Укажите предложения, в которых необходимо обособить приложения

работа — тест «Обособленные члены предложения». 1 вариант
1. Определите, в каких — Школьные Знания.com

1. Определите, в
каких предложениях есть причастный оборот:

1) Ожил лес, /покрытый дымкой молодой зелени/. ПО

                       ≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

2) Дорога белела, /освещённая месяцем/.ПО

                               ≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

3) Машина долго кружила по улицам, /похожим на сады/. ОО

                                                                 
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

4) Пустынный двор, /разрезанный оврагом/, зарос бурьяном из конца в конец.ПО

                                    ≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

5) Пахучая ветка, по-тепличному безжизненная, склонилась на край стакана.ОО

                               ≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
ОТВЕТ: 1,2,4.
2. Укажите
предложения, в которых есть обособленные определения:
1) В небе ясно блестели /небрежно насыпанные/ звёзды.// ПО перед опред.словом

2) Слепит глаза морозный, жгучий день, /рассыпавший скрипучие сугробы. ОО+ПО

Морозный, жгучий
– однородные одиночные обособленные определения (жгучий о мороза, жгучий,
потому что морозный).  Рассыпавший
скрипучие сугробы – ПО после опред.слова, обособляем.
3) Зловещий вой, /пронзительный и наглый/, разрезал небо надвое. ОО

4) Заросшая просёлочная/ дорога жалась к реке.

Неоднородные
согласованные одиночные определения не обособляются.

5) /Весенней негой утомлён/, я впал в невольное забвенье.

Обстоятельство
причины
ОТВЕТ: 1,2,3.
3. Определите, в каких предложениях одиночное определение нужно обособить:
1) Белые звёзды мигают в реке.
2) Отставшие льдины стукались о борт корабля.
3) Звёзды, ясные, отражаются в реке. /определение имеет обстоят. Значение причины./
4) Плачет, бедная, без устали она. /гл.слово – личное мест./
5) На кого вы меня, старого, покинули? /гл.слово – личное мест./
ОТВЕТ: 3,4,5.
4.Укажите предложения, в которых нет пунктуационных ошибок:
1) Насыщенные холодом тучи ползли над Царицыном.+
2) Разморённые жарой, люди двигаются медленно, вяло.+
3) Дружбой сильна молодость наша, борьбе за мир верна.-
4) Опытный и осторожный, Усольцев отучил Андрея от пренебрежения к деталям.+

5)Полный раздумья, шёл я однажды по большой дороге.-

Ответ: 1,2,4.
5. Укажите, в каких предложениях нужно поставить запятую перед союзом И:
1) В большой корзине кот сидел, подушками обложенный, и подозрительно глядел на
прут в руке Серёжиной.
2) Он мельком вспомнил о матери и, пронизанный горячим уколом боли, с усилием
отогнал мысль о ней.
3) Меня брало нетерпение скорее попасть к своим, и я еле сдерживал шаг.
4) Голова перестала шуметь, и холодной росой покрылся лоб.

5) Тоня сбежала по сходням и смелым прыжком прыгнула прямо в толпу друзей.

Ответ: 1,3,4.
6. Определите, в каких предложениях есть обособленное приложение:
1) Старик Зданевич, бывший преподаватель гимназии, занимался французским языком
с несколькими недорослями.
2) В квартире паровозного машиниста Гладышева было людно и шумно.
3) В этом городе (Тарусе) жил незадолго до смерти замечательный поэт
Заболоцкий.
4) Живёт у нас корабельный врач, быстрый и строгий старик, большой знаток
музыки, обладатель большой исторической библиотеки.

5) Николай Николаевич больше всего любит щеглов, разноцветных и нарядных птиц,
похожих издали на порхающие цветы.

Ответ: 1,4,5.
7.Выясните, в каких предложениях приложение выделяется при помощи дефиса:
1) Этим летом поехал я в Тарусу – тихий городок на Оке.
2) Живёт в нём слесарь Яков Степанович – изобретатель и поэт в душе.
3) Яков Степанович – человек до всего любопытный, вникающий в суть любого дела.
4) Есть столяр Николай Никитич – знаток птиц.

5) Его клетки – это просто птичьи дворцы с мезонинами, антресолями и балкончиками.

Ответ: 1, 2, 4.
8. Определите, в каких предложениях приложение присоединяется дефисом:
1) В реке начали брать шелесперы — серебряные и сильные рыбы.
2) Под тёмно-зелёными листьями водорослей плавали жуки-плавунцы.
3) Особенно была хороша сверкающая сверху донизу королева сосна.
4) Был конец декабря — самое грустное время в деревне.

5) Пел свою нехитрую песню медный самовар-инвалид.

Ответ: 2,5
9.В каких предложениях нет пунктуационных ошибок:
1) В 1961 году первый человек, лётчик Гагарин, облетел на космической ракете
вокруг Земли.
2) Учитель и писатель Дмитрий Гулиа – просветитель Абхазии — создал абхазскую
письменность и открыл первый передвижной театр на арбах.
3) Брат Кирилла Илья уже второй год жил в Париже и подружился там с Пикассо.
4) Старший из них, Миша, учился, с нами в одном классе.

5) Он медлит с ответом, мечтатель- хохол.

Ответ: 2,3.
10.Укажите, в каких предложениях есть причастный оборот, стоящий после
определяемого слова:
1) Сосновый лес, таинственно высок, темнеет над песчаною грядою.
2) Гляжу в задумчивом покое на куст, склонённый над рекою.
3) Трава, примятая ногой, ласково шуршит.
4) Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветви
берёз.
5) По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок.
Ответ: 2,3.
11. Определите, в каких предложениях союз И связывает однородные члены:
1) Хлопнул флаг и пополз вниз по мачте.
2) Штурман заветную карту берёт и видит синь океанов.
3) Снова море в огне небывалом, и на Балтике снова весна.
4) Гаврик ловко развязал и поднял новый четырёхугольный парус.

5) Играло радио, и его голос разносился по степи.

Ответ: 1, 2, 3.

Источник: https://znanija.com/task/28967751

Тест по теме "Обособление приложений"

Обособление приложений.

  1. Укажите предложение с обособленным приложением:

  • А) Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених.
  • В) Стёпка, с зазубренной ложкой в руках, занял своё место в дыму у костра.
  • С) Горный козёл, горал, легко ступая прыткими стройными ногами, вышел из – за кустов.
  • Д) Сергей Лазо был прислан комитетом как главнокомандующий.
  • Е) Люди же, изумлённые, стали как камни.
  1. Выберите предложение с обособленным приложением:

  1. А) Увидев Меруерт Ахметовну он тотчас остановил лошадь.
  2. В) Мне часто снятся все ребята друзья моих военных лет.
  3. С) Каждая песня созданная поэтом согревает душу.
  4. Д) Погружённый в думы раскаяния он сидел до тех пор пока не уснул.
  5. Е) Солнце великолепное и яркое поднималось над морем.
  1. В предложении Пустой широкий двор переходит в мужицкий вагон за вагоном большим пустырём в окружении зарослей чернеет семь приземистых избушек.

  • Обособляются:
  • А) уточняющее дополнение;
  • В) дополнение;
  • С) приложение;
  • Д) определение;
  • Е) уточняющее обстоятельство
  1. Укажите предложение с обособленным приложением:

  1. А) Сплошь покрытое осенними тучами небо отразилось в воде.
  2. В) Вдруг на моих глазах плотно убитая дождями и снегом листва вздыбилась.
  3. С) Отставшие льдины стукались о борт парохода.
  4. Д) Добродушный старичок больничный сторож тотчас же впустил её.
  5. Е) Заросшая просёлочная дорога жалась к реке.
  1. В предложении имеется обособленное:

  • Махамбет, активный участник восстания, впервые в казахской литературе создал образ героя Исатая Тайманова.
  • А) обстоятельство; В) уточняющее обстоятельство;
  • С) приложение; Д) определение; Е) дополнение
  1. Укажите разряд обособленного члена в предложении:

  1. Могучий лев, краса лесов, лишился силы.
  2. А) уточняющий член; В) приложение; С) дополнение;
  3. Д) определение; Е) обстоятельство

7. В предложении Непроницаемая густота тумана наливалась уже настоящими сумерками, то есть тоскливой аспидной мутью.

  • Обособляется:
  • А) уточняющее приложение;
  • В) дополнение;
  • С) обстоятельство;
  • Д) уточняющее дополнение;
  • Е) определение

8. В предложении Блеск вечера меркнёт мелонхолично засинели поля далеко – далеко на горизонте уходит за черту земли солнце огромный мутно – малиновый шар.

  1. Обособляется:
  2. А) уточняющее обстоятельство;
  3. В) обстоятельство;
  4. С) уточняющее дополнение;
  5. Д) дополнение;
  6. Е) приложение
  7. 9. Укажите предложение с обособленным приложением:
  8. А) Облетевший тополь серебрист и светел.
  9. В) Была самая ранняя весна сухая и серая.
  10. С) На западе горел омытый дождём неяркий закат.
  11. Д) Колкие ледяные розы расцветали на иллюминаторах.
  12. Е) Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке.
  13. 10. Выберите предложение, в котором не выделены обособленные члены предложения:
  14. А) У нас есть, есть люди достойные песни.
  15. В) Из спальни вела куда – то ещё одна дверь, тоже затворенная.
  16. С) В ласковый день бабьего лета Артамонов, усталый и сердитый, вышел в сад.
  17. Д) Однажды, поздно вечером, Митя вышел на заднее крыльцо.
  18. Е) Овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишнёвые сады.
  19. 11. Укажите правильный вариант предложения с обособленным приложением:
  20. А) Несчастью верная сестра, надежда в мрачном подземелье разбудит гордость и веселье.
  21. В) Несчастью верная сестра надежда, в мрачном подземелье разбудит гордость и веселье.
  22. С) Несчастью верная сестра надежда, в мрачном подземелье разбудит гордость и веселье.
  23. Д) Несчастью верная сестра, надежда в мрачном подземелье, разбудит гордость и веселье.
  24. Е) Несчастью, верная сестра, надежда в мрачном подземелье разбудит гордость и веселье.
  25. 12. Найдите предложение с обособленным приложением:
  26. А) Песня тихая тягучая и заунывная похожая на плач слышалась справа и слева.
  27. В) Он Челкаш чувствовал себя в силе повернуть эу жизнь и так и сяк.
  28. С) Пройдя несколько шагов казаки свернули в канавы.
  29. Д) Лодка помчалась бесшумно и легко вертясь среди судов.
  30. Е) Поросшие травой долины радовали глаз.

13. Абай, сын своего народа, размышлял в своих стихах о торжестве разума, справедливости и добра.

  • Имеется обособленное:
  • А) дополнение; В) приложение; С) определение;
  • Д) уточняющее обстоятельство; Е) обстоятельство
  • 14. Неверно выделено приложение:
  • А) Эта была немецкая лошадь – тяжеловес.
  • В) Настоящим же моим воспитателем был наш мальчик – подмастерье.
  • С) В народе её называют чудо – ягодой.
  • Д) Тут и петух – драчун, и курица – кахетинка, и скворец – говорец, и соловей – певец.
  • Е) Ходил Стенька Разин В Астрахань – город.
  • 15. Укажите предложение с приложением, не требующим обособления:
  • А) Хозяин сакли Саде был человек лет сорока.
  • В) Со старшей Верочкой меня связывала долгая дружба.
  • С) Дети разных народов мы мечтою о мире живём.
  • Д) Яркая иволга обитательница леса даёт знать о своём прибытии звучным свистом.
  • Е) Смелый охотник хорёк нападает на животных крупнее его.
  • 16. Найдите ошибку в оформлении приложения:
  • А) Путь мой шёл мимо Бердской слободы – пристанища пугачёвского.
  • В) Какая – то ненатуральная зелень – творение беспрерывных дождей – покрывала сетью поля.
  • С) На маяке жил только сторож – старый глухой швед, бывший шкипер.
  • Д) Один раз ссыльных – Патрушев, бывший крымский прокурор, вызывающе воскликнул…
  • Е) Ему ли карлику, тягаться с исполином.
  • 17. Укажите правильный вариант постановки запятой при обособлении:
  • А) Даже шахматы старые, поломанные, исцарапанные, с катушкой от ниток вместо ладьи и оловянным солдатиком вместо слона, вызвали во мне тёплое чувство.
  • В) Даже шахматы, старые, поломанные, исцарапанные, с катушкой от ниток вместо ладьи и оловянным солдатиком вместо слона, вызвали во мне тёплое чувство.
  • С) Даже шахматы, старые, поломанные, исцарапанные с катушкой от ниток вместо ладьи и оловянным солдатиком вместо слона, вызвали во мне тёплое чувство.
  • Д) Даже шахматы, старые, поломанные, исцарапанные, с катушкой от ниток вместо ладьи, и оловянным солдатиком, вместо слона, вызвали во мне тёплое чувство.
  • Е) Даже шахматы, старые, поломанные, исцарапанные, с катушкой от ниток вместо ладьи и оловянным солдатиком вместо слона, вызвали во мне тёплое чувство.
  • 18. Укажите, чем осложнено предложение:
  • Он целый день ездил, хлопотал по делу, казавшемуся ему простым и лёгким, как часто бывает, решительно ни шагу не сделал вперёд?
  • А) Однородными членами предложения и сравнительным оборотом;
  • В) Обособленным определением, однородными сказуемыми и вводным словом;
  • С) Вводными словами, однородными сказуемыми и деепричастным оборотом;
  • Д) Обособленным определением, однородными сказуемыми одновременно;
  • Е) Обособленным определением и вводным словом
  • 19. Укажите правильный вариант постановки запятой при обособлении:
  • А) Здесь в этих местах бродил постаревший поэт в пыльном, солдатском мундире.
  • В) Здесь, в этих местах, бродил постаревший поэт в пыльном солдатском мундире.
  • С) Здесь, в этих местах, бродил, постаревший поэт в пыльном, солдатском мундире.
  • Д) Здесь, в этих местах, бродил постаревший поэт в пыльном, солдатском мундире.
  • Е) Здесь, в этих местах бродил постаревший поэт, в пыльном, солдатском мундире.
  • 20. Укажите предложение с обособленным членом предложения:
  • А) Стоявшие на платформе люди с нетерпением ждали поезда.
  • В) Выжженная солнцем трава глядит уныло безнадёжно.
  • С) Айсулу приняла вид достойный и несколько обиженный.
  • Д) Успокоилась заснула земля встревоженная в неурочный час.
  • Е) Ах ты миленький!
  • 21. Выберите предложение, в котором не выделены обособленные члены предложения:
  • А) У нас люди достойные песни.
  • В) Из спальни вела куда – то ещё одна дверь, тоже затворенная.
  • С) В ласковый день бабьего лета Артамонов, усталый и сердитый, вышел в сад.
  • Д) Однажды, поздно вечером, Митя вышел на заднее крыльцо.
  • Е) Овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишнёвые сады.
Читайте также:  Как пишется пишется "чтобы", слитно или раздельно?

22. Поезд идёт, не останавливаясь ни на одной станции.

  1. В предложении имеется обособленное:
  2. А) дополнение; В) обстоятельство; С) определение;
  3. Д) приложение; Е) уточняющее обстоятельство

23. Листья клёнов, похожие на лапы, резко выделялись на жёлтом песке аллеи.

  • В предложении имеется обособленное:
  • А) дополнение; В) определение; С) приложение;
  • Д) уточняющее обстоятельство; Е) обстоятельство

24. Дуб, как очень крепкое дерево, применяется для изготовления паркета.

  1. В предложении имеется обособленное:
  2. А) определение; В) обстоятельство; С) приложение;
  3. Д) дополнение; Е) уточняющее обстоятельство
  4. 25. Укажите разряд обособленного члена в предложении:
  5. Всегда уверенная в себе, на этот раз она испугалась.
  6. А) уточняющее обстоятельство; В) обстоятельство;
  7. С) дополнение; Д) определение; Е) приложение

26. Как обособляется второстепенный член предложения, выраженное причастием и деепричастием с зависимыми словами?

  • А) Остроумов взял бумажку, зажёг большую спичку распространившую сильный запах серы сжёг её дотла, не щадя своих пальцев, и бросил пепел в печку.
  • В) Остроумов взял бумажку, зажёг большую спичку, распространившую сильный запах серы, сжёг её дотла, не щадя своих пальцев, и бросил пепел в печку.
  • С) Остроумов взял бумажку, зажёг большую спичку распространившую сильный запах серы, сжёг её дотла, не щадя своих пальцев и бросил пепел в печку.
  • Д) Остроумов взял бумажку, зажёг большую спичку распространившую сильный запах серы сжёг её дотла, не щадя своих пальцев и бросил пепел в печку.
  • Е) Остроумов, взял бумажку, зажёг, большую спичку распространившую сильный запах серы, сжёг её дотла, не щадя своих пальцев, и бросил пепел в печку.
  • 27. Какие члены предложения обособляются:
  • А) Пришедши, на отведённую мне квартиру, я увидел на окошке стоящую низенькую клеточку.
  • В) Пришедши на отведённую мне квартиру, я увидел на окошке стоящую низенькую клеточку.
  • С) Пришедши, на отведённую мне квартиру я увидел на окошке стоящую низенькую клеточку.
  • Д) Пришедши, на отведённую мне квартиру, я увидел на окошке, стоящую низенькую клеточку.

Е) Пришедши на отведённую мне, квартиру, я. увидел на окошке, стоящую низенькую клеточку.

28. Укажите вариант с правильным обособлением в данном предложении:

А) Сначала дворник, пока его глаз не привык к темноте ночи, не мог ничего разобрать, но потом он испустил неистовый вопль, окаменев на месте от безумного ужаса, сковавшего его органа.

В) Сначала, дворник, пока его глаз не привык к темноте ночи, не мог ничего разобрать, но, потом он, испустил. неистовый вопль, окаменев на месте от безумного ужаса, сковавшего его органа.

С) Сначала. дворник, пока его глаз не привык к темноте ночи, не мог ничего разобрать, но потом, он испустил неистовый вопль, окаменев на месте от безумного, ужаса, сковавшего его органа.

  1. Д) Сначала, дворник, пока его глаз не привык к темноте ночи, не мог ничего разобрать, но потом он испустил, неистовый вопль, окаменев на месте от безумного, ужаса сковавшего его органа.
  2. Е) Сначала, дворник, пока его глаз не привык к темноте ночи, не мог ничего разобрать; но потом он, испустил неистовый, вопль окаменев на месте от безумного ужаса, сковавшего его органа.
  3. 29. Укажите разряд обособленного члена в предложении:
  4. Могучий лев, краса лесов, лишился силы.
  5. А) уточняющий член; В) приложение; С) дополнение;
  6. Д) определение; Е) обстоятельство

30. В предложении Непроницаемая густота тумана наливалась уже настоящими сумерками, то есть тоскливой аспидной мутью.

  • Обособляется:
  • А) уточняющее приложение;
  • В) дополнение;
  • С) обстоятельство;
  • Д) уточняющее дополнение;
  • Е) определение

Код ответов. Обособленные приложения.

Источник: https://infourok.ru/test-po-teme-obosoblenie-prilozheniy-1250676.html

Упражнения по теме «Обособленные дополнения»

  • Упражнение 1.
  • Составь предложения, используя данные слова в качестве обособленных дополнений.
  • 1) За исключением резервного экипажа; 2) помимо очередных рейсов; 3) кроме фруктовых деревьев; 4) не исключая участников конкурса; 5) за исключением трех подруг; 6) кроме отважного солдата; 7)помимо уроков; 8) сверх указанных задач.
  • Запишите предложения и объясните постановку знаков препинания.
  • Упражнение 2.

Спиши, расставь знаки препинания. Обособленные дополнения подчеркни.

Все общество за исключением княжны вернулось в гостиную. (И. Тургенев.) 2) Взгляд далеко обнимает пространство и ничего не встречает кроме белоснежного песку газноцветной и разнообразной травы да однообразных кустов. (И. Гончаров.) 3) За неамением места во флигеле мне отвели комнату в графских хоромах. (А. Чехов.) 4) Дом кроме этой комнаты стоял заколоченный необитаемый.(А.Н. Толстой.)

Упражнение 3.

Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы и обособленные дополнения.

Лизе наряду со всеми пришлось искать службу. 2) Всё поле заросло кустарником за исключением небольшой полянки. 3) Многие из бойцов помимо своей винтовки были вооружены трофейными автоматами. 4) Вместо пальто он надел куртку. 5) В отличие от крепкого деда отец выглядел хилым и болезненным.

Упражнение 4.

Измените порядок слов в предложениях так, чтобы необособленные дополнения стали обособленными. Запишите получившиеся предложения.

Я оказался в колонне демонстрантов наряду с другими. 2) Сверх обещанного мы получили ещё телевизор. 3) Вместо ответа по существу он лишь оправдывался.

Упражнение 5.

Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания.

Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо кроме России. (М. Салтыков-Щедрин) 2) Много есть на свете кроме нашей страны всяких государств и земель но одна у человека мать одна у него и Родина. (К. Ушинский)

Напишите сочинение, эпиграфом к которому послужило бы одно из этих высказываний. Текст какого стиля речи вы будете создавать? Каковы основные признаки этого стиля? Какими языковыми средствами вы воспользуетесь?

Упражнение 6.

Разделите лист в тетради на две колонки.

 Обособленные определения   Обособленные дополнения

  Определите, какой член предложения обособляется, и запишите в соответствующую колонку.

На охоте дядя Ерошка питался по суткам одним куском хлеба и ничего не пил, кроме воды. (Л. Толстой.) 2) Вместо ответа на какой-то запрос, он [Зурин] захрипел и присвистнул. (А. Пушкин.) 3) Он, со своим умом и опытностью, мог уже заметить, что она отмечала его.

(А. Пушкин.) 4) Сверх Григорьева ожидания, орудийный огонь не внес заметного замешательства в рядах красных. (М. Шолохов.) 5) Удивлённый, он даже чуть было не приостановился. (И. Бунин.) 6) Все, за исключением Вари, громко аплодировали певцам. (А. Степанов.

)

  1. Подчеркните обособленные члены предложения.
  2. Упражнение 7.
  3. Спишите, проведите полный пунктуационный разбор предло-жений, объясняя постановку каждого знака препинания.

Впрочем, за исключением матери, Мушку ненавидели все: и домашние, и посторонние. Он это знал и отвечал тем же чувством всему миру: и живым существам, включая кошку, и неодушевлённым пред¬метам, исключая съедобное. (М. Осоргин)

Составьте схемы предложений. Выполните синтаксический разбор второго предложения.

Упражнение 8.

Кто лучше? Придумайте и запишите предложения, используя следующие сочетания слов в качестве обособленных дополнений.

Кроме меня. Помимо этих упражнений. Вместо запланирован¬ной поездки за границу. Кроме стихов. Исключая сладкие и мучные блюда. Включая односоставные и неполные предложения. За исключением пяти учащихся. Наряду с этими проблемами. В отличие от жите¬лей деревень. По сравнению со вчерашним днём.

Упражнение 9.

Спишите предложения. Найдите в данных предложениях обособленные дополнения.

Общий сбор полка был назначен в десять часов, но ни одному ротному командиру, за исключением Стельковского, не пришла в голову мысль дать людям выспаться и отдохнуть перед смотром. 2) Однако Петин рассказ, против всяких ожиданий, произвёл на Гаврика громадное впечатление.

3) Лекарь второпях, вместо двенадцати капель, налил целых сорок. 4) Никто, исключая камердинера, не видел его ненапудренным. 5) Большинство солдат, кроме дежурных, спало, как ранее приказал Акимов.

6) Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда, но, сверх Григорьева ожидания, орудийный огонь не внёс заметного замешательства в ряды красных. 7) Площадь всех природных льдов на нашей планете, включая область расположения айсбергов и разреженных льдин, составляет в среднем сто миллионов квадратных километров.

8) Приблизившись к перекрёстку, я, помимо воли, свернул на знакомую улицу и, только пройдя метров пятнадцать, спохватился и пошёл обратно. 9) Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал, но ничего не видел, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором.

Читайте также:  Какие морфологические нормы связаны с категорией числа?

10) Он послал Селифана отыскивать ворота, что, без сомнения, продолжалось бы долго, если бы на Руси не было, вместо швейцаров, лихих собак, которые доложили о нём так звонко, что он поднёс пальцы к ушам своим.

11) Книга нашла пути к сердцам читателей, потому что, помимо своих художественных достоинств, без которых она не волновала бы, она сурово-правдива. 12) Может быть, за исключением квасников, писаря были самыми элегантными и нарядными красавцами в городе. 13) Ужинали в кухне, вместе со всеми рабочими, и пища была обильна. 14) За неимением другой дичи, я послушался моего охотника и отправился в Льгов.

Упражнение 10.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Обозначьте обособленные и однородные члены предложения.

В Мещёрском крае нет (ни)каких особе(н, нн)ых кр_сот и б_гатств кроме лесов лугов и прозрачного воздуха.

Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цв_тущие или скоше(н, нн)ые луга сосновые боры пойменные и лесные озёра заросшие чёрной кугой ст_га пахнущие сухим и тёплым сеном. Сено в ст_гах держит тепло всю зиму.

В Мещёрском крае можно увидеть обширные болота покрытые ольхой и осиной, однокие обугле(н, нн)ые от старости избы лесников пески мо(ж, жж)евельник вереск кос_ки журвлей и знакомые нам под всеми ш_ротами звёзды.

Что можно услышать в Мещёрском крае кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов свист иволги  су_тливый стук дятлов вой волков ш_рох дождей в рыжей хвое вечерний плач(?) г_рмоники в деревушке а по ночам — разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа. (К. Паустовский)

Тест по теме «Обособленные дополнения»

1. Укажите предложение, в котором нужно обособить выделенные слова.

1) Ехавший верхом офицер натянул поводья.2) Мальчик сломя голову бежал по тропе.3) Кругом было поле безжизненное, унылое.4) За неимением другой дичи я послушался моего охотника и отправился в Льгов.

2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Освещенный солнцем еловый лес все-таки казался темным и мрачным.2) Многие из бойцов, помимо своей винтовки были вооружены трофейными автоматами.3) Они выбрались на поляну, поросшую камышом и местами залитую водой.

4) Одетая в легкое белое платье, она сама казалась белее и легче.

3. На месте каких цифр должны стоять запятые?

Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда (1) но (2) сверх Григорьева ожидания (3) орудийный огонь не внёс заметного замешательства (4) в ряды красных.

1) 1;               2) 1, 2, 3;                       3) 1, 3;                    4) 1, 4.

4. На месте каких цифр должны стоять запятые?

Приблизившись к перекрёстку (1) я (2) помимо воли (3) свернул на знакомую улицу (4) и (5) только пройдя метров пятнадцать (6) спохватился и пошёл обратно.

1) 1, 2, 3, 5, 6;             2) 1, 2, 5, 6;             3) 1, 3, 4;             4) 2, 3, 4.

5. В каком предложении нужно поставить три запятые (знаки препинания не расставлены)?

1) Многие из бойцов помимо своей винтовки были вооружены трофейными автоматами.2) Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда но сверх Григорьева ожидания орудийный огонь не внёс заметного замешательства в ряды красных.3) Никто исключая камердинера  не видел его ненапудренным.

4) Может быть за исключением квасников писаря были самыми элегантными и нарядными красавцами в городе.

6. Определите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда, но, сверх Григорьева ожидания, орудийный огонь не внёс заметного замешательства в ряды красных.2) За неимением другой дичи, я послушался моего охотника, и отправился в Льгов.3) Горлинки, ворковавшие обычно в густоте лозин, улетели вслед за уходящим летним теплом.

4) Встречая весну, на утренней заре залезали на деревья, крыши домов, взбирались на пригорки.

7. Укажите, в каком предложении есть обособленное дополнение.

1) Скорчившись, поджав под себя ноги и подсунув ладонь вместо подушки под голову, на горбатом диванчике спал Томский.2) Передавая живые лучи солнца, их движение, перемешиваешь белые и чёрные линии.3) В кабинете, кроме секретаря, никого не было.

4) Воспрянув духом, выбегу на холм и всё увижу в самом лучшем свете.

8. В предложении  Я ничего не слышал, кроме шума дождя.

  • 1) обособленное дополнение;2) обособленное обстоятельство;3) обособленное определение;
  • 4) обособленное приложение.

9. В предложении Поезд, согласно расписанию, прибыл в пять часов.

  1. 1) обособленное обстоятельство, выраженное существительным с предлогом;2) обособленное дополнение, выраженное существительным с предлогом.3) обособленное определение, выраженное существительным с предлогом;
  2. 4) обособленное приложение, выраженное существительным с предлогом.

10. В предложении Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей.

  • 1) обособленное определение;2) обособленное приложение.3) обособленное обстоятельство;
  • 4) обособленное дополнение.

11. Какой оборот (член предложения) обособлен?

1) Я ничего не мог различить, кроме кручения метели.2) Как врач, я вам не могу позволить покинуть больницу раньше времени.А. Обособленное приложение.

Б. Обособленное дополнение.

12. Какой оборот со словом вместо надо обособить?

1) Вместо шляпы на ходу он надел сковороду 2) Вместо пиджака Володька надел безрукавку из меха козули.3) Здесь вместо лампы или свечи горел яркий веерообразный огонёк, приделанный к трубочке, вбитой в стену.

  1. 4) Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной.
  2. 13. Найди предложение (-я) с обособленным дополнением

1) Привлеченные ярким огнем, бабочки весь вечер кружили над столом.2) Мы, помимо подготовки к экзаменам, успевали посещать все выставки и концерты.3) Эти ребята плавали по-волжски, сажёнками.

4) И, в конце концов, перестань напоминать мне о случившемся.

14. Найди предложение (-я) с обособленным дополнением.

1) К счастью, погода уже изменилась.2) В этот час везде, особенно в лесостепной зоне, начинается таяние снега.3) Он, к примеру, никогда об этой стороне дела не говорил.

4) Все, за исключением моего товарища, приняли эту весть с радостью.

15. Укажите предложение, в котором выделенное сочетание слов с предлогом не обособляются (знаки препинания не расставлены).

1) Николай должен был работать вместо неожиданно заболевшего водителя.2) Несмотря на поздний час никто не спал.3) Согласно приказу командира отряд сменил маршрут следования.4) Толпа разошлась исключая немногих любопытных и мальчишек.

                                                                                Ответы:

Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/272-obosoblennyedopolneniyaupragneniyatest.html

Укажите предложение, в котором междометие О нужно обособить

  • а) О вы были ребенок резвый.
  • в) О поле поле кто тебя усеял мертвыми костями?
  • с) Но не хочу о други умирать…
  • d) Он был о море твой певец.
  • Простое осложненное предложение
  • 4 вариант
  • Укажите простое предложение с союзом И.
  • а) Кругом было и светло и зелено.
  • в) Улетают журавли и низкие облака заволакивают небо.
  • с) Пугачев дал знак и меня тотчас отпустили и оставили.
  • d) С востока надвигались тучи и оттуда потягивало влагой.
  1. Найдите осложненное предложение

а) Звонко тонко в ручье журчит вода. в) И опять звезда играет в легкой зыби.

с) Солнце светит в небе летнем. d) На дворе давно кончились сумерки..

  1. Укажите предложение с однородными определениями.

а) Профессор открыл свой новенький кожаный саквояж..

  1. в) Его бледно-голубые стеклянные глаза разбегались.
  2. с) И бедного мальчика в стареньком шелковом галстуке вы встретили здесь.
  3. d) В бухте ученый заметил странных морских чудовищ.
  1. Укажите предложение с обращением, после которого необходимо поставить восклицательный знак.
  • а) Что ж ты милая вся как лист дрожишь?
  • в) Ты догадался мой читатель с кем бился доблестный Руслан.
  • с) Колокольчики мои цветики степные что глядите на меня темно-голубые?
  • d) Батюшка был зван на обед.
  1. Найдите предложение с вводным словом.
  1. а) Все было белым и казалось мягким пушистым.
  2. в) Решение по делу было совершенно очевидным.
  3. с) Словом можно полки за собой повести.
  4. d) Честно говоря я не люблю зимнюю рыбалку.
  1. Укажите наличие вводного предложения.

а) С Швабриным, разумеется, виделся каждый день

в) Согласитесь, это все несерьезно.

с) Завтра, как мне кажется, снег пойдет..

d) Итак, я в Ялте. Теперь вечер. Дует ветер.

  1. Укажите предложение с необособленным согласованным определением.
  • а) На западе желтеет заря просвечивая сквозь тучи.
  • в) Обдуваемые поземкой мы лежали на огневой позиции.
  • с) Прибитая снегом трава лежала полосами.
  • d) Снег ледяным покровом сковывал мостовые.
  1. Укажите предложение с обособленным приложением.

а) Вьется улица змея. в) В небе появились звезды предвестницы мороза..

с) Мы стояли на берегу Москвы реки. d) Собака овчарка сидела рядом.

  1. Найдите предложение с обособленным обстоятельством.
  1. а) Облетевший тополь серебрист и светел.
  2. в) Поезд набирая скорость бросает дым на землю.
  3. с) Была самая ранняя весна сухая и серая.
  4. d) Лимонница желтая бабочка сидит на бруснике.
  1. Укажите предложение, в котором деепричастный оборот не обособляется.

а) Не зная броду не суйся в воду. в) Вот нехотя с ума свела.

с) Он работал не покладая рук. d) Татьяна любит не шутя.

  • Укажите предложение с обособленным сравнительным оборотом.
  • а) Ленский везде был принят как жених
  • в) Первый был не кто иной как Берлиоз.
  • с) Гул проходил по вершинам сосен как волны.
  • d) Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
  • Определите предложение с правильной расстановкой знаков препинания.
  • а) Гирлянды цветы лица, озаренные улыбками – все было торжественно.
  • в) Гирлянды, цветы, лица, озаренные улыбками – все было торжественно.
  • с) Гирлянды, цветы, лица, озаренные улыбками, — все было торжественно.
  • d) Гирлянды, цветы, лица, озаренные улыбками, все было торжественно.
  • Укажите, какие знаки препинания пропущены в предложении
  • Победа, слава, подвиг бледные слова затерянные ныне.
  • а) двоеточие, тире; в) двоеточие, запятая; с) тире, запятая; d) тире.
  • Укажите количество пропущенных знаков препинания.
  • Тихая река неподвижная как болото вся была скрыта под сплошной твердой зеленью кувшинок томно выставлявших наружу свои прелестные белые непорочные венчики.
  • а) четыре; в) пять; с) шесть; d) три.
  • Выберите предложение, в котором не надо ставить тире.

а) Жизнь человека чудо из чудес. в) Дружба не услуга.

с) Надежду и пловца все море поглотило. d) У него одна цель служить обществу.



Источник: https://infopedia.su/16x12abf.html

Контрольные задания по теме «простое осложнённое предложение» (9 – 11 классы )

Контрольный тест

Читайте также:  Когда пишется суффикс -онок, а когда -ёнок- в словах?

Простое осложнённое предложение.

А 1 А 2 А 3 А 3 А 4 А 5 А 6 А 7 А 8
1 + +
2 + +
3 + +
4 + +
А 9 А 10 А 11 А 12 А 13 А 14 А 15 А 16
1 1 +
2 + + +
3 +
4 + + +
В 1 лёгкий восторг
В 2 от всего
В 3 кажется, может быть
В 4 просыпаясь, потрескивая
В 5 2
В 6 олицетворение
  • * А, В «3» – 8 – 12 б; «4» – 13 – 20 б ; «5» – 21 – 22 балла
  • Проверочная работа
  • Обособленные члены предложения
  • Вариант 1
  • 1. Укажите предложение, в котором обособленные члены отсутствуют (знаки
  • препинания не расставлены).
  • а) Мне нравилась его спокойная и ровная речь простая и ясная.
  • б) Солнце поднялось над горами и сгоняло ещё лежавший в тени иней.
  • в) Вся деревушка тихая и задумчивая имела приятный вид.
  1. Найдите предложение с обособленным согласованным определением (знаки

  1. препинания не расставлены).
  2. а) Весь мир с листвой с весенним громом для радости открылся им.
  3. б) Литература предполагает прежде всего массового читателя.
  4. в) Мне часто вспоминается теперь эта тёмная река затенённая горами.

3. Неверно выделено приложение.

  • а) Ходил Стенька Разин в Астрахань-город.
  • б) В народе её называют чудо-ягодой.
  • в) И вот сама идёт волшебница-зима.

4. Укажите предложение, в котором оборот с союзом как следует обособить.

  1. а) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу.
  2. б) Вы как инициатор должны играть главную роль.
  3. в) Это событие следует рассматривать как исключительный случай.

5. Найдите правильно построенное предложение.

  • а) Прочитав эту роль, в первый момент мне стало даже смешно.
  • б) Взяв её под руку, они пошли вместе.
  • в) Писатель должен показывать жизнь такой, какая она есть, не
  • приукрашивая и не ухудшая её.
  1. Укажите, какую пару знаков препинания следует выбрать для оформления

  1. обособленных членов.
  2. По фотографиям Лев Николаевич представлялся мне не только духовным
  3. (1) но и физическим гигантом (2) высоким, могучим и широким в плечах.
  4. а) 1 – (,) 2 – (–) б) 1 – () 2 – (,) в) 1 – (,) 2 – (:)

7. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном предложении.

  • Песчаная отмель далеко золотилась (1) протянувшись от тёмного
  • обрывистого берега (2) в дремотно светлеющую реку (3) пропадавшую за дальним лесом.
  • а) 1, 3 б) 2, 3 в) 1, 2, 3

8. Укажите правильный вариант расстановки запятых в предложении.

  1. Поспешно умываясь (1) и (2) со смирением одеваясь в самое дурное своё
  2. платье (3) и старенькую мантилью (4) содрогаясь от свежести (5) Наташа выходила на пустынные улицы (6) прозрачно освещённые утренней зарёй.
  3. а) 1, 3, 4, 6 б) 4, 5, 6 в) 1, 2, 3, 4, 5, 6

9. В каких строках А.Блока есть обособленные обстоятельства (знаки препинания не расставлены)? Укажите, верный вариант ответа.

1) Дыша духами и туманами она садится у окна.

2) Тоска дорожная железная свистела сердце разрывая

3) И смотрю и вражду измеряю ненавидя кляня и любя.(А.Блок)

а) 1, 2 б) 1, 3 в) 2, 3

10. В каком варианте деепричастный оборот не обособляется?

а) Он работал не покладая рук. (М.Горький)

б) Чуть шумят качаясь сосны (В.Брюсов

в) Окна разинув стоят магазины. (В.Маяковский)

11. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Откинувшись в кресле (1) он смотрел на нас (2) присмиревших ребят (3) и (4) отложив раскрытую книгу (5) казалось (6) всё ещё думал о прочитанном.

а) 1, 2, 4, 5 б) 1, 2, 3, 5, 6 в) 1, 2, 3, 4, 5, 6

12. Укажите, чем осложнено предложение (знаки препинания не расставлены).

  • В языке, как известно, есть одинаково звучащие и пишущиеся слова с совершенно различным значением – омонимы.
  • а) сравнительным оборотом, обособленным приложением
  • б) однородными определениями и вводным сочетанием
  • в) вводным сочетанием, однородными определениями и обособленным приложением

13. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания.

  1. Девушка пела в церковном хоре
  2. О всех усталых в чужом краю
  3. О всех кораблях ушедших в море
  4. О всех забывших радость свою.

А.Блок.

  • Проверочная работа
  • Обособленные члены предложения
  • Вариант 2
  1. Укажите предложение с обособленными членами (знаки препинания не расставлены):

а) Иван Сергеевич был высокого роста худощавый и медлительный.

б) Бунина большинство знает как прозаика.

в) Она встретила сына с радостью неожиданной для него. (М.Горький)

  1. 2. Укажите условие, при котором определение не обособляется:
  2. а) находится между подлежащим и сказуемым;
  3. б) относится к личному местоимению;
  4. в) находится перед определяемым словом.

3. Укажите предложение, в котором приложение не обособляется (знаки препинания не расставлены).

а) Ночевала тучка золотая на груди утёса великана. (М.Лермонтов)

б) Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы. (А.Пушкин)

в) Вот оно объяснение. (Л.Толстой)

  1. Найдите предложение, в котором следует поставить одну запятую.

а) Как стилист Чехов недосягаем! (М.Горький)

б) Жизнь как подстреленная птица. (Ф.Тютчев)

в) Лишь тот кто уважает других людей имеет право на уважение.

5. В каком варианте ответа указаны предложения с обособленным приложением (знаки препинания не расставлены)?

1) Петергоф пригород Санкт-Петербурга славится парками и фонтанами.

2) В картине Левитана «После дождя» заключена вся прелесть дождевых сумерек в приволжском городке.

3) М.И.Глинка великий русский композитор после премьеры оперы

  • «Иван Сусанин» увлёкся созданием оперы на сюжет поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».
  • а) 1, 2 б) 2, 3 в) 1, 3
  • 6. В каком варианте ответа верно указаны конструкции, осложняющие данное
  • предложение?

Тут, в уютной квартире Мережковского на Литейной, сколько раз приходилось мне присутствовать при самых значительных, утончённых прениях, наложивших отпечаток на всю мою жизнь. (А.Белый)

  1. а) уточнение, однородные члены, обособленное дополнение
  2. б) приложение, однородные члены, обособленное обстоятельство
  3. в) уточнение, однородные члены, обособленное определение
  4. 7. Как правильно продолжить предложение:
  5. Глядя на эту картину…
  6. а) возникает ощущение тревоги.
  7. б) мы невольно грустим.
  8. в) у многих сжимается сердце.

8. Укажите предложение без грамматической ошибки.

  • а) Не имея часов, можно определить время по цветам.
  • б) Доехав до конечной станции, нам предстояла пересадка.
  • в) Наблюдая экзотическую природу, возникла теория Дарвина.

9.Укажите вариант ответа, в котором верно указаны все цифры, на месте которых в предложениии должны стоять запятые.

Музыка питается более глубокими корнями (1) и (2) опираясь на прошлое (3) она лучше видит будущее, чем мы (4) живущие в моменте и миге. (С.Городецкий)

  1. а) 1, 2, 4 б) 2, 3 в) 1, 2, 3, 4
  2. 10. Укажите предложение, в котором обстоятельство не обособляется (знаки
  3. препинания не расставлены).
  4. а) Чьи-то глаза смотрелине мигая.
  5. б) Пошумев река успокоилась.
  6. в) Казаки разъехались не договорившись.

11. Какой вариант ответа содержит предложение с пунктуационной ошибкой.

  • а) Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех.
  • Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех.
  • б) Опять Шопен не ищет выгод, но окрыляясь на лету,
  • Один прокладывает выход из вероятья в правоту.
  • в) Гремит Шопен, из окон грянув, а снизу, под его эффект
  • Прямя подсвечники каштанов, на звёзды смотрит прошлый век.
  • (Б.Пастернак)
  • 12. В каком варианте ответа, указаны предложения, в которых деепричастные
  • обороты не обособляются?
  • 1) Можно прожить и не хвастая умом.
  • 2) К работе над повестью можно приступить начиная с будущей недели.
  • 3) Понять это произведение можно, лишь учитывая условие его создания.
  • а) 1, 2 б) 2, 3 в) 1,3

13. Спишите текст , расставляя недостающие знаки препинания.

  1. О сколько нам открытий чудных
  2. Готовит просвещенья дух
  3. И опыт сын ошибок трудных
  4. И гений парадоксов друг

(А.С.Пушкин)

  • Проверочная работа
  • Обособленные члены предложения
  • Вариант 1
Вариантответа задания
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
а + +
б + + + +
в + + + + + +
задания Ответ
13
  1. Девушка пела в церковном хоре
  2. О всех усталых в чужом краю,
  3. О всех кораблях, ушедших в море,
  4. О всех, забывших радость свою.

А.Блок. 1905

Вариант 2

Вариантответа задания
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
а + + + +
б + + +
в + + + + +
задания Ответ
13
  • О сколько нам открытий чудных
  • Готовит просвещенья дух
  • И опыт, сын ошибок трудных,
  • И гений, парадоксов друг…

А.С.Пушкин

Практикум

Прямая и косвенная речь. Цитирование.

  1. Прочитайте начало рассказа И.Бунина «Тёмные аллеи». Оформите цитату одним из известных вам способов, дополнив фрагмент из данного текста необходимыми предложениями.

В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими чёрными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казённая почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас…

  1. Найдите в данном отрывке из рассказа предложение с прямой печью, в котором допущена пунктуационная ошибка, запишите это предложение в исправленном виде: *

«Надежда! Ты»? – сказал он торопливо. «Я, Николай Алексеевич», – ответила она. «Боже мой, боже мой, – сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на неё. – Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не виделись? Лет тридцать пять?»

*Ошибка допущена в предложении 1. «Надежда»! Ты?» – сказал он торопливо.

  1. Составьте схемы следующих предложений с прямой речью:

А. Он поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся: «Ведь не могла же ты любить меня весь век!»

Б. «Значит могла. Сколько ни проходило времени, всё одним жила… Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня – помните как? И всё стихи мне изволили читать про всякие «тёмные аллеи», – прибавила она с недоброй улыбкой.

В. «Ах, как хороша ты была! – сказал он, качая головой. – Как горяча, как

прекрасна! Какой стан, какие глаза! Помнишь, как на тебя все заглядывались?»

  1. Оформите данное высказывание К.Г.Паустовского как эпиграф и как цитату, расставив необходимые знаки препинания и указав автора.

У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание. К.Г.Паустовский

Список использованной литературы

  1. Пучкова Л.И. ЕГЭ 2011. Русский яз. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2011

  2. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ 2010. Вступительные экзамены: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2010. – 528с

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Простое осложнённое предложение. «Портал филолога». /content/prostoe-oslozhnennoe-predlozhenie

Источник: http://textarchive.ru/c-1635811-p2.html

Ссылка на основную публикацию