Очень часто впадают в ошибку, видя в слове приставку и считая, что это приставочный способ образования, то есть происходит подмена понятия «словообразования» «морфемным составом слова.
В том-то и дело, что наличие приставки в составе слова совсем не говорит о том, что это именно приставочный способ образования.
Чтобы не быть голословной приведу вот такой пример: слово «излечение» считают образованным от существительного «лечение» с помощью приставки из-. И это ошибочное мнение!
Существительное «излечение» является отглагольным, а в таким случае — это только суффиксальный способ образования. Убедимся в этом, составив словообразовательную цепочку:
лечить — излечить — излечение.
Приставка из-, как наглядно видно, присоединилась раньше, на предыдущей ступеньке. Обратим внимание, что произошла смена части речи: глагол-существительное.
- А теперь вернемся к приставочному способу словообразования. Главным здесь является то, что с помощью приставки образуются новые слова той же части речи, что и производящее слово:
- существительное — существительное;
- глагол — глагол;
- прилагательное — прилагательное;
наречие — наречие и т.д.
- При приставочном способе не происходит смены части речи, как при суффиксальном способе образования слов.
- Примеры слов, образованных приставочным способом:
- автор — соавтор;
- заголовок — подзаголовок;
- порядок — беспорядок;
- бабушка — прабабушка;
- бежать — прибежать;
- варить — переварить;
- белить — побелить;
- штатный — внештатный;
- моральный — аморальный;
- важный — архиважный;
- который — некоторый;
- земной — околоземной;
- куда — некуда;
- что — кое-что;
- кто — кое-кто;
Приставочный способ. Примеры слов, образованных приставочным способом?
- Приставочный способ для появления новых слов сделал наш русский язык еще обширнее. Но с ними обычно и возникают сомнения, писать е или и, глухую или звонкую конечную букву в приставке. Именно она потому и получила свое название, что приставляется к изначальному слову, образуя новое — вот он и весь приставочный способ. Обычно все слова с приставочным способом обозначают новую фазу, высшую фазу, чем базис, но есть и те, что так создали антоним, что-то обратное базису — не просто ходить, а переходить улицу например. Не просто баланс, а дисбаланс гормонов в организме. Не просто сильный, а сверхсильный мужчина выиграл соревнования по перетягиванию КамАза.
- Способов образования слов много и одним из них является приставочный. В данном способе словообразования к словам, которые выступают в качестве производящей основы, прибавляется приставка. При данном виде словообразования слово, как часть речи не изменяется. То есть, возьмем слово quot;приятельquot; и прибавим к нему приставку -не, получим слово quot;неприятельquot;. При этом оба слова остаются именами существительными.
Еще для примера возьмем слово quot;даватьquot; и добавим приставку -раз или -пере, в любом случае, буть то quot;раздаватьquot; или quot;передаватьquot;, часть речи не изменилась и все слова являются глаголами. - Приставочный способ-это такой способ словообразования в русском языке, при котором слова образуются с помощью приставок. Зачастую его путают с приставочно-суффиксальным способом, если школьник не может вычленить начальное производное слово. Нас учили, что нужно найти лексическое значение слова (минимально короткое), которое поможет найти слово, от которого образовано новое слово, к примеру:
- Переделать-делать что-то заново, от слова ДЕЛАТЬ, при помощи приставки ПЕРЕ-.
- Архиважный-очень важный, образовано от целого слова ВАЖНЫЙ при помощи приставки АРХИ-.
- Другие примеры:
- НАвсегда-всегда,
- ПЕРЕплыть-плыть,
- СВЕРХчеловек-человек,
- ЗАбежать-бежать,
- НИгде-где,
- НЕкрасивый-красивый.
НО! наручники-не от слова ручники, а от слова РУКА, значит, приставочно-суффиксальный способ.
-
Приставочный способ словообразования это способ словообразования, который предполагает создание слов с помощью приставок. Итак, примеры слов, образованных от приставок: отлететь, вырастить, переделать, заделать, переплыть, перебежать и подобные.
-
Приставочный способ образования слов очень широко используется и прост. К корню слова просто добавляется приставка и получается новое слово с новым смыслом и значением. Главное знать основные приставки в русском языке. Это в, на, от, за, при, пре, пере, до, у и другие.
Например: влететь, налететь, отлететь, залететь, прилететь, перелететь, долететь, улететь.
-
- Приставочный способ — это способ образования новых слов в русском языке с помощью приставок.
- Например:
- Глаголы, образованные с помощью приставок:
- Ходить — переходить, бродить — забродить, читать — дочитать.
- Существительные:
- Гармония — дисгармония, ход — переход.
- Прилагательные:
- Добрый — предобрый, сложный — сверхсложный.
- Наречия:
- Когда — никогда, где- нигде.
- Местоимения:
- Кто- никто.
-
Очень часто впадают в ошибку, видя в слове приставку и считая, что это приставочный способ образования, то есть происходит подмена понятия quot;словообразованияquot; quot;морфемным составом слова.
В том-то и дело, что наличие приставки в составе слова совсем не говорит о том, что это именно приставочный способ образования.
Чтобы не быть голословной приведу вот такой пример: слово quot;излечениеquot; считают образованным от существительного quot;лечениеquot; с помощью приставки из-. И это ошибочное мнение!
Существительное quot;излечениеquot; является отглагольным, а в таким случае — это только суффиксальный способ образования. Убедимся в этом, составив словообразовательную цепочку:
лечить — излечить — излечение.
Приставка из-, как наглядно видно, присоединилась раньше, на предыдущей ступеньке. Обратим внимание, что произошла смена части речи: глагол-существительное.
- А теперь вернемся к приставочному способу словообразования. Главным здесь является то, что с помощью приставки образуются новые слова той же части речи, что и производящее слово:
- существительное — существительное;
- глагол — глагол;
- прилагательное — прилагательное;
наречие — наречие и т.д.
- При приставочном способе не происходит смены части речи, как при суффиксальном способе образования слов.
- Примеры слов, образованных приставочным способом:
- автор — соавтор;
- заголовок — подзаголовок;
- порядок — беспорядок;
- бабушка — прабабушка;
- бежать — прибежать;
- варить — переварить;
- белить — побелить;
- штатный — внештатный;
- моральный — аморальный;
- важный — архиважный;
- который — некоторый;
- земной — околоземной;
- куда — некуда;
- что — кое-что;
- кто — кое-кто;
-
Среди морфемных способов словообразования в русском языке особо стоит отметить приставочный и приставочно-суффиксальный.
Почему особо? Вы замечали, что большинство новых слов в поэтической речи образуется именно с их помощью, именно эти способы словобразования придают словам новые значения, делая их более экспрессивными.
Особенно часто приставочный способ использовал Владимир Маяковский. Откроем любое его произведение, например, мое любимое quot;Облако в штанахquot; — безъязыкая (про улицу), испешеходили, выстони (не могу не привести всю цитату:
В повседневной речи приставочный способ словообразования тоже один из самых распространенных — читать-перечитать, делать — переделать и т.д.
-
Приставочный способ образования слов в русском языке — один из самых распространенных. Это образование нового слова с помощью приставки. Чаще всего таким способом образуются глаголы.
Например, ходить — переходить, ехать — приехать, растить — вырастить. Но с помощью приставки могут образовываться и другие части речи.
Например, ответственный — безответственный, аккуратный — неаккуратный, кто — кое-кто.
Префиксально-суффиксальный способ словообразования — это производство нового слова путем одновременного прибавления к производящей основе (или к производящему слову) и приставки, и суффикса: окн-о — под-окон-ник, дорог-а — по-дорож-ник, берег — при-бреж-н-ый, боль — обез-бол-и-ть, пуст-ой — в-пуст-ую, мор-е — вз-мор‘й-э, красн-ый — до-красн-а. На практике часто бывает трудно определить, каким способом (префиксальным или префиксально-суффиксальным) образовано слов, имеющее в своем составе приставку и суффикс. Здесь необходимо опираться не только на смысловую мотивированность анализируемого слова, но и на использовать формальный критерий, который состоит в следующем. Слова, образованные префиксально-суффиксальным способом, не употребляются без приставки (нет слов «снежник», «дорожник», «бесдник», «бережье» и т.п., в то время как слова, образованные префиксальным способом, всегда могут употребляться самостоятельно, без приставки ( антивоенный — военный, антиокислитель — окислитель, бесклассовый — классовый). м, где возможно семантическая соотнесенность префиксально-суффиксальных слов с бесприставочными словами, возможно и понимание двоякой мотивации (словообразовательной соотнесенности, производности) и, значит, разных способов словообразования, ср.: до-школьное (образование) — школьное (образование), дошкольный (возраст) — (возраст) до школы.
- Безаффиксный // бессуфиксный способ // нулевая суффиксация
Безаффиксный способ словообразования — это такой способ производства слов, при котором производящая основа без прибавления каких-либо аффиксов становиться основой для нового слова . При этом часто происходит усечение производящей основы (отбрасывание одного или двух суффиксов), изменение конечного согласного основы, чередование, перенос ударения.
Безаффиксным способ образуются, как правило существительные от глаголов и прилагательных, например: вывозить, вывезти — вывоз, взорвать — взрыв, перехватывать, перехватить — перехват, сбрасывать, сбросить — сброс, высокий — высь, былой — быль, гладкий — гладь, глубокий — глубь и др.
Существительные, образованные безаффиксным способом, обычно обозначают концентрацию признака (сушь ← сухой) или действия (выплата ← выплатить).
Сложение — это такой способ словообразования, при котором новое слово возникает в результате объединения в одно целое двух или более производящих основ или слов, в ряде случаев — частей слов.
При сложении основ или слов образуются сложные слова, при сложении частей слов сложносокращенные слова: льноволокно, научно-технический, идейно-воспитательный, электросталеплавильный, электротепловентилятор, роман-газета, кресло-кровать, ООН, вуз.
Существуют следующие формально-структурные разновидности сложения:
- Сложение основ в чистом виде при помощи соединительных согласных о/е: энергосбережение, хлебозавод, русско-английский.
- Сложение основ в сочетании с суффиксацией: Черноморец (ср.: Черное море), редколесь[й-э] (ср.: редкий лес), шестигранник (ср.: шесть граней).
- Сложение основ без соединительных гласных по модели «определяемое — определяющее»: завод-автомат, школа-интернат, мать-героиня, кресло-кровать.
- Сложение частей основ (слов): сельмаг — сельский магазин, СМУ (строительно-монтажное управление), завуч (заведующий учебной частью), облоно (областной отдел народного образования).
- Сложение части основы слова с полным словом: физкультура, профсоюз, спортзал. Такого рода слова занимают промежуточное положение между собственно сложными словами и словами сложносокращенными, хотя многие следователи включают их в аббревиатуры.
Постфиксальный способ словообразования — это образование нового слова путем прибавления к целому производящему слову постфикса. Здесь различают несколько разновидностей: Чисто постфиксальный: погрузить — погрузиться. Суффиксально-постфиксальный: ветвь — ветвиться. Суффиксально-постфиксальный-префиксальный: луна — прилуниться.
Источник: https://novoevmire.biz/obshhestvo/obrazovanie/pristavochnyj-sposob-obrazovaniya-slov-primery-slovoobrazovaniya.html
Морфемика Словообразование. Приставочный способ Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок. — презентация
1 Морфемика Словообразование
2 Приставочный способ Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи. При этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.
3 Примеры со + ученик соученик (существительное) пре + большой пребольшой (прилагательное) пере + бежать перебежать (глагол) от + ныне отныне (наречие) Производящая основа Производная основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа
4 Суффиксальный способ Суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящей основе суффиксов. Этим способом образуются слова, относящиеся к различным частям речи.
- 5 Примеры комната + -к- комнатка комната + -н- комнатный свет + -л- светлый светлый + -еньк- светленький светлый + -е светлеть Производящая основа Производная основа
- 6 Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящей основе одновременно приставки и суффикса.
- 7 Примеры не- + избежать + -н- неизбежный под- +слепой + -оват- подслеповатый по- + французский + и по-французски со- + курс + ник сокурсник в- + читать + ся вчитаться Производящая основа Производная основа
- 8 Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:
9 Постфиксальный способ Постфиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи.
С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь увлечься, учить учиться, сломать сломаться) С помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределённые местоимения и местоименные наречия (кто кто-то, чей чей-либо, какой какой-нибудь, где где-то, когда когда-либо, как как-нибудь).
Договоримся называть постфиксальный способ образования называть суффиксальным
10 Бессуффиксный способ Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов (или Нулевая суффиксация).
11 Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучение, рисовать – рисование, ходить – ходьба; белый – белизна, тёмный – темнота, слабый – слабость. Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зелёный – зелень, сухой – сушь). Тем не менее, такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь.
12 заплывать заплыв рассветать рассвет зелёный зелень Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа Производная основа
13 Сложение Сложение – образование слов путем соединения двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения: Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой.
Сложение сокращённых основ, в результате чего получается сложносокращённое слово, или аббревиатура. Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных.
Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз), сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза).
14 Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный. Сравните: Пароходный пароход + н (суффиксальный) Белоснежный белый снег + н (сложение)
15 Переход в другую часть речи Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова, принадлежащего к определенной части речи, начинает осмысляться как слово, относящееся другой части речи.
При этом фонетический облик слова остается прежним, но в его грамматических свойствах происходят изменения, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) больной (сущ.), приёмная (прил. в форме ж. рода) приёмная (сущ.), лёжа (дееприч.
) лёжа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) весной (наречие).
16 Словообразовательный разбор В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым. Обеденный обед Перерыв перерывать Сотрудники труд Поели ели Отправились отправили Мороженое (сущ.) мороженое (прил.)
17 Порядок словообразовательного разбора 1. Поставить анализируемое слово в начальную форму 2.
Подобрать к анализируемому слову производящее слово; объяснить значение производного слова через значение производящего; обозначить производящую основу 3. Указать словообразующую морфему 4.
Указать способ словообразования 5. Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть (например, чередование гласных и согласных)
Источник: http://www.myshared.ru/slide/485745/
Способы образования слов – примеры в русском языке: приставочное, суффиксное и другие методы
Словообразование (СО) представляет собой языковой процесс формирования новых словоформ с использованием различных устойчивых моделей. Также словообразование – область научного знания, которая посвящена изучению этого процесса. Рассмотрим способы образования слов в русском языке.
Весь массив словоформ нашего языка классифицируется на первообразные (их значение объяснить нельзя) и производные (их значение объясняется структурой – внутренней формой лексемы). Есть два различных пути формирования слов:
- диахронический (историческое формирование);
- синхронитический (собственно образование новых словоформ).
Как уже было сказано ранее, создание новых лексических единиц базируется на фиксированных словообразовательных моделях. Способы образования прилагательных, глаголов, существительных весьма разнообразны. СО модель – это некий языковой алгоритм производства новых словоформ или установления внутренней структуры старых.
Цели и функции СО
Зачем же существует процесс формирования новых единиц в нашем языке, какие функции он выполняет? Во-первых, новые лексемы создаются с целью упрощения синтаксических конструкций, которые моделируют тот или иной объект действительности (зажигалка – то, чем зажигают пламя).
Во-вторых, словообразование способно фиксировать смыслы в разных синтаксических моделях (стирка – отглагольное существительное, обозначающее целый процесс действий). В-третьих, образование новых слов нацелено на передачу стилистически или эмоционально окрашенных оттенков (дух – душа – душонка).
Кроме того, словообразование выполняет следующие важные функции:
- Номинативная – обозначение, наименование каких-либо объектов и процессов.
- Компрессивная – создание аббревиатур из ряда слов, упрощение языка.
- Конструктивная – изменение слова с целью грамотного построения синтаксиса.
- Экспрессивная – передача субъективного, собственного отношения к чему-либо.
- Стилистическая – выражение стилистической окрашенности словоформы.
Средства образования
Структуру каждого слова можно представить следующим образом: основа (часть, раскрывающая его значение) и флексия/окончание (элемент, находящийся в его абсолютном конце и выражающий грамматические характеристики). Во время образования флексия всегда изменяется, а основа – нет.
Существует два типа основ в СО: производящая и производная. Производящая – более простая по смыслу, она является базовой для формирования производной основы.
Важно! Производная всегда вторична и обоснована смыслом производящей.
Основа состоит из морфем – элементов (корень, префикс, суффикс, постфикс). Морфемы указывают на модели СО. Некоторые из морфем являются словообразующими, именно они выступают средствами создания слов:
- префикс (приставка) – элемент, находящийся перед корнем;
- суффикс – элемент, находящийся после корня словоформы;
- постфикс (-ся) – элемент, находящийся после суффикса и выражающий взаимность/возвратность.
Также в роль средства СО играет комбинация префикса и суффикса – в этом случае они присоединяются одновременно.
Виды словообразования
В нашем языке существует большое количество вариантов формирования словоформ. Перечислим их:
- Префиксальный (приставочный способ образования слов).
- Суффиксальный.
- Префиксально-суффиксальный (приставочно-суффиксальный).
- Постфиксальный.
- Бессуффиксный.
- Сращение (слов или их основ, аббревиация).
- Субстантивация (переход слова в другую часть речи).
- Сложные виды.
Теперь подробно рассмотрим каждый из них.
Префиксальный, или приставочный способ образования слов – вариант формирования словоформы, в котором словообразующей морфемой становится префикс (приставка). Префиксальный способ свойствен, как правило, глаголам и глагольным частям речи, но также участвует в образование и остальных слов.
Примеры префиксального СО: читать – перечитать, летать – взлетать.
Суффиксальное СО – разновидность формирования словоформы, в котором словообразующей морфемой становится суффикс. Суффиксация – именное свойство, однако используется в формировании многих других частей речи.
Примеры префиксального СО: зеленый – зеленеть, глаз – глазок.
Префиксально-суффиксальное СО – комбинированный процесс, в котором словообразующими морфемами становятся приставка и суффикс. Префиксально-суффиксальный способ характерен, в основном, для существительных, а также наречий.
Примеры префиксально-суффиксального СО: трое – втроем, одеяло – пододеяльник.
Постфиксальное СО – постфикс выступает в качестве словообразовательной морфемы. Постфиксальный способ словообразования характерен для глагольных форм и характеризует их возвратность или взаимность действия.
Примеры постфиксального СО: вернуть – вернуться, толкать – толкаться.
Бессуффиксное СО – усечение морфем слова. Бессуффиксный способ используется для трансформации глаголов и некоторых прилагательных в существительные. Что характерно для данного варианта, основа производящего прилагательного изменяется, а глагола – нет.
Примеры бессуффиксного СО: глухой – глушь, шагать – шаг.
Сращение (сложение) в словообразовании происходит в различных вариациях:
- сращение основ или целых слов с использованием соединительных гласных («о» и «е»);
- аббревиация – формирование сложносокращенных слов путем соединения частей словосочетаний. Данный тип наиболее характерен для имен существительных.
Примеры сращения в СО: природа + ведать = природоведение, генно-модифицированные организмы – ГМО.
Субстантивация – словообразование имен существительных, процесс при котором трансформируются причастия и прилагательные. Также этот процесс называется переходом из одной части речи в другую.
- Примеры перехода слова в другую часть речи: рабочий народ – рабочий встает рано.
- Сложно-префиксальное и сложно-суффиксальное СО – это комбинированные процессы формирования слов, во время которых префикс или суффикс выступают в роли словообразовательных элементов или же происходит сращение основ.
- Примеры сложных разновидностей СО: снег + уборка + -н = снегоуборочный, тепло + ход + -ом = теплоходом.
Важно! Способы СО – это устойчивые модели, которые характерны для конкретных частей речи и применяются по фиксированному алгоритму.
Словообразовательный разбор
СО разбор – процесс расчленения слова на части с установлением внутренних связей. Его проведение нацелено на выяснение того, от какой словоформы и каким образом слово было сформировано, а также какие модели при этом применялись.
СО разбор слова выполняется по следующему алгоритму:
- Поставить рассматриваемое слово в начальную форму.
- Определить лексемы, которые могли бы мотивировать создание исследуемого слова. Они должны быть связаны с ним по смыслу, а также значение разбираемого слова можно через них объяснить.
- Определить производную и производящую основы.
- Указать средство и способ СО в исследуемой лексеме.
- Определить, с какими процессами было связано формирование новой словоформы (усечение основы и т.п.).
Пример словообразовательного разбора:
- Богатство – начальная форма «богатство».
- Богатство (сущ.) – произошло от прилагательного «богатый».
- Богатство (производная) ← богатый (производящая).
- Средство СО – суффикс –ство, способ СО – суффиксация.
- Другие процессы задействованы не были.
Способы словообразования
2 Основные способы образования слов в русском языке
Выводы
Итак, словообразование представляет совокупность языковых процессов и устойчивых алгоритмов формирования словоформ. Существует множество видов словообразования, которые основаны на использовании различных морфем для создания нового слова.
Источник: https://uchim.guru/russkij-yazyk/sposoby-obrazovaniya-slov-v-russkom-yazyke.html