Проверяемые безударные гласные в корне слова (40 примеров)

Русский язык является одним из богатейших в мире. В то же время он считается структурой со сложным грамматическим строем. Поэтому очень часто произношение слов не определяет их правильного написания.

Примеров такого несовпадения можно привести массу: в слове «посолить» безударная гласная в корне слова «о» слышится и произносится как «а».

Как же быть в этом случае? Как не ошибиться в таких написаниях? В статье рассмотрим эти вопросы подробнее.

Проверяемые безударные гласные в корне слова (40 примеров)

Безударные гласные в корне слова

Практически все сомнительные случаи попадают под то или иное правило. Сложность зачастую создают безударные гласные буквы в корне слова. Существует несколько способов разрешения данной ситуации. В простейшем варианте следует написание проверять родственным или несколько измененным словом.

В результате должна получиться конструкция, в которой сомнительный звук стоит в «сильном» (ударном) положении. Если такое слово существует, то говорят о том, что вызывающая вопрос буква — это проверяемая безударная гласная в корне слова. Например: города – город; вода – воды. Но не для всех случаев подходит такой способ проверки написания.

Например, таким образом не устанавливается чередующаяся гласная в корне слова или написание букв о-ё после шипящих. Например: подгореть – угар, шёлк и крыжовник. Тем не менее основная часть корней в русских словах пишется в соответствии с морфемным принципом русской орфографии.

Он гласит, что правописание конструктивных элементов слова находится вне зависимости от их произношения.

Проверяемые безударные гласные в корне слова (40 примеров)

Как проверить безударные гласные в корне слова?

  • Существуют несложные действия, совершив которые, пишущий сможет проверить сомнительный случай. Чтобы установить, какую букву употреблять, нужно:
  • — Найти корень в слове (например, болеет – корень «бол»).
  • — Подобрать родственное слово с ударением на проблемную гласную (болеет – больно).

— Особый случай – буква «ё», которая всегда находится в «сильной» (ударной) позиции. Это означает, что в словах одного корня в слабом положении будем писать «е».

Например: вёсны – весна, звёзды – звезда, налёт – налетать.

Определение ударением гласной в корне позволяет правильно писать все однокоренные слова: весна – весной – весенний, морской – море – заморский.

Словарные случаи

Когда безударная гласная в корне слова не поддаётся проверке указанным выше способом, следует обратиться к справочной литературе. Написание таких «трудных» случаев следует запомнить. Эти слова в русском языке не подчиняются общим правилам и поэтому называются словарными.

А знание правильного написания одного такого речевого элемента позволяет правильно писать и все родственные конструкции. К примеру, возьмём слова вагон, диван, вазелин, винегрет, археолог, президент, экскаватор. В этих случаях проверочные основы не подобрать, но их написание можно запомнить.

Что нам это дает? Мы будем знать написание всех их однокоренных слов и производных форм: вагон – вагонный, вагоновожатый; диван – диваны, диванный; вазелин – вазелиновый.

Проверяемые безударные гласные в корне слова (40 примеров)

Двойные сомнительные

Мы выяснили, как проверяется одна безударная гласная в корне слова. А если таких букв две, то как быть? Например, в словах молотить, голосит. В таких случаях следует опять же поступать по правилам. Необходимо подобрать родственные конструкции: молотить – молот, молотит; голосит – голос, многоголосие.

Таким образом, мы для себя можем сформулировать правило под названием «безударная гласная в корне слова, которую можно проверить путём подбора родственного речевого элемента». В этих случаях буква должна слышаться явно, так как она находится под ударением. В случае наличия двух сомнительных букв следует подобрать несколько родственных речевых элементов.

В одном ударение будет падать на одну безударную гласную, а в другом, соответственно, на другую, как показано в примерах выше.

Буквы «о» и «а»

У многих вызывает затруднения чередующая безударная гласная в корне. Это связано с некоторыми расхождениями в правилах для тех или иных речевых элементов. Например:

— КОС — КАС, где «а» пишется, при наличии за корнем суффикса «а» (коснуться – прикасаться).

— ЛОЖ – ЛАГ, где перед согласной «ж» пишем букву «о», а перед согласной «г» пишем «а». Пример: положить – возлагать.

Проверяемые безударные гласные в корне слова (40 примеров) — КЛОН – КЛАН, где в безударном положении пишем только «о». Пример: наклониться.

— ТВОР — ТВАР, где в безударной позиции пишем «о». Пример: творец (исключение в данном случае — утварь).

— ГОР – ГАР, где «а» бывает в слове только в «сильной» позиции. Буква «о» употребляется в безударном положении. Пример: загар, загорит.

— ЗОР — ЗАР. Пишем, наоборот, под ударением букву «о». В слабой позиции используется буква «а». Пример: заря – зори. Исключения здесь: птица-зорянка, (решили) зоревать.

— РАСТ – РОС, где в позиции перед буквосочетанием СТ и согласной Щ пишем «а». В случаях, когда употребляется «с», то перед ней используется «о». Пример: подрастать, выращивать. Но при этом: росли. В качестве исключений следует запомнить: росток, ростовщик, наименование города Ростов, мужское имя Ростислав, подростковый, отрасль.

— РАВН – РОВН, где «а» употребляется в словах со значением «равный по каким-то параметрам», а «о» – в словах со значением на ровной поверхности. Пример: уровень, уравнение.

— МОК — МАК, где МАК пишется при смысловом значении окунать в жидкость, а МОК – пропускать жидкость. Пример: обмакнуть, но намокать.

Употребление «е» и » и»

  1. Для чередующихся корневых гласных Е-И правило написания одинаково для всех идентичных корней — пишем гласную И при наличии в закорневой позиции суффикса А, при его отсутствии ставим Е:
  2. — БИР – БЕР: уберём – убирать;
  3. — ДИР – ДЕР: сдерёт – сдирать;
  4. — МИР – МЕР: замереть – умирать;
  5. -ПИР – ПЕР: отпереть – запирать;
  6. — ТИР – ТЕР: оттереть – оттирать;
  7. — ЖИГ – ЖЕГ: поджигать – сжёг;
  8. — СТИЛ – СТЕЛ: расстилать – постелить ;
  9. — БЛИСТ – БЛЕСТ: блестеть – блистать.

Проверяемые безударные гласные в корне слова (40 примеров)

Правописание букв О-Ё после шипящих

В таких случаях в сильной позиции пишем корневую гласную букву Ё, если при изменении слова в корне появляется гласная Е. Например: дешёвый – дешевле; жёрдочка – жердь. Это же правило действует, если при изменении слова ударение переходит на соседний слог: чёлка – чело; бечёвка – бечева. Во всех остальных случаях в корне после шипящей следует писать букву «о».

Прочие сочетания

Сегодня в русском языке есть корни с неполногласными сочетаниями -ра-, -ре-, -ле-, -ла- и прочие, пришедшие из старославянского языка, которым соответствуют полногласные корневые буквосочетания -оро-, -оло-, -ере-, -ело-. Слова, содержащие такие буквосочетания, не требуют проверки ударением, их нужно просто узнавать. Примеры: город (русск.) — град (ст. слав.

); здоровье (русск.) – здравие (ст. слав.); молодёжь (рус.) — младое (ст. слав.); золото (рус.) – злато (ст. слав.); берег (рус.) – брег (ст. слав.); дерево (рус.) – древо (ст. слав.); шлем (рус.) – шелом, ошеломлённый (ст. слав..); молоко (рус.) – млечный (ст. слав.).

Чаще всего такие полногласные и неполногласные буквосочетания сразу определяемы и, как правило, не вызывают трудностей. Однако не все такие соответствия могут быть восстановлены в современном нам русском языке. Примеры: корова – крава; мороз – мраз. В некоторых словах второй вариант древнеславянского корня сохранился только в других славянских языках.

Пример старославянского корня в русском языке сохранился в слове Бологое — наименовании населённого пункта. Исходным словом является «благо».

Проверяемые безударные гласные в корне слова (40 примеров) Слова современного русского языка, вошедшие в него из старославянского, зачастую бывают со стилистической окраской (град, брег, злато и прочие), так как они были неотъемлемой частью книжной, поэтической речи, торжественной и высокопарной. Это был литературно-книжный сакральный язык всех славянских народов, живших в 9-11 в, на который была переведена с древнегреческого языка и Библия, на нём велись богослужения. Есть слова старославянской эпохи, которые за долгое время пребывания в составе русского языка претерпели изменения в значении, утратив былую возвышенно-торжественную окрашенность, и стали обычными, вполне нейтральными по смыслу, то есть обрели новое значение. Примеры: омонимичные слова глава – руководитель города, делегации и прочего, и глава – часть издания, книги, статьи.

Источник: https://www.syl.ru/article/144019/mod_bezudarnaya-glasnaya-v-korne-slova-pravila-i-isklyucheniya

Карточки по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова"

6. Укажи проверочные слова к словам с безударными гласными.

  • 1) Ледяной – а) ледник б) ледок в) лёд г) обледенелый.
  • 2) Грибы – а) грибок б) грибница в) грибник г) гриб.
  • 3) Лесной — а) лесок б) лесник в) лес г) лесничий.

7. В какой строке все слова пишутся с буквой е?

1) в . сенний , св . стит, бл . дней.

2) в . черний, зв . здопад, осв . щение.

3) т . мнота, т . шина, т . нистый.

8. Укажи слова с буквой и.

Ш . рстяной, п . чёный, п . сатель, ж . лток, ч . стота, изв . щение, щ . пать,

пл . сать, б . жать.

9.Впиши пропущенные буквы. Запиши проверочные слова.

Скв . рец, скв . рцы, скв . рчата, скв . речник — __________________.

Тр . ва, тр . винка, тр . вяной, тр . вянистый — __________________.

10.Прочитай. Отгадай загадку. Подчеркни все безударные гласные, написание которых требуют проверки.

  1. Домовитая хозяйка,
  2. Полетает над лужайкой,
  3. Похлопочет над цветком –
  4. Он поделится медком. ( ____________________ )
  5. Ответы на тестовые задания.
  6. 1 вариант.
  7. 2 столбик – капуста, одежда, морковь, магазин, обезьяна.
  8. 6.
  9. 1) — б), 2) — а), 3) — б).
  10. 7.
  11. 3).
  12. 8.
  13. Городок, морской, крольчатник, волнистый, ковёр, полосатый, колючий.
  14. 9.

Лёд. Гриб.

10.

Гриб. 5 букв.

  • 2 вариант.
  • 2 столбик – машина, сорока, мороз, народ, собака.
  • 6.
  • 1) — в), 2) — г), 3) – в).
  • 7.
  • 2).
  • 8.
  • Писатель, чистота, щипать.
  • 9.

Скворушка. Травы.

10.

Пчела. 5 букв.

  1. Тема: «Безударные гласные в корне слова».
  2. Первый уровень
  3. В проверочном слове вставь пропущенную букву и поставь ударение.
  4. 1
  5. козочка – к…за
  6. кончик – к…нец
  7. лес – л…сник
  8. гриб – гр…бок
  9. гололёд – л…дяной
  10. походка – х…дить
  11. защита – защ…щать
  12. вышагивал – пош…гал
  13. 2
  14. грач – гр…чи
  15. земли – з…мля
  16. головы – г…лова
  17. яйца — …ичный
  18. дерево – д…ревья
  19. писк – п….щать
  20. гнал – выгн…л
  21. поспешно – засп…шил
  22. 3
  23. повозка – в…зить
  24. доски – д…щечка
  25. зёрнышко – з…рно
  26. голодный – гол…д
  27. вождь – в…жатый
  28. ходит – перех…дил
  29. молча – зам…лчал
  30. загадка – отг…дать
  31. 4
  32. свечи – св…ча
  33. численник – ч…сло
  34. слово – сл…варь
  35. ёжик — …жи
  36. центр – ц…нтральный
  37. лёжа – л…жать
  38. мирный – м…рить
  39. глаз – гл…застый
  40. 5
  41. половодье – в…да
  42. стороны – ст…ронка
  43. чижик – ч…жи
  44. сельди – с…лёдка
  45. тонет – пот…нул
  46. нарядный – нар…дить
  47. глядя – подгл…дел
  48. ослеп – сл…пой
  49. 6
  50. порядок – р…ды
  51. вёдра – в…дёрко
  52. сёстры – с…стрица
  53. озеро — …зёра
  54. уносит – н…сить
  55. шалость – нашалил
  56. гости – уг…стил
  57. скрип – скр….петь

Второй уровень

Из двух слов выбери проверочное слово к пропущенной гласной, вставь пропущенную букву, поставь ударение.

  • 1
  • стёклышко, застеклили – ст…кло
  • ледяной, лёд – л…док
  • снег, снеговик – сн…жинка
  • котята, котик – к…тёночек
  • говорил, говор – разг…вор
  • пляска, расплясался – пл…сать
  • заварка, заварить – св…рить
  • следом, следы – насл…дил
  • 2
  • бобовый, боб – б…бы
  • сторож, сторожит – ст…рожка
  • кольца, колечко – к-льцо
  • дешёвый, дёшево – д…шевле
  • рябенький, рябина – р…бой
  • ночлег, ноченька – н…чевать
  • стойка, стоять – пост…ять
  • тянут, тянучка – пот…нули
  • 4
  • дров, дровяной – др…ва
  • лисонька, лисята – л…сёнок
  • часики, часовщик – ч…сы
  • бельевой, побелка – б…льё
  • сталь, сталевар – ст…льной
  • топить, растопка – раст…пил
  • крикнул, крикун – закр…чал
  • обманщик, обманул – обм…нуть
  • 5
  • дождик, дожди – д…ждливый
  • столик, столовая – ст…ляр
  • беляк, беленький – б…льевая
  • посёлок, селение – с…ло
  • посоли, соль – с…лёный
  • подарок, подари – д…рить
  • насорил, насорено – зас…рить
  • посадка, садовник – зас…дить
  • 3
  • пастушок, пас – п…стух
  • поделка, деловой – д…ла
  • Михайлович, Мишенька – М…хаил
  • тёпленький, тепло – пот…плело
  • зелень, зеленоватый – з…лёный
  • кормушка, накормит – к…рмить
  • скрип, скрипучий – заскр…пел
  • читатель, прочитанный – ч…тать
  • 6
  • мостовая, мостик – м…сты

сосны, сосновый – с..сна

деревянный, деревья – дер…во

старенький, старик – ст..рушка

  1. колосится, колос – к…лосья
  2. сердечко, сердце – с…рдечный
  3. завинтил, винтик – подв…нтить
  4. просьба, проситель – попр…сить

Третий уровень

Подбери проверочное слово, вставь пропущенную букву.

  • №1
  • …. – с…дло
  • … — с…довник
  • … — б…рега
  • … — в…дяной
  • … — цв…тут
  • … — пол…вать
  • … — отп…лить
  • … — м…стерить
  • №2
  • … — ст…лбы
  • … — ц…на
  • … — пл…та
  • … — с…рпы
  • … — пл…хой
  • … — …грать
  • … — прил…тел
  • … — выр…зать
  • №3
  • … — ст…на
  • … — л…цо
  • … — хол…д
  • … — кл…довая
  • … — пч…линый
  • … — з…мовать
  • … — ост…влять
  • … — зав…дить
  • №4
  • … — к…фейник
  • … — к…злёнок
  • … — к…вёр
  • … — к…мочек
  • … — кр…вой
  • … — см…ялся
  • … — заскр…пел
  • … — пос…нел
  • №5
  • … — ч…рника
  • … — гн…здо
  • … — с…сновый
  • … — площ…дь
  • … — т…жёлый
  • … — кр…чать
  • … — нак…сить
  • … — зап…щал
  • №6
  • … — стр…жи
  • … — п…чник
  • … — д…ление
  • … — ог…нёк
  • … — ч…рвивый
  • … — дев…ть
  • … — подн…сти
  • … — хв…лить
  • Тема: «Безударные гласные в корне слова»
  • Орфографическая разминка.
  • Первый уровень
  • Найди по одной ошибке в словосочетаниях.
  1. Кросивая кукла, виселый малыш, бижит гулять, живёт в лису, лежит на пичи.

  1. Запрягу каней, летит над вадой, полажил на полку, победил врогов, четает книжку.

  1. Высокие калосья, холодный вечир, асенний денёк, даждливая весна, речные берига.

  1. Сильная митель, суровая зема, паёт песенку, бальшая гора, далёкие халмы.

  1. Вичерний поезд, забижали в сад, сворил кашу, давно пожилтели, полевает грядки.

  1. Слевовое варенье, облители с деревьев, кроюшка хлеба, моловато угощенья, перовать с друзьями.

Второй уровень

Найди ошибки в нескольких словах в предложении.

  1. В лисной глуши на снигу много слидов звирей.

  2. Бальшая рыба плиснула хвастом по ваде.

  3. Висенним днём так харошо гулять в гародском парке.

  4. Халодный ветер стучит земой в акно.

  5. Ричные бирега соединили широким мастом.

  6. По узкой трапинке мы пришли к лисному озиру.

Третий уровень

Найди все ошибки в тексте.

  1. Мороз накрыл ричную гладь лидяным мастом. Ребята весило котаются на каньках. Легкий витерок нисёт белые снижинки.

  1. Ребята гуляли в лису. Вдруг налитела граза. Потимнело небо. Даждевые капли застучали по лестве диревьев. Скарее дамой!

  1. В асеннем лису много гребов. Мы идем по трапинке. Вот под сасной ведна яркая шляпка. Полизай, гребок, в корзину!

  1. Между зилёных бирегов пролигла шерокая паласа рики. Вот бальшая рыба плиснула хвастом по ваде.

  1. Утром на трове горят капли расы. Золнце залатит вирхушки диревьев. Зимля еще халодная, но днем будет типлее.

  1. Мароз посерибрил ветки диревьев. На зимле лижит снежное покрывало. Паля и леса уснули до висны.

  1. Тема: Правописание безударных гласных
  2. Первый  уровень
  3. Карточка №1
  4. — Поставь в словах ударение, вставь пропущенную букву.
  5. Козочка – к…за, лес – л…сник, гриб – гр…бок, горы – г…ра, холм – х…лмы, росы – р…са, мяч — м…чи, чижик – ч…жи.
  6. Карточка №2
  7. — Поставь в словах ударение, вставь пропущенную букву.

Мяч – м…чи, грач – гр…чи, земли – з…мля, головы – г…лова, дерево – д…ревья, волны – в…лна, норы – н…ра, ёжик — …жи.

  • Карточка №3
  • — Поставь в словах ударение, вставь пропущенную букву.
  • Окна — …кно, вёсны – в…сна, пчёлы – пч…ла, реки – р…ка, письма – п…сьмо, мёд – м…док, лес – л…са, озеро — …зёра.
  • Карточка №4
  • Поставь в словах ударение, вставь пропущенную букву.
  • Свечи – св…ча, численник – ч…сло, слово – сл…варь, кончик – к…нец, доски – д…щечка, зёрнышко – з…рно, голодный – гол…д, порядок – р…ды
  • Карточка №5
  • — Поставь в словах ударение, вставь пропущенную букву.
  • Ослеп – сл…пой, гололёд – л…дяной, яйца — …ичный, вечер – в…черний, вождь – в…жатый, центр – ц…нтральный, смолы – см…листые, море – м…ской.
  • Карточка №6
  • — Поставь в словах ударение, вставь пропущенную букву.

Повозка – в…зить, ходит – перех…дил, молча – зам…лчал, уносит – н…сить, шалость – наш…лил, гости – уг…стил, скрип – скр….петь, мирный – м…рить.

  1. Второй уровень
  2. Карточка №1
  3. Поставь ударение, из двух слов выбери проверочное, вставь пропущенную букву.
  4. Следом, следы – насл…дить; ледяной, лёд – л…док ; снег, снеговик – сн…жинка; звонкий, звонок – позв…нить; котята, котик – к…тёночек; говорил, говор – разг…вор; пляска, расплясался – пл…сать; заварка, заварить – св…рить.
  5. Карточка № 2
  6. — Поставь ударение,из двух слов выбери проверочное, вставь пропущенную букву.
  7. Поверхность, верхушка – в…ршина; сторож, сторожит – ст…рожка; кольца, колечко – к-льцо; дешёвый, дёшево – д…шевле; рябенький, рябина – р…бой; завинтил, винтик – подв…нтить; ночлег, ноченька – н…чевать; тянут, тянучка – пот…нули.
  8. Карточка №3
  9. — Поставь ударение,из двух слов выбери проверочное, вставь пропущенную букву.
  10. Бедняк, бедный – б…дняжка; пастушок, пас – п…стух; скрип, скрипучий – заскр…пел; поделка, деловой – д…ла; обманщик, обманул – обм…нуть; тёпленький, тепло – пот…плело; зелень, зеленоватый – з…лёный; читатель, прочитанный – ч…тать.
  11. Карточка №4
  12. — Поставь ударение,из двух слов выбери проверочное, вставь пропущенную букву.
  13. Топить, растопка – раст…пил; дров, дровяной – др…ва; лисонька, лисята – л…сёнок; часики, часовщик – ч…сы; бельевой, побелка – б…льё; насорил, насорено – зас…рить; крикнул, крикун – закр…чал; кормушка, накормит – к…рмить.
  14. Карточка №5
  15. — Поставь ударение,из двух слов выбери проверочное, вставь пропущенную букву.
  16. Посоли, соль – с…лёный; дождик, дожди – д…ждливый; посадка, садовник – зас…дить; столик, столовая – ст…ляр; беляк, беленький – б…льевая; сталь, сталевар – ст…льной; посёлок, селение – с…ло; подарок, подари – д…рить.
  17. Карточка №6
  18. — Поставь ударение,из двух слов выбери проверочное, вставь пропущенную букву.

Сосны, сосновый – с..сна; просьба, проситель – попр…сить; деревянный, деревья – дер…во; старенький, старик – ст..рушка; колосится, колос – к…лосья; мостовая, мостик – м…сты; сердечко, сердце – с…рдечный; стойка, стоять – пост…ять.

  • Третий  уровень.
  • Карточка №1
  • — Подбери проверочное слово, поставь ударение, вставь пропущенную букву.
  • … — с…довник
  • … — в…дяной
  • … — цв…тут
  • … — зв…зда
  • … — т…нистый
  • … — м…стерить
  • … — др…жит
  • … — з…мля

Карточка №2

Подбери проверочное слово, поставь ударение, вставь пропущенную букву.

  1. … — в…рить
  2. … — ст…лбы
  3. … — ц…на
  4. … — пл…та
  5. … — скр…пач
  6. … — …грать
  7. … — прил…тел
  8. … — выр…зать

Карточка №3

Подбери проверочное слово, поставь ударение, вставь пропущенную букву.

  • … — в…да
  • … — ш…рстяной
  • … — п…левой
  • … — л…цо
  • … — хол…д
  • … — кл…довая
  • … — пч…линый
  • … — ост…влять

Карточка №4

Подбери проверочное слово, поставь ударение, вставь пропущенную букву.

  1. … — з…мовать
  2. … — к…злёнок
  3. … — к…вёр
  4. … — м…ховой
  5. … — к…мочек
  6. … — см…ялся
  7. … — цв…тная
  8. … — заскр…пел

Карточка №5

Подбери проверочное слово, поставь ударение, вставь пропущенную букву.

  • … — к…рмил
  • … — ч…рника
  • … — гн…здо
  • … — с…сновый
  • … — р…чной
  • … — площ…дь
  • … — т…жёлый
  • … — зап…щал

Карточка №6

Подбери проверочное слово, поставь ударение, вставь пропущенную букву.

  1. … — б…лил
  2. … — пр…мой
  3. … — п…чник
  4. … — д…ление
  5. … — ог…нёк
  6. … — кр…чать
  7. … — подн…сти
  8. … — хв…ли
  9. Тема «Правописание безударных гласных в корне слова».
  10. Работа с текстом.
  11. Первый уровень
  12. Спиши, вставляя нужные буквы.

Остались на сн(и,е)гу заячьи сл(и,е)ды – д(а,о)леко ли зайцу до б(и,е)ды? Но заяц не б(о,а)ится. Прил(е,и)тела сн(е,и)жинок стая. Закружились белые птицы, заячьи сл(е,и)ды зам(и,е)тая. Напрасно собака старалась распознать сл(и,е)ды зайца. Выб(и,е)лась она из сил, приб(и,е)жала к старому м(и,е)стечку и думает:

  • — Заяц хитрый здесь был, а куда ушёл, неизвестно!
  • И.Эренбург
  • Второй уровень

Спиши, вставляя нужные буквы. Устно проверь безударную гласную в корне слов.

Остались на сн…гу заячьи сл…ды – д…леко ли зайцу до б…ды? Но заяц не б…ится. Прил…тела сн…жинок стая. Закружились белые птицы, заячьи сл…ды зам…тая. Напрасно собака старалась распознать сл…ды зайца. Выб…лась она из сил, приб…жала к старому м…стечку и думает:

  1. — Заяц хитрый здесь был, а куда ушёл, неизвестно!
  2. И.Эренбург
  3. Третий уровень

Прочитай. Устно проверь безударную гласную в корне слов. Определи начало и конец каждого предложения. Запиши.

Видел ли ты б..льшой куст в л..су он покрыт яркими цв..тами ос..нью на нём зреют красные пл..ды на ветках куста острые шипы это шиповник он – р..дной брат с..довой розы понюхай его цв..ты они п..хучи и ароматны пл..ды шиповника очень полезны для здоровья.

По Ю.Дмитриеву

Источник: https://infourok.ru/kartochki-po-russkomu-yaziku-po-teme-bezudarnie-glasnie-v-korne-slova-1458736.html

Правописание безударной гласной в корне слова

Написание букв на месте безударных гласных устанавливается путем проверки другими словами и формами, где в той же значимой части слова (в том же корне, в той же приставке, суффиксе, окончании) проверяемый гласный находится под ударением,

например: гора  (горы, горный), набрать  (набранный), земляной  (овсяный), в доме   (в столе).

Безударные гласные в корнях, проверяемые ударением

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением,

например: вода  (воды, водный), сады  (сад, садик), свинья  (свиньи), яйцо  (яйца ), говорить  (говор, разговор), молодой  (молод, молодость, молоденький), жара  (жар, жаркий), шалун  (шалость).

В некоторых случаях такой прием проверки нельзя использовать, так как разное написание однокоренных слов объясняется их отнесенностью к разным языкам.

Так, безударные неполногласные сочетания ра, ларата, сократить, бразды, глава, облако, влачить и подобные) всегда пишутся с буквой а — это старославянские по происхождению слова; в русских корнях таким сочетаниям соответствуют полногласные оро, олоорота, короткий, борозды, голова, волочить).

Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида. В словах затопить, опоздать, проглотить, раздвоить, затоптать и других гласная о проверяется однокоренными словами поздно, глотка, двое, топчет, хотя есть глаголы затапливать, опаздывать, проглатывать, раздваивать.

Данное правило не распространяется на иноязычные слова, так как в них проверяемая и проверочная гласные могут относиться к морфемам разного происхождения.

Так, в слове аккомпанемент суффикс -емент французского происхождения, а в глаголе аккомпанировать суффикс -ирова- — немецкий.

Сравните: абонемент — абонировать, ангажемент — ангажировать; слова интеллигенция и интеллект в латинском языке образованы от разных основ одного корня.

При выборе написания о   или а   в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-  (-ива-).

Например, для проверки безударной гласной в корнях глаголов бросать, топтать, смотреть, молчать  следует привлекать такие слова и формы, как бросить, переброска, топчет, смотрит, смотр, молча, умолкнуть , но не глаголы типа набрасывать, вытаптывать, рассматривать, умалчивать, для которых характерно чередование гласных о – а  (заработать – зарабатывать, усвоить – усваивать  и т. п.).

Особенно внимательными нужно быть при написании слов с омонимичными корнями, в которых безударный гласный произносится одинаково, но на письме обозначается различными буквами.

Сравните  попарно слова: частота  (частый) и чистота  (чистый), поласкать  (ласка) и полоскать  (полощет), пары  (мн. ч., ср. пар ) и до поры  (ср. до сих пор), леса  (мн. ч., ср. лес) и лиса  (ср.

лисы, лисонька), посидеть  (сидя) и поседеть  (сед , кр. ф.

от седой), развивать  (развить) и развевать  (веять), разрядить  (разряд) и разредить  (редкий), осветить  (свет, осветит) и освятить  (свят, святость), примерять  (мерить) и примирять  (м. р.).

 Буква е после парных мягких согласных и шипящих пишется в соответствии как с ударным е , так и с о  (на письме ё).

Сравните: белить  (белый) и вела  (вёл), село  (сёла  и сельский ), шелестеть  (шелест ) и шелка  (шёлк), жемчуга  (жемчуг ) и желудей  (жёлудь).

Безударные гласные в корнях, не проверяемые ударением

В русском языке существует много слов, корневые гласные у которых нельзя проверить ударением. Написание таких слов определяется по орфографическому словарю.

Сюда включаются как исконно русские, так и заимствованные слова.

Вот некоторые из них: абориген, антагонизм, бадминтон, бифштекс, бриолин, вестибюль, винегрет, волынка, диапазон, деликатес, дирижабль, демагог, иждивение, инициатива, кабала, канонада, конфорка, криминология, кобура, кощей, макака, макулатура, наваждение, обаяние, оказия, оптимизм, панорама, панегирик, привилегия, палисадник, пластилин, смятение, туннель, утилитарный, эсперанто.

Другие трудные случаи написания корневых гласных

В слове бархат  после х   в безударной позиции пишется буква а  (также бархатный, бархатистый), хотя под ударением в слове бархотка  (вариант: бархатка ) – гласный о.

Безударному гласному в слове лебедь, который передается буквой е, соответствуют под ударением ё   и я  : лебёдка, лебёдушка  и лебяжий .

В слове ладья  без ударения пишется а, а под ударением в слове лодка – о.

В словах детёныш, детёнок, детвора, деторождение  и др. пишется без ударения буква е   в соответствии с ударным е  в слове дети  и производных от него – детский, детство, бездетный  и т. п. Однако в слове дитя , а также в просторечных дитё  и дитячий  пишется и   (ударный и  в дитятко).

Корень слова магнит , греческого по происхождению, в ряде слов имеет другой ударный гласный – е , а в безударном положении соответствующий гласный передается как буквой и  , так и буквой е.

Например, магнит, магнитный, намагнитить  и магнето, магнетик, парамагнетик; магнитограф, магниториум, магнитола, магнитометр, магнитофон, магнитобиология, магнитооптика  и магнетический, магнетизм, магнетит, магнетон, магнетрон .

варианты: магнетоэлектрический эффект  и магнитоэлектрическая машина, магнитохимия  и магнетохимия ; наличие таких орфографических вариантов поддерживается побочным ударением на гласном и  или е  в первой части этих сложных слов (которые, таким образом, различаются и в произношении).

В корне слова дебет  (финансовый термин) и однокоренных словах второй гласный, всегда безударный, передается буквами е   (в словах дебет, дебетовать, дебетовый ) и и   (в словах дебитор, дебиторский ).

В корне слов инфекция  и дезинфекция  на месте ударного гласного е  пишется (в глаголах на цировать ) в безударном положении буква и : инфицировать, дезинфицировать . То же в словах перцепция, апперцепция , но перципировать, апперципировать; коррекция , но корригировать .

Буквы е   и и   на месте безударных гласных различаются в корнях слов: сенсибе льный , но сенсиби лизация; инже нер , но инжи ниринг .

Во всех этих случаях различия в письменной передаче корневых гласных объясняются написанием слов в языках источниках. Написание гласных букв в таких корнях определяется в словарном порядке.

Безударные соединительные гласные

  •  При соединении основ двух и более слов в одно сложное слово, а также при образовании сложных слов с составными частями интернационального характера используется соединительный гласный, передаваемый на письме буквами о   и е.
  • Соединительный гласный передается на письме после твердых парных согласных буквой о, а после мягких парных согласных, шипящих, ц  и j  – буквой е, например: звукорежиссёр, мировоззрение, сенокос, работодатель,  диктофон, москворецкий, одноразовый, девяностолетний, сторублёвый, мореплаватель, древнерусский, пылесос, общедоступный, тысячелетний, свежеокрашенный, мышеловка, овцеводство, чаепитие; грязеводолечебница, маслосыроваренный.
  • Образования с мягким и твердым согласным перед соединительными гласными, передающимися соответственно буквами е   и о : кровеносный и кровоподтёк, коневодство и конокрад, дальнеприцельный и дальнозоркий, песнетворчество и песнопение.
  • Буква о   пишется также после гласной и   или е   в ряде сложных слов с первой частью – основой слов на -ия   или на -ей , -ея,
  • например: бактерионоситель  (бактерия), историография  (история), религиоведение  (религия), химиотерапия  (химия), трахеобронхит  (трахея), музеология  (музей), но: музееведение.
  • Вместо соединительных гласных о   и е   в некоторых разрядах сложных слов пишутся гласные, совпадающие с падежными и другими окончаниями слов, основы которых содержатся в предшествующей части слова:
  • я   – в словах с первыми частями себя-: себялюбие, себялюбивый  (но в себе стоимость  и себе довлеющий   буква е); время-,
  • например: времяпрепровождение, времяисчисление, времяизмерительный; имя- ,
  • например: имятворчество, имяславие  (общественно-философское течение); семя-,
  • например: семядоля, семяпочка, семязачаток, семяизвержение, семяприёмник, семяочистительный  (но именослов, семеноводство, семенохранилище , а также — с основами других слов на -мя – знаменосец, пламеобразный, пламегаситель);
  • а   – в словах умалишённый, сумасшедший , в словах с первыми частями сорока, полутора, полутораста,
  • например: сорокалетие, сорокасвечовый, сорокачасовой  (но ср. сороконожка, сорокоуст); полуторатонный, полуторагодовалый, полуторасталетний  (но в словах с первыми частями девяносто-  и сто-  пишется о);

и   – в словах с первыми частями, содержащими основы числительных от пять  до двадцать, а также тридцать, пятьдесят  и т. п.,

например: десятилетка, семимесячный, тридцатитомный, шестидесятилетие; в части сложений с основой числительного три: трилистник, триединый, триединство, триипостасный  (но треугольный, треножник  и т. п.

); в словах с первыми частями, совпадающими с формами повелительного наклонения глагола, например: сорвиголова, вертихвостка, вырвиглаз, перекати-поле; в сложных притяжательных прилагательных типа дяди-Стёпин, тёти-Валин;

ы   – в таких же прилагательных типа бабы-Дусин, Анны-Петровнин.

В конце первых частей сложных слов пишутся также: буквы а   и и   – в некоторых рядах сложных слов с первыми частями интернационального характера: авиа-  (авиабаза, авианосец, авианесущий ), аква-  (акванавт, акватехника ), мега-  (мегатонна, мегаватт, мегапроект), медиа-  (медиакомпания, медиахолдинг), макси-  (макси-юбка ), миди-  (миди-платье), милли-  (миллиметр, миллиграмм), мини-  (мини-турнир), санти-  (сантиметр), деци-  (дециметр), поли-  (поливитамины, политехнический), квази-  (квазиизлучение, квазинаучный); буква и   – в части слов со вторыми частями -метрия  (планиметрия, дозиметрия ; но сейсмометрия, спектрометрия), -фикация  и -фицировать  (электрификация, электрифицировать, газификация, интенсификация, русификация; но теплофикация, радиофикация); в названиях государств, территорий со второй частью -стан  (Узбекистан, Туркменистан, Курдистан); в словах центрифуга, агрикультура  (но агрокультура  с другим значением).

Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/125

Проверяемые безударные гласные

Начиная подготовку к ЕГЭ по русскому языку, учащиеся старших классов, как правило, первым делом повторяют основные правила, в том числе и по теме: «Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова». Хотя этот раздел достаточно подробно рассматривается в рамках базового школьного курса, зачастую выпускникам требуется его повторить.

Написание безударных проверяемых гласных в корне слова вызывает трудности в связи с тем, что такие буквы не всегда четко различаются при произношении. При этом умея находить распространенные ошибки при их употреблении в тексте, старшеклассники смогут успешно справиться с предстоящим ЕГЭ.

Теоретическая информация в помощь выпускнику

Чтобы задания по теме: «Проверяемые безударные гласные» не вызывали особых затруднений в процессе прохождения экзаменационного тестирования по русскому языку, рекомендуем вспомнить базовые правила.

Важно знать

Существует несколько основных способов проверки таких букв:

  1. Замена формы слова:
    • числа существительного (например, нора – норы);
    • падежа существительного (например, вода – воду);
    • рода у глаголов прошедшего времени (например, подмела – подмел);
    • времени глагола (колол – колет).
  2. Подбор непроизводной основы такой же части речи. Например, полковник – полк.
  3. Создание краткой формы прилагательного. Например, молодой – молод.
  4. Подбор однокоренного слова другой части речи. Например, соединение – единый.

Несколько нюансов, которые стоит учитывать

  • В качестве исключения из правил можно отметить существительные с чередующимися гласными в корне, а также глагольные корни, которые невозможно проверить, используя форму несовершенного вида. Например, заря – зорька; говорить – приговаривать.
  • Ряд слов иностранного происхождения невозможно проверить путем подбора однокоренных понятий. Особенно это касается тех случаев, когда спорная гласная находится в составе суффиксов разного происхождения. Например, абонемент – абонировать, аккомпанемент – аккомпанировать.
  • При выборе корректного варианта написания безударных гласных в словах, имеющих одинаковое звучание, следует учитывать их значение. Например, поседеть (стать седым) – посидеть (присесть на скамью).

Кроме того, одной из самых распространенных ошибок является неверный подбор проверочного слова. К примеру, для слова «долина» в качестве проверочного выступает слово «дол», а не «даль».

С образовательным порталом «школково» вы сможете полноценно подготовиться к аттестационному тестированию!

Чтобы упражнения в ЕГЭ по русскому языку по теме: «Безударная проверяемая гласная» не ставили выпускников в тупик, выбирайте онлайн-занятия на нашем сайте.

Мы собрали воедино весь материал, который требуется учащимся старших классов для полноценного повторения основных разделов из школьного курса.

Опытные преподаватели «Школково» подготовили и изложили информацию в максимально простой и понятной форме.

Мы уверены, что только поэтапный переход от простого к сложному является залогом успешной подготовки к аттестационному тестированию. Он позволяет учащимся старших классов определить наиболее сложные для себя темы и восполнить имеющиеся пробелы.

Вначале школьникам предлагается вспомнить основной теоретический материал (что такое безударные проверяемые, непроверяемые гласные, как избежать распространенных ошибок при их написании и проч.). Затем учащиеся могут проверить собственные знания на практике. Большая подборка упражнений, которая систематически дополняется, представлена в соответствующем разделе сайта «Школково».

Уже ознакомились с примерами заданий по теме: «Проверяемые гласные» и хотите закрепить теоретические знания на практике прямо сейчас? Тогда просто выберите несложное упражнение и попробуйте его выполнить.

Вы не столкнулись с трудностями и потратили совсем немного времени? В этом случае можно смело переходить к более серьезным заданиям.

А если у вас все же появились вопросы, тогда вам непременно стоит как можно скорее начать готовиться к единому госэкзамену по русскому языку вместе с нами.

Изучать теорию, примеры и выполнять задания по теме: «Гласные, проверяемые ударением» и из других разделов вы можете в онлайн-режиме. Занятия на нашем сайте доступны как школьникам, проживающим в столичном регионе, так и учащимся из отдаленных российских областей.

Источник: https://russkij.shkolkovo.net/catalog/koren_slova/proveryaemaya_glasnaya

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: приведите примеры?

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: приведите примеры?

  • В написании некоторых безударных гласных, если они находятся в корне, может возникнуть определенная трудность: не ясно, какую букву следует писать. Чтобы проверить себя, рекомендуется изменить форму слова таким образом, чтобы эта гласная стала ударной (если, конечно, это возможно).Примеров таких слов в русском языке можно найти великое множество: коробка/короб, следить/след, пятнистый/пятнышко, раздобреть (стать полным)/добрый и т.д.Если подобрать проверочное слово не удается, значит, при написании его нужно сверяться со словарем, хотя бы первое время. Потом большинство таких слов просто запоминаются и написание их не представляет никакой сложности.
    • Мячи – мяч
    • Спешу – спешка
    • Волна – волны
    • Жара – жар
    • Молодой – молод
    1. Безударные гласные в корне имеются в словах, если ударение падает на другой гласный корня или на гласный приставки, суффикса или окончания, напрмер:
    2. дорога, вы-стрел, беж-а-ть, больш-ой.
    3. В таком случае возникает орфографическая проблема с написанием слова, так как при произношении без ударения о превращается в а, а е, я в и.

    Но слово следует писать правильно, не полагаясь на его произношение, поэтому подбираем проверочные слова, в которых искомый гласный станет ударным. Проверочным словом может быть форма исходного слова или однокоренное родственное слово.

    • Примеры слов с безударными гласными, проверяемыми ударением:
    • вода – подводный, воды;
    • звезда – звздочка, звзды;
    • лощный – лоск;
    • ласкать – ласка;
    • полоскать (бель) – он полощет;
    • ломать – ломкий, поломка;
    • присягать – присяга;
    • отвязать – вязка, привязка, он вяжет;
    • зализать рану – лижет,
  • Слов, которые имеют безударный гласный в корне, в русском языке очень много. Когда ударение падает на другие морфемы (суффикс, окончание), гласная в корне слышится нечетко и существует вероятность орфографической ошибки.

    Некоторые слова нельзя проверить, их называют словарными и при возникновении вопросов сверяются с орфографическим словарем.

    Чтобы проверить безударный гласный в корне необходимо либо изменить форму слова, либо подобрать родственные слова, в который ударение падало именно на корень.

    Вот некоторые примеры слов с проверяемой безударной гласной в корне: окноокна, гроза – грозы, вода – воды, нога – ножка, теснота – тесен.

  • Котнок – котик, девчушка – девочка, ротовой – рот, простой – просто, трава – травка, дрожать – дрожь, солный – соль, небеса – небесный, кровинка – кровь, умереть – смерть, болеть – боль, удивиться – дивный.

    1. В русском языке существуют 5 гласных, которые проверяются в том случае, когда они обозначают безударные гласные звуки в корне слова.
    2. Это: quot;Аquot;, quot;Оquot;, quot;Еquot;, quot;Иquot;, quot;Яquot;.
    3. Если непонятно, какую гласную писать, то нужно подобрать проверочное слово, где эта гласная в корне слова находится уже под ударением.
    4. Примеры слов:
    5. 1) Дождливый – Дождь (Проверяется буква quot;Оquot;);
    6. 2) Золотой – Золото (Проверяется буква quot;Оquot;);
    7. 3) Садовый – Сад (Проверяется буква quot;Аquot;);
    8. 4) Продавать – Продажа (Проверяется буква quot;Аquot;);
    9. 5) Верхушка – Верх (Проверяется буква quot;Еquot;);
    10. 6) Побеждать – Победа (Проверяется буква quot;Еquot;);
    11. 7) Широкий – Шире (Проверяется буква quot;Иquot;);
    12. 8) Читая – Читка (Проверяется буква quot;Иquot;);
    13. 9) Привязать – Связка (Проверяется буква quot;Яquot;);
    14. 10) Взяла – Взять (Проверяется буква quot;Яquot;);

Источник: https://info-4all.ru/obrazovanie/bezudarnie-glasnie-v-korne-slova-proveryaemie-udareniem-privedite-primeri/

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика