- Содержание
- Что такое спряжение глагола?
- Зачем определять спряжение глагола?
- Как определить спряжение глагола?
- Как применять правило?
- Какие глаголы называются разноспрягаемыми?
- Что такое глаголы особого спряжения?
- Тест по теме «Спряжение глагола»
- Тест «Правописание глаголов и причастий»
- Спряжение глагола — пожалуй, одна из самых сложных тем в курсе русского языка.
- Однако хорошо усвоить её нужно обязательно: без глаголов не обходится ни один школьный диктант.
- Кроме того, задания, связанные с определением спряжения глагола, непременно встретятся в тестовой части выпускных экзаменов по русскому языку — ОГЭ в девятом классе и ЕГЭ — в одиннадцатом.
- Несмотря на то, что определять спряжение глагола и грамотно писать его личные окончания учат ещё в начальных классах, ошибок на это правило предостаточно в работах школьников всех возрастных категорий.
Покорить Его Величество Глагол непросто… Но мы всё же — шаг за шагом — попробуем это сделать. Для начала разберёмся, что же из себя представляет это пресловутое спряжение глагола.
Что такое спряжение глагола?
Спряжением называется изменение глагола по лицам и числам.
Как это выглядит на практике?
Лицо и число глагола можно определить, если подставить к нему одно из подходящих по смыслу личных местоимений.
Вспомним эти местоимения:
Так, к глаголу идёшь можно подставить местоимение ты: (ты) идёшь — значит, это глагол 2 лица единственного числа. А к глаголу поём подставляется местоимение мы — это глагол 1 лица множественного числа. (Они) клеят — 3 лицо множественного числа, (я) рассказываю — 1 лицо единственного числа и т.д.
Теперь научимся спрягать глаголы (то есть изменять их по лицам и числам).
Вот так, к примеру, спрягаются глаголы делать и клеить:
Окончания глаголов первого, второго и третьего лица называются личными. То же название имеют и формы глаголов, образовавшиеся при спряжении.
Кстати, окончания глаголов мы выделили не случайно. В русском языке огромное количество разных глаголов. Но почти все они по своим личным окончаниям делятся всего на два типа.
- Первый тип глаголов (то есть глаголы первого спряжения) имеет личные окончания:
- -у (или -ю), -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут (или -ют).
- Окончания глаголов второго типа (то есть глаголов второго спряжения):
- —у(или -ю), -им, -ишь, -ите, -ит, -ат (или -ят).
- Наверняка вы уже отметили, что мы проспрягали глаголы обоих типов: глагол делать относится к первому спряжению, а глагол клеить — ко второму спряжению.
Личные окончания глаголов первого и второго спряжения нужно запомнить!
Зачем определять спряжение глагола?
Действительно, зачем? Для чего учителя периодически усложняют жизнь школьникам, заставляя их зубрить — в стихах и в прозе — глаголы-исключения, вновь и вновь повторять, казалось бы, затверженное наизусть правило определения спряжения? Оказывается, причина есть — и причина важная.
- Попробуйте-ка, не зная правил, вставить пропущенные буквы в глаголы:
- (мы) се…м,
- (мы) вид…м.
Задача не из лёгких, не так ли? Даже если природа вас наделила врождённой грамотностью, правильно писать личные окончания глаголов непросто.
Гораздо легче тем, кто определил, что глагол сеять относится к первому спряжению, а глагол видеть — ко второму.
Из списка личных окончаний глаголов первого спряжения выбираем подходящее по смыслу окончание для глагола се…м — -ЕМ. И пишем глагол правильно:
Из другого списка — личных окончаний второго спряжения — выберем нужное личное окончание для глагола вид…м — -ИМ. Напишем глагол грамотно:
Кстати, от спряжения глагола зависят и гласные в суффиксах причастий настоящего времени. Если причастие образовано от глагола первого спряжения, его суффиксы будут такими:
-ущ-, -ющ-, -ом-, -ем-.
У причастий, образованных от глаголов второго спряжения, суффиксы следующие:
-ащ-, -ящ-, -им-.
Итак, умение определять спряжения глагола необходимо, чтобы правильно писать личные окончания глаголов и суффиксы причастий. Теперь возникает другой вполне резонный вопрос — как именно определять спряжение глагола?
Как определить спряжение глагола?
Чтобы определить спряжение глагола, прежде всего, поставим его в неопределённую форму.
Напомним: в неопределённой форме (она по-другому называется инфинитивом) глагол отвечает на вопрос что делать? или что сделать? — смотреть, искать, нести, беречь, надеяться и т.п.)
Смотрим, на что оканчивается глагол. К примеру, глагол смотреть оканчивается на -еть, искать — на -ать, нести — на -ти, беречь — на -чь, надеяться — на -ять (постфикс -ся отбрасываем) и т.д.
А вот, собственно говоря, само правило.
Ко второму спряжению относятся:
— все глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на -ИТЬ, кроме трёх — брить, стелить, зиждиться;
— 11 глаголов-исключений, которые оканчиваются на -ЕТЬ и -АТЬ (их нужно запомнить!) —
7 глаголов на -ЕТЬ:
4 глагола на -АТЬ:
К первому спряжению относятся
все остальные глаголы, включая глаголы-исключения брить, стелить, зиждиться.
Примечание. Этот способ определения спряжения подходит только для глаголов, у которых на личное окончание не падает ударение.
Не пытайтесь определять по неопределённой форме спряжение глаголов с ударными личными окончаниями.
Во-первых в этом нет необходимости, так как гласные под ударением слышатся чётко, а значит для их правильного написания в окончаниях глаголов правило применять не требуется.
Во-вторых, определяя по инфинитиву спряжение глаголов с ударными личными окончаниями, вы рискуете запутаться: глагол лететь, например, оканчивается в неопределённой форме на -ЕТЬ (а если применить к нему правило, то окажется, что он первого спряжения).
Однако личные формы глагола лететь имеют все окончания второго спряжения (летим, летишь, летите, летит, летят).
Следовательно, и относить этот глагол нужно ко второму спряжению.
Спряжение глаголов с ударными личными окончаниями определяется по самим окончаниям, а не по неопределённой форме!
Как применять правило?
Итак, мы выяснили, что определять спряжение глагола необходимо, чтобы правильно писать гласные в личных окончаниях. На практике это выглядит следующим образом.
- Предположим, что требуется вставить пропущенные буквы в глаголах:
- (мы) се…м,
- (они) кол…тся,
- (ты) пил…шь,
- (он) удерж…т.
- Личные окончания этих глаголов безударные, и для определения спряжений нужно поставить глаголы в неопределённую форму.
Се…м — сеять. В инфинитиве глагол оканчивается на -ять, а значит, относится к первому спряжению. Вспоминаем личные окончания глаголов 1 спряжения:
Выбираем из списка то окончание, которое нам подходит по смыслу: -ЕМ. Записываем глагол правильно: сеем.
Кол…тся — колоться. В неопределённой форме глагол оканчивается на -оть и, следовательно, также относится к первому спряжению (на постфикс -ся в данном случае внимания не обращаем: он не влияет на написание глагола). Выбираем из списка подходящее окончание:
Без пропусков глагол выглядит так: колются.
Пил…шь — пилить. Инфинитив этого глагола оканчивается на -ить — значит, перед нами глагол второго спряжения. Вспомним личные окончания глаголов второго спряжения и выберем из них то, что подходит по смыслу:
Без пропусков глагол пишется так: пилишь.
Удерж…т — удержать. Глагол оканчивается в инфинитиве на -ать. Вспоминаем: глагол держать — один из четырёх глаголов-исключений на -ать, относящихся ко второму спряжению (приставка у- на написание глагола не влияет). Выбираем из списка подходящее по смыслу окончание:
Записываем глагол в соответствии с правилом: удержит.
Разноспрягаемые глаголы
Есть в русском языке глаголы, которые при спряжении приобретают личные окончания и первого, и второго спряжения. Таких глаголов всего три: хотеть, бежать и брезжить. Поскольку ни к первому, ни ко второму спряжению эти глаголы отнести нельзя, они считаются разноспрягаемыми.
Проанализируем формы глагола хотеть. В единственном числе он имеет окончания первого спряжения: хочешь, хочет. А вот формы множественного числа спрягаются уже по второму типу спряжения: хотим, хотите, хотят.
Все личные окончания глагола бежать ударные: бежим, бежишь, бежите, бежит, бегут. Как видим, во множественном числе третьего лица глагол имеет окончание первого спряжения -ут. Остальные же его формы спрягаются по второму спряжению.
Глагол брезжить не употребляется в первом и втором лице. Что же касается третьего лица, то в единственном числе глагол приобретает окончание второго спряжения (брезжит), а во множественном числе – окончание первого спряжения (брезжут).
Глаголы особого спряжения
Глаголы в русском языке, спрягаясь, приобретают, как правило, личные окончания одного из двух типов спряжения. Исключением являются глаголы особого спряжения, имеющие специфические личные окончания. Это глаголы есть и дать – древнейшие слова, судя по всему, одними из первых появившиеся во всех языках мира. Проанализируем их формы.
Глагол есть (в значении «принимать пищу») во множественном числе спрягается подобно глаголам второго спряжения: едим, едите, едят. А вот в единственном числе окончания в формах этого глагола особенные: ем (окончание -м), ешь (окончание -шь), ест (окончание -ст).
Глагол дать во множественном числе спрягается и как глаголы второго спряжения (дадим, дадите), и как глагол первого спряжения (дадут).
Что же касается единственного числа, то здесь окончания специфические, как и у глагола есть: дам (окончание -м), дашь (окончание -шь), даст (окончание -ст).
Источник: http://bacenko.ru/podgotovka-k-ege/opredelyaem-spryazhenie-glagola/
Спряжение глаголов в русском языке — правило и таблица с примерами
- Правило про спряжение глаголов в русском языке – один из необходимых атрибутов грамотной письменной речи.
- Только зная и умея применять его на практике, можно понять, как правильно написать глагольные окончания.
Оглавление:
- Что такое спряжение глаголов
- Как определить спряжение глагола по личным окончаниям
- Спряжение в ударных окончаниях
- Спряжение глаголов в русском языке на примерах в таблице
- Спряжение глаголов по безударным личным окончаниям
- Исключения 1 и 2 спряжения
- Заключение
Что такое спряжение глаголов
Термин «спряжение» впервые появился в русском языке в семнадцатом веке. Образовался он от слова «спрягать», в устаревшем значении «присоединять, приближать», с латыни — «наклоняться», «склоняться».
В лингвистике ему придаётся значение: «соединение различных отглагольных форм». В старинном учебнике Иоанна Дамаскина этот термин характеризуется такими словами как «супружество», «соединение».
Спряжением в современной лингвистике принято обозначать изменение глаголов в лице и числе. В русском языке их только два: первое и второе.
Как определить спряжение глагола по личным окончаниям
Личными называются окончания слов, обозначающих действия предметов, в первом, втором и третьем лицах («-у», «-ю», «-ешь», «-ёшь», «-ишь», «-ет», «-ёт», «-им», «-ем», «-ём», «-им», «-ете», «-ёте», «-ите», «-ут», «-ют», «-ат», «-ят») единственного и множественного числа.
Чтобы определить спряжение, сначала нужно выделить ударный слог в слове и посмотреть, падает ли ударение на окончание или нет.
Например, в слове «бороться» ударение падает на второй слог, т. е. личное окончание является безударным. А в слове «бежать» ударение падает на «-ать», т. е. оно является ударным.
Спряжение в ударных окончаниях
По ударному окончанию слова, обозначающего действие предмета, определить спряжение очень легко, для этого достаточно знать только окончания для I и II спряжения.
Обычно ко второму спряжению относят глаголы на «-ить», а к первому все остальные (в том числе и на «–ть», как в словах «жить», «есть», «-ти» для слова «идти» и т. д.).
Примеры:
- «полоть» заканчивается на «-ть» — 1 спряжение;
- «стоять» — окончание «-ять» — 1 спряжение;
- «дремать» — на конце «-ать» — 1 спряжение.
Однако существует множество глаголов-исключений, о которых речь пойдет далее.
Спряжение глаголов в русском языке на примерах в таблице
Спряжение глаголов по безударным личным окончаниям
Если у слова, обозначающего действие предмета, безударное личное окончание, то нужно образовать от него неопределенную форму и посмотреть, какая именно буква стоит перед «-ть». При этом начальную форму следует брать того же вида, что и личная форма.
Примеры:
- «поднимает» — глагол несовершенного вида. Значит, неопределенная форма должна быть тоже несовершенного вида – «поднять». Окончание «-ять», значит, I спряжение;
- «тает» — глагол несовершенного вида, в инфинитиве «таять», т. е. это слово следует включить в I спряжение, так как заканчивается на «-ять».
- «клеит». Ставим его в неопределенную форму: «клеить». Окончание «-ить», соответственно, этот глагол относится ко II спряжению;
- «борешься» — «бороться», на «-оть» и входит в I спряжение.
Задание: проспрягайте (то есть измените по лицам и числам) указанные выше слова.
Чтобы определить лицо глагола, нужно поставить перед ним личное местоимение. Получаем «я поднимаю» и «поднимаете».
Первое спряжение:
- я поднимаю, мы поднимаем;
- ты поднимаешь, вы поднимаете;
- он поднимает, они поднимают.
А теперь проспрягаем глагол второго спряжения, чтобы увидеть, как меняются окончания:
- я клею, мы клеим;
- ты клеишь, вы клеите;
- он клеит, они клеят.
Подводя итоги, отметим — для выяснения, какую гласную ставить в конце слова, можно использовать два метода:
- Первый способ — поставить глагол в третье лицо множественного числа.
Например, нужно узнать окончание глагола «верт_т». Ставим в третье лицо: «они вертят». Глагол заканчивается на «-ят», значит, это глагол 2 спряжения и в неопределенной форме окончание будет «-ит», т.е. «вертит».
Точно так же и с глаголами первого спряжения, например, «зате_ть». Ставим в третье лицо: «они затеют». Окончание «-ют», следовательно, это 1 спряжение, и неопределенная форма будет иметь окончание «-ять»: «затеять».
- Второй способ — определение по неопределенной форме глагола или инфинитиву (т. е. глагол должен отвечать на вопросы «что делать?» или «что сделать?»). Поставив глагол в неопределенную форму, смотрим окончание. Есть глагол не на «-ить», то он относится к первому спряжению и в безударном личном окончании будет писаться буква «е».
Например, глагол «стро_т». Ставим в инфинитив, получается «строить», окончание «-ить», т. е. глагол второго спряжения и в личной форме будет писаться буква «и» — «строит».
Глагол «зате_т» в инфинитиве имеет окончание «-ять», то есть относится к первому спряжению и в личной форме будет иметь окончание «-ет», т. е. «затеет».
Исключения 1 и 2 спряжения
Важно помнить все исключения, которые относятся к этому правилу. Исключения необходимо выучить, так как от них во многом зависит написание слов, обозначающих действия предметов.
Заключение
Как можно увидеть, определить спряжения глагола несложно, недаром это правило ученики проходят ещё в начальной школе. Зато эти знания позволят правильно писать личные глагольные окончания, что просто необходимо для человека, желающего обладать грамотной письменной речью.
Источник: https://1001student.ru/russkij-yazyk/spryazhenie-glagolov.html
Спряжение глаголов: Правило в русском языке
Несмотря на то, что в курсе русского языка на тему «Спряжения глаголов» отводится несколько часов, многие учащиеся испытывают трудности в усвоении данной темы.
Они не знают, к какому типу отнести тот или иной глагол, испытывают неловкость при встрече с разноспрягаемыми глаголами. Ещё смутно представляют алгоритм, позволяющий определить первое или второе спряжение.
Ниже мы разберём спряжение глаголов, предоставим ряд определяющих данное деление правил, а также разберём несколько примеров таких спряжений.
Что такое «спряжение глаголов»?
Слово «спряжение» вошло в русский язык примерно с 17 века, являясь производной от основы «спрягать» в значении «объединять», «соединять вместе».
В лингвистике русского языка под «спряжением» понимается изменение глаголов по лицам и числам (в некоторых случаях ещё по временам и родам).
Доминирующая ныне в русском языке система спряжений является результатом существенного упрощения системы спряжений древнерусского языка.
В нём категории вида и времени не были разделены полностью, имели несколько парадигм числа – единственное, множественное, двойственное, время имело четыре формы прошедшего времени и две будущего etc.
Спряжение как форма глагольного изменения в парадигматике языка противопоставляется склонению.
Виды спряжений в русском языке
В сегодняшнем русском языке существуют два вида спряжений – первое (I) и второе (II)
Для удобства лучше начать изложение материала со второго типа спряжений. Во втором типе представлены глаголы-исключения, не попадающие под первый тип спряжения.
Потому если вы определили, что глагол не относится ко второму типу спряжения, то такой глагол в абсолютном большинстве случаев относится к первому типу.
Исключения составляют лишь несколько разноспрягаемых глаголов, которые можно отнести одновременно к первому и второму типу.
Правила:
Ко второму спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся на «-ить», кроме пяти глаголов «брить», «зиждеться», «носить», «стелить», «хвалить». Последние относятся к первому типу спряжения.
Также ко второму спряжению относятся семь глаголов с окончанием на «-еть» — «смотреть», «вертеть», «видеть», «зависеть», «ненавидеть», «обидеть», «терпеть». Все другие глаголы с окончанием на «еть» относятся к первому спряжению.
Кроме того, ко второму спряжению относятся четыре глагола с окончанием на «-ать» — «гнать», «дышать», «держать», «слышать». Все другие глаголы с окончанием на «-ать» относятся к первому спряжению.
Для лёгкого запоминания перечисленных исключений даже существует стишок:
Примеры глаголов второго спряжения
К первому спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся на «-ать», «-оть», «-уть», «-ть».
Таблица спряжения глаголов
Как разделить слова на слоги.
Правила и примеры определения спряжения
При ударном окончании спряжение у глаголов определяется по неопределённой форме. Такая форма отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?». Поставьте глагол в неопределённую форму, и идентифицируйте первое или второе спряжение.
При безударном личном окончании у глагола необходимо:
- Образовать от такого глагола начальную форму;
- Определить, какая гласная стоит перед окончанием «-ть» (определение по суффиксу инфинитива).
Определяем спряжение глагола
- В русском языке при определении спряжения глагола, начальную форму надо брать того же вида, что и личная форма.
- Например:
- Глагол «рисует» (начальная форма «рисовать». Глагол заканчивается на «-ать», потому это первое спряжение);
- Глагол «пилит» (начальная форма «пилить», заканчивается на «-ить», значит это второе спряжение);
Выполним спряжение указанных глаголов, то есть изменим их по лицам и числам. Для определения лица глагола поставим перед ним личное местоимение.
- Глагол «рисует»
- Я рисую Мы рисуем
- Ты рисуешь Вы рисуете
- Он рисует Они рисуют
- Глагол «пилит»
- Я пилю Мы пилим
- Ты пилишь Вы пишете
- Он пилит Они пилят
Алгоритм спряжения
Рекомендуем прочесть на нашем сайте: Орфографический разбор слова.
Определяем гласную безударных личных окончаний глагола
Давайте выясним, какую гласную нужно писать в безударных личных окончаниях глаголов.
Для этого существуют два способа:
Первый способ
- Спрягаемый глагол поставить в 3 лицо множественного числа
- -ут, -ют – первое спряжение – буква «Е».
- В личном окончании будет обязательная гласная «е» (они рисуют – первое спряжение — рисуЕт).
- -ат, -ят – второе спряжение – буква «И»
- В личном окончании всегда будет гласная «и» (они красят – второе спряжение – красИт).
Второй способ
Второй способ состоит в постановке глагола в неопределённую форму, отвечающую на вопросы «что делать?» «что сделать»?
Если этот глагол заканчивается не на «-ить» — значит он первого спряжения, и в личной форме глагола нужно писать «е»
Чита_т – (что делать? – читать) – первое спряжение – значит будет «читает».
Если глагол заканчивается на «-ить» (что делать – пилить) значит он второго спряжения, и нужно писать «и».
Хвал_и – (что делать? – хвалить) – второе спряжение – в личной форме будем писать «и» — хвалит.
Разноспрягаемые глаголы
Также в русском языке имеются разноспрягаемые глаголы, которые могут спрягаться как по первому, так и по второму типу спряжения (например, чтить, хотеть, бежать etc.). А также иметь специфическую систему окончания (дать, есть и etc.).
- К примеру, глагол «хотеть» в единственном числе 3 лица относят к первому типу спряжения («хочет»), а во множественном лице третьего лица – ко второму типу (они хотят).
- Подобные глаголы не относятся ни к одному из представленных спряжений, и являются исключениями в спряжении глаголов в русском языке.
- https://youtu.be/v0E06cT5Gw4
Заключение
Выше мы разобрали спряжение глаголов, перечислили ряд правил в русском языке, согласно которых происходит классификация типов спряжения глаголов. И привели ряд примеров таких спряжений. Используйте указанный в статье алгоритм для определения первого или прямого спряжения, что даст вам возможность избежать ошибок при написании текстов.
Источник: https://sdelaicomp.ru/obzori/spryazhenie-glagolov-pravilo-v-russkom-yazyke.html
Спряжение глагола
Спряжение глаголов представляет собой постоянный грамматический признак этой части речи.
В статье описаны способы, как определять спряжение глаголов, приведены таблицы с наглядными примерами различных вариантов спряжений, а также указаны исключения из общих правил.
Спряжение глаголов в русском языке представляет собой систему изменения форм глаголов настоящего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов относится к постоянным грамматическим признакам данной части речи. В русском языке существует два основных типа спряжений – 1 и 2 спряжение глаголов. По правилам спряжение глаголов определяется двумя способами:
- По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;
- Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).
Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием, достаточно проспрягать слово по числам и лицам. Перечень личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения с примерами представлен в понятной таблице спряжения глаголов в русском языке.
Лицо | Глаголы 1 спряжения | Глаголы 2 спряжения | ||||
Ед. число | Мн. число | Примеры глаголов 1 спряжения | Ед. число | Мн. число | Примеры глаголов 2 спряжения | |
1-е | -у (-ю) | -ем | рисую, сошью, расту рисуем, сошьем, растем |
-у(-ю) | -им | приготовлю, куплю, держу приготовим, купим, держим |
2-е | -ешь | -ете | рисуешь, сошьешь, растешь рисуете, сошьете, растете |
-ишь | -ите | приготовишь, купишь, держишь приготовите, купите, держите |
3-е | -ет | -ут (-ют) | рисует, сошьет, растет рисуют, сошьют, растут |
-ит | -ат (-ят) | приготовит, купит, держит приготовят, купят, держат |
Чтобы узнать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, необходимо образовать неопределенную форму глагола (инфинитив) и по суффиксу инфинитива определить спряжение глагола.
Глаголы первого спряжения представлены:
- глаголами, имеющими в неопределенной форме суффикс -еть (кроме семи глаголов исключений 2 спряжения);
- глаголами с суффиксом -ать (кроме четырех глаголов исключений, относящихся к 2 спряжению);
- тремя глаголами исключениями с суффиксом -ить (зиждиться, стелить, брить);
- всеми глаголами с суффиксом -оть, -уть, -ть и др. (обуть, полоть, смолоть).
Глаголы второго спряжения представлены:
- глаголами, имеющими в неопределенной форме суффикс -ить (все кроме трех глаголов исключений 1 спряжения);
- семью глаголами исключениями с суффиксом -еть (видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть);
- четырьмя глаголами исключениями с суффиксом -ать (дышать, слышать, гнать, держать).
Глаголами исключениями 1 и 2 спряжения являются разноспрягаемые глаголы (хотеть, чтить бежать и производные), которые частично спрягаются как по 1-му, так и по 2-му спряжениям. Кроме того, существуют глаголы с особой системой окончаний (есть, дать и производные). Они не относятся ни к одному из спряжений в русском языке и также являются исключением спряжений глаголов.
Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 3198.
Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/spryazhenie-glagola-kak-opredelit
Как определить спряжение глагола?
Очень интересный вопрос Вы задали, потому что много существует спорных и запутанных вопросов по определению спряжения глаголов в рус. языке.
Как показывает практика, многие затрудняются определять спряжение глагола.
Основы изучения глагольных категорий закладываются обычно в начал-ых классах. И именно здесь, при формировании умения определять спряжение глагола, учителя подстерегает I ошибка.
Вы, вероятно, заметили, что в учебниках по рус. яз. для нач. школы при изучении темы «Спряжение глагола» вначале предлагаются упраж-ия, в которые включены глаг. с ударными личными окончаниями в одной из личных форм.
Интересно заметить, что на I взгляд, определить спряжение у такой формы глагола достаточно просто:
выделил ударное личн. окончание и назвал спряжение.
К сожалению, в учебниках не отмечается 1 важная особенность разноспрягаемых глаголов (бежать, хотеть) и глаголов с архаичным спряжением (дать, есть), а именно:
в части своих личных форм они также имеют ударные окончания (бегу′т, хотят, даду′т, едя′т).
Вас удивит, когда Вы узнаете, что ещё 1 проблема состоит в том, что уже в 4-ом классе при морфологическом разборе глагола встречаются не только личн. формы, но и формы в прошед. врем.
или в повелительном наклонении. В этом случае принято ставить глаг. в 3-е лицо мн. ч., но при этом следует учитывать, что у безличных глаголов из личн. форм есть только форма 3-го лица ед. ч.
(светает, вечереет, спится).
- В школе определение спряжения используется в 2-ух направлениях:
- 1) спряжение в качестве языкового задания при морфолог-ком разборе глагола как части речи;
- 2) спряжение как орфографическая необходимость.
Лёгкость определения спряжения по ударным личным оконч-ям, к сожалению, приводит к тому, что учитель сосредоточивается на отработке спряжения только у глаголов с безударн. личными оконч-ями (работа на орфографическую необходимость), тем самым вольно или невольно формируя у детей навык ставить любой гл. в начал. форму, не проверяя, есть ли у этого глагола формы с ударн. личн. оконч-ями.
Такое упрощение, как правило, продолжается и в среднем звене. Представьте себе, какое чувство Вы бы испытали, если бы учительница по рус. яз. поставила бы Вашему ребёнку «2» только за то, что тот начал определять спряжение с поиска у глагола ударн. личного окончания?
- Итак, что отвечают большинство выпускников школ на вопрос:
- «Как определить спряжение глагола»?
- Многие ответят:
Такой ответ свидетельствует, что в их сознании не сформирован I этап, требующий выявления ударн. личного окончания.
Кроме этого, существует ещё 1 сложность – определение спряжения у приставочных образований от глаголов исключений.
Конечно, в школьных учебных пособиях имеется информация о том, что приставка не влияет на спряж.
глагола, однако систематического подхода к формированию навыка определения спряжения у такого рода глаголов нет из-за отсутствия универсального алгоритма и специально подобранных упражнений.
Традиционно определение спряжения глагола включает в себя 2 этапа:
1) Личн. окончания глаг. 1-го и 2-го спряжения чётко определяются только под ударением. Для этого нужно установить, явл-ся ли личн. окончание глаг. ударным или нет.
2) Если ударение на личн. окончание не падает, тогда спряжение определяем по инфинитиву, предварительно отделив глаголы-исключения.
Вам хотелось бы узнать, что предлагают некоторые исследователи этой темы? Они считают, что при определении спряж-я необходимо обращать внимание не только на:
- глаголы-исключения;
- разноспрягаемые глаголы;
- глаголы с архаичным спряжением.
- Но необходимо ещё обращать внимание и на их приставочные и постфиксальные варианты.
- При определении спряжения также нужно быть внимательным к глаголам с ударным префиксом вы-, потому что, чаще всего, в формах таких глаг. ударение сохраняется на приставке, в то время как в бесприставочном аналоге оно может переместиться на окончание:
- Вы′сидеть – вы′сидят; ср. сидя′т
- Вы′бежать – вы′бегут; ср. бегу′т
- Вы′дать – вы′дадут; ср. даду′т
Таким образом, алгоритм определения спряж. глаг. должен выглядеть так:
Определить, в какой форме глагол.
- Если глаг. имеет удар. личн. окончание (кроме 1-го лица), отделить (если это возможно) приставку и постфикс и убедиться, что бесприставочная форма не входит в группу разноспрягаемых глаг. с ударными личн. окончаниями (бегут, хотят) и глаголов с архаичным спряжением (едят, дадут).
Опред-ть спряжение.
- Глагол в прошед. врем., повелител. или условном наклонении, а также в начал. форме поставить в 3-е л. мн. ч., потому что, к примеру, инфинитив кричать, сидеть (ср. кричат, сидя′т) многие сразу же, не задумываясь, ошибочно относят к 1-му спряж..
Если глаг. имеет ударн. личн. окончание, см. п. 1.
- У гл. с безудар. личным окончанием отбросить приставку вы-, если такая есть, и проверить окончание. Если окончание ударное, см. п. 1.
Остальные глаг. с безударным личн. окончанием поставить в начал. форму.
- Отделить (если возможно) приставку и постфикс (-ся) и опред-ть, явл-ся ли этот глаг. исключ. или нет.
- Опред-ть спряжение гл., который исключением не является, в зависимости от того, на какой гласный оканчивается основа инфинитива.
Хотелось бы обратить внимание на то, что на послед. этапе определения спряж. глаг. применяется также и такой приём:
- найти, на что оканчивается глагол.
Но этот приём менее удачен, потому что может привести к смешению 2-х понятий:
- аффикс инфинитива (-ть);
- то, на что оканчивается инфинитив (-ать, -еть, -ить и др.). Результатом этого является неумение правильно выделять аффикс инфинитива.
Примеры:
Из сырого, пахнущего тающим снегом осинника деревенские ребятишки весёлой стайкой дружно перебежали на согретую весенним солнцем полянку.
Определяем спряж. гл..
- Перебежали – гл. в форме прошед. времени, мн. ч..
- Перебегу′т – 3-е л. мн. ч. Личное окончание ударное. Форма без приставки: бегу′т.
- Бегут – форма разноспрягаемого глагола бежать.
- Вывод: перебежали – форма разноспрягаемого глагола.
- Брат задержался на работе.
Определ. спряж. гл..
- Задержался – гл. в форме прошед. вр. ед. ч., мужс. рода.
- Заде′ржатся – 3-е л. мн.ч. Личн. окончание безударное.
- Ставим гл. в начал. форму – задержаться.
- Отделяем приставку и постфикс – держать.
Глагол держать – глагол-исключение 2-го спр..
Вывод: задержался – форма гл. 2-го спр. (исключение).
Заучите этот отрывок наизусть.
Определяем спр. гл..
- Заучите – глагол в форме повелител. наклонения мн. ч..
- Зау′чат – 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.
- Начал. форма – заучить.
- Отделяем приставку – учить. Гл. учить исключением не является.
- Основа инфинитива оканчивается на -и. Гл. 2-го спр..
Вывод: заучите – форма гл. 2-го спряжения.
Итак, как Вы заметили, предлагается:
1) привлекать языковые упражнения не только с бесприставочными гл. в форме наст. или простого будущ. времени, но и с другими формами глаг., осложнёнными приставками и постфиксами;
2) отрабатывать навык выделения основы инфинитива, чтобы у глаг. с безударн. личн. окончаниями определять спряжение с помощью конечного гласного основы.
Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/125107-kak-opredelit-sprjazhenie-glagola.html
Спряжение глаголов в русском языке
Спряжение глаголов в русском языке – это изменение глаголов по лицам и числам (например: я сплю – они спят). В современном русском языке глаголы имеют два спряжения: первое и второе. Знание спряжения необходимо для того, чтобы правильно определять буквы Е или И в безударных окончаниях.
Правило гласит, что к І спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют). Ко ІІ спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
Число | Лицо | І спряжение | ІІ спряжение | ||
окончания | примеры | окончания | примеры | ||
Единственное |
|
|
|
|
|
Множественное |
|
|
|
|
|
Ко ІІ спряжению относятся глаголы с безударными личными окончаниями на:
- ить (за исключением: брить, стелить, зиждиться);
- 7 глаголов на -еть(обидеть, терпеть, зависеть, вертеть, видеть, смотреть, ненавидеть);
- 4 глагола на -ать (слышать, гнать, дышать, держать).
А легко запомнить глаголы ІІ спряжения и исключения поможет стих про спряжения глаголов:
- Ко второму же спряженью
- Отнесем мы без сомненья
- Все глаголы, что на –ить,
- Исключая брить, стелить,
- А еще: смотреть, обидеть,
- слышать, видеть, ненавидеть,
- гнать, дышать, держать, терпеть,
- и зависеть, и вертеть.
К I спряжению относятся все остальные глаголы с безударными личными окончаниями -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть (таять, копать, мокнуть. Личное окончание указанных примеров в безударном положении имеет букву «е» — тает, копает, мокнет). Стоит обратить внимание на то, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные, от которых они образованы.
Итак, для того, чтобы выяснить, к какому спряжению относится глагол, и какую гласную букву следует писать в его окончании, необходимо выяснить, куда в слове падает ударение.
Если под ударением находится гласная буква, значит, она в сильной позиции, и сомнений тут никаких нет.
Однако, если окончание глагола находится в безударном положении, глагол необходимо поставить в неопределенную (начальную) форму.
Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, следует:
- поставить глагол в неопределённую форму (гуляет — гулять);
- определить, какая гласная стоит перед -ть.
Источник: http://www.fio.ru/pravila/grammatika/spryazhenie-glagolov-v-russkom-yazyke/
Ответы@Mail.Ru: как определить спряжение глагола в русском языке
В современном русском языке два спряжения, которые традиционно обозначаются римскими цифрами — I спряжение и II спряжение. Если ударение падает на окончание глагола, то спряжение определяется на слух по окончанию. Если ударение падает на основу и личные окончания на слух различить трудно, то спряжение определяется по неопределенной форме.
К I спряжению относятся глаголы, инфинитив которых оканчивается на -еть, -ать, -оть, -уть, -ять, -ыть, -ть, а также несколько глаголов на -ить: брить, стелить, почить, зиждиться, бить, вить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, -шибить (ушибить, ошибиться) (и образованные от них) . При спряжении такие глаголы имеют окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.
Глаголы II спряжения при спряжении имеют окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят.
К ним относятся: глаголы, имеющие в начальной форме окончания на -ить (кроме брить, стелить, почить, брезжить, зиждиться, вить, бить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, ошибиться и образованных от них) , некоторые глаголы на -еть: блестеть, болеть (о части тела) , велеть, вертеть, видеть, висеть, галдеть, глядеть, гореть, греметь, гудеть, гундеть, дудеть, зависеть, звенеть, зреть (смотреть) , зудеть, кипеть, кишеть, коптеть, корпеть, кряхтеть, лететь, ненавидеть, обидеть, пердеть, пыхтеть, свербеть, свиристеть, свистеть, сидеть, сипеть, скорбеть, скрипеть, смердеть, смотреть, сопеть, тарахтеть, терпеть, храпеть, хрустеть, шелестеть, шипеть, шуметь (и образованные от них) некоторые глаголы на -ать: бренчать, брюзжать, бурчать, верещать, визжать, ворчать, гнать, дребезжать, дышать, держать, дрожать, жужжать, журчать, звучать, кричать, лежать, молчать, мчать, мычать, пищать, рычать, слышать, спать, стучать, торчать, трещать, урчать, фырчать, шуршать, шкварчать (и образованные от них) ; некоторые глаголы на -ять: стоять, бояться; Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению. Несколько глаголов имеют нехарактерную (архаическую) для глаголов I и II спряжений систему окончаний: дать, есть (и производные от них, то есть, создать, съесть и пр. ) Некоторые глаголы имеют часть форм от первого спряжения, а часть от второго: бежать, хотеть. Или имеют формы на выбор чтить — чтут / чтят, также сыпать — сыплют / сыпят (согласно словарю Лопатина) , трепать, щипать и ряд других. В современных справочниках и словарях брезжить уже относится ко второму спряжению, ранее он имел формы по первому спряжению
МестоимениеЛицо и числоВозможные окончания I спряжениеВозможные окончания II спряжение,
я1 лицо ед. число-у, -ю-у, -ю
ты2 лицо ед. число-ешь-ишь
он, она, оно3 лицо ед. число-ет-ит
мы1 лицо мн. число-ем-им
вы2 лицо мн. число-ете-ите
они3 лицо мн. число-ут, -ют-ат, -ят
В современном русском языке два спряжения, которые традиционно обозначаются римскими цифрами — I спряжение и II спряжение. Если ударение падает на окончание глагола, то спряжение определяется на слух по окончанию. Если ударение падает на основу и личные окончания на слух различить трудно, то спряжение определяется по неопределённой форме [1].
К I спряжению относятся глаголы, инфинитив которых оканчивается на -еть, -ать, -оть, -уть, -ять, -ыть, -ть, а также несколько глаголов на -ить: брить, стелить (стлать), почить, зиждиться, зыбиться, бить, вить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, -шибить (ушибить, ошибиться) (и образованные от них). При спряжении такие глаголы имеют окончания:
1-е лицо: ед. ч. — «у» («ю»), мн. ч.
— «ем» («ём»)
2-е лицо: ед. ч. — «ешь», мн. ч. — «ете» («ёте»)
3-е лицо: ед. ч. — «ет», мн. ч. — «ут» («ют»). Глаголы II спряжения имеют окончания:
1-е лицо: ед. ч. — «у» («ю»), мн. ч. — «им»
2-е лицо: ед. ч. — «ишь», мн. ч. — «ите»
3-е лицо: ед. ч. — «ит», мн. ч. — «ят» (-«ат»).
К ним относятся: глаголы, оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить, почить, брезжить, зиждиться, вить, бить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, ошибиться и образованных от них);
некоторые глаголы на -еть: блестеть, болеть (о части тела), велеть, вертеть, видеть, висеть, глядеть, гореть, греметь, гудеть, гундеть, дудеть, зависеть, звенеть, зреть (смотреть), зудеть, кипеть, кишеть, коптеть, корпеть, кряхтеть, лететь, ненавидеть, обидеть, пыхтеть, свербеть, свиристеть, свистеть, сидеть, сипеть, скорбеть, скрипеть, смердеть, смотреть, сопеть, тарахтеть, терпеть, хотеть (кроме 2 лица ед. ч. наст. вр.), храпеть, хрустеть, шелестеть, шипеть, шуметь (и образованные от них);
некоторые глаголы на -ать: бежать (кроме бегу, бегут), бренчать, брюзжать, бурчать, верещать, визжать, ворчать, гнать, дребезжать, дышать, держать, дрожать, жужжать, журчать, звучать, кричать, лежать, молчать, мчать, мычать, пищать, рычать, слышать, спать, стучать, торчать, трещать, урчать, фырчать, шуршать, шкварчать (и образованные от них);
некоторые глаголы на -ять: стоять, бояться;
остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.
Несколько глаголов имеют нехарактерную (архаическую) для глаголов I и II спряжений систему окончаний: дать, есть, создать, быть, надоесть (и производные от них: съесть, поесть, воссоздать и пр.). Некоторые глаголы являются разноспрягаемыми, то есть имеют часть форм от первого спряжения, а часть от второго: бежать, хотеть. Или имеют формы на выбор чтить — чтут / чтят, также сыпать — сыплют / сыпят (согласно словарю Лопатина), трепать, щипать и ряд других. В современных справочниках и словарях брезжить уже относится ко второму спряжению, ранее он имел формы по первому спряжению.
надо поставить глагол в неопредиленную форму, посл чего обратить внимние на окончание. пример: читаем (читать, 1 спр.)
окончание ать, ат -1 спр
окончание ить, ят — 2спр
Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/71324433