На уроке мы познакомимся со словосочетанием, тремя видами подчинительной связи в словосочетании, проанализируем средства связи в них, какими бывают словосочетания в зависимости от того, какой частью речи выражается главное слово.
На уроке мы
Словосочетание, как и предложение, является основной единицей синтаксиса.
Слово синтаксис произошло от греческого syntaxis – составление, сочетание. Это раздел грамматики, изучающий строение и значение синтаксических единиц и принципы построения связной речи.
Словосочетание – это синтаксическая единица, которая состоит из двух и более знаменательных слов, связанных подчинительной грамматической связью.
Равноправны ли слова в словосочетании? Не совсем. Хотя слова и принадлежат к знаменательным частям речи, но в словосочетании одно из них непременно будет главным, стержневым, а другое – зависимым, определяющим.
Рассмотрим словосочетания летний день, высоко над землёй, пролить воду. Главными словами будут день, высоко, пролить. А слова летний, над землёй, воду будут зависимыми. Связь словосочетания и предложения состоит в том, что словосочетание формируется в предложении и выделяется из него.
Схема словосочетания
Какие же виды подчинительной связи существуют в словосочетании? Их всего три: согласование, управление и примыкание.
Виды подчинительной связи
1. Согласование – это вид связи, в котором главное и зависимое слово полностью во всем согласны, то есть совпадают в роде, числе и падеже.
Главным словом при согласовании могут быть существительное, местоимение или субстантивированное слово.
Субстантивированное слово – это любая часть речи, которой стало свойственно понятие предметности.
Разберем словосочетание учёный кот. Рассуждаем так: «Главное слово – кот, существительное в именительном падеже. Ставим вопрос к зависимому слову: кот какой? Учёный. Зависимое слово – прилагательное».
Рассуждаем так
Зависимым словом при согласовании могут быть местоимения, прилагательные, порядковые числительные и причастия.
Зависимые слова при согласовании:
Разберем словосочетание мой чемодан. Рассуждаем так: «Что? Чемодан – существительное мужского рода, единственного числа, в именительном падеже. Чемодан чей? Мой. Зависимое слово выражено притяжательным местоимением мужского рода, единственного числа, в именительном падеже».
Рассуждаем так
Разберем словосочетание летящую стрекозу. Рассуждаем так: «Вижу кого? Стрекозу. Это главное слово, выраженное существительным женского рода единственного числа, в родительном падеже. Стрекозу какую? Летящую. Зависимое слово выражено причастием женского рода единственного числа, в родительном падеже».
Рассуждаем так
Вывод: при согласовании оба слова, главное и зависимое, совпадают в роде, числе, падеже, то есть согласуются. Оба слова в этом случае полностью совпадают во всех формах.
Вывод:
2. Управление. Само название вида управления говорит само за себя. Это такой вид подчинительной связи, где главное слово требует от зависимого слова определённой падежной формы, то есть управляет им.
- Главным словом при управлении чаще всего бывает глагол, а зависимым – существительное и местоимение.
- Рассмотрим несколько примеров.
Помогать мне. Что делать? Помогать. Главное слово выражено инфинитивом несовершенного вида. Помогать кому? Мне. Зависимое слово выражено личным местоимением в дательном падеже, которого требует главное слово.
Рассуждаем так
Идти в парк. Что делать? Идти. Главное слово выражено инфинитивом несовершенного вида. Идти куда? В парк. Зависимое слово выражено существительным с предлогом в винительном падеже.
Рассуждаем так
Вывод: управление может быть как предложным, так и беспредложным. При управлении главное слово управляет другим, и в подчинение попадают существительные и местоимения.
Вывод:
3. Примыкание. Слова в таком словосочетании сосуществуют благодаря порядку слов и интонации подчинения.
- Чаще всего главным словом бывает глагол, а вот зависимым могут быть только неизменяемые слова или формы слов, то есть инфинитив, деепричастие, наречие.
- Рассмотрим несколько примеров.
Приехать издалека. Что сделать? Приехать. Главное слово выражено инфинитивом совершенного вида. Приехать откуда? Издалека. Зависимое слово выражено наречием.
Рассуждаем так
Готов помочь. Каков? Готов. Главное слово выражено краткой формой прилагательного. Готов к чему? Помочь. Зависимое слово выражено инфинитивом совершенного вида.
Рассуждаем так
Работать не переставая. Что делать? Работать. Главное слово выражено инфинитивом несовершенного вида. Работать как? Не переставая. Зависимое слово выражено деепричастием.
- Рассуждаем так
- Вывод: при примыкании главное и зависимое слова сосуществуют по-соседски, не совпадая в формах и не требуя друг от друга никаких падежей.
- Вывод:
Как связываются слова в словосочетаниях? Для этого существуют такие основные средства связи: окончания и предлоги.
В зависимости от того, какая часть речи является главной в словосочетании, они подразделяются на следующие виды:
1. Именные. Название говорит нам о том, что главными словами будут существительные, прилагательные, числительные, местоимения: пасмурный день, вялый по натуре, третий от края, никто из нас, кто-то в
- плаще.
- Именные
2. Глагольные. В данном случае в качестве главного слова выступает глагол в различных формах: смотрю фильм, стучал в дверь, дать добро.
Глагольные
3. Наречные. В качестве главного слова выступает наречие: особенно приятно, больно до слёз.
- Наречные
- Не являются словосочетаниями:
— Сочетание подлежащего и сказуемого. Библиотека закрыта. Поезд уезжает. День пасмурный.
Не являются словосочетаниями:
— Ряд однородных членов предложения: цветы и травы; то дождь, то снег и т.д. (они связаны сочинительной связью).
- Не являются словосочетаниями:
- — Форма сложного будущего времени: буду петь.
- Не являются словосочетаниями:
- — Составная форма превосходной степени: самый надежный, наименее опасный.
- Не являются словосочетаниями:
- — Фразеологические обороты, так как слова в них утратили свое первоначальное лексическое значение и их можно заменить одним словом: сесть в лужу – опростоволоситься, без царя в голове – дурак.
- Не являются словосочетаниями:
- Подведем итоги урока:
- · Словосочетание — это синтаксическая единица, которая состоит из двух и более знаменательных слов, связанных подчинительной грамматической связью.
- · Слова в словосочетании связаны тремя видами подчинительной связи: согласованием, управлением и примыканием.
- · В зависимости от того, какая часть речи главная в словосочетании, выделяют именные, глагольные и наречные словосочетания.
- · Словосочетание не имеет законченной мысли, а употребление словосочетаний позволяет говорящему точно выразить смысловые и стилистические оттенки высказываний.
Источник: https://videouroki.net/video/8-slovosochietaniie.html
Зависимое слово — примеры определения в словосочетаниях
В синтаксическом строении словосочетания очень важно уметь различать главное и зависимое слово. Зависимое слово – получающее вопрос от главного. На уроках в школе, классе во втором, учатся задавать правильные вопросы, чтобы определить синтаксическую роль того или иного слова.
Именно правильно заданный вопрос помогает выявить подлежащее, сказуемое и другие члены предложения и даже определить верное окончание слова.
Что такое зависимое слово в русском языке
База русского языка берёт своё начало с такой мельчайшей частицы, как слово. Второй ступенькой является словосочетание – совокупность двух и более слов, имеющих связь со смыслом и грамматикой. Они необходимы для более точного определения предмета и его признака или действия. Первая и вторая ступень в свою очередь образуют последнюю ступень: предложения.
В этой статье мы прибегнем к средней части схемы синтаксиса, которая состоит из главного и подчиняющегося ему слова. Главное слово, подчиняя второе, должно связывать его одним из трёх способов, про которые мы расскажем чуть ниже. Важно помнить, что на это не влияет, кому принадлежит первая и вторая позиция – главной или зависимой части.
Таким образом, мы можем вывести термин:
Слово, подчиняющееся другому с использованием грамматической и смысловой связи, называется зависимым. Для обозначения главного слова вы должны поставить над ним маленький крестик.
Виды словосочетаний и примеры зависимых слов
Словосочетания бывают:
Глагольные (главным словом могут быть глагол, причастие или деепричастие).
Тогда зависимым будет существительное + предлог / местоимение / инфинитив / деепричастие / наречие.
Примеры:
- Рисовать для выставки. Ходить на уроки.
- Рисовать его. Ходить к нам.
- Захотеть рисовать. Решиться ходить.
- Рисовать увлёкшись. Ходить засмотревшись.
- Рисовать красиво. Быстро ходить.
Именные — главным словом могут быть имена существительные, имена прилагательные, имена числительные или местоимения.
Примеры:
- Красивое платье.
- Дорогая машина.
Наречные — главным и зависимым словом могут быть только наречия.
Примеры:
- Безумно сильно.
- Немного страшно.
Кроме того, выделяют один из трёх способов связи:
Согласование — зависимое слово целиком и полностью согласуется в непостоянных признаках с главным:
- В ярких нарядах (Предл. п., мн. ч., рода нет);
- О живописной картине (Предл. п., ед. ч., ж. р.)
Управление — главное слово управляет зависимым, ставя его в косвенную форму:
- Ступать по лезвию (Д. п., ед. ч.).
- Делать работу (В. п., ед. ч.).
Примыкание — изменить зависимое слово невозможно из-за её части речи:
- Сладко спать.
- Делать больно.
Как определить зависимое слово и правильно задать вопрос
Самый лёгкий способ найти подчиняющийся фрагмент – поставить мысленно или даже письменно вопрос от первой части словосочетания ко второй.
Давайте приведём примеры:
-
В причастном обороте «танцующий вальс» мы можем задать вопрос только от слова «танцующий». Танцующий (что?) вальс. Следовательно, зависимая часть – слово «вальс».
-
Во фразе «спелые яблоки» мы задаём вопрос от слова «яблоки» к слову «спелые». Яблоки (какие?) спелые. Значит зависимым словом будет «спелые».
Образуем правило: если от одного слова получается задать вопрос к другому, то слово, отвечающее на него, будет считаться зависимым.
Однако есть исключение: глагол и имя существительное не являются словосочетанием, т. к. образуют предложение с подлежащим и сказуемым. Значит, они — равноправные члены предложения, среди которых невозможно определить зависимость.
Источник: https://nauka.club/russkiy-yazyk/zavisimoe-slovo.html
Словосочетание
Как Вы думаете, что более конкретно называет предмет слово или словосочетание? Давайте подумаем, например, слово ручка. Что Вы представляете, когда слышите это слово?
Может ручку ребенка или ручку кастрюли, а может быть пишущую ручку. Видите, как конкретизирует предмет словосочетание.
- Ранее мы уже говорили о том, что такое словосочетание, повторим ещё раз и более углубленно.
- Итак, сочетание двух или более слов, связанных между собой по смыслу, называются словосочетанием.
- Обычно в словосочетании одно слово главное, а другое – зависимое.
- Например:
- Глиняная миска, морс из клюквы, учиться в школе.
- Давайте посмотрим на строение этих словосочетаний.
В первом случае (глиняная миска) это схема прилагательное + существительное, (что? – миска: сущ., миска какая? – глиняная: прил.). Причем, главным словом в этом словосочетании является существительное миска, а зависимое слово – прилагательное глиняная.
- Вот так это словосочетание будет выглядеть на схеме:
- Давайте построим схемы других словосочетаний из примера:
- Давайте рассмотрим картинку:
На картинке мы видим разные столы. Просто слово стол не объясняет, какой это стол. Добавив к слову стол прилагательное, мы объясним какой это стол.
- Например:
- компьютерный стол, кухонный стол, письменный стол.
- Таким образом, мы определили, что в данных словосочетаниях главным словом является существительное стол, а слова прилагательные компьютерный, кухонный и письменный – зависимые. Составим схему для этих словосочетаний:
- Рассмотрим пример других словосочетаний со словом стол:
- писать на столе
- подойти к столу
- положить на стол
- В данных словосочетаниях слово стол не является главным. Здесь главным является глагол, а существительное стол – зависимое, так как оно конкретизирует глагол:
Что делать? Писать – гл. Писать на чем? На столе – сущ. в предложном падеже.
Что делать? Подойти – гл. Подойти к чему? К столу – сущ. в дательном падеже.
Что делать? Положить – гл. Положить на что? На стол – сущ. в винительный падеже.
Давайте рассмотрим этот вопрос на примере двух словосочетаний:
Итак, схема этих словосочетаний прил. + сущ., причем сущ. является главным словом, а прил. – зависимым. Но чем же они отличаются?
В первом случае, существительное дуб в единственном числе, а во втором – во множественном. Число зависимого слова – прилагательного меняется в зависимости от числа главного слова – существительного.
Мы получили правило:
В словосочетании зависимые имена прилагательные употребляются в том же числе, что и существительные.
Давайте рассмотрим ещё один пример:
- вишневый сок
- сок из вишни
- Чем схожи эти словосочетания? Они описывают одно и то же, но схемы у них разные:
- Здесь есть сходство в значении: предмет и признак предмета.
Словосочетания, как и слова, могут быть близкими по значению, несмотря на различие в их строении
Спасибо, что Вы с нами.
Источник: http://beginnerschool.ru/gen_rules/gen_russ/slovosochetanie
Словосочетание
Словосочетание – это соединение двух или нескольких
знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
зеленые глаза, писать письма, трудно передать.
В словосочетании выделяется главное (от
которого задается вопрос) и зависимое (к которому задается) слово:
- GЛовушка!
- Не
являются подчинительными словосочетаниями: - 1.
Сочетание
самостоятельного слова со служебным: около
дома, перед грозой, пусть поет; - 2.
Сочетания
слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову; - 3.
Подлежащее
и сказуемое: наступила ночь; - 4.
Составные
словоформы: более светлый, будет
ходить;
5.
Группы
слов, объединенных сочинительной связью: отцы
и дети.
Выделяют три вида подчинительной связи:
тип связи | какой частью речи может быть зависимое слово | какой вопрос задается к зависимому слову |
согласование (при изменении главного слова изменяется зависимое):
морской берег, читающая молодежь, первый снег, мой дом |
прилагательное, причастие, порядковое числительное, некоторые разряды местоимений |
|
управление (при изменении главного слова зависимое не меняется):
помогать отцу, читать книгу, ходить в школу |
существительное или местоимение в косвенном падеже с предлогом или без |
вопросы косвенных падежей (кого? чего? – о ком? о чем?)
óПомни! Предложно-падежная форма существительного может быть обстоятельством, поэтому к этим формам задаются вопросы обстоятельства (см. ниже) |
примыкание (зависимое слово – неизменяемая часть речи!):
внимательно слушать, идти не оглядываясь, яйцо всмятку |
|
1. что делать? что сделать?
2. что делая? что сделав? 3. как? где? куда? откуда? когда? зачем? почему? 4. чей? |
.Различай!
В разрядах местоимений
выделяется два омонимичных (одинаковых по звучанию и написанию, но разных по
смыслу) разряда. На вопросы косвенных падежей отвечает личное местоимение, и
оно участвует в подчинительной связи – управление, а притяжательное отвечает на
вопрос чей? и является неизменяемым,
оно участвует в примыкании.
Различайте
предложно-падежную форму и наречие. У них могут быть
одинаковые вопросы! Если между главным словом и зависимым стоит предлог,
то перед тобой управление.
- Алгоритм действий №1
- 1)
Определи главное
слово, задав вопрос от одного слова к другому. - 2)
Определи часть речи
зависимого слова. - 3)
Обрати внимание на
вопрос, который ты задаешь к зависимому слову. - 4)
По выявленным
признакам определи тип связи.
ÑРазбор
задания
Какой тип связи
используется в словосочетании НАЛАВЛИВАТЬ МЕХАНИЧЕСКИ.
Определяем
главное слово и задаем от него вопрос: налавливать
(как?) механически; налавливать – главное слово, механически – зависимое. Определяем часть речи зависимого слова: механически – это наречие. Если
зависимое слово отвечает на вопрос как?
и является наречием, то в словосочетании используется связь примыкание.
Алгоритм действий №2
1. В тексте тебе легче найти сначала зависимое
слово.
2. Если тебе
необходимо согласование, ищи слово, отвечающее на вопрос какой? чей?
3. Если тебе
необходимо управление, ищи существительное или местоимение не в именительном падеже.
4. Если тебе
необходимо найти примыкание, ищи неизменяемое слово (инфинитив, деепричастие,
наречие или притяжательное местоимение).
5. Установи, от
какого слова ты можешь задать вопрос к зависимому слову.
ÑРазбор
задания
Из предложений
выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Я
училась в третьем классе, когда сильно простыла. У меня начался отит. От боли я
кричала и стучала ладонями по голове. Мама вызвала скорую помощь, и мы поехали
в районную больницу.
При примыкании зависимое слово является инфинитивом, наречием или
деепричастием. Попробуем найти эти части речи: сильно (как?) – наречие. Находим к нему главное слово, от которого
задается вопрос к наречию: простыла.
Таким
образом, выписываем словосочетанием
сильно простыла.
В словосочетании традиционно выделяют три типа подчинительной связи между
главным и зависимым словом: согласование, управление и примыкание. Особенности
каждого типа представлены в таблице.
Тип связи | Примеры | Какой частью речи является зависимое слово | Характеристика связи |
Согласование | Частые встречи. | Прилагательное. | Главное слово диктует зависимому род, число и падеж, поэтому зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. |
Летящий мяч. | Причастие. | ||
Наше право. | Согласуемое местоимение. | ||
Третий ряд. | Порядковое числительное. | ||
Красавица дочка. Профессор Чайников. | Согласуемое существительное. | ||
Управление | Начало игры. | Существительное (часто с предлогом). | Главное слово диктует зависимому только падеж. Зависимое слово «застывает» в определенном падеже (часто с предлогом). |
Попросить её. | Местоимение в функции существительного. | ||
Примыкание | Ходить пешком. | Наречие. | Главное слово не способно диктовать зависимому свою форму, потому что зависимое не изменяется. |
Спать стоя. | Деепричастие. | ||
Просил остаться. Желание знать. Хотел вернуться. | Неопределенная форма глагола. | ||
Стать лучше. | Сравнительная степень прилагательного. |
Возможные трудности | Добрые советы |
Бывает трудно определить тип связи слов в словосочетаниях существительное + существительное, где зависимое слово отвечает на вопрос какой? Например: умница дочка, город Москва, лист берёзы, дом у дороги. | Попробуйте изменить главное слово, употребив его в форме множественного числа или косвенного падежа, например, родительного. Если зависимое существительное при этом изменяется, то есть согласуется с главным словом в числе и падеже (умницы дочки, города Москвы), то тип связи слов в этом словосочетании — согласование. Если зависимое существительное не изменяется, то есть не согласуется с главным словом в числе и падеже (листа берёзы, дома у дороги), то тип связи в этом словосочетании — управление. |
Иногда род, число и падеж существительных, связанных с помощью управления, совпадают, поэтому в таких случаях можно спутать управление с согласованием, например: у директора колледжа. | Чтобы определить тип связи слов в данном словосочетании, нужно изменить форму главного слова. Если зависимое слово изменяется вслед за главным, то это словосочетание с согласованием: у красавицы артистки — красавице артистке. Если зависимое слово не изменяется, то это словосочетание с управлением: у директора колледжа — директору колледжа. |
Некоторые наречия, образованные от существительных и других частей речи, можно спутать с соответствующими частями речи и допустить ошибку в определении типа связи, например: поехать летом — восхищаться летом, сварить вкрутую — в крутую передрягу. | Для определения типа связи в такой ситуации необходимо правильно определить часть речи, которой является сомнительное слово. Если сомнительное слово написано слитно с бывшим предлогом или через дефис, то это наречие: вкрутую, вдаль, навстречу, по-старому. Если слово без предлога или написано раздельно с предлогом, попробуйте задать к сомнительному слову падежный вопрос: поехать чем? летом. Вопрос очевидно неуместен, значит, это наречие, тип связи — примыкание. Восхищаться чем? летом. Вопрос уместен, значит, это существительное, тип связи — управление. В случае, когда зависимое слово отвечает на вопрос какой? и является прилагательным, тип связи слов — согласование: в передрягу какую? крутую. |
Иногда трудно установить, какое слово в словосочетании является главным, а какое – зависимым, например: слегка грустный, люблю поесть. | В словосочетаниях прилагательное + наречие главным словом всегда является прилагательное, а зависимым – наречие, которое обозначает признак признака. В словосочетаниях глагол в форме наклонения + инфинитив главным словом всегда является глагол, а зависимым – инфинитив.Тип связи слов в обоих словосочетаниях – примыкание, потому что зависимое слово является неизменяемым. |
Источник: http://tatjanayasnikova.blogspot.com/p/blog-page_14.html
Словосочетание. Главное и зависимое слова — урок. Русский язык, 3 класс
Здравствуй! На очередном нашем занятии мы изучим, что такое словосочетание.
Словосочетанием называется сочетание главного и зависимого слов: купить поросёнка, удачный день, посмотрел всюду.
Главным называется такое слово, от которого ставится вопрос к другому слову или словам (зависимым).
Сохранить (Что?) фотографию.
Записать (В чём?) в блокноте.
Крепкий (Какой?) мешок.
Словосочетание может состоять из двух (сказочные места, дремучий лес) и более слов (прочитал «Алису в стране чудес», подписался на «Дары природы»).
Если слово обозначает действие, то является глаголом, если предмет — существительным, если признак — прилагательным.
«Узнавать» главные и зависимые слова по частям речи очень важно. Например, обычно в словосочетаниях эти слова возможно поменять местами (узнать у соседа, у соседа узнать). Но необходимо запомнить: если прилагательное находится перед существительным, то это сочетание является словосочетанием, если после, то словосочетание становится предложением.
«Забавный котёнок» и «Котёнок забавный».
Почему это произошло? Потому что после существительного прилагательное становится сказуемым, т. е. появляется грамматическая основа (подлежащее и сказуемое), а словосочетание не может состоять из грамматической основы.
Обрати внимание!
1. Словосочетанием называется сочетание главного и зависимого слов.
2. Обычно главное и зависимое слова можно поменять местами.
3. После существительного прилагательное становится сказуемым.
Источник: https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/3-klass/tekst-predlozhenie-slovosochetanie-321391/slovosochetanie-glavnoe-i-zavisimoe-slova-321032/re-1e861286-ff84-428c-9a4e-f0662a2abf8c
Тема урока Словосочетание.Главное и зависимое слово в словосочетании. — презентация
1 Тема урока Словосочетание.Главное и зависимое слово в словосочетании.
2 Словосочетание сочетание двух (и более) самостоятельных слов связанных грамматически и по смыслу (Словосочетания формируются в предложении и выделяются из него)
3 Как выделить словосочетания из предложения? Осенний ветер срывает последние листья с берез и осин.
4 Выделить грамматическую основу. Осенний ветер срывает последние листья с берез и осин. Грамматическая основа не является словосочетанием
5 Выделить слова, которые зависят от подлежащего. какой? Осенний ветер срывает последние листья с берез и осин.
6 Выделить слова, которые зависят от сказуемого. Осенний ветер срывает последние что? листья с берез и осин.
7 Выделить слова, которые зависят от сказуемого. Осенний ветер срывает последние откуда? листья с берез и осин.
8 Выделить слова, которые зависят от второстепенных членов предложения. Осенний ветер срывает последние какие? листья с берез и осин.
- 9 Словосочетания осенний ветер берез и осин срывает листья последние листья срывает с берез и осин
- 10 Словосочетания осенний ветер берез и осин срывает листья последние листья срывает с берез и осин
- 11 Словосочетания подчинительные сочинительные осенний ветер берез и осин срывает листья последние листья срывает с берез и осин
12 Подчинительные словосочетания со связью согласование управление примыкание зависимое слово зависимое слово зависимое слово (неизменяемое) ставится ставится связано в тех же формах, при главном с главным что и главное в определенном по смыслу падеже р.п. м.р. ед.ч. в.п. нар. летнего дождя люблю дождь сильно люблю
13 Цельные словосочетания сохраняют свою цельность выступают как один член предложения основную смысловую нагрузку несет зависимое слово главное слово — числительное три девицы пять штук фазанов предлог ИЗ с общим значением избирательности кто-то из детей в один из поселков предлог С с общим значением совместимости березки с кленами нас с матерью формы существительных типа маленького роста с голубыми глазами
14 Образец разбора словосочетания Много осадков выпало, потому что днем и ночью шел проливной дождь. днем и ночью – сущ. + сущ. сочинительное словосочетание, способ связи – союз «и», интонация; в предложении является обстоятельством времени. какой? проливной дождь – прил. + сущ.
подчинительное словосочетание; главное слово — дождь, существительное; зависимое слово – проливной, прилагательное, в предложении является определением; способ связи – согласование. чего? много осадков – нареч. + сущ.
подчинительное словосочетание, главное слово – много, наречие; зависимое слово – осадков, существительное; способ связи – управление; цельное словосочетание, в предложении является подлежащим.
15 Проверь себя. Тест.
16 1. Найди неверный ответ В синтаксисе изучаются понятия: А) грамматическая основа предложения Б) виды предложений В) синтаксические единицы Г) состав слова
17 2. Какая пара слов не является словосочетанием? А) слепой музыкант Б) стать артистом В) играет музыка Д) весело играет
18 3. Какое словосочетание не является подчинительным? А) словом и делом Б) замолвить слово В) волшебное слово Г) состоит из слов
19 4. Отметь пару слов, связанных связью примыкание? А) босоногий мальчишка Б) выходец из народа Г) начал кричать Д) многие из нас
20 5. Какое предложение является сложным? А) Молния осветила дом, стоящий на краю дороги. Б) Дождь лил как из ведра, и деревья на ветру качались. В) И гром, и молния, и сильный дождь чересчур испугали меня. Д) Ничего не видя перед собой, мы пробирались сквозь мокрый кустарник.
21 ПРОВЕРКА выполнения теста
22 1. Найди неверный ответ В синтаксисе изучаются понятия: А) грамматическая основа предложения Б) виды предложений В) синтаксические единицы Г) состав слова
23 2. Какая пара слов не является словосочетанием? А) слепой музыкант Б) стать артистом В) играет музыка Д) весело играет
24 3. Какое словосочетание не является подчинительным? А) словом и делом Б) замолвить слово В) волшебное слово Г) состоит из слов
25 4. Отметь пару слов, связанных связью примыкание? А) босоногий мальчишка Б) выходец из народа Г) начал кричать Д) многие из нас
26 5. Какое предложение является сложным? А) Молния осветила дом, стоящий на краю дороги. Б) Дождь лил как из ведра, и деревья на ветру качались. В) И гром, и молния, и сильный дождь чересчур испугали меня. Д) Ничего не видя перед собой, мы пробирались сквозь мокрый кустарник.
27 Коллективная работа 1.Прочитайте. Что это словосочетание или предложение? 2. Запишите в тетрадь, сделайте синтаксический разбор предложения (один человек у доски). 3.
Выпишите словосочетания: Утром на полянке зазеленела молодая трава.
— О чём это предложение? — Трава зазеленела – какими членами предложения являются эти слова? — Будут ли они являться словосочетанием? Проверяйте, сколько получилось словосочетаний?
28 Работа в парах: Составьте словосочетания, пометьте главное слово, работайте в паре, помогайте друг другу: лес яркое сильный густой солнце под берёзой дорога ветер карта в огороде гриб в город растёт государства
29 Проверка знаний. Проверьте, нет ли ошибок? какие? Х Снежинки колючие х в каком? Закружились в морозном х в чём? В морозном воздухе х что? Закружились снежинки Х где? Закружились в воздухе
30 Игра в мяч. — Поймай мяч и перестрой сочетание слов в соответствии со схемой сущ. + прил. Цветок из стекла Сок из малины Окунь из моря Дождь летом Дорога у деревни Мороз ночью Рано утром
31 Итог урока. Внимание! Вот словосочетание. В нём ходят парою слова, Но неравны у них права. В нём слово главное всегда С зависимым шагает. А кто тут главный – без труда Вопрос определяет. Вопрос от главного идёт К зависимому слову. И никогда — наоборот. Запомни как основу.
32 Домашнее задание Составить кластер на тему: «Словосочетание» Выучить правило
Источник: http://www.myshared.ru/slide/1001151/
Способы подчинительной связи в словосочетании
В словосочетании зависимые слова связываются
с главными тремя способами: согласованием, управлением, примыканием. Классификация
способов подчинительной связи основана
на том, какой частью речи выражено зависимое слово.
Согласование — это способ связи, при котором зависимое
слово ставится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное слово.
Например: тенистый сад (мужской род, единственное
число, именительный падеж), после долгой разлуки (женский род, единственное
число, родительный падеж), опавшие листья (множественное число,
именительный падеж).
При изменении формы главного слова соответственно
изменяется и форма зависимого слова: тенистый сад, тенистого сада (родительный
падеж), в тенистом саду (предложный падеж).
При согласовании зависимое слово может быть
выражено: именем прилагательным (трудная задача), местоимением-прилагательным
(наш. друг), причастием
(набегающая волна), порядковым числительным (второй подъезд), количественным
числительным в косвенных падежах (с тремя товарищами).
https://bugaga.net.ru/ege/rus/p-svyaz.php bugaga.net.ru
Управление
— способ
связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом
косвенном падеже с предлогом или без предлога.
Например: купить журнал (зависимое
существительное стоит в винительном падеже), разговаривать с ним (зависимое
местоимение стоит в творительном падеже с предлогом «с»).
При управлении с
изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется. Ср.: купить
журнал, купил журнал, купивший журнал, куплю журнал.
При управлении зависимое слово может быть
выражено: существительным (разбить вазу), местоимением-существительным (сказать
ему), количественным числительным (разделить на пять) и другими
частями речи, употреблёнными в значении существительного (ухаживать за больным).
Примыкание
— способ
связи, при котором зависимое неизменяемо слово (или форма слова)
связывается с главным только по смыслу и интонационно. Например: идти прихрамывая, очень рад.
При примыкании зависимое слово
может быть выражено: наречием (громко плачет), инфинитивом (готов
помочь), деепричастием (работать не переставая), формой
сравнительной степени прилагательного или наречия (мальчик постарше,
подойти ближе), неизменяемыми притяжательными местоимениями (её
подруга).
Источник: https://bugaga.net.ru/ege/rus/p-svyaz.php
что такое зависимое слово в словосочетании
5-9 класс
Это такое слово, к которому можно задать вопрос от главного.
Ответить
Nanaly62 / 28 марта 2014 г., 4:21:31
Люди помогите нужно расставить знаки препинанания где необходимо.Текст относится к теме однородные и неоднородные
определения1)Левин ничего не мог сделать и должен был лежать и смотреть и слушать.2)После вчерашнего возбуждения он был утомлен и вял и говорил неохотно.3)Мужчина остановился и стал улыбатся и кланятся во все стороны.
4)Вдали стеной стоит дубовый лес и блестит и аллеет на солнце.5)Ничего не дается само собой без усилий и воли без жертв и труда.
6)Я помню ту осень и стужу во мраке бугры баррикад и отблеск пожарища в лужах и грозный, как ночь, Петроград.
Avgust98 / 26 марта 2014 г., 0:08:43
А1. В каком словосочетании есть существительное 3-го склонения? 1) ловил сетью 2) несколько яблонь 3) маленькая лошадка 4) быстрый конь А2. Какое из
нарицательных существительных употребляется и как имя собственное? 1) холм 2) курган 3) гора 4) овраг А3. Какое существительное имеет форму только множественного числа? 1) стамески 2) молотки 3) лопаты 4) грабли А4. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква? 1) стояли в очеред.., радоваться радуг.. 2) ошибка в решени.., дом у дорог..
3) рисовал карандаш..м, не показывай пальц..м 4) мечта юнош.., сидит девица в темниц.. А5. В каком ряду в обоих словах пишется Ь? 1) грач.., полноч.. 2) нет радиопередач.., силач.. 3) ветош.., брош.. 4) стриж.., помощ.. А6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) урожай яблок 2) молодые офицера 3) песни партизан 4) пара носков В1.
Из данного предложения выпишите существительное (существительные) в родительном падеже. Через несколько минут я освоился, и мы весело прислушивались, как земля принимала широкие потоки ливня. В2. Из данного предложения выпишите существительное (существительные) 3-го склонения, поставив его (их) в начальную форму.
Маруся и Валек ели с жадностью, которая ясно показывала, что мясное блюдо было для них невиданной роскошью. B3. Из данного предложения выпишите одушевлённое (одушевленные) существительное (существительные), поставив его (их) в начальную форму. Таганрог — родина А. П. Чехова, там прошли детство и юность писателя. С1.
Напишите 4–5 предложений о спектакле (фильме), который вам понравился. Тест 24. Имя прилагательное
ТаНюШаФильчева / 16 июня 2014 г., 7:00:58
распределите все словосочетания на три группы:1)словосочетания,в которых местоимение выполняет роль главного слова.2)словосочетания,в которых местоимение
является зависимым словом.3)словосочетания,в которых главное и зависимое слово являются местоимениями. СМОТРЕТЬ НА ТЕБЯ,НАША СУДЬБА,ПОЛЮБИТЬ ЕЁ,ЕЁ САРАФАН,КАЖДЫЙ ИЗ ДРУЗЕЙ,КАКОГО-ТО РЕБЁНКА,КТО-ТО ДРУГОЙ,ЛЮБОЙ ИЗ НАС ,ЧТО-ТО ВАЖНОЕ,НЕЧТО ИНТЕРЕСНОЕ,УВИДЕТЬ ЧТО-ЛИБО,МЫ С ТОБОЙ,У СВОЕГО ДОМА,ЧТО-НИБУДЬ ПРИНЕСТИ,НИСКОЛЬКО НЕ ВОЛНОВАЛСЯ,ЗА ТЕМ УГЛОМ,ВСЮ ЖИЗНЬ,ПРЕДАТЬ ЕГО,ЕГО СУДЬБА.
Yalo77 / 25 марта 2015 г., 16:26:45
что такое вводные слова
- что такое наречиечто такое сложно сочинённое предложение что такое СПП
- ( НАПИСАТЬ ВСЁ КРАТКО И ЧЁТКО)
Вы находитесь на странице вопроса «что такое зависимое слово в словосочетании«, категории «русский язык«. Данный вопрос относится к разделу «5-9» классов.
Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории «русский язык«.
Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.
Источник: https://russkij-yazyk.neznaka.ru/answer/1246552_cto-takoe-zavisimoe-slovo-v-slovosocetanii/