Синтаксическая роль местоимений в предложении

Местоимение – это самостоятельная часть речи. Местоимение не является знаменательной частью речи.Местоимения — разнородный по значению и грамматическим особенностям класс слов. 

Для местоимения важно, какие слова оно может замещать: существительные, прилагательные или числительные.

Морфологические признаки и синтаксическая роль у местоимений, указывающих на предметы, признаки или количество, схожи с существительными, прилагательными и числительными.

Поэтому их иногда так и называют «местоимения-существительные», «местоимения-прилагательные» и «местоимения-числительные».

1. Грамматическое значение – «указание».

К местоимениям относятся слова, отвечающие на разные вопросы. Дело в том, что местоимение может замещать любое имя: и существительное, и прилагательное, и числительное. Местоимения не выражают сами значение разных имён, а лишь указывают на них. 

2. Морфологические признаки:

  • постоянные– разряд по значению, другие признаки различны, они зависят от того, с какой частью речи соотносится местоимение: с существительным, прилагательным или числительным,
  • изменяемые –  падеж (у большинства местоимений), далее по-разному у местоимений, соотносимых с существительными, прилагательными и числительными.

 3. Синтаксическая роль в предложении, как у существительных, прилагательных и числительных.

Синтаксическая роль местоимений в предложении

§2. Разряды по значению

  1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
  2. Возвратное: себя
  3. Притяжательные: мой, твой, его, её, наш, ваш, их, свой 
  4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, а также устар.

    : эдакий (этакий), сей, оный

  5. Определительные: весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, самый, сам, а также устар.

    : всяческий, всяк

  6. Вопросительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько
  7. Относительныекто, что, какой, каков, который, чей, сколько
  8. Неопределённые: местоимения, образованные от вопросительно-относительных с помощью приставок не, кое- и  суффиксов -то, -либо, -нибудь: некто, нечто, несколько, кое-кто, кое-что, кто-либо, что-нибудь, какой-то, сколько-нибудь и др. под.
  9. Отрицательные: никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей

В школьной практике разряды местоимений учат наизусть. Поверьте опыту, хуже всего ребятам даются определительные местоимения: не запоминаются и всё! Разные они какие-то.

Пользователь  нашего сайта О.В. Лобанкова прислала стишок, включающий определительные местоимения.

ВЕСЬ день уроки САМ учу,ЛЮБОЙ вопрос мне по плечу.Но ВСЯКИЙ раз, когда к доскеМеня зовут, я весь в тоске.Я САМЫЙ умный, но стесняюсь;ДРУГОЙ смелей меня, на зависть.ИНОЙ учитель и не знает,

  • Что КАЖДЫЙ раз меня «пытает»!
  •                                       (Ольга Лобанкова)

Внимание:

Некоторые авторы выделяют 8 разрядов местоимений по значению. Различие в трактовке вопросительных и относительных местоимений. Одни полагают, что это одни и те же слова, но выполняющие разные функции, роли:

1) вопросительного слова в вопросительных предложениях;2) союзного слова, соединяющего части сложноподчинённых предложений в сложном предложении.

Другие считают их разными словами с разными функциями, но совпадающими по форме, т.е. омонимами. Сторонники такой трактовки выделяют не один разряд, а два:

– вопросительные– относительные 

§3. Морфологические особенности местоимений, соотносимых с разными именами

Язык позволяет нам избежать множества ненужных повторений одних и тех же слов. Это возможно, в частности, потому, что роль других слов могут брать на себя местоимения. Они способны замещать в предложениях имена: существительные, прилагательные, числительные. Рассмотрим пример:

Ярославль — красивый город. Ярославль стоит на берегу Волги. 

  1. Если во втором предложении заменить слово Ярославль на местоимение он, мы избежим повтора: Он стоит на берегу Волги. 
  2. Если местоимение может заместить существительное, то оно соотносится с существительным, если прилагательное, то — с прилагательным, а если числительное, то — с числительным. 

1. Местоимения, соотносимые с существительными

В эту группу входят:

  • все личные местоимения,
  • возвратное: себя,
  • вопросительно-относительные: кто, что,
  • неопределённые: некто, нечто, кто-то, что-то и др.,
  • отрицательные: никто, ничто.

Морфологические признаки этих местоимений сходны с морфологическими признаками существительных. У них тоже есть род, число и падеж. А у личных местоимений есть еще неизменяемый  признак лица.

Род

Местоимения, как и существительные, не изменяются по роду. У одних слов принадлежность к роду выражена окончаниями: он — она — оно, у других  показателей рода нет. Но часто род можно определить из контекста. Помогают формы прилагательного в ед.ч.

или глаголов прошедшего времени, например: кто-то пришёл, кто-то незнакомый, что-то большое. Благодаря синтаксическим связям мы знаем, что слово кто – м.р., а что – среднего. Местоимения я и ты – общего рода, сравни: Я уже взрослая. Я уже взрослый.

Число

У местоимений признак числа постоянный. Я и мы, ты и вы, он и они – это разные слова. Особенностью местоимений, соотносящихся с существительными, является то, что они не изменяются по числам.

Падеж

Местоимения изменяются по падежам, т.е. склоняются. Но: 

  • у возвратного местоимения себя, отрицательных некого, нечего нет формы И.п.,
  • у неопределённого местоимения некто есть только формы И.п.,
  • у неопределённого местоимения нечто есть формы И. и В.п.   

Лицо

У личных местоимений есть лицо. Местоимения не изменяются по лицам.

  • Синтаксическая роль в предложении,  как у существительного. Например:
  • Никто — подлежащее, ничего — дополнение. 

Себя не может быть подлежащим. Вторая особенность в том, что себя может входить в сказуемое вместе с глаголом. Местоимение в этом случае не добавляет никакого другого значения, кроме возвратности.

2. Местоимения, соотносимые с прилагательными

В эту группу входят:

  • все притяжательные местоимения,
  • указательные: почти все местоимения этого разряда,
  • все определительные местоимения,
  • четыре вопросительных и относительных: какой, каков, который, чей,
  • неопределённые, образованные от какой, который, чей: какой-либо, некоторый и др.
  • отрицательные: никакой, ничей

Как и прилагательные, местоимения, соотносимые с ними, изменяются по родам, числам и падежам, согласуясь с существительным, к которому они относятся. Исключение составляют притяжательные местоимения её, его, употребляемые в ед.ч., и местоимение их, употребляемое во мн.ч.  Это неизменяемые слова. Примеры:

И.п.  её, его, их сестра, брат, общество Р.п.  её, его, их сестры, брата, общества Д.п. её, его, их сестре, брату, обществу В.п. её, его, их сестру, брата, обществаТ.п. её, его, их сестрой, братом, обществомП.п. (о) её, его, их сестре, брате, обществе

И.п. её, его, их сестры, братья, окна и т. д.

Примеры показывают, что притяжательные местоимения её, его и их сами не изменяются. Их грамматическую форму помогают определить существительные.

Местоимения каков, таков, совпадающие формально с краткими прилагательными, как и они, изменяются по родам и числам.

Примеры:

Каков отец, какова мать, каково государство, каковы законы, таков сын, такова дочь, таково общество, таковы обычаи.

Синтаксическая роль в предложении по преимуществу – определение, реже часть сказуемого. Например:

Моя, твоя — определения. 

Без трудолюбия способности ничто.

Ничто — часть сказуемого. (Нулевая связка быть)

3. Местоимения, соотносимые с числительными

Это небольшая группа местоимений, к которым относятся слова сколько, столько и их производные: несколько,сколько-нибудь и др.

Как и числительные, эти местоимения изменяются по падежам. Признаков рода и числа они не имеют. Как и числительные, они, находясь в форме И. и В.п. управляют формой существительного:  требуют после себя сущ.

в форме Р.п. мн.ч., например: несколько яблок, столько-то килограммов.

В остальных падежах они согласуются с существительными в падеже, например: несколькими яблоками, стольким-то килограммам, (о) стольких-то килограммах.

Как и числительные, в предложении такие местоимения выполняют ту же роль, что и существительное, к которому относится местоимение. Например:

Несколько яблок лежало на столе.

Несколько яблок — подлежащее.

Несколько яблок — дополнение. 

Проба сил 

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

    • И.п.
    • Р.п.
    • Д.п.
    • В.п.
    • Т.п.
    • П.п.
    • С существительными
    • С прилагательными
    • С числительными
    • И.п.
    • Р.п.
    • Д.п.
    • В.п.
    • Т.п.
    • П.п.
    • Все
    • И.п. и В.п.
    • Только И.п.
    • Только В.п.
    • Определительные
    • Неопределённые
    • Указательные

Правильные ответы:

  1. Нет
  2. Да
  3. Лица
  4. Да
  5. И.п.
  6. С числительными
  7. И.п.
  8. И.п.
  9. И.п. и В.п.
  10. Указательные
  11. 4

Смотрите также

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/269

Местоимение. Русский язык. Учебное пособие

  • Понятие о местоимении
  • Лексико-грамматические разряды местоимений
  • Склонение местоимений
  • Проблема местоимений как особой части речи
  • Морфологический разбор местоимения

Понятие о местоимении

Местоимения — это слова, указывающие на предмет, признак, количество или обстоятельство, но не называющие их.

Начальная форма местоимения – форма им.п., ед.ч., м.р.: мой, наш, какой, который.

В некоторых случаях местоимение не изменяется по числам или не имеет ни числа, ни рода, начальной является форма им.п.: я, ты, мы, вы, кто, что, кто-либо. В таких  случаях нужно отметить, что начальной формы нет, и назвать первую словоформу имеющейся парадигмы.

Основные функции местоимений – дейктическая, анафорическая, кванторная и заместительная.

1.    Дейктическая (греч. deixis — указание) функция проявляется в соотнесении того, о чем говорится, с условиями речевого акта и его участниками (я – говорящий, ты – слушающий, ваш – принадлежащий вам).

2.    Анафорическая (греч. отнесение) функция – соотнесение элементов данного высказывания с другими частями текста (такой – подобный тому, о чем уже говорилось, другой – не такой, о котором говорилось).

3.    Кванторная функция – соотнесение имени с различными классами предметов и их признаков: с классом предметов или признаков, о которых говорящий хотел бы получить информацию (кто? какой?)

5)   В потоке речи проявляется также заместительная функция местоимений – использование местоимений вместо имен – существительных, прилагательных, числительных, а также наречий для того, чтобы избежать повторов.

В предложении местоимение выступает в роли главных или второстепенных членов предложения: Я не знаю, каков сейчас его план, хотя когда-то мы об этом с ним говорили.

Лексико-грамматические разряды местоимений

  1. 1. Разряды по соотношению с частями речи
  2. В предложении местоимения могут употребляться вместо имен существительных, прилагательных, числительных, а также вместо наречий и слов категории состояния.

  3. От грамматических свойств местоимения можно разделить на 5 групп: местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные, местоимения-наречия и местоимения — слова категории состояния.

Местоимения-существительные (местоименные существительные, предметно-личные местоимения) указывают на предмет, отвечаю на вопросы кто? что?, изменяются по падежам, в тексте заменяют имя существительное и в предложении являются подлежащим и дополнением.

В этот разряд входят слова: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, себя, кто, что и производные от них.

Местоимения-прилагательные (местоименные прилагательные, признаковые местоимения) указывают на признак предмета, отвечают на вопросы какой? чей? каков?, изменяются по родам, числам и падежам, в тексте заменяют прилагательное, выполняют синтаксическую функцию определения и сказуемого. Это такие местоимения, как мой, твой, наш, ваш, свой, этот, тот, какой, всякий, некоторый.

Местоимения-числительные (неопределенно-количественные числительные, местоименные числительные, количественные местоимения) указывают на количество предметов, отвечают на вопрос сколько?, изменяются по падежам, могут быть заменены количественными числительными.

Местоимения-числительные не обладают категориями рода и числа.

Примеры: сколько, насколько, столько, настолько, сколько-нибудь, столько-то, нисколько, несколько, немного, много, мало.

Местоимения-наречия указывают на признак действия или признака, отвечают на вопросы наречий как? когда? где? почему? зачем?, не изменяются, заменяются наречием, в предложении выступают в роли обстоятельства. Это такие местоимения, как так, как, где, куда, когда, зачем, когда-то, кое-где, никогда, никак, там, тут.

Местоимения – слова категории состояния указывают на состояние, сочетаются с глагольной связкой быть, не изменяются, в предложении входят в состав СИС. Это такие слова, как каково, таково, некогда, негде, некуда, незачем: Некогда мне с тобой разговаривать. Ему было некуда идти.

  • 2. Разряды местоимений по значению
  • По значению местоимения делятся на 9 разрядов:
  • 1) Личные местоимения указывают на лицо (я, мы, ты, вы) или на любое живое существо и неодушевленный предмет (он, она, оно, они).

Личные местоимения 1 и 2 лица не имеют форм рода. Глаголы при них ставятся в форму м. и ж. рода в зависимости от пола конкретного лица: Я ходил (а) в театр.

Местоимения 3 лица различаются по родам.

2) Возвратное местоимение себя указывает на отношение действующего лица к самому себе. Оно не имеет рода, числа и формы И.п., т.к. обозначает объект действия: Незнакомец ничего не рассказывал о себе. – Незнакомка ничего не рассказывала о себе.

При построении предложений с местоимением себя нужно быть внимательным, так как оно может относиться к разным лицам, упоминаемым в предложении. Подруга не разрешает мне шутить над собой – двусмысленность.

К возвратному местоимению себя близко взаимно-возвратное местоимение друг друга, которое указывает на разные субъекты и объекты, связанные одним действием: Они взглянули друг на друга, глаза их встретились (Лермонтов). Каждое из действующих лиц является одновременно субъектом и объектом.

3. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность чего-либо говорящему (мой, наш), слушающему (твой, ваш) или тому, о ком-чем говорится (свой, его, ее, их).

Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой изменяются по родам, числам и падежам. Притяжательные местоимения его, ее, их являются неизменяемыми, застывшими формами. Их нужно отличать от омонимичных личных местоимений.

Важно помнить, что личные местоимения в предложении играют роль дополнения, изменяются, при употреблении с предлогом имеют начальное Н – а притяжательные местоимения играют роль несогласованного определения, не изменяются: Я взял его плащ – Я взял у него плащ – Я его давно не видел.

4. Указательные (выделительно-указательные) местоимения служат для выделения каких либо предметов из разряда однородных и одновременно для указания на них. Эти местоимения изменяются по родам, числам и падежам.

Мест-е сама имеет 2 формы В.п.: самоё, саму – 1-я книжная, устаревающая.

Употребляясь с частицей же и местоимением самый, местоимение такой указывает на тождество одного предмета с другим, уже известным (такой же плащ, то же самое пальто).

5. Вопросительные местоимения передают вопрос о предмете, его признаке или количестве. А кто вас прислал? Который час?

Местоимения кто, что, сколько не имеют форм рода, числа, но изменяются по падежам. Категории рода и числа передаются при таких местоимениях синтаксически. При местоимении кто глагол употребляется в форме м.р.: Кто из девушек победил?, при местоимении что – в форме ср. рода: Что случилось?

В сочетании с местоимением кто местоимения типа такой, другой, иной принимают форму м. и ж. рода в зависимости от реального пола лица, на который указывает местоимение: Кто вы такой? Кто такая?

При выяснении не личности человека, а его характера используются обороты что за, что такое: Что за человек этот Иван Иваныч?

В риторических вопросах и восклицательных предложениях с отрицанием не местоимение что означает «все без исключения, очень многое»: Чего не сделает женщина, стремящаяся стать в уровень с веком! (А. Писемский).

6.​ Относительные местоимения — это местоимения, совпадающие по форме с вопросительными, но выступающие в функции союзных слов – они присоединяют придаточную часть СПП к главной: В жизни человека бывает момент, который никогда потом не забывается и который определяет его биографию (Полевой).

7. Отрицательные местоимения — указывают на отсутствие лица, предмета или их признака: никто, ничто, некого, нечего, ничей.

  1. Отрицательные местоимения образовались от вопросительных и имеют ту же парадигму склонения, что и они.
  2. Отрицательные местоимения с приставкой ни— используются для усиления отрицания в предложении: Никому ничего не нужно.
  3. Отрицательные местоимения с приставкой не— часто имеют дополнительный оттенок причины, из-за которой действие не могло или не может совершаться: Незачем погибать!

8.​ Неопределенные местоимения — указывают на неопределенные лица, предметы и признаки. Неопределенные местоимения образуются от вопросительных при помощи приставок не-, кое— и постфиксов –то, -либо, -нибудь: некоторый, кое-кто, что-либо, чей-нибудь.

В неопределенных местоимениях некто, нечто не- всегда находится под ударением и пишется слитно. При употреблении с предлогом – в 3 слова: не о чем, кое с кем.

  • Местоимения с постфиксами –то, -либо, -нибудь и приставкой кое- синонимичны, но каждому из них присущи особые оттенки.
  • Местоимения кто-либо, что-либо близки по значению к кто-нибудь, что-нибудь, но отличаются книжным характером: Ему казалось, что он уже понял сущность искусства лучше, чем кто-либо другой.
  • Местоимения кое-кто, кое-что имеют значение «некоторые, немногие» и употребляются в ситуациях, когда конкретный подразумеваемый предмет говорящему не безразличен.

9.​ Определительные местоимения — указывают на обобщенный признак предмета: весь, всякий, любой, каждый, иной, другой. Изменяются как прилагательные: по родам, числам, падежам.

В роли местоимений могут выступать и прилагательные, и существительные.

Местоимения переходят в другие части речи редко: Наши победили. Они взяли своё.

Склонение местоимений

Местоимения-прилагательные склоняются как обычные прилагательные (который как старый, какой как заводской).

Местоимения-числительные склоняются по образцу собирательных числительных (сколько – пятеро, скольких — троих).

Чаще  всего и наиболее разнообразно используется склонение местоимений-существительных. Склонение личных местоимений я, ты и возвратного себя сходно с разными склонениями существительных (я – меня – мне — меня – мной – мне = конь – коня –земле – коня — страной — стране).

Личные мест-я он, она, оно, они, вопросительные кто, что, неопределенные кто-то, что-нибудь, определительное всё в предметном значении, указательные то, это в предметном значении при образовании форм косвенных падежей используют окончания разных склонений прилагательных (его – синего, кого – морского, ту — папину).

Лишь 3 формам нет соответствия в склонении прилагательных: Р.и В. от она – её (неё); Т.п. от кто, что, всё, то – кем, чем, тем, всем – синим, богатым.

Отрицательные местоимения некого, нечего, а также возвратное себя и взаимно-возвратное друг друга употребляются только в формах косвенных падежей, не имеют формы именительного падежа.

Проблема местоимений как особой части речи

Исследуя грамматическую неоднородность местоимений, ученые пришли к выводу, что местоимения вообще не составляют особой части речи и распределяются по другим частям речи – сущ., прил., числ., нар.

Местоимение — особую часть речи, относится либо к прилагательным, либо к числительным.

Морфологический разбор местоимения

Порядок разбора

I. Часть речи. Классное категориальное значение (указательности).

II. 1. Н.ф.

3.​ Класс, лексико-грамматический разряд и классификационные категории разбираемого местоимения:

а) класс: мест.-сущ., мест.-прил., мест.-числ., мест.-нар.;

б) разряд: личное, возвр., притяж., указат., неопред., отриц., определит., вопр., относ.;

  1. в) лицо, род, число (если они есть у разбираемого местоимения как классификационные категории).
  2. 3. Словоизменительные категории местоимения:
  3. а) падеж,
  4. б) число, род (если есть и являются словоизменительными).

III. Синтаксическая функция.

Образец

(в) этой (книге) – местоимение, так как:

I.Имеет ККЗ указательности.

II. 1. Н.ф. этот.

2. а) мест.-прил.

б) указательное.

3.в ж. р., ед. ч., предл. пад.

III. согл. определение.

Источник: https://siblec.ru/lingvistika/russkij-yazyk/mestoimenie

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

3. Постановка учебной задачи и ее решение.

  • Метод — словесный;
  • Прием – подводящий диалог; ответы на вопросы; беседа.
  • Метод – словесный; практический;
  • Метод – практический.
  • Прием – орфографический анализ; письменное упражнение.
  • Прием – предупредительный диктант.
  • Метод – практический;
  • Прием – морфемный и синтаксический анализ.
  • 15 мин.
  • Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить на уроке? (Тема: «Личные местоимения»)
  • Что вы  знаете о личных местоимениях?

(Тема: «Личные местоимения. Чем являются личные местоимения в предложении») Или узнаем, какую синтаксическую роль выполняют личные местоимения.

Какова цель нашего урока? (Я должен понять, чем являются личные местоимения в предложении).

Теперь открываем тетради и запишите число, классная работа. Прокомментируем.

Как вы думаете, каким образом мы узнаем, чем являются личные местоимения в предложении? Какова роль местоимений в предложении? (указывают на предмет, на признаки предметов — такой, на колличество предметов — несколько, но не называют их).

Да, но это не роль, а основная функция местоимений, грамматическое значение. Они являются самостоятельной частью речи.

А как же узнать, чем являются личные местоимения в предложении? Я предлагаю провести наблюдение за личными местоимениями.

Откройте учебник на странице 53, упражнение 47. Составим план работы.

1. Прочитайте задание. Выполним 1 задание.

— Можем ли мы сразу правильно записать весь текст? (Нет, там много пропущенных букв). Возьмите простые карандаши и вставьте в учебнике пропущенные буквы.

Проверка. Проверьте друг у друга и узнайте, кто какие буквы вставил.

Есть вопросы?

Упр 47. Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у нее птенца, и она просила отдать его обратно.

Я не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве.

Она летает около человека и ловит их на лету.

  1. 1)Назовите проверочные слова для безударной гласной в корне.
  2. 2) Сочетание чк.
  3. 3) Правописание З и С в приставках.
  4. 4) Окончание глаголов.

Теперь закрывайте учебники. Диктант. Запишите в тетрадь.

Проверка. На презентации весь текст. Каждый исправляет ошибки. Кто нашел у себя ошибки?

— Какое 2 задание? Найдите и подчеркните личные местоимения. А как мы будем подчеркивать? Ведь не просто одной чертой. Как вы думаете, это правильно будет? Неправильно. Что мы подчеркиваем обычно одной чертой? (Подлежащее).

Давайте разберемся. Посмотрите первое предложение в упражнении.

— Найдите личные местоимения. Каким главным членом оно является? Почему? (Я)

— Найдите личные местоимения во втором предложении. Каким главным членом оно является? Почему?

Почему это не подлежащее? (Отвечает на вопрос к кому?

Мы же не можем сказать куда? Подходить к человеку, ко мне – это не место, поэтому это не обстоятельство). Так как обстоятельство обозначает место, время, причину, образ действия.

— А как мы тогда подчеркнем? (Дополнением).

Происходит разбор личных местоимений в тексте.  Половина текста с учителем, остальное самостоятельно.

Какой можно сделать вывод? Какова синтаксическая роль личных местоимений?

Вывод: Личные местоимения указывают на предмет. Могут быть в предложении либо дополнением, либо подлежащим.

  • Постановка цели и задачи урока.
  • Беседа.
  • Работать с учебником.

Учить находить личные местоимения в тексте. Наблюдать и определять наличие в тексте личных местоимений.

  1. Проводить взаимоконтроль.
  2. Отрабатывать навык правописания слов с известными орфограммами.
  3. Отвечать на вопросы.
  4. Проверять работу.
  5. Узнавать новую информацию.
  6. Делать вывод.
  7. Коммуникативные:
  8. допускать возможность различных точек зрения
  9. Регулятивные:
  10. Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.
  11. Познавательные: построение логической цепи рассуждений.
  12. Коммуникативные: 
  13. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
  14. Регулятивные:
  15. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  16. Познавательные: 
  17. строят речевые высказывания.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/05/04/konspekt-uroka-na-temu-lichnye-mestoimeniya

Ссылка на основную публикацию