Обстоятельство сравнения. примеры предложений

При разборе предложения необходимо уметь видеть не только главные члены предложения, но и второстепенные. Одним из второстепенных членов является обстоятельство.

Оно указывает на условия, в которых происходит то или иное действие. Однако необходимо не только видеть этот член предложения, но и определять, к какому виду он относится.

И эта статья расскажет о том, на какие виды делится обстоятельство, и как их определять.

Значение термина

Но чтобы лучше разобраться в теме, начнем с определения понятия «обстоятельство». Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обычно обозначает место, время и причину действия.

Данный член предложения чаще всего отвечает на вопросы «как?», «когда?», «зачем?» и т.д. Роль обстоятельства в предложении могут выполнять самые разные части речи: существительное, наречие (чаще всего), деепричастия, местоимения и т.д.

Даже словосочетания и целые фразеологические обороты могут выделяться как обстоятельство в предложении.

Виды обстоятельства в русском языке

Обстоятельство имеет довольно большое количество значений. Всего их восемь: места и времени, образа действия, причины, сравнения, условия, цели и уступки. Каждый из этих видов отвечает на определенный вопросы и выражается разными словами. Рассмотрим все виды обстоятельств отдельно и выясним, чем они отличаются.

Обстоятельство места

Пожалуй, это один из самых распространенных видов, который можно встретить в предложении. Ведь чаще всего, когда речь идет о каком-то действии, указывается, где оно происходит. Обстоятельство места отвечает на вопросы «где?», «откуда?» и «куда?». На письме при разборе предложения обстоятельство выделяется пунктирной линией с точкой.

Примеры употребления:

  • Я буду ждать тебя в парке.

Ждать где? В парке. В этом случае обстоятельство выражено существительным.

Обстоятельство сравнения. Примеры предложений

Обсудим где? Дома. Обстоятельство, выраженное существительным.

Сходим куда? В кино. И в этом случает также роль обстоятельства выполняет имя существительное.

Обстоятельство времени

Как и первый названный вид, этот также встречается в предложениях достаточно часто, поскольку регулярно возникает необходимость уточнить, когда происходили те или иные события. Обстоятельства времени отвечают на вопросы «когда?», «как долго?», «с каких пор?». Т.е. используются различные вопросы, уточняющие время.

Примеры употребления:

  • Завтра мы собираемся в гости.

Собираемся когда? Завтра. Обстоятельство в этом случае выражено наречием.

  • С того дня я не могу думать об этом.

Не могу думать с каких пор? С того дня.

  • Мы не виделись уже больше двух лет.

Не виделись как долго? Больше двух лет.

Обстоятельство образа действия

Третий и тоже часто встречающийся в предложениях вид – обстоятельства образа действия. Этот вид указывает на меру, в которой выполняется действие, его степень, образ и т.д. Употребленное в данном смысле обстоятельство будет отвечать на вопросы «как?», «каким образом?», «насколько?», «каким способом?» и т.д.

Пример употребления в предложениях:

Любил как? Насколько? Больше всех. На этом примере видно, что к одной и то же ситуации можно подобрать несколько схожих по значению вопросов.

Обстоятельство сравнения. Примеры предложений

Обстоятельство причины

Данный вид можно встретить, когда есть необходимость объяснить, почему было выполнено какое-то действие, то есть когда нужно назвать его причины. Вопросы, на которые отвечает обстоятельство, используемое в этом смысле: «почему?», «отчего?» и т.д.

Примеры употребления в предложении:

  • Увидев аудиторию, я забыл все слова от волнения.

Забыл почему? Отчего? От волнения.

Обстоятельство сравнения. Примеры предложений

  • Из-за голода было сложно думать о чем-то, кроме еды.

Почему ? Отчего? Из-за голода.

Обстоятельство сравнения

Название этого вида обстоятельства также подсказывает, какую роль оно выполняет в предложении. Сравнение отвечает на вопросы «как?», «подобно чему?» и т.д.

Примеры предложений с обстоятельством сравнения:

  • Скатерть была настолько белой, что казалось, будто она светится как снег.

Как? Подобно чему? Как снег.

  • Кошка клубочком свернулась на ее коленях.

Свернулась как? Клубочком.

Обстоятельство условия

Очевидно, что это обстоятельство указывает на условия, в которых совершается действие. Отвечает данный вид на вопрос «при каком условии?».

Примеры предложений:

  • В случае необходимости нам придется переехать.

При каком условии? В случае необходимости.

  • При высокой температуре лучше вызвать доктора.

При каком условии? При высокой температуре.

Обстоятельство цели

Данный вид обстоятельства указывает, с какой целью (ради чего) совершается то или иное действие. Вопросы, с помощью которых можно определить обстоятельство цели: «зачем?», «для чего?» и т.д.

Примеры предложений:

  • Он определенно решил сделать это назло.

Сделать зачем? Назло. Указана цель, с которой выполняется действие.

  • Я пришел познакомиться с нашим новым соседом.

Пришел зачем? С какой целью? Познакомиться.

Обстоятельство сравнения. Примеры предложений

Обстоятельство уступки

Последний вид обстоятельства, который можно встретить в предложении. Он чаще всего используется, когда действие совершается вопреки каким-либо обстоятельствам. Вопросы, помогающие выявить член предложения: «вопреки чему?», «несмотря на что?».

Примеры предложений:

  • Вопреки всем прогнозам день выдался солнечным.
  • Несмотря на всеобщие ожидания, он справился с этим сложным заданием.

На что следует обратить внимание при разборе предложения?

Обстоятельство сравнения. Примеры предложений

Обстоятельства не всегда выражают только одно значение, иногда они объединяют в себе сразу несколько. Например, когда в общем характеризуется та или иная ситуация. Также в одном предложении можно встретить несколько обстоятельств.

В повседневном общении мы чаще всего употребляем обстоятельства места, времени и образа действия. Другие значения встречаются немного реже, но тоже достаточно часто.

Итак, мы узнали о понятии и видах обстоятельства. Всего существует восемь видов, и каждому соответствуют вопросы, помогающие определить, какой из них использован.

Обстоятельство может быть выражено самыми разными частями речи, поэтому ориентироваться на них не стоит. Но, безусловно, в этой роли чаще всего выступает наречие.

Поэтому, определяя, какие слова являются обстоятельством, лучше всего ориентироваться на вопросы, которые можно задать от главного слова.

Источник: https://www.syl.ru/article/427963/ponyatie-i-vidyi-obstoyatelstv-v-russkom-yazyike

Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами

Учитель русского языка и литературы Курманова Эльзана Фаниловна

  • МАОУ Тукузская средняя общеобразовательная школа
  • Конспект открытого урока по русскому языку
  • Тема: «Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами»
  • Класс(ы): 8 класс
  • Цель урока: 
  • повторение и углубление знаний учащихся об обстоятельстве, знакомство с обстоятельствами, выраженными сравнительными оборотами,  совершенствование пунктуационных  навыков.
  • Задачи:
  • — научить находить сравнения в тексте и правильно использовать их  в речи;
  • — совершенствовать навыки самостоятельной работы;
  • — развивать умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • — развивать связную речь учащихся;
  • — воспитывать бережное отношение к слову.
  • Тип урока: 
  •  Урок совершенствования знаний
  • Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник «Русский язык» Бархударов С.Г., С.Е. Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко

  1. Используемое оборудование: 
  2. мультимедиа,  тексты для анализа,  словари.
  3. Ход урока

I.Организационный момент.

  • Запись в тетрадях: число, классная работа. Написать предложения с обстоятельствами(спроецировано на экране)
  • Её глаза как два тумана, полуулыбка, полуплач,
  • Её глаза как два обмана, покрытых мглою неудач.

(Н.Заболоцкий).

Ребята, давайте попробуем найти здесь что-то необычное. находят сравнительные обороты. Значит, какую тему мы сегодня с вами пройдем? «Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами».

2.Какие цели и задачи мы должны с вами сегодня реализовать? Ответы учащихся. Что каждый из вас должен усвоить к концу урока? Слайд

-Чему мы должны научиться?

Мы не только должны научиться находить сравнения в тексте и правильно ставить знаки препинания при них, но и обогащать свою речь сравнительными оборотами, правильно  их используя.

А что такое обстоятельство? Приведите примеры.

3.Лингвистическая разминка.  Повторение орфографии. слайд

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова С.Я. Маршака. Запишем  его в тетрадь.

 С Пушкиным мы не можем расстаться до старости, до конца жизни.

—  Какой  смысл  вкладывал писатель в эти строки?  (Ответы учащихся).

— Какие орфограммы встретились нам в этом предложении? Обозначим  их графически. Подберем собственные примеры  с этими орфограммами и запишем их.

  1. — Выполним синтаксический разбор этого предложения.
  2. 4. Работа с теорией
  3. Учитель раздает заранее подготовленные конверты.

Ребята, вот вам прислали письмо из Управления образования Вагайского района. Давайте вместе откроем конверт и узнаем, что они нам написали. Ребята открывают конверт (их три), а в конверте написано обращение к учащимся и теоретические сведения (правило). Далее ребята, когда прочитают письмо, должны составить алгоритм действий, исходя из правила.

Чтение письма- правила.

-Однако этот материал легок для восьмиклассников. Так в чем же заключается трудность?

5.   Лингвистический эксперимент. Дать индивидуально двум ученикам

Перед  нами  высказывание критика В. Белинского о поэзии А.Пушкина.    

  Он (стих Пушкина)  нежен,  сладостен, мягок,  как ______, тягуч и  ярок,  как _______, прозрачен  и чист, как ______, душист и благовонен, как _______,  крепок и могуч, как _________.   

    В нем пропущены  сравнительные обороты.  Предложение лишилось смысла, который вложил в него Белинский.

— Попробуем найти  сравнительные обороты и восстановить  смысл высказывания. Чтение вариантов предложения.

— А теперь посмотрим, какие слова выбрал Белинский. На слайде

          Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря.         -Мастер слова  сказал красивее.  Вы теперь поняли, какая задача стоит перед нами? -Посмотрим ещё раз на высказывание и сделаем вывод о постановке знаков препинания при сравнительных оборотах.

Однако мы не можем с полной уверенностью утверждать, что сравнительные обороты обособляются. Вдруг это авторские знаки?

 Работа с текстом А.С. Пушкина. Фронтально со всем классом

-У каждого из вас  есть текст.  В нем опущены сравнительные обороты. Текст лишился смысла, который вложил в него А.С.Пушкин. Вставьте предложенные варианты. 

Графиня ***, конечно, не имела злой души; но была своенравна, _как__________, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм, как_____________, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему.

Она участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы, где сидела в углу, разрумяненная и одетая по старинной моде, __как____________; к ней с низкими поклонами подходили приезжающие гости, __как_____________, и потом уже никто ею не занимался.

Слова для справок: как уродливое и необходимое украшение; как и все старые люди; как по установленному обряду; как женщина.

А теперь  сравните пушкинский текст с вашим вариантом. 

Графиня ***, конечно, не имела злой души; но была своенравна, как женщина, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм, как и все старые люди, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему.

Она участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы, где сидела в углу, разрумяненная и одетая по старинной моде, как уродливое и необходимое украшение бальной залы; к ней с низкими поклонами подходили приезжающие гости, как поустановленному обряду, и потом уже никто ею не занимался.

-Благодаря чему мы почувствовали всю силу, глубину содержания пушкинского текста?

6.Закрепление темы «Знаки препинания при сравнительных оборотах».

1. Проанализируем предложения из повести «Пиковая дама»  и сделаем  вывод о постановке знаков препинания при сравнительных оборотах.

  1.Анализ предложений.

Германн трепетал,как тигр, ожидая назначенного времени.

Он ее боялся, как огня…

Подумайте, что счастие человека находится в ваших руках; что не только я, но дети мои, внуки и правнуки благословят вашу память и будут ее чтить, как святыню…

Рефлексия:  обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами, выделяются запятыми. Вывод:  сложность заключается в том, что некоторые сравнительные обороты входят в состав сказуемого и в этом случае запятыми не выделяются.

Самостоятельная работа. Составьте два предложения, чтобы в одном был сравнительный оборот или сравнение, а во втором сравнение входило в состав сказуемого

Чем они отличаются?

В первых предложениях этих пар обстоятельства образа действия, выраженные сравнительными оборотами, выделяются запятыми.Во вторых предложениях сравнительные обороты являются частью составного именного сказуемого и не выделяются запятыми.

7. Доклад ученика о сравнениях.     

  • Вывод о роли сравнений.  
  • Вывод:
  • — сравнение помогает более точно представить предмет или явление
  • — сравнения помогают нагляднее представить описываемые предметы
  • — речь становится более яркой и выразительной
  • — сравнения помогают увидеть в предмете новые, невидимые стороны
  • — сравнения чаще всего используются в художественных текстах и разговорной речи
  • — сравнение имеет собственные средства выражения, которыми они отличаются от других тропов.     
  • Вместо слова как какие еще слова употребляются?
  • Сравнительный оборот с союзами как, будто, как будто, точно, словно  является одним из способов выражения сравнения в русском языке.
  • -Вспомним, что такое сравнение?

-Прочитаем, какое определение этому тропу даёт  Д.Розенталь.

Сравнение-это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность.

-Подтверждение этому – повесть «Пиковая дама».

8. Закрепление изученного материала. Комплексный анализ текста

  1. Пушкин отрывок из романа «Евгений ОНЕГИН»
  2. Задание
  3. — определить тему, основную мысль текста
  4. — Озаглавьте текст
  5. — определить стиль и тип текста
  6. — доказать, что это текст
  7. — Найти сравнительные обороты в тексте
  8. — составить план текста

Ребята, сейчас современному человеку необходима оптимальная работа по выбор нужной информации. Существует много приемов работы над тексто, например, прием Фишбоун, который означает «Рыбий скелет». И этот текст, который лежит перед вами можно показать в форме фишбоун.

9. Итог урока.

— Составление синквейна.

10Домашнее задание

— Написать комплексный анализ текста и составить фишбоун.

Урок подошел к концу. Но мы не прощаемся с Пушкиным.  Язык его творений всегда будет для нас  образцом красоты и гармонии, а его произведения  —  лучшими образцами  мыслей и чувств.  

приложение

Лингвистический эксперимент. Индивидуальная работа

Перед  нами  высказывание критика В. Белинского о поэзии А.Пушкина. 

  Он (стих Пушкина)  нежен,  сладостен, мягок,  как ______, тягуч и  ярок,  как _______, прозрачен  и чист, как ______, душист и благовонен, как _______,  крепок и могуч, как _________.   

слова для справок: смола, удар меча в руках богатыря, ропот волны, кристалл, весна.

  Работа с текстом А.С. Пушкина. Фронтально со всем классом

Вставьте предложенные варианты.

Графиня ***, конечно, не имела злой души; но была своенравна, _как__________, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм, как_____________, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему.

Она участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы, где сидела в углу, разрумяненная и одетая по старинной моде, __как____________; к ней с низкими поклонами подходили приезжающие гости, __как_____________, и потом уже никто ею не занимался.

  • Слова для справок: как уродливое и необходимое украшение; как и все старые люди; как по установленному обряду; как женщина.
  •  Работа с теорией
  • «Дорогие ребята!

Пишут вам письмо работники Управления образования Вагайского района. Мы хотели бы вам помочь в изучении темы «Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами» и поэтому в знак своей помощи отправляем вам «палочку-выручалочку», которая вам очень поможет. Поэтому внимательно прочитайте то, что мы вам отправили.

Доклад

Тема «Сравнение»

       К.Паустовский подчеркивал: «Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи».

В  художественной литературе мы находим массу примеров использования этого средства выразительности. В устном народном творчестве  и в разговорной речи  самые распространенные сравнения в форме творительного падежа существительного: «слезы ручьем», «волосы копной», «мелькнул молнией». Хотя у А.С.Пушкина мы читаем: «Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит».

     Сравнительные обороты с союзами как, будто, словно, точно пришли в нашу речь гораздо позднее , когда сложилась определенная синтаксическая система, близкая современному русскому языку.  Сравнительные обороты получили наибольшее свое распространение в художественной литературе.    

Домашнее задание. Комплексный анализ текста

          Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далёким предкам дерево напоминало человека. Его ствол казался туловищем, корни – ногами, крона – головой, ветви – руками.

Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало. Дерево давало плоды. В нём шло движение живительных соков – точно так же. Как в человеке движется кровь. Оно могло болеть, стонать, скрипеть.

Оно обладало такими достоинствами, как сила, крепость, твёрдость.

          Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же её страницах упоминаются два дерева райского сада, призванные сыграть важную роль в истории человечества: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие.

Под деревом здесь разумеется вера, а под его плодами – дары веры: любовь, духовная чистота, бессмертие. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, что человек может избрать в своей жизни как путь добра, так и путь зла.

Об этом и думает верующий человек, когда видит изображение дерева на иконах.

Особо примечались деревья-долгожители, деревья-красавцы. Русские художники и поэты оставили нам немало живописных и словесных  образов таких деревьев. Достаточно, например, всмотреться в картины И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Сосна». В лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно как бы становится чутким собеседником, другом.               

  1. — определить тему, основную мысль текста
  2. — озаглавьте текст
  3. — определить стиль и тип текста
  4. — доказать, что это текст
  5. — найти сравнительные обороты в тексте
  6. — составить план текста
  7. — составить фишбоун к тексту.

Источник: https://infourok.ru/obstoyatelstva-virazhennie-sravnitelnimi-oborotami-643198.html

Обстоятельство в английском языке

Носители любого языка часто используют в своей речи предложения, которые содержат различные обстоятельства.

 Их так часто употребляют, потому что роль этого члена предложения очень важна при раскрытии тем, отвечающих на вопросы когда? где? каким образом? и т.п.

В целом, обстоятельство в английском языке имеет несколько смысловых групп, каждая из которых может быть выражена в форме наречия, деепричастия, глагола или существительного с предлогом.

Что такое обстоятельство?

Грамматический термин «обстоятельство» используется для обозначения второстепенных членов предложения, собственно и указывающих на те обстоятельства, при которых было совершено то или иное действие. Иными словами, обстоятельства раскрывают как, когда, почему и где происходили указанные события.

Пример Перевод
I work on Monday. Я работаю в понедельник.
My friends live in the country. Мои друзья живут за городом.
Your sister laughed loudly. Твоя сестра громко рассмеялась.

Как показывает приведенная выше таблица, обстоятельства могут иметь различные значения, в соответствии с которыми они и делятся на группы.

Виды обстоятельств

В зависимости от поставленного вопроса, обстоятельство может выражать в предложении различные условия, времена, места и т.д.

Группа обстоятельств места

В этом случае слово/словосочетание указывает место совершения или место направления действия. Вопросы этой группы: Where? (куда? где?), Where from?(откуда?).

Пример Перевод
My husband is from Africa. Мой муж из Африки.
We went to the field. Мы ходили на поле.
Her brother is at home now. Ее брат сейчас дома.

Группа обстоятельств образа действия

Обстоятельственные слова этой группы рассказывают о том, как именно выполняется действие, и отвечают на английский вопрос How? (как?).

Пример Перевод
His father speaks Russian fluently. Его отец говорит по-русски бегло.

Группа обстоятельств причины

Это обстоятельства, перевод которых раскроет причины поступка. Отвечают на вопрос why? (из-за чего? почему?).

Пример Перевод
I couldn’t write to you yesterday, because I was ill. Я не мог написать тебе вчера, потому что я болел.

Группа обстоятельств времени

Слово/выражение указывает на время совершения действия. Вопросительные слова этой группы: When? (когда?), How long? (как долго?).

Пример Перевод
New TV show starts this autumn. Новая передача стартует на телевидении  этой осенью.
He hasn’t called my sister for a long time. Он давно не звонил моей сестре.

Группа обстоятельств цели

Данные выражения будут раскрывать смысл какого-либо намерения, задачу действия. Являются ответом на вопрос What for? (зачем? с какой целью?).

Пример Перевод
I worked hard to write my book. Я много трудился, чтобы написать мою книгу.
Many people use the alarm-clock to get up in time. Многие люди используют будильник, чтобы встать вовремя.

Группа обстоятельств сравнения и исключения

Источник: https://speakenglishwell.ru/obstoyatelstvo-v-anglijskom-yazyke/

Обстоятельство в русском языке. Виды обстоятельств и примеры. Anews

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия, его качество или условие. Отвечает на вопросы как? когда? где? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии? вопреки чему?

Обстоятельства часто бывают выражены наречиями, деепричастиями и деепричастными оборотами, словосочетаниями.

Мы встретились (где?) в маршрутке.

Дело шло (как?) медленно.

Она ждала (как долго?) две недели.

Чаще всего обстоятельство в предложении характеризует сказуемое.

Двигался (где?) впереди.

Он шел (как?) вразвалку.

Я рассмеялся (почему?) от облегчения.

Не приходите (при каком условии?) без предупреждения.

При разборе предложения обстоятельство подчеркивается штрихпунктиром — черточками и точками: — · — · —

Обстоятельство описывает, где и когда совершается действие, как и почему оно совершается, с какой целью и при каком условии, вопреки чему и подобно чему.

Обстоятельство может указывать на интенсивность действия или его признака:Я был раздосадован (в какой степени?) очень сильно. Мне (в какой мере?) немного жаль.

Второстепенные члены предложения: дополнение, определение и обстоятельство

К второстепенным членам предложения относятся дополнение, определение и обстоятельство.

Дополнение обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чем?Мы купили (что?) пирог.

Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Мы купили (какой?) вкусный пирог.

Обстоятельство обозначает признак действия, его качество, условие или состояние. Отвечает на вопросы как? когда? где? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?

Мы купили пирог (где?) на рынке.

Второстепенные члены предложения служат для пояснения подлежащего и сказуемого. Они могут иметь собственные поясняющие их второстепенные члены. Если в предложении есть второстепенные члены, оно называется распространенным.

Если в предложении нет второстепенных членов, а есть лишь грамматическая основа (подлежащее и/или сказуемое), то это нераспространенное предложение.

Обособленное обстоятельство

Обособленные обстоятельства выделяются запятыми. Например, запятыми выделяются деепричастные и сравнительные обороты, обстоятельства уступки.

  • Несмотря на ненастье, мы пошли гулять.
  • Она улыбалась, глядя на подругу.
  • Подумав, профессор ответил на вопрос.
  • Парусник проплыл мимо, подобно белокрылой птице.
  • Также могут обособляться распространенные обстоятельства причины или условия, если они стоят между подлежащим и сказуемым.
  • Поездку мы, ввиду неожиданно возникших проблем с деньгами, отложили.
  • Прибор, согласно вашему вчерашнему распоряжению, был выключен.
  • Читайте подробнее: Обособленное обстоятельство. Примеры предложений и правила

Какими частями речи выражаются обстоятельства

  1. Обстоятельство может выражаться различными частями речи:
  2. 1. Знаменательными наречиями: ехать верхомхитро улыбнулсянапился вусмерть
  3. 2. Местоименными наречиями: прибыл оттудашутили по-всякомуникогда не слышала
  4. 3.

    Существительными в форме косвенных падежей с предлогами и без них:сиять огнямизаплакать от обиды

  5. петь баритоном

стереть в порошок

  • 4. Деепричастиями и деепричастными оборотами: говорил, улыбаясьзаперев дверь, вернулся
  • 5. Инфинитивом — неопределенной формой глагола:прилетел отдохнутьзашел взглянуть
  • 6. Словосочетаниями случилось несколько лет тому назадс тех пор помню
  • 7. Фразеологизмами:работал спустя рукавая прочел учебник от корки до корки

Виды обстоятельств. Обстоятельства места, времени, причины, образа действия

В связи с этим по значению различают следующие виды обстоятельств:

  • Обстоятельства места приехал (откуда?) за городпошли гулять (куда?) в парк
  • Обстоятельства времениприехал (когда?) позавчераживу в Москве (с каких пор?) с детства
  • Обстоятельства причиныпропустил встречу (по какой причине?) из-за болезнине заметил (отчего?) сослепу
  • Обстоятельства целисделал (зачем?) назлоприехал (с какой целью?) повидаться
  • Обстоятельства образа действияехать (как?) быстропутешествовать (каким образом?) втроем
  • Обстоятельства меры и степениочень (в какой мере?) обширные знанияответил чрезвычайно (насколько?) по-доброму
  • Обстоятельства сравнениятопорщится (подобно чему?) ёршикомлед обжигает, (подобно чему?) как огонь
  • Обстоятельства уступкинесмотря на ливень, (несмотря на что?) вышли на улицувопреки возражениям, (вопреки чему?) сделали по-своему
  • Обстоятельства условияпри желании (при каком условии?) ты мог бы поучаствоватьобращайся (при каком условии?) в случае необходимости

Обстоятельства в предложениях. Примеры из литературы

Через десять минут въехал он на барский двор. (А.С. Пyшкин)

Я ехал на перекладных из Тифлиса. (М.Ю. Лермонтов)

Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел. (Н.А. Некрасов)

А он мало спустя опять зашипел, да уже совсем на другой манер, — как птица огненная. (Н.С. Лесков)

На пятые сутки наступила ясная и ветреная погода. (И. Ефремов)

Это была странная семья, члены которой не слишком долго наслаждались совместной жизнью. (Э. Казакевич)

Источник: https://www.anews.com/p/111927230-obstoyatelstvo-v-russkom-yazyke-vidy-obstoyatelstv-i-primery-predlozhenij/

«Обстоятельство» в русском языке

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, цель, способ, меру, степень действия (признака) и отвечает на вопросы где? когда? зачем? почему? как? и др. Например: Дни поздней осени бранят обыкновенно (А. Пушкин). Обстоятельства чаще относятся к сказуемому, реже – к другим членам предложения. Способы выражения обстоятельств:

1. наречие:

Глядишь вокруг — и на душе легко, И зреет мысль так вольно, широко, И сладко песнь в честь Родины поется. (И. Никитин)

  • 2. существительное в косвенном падеже с предлогом и без него:
  • Ночью над рекой опустился туман (К. Паустовский);
  • 3. инфинитив (со значением цели):
  • Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей (А. Чехов);
  • 4. сравнительный оборот:

Что ж так имя твое звенит, словно августовская прохлада? (С. Есенин);

  1. 5. деепричастие (деепричастный оборот):
  2. Ручей, бурля, бежит к ручью (А. Фет);
  3. 6. цельное словосочетание:
  4. Семь раз отмерь, один раз отрежь (Пословица);
  5. 7. фразеологический оборот:

…спешу к вам голову сломя (А. Грибоедов).

Основные виды обстоятельств

По значению обстоятельства делятся на следующие группы:

1. Обстоятельства места. Обозначают место, путь движения и т. д. Отвечают на вопросы где? куда? откуда? и др.

Примеры: Повсюду зеленели травы (И. Тургенев); И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам… (А. Грибоедов).

2. Обстоятельства времени. Обозначают время действия. Отвечают на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? и др.

Примеры: С утра дом Лариных гостями весь полон (А. Пушкин).

3. Обстоятельства образа действия и степени. Обозначают качество или способ совершения действия, меру, степень действия (признака). Отвечают на вопросы как? каким образом? каким способом? в какой мере? насколько? в какую цену? и др.

Примеры: Печально склоняется ива у братских солдатских могил (М. Дудин). Как-то Сережа упал во дворе, ссадил колени в кровь и пришел домой плача (В. Панова). До станции оставалось с версту (М. Лермонтов). Каждый такой кусок весит сотни пудов (В. Гаршин). Дерзок он был до сумасбродства (И. Тургенев).

4. Обстоятельства причины. Обозначают причину совершения действия или возникновения признака. Отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине? и др.

Примеры: Отчего волна морская так мне дорога? (А. Жаров); Нескошенные травы так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова (К. Паустовский); Ему стало стыдно из-за его сомнений (И. Тургенев).

5. Обстоятельства условия. Обозначают условие, при котором может совершиться действие. Отвечают на вопросы при каком условии? в каком случае?

Примеры: Что было бы с ней в случае моей болезни! (А. Чехов); Не посеяв, не жди урожая (Пословица); Не увидевши горького, не узнаешь и сладкого (Пословица).

6. Обстоятельства уступки. Указывают на то, что действие совершается, несмотря на препятствия. Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?

Примеры: Вопреки моему желанию они познакомились (В. Гаршин); Нежданов сознавал себя одиноким, несмотря на преданность друзей (И. Тургенев); Работа, несмотря на ранний час, уже шла вовсю (В. Набоков).

7. Обстоятельства цели. Обозначают цель совершения действия. Отвечают на вопросы зачем? для чего? для какой цели?

Примеры: Мария Трофимовна делает все, что в ее силах, для украшения и обогащения земли (К. Паустовский); Ради его спасения было отдано все: счастье, любовь, была отдана жизнь (К. Паустовский).

8. Обстоятельства сравнения. Обозначают сравнение. Отвечают на вопрос подобно чему?

Примеры: Как очарованное, дремлет на возвышении село (Н. Гоголь); Снег лежал волнами и блестел как сахар (Л. Толстой); Мой спутник мурлычет, точно кот, какую-то песню (М. Горький); Я, как солнечный луч, живая была и вот должна была сидеть неподвижно, точно камень (М. Горький).

Обстоятельство в предложение обозначается пунктиром с точкой. Чтобы легко запомнить вопросы обстоятельств, можно выучить считалочку: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?

Давайте сделаем разбор предложений:

1. Вечером у озера громко квакали лягушки.

(Кто? ) лягушки – это подлежащие.

(Что делали?) квакали – это сказуемое.

Квакали (где?) у озера – это обстоятельство места.

Квакали (как?) громко – это обстоятельство образа действия.

Квакали (когда?) вечером – это обстоятельство времени.

2. Сова вылетает на охоту ночью.

(Кто?) сова – это подлежащие.

Сова (что делает?) вылетает – это сказуемое.

Вылетает (куда?) на охоту – это обстоятельство места.

Вылетает (когда?) ночью – это обстоятельство времени.

3. Громко барабанит дятел в лесной тишине.

(Кто?) Дятел – это подлежащие.

Дятел (что делает?) барабанит – это сказуемое.

Барабанит (как?) громко – это обстоятельство образа действия.

Барабанит (где?) в тиши – это обстоятельство места.

 В тиши (какой?) лесной – это определение.

4. За рекой раздавались голоса.

(Что?) голоса – это подлежащие.

Голоса (что делали?) раздавались – это сказуемое.

Раздавались (где?) за рекой – это обстоятельства места.

  • вернуться на страницу «Русский язык 4 класс» >>>
  • Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
  • Присоединяйтесь к нам в

Источник: https://reallanguage.club/obstoyatelstvo-v-russkom-yazyke/

Определение дополнение обстоятельство примеры предложений. Что такое обстоятельство, дополнение и определение

Второстепенные члены предложения — дополнение, определение и обстоятельство в русском языке позволяют придать устной и письменной речи описательности и яркости.

Подробно роль членов предложения описывает синтаксис – раздел грамматики, изучающий сочетаемость слов.

Они не отражают сведений о предметах и людях, их действиях или состояниях, а также поясняют и уточняют ту информацию, которую несут главные члены.

Соответственно, как определение, так и дополнение с обстоятельством некоторым образом конкретизируют подлежащее или сказуемое
и отвечают на специальные вопросы.

Часто смысл предложения становится понятным именно благодаря дополнениям, определениям и обстоятельствам, а вовсе не главным членам.

Общую информацию по рассматриваемой в статье тематике отобразим для наглядности и простоты восприятия в виде таблицы

Дополнение Определение Обстоятельство
Понятие Обозначает объект или предмет, на который направлено действие. Дополнение непосредственно связано с глаголом (сказуемым) и уточняет его. В большинстве случаев является не субъектом, а объектом действия. Указывает на качество, характеристику или признак объекта либо лица. Определение связано с существительным (подлежащим или дополнением). Обозначает признак действия или признак признака. Может быть связано с глаголом, прилагательным или наречием и обычно распространяет слово, к которому относится.
Способ выделения при разборе и анализе предложения Пунктирное подчеркивание Подчеркивание сплошной волнистой линией Подчеркивание линией «точка-тире»

* Русский язык предусматривает, что сложносоставные члены должны подчеркиваться без разрывов и пробелов.

Дополнения

Чаще всего выражено существительным
(Мужчина решил оплатить покупку картой
), однако оно может являться также инфинитивным глаголом (Мастер бросил пить
), местоимением (Он больше не любит тебя
), прилагательным (Пора поговорить о главном
) или количественным числительным (От пяти отнять три
). Иногда дополнение выражается целой группой слов – неразделимым словосочетанием (Папа купил музыкальный центр
) либо фразеологическим оборотом (Нам придется найти мастера на все руки
).

Дополнение отвечает на вопросы падежей, которые в русском языке называют косвенными (то есть всех, кроме именительного).

Прямые

Используются для обозначения того предмета или лица, на которое направлено действие. Всегда относятся к глаголам переходной формы
.

Такие дополнения отвечают на вопросы родительного (Кого? Чего?), дательного (Кому? Чему?) и винительного (Кого? Что?) падежей.

Накопленное он немедленно отдал матери.

Косвенные

Это те дополнения, которые нельзя отнести к категории прямых. Часто они ориентированы на то, чтобы обозначить сторонний предмет или лицо, связанные с глаголом
.

Отвечают на вопросы творительного (Кем? Чем?) и предложного (О ком? О чем?) падежей.

На карнавале девочка была снежинкой.

Определение

Выражается прилагательным (Мы купили красивый дом
) или порядковым числительным (Это мой пятнадцатый день рождения
), причастием (Играющие дети – самое умиротворяющее зрелище
) или причастным оборотом (В группе несколько студентов, успевающих по всем предметам
).

: Какой? Который? Чей?

В комнате был идеальный для фотографа свет.

Приложение

Есть ситуации, когда определение выражается существительным (сумка-холодильник, брат Иван
) или устойчивой конструкцией с участием существительного (журнал «Наука и жизнь»; Андрей, ученик первого класса
). В таких случаях речь идет о приложении, выступающем определением.

Обстоятельство

Выражается самыми разными частями речи, а также деепричастными оборотами и отвечает на множество вопросов. Ниже приведем виды обстоятельств и вопросы к ним
.

  • Обстоятельство места – Где? Куда? Откуда? (Повсеместно в наше время встречается ложь
    ).
  • Обстоятельство времени – С каких пор? Когда? До каких пор? (Сегодня солнечно
    ).
  • Обстоятельство цели – Зачем? С какой целью? Для чего? (Он
    зашел поздороваться
    ).
  • Обстоятельство причины – Почему? Отчего? На каком основании? (Я накричал на нее сгоряча
    ).
  • Обстоятельство образа действия – Как? Каким образом? В какой степени? Насколько? (Математика дается мне легко
    ).
  • Обстоятельство сравнения – Как? Подобно кому? Подобно чему? (Он пронесся мимо нас как вихрь
    ).
  • Обстоятельство условия – При каком условии? (Единожды решившись, не отступай
    ).
  • Обстоятельство уступки – Вопреки чему? Несмотря на что? (Несмотря на ливень, мы продолжили путь
    ).

Таким образом, чтобы определить, какой именно из второстепенных членов предложения перед нами, необходимо понять, с каким словом он связан
, после чего правильно задать к нему вопрос.

  • Пример: «Вдалеке я увидел маленькую девочку
    ».
  • Увидел где
    ? Вдалеке. – Связанное с глаголом обстоятельство места, выраженное наречием.
  • Увидел кого
    ? Девочку. – Связанное с глаголом простое дополнение, выраженное существительным.
  • Девочку какую
    ? Маленькую. – Связанное с существительным определение, выраженное прилагательным.

Выделение запятыми

Обозначим главные случаи обособления второстепенных членов предложения в русском языке.

Определение

  • Выражено причастным оборотом.
  • Собака, бежавшая следом, постепенно отстала.
  • Дополнение
  • Сосед с верхнего этажа, Иван Петрович, был угрюм и никогда не здоровался первым.
  • Обстоятельство
  • Выражено сравнительным оборотом, включающим союзы как, точно, словно, будто, что.

Он безотрывно смотрел на меня, словно я могла исчезнуть.

  • Выражено деепричастным оборотом.

Закончив с едой
, мы вновь вернулись к книгам.

  • Выражено конструкцией, начинающаяся с «несмотря на…
    », если она заменяется предлогом «вопреки
    ».

Несмотря на уговоры
, он покинул страну.

Видео

Это видео поможет вам разобраться, что же такое второстепенные члены предложения.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

Второстепенные члены предложения

— это члены предложения, которые не входят в грамматическую основу предложения.

Термин «второстепенные члены предложения
» не имеет оценочного значения, он просто указывает (подчёркивает), что такие члены предложения не входят в грамматическую основу и группируются вокруг главных членов (подлежащего и сказуемого) и грамматически зависят от них (или от второстепенных членов
более высокого «ранга»).

Что же касается смысловой (информативной) значимости второстепенных членов
в предложении, то они играют важную роль, отражая разнообразные отношения, существующие в действительности, а нередко несут даже основную смысловую и коммуникативную нагрузку: Школа находится рядом с домом.

Традиционно второстепенные члены
делятся на дополнения, определения и обстоятельства.

Дополнение

Дополнение

— это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает объект (предмет), на который направлено или с которым связано действие или (реже) по отношению к которому проявляется качественный признак. Иногда дополнение
обозначает субъект действия или состояния. Например: Старик ловил неводом рыбу (А. Пушкин); К смирению и кротости он был совершенно не склонен (К. Чуковский); Мне не спится, нет огня… (А. Пушкин).

  1. Дополнения
    , выражающие объект действия, употребляются при глаголах, а также при образованных от них существительных: доставить грузы
    доставка грузов; работать над статьёй
    работа над статьёй.
  2. Дополнения
    , называющие объект, по отношению к которому проявляется качественный признак, употребляются при прилагательных и образованных от них существительных: верный долгу
    верность долгу; скуп в движениях
    скупость в движениях.
  3. Дополнения
    делятся на прямые
    и косвенные.
  4. Прямое дополнение

    — это дополнение
    , которое зависит от переходного глагола и выражается именем существительным или местоимением (а также любой частью речи, употреблённой в значении существительного) в винительном падеже без предлога: увидеть картину,
    спеть песню, чинить утюг,
    написать письмо,
    решать задачу,
    увидеть его,
    встретить знакомого.

Прямое дополнение
может быть также выражено существительным в родительном падеже без предлога. Родительный падеж вместо винительного употребляется в двух случаях: 1) если есть отрицательная частица не
перед переходным глаголом: чувствовал радость
не чувствовал радости; слышал голоса

Источник: https://ief-usfeu.ru/opredelenie-dopolnenie-obstoyatelstvo-primery-predlozhenii-chto-takoe/

Обстоятельство в английском предложении: виды и способы выражения

Как вы, должно быть, помните, уважаемые читатели, члены английского предложения во многом похожи на члены предложения в русском языке. Сегодня мы продолжим наш разговор о второстепенных членах предложения и поговорим об обстоятельстве или Adverbial modifier в английском языке. Иногда также можно встретить понятие Circumstance — тоже обстоятельство.

Adverbial modifier — это второстепенный член предложения, который дает нам информацию о том, как, при каких обстоятельствах, с какой целью совершается действие. Обычно обстоятельства в предложении характеризуют глаголы, но иногда и прилагательные, и наречия. Как и в русском языке, английское обстоятельство отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? когда?

В английском языке Adverbial modifier может выражаться различными частями речи: наречием, деепричастием, инфинитивом, существительным с предлогом, и другими. Итак, давайте же вместе с вами разберем на примерах обстоятельство в английском языке.

Что именно выражает обстоятельство в английском?

В английском предложении обстоятельство может обозначать различные категории. Посмотрим, какие именно.

Место:

  • My grandparents live in the country. — Мои дедушка и бабушка живут в деревне.
  • John’s father works at school. — Отец Джона работает в школе.
  • We go to the cinema tonight. — Мы идем в кино сегодня вечером.
  • They are at home now. — Они сейчас дома.
  • We are at the party. — Мы на вечеринке.
  • I forgot my bag in the supermarket. — Я забыл свою сумку в супермаркете.

Время:

  • Mary is afraid of walking alone in the middle of the night. — Мэри боится гулять одна глубокой ночью.
  • We often travel abroad. — Мы часто путешествуем заграницу.
  • We have breakfast at eight o’clock. — Мы завтракаем в восемь часов.
  • Little children should go to bed early. — Маленькие дети должны ложиться спать рано.
  • Yesterday I saw Michael. — Вчера я видел Майкла.

Причина:

  • Thomas said nothing because of the children being there. — Томас ничего не говорил, потому что там были дети.
  • My son was kept in school after lessons because of his bad behavior. — Мой сын был задержан в школе после уроков из-за его плохого поведения.
  • We kept silent because of his anger. — Мы сохраняли молчание из-за его рассерженности.
  • She smiled because of happiness. — Она улыбалась от счастья.
  • Mary winced because of the noise. — Мэри вздрогнула от шума.

Образ действия:

Источник: https://EnglishFull.ru/syntax/obstoyatelstvo.html

Что такое обстоятельство

Группа второстепенных членов насчитывает большое количество подвидов, считается самой объемной. Такое многообразие объясняется важной ролью, возлагаемой на них грамматическими и стилистическими нормами языкознания. Важное место в предложении занимает обстоятельство: связывает части текста, дополняет и характеризует все члены, кроме подлежащего.

Что обозначает

  • Насчитывает самое большое количество значений по сравнению с другими второстепенными группами слов. Обстоятельство в предложении отвечает на определенные вопросы, которые легко запоминаются с помощью стихотворной формы:
  • Где? (Место),
  • Куда? (Направление),
  • Когда? (Время),
  • Откуда? (Направление),
  • Почему? (Причина),
  • Зачем? (Цель),

и Как? (Способ).

Здесь перечислены не все, а только основные вопросы, но они помогают понять, что такое обстоятельство, какие из частей речи оно раскрывает и поясняет:

Внимание! Примеры обстоятельств в русском языке найти несложно. Любое распространенное сочетание слов может содержать несколько таких конструкций.

Классификация — деление на подгруппы – осуществляется по значению. Всего выделяют 8 видов, каждый из них отвечает на определенный вопрос и отличается по смыслу:

  1. Где, куда, откуда? – уточняют место расположения или направление.
  2. Когда, с каких пор, как долго? – уточняет временные параметры.
  3. Почему, отчего, по какой причине? – объясняет повод, вызывающий событие, указывает причину.
  4. Зачем, с какой целью, для чего? – какую цель преследует конкретное действие.
  5. Одна группа объединяет три характеристики: образа, меры и степени. Значение группы – качество и способ. Как, каким образом, каким способом? – что требуется для совершения, образ действия. В какой мере, насколько? В какой степени? – объем действия, его степень.
  6. Как, подобно кому (чему)? – используется сравнение.
  7. При каком условии? – объяснение условий.
  8. Вопреки чему, несмотря на что? – несмотря на какие проблемы, все произошло — уступка

Важно! Знание особенностей значения необходимо знать для правильного построения речевых оборотов.

Иногда можно поставить сразу несколько видовых вопросов (места, времени, образа действия). Такое чаще наблюдается в текстах о природе. Их относят к отдельному типу — ситуативные или обстановки: на солнце (уменьшительно-ласкательная форма — на солнышке), в тиши (усеченная форма — в тишине), во тьме, на ветру, в тумане, в пелене. Список вопросов, которые можно поставить:

  • где?
  • когда?
  • как?
  • в какой обстановке?

К какой части речи относится

Роль обстоятельства могут выполнять такие части речи:

  1. Имя существительное – употребляется в речи в форме косвенного падежа, чаще требуется предлог, но можно обойтись и без него. Пример: Выступал (как?) с юмором, шел (где?) по лесу.
  2. Наречие. Наиболее часто используется для выражения обстоятельства образа действия. Отвечает на сходный вопрос: как? Пел (как?) звонко, двигался (как?) медленно.
  3. Местоимение: Пошел (куда?) туда, пришел (откуда?) оттуда, нашелся (где?) там.
  4. Деепричастие: Лежал (как? что делая?) задумавшись, двигался (как? что делая?) прыгая.
  5. Неопределенная форма глагола: Отправился (с какой целью?) прогуляться.
  1. Самым сложным для понимания является первый вариант.
  2. С начальных классов учителя объясняют детям, что вопрос следует задавать от самостоятельной части речи, а не от предлога, но ошибки все равно встречаются.
  3. Трудность заключается еще и в том, что изучение падежей и членов предложения в некоторых программах происходит практически одновременно.
  4. Дети не успевают усвоить падежные вопросы, начинают путать дополнение с обстоятельством. Как возникает ошибка:
  • шел по (чему?) дороге. Косвенный дат. падеж – дополнение (неправильное решение).
  • шел (где?) по дороге. Обстоятельство со значением места.

Падежные вопросы можно поставить к любому имени существительному, но нужно научиться определять цель его употребления:

  • для определения падежа;
  • для уточнения роли слова в структуре предложения.

Встречаются и другие ошибки. К примеру, необходимо указать, в каком предложении обстоятельство выражено наречием. Сложность вызывают случаи, когда наречие образуется от существительного.

Пример: Ночью стало страшно и холодно. Правильно поставленный вопрос подскажет ответ: Когда? Ночью. Если задать вопрос творительного падежа, то возможна ошибка.

Чем в таком случае руководствоваться? Смысловым значением.

Обособление на письме

Учащиеся старших ступеней школы изучают синтаксические конструкции, которые требуют знания правил постановки запятых. Так, деепричастные обороты или одиночные деепричастия обязательно выделяются с двух сторон знаками препинания.

Именно поэтому его называют обособленное обстоятельство, то есть выделенное знаками. Весь деепричастный оборот является одним членом — обстоятельством: Родственники собрались за ужином, заранее приготовив вкусные блюда.

Исключением, усложняющим изучение, является правило обособления фразеологических оборотов. Они считаются цельными выражениями, одним второстепенным членом, но не выделяются запятыми: Бежал сломя голову. Работал спустя рукава.

Распространенное обстоятельство образуют несколько слов, объединенных одним смысловым значением: Девочка, заблудившись в тайге, сильно испугалась.

Если оно состоит из одного слова, то является нераспространенным: Девочка, заблудившись, стала звать и кричать о помощи. Оба случая требуют выделения знаками с обеих сторон, поскольку в конструкции присутствует деепричастие. В этом случае можно будет задать вопросы: каким образом, как? и что делая? что сделав?

Важно! Благодаря присутствию обстоятельств речь становится ярче и выразительнее, не стоит бояться употреблять разные группы и правильно согласовывать все части текста.

Как грамотно охарактеризовать обстоятельство в предложении? Во-первых, нужно правильно поставить вопрос, во-вторых, разобрать все предложение по членам. Начинать следует с определения разряда, а затем части речи.

Примеры заданий и порядок выполнения работы

Задание 1. охарактеризуйте виды обстоятельств в предложении: Несколько месяцев назад мы узнали об особых случаях написания слов.

Узнали (когда?) несколько месяцев назад. Обозначает определенный период, значит имеет вид времени.

Определяем, какой частью речи является каждое слово: «несколько» – неопределенное местоимение, «месяцев» – форма род. пад. имени сущ., «назад» – наречие.

Задание 2. Охарактеризуйте виды обстоятельств: Несмотря на усталость, путники решили идти дальше.

«Решили идти» (несмотря на что?) несмотря на усталость – обособленное обстоятельство, выражено существительным с предлогом (производным). Вид – уступки. Роль в тексте – дополнительное уточнение характера действия.

Группа второстепенных членов насчитывает большое количество подвидов, считается самой объемной. Такое многообразие объясняется важной ролью, возлагаемой на них грамматическими и стилистическими нормами языкознания. Важное место в предложении занимает обстоятельство: связывает части текста, дополняет и характеризует все члены, кроме подлежащего.

Что обозначает

  • Насчитывает самое большое количество значений по сравнению с другими второстепенными группами слов. Обстоятельство в предложении отвечает на определенные вопросы, которые легко запоминаются с помощью стихотворной формы:
  • Где? (Место),
  • Куда? (Направление),
  • Когда? (Время),
  • Откуда? (Направление),
  • Почему? (Причина),
  • Зачем? (Цель),

и Как? (Способ).

Здесь перечислены не все, а только основные вопросы, но они помогают понять, что такое обстоятельство, какие из частей речи оно раскрывает и поясняет:

  • глагол: думает (как?) правильно;
  • прилагательное: красивый (насколько?) очень;
  • наречие: сильно (как?) слишком.

Внимание! Примеры обстоятельств в русском языке найти несложно. Любое распространенное сочетание слов может содержать несколько таких конструкций.

Классификация — деление на подгруппы – осуществляется по значению. Всего выделяют 8 видов, каждый из них отвечает на определенный вопрос и отличается по смыслу:

  1. Где, куда, откуда? – уточняют место расположения или направление.
  2. Когда, с каких пор, как долго? – уточняет временные параметры.
  3. Почему, отчего, по какой причине? – объясняет повод, вызывающий событие, указывает причину.
  4. Зачем, с какой целью, для чего? – какую цель преследует конкретное действие.
  5. Одна группа объединяет три характеристики: образа, меры и степени. Значение группы – качество и способ. Как, каким образом, каким способом? – что требуется для совершения, образ действия. В какой мере, насколько? В какой степени? – объем действия, его степень.
  6. Как, подобно кому (чему)? – используется сравнение.
  7. При каком условии? – объяснение условий.
  8. Вопреки чему, несмотря на что? – несмотря на какие проблемы, все произошло — уступка

Важно! Знание особенностей значения необходимо знать для правильного построения речевых оборотов.

Иногда можно поставить сразу несколько видовых вопросов (места, времени, образа действия). Такое чаще наблюдается в текстах о природе. Их относят к отдельному типу — ситуативные или обстановки: на солнце (уменьшительно-ласкательная форма — на солнышке), в тиши (усеченная форма — в тишине), во тьме, на ветру, в тумане, в пелене. Список вопросов, которые можно поставить:

  • где?
  • когда?
  • как?
  • в какой обстановке?

К какой части речи относится

Роль обстоятельства могут выполнять такие части речи:

  1. Имя существительное – употребляется в речи в форме косвенного падежа, чаще требуется предлог, но можно обойтись и без него. Пример: Выступал (как?) с юмором, шел (где?) по лесу.
  2. Наречие. Наиболее часто используется для выражения обстоятельства образа действия. Отвечает на сходный вопрос: как? Пел (как?) звонко, двигался (как?) медленно.
  3. Местоимение: Пошел (куда?) туда, пришел (откуда?) оттуда, нашелся (где?) там.
  4. Деепричастие: Лежал (как? что делая?) задумавшись, двигался (как? что делая?) прыгая.
  5. Неопределенная форма глагола: Отправился (с какой целью?) прогуляться.

Самым сложным для понимания является первый вариант.

С начальных классов учителя объясняют детям, что вопрос следует задавать от самостоятельной части речи, а не от предлога, но ошибки все равно встречаются.

Трудность заключается еще и в том, что изучение падежей и членов предложения в некоторых программах происходит практически одновременно. Дети не успевают усвоить падежные вопросы, начинают путать дополнение с обстоятельством. Как возникает ошибка:

  • шел по (чему?) дороге. Косвенный дат. падеж – дополнение (неправильное решение).
  • шел (где?) по дороге. Обстоятельство со значением места.

Падежные вопросы можно поставить к любому имени существительному, но нужно научиться определять цель его употребления:

  • для определения падежа;
  • для уточнения роли слова в структуре предложения.

Встречаются и другие ошибки. К примеру, необходимо указать, в каком предложении обстоятельство выражено наречием. Сложность вызывают случаи, когда наречие образуется от существительного.

Пример: Ночью стало страшно и холодно. Правильно поставленный вопрос подскажет ответ: Когда? Ночью. Если задать вопрос творительного падежа, то возможна ошибка.

Чем в таком случае руководствоваться? Смысловым значением.

Обособление на письме

Учащиеся старших ступеней школы изучают синтаксические конструкции, которые требуют знания правил постановки запятых. Так, деепричастные обороты или одиночные деепричастия обязательно выделяются с двух сторон знаками препинания.

Именно поэтому его называют обособленное обстоятельство, то есть выделенное знаками. Весь деепричастный оборот является одним членом — обстоятельством: Родственники собрались за ужином, заранее приготовив вкусные блюда.

Исключением, усложняющим изучение, является правило обособления фразеологических оборотов. Они считаются цельными выражениями, одним второстепенным членом, но не выделяются запятыми: Бежал сломя голову. Работал спустя рукава.

Распространенное обстоятельство образуют несколько слов, объединенных одним смысловым значением: Девочка, заблудившись в тайге, сильно испугалась.

Если оно состоит из одного слова, то является нераспространенным: Девочка, заблудившись, стала звать и кричать о помощи. Оба случая требуют выделения знаками с обеих сторон, поскольку в конструкции присутствует деепричастие. В этом случае можно будет задать вопросы: каким образом, как? и что делая? что сделав?

Важно! Благодаря присутствию обстоятельств речь становится ярче и выразительнее, не стоит бояться употреблять разные группы и правильно согласовывать все части текста.

Как грамотно охарактеризовать обстоятельство в предложении? Во-первых, нужно правильно поставить вопрос, во-вторых, разобрать все предложение по членам. Начинать следует с определения разряда, а затем части речи.

Примеры заданий и порядок выполнения работы

Задание 1. охарактеризуйте виды обстоятельств в предложении: Несколько месяцев назад мы узнали об особых случаях написания слов.

Узнали (когда?) несколько месяцев назад. Обозначает определенный период, значит имеет вид времени.

Определяем, какой частью речи является каждое слово: «несколько» – неопределенное местоимение, «месяцев» – форма род. пад. имени сущ., «назад» – наречие.

Задание 2. Охарактеризуйте виды обстоятельств: Несмотря на усталость, путники решили идти дальше.

«Решили идти» (несмотря на что?) несмотря на усталость – обособленное обстоятельство, выражено существительным с предлогом (производным). Вид – уступки. Роль в тексте – дополнительное уточнение характера действия.

Обстоятельство в русском языке, примеры

Обстоятельство в русском языке

Вывод

В течение школьного курса знания постепенно расширяются, все чаще в сочинениях и речи учащиеся используют обстоятельственные конструкции, так как это помогает сделать речь яркой, выразительной и богатой. Предложения с использованием образных выражений демонстрируют начитанность и понимание особенностей русского языка.

Источник: https://uchim.guru/russkij-yazyk/chto-takoe-obstoyatelstvo-v-russkom-yazyke.html

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика