила. Обратившись к справочным материалам, заполните пробелы в списке №1.
Иногда тип спряжения определить трудно, потому что неясно звучит безударный суффикс неопределенной формы.  Ты кле…шь (кле…ть, какое спряжение?). Ты се…шь (се…ть, какое спряжение?). Такие суффиксы следует запоминать (см. в справочных материалах:  «Правописание суффиксов глаголов»). Ты клеишь (клеить, 2 спряжение). Ты сеешь (сеять, 1 спряжение).
Что делать, если кажется, что к проверяемому глаголу можно подобрать две неопределенные формы? Застав…шь (заставить, 2 спр. либо заставлять, 1 спр.) Гон…шь (гнать, 2 спр. либо гонять, 1 спр.) Определите вид проверяемого глагола. Это постоянный признак, поэтому в неопределённой форме должен сохраняться тот же вид, что и в личной форме. Задайте нужный вопрос к инфинитиву: что делать? – несовершенный вид; что сделать? – совершенный вид. Заставишь (сов.в.) — заставить(сов.в.), а не заставлять (несов.в.).

  • Если глаголы одного вида, обратите внимание на разницу их значений и на их глагольные суффиксы.
  • Гонишь (образовано от глагола гнать).
  • Гон-я-ешь (образовано от глагола гон-я-ть).
  1. Относятся ли к исключениям глаголы, образованные от слов-исключений с помощью приставок либо суффикса –ся?
  2. Они прогон…т.
  3. Они бре…тся.
Глаголы типа услышать, постелить и т.п., образованные с помощью приставок от глаголов – исключений, относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения. Они прогонЯТ (прогнать, как и гнать, — глагол 2 спряжения). Они застелЮТ (застелить, как и стелить, — глагол 1 спряжения). Глаголы типа бриться, держаться и т.п., образованные с помощью суффикса -ся от глаголов – исключений, относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения. Они гонЯТся  (гнаться, как и гнать, — глагол 2 спряжения). Они бреЮТся (бриться, как и брить, — глагол 1 спряжения).
  • Почему некоторые глаголы на –ать имеют окончания второго спряжения?
  • Кричать — крич-ишь.
  • Молчать — молч-ишь.
Такие глаголы и относятся ко 2 спряжению. Дело в том, что они имеют ударные окончания, поэтому правило «Правописание безударных личных окончаний глагола» к ним не следует применять.
Можно допустить ошибку в  написании окончаний глаголов с приставкой вы-, например: выбеж…шь, вылет…шь. Приставка вы- обладает свойством «перетягивать» ударение с окончания на себя. Но с добавлением к основе глагола приставки спряжение не меняется, поэтому безударное окончание в глаголе с приставкой такое же, как в однокоренном глаголе без приставки, от которого он образован. выбежишь — бежишь; выбежите — бежите; вылетишь – летишь.
Читайте также:  Какого рода слово "кешью"?

Список №1

Глагол-исключение Форма 2 л. ед. ч. (ты что делаешь?) Форма 3 л. мн. ч. (они что делают?)
Брить Ты бре-ешь Они бре-ют
Стелить
Гнать
Держать
Дышать
Зависеть
Видеть
Слышать
Обидеть
Вертеть
Терпеть
Ненавидеть
Смотреть
Возможные трудности Добрые советы
Без умения определять спряжение глагола легко ошибиться в суффиксах причастий настоящего времени. Лаять (? спряжение) — ла…щий. Стелить (? спряжение) — стел…щий. Вернитесь к теме «Правописание безударных личных окончаний глагола», ещё раз загляните в справочные материалы и в раздел «Добрые советы». Особое внимание обратите на глаголы-исключения.
Обратите внимание на слово движимый. Слово движимый имеет суффикс –им-, поскольку образовано от устаревшего глагола движить.
  1. Не запомнив безударных глагольных суффиксов, легко ошибиться и в написании страдательных причастий.
  2. Зате…ть — зате…нный.
  3. Посе…ть — посе…нный.

https://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=17 bugaga.net.ru

Обратитесь к теме «Правописание суффиксов глаголов»,  загляните в справочные материалы.
Иногда кажется, что к одному и тому же причастию можно подобрать сразу два глагола, от которых оно образовано. Замеч…нный (от замечать или от заметить?). Нагруж…нный (от нагружать или от нагрузить?). Обычно страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов совершенного вида. Выберите из двух глаголов-кандидатов тот, который отвечает на вопрос что сделать? (т.е. глагол совершенного вида). ЗамечЕнный (от заметить — сов.в.). НагружЕнный (от нагрузить — сов.в.).

  • Запомните также:
  • замешенное тесто (замесить тесто);
  • замешанный в преступлении (замешать в преступлении);
  • выкаченная бочка (выкатить);
  • выкачанная вода (выкачать).

Выбор безударной гласной в личном окончании глагола зависит от
типа его спряжения.

Мы кле..м; ты слыш..шь; они бор..тся.

  1. Чтобы выяснить написание окончания глагола, выполните следующие
    действия:
  2. 1) поставьте глагол в неопределенную форму (что делать /
    что сделать?);
  3. 2) определите по таблице тип его спряжения;
  4. 3) подставьте проверочное слово (ударное окончание проверочного
    слова подскажет нужную гласную).
  • Глаголы на -ить относятся ко II спряжению.
  • Клеить; верить; поставить.
  • Исключения:
  • брить
  • стелить
  • (они относятся к I спряжению)
Глаголы на -АТЬ, -ЕТЬ, -ТИ, -УТЬ и др. (не на -ить) относятся к I спряжению.

  1. Таять; надеяться; лаять.
  2. Исключения:
  3. гнать, дышать, держать, зависеть,
  4. видеть, слышать и обидеть,
  5. а еще вертеть, терпеть,
  6. ненавидеть и смотреть.
  7. (они относятся ко II спряжению)
Проверочный глагол: говорить. Проверочный глагол: брать.
  • Мы кле…м (клеИТЬ, II спряжение, мы говорИМ) — клеИМ
  • Ты слыш…шь ( слышАТЬ, II спряжение, ты говорИШЬ) — слышИШЬ
  • Они бор…тся (борОТЬся, I спряжение, они берУТ) — борЮТся
Обратите внимание! Иногда тип спряжения определить трудно, потому что неясно звучит безударный суффикс неопределенной формы (клеить, ссориться, сеять, таять, веять, реять, надеяться, затеять и др.). Такие суффиксы следует запоминать см.: Правoписание суффиксoв глагoлов. При постановке глагола в неопределенную форму определите его вид. Это постоянный признак, так что в инфинитиве он не должен измениться. Заставишь (сов. в.) — заставить (сов. в.), а не заставлять (несов. в.). Глаголы типа услышать, постелить и т. п., образованные с помощью приставок от глаголов — исключений, относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения. Они прогонЯТ (прогнать, как и гнать, — глагол II спряжения). Они застелЮТ (застелить, как и стелить, — глагол I спряжения). Глаголы типа бриться, держаться и т. п., образованные с помощью суффикса -СЯ от глаголов — исключений, относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения. Они гонЯТся (гнаться, как и гнать, — глагол II спряжения). Они бреЮТся (бриться, как и брить, — глагол I спряжения).

Дремл..щая природа; вер..щий в себя; стел..щийся кустарник.

В причастиях, образованных от глаголов I спряжения, пишутся суффиксы -ущ- / -ющ-. В причастиях, образованных от глаголов II спряжения, пишутся суффиксы -ащ- / -ящ-.
Звать (I спр.) — зовущий Бороться (I спр.) — борющийся Строить (II спр.) — строящий Дышать (II спр.) — дышащий
  1. Дремлющая природа — образовано от дремать, I спр.
  2. Верящий в себя — образовано от верить, II спр.
  3. Стелющийся кустарник — образовано от стелить, I спр.

Неслыш..мый; открыва..мый; рису..мый.

В причастиях, образованных от глаголов I спряжения, пишутся суффиксы -ем- / -ом-. В причастиях, образованных от глаголов II спряжения, пишется суффикс -им-.
знать (I спр.) — знаемый нести (I спр.) — несомый мучить (II спр.) — мучимый видеть (II спр.) — видимый
  • Неслышимый — образовано от слышать, II спр.
  • Открываемый — образовано от открывать, I спр.
  • Рисуемый — образовано от рисовать, I спр.

Раста..вший; повер..вший; посе..вший.

  1. Перед суффиксом – вш-  в причастиях пишется та же гласная, что стоит в неопределенной форме глагола перед окончанием –ть.
  2. Затеять — затеявший.
  3. Померить — померивший.
  • Растаявший — растаять.
  • Поверивший — поверить.
  • Посеявший — посеять.

Измуч..нный; окраш..нный; увенч..нный.

Если неопределенная форма оканчивается на АТЬ / ЯТЬ, то пишется А / Я (в таких причастиях глагольный суффикс -А / -Я- сохраняется). Если неопределенная форма оканчивается на другие буквы, пишется Е (здесь при образовании причастия пропадает глагольный суффикс, а на его месте возникает суффикс -ЕНН-).
Может ли глагол «лаять» в неопределенной форме считаться однородным членом предложения? Может ли глагол «лаять» в неопределенной форме считаться однородным членом предложения? Может ли глагол «лаять» в неопределенной форме считаться однородным членом предложения?
  1. Измученный — измучить.
  2. Окрашенный — окрасить.
  3. Увенчанный — увенчать.

← Правописание приставок     Правописание суффиксов глаголов, спряжения, таблицы →

Еще больше материалов для подготовки к ЕГЭ

Источник: https://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=17

Подборка правил: глагол

Может ли глагол «лаять» в неопределенной форме считаться однородным членом предложения?

Подборка правил: глагол (определение, признаки, неопределенная форма глагола, вид, спряжение, переходные и не переходные глаголы, возвратность глагола, наклонение, время, орфограммы, морфологический разбор).

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие (идти, брать, хвалить, сделать).

Признаки

1. Постоянные:

  • вид (совершенный/несовершенный);
  • спряжение I или II;
  • переходность (переходный/непереходный);
  • возвратность (глаголы, которые без -СЯ не употребляются).

2. Непостоянные

  • наклонение (изъявительное, условное, повелительное);
  • число (единственное(иду, шёл, пойду), множественное (идём, шли, пойдём);
  • время (прошедшее, настоящее, будущее);
  • род (мужской, женский, средний);
  • лицо (первое, второе, третье);
  • возвратность (глаголы, имеющие возвратные и невозвратные формы).

Неопределённая форма глагола

Неопределённая форма – это начальная форма глагола.

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?, оканчиваются на -ТИ, -ТЬ или -ЧЬ, не имеют признаков времени, числа, лица и рода (идти, печь, стричь).

Вид глагола

В русском языке глаголы могут быть двух видов: совершенного и несовершенного.

  • совершенный вид — глаголы отвечают на вопрос что сделать? и обозначают уже совершённое действие или действие в начальной стадии исполнения  (решить, прочесть, спеть, запеть);
  • несовершенный вид — глаголы отвечают на вопрос что делать? (решать, читать, петь, запевать).

ЗАПОМНИ!

  • Только несовершенный вид: заискивать, перекликаться, перестреливаться, поглядывать, подсвистывать, подсевать, покашливать, приговаривать, принадлежать, разгуливать, сожалеть.
  • Только совершенный вид: грянуть, допроситься, загреметь, зашагать, отшуметь, очутиться, перепортить, побежать, полежать, полить, помечтать, понадобиться, попридержать, пораздумать, посидеть, хлынуть.

Спряжение глаголов

Глаголы могут спрягаться, то есть изменяться по лицам и числам.

Выделяют 2 спряжения глагола:

I спряжение —  глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ЕТЬ, -АТЬ, -ОТЬ, -УТЬ, -ЯТЬ, -ЫТЬ; в 3-м лице мн. ч. оканчиваются на -УТ, -ЮТ (петь, прятать, колоть, тянуть, веять, мыть);

II спряжение —  глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ИТЬ; в 3-м лице мн. ч. оканчиваются на -АТ, -ЯТ (возить, пилить, тратить).

ИСКЛЮЧЕНИЯ!

  • Эти глаголы относятся к I спряжению: брить, стелить, зиждиться, зыбить.
  • Эти глаголы относятся ко II спряжению: гнать, дышать, держать, зависеть, слышать, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, смотреть.

Способ определения спряжения глагола

  • Если личное окончание ударное, то определяем по личному окончанию:
    1. Если -У/-Ю, -ЁШЬ, -ЁТ, -ЁМ, -ЁТЕ, -УТ/-ЮТ, то это I спряжение.
    2. Если -У/-Ю, -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ, то это II спряжение.
  • Если личное окончание безударное, то определяем по неопределённой форме
    1. Если неопределённая форма оканчивается на -ИТЬ (кроме брить, стелить), если это один из 7 глаголов на -ЕТЬ (смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть), если это один из 4 глаголов на-АТЬ (слышать, гнать, дышать, держать), то это II спряжение.
    2. Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

ЗАПОМНИ!

Глаголы хотеть, бежать относятся к разноспрягаемым.

Переходные и непереходные глаголы

Глаголы в русском языке бывают переходные и непереходные.

  • Переходные — обозначают действие, которое переходит на какой-либо предмет, обозначаемый существительным, в винительном падеже без предлога (если действие переходит на часть предмета, винительный падеж заменяется родительным) — провожать сестру, рубить берёзу, читать книгу, шить костюм, выпить молока.
  • Непереходные — обозначают действие, которое не переходит на другие предметы (глаголы с суффиксом -СЯ – непереходные) — гулять в саду, спешить на поезд, заниматься спортом, купаться в море.

Возвратные глаголы

  • Возвратные глаголы – это непереходные глаголы с суффиксом -СЯ.
  • Многие глаголы в русском языке имеют возвратные и невозвратные формы: мыть(ся), драть(ся), валять(ся), умывать(ся), стучать(ся), гнуть(ся).
  • Некоторые глаголы без -СЯ не употребляются: смеяться, надеяться, стараться, бояться, гордиться, сомневаться.

Наклонение глагола

В русском языке различаются три наклонения глагола: изъявительное, сослагательное (условное) и повелительное.

  • изъявительное наклонение — обозначает действие, которое происходило, происходит или произойдёт (спал, сплю, буду спать).
  • сослагательное (условное) наклонение — обозначает действие желаемое или возможное, образуется с помощью формы прошедшего времени глагола и частицы БЫ (я написал бы, вы пришли бы).
  • повелительное — обозначает побуждение к действию, приказ, просьбу (принесите, стойте, встань).

Время глагола

Глаголы изменяются по временам (только в изъявительном наклонении). Выделяют настоящее, прошедшее и будущее (простое и сложное) времена глагола.

  • Прошедшее время относится к действиям, которые к моменту речи уже завершились. Отвечают на вопросы: что делал? что делала? что делало? что делали?

Изменяются по родам и числам: Я / он шёл. (м. р., ед. ч.); Ты / она шла. (ж. р., ед. ч.); Оно шло. (ср. р., ед. ч.); Мы / вы / они шли. (мн. ч.).

  • Настоящее время относится к действиям, которые происходят в момент речи. Отвечают на вопросы: что делаю? что делаешь? что делает? что делаем? что делаете? что делают?

Изменяются по лицам и числам: (Я иду. (1 л., ед. ч.); Ты идёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она идёт. (3 л., ед. ч.); Мы идём. (1 л., мн. ч.); Вы идёте. (2 л., мн. ч.); Они идут. (3 л., мн. ч.)).

  • Будущее время относится к действиям, которые произойдут в будущем. Отвечают на вопросы: что сделаю? что сделаешь? что сделает? что сделаем? что сделаете? что сделают?

Изменяются по лицам и числам: (Я пойду. (1 л., ед. ч.); Ты пойдёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она / оно пойдёт. (3 л., ед. ч.); Мы пойдём. (1 л., мн. ч.); Вы пойдёте. (2 л., мн. ч.); Они пойдут. (3 л., мн. ч.)).

Формы будущего времени

  • простая (от глаголов совершенного вида: увижу, увидишь, увидит, увидим, увидите, увидят).
  • сложная (от глаголов несовершенного вида: буду читать, будешь читать, будет читать, будем читать, будете читать, будут читать).

Правописание НЕ с глаголами

ЗАПОМНИ!

НЕ с глаголами всегда пишется раздельно (Не спать! Он не боялся идти в лес.).

ЗАПОМНИ!

Глаголы, которые без НЕ не употребляются: негодовать, недоумевать, ненавидеть, несдобровать, нездоровиться.

Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ

ЗАПОМНИ!

Чтобы узнать, пишется у глагола -ТСЯ или -ТЬСЯ, нужно поставить вопрос. При вопросах что делать?/что сделать? пишется -ТЬСЯ, а при вопросах что делает?/что сделает? пишется -ТСЯ.

  • Что делать? купаться, смеяться, возиться, лениться, учиться.
  • Что делает? купается, смеётся, возится, ленится, учится.

Мягкий знак Ь в глагольных формах

ь пишется

  • В инфинитиве (неопределённой форме) (мыться, печь, писать, хотеться).
  • В окончаниях 2 л. ед. ч. настоящего или простого будущего времени (делаешь, помоешь, умываешься).
  • В повелительном наклонении (исправь, спрячься). Исключение: ляг, лягте.

ь не пишется

  • в форме 3 л. ед. ч. настоящего или простого будущего времени (умывается, делается).

Правописание суффиксов глаголов

  • -ТЬ суффикс неопределённой формы глагола (пахать, пилить, строить, дышать).
  • суффикс прошедшего времени (слышать – слышал, читать – читал).
  • -НУ-, -А-, -Я-, -И- неизменяемые суффиксы глаголов (глохнуть, работать, веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чаять, чуять, строить, стоить, удвоить, утроить, клеить).
  • -ОВА-/-ЕВА- пишутся в глаголах, которые в 1 лице ед. числа оканчиваются на-УЮ, -ЮЮ (командую –командовать, воюю– воевать).
  • -ЫВА-/-ИВА- пишутся в глаголах, которые в 1 лице ед. числа оканчиваются на -ЫВАЮ, -ИВАЮ (опаздываю –опаздывать, настаиваю – настаивать).
  • -Е/ТЬ в глаголах с приставкой ОБЕС-/ОБЕЗ пишется в непереходных глаголах с приставкой ОБЕС-/ОБЕЗ-, обозначающих действие, замкнутое на самом субъекте (обессилеть от усталости, обескроветь (самому)).
  • -И/ТЬ в глаголах с приставкой ОБЕС-/ОБЕЗ- пишется в переходных глаголах с приставкой ОБЕС-/ОБЕЗ-, обозначающих действие, направленное на кого-то другого (обессилить врага, обескровить (кого-то другого)).

Может ли глагол «лаять» в неопределенной форме считаться однородным членом предложения?

Источник: https://xn--80aakeqfhfoqvpv.xn--p1ai/blog/podborka-pravil-glagol/

Глагольные окончания

  • 1. Различается написание личных окончаний у глаголов настоящего или будущего простого (если глагол совершенного вида) времени в зависимости от типа спряжения:
  • 1) глаголы I спряжения имеют окончания: -у(-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют):
  • несу, несешь, несет, несем, несете, несут;
  • 2) глаголы II спряжения имеют окончания: -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят):
  • сижу, сидишь, сидит, сидим, сидите, сидят.
  • Спряжение глаголов определяется двумя способами:
  • — по личному окончанию, если оно ударное:

петь — I спр. (петь — поют); сидеть — II спр. (сидеть — сидят)

  1. — по суффиксу неопределенной формы (инфинитива), если личное окончание безударное.
  2. Для простоты запоминания и понимания предлагаю немного пренебречь морфологией и просто перечислить глаголы, которые спрягаются по I спряжению, и те, что спрягаются по II.
  3. Итак, по правилам II спряжения будут изменяться:
  4. — глаголы, в неопределенной форме оканчивающиеся на ить(иться):
  5. вялить, готовить, ездить, жалить, жеманиться, канителиться, косить, кружить, лакомиться, манить, мерить, молить, нарядить, нездоровиться, нравиться, нянчить, пениться.
  6. + Глагол «мерить» и производные от него (домерить, померить, замерить и др.):
  7. мерю, меришь, мерит, мерим, мерите, мерят;
  8. + формы «меряю, меряешь, меряет, меряем, меряете, меряют» образуются от просторечного глагола «мерять» и считаются нелитературными.
  9. По правилам I спряжения изменятся:
  10. — исключения:
  11. брить (брею, бреешь, бреет, бреем, бреете, бреют);
  12. зиждиться (употребляется только в двух формах: зиждется — зиждутся;
  13. четыре глагола на ать(аться): гнать, держать, дышать, слышать;
  14. семь глаголов на еть(еться): видеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть.
  15. Остальные глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на «ать, еть, уть», а также глаголы на «оть» с безударными личными окончаниями.
  16. Вот некоторые из них:
  17. бормотать, выздороветь, греть, закабалять, закаляться, кликать, колебать(-ся), колоть, колыхать(-ся), краснеть, лепетать, лопотать, молоть, обожать, омрачать, паять, плакать, пороть, считать, сыпать, таять, топтать, тянуть, шептать.
  18. — глаголы «стлать» и «стелить» и производные от них (выстлать — выстелить, застлать — застелить, постлать — постелить, перестлать — перестелить):
  19. стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют.
  20. — глаголы типа «выздороветь, заиндеветь, опостылеть, опротиветь, плесневеть»:
  21. выздоровеешь, выздоровеет, выздоровеем, выздоровеете, выздоровеют.
  22. — в неопределенной форме и прошедшем времени глаголов «баятъ, блеять, веять, каяться, лаять, леять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять (не следует путать с глаголом таить), хаять, чаять, чуять» суффикс -ять, поэтому:
  23. таешь, тает, таем, таете, тают.

!!! Но: таИшь от таИть.

— глаголы хотеть, бежать, брезжить относятся к разноспрягаемым,

т.е. они имеют окончания I и II спряжений.

  • Так, глагол «хотеть» в единственном числе изменяется по I спряжению (хочешь, хочет), а во множественном числе — по II (хотим, хотите, хотят);
  • глагол бежать в 3-м лице множественного числа имеет окончание -ут (бегут), в остальных — окончания II спряжения: бежишь, бежит, бежим, бежите;
  • глагол брезжить имеет только две формы: 3-е лицо единственного числа — брезжит (II спряжение) и 3-е лицо множественного числа — брезжут (I спряжение).
  • — от глагола «мучить» употребляются формы как I, так и II спряжения:
  • мучаю, мучаешь, мучает, мучаем, мучаете, мучают и мучишь, мучит, мучим, мучите, мучат.
  • + Предпочтительными являются формы II спряжения, а формы I спряжения считаются разговорными, они восходят к устаревшему глаголу «мучать».
  • + У многих глаголов приставка вы- принимает на себя ударение, в результате чего возникает затруднение в написании. В этих случаях сомнительное окончание рекомендуется проверять бесприставочным словом:
  • выговорят — говорят (выговорить — говорИть), выспишься — спишь (выспаться — спать), выстрижешь — стрижёшь (выстричь — стричь).

2. Различаются близкие по звучанию формы 2-го лица множественного числа повелительного наклонения (определяем по «сделайте это живо!») и формы 2-го лица множественного числа настоящего или будущего (у глаголов совершенного вида) времени изъявительного наклонения (определяем по «вы сделаете это»)

  1. Например: стукнИте (первый вариант) и стукнЕте (второй вариант)
  2. Повелительное наклонение образуется с помощью суффикса -и- и окончания -те: сиди-те, пиши-те, прыгни-те;
  3. в изъявительном наклонении глагол имеет окончание в зависимости от спряжения: -ете или -ите. Сравниваем:
  4. I спряжение ПишИте аккуратней! (повелительное наклонение) — Вы пишЕте аккуратно, поэтому работу легко читать (изъявительное наклонение)

II спряжение ДержИте ручку правильно! (повелительное наклонение) — Если вы правильно держИте ручку, почерк получается красивый (изъявительное наклонение).

Ь пишется:

1) в неопределенной форме глагола (все помнят, что такое инфинитив?):

жечь — жечься, развлекать — развлекаться, читать;

2) в окончании 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени (то есть в тех глаголах, которые отвечают на вопрос «что делаешь? что будешь делать?»):

  • обожжёшь — обожжёшься, развлекаешь — развлекаешься;
  • 3) в повелительном наклонении после согласных:
  • брось, кинь, одень, оставь, прячь, режь;
  • + при образовании повелительного наклонения множественного числа «ь» сохраняется:
  • бросьте, киньте, оденьте, оставьте, прячьте, режьте.
  • + Исключение: лечь — ляг — лягте.
  • «Ь» не пишется:
  • — в формах типа «пойдемте, начнемте, сделаемте»;
  • — в личных формах у глаголов с корнем «да-»:
  • дастся (неопределенная форма — даться), выдастся (выдаться), задастся (задаться), отдастся (отдаться), придается (придаться), раздастся (раздаться);

Но! в инфинитиве данной группы глаголов «ь» сохраняется.

Источник: https://writercenter.ru/blog/grammar/glagolnye-okonchaniya.html

Много глагол в неопределённой форме может быть любым членом предложения. каким членом предложения является выделенное слово? 1) а от отца она унаследовала тёмный цвет волос и глаз, нервность и эту манеру всегда прихорашиваться. 2) россии петь — что стремиться в храм. 3) в турагентстве нам предложили выбрать самые интересные экскурсии. 4) через два часа было только одно желание — выпить кружку горячего чая с молоком. 5) он принимался напевать, не боясь, что кто-нибудь услышит его. 6) с неохотой он вылез из-за стола делать галант гостье

Всего ответов: 1

Ответы

Ответ разместил: alexlol2281)определение 2)подлежащее 3)дополнение 4)определение 5)принимался напевать- составное сказуемое 6)обстоятельство

Ответ разместил: Гость

нет, ерошить, ерошиться, ершиться — во всех однокоренных словах ударение падает на другие слоги. может, слово ёрш или ёршик. смысл у них другой, хотя по своему старому происхождениию произошли именно по этому значению от одного корня «ерш».

Ответ разместил: Гость

лес – это живое, лес и человек связаны между собой неразрывными нитями. без леса не будет природы, а без природы не будет человека. далеко не каждый человек чувствует свою ответственность перед ней. такое безответственное отношение — везде.

как-то раз в лесу я с друзьями собирал грибы и вдруг в куче ржавой проволоки увидела удивительной красоты птичку. она уже совсем обессилела, никак не может выпутать лапки. я кое-как разрезал ножичком проволоку и отпустила птичку. и тут я словно в первый раз огляделся вокруг.

всюду валяется битое стекло, какие-то мешки, остатки бетонных плит… как же этого не замечал раньше? что же мы, люди, делаем с лесом, которому должны поклоняться? ! и поклялся самому себе, что как только могу, буду исправлять человеческое невежество. если мы друзья леса, мы его должны беречь, ему. ведь всё зависит от нас.

как мы поступили с природой, так же и природа поступит с нами в дальнейшем. не могу понять людей, которые спокойно ходят через груды мусора…

Другие вопросы по Русскому языку

Русский язык, 27.02.2019 10:00, ПолныйPizdec

.(Втексте четыре абзаца. последний абзац отсутствует, а первые тир-перепутаны. расположи абзацы в правильном порядке и допиши последний абзац. а сейчас я удивляюсь проделкам карлсона. как малыш, жду встречи с ним. хорошо, что я ужеумею читать. теперь без взрослых можно путешествовать по волшебным странам. недавно вместе с элли и её друзьями я отправился в изумрудный город. нас ожидало множество приключений.).

Ответов: 3

Русский язык, 27.02.2019 10:20, Тохо2004

Разряд наречия — налево, направо, только, вправо, высоко, наперерез

Ответов: 4

Русский язык, 27.02.2019 19:30, vasili6513

Сочинение рассуждение натему «почему я люблю лето»

Ответов: 2

Источник: https://0tvet.com/russkij-yazyk/question17909472

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Теоретические материалы. материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

  • Задание 16
  • Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями)
  • Задание: В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
  • Второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно,  называются обособленными.
  • Он сердито швырнул окурок, зашипевший в луже, засунул руки в карманы расстегнутого, развеваемого ветром пальто и, нагнув еще не успевшую проясниться от дообеденных уроков голову и ощущая в желудке тяжесть скверного обеда, принялся шагать сосредоточенно и энергично.

В этом предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом (окурок (какой?), зашипевший в луже), и обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами (принялся шагать (как?), нагнув еще не успевшую проясниться от дообеденных уроков голову и ощущая в желудке тяжесть скверного обеда).

На обособление второстепенных членов предложения влияет:

1. порядок слов, т.е. место второстепенного члена по отношению к определяемому слову. а) Перевозчиков из деревни Часовни, лежащей на берегу, набежало множество, предлагая свои услуги.(обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова деревни)!!!б) снасть стояла брошенной поперек реки бечевы с поводками из тонких шнуров и волосяной лесы.(причастный оборот не обособлен, так как он находится перед определяемым словом бечевы).
2. наличие личного местоимения. а) Зараженный примером своего дяди, я начал подражать ему. Я, зараженный примером своего дяди, начал подражать ему.

  1. б) Изнеможенный, растерянный, он начал припоминать все молитвы.
  2. Он, изнеможенный, растерянный, начал припоминать все молитвы.
  3. Он начал припоминать все молитвы, изнеможенный, растерянный.
  4. (Обособлены причастный оборот, одиночные определения, так как относятся к личному местоимению).
3. наличие или отсутствие зависимых слов при второстепенных членах.
  • Яблоки, сбиваемые ветром, скатываются в самый панский двор.
  • (обособляется причастие с зависимым словом)
  • Одиночное причастие не обособляется.
4. наличие определенных предлогов при именах существительных, являющихся второстепенными членами предложения.   Немку, несмотря на ее полную безобидность, прислуга не любит.Благодаря связям и подвижности зятя, Авроре удавалось большинство своих писем пересылать жениху через курьеров.
5. добавочное обстоятельственное значение во второстепенном члене. Движимый добрым чувством, Абрумка вынул одну конфетку из банки, подал ее мальчику.(обособляется причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, так как имеет добавочное причинное значение: подал конфетку, потому что был движим добрым чувством).

Обособленные определения

1) обособляются распространенные согласованные определения, выраженные причастными оборотами или распространенными прилагательными, если стоят после определяемого существительного:

Особенно любил я беседы с ночными извозчиками, бедными подгорными крестьянами, прибывшими в столицу с окрашенными вохрой санишками и плохой клячонкой. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море, все покрытое мелкой рябью золотых чешуек.

2)  обособляются согласованные и несогласованные определения, если относятся к личному местоимению, независимо от места в предложении:

Желтый, высохший, с лысиной на всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе. Он ехал шагом, толстый, обрюзглый, с понурой головой и свислыми на грудь эполетами.

3) обособляются распространенные или одиночные определения, если они стоят перед определяемым существительным и имеют обстоятельственное значение причины, уступки, условия:

Исполненный недоумения, возвратился Юний на площадь. Рассерженный нами, пес бешено лаял и рвался с цепи.

4) обособляются два или более одиночных определения, если они стоят после определяемого слова, и особенно в тех случаях, когда определяемому существительному предшествует еще одно определение:

Острый топор Епифана неутомимо гнал от комля к вершине нервущуюся щепу, длинную и широкую. Полусмешная вражда, старинная и глубоко укоренившаяся, готова была, казалось, прекратиться от пугливости лошади. Из черной тучи, огромной и грозной, веером рассыпались молнии. С нею был юноша, красивый и сильный.

5) обособляются несогласованные определения, выраженные косвенным падежом существительного, стоящие после определяемого слова и имеющие характер дополнительного (добавочного) сообщения.

Маленький Тема, бледный, с широко раскрытыми глазами, стоял перед сломленным цветком.

Повар, в грязном белом фартуке, белокурый, ленивый, молодой, из бывших крепостных, Аким собирается разводить плиту. Отец, седой, хмурый по обыкновению, в белом кителе, что-то озабоченно соображает.

6) Обособляются определения, если они оторваны от определяемого слова:

Облака ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга, мешали свои цвета и формы, поглощая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях, величественные и угрюмые. Морозка протискался в дверях и стал рядом с Дубовым, сумрачный и злой. Это были броненосцы второго класса, старые, с малым ходом. Епифан встретил его с колом в руке, темный от гнева.

7) обособляются несогласованные определения, выраженные сравнительной степенью прилагательного:

Мысль, страшнее прежней, заставила его содрогнуться. Какой свет, тоньше и чище солнечного света, разлился по малейшим складкам твоей одежды?

Обособленные обстоятельства

1) обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, независимо от его места в предложении:

Он решил помириться со старым своим соседом, уничтожить следы ссоры, возвратив ему его достояние. Облегчив душу благим намерением, Кирилла Петрович рысью пустился к усадьбе и въехал прямо на двор. Он приближался, держа фуражку, наполненную вишнями.        

2) Обособляются два или несколько одиночных обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями:

Аграфена принялась помогать ей, охая и причитая. Девочка, улыбаясь и лопоча, протягивала ручонки. Солнце, искрясь и сверкая, играло на гребнях волн.

3) Обособляются обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями, особенно если они стоят в начале или в середине предложения:

Поднявшись, Семен вышел в сени, зачерпнул в кадушке ковш холодной воды и пил, не отрываясь, пока не заныли зубы. Засмеявшись, все вышли в сени. Бабы, перебраниваясь, разошлись по домам.

4) Обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, согласно, вопреки, вследствие, при отсутствии, по причине, в случае,  при наличии, ввиду, несмотря на:

Казак мой, вопреки приказаниям, спал крепким сном. К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены. Несмотря на страх, я пошел по галереям подземелья.

!!!

  • Не обособляются фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия: И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. Николай работал засучив рукава.
  • Не обособляются деепричастия с наречным значением (они обычно отвечают на вопросы как? Каким образом? В каком положении?): Ирина стояла не двигаясь. Обломов принимал гостей лежа. Казак отошел не торопясь. Я наблюдал эту сцену не отрываясь. По дороге к большому городу не спеша идет мальчик. В Нехлюдове не переставая в продолжение этих двух дней шла внутренняя, не сознаваемая им борьба.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/01/04/podgotovka-k-ege-po-russkomu-yazyku-teoreticheskie-materialy

Ссылка на основную публикацию