«кладите» или «ложите», как правильно говорить?

Положить или класть

Употребление глагола ложить вместо класть считается грубейшей ошибкой литературной речи, однако ложить, ложи широко употребляются в разговорном просторечии. В чем же дело?

Случилось так, что некоторые глаголы образовали противопоставление по совершенному — несовершенному виду не с помощью приставок (как делатьсделать), а самостоятельными словами: братьвзять, говоритьсказать, кластьположить. Уже В. И. Даль отмечал, что ложить без приставки не употребляется, корень обязательно должен сопровождаться либо приставкой — заложить, предложить, положить, либо возвратной частицей — ложиться; наоборот, класть с приставкой никогда не употребляется. Класть — несовершенного вида, положить — совершенного, и оба значат поместить в лежачем положении на какой-то поверхности. Так в современных словарях. Однако значение древних корней иное: укладывать (клад, уклад и кладка) — нечто прочное, глубинное, коренное, а положить, действительно, можно и на поверхности. Общим значением обоих слов как будто признается значение второго глагола. И не в этом ли секрет особого пристрастия к ложить сегодня?

Однако ясно, что правильно — положить книгу на стол.

Добавим, что имена, образованные от этих глагольных основ, ведут себя прямо противоположным образом: может быть склад, приклад, заклад и прочее, что кладется, тогда как приставочные от ложить осознаются как самостоятельные слова с особым корнем: перелог, предлог, залог. Это значит, что основным глаголом для выражения данной мысли является все-таки класть, а не ложить.

Положить — приставочный глагол, а такие глаголы теперь воспринимаются как глаголы совершенного вида, от которых очень просто образовать форму несовершенного вида: стоит лишь убрать приставку.

Именно такое движение мысли мы и наблюдаем в просторечии — не только положитьложить, но и кластьпокласть, явное преимущество которых в том, что у каждой пары один общий корень. Это удобно, а в разговорной речи удобства — первое дело.

«Просьба пищевые отходы ложить в ведро» может означать, что складывать отходы будут долго, постепенно и разные люди.

Свое значение имеет и ударение слова. Ложить — форма более приемлемая, чем вульгарное ложить; ведь таково же ударение и в исходной литературной форме положить.

Это тенденция в развитии живого русского языка, но никак не его литературная норма. Последняя всегда отстает от жизни на три-четыре поколения, а о необходимости признать слово ложить «правильным» говорят пока не более полувека.

У Маяковского: «Нежные! Вы любовь на скрипки ложите, любовь на литавры ложит грубый» — но у поэта это яростная антимещанская гипербола. С каким поэтическим заданием употребляют иногда эту форму современные поэты — не ясно. Писатель А. Югов выступал в защиту слова ложить, ссылаясь на авторитет лингвистов.

Однако лингвист может лишь объяснить тенденцию; узаконить новую форму он не вправе. Вдобавок лингвистическим авторитетом для А. Югова служит третье издание словаря Даля — его подготовил известный языковед И. А. Бодуэн де Куртене в начале XX века. Да словарь Даля и вообще не диктует нормы, это толковый словарь живого языка.

Сюда же, наконец, отнесем и ответ на частый вопрос: как произносить повелительную форму глагола? Не ложи, не едь и не ляжь? Об этом много сказано и написано, не хочется повторяться.

В одном «этом ляжь отпечаток такой темной среды, что человек, претендующий на причастность к культуре, сразу обнаружит свое самозванство, едва только произнесет это слово» — так оценил его К. Чуковский. За тридцать лет ничего не изменилось, лучше забыть о том, что такие формы встречаются.

Пусть даже поэты и пользуются ими в экстазе — им иной раз для размера нужно.

Нередко путаница возникает с использованием таких глаголов в различных временах и видах, поэтому попробуем разобраться как же нужно правильно говорить и какой глагол употреблять в тех или иных ситуациях.

Итак, запомним для начала, что глагола ложить (ложил в прошедшем времени и буду ложить в будущем времени, соответственно) нет. Отказываемся от употребления такого слова, а глагол при необходимости употребляем только с приставками (положил, положу, выложил, выложу, приложил, приложу).

Обращаем внимание, что глаголы, указанные выше, употребляются только в прошедшем и будущем времени и имеют совершенный вид.

Глагол кладу употребляется, как правило, без приставок. К примеру, слова покладу в литературном языке нет (однако есть такие слова как, перекладывать, докладывать, укладывать). Глагол кладу можно употреблять во всех временах и он имеет несовершенный вид: клал, кладу, буду класть.

Иными словами глаголы положил, положу и прочие следует употреблять тогда, когда действие в прошлом уже совершено или будет совершено в будущем, без акцента на его продолжительность. Например, я положил ручку на стол – акцент делается на том, что ручка лежит на столе.

Глагол же класть употребляется тогда, когда действие имеет несовершенный вид и акцент делается на его продолжительности в прошедшем или будущем времени или на том, что действие продолжается в данный момент времени. Например, я кладу ручку на стол – действие продолжается сейчас.

Или, второй пример, я клал кирпич в течение трех дней – предложение выражает продолжительность действий по укладке кирпича, тогда как предложение – я положил кирпич – отражало бы сам факт того, что кирпич уже положен.

Итак, ответ на вопрос: «Как правильно говорить: класть или ложить?» не так прост, как может показаться, но главное – запомнить две вещи:

1. Глагола ложить в русском языке нет, он употребляется только с приставками и отражает действие, которое уже совершено в прошло или будет совершено в будущем.

2. Глагол класть в большинстве случаев употребляется без приставок во всех временах и отражает продолжительное действие, которое совершается сейчас, имело место быть в прошлом или произойдет в будущем времени.

Когда нужно ложить, а когда класть?

Вы имеете ввиду когда надо говорить или писать эти слова?

Ответ прост. В русском языке нет слова «ложить» вообще. Есть слово «класть».

  • Но есть слово «положить».
  • То есть можно сказать «положить ребенка спать», но не «покласть ребенка спать».
  • «Положи сумку», а не «поклади сумку»!
  • Но надо говорить «класть» в смысле «класть еду в тарелку» или «класть деньги в банк».

А не «ложить». И тем более не «лОжить»!

Всегда надо класть, а если захотите положить, то только кладите, плиз. И никак не иначе, иначе будет неправильно.

  • Положите, мне, плиз, сахар.
  • Давайте, я вам положу котлету.
  • Давай, класть кубики, вместе мы сложим дом.
  • Положим кубик на кубик и сложим башню.
  • Клади сюда и положи тут, кубик на кубик, сложишь башня.
  • Я им говорю: «Не кладите, а они все-равно, кладут и кладут».

Правильное употребление этих глаголов весьма актуальный вопрос.

Глагола ложить в русском языке не существует, а соответственно не существует прошедшего и будущего времен этих глаголов (ложил и буду ложить).

Поэтому употребления подобных глаголов следует избегать, а применять только с приставками положил, переложил, выложил, переложу.

Глагол класть употребляется без приставки.

Сейчас так часто употребляют слово «ложить» и это так режет слух, что услышав — «класть» сердце радуется и хочется сказать «спасибо» за правильность речи, хотя бы в этом.

В устной речи и просторечие возможно все, а вот люди интеллигентные настаивают на том, что в просторечии есть такие слова, которых вообще быть не имеют права. к ним и относится ложить. Нет такого слова, и все тут.

Хотя есть и действие, которое обозначает это слово, но вот некоторые желают, чтобы оно обозначалось словом класть, от поклажа. А с корнем -лож-, то все требует приставок.

Но всех приводит в недоумение, почему то же слово по-клаж-а имеет приставку и живет в общеупотребительной лексике, и есть слово накладывать, которое тоже с приставкой. Простой снобизм это, я так считаю. Но правило требует: класть — без приставок, положить — только с приставками.

Как правильно: класть или ложить

    • Как правильно: класть или ложить
    • Как положить кафель на кухне
    • Как правильно класть плитку

    Сразу стоит сказать, что глагола «ложить» не существует. Даже если вы напишите это слово в Word, он подчеркнет его красным, да и в толковом словаре его найти нельзя. Измененных форм (в прошедшем и будущем времени) также не существует. Употреблять данный глагол можно только с приставками, например, положить, выложить, приложить и так далее. Стоить отметить, что данные слова имеют только совершенный вид.

    Глагол класть необходимо употреблять без каких-либо приставок. Несмотря на то, что в старину существовало слово «покласть», то сейчас оно выбыло из речевого оборота и считается архаизмом. Слова «поклади», «переклади» и подобные применять нельзя. В остальном, глагол класть можно использовать, как вы захотите (в любой виде, форме и времени): клал, буду класть и так далее.

    Так как правильно: класть или ложить? Конечно, класть, но не что не мешает вам добавить приставку и употребить слово «положить».

    Однако его лучше использовать в том случае, когда вы хотите сказать, что действие будет совершенно в будущем или уже было совершено. При этом акцент на продолжительности лучше не делать.

    Например, не забудь положить ключи на место, когда вернешься из города. В остальных случаях будет уместнее использовать слово класть.

    Поговорим о глаголах: «ложить» или «класть» — как правильно?

    Почему-то в русском языке существуют два камня преткновения – это слова: «класть» и «ложить». Давайте попробуем разобраться, как правильно говорить, заодно вспомнив о видовых формах глагола. Да-да, именно они помогут нам понять: «ложить» или «класть» — как правильно?

    О совершенном и несовершенном виде глагола

    В нашем языке каждый глагол относится к совершенному виду (который отвечает на вопрос «что сделать?») или несовершенному (который отвечает на вопрос «что делать?»). Они образуют видовые пары, и корень у глаголов, входящих туда, как правило, один:

    (что делать?) учить – (что сделать?) выучить,

    (что делать?) висеть – (что сделать?) повиснуть и т.п.

    Но вы же понимаете, что в русском языке все так просто не бывает, обязательно имеются исключения:

    (что делать?) брать – (что сделать?) взять,

    (что делать?) искать – (что сделать?) найти,

    (что делать?) ловить – (что сделать?) поймать.

    Для русскоговорящего они не представляют особой сложности, кроме пары довольно «мудреных» представителей этой части речи: «класть» и «положить». Как правильно говорить: «класть» или «ложить»? Почему-то многие вместо законной несовершенной формы глагола пытаются употреблять несуществующую. Нет в русском языке слова «ложить»!

    Итак, « ложить» или « класть» — как правильно?

    Дело в том, что в большинстве рассуждений на эту тему ответ однозначен: «Корень -лож- без приставки употреблять нельзя!» Предлагается запомнить следующие слова, которые имеют данный корень и право на существование: уложить, положить, выложить, приложить, переложить, заложить и т.д. А без приставки: кладу, кладет, клала, кладем и т.д.

    Но это верно лишь отчасти. Дело в том, что если так рассуждать, то придется говорить: «выложивать» или «заложивать», хотя все знают правильную форму этих глаголов: выкладывать, закладывать.

    Именно знание того, что корень -лож- является принадлежностью совершенной формы глагола, поможет правильно его употребить. Глаголы же, которые мы привели выше, принадлежат к несовершенной форме, а эта форма может быть передана только вариантом глагола: класть.

    «Класть» или «ложить» — как правильно?

    Но многие слышали слова песни: «Снег ложится и тает, и тает…» Как же так, здесь несовершенная форма глагола, а корень -лож-? Дело в том, что наша загадочная парочка: положить и класть — снова предлагает сложности. Если перед нами возвратная форма (то есть такая, что заканчивается на –ся), то в ней употребляется корень -лож-. Например: « Она ложится в чистую постель» .

    Хотя есть и возвратная форма глагола «класть»: «Здесь все кладется в одну стопку». Как же быть? Так «ложить» или «класть» — как правильно сказать в возвратной форме? Оказывается, мы должны помнить и о залоге данного глагола. В первом предложении глагол действительного залога (снег ложится сам, она ложится сама). А во втором случае – это страдательный залог: все кладется кем-то.

    Значит, прежде чем произносить заканчивающиеся на –ся «ложить» или «класть», как правильно поступить? Нужно помнить о том, делает что-то сам предмет (значит, корень -лож-) или производят действие с ним (значит, корень –клад-).

    И напоследок

    Есть еще один, наверное, более легкий способ уяснить, как правильно говорить в каждом отдельном случае. Для этого нужно помнить, что корень -лож- употребляется в значении чего-то, находящегося сверху, на поверхности.

    Ведь и слово «ложе» – это поверхность для лежания. А корень –клад-, как правило, означает то, что внутри. Помните, клад мы выкапываем из недр земли. Значит, когда вы хотите рассказать о том, что будет находиться сверху, вы употребите корень -лож-.

    А если о том, что будет внутри, то прозвучит -клад-. Вот так!

    Класть или ложить как правильно?

    Класть — в русском языке только этот глагол (и его производные) полностью соответствует современным литературным нормам и правилам. Не нужно класть деньги на стол Класть деньги в банк на депозитный счет Они кладут его на лечение в больницу Каменщик кладет облицовочный кирпич Младенца кладут на животик

    Ложить — слово приводится в некоторых словарях русского языка, однако считается просторечным, не соответствующим современным языковым нормам. Не нужно ложить его вверх тормашками Ваню нужно ложить спать в девять часов Вы неправильно ложите изделия на конвейер

    Также в русском языке часто используются слова «ложиться» и «положить«. Для запоминания отличия от глагола «класть» можно использовать следующий прием: если делает что-то сам предмет, используем корень «-лож-«, если производят действие с предметом — корень «-клад-» (класть).

    Снег ложится на землю — Снег лопатой кладут в кузов автомобиля Ребенок ложится в кровать — Ребенка кладут в кровать Его срочно нужно положить в больницу — Его срочно кладут в больницу

    Каменщик положит кирпичи на поддон —

    Источник: https://TuvanOrchestra.ru/nazvanie-kategorii/kogda-nuzhno-govorit-klast-a-kogda-polozhit/

    Как правильно: ложу или кладу. Как говорить: класть или ложить. Ложите ложьте кладите на пол

    ГлавнаяПолЛожите ложьте кладите на пол

    Понятие «чистый русский язык» в наше время довольно сложно определить однозначно.

    Череда заимствований, обусловленная прежде всего быстрым техническим прогрессом, развитый словарь сленга и жаргонизмов, которые порой настолько прочно вплетаются в разговорный обиход, что употребляются в том числе не к месту, и прочие факторы тянут нашу словесность в разные стороны. Неудивительно, что на этом фоне возникает много вопросов об истинности произношения. Как правильно говорить: «ложат» или «кладут»? Это только один из них. Но даже он очень важен.

    Современный русский язык с детства

    Еще в детстве можно было заметить, как взрослые поправляют детей, говорящих слово «ложить», исправляя его на «класть». Но так ли это верно? Согласитесь, «покласть» звучит как-то не вполне естественно.

    Как правильно: «ложу» или «кладу»? В современном русском языке глагол «ложить» формально отсутствует. Его можно обнаружить в словаре Даля, но и там он в инфинитиве не употребляется. Отсюда можно вывести правило.

    Правило

    Так как правильно говорить — «ложат» или «кладут»? Глагол «класть» легко найти в любом словаре русского языка. Он имеет первое спряжение, принято относить его к глаголам несовершенного вида. Можно получить формы множественного, единственного числа, употребить не только в настоящем, но и в прошедшем времени.

    Я кладу апельсин на полку.                          Мы кладем апельсин на полку.

    Ты кладешь апельсин на полку.                    Вы кладете апельсин на полку.

    Он (она) кладет апельсин на полку.             Они кладут апельсин на полку.

    Здесь важно понимать, что выбирая, как правильно говорить – «ложат» или «кладут», надо отталкиваться от конкретного действия и слова, которое необходимо будет получить в результате. «Класть» используется только без приставки. Во всех остальных ситуациях корректнее будет взять корень -лож- и «собрать» слово («Я кладу книгу на колени», но «Я положил книгу на колени»).

    Еще один важный момент – от глагола «класть» нельзя образовать простого будущего времени. Здесь на помощь приходит все тот же корень -лож- от несуществующего глагола «ложить» («Ты положишь эту тетрадь на место »).

    Но будьте внимательны, решая, как правильно – «клади» или «ложи». Как и в любом правиле, в этом имеются некоторые исключения.

    Исключения из правила

    Существуют интеративные глаголы. Они обозначают какое-нибудь повторяющееся действие (накладывать или укладывать – все, что можно делать несколько раз за определенный промежуток времени). В таких случаях следует употребить в своей речи глагол «класть» («Я накладываю ужин каждому члену семьи»).

    Решить, как правильно говорить – «ложат» или «кладут», не так сложно. Достаточно руководствоваться правилом, приведенным выше, и не забывать об исключениях. Единственное, где уместно может смотреться глагол «ложить» — в литературе, если вы при написании диалога в художественном тексте хотите подчеркнуть чью-либо неграмотность. Приведем довольно забавный пример:

    «Ложить надо, ложить!» — закричал Кондрат, озабоченно почесывая левую пятку волосатой рукой.

    В устной же форме это, скорей, подчеркнет ваше личное незнание русского языка. Будьте осторожны, употребляя слова. Они – отражение нашей личности.

    fb.ru

    Класть или ложить как правильно?

    Правильно

    Класть – в русском языке только этот глагол (и его производные) полностью соответствует современным литературным нормам и правилам.Не нужно класть деньги на столКласть деньги в банк на депозитный счетОни кладут его на лечение в больницуКаменщик кладет облицовочный кирпичМладенца кладут на животик

    Настоящее время Прошедшее время Повелительное наклонение
    Я кладу клал; клала; клало
    Ты кладёшь клал; клала; клало клади
    Он/она кладёт клал; клала; клало
    Мы кладём клали
    Вы кладёте клали кладите
    Они кладут клали

    Ложить – слово приводится в некоторых словарях русского языка, однако считается просторечным, не соответствующим современным языковым нормам.Не нужно ложить его вверх тормашкамиВаню нужно ложить спать в девять часовВы неправильно ложите изделия на конвейер

    Настоящее время Прошедшее время Повелительное наклонение
    Я ложу ложил, ложила
    Ты ложишь ложил, ложила ложи
    Он/она ложит ложил, ложила
    Мы ложим ложили
    Вы ложите ложили ложите
    Они ложат ложили

    Также в русском языке часто используются слова “ложиться” и “положить“. Для запоминания отличия от глагола “класть” можно использовать следующий прием: если делает что-то сам предмет, используем корень “-лож-“, если производят действие с предметом – корень “-клад-” (класть).

    Снег ложится на землю – Снег лопатой кладут в кузов автомобиляРебенок ложится в кровать – Ребенка кладут в кроватьЕго срочно нужно положить в больницу – Его срочно кладут в больницуКаменщик положит кирпичи на поддон – Каменщик кладет кирпичи на поддон

    Источник: https://pilorama-chita.ru/pol/lozhite-lozhte-kladite-na-pol.html

    «Класть» или «ложить» — как правильно? | КТО?ЧТО?ГДЕ?

    «Ложите сумку сюда и садитесь за стол», — сказал юный администратор. Есть ли в этом предложении ошибка или все в нем абсолютно верно? Рассказываем, как нужно говорить правильно — «класть» или «ложить».

    Давайте скажем честно: в повседневной жизни мы нередко слышим фразы вроде «Ложите руки сюда!», «Я не ложил ничего на полку», «Ложи телефон, и пойдем» и тому подобные. При этом некоторые люди искренне верят, что в перечисленных высказываниях нет ни единой ошибки.

    Посудите сами: в русском языке большинство глаголов образовываются именно таким образом — отбросили приставку, и готово.

    И если от слова «поехать» получается «ехать», то почему от слова «положить» нельзя получить форму «ложить»? Здесь нам придется вспомнить правило, которому всех нас учили в школе: в русском языке официально глагола «ложить» нет. Это просторечие, и в литературном языке ему не место.

    Откуда растут ноги у этой ошибки? Вопрос, «ложить» или все-таки «класть», связан с упомянутым глаголом совершенного вида — «положить». В русском языке новая видовая форма глагола обычно образуется путем манипуляций с приставками — их присоединения или удаления.

    Например, несовершенный вид «идти» превращается в совершенный «прийти», «стоять» — в «постоять», «лечить» — в «вылечить».

    Но изо всех правил есть исключения, и далеко не всегда новую видовую форму можно получить с помощью морфемы: у некоторых глаголов супплетивные видовые пары — это означает, что они образуются от разных основ, но при этом являются формами одного и того же слова.

    В числе таких глаголов и «класть» (несовершенный вид) — «положить» (совершенный вид), и «брать» — «взять», и «искать» — «найти». Таким образом, личные формы интересующего нас глагола будут звучать так: класть – кладу – кладешь – кладет – кладут – кладете – кладем.

    Чтобы в дальнейшем не допускать нелепых ошибок и не использовать вместо правильной формы просторечие «ложить», запомните: основа «ложить» может фигурировать лишь вместе с приставкой или с суффиксом «–ся» — «приложить», «ложиться», «заложить», «выложить». А вот без приставки следует использовать исключительно глагол «класть», образовывая от него нужные формы путем прибавления окончаний — «кладу», «клал», «кладет».

    Правильное написание: «класть»

    Для закрепления материала рассмотрим несколько примеров:

    • Чтобы готовые пироги были более нежными и рассыпчатыми, в тесто кладите только желтки.
    • Не кладите в утренний кофе вчерашние воспоминания, лучше добавьте сахар сегодняшних надежд.
    • Очень важно научить ребенка перед работой всегда класть на стол нужные материалы и инструменты, чтобы во время занятий не отвлекаться на поиски чего-то нужного.

    Источник: https://kto-chto-gde.ru/story/klast-ili-lozhit-kak-pravilno/

    Консультация по развитию речи (старшая группа) на тему: Правильная речь педагога. | Социальная сеть работников образования

    Слайд 1

    Подготовила : учитель – логопед МАДОУ д /с № 5 г.Кировграда Джермакьян Светлана Гриельевна . педагогам и родителям «Речь воспитателя — основной источник развития дошкольника» .

    Слайд 3

    Чем опасны няни с плохим знанием родного языка даже для младенцев. Оказывается, что «еще до того, как ребенок научился говорить, этот диалект распространился по каналам его мозга. А когда следы уже образовались, чрезвычайно сложно стереть их, чтобы начать прокладывать новые».

    Слайд 4

    Психодиагностическая функция речи заключается в том, что по речи человека можно судить о психологических особенностях данного человека, о его познавательных процессах, психических состояниях и свойствах. Этой функцией речи в общении с людьми мы пользуемся постоянно, внимательно прислушиваясь к тому, что они говорят, и пытаясь по высказываниям человека судить о нем самом как о личности.

    Слайд 5

    Елизаве́та Ива́новна Тихе́ева (1867 — 1943 ) — известный российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей, руководитель опытного д /с при Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Важнейшую роль Е . И . Тихеева отводила речевым образцам, и в первую очередь — речи воспитательницы детей.

    Слайд 7

    Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность. Главным является качество языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда.

    Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец.

    Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.

    Слайд 8

    Правильной речи человек обучается всю жизнь. Каждому ребенку мы, педагоги, должны привить вкус к хорошей речи и отвращение к речи грубой, вульгарной, безграмотной. Рассмотрим употребление некоторых слов в соответствии с нормами современного русского языка:

    Слайд 9

    ЛЯЖЬТЕ ИЛИ ЛЯГТЕ? Приобретая повелительный тон, глаголы меняют свою исходную форму . Именно в этот период и происходит замена согласных в корне слова. Таким образом, буква «ж» меняется на «г. Например: бежать — беги лежать – ляг, лягте

    Слайд 11

    НАДЕТЬ или ОДЕТЬ? Глагол НАДЕТЬ обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом НА) по отношению к другому лицу либо предмету: надеть пальто, туфли, очки, кольцо; надеть шубу на ребенка, надеть наволочку на подушку.

    Слайд 14

    КЛАСТЬ или ЛОЖИТЬ? Слово КЛАСТЬ употребляется во всех своих формах без приставки ( кладу, кладем, клали, кладите и др.), а вот слово с корнем – ЛОЖ — — всегда только с приставкой( положу, приложи, заложил, положите и др.)

    Слайд 15

    КЛАСТЬ или ПОЛОЖИТЬ ? запомните звуковой и зрительный образ этих форм. Кладу, кладёшь, кладёт, кладём, кладёте, кладут, клал, клала, клали, буду класть, будем класть, клади, кладите ( не!!! ложу, ложи, ложите ) Положу, положишь, положит, положим, положите, положат, переложу, подложишь, приложит, выложим, заложите, вложат, положи, положите ( не!!! покладу , поклади , покладите )

    Слайд 16

    Длиньше или длиннее? Запомним : Нет в русском языке слова « длиньше »! Вспомним к какой части речи относится слово «длиннее»… Правильно сказать: «Один карандаш ДЛИННЕ E другого.»

    Слайд 17

    День рождениЕ и день рождениЯ ? Поздравляю с днём рождени ем ? Поздравляю ( чем?) днём (чего?) рожденИЯ ! Иду (куда?) на день (чего?) рожденИЯ ! Был на ДНЕ рожденИЯ . Никаких «иду на день рожденИЕ », «поздравляю, с днем рожденИЕм »!

    Слайд 20

    Оба или обе? Подойдите ко мне оба или «обои»? Слово «обои» вообще по отношению к людям не употребляют. Если только Вы не собираетесь наклеивать их на стенку. «ОБА» (мужчина и мужчина, женщина и мужчина). И только если речь идет о двух женщинах — «ОБЕ».

    Слайд 22

    СвЁкла или свеклА ? Произношение » свеклА » с ударением на 2-м слоге недопустимо! Буква « Ё » русском языке всегда под ударением!. Запоминалка для детей: «не ФеклА , а ФЁкла , не свеклА , а свЁкла » .

    • Слайд 23
    • Свёкла плакать начала, До корней намокла: – Я, ребята, не свекла, Я, ребята, не свекла, Я, ребята, свЁкла .
    • Слайд 24

    Жжет или жгёт ? В глаголах «печь», «жечь» и «стричь» ошибки встречаются довольно часто: то и дело слышишь « жгёт », « пекёт » или « стригёт ». Надо запомнить, что, например, у глагола «жечь» есть только одна форма с буквой «г» — «жгут», у всех остальных форм этой буквы нет.

    Слайд 25

    ПОВЕШАЙ или ПОВЕСЬ в шкаф? В значении «помещать что-либо в висячем положении, прикрепляя к чему-либо, перекидывая через что-либо» или «предавать смертной казни через повешение» используем глагол несовершенного вида « вешать » и глаголы совершенного вида « повесить », « развесить », « свесить » и так далее. Причастия страдательного залога будут соответственно « повешенный », « развешенный », « навешенный » и так далее.

    1. Слайд 26
    2. Артём, ПОВЕСЬ одежду в шкаф!
    3. Слайд 27

    Ехай или поезжай? Все знают, что « ехай » — это страшная безграмотность. Но каким тогда должно быть повелительное наклонение слова? « Едь » или, может, «езжай?» На самом деле форма « ехай » даже менее страшна, чем « едь ». « Ехай » — это просторечие, а формы « едь » вообще нет в словарях. «Езжай» — уже теплее, но это разговорная форма. Литературная только одна — «поезжай».

    Слайд 29

    Нагибаться или нагинаться ? Употребление формы « нагинаться » исключено, это неправильный вариант, не допускающий никаких стилевых «но». Только «нагибаться».

    Слайд 30

    Машет или махает? Варианты «махает» и « помахай » допускаются некоторыми словарями как разговорные, но правильно говорить — «машет», «помаши».

    Слайд 31

    Пылесошу или пылесосю ? Есть лишь один нормативный вариант — « пылесошу », он зафиксирован в словарях. Правда, многим он кажется ошибочным. Вероятнее всего, это связано с неблагозвучностью формы. Именно поэтому многие стараются ее избегать.

    Слайд 32

    Сажать или садить? Садить огурцы и капусту можно, но осторожно. «Садить» — это народно-разговорный стиль. Именно такая пометка есть в словарях. В литературных текстах этот глагол употреблять нельзя — только «сажать» , никак иначе.

    Слайд 33

    При проведении различных видов занятий, беседы, и при чтении книги, и в дидактической игре, необходимо предъявлять требования к ответам детей! А чтобы дети учились говорить правильно, пользовались точными словами для выражения своих мыслей, мы с вами должны знать быть примером для подражания! Ведь говорить грамотно дети учатся от нас, педагогов.

    Слайд 35

    Будьте осторожны, употребляя слова! Они – отражение нашей личности!

    Слайд 36

    Мы целый день С тобой хохочем, Остановиться Всё не хочем … Сказать, вернее, – Не хотИм . Всё хохотим , Да хохотим !..

    Слайд 37

    Спасибо за внимание!

    Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/12/14/pravilnaya-rech-pedagoga

    Урок-игра по русскому языку в 11 классе "Культура речи. Нормы русского литературного языка"

    Заверткина Ольга Ивановна

    • Цели урока:
    • 1) Раскрыть значение культуры речи.
    • 2) Усвоить понятие “норма современного русского языка”.
    • 3) Закрепить умения различать речь нормированную и ненормированную.
    • 4) Формировать навык в использовании нормированной речи.
    • 5) Закрепить умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами языка.
    • 6) Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи.
    • Оборудование: компьютер, проектор;мультимедиа-презентация игры «Самый умный»; раздаточный материал с тестами.
    • Эпиграф к уроку:

    «Для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать». А. П. Чехов

    Ход урока

    1. Вступительное слово учителя:

    Язык является средством общения людей. Он, как и человечество, живет и развивается. Исследователи русского языка отмечают 2 наиболее отрицательные тенденции в современной языковой ситуации в нашей стране:

    1) отступления от норм русского литературного языка, вульгаризация русской речи;

    2) воздействие на русский язык американского варианта английского языка, что отражается в СМИ, рекламе, массовой культуре.

    Все это может привести к разрушению языка. Чтобы не дать нашему языку деградировать и исчезнуть, мы должны заботиться о нем, соблюдая речевые нормы.

    Тема нашего урока сегодня: «Культура речи. Нормы русского литературного языка».  Целью нашего урока является – обобщить и закрепить ваши знания по различным разделам языкознания, связанным с речевыми нормами – орфоэпией, лексикой, словообразованием, грамматикой – морфологией и синтаксисом. А работать мы будем в форме любимой вами игры «Самый умный».

    Класс делится на 5 команд, каждой соответствует определенное цветовое обозначение (оно необходимо для подсчета баллов и для игры во 2 туре по цветным ячейкам): красный, синий, желтый, голубой, розовый.

    В начале игры команды отвечают на задание «Дешифровщик». Таким образом определяется порядок выступления команд. В первом туре команды по очереди отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

    Во втором туре порядок участия команд определяется по количеству баллов первого тура.

    Каждому цвету ячеек соответствует определенный раздел: красный – орфоэпические нормы, синий – лексические нормы, желтый – словообразовательные нормы, голубой – морфологические нормы, розовый – синтаксические нормы. Команды выбирают ячейки своего цвета (за правильный ответ – 1 балл, за ответ на вопрос соперника – 2 балла). 

    2. «Самый умный». 1 тур

    1. Какая речь считается правильной? Речь, в которой соблюдены нормы литературного языка. 
    2. Что такое литературный язык? Общий язык письменности народа, официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме.
    3. Что такое нормы литературного языка? Общепринятые в речевой практике языка правила произношения, образования, употребления слов, словосочетаний, предложений.
    4. Какие нормы русского языка отражают правила произношения, ударения, использования интонации?  Орфоэпические
    5. Какие нормы русского языка отражают правила употребления слов в точном соответствии с их значением?  Лексические
    6. Какие нормы русского языка отражают правила образования слов?  Словообразовательные
    7. Какие нормы русского языка отражают правила образования форм слов разных частей речи?  Морфологические
    8. Какие нормы русского языка отражают правила построения словосочетаний и предложений? Синтаксические
    9. Произнесите правильно слово ДИСПАНСЕР  диспансе’р [сэ]
    10. В каком слове ударение падает на второй слог: КИЛОМЕТР  ПОЗВОНИМ ХОДАТАЙСТВО?  ходАтайство
    11. Расставьте ударение в словах: БАЛОВА′ТЬ МАРКИРОВА′ТЬ ПРЕМИРОВА′ТЬ
    12. В каком случае синоним подобран неверно: 1) ринуться – устремиться 2) ревизия — пересмотр, изменение

      3) превратный — решающий, поворотный 

    13. Какая норма нарушена в следующих примерах: стадо зайцев, под гнетом гуманности, костяной тип мышления? лексическая
    14. Исправьте ошибку в предложении «Благодаря наводнению тысячи людей остались без крова». Вследствие (из-за) наводнения…
    15. Какая норма нарушена в следующих примерах: описывание характера, продажничество, беспросвет?  словообразовательная
    16. Исправьте словообразовательные ошибки: подчерк, уклонство, полность.  Почерк, уклонение, полнота
    17. В каком из примеров нарушена морфологическая норма: 1) черная вуаль 2) царящиеся порядки   ˅

      3) красивейший цветок

    18. Исправьте грамматическую ошибку в предложении «Сегодня она пела более лучше, чем вчера».  Пела лучше…
    19. Выберите правильный вариант продолжения предложения: Уезжая с дачи, 1) все двери были заперты. 2) родители закрыли все двери.   ˅
    20. Исправьте ошибку в предложении «Выйдя замуж за его брата, никто из детей не родился живым».  Когда она вышла замуж за его брата, никто из детей не родился живым.

    «Самый умный». 2 тур1. В каком слове ударение падает на первый слог?

    1. понявший
    2. брала
    3. свекла    свЁкла

    2. В каком предложении выделенное слово употреблено в несвойственном ему значении?

    1) Чукотка издавна считается традиционной ЖИТНИЦЕЙ народов Севера.

    2) Средства массовой информации ДИСКУССИРУЮТ о президентских выборах. 3) Мои друзья-однокурсники считались наиболее активными ЗАЧИНЩИКАМИ добрых традиций и интересных дел.  ˅

    • 3. Найдите и исправьте словообразовательную ошибку в предложении:
    • “Музыка помогает человеку почувствовать всё очаровательство природы”.  (очарование)
    • 4. Найдите и исправьте морфологическую ошибку:
    • «В ближайшее время между предприятиями будут подписаны двусторонние договора».
    • договорЫ

    5.  В каком слове ударение падает на второй слог?

    1. засветло
    2. некролог
    3. модерновый      модЕрновый6.  Укажите предложение без грамматических (морфологических) ошибок:
    4. 1) Он не преступник, он стал несчастным жертвой обстоятельств.
    5. 2) Цветок быстро увянул.
    6. 3) Книга открыта на пятисот пятой странице.    ˅   
    7. 7. Какие предложения построены неправильно:
    8. 1) Посмотрев в глаза дочери, мама всё поняла.
    9. 2) Беседуя с другом, ему позвонили.           ˅
    10. 3) Уехав в другой город, его мечта не изменилась.          ˅
    11. 4) Заметив друзей, мы подошли к ним.

    8. В каком примере неверно указано лексическое значение?

    1) Изразец — плитка из обожженной глины для облицовки стен и печей. 2) Фатальный — нужный, насущно необходимый.        ˅

    • 3) Позерство — привычка гримасничать.
    • 9. Исправьте словообразовательную ошибку в предложении:
    • «С детства у нее были приклонности к музыке». (наклонности)

    10.В каком предложении вместо слова АБОНЕМЕНТ нужно употребить АБОНЕНТ?

    1. 1) Приобретённый абонемент стоил очень дорого.
    2. 2) Завтра я планировал получить заказанный абонемент, а потом пойти в школу.
    3. 3) Сергеев вообще был абонементом добросовестным, вовремя платил за телефон.   ˅

    11. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

    1) упрочЕние             2) красивЕйший

    3) создалА                 4) протОренный

    12. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

    • 1) КОМАНДИРОВАННЫЙ в соседнюю страну спецпредставитель ООН встретился с министром иностранных дел.
    • 2) Письмо было доставлено АДРЕСАТУ через 14 дней.
    • 3) Княжну выдавала ВЕЛИКАЯ поступь.             величавая

    13. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

    1. 1) дозвонИтся             2) красИвее
    2. 3) каталОг                    4) сОзыв
    3. 14. Исправьте грамматические ошибки в следующих примерах:
    4. 1) С ихней девочкой                     с их
    5. 2) Красивые торта                        торты
    6. 3) К восьмиста ученикам             восьмистам
    7. 15. В каком примере не допущена словообразовательная ошибка:
    8. 1) общественный устрой
    9. 2) просторечные слова   ˅
    10. 3) оплошки героев
    11. 4) проявлять упорность
    12. 16. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
    13. 1) Около восьмисот человек
    14. 2) Эти ягоды слаще
    15. 3) Ложите на полку         ˅ (кладите)
    16. 4) Обоих деревьев

    17. В каком предложении допущена словообразовательная ошибка?

    • 1) Надо понять, что все это не зря делалось.
    • 2) Бороться с нахальством трудно. 
    • 3) Вызывает уважение неколебимость характера героев.     ˅  (непоколебимость)
    • 4) Взяточничество – бич нашего времени. 
    • 18. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
    • 1) Говорили о вас
    • 2) Моложе брата
    • 3) Более пятидесяти рублей
    • 4) Рисунок более красивее    ˅
    • 19. Укажите пример с грамматической (синтаксической) ошибкой:
    • 1) Рецензия на книгу должна быть сдана через два дня.
    • 2) В сочинении было хорошо описано про характеры героев.     ˅
    • 3) Трудно иметь дело с человеком, про которого известно, что он настоящий ханжа.

    20. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

    1. 1) ГОРДЫНЯ за свой народ, за свою землю помогала нам выдержать самые тяжелые испытания.    (гордость)
    2. 2) Многие современные школьники думают, что дворяне вели ПРАЗДНУЮ жизнь.
    3. 3) В ходе расследования установлены ЕДИНИЧНЫЕ  факты продажи поддельной продукции.
    4. 21. Укажите предложение без грамматической (синтаксической) ошибки:
    5. 1) Прочитайте списки абитуриентов, успешно сдавших экзамены.   ˅
    6. 2) Старшеклассники интересуются и посещают дни открытых дверей в вузах.

    3) Д.Лихачев заостряет внимание на проблему национализма. 

    • 22. Исправьте словообразовательные ошибки:
    • 1) По асфальтной дорожке;          асфальтовой
    • 2) Главной чертой России всегда было чинопочитательство;        чинопочитание
    • 3) Испытал стыдство за бедный вид матери.              стыд
    • 23. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:
    • Вернувшись из путешествия,
    • 1) нам рассказали много интересного.
    • 2) друга ждали новые заботы.
    • 3) друг рассказал нам много интересного.          ˅
    • 4) книга была закончена.

    24. В каком слове ударение падает на первый слог?

    1. банты     ˅ бАнты
    2. верна
    3. дефис
    4. сироты
    5. 25. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:
    6. Осознавая свои ошибки,
    7. 1) это обогащает опыт каждого.
    8. 2) может обнаружиться неожиданное решение.
    9. 3) накапливается жизненный опыт.
    10. 4) человек не повторит их в дальнейшем.   ˅

    3. Анализ допущенных учащимися ошибок. Работа над ошибками.

    4. Выполнение тестовых заданий (задания типа А1-А5 ЕГЭ).

    5. Подведение итогов урока. Выставление оценок в журнал и дневники.

    6. Домашнее задание: в сборниках типовых тестовых заданий прорешать задания А1-А5; повторить стили речи и их особенности.

    P.S. Приложения можно скачать здесь:

    Презентация «1 тур и дешифровщик» — http://www.docme.ru/doc/864277/samyj-umnyj-kul._tura-rechi-1-tur-i-deshifrovshhik

    Презентация «2 тур» — http://www.docme.ru/doc/864279/samyj-umnyj-kul._tura-rechi-2-tur

    Источник: https://open-lesson.net/1001/

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика