Определение, дополнение, обстоятельство (таблица с вопросами и примерами)

Определение, допол­не­ние, обсто­я­тель­ство — это вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Объясним, как най­ти в пред­ло­же­нии эти вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, на какие вопро­сы отве­ча­ют и как под­че­ри­вать при син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния.

Члены пред­ло­же­ния, кото­рые пояс­ня­ют глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния, назы­ва­ют­ся вто­ро­сте­пен­ны­ми. Наличие вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния дела­ет пред­ло­же­ние рас­про­стра­нен­ным. По грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ям вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

Определение, дополнение, обстоятельство (таблица с вопросами и примерами)

Наведите кур­сор на кар­тин­ку и сохра­ни­те её в соц. сетях

Таблица с вопросами и примерами

Определение, дополнение, обстоятельство (таблица с вопросами и примерами)

Определение

Обычно в пред­ло­же­нии опре­де­ле­ние пояс­ня­ет под­ле­жа­щее или дру­гой вто­ро­сте­пен­ный член со зна­че­ни­ем пред­ме­та. Этот вто­ро­сте­пен­ный член обо­зна­ча­ет раз­лич­ные при­зна­ки пред­ме­тов (какой?) или при­над­леж­ность (чей?). В пред­ло­же­нии опре­де­ле­ние под­чер­ки­ва­ет­ся вол­ни­стой лини­ей.

Крупные мох­на­тые (какие?) сне­жин­ки закру­жи­лись в воз­ду­хе (Г. Скребицкий).

Способы выражения определения

Определения выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • при­ла­га­тель­ны­ми (сол­неч­ный луч, мами­на доч­ка);
  • оди­ноч­ны­ми при­ча­сти­я­ми (обле­тев­шие листья) и при­част­ны­ми обо­ро­та­ми;
  • поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми (пер­вый ответ);
  • местоимениями-прилагательными (наш сад, твой дом);
  • суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем в кос­вен­ном паде­же (паль­то из шер­сти, еголицо);
  • сло­во­со­че­та­ни­я­ми (стол из крас­но­го дере­ва).
  • наре­чи­я­ми (паль­то нарас­паш­ку, рубаш­ка навы­пуск);
  • инфи­ни­ти­вом (жаж­да выжить, при­выч­ка шеп­тать).

Зеленоватый сумрач­ный воз­дух , напол­нен­ный дымом и жёл­ты­ми отсве­та­ми скал , стру­ил­ся над нами (К. Паустовский).

Медведь (какой?) сред­ней вели­чи­ны возил­ся око­ло липы (В. Арсеньев).

Определение, дополнение, обстоятельство (таблица с вопросами и примерами)

Дополнение

Чтобы понять, что такое допол­не­ние, вспом­ним немно­го осно­вы рус­ско­го син­так­си­са.

В дву­со­став­ном про­стом пред­ло­же­нии суще­ству­ет обыч­но два соста­ва:

  1. состав под­ле­жа­ще­го (под­ле­жа­щее + опре­де­ле­ния);
  2. состав ска­зу­е­мо­го (ска­зу­е­мое, допол­не­ние и обсто­я­тель­ство).

Вот поче­му такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся дву­со­став­ным в отли­чие от одно­со­став­ных пред­ло­же­ний.

Дополнение харак­те­ри­зу­ет ска­зу­е­мое. Этот вто­ро­сте­пен­ный член обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей:

Шорник Антип Калачиков ува­жал (в ком?) в людях душев­ную (что?) чут­кость (В. Шукшин).

Под зеле­нев­ши­ми дуба­ми зем­ля была усы­па­на (чем?) листья­ми (В. Вересаев).

При син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния допол­не­ние под­чер­ки­ва­ет­ся пунк­тир­ной лини­ей.

Прямое и косвенное дополнение

  • В зави­си­мо­сти от того, какой падеж­ной фор­мой суще­стви­тель­но­го (место­име­ния) выра­жен рас­смат­ри­ва­е­мый вто­ро­сте­пен­ный член и какой гла­гол (пере­ход­ный или непе­ре­ход­ный) управ­ля­ет им, в пред­ло­же­нии раз­ли­ча­ют пря­мое или кос­вен­ное допол­не­ние.
  • Если дей­ствие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым, пере­хо­дит непо­сред­ствен­но на пред­мет, то такое допол­не­ние явля­ет­ся пря­мым. Грамматически это выра­жа­ет­ся сле­ду­ю­щим обра­зом:
  • пере­ход­ный гла­гол управ­ля­ет суще­стви­тель­ным (место­име­ни­ем) в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га или роди­тель­но­го паде­жа, если сло­во име­ет зна­че­ние части от цело­го.

Горные хреб­ты пере­се­ка­ли при­мор­скую (что?) доли­ну (К. Паустовский).

Остальные допол­не­ния явля­ют­ся кос­вен­ны­ми. Сравним:

Я пишу (что?) кни­гу . Разумеется, я поль­зу­юсь при этом (чем?) язы­ком , (чем?) сло­ва­ми (Ю. Смирнов).

Обстоятельство

Что такое обстоятельство?

Обстоятельство при­над­ле­жит к груп­пе ска­зу­е­мо­го и харак­те­ри­зу­ет раз­лич­ные усло­вия совер­ше­ния дей­ствия или про­яв­ле­ния при­зна­ка пред­ме­та.

За мостом (где?) я под­нял­ся (куда?) на взго­рье , вошел (куда?) в город моще­ной доро­гой (И. Бунин).

Вопросы к обстоятельству

В зави­си­мо­сти от того, какой при­знак дей­ствия или дру­го­го при­зна­ка обо­зна­ча­ет обсто­я­тель­ство, этот вто­ро­сте­пен­ный член отве­ча­ет на вопро­сы:

  • рас­тут где? в поле;
  • ведут куда? вдаль;
  • тянет отку­да? из под­ва­ла;
  • слу­чи­лось когда? утром;
  • извест­но с каких пор? с дав­них пор;
  • поблед­нел поче­му? от стра­ха;
  • вышел с какой целью? встре­тить;
  • сме­ять­ся как? зара­зи­тель­но;
  • смеш­ной до какой сте­пе­ни? очень;
  • гуля­ем несмот­ря на что? на про­лив­ной дождь;
  • зво­ни­те при каком усло­вии? в слу­чае высо­кой тем­пе­ра­ту­ры;
  • свер­нул­ся подоб­но чему? колоб­ком.

При син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ство под­чер­ки­ва­ет­ся пунк­тир­ной лини­ей с точ­ка­ми меж­ду её штри­ха­ми, напри­мер:

На реке (где?) еще было про­хлад­но и тихо (И. Бунин).

Зимой (когда?) Балтика пустын­на и угрю­ма (К. Паустовский).

Виды обстоятельств

Таблица «Виды обсто­я­тельств»

russkiiyazyk.ru

Прямое и косвенное дополнение в русском языке

В про­стом пред­ло­же­нии раз­ли­ча­ют пря­мое и кос­вен­ное допол­не­ние. Укажем, как выра­жа­ет­ся пря­мое и кос­вен­ное допол­не­ние, как их отли­чить в пред­ло­же­нии.

Одним из вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния явля­ет­ся допол­не­ние. В зави­си­мо­сти от части речи и падеж­ной фор­мы сло­ва, управ­ля­е­мо­го ска­зу­е­мым, выра­жен­ным пере­ход­ным или непе­ре­ход­ным гла­го­лом, в пред­ло­же­нии ука­жем пря­мое или кос­вен­ное допол­не­ние.

Прямое дополнение

Например:

Я сего­дня пой­мал было рыб­ку (А. С. Пушкин).

Поймал кого? рыб­ку.

«Рыбку» — это пря­мое допол­не­ние, выра­жен­ное оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа. Оно управ­ля­ет­ся пере­ход­ным гла­го­лом «пой­мал» (пой­мать кого? что?), то есть дей­ствие, обо­зна­чен­ное им, пере­хо­дит на пред­мет.

Определение, дополнение, обстоятельство (таблица с вопросами и примерами)

Прямое допол­не­ние может зави­сеть так­же от слов кате­го­рии состо­я­ния (пре­ди­ка­тив­ных наре­чий):

Жалко (кого?) девоч­ку , сирот­ку Феклушу (Н. Некрасов).

Мне жал­ко (чего?) радо­сти былой и даже про­шлых жаль (чего?) стра­да­ний (Н. Огарев).

Способы выражения прямого дополнения

  1. Прямое допол­не­ние обыч­но выра­жа­ет­ся:
  2. 1. суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га:
  3. 2.

    суще­стви­тель­ным в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га:

  4. а) дей­ствие направ­ле­но на часть или неопре­де­лен­ное коли­че­ство пред­ме­та:
  5. б) при отри­ца­тель­ном ска­зу­е­мом с части­цей «не»:
  6. 3. несво­бод­ным сло­во­со­че­та­ни­ем:

Примеры предложений с прямым дополнением

Вскоре уви­де­ли (кого?) винов­ни­ка шума (В. Арсеньев).

Свою (кого?) Тамару не бра­ни (М. Ю. Лермонтов).

(что?) Осень и зиму Павел не любил (Н. Островский).

Горные хреб­ты пере­се­ка­ли при­мор­скую (что?) стра­ну (К. Паустовский).

Он любил (что?) море в любую пого­ду (Ф. Искандер).

Ночью я вышел на ули­цу, и (кого?) меня пора­зи­ло еще неви­дан­ное зре­ли­ще (И. Соколов-Микитов).

Пароход ведёт из Нижнего с ярмар­ки в Астрахань (что?) четы­ре бар­жи (М. Горький).

В перед­ней (кого?) нико­го не было; валя­лись пустые бутыл­ки, пла­щи, калоши…(Лев Толстой. Война и мир).

Косвенное дополнение

Косвенное допол­не­ние так назы­ва­ет­ся из-за того, что оно выра­жа­ет­ся фор­ма­ми кос­вен­ных паде­жей суще­стви­тель­ных, место­име­ний без пред­ло­гов и с пред­ло­га­ми, в том чис­ле фор­мой вини­тель­но­го паде­жа с пред­ло­гом.

Определение, дополнение, обстоятельство (таблица с вопросами и примерами)

Способы выражения косвенных дополнений

1. Существительное и место­име­ние в фор­ме кос­вен­ных паде­жей:

  • увле­ка­ем­ся (чем?) спор­том;
  • веришь (во что?) в побе­ду;
  • ходи­те (на чём?) на лыжах;
  • сочув­ство­ва­ли (кому?) при­я­те­лю;
  • жать (чем?) сер­пом;
  • зай­ду (к кому?) к нему.

2. Косвенное допол­не­ние может выра­жать­ся так­же сло­ва­ми дру­гих частей речи и сло­во­со­че­та­ни­я­ми:

Это чис­ло делит­ся (на сколь­ко?) на четы­ре .

Добавим эти кисти (к чему?) к пяти каран­да­шам .

Лес печаль­нее и одно­об­раз­нее (чего?) моря , осо­бен­но сос­но­вый лес, посто­ян­но оди­на­ко­вый и почти бес­шум­ный (И. С. Тургенев).

Все ста­ли про­сить Наташу и Артема (о чём?) спеть еще.

Учитель рас­ска­зал (кому?) нам (о ком?) о Михаиле Ломоносове .

Гость веж­ли­во поздо­ро­вал­ся (с кем?) с Виктором и покло­нил­ся (кому?) его сест­ре .

Мама при­гла­си­ла в дом (кого?) масте­ра на все руки — Степана.

Примеры предложений с косвенным дополнением

Павлуша, стоя на коле­нях, тыкал щеп­кой в заки­пев­шую воду (И. С. Тургенев).

Науки юно­шей пита­ют (М. Ломоносов).

Так вот и устро­ил­ся у меня жить ёжик (М. Пришвин).

Еще не вся чере­му­ха тебе в окош­ко бро­ше­на (М. Исаковский).

Айвазовский сидел на бере­гу. Художник думал о кар­тине , кото­рая сто­я­ла неокон­чен­ная (Н. Григорович).

Проверим свои зна­ния и выпол­ним тест, ука­зав в пред­ло­же­ни­ях пря­мые и кос­вен­ные допол­не­ния.

Каждый народ гор­дит­ся побе­да­ми, одер­жан­ны­ми в борь­бе за сво­бо­ду и неза­ви­си­мость Родины, и свя­то чтит память утрат, поне­сен­ных во имя побед (В. Быков).

Зачем боб­ру хвост? В слу­чае опас­но­сти боб­ры гром­ко шле­па­ют хво­стом по воде, пре­ду­пре­ждая таким обра­зом соро­ди­чей (А. Чижевский).

  • Надо взять у дру­га эту кни­гу, что­бы про­чи­тать повесть к сле­ду­ю­ще­му уро­ку.
  • Мне при­шлось засту­пить­ся за девоч­ку, кото­рую оби­жа­ли дети.
  • Тебе налить ещё ква­са?
  • Девочка усерд­но гото­ви­лась к пред­сто­я­ще­му экза­ме­ну.
  • Она зажгла све­чу и понес­ла её в ком­на­ту, при­кры­вая колеб­лю­ще­е­ся пла­мя рукой.
  • Шила в меш­ке не ута­ишь (посло­ви­ца).
  • Директору нуж­но еще кое с кем пере­го­во­рить на эту тему.
  • Что с тобой слу­чи­лось сего­дня?
  • Знаю, что ско­ро мне при­дет­ся заду­мать­ся о буду­щем.
  • Порой люди сер­дят­ся на себя за излиш­нюю довер­чи­вость.
  • russkiiyazyk.ru

интернет проект BeginnerSchool.ru

Сайт для детей и их родителей

Второстепенные члены предложения

Второстепенными членами предложения являются члены предложения не входящие в грамматическую основу. Они распространяют главные члены предложения. То есть поясняют и уточняют их.

Определение, дополнение, обстоятельство (таблица с вопросами и примерами)

Это предложение является распространенным, так как, помимо главных членов, имеет и второстепенные члены предложения.

Второстепенными членами предложения являются определение, дополнение и обстоятельство.

Определение

Определение – второстепенный член предложения, который определяет признак предмета. Определение отвечает на вопросы:

Определение может быть выражено разными частями речи: существительным, прилагательным или местоимением . Подчеркивается волнистой линией.

Определение, дополнение, обстоятельство (таблица с вопросами и примерами)

Дополнение

Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного), а именно:

Дополнение может быть выражено существительным или местоимением . Подчеркивается пунктиром.

  1. Имя существительное, в именительном падеже, в предложениях является подлежащим, а в винительном падеже – это второстепенный член предложения, а именно дополнение.
  2. Котята перевернули миску.
  3. В этом случае существительное миска – в винительном падеже и не является подлежащим, а является дополнением.

Определение, дополнение, обстоятельство (таблица с вопросами и примерами)

Обстоятельство

Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий причину, место, цель, время. Отвечает на вопросы:

По образу действия:

Обстоятельство может быть выражено наречием , существительным или местоимением . Подчеркивается штрих – пунктиром (точка – тире).

Определение, дополнение, обстоятельство (таблица с вопросами и примерами)

Разбор простого предложения

  1. Определяем грамматическую основу предложения – главные члены: подлежащее и сказуемое. Указываем, какими частями речи они выражены.
  2. Определяем группу подлежащего – члены предложения, зависящие от подлежащего. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.

  3. Определяем группу сказуемого – члены предложения, зависящие от сказуемого. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
  4. Если в группе подлежащего или сказуемого есть второстепенные члены, зависящие от других второстепенных членов, указываем их, а также какими частями речи они выражены.

Вечером шёл пушистый снег.

Снег – подлежащее , отвечает на вопрос « что? » выражено именем существительным в именительном падеже.

Снег ( что делал? ) – шёл – сказуемое , выражено глаголом .

Определяем группу подлежащего:

Снег ( какой? ) – пушистый – определение , выражено прилагательным .

Определяем группу сказуемого:

Снег шёл ( когда? ) – вечером – обстоятельство , выражено наречием .

Определение, дополнение, обстоятельство (таблица с вопросами и примерами)

Спасибо, что Вы с нами.

  1. Главные члены предложенияКак известно, предложения, по наличию членов предложения, делятся на нераспространенные.
  2. Однородные члены предложенияОднородными членами предложения являются члены предложения, отвечающие на один и.
  3. Склонение имен существительныхИзменение слова по числам и падежам называется склонением. В этой.
  4. Русский язык – 4 классЗавершаем цикл изучения русского языка в начальной школе статьей о.
  5. Склонение имен прилагательныхСегодня мы поговорим о склонении имен прилагательных. Для тех, кто.

Источник: https://niitek.ru/post/dopolnenie-pravila-primery/

Дополнение обстоятельство определение таблица с вопросами. Урок на тему "Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения (повторение)

Второстепенные члены предложения — одна из самых сложных тем в русском языке. С другой стороны, всё подчиняется простым правилам, разобраться в которых очень легко. Что такое определение, дополнение и обстоятельство в русском языке, как обнаружить их в предложении и при каких условиях они выделяются запятыми? Узнаем.

Немного теории

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного) и относится к подлежащему.

Чаще всего выражается существительным, фразеологическим оборотом, сочетанием числительного с существительным, инфинитивом (посмотрел (на кого?
) на вошедшего; подарил (кому?
) ему; я купил (что?
) три книги). Дополнения бывают прямыми и косвенными.

В первом случае они выражаются частью речи в родительном падеже без предлога (не читал (кого, чего?
) книг) или существительным, выражающим часть от целого в этом же падеже (выпью (чего?
) чая). Все остальные дополнения являются косвенными.

Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?» Может являться любой частью речи, главное — описательные функции.

Встречается согласованное (сочетается с определяемым словом в роде, числе и падеже (ручка (какая?
) синяя, лес (какой?
) зеленеющий)) и несогласованное (связывается с главным словом по смыслу или грамматически (шапка (какая?)
набекрень, в доме (каком?
) из дерева)).

Определение, дополнение, обстоятельство (таблица с вопросами и примерами)

Обстоятельство в русском языке — самый масштабный второстепенный член предложения. Оно отвечает на вопросы наречия и может обозначать место (пошёл (куда?
) домой), время (встретимся (когда?
) завтра), образ действия (говорить (каким образом?
) громко) и т. п. (все те же характеристики, что у наречия).

В синтаксическом разборе

Удивителен русский язык: дополнение, определение, обстоятельство являются не только второстепенными членами, поясняющими главные, но и помогают выполнить синтаксический разбор.

Если в предложении есть обстоятельство, но нет сказуемого, которое оно поясняет, смело можно говорить о неполном двусоставном предложении (я (куда?
) домой — пропущен глагол «иду»/»пошёл», поэтому и неполное).

Дополнение и определение, в свою очередь, поясняют подлежащее, поэтому предложение, в котором нет сказуемого, но есть эти второстепенные члены, может быть и назывным («Раннее утро»
).

Определение, дополнение, обстоятельство (таблица с вопросами и примерами)

Но здесь важно запомнить, что определение-прилагательное, стоящее после существительного, автоматически превращается в сказуемое, т. е. предложение «Золотая осень»
будет являться распространённым назывным, а «Осень золотая»
— двусоставным.

Выделяем запятыми

Но вернёмся к обособлению таких членов, как дополнения и обстоятельства. Русский язык устроен так, что они нечасто отделяются запятыми от основного предложения.

Более того, можно говорить о том, что дополнения практически никогда не выделяются. В свою очередь, включает русский язык обособленные обстоятельства.

Всего можно выделить три случая, когда этот член предложения выделяется запятыми:

Определение, дополнение, обстоятельство (таблица с вопросами и примерами)

  • Во-первых, если он выражен деепричастным оборотом («Проехав две сотни километров, мы поняли всё»
    ) или одиночным деепричастием («Поев, мальчик отправился в путь»
    ). Но здесь важно отличать обычное деепричастие от деепричастия, напоминающего больше наречие образа действия («Он читал лёжа»
    ), потому что в этом случае обособления не будет.
  • Во-вторых, если конструкцию «несмотря на» (это что-то вроде СПП уступки) можно заменить предлогом «вопреки», она не является деепричастным оборотом («Несмотря на все трудности, мы добрались»
    ).
  • В-третьих, если есть сравнительные обороты со словами «как», «будто», «словно», также похожие на наречия образа действия («Облака, как ватные, низко плыли над землёй»
    ).

Не выделяется обстоятельство в русском языке:

  • Если оно выражено фразеологизмом, который можно заменить наречием («Бежал сломя голову»
    , т. е. очень быстро).
  • В случае деепричастных оборотов — если они являются однородными членами предложения с необособленным обстоятельством («Он рассказал всё откровенно и ничуть не смущаясь»
    ). Здесь все зависит от смысла: если важно то, каким образом было совершено действие, т. е. нельзя отделить сказуемое от обстоятельства без нарушения логической связи, то никакого обособления не требуется («Она сидела опустив голову»
    ).

Заключение

Обособленные дополнение, определение и обстоятельство в русском языке — совсем несложная, но очень полезная и, признаться, часто встречающаяся тема. Понимание правил позволит без труда выполнять задания любой сложности, связанные с выделением второстепенных членов предложений запятыми.

Второстепенные члены предложения

— это члены предложения, которые не входят в грамматическую основу предложения.

Термин «второстепенные члены предложения
» не имеет оценочного значения, он просто указывает (подчёркивает), что такие члены предложения не входят в грамматическую основу и группируются вокруг главных членов (подлежащего и сказуемого) и грамматически зависят от них (или от второстепенных членов
более высокого «ранга»).

Что же касается смысловой (информативной) значимости второстепенных членов
в предложении, то они играют важную роль, отражая разнообразные отношения, существующие в действительности, а нередко несут даже основную смысловую и коммуникативную нагрузку: Школа находится рядом с домом.

Традиционно второстепенные члены
делятся на дополнения, определения и обстоятельства.

Дополнение

Дополнение

— это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает объект (предмет), на который направлено или с которым связано действие или (реже) по отношению к которому проявляется качественный признак. Иногда дополнение
обозначает субъект действия или состояния. Например: Старик ловил неводом рыбу (А. Пушкин); К смирению и кротости он был совершенно не склонен (К. Чуковский); Мне не спится, нет огня… (А. Пушкин).

  • Дополнения
    , выражающие объект действия, употребляются при глаголах, а также при образованных от них существительных: доставить грузы
    доставка грузов; работать над статьёй
    работа над статьёй.
  • Дополнения
    , называющие объект, по отношению к которому проявляется качественный признак, употребляются при прилагательных и образованных от них существительных: верный долгу
    верность долгу; скуп в движениях
    скупость в движениях.
  • Дополнения
    делятся на прямые
    и косвенные.
  • Прямое дополнение

    — это дополнение
    , которое зависит от переходного глагола и выражается именем существительным или местоимением (а также любой частью речи, употреблённой в значении существительного) в винительном падеже без предлога: увидеть картину,
    спеть песню, чинить утюг,
    написать письмо,
    решать задачу,
    увидеть его,
    встретить знакомого.

Прямое дополнение
может быть также выражено существительным в родительном падеже без предлога. Родительный падеж вместо винительного употребляется в двух случаях: 1) если есть отрицательная частица не
перед переходным глаголом: чувствовал радость
не чувствовал радости; слышал голоса

Источник: https://warframe.ru/water/dopolnenie-obstoyatelstvo-opredelenie-tablica-s-voprosami-urok-na.html

Дополнение. Обстоятельство — урок. Русский язык, 8 класс

Дополнение — второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.«О ней я слагаю песни». «Прошу вас приехать».

Способы выражения дополнения:

имя существительное читать книгу; стучать в дверь
местоимение думать о нас; незаметно для себя
слова других частей речи в значении существительного Нет возврата сделанному.Не хочу слышать вашего «но»
неопределённая форма глагола (инфинитив) прошу заплатить; велел ехать
словосочетания купил десяток яиц; спрашивал у многих друзей

Дополнения бывают прямые и косвенные.

Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который непосредственно направлено действие.

«Я нарисовал маму». «Мороз сменил оттепель».Прямое дополнение выражается именем существительным в винительном падеже без предлога, либо в родительном падеже без предлога при отрицании.

Все остальные дополнения — косвенные.

«Мы приготовились к отъезду». «Рисунок был выполнен мелками».Обстоятельство — второстепенный член предложения, обозначающий различные обстоятельства, при которых происходит действие, и отвечающий на вопросы о месте, времени, причине, цели, образе действия.

  • Обстоятельства поясняют, распространяют сказуемое и другие члены предложения.

«От жары и духоты  книзу клонятся цветы» (А. Барто).

Виды обстоятельств по значению

Виды обстоятельств Вопросы Примеры
Места Где? Куда? Откуда? Выехал из Минска в Москву; посмотрел налево
Времени Когда? С каких пор? До каких пор? Приехали накануне; решал в течение дня
Причины Почему? Отчего? По какой причине? Погибли от мороза; задержался из-за непогоды
Цели Зачем? Для чего? С какой целью? Сделал назло; приехал учиться
Образа действия Как? Каким образом? Говорила улыбаясь; произнёс с усилием
Меры Как много? Сколько? Как? Насколько? Звонил дважды
Степени В какой степени? Как? Весьма посредственно; очень хорошо
Условия При каком условии? В каком случае? Опоздаю в случае дождя; при желании научитесь
Уступки Вопреки чему? Несмотря на что? Приехал вопреки ожиданиям; выполнил несмотря на трудности

Способы выражения обстоятельств

Наречие Ровно и сильно забарабанил дождь по крыше
Существительное в косвенном падеже с предлогом и без него На рассвете пошёл дождь.Слёзы лились ручьём по её лицу
Инфинитив (со значением цели) Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей (А. Чехов)
Сравнительный оборот Выступали, словно из тумана, горы
Деепричастие (деепричастный оборот) Прощаясь, мы крепко обнялись
Словосочетание Семь раз отмерь, один раз отрежь (Пословица)
Фразеологический оборот Я бежал сломя голову

Обрати внимание!

Обстоятельство образа действия, выраженное сравнительным оборотом с союзами как, точно, что, будто, словно, на письме выделяется запятыми.

Пример:

«Он смотрел на меня, как на врага».

СО необходимо отличать от составного именного сказуемого со значением сравнения. Такое сказуемое на письме запятыми не выделяется.

Пример:

«Деревья точно великаны».

Источники:

Гаврилина М. «Русский язык: 8 класс. Практика». 2005. — 344 с.

Источник: https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/8-klass/dvusostavnye-predlozheniia-14609/vtorostepennye-chleny-predlozheniia-13928/re-9619db57-921f-4b29-abd2-c1078b2449e8

вопросы дополнения обстоятельства и определения таблица



В разделе Школы на вопрос на какие вопросы отвечают Дополнение — —- Обстоятельство ._._._._.

Определение ~~~~~ заданный автором Анна ганиева лучший ответ это Дополнение (_ _ _ _ _ _ _ _ _ _)Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей:Р. П Кого? Чего?Д. П. Кому? Чему?В. П. Кого? Что?Т. П. Кем? Чем?П.

П 0 ком? О чём?Разделяются на:1. прямые (от переходного глагола в В. П ( Кого? Что?) без предлога)2. косвенные (Р. П., Д. П, Т. П., П. П, )Определение (волнистая линия)Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.Отвечает на вопросы:Какой?Какая?Какое?Какие?Чей?Чья?Чьё?Чью?Чью?Определения разделяются на: 1.

Согласованные: связываются по способу согласования -Автобусный маршрут изменён2. Несогласованные: связываются по способу примыкания или управления — Дайте мне книку поинтереснееНесогласованное определение может быть выраженно неделимым словосочетанием:девочка (какая? ) с голубыми глазами Обстоятельство (_._._._._._._._.

_)Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого и отвечает на вопросы:1. Где?Куда?Откуда?Как?Зачем?Почему?2. С каких пор?Как долго?Отчего?Каким образом?С какой целью?В какой мере?В какой степени?По какой причине?Вопреки чему?3. ВремениМестаОбраза действияПричиныЦелиусловияуступки

Ответ от Єедя Белькович[новичек]ДА Х его знаетОтвет от Владимир мунтян[новичек]Дополнение (_ _ _ _ _ _ _ _ _ _)Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей:Р. П Кого? Чего?Д. П. Кому? Чему?В. П.

Кого? Что?Т. П. Кем? Чем?П. П 0 ком? О чём?Разделяются на:1. прямые (от переходного глагола в В. П ( Кого? Что?) без предлога)2. косвенные (Р. П., Д. П, Т. П., П. П, )Определение (волнистая линия)Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.

Отвечает на вопросы:Какой?Какая?Какое?Какие?Чей?Чья?Чьё?Чью?Чью?Определения разделяются на: 1.

Согласованные: связываются по способу согласования -Автобусный маршрут изменён2. Несогласованные: связываются по способу примыкания или управления — Дайте мне книку поинтереснееНесогласованное определение может быть выраженно неделимым словосочетанием:девочка (какая? ) с голубыми глазами Обстоятельство (_._._._._._._._.

_)Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого и отвечает на вопросы:1. Где?Куда?Откуда?Как?Зачем?Почему?2. С каких пор?Как долго?Отчего?Каким образом?С какой целью?В какой мере?В какой степени?По какой причине?Вопреки чему?3. ВремениМестаОбраза действияПричиныЦелиусловия

уступки

Ответ от Лариса Брунова[новичек]оОтвет от Наталья Бондаренко[новичек]в прочем это гавноОтвет от Ленар Мухтаров[новичек]Дополнение (_ _ _ _ _ _ _ _ _ _)Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей:Р.

П Кого? Чего?Д. П. Кому? Чему?В. П. Кого? Что?Т. П. Кем? Чем?П. П 0 ком? О чём?Разделяются на:1. прямые (от переходного глагола в В. П ( Кого? Что?) без предлога)2. косвенные (Р. П., Д. П, Т. П., П. П, )Определение (волнистая линия)Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.

Отвечает на вопросы:Какой?Какая?Какое?Какие?Чей?Чья?Чьё?Чью?Чью?Определения разделяются на: 1.

Согласованные: связываются по способу согласования -Автобусный маршрут изменён2. Несогласованные: связываются по способу примыкания или управления — Дайте мне книку поинтереснееНесогласованное определение может быть выраженно неделимым словосочетанием:девочка (какая? ) с голубыми глазами Обстоятельство (_._._._._._._._.

_)Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого и отвечает на вопросы:1. Где?Куда?Откуда?Как?Зачем?Почему?2. С каких пор?Как долго?Отчего?Каким образом?С какой целью?В какой мере?В какой степени?По какой причине?Вопреки чему?3. ВремениМестаОбраза действияПричиныЦелиусловия

уступки

Ответ от Ёаша Володин[новичек]Определение- прилагательныеДополнение- в косвенном (все кроме И. п.)

Обстоятельство-где? куда? когда? зачем?

Ответ от Виктория уткина[новичек]Определение — какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?Обстоятельство — где? куда? когда? зачем? почему? и т. п.

Дополнение — кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Ответ от Ђигран Айрумян[активный]Определение — какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?Обстоятельство — где? куда? когда? зачем? почему? и т. п.

Дополнение — кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Ответ от Андрей Чердынцев[новичек]Определение — какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?Обстоятельство — где? куда? когда? зачем? почему? и т. п.

Дополнение — кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Ответ от Ольга Левченко[новичек]и так далее…Ответ от Аполинария Щеткова[новичек]спасибоОтвет от Максим старков[активный]1-Обстоятельство-где?, когда?, куда?, откудо?, почему?, зачем? и как?…2-Дополнение-какой?, какая?, какое?, какие?, чей?, чья?, чьё?,чью?…

3-Определение-это вопросы всех падежей кроме ИМ. П.

Ответ от Ђатьяна Клепикова[новичек]незнаюОтвет от Лена[новичек]я не знаюОтвет от Ильнур Нурисламов[новичек]1 Наступило лето, и парк ожил.2.Славен будет тот герой, чей подвиг люди не забыли.3.

Победила та девушка, чей платок поднял герой.4. Нужно выучить то правило, какое поможет сдать зачёт.5. Мы собрали в гербарий те травы, какие изучили на уроке.6.

Туристы много рассказывали нам, что видели в поездке (немного коряво без указательного слова) lkrfewfrfrmg

rigbtsgvbmogl

Ответ от Ирина цветова[новичек]хахахахах : Дополнение (_ _ _ _ _ _ _ _ _ _)Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей:Р. П Кого? Чего?Д. П. Кому? Чему?В. П. Кого? Что?Т. П. Кем? Чем?П. П 0 ком? О чём?Разделяются на:1. прямые (от переходного глагола в В.

П ( Кого? Что?) без предлога)2. косвенные (Р. П., Д. П, Т. П., П. П, )Определение (волнистая линия)Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.

Отвечает на вопросы:Какой?Какая?Какое?Какие?Чей?Чья?Чьё?Чью?Чью?Определения разделяются на: 1.

Согласованные: связываются по способу согласования -Автобусный маршрут изменён2. Несогласованные: связываются по способу примыкания или управления — Дайте мне книку поинтереснееНесогласованное определение может быть выраженно неделимым словосочетанием:девочка (какая? ) с голубыми глазами Обстоятельство (_._._._._._._._.

_)Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого и отвечает на вопросы:1. Где?Куда?Откуда?Как?Зачем?Почему?2. С каких пор?Как долго?Отчего?Каким образом?С какой целью?В какой мере?В какой степени?По какой причине?Вопреки чему?3. ВремениМестаОбраза действияПричиныЦелиусловияуступки 31 Нравится Пожаловаться3 ОТВЕТАТанюша Капуста Профи (655) 3 года назадОпределение — какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?Обстоятельство — где? куда? когда? зачем? почему? и т. п.

Дополнение — кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? 35 Нравится ПожаловатьсяАлёна Шарапова Профи (711) 3 года назадДополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (кто? Что? кого? и т. д. )Определения (какой? Какая? Какие? и т. д.

)Обстоятельство отвечает на вопросы обозначающие время, место действия, причину и прочее (куда? когда? почему? зачем? и т. д. )???? 8 Нравится ПожаловатьсяКатерина Шилова Ученик (174) 3 месяца назадОбстоятельства обозначают время, место. Подчеркиваются вот так __ . __(точка черточка) . вопросы: где? , Во сколько? Когда?Дополнение.

это обычно добавление к перечисленному — сказанному. Подчеркиваются ___ ___ ___ ___.Определение, обычно бывает выражено прилагательным. Обозначает признак предмета. Подчеркивается волнистой линией. Вопросы какой? какая? Какие? Нравится Пожаловаться 2 Нравится ПожаловатьсяИльнур Нурисламов 5 месяцев назадУченик (165)1 Наступило лето, и парк ожил.2.

Славен будет тот герой, чей подвиг люди не забыли.3.Победила та девушка, чей платок поднял герой.4. Нужно выучить то правило, какое поможет сдать зачёт.5. Мы собрали в гербарий те травы, какие изучили на уроке.6.

Туристы много рассказывали нам, что видели в поездке (немного коряво без указательного слова) lkrfewfrfrmgrigbtsgvbmogl 1 Нравится Пожаловатьсяегор ласточкин 4 месяца назадУченик (128)Дополнение (_ _ _ _ _ _ _ _ _ _)Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей:Р. П Кого? Чего?Д.

П. Кому? Чему?В. П. Кого? Что?Т. П. Кем? Чем?П. П 0 ком? О чём?Разделяются на:1. прямые (от переходного глагола в В. П ( Кого? Что?) без предлога)2. косвенные (Р. П., Д. П, Т. П., П. П, )Определение (волнистая линия)Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.

Отвечает на вопросы:Какой?Какая?Какое?Какие?Чей?Чья?Чьё?Чью?Чью?Определения разделяются на: 1.

Согласованные: связываются по способу согласования -Автобусный маршрут изменён2. Несогласованные: связываются по способу примыкания или управления — Дайте мне книку поинтереснееНесогласованное определение может быть выраженно неделимым словосочетанием:девочка (какая? ) с голубыми глазами Обстоятельство (_._._._._._._._.

_)

Второстепенный ч

Ответ от Катерина Шилова[новичек]Обстоятельства обозначают время, место. Подчеркиваются вот так __ . __(точка черточка) . вопросы: где? , Во сколько? Когда?Дополнение.

это обычно добавление к перечисленному — сказанному. Подчеркиваются ___ ___ ___ ___.

Определение, обычно бывает выражено прилагательным. Обозначает признак предмета. Подчеркивается волнистой линией.

Вопросы какой? какая? Какие?

Ответ от Алёна Шарапова[эксперт]Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (кто? Что? кого? и т. д. )Определения (какой? Какая? Какие? и т. д. )Обстоятельство отвечает на вопросы обозначающие время, место действия, причину и прочее (куда? когда? почему? зачем? и т. д. )

????

Ответ от Ђанюша Капуста[эксперт]Определение — какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?Обстоятельство — где? куда? когда? зачем? почему? и т. п.

Дополнение — кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Дополнение лингвистика на ВикипедииПосмотрите статью на википедии про Дополнение лингвистикаДополнение синтаксис на ВикипедииПосмотрите статью на википедии про Дополнение синтаксисОбстоятельство лингвистика на ВикипедииПосмотрите статью на википедии про Обстоятельство лингвистикаОбстоятельство синтаксис на ВикипедииПосмотрите статью на википедии про Обстоятельство синтаксисОдинаев Фаттох на ВикипедииПосмотрите статью на википедии про Одинаев ФаттохОдинг на ВикипедииПосмотрите статью на википедии про ОдингОдинец имя на ВикипедииПосмотрите статью на википедии про Одинец имяОдиннадцатиметровый удар на ВикипедииПосмотрите статью на википедии про Одиннадцатиметровый ударОдиннадцатый Доктор на ВикипедииПосмотрите статью на википедии про Одиннадцатый Доктор

Источник: https://2oa.ru/voprosy-dopolneniya-obstoyatelstva-i-opredeleniya-tablitsa/

Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство)

Второстепенными называются члены предложения, грамматически зависящие от других членов предложения, поясняющие их и связанные с ними подчинительной связью (согласованием, управлением или примыканием). Если главные члены предложения образуют грамматическую основу, то второстепенные — не образуют.

  • В данной статье будут рассмотрены такие члены предложения как определение, дополнение и обстоятельство.
  • В данной статье будут рассмотрены такие члены предложения как определение, дополнение и обстоятельство.
  • Определение

Определение — это второстепенный член предложения, который имеет общее значение признака, отвечает на вопросы какой?, который?, чей? и относится к слову с предметным значением.

  1. По характеру связи определения с определяемым словом и способу  выражения различаются согласованные, несогласованные определения и приложения.
  2. Согласованные определения согласуются с определяемым словом в числе и падеже, а в единственном числе — ещё и в роде и выражаются словами со значением признака:
  3. а) полным прилагательным : Пришёл пригородный автобус;
  4. б) местоименным прилагательным: Наши люди изменились; Не ходи по этой дорожке;
  5. в) порядковым числительным: Остановите у второго дома;
  6. г) полным причастием: Мы мечтаем о приближающемся чемпионате.
  7. Несогласованные определения связываются с главным словом по способу управления (рубашка в полоску, книга брата) или примыкания (яйцо всмятку, мечта жениться) и выражаются:

а) существительным в косвенном падеже с предлогом и без предлога: совет друга, список группы, ветка черемухи, юбка в складку..

  • б) притяжательным местоимением 3 лица (его, её, их): её достоинство;
  • в) наречием: макароны по-флотски, дом напротив;
  • г) сравнительной степенью прилагательного: ребенок постарше;
  • д) инфинитивом: время побеждать;

е) нечленимым словосочетанием: учитель высшей квалификационной категории, товары повседневного спроса, добрейшей души человек..

Приложение

Приложение — определение, выраженное существительным или словосочетанием  с существительным в роли главного слова (девочка-красавица, мой сосед Павел).

Приложение согласуется с определяемым словом (именем существительным, личным местоимением, субстантивированным причастием, прилагательным, числительным) в падеже: Маша-сластёна — дал Маше-сластёне, кошка Мурка — кошкой Муркой; может происходить также согласование в числе (студент-заочник — студенты-заочники), но не всегда: журнал «Веселые картинки».

Приложения, связанные с определяемым словом связью согласования, называются согласованными (студент-заочник, красавец мужчина), а связанные связью примыкания — несогласованными (Ричард Львиное Сердце, журнал «Максим»).

Приложение может обозначать:

1) название предмета (географического объекта, сооружения, учреждения, произведения, продукта, товара..): река Волга, озеро Байкал, роман «Евгений Онегин», журнал «Мурзилка», кинотеатр «Октябрь», миноносец «Петр Великий»;

  1. 2) различные характеристики предмета:
  2. а) по назначению: сумка-холодильник, дом-фургон;
  3. б) по качественному признаку: девушка-активистка, школьник-второгодник;
  4. в) по специализации: художник-маринист, студенты-юристы;
  5. г) по роду занятий: Анка-пулеметчица, девушка-модель;
  6. д) по подобию: юбка-колокольчик, месяц-серп;
  7. е) по возрасту: малышка сестренка, старик сосед;
  8. ж) по национальности: продавец-грузин, учитель-француз;
  9. Приложение может также присоединяться союзом как в значении «в качестве»: Он прославился как прекрасный оратор.

Имя собственное лица чаще всего является главным словом, а нарицательное, характеризующее это лицо по степени родства, статусу или другим признакам, является приложением: академик Д.С. Лихачев, студент 5 курса Степанов Илья… Однако имя собственное может стать приложением, если оно поясняет нарицательное и можно вставить «а зовут его ..»: Мой отец, Липатов Игорь Владимирович, Герой России.

  • Дополнение
  • Дополнение — второстепенный член предложения, называющий лицо, предмет или явление, на который распространяется действие или по отношению к которому проявляется признак.
  • Дополнение обозначает:
  • 1) объект, на который направлено действие: приступить к задаче, испечь пирог;
  • 2) объект восприятия: смотреть фильм, видеть детей;
  • 3) орудие действия: раскрасил гуашью, бьет молотком;
  • 4) объект сравнения: лучше Паши, быстрее лидера;
  • 5) отношение к производителю, владельцу, руководителю: директор компании, руководитель театра, владелец дома;
  • 6) совместимость: журнал с приложением;
  • Дополнение выражается:
  • а) формами косвенных падежей существительных  с предлогами и без: играть с собакой, наслаждаться музыкой, гордиться достижениями;
  • б) местоимением: подойти к ним, размышлять об этом;
  • в) числительным: к пяти прибавить семь;
  • г) субстантивированными словами: примкнул к митингующим;
  • д) нечленимыми словосочетаниями: купил музыкальный центр;
  • е) фразеологизмами: пригласить мастера на все руки;
  • ж) инфинитивом: попросил замолчать, посоветовал подумать.

Прямое дополнение относится к переходному глаголу (переход. глаг. обозначает действие, которое не совершается в самом деятеле, а переходит на другой предмет или лицо) и некоторым словам категории состояния и выражается существительными и субстантивированными словами в следующих формах:

1) В.п. без предлога: рассказывать анекдоты, сформулировать тезис, видно звезды;

2) Р.п. без предлога при отрицании: не читал книг, не носит брюк;

3) Р.п. со значением части или неопределенного количества: купить масла, налить кваса;

Косвенное дополнение выражается формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами: заступиться за девушку, взять у брата;

Дополнения могут иметь добавочные обстоятельственные значения: отдыхать у моря (у чего? где?).

Обстоятельство

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, поясняющий слово со значением действия или признака и обозначающий, при каких обстоятельствах совершается действие (время, причину, условие..), или указывающий способ, меру, степень проявления действия или признака: пришёл поздно (когда?), плакал от обиды (по какой причине?), очень вспыльчив (в какой степени?) и др.

  1. Обстоятельства могут выражаться:
  2. 1) наречием: исследовать глубоко, стрелять метко;
  3. 2) падежными формами существительных (с предлогами и без предлогов): относиться с сочувствием, петь фальцетом;
  4. 3) деепричастиями: шуметь не переставая;
  5. 4) сравнительной степенью наречия: аргументировать обстоятельнее;
  6. 5) инфинитивом: поехать отдохнуть;
  7. 6) нечленимым словосочетанием: отсутствовать две недели;
  8. 7) фразеологизмом: прочитать от корки до корки.
  9. Выделяются следующие типы обстоятельств по значению:

1) обстоятельства образа действия: идти пританцовывая, нестись сломя голову, читать монотонно (обозначает качественную характеристику действия, способ его совершения и отвечает на вопросы как? каким образом?);

2) обстоятельства меры и степени: жить за три моря, весьма интересный, слишком редко, говорить вполголоса (обозначает меру действия, пространства, времени, количества и отвечает на вопросы в какой мере? в какой степени?);

3) обстоятельства места: идти вдоль дороги, свернуть направо (указывает на место, направление маршрута, взаимного расположения и отвечает на вопросы где? куда? откуда?);

4) обстоятельства времени: проснуться поздно, приехать спустя час (обозначает момент времени, меру времени и отвечает на вопросы когда? как долго?);

5) обстоятельства цели: прийти поговорить, приготовить для брифинга (обозначает цель, ради которой совершается и отвечает на вопросы зачем? с какой целью?);

6) обстоятельства причины: пропустить из-за болезни, прихватить на случай дождя (обозначает причину, повод, основания события и отвечает на вопросы почему? на каком основании?);

7) обстоятельства условия: начнём при наличии большинства, сделает в случае договоренности (обозначает условие, при котором может осуществиться действие и отвечает на вопросы при каком условии?);

8) обстоятельства уступки: начался вопреки прогнозам; сделать, несмотря на возражения (обозначает, вопреки чему совершается действие, и отвечает на вопросы вопреки чему? несмотря на что?).

Источник: http://www.russian-tutor.ru/?page_id=531

Как отличить обстоятельство от дополнения в русском языке?

g1007

Как отличить обстоятельство и дополнение в русском языке, когда второстепенный член предложения выражен существительным? В интернете и в учебниках много чего понаписано, есть примеры. Но все они заканчиваются, как правило, только одним ответом, без обсуждения.

  • Например: Кот лакает молоко из мисочки.
  • Или второй пример: Над водой туман.
  • Третий пример: У матросов кипит работа!

Кот — подлежащее 主语, лакает — сказуемое 谓语, молоко — дополнение 宾语
А вот с «из мисочки» уже вопрос. В интернете пишут, что, мол, можно задать лишь вопрос «из чего?». Позиционируют этот второстепенный член предложения как второе дополнение. Достаточно заметно, что этот ответ на пол-интернета бездумно скопирован (скорее всего, из какого-то учебника). Я смотрю на эти ответы как баран на новые ворота. Хоть убей, не пойму, почему нельзя задать вопрос обстоятельства «откуда?», «где он его берёт?». Может он его со стола слизывает (если придираться к предлогу «из») — «из мисочки» вполне можно заменить на «со стола» (а лакает при этом заменить на слизывает). Смысл, конечно, несколько изменится, но грамматика-то — нет! Посмотрим перевод на китайский:
猫从碗里舔牛奶。
Этот второстепенный член предложения как раз оказывается в том самом месте, где должно стоять обстоятельство, и не просто обстоятельство, а обстоятельство места.

Какой вопрос задать, «Над чем?» или «Где?»? Я бы поставил второй вопрос. В китайском получается также:
烟雾在水面上。

Тут двояко, и зависит от контекста. С одной стороны, это дополнение, т.к. можно поставить вопрос «у кого?». И для перевода не вижу другого способа, кроме как перефразировать в «Матросы старательно работают», из-за чего дополнение превратится в подлежащее:
水手努力工作
С другой стороны, контекст вполне может также указывать на место действия, то есть «где?»: не у пушкарей, не у штабных, не у ракетчиков, не у смешанной команды из матросов и пехотинцев, а вон там, где лишь одни матросы собрались: «Посмотри направо, нет, не туда, где танкисты, а туда, где матросы. Видишь? У матросов, кипит работа!»
你看到了没有,在水手团那边工作很顺利!

Возможно, покажусь смешным — родной язык ведь знать должен хорошо. Но никогда не вникал в грамматику, а сдав школьные экзамены, благополучно забил на забыл то немногое что знал. В любом случае буду раз любым м!

бкрс

А зачем? Если теория, то одно, а если школьная задачка, то другое.
В русском считаю косвенное дополнение проблемой теории (типа «писать ручкой»). По теории:Цитата:5. В некоторых случаях обстоятельство можно калифицировать одновременно и как дополнение, если учитывать переходные явления в области второстепенных членов предложения, явления синкретизма (о чём Вам кто-то уже выше написал).
Вопрос о второстепенных членах предложения в русистике не получил однозначного решения. Представители логического направления (А.Х.Востоков, Н.И.Греч) основой для их выделения считали значение. Ф. И. Буслаев предложил выделять второстепенные члены предложения «по синтаксическому употреблению» и «по значению». Он утвердил в синтаксисе понятия определения, дополнения и обстоятельства. На данном этапе развитии науки плодотворным является структурно-семантический подход к выделению второстепенных членов предложения. При определении их типов учитывается:
1. Семантика и способ выражения словоформ, выступающих в роли второстепенного члена предложения.
2. Вхождение или не вхождение словоформы в словосочетание в качестве зависимого компонента.
3. Отнесённость словоформы к слову или к основе предложения.
4. Роль словоформы в формировании семантической и синтаксической структуры распространённого предложения. Далее процитирую В. В. Бабайцеву (автора многих учебников по русскому языку для средних и старших классов, по которым большинство из нас изучало русский язык) из её монографии «Явления переходности в грамматике русского языка» (М.: «Дрофа», 2000):«Вопрос о классификации членов предложения яляется одним их самых дискуссионных в русской лингвистике. Для многочисленных работ, посвящённых разграничению членов предложения, характерно стремление однозначно квалифицировать члены предложения(с. 416). Основной причиной негативного отношения к классической схеме членов предложения является синкретизм многих членов предложения, невозможность их однозначной квалификации (с. 417). Изучение семантической структуры предложения, явлений синхронной переходности и синкретизма, дифференциация однозначных и многозначных, типичных и синкретичных членов предложения, изучение синтаксических связей и отношений и т. д. позволили с новых теоретических позиций строить подлинную с и с т е м у членов предложения и решать задачи квалификации традиционно выделяемых «трудных случаев» и не только (с. 418) Синкретизм в системе членов предложения – это совмещение (синтез) в одном члене предложения дифференциальных признаков разных членов предложения, разных их функций (с. 419).
С и н к р е т и ч н ы е д о п о л н е н и я:
Тихо льётся (с чего? откуда?) с клёнов листьев медь (С. Есенин).
Осыпался с берёзы (с чего? откуда?) лист (В. Майков).
Чуть-чуть тронулся, пожелтел (на чём? где?) на деревьях лист (И. Соколо-Микитов).
На базе дополнений с разнообразными объектными значениями формируются обстоятельста причины, цели, ситуации и др., поэтому многие обстоятельственные дополнения занимают промежуточное положение и могут быть квалифицированы как объектные обстоятельства.
С и н к р е т и ч н ы е о б с т о я т е л ь с т в а (с. 427): На основе структурной схемы обстоятельств места, времени, условия формируется обстоятельство обстановки (ситуации), а на базе структурной схемы дополнений – обстоятельство состояния (с. 430). Различие в обстоятельственных значениях словоформ с предлогом НА очевидно в следующем предложении:
Снег на крышах и деревьях пронзительно яркий, как на солнце, и воздух, как после весеннего дождя… (И. Герасимов). На крышах и деревьях – обстоятельства места (с осложняющим объектным компонентом), на солнце – обстоятельство обстановки (ситуации, с осложняющим условным компонентом): на солнце – при солнце (предлог при характерен для обстоятельств условия) (с. 431)».

Наиболее ярко синктеризм проявляется в употреблении обстоятельственных по значению словоформ (пространственных, временных, причинных и т.п.) при отглагольных существительных.

Предметное значение определяемого слова обусловливает атрибутивный характер отношений (характеристики предмета), но зависимое слово не утрачивает обстоятельственного значения: Первая поездка н а В о л г у была неудачна (К.Паустовский).

Такой переходный второстепенный член с «двойным» значением можно квалифицировать как обстоятельственное определение.

g1007

Это что, десятки лет именитые русисты изучали русский язык. А на деле выходит, что сами же учёные между собой ещё как следует не разобрались? Зачем тогда детям в головы в школе вбивают то, что ещё плохо изучено?  
Нужно для двух целей:
а) чтобы лучше понимать, что пишут в учебниках по грамматике китайского языка. Без базовых знаний грамматики русского, многое там непонятно. Да и не только китайского, но и английского тоже. Возникает множество ошибок с порядком слов.

б) для перевода в направлении русский-китайский. Особенно, когда попадаются простые, но перегруженные оборотами, предложения. Для простых фраз перевод всплывает в голове сам-собой.

А при переводе сложных фраз начинаю тупить.

Разделение главных и второстепенных членов в исходном сообщении, рассмотрение второстепенных членов, чем они будут в китайском тексте (宾语,状语,定语) помогает расставить их по-порядку.

бкрс

g1007, китайскую теорию можно изучать самостоятельно, без знания русской, достаточно понимания терминологии (что такое дополнение и обстоятельство по сути). Касательно членов предложений и частей речи, может отличаться сильно: у меня болит голова = 我头疼.
Надо понимать, что тут много условностей, на уровне определений, если лишь чуть поменять определение, то получится другая картина. Абстолютного определиния нет, есть лишь общепринятое на данные момент. И в разных языках может быть разные определения одного и того же.
2018.08.18g1007 А на деле выходит, что сами же учёные между собой ещё как следует не разобрались? Зачем тогда детям в головы в школе вбивают то, что ещё плохо изучено?  
Нуу как бы абсолютного знания нет и чем сложнее область, тем больше протеворечий. Особенно там, где всё зависит от определений, как в грамматике естественных языков.
Основная проблема образования — там не закладывают эту самую теорию знаний, а тупо забивают определения, которые ученики бездумно зубрят.

Рейхсканцлер

2018.08.18бкрс Нуу как бы абсолютного знания нет и чем сложнее область, тем больше протеворечий. Особенно там, где всё зависит от определений, как в грамматике естественных языков. В грамматике каждого языка есть свои белые пятна, на которые, на самом деле, натолкнуться легко. 1) В русском, к примеру, даже нет универсальных словоформ для сопряжения имен собственных с числительными. Классический вопрос вида «два Ильи, три Ильи, четыре Ильи, пять… кого?» имеет правильный ответ вида «устойчивой формы в языке нет».
2) Другой пример — «автобус обогнал троллейбус» — это пример грамматически правильной фразы, в которой нельзя даже однозначно выделить подлежащее, не то что ваши там дополнения или обстоятельства

3) В китайском, кстати (я специально этот вопрос обсуждал с местным профессором лингвистом) отсутствует однозначный алгоритм для определения, когда и какие 的 опускать в сложной фразе, в которой три места для 的 или больше. Десятка излагаемых в учебниках правил по употреблению 的 недостаточно, то есть «софт не напишешь».

g1007

Пять Ильёв, Ильей…
Автобусом и троллейбусом интересно получается — не различить именительный и винительный падеж.

Догадался Акоп

g1007, Цитата:Кот лакает молоко из мисочки.
Автор этого предложения хочет сообщить, из какой посуды лакает кот. Следовательно (если это предположение правильно), здесь косвенное дополнение. Где находится молоко, и так понятно: перед мордочкой кота.
Кот вылакал молоко из мисочки и выбежал из кухни.

Из кухни — обстоятельство места. Потому, что объект кухня подходит для описания места.

Цитата:У матросов кипит работа! — косвенное дополнение. Места же нет.
Цитата:Над водой туман. -обстоятельство места. Вода же не в стакане, а антоним для суши. Дифференциация возможна, но не всегда.

天虎

2018.08.18Догадался Акоп Следовательно (если это предположение правильно), здесь косвенное дополнение.
Какое молоко лакает кот? Что за молоко лакает кот? — Из мисочки.
Следовательно, это определение.

井底之蛙不知大海
井の中の蛙大海を知らず

yf102

天虎, Цитата:Какое молоко лакает кот? Что за молоко лакает кот? — Из мисочки.
Следовательно, это определение. 21
.
Молоко из мисочки может быть определяемым +определением в принципе, если молоко из мисочки отличается от молока из блюдца. Но это нужно доказать контекстом.

CyrillKa

2018.08.18Догадался Акоп g1007, Автор этого предложения хочет сообщить, из какой посуды лакает кот. Следовательно (если это предположение правильно), здесь косвенное дополнение. Где находится молоко, и так понятно: перед мордочкой кота.
Кот вылакал молоко из мисочки и выбежал из кухни.

Из кухни — обстоятельство места. Потому, что объект кухня подходит для описания места.

— косвенное дополнение. Места же нет.

 -обстоятельство места. Вода же не в стакане, а антоним для суши. Дифференциация возможна, но не всегда.

И где тут косвенное дополнение? Косвенное дополнение стоит после сказуемого перед прямым дополнением или или после прямого дополнения в дательном падеже. Например, Маша дала мне книгу, Маша дала книгу мне.

Источник: https://bkrs.info/taolun/thread-308257.html

Ссылка на основную публикацию