Нужно ли ставить двоеточие в предложении?

Нужно ли ставить двоеточие в предложении?

Тире и двоеточие в большинстве случаев употребляются в бессоюзных сложных предложениях (БСП) и при однородных членах предложения.

Расстановка этих знаков часто вызывает затруднения на письме, и многие стараются их избегать, перестраивая предложения таким образом, чтобы с ними не сталкиваться.

Однако в некоторых ситуациях такой способ не подойдет, например на диктанте. Поэтому рассмотрим подробно, где же все-таки ставится двоеточие, а где — тире.

Когда используется двоеточие?

Двоеточие встречается в предложениях гораздо чаще, чем тире, например:

Ниже рассмотрим каждый случай использования двоеточия.

Двоеточие и бессоюзные сложные предложения

В бессоюзном сложном предложении нужно ориентироваться на значение подчиняемой части.

Когда употребляется двоеточиеКак проверитьПример
Подчиняемое предложение имеет значение причины Вместо двоеточия по смыслу подходит союз «потому что» Вася не досмотрел фильм: в доме отключили электричество. Или: Вася не досмотрел фильм, потому что в доме отключили электричество.
Подчиняемая часть объясняет главное предложение Подставляются союзы «а именно», «то есть» Никто не мог предугадать такого окончания рабочего дня: из-за сильнейшего ливня люди не могли пойти домой. Или: Никто не мог предугадать такого окончания рабочего дня, а именно из-за сильнейшего ливня люди не могли пойти домой.
Подчиняемое предложение дополняет первое Подходит союз «что» и некоторые словосочетания: «и увидел, что», «и услышал, что» и так далее. Менеджер заглянул в кабинет директора: там никого не было. Или: Менеджер заглянул в кабинет директора и увидел, что там никого не было.

Запомнить союзы, которые можно подставить, гораздо проще, чем само правило. Если по смыслу можно поставить один из перечисленных союзов в таблице, то смело можно ставить двоеточие.

Двоеточие и однородные члены предложения

Двоеточие при однородных членах предложения ставится после обобщающего слова.

В каждой футбольной команде на поле играет 11 человек: вратарь, 4 защитника, 4 полузащитника и 2 нападающих.

Часто после обобщающего слова стоят вводные слова, такие как:

  • «а именно»;
  • «например»;
  • «как-то»;
  • и так далее.

В таком случае двоеточие ставится после вводного слова.

В школе учится 200 человек, а именно: 110 мальчиков и 90 девочек.

Подробнее о знаках препинания в предложениях с однородными членами читайте в статье «Двоеточие и другие знаки препинания при однородных членах предложения»

Двоеточие и прямая речь

Двоеточие при прямой речи ставится в том случае, если слова автора идут перед прямой речью.

Александр Невский сказал: «Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет».

Если же прямая речь идёт перед словам автора, то двоеточие там уже не нужно.

Подробнее об этом читайте в статье «Пунктуация при прямой речи»

Двоеточие и заголовки

Двоеточие в заголовках и подзаголовках ставится в том случае, если предложение «распадается» на две части с интонационным делением. В большинстве случаев первая часть показывает проблему или место действия, а вторая конкретизирует.

Керчь: забыть невозможно, помнить – больно.

Когда используется тире?

Не следует путать тире и дефис. Это два разных символа, которые используются в абсолютно разных случаях. Дефис ставится внутри одного слова, например, «во-первых», «как-нибудь». Тире ставится между словами в предложении и служит для целей, которые мы рассмотрим ниже.

Тире в бессоюзных сложных предложениях

Когда употребляется тиреКак проверитьПример
Части сложного предложения имеют противопоставление друг другу Можно подставить союзы «а», «но». На улице жарко – дома прохладно. Или: На улице жарко, а дома прохладно.
Главное предложение имеет значение времени или условия Можно подставить в начало предложения союзы «если», «когда». Ласточки летают высоко – будет жарко. Или: Если ласточки летают высоко, будет жарко.
Придаточная часть следует из первой части Между частями можно подставить союзы «так что», «вследствие чего», «поэтому». Он весь месяц работал усердно – ему начислили премию. Или: Он весь месяц работал усердно, поэтому ему начислили премию.
Вторая часть предложения сравнивает первую с чем-либо Вместо тире можно подставить союзы «будто», «словно». Смеётся – колокольчики звенят. Или: Смеётся словно колокольчики звенят.
Придаточное предложение имеет значение присоединения Можно употребить слова «такой», «таков», «так», «это». Каждое утро мама пьёт крепкий кофе – её ежедневный ритуал. Или: Каждое утро мама пьёт крепкий кофе, таков её ежедневный ритуал.
Если в бсп происходит быстрая смена событий Можно поставить союз «и», а также слова «и внезапно», «и неожиданно». Раздался выстрел из винтовки – самолёт начал падать. Или: Раздался выстрел, и внезапно самолёт начал падать.

Тире и однородные члены предложения

В случаях, когда однородные члены предложения находятся в середине предложения, после них всегда ставится тире, вне зависимости от того, какое слово идёт дальше.

На улице всюду: на земле, на лавочках, на клумбах – лежали листья.

Подробнее об этом читайте в отдельной статье.

Тире при обособлении членов простого предложения с поясняющим значением

В простом предложении с поясняющим значением ставится запятая, если есть один из союзов:

  • «а именно»;
  • «то есть»;
  • «или» (в значении то есть);
  • «как-то».

Если же такие союзы в подобном предложении отсутствуют, то вместо запятой ставят тире.

В вагоне находился один пассажир – мужчина средних лет.

Можно подставить союз а именно: В вагоне находился один пассажир, а именно мужчина средних лет.

Другие случаи употребления тире

Если подлежащее выражено существительным, а сказуемое инфинитивом.

Тебя любить – нервы трепать.

Перед словами: «это», «значит», «то есть» и так далее – в том случае, если сказуемое выражено существительным.

Желание – это потребность человека сделать жизнь лучше.

В некоторых случаях тире используется при оформлении прямой речи, например, перед словами автора.

«Да это бунт!» — закричал исправник.

Итоги

Нужно ли ставить двоеточие в предложении?

Источник: https://pishugramotno.ru/punktuacia/kogda-tire-a-kogda-dvoetochie

Двоеточие: где, когда и почему нужно ставить двоеточие

Итак, двоеточие — это разделительный знак препинания. В отличие от точки, восклицательного и вопросительного знаков и многоточия он не имеет отделительной функции, то есть не отделяет предложения в тексте друг от друга. Двоеточие ставится только внутри предложения, и поэтому указывает на то, что после него высказывание будет продолжено.

Двоеточие можно встретить в простом и сложном предложении. В простом предложении оно разделяет и выделяет части высказывания, в сложном играет и смысловую роль: указывает на смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Так как же правильно употреблять двоеточие, не совершать ошибок и не путать его с другими? Давайте рассмотрим основные случаи.

Двоеточие в простом предложении

Правило 1. Двоеточие в предложении с однородными членами

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него нужно двоеточие, например: Снег лежал повсюду: на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.

В этом предложении слово повсюду обобщает ряд однородных обстоятельств. Обобщающее слово расположено перед однородными членами, и поэтому после него стоит двоеточие.

Правило 2. Двоеточие в предложениях с уточняющими словами

При обобщающих словах в предложении могут употребляться уточняющие слова: как например, например, как то, а именно, перед которыми ставится запятая, а после них – двоеточие. Например: Снег лежал повсюду, а именно: на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.

  • В этом предложении вместе с обобщающим словом повсюду употреблена уточняющая его конструкция «а именно», после которой следует ряд однородных членов, поэтому после нее стоит двоеточие.
  • Правило 3. Двоеточие в конструкциях с прямой речью

Если прямая речь следует после слов автора, то перед ней ставится двоеточие, причем сама прямая речи заключается в кавычки и первое слово прямой речи пишется с прописной буквы: Учитель сказал: «Здравствуйте, дети!». Также если прямая речь разрывает слова автора в тексте, то перед ней ставится двоеточие, например: Сказав: «Здравствуйте, дети!», учитель вошел в класс. После прямой речи при этом необходимо поставить запятую.

Читайте также:  Запятая перед "даже когда" ставится?

Двоеточие в сложном предложении

Правило 4. Между частями бессоюзного сложного предложения (БСП) может ставиться двоеточие в следующих случаях.

  • Вторая часть БСП поясняет то, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить «а именно»), например: В народе есть такая примета: ласточки низко летают к дождю; Катя пишет очень грамотно: никогда не делает ошибок в словах, правильно расставляет знаки препинания. В этих бессоюзных сложных предложениях во второй части дается пояснение того, о чем идет речь в первой. Между частями предложений можно вставить «а именно»: В народе есть такая примета (а именно): ласточки низко над водой летают к дождю. Поэтому в приведенных предложениях ставится двоеточие.
  • Вторая часть БСП раскрывает причину того, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить союзы: так как, потому что), например: Катя пишет очень грамотно: она много читает, учит стихи наизусть, тренирует память; Скоро пойдет дождь: ласточки летают низко над водой. В этих БСП вторая часть обосновывает, указывает на причину того, о чем говорилось в первой. Между частями можно вставить союзы: так как, потому что. Скоро пойдет дождь (потому что): ласточки летают низко над водой. Поэтому в таких предложениях ставится двоеточие.
  • Вторая часть БСП дополняет, раскрывает то, о чем говорилось в первой (такие предложения синонимичны сложноподчиненным предложениям с придаточным изъяснительным, поэтому между частями БСП можно вставить союз что). Например: Катя знает: читать книги не только интересно, но и очень полезно для учебы; В народе говорят: ласточки низко над водой к дождю летают. В данных БСП во второй части раскрывается смысл того, о чем идет речь в первой. Если части такого предложения соединить союзом что, то получится сложноподчиненное предложение с изъяснительным придаточным: В народе говорят (что,): ласточки низко над водой к дождю летают. В предложениях такого типа ставится двоеточие.
  • В первой части предложения опущены глаголы: и увидел, и услышал, и почувствовал, например: Я поднял голову: луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом; Он обернулся: эхо торопливых шагов раздавалось совсем близко. Данные предложения также являются синонимичными сложноподчиненным с придаточным изъяснительным, в первой части пропущены глаголы типа: и увидел, и услышал, между частями можно вставить союз что. Я поднял голову (и увидел, что): луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом.

Двоеточие vs тире

Главная сложность в употреблении двоеточия заключается в том, что иногда бывает легко перепутать этот знак препинания с другим — тире. В последнее время эти знаки часто употребляются параллельно, то есть в одних и тех же случаях может ставиться как тире, так и двоеточие.

Например: И судьи решили: если будет дождь, соревнования отменят; Заметил первый камень, решил — здесь клад, стал ковыряться (Тендряков), Конечно, онизменился (: –) сгорбился, поседел, с морщинкамив уголках рта; Вхожу (: –) все тихо; Эти слова при нем не произносите(: –) может обидеться; Всех интересовал только один вопрос (:–) как поскорее выпутаться из создавшегося положения; Это означало одно (:–) нужно расстаться.  

Такие варианты считаются равноправными, можно не опасаясь ошибиться употреблять и тире, и двоеточие.

Однако нужно помнить, что тире помимо синтаксических функций, выполняет и эмоционально-экспрессивные, то есть указывает на эмоциональность высказывания, подчеркивает его выразительность.

Поэтому если предложение не несет таких смыслов, является нейтральным, нужно избегать употребления тире и ставить двоеточие, следуя рассмотренным нами правилам.

Об авторе: Етко Анна Геннадиевна, учитель русского языка и литературы.

Источник: http://21vu.ru/publ/688/23918

Двоеточие в английском языке

  • Двоеточие в английском языке используется в двух случаях:
  • · перед списком
  • · перед пояснением, которое стоит после части бессоюзного сложного предложения и которое можно убрать без потери смысла.
  • Рассмотрим примеры.
  • · It was a wonderful day: the sun was shining, the birds were singing and people were smiling (Это был чудесный день: светило солнце, пели птицы, улыбались люди).
  • · The St. Petersburg’s name was changed three times:
  • · St. Petersburg (originally, in 1703)
  • · Petrograd (1914)
  • · Leningrad (1924)
  • · And again St. Petersburg (1991)
  • (Название Санкт-Петербурга менялось три раза:
  • · Санкт-Петербург (первоначальное, 1703 год)
  • · Петроград (1914)
  • · Ленинград (1924)
  • · И снова Санкт-Петербург (1991))
  • Вы практически всегда можете сказать наверняка, что идет за двоеточием (в отличие от точки с запятой).
  • Мы часто используем двоеточие для того, чтобы отделить прямую речь и слова автора (часто в официальном стиле):
  • · George Bernard Shaw once said about British and Americans: “We are two countries separated by a common language” (Джордж Бернард Шоу однажды произнес о британцах и американцах: «Мы – две страны, разделенные общим языком»).
  • После двоеточия ставится один пробел.

Также будет весьма полезно разобрать случаи, когда двоеточие не употребляется. Помните, что предложение, стоящее перед знаком (где вам необходимо поставить двоеточие) должно быть самостоятельным, т.е. не терять смысла, если отсечь вторую часть бессоюзного сложного предложения. Это предложение может выполнять единственную задачу –обобщение – поэтому вполне допускается то, что само по себе оно будет создавать ощущение незаконченности. Однако с грамматической точки зрения оно будет иметь и подлежащее, и сказуемое. Другими словами, мы не используем двоеточие в таких предложениях, как:

· Her favorite authors were Paulo Coelho, Stephen Kingand and Agatha Christie.(Ее любимыми авторами были Пауло Коэльо, Стивен Кинг и Агата Кристи)

· One of the simplest recipes for pizza includes cheese, ham, sausage, tomatoes, onion, mayo and ketchup.(Один из самых простейших рецептов пиццы содержит сыр, ветчину, колбасу, помидоры, лук, майонез и кетчуп).

· Any successful person can say to you “Time is money”. (Любой успешный человек тебе скажет, что «Время — деньги».)

Ответим на один из самых частых вопросов, который возникает у изучающих английский язык:стоит ли начинать главное предложение, стоящее после двоеточия, с заглавной буквы? Да, если оно является цитатой. Например:

· Federico Fellini, a famous film director, said about learning a language: “A different language is a different vision of life” (Федерико Феллини, знаменитый кинорежиссер, сказал об изучении языка: «Новый язык – это новое видение мира»).

Если поясняющее утверждение, которое стоит после двоеточия, состоит из двух и более предложений, главное предложение нужно начинать с заглавной буквы и сразу же после двоеточия (т.е. без кавычек):

· A lot of people think that snowboarding is much better than skiing: First, it is easy to learn even for those with no physical training. Second, it’s simpler because all you need to have is a snowboard. Third, the emotions you feel while snowboarding are so great it just makes you crazy.

(Многие люди полагают, что сноубординг намного лучше лыжного спорта: во-первых, его легче выучить даже тем, кто не проходил никакой физической подготовки. Во-вторых, он проще, поскольку все, что вам нужно иметь – это доска.

В-третьих, сноубординг подарит вам такие яркие эмоции, что вы просто сойдете с ума).

  1. В том случае, когда вступление, стоящее до двоеточия, очень короткое, а следующий за знаком препинания предложение содержит в себе весь смысл, начинать его нужно также с заглавной буквы:
  2. · Remember: Your family is not the place for getting rid of all your negative emotions (Помните: семья – это не то место, где вы можете с легкостью избавиться от всех своих отрицательных эмоций).
  3. С заглавной буквы нужно начинать главное предложение и тогда, когда задача вводного предложения – просто ввести в курс дела, а главного – выразить правило, закон, обязанность, истину.
  4. · Let us not forget this point: Without development we will not mark time, but come down (Давайте не будем забывать: без движения вперед мы не топчемся наместе, а деградируем).
  5. Однако некоторые лингвисты не вполне согласны друг с другом. Большинство из них считают, что заглавная буква необходима в двух случаях:
  6. 1) когда пояснение мысли автора состоит из двух и более предложений,
  7. 2) и когда после двоеточия следует цитата.
Читайте также:  "шестьюдесятью" как пишется правильно?

Другие языковеды утверждают, что вы можете использовать строчную букву (за исключением двух вышеприведенных случаев). Есть и другая, более радикальная точка зрения: всегда начинать предложение, следующее за двоеточием, с заглавной буквы.

  • Другой случай употребления двоеточия – после приветствия в деловом письме.
  • · Dear MrSmith:
  • The purpose of my letter is…
  • (Уважаемый мистер Смит:
  • Цель моего письма – это…)
  • И, наконец, последний случай – это пьесы и устные показания (например, в суде):
  • · JULIET: Then have my lips the sin that they have took.

ROMEO: Sin from thy lips? O trespass sweetly urged!

Give me my sin again.

(Джульетта: Так приняли твой грех мои уста?

Ромео: Мой грех… О, твой упрек меня смущает!

Верни ж мой грех).

Источник: http://www.the-world.ru/grammar/punktuatsiya/143-dvoetochie-v-anglijskom-yazyke

Двоеточие

  • § 159. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение:
  • 1. Если перечислению предшествует обобщающее слово (а нередко, кроме того, ещё слова например, как-то, а именно), например:
  • Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его верховий и островов (Гоголь).

Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало, печь с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стал, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком (Л. Толстой).

Острогою бьётся крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки (С. Аксаков).

2. Если перед перечислением нет обобщающего слова, но необходимо предупредить читателя, что далее следует какой-либо перечень, например:

Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и ещё кой-какие привлекательные узелки и коробочки (Л. Толстой).

§ 160. Двоеточие ставится перед перечислением, находящимся в середине предложения, если перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то, например, а именно, например:

И всё это: и река, и прутья верболаза, и этот мальчишка – напомнило мне далёкие дни детства (Первенцев).

О тире после перечисления, стоящего в середине предложения после двоеточия, см. § 174, п. 3, примечание.

  1. § 161. Двоеточие ставится после предложения, за которым следует одно или несколько предложений, не соединённых с первым посредством союзов и заключающих в себе:
  2. а) разъяснение или раскрытие содержания того, о чём говорится в первом предложении, например:
  3. Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана (Пушкин).

Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили её: то кормление грудного ребёнка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей (Л. Толстой).

  • Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопчённые столба, была полна народа (Лермонтов).
  • б) основание, причина того, о чём говорится в первом предложении, например:
  • Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки (Некрасов).
  • Недаром боги греческие признавали над собою неотразимую власть судьбы: судьба – это была та тёмная граница, за которую не переступало сознание древних (Белинский).

§ 162. Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединёнными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, как видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т.п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например:

И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки (А.Н. Толстой).

Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагёз… (Лермонтов).

Вот, наконец, мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею… (Лермонтов).

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (Пушкин).

Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя (Н. Островский).

  1. Но (без оттенка предупреждения):
  2. Слышу, земля задрожала (Некрасов).
  3. § 163. Двоеточие ставится после предложения, вводящего прямую речь, в частности – прямой вопрос или восклицание, например:
  4. Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошёл и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь» (Пушкин).

По окончании работы Пётр спросил Ибрагима: «Нравится ли тебе девушка, с которой ты танцевал менуэт на прошедшей ассамблее?» (Пушкин).

А я думал: «Какой это тяжёлый и ленивый малый!» (Чехов).

  • Примечание. Группу предложений, в составе которых есть прямая речь, следует отличать от сложных предложений с придаточным: перед придаточным ставится, как обычно, запятая, а в конце его – знак, требуемый характером всего сложного предложения, например:
  • Я думал о том, какой это тяжёлый и ленивый малый.
  • Я старался вспомнить, где был я в тот день ровно год тому назад.
  • Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?
  • Как тяжело вспоминать о том, что было в этот ужасный день!
  • → Тире ← Запятые после утвердительных и вопросительных слов

26 декабря 2000 года

Электронная версия:

© НиТ. Редакция, 1999

Источник: http://n-t.ru/ac/56/pd.htm

ГРАМОТА.РУ – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Знаки препинания между частями бессоюзного предложения

Сложные предложения в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. В союзных сложных предложениях части связаны между собой интонацией и союзами или союзными словами. В бессоюзных сложных предложениях части связаны только интонацией.

  • Сравните три примера:
  • Белка прыгнула  с ветки на ветку, и на наши головы хлопьями посыпался снег;
  • Белка прыгнула  с ветки на ветку, поэтому  на наши головы хлопьями посыпался снег;
  • Белка прыгнула  с ветки на ветку – на  наши головы хлопьями посыпался снег.

Попробуем определить смысловые взаимоотношения между частями предложения в каждом примере. В первом предложении две части соединены, кроме интонации, сочинительным союзом И, основное значение которого  – указывать на последовательность событий.

Во втором предложении две части соединены, кроме интонации, союзом (точнее, союзным аналогом) ПОЭТОМУ, главное назначение которого – указывать  на следствие тех событий, которые описаны в главной части сложного предложения.  А  в третьем примере союз отсутствует, определить суть отношений между частями предложения  точно мы не можем.

Можно сказать, что там присутствуют и причинно-следственные отношения, и указание на последовательность событий одновременно.

Итак, сложные бессоюзные предложения отличаются от сложных союзных предложений тем, что в них менее четко выражены смысловые отношения между частями. Для того чтобы сделать смысловые взаимоотношения между частями сложного бессоюзного предложения более ясными, на письме используются разные знаки пунктуации: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

Использование каждого знака пунктуации определяется специальным правилом.

Начнем с тех случаев, когда между частями  бессоюзного предложения ставится запятая или точка с запятой.

Читайте также:  "мощёный" или "мощённый", как правильно пишется?

1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если в нем просто перечисляются какие-то факты. В этом случае после запятой легко можно вставить союз И. Например:

Только что смеркалось, я  велел  казаку  нагреть  чайник по-походному (По Лермонтову).

2. Между частями бессоюзного сложного предложения, в котором перечисляются какие-то факты, может ставиться точка с запятой, если части предложения сильно распространены (содержат однородные члены, причастные или деепричастные обороты, уточнения и т.д.). Например:Голова его болела; он  встал  было  на  ноги, повернулся в своей каморке и упал опять на диван (Достоевский).

3. Точка с запятой может быть поставлена также в таком бессоюзном предложении, где части совершенно не зависят друг от друга. Такое сложное предложение можно, не разрушая смысла, разбить на несколько простых. Например:

На нем был надет лейб-кампанский мундир; голова его была сильно перепачкана грязью и в нескольких местах побита (Салтыков-Щедрин).

Теперь обратимся к правилам постановки двоеточия и тире. Выбор этих двух пунктуационных знаков зависит от значения частей предложения.

  1. Существуют три случая, когда между частями сложного бессоюзного предложения нужно поставить двоеточие:
  2. 1) если вторая часть указывает на причину того, что описано в первой части, например: В развитых странах средний класс решает исход выборов: он составляет большинство населения. В это предложение можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО;
  3. 2) если после первой части следует пояснение того, о чем идет речь в первой части, например: Напишите план работы: что нужно закупить и подготовить, с чего требуется начать, в какие сроки возможно завершение проекта» или Как все московские ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами (Грибоедов). В эти предложения между частями можно вставить союз А ИМЕННО;

3) если вторая часть имеет значение дополнения, и перед ней можно вставить союз ЧТО, например: Да я хотел вчера доложить: бороны починить надо (Толстой). В некоторых случаях, кроме этого союза, в предложение можно добавить и пропущенное сказуемое И УВИДЕЛ или И УСЛЫШАЛ, например: Он заглянул в комнату: за столом сидел человек и что-то быстро писал.

  • Тире между частями сложного бессоюзного предложения ставится при одном из четырех условий:
  • 1) если сложное предложение имеет значение противопоставления и между частями можно вставить союз А или НО, например: Несколько раз оглянулся – никого не было (Толстой);
  • 2) если в первом предложении есть значение времени или условия и перед ним можно вставить союз КОГДА или ЕСЛИ, например: Начальство хочет – мы должны повиноваться (Гоголь);
  • 3) если вторая часть предложения указывает следствие того, что описано в первой части и перед ней можно вставить союз ТАК ЧТО, например: Назвался груздем – полезай в кузов (Пословица);
  • 4) в редких случаях тире используется также для обозначения быстрой смены событий, например: Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крылов).
  • Основное содержание этого правила можно представить в виде таблицы, которую следует запомнить.
:
  1. А или НО
  2. КОГДА или ЕСЛИ
  3. ТАК ЧТО
  • ПОТОМУ ЧТО
  • А ИМЕННО
  • ЧТО

Упражнение

  1. Я посмотрел на часы и понял_ поезд уже ушел.

  2. Эти вещи можно оставить_ они нам не пригодятся.

  3. Выпал снег_ в центре города начались автомобильные пробки.

  4. Ивлев поглядел кругом_  погода поскучнела_ со всех сторон натянуло линючих туч (Бунин).

  5. Чин следовал ему_ он службу вдруг оставил (Грибоедов).

  6. Ласточки прилетели_ лето хорошее будет.

  7. Вдруг Иван Иванович вскрикнул и обомлел_ ему показался мертвец (По Гоголю).

  8. Очевидцы дают противоречивые показания_ сложно принять верное решение.

  9. Я знаю_ в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (Пушкин).

  10. Решения вырабатывались непросто, в течение длительного времени_ требовалось учесть интересы всех сторон.

  11. Гром не грянет_ мужик не перекрестится (Пословица).

  12. И мы шествуем в таком порядке_ впереди идет Николай с препаратами или с атласами, за ним я, а за мною,  скромно поникнув  головою, шагает ломовой конь…(Чехов).

  13. Но оставим эти рассуждения_ они не идут сюда (Гоголь).

  14. Класс наполнялся вдруг разноголосными жужжаниями_ авдиторы выслушивали своих учеников (По Гоголю).

  15. Но в этом-то и цель образования_ изо всего сделать наслаждение (Толстой).

  16. В теперешнее время полезнее всего отрицание _ мы отрицаем (Тургенев).

  17. Надо его  ввести_ он робок, еще новичок… (Гончаров).

  18. Да пусть их переглотают друг друга живьем_ мне-то  чего? (Достоевский).

  19. Вы еще в опасности_ рана  может  открыться (Пушкин).

  20. Он  с  детства  отличался замечательною красотой;  к  тому же  он был самоуверен,  немного насмешлив и как-то забавно желчен_ он не мог не нравиться (Тургенев).

  21. Через минуту опять визг и смех_  пришлось ехать под  громадным нависшим камнем (Чехов).

  22. Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика_ столько-то с  ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания… (Чехов).

  23. «Нечего делать! – сказал наконец Базаров. – Взялся за гуж – не говори,  что не дюж! Приехали смотреть помещиков_ давай их смотреть!» (Тургенев).

  24. Вы взгляните на эту жизнь_ наглость и праздность  сильных,  невежество  и  скотоподобие  слабых, кругом бедность невозможная,  теснота,  вырождение,  пьянство,  лицемерие, вранье… (Чехов).

  25. Несем мы его в приемный покой, кровь льет – страшное дело, а он все просит, чтобы ногу его отыскали, и все  беспокоится_  в сапоге на отрезанной ноге двадцать рублей, как бы не пропали (Чехов).  

  26. Попадать под  суд  из-за Лаевского, терять время_ не стоит игра свеч (Чехов).

  27. Характерные  черты ломового коня,  отличающие его от таланта, таковы_ кругозор его тесен и резко ограничен специальностью; вне своей специальности он  наивен, как ребенок (Чехов). 

  28. Ему не чужды и вопросы науки_ он страшно сердится на себя за то, что забыл взять с Летающего острова семян от дерева, соком напоминающего русскую водку (Чехов).

  29. Ведь было время, когда ни один мужчина не разговаривал с нею так, как Кирилин, и сама она порвала  это  время,  как нитку, и погубила его безвозвратно_ кто же  виноват  в  этом? (Чехов)

  30. Вот уж год, как мы  с ним  находимся  в натянутых  отношениях_  он отвратительно отвечает мне  на экзаменах, а я ставлю ему  единицы (Чехов).

  31. По-моему, если пьеса хороша,  то,   чтобы  она  произвела  должное  впечатление,  нет  надобности утруждать  актеров_ можно ограничиться одним только чтением (Чехов).  

  32. Часто я забываю обыкновенные слова,  и  всегда  мне  приходится тратить много  энергии, чтобы  избегать в письме  лишних фраз  и ненужных  вводных предложений_ то  и другое  ясно свидетельствует об упадке умственной деятельности (Чехов).

  33. Но,  представьте, взглянул  мельком вперед_ в  первом  ряду  сидят рядышком какой-то генерал с лентой  и архиерей (Чехов).

  34. Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи_ Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Некрасов).

  35. Все эти  новости похожи одна на другую и  сводятся  к такому типу_ один француз сделал открытие,  другой – немец – уличил его, доказав, что это открытие было сделано еще в 1870 году каким-то американцем, а  третий – тоже  немец – перехитрил  обоих,  доказав  им,  что  оба они опростоволосились, приняв под микроскопом шарики воздуха  за темный пигмент (Чехов).

  36. Не подходите, не подходите_ вы с холода! (Гончаров).

  37. Я отворяю окно, и мне кажется, что я  вижу сон_ под окном, прижавшись к стене,  стоит женщина в  черном  платье, ярко освещенная  луной, и глядит на меня  большими глазами (Чехов). 

  38. Красота уходит_ красоте не успеваешь объяснить, как ее любишь, красоту нельзя удержать, и в этом – единственная печаль мира (Набоков).

Источник: http://gramota.ru/class/coach/punct/45_185

Ссылка на основную публикацию