Как определить словосочетание в предложении (4 кл.)?

Как определить словосочетание в предложении (4 кл.)?Как определить словосочетание в предложении (4 кл.)?

Как определить словосочетание в предложении (4 кл.)?

Основные признаки

По типу связи слов сочетания могут быть классифицированы на подчинительные и сочинительные. Определить, словосочетание это или нет, на конкретных примерах помогут некоторые признаки:

Как определить словосочетание в предложении (4 кл.)?

  1. Наличие минимум двух знаменательных единиц, среди которых нет сочетания подлежащего и сказуемого. В последнем случае речь идет о предложении. Например, «я сижу» — это короткое нераспространенное предложение, состоящее из главных членов, но не словосочетание.
  2. Присутствие грамматической связи. Компоненты, входящие в состав этой синтаксической единицы, должны быть объединены между собой. К примеру, «кошка духовка» — это не словосочетание, а набор двух не связанных между собой грамматически слов.
  3. Лексико-семантическая сочетаемость. Слова должны быть объединены не только грамматически, но и логически по значению, то есть семантически.

Относительно способа связи существуют две противоположные позиции. Одни лингвисты полагают, что словосочетанием могут называться слова, объединенные между собой исключительно подчинением («читать журнал», «синяя кофта», «гулять в лесу»).

Обороты типа «красивый и здоровый», «дикие и домашние», «в лесу и в поле» к подобным единицам не относятся, поскольку элементы в них объединены по принципу сочинения, то есть являются равнозначными. Другие же языковеды уверены, что и такие конструкции могут быть названы сочетаниями, поскольку словами либо предложениями они быть не могут.

Определение термина

Чтобы отличить словосочетание от не словосочетания, следует запомнить следующее определение синтаксической единицы — это некоммуникативный элемент синтаксиса, в который включены значимые слова (два и более), объединенные между собой подчинительной связью, обладающие конкретным лексическим и грамматическим значением, сочетающиеся на семантическом уровне. Таким образом, словосочетание характеризует определенное явление действительности, но в более развернутом и сложном виде, чем это сделало бы простое слово.

Сравним «платье» и «красное платье». В первом случае становится очевидным, что речь идет о конкретном предмете одежды, во втором примере человек получает более подробную информацию, узнав о расцветке текстильного изделия.

Как определить словосочетание в предложении (4 кл.)?

Еще один пример: «в лесу» и «грибы в лесу» — две простые конструкции, относящиеся к синтаксису. Но в первом случае становится понятным только место действия — лес. Это слово с предлогом. Во втором варианте читатель получает более детальную информацию, узнает, что в лесу находятся грибы.

Словосочетание является составной частью предложения и само по себе в процессе коммуникации не участвует. При синтаксическом разборе предложения иногда важно выделить все имеющиеся в нем сочетания слов. Пример: «Осенью в лесу можно встретить многообразие грибов: подберезовиков и подосиновиков, опят и маслят». Здесь можно найти несколько сочетаний:

  1. Осенью в лесу.
  2. Многообразие грибов.
  3. В лесу можно.
  4. Многообразие грибов в лесу.

В каждую из этих конструкций входит более чем одно знаменательное слово. В своем сочетании они позволяют детальней охарактеризовать предмет или явление действительности, чем это сделало бы одно слово.

Однако конструкции «можно встретить» или «в лесу» к числу рассматриваемых лексических единиц не относятся. В первом случае речь идет о составном глагольном сказуемом, во втором — о слове с предлогом.

Они не являются словосочетаниями, и примеры наглядно иллюстрируют разницу.

Фразеологизмы и другие исключения

Есть несколько групп-классов лексических и синтаксических единиц, которые нельзя отнести к категории сочетаний. Хоть в их состав входят две знаменательных единицы и более, объединенных между собой по смыслу, назвать их словосочетаниями нельзя. К их числу относятся несколько групп:

Как определить словосочетание в предложении (4 кл.)? Как определить словосочетание в предложении (4 кл.)?

  1. Фразеологизмы. Например, «повесить нос», «спустя рукава», «как кошка с собакой». Как правило, данные сочетания можно заменить синонимичной единицей или оборотом. Например, в первом случае это «приуныть», во втором — «кое-как, недобросовестно», в третьем — «врагами», «недружно». Такие устойчивые идиоматические единицы очень похожи на словосочетания, но не относятся к этому классу грамматических конструкций. Их отличительные черты — наличие единого смысла и возможность замены синонимом.
  2. Сочетание подлежащего и сказуемого. Это грамматическая основа. Даже если имеются только они без какого-либо распространения, то речь идет о простом нераспространенном предложении. Здесь подлежащее может быть выражено существительным, сказуемое — глаголом («светит солнце», «гуляют дети», «льет дождь»). Еще пример — «льет сильный дождь». Это предложение, в котором главными членами являются «льет (подлежащее) дождь (сказуемое)», а существительное с прилагательным «сильный дождь» представляет собой словосочетание, поскольку связь между ними подчинительная.
  3. Сочетания однородных членов. Некоторые исследователи относят их к числу сочетаний, но большинство языковедов склоняется к тому, что ключевым признаком таких конструкций является наличие подчинения. К примеру, «красные и зеленые» — это не словосочетание, а пара однородных определений в составе предложения, а «красные шары» — словосочетание. Причем и те и другие могут входить в состав текста, делая его более информативным и интересным для читателя либо слушателя.
  4. Сочетание слова с предлогами (даже сложными) — это не словосочетание. Например, «около магазина» — это слово с предлогом, поскольку «около» не несет в себе смысловой нагрузки. «Напротив школы», «на уроке» — это сочетания существительных и предлогов.

Поиск в предложении

Чтобы выделить словосочетание в тексте, важно помнить его основные признаки, то есть наличие двух слов — главного и зависимого. От главного можно задать вопрос к зависимому: «грибы в лесу» — грибы (где?) — в лесу; «красное платье» — платье (какое?) — красное. «Правильный выбор» — тоже словосочетание.

Отсутствие равноправия — также важный признак. Пытаясь выявить, где скрываются словосочетания в предложении или тексте, важно помнить, что их должна связывать подчинительная связь, то есть одно слово должно быть зависимо от другого по значению.

Состоять между собой в подчинении, согласно наиболее популярной позиции языковедов, они не могут. Следующая возможность выявить словосочетание — задать вопрос от главного слова к зависимому. Когда речь идет о ряде однородных членов, то сделать это не получится, даже если они обладают противоположным значением.

Как определить словосочетание в предложении (4 кл.)?

Варианты типологии

Есть несколько видов словосочетаний. Самыми распространенными являются именные, в которых главный компонент — имя существительное, прилагательное, местоимение или числительное («красивый фрукт», «гадкий я», «семеро милых»). Вопрос в этом случае задается от имени к зависимой части: фрукт (какой?) красивый, я (какой?) гадкий, семеро (каких?) милых.

Глагольные сочетания — такие, в которых главным словом выступает глагол, причастие либо деепричастие («бежать быстро», «бежавший на скорость», «бегая рысью»). Можно и осложнить: «бежать изящной рысью». Это сложное сочетание, в котором содержится несколько вариаций: бежать (как?) рысью, рысью (какой?) изящной.

Следующий тип — наречные, в них главное слово выражено наречием. «Очень хорошо» — пример такого сочетания, главной и зависимой лексемами являются наречия.

Чтобы выявить словосочетание в тексте, важно знать общие признаки этой синтаксической единицы, а также уметь задавать вопросы от главного слова к зависимому. Избыточные обозначения, например, принадлежность элементов разным частям речи, также помогут не допустить ошибки.

Источник: https://nauka.club/russkiy-yazyk/chto-ne-yavlyaetsya-slovosochetaniem.html

Что такое словосочетание в русском языке

Еще из школьного курса русского языка, мы с вами помним, что кроме слов, существуют словосочетания и предложения. Они объединяют в себе слова в разных вариациях. Что такое словосочетание в русском языке? Особенности их составления и когда используются нами?

Как определить словосочетание в предложении (4 кл.)?

Рассматривая правило – что такое словосочетание, мы видим, что это 2 или больше слов, которые объединены грамматически и по смыслу, однако не являются предложением.

Одно из слов в любом из словосочетаний всегда будет главным, остальные – зависимые. С главным они объединены не только по смыслу, а еще по роду и падежу. Если вы такой связи не видите, значит перед вами не словосочетание.

Главное слово может обозначать предмет, признак предмета или его действие. В то же самое время, зависимые слова необходимы в любом словосочетании.

Они применяются в случаях, когда необходимо пояснить значение главного или расширить его значения.

Как определить словосочетание в предложении (4 кл.)?

Между главным и тем, которое от него зависит словами, в любом случае можно поставить определенный вопрос. Например, рассмотрим словосочетание «зимний лес».

В данном случае главным будет слово «лес», соответственно – зависимое слово «зимний». Вопрос: Лес какой? – зимний.

Пример показал, что перед нами словосочетание, составленное по всем правилам языка, где одно слово подчинено другому и между ними установлена связь.

Состав словосочетаний

Абсолютно все словосочетания можно разделить на несколько видов. Они могут быть сложные и простые. Как гласит правило, простыми словосочетаниями называют сочетание двух слов. При этом одно из них является главным, а второе – зависимым.

Если рассматривать сложное словосочетание, то так называют сочетание трех или больше слов или даже нескольких разных простых словосочетаний. Если говорить о простом словосочетании, то пример подобрать не сложно. Мы регулярно используем их не только в устной речи, но и на письме – «красивый кот», «солнечный день», «продуктовый магазин».

Теперь рассмотрим, что означает сложное словосочетания на примере: «красивый кот в углу», «солнечный день зимы», «продуктовый магазин поселка».

Как определить словосочетание в предложении (4 кл.)?

Словосочетание и предложение

Некоторые люди постоянно путают такие понятия, как словосочетание и предложение. Различать их очень просто.

Для этого нужно запомнить, что подлежащее вместе со сказуемым в любом предложении – это лексическая пара, а не словосочетание, как может показаться на первый взгляд.

Пример: «светит солнце» – это законченное предложение, где солнце – подлежащее, а светит – сказуемое. А вот «светящее солнце» – можно отнести к простому словосочетанию, где слова объединены именным падежом и средним родом.

То же можно сказать и о второстепенных членах предложения. Они не являются словосочетаниями, если расположены в перечислении и противопоставлении, и равноправно связаны между собой сочинительной связью. Пример: липы, дубы, клены и березы; то черный, то белый; огромный, но легкий.

Как определить словосочетание в предложении (4 кл.)?

Так же к тому, что называется словосочетанием нельзя отнести фразеологические обороты или любые составные формы различных слов.

Виды словосочетаний

Исходя из того, какой частью речи выступает главное слово словосочетания, принято выделять несколько их видов. Существует несколько способов образования словосочетаний:

  1. Именное отличается тем, что главное слово в нем может быть именем существительным, местоимением, именем прилагательным или числительным. Пример: свежий ветер, кто-то важный, полезный для нас, семеро козлят.
  2. Глагольное – словосочетание, в котором в качестве главного слова используется глагол. Пример: выучить урок, объехавший весь мир, сидя на диване.

Источник: https://topkin.ru/voprosy/nauka-voprosy/chto-takoe-slovosochetanie-v-russkom-yazyike/

Упражнения по теме «Словосочетание»4 класс

Упражнения по теме «Словосочетание»

Упражнение 1.

Найдите и укажите в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой частью речи является главное слово. Определите тип словосочетания.

Зимние вечера, долго рассказывает, двое саней, очень уютно, таёжный посёлок, недалеко от берега, уставший от забот, движущиеся силуэты, пойти за покупками, играя с мячом.Упражнение 2.

  • Составьте словосочетания, подбирая к словам 1-й группы главное слово, а к словам 2-й группы – зависимое слово.
  • 1) Горный, гористый; ветреный, ветровой, ветряной; будний, будничный; дружный, дружеский, дружественный; генеральный, генеральский; гуманный, гуманистический; дипломатичный, дипломатический; дареный, даровой; конструктивный, конструкторский; почтенный, почтительный.
  • 2) Обсуждать, осуждать; оплатить, заплатить; одеть, надеть; суметь, смочь; представить, предоставить; развиваться, развеваться; сыскать, снискать; обосновать, основать.
  • ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Упражнение 5.
  • Распределите следующие словосочетания по группам в зависимости от того, что они обозначают: Предмет и его признак, действие и его признак, действие и объект действия.

Весело смеяться, зимний вечер, вести разговор, идти в потёмках, туристическая база, облако над морем, долго смотреть, синеватая мгла, смотреть на звёзды, пение артистов, задумчиво слушать, учить правило. Упражнение 6.

Распределите на группы именные словосочетания в зависимости от частей речи, которой выражено главное слово: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение.

Весьма привлекательный, пятеро друзей, что-то таинственное, любовь к животным, по-детски простодушный, увлекательное путешествие, несколько слов, кожаное пальто, кофе по-восточному, пять килограммов, готовый к употреблению, каждый из нас, семь нянек. Упражнение 7.

Замените глагольные словосочетания именными. Укажите главное и зависимое слова. Определите падеж зависимого компонента в данных и полученных словосочетаниях.Образец: читать книгу (вин .пад.) – чтение книги (род. пад.).

Проводить друзей, посетить выставку, осветить коридор, оформить документы, закупить продукты, презирать врагов, уважать товарищей, ремонтировать телевизора, любить Родину, жить в городе.Упражнение 8.

Составьте из данных слов словосочетания (изменяя, если нужно, форму зависимого слова) и запишите их в таком порядке: а) словосочетания с согласованием, б) словосочетания с управлением, в) словосочетания с примыканием.

В (последний) минуту, соб_раться (наспех), пр_соед_ниться к (группа), знакомы (издавн_), радоват(?)ся (пригл_шение), справиться о (м_ршрут), в (шес(?)надцать) километрах, (четвертый) ноч_вка, дневник (п_ход), описывать (пр_ключение), научит(?)ся (грести), (свежий) м_золь, (свой) кеды, идти (пр_храмывая), сочу(?)ствовать (больной), помощь (он), (очень) красивы.

Какими частями речи выражены зависимые члены словосочетаний в каждой группе? Найдите пример прилагательного, употребленного в значении существительного. Как такое употребление отразилось на характере связи между словами в словосочетании?Упражнение 9.

Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.

Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.Упражнение 10.

Выпишите предложения с цельными словосочетаниями, подчеркните, каким членом предложения они являются.

1) Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области. (В. Бианки.) 2) Большие паруса только сильный ветер может надуть. (Пословица.) 3) Передо мной стоял старик с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами. (И. Тургенев.) 4) Трое парнишек в куртках ремесленного училища сражались в домино с сухим белобородым стариком. (Ю. Яковлев.

) 5) Дубовый листок оторвался от ветки родимой. (М. Лермонтов.) 6) А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель. (В. Солоухин.) 7) Ко мне вошел молодой офицер, с лицом смуглым и некрасивым. (А. Пушкин.) 8) Когда залаяла собака, в одном из домов зажегся свет. 9) Нам с братом в гостинец привезли с рынка шоколадных конфет.Упражнение 11.

Выпишите из предложений все возможные словосочетания, укажите вид связи.

Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А.Н. Толстой.) Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф. Тютчев.)Упражнение 12.

Укажите способы подчинительной связи и главные слова в словосочетаниях.

Вековые дубы; настойчиво повторять; искоса поглядывая; капельки росы; выпорхнула из клетки; яркими красками; показался издалека; шел, раскачиваясь; падал на снег; солнечный луч; поздоровалась со мной; прилетают до заката; освещенное огнем; (прорвавшись) поравнялся со школой; сердито хмуриться; рано проснулся; сочная зелень; небольшой муравейничек; ягоды земляники; мелькнули в траве.Упражнение 13.

Сделайте синтаксический разбор выделенных словосочетаний. Выпишите из предложений другие примеры словосочетаний с разными видами связи.

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В. Виноградов).

Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т. п. — всему этому учит нас грамматика.

Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решить сам, и только сам (M.

Исаковский).Упражнение 14.

1) Спишите словосочетания, укажите какие они — именные или глагольные?

Рассчитать конструкцию; вагоноремонтный завод; ткацкий станок; работать по-новому; преодолеть препятствие; неизгладимое впечатление; претворять в жизнь; произвести расчет; составить расписание.Упражнение 15.

Прочитайте текст. Выпишите из него словосочетания. Разберите их синтаксически.

О книгах

Книга прочитана, а ты как будто живёшь в окружении героев, радуешься и печалишься вмёсте с ними.Книги раздвигают границы времени и доносят до нас рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших…Упражнение 16.

  1. Образуйте словосочетания разных видов связи с:
  2. 1) наречиями 2) глаголами3) прилагательными
  3. 4) существительными

Источник: https://infourok.ru/uprazhneniya-po-teme-slovosochetanie-klass-2992979.html

Тест по русскому языку Текст Предложение Словосочетание 4 класс

Тест по русскому языку Текст Предложение Словосочетание 4 класс с ответами. Тест состоит из 2 вариантов, в каждом варианте 3 части (Часть А, Часть В и часть С). В части А — 5 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 1 задание.

1 вариант

А1. Укажи высказывание, с которым ты не согласен.

1) Предложение, в котором о чём-то спрашивают, называется вопросительным.
2) Предложение, в котором о ком-либо или о чём-либо сообщают (повествуют), называется по­вествовательным.
3) Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным.

4) Предложение, в котором советуют что-либо сде­лать, побуждают к действию, называется вопро­сительным.

А2. Укажи побудительное предложение.

1) Какое чудесное утро!
2) Уже пора собирать урожай.
3) Вечером обязательно проветри комнату.

4) Какого числа вы уезжаете в отпуск?

А3. Укажи, что не является словосочетанием.

1) золотое кольцо
2) наступило утро
3) перепрыгнул через ручей

4) папка для тетрадей

А4. Укажи главные члены предложения.

  • Местные жители с радостным чувством встречали весной журавлей.
  • 1) местные жители
    2) встречали весной
    3) жители встречали
  • 4) с радостным чувством

A5. Укажи предложение с обращением.

1) Петя, принеси мне игрушку.
2) Петя принесёт мне игрушку.
3) Принёс Петя игрушку и убежал.

4) Петя подбежал, подал игрушку, отошел в сто­рону.

В1. Укажи предложения с обращением, где верно расставлены запятые.

1) Налей, мама мне яблочного сока.
2) Послушайте мой рассказ, друзья.
3) Съешь, Машенька, моего ржаного пирожка.

4) Посмотрите ребята, на картину Шишкина.

В2. Укажи предложения, которые имеют две грамма­тические основы.

1) Побежал ручеёк по дорожке, зажурчал громко.
2) Жёлтые, красные, бордовые листья медленно падают на землю.
3) Ворона каркнула во всё горло, сыр выпал.

4) На востоке медленно разгорается заря, дует тёплый ветерок.

С1. Определи порядок предложений, чтобы получился связный текст.

(А) А когда отдаёшь тепло, тогда помогаешь жить другим.
(Б) Солнце отдаёт Земле свое тепло.
(В) Потому что· если ты только сам пользуешься тем, что имеешь, то и тебе от этого никакой радости и никому никакой пользы.

  1. (Г) Если б Солнце не отдавало своё тепло, то ни­какого толку от этого тепла не было бы.
  2. 1) АВБГ
    2) ВАГБ
    3) БГВА
  3. 4) АГВБ

2 вариант

А1. Укажи высказывание, с которым ты не согласен.

1) Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию, называется побу­дительным.
2) Предложение, которое произносится с восклица­нием, называется восклицательным.
3) Предложение, в котором о чем-то спрашивают, называется побудительным.

4) Предложение, в котором о чем-то спрашивают, называется вопросительным.

А2. Укажи побудительное предложение.

1) После еды вымой за собой посуду.
2) Весело чирикают воробьи.
3) Ты вернёшься до заката солнца?

4) На берёзе появились первые листочки.

А3. Укажи, что не является словосочетанием.

1) смотрел в бинокль
2) древнее оружие
3) рассказ о мореплавателях

4) художник нарисовал

А4. Укажи главные члены предложения.

  • Несчастного журавля с больной ногой охотник поймал в гигантском тростнике.
  • 1) с больной ногой
    2) охотник поймал
    3) в гигантском тростнике
  • 4) журавля поймал

A5. Укажи предложение с обращением.

1) Александр, Владимир и Тимофей готовились к диктанту.
2) Ты подготовился к диктанту, Александр?
3) Александр подготовился к диктанту.

4) Писал Александр диктант, а сам волновался.

В1. Укажи предложения с обращением, где верно расставлены запятые.

1) Ванюша, не забудь полить грядки с морковью.
2) Посмотри, Татьяна, в окно!
3) Вот, тебе Катя подарок, от дедушки.

4) Нарисуй, маленький кораблик Юра.

В2. Укажи предложения, которые имеют две грамма­тические основы.

1) Наступила весна, журавли прилетели из тёплых стран.
2) Белка наелась вкусных орешков, оглянулась и исчезла.
3) В саду расцвели бархатцы, астры и хризан­темы.

4) Ночью месяц сверкает, а днем солнце осве­щает.

С1. Определи порядок предложений, чтобы получился связный текст.

(А) Может быть, и ты когда-нибудь научишься разговаривать со Вселенной, будешь так у неё спрашивать, чтобы на каждый вопрос получать ясный ответ.
(Б) И тогда всем будет интересно с тобой пого­ворить.
(В) Вселенная ничего не рассказывает, пока у нее не спросят ученые.

  1. (Г) И чем больше ты будешь знать, тем больше сможешь рассказать.
  2. 1) АГБВ
    2) ВАГБ
    3) ВАБГ
  3. 4) БАГВ
  4. Ответы на тест по русскому языку Текст Предложение Словосочетание 4 класс
    1 вариант
    А1-4
    А2-3
    А3-2
    А4-3
    А5-1
    В1-23
    В2-34
    С1-3
  5. 2 вариант
  6. С1-2

А1-3
А2-1
А3-4
А4-2
А5-2
В1-12
В2-14
PDF-версияТест Текст Предложение Словосочетание 4 класс

(115 Кб, pdf)

Источник: https://testschool.ru/2018/07/15/test-po-russkomu-yazyiku-tekst-predlozhenie-slovosochetanie-4-klass/

Урок русского языка в 4 классе на тему "Слово. Словосочетание. Предложение"

Урок русского языка

Класс 4-б

Дата проведения 05.04.16г.

Учитель Лофицкая Н.И.

Тема урока. Слово. Словосочетание. Предложение.

  • Тип урока: комбинированный (систематизация, повторение, обобщение и открытия новых знаний).
  • Цель урока:
  • Создать условия для формирования навыка отличать слова от словосочетаний.
  • Содействовать развитию умения учащихся находить и выписывать словосочетания из предложения.
  • Способствовать обогащению словарного запаса, более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала
  •    Воспитывать уверенность каждого ученика в собственных силах, дать возможность проявить творчество.
  • Оборудование: 
  1. Компьютер, мультимедиа проектор

  2. Презентация по теме урока

  3. Учебники, рабочие тетради

  4. Карточки с заданиями

Средства обучения: учебник Русский язык 4 класс С. В. Иванов, опорные таблицы, карточки с дифференцированными заданиями.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная, парно-групповая, дифференцированная.

Ход урока.

1. Организационный момент.

— Добрый день, сейчас у нас урок русского языка. Работа предстоит серьёзная и непростая. Встали ровно. Проверили – все ли готово к уроку. Садитесь, пожалуйста.

2.Чистописание. Словарная работа

  1. Чистописание соединения Ор Ро
  2. Из словаря выпишите словарные слова с этими соединениями.
  3. Устно составьте предложение с одним из слов.

 3. Актуализация знаний обучающихся.

— Прочитайте стихотворение, которое будет девизом нашего урока. (Слайд № 1)

Все подсохло. И почки уж есть.

  • Пробивается первый подснежник
  • И закапала с крыши капель.
  • Изумрудная травка и быстрый ручей,
  • Песня жаворонка из-за полей.
  • Все прекрасно… Но нельзя нам лениться
  • Мы же в школу приходим учиться.

— О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

— Что помогло вам это определить? (Слова: почки, подснежник, капель, травка, ручей, жаворонок).

— А что можно составить с помощью слов? (Словосочетание и предложение).

4. Сообщение темы и цели

— Верно. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.(Слайд № 2,3). Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Мы будем повторять все, что знаем о словосочетании, учиться находить словосочетания в предложении, составлять словосочетания)

— Верно. Сегодня на уроке мы продолжим работу над словосочетанием и узнаем в чем отличие слова от словосочетания и словосочетания от предложения.

5. Повторение изученного материала.

— Но сначала давайте вспомним, что мы знаем о словосочетании.

(Словосочетание – это такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью, от одного слова к другому можно задать вопрос. Главное слово в словосочетании то, от которого мы задаем вопрос к зависимому слову и обозначается знаком «крестик». Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его).

— А какие сочетания не являются словосочетаниями?(Фразеологизмы, однородные

члены, грамматическая основа предложения).

-Составьте и запишите словосочетания из стихотворения в тетрадь. (Быстрый ручей, первый подснежник, изумрудная травка, песня жаворонка). Взаимопроверка.

6. Знакомство с новым материалом. Работа по учебнику

— Вы записали словосочетания. А что точнее и конкретнее называет предмет слово или словосочетание?(Словосочетание, так как сразу понятно например, что ручей быстрый, а не медленный или почки вербы, а не другого растения).

— А теперь прочитаем правило на стр. 112 и проверим правильно ли мы рассуждаем. (Как и слово, словосочетание называет предмет, признак, действия, но только точнее, конкретнее).

  1. — На доске запись: (Слайд № 4)
  2. Весна радует звонкими капелями и ярким солнцем.
  3. Радует капелями, ярким солнцем, звонкими капелями, радует солнцем.

— Чем отличаются эти строчки? (В первой строке написано предложение, во второй – словосочетание).

— Давайте вспомним что такое предложение и что мы о нем знаем? (Предложение – это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу, выражающие законченную мысль. Предложение по интонации бывает восклицательное и невосклицательное)

— Выражает ли словосочетание законченную мысль? (Не выражает).

— Можно ли словосочетание произнести с восклицательной и невосклицательной интонацией? (Словосочетание не произносится с определенной интонацией).

— Может ли словосочетание входить в состав предложения?(Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его).

— Прочитайте вывод на стр. 114 (Словосочетание отличается от предложения тем, что не выражает законченной мысли, не произносится с определенной целью и интонацией, не имеет грамматической основы. Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его).

7. Физкультминутка.

  • 8.Работа в парах 
  • Учебник с.114 №2
  • Из словосочетаний составить и записать предложения
  • Разминка для глаз

9. Работа в группах.

— А теперь ребята поработаем в группах. Представитель каждой группы подходит и берёт задание.

  1. 1) Выписать все словосочетания из предложения с вопросом, выделяя главное слово: Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и покрывалось мелкой рябью. (Дуновением лёгким, дуновением ветра, ветра знойного, покрывалось рябью, рябью мелкой)
  2. 2) Вставить в текст слова и выделить словосочетания с вставленным словом: На проталинах зазеленела первая…травка
  3. На деревьях начинают набухать…почки
  4. Звонко чирикают неугомонные…птицы
  5. Наконец и в город пришла долгожданная…весна
  6. 3) Выписать словосочетания, выделяя главное слово:
  7. Младшая сестра, играет в футбол, бить баклуши, мальчики и девочки, громко петь, марки и открытки, музыкант играет, проливной дождь, вкусные груши

10. Домашнее задание. Оценивание обучающихся

Стр.115 упр. 4,

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyyazik/uroki/urokrusskoghoiazykav4klassienatiemuslovoslovosochietaniiepriedlozhieniie

Предложение и словосочетание. Связь слов в предложении

Чтобы выражать свои мысли и чувства, узнавать о мыслях и чувствах других людей, мы строим предложения.

Чем лучше, точнее, разнообразнее мы умеем строить словосочетания, тем яснее, богаче наши предложения.

Чтобы назвать предмет, признак, действие более точно, можно построить словосочетание. Для этого к главному слову надо добавить зависимое, которое и поможет уточнить сказанное.

Чаще всего каждый член словосочетания бывает представлен одним словом: пошёл (как?) бодро

Нередко какой-то член словосочетания выражен именем существительным с предлогом: пошёл (куда? во что?) в школу, в школу (какую?) новую

Зависимый член словосочетания обязательно должен быть связан с главным по смыслу.

Игра мелкая, игра широкая, игра ненастная, игра бородатая  – это не словосочетания, т.к. слова не связаны по смыслу.

Можно ли назвать словосочетанием  пару слов  в парке? Нельзя.

Словосочетание всегда составляют слова самостоятельных частей речи (иногда им помогают предлоги), при этом одно слово командует, а другое подчиняется.

Составим словосочетания, используя эту пару слов.

Например, в парке (каком?) летнем. В парке – главный член словосочетания.

Гулял (где?) в парке. В парке – зависимый член.

  • Составим словосочетания, подбирая зависимые члены 
  • построили  (что?) школу
  • построили (как?) быстро
  • построили (где?) в селе
  • построили (из чего?) из кирпичей
  • построили (для кого?) для ребят

построили (когда?) летом.

Построили строители. Это не словосочетание. Это основа предложения. Главные члены предложения словосочетанием не являются.

Включим словосочетания в предложение

Включите словосочетания в предложение. Выбирайте, как лучше расставить слова, чтобы яснее выразить мысль.

Стая белых гусей треугольником проплывает над теплоходом. (В. Песков)

  1. Это предложение полнее, точнее выражает мысль.
  2. Ставим смысловые и падежные вопросы в словосочетаниях
  3. Вы заметили, что нередко к слову можно поставить два вопроса: по смыслу и по форме.
  4. Чтобы понять, какое значение зависимый член вносит в словосочетание, что именно он уточняет, особенно важен смысловой вопрос.
  5. Падежный вопрос (вопрос по форме) нужен, чтобы узнать падеж, в котором употреблено зависимое имя существительное.
  6. Поставим смысловые и падежные вопросы в словосочетаниях.
  7. Мышь серенькая (какая? – смысловой вопрос, значение словосочетания: предмет и его признак);

светило над лесом (где? — смысловой вопрос, значение словосочетания: действие и место его совершения, над чем? – вопрос по форме, над лесом, Т.п.);

улетели  осенью (когда? — смысловой вопрос, значение словосочетания:  действие и время его совершения);

выглядывали из-под листьев (откуда? — смысловой вопрос, значение словосочетания: действие и место его совершения, из-под чего? – вопрос по форме, из-под листьев, Р.п.).

  • Выписываем словосочетания из предложения
  • Какое словосочетание выписано из предложения неверно?
  • Из еловой чащи протянулся лисий след.
  • след (чей?) лисий

след (откуда? из чего?) из чащи

  1. из чащи (какой?) еловой
  2. Из еловой чащи протянулся лисий след. 
  3. Основа предложения протянулся след.

Ставим вопрос от подлежащего: след (чей?) лисий.

Ставим вопрос от сказуемого: протянулся (откуда? из чего?) из чащи.

Ставим вопрос от второстепенного члена предложения: из чащи (какой?) еловой.

След (откуда? из чего?) из чащи – неверно выделенное словосочетание, т.к. именем существительным командует глагол.

Вывод

Чтобы назвать предмет, признак, действие более точно, можно построить словосочетание.  В словосочетании есть главный член и зависимый. Нередко к зависимому члену словосочетания  можно поставить два вопроса: по смыслу и по форме. Главные члены предложения словосочетанием не являются.

  • вернуться на страницу «Русский язык 3 класс» >>>
  • Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
  • Присоединяйтесь к нам в

Источник: https://reallanguage.club/predlozhenie-i-slovosochetanie-svyaz-slov-v-predlozhenii/

Упражнения по теме «Словосочетание»

Упражнение 1.

Найдите и укажите в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой частью речи является главное слово. Определите тип словосочетания.

  • Зимние вечера, долго рассказывает, двое саней, очень уютно, таёжный посёлок, недалеко от берега, уставший от забот, движущиеся силуэты, пойти за покупками, играя с мячом.
  • Упражнение 2.
  • 1. Распределите данные ниже словосочетания по оттенкам определительного значения на группы, обозначающие отношение предмета
  • а) к материалу, из которого он сделан;
  • б)к месту его расположения;
  • в) к времени его существования;
  • г) кего назначению;
  • д) к причине его возникновения.
  • Московские улицы, бассейн для детей, весенние цветы, украшения из янтаря, дорога налево, ключ от машины, сарафан из ситца, вечерняя газета, керамическая ваза, усталость от жары, противогрибковое средство, подарок на память, сентябрьские краски, осложнение после гриппа, окраины города.

2. Дополните ряды словосочетаний своими примерами соответствующего значения.3. Составьте и запишите 2–3 предложения, используя на выбор словосочетания, над которыми вы работали.

  1. Упражнение 3.
  2. Запишите данные ниже словосочетания, распределив их по строению на следующие группы:
  3. 1) с существительным или прилагательным в роли главного слова (именные);2) с глаголом в роли главного слова (глагольные);
  4. 3) с наречием в роли главного слова (наречные).
  5. Озеро в горах, купаться в бассейне, плавать уверенно, очень странно, отличное настроение, совсем близко, приятное времяпрепровождение, чрезвычайно полезный, отложить отъезд, по-детски забавно, весьма заботливый.
  6. Упражнение 4.
  7. Составьте словосочетания, подбирая к словам 1-й группы главное слово, а к словам 2-й группы – зависимое слово.
  8. 1) Горный, гористый; ветреный, ветровой, ветряной; будний, будничный; дружный, дружеский, дружественный; генеральный, генеральский; гуманный, гуманистический; дипломатичный, дипломатический; дареный, даровой; конструктивный, конструкторский; почтенный, почтительный.

2) Обсуждать, осуждать; оплатить, заплатить; одеть, надеть; суметь, смочь; представить, предоставить; развиваться, развеваться; сыскать, снискать; обосновать, основать.Упражнение 5.

  • Распределите следующие словосочетания по группам в зависимости от того, что они обозначают: Предмет и его признак, действие и его признак, действие и объект действия.
  • Весело смеяться, зимний вечер, вести разговор, идти в потёмках, туристическая база, облако над морем, долго смотреть, синеватая мгла, смотреть на звёзды, пение артистов, задумчиво слушать, учить правило.
  • Упражнение 6.
  • Распределите на группы именные словосочетания в зависимости от частей речи, которой выражено главное слово: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение.
  • Весьма привлекательный, пятеро друзей, что-то таинственное, любовь к животным, по-детски простодушный, увлекательное путешествие, несколько слов, кожаное пальто, кофе по-восточному, пять килограммов, готовый к употреблению, каждый из нас, семь нянек.
  • Упражнение 7.

Замените глагольные словосочетания именными. Укажите главное и зависимое слова. Определите падеж зависимого компонента в данных и полученных словосочетаниях.Образец: читать книгу (вин .пад.) – чтение книги (род. пад.).

  1. Проводить друзей, посетить выставку, осветить коридор, оформить документы, закупить продукты, презирать врагов, уважать товарищей, ремонтировать телевизора, любить Родину, жить в городе.
  2. Упражнение 8.
  3. Составьте из данных слов словосочетания (изменяя, если нужно, форму зависимого слова) и запишите их в таком порядке: а) словосочетания с согласованием, б) словосочетания с управлением, в) словосочетания с примыканием.

В (последний) минуту, соб_раться (наспех), пр_соед_ниться к (группа), знакомы (издавн_), радоват(?)ся (пригл_шение), справиться о (м_ршрут), в (шес(?)надцать) километрах, (четвертый) ноч_вка, дневник (п_ход), описывать (пр_ключение), научит(?)ся (грести), (свежий) м_золь, (свой) кеды, идти (пр_храмывая), сочу(?)ствовать (больной), помощь (он), (очень) красивы.

Какими частями речи выражены зависимые члены словосочетаний в каждой группе? Найдите пример прилагательного, употребленного в значении существительного. Как такое употребление отразилось на характере связи между словами в словосочетании?

Упражнение 9.

Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.

 Согласование     Управление     Примыкание

      Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..

спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..

режения, бежал не огляд..ваясь.

  • Упражнение 10.
  • Выпишите предложения с цельными словосочетаниями, подчеркните, каким членом предложения они являются.

1) Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области. (В. Бианки.) 2) Большие паруса только сильный ветер может надуть. (Пословица.) 3) Передо мной стоял старик с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами. (И. Тургенев.) 4) Трое парнишек в куртках ремесленного училища сражались в домино с сухим белобородым стариком. (Ю.

Яковлев.) 5) Дубовый листок оторвался от ветки родимой. (М. Лермонтов.) 6) А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель. (В. Солоухин.) 7) Ко мне вошел молодой офицер, с лицом смуглым и некрасивым. (А. Пушкин.) 8) Когда залаяла собака, в одном из домов зажегся свет. 9) Нам с братом в гостинец привезли с рынка шоколадных конфет.

  1. Упражнение 11.
  2. Выпишите из предложений все возможные словосочетания, укажите вид связи.

Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А.Н. Толстой.) Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф. Тютчев.)

  • Упражнение 12.
  • Укажите способы подчинительной связи и главные слова в словосочетаниях.
  • Вековые дубы; настойчиво повторять; искоса поглядывая; капельки росы; выпорхнула из клетки; яркими красками; показался издалека; шел, раскачиваясь; падал на снег; солнечный луч; поздоровалась со мной; прилетают до заката; освещенное огнем; (прорвавшись) поравнялся со школой; сердито хмуриться; рано проснулся; сочная зелень; небольшой муравейничек; ягоды земляники; мелькнули в траве.
  • Упражнение 13.

Сделайте синтаксический разбор выделенных словосочетаний. Выпишите из предложений другие примеры словосочетаний с разными видами связи.

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В. Виноградов).

Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т. п. — всему этому учит нас грамматика.

Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной.

Это в каждом отдельном случае он должен решить сам, и только сам (M. Исаковский).

  1. Упражнение 14.
  2. 1) Спишите словосочетания, укажите какие они — именные или глагольные?

Рассчитать конструкцию; вагоноремонтный завод; ткацкий станок; работать по-новому; преодолеть препятствие; неизгладимое впечатление; претворять в жизнь; произвести расчет; составить расписание.Упражнение 15.

Прочитайте текст. Выпишите из него словосочетания. Разберите их синтаксически.

                                                                   О книгах

Книга прочитана, а ты как будто живёшь в окружении героев, радуешься и печалишься вмёсте с ними.Книги раздвигают границы времени и доносят до нас рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших…Упражнение 16.

  •  Образуйте словосочетания разных видов связи с:
  • 1) наречиями                                       2) глаголами3) прилагательными
  • 4) существительными

Тест по теме «Словосочетание»

1. Какое словосочетание построено по модели «прил. +  сущ (гл сл)»?

1) вьющиеся растения2) любой человек,3) изумительной красоты4) в третьем классе                                                                                  

2. Какое словосочетание построено по модели «глаг (гл сл)+ наречие»?

1) иди гулять2) сделать случайно3) ушел не попрощавшись4) выбегая навстречу                                                                                   

3. Какое словосочетание построено по модели «прил (гл сл) + наречие»?

1) крайне недовольный2) практически не выполнимо3) огорченно прошептал4) (на улице) по-весеннему тепло

4. В каком словосочетании выражаются определительные отношения?

1) разговор по душам2) прийти поговорить3) близко от нас4) руководить театром

5. В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения?

1) яйца всмятку2) вернуться к полуночи3) приказал отступать4) окончание школы

6. В каком словосочетании выражаются объектные отношения (действие и предмет, на который направлено действие)?

1) рисовать красиво2) желание уехать3) идти по бульвару4) думать о друге

7. В каком словосочетании вид связи — согласование?

1) наши шефы2) быстро доехать3) прогулка верхом4) выглянуло из-за туч

8. В каком словосочетании вид связи — управление?

1) немного странно2) забыл рассказать3) таять во мгле4) рубашка навыпуск

9. В каком словосочетании вид связи — примыкание?

1) бутылка из-под молока 2) говорить по-французски3) тринадцатая глава4) глядеть по сторонам

10. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.

11. Из предложений 4-7 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

 (4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6) Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (7) Иное дело — ценности нравственные.

12. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Впервые вижу его днем.

13. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики — вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

14. Сколько простых словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ входите состав предложения?

Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка.

15. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во Францию.

16. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

  1. Для России такой путь заказан.
  2. 17. Назовите тип подчинительной связи, который использован в словосочетании СТЫДНО ПЕРЕД НИМИ из предложения
  3. Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.
  4.                                                                                         Ответы:

Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/173

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика