Неизменяемость наречий — это… (примеры)

Неизменяемость наречий - это... (примеры) Неизменяемость наречий - это... (примеры) Неизменяемость наречий - это... (примеры) Неизменяемость наречий - это... (примеры) Неизменяемость наречий - это... (примеры) Неизменяемость наречий - это... (примеры) Неизменяемость наречий - это... (примеры) Неизменяемость наречий - это... (примеры) Неизменяемость наречий - это... (примеры) Неизменяемость наречий - это... (примеры)

наречие Как и в других частях речи, среди наречий выделяются местоименные: когда, зачем, почему, где, откуда, там и др. Когда, некогда, никогда, когда-то, когданибудь.

слова категории состояния К словам категории состояния относят слова, выступающие в роли главного члена односоставного предложения, не называющие предмета или его признака. Широкое и узкое представление о СКС связано с принятием или непринятием строгих морфологических критериев описания. И надо тебе было так влюбиться.

скс Узкое понимание предполагает, что к СКС можно отнести только неизменяемые слова: нельзя, можно, надо, жаль, а также с некоторыми оговорками: спокойно, удобно, тихо. Широкое представление связано с синтаксической позицией неглагольного главного члена односоставного предложения, допускающего связку было. Над старостью смеяться грех.

скс Самое узкое понимание (Милославский) предполагает, что к СКС можно отнести только неизменяемые слова, единственная функция которых – сказуемое в односоставном предложении. Необходимо, нужно, тошно, жаль.

скс Семантика СКС соотнесена со значением безличных предложений и сопоставима со значениями безличных глаголов. Грамматика отдельно описывает предикативные наречия и не выделяет слова категории состояния как отдельную часть речи.

вопрос о модальных словах Чаще всего о модальных словах говорят по отношению к словам, которые способны выступить в роли вводных слов. Природа вводных слов – синтаксическая. Ряд слов, активно употребляемых как вводные, сохраняет свою изменяемость и может употребляться как второстепенный член предложения. Вы пришли очень кстати.

вопрос о модальных словах Среди слов, выполняющих функцию вводных, есть группа вообще не бывающих членами предложения, но способных образовать слова-предложения. Вероятно, конечно, пожалуйста. И. Г. Милославский предлагает считать эти слова модальными. Статус этих слов требует определения и лексического обоснования. В предложенном подходе их число очень не велико.

междометие Среди неизменяемых лексем особое место занимают междометия, слова-предложения, передающие, хотя и не называющие конкретно, различные чувства: испуг, радость, гнев, удивление: ага, ба, ох. Неизменяемость – их принципиальная черта. К междометиям частотносят отглагольные образования прыг, скок, плюх и звукоподражания мяу-мяу, тик-так.

междометие М. А. Шелякин называет пять семантических типов междометий. a) эмоциональные, b) волеизъявительные, c) этикетные, d) звукоподражательные, e) одноактно-глагольные.

междометие a) Эмоциональные (ой, ох, боже сохрани, с ума сойти, ура), b)Волеизъявительные (айда, марш, алле, чур, брысь, кис-кис, баю-бай), c) Этикетные (здравствуйте, пожалуйста, пока, до свидания), d)Звукоподражательные (тик-тик, гав-гав, хи-хи), e) одноактно-глагольные (Мартышка в зеркале увидя образ свой, Тихохонько медведя толк ногой!).

междометие При таком подходе ряд междометий расширяется, а их морфологические и синтаксические признаки стираются.

Источник: https://present5.com/slova-neizmenyaemyx-chastej-rechi-nesluzhebnye-narechie-neizmenyaemye/

Наречия как определить

Как найти наречие?

Термин «наречие» представляет собой кальку с латинского adverbum, что на русский язык буквально переводится как «наглаголие». Дело в том, что в древнерусском языке глагол назывался речью. Процесс перехода слов из других частей речи в наречие получил название адвербиализация.

1 Чтобы найти в тексте наречие, необходимо знать основные его признаки. Если признаки у слова есть, значит, оно принадлежит к искомой части речи.

2 Во-первых, нужно исходить из определения наречия, ведь в нем содержится сразу несколько признаков.

Наречие – это знаменательная (или самостоятельная) часть речи со значением признака действия, качества, состояния или признака. Отвечает на вопросы признаков (Как? Каким образом? Почему? Где? Зачем? и т.д.).

Наречие не изменяется, а в предложении чаще всего является обстоятельством или несогласованным определением.

3 Наречия могут образовываться от разных частей речи:- от наречий при помощи приставок не-, на-, по-, поза-, после- и т.д. (вчера – позавчера);- от существительных с помощью суффиксов –ом, -ой, -ем и т.д. (вечер – вечером);- от прилагательных с помощью суффиксов –о, — е, — и и т.д.

(светлый – светло);- от числительных с помощью суффиксов –жды, -ом (два – дважды, трое – втроем).Известно много других способов образования наречий, например, от разных частей речи с помощью приставки –по и -суффиксов –ому/-ему (по-простому), частиц –то/-либо/-нибудь/-ка (где-либо).

4 Слитное, раздельное или дефисное написание наречий, как правило, факультативное, здесь нет четкой системы правил, написание нужно запоминать.

5 Итак, выделите в тексте потенциальное наречие и посмотрите, отвечает ли слово всем требованиям. Для примера можно взять предложение:Сколько его ни убеждай, он сделает по-своему. Посмотрите, есть ли слово, к которому можно задать один из вопросов наречия.

Такое слово – «по-своему», оно отвечает на вопросы «Как? Каким образом?» и имеет значение признака действия. Изменить слово «по-своему» нельзя, оно имеет лишь одну форму. Так как это признак действия, в предложении слово будет являться обстоятельством образа действия.

Образовано от местоимения «свой» с помощью приставки по- и суффикса –ему. Все признаки указывают на то, что перед вами наречие.

Отличие наречие от других частей речи

Чтобы понять, как отли­чить наре­чие от дру­гих частей речи, нач­нем с того, что в рус­ском язы­ке каж­дая само­сто­я­тель­ная часть речи име­ет общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние. Так, имя суще­стви­тель­ное (герой, каран­даш) обла­да­ет пред­мет­но­стью и отве­ча­ет на вопро­сы: кто? что?

Имя при­ла­га­тель­ное (серьёз­ный, воро­ний) обо­зна­ча­ет при­знак или при­над­леж­ность при­зна­ка пред­ме­ту. К сло­вам этой части речи зада­дим вопро­сы: какой? чей?

Глагол назы­ва­ет состо­я­ние или дей­ствие (чув­ство­вать, сбе­жать) и отве­ча­ет на вопро­сы: что делать? что сде­лать?

Слова имен­ных частей речи изме­ня­ем по родам, чис­лам и паде­жам, а гла­гол — по лицам и чис­лам, а так­же по родам в фор­мах про­шед­ше­го вре­ме­ни.

Наречие — это уни­каль­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия (сбе­жать врас­сып­ную), при­знак при­зна­ка (крайне серьез­ный) и при­знак пред­ме­та (шорох сбо­ку).

Главный мор­фо­ло­ги­че­ский при­знак наре­чия — неиз­ме­ня­е­мость. Слова этой части речи не обра­зу­ют форм рода, чис­ла, паде­жа или лица. Значит, в отли­чие от имен суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и гла­го­лов наре­чия не име­ют окон­ча­ний. Конечные бук­вы «а», «о», «у», «е», «и» и пр. явля­ют­ся суф­фик­са­ми:

  • справа
  • налево
  • попросту
  • изд­ревле
  • вдали

Наречия при­со­еди­ня­ют­ся к ука­зан­ным частям речи толь­ко по смыс­лу. Они не име­ют опре­де­ля­е­мых слов, кро­ме каче­ствен­ных наре­чий (совер­шен­но непо­движ­но).

Сравним:

  • гово­рить гром­ким шёпотом (суще­стви­тель­ное) — ска­зать (как?) шёпотом (наре­чие);
  • его тело (како­во?) непо­движно (при­ла­га­тель­ное) — лежать (как?) непо­движно (наре­чие).

От гла­го­ла к наре­чи­ям зада­ем обсто­я­тель­ствен­ные вопро­сы: где? куда? отку­да? отче­го? зачем? и пр.

Отличаем наре­чия от про­из­вод­ных пред­ло­гов. Производные пред­ло­ги, как пра­ви­ло, участ­ву­ют в созда­нии падеж­ной фор­мы суще­стви­тель­ных и место­име­ний. Они явля­ют­ся чле­ном пред­ло­же­ния толь­ко вме­сте с эти­ми сло­ва­ми.

  • Сравним:
  • Мы дол­го машем вслед поез­ду (пред­лог с суще­стви­тель­ным).
  • Он что-то про­вор­чал вслед (наре­чие).
  • Дети при­мо­сти­лись сбо­ку.
  • Сбоку сто­ла поста­вим еще один стул для него.
  • Наречие мож­но рас­по­знать по его грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам.

Грамматические признаки наречий

Наречия по функ­ции делят на зна­ме­на­тель­ные и место­имен­ные. Знаменательные наре­чия непо­сред­ствен­но обо­зна­ча­ют при­знак дей­ствия, дру­го­го при­зна­ка или пред­ме­та.

Местоименные наре­чия толь­ко ука­зы­ва­ют на место (здесь, отту­да), вре­мя (все­гда, кое-когда), спо­соб дей­ствия (по-другому), при­чи­ну (отче­го, поэто­му) и пр.

Важный мор­фо­ло­ги­че­ский при­знак наре­чия — это раз­ряд по зна­че­нию.

Разряды
Вопросы
Примеры
Образа дей­ствия Как? Каким обра­зом? Хорошо, быст­ро, герой­ски, набе­ло, вер­хом, испод­воль, без­упреч­но, впотьмах.
Времени Когда? Сегодня, вче­ра, утром, зимой, нака­нуне, сей­час, допозд­на, спо­за­ран­ку, теперь, уже.
Места Где? Куда? Откуда? Вблизи, дома, сюда, напра­во, спра­ва, ввер­ху.
Меры и сте­пе­ни Сколько? Насколько? Слишком, еле-еле, впя­те­ро, очень, весь­ма, совсем, черес­чур, крайне, чуть-чуть.
Причины Почему? Отчего? Сгоряча, сосле­пу, поне­во­ле, неда­ром, спро­со­нок, со зла, неспро­ста.
Цели С какой целью? Для чего? Назло, нароч­но, невзна­чай, спе­ци­аль­но, в шут­ку, напе­ре­кор.

Чтобы научить­ся лег­ко узна­вать наре­чие, так­же необ­хо­ди­мо усво­ить раз­ря­ды место­имен­ных наре­чий.

Читайте также:  Ударение в слове "задал"
Разряды место­имен­ных наре­чий
Примеры
Указательные здесь, там, тут, туда, так, отту­да, тогда, затем, отто­го, пото­му, поэто­му
Отрицательные нигде, никуда, нико­гда, негде, некуда, некогда, ниоткуда, никак, незачем, нипо­чём и пр.
Определительные вез­де, всю­ду, ото­всю­ду, все­гда, вся­че­ски, по-всякому, по-иному, по-другому
Неопределенные где-то, куда-то, куда-нибудь, где-нибудь, кое-где, откуда-то, кое-куда, куда-либо, когда-то, как-нибудь, зачем-то, отчего-то, почему-то и пр.
Вопросительные где? куда? когда? зачем? как? поче­му? отку­да? отче­го?
Относительные где, куда, когда, зачем, как, поче­му, отку­да, отче­го

Отыщем наречие в предложении

Чтобы най­ти наре­чие в пред­ло­же­нии, сна­ча­ла выде­лим грам­ма­ти­че­скую осно­ву. А затем посмот­рим, какие сло­ва опре­де­ля­ют глав­ный член пред­ло­же­ния — ска­зу­е­мое.

Обычно это вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния — допол­не­ние и обсто­я­тель­ство. Если в пред­ло­же­нии име­ет­ся обсто­я­тель­ство, к кото­ро­му зада­дим типич­ный вопрос (где? куда? отку­да? зачем? как?), далее выяс­ним, изме­ня­е­мое ли это сло­во. Если нет, то чаще все­го это имен­но наре­чие.

  1. Понаблюдаем:
  2. Звонко сту­чит весен­няя капель.
  3. Капель сту­чит — грам­ма­ти­че­ская осно­ва.

Стучит как? звон­ко (обсто­я­тель­ство).

Слово «звон­ко» не изме­ня­ет­ся, обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия. К нему зада­ет­ся обсто­я­тель­ствен­ный вопрос. Это зна­ме­на­тель­ное наре­чие обра­за дей­ствия, кото­рое в пред­ло­же­нии явля­ет­ся обсто­я­тель­ством. Это наре­чие обра­зо­ва­но от одно­ко­рен­но­го при­ла­га­тель­но­го с помо­щью суф­фик­са -о:

  • звон­кий — звонко.
  • Отличаем зна­ме­на­тель­ные наре­чия с суф­фик­сом -о от похо­жих по грам­ма­ти­че­ской фор­ме слов кате­го­рии состо­я­ния, кото­рые выпол­ня­ют роль ска­зу­е­мо­го в без­лич­ном пред­ло­же­нии.
  • Свежо и сыро в весен­нем лесу.
  • Рассмотрим еще один при­мер.
  • Прошлое лето было очень холод­ным.
  • Лето было холод­ным — грам­ма­ти­че­ская осно­ва.
  • Было холод­ным в какой сте­пе­ни? очень

Слово «очень» не изме­ня­ет­ся, обо­зна­ча­ет при­знак при­зна­ка. Оно пояс­ня­ет при­ла­га­тель­ное и выра­жа­ет интен­сив­ность про­яв­ле­ния при­зна­ка. Это наре­чие меры и сте­пе­ни.

  1. Иногда наре­чия опре­де­ля­ют имя суще­стви­тель­ное.
  2. Вид свер­ху был оше­лом­ля­ю­щим по кра­со­те.
  3. Вид был оше­лом­ля­ю­щим — грам­ма­ти­че­ская осно­ва.

Вид какой? свер­ху.

Слово «свер­ху» не изме­ня­ет­ся, име­ет зна­че­ние при­зна­ка пред­ме­та, так как пояс­ня­ет суще­стви­тель­ное. Это зна­ме­на­тель­ное наре­чие, кото­рое явля­ет­ся опре­де­ле­ни­ем.

Итак, в пред­ло­же­нии наре­чие выпол­ня­ет син­так­си­че­скую роль обсто­я­тель­ства, реже опре­де­ле­ния.

«Наречие как часть речи. Разряды наречий.Степени сравнения»

Наречие — неизменяемая самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, предмета или другого признака и отвечает на вопросы как? куда? откуда? где? когда? почему? отчего? с какой целью? в какой мере? и др.

Синтаксическая функция: в предложении обычно является обстоятельством, реже — определением или сказуемым.

Морфологические признаки наречия: 1) неизменяемость, 2) разряд по значению, 3) степень сравнения.

Наречие обозначает:

  • признак действия, если относится к глаголу, причастию или деепричастию (встречаться (когда?) вечером, опускаясь (куда?) вниз, идущий (как?) быстро).
  • признак предмета, если относится к имени существительному (жаркое (какое?) по-русски, яйцо (какое?) всмятку).
  • признак другого признака, если относится к имени прилагательному, причастию или другому наречию (важный (в какой степени?) чрезвычайно, прыгнувший (как?) далеко, далеко (насколько?) очень).

Разряды наречий:

Неизменяемость наречий - это... (примеры)

Особую группу составляют наречия, которые не называют признаки действия, а только указывают на них, а именно:

  • указательные (здесь, там, тут, тогда и др.);
  • неопределённые (гдето, кудато, гденибудь, коегде и др.);
  • вопросительные (где, куда, как, зачем, когда, почему);
  • отрицательные (нигде, никуда, негде, никогда).

Степени сравнения наречий

Наречия на о (е), образованные от качественных имён прилагательных, могут образовывать степени сравнения — сравнительную и превосходную

Неизменяемость наречий - это... (примеры)

Нужно запомнить!

Образование степеней сравнения у прилагательных и наречий во многом совпадает, поэтому возникают омонимичные формы двух разных частей речи: Эта задача проще. — Я смог решить задачу проще; Синее платье более красиво. — Оно на тебе сидит более красиво.

Чтобы различать две части речи, надо выяснить: от чего зависит сравнительная степень и каким членом предложения является.

Сравнительная степень прилагательного относится к существительному, отвечает на вопрос каков? (какова? каково? каковы?), является сказуемым.

Сравнительная степень наречия относится к глаголу, отвечает на вопрос как? и является обстоятельством. Сравним: задача (какова?) проще — прилагательное, смог решить (как?) проще — наречие.

Обратите внимание: некоторые наречия образуют форму сравнительной степени от другого корня: хорошо — лучше, плохо — хуже.

Классификация по значению

  • Обстоятельственные:
    • образа действия — обозначает образ действия (по-весеннему, так), отвечают на вопросы: Как?, Каким образом?
    • меры и степени — обозначает меру и степень чего-либо (чуть-чуть, немного, вдвое, трижды), отвечают на вопросы: Сколько? Во сколько? Насколько? В какой степени?
    • времени — обозначают время совершения действия (вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, весной, сейчас, позже, погодя, всегда);
    • места — обозначают место совершения действия (далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь, там, направо, налево, назад, издали, навстречу, сбоку, около);
    • причины — обозначают причину совершения действия (сгоряча, сдуру, спьяну, поневоле, недаром);
    • цели — обозначают цель совершения действия (нарочно, специально, назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно).
  • Определительные:
    • качественные — выражают характеристику или оценку действия или признака (естественно!,холодно, зверски, грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно);
    • количественные — определяют меру или степень проявления действия или признака (много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно);
    • способа и образа действия — указывают на способ совершения действия (бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка);
    • сравнения и уподобления — (по-бабьи, по-медвежьи, по-старому, по-нашему, по-приятельски, по-прежнему, нос крючком, торчком, загогулиной, дыбом, ёжиком, столбом);
    • совокупности — (вдвоём, втроём, всенародно, сообща).

Качественные наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения:

  • сравнительная степень выражается:
    • синтаксически: с помощью суффиксов -ее (-ей), -ше, -е,-же (интереснее, дольше, сильней, громче). Некоторые наречия образуют сравнительную степень супплетивно, то есть меняя основу: хорошо — лучше, много — больше, мало — меньше, глубоко — глубже;
    • аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой наречия: более сильно, более гнусно, более мерзко и т. д.
  • превосходная степень выражается:
    • синтетически (греч. σοφὸς — σοφοτατα): мудро — мудрее всего; с помощью суффиксов -ейш-, -айш-: покорнейше прошу, нижайше кланяюсь. Очень редко употребляется в современном русском языке;
    • аналитически: сочетанием слова наиболее с исходной формой наречия: наиболее противно, наиболее страшно, наиболее плохо т. п. Имеет книжный оттенок и употребляется большей частью в научном стиле речи и публицистике;
    • сложная форма: сочетанием слов всех, всего с синтетической формой сравнительной степени: лучше всех.

Есть наречия знаменательные, если они называют признак, а не указывают на него: вчера, по-волчьи.

Правописание дефиса в наречиях

Через дефис пишут:

  • в наречиях на -ому, -ему, -ки, -ски, -ьи с приставкой по- (по-другому, по-хорошему, по-немецки, по-английски, по-медвежьи);
  • в наречиях на -ых, -их с приставкой во-, в-, образованных от порядковых числительных (во-первых);
  • в неопределённых наречиях с приставкой кое- и суффиксами -то/-либо/-нибудь/-таки/-ка (где-то, как-то);
  • в наречиях, образованных:
    • повторением слов и основ слов (еле-еле, волей-неволей, как-никак);
    • сочетанием синонимических слов (нежданно-негаданно).

Приставка по- пишется слитно:

  • в наречиях, образованных от прилагательных с помощью этой приставки и суффиксов -у, -еньку, -оньку (попросту);
  • с формами сравнительной степени наречий (повыше);

Слитно пишутся:

  • наречия, образованные соединением предлогов с наречиями (доныне, извне, навсегда);
  • наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными (вдвое, втрое);
  • наречия, образованные соединением предлогов с полными прилагательными (вкрутую).
  • наречия, образованные соединением предлога и существительного (наверх, сверх, вдали, вследствие);
  • наречия, образованные путём соединения предлога с вопросительными и указательными местоимениями (почему, отчего).

Наречия, состоящие из предлога в и полного прилагательного, начинающегося на гласную, пишутся раздельно (в открытую).

Читайте также:  "масленица" или "масленница", как правильно писать?

Следует помнить, что словосочетания, имеющие значения обстоятельства это уже наречия, а не существительные.

  • Возраст кота как определитьОпределить возраст кота по зубам: взрослое животноеСостояние зубов у взрослых котов и кошек полностью зависит…
  • Как определить переходность1. Введение1. Понятие о переходных глаголахДействия, которые обозначают глаголы, могут переходить прямо на предмет, на…
  • Разбор наречия морфологический3.5.1. Понятие о наречии. Морфологические признаки наречий. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий1. Наречие – самостоятельная…

Источник: https://le-protestant.ru/narechiya-kak-opredelit/

Презентация на тему: Наречие Неизменяемая часть речи

Неизменяемость наречий - это... (примеры) Описание слайда:

Наречие Неизменяемая часть речи

Описание слайда:

Наречие — неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета и другого признака.В предложении наречия обычно бывают обстоятельствами (Что ж ты, девушка, смотришь искоса? ); могут быть и определениями (Эти глаза напротив).

Описание слайда:

Наречие обозначает признак действия, если присоединяется к глаголу и д/п: живите(как?) дружно, подняв ружье (как?) вверх.Наречие обозначает признак предмета, если присоединяется к имени сущ.: кофе (какой?) по-турецки, МАКАРОНЫ ПО-ФЛОТСКИНаречие обозначает признак другого признака, если присоединяется к прил., прич. и др. наречию: весьма спорный вопрос; идущие пешком; совершенно необходимо.

Описание слайда:

Смысловые группы наречийНаречия по значению делятся на следующие группы:Наречия образа действия: как? каким образом?Наречия времени :когда? с каких пор? до каких пор? как долго? Наречия места :где? куда? откуда? Наречия причины: почемуНаречия цели: зачем? Наречия меры и степени :сколько? во сколько? насколько? в какой степени? в какой мере?

Описание слайда:

Определить значения наречий:1)Трижды он приходил к нему.2)Внезапно он все понял.3)Он относился к нему по-товарищески4) Сломать нарочно5)Расположиться вблизи6)Тотчас явиться7)Много сделать

Описание слайда:

Степени сравнения наречийНаречия на –о(-е), образованные от качественных имён прилагательных, могут иметь степени сравнения, например: взлетел высоко – взлетел выше, взлетел более высоко, взлетел выше всех.У наречий имеются две степени сравнения: сравнительная и превосходная.

Описание слайда:

Сравнительная степень наречий имеет 2 формы – простую и составную. А) Простая форма сравнительной степени образуется с помощью суффиксов –ее(ей), -е, -ше: больно – больней (-ее), стало легко – легче, тонко – тоньше.

Б) Составная форма сравнительной степени наречий – это сочетание слов более и менее +исходная форма наречия, например: очинил более тонко, относился менее внимательно.

Сравнительная степень наречия является обстоятельством, относится к глаголу и отвечает на вопрос как? Голос сердца чаще всего мы слышим в детстве. ( К. Паустовский.)

Описание слайда:

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и-еПроверь, употребляется ли слово без не-;Можно ли наречие с не- заменить синонимом без не- или близким по значению выражением; Если ДА, то пиши слитно.

Нелепо, невесело(=грустно) Если НЕТ:3) Проверь, есть ли в предложении >,а< ; 4) Убедись, что к наречию относятся слова далеко не, вовсе не, совсем не , ничуть не, нисколько не, никогда не. Если ДА, то пиши раздельно.

Не весело, а грустно. Совсем не хорошо.

Описание слайда:

Приставки не- и ни- отрицательных наречийВ отрицательных наречиях под ударением пишутся приставка не-, а без ударения – ни-. Некогда (под удар.). Никогда (без удар.).Различай наречия и местоимения!(ни)куда не ездить; (ни) кому не писать;(не) откуда позвонить;(не) кого позвать

Описание слайда:

Одна и две буквы н в наречиях на –о и -еВ наречиях на –о и –е пишется столько же н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы.Различай!Краткое прил.=полная форма;Краткое прич.= который+ глагол;Наречие= др.наречие

Описание слайда:

Буквы о и е после шипящих на конце наречийНа конце наречий после шипящих под ударением пишется буква О, без ударения – Е. НО! ещё.СвежО, певУче

Описание слайда:

Буквы о и а на конце наречийЕсли образованы от бесприставочных прилагательных, то в наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква а: досухА← сухой Если образованы от прилагательных, в которых уже были приставки,то в наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква о: доверчивО ←доверчивый

Описание слайда:

Дефис между частями слова в наречиях 1) в сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов или повторением слов: Точь-в точь НО! бок о бок. 2) после приставок по-, если в слове есть суффиксы –ому(-ему), 3) после приставок в-, (во-), если в слове есть суффиксы -ых(-их), -и. 4) после приставки кое-; 5) перед суффиксами –то, -либо, -нибудь;

Описание слайда:

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от сущ. и колич. числ.слитно (вверху, вмиг) через дефис (по-вашему, кое- где), реже раздельно (без устали, на миг). Орфограмма -дефис (по-нашему), слитное написание (впрок) и пробел (по трое).

Описание слайда:

Мягкий знак после шипящих на конце наречийНа конце наречий пишется мягкий знак. НО! УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ Наотмаш..невмоч..,напроч.., навзнич.., сплош..,вскач..

Описание слайда:

Счастливого пути!

Источник: https://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/narechie-neizmenjaemaja-chast-rechi.html

Наречие и слова категории состояния

      Суммируя, наречие – это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, редко – предмета. Наречия неизменяемы (за исключением качественных наречий на –о/-е) и примыкают к глаголу, прилагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро). В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.

      В редких случаях наречие может 
примыкать к существительному: бег 
наперегонки (существительное в 
значении действия) яйцо всмятку, кофе по-турецки. В этих случаях наречие 
выступает как несогласованное 
определение.

  •       Классификация наречий осуществляется по двум основаниям – по функции и по значению.
  • Классификация наречий по функции
  • По функции 
    выделяют два разряда местоимений — знаменательные и местоименные

Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков,местоименные — указывают на них, ср.: справа — где, налево — куда, сдуру — почему, назло — затем, вчера — тогда.

Как уже 
было сказано, в комплексе 2 местоименные наречия являются не разрядом наречий, а разрядом местоимений (см. местоимение).

  1. Местоименные наречия могут быть подразделены на классы в соответствии с классификацией местоимений, например: там, туда, тогда — указательные, где, куда, зачем — вопросительно-относительные, везде, всюду — определительные и т. д
  2. Классификация наречий по значению
  3. Выделяют 
    два разряда наречий по значению — определительные и обстоятельственные.
  4. Определительные наречия характеризуют само действие, сам признак — его качество, количество, способ совершения (очень, красиво, весело, по-моему, пешком) и подразделяются на следующие разряды:

— качественные, или образа действия (как? каким образом?): быстро, так, вдвоем;

— количественные, или меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.

Обстоятельственные наречия называют внешние по отношению к действию обстоятельства и подразделяются на следующие разряды:

— места (где? куда? откуда?): справа, там, наверху;

— времени (когда? как долго?): вчера, тогда, весной, когда;

— причины (почему?): сгоряча, почему, потому;

— цели (зачем? для чего?): назло, зачем, затем
 Грамматические признаки наречий

Главным морфологическим свойством наречий 
является их неизменяемость — это их постоянный морфологический признак.

Однако 
качественные наречия на —о / —е, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения.

В силу своей неизменяемости наречие связывается 
с другими словами в предложении 
примыканием. В предложении обычно бывает обстоятельством.

Некоторые наречия могут выступать как 
именная часть сказуемых. Чаще всего 
это сказуемые безличных предложений (На море тихо), однако некоторые наречия могут служить и сказуемыми двусоставных предложений (Разговор будет начистоту. Она замужем).

Наречия, выступающие как сказуемые безличных 
предложений, иногда выделяют в самостоятельную 
часть речи или в самостоятельный разряд внутри наречия и называются словами категории состояния (словами состояния, предикативными наречиями) — см. далее. 
 Степени сравнения качественных наречий на —о / —е

Степени сравнения наречий, как и степени 
сравнения прилагательных, обозначают б?льшую / меньшую или наибольшую / наименьшую степени проявления признака. Устройство степеней сравнения наречия и прилагательного схоже.

  • Сравнительная степень
  • Сравнительная степень наречия обозначает б?льшую 
    или меньшую степень проявления признака:
  • — у одного действия субъекта по сравнению с другим действием этого же субъекта:
  • Петя 
    бегает лучше, чем 
    прыгает
    .
  • — у действия одного субъекта по сравнению с этим же действием другого субъекта:
  • Петя 
    бегает быстрее, чем 
    Вася
    .
  • — у действия субъекта по сравнению с этим же действием этого субъекта в другое время:
  • Петя 
    бегает быстрее, чем 
    раньше
    .
  • — у действия одного субъекта по сравнению с другим действием другого субъекта:
  • Ребенок бежит медленнее, чем взрослый идет.
  • Как и 
    у прилагательного, сравнительная 
    степень наречия бывает простая и составная.
  • Простая сравнительная степень наречия образуется следующим образом:
  • основа 
    положительной степени без -о (и без сегментов к/окформообразующие суффиксы -ее(-ей), -е, -ше/-же (тепл-ее, громч-е, рань-ше, глуб-же).
  • От простой 
    сравнительной степени прилагательного простая сравнительная степень наречия отличается синтаксической функцией: наречие бывает в предложении обстоятельством (Он прыгнул выше отца) или сказуемым безличного предложения (Стало теплее), а прилагательное выступает как сказуемое двусоставного предложения (Он выше отца) или как определение (Дай мне тарелку поменьше).
  • Составная сравнительная степень наречия имеет следующую структуру:
  • элементы более / менее + положительная степень (Он прыгнул более высоко, чем отец).
  • Превосходная 
    степень 
    обозначает наибольшую / наименьшую степень проявления признака.
Читайте также:  Знак препинания

В отличие 
от прилагательных наречие не имеет 
простой превосходной степени сравнения. Остатки простой сравнительной 
степени представлены лишь во фразеологизированных оборотах покорнейше благодарю, нижайше кланяюсь.

  1. Составная превосходная степень сравнения наречия образуется двумя способами:
  2. 1) наиболее / наименее + положительная степень (Он прыгнул наиболее высоко),
  3. 2) простая сравнительная степень + всего / всех (Он прыгнул выше всех); отличие от превосходной степени сравнения прилагательных — в синтаксической функции обстоятельства, не сказуемого двусоставного предложения. 
  4.      Слова категории состояния — это знаменательные неизменяемые именные и наречные слова, которые обозначают состояние и употребляются в функции сказуемого безличного предложения.
     

     В лингвистике, действительно, иногда выделяют эти слова в самостоятельную часть речи, называемую словами категории состояния (предикативными наречиями, безлично-предикативными словами). Слова этой группы делятся на слова, которые могут употребляться и в других синтаксических позициях (ср.

Море тихо (прил.) — Он сидел тихо (нар.) — В классе тихо (кат. сост.)), и слова, которые могут употребляться только в функции сказуемых безличных предложений: можно, нельзя, боязно, совестно, стыдно, пора, жаль и др.

Отличительной особенностью этих слов является то, что они не сочетаются с подлежащим и теряют способность обозначать признак действия (весело) или предмет (лень).

Однако в лингвистике также широко распространена точка зрения, согласно которой слова категории состояния считаются подгруппой наречий.

При таком описании в наречие объединяются неизменяемые (или имеющие только степени сравнения) слова, которые могут выступать только в функции обстоятельства (пешком, направо, куда), в функции обстоятельства и сказуемого безличного предложения (хорошо, холодно) или только в функции сказуемого безличного предложения (стыдно, жаль, нельзя).

      В предложении «Приедет Леонид, нам будет очень весело», —  слово весело обозначает психическое состояние человека, является сказуемым безличного предложения, сочетается со связкой будет, образующей аналитическую форму будущего времени.

Безлично-предикативное слово весело омонимично краткой форме прилагательного и наречию Ср.: Выражение ее лица весело (весело – краткое прилагательное); Он весело улыбнулся(весело – наречие).

Но от прилагательного отличается отсутствием форм склонения (форм рода: весел, весела, весело) и неспособностью определять имя; от наречия — неспособностью определять глагол и имя прилагательное.

Кроме того, безлично-предикативному слову чуждо значение признака (признак предмета — прилагательное, признак действия – наречие) [10].

     Глава 2. НАРЕЧИЯ И СЛОВА 
КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ 
В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
 

     2.1 Методика преподавания 
наречий и слов категории состояния

     В школьной программе под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской наречие изучается в 7 классе и является последней частью речи в ряду знаменательных слов. Учащимся известен уже определенный круг слов-наречий и их роль в предложении.

Задача изучения данной грамматической категории в 7 классе выявить своеобразие наречия как части речи, определить его место в системе других частей речи, выяснить общие и специфические для наречия признаки в сравнении с ранее изученными частями речи.

     На 
изучение темы «Наречие» в программе 
отводится 22 часа и 5 часов на работу по развитию связной речи [1].

     Наречие – неизменяемая часть речи, что 
позволяет противопоставить эту 
категорию всем остальным знаменательным словам. В учебниках тема «Наречие» членится по параграфам на несколько частей, имеющих специфические учебные задачи.

Прежде всего, у учащихся формируется представление о наречии как о своеобразной лексико-грамматической группе слов, в силу своего происхождения обычно соотносимых с другими знаменательными словами: прилагательными (по прежнему пути – по-прежнему любить чтение), существительными (в миг этот страшный – вмиг уснуть), глаголами (ревмя реветь), числительными (вдвое), местоимениями (по-моему).

     Наречие  выступает как вторичное образование 
по отношению к основным частям речи, порождает трудности опознавания 
учащимися этой грамматической категории, поэтому семиклассники с самого начала вовлекаются в деятельность по узнаванию наречий в тексте. Сопоставляя предложения с наречиями и без них, учащиеся осмысляют роль наречий в высказывании, устанавливают их связи с другими словами и характер этих связей, определяют семантико-синтаксические функции наречных слов.

     Такая деятельность делает актуальной для учащихся выделение тех основных признаков наречия, которые составляют основу определения этой части речи,  а именно: наречие, примыкая к глаголу, прилагательному, другому наречию, обозначает прежде всего признак действия, а также признак признака; в предложении выполняет функцию обстоятельства и отвечает на обстоятельственные вопросы: как? каким образом? в какой степени? где? когда? и т.д.; наречие не изменяется, т.е. не склоняется и не спрягается, не имеет никаких грамматических категорий (ни лица, ни числа, ни рода). Неизменяемость – главный морфологический признак наречия (исключение: формы сравнительной степени у слов, образованных от качественных прилагательных). Так как наречие – неизменяемая часть речи, у него нет и не может быть окончания. Опираясь на указанные признаки наречия как части речи, ученики выполняют данную в учебниках серию упражнений на опознавание наречий.

     Сопоставляя омонимичные словоформы, учащиеся убеждаются, что определить, к какой части 
речи относится то или иное слово, можно только в контексте (словосочетании или предложении). Так, слово ярко может выступать как краткое прилагательное среднего рода (Солнце ярко) и как наречие (Солнце ярко светит).

Слово чудом может быть формой творительного падежа существительного
чудо
(Любоваться чудом природы), а может быть и наречием (Спастись чудом).

В роли существительного с предлогом выступает сочетание в пору в предложении Это произошло в пору глубокой осени; при слиянии существительного с предлогом мы уже имеем дело с наречием (Пальто пришлось впору).

     Внимание 
учащихся обращается на то, что наречие 
утрачивает лексическое значение, свойственное соотносимой с ним словоформе имени существительного: слово 
(спастись) чудом
семантически уже не связано с существительным чудо и имеет синонимический ряд «непонятно как», «по счастливой случайности».

Так же и впору утратило значение «пора» (зимняя пора, пора молодости) и выражает лишь обстоятельный смысл «как раз», «тютелька в тютельку». Учет лексической семантики, прием подбора синонимов – надежный способ опознавания наречий. В помощь учебнику в рубрике «Возьмите на заметку» приводится разъяснение А. Н.

Гвоздева.

     Можно воспользоваться примером В. В. Виноградова [2].

Сопоставляя конструкции делать зло – зло смеяться – лицо зло, где слово зло в первом случае является именем существительным, во втором – наречием, в третьем – кратким прилагательным, семиклассники убеждаются, что существительное зло может изменяться, например, по падежам: делать зло, не делать зла, бороться со злом и т.д. Краткое прилагательное
зло
тоже изменяться, например по родам (лицо зло, собака зла, он зол). Но невозможно представить сочетания слов, при которых могло бы измениться наречие: я смеюсь зло, он смеется зло, мы смеемся зло, ответить зло и т.д. Осознав все эти особенности (семантические, синтаксические и морфологические), взятые в совокупности, учащиеся воспринимают наречие как самостоятельную часть речи, противостоящую всем остальным.

Источник: http://stud24.ru/pedagogy/narechie-i-slova-kategorii-sostoyaniya/159600-466566-page2.html

Ссылка на основную публикацию