- МБОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП»
- Тема урока:
- « Правописание чередующихся гласных о и а в корне -кос — -кас»
- 6 класс
- Выполнила: Анпилогова Любовь Александровна
- вспомнить все изученные чередования гласных в корне;
- изучить правило написания гласных О и А в корях Кас/Кос;
- отработать данное правило на примере упражнений;
- продолжить работу над развитием пунктуационных и орфоэпических навыков;
- совершенствовать правописание корневых гласных.
Словарный диктант
Трол…ейбус, д…быча, с…лфетка, б…хрома, к…рниз, кв…ртира, г…н…рал, к…мандир, чист…плотный, сост…зание, пор…жение, подр…жать, пр…зирать.
Троллейбус, добыча, салфетка, бахрома, карниз, квартира, генерал, командир, чистоплотный, состязание, поражение, подражать, презирать.
Ра…спилить
Ра…сортировать
Ра…ровненная
- … бежать
- Ра…битое
- Ра…следованное
Ра…сыпанное
Ра…писные
Бе…шумно
- ходить
- ложки
- зерно
- преступление
- окно
- с корабля
- площадка
- товар
- дерево
Ра…спилить
Ра…сортировать
Ра…ровненная
- … бежать
- Ра…битое
- Ра…следованное
Ра…сыпанное
Ра…писные
Бе…шумно
- ходить
- ложки
- зерно
- преступление
- окно
- с корабля
- площадка
- товар
- дерево
- — Что определяет выбор гласной в корнях -лаг- — -лож- и -раст- —рос-?
- — В чем заключается загадочность этих корней?
- — Какие еще корни с чередованием вам известны?
— Найдите в предложении речевую ошибку. Германия располагала на скорую и легкую победу.
— Выпишите слово распол..гала . Вставьте пропущенную букву. Объясните свой выбор графически.
— Перепишите предложение, исправив речевую ошибку.
- предложить помощь
- прилагать старания
- касаться перил
- коснуться руки
касаться перил коснуться руки
предложить помощь прилагать старания
« Правописание чередующихся гласных о и а в корне -кос — -кас»
Я расскажу вам сказку про корни -КОС- — -КАС-. Они дружат с детства. Когда мы их пишем в словах и путаем, они на нас сердятся.
Как же научиться не путать их друг с другом? Оказывается, очень просто. У корня -КАС- есть друг — суффикс А, а у –КОС нет такого друга. И поэтому корню -КОС- очень обидно. Но что поделаешь?
Например, слова касается, касание пишутся с гласной А в корне, потому что рядом с ними друг — суффикс А.
А вот в словах коснулся, соприкоснулся этого волшебного друга нет, поэтому в корне -КОС- мы пишем гласную О.
В этой сказке зашифровано правило о правописании корней -КАС- и -КОС-. Какое?
В корне –КАС — — -КОС- пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А, и буква О , если этого суффикса нет.
Прикасаться — пpuкосновение.
Коснуться рукой, легкое прикосновение, расположиться на опушке, посадить росточек, тенистые тропинки, помириться с другом, косить траву, поласкать котенка, собирать коллекцию, умирать от жары, располагаться на ночлег, расти на полянке, узкая дорожка, касаться мяча рукой.
- Коснулось воды — …
- Касается дна — …
Слова: прик_снулась к лицу, к_саюсь стены, к_сается вопроса, к_снётся всех, к_сание мяча, лёгкое прик_сновение, к_сить траву, слегка к_снуться.
- Коснулось воды, прикоснулась к лицу, коснётся всех, лёгкое прикосновение, косить траву, слегка коснуться.
- Касается дна, касаюсь стены, касается вопроса, касание мяча.
Предл_гаем их далеко не полный перечень: картофель, ландыш.
- Ядовитые растения обладают множеством полезных свойств.
- Целебные свойства ландыша к_саются заболеваний сердца.
- Что к_сается картофеля, то его ценные качества известны многим: вкусный продукт с большим количеством витаминов и минералов.
- Но обращаться с ядовитой флорой надо очень аккуратно: даже прик_сновение к некоторым из них может иметь самый неблагоприятный исход .
Ядовитые растения обладают множеством полезных свойств. Предл_гаем их далеко не полный перечень: картофель, ландыш.
Что к_сается картофеля, то его ценные качества известны многим: вкусный продукт с большим количеством витаминов и минералов. Целебные свойства ландыша ка_саются заболеваний сердца.
Но обращаться с ядовитой флорой надо очень аккуратно: даже прик_сновение к некоторым из них может иметь самый неблагоприятный исход.
Ядовитые растения обладают множеством полезных свойств. Предлагаем их далеко не полный перечень: картофель, ландыш.
Что касается картофеля, то его ценные качества известны многим: вкусный продукт с большим количеством витаминов и минералов. Целебные свойства ландыша касаются заболеваний сердца.
Но обращаться с ядовитой флорой надо очень аккуратно: даже прикосновение к некоторым из них может иметь самый неблагоприятный исход.
Леса на дальних косогорах, как желто-красный лисий мех.
Заметались, почти касаясь воды, ласточки.
День за днем, год за годом росла черешня. Сначала она выпросталась из травы, потом коснулась веткою окна, потом выглянула из-под обвисшей кровли.
Косо летели листья. Лошадь косится на меня одним глазом.
Она, одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит.
Солнце уже к..снулось края степи.
Я сидел в тенистом углу сада, прик..снувшись спиной к стволу огромного дуба.
Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прик..саясь мордочкой до кушанья.
Тёма точно почувствовал на себе прик..сновение грязи и содрогнулся за свою Жучку.
Солнечные лучи почти никогда не к..саются холодной серебристой влаги родника.
Аппарат мчался по к..сательной против вращения Земли.
Проверяются ли ударением слова с корнями -лаг- _ -лож и -раст- — -ращ- — -рос-?
Нет. Пользоваться проверочными словами при написании слов с чередующuмися гласными в корне нельзя.
- Расскажите о правописании корня -КОС- -КАС -.
КА СА – КОС пишется А , если после корня стоит суффикс А .
- КАСАТЬСЯ (есть суффикс А ).
КОСНУТЬСЯ (нет суффикса А ).
- Записать 6 словосочетаний на данное правило.
- Составить 6 предложений, которые бы содержали словосочетания на данное правило.
- Составить текст, содержащий слова на данную орфограмму.
Источник: https://multiurok.ru/files/pravopisaniie-korniei-kas-kos.html
Чередование гласных в корнях КАС и КОС
Двадцать четвертое октября Классная работа Буквы О и А в корнях КАС и КОС
Урок в 6 классе
Учитель: Литвинова Е.С., МАОУ СОШ 78, Челябинск
Цели и задачи:
- Вспомнить все изученные чередования гласных в корне;
- Изучить правило написания гласных О и А в корях Кас/Кос;
- Отработать данное правило на примере упражнений.
Вопросы на засыпку
«Собери пару».
- Ра…спилить
- Ра…сортировать
- Ра…ровненная
- … бежать
- Ра…битое
- Ра…следованное
- Ра…сыпанное
- Ра…писные
- Бе…шумно
- Ходить,
- ложки,
- зерно,
- преступление,
- окно,
- с корабля,
- площадка,
- товар,
- дерево.
- Работа над вопросами
- — Что определяет выбор гласной в корнях -лаг- — -лож- и -раст- —рос-?
- — В чем заключается загадочность этих корней?
- — Какие еще корни с чередованием вам известны?
— Найдите в предложении речевую ошибку. Германия располагала на скорую и легкую победу.
— Выпишите слово распол..гала . Вставьте пропущенную букву. Объясните свой выбор графически.
— Перепишите предложение, исправив речевую ошибку.
- От чего зависит написание гласной?
- От ударения
- Падает ударение
- да
- От согласной
- нет
- -гар-
- Есть ст, щ!
- Исключение: утварь, выгар ки, зоревать
- да
- -клан-
- От суффикса
- -гор-
- Есть суффикс А
- нет
- -клон-
- -раст-
- -твар-
- От значения
- да
- Исключения: Ростислав, вырост, росток, отрасль, Ростов-на-Дону
- -рос-
- -ращ-
- -зор-
- -твор-
- нет
- Ровный, гладкий
- -зар-
- -лаг-
- -лож-
- -кас-
- Одинаковый, равный
- -ровн-
- -кос-
- -бир-
- Исключение: р овесник, уро вень, равнина,, ровняйсь, ровнение
- -бер-
- -дир-
- -равн-
- -дер-
- -блист-
- -тир-
- -блест-
- -пир-
- -тер-
- -пер-
- -мир-
- -стил-
- -мер-
- -стел-
Веселый диктант
Долго р..сло р..стение, выр..щенное р..стовщиком из Р..стова по имени Р..стислав, пока р..сток не перер..с возр..стной барьер, прор..с выше, пройдя сквозь все р..стительные преграды, став добычей работников пищевой отр..сли.
О, А, А, О, О, О, О, О, А, О, А, А
Лингвистическая сказка
Жили на свете два брата Кас и Кос. И были они ну очень похожи, как две капли воды.
Вот именно поэтому их часто путали. Хотя по характеру были абсолютно не похожи. Кос был самостоятельным, сам себе находил занятие: то в мяч поиграет, то в компьютер.
КАС
КОС
Косу не было скучно без друзей. А вот Кас очень сильно переживал по поводу отсутствия у него верного товарища. Он рассылал свои фотографии в социальные сети с надеждой, что найдет себе товарища.
И вот однажды получил ответ от суффикса А. Тот тоже нуждался в друге. С этого дня Кас и Суффикс А неразлучны, а люди перестали путать братьев.
А
Стих-Запоминалка
На урок пришли в наш кпасс Корень –КОС- и корень –КАС-. Суффикс –А- примчался мигом, Оглушил всех громким криком: — Где вы, где вы, корень –КАС-? Не могу я жить без вас! Если после корня –А-, С корнем –КАС- пиши слова.
Игра «Четвертый лишний»
1) Легкое прик…сновение.
2) Неприк…сновенный запас.
3) К…сательная линия.
4) Точки соприк…сновения.
1) Слегка к…саться.
2) Вопрос, к…сающийся нас.
3) Осторожно прик…саться.
4) Соприк…сновение с противником .
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/cheredovanie-glasnykh-v-kornyakh-kas-i-kos.html
Кос//кас: правило чередующихся корней :: SYL.ru
Знания в современном мире выводятся на новый уровень: век прогресса, инноваций. Даже если человек далек от науки, от него требуют определенных социально значимых знаний и умений. Среди них особое место занимает грамотность. Человек, который правильно разговаривает, вызывает уважение. Иногда это может стать одним из решающих факторов, например, при приеме на работу.
Сейчас не пишут бумажных писем, но правописание все же играет важную роль в современном обществе. Ведь в социальных сетях, коротких сообщениях коллегам, деловом письме все-таки необходимо соблюдать грамматические нормы. В статье разберем, что такое чередующие корни, уделим внимание кас-кос.
Чередующиеся корни
Корни «кос»,»кас» часто встречаются в жизни, но как правильно их писать, знают не все. Чтобы понять, как нужно, обратимся к правилу. Начнем с того, что этот тип правописания относится к чередующимся корням. Сюда же входят корни бер-бир, дер-дир, пер-пир, тер-тир, мер-мир, жек-жик и другие.
Почему их называются «чередующиеся»? Ответ прост. Они просто заменяют друг друга в целом одинаковых словах, но имеющих разный смысловой окрас. «Касаться, но прикоснуться». Корни кас-кос по правилу, как видно, чередуются. Но нужно разобраться, в каких случаях так происходит. Об этом далее.
Правило кас-кос
Сосредоточимся на одном виде. Правило кас-кос, как чередующихся корней, заключается в том, что если есть суффикс «а» после корня, пишется «кас», при наличии любой другой буквы — «кос».
Но тут следует обратить внимание на смысл. Данное правило кас-кос действует только, если имеется в виду прикосновение, касаться чего-либо. Многие забывают об этом, допуская, казалось бы, глупые ошибки.
К примерам правила кас-кос относится:
- Прикосновение, коснуться.
- Касаться, касание.
Например, слово «коса». После корня стоит суффикс «а», но это не значит, что должно быть «кАса». И оно не исключение. Просто это слово даже не относится к правилу кас-кос.
Несмотря на то, что корень тот же, смысл совершенно иной. Да, в слове, «коса» трудно сделать ошибку, но существуют варианты более сложные для написании.
Тогда, как бы не хотелось использовать это правило — стоит помнить, что важно обратить внимание на смысл.
Закрепляющие упражнения
Когда правило кас-кос в чередующихся корнях стало понятно, нужно закрепить полученные знания. Много упражнений, проверяющих эти знания, можно найти в различных школьных задачниках. Но можно придумать и более творческий метод, который на сто процентов оставит в памяти это грамматическую норму.
- Вдумайтесь в слово. Прикосновение. Оно приятно звучит, но еще вызывает нежные воспоминания. Попробуйте написать небольшой рассказ, в котором употребляйте как можно больше слово «прикосновение» в разных его вариациях. Добавляя приставки, суффиксы, меняя окончания — в общем экспериментируя, но не уходя от смысла.
- Сочините как можно больше предложений, в которых будут слова, имеющие другое значение, но такой же корень. Подумайте, где легко допустить ошибку, а в каких — полный абсурд.
- Познакомьтесь с другими чередующимися корнями. Лучше узнавая это правило, легче будет использовать в жизни. Ко всему прочему, такое упражнение может обогатить словарный запас.
- Больше читайте. Чтение не только развивает фантазию, но и помогает писать грамотнее. Существует утверждение, что грамотность бывает на уровне интуиции. И, конечно, она вырабатывается у тех людей, которые часто встречаются с правильно написанными словами. А такие как раз в книге.
Подведение итогов
Если выполнять задания на закрепление, много читать, узнавать другие правила языка (ведь все взаимосвязано), правописание чередующихся корней не доставит проблем. Помнить и соблюдать нормы языка, значит, быть человеком, который уважает себя и своего собеседника.
Источник: https://www.syl.ru/article/438316/kos-kas-pravilo-chereduyuschihsya-korney
Урок по русскому языку на тему: "Правописание чередующихся гласных О и А в корне –кос- //–кас-"
- Урок русского языка в 6 классе «Правописание чередующихся гласных О и А в корне –кос- //–кас-».
- Цели урока:
- 1) образовательные:
- -определить условия выбора написания гласных О и А в корне –кос- // –кас-;
- -сформировать у учащихся умение владеть способом действия при выборе букв О А в однокоренных словах с корнем –кос-// -кас-;
- — сформировать навык выбора гласных в омонимичных корнях (различать безударные и чередующиеся гласные);
- 2) развивающие: развивать исследовательские и творческие способности учащихся, логическое мышление способность к обобщению;
- 3) воспитательные: воспитывать бережное, уважительное отношение к слову, учить использовать возможности языка для развития духовного потенциала школьников, для выражения их личностной позиции.
Оборудование: учебник «Русский язык» 6 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др., карточки; презентация.
Повторение: правописание гласных О – А в корнях -лаг – лож-, -раст- (-ращ-) –рос-; Е – И в корнях –бер — бир– , -пер – пир- и др.; правописание безударных гласных проверяемых ударением.
Ход урока.
I. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами откроем закон правописания О-А в корне слова –кос //– кас-, научимся применять этот закон на практике.
У каждого из вас есть рабочий лист. Записываем число, тему урока, готовим к работе учебники. В течение урока вы много будете работать, поэтому за каждый правильный ответ я вам буду давать фишки. И в конце урока вы сможете обменять фишки на оценки.
II. Опрос учащихся по заданному материалу на дом.
Прежде, чем приступить к изучению нового материала, обратимся к уже известным нам орфограммам в корнях с чередованием. Они нам сегодня тоже понадобятся. Итак, от чего зависит правописание гласных О – А в корнях -лаг //– лож-, -раст- (-ращ-)// –рос-; гласных Е – И в корнях –бер// — бир– , -пер //– пир- и др.? А ответить на этот вопрос вам поможет домашнее упражнение.
Проверка упражнения 143 (по цепочке)
-
Слагаемое, полагаться, предположить, приложение, предлагать.
-
Подросли, срастаться, возраст, приросли, росток (искл.).
-
Собирание, сдирать, подпирать, соберу, стереть.
III. Изучение нового учебного материала.
1. Исследовательская работа (наблюдение).
- — Теперь обратимся к ранее нам неизвестному корню с чередованием –КАС//-КОС-. Рассмотрим следующие пары слов с корнем –кос //– кас-:
- Коснуться – касаться
- Прикоснись – касательная
Как узнать, в каких словах пишется корень -КАС-, а в каких –КОС-? Давайте понаблюдаем.
Корень –КОС- очень ленивый. Он постоянно любит спать. Поэтому корень –КОС- работает только в тех словах, в которых спряталось слово СОН и его словоформы – сна, сну, сне, сно, снись.
В отличие от своего близкого родственника, корень КАС никогда не ленится. Ему не дает спать суффикс -А-, стоящий за этим корнем и заставляющий его много работать.
- Еще раз обратимся к примерам:
- Коснуться – касаться
- Прикоснись – касательная
Внимательно приглядитесь к графическому облику каждого из этих слов. В каких из них мы можем отыскать «ленивое» слово СОН и его формы, которые играют с нами в прятки? Правильно: к…снуться, прик…снись. В этих словах «спрятались» ленивые «сну» и «снись», при них всегда находится корень КОС. Поэтому мы пишем коснуться, прикоснись с буквой О в корне.
В словах к…саться , к…сайся можно увидеть суффикс -А-, имеющий властный характер. Он всегда командует корнем КАС и заставляет его постоянно трудиться. Поэтому мы пишем касаться, касайся с гласной А в корне.
— Какой можно сделать вывод? От чего зависит правописание О-А в корне –кос -кас- ?
- — Какая безударная гласная пишется в корне этих слов, если после корня стоит суффикс А? (А)
- — А если после корня нет суффикса А? (О)
- — Так от чего же зависит выбор гласных О-А в корне –кос – кас-? (Выбор гласных О-А в данном корне зависит от следующего за ним суффикса А)
— Это основное условие (закон) выбора гласных в этом корне. Посмотрим, какое общее лексическое значение имеет корень с чередованием –кос – кас-.
За помощью обратимся к обратимся к «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Сделаем это на примере слова КАСАТЬСЯ. (1.Дотрагиваться до чего-нибудь. 2.
Затрагивать какой-нибудь вопрос в изложении. 3.Иметь отношение к кому-либо, чему-либо).
— Первое значение прямое, а второе и третье — …? (переносное)
— Однозначные или многозначные слова с корнем –кос – кас-? (многозначные)
2.Проверим себя по учебнику. Чтение правила на странице 63 учебника.
3. Усвоение способа применения правила (алгоритма) на странице 63учебника.
Алгоритм:
1. Прочитайте слово, найдите корень.
2. Выясните, есть ли суффикс А.
3. Если есть суффикс -А-, то пишите -КАС-, если нет суффикса -А-, то пишите -КОС-
4. Продолжаем наблюдение.
На доске записаны слова: коса (девичья), коснуться, касаться.
Выделим в них корни, выясним, являются ли данные слова однокоренными. (Нет, данные слова однокоренными не являются, так как не все имеют значения, характерные для корня с чередованием –кос – кас-.
Слово же коса имеет в корне гласную, проверяемую ударением. Такие корни называются омонимичными. Следовательно, при выборе гласных в корнях обязательно следует учитывать лексическое значение слова.
)
IV. Физминутка. (Проводит учащийся)
Вот мы руки развели,Словно удивились.И друг другу до землиВ пояс поклонились!Наклонились, выпрямились,Наклонились, выпрямились.Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
V. Закрепление учебного материала.
1. Выборочное списывание. Работа у доски.
Упражнение 137.
Слова с пропусками букв О-А распределяем в две колонки, следуя алгоритму. У доски один учащийся, остальные – на месте.
- — В каком значении используется слово прикоснулась? (дотронулась)
- А О
- Касается коснулось
- прикасайтесь соприкоснулись
- касанием прикоснулась
2. Работа в группах. Распределительный диктант.
Слова: к..снись (воды), прик..саться, к..совица, к..сается (рукой), (нежное) прик..сновение, к..сой( заяц), к..сательная (линия), (девичья) к..са, распределим по трём колонкам так, чтобы в первой колонке оказались слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, во второй – с корнем с чередованием –КОС-, в третьей – с корнем –КАС-. Распределим выполнение задания по рядам:
- 1 ряд 2 ряд 3 ряд
- -КОС- -КОС- -КАС-
- Косовица коснись (воды) прикасаться
- коса (девичья) прикосновение касается (рукой)
- косой (заяц) касательная (линия)
- — Итак, почему мы распределили слова по трём колонкам? (Потому что это слова с омонимичными корнями)
- 3. Работа в парах
- Перед вами карточки с двумя вариантами заданий
- Задание:
1.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.
2. Обменяйтесь выполненными заданиями с напарником.
3. Сравните ваш ответ с ответом на экране. Обсудите полученный результат.
- I вариант
- Коснуться, касаться, прикосновение, касание, коснулись.
- II вариант
- Касательная, соприкасаться, коснешься, коснулась, прикоснись.
4. Самостоятельная работа. (Более сильным ученикам можно предложить написать мини-сочинение, более слабым – вставить слова по смыслу).
Дополните предложения словами с корнем –КОС-, – КАС-. Графически обозначьте орфограмму.
- Самолет плавно ______________________ земли.
- Лектор несколько раз в своем выступлении __________________ этого вопроса.
- Чтобы доказать теорему, нужно к окружности провести _______________________.
- Эта проблема _____________________ меня меньше всего.
- Мать нежно _______________ моего плеча.
5. Сочинение-миниатюра.
— Вам ребята, предстоит в трёх – пяти предложениях выразить своё отношение к формуле «Это меня касается». Обязательно употребите слова с чередующимися гласными в корне.
VI. Итог урока.
- — Итак, ребята, давайте ещё раз озвучим закон правописания О-А в корне –кос – кас-.
- -Воспроизведите способ его применения (алгоритм).
- — Каково значение корня с чередованием –КАС-, -КОС-?
— Что мы должны учитывать, сталкиваясь с правописанием гласных в корне –кос – кас-? (Учитывать то, что эти корни входят в группу омонимичных корней).
-Достигли ли мы поставленных целей?
— . Заполните карточку эмоционального состояния, а я подсчитаю заработанные вами за урок фишки.
Заполните карточку значками
VII. Дифференцированное задание на дом.
1. Для более успешных учащихся – упражнение №138 по условию.
2. Для остальных – выполнить упражнение №139 по условию.
По желанию – написать сказку «Жили-были –КОС- и –КАС-».
Источник: https://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-chereduyuschihsya-glasnih-o-i-a-v-korne-kos-kas-1316770.html
Диктанты — Чередующиеся гласные в корне
Касание, касательная, касаться, коснуться, неукоснительно, прикасаться, прикосновение, неприкосновенность, соприкасаться.
ЛАГ-ЛОЖ
Безотлагательный, вложение, доложить, заложенный, излагать, изложение, местоположение, налагать, неотложный, облагаться, подложить, предложение, предположение, предполагаемый, предрасположенный, прилагательное, пролог, проложить, разлагаться, разложение, слагаемое, сложение, сослагательное (наклонение), усложнять.
РАСТ-РАЩ-РОС
Взрастить, взрослеть, возрастной, врасти, вырастить, выращенный, дорасти, зарасти, заросли, нарастание, наращивание, недоросль, обрастать, отраслевой, отрасль, отросток, перерастать, повзрослеть, подрастать, разрастись, растение, расти, растительный, рослый, Ростислав, Ростов, ростовщик, ростовщичество, срастись.
РАВН-РОВН
Выравнивание, выровненный, заровнять (поверхность), несравненный, подравняться (в строю), подровнять (листы), поравняться, приравнивать, равнение., равнина, равнинный, равноденствие, равнозначный, равноправие, разровнять (грядку), ровесник, ровный, сравнение, уравнение, уравновешенный.
МАК-МОК
Вымокнуть, вымоченный, макнуть, намоченный, непромокаемый, обмакнуть (перо в чернила), отмокать, подмочить, промокательная, промокший, смочить.
СКАК-СКОЧ
Вскакивать, вскочить, выскочить, доскакать, заскочить, наскакаться, наскакивать, обскакать, отскочить, перескакнуть, перескочить, подскочить, привскакивать, привскочить, скачет, скачки, скачок, соскакивать, соскочить, ускакать.
ПЛАВ-ПЛОВ, ПЛЫВ
Выплывать, заплыв, плавание, на плаву, плавун, плавунец, плавучесть, плавучий, пловец, пловчиха, плывущий, плыть, поплавать, поплавок, проплавать, проплыть, сплавать, сплавной.
ЗАР-ЗОР
Зарница, заря, зоревать, зоренька, озарение, озариться, озарять, озаряться.
ГАР-ГОР
Возгораемость, возгорание, возгореться, выгарки, выгореть, гарь, горелка, горючий, догорать, догореть, загар, загорание, загорелый, нагар, нагорать, нагоревший, обгореть, огарок, перегорать, погорелец, погореть, подгореть, подгорелый, пригорать, разгар, разгореться, самовозгораемость, сгорать, угар, угорать, угорелый.
КЛАН-КЛОН
Кланяться, клонить, наклон, наклонить, неуклонный, откланиваться, отклонение, поклон, поклонение, поклониться, преклонение, раскланиваться, склон, склонение, склонность, склоняемый.
ТВАР-ТВОР
Благотворительность, благотворительный, вытворять, натворить, одухотворенность, потворство, претворение, притворщица, растворимый, рукотворный, сотворить, тварь, творение, творчество, удовлетворение, утварь.
Источник: http://diktanty.ru/diktanty-chereduyushhiesya-glasnye-v-korne/
помогите придумать 25 слов с чередующими гласнами -кос- -кас- или хотя бя 15
5-9 класс
костюм, кастрюля, космос, каскад, кость, каста, касаться, прикасаться, соприкосновение, неприкосновенные, касались, косинус, коса, косметика, прикосновение. больше не помню
Ответить
Viluchkin / 23 июля 2015 г., 22:09:19
Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера еще это был богатый ручей: видно по мусору, оставленному им на лугу. Ночь была теплая,
и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирала, падая на землю золотыми каплями.
Задания: 1)Озаглавьте текст 2)Какие лексические значения имеет слово золотыми(каплями)?В каком значении употреблено это слово в последнем предложении? 3)Выпишите предложение с однородными членами -сказуемыми. Подчеркните в нём грамматическую основу: так_……………_ .
Будут ли однородные сказуемые синонимами 7 Докажите, записав их лексическое значение.
Даю за это только за полный ответ 50 балов за неполный отмечу как нарушение неполный можете писать в комментарии я зайду к вам на страницу и нажму спасибо!)
Libasha1111 / 14 июля 2015 г., 3:09:52
Помогите!!СРОЧНО!!
Образуйтестрадательные причастия настоящего времени от данных глаголов. Запишите их,употребив каждое причастие в словосочетании. Обозначьте орфограммы в суффиксахпричастий.Озарять, значить, мыслить, ожидать, пригревать, видеть, нарушать,расходовать,оперировать,выполнять,мучить,выращивать,читать,использовать,значить,
добывать, слышать, управлять, зависеть.
полина121212 / 24 окт. 2013 г., 21:36:21
1)Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
Лесной домик стоял в стороне от дороги. Тропинка, которая вела к нему, давно заросла травой. Соломин и сам чуть не заблудился, а не бывавшему тут человеку ни за что бы сюда не добраться.
- 2. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
- 3. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
- 4. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
- 5. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
Коля вскочил, подбежал к окну и, встав на ящик, высунул голову. Высоко над землей стремительно неслись облака. Порой они заволакивали все небо, порой расходились, и тогда мелькали одинокие звёзды или край луны освещал сонную землю.Храпящие лошади потащили повозки через пни, валежник и корни. Машины обдирали бока о стволы деревьев, сосновые ветки срывали брезенты с телег и грузовиков.Холм круто обрывался, дорога шла вниз. Коля и Лена остановились. Лесистую равнину пересекала серебряная река. На берегу реки раскинулся Запольск. Среди зеленых крон деревьев виднелись крыши. Разноцветные домики стояли шеренгой вдоль берега. Погреб давно собирались сломать, но пока он служил ребятам отличным местом для игр. Это была наша пещера. Иногда мы превращали погреб в корабельную каюту. Правда, хозяева дома нередко выгоняли нас из погреба, но мы тайком снова проникали туда.
Dartlooo / 12 февр. 2014 г., 15:36:59
1-Укажите слово с чередующей гласной в корне
1)небесный2) махнуть3) озарить4) апельсины2- Укажите слово с чередующей гласной в корне1) издалека2) загореться3)запах4) бананы3-Укажите слово с чередующей гласной в корне1) поклонялся2) долина3) закаляться4)витрина4-Укажите слово с чередующей гласной в корне1)неукротимый2)творение3)орошение4)велосипед5-Укажите слово с чередующей гласной в корне1)маршрут2)очарование3) поплощать4)слагаемое6-Укажите слово с чередующей гласной в корне1) притяжение2)прикосновение3)разъярённый4) рекорд7-Укажите слово с чередующей гласной в корне1)выращивать2)затрохотать3) зерно4)бинокль8-Укажите слово с чередующей гласной в корне1)зонты2) деревянный 3) вскочить4) велосипед9-Укажите слово с чередующей гласной в корне1) маршрут2) вымокли3) каменистый4) миролюбивый10-Укажите слово с чередующей гласной в корне1)гроза2) подровнял3) гнездо4) хризантема11-Укажите слово с чередующей гласной в корне1) лепесток2)дожди3) плывун4)домашний12-Укажите слово с чередующей гласной в корне1)СОБЕРУСЬ2)РАЗДРОЖЕНИЕ3)ЗАПЛАТИТЬ4)ГРАВЮРА13-Укажите слово с чередующей гласной в корне1)ВЫПЕЧКА2)ВИНЕГРЕТ3)БЛАГОСЛОВИТЬ4)СДИРАЛ14-Укажите слово с чередующей гласной в корне1) ПОМИРИЛСЯ2) ЗАМИРАЛ3)АФОРИЗМ4) АМПЛИТУДА15-Укажите слово с чередующей гласной в корне1)ПРИМЕРЯЛ2)ПОКАЗАНИЕ3)ЗАПЕРСЯ4)ИЗВИНИТЕ16-Укажите слово с чередующей гласной в корне1)ВРАЖДОВАТЬ2) ВОЗРОЖДЕНИЕ3) ФИГУРА4) ПРОТЕРЕТЬ17-Укажите слово с чередующей гласной в корне1) БРОДИТЬ 2) БЕЖАТЬ3) ПОДСТЕЛИТЬ4) РОМАШКА18-Укажите слово с чередующей гласной в корне1) ТЯЖЁЛЫЙ2) БЛИСТАТЬ3) СХВАТИТЬ4) МАРШРУТ19-Укажите слово с чередующей гласной в корне1) БЛЕСНУЛ2) СТОЛБЫ3) МАНДАРИНЫ4) МИНУТА20-Укажите слово с чередующей гласной в корне1) ВЫЖЕГШИЙ2) ВОЗИТЬ3) ВОДЯНИСТЫЙ4) СТРЕКОЗА21-Укажите слово с чередующей гласной в корне1) тропа2) течение3) сжимал4) помидоры22-Укажите слово с чередующей гласной в корне1) вовремя2) взбодриться3) начинать4) упражнение23-Укажите слово с чередующей гласной в корне1) вблизи2) вычитать3) варенье4) терраса24-Укажите слово с чередующей гласной в корне1) заглядеться 2) занимательно3) цвета4) рекорд25-Укажите слово с чередующей гласной в корне1)холмистый2) ходить3) перила4) напоминать
Вы находитесь на странице вопроса «помогите придумать 25 слов с чередующими гласнами -кос- -кас- или хотя бя 15«, категории «русский язык«. Данный вопрос относится к разделу «5-9» классов.
Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории «русский язык«.
Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.
Источник: https://algebra.neznaka.ru/answer/2956991_pomogite-pridumat-25-slov-s-cereduusimi-glasnami-kos-kas-ili-hota-ba-15/
Корни с чередованием -кас-\-кос- и -раст-\-ращ-\-рос-
- Конспект урока
- Корни с чередованием кас-кос и раст-ращ-рос
- Второй урок в системе уроков
- Тип урока: урок получения новых знаний
- Вид урока: урок-«биатлон»
- ТСО: компьютер, проектор.
- Общедидактическая цель: формировать умения различать корни с чередованием, а также применять в письменной речи
- ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:
- знать:
- • понятие орфограммы «чередование гласной в корне слова»
- • виды чередований
- • условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-;
- понимать:
- • условия возникновения орфограммы
- • условия выбора гласных А — О в корнях с чередованием
- уметь:
- • объяснять написание букв О — А в корнях с чередованием;
- • группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам;
- • применять в разных условиях;
- МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Коммуникативная:
- • учить составлять устные высказывания по изучаемой теме.
- • правильно излагать свои мысли в устной и письменной речи, соблюдать нормы построения текста; культуры речи;
- • аргументированно отстаивать свою точку зрения и принимать чужую, участвуя в диалоге, работая в группах;
- Познавательная: учить формулировать цель, строить продуктивное речевое взаимодействие, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис, осмысливать цель чтения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;
- Регулятивная: учить ставить и адекватно формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
- Межпредметные связи: физкультура, литература, музыка, история
- Цели (5 шт): для детей, они их называют
- -научить различать корни кас-кос
- -систематизировать знания по корням с чередованием
- -научиться различать корни раст-ращ-рос, а также исключения
- -воспитание любви к музыке, спорту
- -развитие критического мышления
1. Орг. момент.
Написано на доске: 5 слов с лаг-лож (для проверки домашнего задания);
Число, классная работа; Домашнее задание
Здравствуйте, дети. Меня зовут Павел Сергеевич, я учитель русского языка и литературы в 11 школе г. Щекино. Сегодня мы с вами отлично проведем время, надеюсь, вы в этом мне поможете, так как я очень волнуюсь.
Знаете, сегодня у нас с вами необычный урок. И считать его необычным можно по нескольким причинам. Во-первых, он продлится всего 30 минут, поэтому мы постараемся все сделать очень-очень быстро.
Еще он необычен потому, что его веду я, и что позади вас сидят гости. Но урок необычен и для меня, потому что я буду работать с пока не знакомыми мне, но, как мне кажется, очень активными и любознательными детьми.
Но несмотря на всю необычность, у меня нет ни малейшего сомнения, что у нас все получится.
https://www.youtube.com/watch?v=th-J5AHhIew
И сегодня у нас будет очередная очень интересная тема, при изучении которой вам придется себя проявить с многих сторон: вы попробуете себя в роли спортсменов, и певцов, и ученых.
Перед тем, как начать урок, я хочу спросить: какое крупнейшее спортивное событие мирового масштаба закончилось два дня назад? Верно. А вы болели за нашу сборную? Отлично, молодцы! И какое же место в итоге заняла наша сборная? Правильно!
Видите на стене фразу «Горячие. Зимние. Твои»? Откуда эта фраза? Это девиз нашей олимпиады.
Как вы уже заметили, на стене висит мишень.
Знаете ли вы, в каком виде спорта используется такая мишень? (в биатлоне) А знаете ли вы, что он бывает даже женским? Вот и сегодня у нас будет не обычный урок, а урок-биатлон, на котором мы с вами постараемся выбить все эти 5 мишеней.
Нам нужно будет вспомнить корень, изученный на прошлом уроке, познакомиться с двумя другими корнями с чередованием, с исключениями из правила, а также сохранить бодрость духа и веселое настроение, как наши спортсмены.
Чуть было не забыл. А самые активные и самые умные ученики будут награждены медалями.
2. Постановка целей и формулировка темы урока.
Ребят, а что делают наши спортсмены, чтобы достигать высоких результатов? (тренируются) Правильно, они закрепляют достигнутые результаты, чтобы шаг за шагом двигаться к победе.
Мы тоже начнем с того, что вспомнил изученное ранее. Над каким корнем вы работали, выполняя домашнее задание? (лаг-лож) От чего зависит написание гласной в корне? (от суффикса -А-, или г-ж)
-Вася, иди к доске, вставь пропущенные гласные, пока мы проверим домашнее задание. Проверяем домашнее задание.
Отлично, вы молодцы, сработали отлично. Вы вспомнили правило написания гласной в лаг-лож? Значит мы можем выбивать нашу первую мишень.
Уже одна цель выбита, осталось еще 4, и рано останавливаться на достигнутом. Поэтому все дружно берем карточку №1, читаем написанные слова.
Какую особенность вы заметили? (тут корни с чередованием, меняется гласная в корне) А какое чередование происходит в карточке №2? (не только гласной, но и согласной) Давайте теперь попробуем сформулировать тему урока (корни с чередованием касс-кос и раст-ращ-рос)
Посмотрите внимательно на слова карточки №1, где корни кас-кос. Кто догадается, от чего зависит написание гласной? (верно, от суффикса -а-)
Вы сегодня замечательно работаете, теперь я предлагаю вам спеть песню про кас-кос.
На урок пришли в наш класс Корень –КОС- и корень –КАС-. Суффикс –А- примчался мигом, Оглушил всех громким криком: — Где вы, где вы, корень –КАС-? Не могу я жить без вас! Если после корня –А-,
С корнем –КАС- пиши слова.
Маша, иди к доске. Записывай 5 слов: касательная, коснусь, прикосновение, касание, неукоснительно.
Итак, мы узнали, как пишется корень кас-кос? Значит, еще одна мишень нами поражена, верно? Оля, ты работала хорошо и получаешь право выбить эту мишень, а все остальные ложатся на парты и прицеливаются к мишени и произносим звук «пыщ», когда мишень будет выбита.
Итак, на нашем огневом рубеже уже третья мишень, и очередная трудность. Мы знакомимся со вторым корнем с чередованием. Для этого берем карточки №2, читаем слова и выясняем, от чего же тут зависит написание гласной? Чередуется ли здесь еще что-то, кроме гласных? (Да, согласные) можем ли мы сделать вывод? (да, перед СТ и Щ пишем А, перед С – О)
- Чтобы закрепить результат, споем еще раз?
- Вот проблема, вот вопрос:
- Как писать мне – РАСТ — и – РОС-?
- Делать вывод я горазд:
- В корне – РАЩ — и в корне – РАСТ-
- Буква А, а в корне – РОС-
- Буква О, и снят вопрос.
Теперь открываем тетрадки и записываем предложения: Начало подрастать новое поколение спортсменов. Выросла репка большая-пребольшая.
Находим слова с корнем раст-ращ-рос и доказываем написание гласной в корне. Итак, как же будет гласить это правило? (перед СТ и Щ пишем А, перед С – О) Вот и третья цель нами успешно уничтожена.
Ну что ж, Лена, раз ты ответила сейчас все верно, ты 3-ю мишень и выбьешь.
Вы сегодня просто в ударе, одно удовольствие с вами работать. Я думаю, что пора уже переходить к 4 цели, причем она тесно связана с последней выбитой целью.
А что делают ученые, исследуя что-либо? (они ищут правильный ответ) вот вы сейчас себя почувствуете учеными. В тексте учебника ваша задача найти слова-исключения на правило раст-ращ-рос. Сколько вы их выписали? (5 слов: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль) Исторически сложилось в русском языке, что эти слова пишутся именно так, и их необходимо запомнить)
А теперь прочитаем стихотворение и найдем в нём слова-исключения
Ростислав живёт в Ростове.
Кто он, кто он? Ростовщик.
- И росток в горшочке новом
- К исключениям привык.
- «Отрасль” — веточка, побег,
- Устарело в новый век.
Вот и еще одна цель нами повержена. Вы работаете очень быстро, и это мне нравится!
4. Закрепление
Разомнемся немножко. Я называю слово, если вы вставляете в корне букву А, то поднимаете руки вверх, если О, то делаете так, будто вам холодно. Идет? Поехали! Растение, приложить, прилагательное, касание, неприкосновенный, росли, докоснусь, положение, изложение, слагаемое, росток, поросль, предполагать, растительность.
А сейчас у вас есть ровно 30 секунд, чтобы 2 вариант 2 ряда пересел к 3-му, а 1 вар 2 ряда к первому ряду. Теперь придумаем названия для команд. Отлично, все придумали, все готово.
Теперь я вам на группу раздам карточки очередные. Ваша задача: сравнить два корня с чередованием и найти в них сходства.
Вы знаете, какими двумя способами можно определить написание корня лаг-лож, так вот благодаря этому мы с вами и докажем правомерность наших рассуждений.
Цель: структурирование информации.
(Выполнение заданий повторительно—обобщающего характера.)
1) Разделяясь на 2 группы, дети получают задание: составьте правило, отражающее условия написания букв А-О в корнях с чередованием, а также найти схожие черты в этих корнях. Запишите выводы или предположения на раздаточном материале.
- · 1-я группа. « Чередование букв А-О в корне – раст-/ -ращ-/ -рос-» « Чередование букв А-О в корне –лаг-/ -лож-»
- · 2-я группа. « Чередование букв А-О в корне –лаг-/ -лож-» «Чередование букв А-О в корне –кас-/-кос-»
- У вас на это задание всего 2 минутки, а пока сдайте ваши заполненные карточки, я их проверю.
- Итак, время вышло, какие у вас успехи, что получилось, а что нет?
- Ну что ж, раз у нас все получилось, то мы можем двигаться дальше, верно?
Открывайте свои файлы и доставайте карточки под номером 2. В них написаны слова, которые вы себе перепишете в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. И там сразу вам дан алгоритм работы со словами.
Карточка №2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы.
Вариант 1
К…саться, отр..сль, зал..жить, Р..стиславович, к…снуться, неук…снительно, , предпол..жение, выр..сли, прик..сновение, изл..жение.
Алгоритм работы.
1. Прочитайте слово, найдите корень.
2. Выясните, от чего зависит написание гласной в корне.
3. Проверьте, является ли данное слово исключением.
4. Руководствуясь правилом, запишите слово.
Карточка № 2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы
Вариант 2
Р..стение, прик…снуться, прор..стать, Р..стов, соприк…саться, зар..стать, ул..жился, соприк..сновение, прил..жение, пор..сль.
Алгоритм работы.
1. Прочитайте слово, найдите корень.
2. Выясните, от чего зависит написание гласной в корне.
3. Проверьте, является ли данное слово исключением.
4. Руководствуясь правилом, запишите слово.
Карточка № 2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы
Вариант 3
Прик…снется, р..стение, прик..сание, Р..стовский, сл..гаемое, р..сток, ср..слись, выр..щенный, неприк…сновенность, зал..жник.
Алгоритм работы.
1. Прочитайте слово, найдите корень.
2. Выясните, от чего зависит написание гласной в корне.
3. Проверьте, является ли данное слово исключением.
4. Руководствуясь правилом, запишите слово.
Вы сегодня просто мегамолодцы! Мне сегодня приятно было с вами работать, надеюсь, вам тоже. Ну как вы думаете, мы хорошо сегодня провели время? Можем выбивать последнюю мишень? Отлично, пусть это сделает мальчик, он и так среди вас всего один, сделаем ему запозладый подарок на 23 февраля?
Смотрите-ка, на обратной стороне последней цели Олимпийские кольца. А знаете ли вы, что они означают? (Части света) Вот и подошел наш урок к концу, осталось одно
Ну и осталось самое приятное – это награждение. Медалями будут награждены 5 человек + 5 дипломов + магнитики с символом Олимпиады!
Вот такой замечательный урок-биатлон у нас получился. Всем Спасибо!
5. Домашнее задание (дифференцированное) три уровня сложности
Открываем дневники и записываем
Легкий: составить словарный диктант с корнями с чередованием Средний: Придумать рассказ, в котором содержится по 5 примеров на каждую изученную орфограмму, связанную с корнями с чередованием. Сложное: составить кроссворд с корнями с чередованием, или сказку про корни с чередованием.
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/korni_s_cheredovaniem_kaskos_i_rastrashros_195024.html