Есть ли в русском языке слово «поприлежнее»?

Обсуждаем эссе Владислава Суркова «Одиночество полукровки (14+)», опубликованное в журнале «Россия в глобальной политике»

На общем фоне политической скороговорки, сбивчивости, горячей эмоциональности, характерных для большинства эфиров и печатных публикаций, редко с должной глубиной рассматриваются вопросы сущностные, философские, осмысливающие роль и место России в мировой истории.

В эссе помощника Президента РФ Владислава Суркова затрагиваются именно такого рода вопросы. «Россия – это западно-восточная страна-полукровка, – пишет автор.

– С её двуглавой государственностью, гибридной ментальностью, межконтинентальной территорией, биполярной историей она, как положено полукровке, харизматична, талантлива, красива и одинока».

И заключает: «Каким будет предстоящее нам одиночество? Прозябанием бобыля на отшибе? Или счастливым одиночеством лидера ушедшей в отрыв альфа-нации, перед которой «посторониваются и дают ей дорогу другие народы и государства»? От нас зависит».

Эта заметная публикация стала поводом для высказывания авторов «ЛГ».

На вечном Острове

Святослав Рыбас

Владислав Сурков заострил проблему, которой сотни лет. Сделал это задорно, не без литературного изящества, но сказал мало нового. Думаю, он и не стремился к новизне – повороты с Запада на Восток и обратно происходили много раз, а перед чиновником такого уровня стоят не научные, а иные задачи. Вспомним базовые конфликты, исходя из максимы: «История – это география».

Стоит не забывать и следовать объяснению канцлера Горчакова после поражения России в Крымской войне, когда противниками были Великобритания, Франция, Турция и итальянское Сардинское королевство.

Наше продвижение на юг было остановлено, Севастополь после героической обороны оставлен, Черноморский флот затоплен.

На Берлинском конгрессе европейская дипломатия праздновала торжество, а горчаковские слова «Россия не обижается, Россия сосредоточивается» стали лозунгом момента.

Поворот в сторону Средней Азии был закономерен. Такое движение всегда выглядело как итог поражений на Западе, начиная с разгрома Костантинополя крестоносцами в 1204 году и обрушения экономической основы Древней Руси – торгового пути «из варяг в греки». Затем долгие века Россия–Русь вела борьбу за коммуникации на западе и на юге.

Иван Грозный, Пётр, Екатерина Великая и потом все другие решали эти задачи. Так, за поражением (дипломатическим) в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов (освобождения славян от турок), когда Лондон, угрожая войной, вынудил Петербург удовлетвориться малыми результатами, требовалось открыть новые пути растущей экономике – на Восток.

«Восточная тема» до сих пор сверх­актуальна. Вадим Цымбурский даже создал геополитический образ нашей страны – «Остров Россия». Он так писал о циклах российских евро-азиатских «качелей»: «Разве, вбирая в XVIII и XIX вв.

в свой состав части восточноевропейского «геополитического Ла-Манша» – Прибалтику, Украину, Крым, Белоруссию, Бессарабию, Финляндию, наконец, Польшу, поднимая устами своих идеологов то Греческий проект, то вопрос о Богемии, Россия не боролась за роль непосредственно европейской силы, за изживание допетровского «островитянства»? (…) Но давайте приглядимся к этой восточной политике ближе. За неутомимыми войнами с Турцией встаёт последовательное движение к проливам и маячащему за ними Средиземноморью, а также и в освоенную европейцами Переднюю Азию. (…) Едва ли кого-то нужно убеждать, что восточный вопрос был для России лишь частью «западного вопроса».

(…) Весь XIX в. в помыслах о Дальнем Востоке не заглядывавшая дальше естественных границ уссурийско-амурского междуречья, на исходе этого столетия Россия вдруг устремляется в Маньчжурию.

И причины тому нетрудно понять, если заметить, что в эти годы перекрытие ей Тройственным союзом любого мыслимого пути на запад – откуда и известные разоруженческие инициативы Николая II – окказионально синхронизируется с приливом евро-американской активности в Китае.

В результате Япония в 1904–1905 гг. фактически оказывается агентом Европы и США против России».

Как видим, экономическая конкуренция идёт рука об руку с геополитической.

Если проследить связь между нашим железнодорожным стремлением к Тихому океану и прокладкой Германией железной дороги между Веной и Константинополем, по которой первый поезд прошёл в декабре 1887 года, станет понятно, что обе континентальные империи, Россия и Германия, стремясь к гегемонии в «чужом пространстве», двигаются в одном направлении, – туда, где их вовсе не ждёт Великобритания.

Немецкий «стальной клинок», Багдадская железная дорога, выход Германии к Персидскому заливу, создание Транссибирской магистрали к Тихому океану стали спусковыми крючками к двум войнам, которые инициировал Лондон.

Петербург после поражения в войне с Японией, которого могло не быть, снова оказался в обычном промежутке. И вновь совершил традиционную ошибку – рванулся к Западу, став подчинённым союзником Лондона и в 1917 году получив от англичан смертельный удар (адресую к моей книге «Заговор верхов, или Тотальный переворот»).

В ХХ веке Россия (СССР) совершила единственную попытку преодолеть состояние западно-восточной «полукровки», создав вместе с Китаем и Восточной Европой «второй мировой рынок». Но…

Сегодня наше «одиночество» очевидно. Что из этого следует? Тут Сурков (и не один он) прав.

Нужна ли самоизоляция?

Есть ли в русском языке слово

Олег Туляков, предприниматель, журналист,  Берлин

Лет десять назад Владислав Сурков выступил как автор свежего политологического определения – «суверенная демократия». К счастью, молодое гражданское общество РФ быстро разобралось, что демократия для всех одна и различается лишь степенью развитости. А России на пути к ней надо немало пройти. Но она ступила на эту дорогу.

И вот новая статья, которая привлекает энергетикой, эрудицией, лаконизмом, иносказательностью. Однако выводы из фактологии, на мой взгляд, делаются, мягко говоря, аллегорические, не очень согласуясь с ходом мировой истории. Итак, Россия 400 лет стремилась на Восток, потом столько же в Европу, нигде не прижилась, теперь в одиночестве, на перепутье.

Опять, что ли, к сталинской автаркии? Но давайте по пунктам.

Русь нисколько не стремилась в состав империи чингизидов и боролась при каждом удобном случае. Проекты «Жёлтой Руси», Ордуси, полк русской гвардии в Пекине? Чего только не нарисуется в погоне за новым словом – а там, поди, проверь!..

400-летнее стремление на Запад – не повод для иронии и разочарований. Россия быстро ворвалась в европейский оркестр великих держав – и со своим вкладом в мировую культуру.

Европе понадобилось полтора тысячелетия, чтобы создать три литературные школы: биб­лейская, греческая трагедия, английская драма.

Россия едва ли не за столетие одолела эти рубежи, создав и четвёртую (всех восхищающую до сих пор!) школу – русский психологический роман! Толстой! Достоевский!

Россия-полукровка? А не сравнить ли с Европой, где я живу уже четверть века? Энгельс писал, что немцы не первые жители на этой территории, прежде здесь обитали три другие нации (иные исследователи говорят и о пяти).

Франция была перекрёстком для бесчисленных варварских народов. Рим грабили по очереди племена со всех сторон света. Гордые бритты сформировались после нашествия на остров римлян, викингов, норманнов.

Россия на этом фоне – пример мононационального образования.

В конце статьи автор даёт волю эмоциям, наделяет Россию культурной и геополитической принадлежностью, напоминающей блуждающую идентичность человека, рождённого в смешанном браке.

Везде родственник и нигде не родной, свой среди чужих, чужой среди своих… По-моему, за этим – не очень опрятная шумиха слов, ложная многозначительность и якобы скрытый глубокий смысл.

Не увидишь – прослывёшь тугодумом?

Спрашиваю себя: к чему сейчас подобное откровение? За десятилетку от «суверенной демократии» до «страны-полукровки» Россия пережила ряд неприятных и трагических моментов. Я бы вёл отсчёт не от 14+ года, а с 2008-го, когда России пришлось поставить на место зарвавшегося Саакашвили.

Тогда, кстати, помощь и понимание выявила Турция, не пропустившая через Босфор–Дарданеллы американский флот, о чём не все помнят, больше вспоминая про сбитый Су-24. Дальше пришли Крым и Донбасс, вынужденно преградившие путь нарождавшемуся украинскому фашизму. Был и не закончился допинговый скандал, замаравший моральный авторитет России.

Обострился конфликт с США, Россию втянули в «отравление Скрипалей». Жарко в Сирии. Нарастает вал санкций…

Россия не всегда и не на всех направлениях была безупречна, но «чистой» политики, увы, не было и нет.

Порой кажется, что Россия оказывается в нарастающей (с западной стороны) изоляции.

Если своей статьёй автор приоткрывает завесу над неким планом по превращению страны в окружённый лагерь и переходу к мобилизационной экономике, то лучше бы этим намерениям не сбываться.

За 25 лет пришли куда более открытые миру новые поколения россиян, остатки старых сильно изменили психологию. Зачем производить над собой новую вивисекцию?

Читайте также:  Как правильно поставить ударение в слове "граффити"?

Источник: https://lgz.ru/article/-16-6640-18-04-2018/talantliva-krasiva-odinoka/

Журнал Ярослава Головина

Сегодня 200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева, последовательного русского западника.

Ниже цитата из письма И.С.Тургенева А.И.Герцену, отдавшего дань идее особого русского пути (и этим самым западника менее последовательного):

Мне начинает сдаваться, что в столь часто повторяемой антитезе Запада, прекрасного снаружи и безобразного внутри — и Востока, безобразного снаружи и прекрасного внутри — лежит фальшь, которая потому еще держится даже в замечательных умах — что она, во-первых, не сложна и удобопонятна, а во-вторых — a l'air d'être très ingénieuse et neuve [кажется очень изобретательной и новой]. Но уже на ней мне видятся белые нитки и истертые локти — и всё твое красноречие не спасет ее от зияющей могилы, где она будет лежать entres bonne compagnie [в хорошей компании] вместе с философией Гегеля и Шеллинга, французской республикой, родовым бытом славян и — дерзну, прибавить — статьями великого социалиста Николая Платоновича [Огарёва] [1].

Тот самум, о котором ты говоришь, дует не на один Запад — он разливается и у нас,— но ты, в течение почти четверти столетия (16 лет) отсутствуя из России, пересоздал ее в своей голове [2].

Горе, которое ты чувствуешь при мысли о ней, горько; — но, поверь, оно в сущности еще горше, чем ты предполагаешь — и я на этот счет — больше мизантроп, чем ты.

Россия — не Венера Милосская в черном теле и в узах; это — такая же девица, как и старшие ее сестры — только что вот задница у ней пошире — и она уже — и так же будет таскаться, как и те. Ну — рылом-то она в них не вышла, говоря языком Островского. Шопенгауера, брат, надо читать поприлежнее, Шопенгауера…

[1]Имеется в виду пятое письмо «Концов и начал» (Колокол, 1862, л. 148, 22 октября), где Герцен писал о безнравственности и развращенности, присущих умирающей, по его мнению, западноевропейской цивилизации. В России, наоборот, Герцен видел новый, молодой мир, с многообещающими задатками здорового развития. Наиболее четкое выражение взглядов Тургенева в его споре с Герценом см.

в письме 1387. О «родовом быте славян» (намек на теорию К. Д. Кавелина) см. в этом же письме (No 1387). Философские системы Шеллинга и Гегеля были в глазах Тургенева давно пройденным этапом, который предшествовал учениям Фейербаха и упоминаемого ниже Шопенгауэра. К политическим теориям Огарева Тургенев относился отрицательно, считая и их отжившими, как отжила республика 1848 г.

[2] Заключая свои суждения о буржуазной Западной Европе, Герцен писал в пятом письме «Концов и начал»: «Что за нравственный самум подул на образованный мир?..

Всё прогресс да прогресс, свободные учреждения, железные дороги, реформы, телеграфы?.. Много хорошего делается, много хорошего накапливается, а самум-то дует себе да дует какими-то memento mori…

(напоминаниями о смерти. — лат.)» (Герцен, т. 16, с. 171).

Источник: http://turgenev-lit.ru/turgenev/pisma-1862-1864/letter-131.htm 

В 1933 году П.Б. Струве написал статью «Тургенев как политический мыслитель». В ней он признался в том, что Тургенев оказал огромное влияние на его идейное становление: «В моё духовное и политическое развитие те историко-политические мысли И.С.Тургенева, которые были направлены против русского социально-политического мессианизма как в его консервативной, так и в революционной редакции, вошли определяющим образом как одно из самых важных «влияний», породивших тот строй идей, первым выразителем которого я явился в русской исторической и философски обоснованной публицистике и который стал известен под внушающим неправильные ассоциации и возбуждающим недоразумения наименованием «легальный марксизм». Оглядываясь сейчас назад, я могу сказать смело, что переписка Кавелина и Тургенева с Герценом, изданная в 1892 г. Драгомановым, для окончательного формирования моего историко-политического миросозерцания имела значение гораздо большее, чем известные полемические произведения П.Б.Аксельрода и Г.В.Плеханова, ставшие в эмиграции основателями русской социал-демократии.»

Источник: https://golovin1970.livejournal.com/tag/Струве

Русская жизнь в Терийоках

История
Интересности
Фотогалереи
Карты
О Финляндии
Ссылки
Гостевая
Форум translate to:

П. Ф. Миролюбов

3. Мужской и женский интернаты (продолжение)

Оборудование интерната — простыни, одеяла, кровати и т. п. — были розданы нуждающимся.
Воспитатель И. Е. Орешин переехал в Хельсинки. Помещение начальной школы как вы захирело, но не
надолго, так как в скором времени начал действовать кружок молодежи, который организовался при
Комитете Матильды Вреде, о котором ниже.

Посла закрытия интерната мать осталась не у дел. Отец продолжал заниматься в школе, учеников
становилось все меньше и меньше. Материальное «благосостояние», дарованное нам интернатом,
прекратилось, но мать и отец, как мне казалось тогда, не унывали и я не ощущал известного
безденежья, а наоборот, верил, что вся жизнь впереди.

Могу закончить об интернате «армянской загадкой». Спрашиваем: «Что общего между детекторным
радиоприемником и свечой?» Отвечаем: «Пожар териокского мужского интерната!»

4. Терийокское Реальное училище (ТРУ)

В «Приходском листке» за 1914 год говорится об учебных заведениях Териок следующее:
«…

Наконец-то открыто Териоках и Правительственное Реальное Училище (дотоле в состав» 2-х
классов; в текущем году открывается и 3-й класс); все содержимое этого училища приняла на себя
Имперская казна, приход же дает от себя только помещение, арендованное им для училища, до времени
постройки училищем собственного здания. Училище имеет обслуживать местность преимущественно от
Белоострова до Перкиярви… Директором училища состоит Ст. с. (статский советник) В. М.
Мелиоранский…»

В 1915 году был открыт 4-й класс, затем 5-й, 6-й и… наступает Октябрьская революция, граница
с Россией закрывается, субсидия училищу прекращается. Педагогический состав лишается заработной
платы, насущного хлеба… Что делать? Что предпринять?

Следует при этом отметить, что состав педагогов в «мирное время» назначался Министерством
народного просвещения и образовательный уровень педагогов был весьма .высоким: все учителя
имели законченное педагогическое образование. Педагогами училища были: преподаватель высшей
математики профессор С. И. Войтинский, художник Д. М. Палатко, композитор С. С.

Лаппо-Данилевский (он преподавал математику) и др.

В 1917 году поступила в ТРУ Мария
Афанасьевна Безрукова — она приехала «отдохнуть» от Петрограда, подлечпить свой организм от
переутомления, приехала по объявлению и поступила репетиторшей-бонной в семью доктора Боткина
(он имел дачу недалеко от старой териокской церкви, в 1924 году в нее переехал известный
генерал Двора Его Императорского Величества Владимир Николаевич Воейков).

Наступил 1918 год. Директором училища в то время был В. В. Владимирский. Приход принял на
себя хозяйственные и организационные дела по училищу. Дела, однако, шли трудно. Не удавалось
установить контакт между директором училища и тогдашним настоятелем отцом Григорием
Светловским.

Часто проходили «бурные» собрания в приходской церкви, не могли никак сойтись
разномыслящие группы: приходская во главе с настоятелем Светловским и педагогическая — с
директором Владимирским.

В результате вое кончилось тем, что в местной териокской газетке
(на русском языке) было помещено объявление о наборе педагогов вновь открывающегося Териокского
училища.

Только два педагога подали заявление, остальные считали себя законными преподавателями
на основании постановления министерства неродного образования (России), тем самым они
поддерживали своего директора и…

остались за бортом училища! Состав преподавателей в связи с
этим сильно поредел — «насильно мил не будешь!» — так думали в приходе и набрали новых
учителей, которые принялись за преподавание в училище. Некоторое время директором был Пузино,
а вслед за ним вскоре руководство перешло в руки Павле Алексеевича Янушкевича
(инженера-путиловца), которому и было суждено довести училище до самого конца его
существования. Такова была вкратце история Териокского Реального Училища — из песни слов не
выбросишь!

Новые преподаватели училища были люди с высшим образованием, но не прошедшие педагогического
института — люди весьма высокой морали, готовые работать «не за страх, а на совесть», они
оставались подчас без зарплаты, но, несмотря на это, работали не покладая рук, честно и
благородно. Вечная им слава — труженикам русской культуры!

Никто никогда не знает, как сложится его жизнь: пойдет ли все по ровной дорожке, будут ли
спуски или обрывы или же совсем жизнь оборвется внезапно, или же, наконец, не повезет в жизни и
т. д., и т. п. — все это предсказать невозможно, последующее покажет, что принесет жизнь.

Есть
такая финская пословица: «После услышим, — сказал. трубач».

Читайте также:  Как лучше расставить знаки препинания?

Так вот нынче можно сказать, что
Териокское Реальное Училище попало в немалую «ломку», тяжелым оказалось существование этого
учреждения, но, несмотря на все это, следует отметить, что в стенах училища всегда царил
«русский дух», училище воспитало искренне русских людей.

Я не буду подробно останавливаться на каждом весеннем выпуске училища — для этого
понадобилась бы целая книга, ограничусь лишь отдельными сценами из жизни нашей «реалки». Мне
пришлось проследить жизнь училища с 1923 года, когда был открыт интернат, пришлось жить в
Териоках (в основном безвыездно) почти до эвакуации 1939 года.

Учитывая трудность положения училища в условиях новой обстановки (получение Финляндией
независимости), нужно, кроме того, добавить к этому стремление «ведущих училище» к «переделке»
всей системы обучения. Переделка эта заключалась в переходе училища в ведение финляндского
школьного управления. Для этого являлось.

обязательным в соответствии с законом страны улучшить
преподавание финского языка или, вернее, следовало «удесятерить» число уроков на финском языке.
Иными словами, нужно было вести, кроме уроков финского языка как иностранного (что и понятно),
ряд предметов на финском языке. Сюда входили, например, география, финская история и пр.

,
словом, дирекция была поставлена в весьма затруднительное положение, так как при введении
«новой» системы преподавания, основные русские преподаватели оставались как бы не у дел — на
это согласиться было невозможно. Финское правительство требовало безукоризненного знания
финского языка для сдачи государственных экзаменов и поступления затем в высшие учебные
заведения страны.

После очень длительных и трудных переговоров дирекция Териокского Реального
Училища не согласилась на требования финского школьного управления, вследствие чего были
потеряны и обещанные правительством средства для училища.

В результате ТРУ оставалось
по-прежнему русским училищем, получавшим право на существование до 1938 года, в течение этого
времени предоставлялась возможность закончить образование тем русским, которые, оторванные от
родины, оказались в трудном положении в Финляндии.

Значительную помощь оказал ТРУ так называемый Земгор, который приступил к субсидированию
учительского персонала, и заканчивающие ТРУ ученики получили .возможность продолжения
образования где-либо за границей — в Париже, Праге, Брюсселе, Тарту и т. д.

Однако, поступая в
иностранный университет, который принимал наши аттестаты, мы должны были до этого изучить
иностранный язык, то есть язык той страны, где мы предполагали продолжить образование. Итак,
проучившись два или три года за границей, некоторые возвращались обратно в Финляндию и здесь,
на правах иностранных студентов и были приняты в финские высшие учебные заведения.

Во всем этом
была очевидна некоторая «политическая несогласованность», нарочитая ми, случайная ли, или же
просто упрямство со стороны финнов, или проживающих в Финляндии русских.

Бывали нередко случаи,
когда закончившие ТРУ ученики поступали затем в финские среднее учебные заведения (обычно в 6-й
класс), закончив которые, затем получали возможность продолжения образования финских вузах. Для
большинства, однако, это было не под силу по причине недостаточного знания финского языка.

Буду
смел, если скажу: из-за нежелания изучать финский язык в то время, неприязнь между русскими и
финнами была обоюдная. С одной стороны — финны, освободившиеся от власти Российской империи
(вековая вражда), как бы старались «прижать» русских за то, что они русские, а жившие в
Финляндии русские, а свою очередь, считали себя «прежними хозяевами», не желали подчиняться и
лелеяли надежду на «лучшее будущее».

Жизнь шла «по течению». Мы учились по-всякому. Кто был поприлежнее, тот кончал ТРУ, ехал за
границу, получив стипендию Земгора. Кто учился с ленцой, шел обычно после окончания училища на
работы разнорабочим.

Условия обучения русских учащихся на Карельском перешейке в начале 20-х
годов были в основном неплохие, так как средних учебных заведений было чуть ли не по одному на
каждой станции. Точнее: еще до революции было построено кирпичное здание для русской школы в
Келломяках.

Эта школа сразу же закрылась после революции и здание пошло под финские казармы.
Существовала средняя русская школа в селе Райвола (директор Никулин), здесь был интернат.
В Перкиярви руководила русской школой Колокольцева.

Существовала русская школа и в Уусикиркко
(директор Андреевский), здесь ученики собирались на квартирах учителей, своего помещения не
было. В Выборге был знаменитый Реальный Лицей. В начале 20-х годов всем этим русским школам
оказывал помощь Земгор.

Прошло три-четыре года, средства таяли, постепенно 3емгор начал
прекращать помощь некоторым школам, оставив ТРУ, как центральную, в покое. В «реалке» имелось
7 классов (вернее, 6 и добавочный седьмой, куда входила высшая математика). В средних учебных
заведениях Райвола и Перкиярви было по четыре класса — здесь были интернаты для неимущих детей,
этим интернатам усиленно помогал Земгор.

Териокское Реальное Училище помещалось на подаренном для русских училищ крестьянином
Д. Игумновым участке за старой железнодорожной станцией. Участок этот граничил с полотном
железной дороги.

Подойти к училищу было нелегко, приходилось идти по участку старой станции,
или кружить по переулкам, которые не всегда были в хорошем состоянии, наконец, также
приходились переходить железную дорогу в тех местах, где не было специального перехода.

Школьный день начинался в 10 часов, кончался в 4 вечера. В школу многие шли издалека,
некоторые приезжали на поезде.

Интересно отметить, что мы — русские — шли по тротуару с левой
стороны улицы до, так называемой, общественной лавки, затем поворачивали на правую
сторону — это потому, что в этом месте нам встречались ученики-финны, наши «враги», они шли
с поезда в свой лицей.

Нам переходить дорогу слева направо было «необходимо» — в противном
случае завязывалась драка финнов с русскими, причем в ход пускались даже кастеты. После
таких «побоищ» шла обычно переписка директоров разных училищ, инциденты приходилось
урегулировать.

Учителя нам советовали не вступать в драки. В поездах, говорят, ученики жили
дружнее, там даже русские девушки «флиртовали» с финскими мальчиками (или наоборот).

«Зеленогорский Вестник», N 8(58), февраль 1992

Последние комментарии:

© terijoki.spb.ru 2000-2019 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.

Источник: https://terijoki.spb.ru/history/templ.php?page=mirolub4&lang=ru

Любимая учительница уходит в мэры

Новый мэр Новонукутска хочет учиться

В пятом классе изучали совершенные и несовершенные глаголы. Тема не такая уж сложная, но дети отвечали невпопад.

Учительница русского языка и литературы Ольга Николаевна Кархова внимательно осмотрела класс: в чем дело? Особой строгостью, от которой дети впадают в ступор, она не отличалась, но иногда бывает достаточно одного ее взгляда, чтобы какой-нибудь шалун тут же взялся за работу. На этот раз не сработало.

— Ольга Николаевна, а правда, что вас выбрали мэром?

— Правда.

— Жалко, теперь вы от нас уйдете…

Пятый класс на днях ее буквально убил: отвечая на вопрос школьной анкеты «Ваша любимая учительница», все до единого назвали ее имя.

Что делать?

Этот популярный среди русской интеллигенции вопрос — что делать? — Ольга Николаевна до последнего времени воспринимала в большей степени как литературный, чем как жизненный.

Но в тот день, когда ее выбрали главой Новонукутской администрации, она несколько раз спросила себя: что делать? Нерешительность и мечтательность не в ее характере, но и о власти не помышляла, не представляла себя в этой роли.

Не надеялась даже в думу войти — 20 уважаемых соперников, казалось, не оставляли ей никакого шанса. Предприниматели, врачи, хозяйственники — и вдруг она, простая учительница…

За полчаса до выборов к ней подошел глава района Сергей Гомбоев:

— Ольга Николаевна, буду вас предлагать на пост мэра.

Когда-то с Гомбоевым она училась в одной школе — на два класса всего-то младше, но особо знакомы не были. Когда он приметил ее? В прошлом году, правда, вместе работали — он в должности главы Новонукутска, она депутатом местной думы. Дебаты в думе иногда были жаркими.

Кархова настойчиво требовала помощи для Новонукутской средней школы: нет стульев, ученики сидят на табуретках, и от этого у многих развился сколиоз. Несмотря на прорехи в местном бюджете, стулья — около тысячи — все же приобрели, и это было первой ее победой как депутата.

Читайте также:  Как пишется слово "родина", с большой или с маленькой буквы?

Не только ее, конечно. После роспуска муниципального образования она во второй раз пошла на выборы — в школе много еще проблем. Но мэром… Весь ее административный опыт исчерпывался постом директора пионерлагеря «Березка» несколько лет назад.

Но опять же дети, а тут — взрослые…

Предложение Гомбоева ее откровенно напугало:

— Мне страшно… Дело новое, боюсь не справлюсь…

— Справитесь, Ольга Николаевна.

Через полчаса местная дума с преобладающим числом мужчин (восемь — против четырех женщин) единогласно проголосует за ее кандидатуру. А потом кто-то пошутит: «Мужики хитрые, решили на женщину все свалить».

Просьба родителей

После выборов телефон в доме у Ольги Николаевны не умолкал: звонили родители ее учеников — поздравляли и одновременно жалели, что теряют такого учителя.

Ее седьмой класс был явно опечален, да и не с руки бросать детей среди учебного года, а потому тут же и решила совмещать две работы: 27 часов, как сейчас, ей, конечно, будут не по силам, но семь-то часов для своего класса как-нибудь выкроит. Если не во вред будет основному делу. В угоду работе приходится отказывать себе во многих приятных вещах.

Когда-то, к примеру, очень любила вязать, двух своих сыновей обвязывала с ног до головы. Теперь времени хватает лишь на варежки и носки. Скоро, наверное, и от этого придется отказаться. Даже почитать толком некогда, по телевизору посмотреть «Есенина». Пока тетрадки проверишь да с коровами управишься…

Кстати, на счет коров: сейчас, наверное, у мужа, Игоря Викторовича, забот с ними прибавится. Он вроде не против. Ее избрание в мэры поддержал, сказал — палки в колеса вставлять не будет. Ну а дети, школьники Женя и Саша, были просто в восторге от того, что мама уйдет из школы: «Слава Богу, теперь не будут говорить, что наша мама учительница и надо бы нам поприлежнее быть».

Реакция родителей на уход из школы, откровенно говоря, ее удивила: неужели к ней так хорошо относятся? Мягкосердечной она никогда не была. Однажды ее спросили: «Вы когда-нибудь плачете?» — «Редко, но бывает».

Пришлось задуматься: когда же последний раз плакала? Наверное, на похоронах отца прошлой зимой. Погиб на работе. Отца любили, уважали. В семье объявили траур — Ольга Николаевна на год отказалась петь в местном ансамбле «Рябинушка». Плакала, когда сыну операцию делали, свечку в церкви поставила.

Смешно, но иногда слеза наворачивается перед экраном — передача «Жди меня» просто душу рвет…

— Ну а дети вас могут до слез довести?

— Вот это — никогда. Уж скорее я их. Недавно два семиклассника прогуляли уроки, я им такое устроила… Сказали: «Больше в жизни не прогуляем!»

Но как бы строга она ни была, ребенка унижать никогда не будет. На родительских собраниях во всеуслашание ни про кого плохого слова не скажет: о проблемах — только с глазу на глаз. Каждый ребенок — личность, и, если даже учится плохо, это не значит, что он плохой.

Деликатность и неконфликтность любого учителя украшают. Мэра, наверное, тоже. Уже сейчас народ к ней идет: «Ольга Николаевна, между домами несанкционированная свалка появилась», «Деревья спилили и бросили…

» Как всех услышать? Как помочь? Учительское чутье ей, конечно, подскажет, но этого мало…

Кто научит?

О том, что работа в администрации — большая головная боль, Ольга Николаевна, конечно, знала. Сколько копий в прошлом году сломали, деля скудные копейки на беды села. Асфальтирование не ведется, освещения нет, водопровод сработан еще «рабами Рима» — только что три дня без воды сидели. В одном месте трубу починили, и тут же рядом прорвало.

Но кому-то же надо этим заниматься! Другое дело — как? С чего начать? С этими вопросами Ольга Николаевна пошла к начальству. Слышала, что в области организованы курсы для новых мэров, а мы чем хуже? До Нового года надо устав и бюджет принять — а как это делать? К работе думы много новых требований. В прошлый раз бюджет просто спустили из района, даже не обсуждали его.

Сказали: голосуйте как есть, а то без зарплаты останетесь. А как сейчас будет?

Дума теперь тоже забота ее, по совместительству спикера. Заместитель будет работать на неосвобожденной основе, так что самой придется заниматься даже такими вопросами, как организация летней пастьбы скота.

И еще: раз администрация снова становится во главе муниципального образования, то необходим штат квалифицированных работников.

Сейчас администрация — это глава и секретарь, а нужен будет как минимум еще и грамотный экономист.

С обучением Ольге Николаевне пообещали помочь. Время идет — после Нового года надо приступать к обязанностям мэра, только ни о каких курсах пока не слышно.

Источник: http://baik-info.ru/region/2005/45/002001.html

Аскетические опыты, том 1

Творения святителя Игнатия Брянчанинова (1807–1867) духовная сокровищница Русской Православной Церкви, любимое чтение благочестивых людей. За великие труды на Божией ниве Христовой этот знаменитый подвижник и писатель-аскет по праву назван Игнатием — Новым Богоносцем.

Издательство «Паломникъ» взяло на себя ответственную инициативу по выпуску Полного собрания творений святителя Игнатия, в котором впервые с исчерпывающей полнотой будет представлено творческое наследие великого служителя Церкви и даровитейшего духовного писателя.

В разделе «Приложение» читатели впервые познакомятся с новыми текстами творений Святителя, с архивными документами, значительно дополняющими его жизнеописания, а также с большим числом неопубликованных писем Преосвященного к разным лицам, весьма важных и поучительных.

Будут представлены здесь также ценные воспоминания современников о святителе Игнатии, в которых живо представлен образ этого смиренного и деятельного наставника монашествующих и всех православных. Все издание рассчитано на семь крупных томов. Срок их выпуска в свет — ближайшие два года.

  • {стр. 2}
  • Издательство «Паломникъ» благодарит
  • игумена Андроника (Трубачева),

игумена Василия (Донец) и А. М. Любомудрова

за разыскания и подготовку материалов для настоящего издания

Творения святителя Игнатия Брянчанинова (1807–1867) духовная сокровищница Русской Православной Церкви, любимое чтение благочестивых людей. За великие труды на Божией ниве Христовой этот знаменитый подвижник и писатель-аскет по праву назван Игнатием — Новым Богоносцем.

Издательство «Паломникъ» взяло на себя ответственную инициативу по выпуску Полного собрания творений святителя Игнатия, в котором впервые с исчерпывающей полнотой будет представлено творческое наследие великого служителя Церкви и даровитейшего духовного писателя.

В разделе «Приложение» читатели впервые познакомятся с новыми текстами творений Святителя, с архивными документами, значительно дополняющими его жизнеописания, а также с большим числом неопубликованных писем Преосвященного к разным лицам, весьма важных и поучительных.

Будут представлены здесь также ценные воспоминания современников о святителе Игнатии, в которых живо представлен образ этого смиренного и деятельного наставника монашествующих и всех православных. Все издание рассчитано на семь крупных томов. Срок их выпуска в свет — ближайшие два года.

ISBN 5–87468–080–2

© «Паломник», 2006

© Составление, А. Н. Стрижев, 2001

© Оформление, Е. Б. Калинина, 2001

{стр. 3}

От составителя

Настоящее Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова включает все выявленные тексты его писаний, как бывшие в печати, так и те, что найдены в архивах уже теперь и предлагаются вниманию читателя впервые.

Причем объем вновь публикуемых текстов весьма значителен — содержит помимо литературных и богословских произведений Святителя еще и большой массив писем, посланных им разным лицам, а также документальные материалы, существенно дополняющие сложившееся его жизнеописание.

Кроме того, наше издание вбирает также корпус воспоминаний о епископе Игнатии, великом духовном писателе и аскете, и богословские рассмотрения его творений. Впервые читатель получит исчерпывающую библиографию публикаций текстов самого Святителя и перечень печатных материалов о нем.

По мере необходимости отдельные тексты будут проиллюстрированы фотокопиями архивных документов и портретами современников, с которыми Владыка входил в деловые сношения.

Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова предполагается выпустить в семи обширных томах:

Том I. Аскетические опыты. Часть I. Дополнение — Слово о человеке. Приложение — Воспоминания М. В. Чихачова и Александры Купреяновой.

Том II. Аскетические опыты. Часть II. Дополнение

Источник: https://predanie.ru/book/186756-asketicheskie-/

Ссылка на основную публикацию