20 примеров сложносочиненных предложений с разными союзами

  • ·                   Сегодня мы продолжим знакомство со сложносочинённым предложением.
  • ·                   Поговорим о сложносочинённых предложениях с разделительными союзами.
  • ·                   И подробнее рассмотрим смысловые отношения в таких предложениях.
  • Сложносочинённое предложение – предложение, части которого связаны сочинительными союзами и интонацией.

Части сложносочинённых предложений равноправны. Союз не входит ни в одну из предикативных частей.

Смысловые отношения между частями таких предложений выражаются при помощи союзов.

Как мы помним, сочинительные союзы бывают соединительными, противительными и разделительными. И сегодня нас интересуют предложения с разделительными союзами.

К разделительным союзам относятся или, то… то, не то… не то, то ли… то ли, либо… либо. Разделительные союзы призваны показать равноправие действий. При этом они выражают в сложносочиненных предложениях чередование или взаимоисключение

20 примеров сложносочиненных предложений с разными союзами

Интересно то, что два этих вида отношений являются противоположностями. При взаимоисключении нам предлагается выбрать какой-то один вариант. При чередовании оба варианта сменяют друг друга .

Рассмотрим подробнее союз или и те отношения, которые он выражает в частях сложносочиненных предложений.

Речь звучала невнятно, или просто слушатели ее не так поняли. Одно действие исключает второе. Взаимоисключение.

Немедленно приступай к работе, или я рассержусь. Исключают ли два варианта друг друга? Конечно.

Союз или также может быть повторяющимся: Или ты извинишься перед сестрой, или вы с ней поссоритесь. Но в любом случае между частями предложения возникают отношения взаимоисключения.

Обратимся теперь к союзу то … то.

То весь класс сделает задание, то половина класса забудет его записать. Здесь события чередуются. Значит, выражается чередование.  

То дождь льет, то солнце светит. И опять перед нами чередование.

То половица где-то скрипнет, то сова прокричит. Опять чередование.  

К разделительным относится также союз не то… не то.

Не то задача легкая, не то мы такие умные. Выражается, конечно, взаимоисключение.

Не то ночи светлые, не то я проспал. И вновь взаимоисключение.

Не то зарево полыхает в отдалении, не то наступает рассвет. И опять нам предлагается выбрать из двух вариантов один.

Союз  то ли… то ли практически равен по значению союзу не то… не то. Мы даже можем проставить то ли… то ли во всех наших предложениях.

Союз либо… либо также близок по значению к то ли… то ли и не то… не то.

Либо ты мне отвечаешь, либо я сам нахожу ответ. Выражается взаимоисключение.

Либо мы поспешим, либо автобус уедет без нас. Явное взаимоисключение.

Либо мой компьютер сломался, либо я забыл его включить. И здесь мы видим взаимоисключение.

В сложносочинённых предложениях в современном русском языке союз либо может быть только повторяющимся. А вот в художественных произведениях между частями сложносочиненного предложения можно увидеть и одиночный союз либо. В сборнике сказов Павла Бажова «Малахитовая шкатулка» мы встречаем такие предложения:

  1. Угорел, может, либо затменье на него нашло.
  2. Видно, сами не толкуют, либо случая такого не подошло.
  3. Только пыль столбом либо брызги во все стороны.
  4. 20 примеров сложносочиненных предложений с разными союзами

Во всех этих случаях союз либо соединяет части сложносочиненных предложений. Смысловые отношения между частями – взаимоисключение.

  • Таким образом, можно очень просто определить значение в сложносочиненном предложении с разделительным союзом.
  • Союз или и схожие с ним по значению союзы не то… не то, то ли… то ли, либо… либо помогают установить между частями отношения взаимоисключения.
  • А союз то… то помогает выразить отношения чередования.

Обязательно нужно проявлять внимание и не путать разделительные союзы с местоимениями. Не то в книге написано что-то не то, не то мы плохо разбираемся в теме.

Не то… не то – повторяющийся разделительный союз, выражает смысловые отношения чередования.

Не то – указательное местоимение с отрицательной частицей.

Из-за созвучия союза и местоимения наше предложение звучит некрасиво. Таких повторов лучше избегать.

  1. В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами части обычно можно поменять местами.
  2. То дождь льет, то солнце светит.
  3. То солнце светит, то дождь льет.  
  4. Не то ночи сейчас светлые, не то я проспал.
  5. Не то я проспал, не то ночи сейчас светлые.
  6. Но менять части можно не во всех таких предложениях.
  7. Немедленно приступай к работе, или я рассержусь. 
  8. Что же нам требуется запомнить?
  9. В сложносочинённом предложении части могут соединяться при помощи разделительных союзов: или, то… то, не то… не то, то ли… то ли, либо… либо.
  10. При этом между частями возникают отношения чередования или взаимоисключения.

Источник: https://videouroki.net/video/12-slozhnosochiniennyie-priedlozhieniia-s-razdielitiel-nymi-soiuzami.html

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

Сложное предложение – предложение, в котором две и более грамматические основы. Виды сложных предложений можно представить в следующей схеме:

Сложные предложения:

1. Союзные
2. Бессоюзные. Я сижу в своем саду, горит светильник.
3. С разными видами связи. Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.

Сложносочинённые. Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.

Сложноподчинённые. Я знаю, что я ничего не знаю.

  • Давайте разбираться по порядку.
  • Со сложносочинёнными предложениями всё довольно просто:
  • Между простыми предложениями, входящими в состав сложного предложения, ставится запятая: Настало утро, и все разошлись по домам.
  • Запятая не ставится, если соединенные союзами предложения имеют общие второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот или общее придаточное предложение: Из окна видна Волга и высоко поблёскивают звёзды (общий член – «из окна»).
  • Сложноподчинённые предложения
  • Ставим запятую:
  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного: Мы тронулись, когда взошло солнце. Сообщите, где вы остановились. Чтобы не промок ребёнок, его закутали в плащ.
  • при использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы. В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них: Он не явился в школу, потому что заболел. Мы ушли только потому, что стало темно.
  • между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения: Очевидно было, что он прав и что я кругом виноват.

Не ставим запятую:

  • между стоящими рядом союзами что если, что хотя, если дальше имеется вторая часть союза то или так: Он сказал, что если погода не исправится, то о рыбалке надо забыть.
  • если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не: Он начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.
  • если придаточную часть составляет одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.
  • перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно: Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
  • перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.

В бессоюзных сложных предложениях всегда есть какой-либо знак препинания. Важно понять – какой. Разбираемся!

Запятую ставим

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.

Двоеточие ставим:

  • второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что): Любите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни.
  • второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова, а именно): Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
  • второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что: “чувствую, что…”): Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону.
  • второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?

Тире ставим:

  • при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
  • при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но): Саша глуп – (=а) Петя умён.
  • если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если): (Когда) Лес рубят – щепки летят.
  • при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто): Молвит слово –(=будто) соловей поёт.
  • если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому): Солнце дымное встаёт – (=поэтому) будет день горячий.

Сложное предложение с разными видами связи представляет собой комбинацию из уже известных нам сложных предложений. Поэтому важно определить, какой связью координируются части предложения. Знаки препинания ставим, исходя из этого. Больше всего вопросов возникает, когда сочинительные и подчинительный союзы оказываются рядом. Когда их нужно разделять запятой? Тут всё просто:

Запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но. В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.

Сравните:
Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем.
Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Подведём итоги

Сначала нам нужно определить, простое предложение или сложное. Для этого считаем количество грамматических основ.

Если предложение простое, обращаем внимание на подлежащее и сказуемое – не относятся ли они к тем, между которыми надо ставить тире?
Осложнено ли это простое предложение? Есть ли в нём однородные члены предложения, вводные слова или конструкции, обращения, союз «как»?
Если это предложение сложное, нам нужно определить вид сочинительной связи.

Сочинительные союзы: и, а, но, да. Тут просто – если они есть, значит, предложение сложносочинённое. Если у частей сложносочинённое предложение нет общего члена, смело ставим запятую.

Если не видим сочинительных союзов, а видим какие-то другие, скорее всего, предложение сложноподчинённое. Проверяем, не разделили ли мы какие-нибудь союзные слова лишней запятой.
Если никаких союзных слов не видим, а предложение сложное, значит, оно бессоюзное. Наша задача – определить, какой именно знак разделяет части бессоюзного сложного предложения: запятая, тире или двоеточие.

Если в предложении видим и союзы (или союзные слова), как сочинительные, так и подчинительные, и бессоюзную связь, ориентируемся на каждый вид связи отдельно. Особое внимание обращаем на наличие во второй части союзов то, так, но.

Источник: https://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/teoriya/punktuaciya_raznye_vidy

СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ССП)

В сложносочинённых предложениях части соединены сочи­нительными союзами; в этих предложениях в большинстве слу­чаев представлено смысловое равноправие частей, а смысловые отношения между частями выражаются союзами.

Читайте также:  "парашут" или "парашют", как пишется на русском языке?

В ССП упот­ребляются соединительные, противительные, разделительные, пояснительные, градационные и присоединительные (подроб­ную классификацию союзов по значению см. в предшествующих уроках) сочинительные союзы.

Рассмотрим основные типы сложносочинённых предложений.

1. ССП с сочинительно-соединительными союзами /и, да (=и), ни… ни…, как… так и/.

а/ Лягушки надрывались в окрестных болотах,и до головной боли пахло багульником. (К.Г.Паустовский)

б/ Тоска любви Татьяну гонит,/И в сад идёт она грустить,/И вдруг недвижны очи клонит,/И лень ей далее ступить. (А.С.Пуш­кин)

в/Лишь причудливо избы сутулятся,/Да роса звонко капает с крыш,/Да пасётся предзорная конница,/ Утонувши в туманы по грудь,/Да берёзки прощаются-клонятся,/ Словно в дальний собра- лися путь! (С.Клычков)

г/ Уже через версту начинает ломить у неё спинуи тяжелеют ноги. (Ю.П.Казаков)

Примечание. Части ССП данной группы, связанные пе­речислительной интонацией, выражают связь явлений, которые происходят одновременно (т.е. между ними возникают отноше­ния одновременности) или следуют одно за другим (отно­шения следования).

Однако зачастую трудно однозначно оп­ределить, с каким видом отношений мы имеем дело в конкрет­ном случае (ср. пример а/).

Как правило, на одновременность событий указывает наличие (или возможность наличия) в каж­дой предикативной части союзов и и да (повторяющихся союзов) или наличие общего второстепенного члена (ср. примеры б/, в/, г/).

Основное, соединительное значение одиночного союза и мо­жет осложняться следственным (пример д/) или проти­вительным (примере/)значением:

д/ Погода была тихая,и пруд словно заснул. (И.С.Тургенев)

е/ Время шло,и никакой перемены в наших отношениях не было. (В.В.Вересаев)

Повторяющийся союз ни… ни… употребляется в ССП при наличии от­рицания:

Ни сам никуда не ездил,ни у себя никого не принимал. (М. Е. Салтыков- Щедрин)

ССП с двойным сочинительно-соединительным союзом как… так и:

Как в часах результат сложного движения бесчисленных раз­личных колёс и блоков есть только медленное и уравномеренное движение стрелки…,так и результатом всех сложных человече­ских движений … был только проигрыш Аустерлицкого сражения. (Л.Н.Толстой)

2. ССП с сочинительно-противительными союзами: а, но, да (=но), однако, же, зато/.

Предложения данной группы всегда состоят из двух частей и, обладая общим противительным значением, могут быть трёх основных видов:

а/ предложения с противопоставительными отношениями между частями, когда одно явление противопоставляется друго­му:

Князю было около пятидесяти лет,но он казался гораздо ста­рее. (А.С.Пушкин)

Я бы в лес за шоссе пришла,да как мне отлучиться из дому? (И.А.Бунин)

Солнце зашло недавно,однако было темно, как ночью. (А.П.Че­хов)

Примечание. Сочинительно-противительный союз одна­ко всегда начинает вторую часть ССП. Омонимичное ему ввод­ное слово «однако» стоит в середине или в конце предложения и соответственно на письме обособляется.

б/ предложения с сопоставительными отношениями: И он встречал её в тени,/А я следил и пел их встречи. (А. Блок) В комнатах светло, на двореже стужа и темнота. (А.П.

Че­хов) — союз же, подобно союзам тоже и также (см.

ССП с сочинительно-присоединительными союзами), всегда стоит не в начале второй части предложения, а непосредственно за сло­вом, которое противопоставляется слову первой части.

в/ предложения, в которых вторая часть компенсирует, возмещает значение первой:

Рановато, конечно,зато у костра посидим и самую зорьку за­станем. (А.П.Чехов)

4. ССП с сочинительно-разделительными союзами: или (иль), либо, не то… не то…, то ли… то ли…, то… то…/ представлены двумя основными группами: предложения со значением взаи­моисключения и со значением чередования ( с союзом то…, то…):

И редко чуть блеснёт булат,/ Заржавый от крови в сраженье,/ Иль крикнет вдругв уединенье/ Близ стана русский часовой. (М.Ю.Лермонтов)

Разделительные союзы или и либо могут быть одиночными и повторяющимися. Ср.:

О север, север-чародей,/Иль я тобою околдован,/Иль в самом деле я прикован/ К гранитной полосе твоей. (Ф.И.Тютчев)

Черновые текстылибо уничтожал ластик,либо они заклеива­лись полосками бумаги. (А.Вознесенский)

Союзы не то… не то…, то ли… то ли…, то… то… — только повторяющиеся:

Не то светало,не то темнело. (Ю.Герман) То ли скрипит уключина весла,то ли выпь кричит на озере. То падал как будто туман,то вдруг припускался косой, круп­ный дождь. (Л.Н.Толстой)

5. ССП с сочинительно-пояснительными союзами /то есть, а именно/.

В предложениях данной группы вторая часть поясняет значе­ние первой:

12 июня силы Западной Европы перешли границы Европы, и на­чалась война,то есть совершилось противное человеческому разу­му и всей человеческой природе событие. (Л.Н.Толстой)

6. ССП с сочинительно-градационными (близки к сочинительным и противительным союзам) союзами /не только… но и, не то чтобы… но/.

  • Градационные союзы относятся к разряду двойных и подчёр­кивают сходство между частями ССП; предложения с этими со­юзами всегда имеют в своём составе только две части:
  • Варваруне только не мучает совесть,но и само понятие греха ей недоступно.
  • Не то чтобы он не доверял своему напарнику,но кое-какие со­мнения на его счёт у него оставались.

6. ССП с сочинительно-присоединительными (в школьной практике рассматриваются как соединительные союзы!) союзами ( да и, тоже, также).

Союз да и, присоединяющий вторую часть, указывает на добавочность информации:

Где она, я не знаю,да и не хочу знать. (Ю.Казаков)

Союзы также, тоже указывают на сходство между частями ССП:

Странный старичок говорил очень протяжно, звуки его голоса также изумили меня. (И.С.Тургенев)

Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная, звёзды тоже хмурились. (А.П.Чехов)

Примечание. Особенностью, отличительной чертой сою­зов тоже у также является то, что они не стоят в абсолютном начале второй предикативной части, а находятся внутри неё.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/29341.html

Контент / Синтаксис и пунктуация / Сложные предложения. Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение — Я знаю!

  • Сложные предложения
  • Сложное предложение — это предложение с двумя или несколькими предикативными основами, причем простые предложения в составе сложного образуют смысловое и интонационное целое.
  • Основные виды сложных предложений.
  • Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.
  • Союзные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.
  • Таким образом, существует три основных вида сложных предложений:
  • сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные.
  1. Сложносочиненное предложение (ССП)
  2. простые предложения связаны между собой сочинительными союзами и интонацией.
  3. В ССП простые предложения равноправны.
Наступила ночь, и в домах зажглись огни.
  • Сложноподчиненное предложение (СПП)
  • простые предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.
  • В СПП одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного).
Когда наступила ночь, в домах зажглись огни.
Бессоюзное предложение (БСП) простые предложения связываются без союзов, интонацией. Наступила ночь, в домах зажглись огни.

Сложносочиненное предложение.

Сложносочиненные предложения бывают:

с соединительными союзами И, ДА, ДА И, А(=И), ТОЖЕ, ТАКЖЕ с противительными союзами НО, А, ДА(=НО), ОДНАКО, ЗАТО
  1. с разделительными союзами
  2. ИЛИ(ИЛЬ), ЛИБО, ТО-ТО,
  3. ТО ЛИ…ТО ЛИ
Зазвучала музыка, и праздник начался. Музыка стихла, но праздник продолжался. То ли музыканты устали, то ли праздник закончился.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Между частями сложносочиненного предложения ставится запятая. Самолет остановился, и пассажиры пошли к выходу.
  • Запятая не ставится в трех случаях:
  • 1) если части ССП имеют общий второстепенный член;
  • 2) если части ССП имеют общее придаточное предложение;
  • 3) если все части ССП являются вопросительными, восклицательными или побудительными предложениями.
  • 1) Потом самолет остановился и пассажиры пошли к выходу.
  • 2) Самолет уже остановился и пассажиры пошли к выходу, когда зазвонил телефон Димы.
  • 3) Самолет остановился и пассажиры пошли к выходу?

Примечание: Иногда между частями сложносочиненного предложения перед союзом И ставится тире, если в предложении есть резкое противопоставление или быстрая смена событий.

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима (А.С.Пушкин).

Сложноподчиненное предложение.

Особенности СПП:

  1. — Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного предложений.
  2. — Главное и придаточное предложения соединяются с помощью подчинительных союзов и союзных слов.
  3. — В предложении может быть один, два и более придаточных предложений.
  4. — Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.
  5. — Придаточные предложения отделяются от главного запятыми.

Строение СПП:

Придаточное предложение может стоять после главного: Придаточное предложение может стоять в середине главного: Придаточное предложение может стоять перед главным:
Надо много знать, чтобы много уметь. [=], (чтобы =). Даша достала ключи и, когда вышел брат, заперла дверь. [– = и, (когда = –), =]. Пока шел дождь, мальчики стояли под навесом. (Пока = –), [– =].

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении:

Подчинительные союзы                простые                              составные Союзные слова
  • что
  • чтобы
  • ибо
  • когда
  • пока
  • как
  • словно
  • если
  • и др.
  1. потому что
  2. оттого что
  3. так как
  4. лишь только
  5. как будто
  6. с тех пор как
  7. в связи с тем что
  8. и др.
  • который
  • какой
  • кто
  • что
  • как
  • где
  • куда
  • когда
  • и др.
Не являются членами предложения. Присоединяют придаточное предложение к главному или другому придаточному. Являются членами предложения. Присоединяют придаточное предложение к главному или другому придаточному.
  1. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.
  2. По характеру подчинения нескольких придаточных предложений они разделяются на три типа:
  3. — придаточные предложения с однородным подчинением;
  4. — придаточные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:
  5. — придаточные предложения с последовательным подчинением.
  • Придаточные предложения с однородным подчинением.
  • Особенности:

1) относятся к одному и тому же главному предложению; 2) отвечают на один и тот же вопрос;3) между собой связаны сочинительными союзами либо бессоюзно.

  1. Это однотипные придаточные предложения.  
  2. Пример: Он радовался, что праздник удался, что гости довольны, что они веселятся вовсю.  
  3. Пояснение:
  4. 1) все три придаточных предложения относятся к главному предложению Он радовался:

Он радовался (чему?), что праздник удался. Он радовался (чему?), что гости довольны. Он радовался (чему?), что они веселятся вовсю. 2) все придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос чему? 3) они связаны с главным предложением одним и тем же союзом что. Это однотипные придаточные предложения.

  • Придаточные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением
  • Особенности:
  • 1) относятся к одному и тому же главному предложению; НО!
  • 2) отвечают на разные вопросы – то есть являются придаточными разного типа.  
  • Пример:
  • Если посмотреть на луну в телескоп, то можно увидеть, что у нее весьма своеобразная поверхность.
  • Пояснение:
  • 1) оба придаточных предложения относятся к одному и тому же главному предложению можно увидеть;
  • НО!

2) первое придаточное отвечает на вопрос при каком условии? Второе – на вопрос что? То есть отвечают на разные вопросы.Это разнотипные придаточные предложения, хотя и относятся к одному и тому же главному предложению.

  1. Придаточные предложения с последовательным подчинением
  2. Особенности:
  3. 1) главному предложению подчинено одно придаточное;
  4. 2) этому придаточному предложению, в свою очередь, подчинено следующее придаточное предложение – таким образом, первое придаточное предложение является главным для следующего.
  5. Пример:
  6. Мальчик стоял под навесом и смотрел, как бегут ручейки к луже, которая росла на глазах.
  7. Пояснение:

1) к главному предложению Мальчик стоял под навесом и смотрел относится только одно придаточное: как бегут ручейки к луже. А следующее придаточное предложение (которая росла на глазах) уже никак не связано с главным, относится к предыдущему придаточному, которое и является для него главным предложением: Бегут ручейки к луже (какой?), которая росла на глазах.

ПРИМЕЧАНИЕ: нередко встречаются сложноподчиненные предложения с комбинированным подчинением: однородное + параллельное, однородное + последовательное, последовательное + параллельное и т.д. Поэтому при разборе предложения будьте внимательны.

Знаки препинания в СПП.

  • Между главным и придаточным предложениями ставится запятая.
  • Если придаточное предложение находится в середине, то оно с обеих сторон выделяется запятыми.
  • Придаточные предложения также отделяются друг от друга запятыми.
  • Дед сказал, что весна будет теплая.
  • Дед сказал, что весна будет теплая, и улыбнулся.
  • Дед сказал, что весна будет такая же теплая, как и в прошлом году, когда посевы взошли раньше, чем ожидали сельчане.
  1. Исключение.
  2.  Если однородные придаточные предложения соединены неповторяющимися союзами И, ИЛИ, то запятая между ними не ставится:
  3. Дед сказал, что весна будет теплая и что урожай уродится богатый.

Источник: http://test1.czl23.ru/plugins/content/content.php?content.163

Сложносочиненное предложение с однородными членами

ЗАДАНИЕ 16. ТЕОРИЯ. ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

В ЕГЭ по русскому языку все задания по пунктуации являются узкоспециализированными: каждое посвящено определённым темам. И запятые в каждом конкретном задании требуется поставить лишь те, которые относятся к данному правилу. Поэтому работать следует по алгоритму, не привнося от себя ничего лишнего.

Задание 16 из ЕГЭ по русскому языку посвящено знакам препинания в сложносочинённых предложениях (ССП) и в предложениях с однородными членами.

ЧТО НЕОБХОДИМО НАЙТИ В КАЖДОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ?

1) Грамматические основы (подлежащее и сказуемое). 2) Все союзы. 3) Все однородные.

  • АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ССП.
  • 1) Нашли две основы — перед нами ССП.
  • 2) Смотрим в начало (ищем обстоятельство времени/места).
  • 3) Смотрим в начало второй части (ищем обстоятельство времени/места).

ССП. Есть несколько основных типов ССП, которые встречаются в задании 16.

1) ССП, во второй части которого подлежащее выражено местоимением.

В некоторых предложениях все действия выполняет один субъект, но выражен он при помощи двух подлежащих, которые относятся к разным частям. Проще говоря: будьте внимательны и не пропускайте личные местоимения. Иначе Вы можете принять ССП за простое предложение. Запятая перед союзом нужна.

СТАРИК мечтал поймать большую рыбу, и ОН упорно шёл к своей цели.

2) ССП. Сложное предложение с двумя основами и без каких-либо хитростей. Запятая перед союзом нужна.

Пожилой джентльмен задумчиво сидел в кресле, и разговоры гостей не отвлекали его от размышлений.

3) ССП с общим второстепенным.

Если у обеих частей ССП есть общий зависимый член предложения, то запятую перед союзом ставить не нужно (кроме союзов НО, А, ОДНАКО, ЗАТО, ДА=НО — перед ними запятая нужна всегда). Чаще всего общим второстепенным бывает обстоятельство (времени или места). И стоит оно в начале предложения. Запятая перед союзом не нужна.

В ПОНЕДЕЛЬНИК дедушка купил удочку и бабушка испекла пирожки.

4) ССП, в котором в обеих частях есть обстоятельства времени/места.

Иногда Вам может показаться, что в ССП есть общий второстепенный член (обстоятельство времени или места в начале предложения). Тут следует проявить внимательность.

Во второй части предложения может быть своё, новое обстоятельство времени/места. В таком случае, безусловно, общего зависимого члена у предложений не будет. Запятая нужна.

Важно помнить: обстоятельству времени должно соответствовать обстоятельство времени, а обстоятельству места — обстоятельство места.

В ПОНЕДЕЛЬНИК дедушка купил удочку, и В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ бабушка испекла пирожки.

5) ССП, в начале которого есть обстоятельство времени/места, но ПО СМЫСЛУ оно относится только к первой части. Запятая нужна.

НА ОКНЕ лежат сливы, и мальчик грустно смотрит на них.

6) ССП, в котором одна часть — безличное предложение. Запятая перед союзом нужна.

Мы выносим такие предложения в отдельный тип, т.к. в них часто допускают ошибки. Следует научиться узнавать безличные предложения и не путать их с обстоятельствами.

Темнело, и одинокие путники спешили домой.

ОДНОРОДНЫЕ.

1) Между однородными членами предложения должны быть ЗАПЯТАЯ или СОЮЗ. Не бывает такого, чтобы ни того, ни другого. Следите за этим внимательно.

  1. 2) Выучите наизусть основные сочинительные союзы:
  2. и; тоже; также; да=и
  3. но; однако; зато; да=но; а
  4. или; либо
  5. 3) Запомните основные ДВОЙНЫЕ СОЮЗЫ, которые могут Вам встретиться:

не только … , но и …

как … , так и …

хотя и … , но …

не столько … , сколько …

  • СЛУЧАИ С ОДНОРОДНЫМИ.
  • 1) Два однородных, между которыми союз.
  • Старушка разводила КОШЕК и СОБАК.
  • 2) Однородные с повторяющимися союзами.

ПРАВИЛО. При повторяющихся союзах запятые начинаем ставить ПОСЛЕ ПЕРВОГО ОДНОРОДНОГО и т.д., кроме последнего.

  1. — Старушка разводила и КОШЕК, и СОБАК, и ПОПУГАЙЧИКОВ.
  2. — Старушка разводила КОШЕК, и СОБАК, и ПОПУГАЙЧИКОВ.
  3. — Старушка не разводила ни КОШЕК, ни СОБАК.
  4. 3) Однородные, сгруппированные по два.
  5. Старушка разводила КОШЕК и СОБАК, ПОПУГАЙЧИКОВ и ХОМЯКОВ.
  6. 4) Однородные с двойными союзами.
  7. — Старушка разводила не только КОШЕК, но и СОБАК.
  8. — Старушка разводила как КОШЕК, так и СОБАК, как ПОПУГАЙЧИКОВ, так и ХОМЯКОВ.
  9. 5) Несколько групп однородных.

В предложении может быть несколько групп однородных, не связанных между собой. Необходимо очень внимательно прочитать предложение и понять, какие члены предложения связаны между собой.

Григорий Печорин РАЗРУШИЛ жизни многих женщин и мужчин И НАДОЕЛ самому себе.

6) Союз ДА.

Этот союз может иметь значение союза НО или значение союза И. Вам следует определить, в каком значении стоит союз ДА, и поставить знак в соответствии с правилом (если он в значении союза НО, то запятая нужна в любом случае; если он в значении союза И, то правилом следует руководствоваться в зависимости от ситуации).

Обломов мог бы прожить интересную жизнь, ДА помешала лень.

Из написанного Шолоховым я знаю “Судьбу человека” ДА “Тихий Дон”.

ЗАДАНИЕ 16. ПРИМЕРЫ. Образец классификации.

  • ССП.
  • 1) ССП, во второй части которого подлежащее выражено местоимением.
  • Михаил сдал экзамен очень хорошо, и этим он порадовал учителя.

2) Сложное предложение с двумя основами и без каких-либо хитростей. Запятая перед союзом нужна.

  1. Гуси пошли спать, и утки пошли спать.
  2. 3) ССП с общим второстепенным.
  3. Вечером гуси пошли спать и утки пошли спать.
  4. 4) ССП, в котором в обеих частях есть обстоятельства времени/места.
  5. Вечером гуси пошли спать, и тогда же утки пошли спать.

5) ССП, в начале которого есть обстоятельство времени/места, но ПО СМЫСЛУ оно относится только к первой части. Запятая нужна.

На сцене разворачивалась драка, и зрители с удивлением наблюдали за этим.

6) ССП, в котором одна часть — безличное предложение. Запятая перед союзом нужна.

  • Вечерело, и все жители окрестных домов вышли в парк смотреть салют.
  • ОДНОРОДНЫЕ.
  • 1) Два однородных, между которыми союз.
  • Многие не верили в Александра Легкова и удивлялись впоследствии его успехам.
  • 2) Однородные с повторяющимися союзами (у каждого однородного по союзу).
  • Для поступления в университет необходимо было сдать и английский, и русский, и обществознание.
  • 3) Однородные с повторяющимися союзами (у первого однородного нет союза).
  • Ребятишки любили печенье, и конфеты, и вафли.
  • 4) Однородные с повторяющимися союзами (два однородных).
  • Графа убил либо садовник, либо дворецкий.
  • 5) Однородные, сгруппированные по два.
  • Мы заведём мышей и крыс, ящериц и лягушек.
  • 6) Однородные с двойными союзами.
  • Я не взяла с собой не только палатку, но и спальник.
  • 7) Однородные с двойными союзами, сгруппированные по два.
  • Пушкин писал как эпиграммы, так и эпитафии, как повести, так и поэмы.
  • 8) Несколько групп однородных.
  • Керуак повидал много людей и мест и написал об этом несколько романов.
  • В дружине князя были его сыновья и братья из ближних и дальних поселений княжества.
  • 9) Союз ДА=И.
  • Поначалу Гарри Поттеру доставляли проблемы только Дурсли да одноклассники.
  • 10) Союз ДА=НО.
  • Раскольников хотел признаться Порфирию Петровичу, да передумал.

Источник: https://russkij.shkolkovo.net/catalog/slozhnosochinyonnoe_predlozhenie/slozhnosochinennoe_s_odnorodnymi_chlenami

Уступительные сложносочиненные предложения с союзами но, да

Мусатова Г. А. Уступительные сложносочиненные предложения с союзами но, да [Текст] // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 57-60. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/79/3664/ (дата обращения: 31.10.2019).

В сложносочинённых предложениях с уступительной семантикой выражается взаимное несоответствие фактов, действий, явлений, о которых говорится в соединяемых простых предложениях.

Несоответствие между содержанием этих предложений состоит в том, что излагаемое во второй части совершается вопреки тому, что было бы естественно и закономерно, желательно или необходимо при тех условиях или обстоятельствах, о которых сообщается в первой части.

второе апреля, но вдруг начинает идти снег (В. А. Каверин «Два капитана»).

Он был приветлив с ней и сердечен, но всё же в обращении с ней, в его тоне и ласках сквозила тенью лёгкая насмешка (А. П. Чехов).

Первая часть передаёт информацию, аналогичную той, которая заключена в придаточной части сложноподчинённого предложения с уступительным союзом, то есть имеет значение недостаточного или отвергаемого основания. Ср.

: Несмотря на то что он был приветлив с ней и сердечен, в его тоне и ласках сквозила насмешка.

Внимательно рассмотрим сложносочинённые предложения с союзом но.

Предложения данного типа выражают отношения уступительного противопоставления, возместительного противопоставления.

ССП имеет значение уступительного противопоставления, если союз но соединяется с частицами всё-таки, всё же (1), если в одно из сочетающихся предложений вводятся наречия ещё, всё ещё, уже (2).

Общее значение данных предложений следующее: 1) во второй части сообщается о событии, противоположном ожидаемому на основании содержания первой части; 2) события второй части совершаются вопреки тому, что могло бы ожидаться на основании первой части.

1 Он [Стива] втянул голову в плечи и хотел иметь жалкий и покорный вид, но он всё-таки сиял свежестью и здоровьем (Л. Н. Толстой «Анна Каренина»).

Княжна Марья не выезжала по случаю траура, а Николай не считал приличным бывать у них, но губернаторша всё-таки продолжала своё дело сватовства (Л. Н. Толстой «Война и мир»).

Может, он и притворялся малость; но всё же лицо его воспалено было, пересмягшие губы полураскрыты, точно в жару… (И. А. Бунин «Весенний вечер»).

2 Голос у него ещё ломался, но он прекрасно пел (Л. Н. Толстой «Воскресение»).

Солнце не вышло из-за гор, но лучи его уже золотили верхушки деревьев (И. А. Гончаров «Обрыв»).

Ромашов сел на кровати. Становилось темно, но он ещё хорошо видел всю свою комнату (А. И. Куприн «Поединок»).

Крупные строевые экземпляры деревьев по пути почти везде уже были срублены, но тайга всё ещё внушительна и красива (А. П. Чехов).

Ещё более отчётливо отношения уступительного противопоставления бывают выражены тогда, когда значение союза но усиливается соотносительными наречиями ещё, всё ещё, уже, при этом одно из соединяемых простых предложений часто бывает отрицательным.

Вечер ещёне наступил, но между деревьями уже бродили лёгкие задумчивые тени (А. И. Куприн «Поединок»).

Ещёнигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке (И. С. Тургенев «Бежин луг»).

В июльские вечера и ночи ужене кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь всё ещё прекрасна и полна жизни (А. П. Чехов «Степь»).

Иногда к союзу но присоединяется сочетание несмотря на это, которое подчёркивает уступительный оттенок значения.

Полк стоял в батальонных колоннах на расстоянии 300 шагов, но, несмотря на это, все люди находились всегда под влиянием одного и того же настроения (Л. Н. Толстой «Война и мир»).

Солнце пряталось за облака, деревья и воздух хмурились, как перед дождём, но, несмотря на это, было жарко и душно (А. П. Чехов).

Отношения уступительного противопоставления приобретают оттенок возместительного противопоставления, если союз но соединяется с союзом зато, который выражает уверенное, твёрдое мнение.

Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях — обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамёна предприимчивого бурсака, и никогда ни в каком случае не выдавал своих товарищей (Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»).

Уступительное значение подчёркивается употреблением в первой части сложносочинённых предложений вводных слов правда, конечно, действительно.

Дуэли, конечно, между ними не происходило, но зато один другому старался напакостить где было можно… (Н. В. Гоголь «Мёртвые души»).

Он [Левин] очень нервный человек и бывает неприятен, правда, но зато иногда он бывает очень мил (Л. Н. Толстой «Анна Каренина»).

Правда, я говорить не умею, но зато я умею иронически улыбаться, пожать плечами, воскликнуть (А. П. Чехов).

Общее значение данных предложений следующее: то, о чём говорится во второй части, важнее ситуации, описываемой в первой части, хотя события, происходящие и в первом, и во втором предложении, — реальные факты.

Уступительный характер возместительных отношений легко эксплицируется таким синтаксическим средством, как союзная частица и.

Наш свет и пошл, и пуст, но зато мы с вами хоть порядочно говорим по-французски, кое-что почитываем (А. П. Чехов).

«Ограничивая действие в отношении результативности и направляя ход связанных с ним словесных ассоциаций по иному, как бы противоположному руслу» [1, с. 89], союз но может развивать в себе значение обратной обусловленности и, таким образом, вступать в определённые отношения со средствами выражения уступительности.

Женихи кружились и тут около милой и богатой невесты, но она никому не подавала и малейшей надежды (А. С. Пушкин). Ср.: Женихи кружились и тут около милой и богатой невесты, хотя она никому не подавала и малейшей надежды.

Союз но может употребляться параллельно с союзом хотя. Вданном случае мы говорим об осложнённости ограничительной связи элементом уступительного значения.

Показателем этого являются лексемы тем не менее, при всём том, несмотря на…, которые указывают прежде всего на неэффективность данного действия / состояния относительно тех последствий, которые, казалось бы, из него вытекают.

На ней был какой-то тёмно-зелёный турнюр с большими пуговицами да широкополая соломенная шляпа, но тем не менее она мне понравилась не меньше прежнего (А. П. Чехов).

Ранее обыкновенного лёг он в постель, но несмотря на все старания, никак не мог заснуть (Н. В. Гоголь).

Характерной чертой уступительно-ограничительных конструкций с союзом но является ряд лексических средств выражения данного значения.

1. Правда, конечно — вводные слова.

Дворовые люди Аркадия Павловича посматривали, правда, исподлобья, но унас на Руси угрюмого от заспанного не отличишь (И. С. Тургенев).

Суда вам, конечно, не избежать, но, наверно, вас всё же оправдают (А. П. Чехов).

2. Правда, конечно, да — союзные средства.

В моей жизни вы были единственной привязанностью. Да, вы были порочны, но кроме вас в жизни я никого не любил (А. П. Чехов).

Правда, пользование чужой подписью считается предосудительным; но всё-таки это не преступление, а общепринятый манёвр (А. П. Чехов).

Конечно, он ожесточён, но сердце у него доброе (И. С. Тургенев).

3. Правда — самостоятельный предикатив.

Блестящих дарований теперь мало, это правда, но средний актёр стал гораздо выше (А. П. Чехов).

4. Так со значением утверждающей констатации.

Некрасив, безобразен, так тому и быть, но зачем всенародно мою физиономию на вид выставлять? (А. П. Чехов).

Уступительную функцию в условиях ограничительной связи несут на себе предикативы и глаголы с семантикой согласия, одобрения (1), предположения и сомнения (2), неуверенности (3).

1. Он не влюблён в неё — это ясно, но отчего бы ему не жениться на ней?

Она умная, образованная, не спорю, но в твои годы…странно находить удовольствие в её обществе (А. П. Чехов).

2. Растраты и упущения, допустим, я покрою, но кто вам возвратит ваше честное имя? (А. П. Чехов).

Положим, я только поповский сын и тля перед вами, дворянами, но не оскорбляйте же меня так весело и беспутно (Ф. М. Достоевский).

3. Неизвестно, долго ли бы ещё пробыл он в этой нерешительности, но в передней раздался звонок (И. А. Гончаров).

Не знаю, быть может, я ничего не понимаю или сошёл с ума, но пьеса мне понравилась (А. П. Чехов).

Уступительно-ограничительный оттенок значения сложносочиненное предложение получает и в том случае, если при сочинительном союзе но появляется уступительно-усилительная частица и.

Мы сидели в тени, но и в тени было душно (И. С. Тургенев). — Мы сидели в тени, хотя в тени тоже было душно.

Случилось что-то похожее на любовь, но и тут дело кончилось ничем (Н. В. Гоголь).

На фоне уступительной связи в сложносочинённом предложении с союзом но может появляться значение возражения.

Я ошибался, дано не солгал ни разу в жизни (А. П. Чехов).

  • Возражение усиливается призывами и выражениями уступительного характера при союзе но.
  • Цитируйте каких угодно авторов, носделайте мне уступку, не трактуйте в моём присутствии только о двух вещах: о зловредности высшего света и о ненормальности брака.
  • Я ни в чём его не обвиняю, я не сержусь, носогласитесь, поведение его по меньшей мере странно.

Я люблю слушать и читать, но верить, покорнейше благодарю, я не умею и не хочу (А П. Чехов).

Сложносочинённые предложения с союзом да (=но) имеют значение противопоставления.

Снеггар часто смеялась и пела, да не умела она так звонко кричать и так смело кидаться в шумящее море, как Велга (И. А. Бунин «Велга»).

Сердце заходилось, как ты приезжал, видела твоё мучение, да я крепка, не выдавала себя! (И. А. Бунин «Дубки»).

При объединении союза да ссоюзом зато уступительно-противительные отношения приобретают оттенок возместительного значения.

Вам придётся двигаться очень медленно, да зато вы перейдёте пороги… (И. А. Бунин «Казацким ходом»).

  1. Хоть вам и придётся двигаться очень медленно, зато вы перейдёте пороги.

  2. На фоне противопоставления первая ситуация «Вам придётся двигаться медленно» возмещается второй ситуацией «Вы перейдёте пороги».

Вот теперь я его измучаю до смерти, да зато потом ему любовью моею наверстаю (Ф. М. Достоевский).

Оно, конечно, учёный из меня не вышел, да зато я родителей не ослушался, старость их успокоил (А. П. Чехов «Степь»).

Возместительная частица благо своим значением прямо указывает на позитивный смысл уступки. Например: Баба, должен я вам сказать, злая, да благо спит целый день (И. С. Тургенев).

И. Н. Кручинина отмечает, что союз да, имеющий увещевательную семантику, может соединяться с разнообразными средствами выражения уступительного значения. Это, как правило, увещевательно-примиряющие, располагающие к согласию и уступке частицы -то, уж, ведь [1].

Духом-то я уже давно смирился, да голове моей всё ещё не хотелось нагнуться (И. С. Тургенев). — Постфикс-то настраивает на восприятие уступительной ситуации. Ср.: Хоть духом давно смирился, да голове всё ещё не хотелось нагнуться.

Теперь Иван Потапыч мог бы хлебать с серебряного блюда, да уж не хочет (Н. В. Гоголь).

Семантика уступительности усиливается совместным употреблением союза да и частиц и, бы.

«Эх, иной раз и ударил бы, да вы же сами не даёте», — сказал Захар (И. А. Гончаров «Обломов»).

[Фамусов]: В Москве прибавят вечно втрое: / Вот будто женится на Сонюшке. Пустое! / Он, может быть, и рад бы был душой, / Да надобности сам не вижу я такой / Дочь выдавать ни завтра, ни сегодня (А. С. Грибоедов «Горе от ума»).

В составе сложносочинённого предложения союз да очень часто взаимодействует с частицей хоть.

Сарай хоть с окошками, да они высоко (И. А. Бунин).

Таким образом, были рассмотрены сложносочинённые предложения с союзами но, да (=но), имеющие уступительную семантику. Средства, выражающие отношения уступительности, неоднородны по своим свойствам:

  1. союзы но, да (=но) (но + зато, да + зато);

  2. частицы, вносящие в предложение разные оттенки уступительного значения: всё-таки, всё же;

  3. наречия уже, ещё, всё ещё;

  4. но + зато + вводные слова конечно, правда, действительно.

    Союзы могут самостоятельно оформлять сложносочинённое предложение с уступительным значением. Частицы, наречия, вводные слова не могут сами непосредственно связывать части ССП с уступительным значением и обязательно требуют наличия в предложении собственно союза.

    Литература:

    1. Кручинина, И. Н. Структура и функции сочинительной связи в русском языке [Текст] / И. Н. Кручинина. — М.: Наука, 1988. — 209 с.

    2. Мусатова, Г. А. Семантика уступки [Текст]: монография / Г. А. Мусатова. — Рязань: РВВДКУ, 2011. — 185 с.

    Источник: https://moluch.ru/conf/phil/archive/79/3664/

    Ссылка на основную публикацию