Приставочный способ образования слов (70 примеров)

Очень часто впадают в ошибку, видя в слове приставку и считая, что это приставочный способ образования, то есть происходит подмена понятия «словообразования» «морфемным составом слова.

В том-то и дело, что наличие приставки в составе слова совсем не говорит о том, что это именно приставочный способ образования.

Чтобы не быть голословной приведу вот такой пример: слово «излечение» считают образованным от существительного «лечение» с помощью приставки из-. И это ошибочное мнение!

Существительное «излечение» является отглагольным, а в таким случае — это только суффиксальный способ образования. Убедимся в этом, составив словообразовательную цепочку:

лечить — излечить — излечение.

Приставка из-, как наглядно видно, присоединилась раньше, на предыдущей ступеньке. Обратим внимание, что произошла смена части речи: глагол-существительное.

  • А теперь вернемся к приставочному способу словообразования. Главным здесь является то, что с помощью приставки образуются новые слова той же части речи, что и производящее слово:
  • существительное — существительное;
  • глагол — глагол;
  • прилагательное — прилагательное;

наречие — наречие и т.д.

  1. При приставочном способе не происходит смены части речи, как при суффиксальном способе образования слов.
  2. Примеры слов, образованных приставочным способом:
  3. автор — соавтор;
  4. заголовок — подзаголовок;
  5. порядок — беспорядок;
  6. бабушка — прабабушка;
  7. бежать — прибежать;
  8. варить — переварить;
  9. белить — побелить;
  10. штатный — внештатный;
  11. моральный — аморальный;
  12. важный — архиважный;
  13. который — некоторый;
  14. земной — околоземной;
  15. куда — некуда;
  16. что — кое-что;
  17. кто — кое-кто;

Приставочный способ. Примеры слов, образованных приставочным способом?

  • Приставочный способ для появления новых слов сделал наш русский язык еще обширнее. Но с ними обычно и возникают сомнения, писать е или и, глухую или звонкую конечную букву в приставке. Именно она потому и получила свое название, что приставляется к изначальному слову, образуя новое — вот он и весь приставочный способ. Обычно все слова с приставочным способом обозначают новую фазу, высшую фазу, чем базис, но есть и те, что так создали антоним, что-то обратное базису — не просто ходить, а переходить улицу например. Не просто баланс, а дисбаланс гормонов в организме. Не просто сильный, а сверхсильный мужчина выиграл соревнования по перетягиванию КамАза.
  • Способов образования слов много и одним из них является приставочный. В данном способе словообразования к словам, которые выступают в качестве производящей основы, прибавляется приставка. При данном виде словообразования слово, как часть речи не изменяется. То есть, возьмем слово quot;приятельquot; и прибавим к нему приставку -не, получим слово quot;неприятельquot;. При этом оба слова остаются именами существительными.
    Еще для примера возьмем слово quot;даватьquot; и добавим приставку -раз или -пере, в любом случае, буть то quot;раздаватьquot; или quot;передаватьquot;, часть речи не изменилась и все слова являются глаголами.
  • Приставочный способ-это такой способ словообразования в русском языке, при котором слова образуются с помощью приставок. Зачастую его путают с приставочно-суффиксальным способом, если школьник не может вычленить начальное производное слово. Нас учили, что нужно найти лексическое значение слова (минимально короткое), которое поможет найти слово, от которого образовано новое слово, к примеру:

    • Переделать-делать что-то заново, от слова ДЕЛАТЬ, при помощи приставки ПЕРЕ-.
    • Архиважный-очень важный, образовано от целого слова ВАЖНЫЙ при помощи приставки АРХИ-.
    • Другие примеры:
    • НАвсегда-всегда,
    • ПЕРЕплыть-плыть,
    • СВЕРХчеловек-человек,
    • ЗАбежать-бежать,
    • НИгде-где,
    • НЕкрасивый-красивый.

    НО! наручники-не от слова ручники, а от слова РУКА, значит, приставочно-суффиксальный способ.

  • Приставочный способ словообразования это способ словообразования, который предполагает создание слов с помощью приставок. Итак, примеры слов, образованных от приставок: отлететь, вырастить, переделать, заделать, переплыть, перебежать и подобные.

  • Приставочный способ образования слов очень широко используется и прост. К корню слова просто добавляется приставка и получается новое слово с новым смыслом и значением. Главное знать основные приставки в русском языке. Это в, на, от, за, при, пре, пере, до, у и другие.

    Например: влететь, налететь, отлететь, залететь, прилететь, перелететь, долететь, улететь.

    1. Приставочный способ — это способ образования новых слов в русском языке с помощью приставок.
    2. Например:
    3. Глаголы, образованные с помощью приставок:
    4. Ходить — переходить, бродить — забродить, читать — дочитать.
    5. Существительные:
    6. Гармония — дисгармония, ход — переход.
    7. Прилагательные:
    8. Добрый — предобрый, сложный — сверхсложный.
    9. Наречия:
    10. Когда — никогда, где- нигде.
    11. Местоимения:
    12. Кто- никто.
  • Очень часто впадают в ошибку, видя в слове приставку и считая, что это приставочный способ образования, то есть происходит подмена понятия quot;словообразованияquot; quot;морфемным составом слова.

    В том-то и дело, что наличие приставки в составе слова совсем не говорит о том, что это именно приставочный способ образования.

    Чтобы не быть голословной приведу вот такой пример: слово quot;излечениеquot; считают образованным от существительного quot;лечениеquot; с помощью приставки из-. И это ошибочное мнение!

    Существительное quot;излечениеquot; является отглагольным, а в таким случае — это только суффиксальный способ образования. Убедимся в этом, составив словообразовательную цепочку:

    лечить — излечить — излечение.

    Приставка из-, как наглядно видно, присоединилась раньше, на предыдущей ступеньке. Обратим внимание, что произошла смена части речи: глагол-существительное.

    • А теперь вернемся к приставочному способу словообразования. Главным здесь является то, что с помощью приставки образуются новые слова той же части речи, что и производящее слово:
    • существительное — существительное;
    • глагол — глагол;
    • прилагательное — прилагательное;

    наречие — наречие и т.д.

    1. При приставочном способе не происходит смены части речи, как при суффиксальном способе образования слов.
    2. Примеры слов, образованных приставочным способом:
    3. автор — соавтор;
    4. заголовок — подзаголовок;
    5. порядок — беспорядок;
    6. бабушка — прабабушка;
    7. бежать — прибежать;
    8. варить — переварить;
    9. белить — побелить;
    10. штатный — внештатный;
    11. моральный — аморальный;
    12. важный — архиважный;
    13. который — некоторый;
    14. земной — околоземной;
    15. куда — некуда;
    16. что — кое-что;
    17. кто — кое-кто;
  • Среди морфемных способов словообразования в русском языке особо стоит отметить приставочный и приставочно-суффиксальный.

    Почему особо? Вы замечали, что большинство новых слов в поэтической речи образуется именно с их помощью, именно эти способы словобразования придают словам новые значения, делая их более экспрессивными.

    Особенно часто приставочный способ использовал Владимир Маяковский. Откроем любое его произведение, например, мое любимое quot;Облако в штанахquot; — безъязыкая (про улицу), испешеходили, выстони (не могу не привести всю цитату:

    Приставочный способ образования слов (70 примеров)

    В повседневной речи приставочный способ словообразования тоже один из самых распространенных — читать-перечитать, делать — переделать и т.д.

  • Приставочный способ образования слов в русском языке — один из самых распространенных. Это образование нового слова с помощью приставки. Чаще всего таким способом образуются глаголы.

    Например, ходить — переходить, ехать — приехать, растить — вырастить. Но с помощью приставки могут образовываться и другие части речи.

    Например, ответственный — безответственный, аккуратный — неаккуратный, кто — кое-кто.

 Префиксально-суффиксальный способ словообразования — это производство нового слова путем одновременного прибавления к производящей основе (или к производящему слову) и приставки, и суффикса: окн-о — под-окон-ник, дорог-а — по-дорож-ник, берег — при-бреж-н-ый, боль — обез-бол-и-ть, пуст-ой — в-пуст-ую, мор-е — вз-мор‘й-э, красн-ый — до-красн-а.  На практике часто бывает трудно определить, каким способом (префиксальным или префиксально-суффиксальным) образовано слов, имеющее в своем составе приставку и суффикс. Здесь необходимо опираться не только на смысловую мотивированность анализируемого слова, но и на использовать формальный критерий, который состоит в следующем. Слова, образованные префиксально-суффиксальным способом, не употребляются без приставки (нет слов «снежник», «дорожник», «бесдник», «бережье» и т.п., в то время как слова, образованные префиксальным способом, всегда могут употребляться самостоятельно, без приставки ( антивоенный — военный, антиокислитель — окислитель, бесклассовый — классовый). м, где возможно семантическая соотнесенность префиксально-суффиксальных слов с бесприставочными словами, возможно и понимание двоякой мотивации (словообразовательной соотнесенности, производности) и, значит, разных способов словообразования, ср.: до-школьное (образование) — школьное (образование), дошкольный (возраст) — (возраст) до школы.

  • Безаффиксный // бессуфиксный способ // нулевая суффиксация

 Безаффиксный способ словообразования — это такой способ производства слов, при котором производящая основа без прибавления каких-либо аффиксов становиться основой для нового слова . При этом часто происходит усечение производящей основы (отбрасывание одного или двух суффиксов), изменение конечного согласного основы, чередование, перенос ударения.

Безаффиксным способ образуются, как правило существительные от глаголов и прилагательных, например: вывозить, вывезти — вывоз, взорвать — взрыв, перехватывать, перехватить — перехват, сбрасывать, сбросить — сброс, высокий — высь, былой — быль, гладкий — гладь, глубокий — глубь и др.

Существительные, образованные безаффиксным способом, обычно обозначают концентрацию признака (сушь ← сухой) или действия (выплата ← выплатить).

 Сложение — это такой способ словообразования, при котором новое слово возникает в результате объединения в одно целое  двух или более производящих основ или слов, в ряде случаев — частей слов.

При сложении основ или слов образуются сложные слова, при сложении частей слов сложносокращенные слова: льноволокно, научно-технический, идейно-воспитательный, электросталеплавильный, электротепловентилятор, роман-газета, кресло-кровать, ООН,  вуз.

  Существуют следующие формально-структурные разновидности сложения:

  1. Сложение основ в чистом виде при помощи соединительных согласных о/е: энергосбережение, хлебозавод, русско-английский.
  2. Сложение основ в сочетании с суффиксацией: Черноморец (ср.: Черное море), редколесь[й-э] (ср.:  редкий лес), шестигранник (ср.: шесть граней).
  3. Сложение основ без соединительных гласных по модели «определяемое — определяющее»: завод-автомат, школа-интернат, мать-героиня, кресло-кровать.
  4. Сложение частей основ (слов): сельмаг — сельский магазин, СМУ (строительно-монтажное управление), завуч (заведующий учебной частью), облоно (областной отдел народного образования).
  5. Сложение части основы слова с полным словом: физкультура, профсоюз, спортзал. Такого рода слова занимают промежуточное положение между собственно сложными словами и словами сложносокращенными, хотя многие следователи включают их в аббревиатуры.

 Постфиксальный способ словообразования — это образование нового слова путем прибавления к целому производящему слову постфикса. Здесь различают несколько разновидностей:  Чисто постфиксальный: погрузить — погрузиться.  Суффиксально-постфиксальный: ветвь — ветвиться.  Суффиксально-постфиксальный-префиксальный: луна — прилуниться.

Источник: https://novoevmire.biz/obshhestvo/obrazovanie/pristavochnyj-sposob-obrazovaniya-slov-primery-slovoobrazovaniya.html

Морфемика Словообразование. Приставочный способ Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок. — презентация

1 Морфемика Словообразование

2 Приставочный способ Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи. При этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.

3 Примеры со + ученик соученик (существительное) пре + большой пребольшой (прилагательное) пере + бежать перебежать (глагол) от + ныне отныне (наречие) Производящая основа Производная основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа

4 Суффиксальный способ Суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящей основе суффиксов. Этим способом образуются слова, относящиеся к различным частям речи.

  • 5 Примеры комната + -к- комнатка комната + -н- комнатный свет + -л- светлый светлый + -еньк- светленький светлый + -е светлеть Производящая основа Производная основа
  • 6 Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящей основе одновременно приставки и суффикса.
  • 7 Примеры не- + избежать + -н- неизбежный под- +слепой + -оват- подслеповатый по- + французский + и по-французски со- + курс + ник сокурсник в- + читать + ся вчитаться Производящая основа Производная основа
  • 8 Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:

9 Постфиксальный способ Постфиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи.

С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь увлечься, учить учиться, сломать сломаться) С помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределённые местоимения и местоименные наречия (кто кто-то, чей чей-либо, какой какой-нибудь, где где-то, когда когда-либо, как как-нибудь).

Договоримся называть постфиксальный способ образования называть суффиксальным

10 Бессуффиксный способ Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов (или Нулевая суффиксация).

11 Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучение, рисовать – рисование, ходить – ходьба; белый – белизна, тёмный – темнота, слабый – слабость. Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зелёный – зелень, сухой – сушь). Тем не менее, такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь.

12 заплывать заплыв рассветать рассвет зелёный зелень Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа Производная основа

13 Сложение Сложение – образование слов путем соединения двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения: Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой.

Сложение сокращённых основ, в результате чего получается сложносокращённое слово, или аббревиатура. Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных.

Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз), сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза).

14 Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный. Сравните: Пароходный пароход + н (суффиксальный) Белоснежный белый снег + н (сложение)

15 Переход в другую часть речи Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова, принадлежащего к определенной части речи, начинает осмысляться как слово, относящееся другой части речи.

При этом фонетический облик слова остается прежним, но в его грамматических свойствах происходят изменения, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) больной (сущ.), приёмная (прил. в форме ж. рода) приёмная (сущ.), лёжа (дееприч.

) лёжа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) весной (наречие).

16 Словообразовательный разбор В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым. Обеденный обед Перерыв перерывать Сотрудники труд Поели ели Отправились отправили Мороженое (сущ.) мороженое (прил.)

17 Порядок словообразовательного разбора 1. Поставить анализируемое слово в начальную форму 2.

Подобрать к анализируемому слову производящее слово; объяснить значение производного слова через значение производящего; обозначить производящую основу 3. Указать словообразующую морфему 4.

Указать способ словообразования 5. Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть (например, чередование гласных и согласных)

Источник: http://www.myshared.ru/slide/485745/

Способы образования слов – примеры в русском языке: приставочное, суффиксное и другие методы

Словообразование (СО) представляет собой языковой процесс формирования новых словоформ с использованием различных устойчивых моделей. Также словообразование – область научного знания, которая посвящена изучению этого процесса. Рассмотрим способы образования слов в русском языке.

Весь массив словоформ нашего языка классифицируется на первообразные (их значение объяснить нельзя) и производные (их значение объясняется структурой – внутренней формой лексемы). Есть два различных пути формирования слов:

  • диахронический (историческое формирование);
  • синхронитический (собственно образование новых словоформ).

Как уже было сказано ранее, создание новых лексических единиц базируется на фиксированных словообразовательных моделях. Способы образования прилагательных, глаголов, существительных весьма разнообразны. СО модель – это некий языковой алгоритм производства новых словоформ или установления внутренней структуры старых.

Цели и функции СО

Зачем же существует процесс формирования новых единиц в нашем языке, какие функции он выполняет? Во-первых, новые лексемы создаются с целью упрощения синтаксических конструкций, которые моделируют тот или иной объект действительности (зажигалка – то, чем зажигают пламя).

Во-вторых, словообразование способно фиксировать смыслы в разных синтаксических моделях (стирка – отглагольное существительное, обозначающее целый процесс действий). В-третьих, образование новых слов нацелено на передачу стилистически или эмоционально окрашенных оттенков (дух – душа – душонка).

Кроме того, словообразование выполняет следующие важные функции:

  1. Номинативная – обозначение, наименование каких-либо объектов и процессов.
  2. Компрессивная – создание аббревиатур из ряда слов, упрощение языка.
  3. Конструктивная – изменение слова с целью грамотного построения синтаксиса.
  4. Экспрессивная – передача субъективного, собственного отношения к чему-либо.
  5. Стилистическая – выражение стилистической окрашенности словоформы.

Средства образования

Структуру каждого слова можно представить следующим образом: основа (часть, раскрывающая его значение) и флексия/окончание (элемент, находящийся в его абсолютном конце и выражающий грамматические характеристики). Во время образования флексия всегда изменяется, а основа – нет.

Существует два типа основ в СО: производящая и производная. Производящая – более простая по смыслу, она является базовой для формирования производной основы.

Важно! Производная всегда вторична и обоснована смыслом производящей.

Основа состоит из морфем – элементов (корень, префикс, суффикс, постфикс). Морфемы указывают на модели СО. Некоторые из морфем являются словообразующими, именно они выступают средствами создания слов:

  • префикс (приставка) – элемент, находящийся перед корнем;
  • суффикс – элемент, находящийся после корня словоформы;
  • постфикс (-ся) – элемент, находящийся после суффикса и выражающий взаимность/возвратность.

Также в роль средства СО играет комбинация префикса и суффикса – в этом случае они присоединяются одновременно.

Виды словообразования

В нашем языке существует большое количество вариантов формирования словоформ. Перечислим их:

  1. Префиксальный (приставочный способ образования слов).
  2. Суффиксальный.
  3. Префиксально-суффиксальный (приставочно-суффиксальный).
  4. Постфиксальный.
  5. Бессуффиксный.
  6. Сращение (слов или их основ, аббревиация).
  7. Субстантивация (переход слова в другую часть речи).
  8. Сложные виды.

Теперь подробно рассмотрим каждый из них.

Префиксальный, или приставочный способ образования слов – вариант формирования словоформы, в котором словообразующей морфемой становится префикс (приставка). Префиксальный способ свойствен, как правило, глаголам и глагольным частям речи, но также участвует в образование и остальных слов.

Примеры префиксального СО: читать – перечитать, летать – взлетать.

Суффиксальное СО – разновидность формирования словоформы, в котором словообразующей морфемой становится суффикс. Суффиксация – именное свойство, однако используется в формировании многих других частей речи.

Примеры префиксального СО: зеленый – зеленеть, глаз – глазок.

Префиксально-суффиксальное СО – комбинированный процесс, в котором словообразующими морфемами становятся приставка и суффикс. Префиксально-суффиксальный способ характерен, в основном, для существительных, а также наречий.

Примеры префиксально-суффиксального СО: трое – втроем, одеяло – пододеяльник.

Постфиксальное СО – постфикс выступает в качестве словообразовательной морфемы. Постфиксальный способ словообразования характерен для глагольных форм и характеризует их возвратность или взаимность действия.

Примеры постфиксального СО: вернуть – вернуться, толкать – толкаться.

Бессуффиксное СО – усечение морфем слова. Бессуффиксный способ используется для трансформации глаголов и некоторых прилагательных в существительные. Что характерно для данного варианта, основа производящего прилагательного изменяется, а глагола – нет.

Примеры бессуффиксного СО: глухой – глушь, шагать – шаг.

Сращение (сложение) в словообразовании происходит в различных вариациях:

  • сращение основ или целых слов с использованием соединительных гласных («о» и «е»);
  • аббревиация – формирование сложносокращенных слов путем соединения частей словосочетаний. Данный тип наиболее характерен для имен существительных.

Примеры сращения в СО: природа + ведать = природоведение, генно-модифицированные организмы – ГМО.

Субстантивация – словообразование имен существительных, процесс при котором трансформируются причастия и прилагательные. Также этот процесс называется переходом из одной части речи в другую.

  • Примеры перехода слова в другую часть речи: рабочий народ – рабочий встает рано.
  • Сложно-префиксальное и сложно-суффиксальное СО – это комбинированные процессы формирования слов, во время которых префикс или суффикс выступают в роли словообразовательных элементов или же происходит сращение основ.
  • Примеры сложных разновидностей СО: снег + уборка + -н = снегоуборочный, тепло + ход + -ом = теплоходом.

Важно! Способы СО – это устойчивые модели, которые характерны для конкретных частей речи и применяются по фиксированному алгоритму.

Словообразовательный разбор

СО разбор – процесс расчленения слова на части с установлением внутренних связей. Его проведение нацелено на выяснение того, от какой словоформы и каким образом слово было сформировано, а также какие модели при этом применялись.

СО разбор слова выполняется по следующему алгоритму:

  1. Поставить рассматриваемое слово в начальную форму.
  2. Определить лексемы, которые могли бы мотивировать создание исследуемого слова. Они должны быть связаны с ним по смыслу, а также значение разбираемого слова можно через них объяснить.
  3. Определить производную и производящую основы.
  4. Указать средство и способ СО в исследуемой лексеме.
  5. Определить, с какими процессами было связано формирование новой словоформы (усечение основы и т.п.).

Пример словообразовательного разбора:

  1. Богатство – начальная форма «богатство».
  2. Богатство (сущ.) – произошло от прилагательного «богатый».
  3. Богатство (производная) ← богатый (производящая).
  4. Средство СО – суффикс –ство, способ СО – суффиксация.
  5. Другие процессы задействованы не были.

Способы словообразования

2 Основные способы образования слов в русском языке

Выводы

Итак, словообразование представляет совокупность языковых процессов и устойчивых алгоритмов формирования словоформ. Существует множество видов словообразования, которые основаны на использовании различных морфем для создания нового слова.

Источник: https://uchim.guru/russkij-yazyk/sposoby-obrazovaniya-slov-v-russkom-yazyke.html

Ссылка на основную публикацию

Яндекс.Метрика