наречие Как и в других частях речи, среди наречий выделяются местоименные: когда, зачем, почему, где, откуда, там и др. Когда, некогда, никогда, когда-то, когданибудь.
слова категории состояния К словам категории состояния относят слова, выступающие в роли главного члена односоставного предложения, не называющие предмета или его признака. Широкое и узкое представление о СКС связано с принятием или непринятием строгих морфологических критериев описания. И надо тебе было так влюбиться.
скс Узкое понимание предполагает, что к СКС можно отнести только неизменяемые слова: нельзя, можно, надо, жаль, а также с некоторыми оговорками: спокойно, удобно, тихо. Широкое представление связано с синтаксической позицией неглагольного главного члена односоставного предложения, допускающего связку было. Над старостью смеяться грех.
скс Самое узкое понимание (Милославский) предполагает, что к СКС можно отнести только неизменяемые слова, единственная функция которых – сказуемое в односоставном предложении. Необходимо, нужно, тошно, жаль.
скс Семантика СКС соотнесена со значением безличных предложений и сопоставима со значениями безличных глаголов. Грамматика отдельно описывает предикативные наречия и не выделяет слова категории состояния как отдельную часть речи.
вопрос о модальных словах Чаще всего о модальных словах говорят по отношению к словам, которые способны выступить в роли вводных слов. Природа вводных слов – синтаксическая. Ряд слов, активно употребляемых как вводные, сохраняет свою изменяемость и может употребляться как второстепенный член предложения. Вы пришли очень кстати.
вопрос о модальных словах Среди слов, выполняющих функцию вводных, есть группа вообще не бывающих членами предложения, но способных образовать слова-предложения. Вероятно, конечно, пожалуйста. И. Г. Милославский предлагает считать эти слова модальными. Статус этих слов требует определения и лексического обоснования. В предложенном подходе их число очень не велико.
междометие Среди неизменяемых лексем особое место занимают междометия, слова-предложения, передающие, хотя и не называющие конкретно, различные чувства: испуг, радость, гнев, удивление: ага, ба, ох. Неизменяемость – их принципиальная черта. К междометиям частотносят отглагольные образования прыг, скок, плюх и звукоподражания мяу-мяу, тик-так.
междометие М. А. Шелякин называет пять семантических типов междометий. a) эмоциональные, b) волеизъявительные, c) этикетные, d) звукоподражательные, e) одноактно-глагольные.
междометие a) Эмоциональные (ой, ох, боже сохрани, с ума сойти, ура), b)Волеизъявительные (айда, марш, алле, чур, брысь, кис-кис, баю-бай), c) Этикетные (здравствуйте, пожалуйста, пока, до свидания), d)Звукоподражательные (тик-тик, гав-гав, хи-хи), e) одноактно-глагольные (Мартышка в зеркале увидя образ свой, Тихохонько медведя толк ногой!).
междометие При таком подходе ряд междометий расширяется, а их морфологические и синтаксические признаки стираются.
Источник: https://present5.com/slova-neizmenyaemyx-chastej-rechi-nesluzhebnye-narechie-neizmenyaemye/
Наречия как определить
Как найти наречие?
Термин «наречие» представляет собой кальку с латинского adverbum, что на русский язык буквально переводится как «наглаголие». Дело в том, что в древнерусском языке глагол назывался речью. Процесс перехода слов из других частей речи в наречие получил название адвербиализация.
1 Чтобы найти в тексте наречие, необходимо знать основные его признаки. Если признаки у слова есть, значит, оно принадлежит к искомой части речи.
2 Во-первых, нужно исходить из определения наречия, ведь в нем содержится сразу несколько признаков.
Наречие – это знаменательная (или самостоятельная) часть речи со значением признака действия, качества, состояния или признака. Отвечает на вопросы признаков (Как? Каким образом? Почему? Где? Зачем? и т.д.).
Наречие не изменяется, а в предложении чаще всего является обстоятельством или несогласованным определением.
3 Наречия могут образовываться от разных частей речи:- от наречий при помощи приставок не-, на-, по-, поза-, после- и т.д. (вчера – позавчера);- от существительных с помощью суффиксов –ом, -ой, -ем и т.д. (вечер – вечером);- от прилагательных с помощью суффиксов –о, — е, — и и т.д.
(светлый – светло);- от числительных с помощью суффиксов –жды, -ом (два – дважды, трое – втроем).Известно много других способов образования наречий, например, от разных частей речи с помощью приставки –по и -суффиксов –ому/-ему (по-простому), частиц –то/-либо/-нибудь/-ка (где-либо).
4 Слитное, раздельное или дефисное написание наречий, как правило, факультативное, здесь нет четкой системы правил, написание нужно запоминать.
5 Итак, выделите в тексте потенциальное наречие и посмотрите, отвечает ли слово всем требованиям. Для примера можно взять предложение:Сколько его ни убеждай, он сделает по-своему. Посмотрите, есть ли слово, к которому можно задать один из вопросов наречия.
Такое слово – «по-своему», оно отвечает на вопросы «Как? Каким образом?» и имеет значение признака действия. Изменить слово «по-своему» нельзя, оно имеет лишь одну форму. Так как это признак действия, в предложении слово будет являться обстоятельством образа действия.
Образовано от местоимения «свой» с помощью приставки по- и суффикса –ему. Все признаки указывают на то, что перед вами наречие.
Отличие наречие от других частей речи
Чтобы понять, как отличить наречие от других частей речи, начнем с того, что в русском языке каждая самостоятельная часть речи имеет общее грамматическое значение. Так, имя существительное (герой, карандаш) обладает предметностью и отвечает на вопросы: кто? что?
Имя прилагательное (серьёзный, вороний) обозначает признак или принадлежность признака предмету. К словам этой части речи зададим вопросы: какой? чей?
Глагол называет состояние или действие (чувствовать, сбежать) и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
Слова именных частей речи изменяем по родам, числам и падежам, а глагол — по лицам и числам, а также по родам в формах прошедшего времени.
Наречие — это уникальная часть речи, которая обозначает признак действия (сбежать врассыпную), признак признака (крайне серьезный) и признак предмета (шорох сбоку).
Главный морфологический признак наречия — неизменяемость. Слова этой части речи не образуют форм рода, числа, падежа или лица. Значит, в отличие от имен существительных, прилагательных и глаголов наречия не имеют окончаний. Конечные буквы «а», «о», «у», «е», «и» и пр. являются суффиксами:
- справа
- налево
- попросту
- издревле
- вдали
Наречия присоединяются к указанным частям речи только по смыслу. Они не имеют определяемых слов, кроме качественных наречий (совершенно неподвижно).
Сравним:
- говорить громким шёпотом (существительное) — сказать (как?) шёпотом (наречие);
- его тело (каково?) неподвижно (прилагательное) — лежать (как?) неподвижно (наречие).
От глагола к наречиям задаем обстоятельственные вопросы: где? куда? откуда? отчего? зачем? и пр.
Отличаем наречия от производных предлогов. Производные предлоги, как правило, участвуют в создании падежной формы существительных и местоимений. Они являются членом предложения только вместе с этими словами.
- Сравним:
- Мы долго машем вслед поезду (предлог с существительным).
- Он что-то проворчал вслед (наречие).
- Дети примостились сбоку.
- Сбоку стола поставим еще один стул для него.
- Наречие можно распознать по его грамматическим признакам.
Грамматические признаки наречий
Наречия по функции делят на знаменательные и местоименные. Знаменательные наречия непосредственно обозначают признак действия, другого признака или предмета.
Местоименные наречия только указывают на место (здесь, оттуда), время (всегда, кое-когда), способ действия (по-другому), причину (отчего, поэтому) и пр.
Важный морфологический признак наречия — это разряд по значению.
РазрядыВопросы
Примеры
Образа действия | Как? Каким образом? | Хорошо, быстро, геройски, набело, верхом, исподволь, безупречно, впотьмах. |
Времени | Когда? | Сегодня, вчера, утром, зимой, накануне, сейчас, допоздна, спозаранку, теперь, уже. |
Места | Где? Куда? Откуда? | Вблизи, дома, сюда, направо, справа, вверху. |
Меры и степени | Сколько? Насколько? | Слишком, еле-еле, впятеро, очень, весьма, совсем, чересчур, крайне, чуть-чуть. |
Причины | Почему? Отчего? | Сгоряча, сослепу, поневоле, недаром, спросонок, со зла, неспроста. |
Цели | С какой целью? Для чего? | Назло, нарочно, невзначай, специально, в шутку, наперекор. |
Чтобы научиться легко узнавать наречие, также необходимо усвоить разряды местоименных наречий.
Разряды местоименных наречийПримеры
Указательные | здесь, там, тут, туда, так, оттуда, тогда, затем, оттого, потому, поэтому |
Отрицательные | нигде, никуда, никогда, негде, некуда, некогда, ниоткуда, никак, незачем, нипочём и пр. |
Определительные | везде, всюду, отовсюду, всегда, всячески, по-всякому, по-иному, по-другому |
Неопределенные | где-то, куда-то, куда-нибудь, где-нибудь, кое-где, откуда-то, кое-куда, куда-либо, когда-то, как-нибудь, зачем-то, отчего-то, почему-то и пр. |
Вопросительные | где? куда? когда? зачем? как? почему? откуда? отчего? |
Относительные | где, куда, когда, зачем, как, почему, откуда, отчего |
Отыщем наречие в предложении
Чтобы найти наречие в предложении, сначала выделим грамматическую основу. А затем посмотрим, какие слова определяют главный член предложения — сказуемое.
Обычно это второстепенные члены предложения — дополнение и обстоятельство. Если в предложении имеется обстоятельство, к которому зададим типичный вопрос (где? куда? откуда? зачем? как?), далее выясним, изменяемое ли это слово. Если нет, то чаще всего это именно наречие.
- Понаблюдаем:
- Звонко стучит весенняя капель.
- Капель стучит — грамматическая основа.
Стучит как? звонко (обстоятельство).
Слово «звонко» не изменяется, обозначает признак действия. К нему задается обстоятельственный вопрос. Это знаменательное наречие образа действия, которое в предложении является обстоятельством. Это наречие образовано от однокоренного прилагательного с помощью суффикса -о:
- звонкий — звонко.
- Отличаем знаменательные наречия с суффиксом -о от похожих по грамматической форме слов категории состояния, которые выполняют роль сказуемого в безличном предложении.
- Свежо и сыро в весеннем лесу.
- Рассмотрим еще один пример.
- Прошлое лето было очень холодным.
- Лето было холодным — грамматическая основа.
- Было холодным в какой степени? очень
Слово «очень» не изменяется, обозначает признак признака. Оно поясняет прилагательное и выражает интенсивность проявления признака. Это наречие меры и степени.
- Иногда наречия определяют имя существительное.
- Вид сверху был ошеломляющим по красоте.
- Вид был ошеломляющим — грамматическая основа.
Вид какой? сверху.
Слово «сверху» не изменяется, имеет значение признака предмета, так как поясняет существительное. Это знаменательное наречие, которое является определением.
Итак, в предложении наречие выполняет синтаксическую роль обстоятельства, реже определения.
«Наречие как часть речи. Разряды наречий.Степени сравнения»
Наречие — неизменяемая самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, предмета или другого признака и отвечает на вопросы как? куда? откуда? где? когда? почему? отчего? с какой целью? в какой мере? и др.
Синтаксическая функция: в предложении обычно является обстоятельством, реже — определением или сказуемым.
Морфологические признаки наречия: 1) неизменяемость, 2) разряд по значению, 3) степень сравнения.
Наречие обозначает:
- признак действия, если относится к глаголу, причастию или деепричастию (встречаться (когда?) вечером, опускаясь (куда?) вниз, идущий (как?) быстро).
- признак предмета, если относится к имени существительному (жаркое (какое?) по-русски, яйцо (какое?) всмятку).
- признак другого признака, если относится к имени прилагательному, причастию или другому наречию (важный (в какой степени?) чрезвычайно, прыгнувший (как?) далеко, далеко (насколько?) очень).
Разряды наречий:
Особую группу составляют наречия, которые не называют признаки действия, а только указывают на них, а именно:
- указательные (здесь, там, тут, тогда и др.);
- неопределённые (гдето, кудато, гденибудь, коегде и др.);
- вопросительные (где, куда, как, зачем, когда, почему);
- отрицательные (нигде, никуда, негде, никогда).
Степени сравнения наречий
Наречия на о (е), образованные от качественных имён прилагательных, могут образовывать степени сравнения — сравнительную и превосходную
Нужно запомнить!
Образование степеней сравнения у прилагательных и наречий во многом совпадает, поэтому возникают омонимичные формы двух разных частей речи: Эта задача проще. — Я смог решить задачу проще; Синее платье более красиво. — Оно на тебе сидит более красиво.
Чтобы различать две части речи, надо выяснить: от чего зависит сравнительная степень и каким членом предложения является.
Сравнительная степень прилагательного относится к существительному, отвечает на вопрос каков? (какова? каково? каковы?), является сказуемым.
Сравнительная степень наречия относится к глаголу, отвечает на вопрос как? и является обстоятельством. Сравним: задача (какова?) проще — прилагательное, смог решить (как?) проще — наречие.
Обратите внимание: некоторые наречия образуют форму сравнительной степени от другого корня: хорошо — лучше, плохо — хуже.
Классификация по значению
- Обстоятельственные:
- образа действия — обозначает образ действия (по-весеннему, так), отвечают на вопросы: Как?, Каким образом?
- меры и степени — обозначает меру и степень чего-либо (чуть-чуть, немного, вдвое, трижды), отвечают на вопросы: Сколько? Во сколько? Насколько? В какой степени?
- времени — обозначают время совершения действия (вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, весной, сейчас, позже, погодя, всегда);
- места — обозначают место совершения действия (далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь, там, направо, налево, назад, издали, навстречу, сбоку, около);
- причины — обозначают причину совершения действия (сгоряча, сдуру, спьяну, поневоле, недаром);
- цели — обозначают цель совершения действия (нарочно, специально, назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно).
- Определительные:
- качественные — выражают характеристику или оценку действия или признака (естественно!,холодно, зверски, грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно);
- количественные — определяют меру или степень проявления действия или признака (много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно);
- способа и образа действия — указывают на способ совершения действия (бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка);
- сравнения и уподобления — (по-бабьи, по-медвежьи, по-старому, по-нашему, по-приятельски, по-прежнему, нос крючком, торчком, загогулиной, дыбом, ёжиком, столбом);
- совокупности — (вдвоём, втроём, всенародно, сообща).
Качественные наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения:
- сравнительная степень выражается:
- синтаксически: с помощью суффиксов -ее (-ей), -ше, -е,-же (интереснее, дольше, сильней, громче). Некоторые наречия образуют сравнительную степень супплетивно, то есть меняя основу: хорошо — лучше, много — больше, мало — меньше, глубоко — глубже;
- аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой наречия: более сильно, более гнусно, более мерзко и т. д.
- превосходная степень выражается:
- синтетически (греч. σοφὸς — σοφοτατα): мудро — мудрее всего; с помощью суффиксов -ейш-, -айш-: покорнейше прошу, нижайше кланяюсь. Очень редко употребляется в современном русском языке;
- аналитически: сочетанием слова наиболее с исходной формой наречия: наиболее противно, наиболее страшно, наиболее плохо т. п. Имеет книжный оттенок и употребляется большей частью в научном стиле речи и публицистике;
- сложная форма: сочетанием слов всех, всего с синтетической формой сравнительной степени: лучше всех.
Есть наречия знаменательные, если они называют признак, а не указывают на него: вчера, по-волчьи.
Правописание дефиса в наречиях
Через дефис пишут:
- в наречиях на -ому, -ему, -ки, -ски, -ьи с приставкой по- (по-другому, по-хорошему, по-немецки, по-английски, по-медвежьи);
- в наречиях на -ых, -их с приставкой во-, в-, образованных от порядковых числительных (во-первых);
- в неопределённых наречиях с приставкой кое- и суффиксами -то/-либо/-нибудь/-таки/-ка (где-то, как-то);
- в наречиях, образованных:
- повторением слов и основ слов (еле-еле, волей-неволей, как-никак);
- сочетанием синонимических слов (нежданно-негаданно).
Приставка по- пишется слитно:
- в наречиях, образованных от прилагательных с помощью этой приставки и суффиксов -у, -еньку, -оньку (попросту);
- с формами сравнительной степени наречий (повыше);
Слитно пишутся:
- наречия, образованные соединением предлогов с наречиями (доныне, извне, навсегда);
- наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными (вдвое, втрое);
- наречия, образованные соединением предлогов с полными прилагательными (вкрутую).
- наречия, образованные соединением предлога и существительного (наверх, сверх, вдали, вследствие);
- наречия, образованные путём соединения предлога с вопросительными и указательными местоимениями (почему, отчего).
Наречия, состоящие из предлога в и полного прилагательного, начинающегося на гласную, пишутся раздельно (в открытую).
Следует помнить, что словосочетания, имеющие значения обстоятельства это уже наречия, а не существительные.
- Возраст кота как определитьОпределить возраст кота по зубам: взрослое животноеСостояние зубов у взрослых котов и кошек полностью зависит…
- Как определить переходность1. Введение1. Понятие о переходных глаголахДействия, которые обозначают глаголы, могут переходить прямо на предмет, на…
- Разбор наречия морфологический3.5.1. Понятие о наречии. Морфологические признаки наречий. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий1. Наречие – самостоятельная…
Источник: https://le-protestant.ru/narechiya-kak-opredelit/
Презентация на тему: Наречие Неизменяемая часть речи
Описание слайда:
Наречие Неизменяемая часть речи
Описание слайда:
Наречие — неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета и другого признака.В предложении наречия обычно бывают обстоятельствами (Что ж ты, девушка, смотришь искоса? ); могут быть и определениями (Эти глаза напротив).
Описание слайда:
Наречие обозначает признак действия, если присоединяется к глаголу и д/п: живите(как?) дружно, подняв ружье (как?) вверх.Наречие обозначает признак предмета, если присоединяется к имени сущ.: кофе (какой?) по-турецки, МАКАРОНЫ ПО-ФЛОТСКИНаречие обозначает признак другого признака, если присоединяется к прил., прич. и др. наречию: весьма спорный вопрос; идущие пешком; совершенно необходимо.
Описание слайда:
Смысловые группы наречийНаречия по значению делятся на следующие группы:Наречия образа действия: как? каким образом?Наречия времени :когда? с каких пор? до каких пор? как долго? Наречия места :где? куда? откуда? Наречия причины: почемуНаречия цели: зачем? Наречия меры и степени :сколько? во сколько? насколько? в какой степени? в какой мере?
Описание слайда:
Определить значения наречий:1)Трижды он приходил к нему.2)Внезапно он все понял.3)Он относился к нему по-товарищески4) Сломать нарочно5)Расположиться вблизи6)Тотчас явиться7)Много сделать
Описание слайда:
Степени сравнения наречийНаречия на –о(-е), образованные от качественных имён прилагательных, могут иметь степени сравнения, например: взлетел высоко – взлетел выше, взлетел более высоко, взлетел выше всех.У наречий имеются две степени сравнения: сравнительная и превосходная.
Описание слайда:
Сравнительная степень наречий имеет 2 формы – простую и составную. А) Простая форма сравнительной степени образуется с помощью суффиксов –ее(ей), -е, -ше: больно – больней (-ее), стало легко – легче, тонко – тоньше.
Б) Составная форма сравнительной степени наречий – это сочетание слов более и менее +исходная форма наречия, например: очинил более тонко, относился менее внимательно.
Сравнительная степень наречия является обстоятельством, относится к глаголу и отвечает на вопрос как? Голос сердца чаще всего мы слышим в детстве. ( К. Паустовский.)
Описание слайда:
Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и-еПроверь, употребляется ли слово без не-;Можно ли наречие с не- заменить синонимом без не- или близким по значению выражением; Если ДА, то пиши слитно.
Нелепо, невесело(=грустно) Если НЕТ:3) Проверь, есть ли в предложении >,а< ; 4) Убедись, что к наречию относятся слова далеко не, вовсе не, совсем не , ничуть не, нисколько не, никогда не. Если ДА, то пиши раздельно.
Не весело, а грустно. Совсем не хорошо.
Описание слайда:
Приставки не- и ни- отрицательных наречийВ отрицательных наречиях под ударением пишутся приставка не-, а без ударения – ни-. Некогда (под удар.). Никогда (без удар.).Различай наречия и местоимения!(ни)куда не ездить; (ни) кому не писать;(не) откуда позвонить;(не) кого позвать
Описание слайда:
Одна и две буквы н в наречиях на –о и -еВ наречиях на –о и –е пишется столько же н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы.Различай!Краткое прил.=полная форма;Краткое прич.= который+ глагол;Наречие= др.наречие
Описание слайда:
Буквы о и е после шипящих на конце наречийНа конце наречий после шипящих под ударением пишется буква О, без ударения – Е. НО! ещё.СвежО, певУче
Описание слайда:
Буквы о и а на конце наречийЕсли образованы от бесприставочных прилагательных, то в наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква а: досухА← сухой Если образованы от прилагательных, в которых уже были приставки,то в наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква о: доверчивО ←доверчивый
Описание слайда:
Дефис между частями слова в наречиях 1) в сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов или повторением слов: Точь-в точь НО! бок о бок. 2) после приставок по-, если в слове есть суффиксы –ому(-ему), 3) после приставок в-, (во-), если в слове есть суффиксы -ых(-их), -и. 4) после приставки кое-; 5) перед суффиксами –то, -либо, -нибудь;
Описание слайда:
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от сущ. и колич. числ.слитно (вверху, вмиг) через дефис (по-вашему, кое- где), реже раздельно (без устали, на миг). Орфограмма -дефис (по-нашему), слитное написание (впрок) и пробел (по трое).
Описание слайда:
Мягкий знак после шипящих на конце наречийНа конце наречий пишется мягкий знак. НО! УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ Наотмаш..невмоч..,напроч.., навзнич.., сплош..,вскач..
Описание слайда:
Счастливого пути!
Источник: https://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/narechie-neizmenjaemaja-chast-rechi.html
Наречие и слова категории состояния
Суммируя, наречие – это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, редко – предмета. Наречия неизменяемы (за исключением качественных наречий на –о/-е) и примыкают к глаголу, прилагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро). В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.
В редких случаях наречие может
примыкать к существительному: бег
наперегонки (существительное в
значении действия) яйцо всмятку, кофе по-турецки. В этих случаях наречие
выступает как несогласованное
определение.
- Классификация наречий осуществляется по двум основаниям – по функции и по значению.
- Классификация наречий по функции
- По функции
выделяют два разряда местоимений — знаменательные и местоименные
Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков,местоименные — указывают на них, ср.: справа — где, налево — куда, сдуру — почему, назло — затем, вчера — тогда.
Как уже
было сказано, в комплексе 2 местоименные наречия являются не разрядом наречий, а разрядом местоимений (см. местоимение).
- Местоименные наречия могут быть подразделены на классы в соответствии с классификацией местоимений, например: там, туда, тогда — указательные, где, куда, зачем — вопросительно-относительные, везде, всюду — определительные и т. д
- Классификация наречий по значению
- Выделяют
два разряда наречий по значению — определительные и обстоятельственные. - Определительные наречия характеризуют само действие, сам признак — его качество, количество, способ совершения (очень, красиво, весело, по-моему, пешком) и подразделяются на следующие разряды:
— качественные, или образа действия (как? каким образом?): быстро, так, вдвоем;
— количественные, или меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.
Обстоятельственные наречия называют внешние по отношению к действию обстоятельства и подразделяются на следующие разряды:
— места (где? куда? откуда?): справа, там, наверху;
— времени (когда? как долго?): вчера, тогда, весной, когда;
— причины (почему?): сгоряча, почему, потому;
— цели (зачем? для чего?): назло, зачем, затем.
Грамматические признаки наречий
Главным морфологическим свойством наречий
является их неизменяемость — это их постоянный морфологический признак.
Однако
качественные наречия на —о / —е, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения.
В силу своей неизменяемости наречие связывается
с другими словами в предложении
примыканием. В предложении обычно бывает обстоятельством.
Некоторые наречия могут выступать как
именная часть сказуемых. Чаще всего
это сказуемые безличных предложений (На море тихо), однако некоторые наречия могут служить и сказуемыми двусоставных предложений (Разговор будет начистоту. Она замужем).
Наречия, выступающие как сказуемые безличных
предложений, иногда выделяют в самостоятельную
часть речи или в самостоятельный разряд внутри наречия и называются словами категории состояния (словами состояния, предикативными наречиями) — см. далее.
Степени сравнения качественных наречий на —о / —е
Степени сравнения наречий, как и степени
сравнения прилагательных, обозначают б?льшую / меньшую или наибольшую / наименьшую степени проявления признака. Устройство степеней сравнения наречия и прилагательного схоже.
- Сравнительная степень
- Сравнительная степень наречия обозначает б?льшую
или меньшую степень проявления признака: - — у одного действия субъекта по сравнению с другим действием этого же субъекта:
- Петя
бегает лучше, чем
прыгает. - — у действия одного субъекта по сравнению с этим же действием другого субъекта:
- Петя
бегает быстрее, чем
Вася. - — у действия субъекта по сравнению с этим же действием этого субъекта в другое время:
- Петя
бегает быстрее, чем
раньше. - — у действия одного субъекта по сравнению с другим действием другого субъекта:
- Ребенок бежит медленнее, чем взрослый идет.
- Как и
у прилагательного, сравнительная
степень наречия бывает простая и составная. - Простая сравнительная степень наречия образуется следующим образом:
- основа
положительной степени без -о (и без сегментов к/ок) + формообразующие суффиксы -ее(-ей), -е, -ше/-же (тепл-ее, громч-е, рань-ше, глуб-же). - От простой
сравнительной степени прилагательного простая сравнительная степень наречия отличается синтаксической функцией: наречие бывает в предложении обстоятельством (Он прыгнул выше отца) или сказуемым безличного предложения (Стало теплее), а прилагательное выступает как сказуемое двусоставного предложения (Он выше отца) или как определение (Дай мне тарелку поменьше). - Составная сравнительная степень наречия имеет следующую структуру:
- элементы более / менее + положительная степень (Он прыгнул более высоко, чем отец).
- Превосходная
степень обозначает наибольшую / наименьшую степень проявления признака.
В отличие
от прилагательных наречие не имеет
простой превосходной степени сравнения. Остатки простой сравнительной
степени представлены лишь во фразеологизированных оборотах покорнейше благодарю, нижайше кланяюсь.
- Составная превосходная степень сравнения наречия образуется двумя способами:
- 1) наиболее / наименее + положительная степень (Он прыгнул наиболее высоко),
- 2) простая сравнительная степень + всего / всех (Он прыгнул выше всех); отличие от превосходной степени сравнения прилагательных — в синтаксической функции обстоятельства, не сказуемого двусоставного предложения.
- Слова категории состояния — это знаменательные неизменяемые именные и наречные слова, которые обозначают состояние и употребляются в функции сказуемого безличного предложения.
В лингвистике, действительно, иногда выделяют эти слова в самостоятельную часть речи, называемую словами категории состояния (предикативными наречиями, безлично-предикативными словами). Слова этой группы делятся на слова, которые могут употребляться и в других синтаксических позициях (ср.
: Море тихо (прил.) — Он сидел тихо (нар.) — В классе тихо (кат. сост.)), и слова, которые могут употребляться только в функции сказуемых безличных предложений: можно, нельзя, боязно, совестно, стыдно, пора, жаль и др.
Отличительной особенностью этих слов является то, что они не сочетаются с подлежащим и теряют способность обозначать признак действия (весело) или предмет (лень).
Однако в лингвистике также широко распространена точка зрения, согласно которой слова категории состояния считаются подгруппой наречий.
При таком описании в наречие объединяются неизменяемые (или имеющие только степени сравнения) слова, которые могут выступать только в функции обстоятельства (пешком, направо, куда), в функции обстоятельства и сказуемого безличного предложения (хорошо, холодно) или только в функции сказуемого безличного предложения (стыдно, жаль, нельзя).
В предложении «Приедет Леонид, нам будет очень весело», — слово весело обозначает психическое состояние человека, является сказуемым безличного предложения, сочетается со связкой будет, образующей аналитическую форму будущего времени.
Безлично-предикативное слово весело омонимично краткой форме прилагательного и наречию Ср.: Выражение ее лица весело (весело – краткое прилагательное); Он весело улыбнулся(весело – наречие).
Но от прилагательного отличается отсутствием форм склонения (форм рода: весел, весела, весело) и неспособностью определять имя; от наречия — неспособностью определять глагол и имя прилагательное.
Кроме того, безлично-предикативному слову чуждо значение признака (признак предмета — прилагательное, признак действия – наречие) [10].
Глава 2. НАРЕЧИЯ И СЛОВА
КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ
В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
2.1 Методика преподавания
наречий и слов категории состояния
В школьной программе под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской наречие изучается в 7 классе и является последней частью речи в ряду знаменательных слов. Учащимся известен уже определенный круг слов-наречий и их роль в предложении.
Задача изучения данной грамматической категории в 7 классе выявить своеобразие наречия как части речи, определить его место в системе других частей речи, выяснить общие и специфические для наречия признаки в сравнении с ранее изученными частями речи.
На
изучение темы «Наречие» в программе
отводится 22 часа и 5 часов на работу по развитию связной речи [1].
Наречие – неизменяемая часть речи, что
позволяет противопоставить эту
категорию всем остальным знаменательным словам. В учебниках тема «Наречие» членится по параграфам на несколько частей, имеющих специфические учебные задачи.
Прежде всего, у учащихся формируется представление о наречии как о своеобразной лексико-грамматической группе слов, в силу своего происхождения обычно соотносимых с другими знаменательными словами: прилагательными (по прежнему пути – по-прежнему любить чтение), существительными (в миг этот страшный – вмиг уснуть), глаголами (ревмя реветь), числительными (вдвое), местоимениями (по-моему).
Наречие выступает как вторичное образование
по отношению к основным частям речи, порождает трудности опознавания
учащимися этой грамматической категории, поэтому семиклассники с самого начала вовлекаются в деятельность по узнаванию наречий в тексте. Сопоставляя предложения с наречиями и без них, учащиеся осмысляют роль наречий в высказывании, устанавливают их связи с другими словами и характер этих связей, определяют семантико-синтаксические функции наречных слов.
Такая деятельность делает актуальной для учащихся выделение тех основных признаков наречия, которые составляют основу определения этой части речи, а именно: наречие, примыкая к глаголу, прилагательному, другому наречию, обозначает прежде всего признак действия, а также признак признака; в предложении выполняет функцию обстоятельства и отвечает на обстоятельственные вопросы: как? каким образом? в какой степени? где? когда? и т.д.; наречие не изменяется, т.е. не склоняется и не спрягается, не имеет никаких грамматических категорий (ни лица, ни числа, ни рода). Неизменяемость – главный морфологический признак наречия (исключение: формы сравнительной степени у слов, образованных от качественных прилагательных). Так как наречие – неизменяемая часть речи, у него нет и не может быть окончания. Опираясь на указанные признаки наречия как части речи, ученики выполняют данную в учебниках серию упражнений на опознавание наречий.
Сопоставляя омонимичные словоформы, учащиеся убеждаются, что определить, к какой части
речи относится то или иное слово, можно только в контексте (словосочетании или предложении). Так, слово ярко может выступать как краткое прилагательное среднего рода (Солнце ярко) и как наречие (Солнце ярко светит).
Слово чудом может быть формой творительного падежа существительного
чудо (Любоваться чудом природы), а может быть и наречием (Спастись чудом).
В роли существительного с предлогом выступает сочетание в пору в предложении Это произошло в пору глубокой осени; при слиянии существительного с предлогом мы уже имеем дело с наречием (Пальто пришлось впору).
Внимание
учащихся обращается на то, что наречие
утрачивает лексическое значение, свойственное соотносимой с ним словоформе имени существительного: слово
(спастись) чудом семантически уже не связано с существительным чудо и имеет синонимический ряд «непонятно как», «по счастливой случайности».
Так же и впору утратило значение «пора» (зимняя пора, пора молодости) и выражает лишь обстоятельный смысл «как раз», «тютелька в тютельку». Учет лексической семантики, прием подбора синонимов – надежный способ опознавания наречий. В помощь учебнику в рубрике «Возьмите на заметку» приводится разъяснение А. Н.
Гвоздева.
Можно воспользоваться примером В. В. Виноградова [2].
Сопоставляя конструкции делать зло – зло смеяться – лицо зло, где слово зло в первом случае является именем существительным, во втором – наречием, в третьем – кратким прилагательным, семиклассники убеждаются, что существительное зло может изменяться, например, по падежам: делать зло, не делать зла, бороться со злом и т.д. Краткое прилагательное
зло тоже изменяться, например по родам (лицо зло, собака зла, он зол). Но невозможно представить сочетания слов, при которых могло бы измениться наречие: я смеюсь зло, он смеется зло, мы смеемся зло, ответить зло и т.д. Осознав все эти особенности (семантические, синтаксические и морфологические), взятые в совокупности, учащиеся воспринимают наречие как самостоятельную часть речи, противостоящую всем остальным.
Источник: http://stud24.ru/pedagogy/narechie-i-slova-kategorii-sostoyaniya/159600-466566-page2.html