Правописание имен существительных в родительном падеже (мн. ч.)

Со множественным числом бывает не всё так просто, как кажется. А если вы не согласны, то, вероятно, вы просто не пытались разобраться с родительным падежом. Грузин или грузинов, помидор или помидоров и брелоки вместо брелков.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Правописание имен существительных в родительном падеже (мн. ч.)

Правильно: килограмммандаринов / апельсинов

Советы, как выбрать самые сладкие мандарины, вы, скорее всего, прочитаете под Новый год. Ну или чуть раньше. А мы пока расскажем, как не облажаться с правильным произношением или ещё хуже — написанием. Когда в следующий раз окажетесь в прилавке с фруктами, прислушайтесь, кто и как произносит.

Спорим, что пару-тройку ошибок (в зависимости от того, сколько времени у вас займёт тщательный выбор фруктов) вы точно услышите.

Запоминайте: названия фруктов, овощей мужского рода, которые оканчиваются на твёрдый согласный (прямо как «апельсин» и «мандарин»), в родительном падеже множественного числа будут иметь окончание –ов: тонна апельсинов, мандаринов, бананов, гранатов. Сказать «килограмм мандарин» и «взвесьте пару апельсин» — тоже можно.

Но только в разговорной речи и когда никто не слышит. Исключение из правила только у «яблок» — вариант «десять яблоков» считается просторечным. Правильно будет сказать «у нас нет зелёных яблок, только красные».

Правописание имен существительных в родительном падеже (мн. ч.)

Правильно: два килограммапомидоров и баклажанов

С помидорами и баклажанами всё то же самое. Овощ? Да. Мужского рода? Тоже да. Оканчивается на твёрдый согласный? Снова да! Значит, в родительном падеже множественного числа пишем окончание –ов. Поэтому ваш салат будет из помидоров и баклажанов (а не помидор и баклажан).

Правописание имен существительных в родительном падеже (мн. ч.)

Правильно: у нас 150 банок солений в погребе

Ещё очень вкусно, когда помидоры, огурцы и морковь солят. Правда, не ошибиться в том же родительном падеже того же множественного числа бывает непросто. Если будете кому-нибудь хвастаться, как много солений (а не соленьев) у вас в кладовке или у родителей в погребе — делайте это тоже правильно.

Правописание имен существительных в родительном падеже (мн. ч.)

Правильно: три пары чулок

Вспомним элементарное. Но при этом распространённую и раздражающую ошибку: как пишутся «носки», «гольфы» и «чулки» в родительном падеже множественного числа. Взрослые предлагали запоминать так: чулки на самом деле длинные — окончание короткое («чулок»), гольфы и носки короткие — окончание длинное («гольфов», «носков»).

Изначально все слова писались с одинаковым окончанием -ов: чулков, носков, сапогов (слово «чулков» до сих пор существует в некоторых словарях с пометкой «устаревшее»). Но впоследствии «чулки» потеряли окончание, а написание «чулок» стало считаться единственно правильным.

Правописание имен существительных в родительном падеже (мн. ч.)

Правильно: у нас больше нет чистых носков и гольфов

Про гольфы и носки мы уже подробно описали чуть выше. Но хотим обратить внимание, что в последнее время наметилась тенденция к многочисленным изменениям в словарях.

Например, в «Русском орфографическом словаре» под редакцией Лопатина привычный вариант «носков» уживается с формой родительного падежа «носок».

Есть вероятность, что скоро «носок» станет допустимой нормой (как «пять килограммов помидор» в разговорной речи), но пока рекомендуем в родительном падеже множественного числа писать и говорить только «носков» и «гольфов».

Правописание имен существительных в родительном падеже (мн. ч.)

  • Правильно: без шортов
  • Правильно: без шорт

Во-первых, шорты — это существительное, которое употребляется только во множественном числе. Раньше был только один правильный вариант в родительном падеже: (без) шорт.

Хотя сейчас Русский орфографический словарь РАН даёт, что оба варианта — шорт и шортов (ударение на первый слог) — равнозначные. Так что если кому-то соберётесь сообщить такую важную информацию про шорты — выбираете вариант, который вам больше нравится.

Хотя (без) шорт звучит, как нам кажется, привычнее. Но вы всё равно не стесняйтесь.

Правописание имен существительных в родительном падеже (мн. ч.)

Правильно: большой выбор джинсов

«У меня пять пар джинс». Ужасно рады, вот только в этом предложении всё неправильно. У некоторых существительных, которые обозначают парные предметы и употребляются исключительно во множественном числе, в родительном падеже может быть и нулевое окончание.

Брюки — брюк, шорты — шорт (хотя есть ещё равноправный вариант «шорты»). Но помимо них ещё есть «джинсы», «штаны», у которых в окончании появляется –ов. Так что выбирайте джинсы правильно. А если вы хотите сказать о джинсовой ткани, то об ударении можете даже не думать.

Равноправные варианты: джИнсовая и джинсОвая.

Правописание имен существительных в родительном падеже (мн. ч.)

Правильно: поделки из макарон

Мы снова про еду. Но никаких овощей и фруктов. Стоит запомнить ещё одну форму родительного падежа существительного, которое употребляется только во множественном числе: поделки из чего? — макарон. И никаких «макаронов», пожалуйста.

Правописание имен существительных в родительном падеже (мн. ч.)

Правильно: я съел тарелку оладий и вафель

И для тех, кто всё-таки больше не по чипсам, солёной рыбке и соленьям. Рассказываем, как вести грамотные беседы в кофейнях. Хотя «оладья», «вафли» и «печенье» в грамматическом плане далеко от «солений» не ушли.

Запоминайте: правильно в родительном падеже (множественного числа) будет «оладий», «печений» и «вафель». А если вдруг в каком-то словаре (Ушакова, допустим) вы встречали вариант «оладьев» — не верьте. Это форма неверная.

И её давно никто не рекомендует употреблять.

Правописание имен существительных в родительном падеже (мн. ч.)

  1. Правильно: пять килограмм / грамм
  2. Правильно: пятькилограммов / граммов

Вариативность бывает не только у шорт и шортов, но и единиц измерения. Если они сочетаются с числительными, то на выбор у вас два равноправных варианта — семь килограмм и семь килограммов. Но если родительный падеж не используется для условного счёта, то тогда количество вариантов уменьшается до одного: я хочу скинуть несколько лишних килограммов (или граммов).

Правильно: у неё нетсапог и туфель

Без сапог и туфель грустно жить. Но зато обычно то, что надевается (или обувается) на ноги, употребляется с нулевым окончанием. Например, чулок, сапог, тапок, ботинок, валенок, туфель.

Разве что кеды отличились: в родительном падеже множественного числа будет «кедов». Кстати, про туфлю. Правильная форма только (нет) «туфель», с ударением на первый слог.

«Туфлей» — недопустимый вариант, хотя некоторые и пытаются признать его в разговорной речи. Ну и сразу скажем про ударения. Никакой «туфлЯ» — только «тУфля».

Правильно: вокруг дома столько яслей

Место, где начинается нешуточная социализация и подготовка к суровой детсадовской и школьной жизни. Первое, что нужно знать о слове «ясли» — у него нет единственного числа (прямо как у качелей). Второе — это сложный родительный падеж, который многих подводит. Правильно будет не «ясель», а «яслей». И третье — ударение во всех падежах падает на первую букву «я»: ребёнок в Яслях.

Правильно: в Сочи грузин больше, чем армян

С национальностями тоже бывает непросто. Попробуй запомни: нужно окончание или нет. Для начала разберёмся с грузинами и армянами. Если погуглить «грузинов», то найдётся 314 000 результатов.

Из этих тысяч наверняка где-то объясняют ошибку, а где-то рассказывают про обладателя фамилии Грузинов, но всё же.

Если мы хотим назвать количество представителей Грузии или Армении, то правильно будет «пять грузин» или «трое армян».

Правильно: в компании турок

Друзья из Турции ушли недалеко от грузин и армян. Есть ещё одна хитрость, которая поможет запомнить правильные варианты. Очень часто у названий национальностей родительный падеж множественного числа совпадает с формой именительного падежа в единственном числе: турок, грузин, осетин, румын. Можете проверить по словарю.

Правильно: у меня много друзейбашкир (и татар)

Ещё одна распространённая ошибка, которая на самом деле подчиняется предыдущим правилам. Решили лишний раз повторить, чтобы вы запомнили раз и навсегда. Но не стоит думать, что у всех национальностей без исключения нулевые окончания. Не совсем. Например, в родительном падеже литературные нормы: абхазов (а не абхаз), таджиков, киргизов, калмыков и так далее.

Правильно: тренеры «Спартака» и ЦСКА недовольны матчем

А теперь никакого родительного падежа — множественное число существительных в чистом виде на примере футбольных тренеров. Существительные с окончанием на согласную образуют множественное число с помощью окончания -ы: «тренеры», «редакторы», «кремы», «договоры». Это литературная норма, поэтому просто запомните. А про другую литературную норму с окончанием на –а — читайте ниже.

Правильно: твои глаза — как донья океанов

Согласитесь, комплимент так себе. Особенно если говорят «днища». А вот если употребить верную форму множественного числа, то ваш собеседник (в душе тайный граммар-наци) наверняка будет покорён. Ну и, кстати, никаких шуток.

У слова «дно» действительно существует множественное число (хотя даже кандидат филологических наук Марина Королёва не сразу об этом узнала) — «донья». Прямо как обращение из латиноамериканских мыльных опер («Доброе утро, донья Роза!»).

Так что у океанов всё-таки донья, как и бутылок шампанского.

Правильно: у тебя брелоков больше, чем ключей

Ещё совсем недавно в словарях была единственно верная схема склонения слова: брелок, брелока, брелоки, брелоков и так далее. Такое написание (и произношение) обусловлено его французским происхождением.

Правда, если на письме, быть может, кто-то ещё и вспоминал про невыпадающую букву «о» в суффиксе, то в речи мы поголовно выслушивали, как друзья привозят из путешествий «брелки», а ключи у них обязательно «с брелком». Но словари сдаются натиску разговорной речи.

Вот уже и в орфографическом словаре Лопатина форма слова «брелки» считается равноправной с «брелоками», хотя остальные словари делют пометку, что это разговорный вариант.

Правильно: не хватает нервов

Нервов при современном темпе жизни и правда иногда не хватает. Главное, чтобы не «нерв». Всё-таки с одним расставаться не так грустно, как с нервной системой целиком.

Правильно: лучшиедиректора московских школ

В современном русском языке есть примерно 300 слов, у которых именительный падеж множественного числа, так скажем, вариативен.

Окончания на -ы (-и) — более привычны для нас и считаются литературными (тренеры, как в примере выше). Но с годами формы на -а (-я) сумели вытеснить некоторые литературные варианты. Точнее, занять их место.

Сейчас единственно правильными вариантами считаются «директора», «профессора», «доктора».

Правильно: пятькочерёг

Читайте также:  Словарь неологизмов. неологизмы xxi века

Надеемся, что в детстве все были знакомы с кочергой, а, может, вам даже доверяли ей попользоваться. Если их несколько, то писать нужно так: две кочерги, пять кочерёг.

картина Уинслоуа Хомера «Сигнал тумана»

Источник: https://mel.fm/pravopisaniye/2847956-plural

Правописание существительных родительного падежа множественного числа

Родительный падеж множественного числа имен существительных вызывает сложности при написании. Они отвечают на те же вопросы, что и в ед. ч. – Кого? Чего? Чтобы не допускать ошибки, нужно запомнить варианты окончаний во всех типах склонения, а также затрудняющие случаи и исключения из правил.

Варианты окончаний Р.п. мн.ч. существительных мужского рода

К этой категории рода относятся слова, которые обозначают несколько предметов, не называя их количества. Например: дома, поля, груши, фрукты.

Нулевое окончание – часть слова, которая изменяется и помогает образовывать формы. Не выражается буквами и звуками. Не стоит путать с полным отсутствием этой морфемы в слове. Ее нет в неизменяемых именах. Например: беж, бордо, хаки, жаль, темно, приятно.

В родительном падеже есть несколько вариантов написания окончания. Это -ов, -ей, -ев. Есть общие правила для всех родов:

  1. Существительное, в Им.п. ед.ч. которого окончание нулевое, при изменении в Р.п. мн.ч. будет иметь ненулевую концовку. Пример: степь – много степей, кот – много котов.
  2. Если исходная форма имеет выраженное буквами окончание, то родительный падеж его теряет. Пример: груша – нет груш, место – нет мест.

Словам м.р. присущи окончания -ов, -ев. Во втором склонении они вытесняют -ей и нулевое.

Важно! В просторечии часто используют нелитературные формы. Вместо 10 гектаров говорят или пишут 10 гектар.

Второе склонение, в основе которого конечная согласная твердая, с нулевой концовкой, происходит такое распределение:

  • в названиях фруктов и овощей используется -ов. Пример: шесть помидоров, десять апельсинов;
  • парные предметы имеют нулевое окончание. Пример: пара сапог. Но иногда допускают несколько вариантов: нет рельсов – нет рельс;
  • названия национальностей, заканчивающихся на -н, -р. Пример: нет цыган, татар. Использование слова “татаров” – ошибка! Слова-названия жителей отдельных территорий имеют особенности, связанные с морфологией. Исключение: нет сванов, бедуинов;
  • Названия войск и военнослужащих имеют в конце флексию -ов или остаются с окончанием, которое не выражено буквами. Варианты: саперов, солдат, партизан.

Правописание имен существительных в родительном падеже (мн. ч.)Эти формы родительного падежа следует выучить

Родительный падеж мн.ч. существительных женского и общего рода

В наименованиях родительного падежа множественного числа существительных женского и общего рода преимущественно стоит не выраженная буквами морфема. Но нужно запомнить:

  1. Некоторые существительные 1 склонения заканчиваются на -ей. В них перед флексией стоят гласные -гл-, -кл-. -хл, например: буклей, рохлей.
  2. В 3 склонении с основой на мягкий согласный и шипящий звук также ставят -ей. Пример: отрасль – отраслей.

Где в словах ставят нулевое окончание:

  • в словах 1 склонения: пелена – пелен, сирота – сирот;
  • в начальной форме на -ия, -ья в конце появляется -ий: пародия – пародий, гостья – гостий;
  • в словах, в которых в им.п. ударное -ья, присоединяется -ей: статья – статей, свинья – свиней.

Имена нарицательные общего рода в зависимости от речевой ситуации выступают как слова мужского или женского рода. Употребляются преимущественно в разговорной речи.

Примеры: жадина, привереда, сирота, умница, непоседа.

Важно! Врач, учитель, продавец – слова, имеющие мужской род.

Еще исключительные слова: воротила, вышибала, детина, дурачина.

Правописание имен существительных в родительном падеже (мн. ч.)Таблица исключений в склонении общих названий ж.р. множественного числа -ня

Существительные среднего рода в Р.п. множественного числа

Существительные среднего рода почти всегда имеют невыраженное окончание в родительном падеже множественного числа. В таких словах ставят -ов, -ев при следующих условиях.

  1. Когда во множественном числе флексия существительного в заударной позиции, а в основе появляется -й-. Пример: крыло, крылья – крыльев; дно, донья – доньев.
  2. В нарицательных с -ко: облако – облаков, очко – очков.
  3. В отдельных словах на -ие, -ье, в И.п. ед.ч., которые проще запомнить, чем разбираться в закономерностях: остриев, платьев, устьев, верховьев и т.п.

В именах нарицательных ср.р. возможны добавление окончаний, -ев, -ов или появление беглой гласной в основе при нулевой флексии:

  1. При сбеге концевых согласных основы между ними появляется беглая гласная Е: блюдце – блюдЕц, зеркальце – зеркалЕц, окошко – окошЕк, дупло – дупЕл.
  2. Присоединение окончаний -ев, -ов: деревце – деревец, деревцов; оконце – оконец, оконцев.

Употребление нулевого окончания в Р.п. мн.ч. регламентируется несколькими правилами:

  • Слова на -ье, -ие в им.п.: соленье – солений, новоселье – новоселий (в данном случае –ий – не окончание, а суффикс).
  • Если в им.п. присутствует ударное -ьё: ружьё – ружей.

Внимание! Исключительное слово: копьё – копий.

Правописание имен существительных в родительном падеже (мн. ч.)Памятка склонения слов на -це

Родительный падеж слов, имеющих только форму множественного числа

В русском языке выделяется группа существительных, к которым применяют лишь множественную форму. У них нет рода. Слова меняются по типу склонения. В группу относят слова с вещественным значением, названия игр и природных явлений, сложных или парных предметов, действий, а также имена собственные: Дубаи, гастроли, деньги, сани, прятки, белила.

У слов, которые употребляют только так, при изменении падежа распространено нулевое окончание: макароны – нет макарон. Но есть исключения: джинсы – нет джинсов, гастроли – нет гастролей.

Правописание слов в этой форме следует помнить:

  1. Где основа заканчивается на твердую согласную, г, к, х или гласную, ставят окончание -ов, -ев: помои – помоев, легинсы – легинсов, духи – духов, заморозки – заморозков, весы – весов.
  2. Слова с основой на мягкую или шипящую согласную имеют окончание -ей: ясли – яслей, дрожжи – дрожжей, шашни – шашней.
  3. Есть случаи употребления обоих вариантов написания: грабли – грабель – граблей.

Правописание имен существительных в родительном падеже (мн. ч.)Примеры слов, от которых нельзя образовать другое число

Написание нарицательных имен при изменении грамматических форм вызывает сложности. Чтобы не допускать ошибок, следует запомнить правила использования, а также выучить слова-исключения.

Правописание имен существительных в родительном падеже (мн. ч.)

Источник: https://KakPishem.ru/chasti-rechi/sushchestvitelnoe/pravopisanie-suschestvitelnyh-roditelnogo-padezha-mnozhestvennogo-chisla.html

Родительный падеж множественного числа существительных

Существительные множественного числа в родительном падеже практически ничем не отличаются от форм единственного числа: они выполняют схожие синтаксические функции, отвечают на одинаковые вопросы.

В этой статье рассмотрены способы образования форм родительного падежа множественного числа, а также наиболее трудные случаи.
Правописание имен существительных в родительном падеже (мн. ч.)

Родительный падеж множественного числа существительных представлен падежными формами существительных с окончаниями -ов (-ев), -ей, -ий и нулевым окончанием. Как и формы единственного числа, они отвечают на вопросы Кого? Чего?, выполняют те же синтаксические функции и могут выражать субъектное, объектное либо определительное значение в речи.

Примеры форм родительного падежа множественного числа существительных: яблок, дорог, надежд, стаканов, столов, углов, деревьев, листьев, поленьев, матерей, мышей, падежей.

Окончания существительных множественного числа в родительном падеже в разных склонениях с примерами показаны в таблице.

Склонение Примеры
1 склонение Сосен, тарелок, черешен, земель, мужчин, дедушек
2 склонение Слонов, столбов, королей, гениев, блюд, зерен, платьев, устьев, селений, решений
3 склонение Метелей, ночей, дочерей
Разносклоняемые существительные Путей, детей, времен, знамен
Существительные, которые имеют только формы мн. числа Ножниц, каникул, штанов, очков, дрожжей, будней

При образовании форм родительного падежа множественного числа 2 склонения часто делают ошибки, неверно подбирая падежное окончание.

Нулевое окончание во множественном числе Р. п. имеют существительные:

  • Обозначающие парные предметы (преимущественно одежда и обувь). Примеры: рук, ботинок, сапог, чулок, штанин (но носков, рельсов);
  • Названия крупных воинских групп, родов войск. Примеры: в значении собирательного существительного – (отряд) солдат, гусар, улан, кадет, партизан, гардемарин; но в значении отдельных лиц – (трех) гардемаринов, гусаров, кадетов;
  • Названия некоторых национальностей преимущественно с основой на -н, -р. Примеры: цыган, осетин, туркмен, болгар, хазар и др.;
  • Названия некоторых единиц измерения. Примеры: аршин, вольт, ватт, ньютон, герц и др. (но каратов – карат, граммов – грамм, омов – ом, микронов – микрон и др.);
  • Слова с основой на -ца. Примеры: сердец, колец, блюдец, щупалец.
Читайте также:  Едь, ехай, езжай, поезжай - как правильно?

Окончания -ов (-ев) в Р. п. множ. числа имеют существительные:

апельсинов, помидоров, абрикосов, мандаринов, бананов, баклажанов, томатов, джинсов, консервов, комментариев, носков, рельсов

A также некоторые названия национальностей:

бедуинов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, негров, орочей, таджиков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, якутов

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/roditelnyy-padezh-mnozhestvennogo-chisla-suschestvitelnyh

Родительный падеж множественного числа

  • Родительный падеж множественного числа
  • Нулевое окончание  Окончание -ов, -ев
  • -Названия парных предметов Бот, ботинок, валенок, лампас, манжет, полуботинок, сапог, туфель чулок, погон, эполет, носков, гольфов
  • -Название лиц по национальному признаку Англичан, армян, башкир, болгар, бурят, грузин, осетин, румын, татар, туркмен, турок, цыган белорусов, калмыков, киргизов, монголов, таджиков, узбеков, хорватов, якутов
  • -Название лиц по военной спец. Гренадер, гусар, драгун, партизан, солдат, улан минеров, санитаров, саперов, капитанов, майоров, штурманов
  • -Название овощей и фруктов Слив, яблок абрикосов, апельсинов, бананов, баклажанов, мандаринов, помидоров, томатов, гранатов
  • -Название единиц измерения Ампер, аршин, бит, ватт, вольт, микрон, радиан, рентген акров, байтов, граммов, гектаров, каратов, ньютонов
  • НО с числительным: 5 грамм, 500 гигабайт

-Существительные, не имеющие ед.ч.       Денег, макарон, мокасин, нападок, опилок, панталон, потемок, рейтуз, сумерек, чернил, шаровар бронхов, джинсов, заморозков, лохмотьев, обоев, подонков

Окончание –ей: будней, гуслей, дровней, кудрей, яслей

Сущ. ж.р. и ср.р. на –ья/ -ье Взгорий, гнездовий, копий, оладий, сна́добий, кушаний

-Некоторые сущ. ж.р.  Басен, башен, вафель, кочерёг, кухонь, нянь, пустынь, цапель

Окончание –ей: кеглей, пеней, полыней, саклей

Следует запомнить следующие трудные случаи род. падежа мн. числа:

  1. Слова с нулевым окончанием
  2. обувь и одежда, надеваемая на ноги (но пара носков); военные: нет гусар много партизан много солдат; национальности: много башкир, армян, болгар, осетин, цыган; слова на -ня, -ля: нет яблонь, кухонь, нет вишен, нет вафель; слова на -ца: нет блюдец, нет полотенец, щупалец; другие слова:нет погон, макарон, яблок, сосисок, воскресений, ущелий, оладий, ремёсел, ведьм, серёг, кочерёг
  3. Слова с окончанием -ов (или -ев)
  4. фрукты и овощи: абрикосов, апельсинов, бананов, лимонов, мандаринов, помидоров; консервов, центнеров, казахов, хорватов, комментариев, джинсов
  5. Слова с окончанием -ей яслей, ноздрей, пельменей, падежей.

Правописание имен существительных в родительном падеже (мн. ч.)вернуться на стр.  «Имя существительное» (табл.), «Морфологический разбор существительного«

Источник: https://grammatika-rus.ru/roditelnyj-padezh-mnozhestvennogo-chisla/

интернет проект BeginnerSchool.ru

Правописание имен существительных в родительном падеже (мн. ч.)Продолжаем изучать имена существительные и тема этой статьи имена существительные во множественном числе. Чем же отличаются имена существительные во множественном числе от существительных в единственном числе. Их отличие в том, что они обозначают не один предмет, как существительные в единственном числе, а два или несколько предметов.

  • В именительном падеже множественного числа существительные имеют окончания: -а, -я; -и, -ы.
  • Пример: мячи, столы, книги, стаканы, города.
  • Склонение имен существительных во множественном числе.

Именительный падеж                кто?                      тени                      что?                      карандаши

Родительный падеж                   кого?                    теней                   чего?                    карандашей

Дательный падеж                        кому?                   теням                  чему?                   карандашам

Винительный падеж                   кого?                    тени                  что?                      карандаши

Творительный падеж                 кем?                     тенями                 чем?                     карандашами

Предложный падеж                    о ком?                 о тенях                о чем?                  о карандашах

Падеж имен существительных во множественном числе определяется так же, как и у существительных в единственном числе. По вопросам и предлогам и по роли в предложении.

Существительные в винительном падеже всегда бывают второстепенными членами.

Краны разгружают суда в порту. → разгружают (что?) суда ВП

Существительные во множественном числе имеют следующие окончания:

  • В родительном падеже женского рода –ей или нулевое окончание. Пример: (кого? чего?) вещей. Мужского и среднего рода: -ов(-ев), -ей или нулевое окончание. Пример: учеников, стульев.
  • В дательном падеже: -ам (-ям) (кому? чему?) голубям, вещам
  • В творительном падеже: -ами(-ями) (кем? чем?) голубями, вещами
  • В предложном падеже: -ах(-ях) (о ком? о чем?) о голубях, о карандашах

В следующих статьях мы подробно разберем имена прилагательные.

Если вы хотите получать анонсы наших статей подпишитесь на рассылку “Новости сайта“.

Источник: http://beginnerschool.ru/gen_rules/gen_russ/mnozhestvennoe-chislo-imen-sushhestvitelnyih

Задание № 6.Образование форм имён существительных

Задание № 6 связано с нахождением  неверного  образования форм слова, а иногда и слова вообще. Сложность данного задания заключается в том, что здесь очень много конкретных примеров, которые необходимо запомнить. Поэтому данное задние необходимо выполнять систематически, вспоминая правила, иначе сложно будет найти ошибку.

Предлагаю материал, который вам поможет справиться с данным заданием.

  1. Образование форм имён существительных.

  • Множественное число существительных

Именно формы множественного числа существительных часто вызывают  затруднения в написании и постановке ударения. Предлагаю таблицу образования множественного числа некоторых существительных.

Данную таблицу можно использовать и при подготовке к заданию № 4.

-а, -я -ы, -и
борт-бОрты бухгАлтер-бухгАлтеры
порт-пОрты возраст-вОзрасты
торт-тОрты грифель- грИфели
вексель- векселЯ грунт- грУнты
вензель- вензелЯ диспетчер-диспЕтчеры
директор-директорА договОр-договОры
инспектор- инспекторА драйвер- драйверы
катер- катерА инженЕр- инженЕры
китель-кителЯ констрУктор- констрУкторы
кузов-кузовА лектор-лЕкторы
купол-куполА лифт-лИфты
округ-округА плЕйер-плЕйеры
ордер-ордерА пиговОр- приговОры
паспорт-паспортА прИнтер- прИнтеры
погреб-погребА прожЕктор-прожЕкторы
профессор-профессорА редАктор-редАкторы
сторож-сторожА рЕктор-рЕкторы
тенор-тенорА свИтер-свИтеры
флюгер-флюгерА сЕктор- сЕкторы
фельдшер-фельдшерА склад-склАды
хутор-хуторА слЕсарь-слЕсари
штАбель- штабелЯ снАйпер- снАйперы
штЕмпель- штемпелЯ трЕнер-трЕнеры
шУлер-шулерА флот- флОты
фронт- фронтЫ
шофёр-шофЁры
штаб-штабЫ
штурман- штУрманы
  • Родительный падеж множественного числа в названиях национальностей
казАхи-казахов армяне-армЯн
калмЫки-калмЫков башкИры-башкИр
киргИзы-киргИзов болгАры-болгАр
монгОлы-монгОлов бурЯты-бурЯт
таджИки- таджИков грузИны-грузИн
тунгУсы-тунгУсов лезгИны-лезгИн
узбЕки- узбЕков осетИны-осетИн
хорвАты-хорвАтв румЫны-румЫн
якУты-якУтов татары-татАр
тУрки- тУрок
туркмЕны-туркмЕн
цыгАне-цыгАн
  • Родительный падеж множественного числа существительных
Нулевое окончание Нулевое окончание Нулевое окончание Окончание –ев (-ов) Окончание   -ей
НЕТ партизан колен барышень платьев ружей
солдат плеч боярышень устьев свечей
гусар чисел деревень подмастерьев кеглей
драгун кресел одеялец носков саклей
кирасир брёвен яблок метров распрей
валенок полотенец блюдец граммов пашей
сапог волокон вафель килограммов юношей
чулок рёбер туфель гектаров будней
ботинок ядер кровель рельсов яслей
погон розог оглобель апельсинов дрожжей
эполет кухонь свадеб мандаринов дровней
ампер кочерёг усадеб помидоров людей
ватт ставен нянь томатов отрубей
вольт басен дел баклажанов саней
ом песен брызг лимонов
аршин сплетен брюк болотцев
микрон домен бус копытцев
герц черешен каникул кружевцев
рентген носилок макарон оконцев
денег потёмок салазок заморозков
сумерек брелоков
  • Запомните: игра не стоит свеч.
  • Запомните: снадобий, захолустий, раздумий.
  • Род несклоняемых существительных

В основном несклоняемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду: метро, какао, меню, такси, эскимо. Иногда —  к мужскому: кофе, пенальти, торнадо.

Одушевлённые- в основном к мужскому: атташе, денди, пони, кенгуру. Исключение: цеце-ж.р.

  1.  Как определить род?
  2. А) по полу лица или животного: богатый-богатая рантье, старый-старая кенгуру.
  3. Б)по родовому ( общему ) понятию: широкая авеню( улица), вкусная кольраби (капуста), солнечный Тбилиси ( город).
  4. В)по главному слову в сокращённом слове: ГАИ- городская автомобильная инспекция, ВДНХ- выставка достижений народного хозяйства.
  • Творительный падеж некоторых существительных имеет две формы: дверями-дверьми, дочерями-дочерьми, лошадями-лошадьми. Предпочтительнее — вторая форма. Первая – книжная. НО: переговоры за закрытыми дверями.

Запомните трудные случаи образования форм имён сущестиивтельных

  • Разговор с Пушкиным — под городом Пушкином.
  • Встретился с  Ростовым — живу под Ростовом.
  • В иноязычных фамилиях окончание в творительном падеже—ОМ: с Дарвином, с Чаплином.
  • Род сложных составных существительных определяется по роду слов, обозначающих более широкое понятие, в котором заключено основное содержание: кресло-кровать стояло в углу, кафе-столовая отремонтирована.
  • Относятся к женскому роду: бакенбарда, плацкарта, расценка.
  • Многие существительные, обозначающие профессии, не имеют формы женского рода: педагог, конструктор, адвокат, депутат, директор, полковник, доцент, физик и другие.
Читайте также:  "будете" или "будите" (делать), как правильно пишется?

Сравните: педагог вошёл, педагог вошла, молодой инженер чертил, молодая инженер чертила.

  • Запомните: стогА, тополЯ,сторожА, стогА,отпускА,округА.
  • Различайте слова по лексическому значению:
  1. Листья( на деревьях)- листы ( железа)
  2. Лоскутья(кусочки разорванной ткани)- лоскуты( остатки ткани)
  3. мехА(шкуры)- мЕхи( кузнечные)
  4. образА(иконы)- образы(литературные)
  5. пропуска(документы)- пропуски (уроков)
  6. тормозА( устройство)- тОрмозы( препятствия)
  7. сыновья( дети)- сыны( отчества)
  8. учителЯ(преподаватели)- учИтели( идейные руководители)
  • У существительных, имеющих только форму множественного числа в родительном падеже следующие нормы образования форм: будней, заморозков, клипсов, нападок, панталон¸ потёмок, сумерек, яслей.
  • Мельникова Вера  Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Источник: http://poznaemvmeste.ru/index.php/179-oge-praktika-zadanie-7

Окончания и склонение по падежам имен существительных: правила с таблицами

Падеж 1 склонение 2 склонение 3 склонение на -ие 2 на -ия 1, 2
Им. п. -а/-я
ваза, няня
□ | -о, -е
кран, поле

речь
-ие
изобилие
-ия
мантия
Род. п. -ы/-и
вазы, няни
-а/-я
крана, поля
и
речи
-ия
изобилия
-ии
мантии
Дат. п.
вазе, няне
-у / -ю
крану, полю

речи
-ию
изобилию
—ии
мантии
Вин. п. -у/-ю
вазу, няню
□ | -о / -е
кран, поле

речь
-ие
изобилие
-ию
мантию
Тв. п. -ой/-ей
вазой, няней
-ом / -ем
краном, полем
-у/-ю
речью
-ием
изобилием
—ией
мантией
Предл. п.
о вазе, о няне

о кране, о поле

о речи
-ии
об изобилии
-ии
о мантии

1.1. Слова на —ия следует различать со словами на —ья (Марья, Наталья, Софья). Слова на —ья склоняются по правилам первого склонения и имеют окончание  в дательном и предложном падежах единственного числа. Сравните:

Дат. п. — Марье, но: Марии

Предл. п. — о Марье, но: о Марии

Это относится и к парам типа «учение» — «ученье», «сомнение»— «сомненье». Первый вариант склоняется как слова на —ие, второй — как слова второго склонения.

Однако в художественной речи возможно написание слов на -ье в предложном падеже с окончанием -и. Например: в забытьи.

1.2. Существительные на —ий, —ия с односложной основой (т.е. состоящей из больше чем одного слога) в предложном падеже единственного числа в безударной позиции оканчиваются на —е

Например:

кий — о кие, Вий — о Вие, змий — о змие, Лия — о Лии

Под ударением в окончании пишется «—и».

Пример:

толчия — о толчии

1.3. Существительные на безударныеья иье имеют в родительном падеже множественного числа окончание — ий или ев: певунья — певуний, ненастье — ненастий; устье — устьев, келья — келий,

А на ударные —ья иьё — окончаниеей. Например:  ружьё — ружей, статья — статей, семья — семей (но: копьё — копий).

1.4 Вопреки основному правилу, следующие слова с неодносложной основойв безударной позиции имеют окончание —и , а не -е :

  1. Слова мужского и среднего рода на —ий и —ие (литий, положение) в предложном падеже единственного числа: о литии, о положении.
  2. Слова женского рода на —ия (Швейцария) в предложном и дательном падеже единственного числа: к Швейцарии, о Швейцарии.

1.5. В существительных мужского и среднего рода с суффиксомищ- в именительном падеже единственного числа ставится окончаниее, у существительных женского рода — окончаниеа. Например: а) дуб — дубище, забор — заборище, чудо — чудище; б) струя — струища, жара — жарища.

В именительном падеже множественного числа у таких слова женского и мужского рода пишется окончаниеи, а у среднегоа.

1.6.

У существительных с суффиксами -ушк-, -юшк-, -ышк-, -ишк- -шик- в именительном падеже единственного числа ставится: а) окончаниеа — у слов мужского рода, называющих одушевленные предметы, и у слов женского рода, например: сынишка, мальчишка, сударушка, малинушка, старушка, краюшка б) окончаниео — у слов мужского рода, называющих неодушевленные предметы, и у слов среднего рода: чехлишко, судёнышко, столбишко, сундучишко, золотишко.

1.7. В одушевленных существительных мужского и общего рода после суффиксал в именительном падеже единственного числа ставится окончаниеа, например: чудила, чертила; у среднего рода — окончаниео, например: покрывало, забрало.

1.8. Названия населённых пунктов на -ов, -ев, -ин, -ын, -ово, -ево, -ино, -ыно имеют в творительном падеже единственного числа окончание -ом: Павшином, Румянцевом, Марьином, Ерином. Эти слова нужно различать с фамилиями, у которых в этом случае будет окончание -ым: Павшиным, Румянцевым, Марьиным и т.д.

Примечание. Сейчас для топонимов на —ово, -ево, -ино, -ыно нормативны два варианта: склоняемый и несклоняемый, но склоняемый относится к строгой литературной речи и его желательно использовать в официальных выступлениях и т.д.

Но: эти топонимы не склоняются при наличии родового слова, например: из района Братеево, из села Егорово. Но без него уже возможно склонение: из Братеева, из Егорова.

Таблица окончаний склонений во множественном числе

Краткий вариант:

Именительный -ы -и | -а́ -я́
Родительный □ | -öв | -ей | й
Дательный -ам -ям
Винительный -ы -и | -а́ -я́ □ | -öв | -ей
Творительный -ами -ями | -ми́
Предложный -ах -ях

Подробный вариант с примерами для множественного числа:

Падеж 1 склонение 2 склонение 3 склонение на -ие на -ия
Им. п. -ы | -и
вазы, няни
-ы, -и, -а, -я
краны, яблоки, стога, поля

речи

изобилия

мантии
Род. п.
ваз, нянь
-ов, -ей, □
кранов, полей, солнц
-ей
речей

изобилий

мантий
Дат. п. -ам | -ям
вазам, няням
-ам, -ям
кранам, полям
-ам, -ям
речам, дням
-ям
изобилиям
-ям
мантиям
Вин. п. -ы/□ | и/□
вазы / мам | нянь / руки
-ы, -и, -а, -я
краны, яблоки, стога, поля

речи

изобилия
-ии
мантии
Тв. п. -ами | -ями
вазами, нянями
-ами, -ями
кранами, полями
-ами/-ями
речами, днями
-ями
изобилиями
-ями
мантиями
Предл. п. -ах | -ях
о вазах, о нянях
-ах, -ях
о кранах, о полях
-ах, ях
о речах, о днях

об изобилии
-ях
о мантиях

2.1. У омонимов окончание в именительном падеже множественного числа иногда зависит от значения слова: корпусы (тела, туловища) — корпуса (строения), ордены (сообщества, организации) — ордена (награды), мехи (устройство для подачи воздуха) — меха (материал из шкуры)

2.2. У существительных женского рода с окончанием на , в родительном падеже множественного числа после шипящих мягкий знак не ставится: тёщ (теща), кляч (кляча), чащ (чаща), дач (дача).

2.3.

В родительном падеже множественного числа у существительных наня с предшествующим согласным мягкий знак на конце не пишется, например: , черешня — черешен, коптильня — коптилен, наковальня — наковален. Исключения: барышень, боярышень, деревень, кухонь.

2.4. У некоторых слов добавляется суффикс «ес» перед окончанием. Например, у слов «чудо» — «чудеса», «небо» — «небеса».

Разносклоняемые существительные

К разносклоняемым существительным относятся слова «путь», «дитя» и 10 слов на -мя: «темя», «племя», «знамя», «семя», «вымя», «время», «бремя», «стремя», «имя», «пламя». Эти слова имеют окончания, характерные для разных склонений. В родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе они оканчиваются на .

Падеж ед.ч. мн.ч.
Им. путь, пламя, семя, стремя, дитя пути, пламёна, семена, стремена, дети
Род. пути, пламени, семени, стремени, дитяти путей, пламён, семян, стремян, детей
Дат. пути, пламени, семени, стремени, дитяти путям, пламёнам, семенам, стременам, детям
Вин. путь, пламя, семя, стремя, дитя пути, пламёна, семена, стремена, детей
Тв. путём, пламенем, семенем, стременем, дитятею путями, пламёнами, семенами, стременами, детьми
Предл. (о) пути, пламени, семени, стремени, дитяти путях, пламёнах, семенах, стременах, детях

Источник: http://gramatik.ru/okonchaniya-i-sklonenie-po-padezham-imen-sushhestvitelnyh-opisanie-pravil-s-tablitsej/

Ссылка на основную публикацию