50 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным обстоятельственным

  • ·                   Сегодня мы продолжим знакомство с придаточными обстоятельственными.
  • ·                   Поговорим о придаточных условия и уступки.
  • ·                   И составим таблицы для запоминания.

Мы помним, что существуют три группы придаточных обстоятельственных, и мы как раз начали знакомство со второй группой.

На этот раз в центре нашего внимания окажутся обстоятельственные условия и уступки.

Они входят в группу придаточных, которые объединяются общим значением – значением обусловленности.

Сначала давайте поговорим о придаточных условия. Если вы будете устраиваться на работу – вы обязательно спросите – при каком условии вы будете выполнять свои обязанности?

На этот вопрос и отвечают придаточные условия.

Придаточные условия указывают на условия, при которых происходят действия в главном предложении.

Вы не застанете нас дома (при каком условии?), если опоздаете на полчаса.

Если ты вымоешь посуду, мама будет очень рада. Мама будет очень рада – при каком условии?

Раз уж вы пришли, помогите нам приготовить ужин. Помогите нам приготовить ужин – при каком условии? – раз уж вы пришли.

Придаточные условия относятся ко всему главному предложению.

В качестве средства связи могут выступать союзы если, коли, кабы, ежели, когда в значении если, как в значении если и раз в значении если.

Союз коли является устаревшим. Мы можем часто встретить его в пословицах и поговорках и почти никогда – в живой, современной речи.

  1. Коли сам плох, так не даст и бог.
  2. Комар лошадь свалит, коли волк подсобит.
  3. Коли тесно – подвинься.
  4. Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.
  5. Устаревшим является и союз кабы, который также можно увидеть в пословицах, поговорках, присловьях.
  6. Кабы снова на свет родиться, знал бы, как состариться.
  7. Кабы бабушка не бабушка, так была бы она дедушкой.
  8. Ел бы богач деньги, кабы бедный его хлебом не кормил.
  9. Умный бы ты был человек, кабы не дурак.

В пословицах и поговорках можно встретить и союз ежели. Он тоже является устаревшим.

  • Всякая ржавчина очищается, ежели руки приложишь.
  • Ежели несчастья бояться, то и счастья не будет
  • Ежели крыша дырява, то не пеняй на дождь.

Обратить внимание стоит на союзы когда, как и раз. В придаточных условия они выступают в значении союза если. То есть, их можно заменить этим союзом. Очень важно не путать значения таких союзов.

Мы встретились (когда?), когда часы на площади пробили два. Мы имеем дело с придаточным времени.

Когда вы не согласны с нами, так и ступайте вон! Ступайте вон – при каком условии? – если не согласны с нами. Союз когда можно заменить союзом если, значит, перед нами придаточное условия.

Обратите внимание на стилистическую окраску этого предложения. Такие предложения с придаточными условия мы можем встретить в классической литературе. В живой речи они почти не употребляются.

Прохожий спросил (о чём?), как пройти к железнодорожному вокзалу. Союз как в данном случае помогает присоединить придаточное изъяснительное.

Как душа черна, так и мылом не отмоешь. Мылом не отмоешь – при каком условии? – если душа черна. Союз как употребляется для присоединения придаточного условия.

Раз как-то мне позвонил друг (какой?), которого давно уже не было видно. Конечно, это придаточное определительное, и присоединяется оно при помощи союзного слова «который». А что такое раз» Это вообще не союз, это – наречие в главном предложении.

Раз уж взялся помогать кому-то, делай это достойно. Делай достойно – при каком условии? – если уж взялся помогать кому-то. Союз раз помогает присоединить к главному предложению придаточное условия.

В сложноподчиненных предложениях с придаточными условия достаточно часто используются составные союзы. Это такие союзы, как если… то, если… так, раз… так, как… так.

При этом вторая часть такого союза всегда находится в начале главного предложения.

Не путайте части двойных союзов с указательными словами! Части таких союзов членами предложения не являются!

Составные союзы обеспечивают более тесную связь частей сложноподчиненного предложения. Однако они не являются обязательными, вторую часть часто можно просто удалить.

Если ты видишь меня, то помаши мне рукой. Мы можем удалить то.

Если ты сомневаешься в моих словах, так я тебе сейчас всё докажу. Так − это вторая часть двойного союза, и мы можем удалить его.

Раз вы сами захотели принять участие в проекте, так нечего жаловаться. И здесь мы можем удалить так.

  1. В сложноподчиненных предложениях придаточные условия могут занимать позицию как перед главным предложением, так и после главного предложения.
  2. Вы никогда не забудете красоты этого города, если хоть раз видели его.
  3. Если вы хоть раз видели этот город, вы никогда не забудете его красоты.

50 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным обстоятельственным

Следующая остановка нашего путешествия в дебри синтаксиса – придаточные уступительные. Слово «уступка» нам хорошо знакомо из жизни.

Уступительный – выражающий уступку, допущение чего-нибудь, не правда ли? Но проблема в том, что придаточные уступительные – довольно неуступчивы.

Ведь в грамматике уступительный – это еще и выражающий несоответствие каким-либо условиям. Именно поэтому придаточные уступительные отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?

На самом деле, одна часть в таком сложноподчиненном предложении должна бы уступать другой. Но почему-то не уступает, отчего главная и придаточная часть начинают немного напоминать двух крайне упрямых существ на узком мостике.  Действия в одной части обязательно совершаются «назло» действиям или явлениям в другой части.

50 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным обстоятельственным

Научным языком мы можем выразить это так: придаточные уступки сообщают о тех условиях, вопреки которым совершаются какие-либо действия.

Маленькая Варя выпрашивала конфеты (несмотря на что?), несмотря на то что они вредны для зубов.

Пусть на улице весна, учиться все равно приходится. Учиться приходится – вопреки чему?  − на улице весна.

Хотя никто этого и не ожидал, Вовочка выучил наизусть пять стихотворений. Вовочка выучил наизусть пять стихотворений – несмотря на что? – хотя никто этого и не ожидал.

Придаточные уступки относятся ко всему главному предложению.

Средствами связи придаточных уступки с главной частью предложения могут являться союзы хотя, пусть, пускай. А также несмотря на то что, невзирая на то что и даже даром что.

Даром что – это союз устаревший. Такие союзы можно встретить, например, в сборнике сказов Бажова «Малахитовая шкатулка». Например:

  • Гляди-ко – я нисколь не боюсь того вон старика, даром что он такой большой.
  • Даром что в бедности с детства рос, выправился, хоть на выставку.
  • Еле доволок, даром что чуть не половина камней по дороге через дырки в мешке высыпалась.

Обратите внимание. В наших примерах что нигде не отделяется от даром запятой. То есть, союз не расчленяется.

Союзы несмотря на то что и невзирая на то что часто расчленяются. Нужно обращать внимание на порядок частей в предложении.

Мы отправились в путь, несмотря на то что за окном страшно завывал ветер. Придаточное предложение стоит после главного. Союз не расчленяется, и запятая ставится только перед союзом.

Несмотря на то, что он не видел бабушку много лет, Коля сразу ее узнал. Придаточное предложение стоит перед главным. Союз расчленяется, что – становится указательным словом, и запятая ставится перед ним.

Шофёр, несмотря на то, что гроза была далеко, решил ехать обратно. Придаточное предложение стоит в середине главного. Союз расчленяется, что – становится указательным словом, и запятая ставится перед ним.

  1. В качестве средств связи также могут выступать союзные слова что, кто, где, куда, откуда, когда, сколько, к которым присоединяется частица ни.
  2. В таком случае нужно обратить внимание на правописание.
  3. Что бы мы ни делали, у нас ничего не получалось.
  4. Кто бы ни заходил в комнату, он очень скоро выскакивал оттуда как ошпаренный.
  5. Где бы мы ни искали ключ, там его не оказывалось.

Во всех случаях в придаточных уступки употребляется усилительная частица ни. Ее нельзя путать с отрицательной частицей не.

  • В сложноподчиненных предложениях придаточные уступки могут занимать позицию перед главным предложением, после главного и в середине главного.
  • Он почему-то устал, хотя работал в тот день мало.
  • Хотя он работал в тот день мало, он почему-то устал.
  • Он, хотя и работал в тот день мало, почему-то устал.

50 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным обстоятельственным

 Что же нам требуется запомнить?

50 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным обстоятельственным 50 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным обстоятельственным

Источник: https://videouroki.net/video/24-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-usloviia-i-ustupki.html

Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, причины и цели. Видеоурок. Русский язык 9 Класс

Начнём урок с разговора о придаточных условия.

Придаточные условия указывают на условия осуществления того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопрос при каком условии? Относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему с помощью союзов:

  • если;
  • если…, то…;
  • когда (в значении если);
  • когда…, то…;
  • коли;
  • коль;
  • коль скоро;
  • раз;
  • в случае если.
  • Например:
  • Если я заболею, я к врачам обращаться не стану.

К врачам обращаться не стану, (при каком условии?) если я заболею – это придаточное условия.

Схема этого предложения:

50 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным обстоятельственным

Раз мы начали говорить, то лучше договорить всё до конца.

То лучше договорить всё до конца, (при каком условии?) раз мы начали говорить.

Если придаточные условия стоят перед главным предложением, то в последней части (в последнем главном предложении) может быть вторая часть союза – то.

Итак, придаточные условия указывают на условия осуществления того, о чём говорится в главном предложении, отвечают на вопрос при каком условии?, прикрепляются ко всей главной части при помощи союзов: если, ежели, коли, коль, раз, когда (=если), кабы. В главном предложении возможно присутствие второй части союза то, сочетания в том случае, подчёркивающего условное значение. Расположение придаточной условной части по отношению к главной произвольное.

Потренируйтесь.

Если падают звёзды, подставишь ли ты им ладонь?

Главное предложение: подставишь ли ты им ладонь, (при каком условии?) если падают звёзды – это придаточное условия в препозиции.

Послушайте, ведь если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?

Главное предложение: это кому-нибудь нужно, (при каком условии?) если звёзды зажигают – это придаточное условия.

Если ты хочешь слушать, то я хочу петь для тебя.

Я хочу петь для тебя, (при каком условии?) если ты хочешь слушать – придаточное условия.

Если б я мог выбирать себя, я снова бы стал собой.

Я снова бы стал собой, (при каком условии?) если бы я мог выбирать себя – придаточное условия.

А коли у тебя безмозгла голова, иди и землю рой или руби дрова.

Иди и землю рой или руби дрова, (при каком условии?) коли у тебя безмозгла голова – придаточное условия.

Придаточные причины раскрывают или обозначают причину того, о чём говорится в главной части предложения. Придаточные причины отвечают на вопросы: почему? отчего? по какой причине?. Относятся к главному предложению и присоединяются к нему при помощи союзов:

  1. потому что;
  2. оттого что;
  3. так как;
  4. ибо;
  5. из-за того что;
  6. затем что;
  7. вследствие того что;
  8. благодаря тому что.
  9. Например:
  10. Посылаю ей все слёзы в подарок, потому что не дожить мне до свадьбы.

Посылаю ей все слёзы в подарок, (почему?) потому что не дожить мне до свадьбы – придаточное причины.

50 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным обстоятельственным

Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.

Всякий труд важен, (по какой причине?) ибо облагораживает человека – обратите внимание на союз ибо.

Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы, театр наш довольно охотно посещался.

Театр наш довольно охотно посещался, (благодаря чему? по какой причине?) благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы – это придаточное причины.

Составные союзы, последней частью которых является союз что, могут расчленяться. Например, в придаточном остаётся простой союз что, а остальные слова входят в состав главного предложения и выполняют в нём функцию указательного слова и являются, соответственно, членами предложения. Например:

Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле.

Итак, придаточные причины указывают на причину или обозначают причину того, о чём говорится в главном предложении.

Они отвечают на вопросы по какой причине? почему?, прикрепляются ко всей главной части предложения при помощи союзов: потому что, оттого что, потому как, вследствие того что, благодаря тому что, ибо, в силу того что, из-за того что, так как, поскольку.

Придаточная часть по отношению к главной в большинстве случаев стоит в постпозиции, т. е. после главной части. Кроме того, надо помнить, что в русском языке нельзя начинать предложение с союзов потому что, ибо.

Потренируемся.

Право, я буду рад за вас, так как только влюблённый имеет право на звание человека.

Я буду рад за вас, (почему?) так как только влюблённый имеет право на звание человека – придаточное причины.

Такая густая трава росла только по берегам озера, потому что здесь было достаточно влаги.

Такая густая трава росла только по берегам озера, (почему?) потому что здесь было достаточно влаги – придаточное причины.

В нижнем этаже окна, вероятно, были открыты, потому что отчётливо слышались женские голоса и смех.

В нижнем этаже окна открыты были, (почему?) потому что слышались женские голоса и смех – придаточное причины.

Благодаря тому что он помог мне, я успел сдать работу вовремя.

Я успел сдать работу вовремя, (почему? благодаря чему?) благодаря тому что он помог мне – придаточное причины.

Придаточные цели указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении. Они относятся к главному предложению. Отвечают на вопросы: зачем? с какой целью? для чего?

  • Присоединяются к главному предложению с помощью союзов:
  • чтобы;
  • чтоб;
  • для того чтобы;
  • с тем чтобы;
  • затем чтобы;
  • дабы.
  • Например:
  • Я разбудил Пашку, чтобы он не свалился с дрожек.

Я разбудил Пашку, (зачем? с какой целью?) чтобы он не свалился с дрожек – придаточное цели.

Он употребил всё свое красноречие, дабы отвратить Акулину от её намерения.

Он употребил всё свое красноречие, (для чего? с какой целью?) дабы отвратить Акулину от её намерения – придаточное цели.

Для того чтобы быть счастливым, надо не только любить, но и быть любимым.

Надо не только любить, но и быть любимым, (для чего? с какой целью?) для того чтобы быть счастливым – придаточное цели, которое присоединяется к главному предложению при помощи союза для того чтобы.

При расчленении составного союза на отдельные части в придаточном предложении остаётся простой союз чтобы, а остальная часть союза входит в главное предложении и является там указательным словом и членом предложения. Например:

Я упоминаю об этом исключительно для того, чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих вещей Куприна.

Главное предложение включает в себя указательное слово для того, а придаточная часть начинается с союза чтобы. Большой союз для того чтобы мы расчленяем и разносим в разные части предложения (в главное и придаточное).

  1. Придаточное цели нужно отличать от других придаточных предложений с союзом чтобы. Например:
  2. Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо.
  3. От главного предложения мы задаём вопрос что?

Я хочу, (что?) чтоб к штыку приравняли перо – придаточное изъяснительное.

Время посадки было рассчитано так, чтобы к месту высадки попасть на рассвете.

Главное предложение содержит указательное слово так. Задаем от него вопрос каким образом?

Время посадки было рассчитано так, (каким образом?) чтобы к месту высадки попасть на рассвете – указываем на образ действия, это придаточное образа действия с дополнительным значением цели.

Итак, придаточные цели указывают на цель или назначение того, о чём говорится в главном предложении, отвечает на вопросы: зачем? с какой целью? для чего? Прикрепляется ко всей главной части предложения при помощи союзов: чтобы; чтоб; для того чтобы; с тем чтобы; затем чтобы; дабы; лишь бы; только бы и т. д. Располагается по отношению к главной части произвольно.

Потренируемся.

Нужно поставить будильник, чтобы не проспать завтра.

Нужно поставить будильник, (с какой целью?) чтобы не проспать завтра – придаточное цели, стоит после главного предложения.

Дабы не утомить благосклонного читателя, разрешите поставить точку.

Разрешите поставить точку, (для чего? с какой целью?) дабы не утомить благосклонного читателя – придаточное цели.

Он был готов на всё, лишь бы она не уезжала.

Он был готов на всё, (с какой целью?) лишь бы она не уезжала – придаточное цели.

Обратите внимание на сложные случаи. Например:

Он просил, чтобы я подождала его.

Он просил, (о чём?) чтобы я подождала его – придаточное изъяснительное.

Я пришёл, чтобы проститься с вами.

Я пришёл, (с какой целью?) чтобы проститься с вами – придаточное цели.

Что бы ему ни говорили, он никого не слушал.

Он никого не слушал, (несмотря на что?) что бы ему ни говорили – придаточное уступки.

Список литературы

  1. Рус­ский язык: Учеб­ник для 9 кл. об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний/ С.Г. Бар­ху­да­ров, С.Е. Крюч­ков, Л.Ю. Мак­си­мов, Л.А. Чешко. – М.: Про­све­ще­ние, 2011.
  2. Рус­ский язык. 9 кл.: учеб. для об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний /М.М. Ра­з­умов­ская, С.И. Льво­ва, В.И. Ка­пи­нос, В.В. Львов; под ред. М.М. Ра­з­умов­ской, П.А. Ле­кан­та. – М.: Дрофа, 2011.
  3. Ро­зен­таль Д.Э. Спра­воч­ник по пра­во­пи­са­нию и ли­те­ра­тур­но прав­ке. – М.: 2012.
  4. Еди­ный го­су­дар­ствен­ный эк­за­мен по РУС­СКО­МУ ЯЗЫКУ. Де­мон­стра­ци­он­ный ва­ри­ант кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов еди­но­го го­су­дар­ствен­но­го эк­за­ме­на 2013 года по рус­ско­му языку, под­го­тов­лен Фе­де­раль­ным го­су­дар­ствен­ным бюд­жет­ным на­уч­ным учре­жде­ни­ем ФЕ­ДЕ­РАЛЬ­НЫЙ ИН­СТИ­ТУТ ПЕ­ДА­ГО­ГИ­ЧЕ­СКИХ ИЗ­МЕ­РЕ­НИЙ

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  • Дайте определение придаточному предложению цели. На какие вопросы отвечают придаточные цели? При помощи каких союзов они присоединяются к главному предложению?
  • Спишите следующие предложения. Определите, к какому типу относятся придаточные предложения.
  1. Мы обязаны знать Пушкина наизусть для того, чтобы знать родной язык во всём его изобилии.
  2. Я плохо спал этой ночью, так как было душно.
  3. Раз уж вы согласились, так уж нельзя вам отказываться.
  4. Мама закрыла шторы, потому что свет мешал малышу спать.
  5. Если воду нагреть до ста градусов, то она превратится в пар.
  6. Я жить хочу, чтобы мыслить и страдать.
  7. И мелкий дождь, коль долго он идёт, вызывает наводнение.
  8. Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать свой язык.
  • Напишите небольшое сочинение на тему «Мы собираемся в поход», используя сложноподчинённые предложения с придаточными условия, причины и цели.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/9-klass/slozhnopodchinyonnye-predlozheniya/slozhnopodchinyonnye-predlozheniya-s-pridatochnymi-usloviya-prichiny-i-tseli

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

  • придаточными обстоятельственными
  • Цели:
  • Обучающие:
  • Познакомиться со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в данного типа сложноподчиненных предложениях.
  • Развивающее:
  • Определять типы придаточных обстоятельственных в СПП.
  • Воспитывающие:
  • Воспитание культуры общения, воспитание коммуникативных умений и навыков(воспитание умения работать в команде, принимать на себя различные роли, уважать друг друга), повышение мотивации к изучению предмета.
  • Оборудование:
  • Учебник ,презентация, карточки для групповой работы, компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации.
  • ХОД УРОКА
  1. Орг.момент.

  2. Актуализация опорных знаний (повторение изученного).

Определить вид придаточного предложения, составить схему, расставить знаки препинания.

  • Мы вспомнили известных певцов, чьё детство прошло в нашем городе. (Придаточное определительное)
  • Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. (Придаточное изъяснительное)
  • Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила , читатель дорогой. (Сложносочиненное предложение)
  • Нет города, который не гордился бы кем-нибудь из своих земляков.(Придаточное определительное)
  • Известно, что русский язык богат словами, называющими небесные явления. (Придаточное изъяснительное)
  • Там, где ранее было устье реки, тропа взбирается в гору
  1. Постановка проблемы(создание проблемной ситуации).

  1. Учитель
  2. — С какими придаточными предложениями мы еще не знакомы и вам было трудно определить его вид.
  3. -Как вы думаете,будет звучать тема нашего урока?
  4. Тема урока
  5. Запись темы на доске.
  6. -Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке, что узнать?
  7. Постановка цели учащимися

У. Где вам это пригодится?

  • Д. На ГИА,ЕГЭ
  • Проблемный вопрос:
  • -Как вы думаете, что общего у обстоятельств и придаточных обстоятельственных?
  • 4. Открытие новых знаний
  • 1. Учебник (часть 2, форзац )
  • 2. Презентация
  • 5. Динамическая пауза

— А сейчас посмотрите на улицу. Какое настроение вызывает у вас эта погода?

Да, природа всегда прекрасна, всегда совершенна. Природа всегда действует благородно.

У природы нет плохой погоды! Каждая погода благодать. Дождь ли, снег…любое время года Надо благодарно принимать,… (из к/ф Эльдара Рязанова « Служебный роман»)

  1. 6. Первичное закрепление
  2. 1-2 группа
  3. Задание: прочитать предложения и записать в 2 столбика номера предложений:
  • в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными,
  • во 2-й — простые предложения с обстоятельствами.

1. Если жизнь тебя обманет,не печалься, не сердись. (С придаточным условным)

2.Войдя в лес, человек чувствует дыхание пробудившейся земли. (Простое предложение)

3.Зимой, когда все водоёмы замерзают, водоплавающая птица может погибнуть. (С придаточным времени)

4.Природа с глубокой древности используется для оздоровления и лечения человека. (Простое предл.)

5.Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. (С придаточным цели)

6. Люблю грозу в начале мая. (Простое пр.)

  1. Дорогою свободною иди, куда влечёт тебя свободный ум. (С придаточным места)

  2. Дни поздней осени бранят обыкновенно. (Простое предл.)

  3. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было её узнать и не полюбить. (С придаточным причины)

  4. Подлинное большое искусство возвышает ум и душу народа. (Простое предл.)

Ключ: сложноподч. предл. простые предл.

  • 1, 3, 5, 7, 9 2, 4, 6, 8, 10
  • Назовите номера сложноподчиненных предложений и номера простых предложений.
  • — На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова, количество грамматических основ)
  • 3-4 группа
  • Задание: прочитать предложения и записать в 2 столбика номера предложений:
  • в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными,
  • во 2-й — простые предложения с обстоятельствами.
  1. Если отец был рядом, он закидывал голову и хохотал открыто и дурашливо. (С придаточным условным.)

  2. Наскоро одевшись, он вышел в ночь. (Простое предложение).

  3. Когда мы двигались к школе, за спиной все время звучал голос Терёхи. (С придаточным времени).

  4. Двое продолжали гулять вопреки дождю. (Простое предл.).

  5. Я остановился, чтобы сделать привал и отдохнуть.(С придаточным цели).

  6. Переходя улицу, нужно быть очень внимательным.(Простое пр.)

  7. Одного за другим уводят коней туда, откуда слышатся людские голоса.(С придаточным места).

  8. Он шел, нервно оглядываясь, и думал о своем.(Простое предл.)

  9. Я теперь счастливым стал навеки, потому что счастья не ищу.(С придаточным причины).

  10. Земля быстро сохнет, благодаря теплой погоде.(Простое предл.).

5-6 группа

Запись предложений с определением видов придаточных обстоятельственных, выяснением средств связи их с главными предложениями; различение простых и составных союзов. Составление схем предложений.

  1. Там счастье не диво, где трудятся нелениво.

  2. Народными сказками восхищался Пушкин, настойчиво советуя молодым писателям читать их, «чтобы видеть свойства русского языка».

  3. Глупец один не изменяется, ибо время не приносит ему развития, а опыт для него не существует.

  4. С тех пор как я живу на свете, я ничего не читал скучнее этой статьи.

  5. Чем дольше шел отряд, тем путь становился все более непроходимым.

  6. Он не просто заплакал, как плачут городские дети, он закричал громче самого горластого мужика.

  7. Как бы ни светило солнце, небо через окно всегда казалось серым и холодным, как осенью.

  8. Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли-Москва.

  9. Роман был написан в стихах, видимо, потому, что тогда в русской литературе почти все писалось стихами.

  10. Это было в мае, когда деревья уже оделись листвой.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по таблице(тест).

  2. Включение нового знания в систему знаний.

Поставьте вопросы к придаточным предложениям и укажите, к какому разряду они относятся (придаточные предложения отвечают на разные вопросы, хотя начинаются с одного союзного слова куда)

Образец: Он прикинул воображением места (какие?), [кудаон мог бы ехать]. (Определит.)

  1. Она без ужаса не могла подумать (……….?), куда в таких случаях ездили мужчины. (……………)

  2. Это была та пучина (……….?),куда ему страшно было заглянуть.

  3. Она совсем забыла (………..?), куда и зачем она ехала. (……………)

  4. Она смотрела туда (……….?), куда ушел он.(……………)

  5. Но Пьеру не суждено было донести в целости свое настроение до того места (……….?), куда он направлялся. (……………..)

Вывод:

Что нужно делать , чтобы правильно определить вид придаточного предложения?

  1. Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока:

  1. Что нового узнали о сложноподчиненных предложениях?

  2. Как будем различать виды придаточных обстоятельственных?

Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.

3. Выставление оценок .

10. Домашнее задание. Инструктаж.

1. Правила учить по таблице и учебнику §16

2. Из романа Пушкина «Евгений Онегин» выписать 10 предложений с разными видами придаточных обстоятельственных, построить схемы.

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=42721

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

В таких предложениях придаточное, как правило, уточняет место, причину, цель действия и др. В зависимости от значения к придаточным обстоятельственным ставятся различные вопросы, которые, в свою очередь, помогают определить смысл и значение придаточного.

Вид придаточного Вопрос Пример
Времени Когда? С каких пор? Как долго? Когда пришло время, отпра­вили Иванушку на службу.
Места Где? Куда? От­куда? Мы устремились туда, отку­да были слышны голоса.
Условия При каком усло­вии? Если будешь много читать, будешь много знать.
Причины Почему? По какой причи­не? Наша команда заняла первое место на турнире, потому что готовилась к соревнова­ниям серьезно.
Цели Зачем? С какой целью? Чтобы не заблудиться, я ре­шил вернуться на тропинку.
Следствия Вследствие чего что произошло? Снег становился белее и ярче, так что ломило глаза.
Образа действия. Как? Каким об­разом? Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.
Меры и степени В какой мере? В какой степени? Речка так блестит и сверка­ет, что глазам больно.
Сравнения Как что? Как кто? Чем что? Чем кто? Чем ближе мы подходили к дому, тем сильнее ощущали тревогу.
Уступки Несмотря на что? Вопреки чему? Хотя для него это была трудная работа, он справил­ся с ней безупречно.

Сложноподчиненное предложение может иметь не одно, а несколь­ко придаточных предложений: с однородным подчинением, с последовательным подчинением, с параллельным подчинением.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

  • Запятая ставится
    • Придаточное предложение отделяется или выделяется запятыми:

Мы тронулись, когда взошло солнце.

    • Между однородными придаточными предложениями, если они не соединены сочинительными союзами:
  • Мы подумали, что он опоздает, что мы не сможем проститься с ним.
  • При использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как:
  • Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все.
  • Запятая не ставится

Он стал выяснять не что произошло, а кто это сделал.

    • Придаточное предложение = одно союзное слово:

Он обещал вернуться, но не сказал когда.

    • Перед подчинительным союзом слова в частности, то есть, а именно, особенно:

Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.

    • Перед устойчивыми оборотами как угодно, во что бы то ни стало, сколько угодно, как ни в чем не бывало …

Сложные бессоюзные предложения.

Бессоюзное сложное предложение— это предложение, в ко­тором простые предложения объединены между собой только по смыслу и интонационно.

Смысловые отношения между предложениями Знаки препинания Примеры
Перечисление Запятая 1) Одето небо черной мглою, 2) в тумане месяц чуть блестит. (М. Лермонтов)
Перечисление, но вну­три частей сложного предложения есть дру­гие знаки препинания Точка с за­пятой 1) Дорога вилась передо мной между густыми кустами орешника, уже за­литыми мраком; 2) я продвигался вперед с трудом. (И. Тургенев)
Причина (вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой) Двоеточие 1) Я не мог заснуть: 2) передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. (М. Лер­монтов)
Разъяснение смысла первой части Двоеточие 1) Об одном вас прошу: 2) стреляйте скорее. (М. Лермонтов)
Пояснение сказуемого первой части Двоеточие 1) Я знаю: 2) в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. Пушкин) Однажды все прояснилось: они приходили пожевать яблоки. Я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах. Я приподнялся и уви­дел: один лось захватывал яблоки…
Время, условие Тире 1) Ехал сюда — 2) рожь начинала жел­теть. (М.Пришвин) 1) Поработаешь до поту — 2) поешь в охоту. (Пословица)
Причина (первая часть указывает на причину того, о чем говорится во второй части, а вторая часть указывает на следствие того, о чем говорится в первой)   Тире 1) Распахнули окна — 2) запах сосен вступил на веранду. (В.Кочетов)
Противопоставление Тире 1) Лето припасает — 2) зима поедает. (Пословица)
Быстрая смена событий Тире 1) Сыр выпал — 2) с ним была плу­товка такова. (И. Крылов)

Задание 13.Сложноподчиненное предложение

С несколькими придаточными

  • Последовательное подчинение Гл. пред. — Прид. I ст — прид. II ст.

Он достиг последнего лестничного марша и увидел (что?), что кто-то сидит на ступеньках пониже площадки (какой), на которую выходила его дверь.

Гл. пред. < Прид. услов. Прид. услов.

· Ели завтра увидите его, то попросите его, чтобы он ко мне заехал на минутку.

Гл. пред. < Прид. изъясн. | Прид. изъясн.

· Оленин знал, что в лесу опасно, что абреки всегда скрываются в этих местах.

1.Последовательное подчинение [ ], ( ), ( ). Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любила мама.
2.Параллельное подчинение ( ), [ ],( ). Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.
3. Однородное подчинение [ ], ( ), ( ). Девочка писала, что ей очень нравится в деревне, что она научилась ездить верхом на лошади.

Последовательность предложений может быть разной.

ЧАСТЬ 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий:15.1,15.2 или15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания:15.,15.2 или 15.3

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского:»Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Аргументируйте свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.

  1. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
  2. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
  3. комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
  4. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…».

  • Приведите в сочинении двааргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
  • Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
  • Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
  • Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
  • Сочинение пишите аккуратно, разборчивым подчерком.

15.3.Как вы понимаетезначение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ?Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй –из Вашего жизненного опыта.

  1. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
  2. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
  3. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
  4. ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ:
  5. 1)Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью.
  6. 2)Теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста для чтения ответ на поставленный в теме вопрос.
  7. 3)Вывод (подтверждение тезиса).
  8. ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС)
  9. 1) фраза, принадлежащая герою дискуссии;
  10. 2) собственное высказывание
  11. СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО:
  12. 1) С помощью предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса(В наше время особенно остро стоит проблема…Или: Проблема… является актуальной в наши дни)
  13. 2) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР:

-назывные предложения (Русская орфография. Принципы русской орфографии. Что обозначают эти понятия?)

-парного соединения однородных членов (Звуки и буквы. Как связаны между собой эти понятия?)

  • -антитезы (Орфограмма и орфографическая ошибка- понятия, противопоставленные друг другу и тесно связанные между собой)
  • -умолчания (Риторический вопрос…Что заключено в нем в художественном произведении?)
  • -вопроса и ответа на него (Нужны ли обращения в речи? Безусловно, нужны)
  • -риторического восклицания (Какая же она трудная, русская орфография!)

3) С помощью пословиц и поговорок (Всем известна поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором». В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть требовательным к письменной речи.)

4) В виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста(Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным.Одним из признаков хорошего образования является умение правильно написать письмо.)



Источник: https://infopedia.su/2x822c.html

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Придаточные обстоятельственные отвечают на те же вопросы, что и обстоятельства, и в предложении относятся к глаголам или словам, которые имеют обстоятельственное значение.

По своему значению обстоятельственные придаточные, так же как и обстоятельства, делятся на следующие виды: придаточные времени, места, причины, следствия, цели, условия, сравнения, образа действия, меры и степени, уступки.

1) Придаточные времени указывают на время действия, которое совершается в главном предложении, отвечают на вопросы когда? с какого времени? до какого времени?

Они относятся ко всему главному или к обстоятельству времени в главной части и присоединяются союзами когда, пока, с тех пор как, едва, как только и др.: Летом, когда наступят каникулы, мы поедем отдыхать.

В предложении придаточное времени может находиться в любой позиции по отношению к главному (препозиция – перед главным, постпозиция – после главного, интерпозиция – внутри главного): Когда я вернулся, она уже ушла (препозиция). Мы отправимся в путь, как только рассветет (постпозиция). В доме, с тех пор как вернулся отец, все пошло по-другому (интерпозиция).

Действия, о которых говорится в главной и придаточной частях, могут происходить в одно и то же время или в разное время: Когда солнце выходит из-за горы, становится светло (одновременность действий).

Они проснулись тогда, когда было уже совсем светло (разное время действий: сначала стало светло, а потом они проснулись).

Выражение одновременности и разновременности действий осуществляется с помощью союзов, указательных слов и глагольных форм времени и вида.

2) Придаточные местауказывают на место или направление действия, о котором говорится в главном, относятся к сочетанию сказуемого и указательного слова и отвечают на вопросы где? куда? откуда?: Я был там, где никто из вас не был.

Придаточные места присоединяются к главному союзными словами где, куда, откуда.

Иногда указательные слова могут опускаться, что характерно для разговорной речи: Я сделал, что хотел.

Придаточные места могут находиться в любой позиции по отношению к главному: постпозиция – «Иди, куда влечет тебя свободный ум» (А. Пушкин). Где бы я ни путешествовал, я всегда вел дневник (препозиция). Только там, откуда я родом, есть такие красивые места (интерпозиция).

3) Придаточные условияуказывают на условие, при котором происходит или может произойти действие, о котором сообщается в главном предложении, и отвечают на вопрос при каком условии ?

Придаточные условия присоединяются к главному с помощью союзов если, если бы, ежели, когда, раз, коли, коль скоро, как скоро: Если ты не хочешь этого делать, скажи прямо. Раз уж ты начал, так ты должен и закончить.

Придаточные условия могут находиться в любой позиции по отношению к главному. Если придаточное условия стоит в препозиции, то главное может начинаться со слов то, так: Если завтра будет хорошая погода, то я уеду.

В качестве указательных слов могут выступать сочетания в случае, в том случае: В том случае, если мы свернем с дороги, мы заблудимся. Сочетание в случае если может сливаться в один сложный союз: Он собирался уехать, в случае если ничего не изменится.

4) Придаточные целиуказывают на цель действия, о котором сообщается в главном, и отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью?

Придаточные цели присоединяются к главному с помощью союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы.

Сложные союзы могут распадаться на две части, при этом в придаточном предложении остается союз чтобы, а в главное переходит оставшаяся часть сложных союзов: для того, с тем, затем.

Эти слова становятся указательными словами и членами предложения: Я приехал, для того чтобы здесь работать (для того чтобы – сложный союз). Я приехал для того, чтобы работать именно здесь (для того – указательное слово, чтобы – союз).

Придаточное цели обычно относится ко всему главному и может занимать любую позицию по отношению к главному: Чтобы увидеть вас, я проделал трудный путь (препозиция). Я прилетел сюда, чтобы увидеть этот край своими глазами (постпозиция). Он, чтобы никто не заметил, тихо пробрался к выходу (интерпозиция).

5) Придаточные причиныуказывают на причину действия, о котором сообщается в главном предложении, и отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине?

Придаточные причины присоединяются к главному союзами потому что, оттого что, из-за того что, так как, ибо, поскольку, благодаря тому что, вследствие того что и др.: Осенью трава была еще зеленой (почему?), потому что все лето шли дожди.

Придаточное причины может занимать любую позицию по отношению к главному, кроме тех случаев, когда присоединяется союзом потому что (предложение не может начинаться с «потому что»).

Сложные союзы могут распадаться на две части, при этом в главном предложении останутся указательные слова: потому, оттого, из-за того и др., а придаточная часть будет присоединяться к главной союзом что: «Мне грустно потому, что весело тебе» (М. Лермонтов).

6) Придаточные следствияуказывают на результат действия, о котором говорится в главном предложении, отвечают на вопрос вследствие чего это произошло?

Придаточные следствия присоединяются союзом так что, относятся ко всему главному предложению и всегда находятся в постпозиции по отношению к главному: Дом стоял на самом берегу моря, так что через окно доносились крики чаек.

7) Придаточные образа действияуказывают на характер действия, о котором сообщается в главном предложении, и отвечают на вопросы как ? каким образом ?

Придаточное образа действия присоединяется к главному подчинительными союзами как, будто, точно, словно. Он говорил очень невнятно (как? каким образом?), будто испытывал сильную боль.

В главном предложении может быть указательное слово так, в этом случае придаточное относится к нему: Он жил так (как? каким образом?), как будто каждый его день был последним.

8) Придаточные меры и степениуказывают на меру и степень действия, о котором сообщается в главном предложении, и отвечают на вопросы в какой мере? в какой степени? до какой степени?

Придаточные меры и степени присоединяются к главному предложению с помощью союзов и союзных слов что, как, сколько, насколько и стоят после главного предложения.

В главной части могут быть указательные слова так, столько, настолько, до такой степени и др.: Ветер дул так сильно, что разбил окно. Свет был до такой степени яркий, что болели глаза.

Книга была настолько интересной, что невозможно было оторваться.

9) Придаточные сравнительныепоясняют то, о чем сообщается в главном предложении, отвечают на вопрос как?, относятся ко всему главному предложению, присоединяются с помощью союзов как, словно, будто, точно, как будто и др. Придаточные сравнительные могут занимать по отношению к главному любую позицию, но чаще всего они стоят в постпозиции: Воздух был чист и свеж, словно только что прошел дождь. Стемнело так быстро, как это бывает перед грозой.

10) Придаточные уступительныеуказывают на действие, которое противопоставлено действию в главном предложении, и отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?

Придаточные уступительные присоединяются к главному с помощью подчинительных союзов несмотря на то что, хотя, пускай, пусть, даром что и др.: Хороши по-своему и пасмурные дни, хотя не все их любят. В лесу было еще темно, несмотря на тс что солнце уже встало. «Пусть роза сорвана, она еще цветет». (Надсон) Пускай обидели тебя, ты веры в дружбу не теряй.

Придаточные уступительные могут также присоединяться к главному союзными словами как, сколько с частицей ни, при этом они приобретают добавочное усилительное значение: Как мы ни старались обойти его, нам это не удалось. «Сколько веревочка ни вейся, а конец будет» (пословица).

Придаточные уступительные чаще относятся ко всему главному предложению и занимают по отношению к нему препозицию или постпозицию: Хотя мороз еще злится, весна все равно придет. Нам пришлось уйти рано, хотя мы хотели бы остаться.

11) Придаточные присоединительныесодержат различные дополнительные сведения, которые относятся к тому, о чем говорится в главном предложении.

Придаточные присоединительные чаще относятся ко всем; главному предложению, стоят после него, присоединяются союзными словами что, почему, отчего и др.

Связь между главных предложением и придаточным весьма слабая, в главном предложении нет никаких указаний на то, что необходимо придаточное предложение: Он всегда был очень наблюдательным, что, собственно, и отразилось в его произведениях. Эта обстановка была дл. меня невыносимой, отчего я и ушел.

В результате частого употребления некоторые придаточные присоединительные превратились во фразеологизмы: с чем я вас и поздравляю, что и требовалось доказать.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/1x57ee.html

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика