Ударение в русском языке – очень сложное и порой непредсказуемое. Оно может приходиться на любой слог слова (в отличие, например, от французского языка, где ударение всегда ставится на последний слог). И это порождает массу вопросов.
Например, как ставить ударение в слове договор, чтобы собеседник не счел вас неграмотным человеком?
Строго говоря, слово «договор» можно произносить с ударением как на первый, так и на последний слог. Это зафиксировано в современных словарях русского языка и не является ошибкой. Но в отличие, от таких слов, как «твОрог – творОг» или «бАржа-баржА», когда оба варианта ударения считаются употребительными и литературными в равной степени, в случае с «договором» все же есть свои тонкости.
Говорить «дОговор» (с ударением на первый слог) считается допустимым в неофициальной устной речи, и этот вариант иногда встречается в словарях с пометкой «разговорное». А вот «договОр» считается строгой литературной нормой, произносить это слово так можно в любой ситуации – и никто не сможет упрекнуть вас в плохом знании русского языка.
Многие считают, что произношение слова «договор» с ударением на первом слоге – следствие «тотальной безграмотности» последних лет. Однако это не так.
На то, что такое ударение в разговорной речи вполне допустимо, указывали орфоэпические словари, изданные еще в середине XX века.
И еще Корней Чуковский в своей книге о русском языке «Живой как жизнь» (изданной в 1962 году) рассуждал о том, что такой вариант произношения может в обозримом будущем стать литературной нормой.
Литературно- разговорная «двойственность» слова «договор» сказывается и на образовании формы множественного числа. Так, строго литературной нормой является форма «договоры», а употребление во множественном числе варианта «договора» считается разговорным.
Очень часто возникают ситуации, связанные с трудностями по написанию ударения в слове (когда это требует необходимости). На самом деле сложного ничего нет.
В слове, в котором необходимо поставить ударение, установите курсор перед ударной буквой.
Зайдите в меню «Вставка» (Insert) выберите команду «Символ» (Symbol). Откроется окно.
Справа в поле «Набор» (Subset)выберите строку «Объединенные диакр. знаки» (Combining Diacritical Marks) и щелкните на символ ударения.
Нажмите «Вставить»(Insert) и закройте окно. Над нужной буквой появиться ударение.
Если у вас Word 2003, то курсор на первом этапе, необходимо устанавливать не перед буквой, а после.
Ударение в русском языке нефиксированное, то есть оно не падает всегда на какой-то определенный слог, как, например, в венгерском или финском языках. Определенных правил того, как ставить ударение, тоже не существует, поэтому вопросы русского произношения зачастую волнуют не только иностранцев, но и самих носителей языка. Нередко люди, слышащие русский язык с детства, полагают, что у них нет проблем с расстановкой ударений. Но так ли это? Проверьте, правильно ли вы произносите слова, которые относятся к категории наиболее «проблемных»: алфавИт, баловАть, бряцАние, вероисповЕдание, ворожеЯ, диспансЕр, заржАветь, звонИть, Иконопись, каталОг, килоМетр, квартАл, кОмпас, мизантрОпия, нАбело, Обнял, процЕнт, сантимЕтр, облегчИть, придАное, свЁкла, созЫв, освЕдомиться, сосредотОчение, пломбировАть, принУдит.В словах «торты», «порты», «банты», «борты», а также в их формах, ударение всегда ставится на первый слог. А вот слова «творог» можно произносить так, как вы привыкли: в нем допускается двоякое расположение ударения. То, куда ставить ударение, может зависеть и от контекста: например, в слове «атлас» оно падает на первый слог, если речь идет о собрании географических карт, и на второй, если имеется в виду ткань. Другой пример: харАктерный человек и характЕрный танец. В некоторых случаях русское ударение подчиняется определенным закономерностям. Например, во кратких прилагательных ударение ставится на первом слоге, но в форме ед. числа женского рода обычно падает на окончание: вЕсел – вЕселы – веселА; глуп – глУпы – глупА; нАчат – начатА. Это относится и к глаголам прошедшего времени женского рода ед. числа: брАло – бралА, жИли – жилА, лИло – лилА. Но есть исключения: клАла, крАла и т.д.Иногда предлоги (за, под, по, на, из, без) принимают ударение на себя, оставляя безударным следующее после них существительное. Примеры: нА воду, нА руку, нА сто, пОд ноги, пО морю, Из носу, дО ночи, час От часу и др. Но таких правил немного. В большинстве случаев ударение в словах приходится запоминать, а если сомневаетесь, лучше всего проверять себя по словарям. Среди них существуют те, которые полностью посвященные произношению, – орфоэпические. Но если такового под рукой не оказалось, ударение в словах можно проверить по любому другому словарю, например, орфографическому или толковому. Можно также воспользоваться онлайн ресурсами. Связанная статья Как запомнить ударение в слове «банты» «Иконопись» – слово, которое в обыденной речи употребляется достаточно редко. И вопрос о том, где правильно поставить в нем ударение, может поставить в тупик человека, далекого от религии или искусствоведения. Какой вариант произношения будет грамотным и корректным?
Варианты произношения слова «иконопись» могут очень разниться: некоторые люди ставят ударение на «и» в первом слове, кто-то делает акцентным второй, как и в слове «икона» – «икОнопись», и оба этих ударения достаточно распространены. Более редкий случай – ударение «иконопИсь», по аналогии с названием профессии «иконопИсец».
Однако словари русского языка однозначны: единственно верный вариант постановки ударения в этом слове – на «И» в первом слоге.
Именно произношение «Иконопись» считается правильным и соответствующим литературной норме.
Что до ударения «икОнопись», то целый ряд авторов авторитетных орфоэпических словарей (например, Зарва или Резниченко) специально указывает на то, что такое произношение является ошибкой.
- Ударение на первом слоге сохранится во всех падежных формах слова. Например:
- история русской Иконописи,
- его любимый вид живописи – Иконопись;
- вся его жизнь связана с Иконописью.
- «Иконопись» с ударением на первом слоге для многих звучит странно, неестественно, «режет слух». Это вполне объяснимо:
- во-первых, в русском языке в многосложных словах ударение обычно стремится к середине слова;
- во-вторых, «иконопись» – слово сложное, а в таких составных конструкциях чаще всего ударение сохраняется на том же слоге, что и в корне слова-«исходника» (икОна);
- в-третьих, ни в одном из других сложных слов с корнем икон- ударение на «и» в корне не падает никогда (например, иконопИсец, иконостАс, иконобОрец).
Однако недаром русская орфоэпия считается крайне сложной – в ней нет «железных» правил, есть лишь выраженные тенденции. И произношение каждого отдельного слова больше зависит от сложившейся в языке традиции.
Слово «иконопись» можно отнести к религиозной лексике, для которой характерна большая традиционность, чем для общеупотребительной обиходной лексики. Да и слышать такие слова приходится сравнительно редко – они чаще встречаются в книгах или статьях, а не в речи.
Поэтому надо просто запомнить, что в слове «иконопись» ударение падает на первый слог – и стараться использовать в речи именно нормативный, правильный вариант, несмотря на непривычность его звучания.
Еще несколько десятилетий назад единственно верным вариантом, указываемым словарями в качестве литературной нормы, было непривычное для многих ударение «по средАм». Однако правилам русского языка свойственно со временем меняться, и сейчас «по срЕдам» с ударением на «Е» уже не считается ошибкой или вариантом, допустимым только в разговорной речи.
Многие авторитетные справочники, вышедшие в последнее десятилетие, указывают оба этих варианта как равноправные.
В качестве примера можно привести орфографический словарь Лопатина, издающийся под эгидой РАН или словарь ударений Резниченко, входящий в официальный список справочных изданий, рекомендованных при использовании русского языка как государственного.
Таким образом, официальнои ударение «по срЕдам», и «по средАм» считается правильным. Однако ударение не «Е» пока еще не является «признанным» всеми без исключения справочными изданиями, да и многие люди по привычке считают его ошибкой.
Поэтому, если хочется, чтобы литературная речь звучала безупречно, из двух равноправных вариантов произношения пока еще советуют использовать старую, бесспорную академическую норму ударения «по средАм». Именно это произношение (которое многим кажется непривычным и «режущим слух») рекомендуют использовать диктором радио и телевидения:
- по средАм в клубе проводятся танцевальные вечера для любителей танго,
- «Фиалки по средАм» – один из известнейших рассказ Андре Моруа,
- я предпочитаю совершать поездки в супермаркет по средАм, в середине рабочей недели.
При склонении слова «среда» в значении «день недели» в творительном и предложном падеже множественного числа «академическое» ударение также должно падать на второй слог, на гласную «А».
Слово «среда» может означать:
- вещество, которым заполнено пространство (водная среда, питательная среда),
- комплекс природных условий (среда обитания, природная среда, окружающая среда),
- социально-бытовые условия человеческой жизни (богемная среда, студенческая среда).
В третьем значении слово «среда» используется только в единственном числе. А в первых двух случаях в падежной форме «по средам» ударение может падать только на «Е» в первом слоге – по «срЕдам». Именно этот вариант является единственно правильным и фиксируется в качестве нормы всеми без исключения справочными изданиями.
При склонении во всех формах единственного числа ударенным будет окончание, а во множественном – основа:
- обеспечены питательными срЕдами на все время эксперимента,
- срЕды обитания у этих животных существенно отличаются,
- эмоции человека во многом обусловлены городской средОй,
- над мещанской средОй иронизировали многие русские писатели.
Источник
Источник: http://IDeiforbiz.ru/kak-stavit-ydarenie-v-slove-dogovor.html
Разузнай! — Иконопись — Кто считается родоначальником русской иконописи — Куда правильно ставить ударение в слове иконопись
Икона в переводе с греческого означает «изображение» или «образ». В христианстве, преимущественно в католицизме, православии, а также древневосточных церквях, иконами называют изображения ликов, библейских событий или сюжетов из церковной истории, которые являются почитаемыми у христиан, закрепленных постановлением Седьмого Вселенского собора в 787 году.
Что такое иконопись
Иконописью называется особый вид станковой старинной живописи, произведения которой посвящаются моленным образам.
Иконопись – это вид искусства, пропитанный духовностью и символикой. В его основе лежат библейские сюжеты, при написании которых соблюдаются строгие каноны и правила. Чаще всего написание икон выполняется на доске, реже для этого использую холст или другую основу.
Для нанесения изображения изначально использовали темперные краски, позже для написания икон стали использовать масляные краски. При написании икон допускается в пределах одной композиции совмещение разновременных моментов, а также ее разномасштабность. Иконы, как правило, не подписывались.
Однако до нас дошли некоторые имена мастеров, которые достигли наивысшей степени мастерства в этом искусстве – это Андрей Рублев, Феофан Грек, Симон Ушаков, Дионисий, а также изографы Строгановской школы.
С началом развития светского искусства, начиная с начала ХVIII века, произошло снижение художественной выразительности иконописи.
Кто считается родоначальником русской иконописи
Имена практически всех древнерусских зодчих возводивших храмы, а также живописцев украшавших их фресками и занимавшихся написанием икон остались для нас неизвестными. Дело в том, что тем, кто творил во имя Бога не полагалось быть известными.
Однако этот запрет мог быть нарушен при явлении миру настолько мощного таланта, что оковы безымянности были для него невыносимо тесны. Одним из первых живописцев кто открыл свое имя, стал монах Киево-Печерского монастыря – Алимпий. До наших дней в пещерах Киево-Печерской лавры покоятся его мощи.
Перед прахом усопшего много веков назад живописца и сейчас ощущается благоговение и просветленный восторг. По приданию образы, созданные Алимпием, обладают чудотворной силой, при этом целебными считались и краски которые он использовал для написания икон.
Не менее известным именем, запечатленным на станицах летописей, является и имя новгородского зодчего Петра, Феофана Грека, Андрея Рублева. Также еще одним родоначальником русской иконописи является митрополит Московский Петр.
Его церковная деятельность началась в XIV веке и сочеталась с художественным подвижничеством, его иконы отличались жизнерадостностью, яркостью красок, а также простотой композиций. Спустя время его традиции в иконописи продолжил XIX веке родоначальник русской иконописи Ростовской школы митрополит Феодор.
Однако наиболее ярко были выражены национальные черты в образах, которые создавал преподобный Андрей Рублев, который являлся настоящим гением. Он сумел соединить воедино русский характер с византийской идеей. Большинство искусствоведов именно Рублева считают родоначальником русской иконописи в самых ярких ее национальных традициях.
Куда правильно ставить ударение в слове иконопись
Многие задаются вопросом, куда именно необходимо ставить ударение при произношении слова «иконопись». При произношении этого слова ударение должно падать на первый слог, ставить же ударение на второй слог не рекомендуется.
Источник: http://razuznai.ru/ikonopis.html
Правильное ударение в слове “ИКОНОПИСЬ”
- Иконопись является особым жанром христианской станковой культовой живописи, иначе говоря, это писание икон.
- Слово “иконопись” – неодушевленное существительное женского рода, 3-го склонения.
- Обычно это слово употребляется с ударной гласной “и” последнего слога.
- Насколько это правильно, давайте разберемся.
- Для начала разобьем слово на фонетические слоги:
и-ко-но-пись
В слове из 4-х слогов 9 букв и 8 звуков.
Обычно в повседневной речи можно услышать два варианта произношения этого существительного:
- “и́конопись”, где ударение падает на гласную букву “и” первого слога,
- “иконопи́сь”, где ударение падает на гласную букву “и” четвертого слога.
Как правильно – “Иконопись” или “иконопИсь”?
- Несмотря на распространенный второй вариант произношения, согласно нормам литературного русского языка, ударение в слове “и́конопись” следует ставить на букву “и” первого слога.
- и́конопись
- Понаблюдаем за изменениями падежных форм анализируемого существительного:
- и.п. кто? (что?) и́конопись, и́конописи
- р.п. кого? (чего?) и́конописи, и́конописей
- д.п. кому? (чему?) и́конописи, и́конописям
- в.п. кого? (что?) и́конопись, и́конописи
- т.п. кем? (чем?) и́конописью, и́конописями
- п.п. о ком? (о чем?) об и́конописи, и́конописях
Как видно, все формы падежей сохраняют ударение на букве “и” первого слога, тем самым облегчая запоминание.
Примеры для закрепления:
- 16 век стал переломным для искусства и́конописи.
- К канонической традиции и́конописи относятся с особым уважением.
- Самая древняя и́конопись дошедшая до нас была сделана в 6 веке.
(1
Источник: https://russkiypro.ru/pravilnoe-udarenie-ikonopis/
Поиск ответа
Всего найдено: 6
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, есть ли разница в употреблении слов «полномочный» и «уполномоченный»? Конкретно, интересует следующее предложение: «Уполномоченный/Полномочный представитель направления «иконопись» на территории России.»
Ответ справочной службы русского языка
Оба слова можно использовать в данном контексте. Смысловая разница минимальна: полномочный представитель – обладающий полномочиями, уполномоченный представитель – наделенный полномочиями (подразумевается, что над ним есть начальство, наделившее его полномочиями).
Добрый день! Мой ребенок готовиться к ЕГЭ. Задали вопрос: где неправильное ударение- Иконопись, сливОвый, пОгнутый. Мы ответили икОнопись, сливОвый, погнУтый. Неправильно ВСЕ!!!!! Неужели, правда???
Ответ справочной службы русского языка
Эти слова правильно произносить так: иконопись, сливовый, погнутый.
Добрый день! У нас в редакции вышел небольшой спор по поводу слова ИКОНОПИСЬ. Утверждаю, что ударение на первый слог, так же и в трех словарях Грамоты. На что слышу: в Яндекс-словарях икОнопись, и это, мол, логично, т.к. образовано от икОна. Кроме авторитетности сайта Грамота.ру не могу привести никаких аргументов. Может, вы мне поможете. Насколько строга эта норма? И все-таки — ПОЧЕМУ ударение на 1 слог? Это как-то исторически обусловлено? Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
В общем-то, в словарях на Яндексе такая же рекомендация: http://slovari.yandex.ru/%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/
Флюорография, новорожденный, красивые банты, украинский, алфавит, газопровод, протокол, квартал, ходатайствовать, августовский, бармен, подбодрить, завидно, много должностей, в ряде местностей, агрономия, вероисповедание, договор, средства, мизерный, заиндеветь, обеспечение, рассредоточение, избаловать, медикамент, кремень, кухонный, зазвана на вечеринку, христианин, кусочек торта, двадцать степеней защиты, языковая колбаса, скопировать картину, несколько скатертей, искра, уведомить, углубить, блокировать дорогу, премировать, гофрированный, донял разговорами, жалюзи, цемент, договорные цены, единовременный(ой), на территории порта, осужденный, факсимиле, включим в список, позвоним завтра, без умолку, запломбированный зуб, внеочередной(ый), иконопись, костюмированный бал, продукция продана, облегчить. в каких словах случаи вариативного ударения
Ответ справочной службы русского языка
Воспользуйтесь электронными словарями на нашем портале. Напоминаем, что в окне «Проверка слова» нужно вводить слово в начальной форме (для существительных — ед. ч. им. п., для глаголов — форма инфинитива).
4. Поставьте ударение в приводимых ниже словах в соответствии с нормами литературного языка, пользуясь орфоэпическим словарём. Укажите варианты, если они есть. Отметьте, какие варианты допускаются в русском литературном языке и какие не рекомендуются. Августовский, арест, афера, баржа, баловать, вечеря, втридорога, гербовый, дефис, донельзя, еретик, заговор, заем, издревле, каталог, каучук, километр, мастерски, медикаменты, миллиметр, мышление, обеспечение, облегчить, осведомить, партер, похороны, на похоронах, ржаветь, сосредоточение, свекла, сироты, случай, творог, упрочение, усугубить, черпать, экскурс, юродивый.
Агент, балованный, бомбардировать, бюрократия, валовой, высоко, госпитальный, договоренность, закупорить, заговор, заискрить, заклинить, иконопись, инструмент, искра, квартал, кремень, кухонный, некролог, нефтепровод, облегчить, одновременный, отчасти, принудить, приобретение, плесневеть, стенография, таможня, фланговый, цемент, центнер, ходатайство, щавель.
Маркировать, маршировать, маскировать, нормировать, пломбировать, асфальтировать, делегировать, дирижировать, информировать, блокировать, газировать, дозировать, национализировать, экспортировать, премировать. Взята – взяты, занята – заняты, звонит – позвонит — звонят, начат – начата – начаты. Языковой (кружок) – языковая (колбаса), наголо (клинок) – наголо (подстричь).
Большое спасибо заранее
Ответ справочной службы русского языка
Выполнить это задание Вам помогут электронные словари, размещенные на нашем портале (воспользуйтесь строкой «Проверка слова»).
«Теперь (,) помимо Священного Писания (,) он изучал иконопись. Верно ли так расставлять запятые? И объясните, пожалуйста, свой ответ.
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Верно, о пунктуации с предлогом помимо подробнее см. «Справочник по пунктуации».
Источник: http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C
"ИКОНОПИСЬ" — правильное ударение в слове на какой слог?
Варианты произношения слова «иконопись» могут очень разниться: некоторые люди ставят ударение на «и» в первом слове, кто-то делает акцентным второй, как и в слове «икона» – «икОнопись», и оба этих ударения достаточно распространены. Более редкий случай – ударение «иконопИсь», по аналогии с названием профессии «иконопИсец».
Однако словари русского языка однозначны: единственно верный вариант постановки ударения в этом слове – на «И» в первом слоге.
Именно произношение «Иконопись» считается правильным и соответствующим литературной норме.
Что до ударения «икОнопись», то целый ряд авторов авторитетных орфоэпических словарей (например, Зарва или Резниченко) специально указывает на то, что такое произношение является ошибкой.
- Ударение на первом слоге сохранится во всех падежных формах слова. Например:
- история русской Иконописи,
- его любимый вид живописи – Иконопись;
- вся его жизнь связана с Иконописью.
- «Иконопись» с ударением на первом слоге для многих звучит странно, неестественно, «режет слух». Это вполне объяснимо:
- во-первых, в русском языке в многосложных словах ударение обычно стремится к середине слова;
- во-вторых, «иконопись» – слово сложное, а в таких составных конструкциях чаще всего ударение сохраняется на том же слоге, что и в корне слова-«исходника» (икОна);
- в-третьих, ни в одном из других сложных слов с корнем икон- ударение на «и» в корне не падает никогда (например, иконопИсец, иконостАс, иконобОрец).
Однако недаром русская орфоэпия считается крайне сложной – в ней нет «железных» правил, есть лишь выраженные тенденции. И произношение каждого отдельного слова больше зависит от сложившейся в языке традиции.
Слово «иконопись» можно отнести к религиозной лексике, для которой характерна большая традиционность, чем для общеупотребительной обиходной лексики. Да и слышать такие слова приходится сравнительно редко – они чаще встречаются в книгах или статьях, а не в речи.
Поэтому надо просто запомнить, что в слове «иконопись» ударение падает на первый слог – и стараться использовать в речи именно нормативный, правильный вариант, несмотря на непривычность его звучания.
«Иконопись» – ударение по правилам русского языка
Варианты произношения слова «иконопись» могут очень разниться: некоторые люди ставят ударение на «и» в первом слове, кто-то делает акцентным второй, как и в слове «икона» – «икОнопись», и оба этих ударения достаточно распространены. x411;олее редкий случай – ударение «иконопИсь», по аналогии с названием профессии «иконопИсец».
Однако словари русского языка однозначны: единственно верный вариант постановки ударения в этом слове – на «И» в первом слоге.
Именно произношение «Иконопись» считается правильным и соответствующим литературной норме.
x427;то до ударения «икОнопись», то целый ряд авторов авторитетных орфоэпических словарей (например, Зарва или Резниченко) специально указывает на то, что такое произношение является ошибкой.
- Ударение на первом слоге сохранится во всех падежных формах слова. Например:
- история русской Иконописи,
- его любимый вид живописи – Иконопись;
- вся его жизнь связана с Иконописью.
Почему ударение в слове «иконопись» вызывает проблемы
«Иконопись» с ударением на первом слоге для многих звучит странно, неестественно, «режет слух». Это вполне объяснимо:
- во-первых, в русском языке в многосложных словах ударение обычно стремится к середине слова;
- во-вторых, «иконопись» – слово сложное, а в таких составных конструкциях чаще всего ударение сохраняется на том же слоге, что и в корне слова-«исходника» (икОна);
- в-третьих, ни в одном из других сложных слов с корнем икон- ударение на «и» в корне не падает никогда (например, иконопИсец, иконостАс, иконобОрец).
Однако недаром русская орфоэпия считается крайне сложной – в ней нет «железных» правил, есть лишь выраженные тенденции. x418; произношение каждого отдельного слова больше зависит от сложившейся в языке традиции.
Слово «иконопись» можно отнести к религиозной лексике, для которой характерна большая традиционность, чем для общеупотребительной обиходной лексики. x414;а и слышать такие слова приходится сравнительно редко – они чаще встречаются в книгах или статьях, а не в речи.
Поэтому надо просто запомнить, что в слове «иконопись» ударение падает на первый слог – и стараться использовать в речи именно нормативный, правильный вариант, несмотря на непривычность его звучания.
Источник: https://novoevmire.biz/obshhestvo/obrazovanie/udarenie-v-slove-ikonopis.html