Русский язык является одним из богатейших в мире. В то же время он считается структурой со сложным грамматическим строем. Поэтому очень часто произношение слов не определяет их правильного написания.
Примеров такого несовпадения можно привести массу: в слове «посолить» безударная гласная в корне слова «о» слышится и произносится как «а».
Как же быть в этом случае? Как не ошибиться в таких написаниях? В статье рассмотрим эти вопросы подробнее.
Безударные гласные в корне слова
Практически все сомнительные случаи попадают под то или иное правило. Сложность зачастую создают безударные гласные буквы в корне слова. Существует несколько способов разрешения данной ситуации. В простейшем варианте следует написание проверять родственным или несколько измененным словом.
В результате должна получиться конструкция, в которой сомнительный звук стоит в «сильном» (ударном) положении. Если такое слово существует, то говорят о том, что вызывающая вопрос буква — это проверяемая безударная гласная в корне слова. Например: города – город; вода – воды. Но не для всех случаев подходит такой способ проверки написания.
Например, таким образом не устанавливается чередующаяся гласная в корне слова или написание букв о-ё после шипящих. Например: подгореть – угар, шёлк и крыжовник. Тем не менее основная часть корней в русских словах пишется в соответствии с морфемным принципом русской орфографии.
Он гласит, что правописание конструктивных элементов слова находится вне зависимости от их произношения.
Как проверить безударные гласные в корне слова?
- Существуют несложные действия, совершив которые, пишущий сможет проверить сомнительный случай. Чтобы установить, какую букву употреблять, нужно:
- — Найти корень в слове (например, болеет – корень «бол»).
- — Подобрать родственное слово с ударением на проблемную гласную (болеет – больно).
— Особый случай – буква «ё», которая всегда находится в «сильной» (ударной) позиции. Это означает, что в словах одного корня в слабом положении будем писать «е».
Например: вёсны – весна, звёзды – звезда, налёт – налетать.
Определение ударением гласной в корне позволяет правильно писать все однокоренные слова: весна – весной – весенний, морской – море – заморский.
Словарные случаи
Когда безударная гласная в корне слова не поддаётся проверке указанным выше способом, следует обратиться к справочной литературе. Написание таких «трудных» случаев следует запомнить. Эти слова в русском языке не подчиняются общим правилам и поэтому называются словарными.
А знание правильного написания одного такого речевого элемента позволяет правильно писать и все родственные конструкции. К примеру, возьмём слова вагон, диван, вазелин, винегрет, археолог, президент, экскаватор. В этих случаях проверочные основы не подобрать, но их написание можно запомнить.
Что нам это дает? Мы будем знать написание всех их однокоренных слов и производных форм: вагон – вагонный, вагоновожатый; диван – диваны, диванный; вазелин – вазелиновый.
Двойные сомнительные
Мы выяснили, как проверяется одна безударная гласная в корне слова. А если таких букв две, то как быть? Например, в словах молотить, голосит. В таких случаях следует опять же поступать по правилам. Необходимо подобрать родственные конструкции: молотить – молот, молотит; голосит – голос, многоголосие.
Таким образом, мы для себя можем сформулировать правило под названием «безударная гласная в корне слова, которую можно проверить путём подбора родственного речевого элемента». В этих случаях буква должна слышаться явно, так как она находится под ударением. В случае наличия двух сомнительных букв следует подобрать несколько родственных речевых элементов.
В одном ударение будет падать на одну безударную гласную, а в другом, соответственно, на другую, как показано в примерах выше.
Буквы «о» и «а»
У многих вызывает затруднения чередующая безударная гласная в корне. Это связано с некоторыми расхождениями в правилах для тех или иных речевых элементов. Например:
— КОС — КАС, где «а» пишется, при наличии за корнем суффикса «а» (коснуться – прикасаться).
— ЛОЖ – ЛАГ, где перед согласной «ж» пишем букву «о», а перед согласной «г» пишем «а». Пример: положить – возлагать.
— КЛОН – КЛАН, где в безударном положении пишем только «о». Пример: наклониться.
— ТВОР — ТВАР, где в безударной позиции пишем «о». Пример: творец (исключение в данном случае — утварь).
— ГОР – ГАР, где «а» бывает в слове только в «сильной» позиции. Буква «о» употребляется в безударном положении. Пример: загар, загорит.
— ЗОР — ЗАР. Пишем, наоборот, под ударением букву «о». В слабой позиции используется буква «а». Пример: заря – зори. Исключения здесь: птица-зорянка, (решили) зоревать.
— РАСТ – РОС, где в позиции перед буквосочетанием СТ и согласной Щ пишем «а». В случаях, когда употребляется «с», то перед ней используется «о». Пример: подрастать, выращивать. Но при этом: росли. В качестве исключений следует запомнить: росток, ростовщик, наименование города Ростов, мужское имя Ростислав, подростковый, отрасль.
— РАВН – РОВН, где «а» употребляется в словах со значением «равный по каким-то параметрам», а «о» – в словах со значением на ровной поверхности. Пример: уровень, уравнение.
— МОК — МАК, где МАК пишется при смысловом значении окунать в жидкость, а МОК – пропускать жидкость. Пример: обмакнуть, но намокать.
Употребление «е» и » и»
- Для чередующихся корневых гласных Е-И правило написания одинаково для всех идентичных корней — пишем гласную И при наличии в закорневой позиции суффикса А, при его отсутствии ставим Е:
- — БИР – БЕР: уберём – убирать;
- — ДИР – ДЕР: сдерёт – сдирать;
- — МИР – МЕР: замереть – умирать;
- -ПИР – ПЕР: отпереть – запирать;
- — ТИР – ТЕР: оттереть – оттирать;
- — ЖИГ – ЖЕГ: поджигать – сжёг;
- — СТИЛ – СТЕЛ: расстилать – постелить ;
- — БЛИСТ – БЛЕСТ: блестеть – блистать.
Правописание букв О-Ё после шипящих
В таких случаях в сильной позиции пишем корневую гласную букву Ё, если при изменении слова в корне появляется гласная Е. Например: дешёвый – дешевле; жёрдочка – жердь. Это же правило действует, если при изменении слова ударение переходит на соседний слог: чёлка – чело; бечёвка – бечева. Во всех остальных случаях в корне после шипящей следует писать букву «о».
Прочие сочетания
Сегодня в русском языке есть корни с неполногласными сочетаниями -ра-, -ре-, -ле-, -ла- и прочие, пришедшие из старославянского языка, которым соответствуют полногласные корневые буквосочетания -оро-, -оло-, -ере-, -ело-. Слова, содержащие такие буквосочетания, не требуют проверки ударением, их нужно просто узнавать. Примеры: город (русск.) — град (ст. слав.
); здоровье (русск.) – здравие (ст. слав.); молодёжь (рус.) — младое (ст. слав.); золото (рус.) – злато (ст. слав.); берег (рус.) – брег (ст. слав.); дерево (рус.) – древо (ст. слав.); шлем (рус.) – шелом, ошеломлённый (ст. слав..); молоко (рус.) – млечный (ст. слав.).
Чаще всего такие полногласные и неполногласные буквосочетания сразу определяемы и, как правило, не вызывают трудностей. Однако не все такие соответствия могут быть восстановлены в современном нам русском языке. Примеры: корова – крава; мороз – мраз. В некоторых словах второй вариант древнеславянского корня сохранился только в других славянских языках.
Пример старославянского корня в русском языке сохранился в слове Бологое — наименовании населённого пункта. Исходным словом является «благо».
Слова современного русского языка, вошедшие в него из старославянского, зачастую бывают со стилистической окраской (град, брег, злато и прочие), так как они были неотъемлемой частью книжной, поэтической речи, торжественной и высокопарной. Это был литературно-книжный сакральный язык всех славянских народов, живших в 9-11 в, на который была переведена с древнегреческого языка и Библия, на нём велись богослужения. Есть слова старославянской эпохи, которые за долгое время пребывания в составе русского языка претерпели изменения в значении, утратив былую возвышенно-торжественную окрашенность, и стали обычными, вполне нейтральными по смыслу, то есть обрели новое значение. Примеры: омонимичные слова глава – руководитель города, делегации и прочего, и глава – часть издания, книги, статьи.
Источник: https://www.syl.ru/article/144019/mod_bezudarnaya-glasnaya-v-korne-slova-pravila-i-isklyucheniya
Карточки по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова"
6. Укажи проверочные слова к словам с безударными гласными.
- 1) Ледяной – а) ледник б) ледок в) лёд г) обледенелый.
- 2) Грибы – а) грибок б) грибница в) грибник г) гриб.
- 3) Лесной — а) лесок б) лесник в) лес г) лесничий.
7. В какой строке все слова пишутся с буквой е?
1) в . сенний , св . стит, бл . дней.
2) в . черний, зв . здопад, осв . щение.
3) т . мнота, т . шина, т . нистый.
8. Укажи слова с буквой и.
Ш . рстяной, п . чёный, п . сатель, ж . лток, ч . стота, изв . щение, щ . пать,
пл . сать, б . жать.
9.Впиши пропущенные буквы. Запиши проверочные слова.
Скв . рец, скв . рцы, скв . рчата, скв . речник — __________________.
Тр . ва, тр . винка, тр . вяной, тр . вянистый — __________________.
10.Прочитай. Отгадай загадку. Подчеркни все безударные гласные, написание которых требуют проверки.
- Домовитая хозяйка,
- Полетает над лужайкой,
- Похлопочет над цветком –
- Он поделится медком. ( ____________________ )
- Ответы на тестовые задания.
- 1 вариант.
- 2 столбик – капуста, одежда, морковь, магазин, обезьяна.
- 6.
- 1) — б), 2) — а), 3) — б).
- 7.
- 3).
- 8.
- Городок, морской, крольчатник, волнистый, ковёр, полосатый, колючий.
- 9.
Лёд. Гриб.
10.
Гриб. 5 букв.
- 2 вариант.
- 2 столбик – машина, сорока, мороз, народ, собака.
- 6.
- 1) — в), 2) — г), 3) – в).
- 7.
- 2).
- 8.
- Писатель, чистота, щипать.
- 9.
Скворушка. Травы.
10.
Пчела. 5 букв.
- Тема: «Безударные гласные в корне слова».
- Первый уровень
- В проверочном слове вставь пропущенную букву и поставь ударение.
- №1
- козочка – к…за
- кончик – к…нец
- лес – л…сник
- гриб – гр…бок
- гололёд – л…дяной
- походка – х…дить
- защита – защ…щать
- вышагивал – пош…гал
- №2
- грач – гр…чи
- земли – з…мля
- головы – г…лова
- яйца — …ичный
- дерево – д…ревья
- писк – п….щать
- гнал – выгн…л
- поспешно – засп…шил
- №3
- повозка – в…зить
- доски – д…щечка
- зёрнышко – з…рно
- голодный – гол…д
- вождь – в…жатый
- ходит – перех…дил
- молча – зам…лчал
- загадка – отг…дать
- №4
- свечи – св…ча
- численник – ч…сло
- слово – сл…варь
- ёжик — …жи
- центр – ц…нтральный
- лёжа – л…жать
- мирный – м…рить
- глаз – гл…застый
- №5
- половодье – в…да
- стороны – ст…ронка
- чижик – ч…жи
- сельди – с…лёдка
- тонет – пот…нул
- нарядный – нар…дить
- глядя – подгл…дел
- ослеп – сл…пой
- №6
- порядок – р…ды
- вёдра – в…дёрко
- сёстры – с…стрица
- озеро — …зёра
- уносит – н…сить
- шалость – нашалил
- гости – уг…стил
- скрип – скр….петь
Второй уровень
Из двух слов выбери проверочное слово к пропущенной гласной, вставь пропущенную букву, поставь ударение.
- №1
- стёклышко, застеклили – ст…кло
- ледяной, лёд – л…док
- снег, снеговик – сн…жинка
- котята, котик – к…тёночек
- говорил, говор – разг…вор
- пляска, расплясался – пл…сать
- заварка, заварить – св…рить
- следом, следы – насл…дил
- №2
- бобовый, боб – б…бы
- сторож, сторожит – ст…рожка
- кольца, колечко – к-льцо
- дешёвый, дёшево – д…шевле
- рябенький, рябина – р…бой
- ночлег, ноченька – н…чевать
- стойка, стоять – пост…ять
- тянут, тянучка – пот…нули
- №4
- дров, дровяной – др…ва
- лисонька, лисята – л…сёнок
- часики, часовщик – ч…сы
- бельевой, побелка – б…льё
- сталь, сталевар – ст…льной
- топить, растопка – раст…пил
- крикнул, крикун – закр…чал
- обманщик, обманул – обм…нуть
- №5
- дождик, дожди – д…ждливый
- столик, столовая – ст…ляр
- беляк, беленький – б…льевая
- посёлок, селение – с…ло
- посоли, соль – с…лёный
- подарок, подари – д…рить
- насорил, насорено – зас…рить
- посадка, садовник – зас…дить
- №3
- пастушок, пас – п…стух
- поделка, деловой – д…ла
- Михайлович, Мишенька – М…хаил
- тёпленький, тепло – пот…плело
- зелень, зеленоватый – з…лёный
- кормушка, накормит – к…рмить
- скрип, скрипучий – заскр…пел
- читатель, прочитанный – ч…тать
- №6
- мостовая, мостик – м…сты
сосны, сосновый – с..сна
деревянный, деревья – дер…во
старенький, старик – ст..рушка
- колосится, колос – к…лосья
- сердечко, сердце – с…рдечный
- завинтил, винтик – подв…нтить
- просьба, проситель – попр…сить
Третий уровень
Подбери проверочное слово, вставь пропущенную букву.
- №1
- …. – с…дло
- … — с…довник
- … — б…рега
- … — в…дяной
- … — цв…тут
- … — пол…вать
- … — отп…лить
- … — м…стерить
- №2
- … — ст…лбы
- … — ц…на
- … — пл…та
- … — с…рпы
- … — пл…хой
- … — …грать
- … — прил…тел
- … — выр…зать
- №3
- … — ст…на
- … — л…цо
- … — хол…д
- … — кл…довая
- … — пч…линый
- … — з…мовать
- … — ост…влять
- … — зав…дить
- №4
- … — к…фейник
- … — к…злёнок
- … — к…вёр
- … — к…мочек
- … — кр…вой
- … — см…ялся
- … — заскр…пел
- … — пос…нел
- №5
- … — ч…рника
- … — гн…здо
- … — с…сновый
- … — площ…дь
- … — т…жёлый
- … — кр…чать
- … — нак…сить
- … — зап…щал
- №6
- … — стр…жи
- … — п…чник
- … — д…ление
- … — ог…нёк
- … — ч…рвивый
- … — дев…ть
- … — подн…сти
- … — хв…лить
- Тема: «Безударные гласные в корне слова»
- Орфографическая разминка.
- Первый уровень
- Найди по одной ошибке в словосочетаниях.
-
Кросивая кукла, виселый малыш, бижит гулять, живёт в лису, лежит на пичи.
-
Запрягу каней, летит над вадой, полажил на полку, победил врогов, четает книжку.
-
Высокие калосья, холодный вечир, асенний денёк, даждливая весна, речные берига.
-
Сильная митель, суровая зема, паёт песенку, бальшая гора, далёкие халмы.
-
Вичерний поезд, забижали в сад, сворил кашу, давно пожилтели, полевает грядки.
-
Слевовое варенье, облители с деревьев, кроюшка хлеба, моловато угощенья, перовать с друзьями.
Второй уровень
Найди ошибки в нескольких словах в предложении.
-
В лисной глуши на снигу много слидов звирей.
-
Бальшая рыба плиснула хвастом по ваде.
-
Висенним днём так харошо гулять в гародском парке.
-
Халодный ветер стучит земой в акно.
-
Ричные бирега соединили широким мастом.
-
По узкой трапинке мы пришли к лисному озиру.
Третий уровень
Найди все ошибки в тексте.
-
Мороз накрыл ричную гладь лидяным мастом. Ребята весило котаются на каньках. Легкий витерок нисёт белые снижинки.
-
Ребята гуляли в лису. Вдруг налитела граза. Потимнело небо. Даждевые капли застучали по лестве диревьев. Скарее дамой!
-
В асеннем лису много гребов. Мы идем по трапинке. Вот под сасной ведна яркая шляпка. Полизай, гребок, в корзину!
-
Между зилёных бирегов пролигла шерокая паласа рики. Вот бальшая рыба плиснула хвастом по ваде.
-
Утром на трове горят капли расы. Золнце залатит вирхушки диревьев. Зимля еще халодная, но днем будет типлее.
-
Мароз посерибрил ветки диревьев. На зимле лижит снежное покрывало. Паля и леса уснули до висны.
- Тема: Правописание безударных гласных
- Первый уровень
- Карточка №1
- — Поставь в словах ударение, вставь пропущенную букву.
- Козочка – к…за, лес – л…сник, гриб – гр…бок, горы – г…ра, холм – х…лмы, росы – р…са, мяч — м…чи, чижик – ч…жи.
- Карточка №2
- — Поставь в словах ударение, вставь пропущенную букву.
Мяч – м…чи, грач – гр…чи, земли – з…мля, головы – г…лова, дерево – д…ревья, волны – в…лна, норы – н…ра, ёжик — …жи.
- Карточка №3
- — Поставь в словах ударение, вставь пропущенную букву.
- Окна — …кно, вёсны – в…сна, пчёлы – пч…ла, реки – р…ка, письма – п…сьмо, мёд – м…док, лес – л…са, озеро — …зёра.
- Карточка №4
- Поставь в словах ударение, вставь пропущенную букву.
- Свечи – св…ча, численник – ч…сло, слово – сл…варь, кончик – к…нец, доски – д…щечка, зёрнышко – з…рно, голодный – гол…д, порядок – р…ды
- Карточка №5
- — Поставь в словах ударение, вставь пропущенную букву.
- Ослеп – сл…пой, гололёд – л…дяной, яйца — …ичный, вечер – в…черний, вождь – в…жатый, центр – ц…нтральный, смолы – см…листые, море – м…ской.
- Карточка №6
- — Поставь в словах ударение, вставь пропущенную букву.
Повозка – в…зить, ходит – перех…дил, молча – зам…лчал, уносит – н…сить, шалость – наш…лил, гости – уг…стил, скрип – скр….петь, мирный – м…рить.
- Второй уровень
- Карточка №1
- — Поставь ударение, из двух слов выбери проверочное, вставь пропущенную букву.
- Следом, следы – насл…дить; ледяной, лёд – л…док ; снег, снеговик – сн…жинка; звонкий, звонок – позв…нить; котята, котик – к…тёночек; говорил, говор – разг…вор; пляска, расплясался – пл…сать; заварка, заварить – св…рить.
- Карточка № 2
- — Поставь ударение,из двух слов выбери проверочное, вставь пропущенную букву.
- Поверхность, верхушка – в…ршина; сторож, сторожит – ст…рожка; кольца, колечко – к-льцо; дешёвый, дёшево – д…шевле; рябенький, рябина – р…бой; завинтил, винтик – подв…нтить; ночлег, ноченька – н…чевать; тянут, тянучка – пот…нули.
- Карточка №3
- — Поставь ударение,из двух слов выбери проверочное, вставь пропущенную букву.
- Бедняк, бедный – б…дняжка; пастушок, пас – п…стух; скрип, скрипучий – заскр…пел; поделка, деловой – д…ла; обманщик, обманул – обм…нуть; тёпленький, тепло – пот…плело; зелень, зеленоватый – з…лёный; читатель, прочитанный – ч…тать.
- Карточка №4
- — Поставь ударение,из двух слов выбери проверочное, вставь пропущенную букву.
- Топить, растопка – раст…пил; дров, дровяной – др…ва; лисонька, лисята – л…сёнок; часики, часовщик – ч…сы; бельевой, побелка – б…льё; насорил, насорено – зас…рить; крикнул, крикун – закр…чал; кормушка, накормит – к…рмить.
- Карточка №5
- — Поставь ударение,из двух слов выбери проверочное, вставь пропущенную букву.
- Посоли, соль – с…лёный; дождик, дожди – д…ждливый; посадка, садовник – зас…дить; столик, столовая – ст…ляр; беляк, беленький – б…льевая; сталь, сталевар – ст…льной; посёлок, селение – с…ло; подарок, подари – д…рить.
- Карточка №6
- — Поставь ударение,из двух слов выбери проверочное, вставь пропущенную букву.
Сосны, сосновый – с..сна; просьба, проситель – попр…сить; деревянный, деревья – дер…во; старенький, старик – ст..рушка; колосится, колос – к…лосья; мостовая, мостик – м…сты; сердечко, сердце – с…рдечный; стойка, стоять – пост…ять.
- Третий уровень.
- Карточка №1
- — Подбери проверочное слово, поставь ударение, вставь пропущенную букву.
- … — с…довник
- … — в…дяной
- … — цв…тут
- … — зв…зда
- … — т…нистый
- … — м…стерить
- … — др…жит
- … — з…мля
Карточка №2
— Подбери проверочное слово, поставь ударение, вставь пропущенную букву.
- … — в…рить
- … — ст…лбы
- … — ц…на
- … — пл…та
- … — скр…пач
- … — …грать
- … — прил…тел
- … — выр…зать
Карточка №3
— Подбери проверочное слово, поставь ударение, вставь пропущенную букву.
- … — в…да
- … — ш…рстяной
- … — п…левой
- … — л…цо
- … — хол…д
- … — кл…довая
- … — пч…линый
- … — ост…влять
Карточка №4
— Подбери проверочное слово, поставь ударение, вставь пропущенную букву.
- … — з…мовать
- … — к…злёнок
- … — к…вёр
- … — м…ховой
- … — к…мочек
- … — см…ялся
- … — цв…тная
- … — заскр…пел
Карточка №5
— Подбери проверочное слово, поставь ударение, вставь пропущенную букву.
- … — к…рмил
- … — ч…рника
- … — гн…здо
- … — с…сновый
- … — р…чной
- … — площ…дь
- … — т…жёлый
- … — зап…щал
Карточка №6
— Подбери проверочное слово, поставь ударение, вставь пропущенную букву.
- … — б…лил
- … — пр…мой
- … — п…чник
- … — д…ление
- … — ог…нёк
- … — кр…чать
- … — подн…сти
- … — хв…ли
- Тема «Правописание безударных гласных в корне слова».
- Работа с текстом.
- Первый уровень
- Спиши, вставляя нужные буквы.
Остались на сн(и,е)гу заячьи сл(и,е)ды – д(а,о)леко ли зайцу до б(и,е)ды? Но заяц не б(о,а)ится. Прил(е,и)тела сн(е,и)жинок стая. Закружились белые птицы, заячьи сл(е,и)ды зам(и,е)тая. Напрасно собака старалась распознать сл(и,е)ды зайца. Выб(и,е)лась она из сил, приб(и,е)жала к старому м(и,е)стечку и думает:
- — Заяц хитрый здесь был, а куда ушёл, неизвестно!
- И.Эренбург
- Второй уровень
Спиши, вставляя нужные буквы. Устно проверь безударную гласную в корне слов.
Остались на сн…гу заячьи сл…ды – д…леко ли зайцу до б…ды? Но заяц не б…ится. Прил…тела сн…жинок стая. Закружились белые птицы, заячьи сл…ды зам…тая. Напрасно собака старалась распознать сл…ды зайца. Выб…лась она из сил, приб…жала к старому м…стечку и думает:
- — Заяц хитрый здесь был, а куда ушёл, неизвестно!
- И.Эренбург
- Третий уровень
Прочитай. Устно проверь безударную гласную в корне слов. Определи начало и конец каждого предложения. Запиши.
Видел ли ты б..льшой куст в л..су он покрыт яркими цв..тами ос..нью на нём зреют красные пл..ды на ветках куста острые шипы это шиповник он – р..дной брат с..довой розы понюхай его цв..ты они п..хучи и ароматны пл..ды шиповника очень полезны для здоровья.
По Ю.Дмитриеву
Источник: https://infourok.ru/kartochki-po-russkomu-yaziku-po-teme-bezudarnie-glasnie-v-korne-slova-1458736.html
Правописание безударной гласной в корне слова
Написание букв на месте безударных гласных устанавливается путем проверки другими словами и формами, где в той же значимой части слова (в том же корне, в той же приставке, суффиксе, окончании) проверяемый гласный находится под ударением,
например: гора (горы, горный), набрать (набранный), земляной (овсяный), в доме (в столе).
Безударные гласные в корнях, проверяемые ударением
В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением,
например: вода (воды, водный), сады (сад, садик), свинья (свиньи), яйцо (яйца ), говорить (говор, разговор), молодой (молод, молодость, молоденький), жара (жар, жаркий), шалун (шалость).
В некоторых случаях такой прием проверки нельзя использовать, так как разное написание однокоренных слов объясняется их отнесенностью к разным языкам.
Так, безударные неполногласные сочетания ра, ла (врата, сократить, бразды, глава, облако, влачить и подобные) всегда пишутся с буквой а — это старославянские по происхождению слова; в русских корнях таким сочетаниям соответствуют полногласные оро, оло (ворота, короткий, борозды, голова, волочить).
Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида. В словах затопить, опоздать, проглотить, раздвоить, затоптать и других гласная о проверяется однокоренными словами поздно, глотка, двое, топчет, хотя есть глаголы затапливать, опаздывать, проглатывать, раздваивать.
Данное правило не распространяется на иноязычные слова, так как в них проверяемая и проверочная гласные могут относиться к морфемам разного происхождения.
Так, в слове аккомпанемент суффикс -емент французского происхождения, а в глаголе аккомпанировать суффикс -ирова- — немецкий.
Сравните: абонемент — абонировать, ангажемент — ангажировать; слова интеллигенция и интеллект в латинском языке образованы от разных основ одного корня.
При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва- (-ива-).
Например, для проверки безударной гласной в корнях глаголов бросать, топтать, смотреть, молчать следует привлекать такие слова и формы, как бросить, переброска, топчет, смотрит, смотр, молча, умолкнуть , но не глаголы типа набрасывать, вытаптывать, рассматривать, умалчивать, для которых характерно чередование гласных о – а (заработать – зарабатывать, усвоить – усваивать и т. п.).
Особенно внимательными нужно быть при написании слов с омонимичными корнями, в которых безударный гласный произносится одинаково, но на письме обозначается различными буквами.
Сравните попарно слова: частота (частый) и чистота (чистый), поласкать (ласка) и полоскать (полощет), пары (мн. ч., ср. пар ) и до поры (ср. до сих пор), леса (мн. ч., ср. лес) и лиса (ср.
лисы, лисонька), посидеть (сидя) и поседеть (сед , кр. ф.
от седой), развивать (развить) и развевать (веять), разрядить (разряд) и разредить (редкий), осветить (свет, осветит) и освятить (свят, святость), примерять (мерить) и примирять (м. р.).
Буква е после парных мягких согласных и шипящих пишется в соответствии как с ударным е , так и с о (на письме ё).
Сравните: белить (белый) и вела (вёл), село (сёла и сельский ), шелестеть (шелест ) и шелка (шёлк), жемчуга (жемчуг ) и желудей (жёлудь).
Безударные гласные в корнях, не проверяемые ударением
В русском языке существует много слов, корневые гласные у которых нельзя проверить ударением. Написание таких слов определяется по орфографическому словарю.
Сюда включаются как исконно русские, так и заимствованные слова.
Вот некоторые из них: абориген, антагонизм, бадминтон, бифштекс, бриолин, вестибюль, винегрет, волынка, диапазон, деликатес, дирижабль, демагог, иждивение, инициатива, кабала, канонада, конфорка, криминология, кобура, кощей, макака, макулатура, наваждение, обаяние, оказия, оптимизм, панорама, панегирик, привилегия, палисадник, пластилин, смятение, туннель, утилитарный, эсперанто.
Другие трудные случаи написания корневых гласных
В слове бархат после х в безударной позиции пишется буква а (также бархатный, бархатистый), хотя под ударением в слове бархотка (вариант: бархатка ) – гласный о.
Безударному гласному в слове лебедь, который передается буквой е, соответствуют под ударением ё и я : лебёдка, лебёдушка и лебяжий .
В слове ладья без ударения пишется а, а под ударением в слове лодка – о.
В словах детёныш, детёнок, детвора, деторождение и др. пишется без ударения буква е в соответствии с ударным е в слове дети и производных от него – детский, детство, бездетный и т. п. Однако в слове дитя , а также в просторечных дитё и дитячий пишется и (ударный и в дитятко).
Корень слова магнит , греческого по происхождению, в ряде слов имеет другой ударный гласный – е , а в безударном положении соответствующий гласный передается как буквой и , так и буквой е.
Например, магнит, магнитный, намагнитить и магнето, магнетик, парамагнетик; магнитограф, магниториум, магнитола, магнитометр, магнитофон, магнитобиология, магнитооптика и магнетический, магнетизм, магнетит, магнетон, магнетрон .
варианты: магнетоэлектрический эффект и магнитоэлектрическая машина, магнитохимия и магнетохимия ; наличие таких орфографических вариантов поддерживается побочным ударением на гласном и или е в первой части этих сложных слов (которые, таким образом, различаются и в произношении).
В корне слова дебет (финансовый термин) и однокоренных словах второй гласный, всегда безударный, передается буквами е (в словах дебет, дебетовать, дебетовый ) и и (в словах дебитор, дебиторский ).
В корне слов инфекция и дезинфекция на месте ударного гласного е пишется (в глаголах на цировать ) в безударном положении буква и : инфицировать, дезинфицировать . То же в словах перцепция, апперцепция , но перципировать, апперципировать; коррекция , но корригировать .
Буквы е и и на месте безударных гласных различаются в корнях слов: сенсибе льный , но сенсиби лизация; инже нер , но инжи ниринг .
Во всех этих случаях различия в письменной передаче корневых гласных объясняются написанием слов в языках источниках. Написание гласных букв в таких корнях определяется в словарном порядке.
Безударные соединительные гласные
- При соединении основ двух и более слов в одно сложное слово, а также при образовании сложных слов с составными частями интернационального характера используется соединительный гласный, передаваемый на письме буквами о и е.
- Соединительный гласный передается на письме после твердых парных согласных буквой о, а после мягких парных согласных, шипящих, ц и j – буквой е, например: звукорежиссёр, мировоззрение, сенокос, работодатель, диктофон, москворецкий, одноразовый, девяностолетний, сторублёвый, мореплаватель, древнерусский, пылесос, общедоступный, тысячелетний, свежеокрашенный, мышеловка, овцеводство, чаепитие; грязеводолечебница, маслосыроваренный.
- Образования с мягким и твердым согласным перед соединительными гласными, передающимися соответственно буквами е и о : кровеносный и кровоподтёк, коневодство и конокрад, дальнеприцельный и дальнозоркий, песнетворчество и песнопение.
- Буква о пишется также после гласной и или е в ряде сложных слов с первой частью – основой слов на -ия или на -ей , -ея,
- например: бактерионоситель (бактерия), историография (история), религиоведение (религия), химиотерапия (химия), трахеобронхит (трахея), музеология (музей), но: музееведение.
- Вместо соединительных гласных о и е в некоторых разрядах сложных слов пишутся гласные, совпадающие с падежными и другими окончаниями слов, основы которых содержатся в предшествующей части слова:
- я – в словах с первыми частями себя-: себялюбие, себялюбивый (но в себе стоимость и себе довлеющий буква е); время-,
- например: времяпрепровождение, времяисчисление, времяизмерительный; имя- ,
- например: имятворчество, имяславие (общественно-философское течение); семя-,
- например: семядоля, семяпочка, семязачаток, семяизвержение, семяприёмник, семяочистительный (но именослов, семеноводство, семенохранилище , а также — с основами других слов на -мя – знаменосец, пламеобразный, пламегаситель);
- а – в словах умалишённый, сумасшедший , в словах с первыми частями сорока, полутора, полутораста,
- например: сорокалетие, сорокасвечовый, сорокачасовой (но ср. сороконожка, сорокоуст); полуторатонный, полуторагодовалый, полуторасталетний (но в словах с первыми частями девяносто- и сто- пишется о);
и – в словах с первыми частями, содержащими основы числительных от пять до двадцать, а также тридцать, пятьдесят и т. п.,
например: десятилетка, семимесячный, тридцатитомный, шестидесятилетие; в части сложений с основой числительного три: трилистник, триединый, триединство, триипостасный (но треугольный, треножник и т. п.
); в словах с первыми частями, совпадающими с формами повелительного наклонения глагола, например: сорвиголова, вертихвостка, вырвиглаз, перекати-поле; в сложных притяжательных прилагательных типа дяди-Стёпин, тёти-Валин;
ы – в таких же прилагательных типа бабы-Дусин, Анны-Петровнин.
В конце первых частей сложных слов пишутся также: буквы а и и – в некоторых рядах сложных слов с первыми частями интернационального характера: авиа- (авиабаза, авианосец, авианесущий ), аква- (акванавт, акватехника ), мега- (мегатонна, мегаватт, мегапроект), медиа- (медиакомпания, медиахолдинг), макси- (макси-юбка ), миди- (миди-платье), милли- (миллиметр, миллиграмм), мини- (мини-турнир), санти- (сантиметр), деци- (дециметр), поли- (поливитамины, политехнический), квази- (квазиизлучение, квазинаучный); буква и – в части слов со вторыми частями -метрия (планиметрия, дозиметрия ; но сейсмометрия, спектрометрия), -фикация и -фицировать (электрификация, электрифицировать, газификация, интенсификация, русификация; но теплофикация, радиофикация); в названиях государств, территорий со второй частью -стан (Узбекистан, Туркменистан, Курдистан); в словах центрифуга, агрикультура (но агрокультура с другим значением).
Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/125
Проверяемые безударные гласные
Начиная подготовку к ЕГЭ по русскому языку, учащиеся старших классов, как правило, первым делом повторяют основные правила, в том числе и по теме: «Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова». Хотя этот раздел достаточно подробно рассматривается в рамках базового школьного курса, зачастую выпускникам требуется его повторить.
Написание безударных проверяемых гласных в корне слова вызывает трудности в связи с тем, что такие буквы не всегда четко различаются при произношении. При этом умея находить распространенные ошибки при их употреблении в тексте, старшеклассники смогут успешно справиться с предстоящим ЕГЭ.
Теоретическая информация в помощь выпускнику
Чтобы задания по теме: «Проверяемые безударные гласные» не вызывали особых затруднений в процессе прохождения экзаменационного тестирования по русскому языку, рекомендуем вспомнить базовые правила.
Важно знать
Существует несколько основных способов проверки таких букв:
- Замена формы слова:
- числа существительного (например, нора – норы);
- падежа существительного (например, вода – воду);
- рода у глаголов прошедшего времени (например, подмела – подмел);
- времени глагола (колол – колет).
- Подбор непроизводной основы такой же части речи. Например, полковник – полк.
- Создание краткой формы прилагательного. Например, молодой – молод.
- Подбор однокоренного слова другой части речи. Например, соединение – единый.
Несколько нюансов, которые стоит учитывать
- В качестве исключения из правил можно отметить существительные с чередующимися гласными в корне, а также глагольные корни, которые невозможно проверить, используя форму несовершенного вида. Например, заря – зорька; говорить – приговаривать.
- Ряд слов иностранного происхождения невозможно проверить путем подбора однокоренных понятий. Особенно это касается тех случаев, когда спорная гласная находится в составе суффиксов разного происхождения. Например, абонемент – абонировать, аккомпанемент – аккомпанировать.
- При выборе корректного варианта написания безударных гласных в словах, имеющих одинаковое звучание, следует учитывать их значение. Например, поседеть (стать седым) – посидеть (присесть на скамью).
Кроме того, одной из самых распространенных ошибок является неверный подбор проверочного слова. К примеру, для слова «долина» в качестве проверочного выступает слово «дол», а не «даль».
С образовательным порталом «школково» вы сможете полноценно подготовиться к аттестационному тестированию!
Чтобы упражнения в ЕГЭ по русскому языку по теме: «Безударная проверяемая гласная» не ставили выпускников в тупик, выбирайте онлайн-занятия на нашем сайте.
Мы собрали воедино весь материал, который требуется учащимся старших классов для полноценного повторения основных разделов из школьного курса.
Опытные преподаватели «Школково» подготовили и изложили информацию в максимально простой и понятной форме.
Мы уверены, что только поэтапный переход от простого к сложному является залогом успешной подготовки к аттестационному тестированию. Он позволяет учащимся старших классов определить наиболее сложные для себя темы и восполнить имеющиеся пробелы.
Вначале школьникам предлагается вспомнить основной теоретический материал (что такое безударные проверяемые, непроверяемые гласные, как избежать распространенных ошибок при их написании и проч.). Затем учащиеся могут проверить собственные знания на практике. Большая подборка упражнений, которая систематически дополняется, представлена в соответствующем разделе сайта «Школково».
Уже ознакомились с примерами заданий по теме: «Проверяемые гласные» и хотите закрепить теоретические знания на практике прямо сейчас? Тогда просто выберите несложное упражнение и попробуйте его выполнить.
Вы не столкнулись с трудностями и потратили совсем немного времени? В этом случае можно смело переходить к более серьезным заданиям.
А если у вас все же появились вопросы, тогда вам непременно стоит как можно скорее начать готовиться к единому госэкзамену по русскому языку вместе с нами.
Изучать теорию, примеры и выполнять задания по теме: «Гласные, проверяемые ударением» и из других разделов вы можете в онлайн-режиме. Занятия на нашем сайте доступны как школьникам, проживающим в столичном регионе, так и учащимся из отдаленных российских областей.
Источник: https://russkij.shkolkovo.net/catalog/koren_slova/proveryaemaya_glasnaya
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: приведите примеры?
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: приведите примеры?
- В написании некоторых безударных гласных, если они находятся в корне, может возникнуть определенная трудность: не ясно, какую букву следует писать. Чтобы проверить себя, рекомендуется изменить форму слова таким образом, чтобы эта гласная стала ударной (если, конечно, это возможно).Примеров таких слов в русском языке можно найти великое множество: коробка/короб, следить/след, пятнистый/пятнышко, раздобреть (стать полным)/добрый и т.д.Если подобрать проверочное слово не удается, значит, при написании его нужно сверяться со словарем, хотя бы первое время. Потом большинство таких слов просто запоминаются и написание их не представляет никакой сложности.
-
- Мячи – мяч
- Спешу – спешка
- Волна – волны
- Жара – жар
- Молодой – молод
-
- Безударные гласные в корне имеются в словах, если ударение падает на другой гласный корня или на гласный приставки, суффикса или окончания, напрмер:
- дорога, вы-стрел, беж-а-ть, больш-ой.
- В таком случае возникает орфографическая проблема с написанием слова, так как при произношении без ударения о превращается в а, а е, я в и.
Но слово следует писать правильно, не полагаясь на его произношение, поэтому подбираем проверочные слова, в которых искомый гласный станет ударным. Проверочным словом может быть форма исходного слова или однокоренное родственное слово.
- Примеры слов с безударными гласными, проверяемыми ударением:
- вода – подводный, воды;
- звезда – звздочка, звзды;
- лощный – лоск;
- ласкать – ласка;
- полоскать (бель) – он полощет;
- ломать – ломкий, поломка;
- присягать – присяга;
- отвязать – вязка, привязка, он вяжет;
- зализать рану – лижет,
-
Слов, которые имеют безударный гласный в корне, в русском языке очень много. Когда ударение падает на другие морфемы (суффикс, окончание), гласная в корне слышится нечетко и существует вероятность орфографической ошибки.
Некоторые слова нельзя проверить, их называют словарными и при возникновении вопросов сверяются с орфографическим словарем.
Чтобы проверить безударный гласный в корне необходимо либо изменить форму слова, либо подобрать родственные слова, в который ударение падало именно на корень.
Вот некоторые примеры слов с проверяемой безударной гласной в корне: окно – окна, гроза – грозы, вода – воды, нога – ножка, теснота – тесен.
-
Котнок – котик, девчушка – девочка, ротовой – рот, простой – просто, трава – травка, дрожать – дрожь, солный – соль, небеса – небесный, кровинка – кровь, умереть – смерть, болеть – боль, удивиться – дивный.
-
- В русском языке существуют 5 гласных, которые проверяются в том случае, когда они обозначают безударные гласные звуки в корне слова.
- Это: quot;Аquot;, quot;Оquot;, quot;Еquot;, quot;Иquot;, quot;Яquot;.
- Если непонятно, какую гласную писать, то нужно подобрать проверочное слово, где эта гласная в корне слова находится уже под ударением.
- Примеры слов:
- 1) Дождливый – Дождь (Проверяется буква quot;Оquot;);
- 2) Золотой – Золото (Проверяется буква quot;Оquot;);
- 3) Садовый – Сад (Проверяется буква quot;Аquot;);
- 4) Продавать – Продажа (Проверяется буква quot;Аquot;);
- 5) Верхушка – Верх (Проверяется буква quot;Еquot;);
- 6) Побеждать – Победа (Проверяется буква quot;Еquot;);
- 7) Широкий – Шире (Проверяется буква quot;Иquot;);
- 8) Читая – Читка (Проверяется буква quot;Иquot;);
- 9) Привязать – Связка (Проверяется буква quot;Яquot;);
- 10) Взяла – Взять (Проверяется буква quot;Яquot;);
Источник: https://info-4all.ru/obrazovanie/bezudarnie-glasnie-v-korne-slova-proveryaemie-udareniem-privedite-primeri/